Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования явилась теория психосоциального развития одаренного ребенка, разработанная А. И. Савенковым. Содержательно в теории представлены наиболее ярко выраженные личностные особенности, присущие одаренным детям: стремление к самоактуализации, перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, особенности эмоционального развития1… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен детской интеллектуальной одаренности
    • 1. Проблема одаренности в философии и психологии
    • 2. Современные концепции интеллектуальной одаренности
  • Выводы
  • Глава 2. Проблема личностных детерминант интеллектуального развития ребенка в психологии
    • 1. Современные подходы к проблеме взаимосвязи личностного и интеллектуального развития
    • 2. Проблема социального интеллекта в современной психологии одаренности
  • Выводы
  • Глава 3. Эмпирическое исследование личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности ребенка
    • 1. Методы исследования личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности ребенка: описание и обоснование
    • 2. Анализ результатов исследования личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности младших школьников
  • Выводы

Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития интеллекта ребенка привлекает внимание специалистов, так как современный уровень развития общества требует постоянного поиска тех условий, которые способствовали бы развитию психических функций ребенка, в том числе и его интеллекта.

Интеллектуальная одаренность обычно определяется через достижения, а они непосредственно связаны не только с функционированием интеллекта, но с действием личностных факторов. Вопросы, о том каковы эти детерминанты и какова степень их воздействия на развитие интеллектуальной одаренности ребенка в период младшего школьного возраста явились центральными в нашем исследовании.

Выявление личностных особенностей, значимо влияющих на развитие интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте, может способствовать выстраиванию эффективного образовательного процесса с целью повышения интеллектуального потенциала ребенка.

Методологической основой исследования личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности явилась утвердившаяся в отечественной науке идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. В контексте данной идеи развитие интеллектуальной одаренности происходит путем присвоения ребенком в образовательном процессе содержания исторически обусловленной материальной и духовной культуры общества, представленной в Великом идеополе общественного сознания1.

Мы исходим также из идеи B.C. Мухиной о внутренней позиции личности, как условии, определяющем отношение человека к себе: к своим способностям и к перспективе своего развития.

1 Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспееты). — Екатеринбург, 2007. — С. 33 — 34.

Сформулированные положения выступают основополагающими при анализе детерминант развития интеллектуальной одаренности на разных этапах онтогенеза.

Теоретической основой исследования явилась теория психосоциального развития одаренного ребенка, разработанная А. И. Савенковым. Содержательно в теории представлены наиболее ярко выраженные личностные особенности, присущие одаренным детям: стремление к самоактуализации, перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, особенности эмоционального развития1.

Цель исследования — выявление личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности младших школьников.

Объект исследования — процесс развития интеллектуальной одаренности.

Предмет исследования — личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников.

Гипотезы исследования основаны на предположении о том, что процесс развития интеллектуальной одаренности младших школьников детерминирован внутренней позицией личности, а также личностными особенностями. Детерминантами развития интеллектуальной одаренности выступают:

1 — высокая исследовательская направленность на содержание деятельности;

2 — перфекционизм, как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата;

3 — личностное побуждение младшего школьника к развитию интеллекта.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1 — определить основные подходы к изучению проблемы одаренности ребенка в отечественной и зарубежной психологии;

1 Савенков А. И Одаренные дети в детском саду и школе. — М., 2000. — С. 86.

2 — выявить личностные особенности и основные детерминанты развития интеллектуальной одаренности ребенка;

3 — эмпирически исследовать проблему личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности младших школьников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применялись следующие методы исследования: Для диагностики интеллектуальных способностей:

• Стандартные прогрессивные матрицы (Дж. Равен) — Для диагностики личностных особенностей:

• Модифицированная методика диагностики личностных особенностей одаренных младших школьников (А.И. Савенков);

• Методика «Незаконченные предложения»;

• Методика «Эмоциональные лица»;

• Наблюдение за эмоциональными проявлениями испытуемых.

Методы статистической обработки данных: хи-квадрат (%) и ранговый коэффициент корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента.

Эмпирическая база исследования, В выборку вошли две группы испытуемых: интеллектуально одаренные младшие школьники (40 человек, лауреаты и победители всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь» в возрасте 7−10 лет) и младшие школьники ГОУ Прогимназии № 1661 г. Москвы со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта (40 человек в возрасте 7−10 лет).

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на них основе выводов обеспечивалась методологической основой работы, применением комплекса стандартизированных методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, статистической значимостью полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна исследования состоит в изучении личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности младших школьников в контексте концепции психосоциального развития одаренных детей А. И. Савенкова. Изучение личностных особенностей, влияющих на развитие интеллектуальной одаренности младших школьников, расширяет знания о возможных способах развития интеллектуальной одаренности ребенка.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования внесут вклад в решение вопросов, связанных с построением системы развивающего, личностно-ориентированного образования, направленного на развитие как когнитивных функций одаренного ребенка, так и личностных особенностей, детерминирующих развитие интеллектуальной одаренности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интеллектуально одаренные младшие школьники характеризуются выраженностью личностных особенностей: исследовательская направленность на содержание интеллектуально значимой деятельностиперфекционизм, как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата.

2. Определяющим в развитии интеллектуальной одаренности младших школьников является личностное побуждение к развитию собственного интеллекта, основу которого составляет внутренняя позиция личности, проявляющаяся в высокой познавательной мотивации и сознательном отношении одаренного ребенка к окружающему миру и к собственному развитию.

3. Отношение семьи и школы к развитию ннтеллекгуальных способностей ребенка, как к самостоятельной ценности, является важным условием, побуждающим одаренного младшего школьника к стремлению развивать потенциал своего интеллекта.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены в виде докладов в рамках IV съезда Российского психологического общества, г. Ростов-на-Дону, 17−21 сентября 2007 г.- III Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии, г. Москва, 22 апреля 2008 г.- на заседаниях объединения молодых ученых, на кафедре психологии развития МПГУ.

Результаты исследования использовались для чтения лекций и семинарских занятий по курсу «Психология одаренности и творчества» на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 185 страниц. Библиография составляет 172 источника.

выводы.

На основе проведенного теоретического анализа литературы и полученных результатов эмпирического исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Интеллектуально одаренные младшие школьники обладают личностными особенностями:

• Высокая исследовательская направленность на содержание деятельности, проявляющаяся в настойчивом самостоятельном поиске решения задания, выраженной познавательной потребности, сверхчувствительность к задачам.

• Перфекционизм, как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата, а также стремление к высоким достижениям в интересующей сфере.

• Эмоциональная устойчивость в ситуациях, требующих собранности и интеллектуальной активности.

2. Интеллектуально одаренные младшие школьники имеют особенности отношения к собственным способностям, представлениям о себе в будущем, они также отличаются особенностями социальной позиции, проявляющейся в их отношении к занимаемому месту в обществе.

• Интеллектуально одаренные младшие школьники положительно относятся к своим умственным способностям, при этом наблюдается тенденция к признанию себя слабыми по отношению к группе сверстников.

• Интеллектуально одаренные младшие школьники имеют устойчивые интересы, что выражается в их оценке собственных планов на будущее, связанных с освоением профессии.

• Для ближайшего социального окружения (семья) интеллектуально одаренного младшего школьника развитие его интеллекта выступает самостоятельной ценностью.

• Интеллектуально одаренные младшие школьники имеют выраженную направленность на получение знаний, источником знаний для них является учебное заведение и учитель, высокая оценка деятельности которого связана с признанием именно его интеллектуальных способностей.

• Социальная позиция интеллектуально одаренных младших школьников по отношению к сверстникам проявляется в том, что приоритетным для них является общение с людьми старшего возраста, рассматриваемых в качестве источника получения знаний.

3. Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особенности личности являются одним из важнейших факторов, детерминирующих развитие интеллектуальной одаренности ребенка. При этом эмпирически нами выявлено, что личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников не связаны на прямую с уровнем развития их интеллекта. Примечательно, что качественный анализ данных свидетельствует о значимых различиях характера личностных особенностей интеллектуально одаренных младших школьников по сравнению с их сверстниками со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта.

4. Интеллектуально одаренные младшие школьники обладают сформированной социальной интуицией, проявляющейся в способности идентифицировать человеческие эмоции, а также социальной адаптацией и стрессоустойчивостью. Они также эмоционально выразительны и способны к контролю своих эмоции, что способствует их успешности в учебно-исследовательской деятельности.

5. Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников требует подхода, учитывающего как интеллектуальные способности, так и особенности личности одаренного ребенка. Комплексный анализ семейных, школьных, личностных проблем интеллектуально одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С., Щебпанова Е. И., Перлет К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 152- 156.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995.-№ 1.-С. 111 131.
  3. Г. Ю. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. — М.: АйКью, 1997.-234 с.
  4. .Г. о проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  5. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
  6. В. Ф. Историко философские этюды. — М.: Мысль, 1984. -318 с.
  7. Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 274 — 292.
  8. Бабаева /О. Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО — МГППИ, 2001.-С. 47−56.
  9. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. -429 с.
  10. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. -М.: Флинта, 1998. 126 с.
  11. М.Белова С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта:: Автореф. дис.. канд психол. наук. М., 2004.-С. 22.
  12. М.Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М., 2004. — С. 109 — 118.
  13. С. Д., ГурвичФ.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980. — 374 с.
  14. B.C. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М.: Рус. феноменол. о-во, 1997. — 246 с. 15 .Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983. — 176 с.
  15. Д.Б. Обощение работы с одаренными детьми на федеральном уровне // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 92 — 100.
  16. М.Богоявленская Д. Б. Проблема выявления и развития способностей школьников в системе общего и дополнительного образования // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 1116.
  17. Д.Б. Психологическая структура одаренности (комментарии к «Рабочей концепции одаренности») // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 110−115.
  18. А.А., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. — 287 с. 21 .Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 119−124.
  19. А.А. Психология о личности. М., 1988. — 188 с.
  20. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968,—464 с.
  21. А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 48 — 60.
  22. Л.Ф., Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. — 324 с.
  23. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 425 с. 21 .Величие здравого смысла. Человек эпохи просвегцения / Сост. С.Я. Карп-М., 1992.-287 с.
  24. А.Н., Габриелям Н. А. Взаимосвязь интеллекта и личностных особенностей у экстравертов и интровертов в условиях группового взаимодействия // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М., 2000. — С. 9 — 21.
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Научное наследство / Под. Ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1983. -369 с.
  26. Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. М.: Мысль, 1996. — 269 с. 31 .Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. — М.: Мысль, 1977.-312 с.
  27. Ъ2.Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. — 486 с.
  28. ГилфордДж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433 — 456.
  29. ЪА.Гнлъбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991. — 186 с.
  30. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев, 1992. — 84 с.
  31. Р., Сибгатуллина И. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении или что можно сказать об одаренности сегодня. -Казань: Медицина, 1997.-284 с.
  32. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306 с.
  33. JT.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии.- 1991. № 6. — С. 14- 19.
  34. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.-368 с.
  35. Михаилов. М.: Искусство, 1981. — 448 с. 43Жоли А. Психология великих людей / Пер. с франц. Ф. М. Павленкова. — СПб., 1894. — 176 с.
  36. И.И., Асеева В. Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — С. 231 -245.
  37. Из истории английской классической эстетической мысли XVIII века: Поп, Аддисон, Джерард, Рид / Сост. Н. С. Нарский. М.: Искусство, 1982. — 367 с.
  38. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. / Под. Ред. Воронина и Габриеляна М.: Институт психологии РАН, 2001. — 276 с.
  39. И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 5. — М.: Чоро, 1994. — 414 с.
  40. П. И. Психиатрические эскизы из истории. СПб., 1900.-314 с.
  41. В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 2 — 12.
  42. В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.— 431 с. 5.Курбатова И. А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С. 59−68.
  43. А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. М., 1918. — 324 с.
  44. А.Ф. Школьные характеристики. Пг., 1908. — 204 с. 54 .Леднева.С. А. Психологические особенности оценки детской одаренности педагогами: Дис.. канд психол. наук. М., 2003. -133 с.
  45. Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 57 — 66.
  46. Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии. — М., 1984.-С. 45−51.
  47. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 9 — 18.
  48. Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 98 — 107.
  49. Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. -280 с.
  50. Ч. Гениальность и помешательство: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 528 с.
  51. Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в рабо те детского психолога-практика. — М., 1992.-244 с.
  52. Д.В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М., 2004.-С. 138- 139.
  53. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений в 30 т. Т. 3. — М., 1955. — 629 с.65Марютина Т. М. Влияния среды как предикторы умственного развития детей 7−8 лет // Экспериментальная психология. 2008. -№ 1. — С. 45−61.
  54. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 324 с.
  55. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  56. A.M., Белова Е. С., Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н., Юркевич B.C., Яковлева Е. Л. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследования // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию
  57. Психологического института им. Л. Г. Щукиной / Под ред. В. В. Рубцова. М., 1999. — 360 с.
  58. A.M. Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 88 — 97.
  59. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 350 — 361.71 .Международный семинар по проблеме способностей II Вопросы психологии, 1985.-№ 2.-С. 183—186.
  60. B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. Екатеринбург, 2007. — 1072 с.
  61. B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. тр. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 640 с. -(Психология Отечества).1А.Мясищев В. Н. Психология отношений / Под. ред. А. А. Бодалева. -М.: МОДЭК, 1998.-368 с.
  62. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. -402 с.
  63. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. — 352 с.
  64. Ш. Панов В. И. Психолого-дидактическая система «Одаренные дети: выявление обучение — развитие» // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В.И.
  65. Панова. М.: Психологический институт РАО — МГППИ, 2001. — С. 5−25.81 .Перре-Клермон А. Социальное взаимодействие интеллекта детей. -М., 1991.-210 с.
  66. Петровский А. В, История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. — 324 с.
  67. К. К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312 с.
  68. Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии, 1985.-№ 4.-С. 170−172.
  69. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородской. -Самара: Изд. «БАХРАХ М», 2001. — 672 с.
  70. Практический интеллект / Стернберг Р.Дж., Форсайт Дж. Хедланд Дж. и др. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  71. Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. Л., 1962. — 358 с.
  72. Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. Бодалева А. А., Матюшкина A.M. М.: изд. АПН СССР., 1984. — 144 с.
  73. Психологическая диагностика / Под. ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-368 с. 91 .Психологический словарь II Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1999. — 212 с.
  74. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л. И. Божович. М, 1960. — 268 с.
  75. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес. М.: Академия, 1996. — 408 с.
  76. Психология одаренности: от теории к практике / Под. ред. Ушакова Д. В. М.: ИП РАН, 1999. — 128 с.
  77. Пфляумер Э. Д Психодиагностика в педвузе. Новосибирск: НГПУ, 1996.- 138 с.
  78. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы // Под ред. JI.E. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — 272 с. 97 .Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 66 с.
  79. Равич-Щербо И. В. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 2002. — 447 с.
  80. Дж., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 10 — 18.
  81. Г. И. Психологические профили. Методика. СПб., 1910.-78 с.
  82. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 296 с.
  83. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. — М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
  84. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  85. А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. 2002. -№ 3.-С. 113 — 146.
  86. А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования: Дис.. докт. психол. наук. М., 2002. — 345 с.
  87. А.И. Секреты жизненного успеха // Директор школы. -2004.-№ Ю.-С. 68−76.
  88. А.И., Травкина Е. М. Экспериментальная оценка основных параметров эмоционального интеллекта дошкольников // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 117 — 184.
  89. А.И. Эмоциональный интеллект и жизненный успех // Детский сад от, А до Я. 2008. — № 7. // http://www.obrazpress.m
  90. А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. — № 1 (6). — С. 24 — 29.
  91. O.JI. Юркевич B.C. Работа с одаренными детьми // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 16 -20.
  92. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2004. 350 с.
  93. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под. ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.- 175 с.
  94. Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна: Феникс, 1997. 392 с.
  95. Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. -272 с.
  96. Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской.
  97. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 110 — 118.
  98. А. Социокультурная парадигма в изучении одаренности: недостающие звенья // Основные современные концепции творчества и одаренности М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 315−327.
  99. В.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. -356 с.
  100. .М. Проблема одаренности // Советская педагогика. -1940.-№ 4−5.-С. 25 -36.
  101. .М. Способности и одаренность // Избранные труды: в 2 Т.-Т 1.-М, 1985.-689 с.
  102. Т.Н. О влиянии состава семьи на способности детей: роль поколений // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО — МГППИ, 2001. — С. 201 — 203.
  103. X. Исследование способностей к наукам. М., 1960. — 320 с.
  104. Д.В. Государственное и негосударственное образование для одаренных детей. Проблемы и возможные решения // Образование. 1999. — № 4. — С. 25 — 34.
  105. Д. В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.-480 с.
  106. Д.В., Ивановская А. Е. Практический интеллект и адаптация к среде у школьников // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М., 2004. — С. 161 — 169.
  107. Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М., 2004.-С. 11−28.
  108. Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей: Дис.. докт. психол. наук. М., 2004. — 370 с.
  109. Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 380−389.
  110. К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 243−250.
  111. М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 295 -314.
  112. М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 32 — 40.
  113. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. — 246 с.
  114. Т.В., Панов В. И., Котягина С. Н. Экология обучения и развития одаренных детей // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 31 — 43.
  115. Г. Д. Влияние мпкросреды на развитие интеллектуальной одаренности младших школьников // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 205 — 207.
  116. В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей//Вопросы психологии. 1986.-№ 3.-С. 79- 89.
  117. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. -М.: Знание, 1990. -77 с.
  118. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект / Вопросы психологии. 1990,-№ 5.-С. 31−39.
  119. В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2002.- 160 с.
  120. Шадриков В Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 34−42.
  121. В. Психологические методы испытаний умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб., 1915.-128 с.
  122. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Под ред. B. JL Лукова. СПб.: Союз, 1997. -128 с.
  123. Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2004. — 146 с.
  124. Н.Б. От вопроса «чему учить?» одаренного ребенка к вопросу «как учить?» // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО — МГППИ, 2001. — С. 101−116.
  125. Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М, 2006.-47 с.
  126. Н.Б. Развитие одаренности в школьные годы слабое звено // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. — М.: Центр «Школьная книга», 2007. — С. 21 -23.
  127. Е.А. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2006. — 48 с.
  128. Е.И., Дгшерштейн КВ. Проблема диагностики способностей // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. М.: Центр «Школьная книга», 2007.-С. 168- 169.
  129. Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Воронеж, 2004. — 246 с.
  130. Е.И., Аверина И. С. Современные зарубежные лонгитюдные исследования одаренное ги // Вопросы психологии. — 1994,-№ 6. -С. 56−68.
  131. В.М. Проблема одаренности. М., 1923. — 124 с.
  132. В.М. Проблема школ для одаренных. М., 1927. -ИЗ с.
  133. Электронная библиотека по философии — http://fllosof.historic.ru
  134. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 235 с.
  135. В.П. Загадка гениальности. М., 1991. — 376 с.
  136. B.C. РЬучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. 1971. -№ 4. — С. 18−27.
  137. B.C. Метод развивающего дискомфорта в работе с особо одаренными детьми // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО — МГППИ, 2001. — С. 217 — 219.
  138. B.C. Одаренный ребенок. М.: Просвещение, 1996. -236 с.
  139. B.C. Развитие творческих познавательных возможностей младшего школьника // Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. — С". 76−83.
  140. Coleman J. The Adolescent Subculture and Academic Achievement // American Journal of Sociology. — 1960. — Vol. 65. — P. 337 — 346.
  141. Cox C. Et al. 1926. // J. E. Davidson & R. J. Sternberg (Eds.) Conceptions of giftedness. — Cambridge, 1986. — P. 53 — 92.
  142. Guilford J. P. The nature of human intelligence. —N.Y., 1967. — 253 P
  143. Haan N. Proposed Model of Ego Functioning // Psycological Monographs. — 1963. — № 8. P. 13 —26.
  144. Jenson J., Terman L. How Much Can we Boost IQ and Scholastic Achievment // Harvard Education Review. — 1970. — Vol. 39. — P. 2031.
  145. MarlandS. Education of the Gifted And Talented. — W., 1971. — 316 p.
  146. Monks F. Differentiation and Integration: A Historical and Inteppational Persepective // Optimizing excellence in Human reseurse development. 4-ASIA PASIFIC Conference on Giftedness. — Jakarta, 1996. —P. 123 — 134.
  147. Plomin R. Genetics, genes, genomics and g. // Molecular psychiatry.2003.-V. 8. -№ 1. P 1 5.
  148. Renzulli J. What Makes Giftedness? // Phi Delta Kappan. — 1978. — Vol. 60. —P. 180- 184.
  149. Renzulli J.S., Purcell J.H. Total Telent Portfolio: a sistematic plan to identifiy and nurture gifts and Tallentsplan to identifiy and nurture gifts and Tallents. — Mansfield Center, 1998. — 178 p.
  150. Sears P.R. The Terman genetic studies of genius, 1922−1972. In: // Passow A.H. (Ed.). The gifted and talented. Chicago: Chicago Univ. Press, 1979.-P. 28−44.
  151. Sternberg R.J. The concept of «giftedness»: A pentagonal implicit theory. In: // The origins and development of high ability. Chichester: Wiley (Ciba Foundation Symposium). — P. 5 — 16.
  152. Taylor С, Ellison R. All Students are now Educationally Deprived 11 17-th Congress of Applied Psychology. — Liege, 1971. — P. 230 — 243.
  153. Torrance P. The Torrance test of creative thinking: norm technical manual. — Bensenville, IL: Schollastic testing service. Inc., 1974. — 124 p.
Заполнить форму текущей работой