Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принудительные меры воспитательного воздействия: уголовно-правовые и криминологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия освещались специалистами, большинство трудов было написано до введения в действие УК РФ 1996 года и принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство», где уголовно-правовая норма, регламентирующая основания применения принудительных мер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним
    • 1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним
    • 2. Ретроспективный анализ развития института принудительных мер воспитательного воздействия
    • 3. Правовое регулирование применения принудительных мер воспитательного воздействия
    • 4. Соотношение уголовного наказания и принудительных мер воспитательного воздействия
  • Глава 2. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
    • 1. Предупреждение и его социально-правовая сущность
    • 2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
    • 3. Возложение обязанности загладить причиненный вред
    • 4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
  • Глава 3. Криминологическая характеристика лиц, которым назначены принудительные меры воспитательного воздействия
    • 1. Социально-психологические свойства и качества лиц, которым назначены принудительные меры воспитательного воздействия
    • 2. Факторы, способствовавшие совершению преступлений, за которые применены принудительные меры воспитательного воздействия
    • 3. Предупредительная роль принудительных мер воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия: уголовно-правовые и криминологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы преступления, совершаемые несовершеннолетними, занимают весьма существенное место как на общефедеральном, так и региональном уровнях. Динамика их совершения характеризуется тенденцией роста. К примеру, в 2002 г. зарегистрировано 139 681 преступление, совершенное несовершеннолетними и при их соучастии, в 2003 г. этот показатель возрос до 145 368 преступлений, темп прироста по отношению к предыдущему году составил 4,1%, а в 2004 г. зарегистрировано 154 414 преступлений, или на 6,2% больше применительно к сопоставляемому периоду. Такая же тенденция сохранилась и в 2005 г. -зарегистрировано 154 734 преступления (+0,2%)', что оказывает негативное воздействие на состояние преступности в целом.

Действующее уголовное законодательство, исходя из требований международно-правовых актов в области обращения с несовершеннолетними преступниками, отличается гуманным отношением государства к преступлениям, совершенным несовершеннолетними. В этой связи представляют несомненный интерес ст.ст. 90 и 91 УК РФ, регламентирующие применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, обладающие рядом особенностей, которые нуждаются в специальном комплексном изучении.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также вопросы их уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия рассматривались в работах Г. А. Аванесова, Х. Д. Аликперова, Ю. М. Антоняна, В. И. Арьковой, З. А. Астемирова, М. М. Бабаева, Р. А. Базарова, Н. А. Беляева, Л. И. Беляевой, С. В. Бородина, Г. Б. Виттенберга, П. Г. Володарского, С. Т. Гаврилова, Г. С. Гаверова, И. М. Гальперина, Я. И. Гилинского, Н. П. Грабовской, А. И. Долговой, А. В. Ендольцевой,.

1 См.: Преступность и правонарушения (2001;2005): Статистический сборник. М., 2006. С. 52.

В.Д. Ермакова, А. Э. Жалинского, Г. И. Забрянского, П. В. Иванова, К. Е. Игошева, И. И. Карпеца, Д. В. Карелина, С. Г. Келиной, А. П. Кондусова, В. Н. Кудрявцева, Т. Н. Кудлай, В. А. Лелекова, Н. П. Мелешко, Г. М. Миньковского, Г. В. Назаренко, А. Ф. Никитина, В. В. Николюка, В. Г. Павлова, А. А. Примаченка, J1.M. Прозументова, Н. Ю. Скрипченко, Н. К. Семерневой, В. В. Сверчкова, C.JI. Сибирякова, В. В. Устиновой, B.C. Харламова, А. И. Чернышева, Д. А. Шестакова, A.M. Яковлева, А. Е. Якубова и др.

Несмотря на то, что возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия освещались специалистами, большинство трудов было написано до введения в действие УК РФ 1996 года и принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство», где уголовно-правовая норма, регламентирующая основания применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ), была существенно изменена. Кроме того, большинство работ не были специально посвящены комплексному анализу принудительных мер воспитательного воздействия в новых условиях существования России, требующих обновления теоретико-прикладных подходов к освобождению от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, особенно с точки зрения профилактики преступности, осуществляемой органами внутренних дел.

Следует отметить, что обновленная законодательная база применения принудительных мер воспитательного воздействия затрагивалась преимущественно в комментариях к УК РФ, учебниках, учебных пособиях. Вместе с тем многие важные вопросы теоретического и прикладного характера, касающиеся криминологического аспекта, до сих пор остаются малоисследованными.

В современной теории уголовного права нет единого подхода к пониманию социально-правовой сущности применения принудительных мер воспитательного воздействия, не показаны особенности их видов, оценок эффективности. В специальной литературе отсутствует единая трактовка оснований и условий применения принудительных мер воспитательного воздействия, не отражены современные криминологические особенности лиц, к которым они применяются. Изучение следственной и судебной практики показывает, что в совершенствовании нуждается как сама конструкция норм, предусматривающих возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия, так и практика их применения.

Автор попытался восполнить существующие теоретические пробелы, внес практические рекомендации в изучаемой области.

Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы проведенного исследования.

Цель и основные задачи исследования. Цель исследования состояла в комплексной разработке уголовно-правовых и криминологических аспектов проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия в новых социальных условиях, подготовке на этой базе рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, правоприменительной практики и организации предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования были определены:

— анализ особенностей понятия и признаков принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним;

— комплексный ретроспективный анализ развития отечественного уголовного законодательства, регламентирующего применение принудительных мер воспитательного воздействияизучение особенностей действующего правового регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействияосвещение соотношения уголовного наказания и принудительных мер воспитательного воздействия;

— анализ специфики содержания принудительных мер воспитательного воздействияустановление значимых для практики особенностей криминологической характеристики лиц, которым назначены принудительные меры воспитательного воздействиявыявление факторов, способствующих совершению преступлений, за совершение которых были применены принудительные меры воспитательного воздействия;

— анализ эффективности предупредительной функции принудительных мер воспитательного воздействия.

Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, а его предметом — уголовно-правовые нормы, регламентирующие применение принудительных мер воспитательного воздействия, криминологический анализ лиц, к которым применены анализируемые меры, и факторы, способствующие совершению преступлений этой категорией лиц, нормативные правовые акты, специальная литература и судебная практика.

Методология и методика исследования. При проведении исследования соискатель руководствовался общенаучным диалектическим методом научного познания. Кроме того, комплексно использовались частнонаучные методы исторического, формально-логического, сравнительно-правового, статистического, социологического и системного анализа.

Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее отечественное уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское законодательство, международные правовые акты, содержащие международные стандарты по противодействию преступности и обращению с правонарушителями, иные нормативные правовые акты.

Теоретическая база исследования. В диссертационном исследовании использованы научные труды в области философии, социологии, уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, социального управления и других гуманитарных наук, анализировались существующие точки зрения по спорным вопросам освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Эмпирическая база исследования. В процессе исследования использовались статистические данные о преступлениях, совершенных несовершеннолетними за 1996;2006 годы. Были изучены обзоры, аналитические справки и другие материалы органов прокуратуры, МВД, юстиции, содержащие сведения об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

По специально разработанной программе с учетом требований репрезентативности за период с 2003 по 2006 гг. в Республике Башкортостан, Челябинской и Пермской областях, г. Москве были проанализированы обобщенные материалы выборочного изучения мнений 243 сотрудников правоохранительных органов (опрос 48 судей, 116 следователей, 41 сотрудника уголовного розыска и 38 участковых уполномоченных милиции) о применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а также обобщены материалы выборочного изучения 317 уголовных дел несовершеннолетних, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что соискателем с учетом внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. изменений в уголовное законодательство, а также практики их применения осуществлена комплексная разработка уголовно-правовых и криминологических аспектов проблемы борьбы с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия в новых социальных условиях, решение которой вносит существенный вклад в противодействие преступности несовершеннолетних.

На основе проведенного исследования соискателем вносятся предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм, регламентирующих освобождение от уголовной ответственности, с применением принудительных мер воспитательного воздействия и практики их реализации, предлагаются меры по оптимизации предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Основные положенш, выносимые на защиту:

1. Принудительные меры воспитательного воздействия являются эффективной альтернативой уголовному наказанию, поскольку содержат в себе не только элементы государственного принуждения, но и большой воспитательный потенциал, способствующий достижению предусмотренных уголовным законом целей без изоляции несовершеннолетнего от общества.

2. В результате проведенного исследования выявлена корреляционная зависимость криминологических показателей между освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия и назначением наказания в виде лишения свободы, которая проявляется в увеличении количества зарегистрированных фактов совершенных несовершеннолетними новых преступлений после применения уголовного наказания по сравнению с применением рассматриваемых принудительных мер воспитательного воздействия.

3. Исследование определило значительную криминогенную роль ближайшего окружения в формировании личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, за которое применены принудительные меры воспитательного воздействия. Поскольку нравственное формирование личности начинается в семье, затем продолжается в учебном или трудовом коллективе, между этими этапами существует тесная связь и преемственность.

4. Направленность личности во многом зависит от таких негативных факторов, связанных с появлением криминальной мотивации, как влияние ранее судимых лиц, являющихся организаторами или активными участниками совершаемых совместно с несовершеннолетними преступлений. Знание особенностей жизнедеятельности несовершеннолетнего дает возможность найти новые, более эффективные виды индивидуального воздействия на его личность, его противоправную ориентацию, позволяет раскрыть истоки, психологические установки, мотивацию и специфику механизма преступного поведения.

5. Обосновывается целесообразность п. «а» ч. 2 ст. 91 УК РФ сформулировать следующим образом: «Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему общественной опасности совершенного им деяния, в указании на более строгие правовые последствия повторного совершения преступления». Новая редакция законодательного определения предупреждения должна создать необходимые предпосылки для более эффективного предостережения несовершеннолетнего о последствиях совершения им нового преступления.

6. Предупреждение, как принудительная мера воспитательного воздействия, не порождает уголовно-правовых отношений, т.к. не связано с исполнением несовершеннолетним каких-либо обязанностей, что несколько снижает профилактический аспект рассматриваемого института.

В этой связи представляется целесообразным неблагоприятные последствия неисполнения предупреждения отразить в ст. 63 УК РФ, следующим образом дополнив ч. 2 п. «о»: «совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте после применения за ранее совершенное преступление предупреждения или иной принудительной меры воспитательного воздействия».

7. Деятельность специализированного государственного органа по осуществлению надзора за несовершеннолетними является более результативной, чем рассматриваемая деятельность, осуществляемая родителями или лицами, их заменяющими. В этой связи представляется целесообразным п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ изложить в следующей редакции: «Передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих», а п. «в» — «Передачу несовершеннолетнего под контроль специализированного государственного органа». Соответственно, действующие пп. «в» и «г» переименовать в пп. «д» и «е».

8. Обосновывается необходимость ч. 2 ст. 91 УК РФ изложить в следующей редакции: «Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, состоит в возложении на них обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением». Необходимо дополнить п. 2 ст. 91 УК РФ п. 2.1.: «Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа состоит в возложении на него обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением».

Теоретическое значение исследования состоит в том, что совокупность полученных научных результатов вносит существенный вклад в развитие науки уголовного права и криминологии, поскольку за счет устранения пробелов в системе уголовно-правовых и криминологических знаний в области борьбы с преступлениями несовершеннолетних совершенствуется теория рассматриваемой отрасли научного знания.

Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные в процессе проведенного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, а также иные исследовательские материалы могут быть использованы:

— в законотворческом процессе при совершенствовании уголовного законодательства;

— в профилактической деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

— в научно-исследовательской работе по дальнейшему изучению актуальных проблем противодействия преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, за которые могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия;

— в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов уголовного права и криминологии.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись по следующим направлениям: опубликование результатов диссертационной работыучастие в научно-практических конференциях и семинарахиспользование научных разработок соискателя в научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности.

Основные положения диссертации отражены в 5 опубликованных автором работах общим объемом 2,55 п.л. Результаты исследования доводились до сведения научной общественности и практических работников правоохранительных органов на конференциях и семинарах: «Проблемы защиты прав человека на современном этапе развития государства и общества: Материалы межвузовской научно-практической конференции, г. Уфа, 15 декабря 2005 г." — «Современные технологии и методики организации учебного процесса в высших и среднеспециальных учебных заведениях: Материалы научно-практической конференции, г. Уфа, 16 февраля 2006 г." — «Экологическая безопасность России в XXI веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Уфа. 25−26 мая 2006 г.».

Опубликованные научные материалы используются в процессе преподавания курсов уголовного права и криминологии в Уфимском юридическом институте МВД России, Челябинском государственном университете, Челябинском юридическом институте МВД России.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие теоретические выводы и сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного закона и правоприменительной практики:

1. Принудительные меры воспитательного воздействия на практике обеспечивают реализацию принципа справедливости в отношении несовершеннолетних.

2. Принудительные меры воспитательного воздействия должны быть ориентированы не только на предупреждение преступлений со стороны несовершеннолетних, но и способствовать избавлению от вредных привычек, связанных с употреблением спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ и т. д.

3. Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия повышается, если к работе с несовершеннолетними привлекаются, кроме родителей и лиц, их заменяющих, педагоги, психологи, медицинские работники, социальные работники и другие категории лиц, оказывающие положительное воздействие на поведение несовершеннолетних.

4. По истечению действия принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетние должны быть обеспечены работой или должен быть решен вопрос об их дальнейшем обучении. Несовершеннолетний в этом случае получит, с одной стороны, социальную защиту от негативного воздействия окружающей среды, а с другой — знания и навыки для полноценной жизни.

5. При совершении несовершеннолетним нового преступления не исключается возможность применения к нему рассматриваемых мер. При этом учитывается характер совершенного преступления и личность несовершеннолетнего, который ранее был освобожден от уголовной ответственности в связи с применением рассматриваемых мер.

6. Эффективность применяемых мер зависит от осознания виновным факта гуманного к нему отношения, а не чувства всепрощения и безнаказанности, от его желания исправиться без применения наказания. При этом применяемые меры должны назначаться от менее строгой к более строгой.

7. При применении принудительных мер воспитательного воздействия учитываются возрастные и социально-психологические особенности личности несовершеннолетних, находящихся в стадии формирования, а совершенное им преступление должно относиться к категории небольшой или средней тяжести, являясь зачастую следствием стечения неблагоприятных жизненных обстоятельств. Исправлению таких лиц способствуют обычные социальные условия, а в основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежит максимальное содействие их благополучию и дальнейшая позитивная социализация.

8. Анализ социально-правовой сущности наказания и принудительных мер воспитательного воздействия свидетельствует о приоритетном значении последних в деле предупреждения преступлений. Преимущество рассматриваемых мер, в отличие от уголовного наказания, состоит в их педагогическом содержании, что является условием для развития положительных качеств несовершеннолетних.

9. Уголовное наказание и принудительные меры воспитательного воздействия являются мерами государственного принуждения. Их принудительный характер состоит в том, что они назначаются судом в связи с виновным совершением деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, и не зависит от воли несовершеннолетнего или его близких. Последствием их применения являются ограничения прав и свобод виновного в совершении преступления, поэтому они способны обеспечить достижение тех же целей, что и наказание, но менее строгими средствами.

10. Отличительной особенностью уголовного наказания и принудительных мер воспитательного воздействия является различная степень их карательного воздействия. Назначение и исполнение уголовного наказания осуществляются от имени государства, его содержанием является лишение или ограничение личных и (или) имущественных прав и свобод осужденного. Эти ограничения (лишения) по своему карательному свойству качественно интенсивнее, нежели принудительные меры воспитательного воздействия.

И. В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия являются более гибкими в процессе их реализации, что предоставляет больше возможностей для их индивидуализации.

12. Специфика принудительных мер воспитательного воздействия состоит в присущей им воспитательной направленности, в чем находит свое выражение принцип экономии репрессии и принцип справедливости.

13. Принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от уголовного наказания правовыми последствиями. Уголовное наказание влечет судимость. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК РФ), которая учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Применение принудительных мер воспитательного воздействия судимости не влечет.

14. Отличие между уголовным наказанием и принудительными мерами воспитательного воздействия состоит и в основаниях их применения. Если основанием назначения наказания является совершение любого деяния, содержащего все признаки состава преступления (ст. 8 УК РФ), то назначение несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия возможно только при совершении преступлений небольшой или средней тяжести.

15. Перечень предусмотренных уголовным законом видов наказаний (ст. 44 УК РФ) является исчерпывающим, тогда как при назначении принудительных мер воспитательного воздействия их перечень является открытым.

16. Обосновывается целесообразность п. «а» ч. 2 ст. 91 УК РФ сформулировать следующим образом: «Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему общественной опасности совершенного им деяния, в указании на более строгие правовые последствия повторного совершения преступления». Новая редакция законодательного определения предупреждения должна создать необходимые предпосылки для более эффективного предостережения несовершеннолетнего о последствиях совершения им нового преступления.

17. Предупреждение как принудительная мера воспитательного воздействия не порождает уголовно-правовых отношений, т.к. не связано с исполнением несовершеннолетним каких-либо обязанностей, что несколько снижает профилактический аспект рассматриваемого института.

В этой связи представляется целесообразным неблагоприятные последствия неисполнения предупреждения отразить в ст. 63 УК РФ, следующим образом дополнив ч. 2 п. «о»: «совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте после применения за ранее совершенное преступление предупреждения или иной принудительной меры воспитательного воздействия».

18. Деятельность специализированного государственного органа по осуществлению надзора за несовершеннолетними является более результативной, чем рассматриваемая деятельность, осуществляемая родителями или лицами, их заменяющими. В этой связи представляется целесообразным п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ изложить в следующей редакции: «Передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих», а п. «в» — «Передачу несовершеннолетнего под контроль специализированного государственного органа». Соответственно, действующие пп. «в» и «г» переименовать в пп. «д» и «е».

19. Обосновывается необходимость ч. 2 ст. 91 УК РФ изложить в следующей редакции: «Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, состоит в возложении на них обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением». Необходимо дополнить п. 2 ст. 91 УК РФ п. 2.1. «Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа состоит в возложении на него обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением».

20. Установлена корреляционная зависимость между образованием несовершеннолетнего и совершенным им преступлением. 58,3% лиц, совершивших преступления, за которые применены принудительные меры воспитательного воздействия, имели общее среднее (5−9 классов) образование. Лица, имеющие общее среднее, т. е. полное (11 классов) образование, составили 23,5% из числа изученных. Меньше всего (5,6%) преступлений совершили лица, имеющие среднее специальное (колледж) образование.

21. Выявлены особенности социального статуса несовершеннолетних. Преобладающее число несовершеннолетних, совершивших преступления, за которые применены принудительные меры воспитательного воздействия (53,3%), воспитывались в неполной семье (одним из родителей), тогда как в 30,6% случаев преступления совершили лица, воспитывавшиеся в полной семье, в 16,1% случаев преступления совершили несовершеннолетние, которые жили с опекуном или родственником. Из числа лиц, воспитывавшихся вне семьи, в 50,4% случаев преступления совершили воспитанники детского дома, а в 49,6% - школы-интерната.

22. Выявлены особенности семейного статуса: 61,5% составили лица без определенных занятий, доля студентов, совершивших рассматриваемые преступления, составила 22,1%, в 16,4% случаев преступления совершили учащиеся. Большое количество преступлений, совершенных студентами и учащимися, рассматривается нами как результат ослабления социального контроля за этой категорией лиц, чему способствует их оторванность от родителей, нехватка материальных средств, отсутствие эффективной системы оказания адресной материальной помощи этой категории лиц.

23. Выделена и обоснована типология личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, за которое применены принудительные меры воспитательного воздействия: 1) корыстный- 2) корыстно-насильственный- 3) злостный.

Еще нереализованные диссертационные материалы, выводы, положения, рекомендации следует использовать:

— в законотворческом процессе при совершенствовании уголовного законодательства;

— в профилактической деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

— в научно-исследовательской работе по дальнейшему изучению актуальных проблем противодействия преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, за которые могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия;

— в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов уголовного права и криминологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ.
  2. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (вред, от 13.01.01. № 1-ФЗ).
  3. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. Т.2. Нижний Новгород: НОМОС, 1996.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
  5. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. М.: Юрид. лит., 1984.
  6. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. М.: НКЮ СССР, 1941.
  7. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. С постатейными материалами. М.: Юрид. лит., 1984.
  8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  9. Приказ МВД «Об утверждении инструкции по организации работ подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26.05.2000 г. № 569.
  10. Приказ МВД РФ № 569 от 26 мая 2000 года «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».
  11. Приказ МВД РФ № 201 от 2 апреля 1997 года «Об утверждении инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел РФ».
  12. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года. № 729//Российская газета. 1997. 25 июня.
  13. Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14.02.2000 г. № 7.
  14. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. «О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних». 1924 1957 гг. М.: Госюриздат, 1958.
  15. Директивное письмо Верховного Суда и Прокуратуры СССР от 21 июля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»: Сборник действующих постановлений Верховного Суда СССР 1924- 1951 гг. М.: Госюриздат, 1952.
  16. Ведомости уголовно-исполнительной системы Минюста России, пп.3,4,6 проекта Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года). Спец. выпуск. 1999.
  17. Ансель Марк. Новая социальная защита (Гуманистическое движение в уголовной политике). Пер. с фран. Н. С. Лапшиной. М., 1970.
  18. Ю.М. Избранные лекции. М.: «Логос», 2004 г.
  19. В.И. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним. Иркутск, 1978.
  20. З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М., 1970.
  21. М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М.: Юрид. лит. 1968.
  22. А.В. Настольная книга юриста-ювеналиста. М., 1999.
  23. Багрий-Шахмагов ЛВ. Уголовная ответственность и наказание. Минск, 1976.
  24. А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. М.: Логос, 2004.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  26. Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л., 1963.
  27. П.Г. Практическое пособие для комиссий по делам несовершеннолетних. М., 1961.
  28. Г. С. Уголовно-правовые меры, не связанные с лишением свободы, их применение к несовершеннолетним правонарушителям. Учебное пособие. Иркутск: Иркутский государственный университет им. Жданова, 1981.
  29. Г. С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников. Иркутск: Изд-во иркутского университета им. Жданова, 1986.
  30. И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. М., 1983.
  31. P.P. Уголовное право. Общая часть. Краснодар, 1999.
  32. П.Ф., Чапурко Т. М. Задачи предупреждения преступлений несовершеннолетних мерами уголовного воздействия// Труды академии МВД РФ. М., 1997.
  33. Е.Г. Освобождение от уголовной ответственности в связи с применением мер воспитательного характера. М., 1976.
  34. Н.И. Развитие теории уголовно-правового принуждения в новом Уголовном кодексе РФ // Актуальные проблемы теории уголовного права и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 1997.
  35. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
  36. Десниевски-Костарева Т. А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика. М., 2000.
  37. В.Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России. М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 1999.
  38. Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистика и криминологическое исследование). М.: «Рудомино», 2000.
  39. Г. С. Снижение уровня судимости несовершеннолетних: новые подходы. М.: Международная тюремная реформа, 1999.
  40. Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. С.
  41. Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних. М.: ДООП MB России, ВНИИ МВД России, 2006.
  42. А.И. Проблемы корректировки государственной политики борьбы с преступностью // Власть: криминологические и правовые проблемы. М.: Росс. крим. ассоц., 2000.
  43. П.О., Ильина Л. В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М.: «Наука», 1991.
  44. В.Д. Уголовное право. Общая часть. Ростов-на-Дону, 2002.
  45. К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних (социально-психологический очерк). Свердловск, 1973.
  46. К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. МВД СССР: Учебное пособие. Горький: Высшая школа 1976.
  47. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). М.: Юрид. лит., 1980.
  48. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький: Издательство Горьковской высшей школы МВД СССР, 1974.
  49. С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 1974.
  50. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: «Российское право», 1992.
  51. И.И. Индивидуализация наказания. М.: «Госюриздат», 1961.
  52. А.А. Из истории законодательства в России. XVII—XIX вв. Ростов-на-Дону, 1904.
  53. JI.A. Комиссия по делам несовершеннолетних. Рига, 1971.
  54. Т.А. Квалифицирующие обстоятельства в уголовном праве (понятие, законодательная регламентация, влияние на дифференциацию ответственности). Ярославль: Ярославский государственный университет, 1993.
  55. А.П. Механизм построения уголовно-правовых санкций: Монография. Красноярск, 1998.
  56. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М 1982.
  57. В.Н. Причинность в криминологии // О структуре индивидуального преступного поведения. М., 1968.
  58. Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.
  59. Комментарий к Уголовному кодексу РФ/ Под ред. Иванова В. Д., Ростов-на-Дону, 2002.
  60. Комментарий к Уголовному кодексу РФ/ Под ред. Наумова А. В. М., 1996.
  61. Комментарий к УК РФ: Общая часть/ Под ред. Скуратова Ю. И. и В. М. Лебедева. М., 2000.
  62. Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. Кропчева Н. М. Спб., 2003.
  63. Криминология: Учебное пособие/ Под ред. Кваши Ю. Ф. Ростов-на Дону: Феникс, 2002.
  64. Криминология: Учебник/ Под ред. Кузнецовой Н. Ф., Лунева В. В. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  65. Криминология: Учебник/ Под ред. Бурлакова В. Н., Кропачева Н. М. Спб., 2005.
  66. Криминология: Курс лекций/ Под ред. Алексеева А. И. М., 1999.
  67. Криминология/ Под ред. Кудрявцева В. Н., Эминова В. Е. М., 1995.
  68. Криминогенное поведение несовершеннолетних. Учебное пособие/ Под ред. Сальникова В. П., 2003.
  69. Криминология: Учебник/ Под ред. Долговой А. И. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
  70. Курс советского уголовного права. Том 1. М.: «Наука», 1970.
  71. A.M. Субъект преступления. М.: «Всероссийский юридический заочный институт», 1981.
  72. Н.С. Криминология о преступнике. Ленинград: «Знание» РСФСР, 1978.
  73. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  74. П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923.
  75. Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. М., 1998.
  76. Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: «Дело», 2000.
  77. Г. М. Участие общественности в осуществлении принудительных мер воспитательного характера, принятых судом. Формы участия общественности в борьбе с преступностью. М., 1963.
  78. Г. М. Основные этапы развития советской системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних// Вопросы борьбы с преступностью. М.: Вып. 6. 1967.
  79. А.В. Российское уголовное право. М., 1996.
  80. А.В. Практика применения Уголовного кодекса РФ М.:Волтерс Клувер, 2005.
  81. Ной И. С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов, 1962.
  82. Н.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2000.
  83. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов / Редкол.: Гилязетдинов Дж.М., Давлетова К. Ж., Дорожкин Ю. Н., Егорошев С. В., Ширяев Л. А. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2001.
  84. А.В. Применение уголовно-правовых норм. Киев, 1975.
  85. Научно-практическое пособие по применению УК РФ/ Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. М.: Норма, 2005.
  86. В.В. Производство с участием несовершеннолетних: Учебное пособие. Омск, 1994.
  87. Новое уголовное право России. Общая часть: Учебное пособие. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  88. СВ. Детская беспризорность и меры борьбы с ней. М., 1926.
  89. Практика применения Уголовного кодекса РФ: коммент. судеб, практики и доктрин/ Под ред. Резника Г. М. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  90. Преступность и общество: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
  91. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии / Отв. ред. Кузнецова Н. Ф. М., 1991.
  92. Прозументов J1.M. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Томск, 1993.
  93. Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск, 1999.
  94. Л.М., Шеслер А. В. Предупреждение преступности: Учебное пособие. Томск, 1999.
  95. Ю.Е. Ювенальное уголовное право: теоретико-методологические и историко-правовые аспекты. М., 2001.
  96. С.В. К вопросу о целях наказания. Проблемы совершенствования уголовного закона. М.: Изд-во Московского института государства и права, 1984.
  97. Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 томах. Т.6. М., 1988.
  98. Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 томах. Т.8. М, 1991.
  99. А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. Москва, 1961.
  100. Н.К. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением мер воспитательного характера. Свердловск, 1969.
  101. Н.К. Специальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних, как одна из форм предупреждения преступности. Свердловск, 1977.
  102. Связь юридической науки с практикой. М.: ИГПАН, 1986.
  103. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  104. К.К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних. Ростов-на-Дону, 1991.
  105. Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997.
  106. В.П. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2001.
  107. А.Ф. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью, и их предупреждение. М., 1990.
  108. И.В., Грошев А. В., Невский С. А. Уголовное право России. Общая часть. Краснодар, 2002.
  109. Уголовный закон: Опыт теоретического моделирования. Институт государства и права. М.: «Наука», 1987.
  110. Уголовно-исполнительное право. Общая часть. Рязань: РИПЭ МВД России, 1998.
  111. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сборник законодательных материалов / Под ред. Козочкина И. Д. М.: «Зерцало», 1999.
  112. Уголовное право зарубежных стран: Общая часть: Сборник законодательных актов / Под ред. Игнатова А. Н. и Козочкина И. Д. М.: УДН, 1990.
  113. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб./ Под ред. Рарога А. И. Москва, 2005
  114. Уголовное право России. Общая часть: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., профессора Кузнецевой Н. Ф. и д.ю.н., доцента Тяжковой И. М. М.: Зеркало, 2005.
  115. В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск, 1984.
  116. В.А. Правовые основы участия общественности и трудовых коллективов в предупреждении рецидива преступлений. Томск, 1990.
  117. В. Введение в криминологию (перевод с английского). М.: «Прогресс», 1980.
  118. М.Д. Наказание. Его цели и эффективность. Л., 1973.
  119. Л.В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Книга 1. Комсомольск-на-Амуре, 1996.
  120. Диссертации и авторефераты диссертаций
  121. М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних: Автореф. дис. .к. ю. н. М. 1966.
  122. М.Р. Пробация и ее перспективы в уголовном праве. Республики Казахстан: дис. .к. ю. н. Усть-Каменогорск, 2000.
  123. А.П. Лишение свободы как вид наказания, применяемый к несовершеннолетним по советскому уголовному праву: дис. .к. ю. н. Саратов, 1965.
  124. В.И. Санкции в механизме уголовно-правового регулирования: Автореф. .дис. .к. ю. н. Санкт-Петербург, 1996.
  125. В.И. Санкции в механизме уголовно-правового регулирования: дис. .к. ю. н. Санкт-Петербург, 1996.
  126. Е.С. Преступность несовершеннолетних в период НЭПа: Автореф. дис. .к. ю. н. М.: МГУ. 1976.
  127. Ю.Е. Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дис. .к. ю. н. Краснодар, 1999.
  128. Н.И. Основы формирования системы управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Автореф. .дис. .к. ю. н. М.: 2004. 24 с.
  129. В.В. Преступность несовершеннолетних и её предупреждение: теоретическая модель и региональная практика. Автореф. .дис. .к. ю. н. Нижний Новгород, 2004.
  130. Ю.Терехова О. Н. Групповая преступность несовершеннолетних и её предупреждение подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Автореф. .дис. .к. ю. н. Красноярск, 2005.
  131. Статьи и периодические издания
  132. P.M. Опыт типологического изучения личности несовершеннолетнего преступника // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей 4.6. Томск, 2000.
  133. Н.Х. Типичная информация о личности преступника и жертвы// Следователь. 2004. № 10.
  134. JI.C. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье// Педагогика. 2006. № 5.
  135. X. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних// Законность. 1999 № 9.
  136. Ю.М., Блувштейн Ю. Д., Чикоидзе Г. Б. Прогнозирование преступного поведения и предупреждение преступлений// Советское государство и право. 1977. № 4.
  137. В.Г. Новые подходы к решению проблем подростковой преступности // Российский следователь. 2006. № 5.
  138. М.М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи// Российский криминологический взгляд. 2005. № 1.
  139. А.А., Остапенко Н. И. Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и механизм управления ими// Российский следователь. 2002. № 11.
  140. И., Тимошенко С. Пробация// Преступление и наказание. 1992. №Ю.
  141. Ю.Богдырев Е. В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. М: Наука. 1964.
  142. П.Боровиков В. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних// Уголовное право. 2003. № 4.
  143. П.Б. К вопросу о мерах предупреждения преступности несовершеннолетних// Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1996.
  144. А.Х. Некоторые вопросы назначения наказания несовершеннолетних// Международные и национальные механизмы защиты прав и свобод человека: материалы всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2003.
  145. М.Ведин С. Причины, влияющие на рост рецидивной преступности несовершеннолетних// Ведомости УИС.2002. № 7.
  146. Т.В. Криминологическое исследование причин социально-отклоняющегося поведения несовершеннолетних// Следователь. 2003. № 3.
  147. В.Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения несовершеннолетних в группах// Закон и право. 2005. № 11.
  148. Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// Законность. 2000. № 17.
  149. В.В., Зарубин М. А. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: на примере Министерства образования РФ // Право и образование. 2002. № 1.
  150. JI.B. Новые основания освобождения от уголовной ответственности и проблем процессуального применения // Государство и право. 1997. № 8.
  151. О.И. Особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях// Российский следователь. 2005. № 4.
  152. А.К. Инспекция по делам несовершеннолетних как один из субъектов профилактики правонарушений // Актуальные проблемыправовой деятельности ОВД. Минск: Изд-во Академии МВД Республики Беларусь, 1999.
  153. С.И. Предупреждение преступности несовершеннолетних: история и современность// Российский следователь. 2003. № 6.
  154. И.Н. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социологические исследования. 1994. № 8.
  155. Г. А. Правовое регулирование обеспечения предупреждения и раскрытия корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними// Черные дыры. 2005. № 2.
  156. В.Д. Формирование личности несовершеннолетних в условиях неблагополучия и практика применения профилактических мер // Проблема ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. статей. М., 1978.
  157. Т.В. Преступность и наркомания среди несовершеннолетних как внутренняя угроза национальной безопасности РФ// Российский следователь. 2006. № 4.
  158. Д.В. Социально-психологические предпосылки правонарушений несовершеннолетних// Российский следователь 2003.№ 2.
  159. Д.З. Криминологические характеристики преступлений, совершаемых школьниками// Следователь. 2003. № 7.
  160. Д.З. Мотивационная характеристика преступлений, совершаемых школьниками// Следователь. 2003. № 9.
  161. Д.З. Роль суда в профилактике преступлений среди несовершеннолетних // Российский судья. 2006. № 6.
  162. Д.З. Роль правовой защиты несовершеннолетних в предупреждении преступности в подростковой среде// Следователь. 2004. № 8.
  163. Д.З. Криминальная романтика школьников// Следователь. 2002. № 11.
  164. Д.З. Исторические аспекты предупреждения преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений// Следователь. 2006. № 3.
  165. А. Законодательство как гарант реализации цели исправления // Преступление и наказание. 1998. № 4.
  166. A.M. Проблемы реализации мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних//Современное право.2005. № 6.
  167. В.И. Проблемы организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в сфере свободного времени// Российский криминологический взгляд. 2005. № 4.
  168. М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// Российская юстиция. 2002.№ 7.
  169. JI.C. Профилактика рискованного поведения подростков// Педагогика. 2005. № 8.
  170. Н.Р. Уголовная ответственность и ее роль в предупреждение преступности несовершеннолетних//Российский судья. 2005 .№ 10.
  171. Н.Р. Роль суда в профилактике преступности несовершеннолетних//Российский судья. 2005. № 12.
  172. С.А. Применение судами принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним // Законодательство и практика. Омск, 1999. № 2(3).
  173. И.И. Соотношение криминологии, уголовного и исправительно-трудового права// Советское государство и право. 1981. № 4.
  174. С .Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения// Российский следователь. 2004. № 2.
  175. А.В. Состояние преступности, посягающей на права несовершеннолетних//Российский следователь. 2001. № 9.
  176. И.К. Правовые, культурные и криминальные ценности несовершеннолетних// Вестник УЮИ. 2003. № 1.
  177. Э.И. Проблемы совершенствования системы профилактики правонарушений в городском районе // Профилактическая деятельность инспекций по делам несовершеннолетних в условиях городского района: Сб. статей. М., 1985.
  178. А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних// Российская юстиция. 2000. № 6.
  179. Э.Л. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних// Закон и право. 2005. № 7.
  180. С. Взаимодействие УИИ с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Ведомости УИС. 2005. № 1.
  181. А. Юридическое значение цели исправления осужденных к лишению свободы // Преступление и наказание. 1998. № 4.
  182. А., Савелий М. Обеспечение безопасности детей и подростков//Профессионал. 2001. № 2.
  183. .П. Особенности индивидуально-профилактического воздействия на несовершеннолетних, совершающих преступления на почве наркомании // Закон и право. 2002. № 4.
  184. С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Право и образование. 2002. № 1.
  185. Р.А. Предупреждение посткриминальных проступков: Уголовно-правовые и криминологические меры предупреждения преступности. Омск: Изд-во Омской высшей школы МВД СССР, 1986.
  186. Н.Ю. Актуальные вопросы применения принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним // Закономерности преступности, стратегии борьбы и закон. М.: Криминолог, 2001.
  187. В.В. Движение скаутов и профилактика ювенальной юстиции правонарушений // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений. Тезисы докладов на Международной научно-практической конференции 26−28 ноября 1999 года. СПб., 1999.
  188. М.П. Преступность несовершеннолетних спортсменов// Закон и право. 2006. № 1.
  189. Цветинович A. JL Вопросы совершенствования системы средств правового воздействия на лиц, совершивших преступление// Вопросы уголовной ответственности и наказания. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1986.
  190. A.M. Предупреждение повторного совершения преступления условно осужденным и условно-досрочно освобожденным // Сов. государство и право. 1981. № 12.
Заполнить форму текущей работой