Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование в вузе основ профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На формирующем этапе экспериментальной работы в реальных условиях реализованы организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение модели. Технология поэтапной учебно-воспитательной деятельности включает этапы: диагностический, который предусматривал диагностику предрасположенности курсантов к формированию профессионально-правовой культуры, а также перспектив её развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профессионально-правовая культура специалиста-пограничника и необходимость её формирования в вузе
    • 1. Требования, предъявляемые к профессионально-правовой культуре специалиста-пограничника
    • 2. Профессионально-правовая культура специалиста-пограничника, её сущность и содержание
    • 3. Критерии и показатели проявления профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника
    • 4. Модель формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в процессе профессиональной подготовки курсантов в профильном вузе

    Глава II. Экспериментальная проверка технологии реализации модели формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в процессе профессиональной подготовки курсантов и необходимость её формирования в профильном вузе.

    § 1. Методика экспериментальной проверки технологии реализации модели формирования профессионально-правовой культуры специалистапограничника

    § 2. Реализация в вузе технологии формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в процессе профессиональной подготовки курсантов в профильном вузе.

    § 3. Анализ эффективности формирования профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника.

Формирование в вузе основ профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обеспечение безопасности внешних границ государства, защиты его суверенитета и территориальной целостности является главной задачей Пограничных органов ФСБ Российской Федерации. Эффективность деятельности по охране государственной границы, осуществляемой специалистами-пограничниками, зависит не только от профессиональной подготовки офицеров в учебных заведениях, но и от качества воспитательной работы в вузе. Изучение отзывов из пограничных управлений на выпускников институтов пограничного профиля позволяет утверждать, более успешно решают оперативно-служебные задачи офицеры, хорошо подготовленные в профессионально-правовом отношении. Такая подготовленность характеризуется проявлением культуры сотрудника, основы которой закладываются в условиях профильного вуза, на основе традиций и ценностей пограничной службы, используемых в процессе воспитательной работы с курсантами. Данный факт диктует необходимость совершенствования профессионально-правовой подготовки будущих сотрудников пограничной службы в образовательном учреждении пограничного профиля.

Сложились благоприятные условия для исследования вопросов формирования в вузе профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника. В частности, в литературе получили отражение такие вопросы, как: формирование в вузе профессионально-важных качеств офицеров-пограничников (Е.В. Аграновская, Н. И. Азаров, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. М. Боер, C.B. Бородин, И. Л. Гранат, Н. М. Кейзеров, С. А. Комаров, В.В. Копейчиков) — понимание сущности и содержания профессиональной подготовки пограничников (В.В. Лазарева, А. Л. Ликас, Г. В. Назаренко, Н. Д. Неважжай, B.C. Нерсесянц, А. Ф. Никитин, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. А. Толстик, С. Е. Хойман, А.Ф. Черданцев) — формирование правовой культуры как компонента правосознания (В.И. Бегинин, A.B. Валицкий, Г. П. Давыдов, В. И. Гойман, A.B. Грошев, И. А. Ильин, Е. А. Лукаш, А. И. Новиков, В. А. Сапун, В. Н. Синюков, Э. Ю. Соловьев,.

Г. С. Остроумова, И. Ф. Покровский, Д. А. Потопейко, А. Г. Тиковенко, В. А. Туманова, И. Е. Фарбер, В.А. Щегорцов) — формирование готовности специалистов к осуществлению правовой деятельности (Н.С. Кульпезев, П. П. Литвинов, JI.B. Митяев, Н. В. Михайлов, В. П. Пономарёв, Л.И. Сачков) — подготовка специалистов правовой сферы в системе высшего профессионального образования (В.Ф. Мануйлов, B.C. Минеев, Б. С. Митин, О.Н. Чекунова).

Вместе с тем, в научной литературе не получили достаточного отражения вопросы, раскрывающие теоретико-методические основы формирования профессионально-правовой культуры пограничников. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью повышения роли пограничного вуза в формировании у курсантов основ профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника и недостаточным её теоретико-методическим обеспечением. Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования профессионально-правовой культуры специалистов пограничного профиля в образовательном учреждении. В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования: «Формирование в вузе основ профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника».

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки пограничников в вузе.

Предмет исследования — содержание и технология формирования основ профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника.

Цель исследования — разработать модель формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника и ее организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение в вузе.

Гипотеза исследования. Высокие требования к профессиональной деятельности выпускника пограничного вуза, к ответственности диктуют необходимость жесткой правовой регламентации. Реализация её проявляется в профессионально-правовой культуре специалиста-пограничника, основы которой закладываются в вузе. Эффективность формирования её основ в процессе подготовки курсантов в пограничном вузе может быть обеспечена, если:

— учебно-воспитательный процесс обеспечивает профессионально-правовую направленность подготовки специалистов в вузе и носит системный характер;

— содержание подготовки ориентирует на воспитание осознанного отношения курсантов к профессионально-правовой повседневной деятельности;

— профессионально-правовая культура формируется поэтапно, в учебное и внеучебное время, обеспечивая постепенное овладение курсантами основами повседневной профессиональной деятельности в рамках традиционно принятых в пограничной системе правовых и нравственных норм долга;

— созданы благоприятные условия для формирования профессионально-правовой культуры курсантов в процессе воспитательной работы в вузе.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть основные требования, предъявляемые к профессионально-правовой культуре выпускника пограничного вуза.

2. Обосновать сущность и содержание профессионально-правовой культуры выпускника пограничного вуза, а также критерии и показатели её проявления.

3. Разработать модель формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника и её организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение в вузе.

4. Экспериментально проверить организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение модели формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в вузе пограничного профиля и условия её реализации.

Методологической основой исследования выступили: системный подход (Н.В. Бордовская, Н. В. Кузьмина, Ю. З. Кушнер, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин и др.) — личностно-деятельностный подход (Ю.К. Бабанский, В. Н. Герасимов, А. Н. Леонтьев, Ю. С. Палий, П. И. Образцов и др.) — интегративно-деятельностный подход (Н.С. Антонов, Е. П. Белозерцев, М. Н. Берулава, В. Н. Воронин, В. И. Загвязинский, В. А. Игнатова, И. А. Колесникова, А.Н. Нюдюрмагомедов) и др.

Теоретическую основу исследования составили педагогические и психолого-педагогические теории формирования и совершенствования: профессиональных и личностных качеств военного человека (Г.Л. Абдулга-лимов, В. И. Вдовюк, В. П. Врачинский, В. П. Давыдов, С. П. Иванова, H.A. Терехов, Ф. Д. Рассказов, Ю. Б. Рогачева и др.) — готовности к профессионально-педагогической деятельности офицеров (A.B. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, Н. В. Ипполитова, B.C. Емец, В. А. Поляков, Н. Ф. Феденко, И. Ф. Исаев, Л. К. Ильяшенко, А. Ю. Кабушко, Б. В. Пальчевский и др.) — традиции воспитания военных кадров, в том числе и пограничников (Н.П. Бучко, А. И. Каменев, И. А. Корольков, Н. С. Лепешкин, С. М. Монин, Д. П. Познанский и ДР-).

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, формализация) — эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки), а также статистические методы обработки данных.

Исследование проводилось с 2007 по 2013 годы.

На первом этапе (2007;2008 гг.) изучена литература, определены тема и научный аппарат исследования, изучен опыт профессионального воспитания кадров Пограничных органов ФСБ Россиина основе полученных материалов разработано содержательно-технологическое обеспечение формирования профессионально-правовой культуры в образовательном учреждении пограничного профилявыявлены возможности воспитательной работы по осознанию важности профессионально-правовой культуры пограничника и ее взаимосвязь с учебной деятельностью.

На втором этапе (2008;2012 гг.) экспериментально проверено организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования профессионально-правовой культуры курсантов в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

На третьем этапе (2012;2013 гг.) осуществлен анализ и обобщение полученных данных в ходе исследования, а также литературное оформление текста диссертации.

База исследования — Голицынский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Курганский пограничный институт ФСБ России, Московский пограничный институт ФСБ России. Экспериментальная работа реализована в учебно-воспитательном процессе Го-лицынского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены требования к профессионально-правовой культуре пограничников;

— уточнено понимание сущности и содержания профессионально-правовой культуры пограничников;

— раскрыты характерные уровни проявления профессионально-правовой культуры пограничников, а также критерии их оценки;

— разработана модель формирования основ профессионально-правовой культуры пограничников, а также организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение её реализации в вузе;

— определен комплекс условий, необходимых для реализации в вузе модели формирования основ профессионально-правовой культуры пограничников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования материалы уточняют и дополняют теорию профессионального образования в разделе педагогики высшей военной школы в контексте формирования профессионально-правовой культуры пограничников в учебно-воспитательном процессе военного вузарасширяют представления о профессионально-правовой культуре пограничников, её структурных компонентах, уровнях, а также критериях оценки и показателях ее проявления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации содержание и профессионально-ориентированная технология формирования профессионально-правовой культуры пограничников в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля получили экспериментальную проверку в Голицынском военном институте Федеральной пограничной службы Российской Федерации способствовали повышению профессионально-правовой культуры обучаемых и выпускников данного вуза, что положительно сказалось на качестве их подготовки к служебной деятельности. Материалы и результаты исследования в виде программы и учебно-методических материалов применены в системе профессионального воспитания курсантов Курганского пограничного института ФСБ России и Московского пограничного института ФСБ России.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проектирования и реализации экспериментальной работы, путем сообщений на научных конференциях различного уровня, выступлениях на заседаниях кафедры гражданского права Голицынского военного института Федеральной пограничной службы РФ, на заседаниях кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, семинарах и методических занятиях с курсовыми офицерами. Теоретические и методические положения исследования отражены в публикациях автора, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Обоснованность и достоверность полученных в ходе исследования результатов и научных выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, а также целенаправленным применением комплекса методов, обусловленных задачами исследованиядлительной экспериментальной проверкой организационно-воспитательного и содержательно-технологического обеспечения формирования профессионально-правовой культуры пограничников в других образовательных учреждениях военного профиля.

Положения, выносимые на защиту:

1. К основным требованиям профессионально-правовой культуры пограничников относятся: понимание своего места и роли при выполнении служебных обязанностей в соответствии с традициями пограничной службы, должностным назначением и нормами права, регламентирующими его деятельностьвыполнение профессиональных обязанностей в соответствии с нормами праваюридически правильно квалифицировать факты и обстоятельстваразрабатывать документы и осуществлять их правовую экспертизудавать квалифицированные заключения и консультации в соответствии с должностным назначениемпринимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом и должностным назначениемвскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных в рамках исполнения должностных обязанностейпредпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав подчиненныхсистематически повышать свою профессионально-правовую квалификацию и другие.

2. Профессионально-правовая культура пограничника является составной частью его профессиональной культуры и представляет собой интегра-тивное профессионально-личностное образование, отражающее единство его профессиональной подготовленности и способности повседневно её проявлять на практике в рамках нравственных ценностей пограничной службы и правовых норм профессиональной деятельности в соответствии со служебным предназначением. Она представляет собой единство внутренней и внешней составляющих: внутренняя — общая культура, профессионально-правовая подготовленность, а также опыт их реализациивнешняя — индивидуальный стиль повседневной профессионально-правовой деятельности пограничника. Основными компонентами профессионально-правовой культуры являются: профессионально-аксиологический (осознание значимости профессиональных ценностей и норм права для реализации задач профессионального назначения в соответствии со сложившимися традициями пограничных войск) — когнитивный (профессиональные знания в соответствии с должностным назначением и нормами права по их реализации) — функцио-нально-деятельностный (владение технологиями профессиональной деятельности в соответствии с нормами права, сформированные профессионально-правовые навыки реализации служебных задач).

Уровнями проявления профессионально-правовой культуры пограничника являются: репродуктивный (выполнение типовых служебных задач в соответствии с нормативными документами) — ситуативный (способность выполнять частные задачи в определенных нестандартных ситуациях профессиональной деятельности в соответствии со сложившимися традициями пограничных войск) — деятельностный (проявление в сложных ситуациях дея-тельностных качеств, необходимых для обеспечения служебных задач, умение находить нестандартные решения в различных ситуациях служебной деятельности, в том числе и в ситуациях риска). В качестве критериев оценки их проявления выделены: мотивационно-целевой (цели и мотивы выполнения служебного долга) — гносеологический (совокупность общепрофессиональных и правовых знаний, необходимых для решения задач служебной деятельности в процессе выполнения профессионального долга) — операционно-деятельностный (владение технологиями этой деятельности в соответствии со служебным предназначением).

3. Модель формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в процессе профессиональной подготовки курсантов в профильном вузе включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой (цели, задачи и способы их применения в процессе профессионально-правовой подготовки курсантов) — организационно-воспитательный (организаторская деятельность по наиболее полному использованию потенциала учебного процесса и воспитательной работы в интересах формирования основ профессионально-правовой культуры, реализация традиций и опыта воспитательной деятельности в пограничных войсках) — содержательный (направления воспитательной работы, способствующие формированию профессионально-правовой культуры) — технологический (поэтапная учебно-воспитательная деятельность с учетом реализации задач подготовки выпускника) — мониторинговый (методы и методики оценки, лонгитюдный характер наблюдения) и результативный (определение эффективности проявления основ профессионально-правовой культуры курсантов вуза пограничного профиля). Технология учебно-воспитательной деятельности включает этапы: диагностический (диагностика предрасположенности курсантов к формированию профессионально-правовой культуры, а также перспектив её развития на практике) — адаптационный (приспособление к условиям военной службы в условиях пограничного вуза) — процессуально-технологический (непосредственная поэтапная организационно-воспитательная деятельность, направленная на формирование профессионально-правовой культуры курсантов в соответствии с их профессиональным предназначением, овладение основными технологиями профессиональной деятельности в рамках правового поля) — результативный (оценка уровня сформированности профессионально-правовой культуры выпускника). Организационно-воспитательное обеспечение направлено на создание системы воспитания курсантов на основе опыта вуза и сложившихся традиций пограничной службы, а содержательно-технологическое — на обеспечение поэтапной непосредственной профессионально-правовой подготовки их в соответствии с должностным назначением. Основными принципами реализации модели являются: принцип единства теории и практики профессионально-правовой подготовки, принцип адекватности и целесообразности правовых знаний в профессиональной подготовке специалиста и принцип непрерывности и системности воспитательной профессионально-правовой работы с курсантами.

4. Комплекс условий, необходимых для реализации в вузе модели формирования основ профессионально-правовой культуры пограничников: мотивация курсантов к профессионально-правовому овладению профессиейправовая направленность профессиональной подготовкиориентированность воспитательной работы на формирование чести, долга в соответствии с традициями, сложившимися в пограничных органах и в вузеорганизация обучения в соответствии с нормативными документамипрофессионально-правовая направленность организации службы в вузеповседневное проявление профессионально-правовой культуры профессорско-преподавательским и административно-командным составом вуза.

Структура диссертации определяется логикой исследования и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

В современном мире защита внешних границ государства, обеспечение его безопасности, суверенитета и территориальной целостности являются главной задачей пограничной службы любой страны. Деятельность по охране государственной границы осуществляется специалистами-пограничниками и ее эффективность зависит от профессионального воспитания и подготовки будущих офицеров в учебных заведениях и от их профессиональной культуры. Профессиональная культура сотрудника пограничных органов закладывается в условиях профильного вуза, на основе традиций и ценностей пограничной службы. Основные требования, предъявляемые к профессионально-правовой культуре пограничников, следующие: понимать свое место и роль при выполнении служебных обязанностей в соответствии с традициями пограничной службы, должностным назначением и нормами права, регламентирующими его деятельностьвыполнять профессиональные обязанности в соответствии с нормами праваюридически правильно квалифицировать факты и обстоятельстваразрабатывать документы и осуществлять их правовую экспертизудавать квалифицированные заключения и консультации в соответствии с должностным назначениемпринимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом и должностным назначениемвскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных в рамках исполнения должностных обязанностейпредпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав подчиненныхсистематически повышать свою профессионально-правовую квалификацию и другие.

Анализ показывает, что профессионально-правовая культура пограничника является составной частью его профессиональной культуры и представляет собой интегративное профессионально-личностное образование, отражающее единство его профессиональной подготовленности и способности повседневно её проявлять на практике, в рамках нравственных ценностей пограничной службы и правовых норм профессиональной деятельности, в соответствии со служебным предназначением. Она представляет собой единство внутренней и внешней составляющих: внутренняя — общая культура, профессионально-правовая подготовленность, а также опыт их реализациивнешняя — индивидуальный стиль повседневной профессионально-правовой деятельности пограничника.

Основными компонентами профессионально-правовой культуры являются: профессионально-аксиологический (осознание значимости профессиональных ценностей и норм права для реализации задач профессионального назначения в соответствии со сложившимися традициями пограничных войск) — когнитивный (профессиональные знания в соответствии с должностным назначением и нормами права по их реализации) — функционально-деятельностный (владение технологиями профессиональной деятельности в соответствии с нормами права, сформированные профессионально-правовые навыки реализации служебных задач).

Рассмотренные компоненты не являются изолированными, а напротив, взаимообуславливают и дополняют друг друга. В соответствии со структурой профессионально-правовой культуры специалиста в области правового обеспечения национальной безопасности были разработаны критерии оценки: мотивационно-целевой (цели и мотивы выполнения служебного долга) — гносеологический (совокупность общепрофессиональных и правовых знаний, необходимых для выполнения задач служебной деятельности в процессе выполнения профессионального долга) — операционно-деятелъностный (владение технологиями этой деятельности в соответствии со служебным предназначением).

Уровнями проявления профессионально-правовой культуры пограничника являются: репродуктивный (выполнение типовых служебных задач в соответствии с нормативными документами) — ситуативно-профессиональный (способность выполнять частные задачи в определенных нестандартных ситуациях профессиональной деятельности в соответствии со сложившимися традициями пограничных войск) — активно-действенный (проявление в сложных ситуациях деятельностных качеств, необходимых для обеспечения качества служебных задач, нахождение нестандартных решений в различных ситуациях служебной деятельности, в том числе и в ситуациях риска).

На основе анализа и систематизации полученных материалов разработана модель формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в процессе профессиональной подготовки курсантов в профильном вузе, она включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой (цели, задачи и способы их применения в процессе профессионально-правовой подготовки курсантов) — организационно-воспитательный (организаторская деятельность по наиболее полному использованию потенциала учебного процесса и воспитательной работы в интересах формирования основ профессионально-правовой культуры, реализация традиций и опыта воспитательной деятельности в пограничных войсках) — содержательный (направления воспитательной работы, способствующие формированию профессионально-правовой культуры) — технологический (поэтапная учебно-воспитательная деятельность с учетом реализации задач подготовки выпускника) — мониторинговый (методы и методики оценки, лонгитюдный характер наблюдения) и результативный (определение эффективности проявления основ профессионально-правовой культуры курсантов вуза пограничного профиля).

Технология поэтапной учебно-воспитательной деятельности включает этапы: диагностический (диагностика предрасположенности курсантов к формированию профессионально-правовой культуры, а также перспектив её развития на практике) — адаптационный (приспособление к условиям военной службы в условиях пограничного вуза) — процессуально-технологический (непосредственная поэтапная организационно-воспитательная деятельность, направленная на формирование профессионально-правовой культуры курсантов в соответствии с их профессиональным предназначением, овладение основными технологиями профессиональной деятельности в рамках правового поля) — результативный (оценка уровня сформированности профессионально-правовой культуры выпускника). Модель и технология ее реализации получили экспериментальную проверку в реальных условиях учебно-воспитательного процесса Голицынского пограничного института ФСБ России.

Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности организационно-воспитательного и содержательно-технологического обеспечения модели формирования основ профессионально-правовой культуры пограничника в вузе пограничного профиля. Основные задачи экспериментальна: выявить предрасположенность курсантов к профессионально-правовой подготовке, реализовать организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение модели формирования основ профессионально-правовой культуры будущих пограничников в вузе, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

На формирующем этапе экспериментальной работы в реальных условиях реализованы организационно-воспитательное и содержательно-технологическое обеспечение модели. Технология поэтапной учебно-воспитательной деятельности включает этапы: диагностический, который предусматривал диагностику предрасположенности курсантов к формированию профессионально-правовой культуры, а также перспектив её развития на практикеадаптационный, отражающий оценку приспособленности курсантов к условиям военной службы в условиях пограничного вузапроцессуально-технологический, включающий непосредственную поэтапную организационно-воспитательную деятельность, направленную на формирование профессионально-правовой культуры курсантов в соответствии с их профессиональным предназначением, овладение основными технологиями профессиональной деятельности в рамках правового полярезультативный, оценивающий уровень сформированности профессионально-правовой культуры выпускника пограничного вуза. Организационно-воспитательное обеспечение заключалось в создании системы воспитания курсантов на основе опыта вуза и сложившихся традиций пограничной службы, а содержательно-технологическое — в обеспечении поэтапной непосредственной профессионально-правовой подготовки курсантов в соответствии с должностным назначением.

Апробированное сочетание содержания, форм, методов и средств формирования у курсантов основ профессионально-правовой культуры пограничников позволяет утверждать об эффективности процесса воспитания, профессиональной подготовки будущих специалистов. Выпускники 2012 г. показали устойчивую динамику роста основ профессионально-правовой культуры. Следует отметить глубокое понимание курсантами необходимости формирования основ профессионально-правовой культуры пограничников как одного из важных условий их успеха в самостоятельной служебной деятельности после окончания вуза. Результаты экспериментальной работы подтверждают эффективность воспитательной системы пограничного вуза состоящей из специально отобранных содержания, форм, методов и средств профессионального воспитания курсантов в учебном процессе военного вуза для формирования основ профессионально-управленческой культуры пограничников.

Полученные экспериментальные данные подтверждают предположение о взаимосвязанном и взаимообусловленном характере процесса и результата профессионального воспитания и подготовки будущих пограничников, что проявляется в формировании у них основ профессионально-правовой культуры. Экспериментальная работа показала, что этот процесс является управляемым, развивается и протекает как под воздействием учебно-воспитательного процесса вуза, так и под воздействием профессиональной среды. В ходе исследования была доказана эффективность модели и технологии ее реализации в системе профессионального воспитания и подготовки будущих пограничников по формированию у них основ профессионально-правовой культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки. //Высшее образование в России, 1998, № 3. с. 35.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы. Российский менталитет. М., 1997 -с. 7−37.
  4. А.Н. Пограничное ведомство: пути строительства и терминология // Вестник границы России. 1999. — № 1−2. — с. 94−104.
  5. В.П. Актуальные вопросы правового воспитания военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации: учебное пособие. -Голицыно, 2001. 110 с.
  6. Ф.Н. Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля в вузе Дис. док. пед. наук, М., 2010.-250 с.
  7. Ю.В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД России: автореф. дис. канд. пед. наук СПб., 1994. — 17 с.
  8. В.А. Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях: дис. канд. пед. наук / В. А. Андрощук. М. — 2000. -170 с.
  9. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмео-логии. -М., 1995.
  10. П.И. Педагогические основы оптимизации общения корабельных офицеров с подчиненными: дис. канд. пед. наук. М- 1994. — 198 с.
  11. Антология исследований культуры. СПб.: Унив. кн., 1997. — 727 с.
  12. Ю. Стойкость, остановившая врага (Из опыта морально-психологической подготовки ВОВ) / Ю. Арзамаскин, И. Черных // Ориентир. 1995.-№ 4.-с. 27−33.
  13. Армия в период реформирования должна стать основой стабилизации в государстве (Сбор руководителей информационных структур ВС России) // Ориентир. 1999. -№ 1.-е. 12- 18.
  14. A.A. Воспитывать патриотов: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 172 с.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  16. И. Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: дис. канд. пед. наук / И. Д. Афонин. М.: ГА ВС, 1993. — 228 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -45 с.
  18. B.C. и др. Адаптация молодых сотрудников к новым условиям профессиональной деятельности: метод, пособие. Курган: КПИ ФСБ России, 2010.-40 с.
  19. В.Ю. Готовить профессионалов, воспитывать лидеров / В. Ю. Бакин // Красная звезда. 2007. — № 46. — с. 2.
  20. А. В. Проблемы психологии воинского коллектива / под ред. Шеляга В. В. М., Воениздат, — 1983. — 303 с.
  21. .П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф., Сыромятников И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. М.: Воениздат, 2011.-488 с.
  22. В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986.
  23. М. М. Деятельность политических органов войск КГБ по воспитанию воинов на боевых и чекистских традициях в современных условиях 1976−1978 гг.: дис. канд. истор. наук. -М., 1984. -186 с.
  24. A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. Челябинск: Юж. — Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с.
  25. A.M. Профессиональная этика офицера-пограничника. М.: ВПВПКУ им. К. Е. Ворошилова, 1979. — 70 с.
  26. С.А. О системных аспектах организации управления образованием / С. А. Беляков, В. Ж. Куклин // Университетское управление. 2006. — № 1(41). -с. 32−41.
  27. H.A. Об оправданиях любви к отечеству / Грех войны. М.: Культура, 1993 .-с. 87−93.
  28. А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Ростов н/Д, 2002.
  29. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берн. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  30. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1.-е. 9−11.
  31. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: НПО МО России, 1995. — 336 с.
  32. Бех В. Г. Педагогическое управление учебным процессом в военном вузе: дис. канд. пед. наук / В. Г. Бех. Краснодар. — 1999. — 164 с.
  33. B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  34. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. д-ра. пед. наук / И. В. Биочинский. Казань. — 1993. — 222 с.
  35. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1976. — 270 с.
  36. Ю. В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: дис. канд. пед. наук / Ю. В. Богомолов. М.- - 1999. — 187 с.
  37. A.A. Личность и общение: избр. тр. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  38. Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1995. — 352 с.
  39. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. М.: Вече: ACT, 2002.-560 с.
  40. В.А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — с. 8−14.
  41. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. /под ред. A.M. Прохорова. М.: Рос. энцикл., 1999. — 568 с.
  42. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская//Педагогика. 2001.-№ 1.-е. 16−21.
  43. Н.Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у курсантов военных училищ: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Бондаренко. М.: ВПА, 1987. — 20 с.
  44. Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  45. С.Я. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX -начала XX века: дис. канд. пед. наук. М., 1991.
  46. В. П. Военно-политическая работа по интернациональному воспитанию пограничников в современных условиях (по опыту Закавказского, Восточного и Западного пограничных округов, 1985−1990 гг.): дис. канд. пед. наук. -М: 1991. 181 с.
  47. И.Р. Интегральная модель обучения в военном вузе как основа развития познавательной самостоятельности курсантов // Высшее образование в России. 2006. — № 5. с. 55.
  48. М.Р. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — с. 644−706.
  49. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.-206 с.
  50. JI.A. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование сегодня. -2009.-№ 6.-с. 55−58.
  51. Военная педагогика в пограничных войсках / под ред. В. П. Давыдова. -М.: АПВ, 1994.
  52. Военная педагогика и психология / A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов и др. М.: Воениздат, 1986.
  53. Военная педагогика и психология: учебное пособие / под ред. A.B. Ба-рабанщикова М.: Воениздат, 2002. — 240с.
  54. Военная педагогика: учебное пособие для высших военно-политических училищ. М.: Воениздат, 1973.
  55. Военная психология и педагогика: учебное пособие / под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Воениздат, 2000. — 384 с.
  56. С.И. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиций: дис. канд. пед. наук / С. И. Волгин. Кострома. — 1999. — 198 с.
  57. И.В. Формирование основ профессионально-правовой культуры менеджеров туристического бизнеса в вузе. / дис. канд. пед. наук. -М.: 2010.
  58. С.Н., Ляшко В. Г., Снегирев A.B., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. М.: Дрофа, 2007. — 146 с.
  59. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / под ред. И. А. Липского. М.: Военный университет, 1995. — 224 с.
  60. С.А. Функциональные состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты, оптимизация: автореферат д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005.
  61. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе / П. Н. Городов. М.: ГА ВС, 2002. — 127 с.
  62. В.Н. Воспитание у курсантов военных вузов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2007. — 194 с.
  63. , А.Д. Педагогические аспекты формирования культуры взаимоотношений между военнослужащими и местным населением в деятельности великих полководцев второй половины XVII века: дис. канд. пед. наук. Казань, 1991. — 192 с.
  64. А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Григорьев. М.: ВПА, 1990. — 25 с.
  65. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности/М.Т. Громкова.-М.: ЮНИТИ, 2003.-415 с.
  66. , П.С. Философия культуры. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995.-288 с.
  67. И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте: научно-методическое пособие / под ред.
  68. A.П. Тряпицыной. СПб.: Книжный дом, 2008. — 248 с.
  69. В.П. Методика военно-педагогического исследования. М.: 1967.-64 с.
  70. , В.В. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: научно-методическое, пособие /В.В. Давыдов. М.: Академия ФСБ, 1997. — 321 с.
  71. В. П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов военных вузов в процессе обучения: дис. док. пед. наук. -М.: ВПА, 1977.-457 с.
  72. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /
  73. B.И. Даль.-М.: Русский язык, 1998.- 1351 с.
  74. В.В. Военно-патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам: дис. канд. пед. наук / В. В Деев. М.: ВПА, 1990.-25 с.
  75. Дисциплинарный Устав ВС РФ. М.: Воениздат, 2004.
  76. М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / М. И. Драгомиров. М.: Воениздат, 1986. — 620 с.
  77. И.О. Профессиональная правовая культура состояние правовой жизни общества Текст. / Н. О. Дуглас // Молодой ученый. — 2012. — № 7. -с. 193−196.
  78. Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учебное пособие. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 216 с.
  79. Жук O. JL Компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета / O. J1. Жук // педагогика. 2008. — № 3. — с. 99−105.
  80. Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. — 240 с.
  81. В.М., Ланг Л. Н. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990.
  82. И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. с. 21−26.
  83. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-384 с.
  84. В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема Текст. / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2005. -№ 1. — с. 18−28.
  85. В.Н. Методическое пособие по совершенствованию форм и методов проведения учебных занятий в военном вузе / В. Н. Золотарев. Воронеж: ВВАИУ, 1996. — 56 с.
  86. В.С., Лаптев Л. Г. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСН. М.: В, А РВСН, 2000.
  87. С.М. Формирование основ информационно-управленческой культуры муниципальных служащих в процессе обучения в вузе. дис. канд. пед. наук / С. М. Игнаткина. М.: 2011. — 205 с.
  88. Т.А. Системно-структурный подход к исследованию педагогических явлений / Т. А. Ильина // Результаты исследований в педагогике. -М.: 1977.-с. 3−18.
  89. Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 986 с.
  90. М.С. Философия культуры. СПб.: 1996. — 480 с.
  91. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: 1990.
  92. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: 1974. — с.19, 43.
  93. А. В. Формирование педагогико-правовой компетенции в профессиональной подготовке специалиста по сервису и туризму. / канд. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009
  94. A.B. Психология менеджмента Текст. / A.B. Карпов. М.: Гардарики, 2008. — 538 с.
  95. Г. Б. Локальная система воспитания современного военного вуза, как средство формирования личностных и профессиональных качеств курсантов. № 1−2, 2011.
  96. Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов, 2004.
  97. C.B. Подготовка курсантов военных вузов к выполнению профессиональных действий в экстремальных ситуациях: дис. канд. пед. наук / C.B. Кобылянский. Тольятти. — 2003. — 186 с.
  98. В.Ф. Военная профессиология: Проблемы теории и практики/В.Ф. Ковалевский. -М.: ВПА, 1983. 158 с.
  99. Конституция Российской Федерации. Система ГАРАНТ, 2010 .
  100. П.Б. Педагогическое наследие Н.К.Крупской о военно-патриотическом воспитании и его реализация в современных условиях: дис. канд. пед. наук. М.: 1992.
  101. Т.Д. Профессионализм как ценность в нравственном воспитании студента: материалы конференции «Российское образование в 21 веке: проблемы и перспективы». Пенза, 2005.
  102. Г. А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: дис. канд. филос. наук. М.: 1991.
  103. А.И. Культурология: словарь. М.: Акад. проект, 2000. -379 с.
  104. В.В. Методология педагогического исследования /В.В. Кра-евский. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ин-та, 1994. — 165 с.
  105. С.А., Лавренчук Н. Г. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы в КПИ ФСБ России: методическое пособие. -Курган: КПИ ФСБ России, 2010. 60 с.
  106. В.В. Морально-психологическое обеспечение: вчера, сегодня, завтра / В. В. Кузнецов // Ориентир. 1997. — № 3. — с. 24−28.
  107. И. В. Административная юрисдикция пограничных органов федеральной службы безопасности: протокол об административном правонарушении Текст. / И. В. Кузурманова. // Право в Вооруженных Силах -Военно-правовое обозрение. 2010. — № 8. — с. 30−33.
  108. Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. 1995. — № 1.-е. 41−53.
  109. П.А. Формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности: дис. канд. пед. наук / П. А. Кукса. СПб.: — 2003. — 191 с.
  110. C.B. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект: учебно-методическое, пособие для студентов и педагогов, пытающихся думать. Воронеж: Учитель, 1998.
  111. Культурология: учебное пособие // под ред. Г. В. Драча. М.: 2003.
  112. Л.Г., Мзркитян Р. В., Саркисян, А. Е. Воинский труд: наука, искусство, призвание. М.: ИТАР-ТАСС, 1998.-397 с.
  113. Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование по материалам войск связи): дис. канд. пед. наук / Ю. А. Ленев.-М.: 1993.-218 с.
  114. A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. Тарту: Тарт. унт, 1984.-219 с.
  115. И. Я. К вопросу о категориальном аппарате теории обучения / Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: сборник научных трудов. / И. Я. Лернер. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 134 с.
  116. И.А. Прогнозирование в военной педагогике. М.: ГА ВС, 1993.
  117. .Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1995.-265 с.
  118. A.C. О воспитании / A.C. Макаренко. М.: Просвещение, 1988−415 с.
  119. Л.В. Социальная педагогика : учебник для студентов вузов / Л. В. Мардахаев. М.: Гардарики, 2008. — 269 с.
  120. Л.В. Педагогические основы индивидуального подхода к воспитанию курсанта: дис. д-ра. пед. наук. М.: ВУ, 1997.
  121. Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М.: Наука. 1983. — 284 с.
  122. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 309 с.
  123. A.M. Самоактуализация / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Наука, 2000.-189 с.
  124. H.H. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы / H.H. Матушкин, И. Д. Столбова // Высшее образование сегодня. 2007. — № 11.-е. 28−30.
  125. Д.С. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-416 с.
  126. И.И. Подготовка курсантов к военно-управленческой деятельности в условиях решения новых оборонных задач: дис. канд. пед. наук / И. И. Мельников. Казань, — 2005. — 190 с.
  127. О.С., Яковлева А. И. Модель специалиста (К вопросу о гуманизации образования) // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — с. 19.
  128. A.B., Давыдов В. П. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии М.: 1987.
  129. В.Н. Подготовка курсантов военно-учебных заведений на боевом опыте региональных и локальных конфликтов: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Миронченко. Казань, -2003. — 193 с.
  130. Н.Г. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Г. Мирошниченко. Магнитогорск, — 1999. — 23с.
  131. Л.М. Личностно-профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопр. психологии. 1997.-№ 4.-с. 28−38.
  132. A.B. Общение в процессе воспитания / A.B. Мудрик. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  133. П.А. К некоторым критериям профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири- 2012 № 3.
  134. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его армии, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы/ /под общ. ред. В. А. Золотарева и A.B. Черкасова. М.: Воениздат, 1997.-256 с.
  135. A.B. Формирование ответственности как профессионально-личностного качества у курсантов младших курсов военного вуза: дис. канд. пед. наук / A.B. Немчинов. М.: — 2005. — 189 с.
  136. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. Екатеринбург: УГППУ, 2000. — 170 с.
  137. Н. Военно-учебные заведения Франции / Н. Николаев // Зарубежное военное обозрение. 1982. — № 12 — с. 34−36.
  138. A.M. Научно-исследовательская работа в образовательном учреждении / A.M. Новиков. М.: РАО, 1996. — 130 с.
  139. О долге и чести воинской в российской армии: сб. матер., докл. ист. -М.: Воениздат, 1991.
  140. Г. П. Кадры вчера и сегодня: проблемы государственной кадровой политики и подготовки кадров// ЧиновникЪ. 2005 — № 3 — с. 100.
  141. С.Г. Формирование у будущих офицеров готовности к принятию управленческих решений: дис. канд. пед. наук / С. Г. Одинцов. Саратов, — 2006. — 183 с.
  142. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1989.-750 с.
  143. Основы военной психологии и педагогики / под ред. A.B. Барабанщи-кова, Н. В. Веденко. М.: Воениздат, 1991. — 366 с.
  144. В.В. Воспитание гуманности у курсантов военного вуза: дис.. канд. пед. наук / В. В. Павлов. Краснодар, — 2004. — 178 с.
  145. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.- под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с.
  146. В.А. Патриотическое воспитание пограничников средствами искусства, дис. канд. пед. наук. Калининград, 1998. — 211 с.
  147. П.И. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Рос. пед. агентство, 2006. — 402 с.
  148. Н.М. Среда воспитания как эффективное средство создания условий личностного и профессионального саморазвития военнослужащего российской армии: дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
  149. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 (747) с.
  150. В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник. / В. М. Полонский. -М.: Нов. шк., 1995. 256 с.
  151. Е. В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности /Е.В. Прозорова // Мир психологии. 2000. — № 2. — с. 191 202.
  152. Профессиональная педагогика: учебник для студентов // под общ. ред. С .Я. Батышева, 2-е изд. перераб. и допол. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  153. Ю.П. Совершенствование деятельности клубных учреждений по военно-патриотическому воспитанию работающей молодежи пограничного региона: дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 160 с.
  154. Т.А. Педагогическая система формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов: на материале изучения дисциплин естественнонаучного цикла: дис. канд. пед. наук / Т. А. Радионова. -Саратов,-1998.-202 с.
  155. Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: Дис. д-ра. пед. наук. Ф. Д. Рассказов. Курган, — 2000. — 426 с.
  156. , К. В. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М.Злотник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
  157. , В. А. Психология управления : учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен, 1999. — 352 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов М.: БРЭ, 1998. — Т. 2. — 1126 с.
  159. Российский военный сборник. Вып. I, II, III, IV /ред. А. Е. Савинкин. -М.: 1992- 1994.
  160. , С. JI. Основы общей психологии: 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  161. , А. Я. Воспитание будущих офицеров / А. Я. Ряхов // Военная мысль. -1983.-№ 1. с. 32 — 46
  162. , В. К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечения национальной безопасности России: дис. канд. пед. наук / В. К. Савельев. -Коломна, 2004. 187 с.
  163. , М. Г. Нравственно-правовое воспитание курсантов в военно-экономическом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Г. Сакулин. Ярославль, — 2001. — 22 с.
  164. , Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2003.-224 с.
  165. , О. Ю. Актуальные вопросы административно-правового регулирования полномочий пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности в морском пограничном пространстве. М.: ВШ, 2004.
  166. , В. Г. Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих: дис. канд. пед. наук / В. Г. Сенча. СПб.: 2000. — 194 с.
  167. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994.
  168. , В. Д. Воинские ритуалы. -2-е изд., переработ. И дополн. -М.: Военное издательство. 1986. с. 5 — 48.
  169. Система воспитательной работы с личным составом пограничных застав / под общ. ред. В. И. Круглика. М.: Граница, 1996.
  170. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986- 150 с.
  171. , В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шиянов, Е. Н. Педагогика. М.: Школа-пресс, 2007. — 512 с.
  172. , А. М. Методы активного обучения: науч.-метод, пособие -М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
  173. , А. В. Формирование основ культуры безопасной жизнедеятельности будущих учителей в процессе изучения специальных дисциплин дис. кан. пед. наук / А. В. Снегирев. Тула, 2007. — 190 с.
  174. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл. 1979. -1214 с.
  175. , А. И. Проблемы развития нравственного воспитания в военном вузе/ А. И. Сопочкин // Развивающее образование: Современные проблемы: материалы Российской конференции. Челябинск, Факел, 1997. — с. 70 — 80.
  176. , П. Э. Основные черты русской нации в двадцатом столетии / О России и русской философской культуре. М.: 1993. — с. 483.
  177. Состояние и перспективы развития военно педагогической науки в современных условиях / Перспективы военно-педагогической теории и практики подготовки военных специалистов: тезисы выступл. на межву-зовск. научн. — практ. конф. — JL: 1992.
  178. , В. К. Основные церемонии, проводимые в вооруженных силах США / В. Стариков // Зарубежное военное обозрение. 1991. — № 1 — с. 91−92.
  179. , С. Г. Система подготовки офицерского состава вооруженных сил Великобритании / С. Степанов // Зарубежное военное обозрение. -1994.- № 2 с. 16−19.
  180. , В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. -М.: Педагогика, 1981. Т. 3.
  181. , H. И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: дис. д ра. пед. наук / Н. И. Татаркина. — Липецк, — 2007. — 547 с.
  182. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997. — с. 568.
  183. , Б. М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам) / Избранные труды: в 2 т. М., 1985. — Т.1 -328 с.
  184. Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования: Постановление правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650 // Образование в документах. 1999. -№ 16.- с. 76−86.
  185. , А. Г. Нравственное воспитание курсантов военных вузов на основе общечеловеческих ценностей: дис. канд. пед. наук / А. Г. Трофимчук. Ростов н/ Д, 1999. — 212 с.
  186. , В. В. Воспитание курсантов военных вузов на традициях Вооруженных сил России: дис. канд. пед. наук / В. В. Трубников. СПб.: -1998.- 212 с.
  187. А. П. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Питер, 2014. — 304 с.
  188. , В. Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военных учебных заведениях: дис.. канд. пед. наук / В. Е. Уткин. Казань, — 2000. — 199 с.
  189. , М. Ф. Воспитание специалиста. Казань: Изд — во Казанского ун — та, 1990. — 150 с.
  190. Федеральный закон «О Пограничной службе Российской Федерации» от 11 мая 2000 г. //Вестник границы России. № 4. — с. 4 — 15.
  191. Федеральный закон № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.
  192. , С. М. Воспитание офицера / С. М. Федосеев, В. Г. Ковалев, И.В. Панов-М.: Сов. энциклопедия, 1993. 840 с.
  193. , Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Академия, 1995. — 246 с.
  194. Философский словарь, под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  195. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. -576 с.
  196. , В. Н. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  197. , А. К. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1992.-с. 9−57.
  198. , П. Ф. Организация и ведение учебного процесса в высших военно-учебных заведениях / П. Ф. Хамов. М.: Воениздат, 1998. — 189 с.
  199. , И. Ф. Педагогика: 2-е изд. М.: Педагогика, 1990. — 596 с.
  200. , В. С. Подготовка офицерских кадров сухопутных войск Германии / В. Чернов // Зарубежное военное обозрение. 1992. № 1 — с. 17 -19.
  201. , Т. Н. Воспитание свободной, независимой, ответственной личности / Т. Н. Шамова // тез. докл. VII международной конференции по педагогике ненасилия. В 2 т. Т. 1. — СПб.: — 1994.- с. 140- 156.
  202. , Jl. Д. Профессиональное образование офицерских кадров в вузах пограничной службы Российской Федерации и его совершенствование: социально-философский анализ: дис. д-ра. филос. наук. М., 2003. — 352 с.
  203. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник Для студ. Высш. учеб. Заведений: 2-е изд. / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 2001.-512 с.
  204. , Ю. В. Развитие мотивации военно профессиональной деятельности курсантов военных вузов: дис. канд. пед. наук / Ю. В. Шеремета. -М., 1990, — 188 с.
  205. , А. Ф. Об оптимизации учебного процесса в вузах / А. Ф. Ширяев // Военная мысль. 1983 — № 9. — с. 67−83.
  206. , А. С. Профессионально направленная нравственно — правовая подготовка курсантов в системе высшей военной школы: дис. канд. пед. наук / А. С. Щербаков. — М.: — 2006. — 192 с.
  207. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Т. 3 / под ред. С. Я. Батышева. — М.: 1999. — 440 с.
  208. Berry, J.W., Poortinga, Y.H., Segall, M.N., & Dasen, P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. New York: Cambridge, OH: C.E.Nerill, 1992.
  209. Knowiton, W. G. Military qualification Standards // Military review. 1991. May.- 147 p.
  210. Taylor, J. D. Pawed with good intentions: The failure of relations in contemporary America. New York: Carroll & Graf, 1992.
  211. , H. C. (Series Ed.). New directions in social psychology: Individualism & collectivism. Boulder: West — vien Press, 1995.
  212. War Morality and Military Profession, Edited by Col. Maiham M. WAKIN. UsAir Force. London: Westview Press., Ins Boulder, Colorado, 1986. 248 p.
Заполнить форму текущей работой