Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования определяется непосредственно выбором темы и подходом к ее раскрытию с учетом степени разработанности различных аспектов данной проблематики. Диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование юридической природы условий становления, а также конституционно-правовых основ деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти
    • 2. Особенности становления, развития и функционирования института омбудсмана в зарубежных странах .". г
    • 3. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
  • Общие замечания
    • 1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в России
    • 2. Полномочия Уполномоченного по правам человека
    • 3. Аппарат Уполномоченного по правам человека и его деятельность
    • 4. Проблемы и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений и совершенствования деятельности Уполномоченного по правам человека на уровне федерации и её субъектов

Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возросшей необходимостью защиты прав и свобод человека в связи с продолжающимися процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни общества, а также в связи с дальнейшей реорганизацией государственной власти в нашей стране на современном этапе, построением правового государства и активным формированием институтов гражданского общества. В настоящий период в Российской Федерации предпринимается попытка создания системы зашиты прав человека, которая отвечала бы международным стандартам в области взаимодействия личности, общества и государства. В соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права в России на конституционном уровне утверждены права и свободы человека и гражданина как высшая ценность. В этой связи механизм защиты прав человека должен стать значимой преградой произволу, барьером на пути встречающихся противоправных действий со стороны государственных чиновников в отношении прав и свобод человека. Права человека реализуют сущность самого человека, его способность к логическому, абстрактному мышлению, к творчеству, саморазвитию, они обуславливают его социальную активность и ответственность. Без соблюдения прав человека общество обречено на деградацию и угасание. В современных условиях общество не имеет другого выбора для своего выживания и прогресса: оно должно гарантировать права человека или обречь себя на гибель от бесконечных войн, насилия, преступности, бесправия, порабощения, эксплуатации человека человеком и изощренного унижения человеческого достоинства. Такой выбор стоит перед всеми странами мира, в том числе и перед Россией.

Сегодня формирование механизма защиты прав человека, а именно усовершенствование политико-правового института Уполномоченного по правам человека (далее, для краткости — Уполномоченный), оптимизация деятельности Уполномоченного является одной из осуществляемых в стране государственно-правовых реформ, но это процесс длительный и сложный, требующий постепенного преодоления целого комплекса трудностей становления и здесь актуальным представляется изучение исторического опыта, достижений мировой цивилизации в сфере защиты прав человека. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана — согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это — орган государства, а с другой — это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия. Говоря о реализации конституционного права человека на защиту его прав от попрания государственными чиновниками, необходимо осознавать, что необходимость этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих полноценную деятельность Уполномоченного по правам человека, но и от понимания личностью своих прав и возможностей, от действительной способности грамотно пользоваться этими правами. В связи с вышесказанным нельзя недооценивать сущность и социальную роль Уполномоченного по правам человека, потому что как политико-правовой институт он является необходимой формой развития и возвышения государственности и демократии. В сегодняшней России институт Уполномоченного по правам человека — это новый, только становящийся на ноги конституционный институт, который стал результатом поиска новых институциональных форм с целью сделать механизм защиты прав человека более эффективным. Надлежащее состояние механизма защиты прав человека в Российской Федерации взаимосвязано с гармонизацией интересов личности, общества и государства. Курс политического руководства страны свидетельствует о реальном стремлении сформировать в России действенный механизм обеспечения правового статуса личности, в котором Уполномоченному по правам человека отводится одно из значимых мест. Думается, что концепция совершенного механизма защиты прав человека могла бы стать одним из постулатов современной российской политической идеологии.

Степень разработанности темы. Общетеоретические концептуальные основы прав и свобод человека и гражданина разработаны в трудах зарубежных и российских ученых по философии и юриспруденции, таких как: И. Фихте, А. Шопенгауэр, Н. А. Бердяев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Н. М. Коркунов, Б.

A. Кистяковский, С. А. Муромцев, IX И. Новгородцев, Н. С. Таганцев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, и др.

Проблемы состояния прав и свобод человека и гражданина в России и гарантий их реализации разрабатывались в трудах отечественных ученых-правоведов, таких как: М. В. Баглай, В. М. Баранов, П. П. Баранов Н. С. Бондарь, А. Г. Бережное, И. А. Боброва, А. Д. Бойков, И. А. Возгрин, Н. В. Вит-рук, Л. Д. Воеводин, Б. И. Кожохин, О. Е. Малеин, М. Н. Малеина, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Р. А. Мюллерсон, В. М. Николайчик, В. А. Патю-тин, И. Ф. Покровский, Ф. М. Рудницкий, Ю. С. Решетов, И. С. Самощенко,.

B. Д. Сорокин, Р. О. Халфина, А. И. Экимов. Различные аспекты прав и свобод человека и гражданина отражены также и в работах зарубежных авторов А. Дайси, X. Крамера, С. Крэга, Р. Пруссара, И. Сабо, Д. Харисона, Л. Хен-кина. Создано и развивается учение о гражданском обществе и его основных институтах, как составляющих единый механизм защиты личности, ее прав и свобод. Вопросы формирования гражданского общества, правового государства, реализации на практике провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и обязанностей личности, исследованы в трудах.

Ю. Е. Аврутина, Е. В. Аграновской, Л. И. Антоновой, Ю. Я. Баскина, В. В. Бойцовой, С. Б. Глушаченко, Э. П. Григониса, Н. Н. Жильского, А. В. Зиновьева, В. И. Кайнова, А. В. Клюева, Е. А. Лукашевой, О. О. Миронова, Е. Н. Ра-дюшиной, В. Б. Романовской, В. П. Сальникова, А. А. Старовойтова, А. Ю. Сунгурова, Л. В. Тихомировой, М. Ю. Тихомирова, Л. Б. Тиуновой, Н. Ю. Хаманевой, Б. С. Эбзеева.

Однако целостного и системного научного исследования, посвященного непосредственно анализу конституционно-правовых основ деятельности Уполномоченного по правам человека и его места в системе государственных органов, фактически не имеется, если не считать, что отдельные моменты затрагиваются в работах вышеперечисленных авторов.

Объектом исследования являются правоотношения в сфере организации и функционирования деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в связи с развитием и укреплением государственно-правового механизма защиты прав человека в России.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (а также и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации) как основополагающего конституционного инструмента государственно-правовой охраны и защиты прав и свобод личности в ее отношениях с государством.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ особенностей становления, развития, правового положения и деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как самостоятельного элемента государственно-правового механизма современной России, определение его места и роли в процессе защиты субъективных прав и законных интересов российских граждан. Цель исследования предполагает решение ряда задач: -проанализировать понятие и место Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти;

— рассмотреть условия становления и развития института омбудсмана в зарубежных странах;

— выявить особенности становления (предпосылки и этапы формирования) института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

— исследовать конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения и освобождения от должностиполномочияпринципы создания и функционирования аппарата Уполномоченного по правам человекаустановить формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека по защите субъективных прав;

— исследовать принципы правового ре1улирования деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, выявить основные противоречия;

— определить основные пути оптимизации деятельности Уполномоченного по правам человека с учётом общепризнанных международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданинавнести предложения по возможному совершенствованию законодательства Российской Федерации с целью повышения эффективности деятельности Уполномоченного по правам человека и его популяризации в качестве института правоохраны.

Методологическую основу исследования составили научные методы изучения социальных явлений в их историческом развитии и взаимосвязи, взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, а именно: нормативно-логический, историко-юридический, социологический и феноменологический, а также метод сравнительного правоведения.

Теоретическую базу исследования составили как общетеоретические, так и специальные труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, теории права, истории, истории права и государства, истории политических учений, конституционному праву, смежным и сопряженным отраслям права, другие источники по гуманитарным и правовым наукам, относящиеся к предмету настоящего исследования.

Источниковедческую основу исследования составили: Декларация прав человека и гражданина в Российской Федерации 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции Союза ССР и союзных республик, конституции республик в составе Российской Федерации, а также конституции зарубежных государствмеждународно-правовые документы: Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободотраслевое и текущее законодательство Российской Федерации и ее субъектов. В подготовки диссертационного исследования использовались официальные документы и материалы, освещающие деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его аппарата.

Научная новизна исследования определяется непосредственно выбором темы и подходом к ее раскрытию с учетом степени разработанности различных аспектов данной проблематики. Диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование юридической природы условий становления, а также конституционно-правовых основ деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его места в механизме защиты субъективных прав, порядка взаимодействия с государственными органами и негосударственными институтами с учётом особенностей формирования основ гражданского общества и правового государства в современной Россииявляется одним из первых самостоятельных системных исследований феномена института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на основе анализа новейшего отечественного законодательства и с учетом современных международных и зарубежных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность аналогичного института в зарубежных странахсодержит авторскую концепцию института Уполномоченного по правам человека, исходящую из признания объективной необходимости, самостоятельности, исторической обусловленности и социально значимых функций Уполномоченного по правам человека, как на уровне федерации, так и на уровне субъектов федерации как инструмента защиты конституционных прав и свобод человека и гражданинавыявляет существенные противоречия в определении правового статуса и правовом регулировании деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерациинамечает пути оптимизации деятельности Уполномоченного по правам человека, предлагает меры по совершенствованию её правовой регламентации с учётом позитивного опыта зарубежных стран, а также норм и принципов международного права.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Принадлежность Уполномоченного по правам человека к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу этого политико-правового института. По опыту большинства стран, Уполномоченный по правам человека олицетворяет представительную (законодательную), а не исполнительную властьоднако, в некоторых странах, где назначение на должность Уполномоченного по правам человека осуществляется исполнительной властью, правовой институт Уполномоченного по правам человека зачастую превращается в очередной исполнительный орган государства и не позволяет Уполномоченному по правам человека в полной мере представлять народ, интересы гражданского общества.

2. Место правового института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти определяется сущностью и особенностями государственного устройства с учетом исторически сложившихся национально-государственных традиций, форм правления и политических режимов, и также тесно связано с реформированием социальной структуры общества, правового сознания, социальной активности и ответственности гражданского общества. Мировой практике известны несколько моделей института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), которые различаются, прежде всего, занимаемым правозащитником местом в государственно-правовой системе, порядком назначения, подчиненностью (подотчётностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объёмом полномочий и т. д.

3. Возникновение института Уполномоченного по правам человека в России обусловлено назревшим комплексом социально-экономических проблем, процесс этого возникновения имеет свои исторические корни и свою специфику, при этом, основным фактором, вызвавшим необходимость и возможность утверждения такого института в нашей стране, явилось коренное изменение государственного устройства, произошедшее в начале 90-х гт. XX века.

4. Конституционно-правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является недостаточно четким и определенным, а зачастую и противоречивым. Основным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека и основа его компетенции — это рассмотрение жалоб по инициативе лица, конституционные права которого нарушены, или по инициативе самого Уполномоченного. Решения Уполномоченного по правам человека являются сугубо рекомендательными, что подчёркивает надзорный характер его компетенции. Процессуальный порядок обжалования незаконных решений, вынесенных органами исполнительной власти, достаточно сложен и не всегда чётко определён.

5. В России институт Уполномоченного по правам человека находится в процессе формирования, в его становлении и развитии имеются существенные противоречия, для разрешения которых требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования его деятельности. На законодательном уровне представляется целесообразным закрепление, прежде всего, и принципов несменяемости и независимости Уполномоченного от влияния политических структур при выполнение им своих обязанностей.

6. В настоящий момент, используя результаты деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уже проявившего себя как действенный механизм защиты конституционных прав и свобод человека, необходимо продолжать совершенствовать действующее российское законодательство с целью повышения значимости и популяризации данного правового института как одного из прогрессивных органов правозащиты на современном этапе развития гражданского общества, учитывая накопленный позитивный международный опыт в этой области.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в нем положения и выводы развивают и дополняют раздел науки конституционного права, относящийся к государственно-правовым институтам, регулирующим общественные отношения и сферу взаимодействия личности и государства. В исследовании обобщаются теория и практика правового регулирования деятельности института Уполномоченного по правам человека как государственного органа, осуществляющего защиту прав и свобод личности не только на внутригосударственном, но и на международном уровнях, уточняется категориально-понятийный аппарат, определяющий конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека.

Практическая значимость исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании соответствующего действующего законодательства, в том числе Конституции РФ, конституций субъектов федерации. Теоретические положения и обобщенная практика правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека, изложенные в настоящем исследовании, могут быть применены в процессе преподавания соответствующих разделов курсов конституционного права, а также использованы в качестве источника в научной работе.

Выводы:

1. Сравнительный анализ федерального и регионального конституционного законодательства, посвященного институту уполномоченного по правам человека, свидетельствует о наличии общих и частных моментов в правовом регулировании деятельности Уполномоченного.

Наиболее характерными общими моментами такого регулирования являются:

— признание необходимости и социальной значимости института уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях;

— относительное соответствие регионального правового регулирования этого института его федеральному регулированию. Это относится ко.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, изм. и доп /Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю. И. Скуратова и Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1998. — 832 с. всем наиболее принципиальным аспектам регулирования: к месту этого института в системе органов федеральной и региональной власти, к требованиям к кандидатам на должности уполномоченного, его выдвижению и избранию на должность, компетенции, рассмотрению дел, характеру и исполнению принимаемых решений, мерам неприкосновенности, функционально-целевой установке и другим правоотношениям;

— внутренняя противоречивость, двойные стандарты правового регулирования статуса института уполномоченногоона, эта противоречивость, особенно проявляется в факторах, на которых основывается статус в зависимости от политической ориентации претендента на должность или лица, исполняющего должность федерального или регионального уполномоченного по правам человека;

— единое основное противоречие в правовом статусе указанного институтав борьбе между объективными потребностями общества иметь надёжного гаранта прав и свобод человека (гражданина) и отсутствием должной политической воли и надлежащего государственно-правового механизма иметь такого гаранта.

Основной отличительной особенностью правового регулирования института уполномоченного по правам человека в регионах является его субъективизм, обусловленный, как правило, субъективно-идеалистической методологией подхода к этому регулированию. Он выражается в крайностях и отклонениях регионального законодательства от принципиальных конституционных положений федерального законодательства, граничащих с игнорированием Конституции РФ.

2. Важнейшими проблемами института Уполномоченного по правам человека в его современном состоянии следует считать: недостаточно решённые в законодательстве вопросы механизма избрания (назначения) его на должность, пределы компетенции, мера доступности Уполномоченного, императивности принимаемых им решений, а также степень эффективности его деятельности. Основные тенденции и перспективы развития этого института связаны с разрешением вышеназванных противоречий и проблем.

3. Основными концептуальными проблемами и перспективными направлениями совершенствования института уполномоченного по правам человека являются:

— право принесения протеста на судебные решения по уголовным, гражданским и административным делам;

— участие в надзорном слушании дела в суде по принесенным протестам;

— определение круга субъектов права принесения протеста, участников надзорного судопроизводства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра — М — Норма, 1997.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
  3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 26.02.97 N 1-ФКЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
  4. ФЗ «О внесении дополнения и изменения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 13 марта 1997 года № 49-ФЗ. //Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, № 9, 21 марта 1997 года, ст. 392.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный Закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. СПб.: Виктория плюс, 2002. -288 с.
  6. ФЗ «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 17 марта 1997 года № 50-Ф3.//Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, № 9, 21 марта 1997 года, ст. 393.
  7. ФЗ «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 17 марта 1997 года № 51-ФЗ.// Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, № 9, 21 марта 1997 года, ст. 394.
  8. ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31.01.95 № 119-ФЗ (с изменениями на 18.02.99)/ Собрание Законодательства РФ № 31, 31.07.95
  9. ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» от 08.05.94 № 45-ФЗ //Российская газета. 1994. 12 мая.
  10. ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185−1 от 02.06.92 //Российская газета. 1992. 18 августа. № 184.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. СПб.: ООО «Леке Стар», 2002. — 304 с.
  13. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР № 24, 1964, по состоянию на 20 октября 1997 г.
  14. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Официальный текст по состоянию на 01 ноября 1997 г. Вступительная статья Заслуженного юриста Российской Федерации H.A. Хаванского. — М.: Издательская группа ИНФРА-М НОРМА, 1997. — 288с.
  15. Устав Санкт-Петербурга //Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (специальный выпуск) 23.01.1998 г.
  16. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами. От 16 июня 1999 г. («Российская газета» № 149,02.08.99.)
  17. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. — 1995. -21. -Ст.1930- с изм. и доп. От 19 июля 1998 г. г
  18. Федеральный закон от (января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 3. — С.141.
  19. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. № 6.-12 января 2002 г.
  20. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  21. Указ Президента Российской Федерации от 29.03.1998 № 310 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека» (с изм. и доп. На 22 декабря 1999 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1540.
  22. Законодательные акты и другие официальные источники международных организаций и зарубежных государств.1.. Всеобщая Декларация прав человека. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С.413−419.
  23. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. //Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С.85−117.
  24. Международный пакт о гражданских и политических правах. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С.302−320.
  25. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. // Международные соглашения и рекомендации Организации Объединённых Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С.71−92.
  26. Rowat D. The ombudsman plan. Toronto, 1973.
  27. The World Book Encyclopedia, Field Enterprise as Educational Corporation /Holbert N., Corral. N. Y., 1972.
  28. European Human Rights Review. Series A. 1992, No. 224.
  29. Yearbook of European Convention on Human Rights. 1980. No. 428.
  30. Publication of European Court of Human Rights. Series A. No 241,1991.
  31. А.Я. Права человек4а: новое знание. — M., 1995.
  32. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации.-М., 1996.
  33. Э. Защита прав и свобод человека внесудебными ор-ганами/УОбеспечение прав и свобод человека в национальном праве. Сборник обзоров. М., 1989.
  34. Д. Конституционный суд России глазами американского юриста/ Государство и право 1993, № 12.
  35. М.С. Институт Уполномоченного по правам человека в России. //Представительная власть, 1997, N 2−3, с. 50−60.
  36. Бекназар- Юзбашев Т. Б. Права человека и международное право. -М., 1996.
  37. В.В. Нужен ли уполномоченный парламента по правам человека в России? (Размышления над ст. 40 декларации прав и свободчеловека и гражданина Российской Федерации) // Государство и право.- 1993-№ 10.
  38. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Ми-ролвой опыт. М., Изд-во БЕК, 1996.
  39. Г. Г. Естественное право. Права человека. Мораль. М., 2000.
  40. Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А. И. Ковлера с Уполномоченным по правам человека в Российской федерации, доктором юридических наук, профессором О. О. Мироновым. // Государство и право. 2000, № 2, с.5−9.
  41. В. В. Бойцова Л.В. Институт Уполномоченного по правам человека в России//Представительная власть, 1997, № 2−3
  42. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт.- М.: Издательство БЕК, 1996. 408 с.
  43. В.В. Формирование института омбудсмана в России. // Известия вузов. Правоведение. 1994, N5−6, с.67−80.
  44. В.В., Бойцова Л. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» М., Инфра М-Норма, 1997.
  45. Х.Х., Перфильев М. Н. и др. Институт омбудсменов: Национальные и региональные отношения в России. // М. —1998. — 28с.
  46. . Защита прав человека в Австрии // Государство и право.1993. № 1.
  47. Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития
  48. Право и власть. — М., 1990.
  49. С.А., Петренко Е. Г. Права человека и их защита в Европейском Суде.- М., 2000. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
  50. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека.-М., 1993.
  51. Г. М. Международная защита прав человека. Вводный курс. -М., 2000.
  52. М., Кей Р., Бреди Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии М., Будапешт, 1997.
  53. Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. — М., 1992.
  54. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: в 2-х тт.-М., 2000.
  55. .Н. Права человека в современном мире: Проблемы и решения. — М.: Изд-во Знание. 1988.
  56. В.М. Судебная защита гражданских и политических прав человека и гражданина в Российской Федерации. // Вестник РУНД. Серия Юридические науки. 1997. — № 2. — С. 132−134.
  57. В.М. Применение судами общей юрисдикции международных норм при рассмотрении дел о защите прав человека. // Российская Федерация в Совебте Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. Екатеринбург, 1998. С.9−11.
  58. Н.В. Индивид — субъект международного права // Советское государство и право- 1989, № 11.
  59. А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. М., СПб: Герда, 2000,406 с.
  60. Г. В. Российская правовая система и международное право, — Екатеринбург, 1997.
  61. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.: Изд-во ИГи П РАН, 1995.
  62. В.А. Международно-правовые механизмы защиты прав человека // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека.- М., 1994. С. 111.
  63. Ю.М. Международные стандарты в сфере прав человека и проблемы российского законодательства. // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальные и региональные изменения. — Екатеринбург, 1993.
  64. A.A. Гарантировать право россиян на обращения в Европейский Суд // Российская юстиция. — 2000. № 3.
  65. В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. // Государство и право, 1999, № 9, с. 21−31.
  66. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств // Ответственный редактор Л .Я. Окуньков. -М.: «Контракт», ИНФРА-М, 1998. -184с.
  67. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1−2 // Отв. Ред. Б. А. Страшун. Изд. 2-е. М.: Издательство БЕК, 1998.
  68. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания // Лозовский Л.III., Райсберг Б. А. — М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2000. 128с.
  69. Конституция Российской Федерации. Комментарий. // Под общей ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994. 624 С.
  70. А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. // Московский журнал международного права, № 1/2000/37, январь-март, с. 128−138.
  71. Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданскому праву Том 1, М., 1997, Том 2, М., 1998.
  72. A.A., Романков Л. П., Худяков A.A., Худяков А. И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. — СПб: Институт права, 1999, с. 72−84.
  73. Г. Учрежден пост Коммисара по правам человека в Совете Европы// Правозащитник, 1999, № 3.
  74. Г. Е. Международный пакт и Европейская конвенция как две системы защиты прав человека // Правозащитник. — 1997. -№ 1.
  75. ., Манов А., Москаленко К. Обращение в международные органы как средство защиты прав и свобод человека. // Законность. -1996.-№ 6.
  76. С.Ю. Юридическая сила норм Европейской Конвенции о защите прав человека в российской правовой системе. // Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. — Екатеринбург, 1998.
  77. О.О. Уполномочен выслушать и решить.// Российский адвокат. № 6. М., 1998.
  78. Г. Шемшученко Ю. Институт омбудсмена в современном буржуазном государстве// Советское государство и право, 1971, № 1.
  79. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. Под общей редакцией Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева. Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. М.: Издательство «Спарк», 1997. — 788с.
  80. Общая теория прав человека. /Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лука-шева. — М.: Издательство НОРМА, 1996. — 520 с.
  81. Е. Институт омбудсмана: зарубежный опыт //На пути к региональному Уполномоченному по правам человека/ Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб: Норма.2000 с. 10−42
  82. С. Предисловие к книге Евы Лентовской «Как начиналась работа уполномоченного по гражданским правам». М., 1997. — С. 7−12.
  83. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.
  84. К. Уполномоченный Бундестага ФРГ по обороне, как пример деятельности военного омбудсмана //Правоведение. 1998. № 4.
  85. Н.Ю. Уполномоченный по правам человека — защитник прав граждан. //Институт государства и права РАН, 1998. — 80с.
  86. Хиль-Роблес, Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Marginem, 1997. — 335 с.
  87. Э. Защита прав человека во Франции //Защита прав человека в современном мире. М., 1993
  88. . В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юристъ, 1997. 568 с.
  89. С.М. Конституция РФ Энциклопедический словарь, М., 1995.1. Авторефераты диссертаций:
  90. А.И. Взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права пообеспечению и защите личных и политических прав человека // Автореф. дис.к. юрид.н. М., 1992.
  91. П.В. Право человека на благоприятную окружающую природную среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов // Автореф. дис. к. юрид. н.- М., 1995.
  92. Н.В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации // Автореф. дис. к. юрид.н. — СПб., 1995.
  93. В.В. Судебная защита права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду // Автореф. дис. к. юрид.н. СПб., 2002.
  94. В.В. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации // Автореф. дис. к. юрид.н. — Екатеринбург. 1998.
Заполнить форму текущей работой