Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день Российская. Федерация обладает совокупностью установленных законодательством юридических инструментов (конституционно-правовых средств), направленных на пресечение нарушений прав ребенка и их восстановление. Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка — это закрепленные в Конституции и законодательстве РФ правовые средства, применяемые управомоченным лицом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика состояния прав ребенка в российском обществе
    • 1. Права ребенка в системе прав человека и гражданина, их конституционно-правовое значение в Российской Федерации
    • 2. Типичные нарушения прав ребенка в российском обществе
    • 3. Посягательства на права ребенка при чрезвычайных ситуациях, как особо опасная разновидность указанных нарушений
  • Глава II. Реализация конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций
    • 1. Понятие и сущность конституционно-правовых средств защиты прав ребенка и их виды в условиях чрезвычайных ситуаций
    • 2. Особенности реализации конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций (на примере событий в г. Беслане 1−3 сентября 2004 г.)
    • 3. Основные направления совершенствования конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций

Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

л.

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Современный этап развития человечества характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Соответственно одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед мировым сообществом, является надлежащее обеспечение и защита прав ребенка от нарушений.

При этом особое значение придаётся защите прав и законных интересов наименее защищенной категории населения, каковой являются дети. По словам бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, «Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью"1. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. Нарушения прав детей приобрели масштабы национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в России везде нарушаются права ребенка. Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников"2. При этом речь идёт не только о нарушениях прав действием, но об их нарушении непозволительным бездействием государственных органов, когда ребёнку или семье, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда.

Беспомощность государственного аппарата, пожалуй, наиболее отчетливо проявилась во время трагических событий в г. Беслане в сентябре 2004 г., когда.

1 Бухаров А. Ю. Защита прав ребенка как одна из глобальных проблем современной мировой политики: Дисс.канд. юрид. наук (12.00.10) М., 2004, С. 203.

2 Апарина И. И. Детские проблемы Российской Федерации на пороге третьего тысячелетия. М., 2000, С. 38. соответствующие государственные органы и структуры оказались неспособны защитить самое основное право ребёнка — право на жизнь. Гибель сотен детей в результате террористической акции поставила под вопрос существование всей, сложившейся государственно-правовой системы, функционирование которой вызывает неуклонное снижение численности населения страны.

Российское руководство демонстрирует понимание всей, остроты рассматриваемой проблемы. Так, например, ещё в 2006 году Президент РФ, заявляя об основных направлениях политики РФ, отметил: «Отношение к» вопросам детства — лакмусовая бумажка всей социальной политики государства. И сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна, объединить усилия всех государственных органов, и, общественных организаций"1. ' «. '.

Приведение российского национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами повлекло существенные изменения в, регулировании прав ребенка. Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России?. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельнымсубъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Представляет интерес высказанное в связи' с этим мнение, что «никто из современных .: правоведов: не оспаривает более тот факт, что ребенок является.

5. .- • самостоятельным субъектом права"-. ТаКой подход соответствует положениям.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета, 2006 г., 11 мая.

2 Голышева Л. Ю. Правовое положение детей в России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь., 200 Г. В научной литературе выделяются следующие этапы периодизации правового статуса-несовершеннолетних в России:. •.

1) ребенок — объект родительской власти (период правового положения несовершеннолетних до 1917 г.) — ' ;

2) понимание ребенка. какобъекта государственной политики (период с 1917 года до начала 90-х г. г.);

3) ребенок как субъект общественных отношений (современный период).

3 Кобилова С. А., Леонтьева В. А. Права ребенка и гарантии их защиты в.

Конвенции о правах ребенка и принятым на себя Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения несовершеннолетних в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего, поэтому необходимость совершенствования законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Анализ действующего законодательства РФ позволяет констатировать, что оно не в полной мере обеспечивает защиту прав и интересов ребенка. Как указано в Независимом докладе российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в РФ, около 28 млн. детей (что составляет 23,9% населения РФ) остаются, как и прежде, самой незащищенной частью российского общества. В этой связи проблема реализации и защиты прав детей как никогда является актуальной.

В литературе неоднократно подчеркивалось, что несовершеннолетние граждане нуждаются в особой защите и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Необходимость особой защиты прав ребенка предусматривается Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными правовыми актами.

Вместе с тем следует заметить, что данный вопрос не получил в современной науке должного освещения. В то же время на практике нередко возникают сложные вопросы, решение которых сегодня невозможно без их теоретического осмысления.

Еще одна «самая острая проблема современной России» отмечена в международном и российском законодательстве./Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23−24 апреля 1998 г.), Екатеринбург, 1999, С. 219.

Послании Президента федеральному Собранию РФ, прозвучавшем 11.05.06 г., главной формулой которого является сбережение народа и прежде всего поддержка детей и их родителей. Констатировав, что «в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше на 700 тыс. человек», Президент обозначил демографию как своего рода национальный мегапроект, основной приоритет социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, ибо «положение в этой сфере критическое"1. Он предложил целый комплекс административных, финансовых, социальных мер, связанных с улучшением жизни детей и повышением рождаемости.

Все это говорит об особой остроте «и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус и реальными условиями его существования — без всякого преувеличения гибельными.

Любое государство может столкнуться с чрезвычайными ситуациями, когда для обеспечения правопорядка на всей территории страны или ее части требуется применение особых организационно-правовых мер защиты прав и свобод граждан. Причем это касается как ситуаций криминогенного характера, связанных с социальными конфликтами, массовыми беспорядками, так и ситуаций бедствия, вызванных природными, техногенными и биологическими факторами.

Введение

особых форм государственного управления требуется потому, что в этих условиях происходит настолько резкая деформация социальной среды, что существующих обычных правовых механизмов становится недостаточно для адекватного отражения сложившейся ситуации и нейтрализации негативных последствии .

К сожалению, современное развитие характеризуется постоянным возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций, в которых в том.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Российская газета. 2006 г., 11 мая.

2 Гончаров И. В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Дисс. .канд. юрид. наук. М., 1998., С. 24. числе страдают дети. В этой связи сама жизнь ставит вопрос о проведении научных исследований вопросов обеспечения прав ребенка в данных ситуациях. Ребенок в силу уязвимости в период вооруженных конфликтов и террористических актов становится основной жертвой боевых действий.

Статистические данные ЮНИСЕФ поражают: каждый год в мире по причине войны и террористических актов погибают свыше 200 тыс. детей, каждый день — 547 детишек, по меньшей мере 10 тыс. детей, жертв конфликтов, погибают в результате подрыва на минах1.

Необходимость подготовки данной работы объясняется тем, что, как показывает практика, использование государством чрезвычайных мер в Российской Федерации всегда сопровождалось грубейшими нарушениями прав ребенка, оно еще не совсем научилось пользоваться правовыми средствами для обеспечения безопасности собственных детей.

Диссертант полагает, что выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико-правового исследования защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций в современной юридической науке, анализа их законодательного закрепления, определения роли конституционно-правовых средств защиты прав ребенка как инструментов обеспечения его правового статуса и выработки научных и практических рекомендаций их совершенствования.

Степень научной разработанности темы.

Становление общеправовой теории прав человека, отражающей новую политическую ситуацию в России и нобый научный подход к ребенку как специальному субъекту права началось лишь с середины 90-х г. г. прошлого столетия, когда, после принятия Конвенции ООН о правах ребенка стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание, и публикации, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его.

1 Ежегодный доклад ЮНИСЕФ за 2007 г. http: www.unicef.org/publications 12 марта 2008 г. правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов.

Большое значение для исследования прав человека имели работы отечественных ученых-теоретиков права, специалистов в области прав человека.

B.Д. Ардашкина, А. Г. Бережнова, В. Н. Бутылина, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, С. А. Глотова, Л. И. Глухаревой, В. А. Кардашкина,.

C.А. Камарова, Е. А. Лукашевой, В. Д. Мазаева, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, A.C. Мордовца, И. В. Ростовщикова, Ф. М. Рудинского, A.B. Слремоухова, Б. С. Эбзеева и др.

Формированию научно обоснованных мер и механизмов реализации государственной власти в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций посвящены работы Ю. В. Абрамова, P.M. Алексахина, И. Л. Бачило, Н. И. Бурдакова, В. А. Владимирова, Ю. Л. Воробьева, И.В. ГончароваС.Ф. Гончарова, М. И. Грачева, В. М. Григорьева, М. А. Громова, О. Л. Дубовика, Н. Г. Живоронковой, М. И. Киреева, А. Б. Колбаковского, Л. М. Колодкина, Т. В. Кувырченкова, В. Л. Манилова, Н. В. Мысина, Б. Н. Парфирьева, А. И. Пригожина и других авторов.

Весьма плодотворным явилось обращение к отдельным аспектам прав ребенка, проанализированными в научных исследованиях по отраслям российского права такими учеными, как В. И. Абрамов, A.C. Автономов, Б. Альтшулер, А. Я. Азаров, О. С. Антюфеева, Е. А. Беспалов, В. В. Бойцова, Н. Е. Борисова, Е. Л. Болотова, О. В. Бутько, О. Ведерникова, О.Х. ГалимовА. Головань, И. К. Городецская, Ю. А. Дмитриев, Т. И. Дружинина, Е. А. Кондратьева, Н. В. Кравчук, Е. И. Куприянова, В. А. Лазарева, A.A. Куликова, А. З. Лысова, Е. А. Люктина, Э. Б. Мельникова, E.H. Микиюва, Е. В. Марковичева, М. В. Немытина, A.M. Нечаева, Н. М. Савельева, М. Н. Садовникова, А. Ю. Чапышкин, Г. Ш. Чернова, Н. Л. Хананашвили, C.B. Широ, З. К. Шнекендорф, Н. Г. Яковлева.

Весомый вклад в разработку теоретических проблем, связанных с международно-правовым статусом ребенка и защитой прав детей на международном уровне, внесли такие зарубежные исследователи, как.

С.М. Брукс, Ж. Еуорен, Ян Виллемс, У. Килтселли, Н. Е. Уолкер, В. Р. Фернекес, Д. Фоттрелл, О. Отунну, Г. Машель. Б. Барбары, Ж. Баттогтоха, М. Блэка, Н. Кантелла, Б. Кларка, С. Харта, Э.^Цоллера, Ш. Шабо, Р. Шельдена, Д. Штурма, М. Эрли, Б. С. Эдмондс, а также российских авторов по международному праву: А .Я. Азарова, В. В. Бойцовой, Н. В. Гариной, С. Ю. Колосовой, Ю. М. Колосова, М. Н. Малеина, Т. А. Титовой, О. И. Тиунова и др.

Несмотря на очевидные достижения отечественной и зарубежной науки, тема исследования все же представляется изученной недостаточно. Основное внимание ученых привлекают проблемы лишь отчасти соприкасающиеся с той, что изучается в данной диссертационной работе. Соответственно в настоящее время в отечественной литературе нет ни одной специальной монографии, посвященной конституционно-правовым средствам защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций.

Многочисленные публикации в средствах массовой информации и научной литературе о бедственном положении детей и нарушениях их прав свидетельствует о серьезной проблеме, которая имеет место в настоящее время в Российской Федерации. Поэтому актуальной задачей является сегодня обобщение теоретических положений и выработка на их основе рекомендаций по практической реализации принятых законов и намеченных государством мер.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие при защите прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций.

Предметом диссертационного исследования выступают нормативно-правовые акты и другие источники права, регулирующие юридическое содержание и сущность прав ребенка, и соответствующая практика их реализации органами государственной власти и местного самоуправления в РФ в условиях чрезвычайных ситуаций.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть виды конституционно-правовых средств защиты прав ребенка и особенности их реализации в условиях чрезвычайных ситуаций. Для достижения поставленной цели былиопределены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты исследования:

— раскрыть содержание прав ребенка как разновидности конституционных прав человека и гражданина;

— рассмотреть положение детей в российском обществе и выявить типичные нарушения прав ребенка в различных сферах жизни общества;

— рассмотреть виды посягательств на права ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций;

• - раскрыть содержание и формы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций;

— рассмотреть особенности реализации конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций (на материалах трагических событий 1−3 сентября 2004 г. в г. Беслане);

— разработать рекомендации по совершенствованию конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций.

Методологической основой исследования явилась совокупность методов, известных в настоящее время «научному поиску, адаптированных применительно к специфике изучаемого предмета — правам ребенка и их защите. Основным методом познания послужил всеобщий диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция. Кроме того, использовались системный, структурно-функциональный, статистический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.

Нормативную базу диссертационного исследования составили международные правовые акты по правам ребенка и их защите универсального и регионального, общего и специального характера, отдельные правовые акты СССР, РСФСР, Конституция РФ 1993 г., соответствующие российские законы и подзаконные акты федеральных органов* государственной власти и органов власти субъектов федерации, а также правовые акты Конституционного Суда РФ.

Эмпирическая база работы основана на социально-правовой практике, обобщении опыта деятельности различных международных, государственных и общественных структур: ООН и ее подразделений, в частности, Комитета по правам ребенка, Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства, Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей* органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных и российских неправительственных правозащитных организаций.

В ходе выполнения работы диссертантом были изучены материалы Веннипегской конференции по вопросу о положении детей в вооруженных конфликтах под названием «Последствия вооруженных конфликтов для детей», а также доклад Специального представителя Генерального секретаря ООН О. Отунна «Дети и вооруженные конфликты», доклад парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия-Алания 1−3 сентября 2004 г., доклад Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, а также публикаций социологического характера в различных средствах массовой информации.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших различные аспекты проблемы прав ребенка. Характер темы предопределил обращение к источникам различных научных отраслей знаний — от юридических до социологических и педагогических. ч.

Большое методологическое значение для исследования прав ребенка имели работы отечественных ученых-теоретиков права, специалистов в области человека. Весьма плодотворным явилось обращение к отдельным аспектам прав ребенка, проанализированными в научных исследованиях по отраслям российского права. Общее представление о правовом статусе и нарушениях прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций было почерпнуто в работах зарубежных авторов.

Однако следует заметить, что многие из исследований ученых проводились в советский период развития нашей страны, применительно к тем общественным условиям и требованиям официальной идеологии. Поэтому в новой исторической обстановке необходимо переосмысление некоторых теоретических положений в соответствии с современными российскими реалиями.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что настоящая работа представляет собой одну из первых попыток исследовать конституционно-правовые средства защиты прав ребенка и выявить особенности его правового статуса в условиях чрезвычайных ситуаций. На основе действующего в Российской Федерации законодательства автором рассмотрена практика применения действие конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В диссертационном исследовании проведен анализ организационно-правового обеспечения деятельности уполномоченных на то государственных органов по защите прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций. На его основе сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного закрепления и практического обеспечения реализации прав ребенка и его защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

В диссертации разработаны следующие положения, выносимые на защиту:

1. Права ребенка как ценность и юридическая категория в России сформировались лишь в 90-х гг. минувшего столетия. Только после принятия Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г, закрепившей его в качестве субъекта права, в России начался процесс приведения внутригосударственного законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов в данной области. Тем не менее, в российском праве не выработано юридической дефиниции понятия «ребенок», а в правовых актах закреплено понятие идентичное конвенциональному.

2. Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка — это закрепленные в Конституции и законодательстве РФ формы деятельности, применяемые соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами в случае, если имеется факт нарушения прав ребенка и существует необходимость восстановления нарушенного права, то есть совокупность установленных законодательством ч юридических инструментов, направленных на пресечение нарушений прав ребенка и их восстановление.

3. Характер чрезвычайных ситуаций и особенности их возникновения и развития, а также негативные последствия влекут за собой гораздо большую угрозу правам ребенка в силу его естественной уязвимости в данной ситуации.

4. Предложена авторская формулировка понятия чрезвычайной ситуации социально-политического характера, под которой понимается преднамеренная обстановка на объекте или определенной территории, сложившаяся в результате террористического акта либо вооруженного конфликта, приведшая к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности населения. На основе этого предлагается внесение изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распространяющие его действие на чрезвычайные ситуации социально-политического характера.

5. Предлагается внесение соответствующих изменений в действующее уголовное законодательство, направленное на ужесточение ответственности за совершение преступления в отношении несовершеннолетних в условиях чрезвычайных ситуаций. В частности, предлагается внести в ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказания» дополнительную норму -«совершение преступления в отношении несовершеннолетнего в условиях террористических актов и вооруженных конфликтов».

6. Необходимость совершенствования конституционно-правовых средств защиты прав ребенка при чрезвычайных ситуациях предполагает разработку Федеральной целевой программы «О единой государственной системе медицинского обеспечения населения Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях». ^.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на практике возникает много вопросов, решение которых невозможно без их теоретического осмысления. Необходимость подготовки данной работы ч объясняется тем, что, как показывает практика, использования в Российской Федерации чрезвычайных мер охраны и обеспечения правопорядка всегда сопровождалось серьезными нарушениями прав ребенка, государство не совсем научилось пользоваться правовыми средствами для обеспечения безопасности детей.

Материалы могут служить основой для последующего научного поиска в данной гуманитарной области и тем самым способствовать интенсификации решения проблем, связанных с реализацией прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций.

Практическая значимость исследования заключается:

Во-первых, в том, что оно позволяет правоприменителям глубже уяснить содержание конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, этот анализ может быть полезен будущему законодателю, его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер при рассмотрении правовой и государственной политики в области защиты прав ребенка, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства.

В-третьих, изучение, анализ и применение опыта конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций позволит в будущем избежать ошибок, сделанных предшественниками.

В-четвертых, сформулированные в работе выводы и предложения диссертанта могут найти практическое воплощение и правоприменение в деятельности государственных и муниципальных органов, основным назначением которых является защита прав ребенка. Результаты исследования могут быть применены в системе правового образования в современной российской школе при изучении прав ребенка, в частности, в научных исследованиях в процессе педагогической деятельности при подготовке учебных пособий, практикумов, планов семинарских занятий и учебно-методической литературы по дисциплинам: «Права человека», «Права ребенка».

Апробация результатов исследования. Апробация осуществлена путем опубликования автором научных статей, тезисов, докладов на научно-практических конференциях.

С наиболее важными выводами, сделанными в исследовании, соискатель выступил на международной научно-практической конференции «Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации» (Москва, РГТУ, 2005 г.), XV международной научной конференции аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Защита прав ребенка: теория и практика применения» (Орел, ОГУ, 2008 г.).

Диссертация обсуждалась на заеедании кафедры конституционного права и отраслевых юридических дисциплин Московского городского педагогического университета.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами V исследования и включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение и библиографию.

Заключение

г.

Уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права ребенка, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях Доводом для отождествления конституционных прав граждан и детей является положение части 2 статьи 17 Конституции РФ «Основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому от рождения», -из которых следует, что глава 2 Конституции распространяется на каждого ребенка, то есть правам ребенка присущи признаки, характерные для субъективных прав вообще. Основываясь на сформировавшейся в правовой литературе классификации прав человека, права ребенка следует классифицировать на личные, социально — экономические, I культурные и политические права.

Именно нормы конституционного права оказывают определяющее внимание на содержание отраслевого законодательства о правах ребенка. Можно надеяться, что1 Конституция России исключает декларативность прав ребенка, ибо их гарантом, защитником, обеспечителем является само государство, а также Конституция, закрепившая эти права.

К сожалению, права ребенка в современной России еще не обеспечиваются в полном объеме. Нарушения прав ребенка носят системный характер и наблюдаются повсеместно, в любой сфере жизнедеятельности. В своем подавляющем большинстве они обусловлены не столько злой волей или безответственностью конкретных должностных лиц, сколько слабой организацией работы, скудным финансированием и явно недостаточным вниманием государственных органов к правам ребенка.

Проблема реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Российские ученые единодушны в том, что механизм защиты прав ребенка должен отличаться от механизма защиты прав совершеннолетних граждан. К сожалению, в сегодняшних условиях приходится констатировать отсутствие эффективной системы защиты прав и законных интересов ребёнка. Особую роль в этой связи приобретает вопрос о формах такой защиты, поскольку именно они характеризуют сущность различных механизмов защиты прав и законных интересов детей, а также систему связей между этими механизмами. Анализ отдельных форм защиты прав и ¡-законных интересов детей достаточно активно проводится в рамках отраслевых юридических наук (гражданское право, трудовое право, семейное право и др.).

На сегодняшний день Российская. Федерация обладает совокупностью установленных законодательством юридических инструментов (конституционно-правовых средств), направленных на пресечение нарушений прав ребенка и их восстановление. Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка — это закрепленные в Конституции и законодательстве РФ правовые средства, применяемые управомоченным лицом и уполномоченными. на то органами тогда, когда средства охраны «и защиты других отраслей права уже исчерпаны, но при этом нарушенное право ребенка не восстановлено. Содержание и порядок применения каждой меры регламентируется нормами права, устанавливающими строго определенные формы воздействия, основания его применения, круг органов, применяющих данные меры, а также гарантии, обеспечивающие их правильное применение. Такая регламентация является исключительной компетенцией государства.

Современная жизнь часто создает чрезвычайные ситуации, когда ребенок нуждается в особой защите и в силу вступают его особые права. В этой связи особый интерес представляет вопрос обеспечения прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций. К чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, террористические акты. IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во времяойны предусматривает, что дети как покровительствуемые лица, имеют право на гуманное обращение, которое включает уважение их жизни, физическую и психическую неприкосновенность.

Однако в современных войнах дети становятся основными жертвами конфликтов. Ярчайшим примером грубейшего нарушения прав ребенка в период вооруженного конфликта и террористических актов является война в Чечне, 1 террористический акт на Дубровке, захват родильного дома в г. Буденовске и средней школы № 1 в г. Беслане 1−3 сентября 2004 г. Именно тогда наиболее отчетливо проявилась беспомощность государственного аппарата, когда соответствующие государственные органы и структуры оказались неспособны защитить самое основное право ребёнка — право на жизнь.

Как показывает практика, использование государством чрезвычайных мер в Российской Федерации всегда сопровождалось грубейшими нарушениями прав ребенка, оно еще не совсем научилось пользоваться правовыми средством для обеспечения безопасности собственных детей. Решая проблемы детства! современное российское государство по-прежнему использует традиционный механизм остаточного бюджетного финансирования и направляет свои усилия на следствия, а не на причины их возникновения.

В целях совершенствования конституционно-правовых средств защиты предлагается разработать Единую государственную систему медицинского обеспечения населения Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях и террористических актах. Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации необходимо создать филиалы ВЦМК «Защита» в федеральных округах, оснастить Всероссийскую службу медицины катастроф специальным современным технологическим и медицинским оборудованием для эвакуации и обеспечения жизненно важных функций тяжелораненых.

Необходимо ввести в структуру 'Минздравсоцразвития специальный отдел, в функции которого входили бы нормативно-правовое регулирование и координация деятельности сил и средств ликвидации медико-социальных последствий чрезвычайных ситуаций.

В условиях чрезвычайных ситуаций деятельность министерств и ведомств, задачей которых является защита прав ребенка, должна быть максимально скоординированной. Только скоординированная деятельность! всех конституционно — правовых средств защиты прав ребенка может реализовать самое бесценное право ребенка — право на жизнь.

На наш' взгляд, в сфере образования необходимо применять антикоррупционные подходы в управлении, создавать Управляющие советы в школах. Для повышения правового просвещения несовершеннолетних, а также обеспечения их прав в образовательных учебных заведениях необходимо I ввести должность «школьного омбудсмена» и определить его правовой статус. Для улучшения здоровья детей необходимо Министерству здравоохранения РФ и Министерству образования РФ разработать законодательный акт, в котором бы определялась оптимальная учебная нагрузка на школьника различного года обучения, не наносящая вред здоровью детей.

Необходимо усилить взаимодействие неправительственных организаций с государственными органами власти, являющееся одним из основных звеньев в национальной системе защиты прав человека. Очень важным является разработка и принятие Федерального закона «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов). Такой закон должен регламентировать совместную деятельность государственных и негосударственных структур по реализации различных мероприятий, направленных на защиту прав детей. ;

Думаем, 1что сформулированные предложения и рекомендации по совершенствованию конституционно-правовых средств защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций, могут быть полезны будущему законодателю, его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер при рассмотрении правовой и государственной политики в ' области защиты прав ребенка. ;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы, нормативно-правовые акты, материалы органов государственной власти, проекты законов
  2. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. // Права человека: Сб. международных документов. М.:Юр. лит., 1998, с. 466−512.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETC № 5) от 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от Цмая 1994 г.) // СЗ РФ. 1998, № 20, Ст. 2143.
  4. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г. // Права ' человека: Сб. международных документов. М.: Юр. лит., 1998, с. 179−183.
  5. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юр. лит., 1990, G-. 385−388.
  6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. // Права человека: Сб. международных документов. М.: Юр. лит., 4998, с. 120−125.
  7. Л.В., Поленина C.B. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универсальных и региональных международных документов / Изд. 3-е, перераб. и дополн. М., 2004, с. 33−44.
  8. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г.// Права человека: Сб международных документов. М.: Юр. лит., 1998, с. 381−382. i
  9. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ETC № 126) от 28 ноября 1987 г. // СЗ РФ. 1998, № 36, Ст. 4465. !
  10. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998, с. 306−323.
  11. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.)// Справочная правовая система ГАРАНТ, Версия 5.5.
  12. Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (Нью-Йорк, 25 мая ¦2000г.)// Справочная правовая система ГАРАНТ. Версия 5.5.
  13. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 декабря 1990 г. // Международные акты о правах человека. Сб. документов. М.: Норма, 2000, с. 273−283.
  14. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г. // Права человека: Сб. международных договоров. Том 1, ч.1. Универсальные договоры ООН. Нью-Йорк и Женева, 1994, с. 312−332.
  15. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Том 2. М.: изд-во МНИМП, 1997, с. 188−198.
  16. Декларация Тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г. // Справочнаягправовая система «Консультант-Плюс».
  17. Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка по 3гему периодическому докладу о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998—2002 гг. // http: www. sprava. library/files/document
  18. Ежегодный доклад ЮНИСЕФ за 2007 г. http: www.unicef.org/publications 12 марта 2008 г.
  19. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  20. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994.,№ 13, Ст. 1447.
  21. ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российскойг
  22. Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997, № 3, Ст. 1011.25 .Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1995,№ 32, Ст. 3301.
  23. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ //СЗ РФ. 1996, № 5, Ст. 410.
  24. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.4
  25. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ//СЗРФ. 1996. № 1. Ст. 16.
  26. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996, № 25, Ст. 2954.
  27. Уголовно-исполнительный кодекб Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1~ФЗ//СЗ РФ. 1997, № 2, Ст. 199.31 .Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ//СЗ РФ. 2001, № 5,. Ст. 4921.
  28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002, № 1, Ст. 1.
  29. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г., № 197-ФЗ//СЗРФ.2002,№ 1,Ст. 3.
  30. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14ноября 2002 г. № 138-Ф3 // СЗ РФ. 2002, № 46, Ст. 4532.1
  31. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ //СЗ РФ. 2005, № 1, ч.1. Ст. 14.
  32. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612−1 //ВСНД РФ и ВС РФ. 1992, № 46, Ст. 2615.
  33. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайныхI
  34. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202−1 (с изм. от 15 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 1992, № 8, Ст. 366.
  35. Закон РФ «Об образовании» от Ю июля 1992 г. № 3266−1 (с изм. от 13 января 1996 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992Ю № 30, Ст. 1797.
  36. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 241декабря 1992 г. № 4218−1 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993, № 3, Ст. 99.
  37. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528−1 (с изм. от 28 июня 1997 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1993, № 12, Ст. 425.
  38. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530−1 (с изм. от 20 декабря 1995 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1993, № 12, Ст. 427.
  39. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995, № 8, Ст. 609.
  40. Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 30 декабря 1996 г.) // СЗ РФ. 199,. № 21, Ст! 1229.
  41. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изм. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1995, № 21, Ст. 1930.
  42. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.№ 98-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995, № 27, Ст. 2503.
  43. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 (с изм. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995, № 33, Ст. 3340.
  44. Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изм. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1996, № 30, Ст. 145.
  45. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996, № 35, Ст. 4135.
  46. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // СЗ РФ. 1996, № 5,. Ст. 5880.
  47. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ. 199, № 3,. Ст. 3591. !
  48. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997, № 39, Ст. 4465.
  49. ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 (с изм. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
  50. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-Ф3 // СЗ РФ. 1998, № 2, Ст. 219.
  51. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм. от 20 июля 2000 г.) // СЗ РФ. 1998, № 31,1. Ст. 3802. ! |
  52. ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке1. Iдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 4.12.1996г.// СЗ РФ.23.12.1996, № 52, Ст. 5880.
  53. ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. 1999, № 22, Ст. 2670.
  54. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от^ 19 августа 2003 г.) //СЗ РФ. 1999, № 26, Ст. 3177.
  55. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. V
  56. ФЗ // СЗ РФ. 1999, № 29, Ст. 3699. I
  57. ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2001, № 17, Ст. 1643.
  58. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СЗ РФ. 2002, № 22, Ст. 2031.
  59. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. УказомI
  60. Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. от 25 февраля 1993 г.) // ВВС РСФСР. 1967, № 23, Ст. 563.
  61. Рекомендации по результатам парламентских слушаний «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России» // СЗ РФ. 2001, № 51, Ст. 4870.
  62. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 431//ВСНД и ВС РФ. 1992, № 23, Ст. 1276.
  63. Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г. № 1696 // СЗ РФ. 1994, № 17, Ст. 1955. (
  64. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000, № 2, Ст. 170.
  65. Основные направления государственной семейной политики, утв. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (с изм. от 5 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1996, № 21, Ст. 2460.
  66. Постановление Правительства РФ «О приемной семье» от 17 июля 1996 г. №>829 // СЗ РФ. 1996, № 31, Ст. 372L
  67. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27 ноября 2000 г., № 896 // СЗ РФ. 2000, № 49, Ст. 4822.
  68. Постановление Правительства РФ об утверждении федеральной целевой программа «Дети России» № 732 от 3.10.2002г. // Российская газета. № 196. 16.10.2002. г
  69. Постановление Правительства в РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007−2010 годы"// http: www.ed.gov.ru/child about/
  70. Постановление Правительства РФ «О подразделениях милицииобщественной безопасности» от 7 декабря 2000 г. № 926 // СЗ РФ. 2000, № 50, Ст. 4905.
  71. Постановление Правительства РФ «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001.//Собрание законодательства РФ. 16.07.2001, № 29, с. 3016.
  72. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003−2006 годы,' утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г., № 732 // СЗ РФ, 2002, № 41, Ст. 3984.
  73. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995, № 39, Ст. 3768. о
  74. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьяхусыновителей на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 //Российская газета, 2000, 13 апреля.
  75. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 // СЗ РФ. 2000, № 10, Ст. 1131.
  76. Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утв. Постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 // Бюллетень Минтруда РФ. 195)9, № 7. » !
  77. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» от 25 октября 1996 г. № 9 // ВВС РФ. 1997,№ 1.
  78. Закон города Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» от 3 октября 2001 г. № 43 //ЛЗестник образования. 2001. № 16.
  79. Послание Президента РФ от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Российская газета, 1999, 31 марта. }
  80. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета, 2006 г., 11 мая.
  81. Обращение Президента РФ к народу Российской Федерации от 4 сентября 2004 г. // http: president.ru. // 10 сентября 2004 г.
  82. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998—2002 годах// Ьир:?у?.с1е^го85П. narod.ru
  83. Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов к государственному докладу о положении детей в РФ: постановление Прав. РФ от 17.01.2001 г,. № 8 // Бюл. Мин-ва труда и соц. разв РФ. М., 2001, № 2.V
  84. Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по деламнесовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05 июня 1994 года № 646//Собр. законодательства РФ. 1994, № 7, с. 1144−1146.
  85. Государственный доклад «О* положении детей в Российской Федерации 2003 год». М., 2003, 128 с.
  86. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в 1 I
  87. Российской Федерации в 2002 году // Российская газета, 2003. 15−18, 23−25, 30июля, 5,7 августа.
  88. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в 1 Российской Федерации в 2003 году // Российская газета, 2004, 29 августа.
  89. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2005 году // Российская газета, 2006. 15, 21,29 июня.
  90. Наркомания в России: угроза нации. Аналитический доклад Совета по внешней и оборонной политике// Независимая газета, 2001, 11 мая.
  91. Доклад Минздрава РФ о состоянии здоровья детей в РоссийскойI
  92. Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2006 г.) // http: www.healthyrussia.ru.
  93. Альтернативный доклад российских НПО в Комитет ООН по правам человека. Комментарии к государственному периодическому докладу о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998—2002 гг.//Web-page:openwep.ru
  94. Независимый доклад о положении детей в России «Тяготы детского мира» за 2006 г. НИИ детства РФ//Дитя человеческое: Специальный выпуск. 2006, № 5−6.
  95. В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность /Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: СГАП, 2006, 360 с.
  96. Д.А. Охрана, защита, обеспечение прав и свобод человека и гражданина // Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития. Часть 1. Воронеж: ВГУ, 2004, с. 7−16.
  97. А.Я. Беспризорность и детская преступность наши беды // Воспитание школьников, 2002, № 7, с. 60−63.
  98. А.Я. и др. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. 392 с.
  99. А.Я. Права человека. Новое знание. М.: Знание, 1995. 256 с.
  100. АксенчукЛ.А. Правоспособность’несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2001, № 12, с. 9−11.
  101. Актуальные проблемы теории и практики гражданского процесса. / Отв. ред. H.A. Чечина, Д. М. Чечот. Л.: ЛГУ, 1979, 192 с. '
  102. С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация//Сов. Гос-во и право. 1987.№ 6. С.12−13,14.
  103. С.С. Механизмы правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юр. лит., 1966, 187 с.
  104. .Л. «О соблюдении прав детей в Российской Федерации. Доклад на конференции «Гражданское общество и власть». М. 19 февраля 2002.
  105. .Л. Доклад на Международном Форуме «Дети вчрезвычайных ситуациях» М. 14−16 октября 2003.
  106. В.В., Козловский А. Б. Правовое воспитание молодогоtпоколения. M.: Московский рабочий, 1985, 95 с.
  107. Э., Холланд М. Защита прав человека в России и США: Глазами друг друга. Нью-Йорк- М., 1993, 374 с.
  108. А.И. Кто защищает права ребенка и от кого // Вестник МГУ. Серия «Социология и политология». 1997, № 2, с. 6−13.
  109. В.Д. Правоохранительный механизм: понятие научный инструментарий// Охранительный механизм в правовой системе социализма: Меж. Вуз.сб./ Под. Ред. Н. В. Витрука. 1989, с. 8.
  110. И.И. Детские проблемы Российской Федерации на пороге третьего тысячелетия. М., 2000, с. 38. ,
  111. Н.И. Управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Рос. гос. гуман. ун-т. 1998 г., с. 279.
  112. Л.К. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности. Под. ред. Ушакова В. Н. М,. 2006, с. 374.
  113. М.И. Сущность права (Современное нормативноеправопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. (Изд. 1-е. 416 е.)-г
  114. М.: ОООИД «Право и государство», 2005. (Изд. 2-е. 544 е.).
  115. М.И., Петров Д. Е. ^Система права: к продолжению дискуссии// Вопросы теории государства и права: Актуальные проблемы современного Российского государства и права: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. М.И. Бай-тина. Саратов, 2003, Вып. 4(13), с. 3−16.
  116. . М.И. Механизм современного Российского государства //о
  117. Правоведение. 1996,№ 3, с. 7−8.
  118. Д. Конституционный суд России глазами американского юриста // Государство и право. 1993, № 12, с. 76−87.
  119. БекедоваН.С. Сборник нормативно-правовых актов о защите прав ребенка. Смоленск, 2000, с. 26.
  120. Ю.Ф. Семейные права ребенка и их защита: Монография. Владимир: ВГПУ, 2001, 209 с.
  121. Ю.Ф. Защита прав несовершеннолетних //Российская юстиция. 1997, № 1, с. 32−34.
  122. БлантерС.В. Право социального обеспечения. Юнита 1. М.: СГУ, 2003. -100с.
  123. БобийБ.В. Планирование медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях. М., 2003, с. 86.
  124. С.А., Стародубцев А.М* Средства и способы выявленияобстановки и защиты населения в чрезвычайных ситуациях. М, 2004, 94 с. i
  125. Т.В. Права человека в современной школе. Программа курсов повышения квалификации учителей. М., 2003, 17 с.
  126. E.JI. Права ребенка в современной России. М., 2005, 49 с.
  127. Н.Е. Развитие ювенального права в России. М.: Манускрипт, 1999, 188 с.
  128. Н.Е. Ювенальная юстиция в России: проблемы становления. М.: Манускрипт, 1998, 134с.
  129. Н.Е., Дмитриев Ю."А., Захаров C.B. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1998, 108 с.
  130. БойцоваВ.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996, 408 с.
  131. Т.Б. и др. Детская безнадзорность. Не предаем ли мы своих детей? Заречный, 2004, 26 с.
  132. . «Чрезвычайная ситуация: определение и сущность.
  133. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях». 1991, Вып.6, с.50
  134. Ви’трукН.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979, 229 с.
  135. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.:МГУ, 1972,300 с.
  136. Ю.Л. Гуманитарные операции при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах. //Материалы научно-практической конференции. М,.2002, с. 52.
  137. Гельман 3. ремень как инструмент воспитания// Российская газета, 2005, 11 ноября,
  138. С.А. Конституционно—правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов: СГАП, 1999, 544 с.
  139. Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). Монография. М.: Юрист, 2003, 303 с.
  140. И.К. Международная защита прав и интересов детей. МЛ Международные отношения, 1973, 112 с.
  141. А. Детское социальное дно. Конвенция ООН о правах ребенка Россией ратифицирована, но не выполняется//Независимая газета, 2001, 16 марта.
  142. Государственный доклад о положении детей в РФ// Российская газета от 13.04.07 г.
  143. В.Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М.: Юр. лит., 1984, 190 с.
  144. ДзуцевИ.К. Совершенствование практики применения уголовно-правовых норм в защите семьи и ребенка. М., 2004, 39 с.
  145. O.JI. «Механизм действия права в чрезвычайных ситуациям. Обеспечение безопасности населения и территорий». М., 1994, с.4−5.
  146. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека.' //Российская газета, № 13 от 15.01.07.
  147. Карл Де Рой. Институт уполномоченного по правам ребенка в России. М, 2005 г.
  148. Имею право: Справочно-метод. пособие для подростков. Пенза, 2003,153 с.
  149. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: ИГП РАН, 1995, 132 с.
  150. КиреевМ.П. Криминологические и социально-психологические причины терроризма на воздушном транспорте- Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью», Калининград, 1997, с. 76. I
  151. О.С., Бранчук М. М. Право и чрезвычайные ситуации. М., 1992, с. 78.
  152. КононИ.С. Совращение детей, и сексуальное насилие. Педагогика, 1998, № 5, с. 58.
  153. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Государственный НИГ| Семьи и воспитания, 2001,288 с.
  154. КорбутЛ.В., ПоленинаС.В. Международные конвенции идекларации о правах женщин и детей/ Сб. универсальных и региональныхмеждународных документов. Изд. 3-е, перераб. И доп., М,. 2004, 292 с.
  155. КрутскихВ.Е. Энциклопедический юридический словарь. -2-е изд. М.:Инфра-м, 1998, 368 с.
  156. В.А., Лазарев В. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., Бек. 1998, с. 46−47.
  157. A.A. Защита прав ребенка. М., Эксмо. 2005, 49с.
  158. Кто ответит за наших детей?// Северная Осетия, № 67. от 23.09.2004.
  159. А., Трусевич С. Как правительство защищает наших детей// Парламентская газета, 2003 от 3 апреля.
  160. Е.А. Права человека. Учебник для вузов. М., Изд. НОРМА, 2006, с. 45.
  161. Е.А. Общая теория прав человека / М.: Норма, 1996, 520 с.
  162. В.П. «Защита детей это защита будущего России, формирование нашего завтра» Институт уполномоченного по правам ребенка в России. М, 168. С. 7. 219. Лекарев С. А. Разведка мирового сообщества/ Независимое военное обозрение. 2001, № 37.
  163. Г. Положение детей в вооруженных конфликтах.//Правозащитник, № 2, 2003 г.
  164. О.В. Ответственность в механизме реализации Конституции.//Право и жизнь, 1992, № 2, с. 25.
  165. В., Михайлов Д. Классификации чрезвычайных ситуаций /Гражданская защита, 1996,№ 1, с.86
  166. A.B., СубочевВ.В. Законные интересы как правовая категория. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004, 359 с.
  167. Е.В. Правовое положение прав несовершеннолетних в РФ. Волгоград, 2003, с. 45.
  168. МаркеловаЕ. Дети и государство или дети в государстве?// Известия, 2004. от 10 июня.
  169. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: СГАП, 2004,512с.
  170. Г. «Критический обзор о положении детей в вооруженных конфликтах» материалы Веннипегской конференции. Канада. 2000.
  171. Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М.: Наука, 1990, 118 с.
  172. Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000, 272 с.
  173. Механизмы защиты прав человека в России: Доклады Комитета адвокатов по правам человека. М.: Права человека, 1996, 110с.
  174. О.О. Государство виновно в бедах детей// Парламентскаягазета, 2005 от1 июня.
  175. О.О. Защита прав человека. Сборник документов: 19 982 000/ М. Юр. лит., 2001,79 с.
  176. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: СВШ МВД, 1996, 288с.
  177. В.JI. Модернизация муниципальной системы образовании, -M., 2002, с. 52.
  178. О. За год Россия теряет почти 8000 детей-самоубийц// Известия от 17 апреля 2004 г.
  179. B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юрид. вузов и фак-тов. М.: Норма, 1999, 552 с.
  180. Несовершеннолетние: право на имущество и на труд. М: Соц. Защита, 2000,217 с.
  181. A.M. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М.: Дом, 1994.-169 с. j
  182. A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: Издательский дом «Грааль», 2000, 240 с.
  183. A.M. Защита прав ребенка в современной России. М,. 2004, с. 38.
  184. С.И. Словарь русского языка. Изд. 12-е/ Под.ред. Шведовой Н. Ю., М.: Русский язык, 1978, 846с.
  185. Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства: Сб. науч. тр. Уфа, 1991, 162 с.
  186. В. У семи нянек дитя без глазу// Парламентская газета,' 2005 от 1 июня. >
  187. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы/ Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: Норма, 2002, 448 с.
  188. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. редактор Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2000,^320 с.
  189. Права наших детей: Электронный правовой справочник. СПб.: Кодекс, 2001, 35 с.
  190. Права человека: Сборник международных договоров. Том 1, ч.1^ Универсальные договоры ООН. Нью-Йорк и Женева, 19 944, 492 с.
  191. Права человека: Сборник международных договоров. Том 1, ч.2.
  192. Универсальные договоры ООН. Нью-Йорк и Женева, 19 944, 494 с.
  193. Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов: СГАП, 2005, 528 с.
  194. В.А. Механизм реализации советского права//Правоведение, 1988, № 1, С. 5.
  195. O.A. Проблемы правового обеспечения защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенной^ характера// Юридическая мысль, 2008, № 3Э с. 187.
  196. O.A. Правовое регулирование режима чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-петербургского института ГПО МЧС России. 2006, № 4, с. 48. 1
  197. Е.М. «О национальном механизме реализации требований Конвенции ООН о правах ребенка в России» /Актуальные проблемы современного детства. Вып. 11. М., 1993, с. 17
  198. Г. М. Охрана интересов детей в советском семейном и гражданском праве. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955, 160 с.
  199. A.B., Гончаров С. Ф. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. М, 2002, с. 246.
  200. Н.К. Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенкаiна региональном уровне. Волгоград, 2003, 42 с.
  201. Середа JI М. Полномочие органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних// Безопасность больших городов Материалы работы «круглого стола». Волгоград, В, А МВДРФ. 2002, с. 36.
  202. JI.M. Право несовершеннолетних на предпринимательскую i, деятельность // Сборник материалов Всероссийской научной читательскойWконференции молодых ученных «Социальные и правовые проблемы общества». Краснодар, КА МВД России. 2004, с. 173.
  203. Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Российская газета, 2004/4.
  204. С.А. Права ребенка в семье. М.: Диалог МГУ, 1999, 25 с.
  205. О.И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. Челябинск: ЧГУ, 1999, 62 с.
  206. С.А. Криминологическая характеристика современного терроризма/Шреступность и общество: Сборник научных трудов. М.:ВНИИ МВД России, 2004.
  207. А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М. Инфра-М, 1999, 1110 с.
  208. Труинов И. Л. Совершенствование правовых основ противодействия терроризму.// Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности. Под ред. Ушакова В. Н. М,. 2006, с. 379.
  209. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом. М.: Юрлитинформ. 2002, с. 309,389,412.
  210. О. Дожили: у каждого российского ребенка два заболевания// Парламентская газета, 2005 от 1 июня.
  211. А.Ю. «Осуществлении и защита имущественных прав несовершеннолетних». Краснодар, 2003, с. 49.
  212. Е.Е. Сборник нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних/ М.: МТО Холдинг, 2002. ч.1. 400 е., ч.2. -424 с.
  213. ШакарянМ.С. ГПК необходимо пересмотреть// Рос. Юстиция. 1994, № 4, с. 29.
  214. H.A. Правовое обеспечение интересов личности! Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990, 199 с.
  215. З.К. Конвенция о правах ребенка: Программа и материалы спецкурса. М.: Московская школа прав человека, 1996, 153 с.
  216. З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1997, 46 с.
  217. С.Н. Реализация прав ребенка в РФ. М., 2000, 26 с.
  218. А. Есть ли будущее у наших Гаврошей// Парламентская газета, 2003 от 30 января. !
  219. Т. Теракт против детства// Советская Россия, 2004 от 14 ноября.
  220. Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992,128 с.
  221. В.В. Судебная защита личности в гражданском процессе.// Правоведение, 1992−1, с. 42.
  222. I. Учебники, учебные пособия, словари.
  223. В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект) / Под ред! Н. И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005, 312 с.
  224. М.В. Семейное право. М.: Юристъ, 1996, 365 с.
  225. БаглайМ.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004, с. 418.
  226. БасиеваД.П., Гамаонова Е. В. Защита прав пострадавших в террористическом акте в сш.№ 1 г. Беслан 1−3 сентября 2004 г.- Нормативно-правовой сборник// / Северо-Осетинская общественная организация «Семья и ' право». Владикавказ, 2007 г. л
  227. Т.В. Права человека в современной школе. Метод, пособие ! для учителя. М., 2003, 35 с.
  228. Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М.: «Ось 89», 2004, 192 с.
  229. О.В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации: Учебное пособие. Краснодар, 2002, 137 с.
  230. Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: изд-во МГУ, Инфра-М Норма, 1997, 304 с.
  231. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. М.: ОООf
  232. Городец-издат», 2003, 720 с.
  233. Гражданское право: Учебник для вузов: В 2-х т. T. l/Под ред. Е. А. Суханова. М.: Бек, 1994,382 с. I
  234. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. Том 1. 5-е изд., перераб. и доп./Подред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2001, 630 с.
  235. Защити меня: Сб. документов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка. М.: Контакт-Культура, 1995, 65 с.
  236. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сб. нормативных документов. Изд. 3-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2003, 96 с.
  237. Н.Г. Уголовное право Российской Федерации: Общая и Особенная части: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2000, 543 с.
  238. Н.И. Предпринимательское право. М.: Юр. лит., 1993, 478 с. I
  239. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 2004, С. 64.
  240. Н.М. Административное право России: Общая и Особенная части: Курс лекций. М.: Юристь, 2004, 560 с.
  241. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юрист, 1997, 716 с.
  242. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Отв.ред. В. А. Четвернин. М., 1997, 702 с.
  243. Комментарий к УК РФ /под общ ред. Лебедева В.М. М. Норма, 2002, с. 356 1
  244. Криминология: Учебник для юрид. вузов/ Под ред. А. И. Долговой. М.: Норма-Инфра-М, 1999. 784 с.
  245. В.А., Лазарев В. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., Бек. 1998, с. 46−47.251., ЛукашеваЕ.А. Права человека. Учебник для вузов. М., Изд. Норма, 2006, с. 45.
  246. Е.А. Права человека: учебник для вузов. М.: Норма, 2000. -573 с.
  247. Н.И., Малько A.B. Российская правовая политика: Курс лекций. М.: Норма, 2003, 528 с.
  248. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юр. лит., 1990,672 с.
  249. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.:1 |1. Норма, 2000, 784 с.
  250. A.M. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2003, 128 с.
  251. A.X. Общепризнанные права человека: учебное пособие. М.: МЗ Пресс, 2002, 267 с.
  252. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юрист, 1997, 672 с.
  253. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Норма Инфра-М, 1998,570 с. ¦ ?
  254. М.М., Утяшева Л. М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. Уфа: полиграфкомбинат, 2003,616 с.
  255. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993, с.244−245
  256. ЧервонюкИ.В. Конституционное право России. М., Изд. Инфра-М, 2003.
  257. Е.С. Права ребенка: учебник для нач. классов. М.: Вита-Пресс, 1998, 56 с. 1 f
  258. З.К. Изучение Конвенции о правах ребенка в школе: Учеб. пособие для учителей. М.: Логос, 2001, 19 с.
  259. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ. 1997, 349 с.302
  260. Диссертации и авторефераты.
  261. В.И. Права ребенка и их защита в России- общетеоретический анализ. Дис.док. юрид. наук (12.00.00) Саратов, 2007, 163 с. I1
  262. БаттогтохЖ. Международно-прававая защита- прав детей: Международно-правовые аспекты: Дис.канд. юрид. наук (12.00.10). М., 2000. 4, 203 с.
  263. .А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дисс. .д-ра юрид. наук (12.00.0). Волгоград, 2006, 14 с.
  264. Н.Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): Автореф. дис. .д-ра юрид. наук (12.00.02) М., 2004, 46 с. I
  265. Ю.Ф. теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации: Автореф. дисс.. .д-ра юрид. наук (12.00.03). Саратов, 2002, 44 с.
  266. А.Ю. Защита прав ребенка, как одна из глобальных проблем современной мировой политики: Дисс.канд. юрид. наук (12.00.10). М., 200 4, 203 с., I
  267. О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ:
  268. Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.01). Краснодар, 2004, 241 с.
  269. С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук (12.00.02). Волгоград, 1999, 22 с.
  270. И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Дисс. .к.ю.н. М., 1998, 125 с.
  271. Г. А. Сексуальные посягательства на несовершеннолетних и их предупреждение: Дисс.. канд. юрид. наук (12.00.08). Ростов-на-Дону, 2004, 138 с.
  272. О.В. Терроризм и проблемы ограничения конституционных прав и свобод граждан в борьбе с ними. Автореф. дисс.. канд. юрид. паук. М., 2005,18 с.
  273. A.B. Конституционно-правовые деликты: дисс.. канд. юрид. наук (12.00.01). М., 2006, 138 с.
  274. Н.В. Защита прав ребенка на воспитание в семье по семейному законодательству Российской Федерации: Автореф. Дисс. канд. юрид. нау^ (12.00.03). М., 2003,28 с.
  275. Т.В. Конституционно-правовая защита прав человека в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, дис.. канд. юрид. наук (12.00.10). М., 2006, 154 с.
  276. В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): дис.. канд. юрид. наук (12.00.01). Саратов, 2004, 238 с.
  277. Е.А. Права ребенка у контексте концепции устойчивого развития: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук (12.00.01). Екатеринбург, 2005,•V I27 с.
  278. ЛысоваА.З. «Обеспечение прав ребенка на воспитание средствами гражданского процессуального права при рассмотрении дел о лишении родительских прав». Диссер. канд. ю.н. Тверь, 2003, с. 126.
  279. Е.В. Правовое обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук (12.00.01). Волгоград, 2003, 28 с.
  280. М.В. Конституционная система защиты прав и свободчеловека и гражданина в РФ: Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.02). М., 2002, t58 с.
  281. Т.Д. Неправительственные организации в системе защитыконституционных прав и свобод человека: Автореф. дисс.. д-ра. юрид. наук (12.00.02). М., 1998, 49 с.
  282. МикитоваЕ.В. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.02). М., 2002,158 с.
  283. Р.В. Правовые и организационные основы защиты правнесовершеннолетних в деятельности милиции общественной безопасности:
  284. Дис.канд. юрид. наук (12.00.14). М., 2001, 195 с.- г
  285. A.M. Проблемы охраны прав несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дисс.. д-ра. юрид. наук (12.00.03). М., 1995, 57с.
  286. Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовые и семейно-правовыё аспекты: Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.03). Белгород, 2004,196 с.
  287. Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Автореф. дисс.. д-ра. юрид. наук (12.00.01). Нижний Новгород, 2002, 49 с.
  288. A.M. Обеспечение прав несовершеннолетних органамиIместного самоуправления: Дис. .канд. юрид. наук (12.00.02). Краснодар, 2006, 96 с.
  289. С.А. Права детей в семье по семейному законодательству ' Российской Федерации и Конвенции о правах ребенка: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук (12.00.03). М., 2000, 26 .
  290. Ю.И. Особые суды для несовершеннолетних в России: историко-правовой аспект: Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.01) СПб., 1998, 255 с.
  291. О.Н. Защита прав на образование по гражданскому законодательству. Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.03). М., 2005, 78 с.
  292. C.B. Гражданско-правовые способы защиты прав граждан и организаций при чрезвычайных ситуациях: Дисс. .канд. юрид. наук .СПб., 1996,54 с.
  293. B.B. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук (12.00.02). М. 2005, 21 с.
  294. Ю.С. Правовая защита территорий и граждан при чрезвычайных ситуациях. Дисс. .канд. юрид. наук. Оренбург, 2000, 123 с. |
  295. ЗОО.Черкасов A.B. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук (12.00.03). СПб, 2005, 26 с. i
  296. Ю.Г. Государственное управление системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации: социально-правовой аспект: Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М., 1999.
Заполнить форму текущей работой