Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях совершенствования преподавания и достижения целей исследования необходимо было определить такой подход, который позволил бы студенту более глубоко осмыслить свои представления об отличительных чертах родной культуры по сравнению с другими культурами, осознать своеобразие мировосприятия у разных народов и на основе этого структурировать свое отношение к себе и к окружающим. Положительное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки изучения интеркультурного аспекта университетского образования личности
    • 1. Культура как социально-педагогический феномен
    • 2. Характеристика интеркультурной коммуникации в контексте университетского образования личности
    • 3. Готовность студента университета к интеркультурной коммуникации как предмет исследования
  • Выводы
  • Глава II. Реализация коммуникативно-ценностного подхода в формировании готовности студента университета к интеркультурной коммуникации
    • 1. Аксиологизация коммуникативного аспекта в изучении иностранного языка
    • 2. Актуализация лингвострановедческих знаний студентов
    • 3. Интенсификация процесса освоения иностранного языка студентами университета
    • 4. Динамика формирования готовности студентов к интеркультурной коммуникации
  • Выводы

Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями, произошедшими в последнее десятилетие во всех сферах общества и обозначившими проблему изучения иностранного языка как средства общения. Реальная возможность выезда за рубеж, в том числе для получения образования, участия в научных конференциях, рост экономических связей и международной торговли, использование средств массовой коммуникации и целый ряд других факторов привели к увеличению межгосударственных, межъязыковых и межкультурных контактов. В связи с этим произошли изменения не только целей, методов и условий изучения иностранного языка, но и обновление содержания и задач всей системы университетского образования. Современная образовательная парадигма отражает новый взгляд на взаимосвязь образования и культуры. Именно культура выступает в качестве универсального механизма формирования целостного человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства родной и иноязычной культуры.

Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы выступает становление специалиста, владеющего основами интеркультурной коммуникации, ориентированного на достижение взаимосогласованных действий с носителем другой культуры.

Однако содержание современных университетских образовательных программ пока не в состоянии удовлетворить многоаспектные проблемы подготовки всесторонне развитого специалиста, владеющего языком эффективного интеркультурного взаимодействия.

Исследование проблемы формирования готовности студента к интеркультурной коммуникации дает ключ к анализу, конструированию, обновлению и развитию содержания образовательного процесса университета.

Противоречие между необходимостью, важностью, актуальностью продолжения изучения рассматриваемой проблемы и ее недостаточной теоретической и практической разработанностью послужило основанием для выбора темы исследования: «Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации».

В науке к настоящему времени накоплен определенный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Это исследования представителей дореволюционной и послереволюционной педагогики: П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского — по проблеме общения как фактора жизнедеятельности сообщества;

— научные труды И. П. Иванова, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского по исследованию коллективной творческой деятельности и общения;

— труды ученых: В. И. Загвязинского, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, Н. С. Розова, В. И. Сагатовского, В. П. Тугаринова — в области философии теории ценностей;

— подходы к саморазвитию личности в связи с учебной деятельностью и общением в исследованиях М. Р. Гинзбурга и В. В. Серикова;

— исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, JI.C. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна в области психологии общения и деятельности;

— научные идеи А. А. Бодалева, И. С. Кона, Н. Б. Крыловой, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрик о коммуникативно-предметной основе обучения, положения о единстве познания и общения как средств психического развития человека;

— работы В. П. Комарова, О. В. Лешер, А. П. Лиферова, Н.М. Та-ланчука, З. К. Шнекендорфа, раскрывающие взаимосвязь интеркультурной коммуникации и интерсоциального воспитания школьников и студентов;

— общепедагогические принципы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, разработанные З. И. Васильевой, С. Е. Матушкиным, В. Г. Рындак, В. А. Сластениным;

— труды ученых О. С. Ахмановой, Р. А. Будагова, В. А. Звегинцева, Э. Сепира, С.Г. Тер-Минасовой, Н. Хомского по лингвистике;

— теоретические выводы И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Е.И. Пассо-ва, С. Ф. Шатилова, Л. В. Щербы по актуальным проблемам психологии и методики обучения иностранным языкамего интенсивного изученияв работах Е. Д. Авериной, Г. А. Китайгородской;

— работы по лингвострановедческим аспектам изучения иностранного языка Г. И. Богина, Е. М. Верещагина, Н. К. Гарбовского, Ю.Н. Ка-раулова, Г. В. Колшанского, В. Г. Костомарова, Г. Д. Томахина;

— теоретическое обоснование категории готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности в трудах Ю. К. Бабанского, Е В. Бондаревской, Н. В. Кузьмина, А. Д. Щербакова, Г. И. Щукиной.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному формированию готовности студента университета к интеркультурной коммуникации.

Объект исследования: образовательный процесс в университете.

Предмет исследования: формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации.

Гипотеза исследования:

Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации будет осуществляться достаточно эффективно в том случае, если:

• в учебном процессе вуза происходит актуализация лингвостра-новедческих знаний студентов;

• реализуется принцип интенсификации изучения иностранного языка;

• на основе аксиологизации формируется совокупность ориента-ционных, речевых, рефлексивных, креативных, информационно-аналитических умений, необходимых для интеркультурной коммуникации;

• интегрирующим фактором развития готовности студента к интеркультурной коммуникации выступает коммуникативно-ценностный подход.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1) изучить состояние проблемы формирования готовности студента университета к интеркультурной коммуникации в науке;

2) определить показатели и разработать уровни готовности студентов к интеркультурной коммуникации;

3) обеспечить проектирование, реализацию и анализ опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации.

Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические основания теории культуры, теории ценностей и теории деятельности, позволяющие раскрыть взаимосвязь объективного и субъективного в развитии личности.

Логико-исследовательская работа обусловила применение системы методов изучения проблемы: анализ и синтез научных фактов и закономерностей, содержащихся в теоретических источниках и педагогическом опытепедагогический эксперимент, включающий прямое и косвенное анкетирование студентов, педагогическое наблюдение и самонаблюдение студентов, метод экспертных оценок и самооценок эффективности этого процесса, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: факультет экономики и управления, финансово-экономический и транспортный факультеты Оренбургского государственного университета, филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета.

Этапы исследования: логика исследования включала в себя следующие этапы:

1996;1997 гг. — теоретический: определение теоретической базы исследования, формулировка рабочей гипотезы, изучение и обобщение опыта подготовки будущего разносторонне-образованного специалиста в вузах страны и за рубежом.

1997;1999 гг. — опытно-экспериментальный: проведение формирующего эксперимента и сопоставительной диагностики.

1998;1999 гг. — конструктивно-преобразующий: анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение положений и выводов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

— готовность к интеркультурной коммуникации рассматривается как интергративное личностное новообразование, предполагающее наличие как минимум: определенного уровня знания иностранного языка, коммуникативных умений, лингвострановедческих ориентаций;

— коммуникативно-ценностный подход в формировании готовности студента университета к интеркультурной коммуникации предполагает:

1) вычленение в содержании университетского образования «аксиологического ядра» гуманитарных предметов интеркультурной направленности;

2) актуализацию лингвострановедческих знаний, отражающих диалог родной и иноязычной культуры;

3) развитие ценностных ориентаций студентов, раскрывающих стремление к изучению иностранного языка и формированию коммуникативных умений;

— комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию коммуникативно-ценностного подхода к формированию готовности к интеркультурной коммуникации:

1) аксиологизация коммуникативного аспекта в изучении иностранного языка;

2) актуализация лингвострановедческих знаний студентов;

3) интенсификация процесса освоения иностранного языка студентами университета.

Научная новизна исследования состоит в том, что конкретизировано понятие интеркультурной коммуникации как особого вида ценно-стно-ориентационной деятельности, предполагающей взаимодействие личности (субъекта) с носителями иноязычной культурынаучно обоснован комплекс педагогических условий, позволяющих реализовать коммуникативно-ценностный подход в контексте формирования готовности студента к интеркультурной коммуникацииразработан педагогический инструментарий вычленения интеркультурного компонента университетского образования личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и апробирована рабочая программа по специальности «Иностранный язык», а также программа факультативного спецкурса «Основы интеркультурной коммуникации», разработана диагностическая методика изучения готовности к интеркультурной коммуникации.

Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре в ОГПУна межвузовской научно-методической конференции «Профессионально-педагогическая культура как основополагающий фактор технологии обучения» (г. Оренбург), региональной межвузовской конференции «Художественно-педагогическое образование в контексте диалога культур» (г. Оренбург) — Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (г. Уфа) — Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт» (г. Самара).

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены концептуальностью подхода, анализом современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования, а также анализом педагогического опыта, повторяемостью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ

Готовность к интеркультурной коммуникации есть состояние динамическое, уровень развития которого может зависеть от содержания, вида деятельности, характера деятельности (репродуктивный — креативный), от наличия доминанты (когнитивной, аксиологической и деятель-ностной) в мотивационно-ценностной сфере студента.

В реальной практике университетского образования развитие готовности студента к интеркультурной коммуникации зависит от взаимодействия внешней и внутренней стороны процесса обучения.

К внешним условиям развития готовности к интеркультурной коммуникации мы относим такие особенности университетского образования, как цели, методы, содержание, средства, источники, компетентность.

К внутренним обстоятельствам (условиям), способствующим повышению результативности процесса развития готовности студента к интеркультурной коммуникации, мы относим ценностное отношение студента к содержанию и способам познания, мотивацию изучения иностранного языка, ожидания и притязания, проектирование профессионально значимых перспектив деятельности.

В опытно-экспериментальной работе нами был апробирован комплекс педагогических условий, необходимых для реализации коммуникативно-ценностного подхода.

В качестве конкретных направлений интенсификации мы выделели:

— создание интенсивно развивающей среды;

— внедрение активных методов обучения, инновационных образовательных технологий;

— компьютеризацию;

— применение аудиовизуальных средств интеркультурного информационного пространства (TV);

— стимулирование креативной самостоятельной научно-исследовательской работы.

Знакомство со страной изучаемого языка осуществляется на специально отобранных учебных лингвострановедческих текстах, к которым предъявляются следующие требования:

— целенаправленность;

— функциональность;

— адаптивность;

— страноведческая актуальность и адекватность;

— стимулирование интереса студентов к учебной деятельности.

Аксиологизация коммуникативного аспекта обучения на основе проблемно-ситуационных игр происходит при соблюдении известных психолого-дидактических принципов:

— игровая модель включает цели, предмет и сценарий игры, набор ролей, правила игры, систему оценок действий участников, игровое оборудование;

— принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;

— принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности обеспечивает личностное включение обучаемых в деловую игру;

— принцип совместной деятельности и диалогического общениянеобходимое условие организации «субъект-субъектных» отношений.

Высокий уровень готовности к интеркультурной коммуникации в начале опытно-экспериментальной работы присутствовал у 8,1% студентов, на втором этапе мы зафиксировали этот уровень уже у 16,1% студентов. Наряду с яркими положительными результатами мы фиксируем и стабилизацию знаний и отношений на среднем и низком уровнях.

Общий ход эксперимента, наблюдения за возрастающей степенью активности студентов и развития ценностного отношения к занятиям, выполнению самостоятельных заданий, повышение интереса к творческой, научно-исследовательской работе по иностранному языку, внеаудиторным занятиям, факультативному спецкурсу по интеркультурной коммуникации убеждает нас в правомерности и целесообразности реализации выделенных педагогических условий, реализации коммуникативно-ценностного подхода: актуализации лингвострановедческих знаний, интенсификации обучения иностранному языку и аксиологизации коммуникативных умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведено теоретико-экспериментальное исследование по актуальной проблеме развития университетского образования. В диссертации на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы раскрыты различные взгляды ученых на диалектическое взаимодействие: культура — язык — образование. Концептуальный синтез позволил определить исходные положения исследования, рассмотреть интеркультурную коммуникацию как социально-педагогический феномен, с одной стороны, и как целевой компонент университетского образования, — с другой.

Во взаимосвязи обозначенной триады культура — язык — образование — подчеркнута роль языка в освоении культуры, раскрыта педагогическая сущность культуры, заключаящаяся в том, что культура создает то поле, тот способ общения, в котором формируется личность.

Образование — это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. В самом обобщённом виде образование можно охарактеризовать как овладение культурой разных видов деятельности и общения.

В аналитическом соответствии категорий «общение» и «коммуникация» вычленяется интеркультурная коммуникация.

Поскольку язык — это основа коммуникации и сознания, связующее и объединяющее разные способы общения и разные формы общественного сознания, — поэтому в языке аккумулированы фундаментальные культурно-исторические ценности человечества. Человек не находится в плену у языка. Язык — для человека и общества, а не общество и человек для языка. Языкэто только средство общения, а не его содержание. Не язык, народ создает культуру. В истории человечества роль языка в жизни общества возрастает, объем циркулирующей в обществе информации (в расчете на душу населения) может быть показателем уровня развития общества.

Аксиологизация университетского образования предполагает вычленение в содержании предметов гуманитарной, интеркультурной направленности «аксиологического ядра», актуализацию лингвострановедческих знаний, отражающих диалог родной и иноязычной культур.

В этой связи повышается значение исследования ценностных ори-ентаций индивида, которое определяется тем, что они представляют основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Процесс ориентации личности на ценности культуры рассматривается как непрерывное, динамическое развитие осознанного и неосознанного. Процесс ориентации есть восхождение личности от ценностей одного порядка к ценностям более высокого порядка на основе диалектического закона возвышения потребностей.

Системообразующим в процессе ориентации на ценностное отношение к культуре представляется открытие личностью для себя смысла явления. Ценностное отношение к культуре страны рассматривается как результат осмысления полученных впечатлений о культуре, познании мира страны.

Следовательно, в работе правомерно выделено в качестве ведущего звена учебного процесса лингвострановедение, в рамках которого рассматривается освоение ценностей культуры. Оно представлено как проникновение в культуру народа, говорящего на изучаемом языке, способ трансляции одной культуры в другую, знание о стране.

В опытно-экспериментальной работе мы учитывали, что родная культура дает нам ту шкалу ценностей, согласно которой мы оцениваем чужую культуру. На основе вербального и невербального поведения часто делаются заключения об индивидуальных качествах и уме человека. Чем лучше мы знаем иностранный язык, тем выше предъявляются требования к соблюдению национально специфических норм в чужой культуре.

В целях совершенствования преподавания и достижения целей исследования необходимо было определить такой подход, который позволил бы студенту более глубоко осмыслить свои представления об отличительных чертах родной культуры по сравнению с другими культурами, осознать своеобразие мировосприятия у разных народов и на основе этого структурировать свое отношение к себе и к окружающим. Положительное и заинтересованное отношение к изучаемому языку и к представителям другой культуры положительно сказывается на психологическом состоянии студента и способствует развитию мотивации учения.

Опытно-экспериментальная работа была построена на реализации коммуникативно-ценностного подхода в университетском образовании личности.

Мы исходили из понимания того, что коммуникативно-ценностный подход определяет в качестве методологической основы теорию ценностей, позволяющую рассматривать под новым углом зрения проблемы обновления профессиональной подготовки специалистов в вузе.

Коммуникативно-ценностный подход рассматривался нами как подход, основанный на раскрытии диалектической взаимосвязи объективного и субъективного, актуального и потенциального, ведущей к самосозиданию личности.

Коммуникативно-ценностный подход к интеркультурной коммуникации позволил высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации человека в мире ценностей культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Реализация коммуникативно-ценностного подхода в обновлении содержания вузовского образования предусматривала усиление внимания к приобретению студентами принципиально важных для них ценностных, на основе лингвострановедения, ориентаций, от которых зависят стержневые установки деятельности, его профессиональное и жизненное кредо, образ будущей профессиональной деятельности.

Реализация коммуникативно-ценностного подхода позволила выбрать среди множества компонентов готовые компоненты, составляющие и «аксиологическое ядро», и сосредоточить внимание на базисных ценностях и процессе их присвоения и синтезирования в новые личностные конструкты-новообразования: «Образ культуры страны изучаемого языка», «Образ Я» в интеркультурной коммуникации и «Образ будущей профессиональной деятельности».

В данном исследовании мы исходим из утверждения, что готовность к интеркультурной коммуникации — это интегративное личностное новообразование, предполагающее как минимум наличие определенного уровня знания иностранного языка, лингвострановедческих ориентаций и коммуникативных умений.

Готовность в этом случае характеризуется многоуровневостыо (высокий, средний, низкий уровень) — различным характером взаимосвязей обозначенных показателей (когнитивного — знания иностранного языка, аксиологического — лингвострановедческие ориентации, деятель-ностного — коммуникативные умения).

Усиление лингвострановедческого компонента в обучении позволяет реализовать принцип коммуникативной направленности, организовать заинтересованное общение и взаимодействие учащихся на языке и, таким образом, открыть доступ к культуре другого народа и обеспечить диалог культур.

В диссертации доказано: для того, чтобы коммуникация протекала успешно, знания одного языкового кода недостаточно. Помимо этого необходимо знать, в частности, отличительные черты устной коммуникации в родной и чужой культурах.

Различный образ мышления и другие нормы поведения могут затруднить коммуникацию. В общении мы неосознанно ведем себя в соответствии с социальными символами родной культуры: общественно-исторический фон определяет наши ценностные ориентации, нормы поведения и обычаи.

На основе теоретического анализа нами были вычленены ведущие показатели развития готовности студента университета, а опытно-экспериментальная работа подтвердила, что в качестве основных компонентов, синтез которых на высоком уровне формирует готовность к интеркультурной коммуникации, действительно выступают знания иностранного языка как основы развития готовности, лингвострановедче-ские ориентации и коммуникативные умения, необходимые во взаимодействии личности и культуры страны изучаемого языка.

Формирование готовности к интеркультурной коммуникации протекает более успешно при реализации коммуникативно-ценностного подхода: актуализации лингвострановедческой информации о стране изучаемого языка, аксиологизации коммуникативного аспекта изучения иностранного языка, интенсификации процесса усвоения иностранного языка.

Реализация педагогических условий в рамках освоения базовой программы по специальности «Иностранный язык» и скоординированного с ней факультативного спецкурса «Основы интеркультурной коммуникации» ведет к развитию такого личностного новообразования, как готовность к интеркультурной коммуникации. Многомерность и многоаспектность данного понятия раскрывается через уровни показателей (высокий, средний, низкий) и их доминирование.

Зафиксированные в исследовании положительные личностные результаты в формировании готовности к интеркультурной коммуникации: умение творчески использовать глубокие языковые и лингвостра-новедческие знания для решения коммуникативных задач в профессиональном общении, сформированность эмоционально-ценностного отношения к личностно-значимой учебной деятельности — свидетельствуют об эффективности использования форм активного обучения, системы учебно-творческих заданий, спецкурса, интегрировавшего знания об основах интеркультурной коммуникации. Успешность протекания процесса формирования готовности к интеркультурной коммуникации зависит также от организации индивидуальной и дифференцированной работы со студентами, включающей систему коррекционных и стимулирующих средств, форм и приемов работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334с.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980. Т.2 -230с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.-266с.
  4. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М., 1996.-768с.
  5. Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб., 1997. -С. 98.
  6. О.С. Принципы и методы лексикологии как социолингвистической дисциплины. -М., 1971.-96с.
  7. Н.Э. Культурные универсалии как фактор интеркультурной коммуникации в контексте социально-экономической трансформации России//Сб. материалов 2-й Междунар. науч. конф. по пробл. интеркультурной коммуникации: Оренбург, 1996.-С. 132−134.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества. -М.:Искусство, 1979. -423с.
  9. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. -М.: Высш. школа, 1989. -103с.
  10. Н.А. О назначении человека.-М., 1983.-383с.
  11. Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры -М.: Прогресс, 1988. -С.38−42.
  12. Бестужев-Лада И. В. Педагогический потенциал культуроло-гии//Вопр. философии. -1997. -№ 2. -С.3−57.
  13. B.C. Культура: диалог культур//Вопр. философии. -1989. -№ 6. -С.34.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введ. в 21 век. -М.: Политиздат, 1991. -412с.
  15. О.П. Страноведческий и лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку на неязыковых факультетах. //Национально-культурная специфика социума и механизмы её вербального воплощения.-Воронеж, 1994. -С.55−64.
  16. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте со-циализации/ЛТедагогика. 1996.-N 1.-С.З-8.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. -703 с.
  18. Л. Язык.-М., 1968.-608с.
  19. М.И. Феноменология ценностных систем лично-сти//Вестник РГНФ. -М., С. 137−176.
  20. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. д-ра филол. наук. -Л., 1984. -17с.
  21. Т.О. Страноведение и социолингвистический аспект преподавания иностранных языков.-Львов, 1994.-8с.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Просвещение, 1982. -199с.
  23. А.А. Личность и общение.-М., 1983.-271с.
  24. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении// Педагогика. -1994. -№ 1. -С. 11−14.
  25. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Сов. педагогика. 1990.- N 12.- С.65−71.
  26. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущих учителей:Автореф. дис. канд. пед. наук. -Челябинск. -1996. -21с.
  27. Г. А. О гипотезе Сепира -Уорфа //Вопр. философии. -1969. -№ 1. -С.54.
  28. Г. А. Языковая картина мира и её роль в познании. //Методологические проблемы анализа языка. -Ереван, 1976. -С.57.
  29. Р.А. История слов в истории общества.-М., 1971.-270с.
  30. Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия: Материалы «круглого стола» «Культура, культурология и образо-вание"//Вопросы философии. -1997. -№ 2. -С. 12−18.
  31. А. Язык. Культура. Познание.-М., 1996.-416с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. школа, 1991. — 207с.
  33. Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение и принцип коммуникативности.-М., 1983. -95с.
  34. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура.М., 1990.246 с.
  35. О. Методы конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин// Alma Mater.-1997.- N 6.- С.45−48.
  36. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования. (Обзорная информация. Содержание и методы обучения в высшей школе). Вып.4. -М., 1994. -44с.
  37. Вопросы лингвострановедения в курсе иностранного языка для специальных целей/ Под. Ред. Гарбовского Н.К.- М.: Изд-во Моск. унта, 1990. -35с.
  38. Ю.К. Лингвострановедческая методика в преподавании французского языка// Вестн. Морд, ун-та. -Саранск, 1993. -№ 1. -С.27−28.
  39. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995. -220с.
  40. Н.М. Некоторые вопросы методологии сравни-, тельной педагогики в Англии в 80-х годах: концепция Б. Холмза //Методологические прблемы сравнительной педагогики. М., 1991. -С. 51−64.
  41. Н.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.- -М.: Наука, 1984. -Т.З. -С. 117.
  42. Г. П. Аксиология: Становление и основные этапы развития// Соц.-полит. журн. -1995. -№ 6. -С.10−16.
  43. Д.Д. Типы языковых обществ//Новое в лингвистике. Вып.7. -М., 1975. -С. 189−196.
  44. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований//Иностр. яз. в шк. -1985. -№ 2. -С. 18.
  45. .С. Философия образования: научный статус и задачи. //Сов. педагогика. -1991. -№ 4. -С.69−75.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную фило-софию.-М.: Школа-пресс, 1995. -448 с.
  47. М.П. Психологическое содержание личностного са-моопределения//Вопр. психологии, 1994. -№ 3. -С. 43−52.
  48. Е.М. Аксиологические проблемы образования в философских и педагогических теориях XIX—XX вв.. //Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснавания стратегии развития отечественного образования. -М., 1995. -С. 153−157.
  49. Э.Н., Ю.М. Турчанинова. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. -136 с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. -М: ИНТОР, 1996. -544с.
  51. Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. -М., 1989.312с.
  52. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М., 1991. -123с.
  53. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -33с.
  54. . Язык как фактор обогащения духовной культуры народов. -Ташкент, 1991. -166 с.
  55. Джонассен Дэвид X. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии//1оигпа1 of Computing in Higher Education.
  56. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы// Новые информационные технологии в образовании. Вып.5. -М., 1996. -108с.
  57. А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения. М., 1987. -205с.
  58. В.И., Кухтевич Т. Н. и др. Аксиологический потенциал дисциплин социально гуманитарного цикла//Система воспитания в высшей школе: обзор, информ. Вып.4−5. -М., 1995. -88с.
  59. Долгополова Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета: Дис.канд.пед.наук. -Оренбург, 1998. -230с.
  60. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М: Наука. 1984. -268с.
  61. М.Е. Практическая направленность обучения студентов как условие его оптимизации. -Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1983. -140с.
  62. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллекктивном способе учебной работы. -М.: Просвещение, 1991. -192с.
  63. Н. Иностранный язык в вузе: опыт параллельного вхо-ждения//Высшее образование в России. -1997. -№ 1. -С.96−98.
  64. Г. В. Взаимосвязь лингвистических и экстралингвистических единиц: Дис.канд. филол. наук. -М., 1975. -265с.
  65. И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: Автореф.дисс.канд.пед. наук. -Челябинск, 1996. -20с.
  66. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов пед. бакалавриата, педагогов-практиков СПб., 1995. 234 с.
  67. А.А. Информационный тезаурус человека на базе его речемыслительной деятельности//Исследование речевого мышления в психолингвистике. -М., 1985. -С. 155.
  68. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности .- М.: Изд-во МГУ, 1994.-144с.
  69. И.В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Новое тысячелетие, 1984. -240с.
  70. В.А. Мысли о лингвистике. -М., 1996. -С. 160.
  71. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности .-М.: Политиздат, 1986. -223с.
  72. И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе//Сб. науч. тр. МГИИЯ -М., 1980. -Вып. 162.
  73. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. -222с.
  74. Н.С., Межуев В. М. и др. Культура человек — философия. К проблеме интеграции и развития// Вопр. философии. — 1982. -№ 1. -С.36.
  75. А.Ф. Культура, общество и образование//Философские науки. -1994. № 4/5. -С.239−254.
  76. Е.А. Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -Спб., 1997. -19с.
  77. Л.С. Лингвострановедческий аспект в работу с аутентичным материалами//Неродные языки в обучении студентов вузов. -Воронеж, 1995. -С.69.
  78. Л.С., Трегубова Е. Н. Страноведчески ориентированные игры как средство формирования коммуникативной компетен-ции//Национально-культурная специфика социума и механизмы её вербального воплащения. -Воронеж, 1994. -С.98−102.
  79. Э.В. Философия и культура. М., 1991. -289с.
  80. И.А. Культура общения: опыт философско-методо-логического анализа. -Воронеж, 1989. -142с.
  81. О.Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов: Авто-реф.дис. канд. пед. наук. -Уфа, 1997. -20с.
  82. М.С. Мир общения. -М., 1998. -319с.
  83. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -С.261.
  84. Н.М. Россия участвует в программах ЮНЕ-СКО//Междунар. сотрудничество. -1996. -№ 4. -С.14−15.
  85. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -144с.
  86. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. -704 с.
  87. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изуче-ния//Язык и личность. -М., 1989. -С.3−5.
  88. B.C., Гарунов М. Г., Семушина Л. Г. и др. Влияние развития науки техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования// НИИВО. -Вып.№ 4. -М., 1996. -44с.
  89. А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. -М., 1992. -335 с.
  90. А.В. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала личности//Ученые записки. Т.1,1995. -С.21−23.
  91. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: теория и диагностика. -Д., 1991. -С. 18.
  92. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996. -190 с.
  93. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М., 1986.-176с.
  94. И.А. Педагогические цивилизации и их парадиг-мы//Педагогика. -1995. -№ 6. -С.84−89.
  95. JI.B. Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1997. -17 с.
  96. Г. В. Коммуникативная функция и история языка.-М., 1984. -С.61.
  97. Г. В. Объективная картина в познании и языке,-М., 1991. -108с.
  98. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся среднепрофессиональной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 199. -20с.
  99. Кон И. С. Социология личности. -М., 1967. -383 с.
  100. В.Г. Языковой вкус эпохи. -М., 1994.
  101. В.Г., Прохоров Ю. Е., Чернявская Т. Н. Язык и культура.Новое в теории и практике лингвострановедения. -М., 1994. -48с.
  102. В.Ю. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. -М.: Дело, 1993. -352 с.
  103. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высш. школа, 1990. -142с.
  104. Л.П. Владение языками :лингвистический и социокультурный аспекты //Язык, Культура, Этнос. -М., 1994. -С.66−78
  105. А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. -Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. -100с.
  106. С.Г. Иностранный язык в контексте университетского образования для будущей профессиональной деятельности. -Сургут, 1997. -21с.
  107. С.Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета: Канд. дис. Оренбург, 1997. -208 с.
  108. Культура жизни личности/Под ред. Л. В. Сохань. -Киев: Наук, думка, 1988. -189с.
  109. Культура, культурология и образования// Вопр. философии. -1997. -№ 2. -С.3−57.
  110. Культурология: учебник для вузов/Под. ред. А. Н. Марковой. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -600 с.
  111. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981. -120с.
  112. У.О. О механизме языковых изменений// Новое в лингвистике. -М., 1975. -С.329.
  113. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию: Материалы «круглого стола» «Культура, культурология и образование"// Вопр. философии. -1997. -№ 2. -С. 3−57.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  115. А.А. Методика профессиональной коммуникации на иностранном языке на базе современных технологий//Вестник РГНФ, -1996. -№ 1. -С.205−209.
  116. А.А. Национально-культурная специфика языка.-М., 1997. -С. 15.
  117. А.А. Педагогическое общение. -М., 1979. -С.5.
  118. А.А. Потребности, мотивы и эмоции. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -40с.
  119. А.А. Принцип коммуникативности сегодня//Иностр. яз. в шк. -1986. -№ 2. -С.27−33.
  120. А.А. Психология общения. М., 1997. -236с.
  121. А.А. Язык не должен быть чужим//Школа 2000. -1998. -№ 2 -С. 86−90.
  122. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. -М., 1969.214с.
  123. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -Челябинск, 1997. -19с.
  124. Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990.686с.
  125. Листрова-Правда Ю.Д., Ломов A.M. Лингвострановедение сегодня//Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. -Воронеж, 1994. -С.4−10.
  126. А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. -М.:Славянская школа, 1997. -217 с.
  127. Ю.И., Крюкова О. П. и др. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. -М., 1996. -108с.
  128. Г. Основы суггестологии. -София, 1973.
  129. Дж. Об управлении разумом /Каменский А. Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Пед. наследие. -М.: Педагогика, 1987. -С.179−192.
  130. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся/Под ред. Б. Г. Ананьева. -М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1959. -270 с.
  131. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции рус. дворянства (XVII нач. XIX вв.). -СПб., 1994. -398с.
  132. Г. Язык и сознание. -М., 1979. -С.51.
  133. А.С. Сочинения: 7 т. -М.: 1950.
  134. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.-М.: Просвещение, 1987. -С. 28.
  135. Д.Г. Использование лингвострановедческого потенциала фразеологических единиц при работе над художественным текстом//Предложение и текст. -Рязань, 1992. -С. 57−66.
  136. Э.Б. Теория культуры и современная наука: методологический анализ. -М.: Мысль, 1983. -284с.
  137. И.Ю., Сорокин Ю. А. Национально-специфическое в межкультурной коммуникации// Текст как явление культуры.-Новосибирск, 1989, -С.62−85.
  138. В.М. Культурология как наука//Философские науки. -1994. -№ 4,5. -С.239−254.
  139. Е. Я, ты, мы. -М., 1986. -С. 35. ,
  140. Н.Б. Социальная лингвистика. -М., 1996. -207с.
  141. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О. Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура»?//Иностр. яз. в шк. -1993. -№ 2. -С.54−56.
  142. Ф.Т. Культурология и теория образования: философская проблема их общего начала// Философские науки. -1994. -№ 4,5. -С.239−254.
  143. Л. Идея университета//А1ша mater. -1991. -№ 3 -С. 85−90.
  144. А.В. Общение школьников. -М.: Знание, 1987. -76с.
  145. А.Я. Инновация в образовании. -Челябинск, 1995. -288с.
  146. Национальный язык и национальная культура: Сб. статей. -М., 1978. -209 с.
  147. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М.: 1997.
  148. Л.И. Педагогика детского коллектива. -М.: Педагогика, 1978. -143 с.
  149. Новые ценности образования: тезаурус/ Под ред. Н. Б. Крыловой. -М., 1995.
  150. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования/ Под ред. О. С. Газмана. -М., 1995.
  151. Новые ценности образования: десять концепций и эссе/ Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995.
  152. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ/ Под ред. Н. Б. Крыловой. -М., 1996.
  153. Новые ценности образования: образование и сообщество/ Под ред. Н. Б. Крыловой. -М., 1996.
  154. Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование/Под ред. Н. Б. Крыловой. -М., 1996.
  155. Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XXIV. Компьютерная лингвистика /Под ред. Б. Ю. Городнцкого. -М., 1989. -432с.
  156. Нэл Смелзер. Социология. -М., 1994. -688с.
  157. О языке как модели мира//Интеллектуальные процессы и их моделирование. -М., 1987. -С.50.
  158. Образование: идеалы и ценности: Учеб. пособие для гуманит. фак. пед. ун-тов/ Под ред. З. И. Равкина. -М., 1995. -631с.
  159. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд-во МГПУ, 1994.
  160. Л.С. К проблеме национального своеобразия пословиц народов Оренбургской области//Сб. материалов 2-й Междунар. научн. конф. по проблемам интеркультурной коммуникации. -Оренбург, 1996. -С.91−92.
  161. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Д.: Наука, 1981. -192с.
  162. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М., 1991. -223с.
  163. В.Ф., Алиева Л. А. Стереотипы поведения как элемент национальной культуры//Языковое сознание: стереотипы и творчество. -М., 1998. -С.37−38.
  164. А.В. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. -М: Педагогика, 1984. -272с.
  165. Е.П. Сопоставление лингвострановедческих явлений в процессе обучения как важный способ профессиональной подготовки учителя иностранного языка//Семантика и сопоставительная типология. -М., 1993. -С.98−105.
  166. Е.В. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -СПб., 1994. -20с.
  167. А.А. Формирование экономических ориентаций школьников: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1998. -19с.
  168. Ю.Е., Власов Е. Теория и практика создания лин-гвостановедческих компьютерных пособий// III Междунар. симпозиум МАПРЯЛ по лингвострановедению. Одесса, 1989. -С.147−149.
  169. Ю.Е., Чернявская Т. Н. Лингвострановедение сегодня: от итогов симпозиума к перспективам конгресса/ /Рус. яз. за рубежом.-1994.-№ 3. -С.110−114.
  170. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. -М., Новая школа, 1994. 96 с.
  171. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры//Педагогика. -1995. -№ 5. -С.87−90.
  172. Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего// Философия образования для XXI века. -М., 1992. -С.50−72.
  173. Н.С. Философия гуманитарного образования. (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе). -М., 1993. -194 с.
  174. Н.С. Ценности гуманитарного образования/ЛВысшее образование в России. -1996. -№ 1. -С.85−88.
  175. Н.С. Ценности и образование. Вехи истории европейской мысли// Вестн. высш. шк. -1991. -№ 12. -С.36−47.
  176. С.Л. Бытие и сознание. -М., 1957. -328 с.
  177. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. -М.: Пед. вестник, 1997. -244с.
  178. В.Н. Системный подход к классификации ценностей. Научные исследования и человеческие потребности. В НИИ системных исследований. -М., 1979. -119с.
  179. Сборник материалов 2-й Междунар. науч. конф. по пробл. интеркультурной коммуникации. -Оренбург, 1996. -С.66−68, 75−76, 80−81, 127−128,132−134.
  180. Сборник материалов 3-й Междунар. науч. конф. по проблемам интеркультурной коммуникации. -Оренбург, 1997. -С.50−51, 59−60, 62−67, 85−87,104−109,132−134.
  181. Сборник статей II междунар. конф. «Диалог культур». -М., 1995. -С. 417.
  182. Сборник докладов 3-й междунар. конф. «Россия и Запад: диалог культур». -М., 1996. -С.203−249
  183. Сборник научных трудов. Вып. 421. Проблемы обучения иностранному языку. -М., 1995. -С.35−49.
  184. И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие ценности в сфере межкультурной коммуникции: Автореф. дис.канд.пед.наук. -Красноярск, 1998. -20с.
  185. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии/ Под ред. А. Е. Кибрика. -М., 1993. -656 с.
  186. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. — 242с.
  187. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. -М.: «Школа пресс», 1995. -383с.
  188. Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: Автореф. дисс.канд. пед.наук. -Оренбург, 1997. -19с.
  189. В.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1981. -560с.
  190. Н.М. Концепция интерсоциального воспитания, учащихся// Педагогика. -1995. -№ 1.
  191. Теория познания. В 4 т./ Под. ред. В. А. Лекторского, Т.И. Ой-зермана. -М.: Мысль, 1991. -Т.2. 479с.
  192. Тер-Минасова С. Г. Синтагматика функциональных стилей и оптимизация преподавания языков. -М., 1986. -150с.
  193. Тер-Минасова С. Г. Словосочетание в современном английском языке как социолингвистическая проблема//Филол. науки. -1978. -№ 5. -С.64−69.
  194. Техника, культура, язык. -М.: Просвещение, 1993. -224 с.
  195. Г. Д. Америка через американизмы. -М., 1986. -255с.
  196. Г. Д. По странам изучаемого языка. М., 1993. -255 с.
  197. Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): Автореф. дис. д-ра филол. наук. -М., 1984. -19с.
  198. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. -91 с.
  199. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1980.-160 с.
  200. .Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. //Новое в лингвистике. Вып. 1, -М&bdquo- 1960. -С. 135−168.
  201. Ушинский и современность: Сб. науч., тр. -Л.: ЛГПИ, 1975.158 с.
  202. Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях// Система воспитания в высшей школе: Обзор. информ./НИИВО- Вып. 1. -М., 1995. -40 с.
  203. Л.Н. Интеркультурная коммуникация как условие развития единого образовательного пространства//Интеркультурная коммуникация. -Оренбург, 1996. -94 с.
  204. Философия культуры: Становление и развитие/ Под. ред. М. С. Кагана, М. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. -СПб.: Изд-во «Лань», 1998. -448 с.
  205. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: Материалы заочного «круглого стола"// Вопросы философии. -1995. -№ 11. -С.5−34.
  206. Философский энциклопедический словарь. -М., -1997. -С.229,429.
  207. Философско-психологические предположения Школы диалога культур/ Под общ. ред. B.C. Библера. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 1998. -216 с.
  208. Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс, 1990. -272 с.
  209. Л.И. Диалог культур. -СПб., 1994.
  210. Э. Языковой контакт/ /Новое в лингвистике. Вып. VI.1. С. 12.
  211. Н. Язык и мышление. -М., 1972. -122 с.
  212. Н.З. Культура и ценности. -Тбилиси., 1984. -171с.
  213. П.И. Социально-педагогические основы воспитания трудолюбия в теории и практике трудовой деятельности учащихся
  214. Дисс. д-ра. пед. наук. -Челябинск, 1990. -354 с.
  215. М.А. Культура общения. Л.: Знание, 1983. 32с.
  216. А.Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. -М., 1978. -216с.
  217. В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация»//Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1995. -С.78−88.
  218. И.А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1998.-16 с.
  219. Л.В. К вопросу о двуязычии/ЛЦерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. -Л., 1974. -С.315.
  220. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. -М., 1986. -С. 25.
  221. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. -С.67.
  222. Энциклопедический словарь юного историка/ Сост. Н.С. Ел-манов, Е. М. Савичева. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. -С.419.
  223. Н.В. Основы интеркультурной коммуникации// Программа спецкурса. Часть 1,2. -Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998.
  224. Belgrave R. Making wavets/ Course bookl, 2,3,4.- L.:Penguin Books Ltd, 1993.
  225. Doff A., Johnes C. Languagt in use./ Pre-intermediate, intermediate levels.-L.:Cambridge University Press, 1994.
  226. Ethnolinguistics: Boas, Sapir and Worf revised //by M. Mathiot. -The Hague, 1979.
  227. Gaddis Rose: Language communication and translations: Oxford -Pergamon 1990.
  228. Gohring H. Deutsch als Fremdsprache und interkulturelle Kom-munikation. //Fremdsprache Deutsch I. Munchen. 1980. S. 70 — 90.
  229. Hexelschneider E. Interkulturelle Verstaandirung im Fremdspra-chenunterricht. //DaF. 1986. H.I. S. I-6.
  230. Hirsch Jr. E.D. Cultural Literacy (What Every American Needs to Know). Boston, 1987.
  231. Hymes D.H. Directions in (ethno)-linguistic theory. //Transcultural studies in cognition. Menascha. 1964.
  232. James W. Vander Zanden. Sociology. The core. Second Edition. -Ohio State University, 1990. 434 p.
  233. Knapp K. Analysing Intercultural Communication. New York, 1987.
  234. Language and Social Context// Selected readings. Ed. by Pier Pado Giglioti. Penguin books, 1972.
  235. Language in culture and society. A reader in Linguistics and anthropology. N. Y., 1964.
  236. R. Frey: Group communication in context: Hilisdale: New Gersey 1994: ISBN 805 813 190.
  237. R. Y. Hirokawa: Communications and group decision making. Thousand Oaks 1996. ISBN 76 190 462.
  238. Scicntific sociology. Theory and method I Wilier D. New Jersey: Prentice-hall, 1967.
  239. Studies in southwestern ethno-linguistic. Meaning and history in the languages of the American Southwest. The Hague P., 1967.
  240. Swan M., Walter K. The Cambridge English Course.
  241. Ter-Mmasova S. Language, Culture and Communication.M., 1985.81p.
  242. Ter-Minasova S. Language, Linguistics and Life.M., 1996.-156p.
  243. Tyler S. The said and the unsaid. New York, 1978.-487p.
Заполнить форму текущей работой