Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические особенности психической саморегуляции кадров управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика показывает, что в развитии системы психической саморегуляции кадров управления существуют противоречия между: объективной необходимостью иметь в сфере управления высококомпетентных профессионалов и проявляющейся непоследовательностью общества в достижении этой целипотребностью руководителей в эффективном преодолении психологических трудностей и их неподготовленностью к использованию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Система самосовершенствования кадров управления и место в ней психической саморегуляции
    • 1. 2. Психическая саморегуляция как метод оптимизации функциональных состояний кадров управления
    • 1. 3. Механизмы психической саморегуляции как метода оптимизации функциональных состояний кадров управления
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕТОДОВ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Влияние приемов ПСР на объективные показатели функционального состояния кадров управления
    • 2. 2. Влияние приемов психической саморегуляции на субъективные показатели функционального состояния кадров управления
    • 2. 3. Влияние приемов психической саморегуляции на динамику профессионально-важных психических функций кадров управления
    • 2. 4. Сравнительно-сопоставительный анализ эффективности воздействия методов психической саморегуляции
    • 2. 5. Эффективность актуального воздействия приемов психической саморегуляции
    • 2. 6. Эффективность пролонгированного воздействия системы психической саморегуляции
  • Выводы по второй главе
  • Заключение

Акмеологические особенности психической саморегуляции кадров управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современный период в жизни страны характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Эти преобразования предъявляют высокие требования к деятельности кадров управления, которая становится все более сложной и интенсивной. Руководители в разных сферах и на разных уровнях управления подвергаются все возрастающему воздействию информационных, социально-психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера.

Результаты исследований профессиональной деятельности руководителей свидетельствуют о недостаточной психологической подготовленности многих из них к продуктивному решению управленческих задач. Исследования показывают, что большинство руководителей испытывают интеллектуальные, эмоционально-волевые, личностно-профессиональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает отставание практики их профессиональной деятельности от требований социума.

Отставание процесса профессионализации кадров управления от требований практики их профессиональной деятельности связано во многом с тем, что руководители не владеют методами самосовершенствования, которые активно разрабатываются в рамках акмеологического подхода. Как показывают акмеологические исследования, процесс самосовершенствования опирается на развитую систему психической саморегуляции.

Практика показывает, что в развитии системы психической саморегуляции кадров управления существуют противоречия между: объективной необходимостью иметь в сфере управления высококомпетентных профессионалов и проявляющейся непоследовательностью общества в достижении этой целипотребностью руководителей в эффективном преодолении психологических трудностей и их неподготовленностью к использованию возможностей психической саморегуляциисложившейся малоэффективной практикой психической саморегуляции руководителей и возможностями в развитии ее основных компонентов — интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качестввозможностями активно внедрять систему психической саморегуляции в процесс самосовершенствования кадров управления и реальным отсутствием такой работы в социально-психологической системе «руководитель — коллектив — личность» .

Острота проявления на практике этих противоречий во многом определяет усиление психической напряженности у кадров управления, снижает эффективность их профессиональной деятельности.

Состояние разработанности проблемы. Несмотря на то, что отмеченная проблема признаётся современными учеными в качестве наиболее актуальной для исследования, она до настоящего времени, вследствие отсутствия социального заказа, не стала объектом специального исследования. Отдельные стороны проблемы явились предметом изучения на уровне диссертационных исследований (В.И.Буянов, В. П. Власенко М.И.Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Железняк, В. Г. Зазыкин, А. И. Китов, П. А. Корчемный, Г. И. Марасанов, Л. Е. Мерзляк, Г. С. Никифоров, О. В. Овчинников, В. Ф. Перевалов, В. А. Пономаренко, А. П. Ситников, С. И. Съедин, Э. П. Утлик и др.). Результаты их объективного анализа свидетельствуют о том, что психологическая и акмеологическая науки располагают определенными данными по психогигиене и психопрофилактике руководителей, которые разработаны фрагментарно.

Особенность исследований проблемы в зарубежной психологиисостоит в ярко выраженной прагматической направленности. Многочисленные научные направления, школы и течения в Англии, Германии, США, Франции, Японии и других стран ориентируются на исследование только практической стороны менеджмента (О.Х.А^епк, 1.В.А1кшгоп, А. Ваит, >ШгипЬег§-, МКоир1епс1, Б. Кл^г, ШосНпР. БакхЗеу, Х. Хекхашеп и др.).

Как показывает анализ научных данных и практики профессиональной деятельности, хорошо справляются со стрессом те руководители, которые обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности, высоким интеллектом, эмоциональной и волевой стабильностью, а также владеют эффективной технологией саморегуляции, позволяющей им существенно повышать свою способность к преодолению физических и психических нагрузок (А.А.Деркач 1989, Г. Вудкок, С. Френсис 1991, О. И. Жданов 1995, В. Г. Зазыкин 1994, П. А. Корчемный 1994, А. П. Ситников 1996 и др.).

Несмотря на актуальность проблемы, современная психология и акмеоло-гия не предложили эффективной системы психической саморегуляции руководящих кадров. Как следствие недостаточной разработанности научных и прикладных основ решения этой актуальной проблемы, в их профессиональной деятельности наблюдается чрезмерная психическая напряженность и малопро-дуктивность действий, высокий уровень заболеваемости среди персонала, снижение профессионального долголетия. Практика показывает, что в процессе профессионализации, в том числе в период обучения в вузах, на курсах переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров слушателей даже не ориентируют на овладение приемами психологической защиты, повышения психической устойчивости, психогигиены и психопрофилактики в целом.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная раз- | работанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссерта- | ционного исследования. I.

Цель исследования: выявить акмеологические условия эффективного использования системы психической саморегуляции в процессе самосовершенствования кадров управления.

Объект исследования — личность руководителя и его профессиональная деятельность.

Предмет исследования: акмеологические особенности психической саморегуляции руководителя.

Гипотеза исследования.

Содержанием процесса психической саморегуляции кадров управления в процессе самосовершенствования является разрешение противоречия «человек — профессия» и формирование навыков оптимизации функциональных состояний и профессионально-важных психических функций руководителя. Эффективность использования системы психической саморегуляции обусловлена ее релевантностью индивидуальным особенностям руководителя, а также — характеристикам его деятельности. Разработка и внедрение в процесс непрерывного образования акмеологических технологий оптимизации процесса психической саморегуляции окажет положительное воздействие на процесс самосовершенствования кадров управления.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ проблемы психической саморегуляции в процессе самосовершенствования кадров управления.

2. Проанализировать психологическое содержание понятия «психическая саморегуляция» .

3. Исследовать механизмы психической саморегуляции как метода оптимизации функциональных состояний и профессионально-важных психических функций кадров управления.

4. Выявить особенности влияния методов психической саморегуляции на объективные и субъективные показатели функционального состояния и динамику профессионально важных психических функций кадров управления.

5. Провести сравнительный анализ эффективности воздействия методов психической саморегуляции в зависимости от характеристик деятельности кадров управления.

6. Выявить актуальный и пролонгированный эффект воздействия системы психической саморегуляции на процесс оптимизации функциональных состояний и профессионально-важных психических функций кадров управления.

7. Определить акмеологические условия оптимизации процесса психической саморегуляции кадров управления.

8. Внедрить полученные в ходе исследования результаты в виде специальных учебных курсов, программ, учебных и методических пособий, методик по изучаемой проблеме.

Теоретико-методологическую базу исследования составили акмеологические принципы активности, развития, детерминизма, системности, инте-гративности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач,.

B.Г.Зазыкин, И. А. Зимняя, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, И. Н. Семенов, Е.А.Яблокова) — идеи системного анализа (П.К.Анохин, Р. Аккоф, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. И. Садовский, А. И. Уемов, В. Д. Шадриков и др.) — принципы субьект-субьектного подхода, взаимодействия и продуктивного общения (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. Бернс, Д. Карнеги,.

A.Г.Ковалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Л. А. Петровская, Ф. Роджерс,.

C.Л.Рубинштейн и др.). Учтены также конкретные подходы в анализе психической деятельности, устойчивости и психической саморегуляции (О.С.Анисимов, А. А. Братко, Б. С. Братусь, А. А. Деркач, О. И. Жданов, Н. И. Конюхов, К. Киллен, Г. К. Лазанов, А. Ю. Панасюк, В. Ф. Перевалов,.

B.В.Петрусинский, Т. Питерс, А. Л. Свенцицкий, М. Ф. Секач, С. И. Съедин, А. Н. Сухов, В. А. Щедровицкий и др.). Особое значение имеют положения и выводы, раскрывающие различные психотерапевтические, коррекционно-развивающие основы воздействия на человека (А.А.Бондаренко, ЛЛ. Гозман, Ю. Н. Емельянов, О. И. Жданов, А. Л. Журавлев, А. А. Кроник, В. Н. Кузнецов, Е. Г. Молл, А. В. Филиппов и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Основные методы: изучение литературных источниковретроспективный системно-ситуативный анализ процесса психической саморегуляции кадров управленияанкетирование, психологическое тестирование, опрос, обобщение объективных показателей функциональных состояний, наблюдение. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXEL», «Statistika for Windows — 95» .

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 750 человек, среди которых главы и заместители глав областных и муниципальных администраций, начальники управлений и отделов областных администраций, директора государственных предприятий различных регионов России.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Доказательно представлено, что сформированность навыков психической саморегуляции в профессиональной деятельности руководителя определяет его возможности в выборе оптимальных способов преодоления трудностей и оказывает значимое влияние на развитие его способности к самосовершенствованию.

2. Дана акмеологическая интерпретация и уточнено содержание понятий «психическая саморегуляция», «механизмы психической саморегуляции» .

3. Определены механизмы психической саморегуляции кадров управления: актуализация самовоздействия на сложившиеся стереотипы поведения, которая обеспечивает преодоление личностного сопротивления проявлению активности в самодвижении к собственным вершинам в развитии и деятельности. Выделена трехуровневая структура саморегуляции, которая представляет собой соотношение внутреннего (свойства личности) и внешнего (требования к выполнению деятельности). Первый уровень — личность согласует свои особенности с нормами деятельности, второй — путем оптимизации своих возможностей совершенствует качество деятельности, третий — личность, как субъект деятельности, проявляя творческий характер своей активности, вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, развивает профессиональное «Я» .

4. Выявлены особенности влияния комплекса методов психической саморегуляции (аутогенная и идеомоторная тренировка, нервно-мышечная релаксация, сенсорная репродукция) на объективные и субъективные показатели функционального состояния и динамику профессионально важных психических функций кадров управления, что позволяет индивидуализировать систему психической саморегуляции в зависимости от характера воздействия того или иного метода на функциональные состояния и профессионально важные психические функции руководителей, а также от особенностей их профессиональной деятельности, обуславливающих эффективность того или иного метода психической саморегуляции.

5. Проведен сравнительный анализ эффективности воздействия методов психической саморегуляции в зависимости от характеристик деятельности кадров управления. В частности, статистическая обработка результатов исследования устойчивости и переключаемости внимания показала достоверность изменений между началом и концом цикла занятий (Т-критерий Вилкоксона, р < 0,01). Исследование воздействия различных методов саморегуляции на уровень устойчивости и переключаемости внимания позволило установить, что применение упражнений нервно-мышечной релаксации не оказывает заметного воздействия на точность выполнения задания. Напротив, использование упражнений идеомоторной тренировки в сочетании с образными представлениями и формул самовнушения аутогенной тренировки весьма эффективно сказывается на продуктивности (Т-критерий Вилкоксона, р < 0,01) в сторону ее повышения.

Установлено, что степень выраженности оптимизирующих воздействий при использовании разных методов психической саморегуляции на различные уровни проявлений функционального состояния кадров управления неодинакова и зависит от профессиональных особенностей. Для оптимизации функционального состояния в тех видах профессиональной деятельности, где сложные виды неблагоприятных функциональных состояний формируются в результате одновременного действия нескольких негативных факторов, более эффективными являются более сложные по психологическому содержанию методы психической саморегуляции. В тех видах деятельности, где может быть выделен основной фактор развития неблагоприятного состояния, предпочтительнее использовать приемы психической саморегуляции, направленные непосредственно на устранение последствий главного негативного фактора.

6. Выявлен актуальный и пролонгированный эффект воздействия системы психической саморегуляции на процесс оптимизации функциональных состояний и профессионально-важных психических функций кадров управления. Установлено, что выраженный актуальный эффект оптимизации функционального состояния после сеансов психологической саморегуляции имеет место во всех профессиональных группах и достигается при использовании разных методов психической саморегуляции. Формируемое в результате занятий функциональное состояние можно охарактеризовать как оптимальное и относящееся к классу состояний операциональной напряженности. Доказательно представлено, что существуют различия в характере актуального воздействия разных методов психической саморегуляции на отдельные составляющие функционального состояния испытуемых разных профессиональных групп. Обнаруженные различия обусловлены более выраженным действием приемов психической саморегуляции на профессионально-важные функции, входящие в систему внутреннего обеспечения деятельности.

7. Установлено, что систематическое обучение навыкам саморегуляции с помощью комплексной системы методов психической саморегуляции оказывает пролонгированное положительное влияние на фоновые показатели функционального состояния у представителей всех профессиональных групп. Имеются качественные различия в характере пролонгированного улучшения функционального состояния у представителей разных профессиональных групп. Эти различия объясняются существенными изменениями в структуре наличного состояния, обусловленного опережающим оптимизирующим влиянием освоения навыков психической саморегуляции со стороны основных профессионально-важных функций. Положительное пролонгированное воздействие методов психической саморегуляции проявляется прежде всего в отношении того компонента функционального состояния, который является определяющим в спектре негативных проявлений, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности.

8. Разработана акмеологическая система развития навыков оптимизации функциональных состояний и профессионально важных психических функций руководителя, которая определила стратегию, тактику и технику использования им саморегуляционного инструментария в развитии творческого потенциала.

9. Определены акмеологические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса психической саморегуляции кадров управления: формирование мотивации самосовершенствования и самореализации в управленческой деятельности, развитие рефлексивных механизмов, овладение навыками самодиагностики, совершенствование приемов и способов психической саморегуляции в управленческой деятельности. Эмпирически доказано, что использование системы методов психической саморегуляции в подготовке и переподготовке кадров управления оптимизирует процесс их самосовершенствования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что диагностический инструментарий оценки эффективности использования системы психической саморегуляции и практические рекомендации по оптимизации использования психической саморегуляции в процессе самосовершенствования может быть использован в системе подготовки и переподготовки кадров управления, а также психологами в практике индивидуального консультирования для составления конкретных рекомендаций руководителям и акмеологического сопровождения процесса управленческой деятельности.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по ак-меологии, психологии личности, возрастной и педагогической психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе формирующего эксперимента, так и непосредственно в профессиональной деятельности кадров управления. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Они апробированы автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы» в РАГС в 1997;2000 гг., а также использованы при проведении в системе переподготовки кадров управления спецкурсов по формированию навыков психической саморегуляции. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научной сессии Акмеологического института (Москва, 1998;2000гг.), по материалам диссертации были сделаны доклады на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения-98» (СПб, 1998), «Ананьевские чтения-99» (СПб, 1999).

Положения, выносимые на защиту.

Психическая саморегуляция, являясь базовым компонентом самосовершенствования руководителя направлена на: совершенствование личностно-профессиональных качествформирование общей и управленческой культуры, эстетических и физических качествпостоянное обновление знаний, совершенствование практических навыков и уменийразвитие способности к постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации личностного развитиявыработку умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

В качестве критерия продуктивности психической саморегуляции руководителя выступает его соответствие функциональному предназначению. Достижение этой цели должно обеспечиваться наиболее оптимально. Установлено, что это в решающей степени зависит от активности и подготовленности руководителя к саморегуляционной деятельности. Если эффективное выполнение управленческой деятельности выступает в качестве внешней цели психической саморегуляции руководителя, то сам процесс самосовершенствования и его оптимизация рассматривается нами как внутренняя цель этой деятельности.

Алгоритм продуктивной психической саморегуляции руководителя выражает систему научно обоснованных требований и правил по выполнению операций, приемов и способов саморегуляции, которыми он руководствуется с учетом всех реально действующих условий и факторов. Разработанный алгоритм придает психической саморегуляции процессуальную упорядоченность и целенаправленность.

Результатом применения релевентных личностно-профессиональным особенностям руководителя методов психической саморегуляции является оптимальный стабильный уровень функциональных состояний и профессионально-важных психических функций. Оптимальный уровень функциональных состояний и профессионально-важных психических функций руководителя характеризует его способность решать профессиональные задачи в любых реальных условиях без существенного психического и физического напряжения. Стабильный уровень функциональных состояний и профессионально-важных психических функций руководителя позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность без негативных последствий для психического здоровья.

Оптимизация процесса психической саморегуляции возможна при создании для этого необходимых условий и при учете действия реальных факторов.

Активность и мотивированность продуктивной психической саморегуляции руководителей формируется под влиянием акмеологических факторов. Продуктивность психической саморегуляции руководителей повышается при гармоничном развитии и достижении высоких уровней сформированности их интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Результаты исследования показали, что в рамках акмеологического сопровождения деятельности кадров управления важно целенаправленно использовать психотехнологии психической саморегуляции. Психическая саморегуляция — это одно из специфических свойств биологических форм движения материи, которое определяется как более или менее целесообразное функционирование живых систем разных уровней. Саморегуляция личности тесно связана с такими понятиями как активность, самостоятельность, возможность проявить себяпроявления саморегуляции зависят от характеристик нервной деятельности, от особенностей и личностных качеств индивида и от характера конкретных внешних воздействий.

Исследование показало, что психическая саморегуляция приводит к согласованию разных уровней и звеньев единого саморегулятивного механизма личности. Согласование идет на разных уровнях и может быть неосознанным или сознательно управляемымсохранение постоянства, поддержка определенного состояния и равновесия внутренней среды в ответ на действующие извне раздражителиобеспечение изменений определенных состояний личности, т. е. саморегулирование является и стабилизирующим фактором, механизм саморегуляции обеспечивает развитие личности. Саморегуляция является одним из универсальных принципов существования организма и осуществляется на разных уровнях его функционирования. Доступность, возможность освоения приемов ПСР, в том числе и самостоятельно, позволяет считать ее методом выбора в системе организации здорового образа жизни руководителя.

Исследование показало, что сформированность навыков психической саморегуляции в профессиональной деятельности руководителя определяет его возможности в выборе оптимальных способов преодоления трудностей и оказывает значимое влияние на развитие его способности к самосовершенствованию. Актуализация самовоздействия на сложившиеся стереотипы поведения обеспечивает преодоление личностного сопротивления проявлению активности в самодвижении к собственным вершинам в развитии и деятельности.

Выявленные особенности влияния комплекса методов психической саморегуляции (аутогенная и идеомоторная тренировка, нервно-мышечная релаксация, сенсорная репродукция) на объективные и субъективные показатели функционального состояния и динамику профессионально важных психических функций кадров управления позволяют индивидуализировать систему психической саморегуляции в зависимости от характера воздействия того или иного метода на функциональные состояния и профессионально важные психические функции руководителей, а также от особенностей их профессиональной деятельности, обуславливающих эффективность того или иного метода психической саморегуляции.

Установлено, что эффективность воздействия методов психической саморегуляции зависит от характеристик деятельности кадров управления. Для оптимизации функционального состояния в тех видах профессиональной деятельности, где сложные виды неблагоприятных функциональных состояний формируются в результате одновременного действия нескольких негативных факторов, более эффективными являются более сложные по психологическому содержанию методы психической саморегуляции. В тех видах деятельности, где может быть выделен основной фактор развития неблагоприятного состояния, предпочтительнее использовать приемы психической саморегуляции, направленные непосредственно на устранение последствий главного негативного фактора.

Систематическое обучение навыкам саморегуляции с помощью комплексной системы методов психической саморегуляции оказывает пролонгированное положительное влияние на фоновые показатели функционального состояния у представителей всех профессиональных групп. Качественные различия в характере пролонгированного улучшения функционального состояния у представителей разных профессиональных объясняются существенными изменениями в структуре наличного состояния, обусловленного опережающим оптимизирующим влиянием освоения навыков психической саморегуляции со стороны основных профессионально важных функций.

Установлено, что саморегулирование психической сферы уже усвоенными приемами ПСР осуществляется посредством произвольного изменения своего психического состояния: высокой степенью концентрации внимания на определенном объектесаморегуляцией эмоций и эмоционального состоянияпроизвольным вызыванием состояния пониженного бодрствования коры головного мозгасамовоздействием, которое можно использовать в решающих моментах для уменьшения активности психических функций или для их активации. Это дает возможность сосредоточения, изоляции от окружающих раздражителей, что способствует снятию напряжения, возбуждения и тревожности.

Основная способность, которая развивается в результате овладения навыками психической саморегуляции, — это способность сознательно и целенаправленно саморегулировать психическое состояние и действовать сообразно поставленным задачам.

Дальнейшая разработка проблемы особенностей психической саморегуляции может быть связана с разработкой модели акмеологического сопровождения процесса самосовершенствования кадров управления, которая бы включала акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителей, мониторинг профессионализации кадров госслужбы и развитие их творческого потенциала в процессе трудаакмеологический сервис — социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение эффективной профессиональной деятельности руководителяактуализацию потребности в психической саморегуляции руководителейорганизацию темной деятельности акмеологической службы в конкретной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основной замысел исследования состоял в определении особенностей психической саморегуляции кадров управления в процессе их самосовершенствования, выявлении условий и факторов, обеспечивающих оптимизацию процесса психической саморегуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Бодалев A.A., Деркач A.A., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-N1.- С. 12−27.
  2. Абульханова Славская К. А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989.-248 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. — 336 с.
  5. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттеста-ции кадров. М.: МГУ, 1986.- 127 с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. — 129 с.
  7. Адаптация персонала к измененной системе труда./ Колл. монография- под общ. ред. Л. Г. Лаптева. М.: ИТАР-ТАСС, 1997. — 198 с.
  8. А. Понять природу человека. С.-Пб.: Академический проект, 1997.- 256 с.
  9. Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига.: Виеда, 1992. -176 с.
  10. Р. Теория систем с точки зрения исследования операций. -М.: Сов. радио, 1969. 49 с.
  11. Р., Эмери Н. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974. — 274 с.
  12. Р.Г. Психологические механизмы повышения эффективности профессиональных действий государственных служащих.- Дис. канд. пси-хол. наук. -М.: РАГС, 1998.-184 с.
  13. H.A. Модель управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. -1994. -N2. -С. 88−99.
  14. .Г. О проблемах современного человековедения. М.: Наука, 1977.- 381 с.
  15. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с.
  16. .Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека.// Вопросы психологии. 1968. — № 2.- С. 3−11.
  17. А. Психологическое тестирование/ Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982.-279 с.
  18. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1998.-376 с.
  19. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. -М.: МГУ, 1984. 141 с.
  20. Т.М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе.- М., 1978.
  21. С.А., Гордеева Т. П., Деркач A.A. и др. Методы акмеологи-ческих исследований. Кострома: Упр.образов., 1994.- 102с.
  22. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмео-логии. М.: РАГС, 1995. — 272 с.
  23. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969, с. 57−117.
  24. Ю.Н. Психология субъективной семантики.- М., 1980. С. 23 -25.
  25. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психологические методы описания профессии. // Вопросы психологии.- 1986.- № 3.- 123 с.
  26. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 157 с.
  27. В.Г. Личность и значимость побуждений.- М.: ИПРАН, 1993.223 с.
  28. А.Г. Деятельность и установка.- М.: МГУ, 1979.- 137 с.
  29. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  30. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.- 104 с.
  31. А. Психосинтез. Киев, 1996.- 287 с.
  32. И. Я вас слушаю /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / Сокр. пер. с англ.- М.: Экономика, 1984.- 112 с.
  33. В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М., 1981.- 98 с.
  34. В.В. Психологический анализ способностей //Способность и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, ЯГПИ им. К. Д. Ушинского.- 1989.-С. 14−23.
  35. Р. Язык как инструмент социальной власти. //Язык и моделирование социального взаимодействия. Пер. с англ. М., 1987, — С. 13 — 25.
  36. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.-С. 56−58.
  37. E.H. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М.: РАУ, 1994. — 217 с.
  38. A.A. Психология общения. Москва-Воронеж: Педаго-гика, 1996.-С. 34−67.
  39. A.A. К вопросу об оценочных эталонах. Вестник Ленинградского Университета, — 1979.- № 17.- вып.З.- С.54−58.
  40. A.A., Куницина В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности. Человек и общество. Л., ЛГУ.-1961, — вып.9, — С.151−159.
  41. A.A. Рудкевич JI.А. Как становятся великими и выдающими- ся? М.: КВАНТ, 1997. — 102 с.
  42. A.A. Психология о личности. М., Изд-во МГУ, 1988.-178 с.
  43. A.A. Социальная психотерапия. Киев, 1991- 167 с.
  44. A.A., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психологической деятельности. М.: Мысль, 1969. — С. 15−16.
  45. A.A. Моделирование психики.- М.: Наука, 1966. 175 с.
  46. .С. Аномалии личности.-М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  47. .С. К изучению смысловой среды личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. — N2. — С. 46 — 55.
  48. Дж. Психология познания. М., 1977. — С. 27 — 47.
  49. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — С. 5 — 18.
  50. Л.П. Общение. // Философский энциклопедический словарь/ Ред.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983,-С. 433−434.
  51. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.-Краснодар, 1977.- вып.235.- С.21−27.
  52. Гаазе-Раппопорт М.Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели поведения. М., 1986, — С. 56 — 59.
  53. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. -175с.
  54. Ф. Психология управления /Пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1982. -422с.
  55. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1984, -205с.
  56. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993.- С. 87 — 89.
  57. Г. А., Самсонова Е. Ю. Личность руководителя и стили руководства /Психологическое обозрение. М., 1995.- № 1. — С. 14−20.
  58. Л.П., Дикая Л. Г. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. Психические состояния и эффективность деятельности. — М.: Наука, 1983. — С. 12−29.
  59. Л.Л. Психологический анализ процесса решения задач. Воронеж, 1976.-С. 45−78.
  60. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно- технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М., 1997. -300с.
  61. Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992.- 25с.
  62. В.А. Устойчивость регуляции операторской деятельности. -Дис.. докт. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1991. — 378 с.
  63. A.A., Орбан Л. С. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при През., 1995.-206с.
  64. A.A. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя. Дис. докт. психол. наук. — Л.: ЛГУ, 1981. — 392 с.
  65. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993.-23 с.
  66. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: ЛУЧ, 1993. -71 с.
  67. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы.- М.: РАГС, 1996. С. 2039.
  68. A.A., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.- РАГС, 1996. -128 с.
  69. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987, — 272 с.
  70. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984.
  71. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
  72. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., ЛГУ, 1985. — С. 38 — 49.
  73. И.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: Изд-во ЛГУ 1983. 103 с.
  74. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985, — 167 с.
  75. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. доктора психол. наук Л., 1991.-36 с.
  76. Ю.Н. Активные методы подготовки руководителей// Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. — С. 231−237.
  77. П.С. Влияние стиля работы руководителя на формирование взаимоотношений в коллективе// Человек и общество.- М., 1973.- Вып. II. С. 23.
  78. С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М., 1996. -199 с.
  79. С.И. 0 диагностике устойчивости-неустойчивости личности в конфликтных ситуациях в управленческой деятельности// Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Одесса, 1988. — С. 53−57.
  80. .А. Изучение социальной перцепции по свободным речевым описаниям. В кн.: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социального общества. -М., 1977.-С.100−101.
  81. H.H. Развитие социально-перцептивной компетентности педагогов в системе профессионального общения. -Диссер. канд. псих. наук. М., 1997, — 89 с.
  82. П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.- 365 с.
  83. .С. Вступающему в должность. М.: Знание, 1985.-128 с.
  84. Е.С., Лопатин Г. С. Психологические вопросы освоения новой управленческой должности// Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1986. — С.132−134.
  85. О.И., Гальперин Я. Г. Технологии психологической защиты от стресса. М.: Эниум, 1997. -120 с.
  86. О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия/ Методические рекомендации. М.: РАГС, 1996.
  87. А.Л. Об изучении личности руководителя производственного коллектива// Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 7490.
  88. А.Л. Структура и типы личности руководителей производственных коллективов// Психологические проблемы совершенствования кадровой службы в энергетике. М., 1984. — С.65−67.
  89. А.Л., Зотова О. И. О социально-психологических факторах, влияющих на формирование личности в производственном коллективе// Личности в системе коллективных отношений. М.: Наука, 1980. — С. 90−91.
  90. A.JI. Социально-психологические проблемы управления./ Прикладные проблемы социальной психологии /Под ред. Шороховой Е. В., Левкович В. П. М.: Наука, 1983. — С.173−189.
  91. А.Н., Рубахин В. Ф. Проблемы человеческого фактора в управлении. /Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Под ред. Шороховой Е. В. М.: Наука, 1988. — С. 123 — 154.
  92. ЮЛ. Теоретические и практические проблемы психологии производственной организации/ Социально-психологи-еская служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган, 1983. — С. 137−147.
  93. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994.
  94. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992. -165 с.
  95. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993. -47 с.
  96. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях / ДЕП. РУК. НИИВО. -М., 275−94 от 7.12.1994. -267 с.
  97. В.Г. Психолого-акмеологические исследования: основные понятия и категории. / Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. Деркача A.A. М.: РАГС и ВАД, 1995. — С.69−85.
  98. В.Г., Нечаева Н. С. Введение в психологию конфликтов (на примерах конфликтов в коллективах организаций). М.: Институт молодежи, 1996. -54 с.
  99. В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС при Президенте РФ, 1997.-92 с.
  100. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л.: МГУ, 1989.- С. 55.
  101. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки.// Вопр. психологии. Л., 1989.- № 1.- С.5−17.
  102. .В. Опосредование и саморегуляция в норме и патологии/ Вестник Московского университета. -М.: Психология, 1981.- № 2.- С. 9−15.
  103. В.П. Миры сознания и структура сознания.//Вопр. психологии. -М., 1991,-№ 2, — С. 3−6.
  104. В.П. Как построить свое «я» /Под общ. ред. В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1991.-С.12−14.
  105. М.В. Менеджмент: от рационализма к управлению инициативой// Научно-технический прогресс в США: опыт, проблемы, перспективы. -М.: Наука, 1988. С.96−103.
  106. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987. 219 с.
  107. Е.М. Эффективное общение и конфликты. СПб., Рига, 1997. -72 с.
  108. B.C. Кадры хозяйственных руководителей: подбор, расстановка, обучение. Л.: Лениздат, 1982. — С. 34 — 78.
  109. М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности./ Способности и склонности: комплексные ис-следования./Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989. — С. 12−14.
  110. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.-319 с.
  111. И.В. Об одном из подходов к подбору кадров в управленческую группу./ Психолого-педагогические проблемы организации управления воспитательным процессом. / Под ред. Бородулиной Н. Ф. -Ульяновск, ЛЭПИ.-1995.-С. 56−67.
  112. И.В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя: Автореф. канд. дисс. наук. М.: РАГС, 1996.-21 с.
  113. А. Формирование социальной компетенции при социально-психологическом тренинге./ Психологические условия социального взаимодействия. Таллин, 1983.-С. 134- 150.
  114. К. Вопросы управления. М., 1981. — С. 34 — 87.
  115. Китаев Смык JI.A. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.-368 с.
  116. А.И. Психологические особенности принятия управленческого решения. М., 1983. — С. 78 — 80.
  117. А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984. — С. 34−76.
  118. Е.А. Психология профессионала.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 400 с.
  119. Е.А. Введение в психологию труда. -М.:МГУ, 1988.-200 с.
  120. Е.А. Об образах мира у представителей различных профессий.// Психологическое обозрение. -1995. -№ 1. -С.26−29.
  121. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. // Психологический журнал. 1982.- № 6. — С.35−44.
  122. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978. -209 с.
  123. Ю. Психологическая теория решений /Пер. с польского. -М.: Прогресс, 1979. С. 23 — 25.
  124. Коллектив. Личность. Общение. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.
  125. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание, — М., 1984.-335 с.
  126. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М., 1996. -378 с.
  127. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интеграции.// Вопросы психологии. 1990.-ЖЗ.- С.7−18.
  128. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.-Л.: Медицина, 1978.-258 с.
  129. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.-Новосибирск.: НГПУ, 1999.- 418 с.
  130. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1996.136 с.
  131. Корчемный П. А Психологическая подготовка личного состава ВВС к летным действиям в условиях современной войны: Автореф. дис.. докт. пси-хол. наук. М.: ВПА, 1990.- 57 с.
  132. А. Психическое развитие личности в онтогенезе//Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 37 — 66.
  133. .Б. Профессиональная психопрогностика и методы исследования личности руководителя// Психологический журнал -1981. № 2. — С. 4350.
  134. .Б. Психодиагностика и стиль деятельности профессионала// Психологические проблемы совершенствования кадровой службы в энергетике. М., 1984.-С .41−43.
  135. КотасковаЯ. Лонгитюдное исследование в психологии: его возможности и границы// Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С.188−195.
  136. Ю.Д. Руководитель трудового коллектива. М., 1987. -С. 78−90.
  137. Р.И. Познание и общение.// Сб. познание и общение. -М., 1988. -С. 123- 127.
  138. Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1983. -315 с.
  139. Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе, — Дис. докт. психол. наук. М., 1985.- 142 с.
  140. A.A. Психовозрастная коррекция и биографический тренинг// Актуальные вопросы психологии личности. М.: ИПАНСССР., 1988 — С.229−240.
  141. A.A. Установки и эталоны межличностного оценивания. В кн.: Социальная психология личности. M., 1979.- С. 137−220.
  142. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982, — 160 с.
  143. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: ЛГУ, 1986.- 159 с.
  144. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: ЛГУ, 1974. — С. 25 — 27.
  145. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Спб., 1993.- 121 с.
  146. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ., 1967.- 183 с.
  147. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.- 119 с.
  148. Н.В. Предмет акмеологии. Шуя: Изд-во Шуйского пед. ' Института, 1995.- 23 с.
  149. Е.С. Основы социальной психологии. Л. ЛГУ, 1967. -173 с.
  150. В.Н. Психологическая поддержка управленцев в преодолении кризисных ситуаций в управленческой деятельности. М., 1995. — С. 57 -68.
  151. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Автореф. канд. дисс. М., 1995,-22 с.
  152. О.Г. Профессия и познание людей. Изд-во Ростовского ун-та, 1981.-С.160.
  153. И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы: Авт. канд. дис.. психол. наукМ.: РАГС, 1996.- 23 с.
  154. В.Н. Стиль общения и его формирование.- JL, 1985.
  155. Г. О., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.- С. 67.
  156. И. Эффективность управленческих решений. М.: Прогресс, 1975.-56 с.
  157. Д. Модели экспериментов в социально-психоло-гических и прикладных исследованиях. -М., Прогресс, 1980, — 341с.
  158. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией./ Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980.
  159. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСНД994. -242 с.
  160. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. Монография, М.: ИТАР-ТАСС, 1998.- 95с.
  161. Л.Г. Менеджеру о менеджементе. Монография, наука и искусство эффективного управления. -М.: ИТАР-ТАСС, 1998. — 324 с.
  162. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-303 с.
  163. Леви-Брюль Л. Первобытное общение. М, 1980. — С. 67 — 89.
  164. A.A. Психология общения. М.: Знание, 1979.- 47с.
  165. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.//Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.- М.: Педагогика, 1983.- Т.2- С.94−232.
  166. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование.// Вести моек, универ, Сер. 14. -М.: Психология, 1990.- № 3. С. 23 — 25.
  167. A.B., Кузнецова A.C. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М.: МГУ, 1987.-104с.
  168. В.Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов A.B. Актуальные проблемы психологии управления. М., 1977. — С. 56.
  169. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- 444 с.
  170. .Ф. Категория общения и деятельности в психоло-гии.//Вопросы философии. М., 1979.- № 8.- С.34−47.
  171. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии// Психологический журнал. -М., 1980.- № 1. С.8−20.
  172. Г. С. Психологическая коррекция отношений руководителей к условиям и содержанию труда подчиненных// Формирование нового типа экономического мышления хозяйственного руководителя. М.: АНХ СССР, 1985.-С. 56.
  173. Г. С. Социально-психологические проблемы адаптации руководителя к новой должности// Правовые и психологические проблемы принятия управленческих решений в условиях демократизации. М.: АНХ СССР, 1988. — С .87−96.
  174. Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров в промышленности./ Научное управление обществом. -М., 1976.- С.277−314.
  175. М.В. О методе исследования и формирования деятельности руководителя./ Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности.- Ярославль, 1989.- 46 с.
  176. Н.С. Общественно-психологические вопросы управления. -М., 1971.-С. 123 126.
  177. Г. И. Социально-психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  178. В.Л. Об устойчивости психических процессов и о различных функциональных состояниях в экстремальных условиях.// Проблемы инженерной психологии. М., 1971.-Вып.11. -С. 48−59.
  179. В.JT. Психологические основы формирования профессио-нальнозначимых качеств: Автореф. дис. док. псих, наук., Л., 1982, — 32 с.
  180. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  181. A.M. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии// Мотивация личности. Феноменология, закономерности и механизмы формирования. M.: 1982. — С.5−17.
  182. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.190 с.
  183. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. //Советская педагогика.- М., 1990, — № 8 — С. 56 — 78.
  184. С.Д. Профессионалы в управлении. -Лениздат, 1991. 123 с.
  185. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. М.: Дело, 1993. -702 с.
  186. A.A. Психолого-акмеологические условия эффективного регионального управления: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 23 с.
  187. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. (Монография). М.: РАГС, В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 260 с.
  188. В.А. Социально-психологические аспекты управления. Стиль работы руководителя. М., 1975. — С. 45 — 49.
  189. Модель прогнозирования персонального роста руководящих кадров// Организация управления. -М., 1990. С. 44.
  190. Т.А. Текучесть и стабилизация инженерно технических работников на предприятиях Сибири.-Новосибирск.: Наука.- 1986, — 108 с.
  191. Д.А. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения: Автореф. канд. дисс. психол. наук. М., 1997.- 21 с.
  192. Е.Г. Метод вероятностной оценки способности руководителя к управленческой деятельности// Информационный листок. Л.: Лен ЦИТИ. -1983. -№ 33−83. — 3 с.
  193. Е.Г. Психологические особенности оперативной управленческой деятельности. Л.:ЛГУ, — 1982. — 78 с.
  194. Е.Г. Формирование резерва управленческих кадров// Совершенствование организации и управления строительством. Л.: ЛИСИ, 1982. -123 с.
  195. Е.Г. Эмоциональная устойчивость руководителя. Психологическая устойчивость профессиональной деятельности.- Москва-Одесса, 1984.-С.110−112.
  196. В.Ф., Ткачева Н. Р. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ. -1981.-84 с.
  197. В.Н. О взаимосвязи общения и отражения как проблема общей и социальной психологии.// Социально-психологические и лингвинистиче-ские характеристики общения и развития контактов между людьми: Тезисы симпозиума. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- С.114−115.
  198. В.Н. Основные направления и современное состояние психологии отношений человека. //Психологическая наука в СССР.- М., 1960- Т.2. -С.110−125.
  199. А.Г. Компетентность и ее значение в управлении производством /Вестник МГУ. -Теория научного коммунизма. М., 1973.- № 3.
  200. Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация. -1998. -№ 1.-С. 3 13.
  201. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. /Ст. науч. тр./ Ред. A.A. Бодалева. -М.: АПН СССР, 1987.- 164 с.
  202. Общая теория управления (курс лекций) /Под ред. Беляева A.A., Варламова К. И., Пищулина Н. П. -М.: РАУ, 1994. -298 с.
  203. Ю.П. Подбор и подготовка кадров в условиях нового хозяйственного механизма. М., 1989. — С. 78 — 90.
  204. Основы общей и прикладной акмеологии. Уч. Пособие. /Под ред.
  205. A.А.Бодалева, А. А. Деркача и др. М., 1994. — 387 с.
  206. Основы военной акмеологии. Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева,
  207. B.Г.Михайловского. В 2-х частях. М.: МО, 1996. -Ч. 1- 282 с. — Ч. 2 -268 с.
  208. Основы социально-психологической теории /Под ред. Бодалева A.A. и Сухова А. Н. М.: МПА, 1995, — 420 с.
  209. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология. Дис. в виде науч. докл. докт. психол. наук. М.: РАУ, 1992. — 68 с.
  210. А.Ю. Как победить в споре, или искуство убеждать.: Олимп, 1998.-304 с.
  211. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком. В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.- вып. 235.- С. 21−27.
  212. А.П. Социально-психологические предпосылки формирования руководителя предприятия Крайнего Севера. М.: ВНИИЭ Газпром, 1992.-230 с.
  213. И. Нововведения в организациях /Пер. со словацкого. М.: Экономика, 1980. — С. 56 — 89.
  214. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. -М.: Экономика, 1984.
  215. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. -309 с.
  216. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986, — 208 с.
  217. Педагогические игры. Учебное пособие /Под ред. Чарного Б. М., -Пермь, 1991.-С. 45 89.
  218. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т.2.
  219. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216 с.
  220. В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности//Вопросы психологии. -М., 1985.-№ 4.-С. 12 -24.
  221. Подбор и использование руководящих кадров в промышленности. -Киев, 1978.-С. 89−90.
  222. А.Н., Чичков В. П. Эффективность труда руководителя. -М.: Мысль, 1988. С. 125 — 129.
  223. По ну кал лин A.A. Системообразующая функция оценивания.// Сб. Субъективная оценка в структуре деятельности. Саратов, 1987.- 125 с.
  224. А.И. Организация: система и люди. М., 1983. — С. 12−34.
  225. Проблемы информационно-психологической безопасности /Под ред. Брушлинского A.B. и Лепского В. Е. -М.:ИПРАН, 1996. 98 с.
  226. A.C. Специализированный тренинг «Предпри-ниматель» / Методические разработки социально-психологи-ческого тренинга. М., 1993.230 с.
  227. Психологические исследования общения / Под. Ред. Б. Ф. Ломова и др. -М.: Наука, 1985.- 344 с.
  228. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997, — 574 с.
  229. Психология. Словарь./Под. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
  230. Психология управления: курс лекций/ Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В.М.Николаенко/ отв. Ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1997.- 257 с.
  231. Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. /Под ред. Синягина Ю. В. и Калинина И. В. Ульяновск, СНЦ, 1997. -191 с.
  232. Психологические проблемы деятельности в особых условиях /Под ред. Ломова В. Ф. и Забродина Ю. М. М.: Наука, 1985. — 232 с.
  233. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности.//Психологической журнал.-1981.- № 5- С. 92−99.
  234. A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиции социальной философии, — Изд-во СПб ун-т, 1993.- 210 с.
  235. Т.Я. Роль самосознания в социальной перцепции. (Обзор американских исследований) В кн.: Проблемы зарубежной социальной психологии. -М., 1976.- С.150−172.
  236. K.M. Психология межличностного познания. Саранск, 1993.146 с.
  237. В.Ф., Филиппов A.B. Психологические аспекты управления. -М., 1973.-С. 45−89.
  238. С.А. Основы общей психологии. М., 1990.- 595 с.
  239. И.М. Вклад Б.Г.Ананьева в развитие психологической теории личности: Дис.. канд. психол. наук.-Ереван.-1976.-153 с.
  240. А.Л. Социальная психология управления. -Л., 1986. -176 с.
  241. А.Л. Социально-психологический климат первичного производственного коллектива как объект исследования / Социальная психология и социальное планирование. -Л.:ЛГУ, 1973. 234 с.
  242. В.И., Зобов P.A. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. -Л.: ЛГУ, 1970. 126 с.
  243. Л.В. Акмеологические основы работы с персоналом государственной службы (на опыте работы администрации Нижегородской области). Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. Деркача A.A. -М.: РАГС и ВАД, 1995. С.356−371.
  244. М.Ф. Психическая устойчивость руководителя. М.: КВАНТ, 1997.-245 с.
  245. М.Ф., Лаптев Л. Г., Волковицкий Г. А. и др Рабочая книга войскового психолога (учебно-методическое пособие).-М.: МО РФ, Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. -341 с.
  246. М. Ф. Ососков В.П. Размазнин А. Н. и др. Основы морально-психологического обеспечения повседневной деятельности войск, подготовки и ведения боевых действий (учебное пособие).-М.: МО РФ, Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 294 с.
  247. М. Ф. Лаптев Л.Г. Волковицкий Г. А. и др. Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты (пособие по работе с персоналом.-М.: МО РФ, Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 193 с.
  248. М. Ф. Корчемный П.А. Лаптев Л. Г. Михайловский А.Г. и др. Основы военной акмеологии (монография).-М.: МО РФ, Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.- 431 с.
  249. М.Ф., Буянов В. И., Волковицкий Г. А., Гусева A.C. Менеджеру о менеджменте: наука и искусство эффективного управления (монография). -М.: «Квант», 1997.-210 с.
  250. М.Ф., Ососков В. П., Кондаков A.M., Мороз Н. М. Система воспитания офицеров дежурных сил РВСН (учебно-методич. пособие).-М.: МО РФ, Военная академия РВСН, 1997.- 239 с.
  251. М. Ф. Богут И.И. Вегерчук И. Э. Лаптев Л.Г. Теребулина H.A. и др. Психология и педагогика (курс лекций).- М.: «Квант», 1997. 315 с.
  252. М. Ф. Богут И.И. Доронина А. Ф. Психолого-акмеологические основы эффективного менеджмента (учебное пособие).- М.: МГУПП, 1997. -193 с.
  253. М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя (монография). М.: ИТАР-ТАСС, 1998. 300 с.
  254. М.Ф. Шум A.A. Безопасность личности: психология и психическая устойчивость, — М.: ВА РВСН, 1998. С. 38 — 45.
  255. М.Ф. Человек в информационном поле: технологии манипуляции сознанием.-М.: Военная академия РВСН Петра Великого, 1998.- С. 38−42.
  256. М.Ф. Психология и педагогика (учебное пособие)./ Под общ. ред. К.А.Абульхановой-Славской.-М.: Совершенство, 1998. 293 с.
  257. Н.Т. Психологическая культура руководителя системы образования. М.- Красноярск, 1997.- 283 с.
  258. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры системы образования. Дис.. докт. псих, наук.- М.: РАГС, 1997.592 с.
  259. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (Монография). М.: Академия пед. наук, 1990. — 216 с.
  260. Ю.В. Руководитель организации и его команда (теоретическая модель) М.-РАГС, 1996. — С. 24 — 45.
  261. Ситников, А П. Акмеологический тренинг: теория, методика, практика. М.: РАГС, 1996.-266 с.
  262. НА. Поведение руководителя в ситуациях принятия решения. -Л., 1981.-236 с.
  263. Д.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: Внешторгиздат, 1991.- 156 с.
  264. Д.Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев: Внешторгиздат, 1991. — 146 с.
  265. И.И. Социально-перцептивные способности, в структуре педагогической деятельности.// Способности и деятельность. Межвуз. сборник научных трудов.- Ярославль. ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1989.
  266. Словарь русского языка.- М., 1988- С. 241.
  267. Словарь иностранных языков. -М., 1987.- С. 241.
  268. Собчик J1.H. Пособие по применению психологической методики.- М.: Моек научно-исслед. ин-т психотерапии. 143 РСДСР, 1971.- 91 с.
  269. Советский энциклопедический словарь. -М., 1989.- С. 621.
  270. И.Д. Управленческое решение. -М., 1977. 256 с.
  271. И.Д. Совершенствование методов принятия решений в системе управления АПК. -М.:ТСХА, 1987. 145 с.
  272. В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М.: Институт психологии, РАН, 1993. — С. 37−50.
  273. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1974. — С. 56 — 78.
  274. Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения /Под ред. Шороховой Е. В. -М., 1979. 167 с.
  275. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие/ Под ред. Журавлева А. Л., Хащенко В. А. -М., 1990. С.4−12.
  276. А.Г. Сознание и самосознание. -М., 1972. -с. 133
  277. Э.Е. Основы менеджмента в коммерческой фирме. -М., 1998.
  278. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии.-СПБ.: СПб акмеологическая академия, 1995. — С. 75 — 89.
  279. В.В. Самосознание личности.- М., 1983.
  280. Дж. и Доман Э. Введение в бизнес.- Ижевск: Странник, 1991.356 с.
  281. Я. Роль темперамента в психологическом развитии: Пер. с польского. М.: Прогресс, 1982. — С. 12 — 67.
  282. С.И. Рабочая книга таможенного психолога. М.: РТА, 1998. -327 с.
  283. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации:Автореф. дисс. канд. психол. наук -М., 1996.-23 с.
  284. С.Н. Психология управления: от личности к команде.- Петрозаводск: Фолиум, 1996.-218 с.
  285. Ю.А. Управленческое решение. -М.:Наука, 1972.- 156 с.
  286. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента -М.: Дело, 1995.
  287. Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1988.- 134 с.
  288. Управление персоналом в условиях рыночной экономики /Под ред. Марра Р. и Шмидта Г. -М.:МГУ, 1993.- 469 с.
  289. Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе. //Психологический журнал. -1995. № 4, — 156 с.
  290. Л., Нестеров Г. Опыт персонального консультирования с использованием психодиагностических методик// Теория и практика управленческого консультирования. Таллин, 1978. — С. — 14 — 56.
  291. A.B. Методология психологического анализа управленческой деятельности// Методология инженерной психологии, психология труда и управления. М.: Наука, 1981, — С. 96- 109.
  292. A.B. Работа с кадрами как составная часть управления социальными процессами предприятия// Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения рабою с кадрами.- М.: МИУ, 1989.- С. 4−17.
  293. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект.- М.: Экономика, 1990.-I68 с.
  294. A.B. Управление кадрами на предприятии- -М.: Знание, 1985.-64 с.
  295. A.B. Психология изучения «человеческого фактора» в управлении.// Психологический журнал, 1984. -№ 1. С.35−45.
  296. A.B. и др. Производственная социология, психология и педагогика. -М.:Высшая школа, 1989. -255 с.
  297. A.B. Работа с кадрами. -М.:Экономика, 1990.
  298. A.B. Методология психологического анализа управленческой деятельности. М.: Наука, 1981. С. 96−109.
  299. Формирование нового типа экономического мышления хозяйственного руководителя. М.: АНХ при СМ СССР, 1985.- 158 с.
  300. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий.// Пси-холго-педагогические проблемы общения. -М.: 1979.- С. 17−35.
  301. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия.//Вопросы психологии, — 1980.- № 3. -С. 2 5.
  302. С., Блиферних М. Вопросы принятия решений в организационных системах.-М.: МЦНТИ, 1978. 62 с.
  303. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1986. Т. 2. -392 с.
  304. М., Вульф Д. Непараметрические методы статистики.-1983.- 276 с.
  305. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. И вступ. Очерки Т.Кутасовой. М.: Международная педагогическая академия, 1994, — С. 106 — 127.
  306. Человек-производство-управление. Психологический словарь-справочник./Под ред. А. А. Крылова и др. Л.: Лениздат 1982.-174 с.
  307. М.И. Элементарное высказывание как единица анализа текста// Методологичеокие и методические проблемы контент-анализа.-JL: ИСИ АН СССР, 1973.- С. 65−70.
  308. С.В. Оценка совместимости руководителей// Социально-экономическая перестройка в Сибири.-Кемерово, 1979.- С.75−76.
  309. Н.Г., Савченко Л. П., Коренев В. Г. Принятие решений в управлении производством.-Киев: Техника, 1978.-191 с.
  310. Л.К. Акмеологические основы овладения организаторами кино-видеопропаганды педагогическими технологиями эстетического воспитания молодежи средствами теле- и видео- программ. Дис.. докт. псих, наук.- М.: РАГС, 1995. — 349с.
  311. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии.- 1992. -№ 3−4. С 7−13.
  312. Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку-. М.: Мир, 1971.-324 с.
  313. .А. Психология коллектива и личность. -М.:МГУ, 1977.
  314. Е.А. Субъекты общественной психологии: В кн. Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. — С. 97 — 115.
  315. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.-214 с.
  316. Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1994.-24 с.
  317. Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990. — 384 с.
  318. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Дис.. канд. психол. наук.- М.: РАГС, 1997, — 182 с.
  319. Abbas j. A., Somnathan И. Work Centrality and Norms in India// Management Research News.-1989. 7. 12. № 1. — P. 6−10.
  320. Agthe Klaus E. Yandel in Fuhrungsstil amerikanischer Unternehmen//Schmalenbachs Zeitschrift fuer Betriebswirtschaft liehe". 1981. — 33, N12. — P.20−65.
  321. Ali A., Nataraj E. Work centrality and norms in India // Management Research News. 1989. -2, N1. — P. 6−10.
  322. Anderson, Carl K., Hellriegel, Don and Slocum, Jnhn Managerial respose to enviconmentally induced stress // Academy of Management. Yournal. -1977(Jun). v. 20(2). — P. 260−272.
  323. Anderson J. C., Milkovich G.T. and Tsui A. A model of intra-orgarinizational mobility// Academy of Management Review. 1981- v. 6, N4. -P. 529−538.
  324. Arthur M. B. Career Developnent and Participation at work: Time for mating?//Human Resource Management. 1988. — v. 27 N2. — P. 181−199.
  325. Badaway M. K. Prescription for success // Industrial Resech. 1976. -18, N6. — P. 100−103.
  326. Adorno T.W., Frenkel-Brisw K.E., Zewinson D.J., Janford B. JL The authoritarian personality. -N.-J., 1990, p.316.
  327. Albanese B, Van Fleet D.D. Organisational behaviour, a managerial viewpoint. Chicago, 1983.
  328. Argyle M. The Social Psychology of work. Harmondsworth Penguin, 1972.
  329. Bandura A. Perceived self-efficacy in the exercise of persnal agency//Psychologist. 1989. -2. N 10. — P. 411 — 424.
  330. Bartunek J. M., Gordon J. R., Weathersby R. P. Developing «Complicated» understanding in administrators.//Acad. Manag. Review. 1983. — 8, N2.-P. 73−284.
  331. Bass B. M., Avolio B. J. Deve. oping transfornational leadership: 1992 and beyond// Journal of Furopean Industrial Trainig. 1990. — 14, N5. — P. 21−27.
  332. Beaumont. P. Job satisfaction// Management Review News. 1982. — 5, N3.-P. 6−8.
  333. Berardo D. J. Convert negative personality traits into powerful managenent tools //Data Management. 1984. — v. 22, N 5. — P. 14−17.
  334. Bukszar E., Connolly T. Hindsight bias and strategic choice: Some problems in learning from experience// Academy of Management Journal. -1988. -31,N3.-P. 68−641
  335. C.Z., Payne B. (eds). Stress at work. John Wiley h Sons, Ltd., 1978.
  336. Feldman D. C. Careers in organizations: Recent trends and future directions// Journal of Management. 1989. — 15, N2. — P. 135 — 156.
  337. Fiedler H. Managementwicklung 1981// Fortschriftliche Betriebsfuetm und Industrial Engineering.- 1980. 29, N6.- P. 403−406.
  338. Fisher C. D. Organizational socialization: in integrative review// Research in personell and human resources management. 1986. — v. 4. — P. 101 — 145.
  339. Fleischhauer C. Zur Bedeutung der Erforschung von Lebenszielen sozialistischer heiter// Wiss. Ber. Techn. Hochsch., Leipzig. 1988. — N20 — P. 5963.
  340. Garges L. Are you an Impostor?// Management World. -1986. 15, N7. -P. 12−34.
  341. Jackson S. E., Schuler R. S., Rivero J. C. Organizational characteristics as predictors of personnel practices// Personnel Psychol. 1989.- 42, N4. -P. 727−786.
  342. John J. D. The theory of the relationship between theory and practice in psychology as an imperiment to its understanding// Austral. Psychol. 1988. — 23, N3.-P. 289−303.
  343. Kahn B. JL, Wolf D.M., Quinn R.P. et al. Organisational stress. N.- 1964.
  344. Management Development. 1988. — 7, N6. — P. 5−13.
  345. Mintzberg Henry. The nature of managerial work. N.-J., Harper & Row, 1973.
  346. Simonson E., Weiser P.C.(eds.) Psychological aspects and psysiological correlates of work and fatigue. N.-J. 1976.
  347. Varney O. H. Organisation development for managers. Reading. A.: Addison-Wesley, 1997.
  348. Zander A. The purposes of groups and organisations.- San Francisco: Jossey- Bass, 1985.
Заполнить форму текущей работой