Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов формирующего эксперимента показал как повышение уровня сформированности и развития личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений, так и значительное улучшение психологического климата в экспериментальной группе, которое проявлялось в следующих тенденциях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВАХ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД
    • 1. 1. Психологический климат в коллективе: сущность, структура, факторы формирования
    • 1. 2. Особенности психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД
    • 1. 3. Психологические условия формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВАХ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД
    • 2. 1. Диагностика психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД
    • 2. 2. Модель формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Психологические условия формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные преобразования в современном российском обществе привели к тому, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел осуществляется в условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране, постоянно меняющемся дисбалансе социально-демографической структуры общества, дезинтеграции общественно-политической жизни в ряде регионов страны и реформировании самой системы ОВД. Это приводит к тому, что помимо сложностей, связанных со спецификой самой рассматриваемой профессиональной деятельности, сотрудники органов внутренних дел испытывают на себе дополнительные эмоциональные и физические нагрузки.

Все это объективно способствует нарастанию морально-психологического дискомфорта в профессиональной деятельности, возникновению чувства неуверенности, неопределенности у сотрудников, оказывает негативное влияние на качество исполнения профессиональных обязанностей, а зачастую и приводит к более глубокой профессиональной и личностной деформации сотрудников ОВД.

Стоящие перед МВД РФ задачи невозможно выполнять без должной профессионально-психологической подготовки, высоких морально-психологических качеств — того, что определяет готовность сотрудника ОВД к действиям, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Важным элементом этой подготовки является формирование благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, которое позволяет не только значительно повышать эффективность осуществляемой ими деятельности, но и способствует, во-первых, созданию оптимальных условий для профессионального становления и развития обучающихся, а во-вторых, предотвращению возникновения ранней профессиональной деформации.

Исходя из сказанного, актуальность темы диссертационного исследования определяется: социальной значимостью поставленной проблемы, потребностью в совершенствовании системы профессионально-психологической подготовки и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Необходимо научное осмысление проблемы формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, что в целом будет способствовать повышению эффективности профессионально-психологической подготовки.

Состояние исследования проблемы. Как предмет научного исследования выявление путей формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, предстает в качестве системы многообразных проблем, принципиальные аспекты которых находят свое отражение в отечественной и зарубежной социологической, психолого-педагогической и специальной литературе.

Для нашего исследования большое значение имели работы следующих авторов, посвященные изучению особенностей взаимоотношений, складывающихся в коллективе: B.C. Агеев, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Я. Л. Коломинский, В. Г. Крысько, А. С. Морозов, Р. И. Мокшанцев, Н. Н. Обозов, В. И. Паниотто, J1.A. Петровская, Е. Н. Резников, Е. В. Руденский, В. А. Соснин, И. Р. Сушков. В этих работах представлена экспликация таких понятий как «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения», рассмотрены различные аспекты группового взаимодействия, выделены факторы, определяющие его эффективность.

Значительную роль в исследовании поставленной проблемы сыграли работы В. В. Бойко, А. И. Донцова, Ю. М. Жукова, О. И. Зотовой, А. Г. Ковалева, Р. С. Немова, Б. Д. Парыгина, В. Е. Панферова, А. В. Петровского, А. Н. Сухова, Е. В. Шороховой, В. В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и специфику психологического климата в аспекте рассматриваемой профессиональной деятельности рассматривали В. В. Авдеев, Ю. А. Агафонов, Н. В. Андреев, А. В. Барабанщиков, В. Н. Волков, В. П. Вахов, А. С. Гирфанов, И. В. Горминский, П. В. Горонин, В. П. Давыдов,.

A.Г. Караяни, А. И. Кпетов, Т. Д. Марциновская, В. Ф. Перевалов, Я. В. Подоляк, Ю. В. Слюсарев, С. В. Тернова, Н. Ф. Феденко, Н. Г. Хохлов и др. Однако следует отметить, что эти и другие авторы практически не касаются вопросов формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Хотя некоторые исследования (А.И Папкин, Н.М. Фатеев) и посвящены проблеме регулирования психологического климата в подразделениях ОВД.

Рассматривая подходы к диагностике психологического климата в коллективе, мы опирались на исследования Т. М. Авхимовича, Н. К. Акимова, О. В. Аллахвердовой, С. А. Багрецова, А. С. Горбатенко, К. М. Гуревича, А. Н. Доценко, A.JI. Журавлева, Е. В. Журавлевой, В. Г. Зайцева,.

B.К. Калинина, В. В. Козлова, В. М. Козубовского, В. М. Львова, Г. М. Мануйлова, В. В. Наумова, К. М. Оганяна, И. И. Степановой, Н. П. Фетискина, А. С. Чернышева, В. В. Щербиной, которые позволили определить совокупность критериев и показателей, характеризующих различные проявления психологического климата. При этом следует отметить, что в современной литературе до сих пор не подвергнута всестороннему и глубокому анализу проблема диагностики психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, с учетом специфики данных коллективов.

Исследованию теории и методологии социально-психологического тренинга посвятили свои работы Р. Бакли, В. Ю. Большаков, И. В. Вачков,.

Ю.А. Емельянов, В. В. Исаков, Дж. Кейпл, Е. В. Коротаева, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Ю. В. Макаров, Г. И. Марасанов, М. Ю. Мартынова, Б. Д. Парыгин, Ю. В. Пахомов, А. А. Петровская, В. В. Петрусинский, А. С. Прутченков, М. Смит, Т. Г. Стефаненко, К. Фоппель, Н. В. Цзен, Н. Ю. Хрящева. Они имели принципиальное значение для проводимого нами исследования в плане определения технологии организации и проведения тренинговых занятий. Вместе с тем изучение современной литературы по данной проблеме, показало, что недостаточное внимание уделяется роли социально-психологического тренинга в формировании благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей, в целом нельзя говорить о достаточном уровне разработанности проблемы формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Научного решения требуют такие аспекты проблемы как: определение психологических факторов, обеспечивающих благоприятное состояние психологического климата в коллективевыявление особенностей психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВДразработка технологии формирования благоприятного психологического климатаопределение путей совершенствования психологического сопровождения профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД, в аспекте формирования благоприятного психологического климата.

Необходимость выявления и обоснования психологических условий и путей формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВДпонимается нами как проблема исследования.

Актуальность и недостаточно полная научно-теоретическая разработанность указанных выше аспектов поставленной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования, формулировку цели, гипотезы, выделение объекта, предмета и задач исследования.

Цель исследования — изучение психологических условий формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД.

Объектом исследования являлся психологический климат в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, а его предметом — психологические условия формирования благоприятного психологического климата.

Гипотезу исследования составили предположения о том, что целенаправленное формирование благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД будет обеспечено, если:

1 — процесс формирования благоприятного психологического климата будет построен с учетом определенных психологических условий, способствующих его формированию и специфики рассматриваемой профессиональной деятельности, оказывающей существенное влияние на личностное развитие курсантов, характер внутригрупповых взаимоотношений в коллективах и на состояние психологического климата в данной сфере;

2 — будет обеспечено последовательное и целенаправленное психологическое воздействие, реализуемое через предлагаемую модель и направленное на формирование и развитие у курсантов таких личностных свойств и качеств (коммуникативная компетентность, сенситивные способности, толерантность, социальная направленность мышления), которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними, а, следовательно, и достижению благоприятного состояния психологического климата;

3 — в основе модели формирования благоприятного психологического климата будут лежать активные методы обучения, в частности социально-психологический тренинг, направленный как на коррекцию соответствующих социально-психологических характеристик группы (групповая сплоченность, характер взаимоотношений в коллективе, уровень группового взаимодействия, уровень конфликтности в коллективе), так и на формирование необходимых личностных свойств и качеств ее членов.

Исходя из цели, объекта, предмета и для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить факторы, влияющие на состояние психологического климата в коллективе;

2. Выявить специфику психологического климата в коллективах курсантов;

3. Определить и обосновать совокупность психологических условий, необходимых для эффективного формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД;

4. Разработать модель формирования благоприятного психологического климата в учебных взводах;

5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку модели формирования благоприятного психологического климата.

Общую методологию исследования составили: основные положения системного подхода, предполагающего изучение многообразия элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития психологического знания.

В основу конкретной методологии исследования положены принципы единства исследовательской и практической деятельностисочетания сущего и должного, предполагающие познание сущности психологических явлений, проникновение в их внутреннюю структурувыявление законов существования и функционирования психологических явлений, условий и факторов их развития и целенаправленного изменения.

Теоретическую основу исследования составили психолого-педагогические труды, связанные с рассматриваемой проблемой, а именно: основные положения психологии малых социальных групп (Г.М. Андреева,.

A. И. Донцов, E.JI. Кричевский, Н. Н. Обозов, В. П. Позняков, Л. Г. Почебут,.

B.А. Чикер, Н. И. Шевандрин, и др.) — психологии общения и межличностных взаимоотношений (B.C. Агеев, Ю. М. Жуков, Я. Л. Коломинский, В. Г. Крысько, А. С. Морозов, Р. И. Мокшанцев, JI.A. Петровская, Е. Н. Резников и др.) — психологические теории коллектива, концепции психологического климата коллектива (В.В. Бойко, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, О. И. Зотова, Р. С. Немов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, А. Н. Сухов, Е. В. Шорохова и др.), раскрывающие природу и факторы психологического климата, структуру его проявлений, роль психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива, концепции о возможности целенаправленного психологического воздействия, направленного на формирование благоприятного психологического климата в коллективетеория и методология социально-психологического тренинга (В.Ю. Большаков, И. В. Вачков, Ю. А. Емельянов, В. В. Исаков, Г. И. Марасанов, А. А. Петровская, А. С. Прутченков, К. Фоппель, Н.Ю. Хрящева).

Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования:

1. Теоретические: а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияб) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследованияв) проектирование модели формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД.

2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности, тестирование, обобщение независимых характеристик, оценивание — рейтинг, констатирующий и формирующий эксперимент.

3. Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: компонентный анализ, качественная и количественная обработка полученных данных методами математической статистики, множественное сравнение, методическая интерпретация результатов.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 2001;2004 годов и включало в себя три этапа.

В рамках первого — поиского-теоретического этапа осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ ее состояния в науке и практике, разработка общей концепции диссертационного исследования, определение его цели, задач, гипотезы и исходных теоретико-методологических оснований, разработка программы эксперимента.

Второй — экспериментальный этап включал в себя организацию и проведение констатирующего и формирующего эксперимента, с целью проверки гипотезы исследования и авторской модели формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД.

Третий (обобщающий) этап предусматривал работу по анализу и обобщению результатов исследования, уточнению и коррекции основных теоретических положений и выводов, оформлению рукописи диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ставропольский филиал Краснодарского юридического института МВД России. В исследовании приняли участие 140 курсантов (4 группы).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологический климат в коллективах курсантов образовательных учреждений — это, комплексное психологическое состояние коллектива, отражающее характер взаимоотношений, складывающихся в коллективе, специфику субъективного восприятия различных факторов жизни и профессиональной деятельности, степень удовлетворенности ими и побуждения не только к эффективному выполнению поставленных задач, но и к личностному и профессиональному развитию курсантов.

2. Состояние психологического климата в коллективе во многом обусловлено взаимоотношениями, складывающимися в нем. Эффективность внутригрупповых взаимоотношений в свою очередь зависит от наличия у членов группы таких личностных свойств и качеств, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений. К таким свойствам и качествам относятся: коммуникативная компетентность, сенситивные способности, толерантность, социальный интеллект (социальная направленность мышления).

3. Особенности осуществляемой курсантами в период обучения профессиональной деятельности и современные условия прохождения службы в органах внутренних дел оказывают существенное влияние на характер внутригрупповых взаимоотношений и могут не только способствовать формированию необходимых личностных свойств и качеств, но и детерминировать личностную и профессиональную деформацию. Указанные факты обуславливают необходимость совершенствования системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в плане обеспечения целенаправленного формирования благоприятного психологического климата.

4. Процесс формирования благоприятного психологического климата должен быть построен с учетом следующих условий: совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и обеспечение координации действий психологов с учебными отделами, строевыми подразделениями и воспитательными аппаратамииспользование результатов профессионального психологического отбора в учебно-воспитательном процессеобеспечение последовательного психологического воздействия, направленного на формирование и развитие у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые способствовали бы построению эффективных взаимоотношений между нимиобеспечение субъектной позиции курсантов, посредством организации самовоспитанияразвитие рефлексивности курсантоввнедрение диагностики состояния психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, уровня выраженности личностных свойств и качеств у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений.

5. Предлагаемая автором модель, включающая в себя активные методы обучения, позволила оптимизировать формирование необходимых для построения конструктивных межличностных и деловых взаимоотношений личностных свойств и качеств курсантов, что в целом способствовало повышению благоприятности психологического климата в коллективах курсантов.

Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВДвыделены ведущие факторы, влияющие на его состояниевыявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношенийвыявлены психологические условия формирования благоприятного психологического климататеоретически обоснованна и практически реализована комплексная методика диагностики психологического климатаразработана модель формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована значимость влияния внутригрупповых межличностных и деловых взаимоотношений на состояние психологического климата в коллективеобобщены особенности, осуществляемой курсантами в период обучения, профессиональной деятельности и определена их роль в личностном и профессиональном становлении и развитиивыделены особенности психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВДсистематизированы подходы к диагностике психологического климата в коллективевыработаны критерии оценки состояния психологического климата.

Практическая значимость исследования заключается в том, что доказана необходимость осуществления психологических мероприятий, направленных на диагностику психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, разработана методология его диагностики в период обучения курсантовразработана модель формирования психологического климата, которая может быть использована не только в образовательных учреждениях МВД, но и для совершенствования психологического обеспечения профессиональной деятельности в органах внутренних дел, поскольку ее внедрение будет способствовать улучшению психологического климата в коллективах подразделений ОВД.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на методологию исходных теоретических позиций, применением различных методов исследования, адекватных природе изучаемого феномена и соответствующих цели и задачам исследования, соблюдением требований технологии научного исследования, устойчивой повторяемостью фактов, сочетанием и взаимопроверкой результатов, разработанных теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях циклов «Боевой и физической подготовки» Учебного центра ГУВД Ставропольского краяВсероссийской научной конференции «Социальный порядок и толерантность» (г. Краснодар 2002 г.). Результаты исследования изложены в 5 публикациях автора. Научно-методические рекомендации по теме исследования были внедрены в образовательный процесс Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД России.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации 9 рисунков, 7 таблиц и 5 приложения. Общий объем работы составил 176 страниц.

Список литературы

включает в себя 195 источников.

ВЫВОДЫ.

1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в современных условиях в силу ряда объективных и субъективных факторов в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, принимавших в нем участие наблюдается неблагоприятный психологический климат. В исследуемых группах фиксируются следующие тенденции: средний уровень групповой сплоченностинеудовлетворенность значительного числа курсантов, принявших участие в исследовании, избранной профессиональной деятельностью и ее условияминеудовлетворенность взаимоотношениями, сложившимися в коллективесложный характер межличностных отношений в группах, наличие существенных проблем во внутригрупповом взаимодействииповышенный уровень конфликтности членов групп, принявших участие в эксперименте, преобладание среди них неконструктивного стиля поведения в конфликтных ситуациях.

В качестве одних из основных причин неблагоприятного состояния психологического климата, можно выделить: отсутствие у курсантов адекватных представлений о сущности, структуре и специфики социально-психологического климата в аспекте рассматриваемой профессиональной деятельности, недостаточный уровень развития социального интеллекта, а также несформированность у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними. Поэтому необходимо целенаправленное формирование благоприятного психологического климата.

2. Основным направление формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, по нашему мнению, является формирование и развитие необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных взаимоотношений личностных свойств и качеств обучающихся. Реализация данного направления возможна посредством совершенствования процесса профессиональной подготовки курсантов, при этом акцент должен быть сделан на личностно-формирующий аспект подготовки.

Формирующий эксперимент заключался в разработке и реализации модели формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Структура предлагаемой модели формирования благоприятного психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонентцели профессиональной подготовкисодержательный компонент — содержание профессиональной подготовки, организационно-методический компонент — методы обучения.

Ведущее место в предлагаемой модели занимает тренинг, направленный на формирование благоприятного психологического климата. Разработка тренинга предполагала определение принципов организации тренинговых занятий, этапов проведения тренинга, целей и задач тренинга, его содержания, методических приемов и методов.

Структура тренинга представлена пятью взаимосвязанными тематическими блоками: блоком, ориентированным на повышение коммуникативной компетентностиблоком, ориентированным на развитие толерантностиблоком, ориентированным на коррекцию поведения в конфликтной ситуацииблоком, ориентированным на повышение сплоченности группы и блоком, ориентированным на развитие профессионального самосознания курсантов.

3. Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой модели, позволила при помощи специально разработанных нами диагностических методик проследить устойчивую положительную динамику качественных и количественных изменений состояния психологического климата. Это позволяет нам утверждать, что разработанная автором модель формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД является достаточно эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование теоретических основ проблемы формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД включало в себя несколько аспектов: изучение сущности и структуры психологического климата в коллективе, рассмотрение особенностей взаимоотношений складывающихся в коллективе как фактора, влияющего на состояние психологического климата, выявление специфики психологического климата в коллективах учебных подразделений, определение психологических условий формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Изучение данных аспектов позволило нам получить всестороннее представление о предмете исследования и определить пути формирования благоприятного психологического климата.

Психологический климат в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Специфика психологического климата в коллективах курсантов обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными условиями прохождения службы в ОВД.

Анализируя особенности рассматриваемой профессиональной деятельности, следует учитывать, что служба в органах внутренних дел протекает в обстановке реальной опасности, сложных межличностных отношений, ненормированного рабочего дня, частых столкновений с различными проявлениями теневых сторон жизни и характеризуется постоянным эмоциональным напряжением сотрудников, которые несут высокую степень ответственности за свои действия. К современным тенденциям службы в ОВД, можно отнести то, что в настоящее время сотрудникам ОВД приходится выполнять служебный долг в условиях нестабильной социально-экономической обстановки, несовершенной законодательной базы, постоянно меняющемся дисбалансе социально-демографической структуры общества, неустойчивости качественного и количественного состава различных служб, дезинтеграции общественно-политической жизни в ряде регионов страны.

Таким образом, специфика повседневной службы сотрудников органов внутренних дел в современных условиях заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействиям эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, стихийными бедствиями и катастрофами, а также с напряженностью социальноэкономических отношений, массовыми мероприятиями, грозящими групповыми нарушениями общественного порядка. Сложности прохождения службы в органах внутренних дел, характерные для современного этапа развития общества и сама ее специфика существенно влияют на состояние психологического климата в коллективах учебных подразделений образовательных учреждений системе МВД, приводя к его ухудшению.

Констатирующий эксперимент проводился в 2001;2004 учебных годах в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД России. Он был основан как на комплексном изучении психологического климата в коллективе, предполагающем обобщенную оценку климата и его компонентов в диапазоне — весьма благоприятный — в целом неудовлетворительный, так на и глубинном анализе отдельных характеристик психологического климата в коллективе, отобранных с учетом специфики рассматриваемой профессиональной деятельности. Помимо этого констатирующий эксперимент предполагал анализ уровня выраженности личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений.

Его результаты подтвердили наше предположение о взаимосвязи уровня сформированности у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними и состоянием психологического климата в коллективе, и показали, что в современных условиях наблюдается неблагоприятное состояние психологического климата в учебных подразделениях.

Теоретические выводы, сделанные в первой главе исследования и результаты констатирующего эксперимента, позволили нам разработать модель формирования благоприятного психологического климата. Структура предлагаемой модели формирования благоприятного психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонент — цели профессиональной подготовкисодержательный компонент — содержание профессиональной подготовки, организационно-методический компонент — методы обучения.

Ведущее место в предлагаемой модели занимает тренинг, ориентированный как на формирование и развитие тех качеств и способностей членов коллектива, которые способствуют построению конструктивных внутригрупповых взаимоотношений, так и на коррекцию отдельных социально-психологических характеристик группы. Разработка тренинга предполагала определение принципов организации тренинговых занятий, этапов проведения тренинга, целей и задач тренинга, его содержания, методических приемов и методов.

Структура тренинга представлена пятью взаимосвязанными тематическими блоками: блоком, ориентированным на повышение коммуникативной компетентностиблоком, ориентированным на развитие толерантностиблоком, ориентированным на коррекцию поведения в конфликтной ситуацииблоком, ориентированным на повышение сплоченности группы и блоком, ориентированным на развитие профессионального самосознания курсантов.

Реализация предлагаемого тренинга осуществлялась в рамках дисциплины «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» в экспериментальной группе в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД России.

Динамика состояния психологического климата в исследуемых группах в ходе опытно-экспериментальной работы отслеживалась нами с помощью комплекса специально отобранных и разработанных методик. Среди них можно выделить следующие: беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки и другие.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал как повышение уровня сформированности и развития личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений, так и значительное улучшение психологического климата в экспериментальной группе, которое проявлялось в следующих тенденциях: повысился уровень групповой сплоченностиповысилась удовлетворенность членов коллектива избранной профессиональной деятельностью, ее условиями, внутригрупповыми взаимоотношениямихарактер взаимоотношений между членами коллектива и внутригруппового взаимодействия стал более конструктивнымповысилась конфликтоустойчивость курсантов, среди них стал преобладать конструктивный тип поведения в конфликтных ситуацияхнаблюдалось некоторое улучшение отношения к непосредственному руководству.

Таким образом, проведенный нами формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у курсантов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Дальнейшее изучение поставленной проблемы видится нам через разработку и реализацию спецкурсов, разработку методических и учебных пособий по данной проблематике, разработке рекомендаций по совершенствованию системы психологического сопровождения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-336 с.
  2. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.- 196 с.
  3. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. М., 1988 -67 с.
  4. Ю.А. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД. Краснодар, 1996. — 198 с.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений: Автореф. дисс. д-ра психологических наук. -М., 1989. -30 с.
  7. Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений // Всесоюзный симпозиум по социальной психологии. Кострома — М.: ИП АН СССР, 1986. — 124 с.
  8. А. Т. Научные основы военного обучения. — М.: Военная академия им. М. В. Фрунзе, 1983. 238 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 /под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  10. А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Кн. 2 / пер. с англ., предисл. К. М. Гуревича. М.: Педагогика. — 318 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1996. -358 с.
  12. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. -364 с.
  13. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельности. М.:МГУ, 1987. — 46.
  14. Н.П. Психологический климат в коллективе М.: Просвещение, 1989−223 с.
  15. Н. М. Социальная психология: Курс лекций К.: МАУП, 2000, 136 с.
  16. С. А., Львов В. М., Наумов В. В., Оганян К. М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999.-640 с.
  17. Т.Ю. Психологические аспекты общения в специальной работе Домодедово: РИПК работников МВД России, 1992. — 72 с.
  18. Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб: Питер, 2002. -352 с.
  19. А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. — 269 с.
  20. .Б. Психология деятельностной и ценностной опосредованности жизнедеятельности коллектива Ашхабад, 1990. — 242 с.
  21. А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организационные и коммуникативные качества. М.: ВЛАДОС, 1999.- 174 с.
  22. А.В., Луковников Н. Н. О социально-психологическом климате в коллективе // Деньги и кредит. 1994. — № 7. — С. 76−79.
  23. В.М. Избранные труды по социальной психологии /Отв. ред. Е. А. Будилова, Е. И. Степанова. М.: Наука, 1994. — 399 с.
  24. А.П., Бондарчук А. И., Булавчик В. Г. Организация и методика боевой подготовки: Учебник для ВВМУЗов /под ред. В. И. Зуба. М.: Воениздат, 1990.-212 с.
  25. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.-472 с.
  26. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Е. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  27. В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. -СПб, 1996.-379 с.
  28. Ю.Л. Методика оценки коллектива на основе взаимной оценки // Журнал прикладной психологии. 2001. — № 1. — С. 15−19.
  29. В.П., Волков В. Н. Нервно-психические нарушения у личного состава органов внутренних дел: Учебное пособие. Домодедово: ВИГТК МВД СССР, 1990.-42 с.
  30. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось — 89», 1999. — 176 с.
  31. И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. 1995. — № 3. -С. 3−84.
  32. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. — 255 с.
  33. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения /Игровое моделирование: методология и практика /Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. -С. 787−100.
  34. Военная педагогика и психология /А.В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1986. — 239 с.
  35. А.А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД и ее практическое значение в повышении их профессионального мастерства.- М., 1986.
  36. В.М., Чигирев В. А. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. Л.: МО СССР, 1988. — 63 с.
  37. А. С., Слюсарев Ю. В. Основы психологии управления воинским подразделением. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1990. -66 с.
  38. А.О., Ложкин Г. В., Спасенников В. В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операционных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. 1986. -№ 1. — Т. 7. — С. 22−29.
  39. А.С., Горбатенко Т. М. Методика определения структуры малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 112−117.
  40. И.В. Технология образовательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. М.: Академия МВД России, 1997.
  41. П.В. Профилактика нервно-психических расстройств у сотрудников органов внутренних дел: Практическое пособие. Минск: Академия МВд РБ, 1996. — 37 с.
  42. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988. -560 с.
  43. В. П. Воспитание курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1975. — 191 с.
  44. И.Ф. Методы социологического исследования 2-е издание, М.: Книжный дом «Университет», 2002 — 269 с.
  45. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. — М.: Луч, 1993.-72 с.
  46. Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. М.: «Прогресс», 2000. — 248 с.
  47. А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.-320 с.
  48. А. И. Проблемы групповой сплоченности М.: МГУ, 1979. -128 с.
  49. А. И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984. -207 с.
  50. А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы и исследования: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 1984. — 208 с.
  51. В.В., Конторов А. С., Конторов М. О. Введение в теория конфликта. М.: Радио и связь, 1989. — 285 с.
  52. A.M. Технология воздействия // Журнал прикладной психологии. 2000. — № 6. — С. 14−16.
  53. Ю. А. Активное социально-психологическое обучение. JL: Лениздат, 1985.-148 с.
  54. Ю. М., Петровская Л. А., Растянникова П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров: ЭНИОМ, 1991.-95 с.
  55. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические подходы. М.: РАГС, 1994. — 267 с.
  56. В.Г. Исследование путей повышения воспитательных возможностей коллектива слушателей Высшего военного учебного заведения: Дис.канд.пед. наук. -М., 1979.
  57. Е.Н. Эффективное общение и конфликты СПБ — Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. — 70 с.
  58. Т. А. Иванов В.В. Конструктивность и деструктивность групповой динамики, вызванной внешним воздействием.- Красноярск: Полиграфмет, 1991.-48 с.
  59. Т. А. Иванов В.В. Социологические признаки успеха группового воспитания специалиста в вузе. Новомосковск: НФ МХТН, 1991.-80 с.
  60. Игры обучение, тренинг, досуг. /под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  61. В.К., Авхимович Т. Н., Зайцев В. Г. Психологическое состояние группы: теоретические проблемы и опыт экспериментального исследования /Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: ИП АН СССР, 1989. — С. 238−243.
  62. И.О. О концепции психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. // Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел. М., 1998. — Ч. II. — С. 60−61.
  63. А. Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М.: ГА ВС, 1992. — 42 с.
  64. А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: Автореф. дисс. канд. Психологических наук. М, 1993.- 17 с.
  65. А.Г. Социально-психологическая устойчивость воинских коллективов: Сборник статей адъюнктов академии. М.: ГА ВС, 1993. — С. 16−32.
  66. А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. — 584 с.
  67. А.И. Психология управления: Учебник для слушателей академии МВД СССР. М.: АМВД СССР, 1979. — 512 с.
  68. Е.А. Психология профессионала: Учебное пособие. — М. — Воронеж: Институт практической психологии, 1996. 509 с.
  69. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
  70. М. А. Роль психологического климата в обеспечении эффективности деятельности ГПС Красноярского гарнизона // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002. № 2. — С. 14 -17.
  71. В.М. Оценка сплоченности боевых расчетов /Проблемы оптимизации подготовки к деятельности военных специалистов. Часть 7. -Минск: МВИЗРУ, 1985.-С. 102−106.
  72. Коломинский Я. J1. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: БГУ, 1996.-212 с.
  73. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации. М., 2003. — 39 с.
  74. ., Бирюков С., Валеева И., Шуранова И. Психологическая подготовка специалиста // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 71−75
  75. .И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. -2000.-№ 3.-С. 73−78.
  76. Э. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
  77. Кричевский Е. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. -М.:МГУ, 1991.-203 с.
  78. Кричевский E. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2002. — 460 с.
  79. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982. — 157 с.
  80. В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 208 с.
  81. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 3-е издание, доп. — М.: «Ось-89», 1999. — 208 с.
  82. .В. Основы профессиональной психодиагностики. — JL: Медицина, 1984. 216 с.
  83. Т.А., Мамедов В. Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М.: Знание, 1990. — 63 с.
  84. Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003. — 268 с.
  85. С.А. Методы социально-психологической диагностики организаций // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1993. — 456 с.
  86. И.А. Методы отечественной психодиагностики в кадровой работе и основные направления деятельности практического психолога в организации // Журнал практического психолога. 2000. — № 5/6. — С. 24−21.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 — 446 с.
  88. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Автореф. дисс. канд. Психологических наук. М., 1991. — 22 с.
  89. Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова. СПб.: Питер, 1998.-682 с.
  90. Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб, 1996. — 18 с.
  91. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. — 152 с.
  92. И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности ОВД М.: Из-во «Щти -М», 1997. — 176 с.
  93. Материалы пятого семинара совещания практических психологов органов и подразделений внутренних дел Ставропольского края -Ставрополь: Центр гуманитарных исследований, 2001. — 81 с.
  94. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. — 294 с.
  95. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: Сборник научных трудов /ИП РАН, отв. ред. A. J1. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.: ИП Ран, 1995. — 196 с.
  96. Методология и методы социальной психологии: Сборник статей /АН СССР, Ин-т психологии- отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — 247 с.
  97. Методы изучения социально-психологического климата в коллективах горрайорганов внутренних дел: методические рекомендации / под ред. Н, М. Фатеева М.: Академия МВД СССР, 1987. — 40 с.
  98. Методы социальной психологии /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 175 с.
  99. А.С. Исследование межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии личности. Ульяновск, 1974. — С. 18−24.
  100. Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 201 с.
  101. Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -320 с.
  102. Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.
  103. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151с.
  104. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987.-303 с.
  105. Организация и методика психологического отбора в органы внутренних дел // сборник материалов Всесоюзной научно-практической конференции (20−22 октября 1987 года) ВИПК МВД СССР. М., 1988.
  106. Основные виды деятельности и психологической пригодности в системе ОВД Справ, пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д Сафронова. М.: Академия МВД РФ, 1997. — 185 с.
  107. Основы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел. (Социально-психологические аспекты): Учебное пособие / Под общ. Ред. С. В. Терновой М.: ВНИИ МВД России, 2002. — 239 с.
  108. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1992.
  109. Основы психодиагностики: Учеб. пособ. для студ. вузов /под ред. Н. К. Акимова. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 540 с.
  110. Основы психологии. Практикум / Ред. сост. JT. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 575 с.
  111. ПЗ.Панарин И. Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. 1995. — № 8. — С. 48−51.
  112. В.И. Структура межличностных отношений. Киев: Наукова думка, 1975. — 136 с.
  113. А.И. Совершенствование организационных отношений в управлении органами внутренних дел: Методические рекомендации. М.: Академия МВД СССР, 1988. — 59 с.
  114. А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел: Методические рекомендации. Домодедово, 1998. — 27 с.
  115. . Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  116. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  117. В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений. М., 1991.-11 с.
  118. А. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: МГУ, 1989.-216 с.
  119. А. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  120. П.И., Фридман JI, M., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  121. Г. В. Психология и педагогика: учебное пособие Кемерово: КузГТУ, 1996. — 103 с.
  122. А.В. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. — Домодедово: ВИПК МВД России, 1998. 32 с.
  123. Ю.П. Психология коллективной деятельности: теоретические и методологические аспекты Л.: Из-во ЛГУ, 1990. — 181 с.
  124. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. — 200 с.
  125. Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления.- М.: Воениздат, 1989. 349 с.
  126. Я.В. Практические вопросы военной психологии М.: Воениздат, 1987.- 151 с.
  127. Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 с.
  128. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 176 с.
  129. Практикум по социально-психологическому тренингу /Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: ИГУП, 1997. — 308 с.
  130. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998 672 с.
  131. Проблемы общения в психологии: Сборник статей /АН, Ин-т социологии.- отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — 280 с.
  132. Проблемы укрепления законности в деятельности ОВД: Научно-практическое пособие. -М.: ВНИИ МВД России, 2001. -92 с.
  133. А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
  134. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. — 256 с.
  135. Психодиагностика: теория и практика: Сборник статей / пер. с нем Н. Ф. Талызиной. -М.: Прогресс, 1986. 205 с.
  136. Психологическая диагностика: проблемы и методы /под ред. К. М. Гуревича. -М.: Педагогика, 1981. 177 с.
  137. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 315 с.
  138. Психологические исследования: Проблемы формирования личности профессионала /под ред. В. А. Бодрова. М.: ИП РАН, 1991. — 124 с.
  139. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. — 146 с.
  140. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2 — 248 с.
  141. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Из-во СпбГУ, 1991. — 151 с.
  142. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие / А. В. Барабанщиков и др. М.: Воениздат, 1989. — 365 с.
  143. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / под ред. Б. Н. Лавриенко. 3-е издание, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 1997. -326 с.
  144. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов по юридической специальности и учреждений высшего профессионального образования МВД России М.: Закон и право, 1999. — 349 с.
  145. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов работающих с персоналом). М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996, — 400 с.
  146. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / под ред. Б. Д. Парыгина. JL: Наука. — 1986. — 239 с.
  147. Е.Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра — М, 1999. — 687 с. — С. 508−516.
  148. Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра — М, 1999. -687 с.-С. 516−523.
  149. Г. Г., Юстицкий В. В. Психологические особенности действий сотрудников ОВД в экстремальных условиях.- Минск, 1988.
  150. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М., 1982.- 143 с.
  151. С.В. Надежность группы в напряженных и экспериментальных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. психологических наук. Воронеж, 1993. — 17 с.
  152. А.В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии -2003. № 1. — С. 41−50.
  153. М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект». — 244 с.
  154. И.М. Тренинг жизненной позиции: методология подхода к новой парадигме обучения //Современные проблемы и методы совершенствования управления: Сборник научных работ СПБ.: СПбГТУ, 1997.- 198 с.-С. 115−124.
  155. Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра — М, 1999. — 687 с.
  156. Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
  157. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. А. Н. Сухорукова, А. А. Деркача. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 600 с.
  158. Социальная психология: учебное пособие /Отв. Ред. A. JI. Журавлев. -М.: ПЕР СЭ, 2002.-351 с.
  159. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /сост. Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение, М.: ИНФРА-М, 2001.-408 с.
  160. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / под ред. Ю. М. Жукова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 12 981.-77 с.
  161. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения /Отв. Ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1979. — 176 с.
  162. М.И. Психологические игры: к изучению проблемы общения в коллективе // Специалист. 1994. — № 9. — С. 25−26.
  163. М.И. Психологический климат и взаимоотношения в коллективе // Физ. Культура в школе. 1995. — № 5. — С. 43−46.
  164. И.Р. Психология взаимоотношений. -М., 1999. 448 с.
  165. Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. М., 1973.
  166. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива /Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 184 с.
  167. Н.М. Социально-психологический климат в коллективах органов внутренних дел: содержание и методы его изучения: Учебное пособие. -М.: Академия МВД РФ, 1991. 74 с.
  168. Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  169. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер с нем. М.: Генезис, 2002. — 336 с.
  170. Н.Ф. Психологический климат воинского коллектива. — Вестник ПВО. 1982. — № 17. — С.50.
  171. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. дисс. канд. псих, наук М., 1983. -20 с.
  172. Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: «Класс», 1999.-272 с.
  173. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организованности коллектива //Психологический журнал. Т. 1. — 1980. — № 4. — С. 84−94.
  174. Е.М., Шилова Т. А., Зубок Ю. А. Методика психолого-социологического исследования. М.: СТИ МГУ С, 2002 — 67 с.
  175. Н.И. Выявление уровня развития группы на основе ее ценностно-ориентационного единства: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1990.-28 с.
  176. Т. Социальная психология /Сокр. пер. с англ. В. Б. Ольшанского. М.: «Прогресс», 1969. — 535 с.
  177. П.Н. Современная социальная психология.: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: ИП РАН, 1999. — 447 с.
  178. В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. -М.: МГУ, 1993 136 с.
  179. З.Я. Причины нравственно-правовой деформации работника милиции и пути их преодоления // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003. № 1. — С.69 -73.
  180. Collins B.E., Raven B.H. Group structure //The hand book of social psychology. -V.4. -Readiny, Mass., 1969.
  181. Daves W.F., Holland C.H. The structure of conflict behavior of managers assessed with self and subordinate rating // Human Relations, 1989. V.42. — P. 741−756.
  182. Deaux K., Dane F., Wrightsman L. Social Psychology in the ' 90s. -California, 1993.
  183. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York, Mebraw Hill, 1967.
  184. Hubbard L.R. The creations of human ability Copenhagen, 1982 — 290 p.
  185. Ifanford Y., Roarh A. Human Interaction in Education. Boston, 1974.
  186. Janis L.L. Groupthink // Small group and social interaction. London, 1983.
  187. Liebrand W.G. A classification of social dilemma games //Simulation & Games. 1983.-V.14,№ 2, — P. 123−138.
  188. Luse R.D., Raiffa H. Games and decisions: Introduction and critical survey/ London, 1957. — 167 p.
  189. Marlow H. Social intelligence: Evidence for multimensionality and Construct independence // Journal of Educational Psychology 1986 — v.78.
  190. Shaw M.E. Group dynamics: the psychology small group behavior. -N.Y., 1971.- 183 p.
  191. Smith H.C. Sensitivity Training: The Scientific Understanding of Individuals.-N.Y., 1973.
  192. Sprott W.J.H. Human Groups. London, 1967. — 219 p.
  193. Wilson G.L., Hanna M.S. Groups in context: leadership and participation in small groups. N.Y., 1996 — 365 p.1. АНКЕТАдля изучения психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД
  194. Возможные варианты ответов указаны в анкете. Тот вариант, который выражает Ваше мнение, необходимо отметить каким либо знаком в соответствующей графе. Просим заполнить анкету полностью без пропусков.
  195. Довольны ли Вы избранной профессиональной деятельностью?
  196. Очень доволен В основном доволен Не очень доволен Не доволен Не знаю
  197. В какой степени Вы удовлетворены:
  198. Системой морального стимулирования
  199. Режимом учебы и деятельности1. Вашим коллективом
  200. Функционированием информации
  201. Организацией воспитательной работы
  202. Организацией культурно-массовой работы
  203. Организацией совместного отдыха членов коллектива1. Участием в управлении 1. Дисциплинарной практикой
  204. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения в Вашем учебном коллективе?
  205. Вполне В основном Не совсем Не удовлетворяют Не знаю1. С руководство ОВД с непосредственным руководителем
  206. С членами Вашего коллектива
  207. Бывают ли у Вас конфликты?
  208. Очень часто Часто Время от времени Редко Очень редко Не бывает1. С руководство ОВД
  209. С непосредственным руководителем
  210. С членами Вашего коллектива
  211. Как Вы лично относитесь к Вашему непосредственному руководителю?
  212. С большим уважением С уважением Безразлично Мало уважаю Без уважения Не могу сказать
  213. Благодарим за сотрудничество!1. ШКАЛАпоказателей групповых взаимоотношений (по В. Л. Марищуку и Л. К. Серовой)
  214. Наблюдаемые показатели Условные оценки
  215. Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи 5
  216. Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости 4
  217. Взаимодействуют несогласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе 3
  218. Взаимодействуют формально, партеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу 2
  219. Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу 1
Заполнить форму текущей работой