Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишённых родительского попечительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее прямой путь помощи детям, страдающим от недостатка эмоциональных связей, — это как можно более ранняя передача в замещающую семью, одной из разновидностей которой является опекунская семья. Как справедливо заметил А. М. Зайцев, замещающая семья имеет преимущество для государства заключающееся в том, что она является малозатратной, позволяя экономить в год более 40 тыс. рублей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности развития детей и подростков, лишенных родительского попечительства как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность и проявление личностных отношений подростков,
  • Ф лишенных родительского попечительства
    • 1. 2. Опекунская семья как форма семейного устройства детей, оказавшихся в ситуации социального сиротства
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оценке влияния опекунской семьи на личностные отношения подростков
    • 2. 1. Психолого-педагогические особенности испытуемых и экспериментальное исследование личностных отношений подростков, лишённых родительского попечительства
    • 2. 2. Самооценка подростков, лишённых родительского попечительства, и их отношения с одноклассниками
    • 2. 3. Особенности личностных отношений подростков, лишённых родительского попечительства, со взрослыми и к учебной деятельности

    2.4. Влияние опекунской семьи на становление личности и личностные отношения подростков, лишенных родительского попечительства, психолого-педагогическая помощь подросткам с нарушениями личностных отношений.

Влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишённых родительского попечительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные условия жизни, актуализирующие для всех членов и слоев общества проблему выживания, существенным образом влияют на подрастающее поколение. За последние годы в ряде регионов сложилась следующая ситуация:

— наблюдается тенденция снижения численности населения (по Воронежской области с 1995 г. ежегодно на 20−21,5 тыс. чел, детей и подростков — на 10−12 тыс. чел.);

— снижается уровень миграции в Воронежскую область в среднем в 2 раза;

— рост статистики разводов (в 2001 г. распался каждый второй брак);

— общий уровень безработицы в области — 9%, латентной — 4,3%;

— численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составляет 39%;

— ухудшаются показатели здоровья: по данным комитета по здравоохранению число здоровых учащихся начальных классов — не более 12%, средних — 8%, старших — 5%.

В условиях кризиса особенно осложнилась жизнь детей и подростков, лишённых родительского попечительства, сирот при живых родителях. Проблема социального сиротства у нас в стране особенно обострилась в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией.

Неизменно остающееся высоким с начала 90-х годов число детей, лишённых родительского попечительства, диктует необходимость проведения научных психолого-педагогических, социальных исследований с целью изучения системы опекунства и попечительства, личностных отношений в интернатах, последствий социального сиротства.

По мнению В. А. Иванникова, в настоящее время можно выделить четыре группы задач, стоящих перед системой образования:

— социальная, психолого-педагогическая помощь и поддержка престижа семьи, воспитания и заботливого отношения к ребёнку в семье;

— развитие разных форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— развитие системы новых нетиповых учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей из неблагополучных семей, детей группы риска;

— разработка новых методов и технологий оказания помощи неблагополучным семьям с детьми, а так же детям группы риска [96, с. 76].

Социальное сиротство порождает ряд насущных проблем в системе образования. Это и устройство сирот в детские дома, в приемные семьи, семьи опекунов. В настоящее время наша система образования ориентирована как на оказание помощи детям и подросткам, лишенным родительского попечительства, так и на профилактику социального сиротства. На общероссийской конференции, посвященной проблемам сиротства (15−19 января 2001 г, г. Москва), говорилось о необходимости сокращения социального сиротства в России. В последние годы в стране наметились новые подходы к профилактике социального сиротства, разрабатываются вопросы, касающиеся адаптации воспитанника интернатного учреждения к жизни в обществе. Они несут в себе не только опыт, сложившийся в России, но и включают систематизацию современного зарубежного опыта, что значительно обогащает практику профилактики социального сиротства и преодоления отрицательных влияний депривации и институализации.

Очевидно, что профилактика социального сиротства должна базироваться на комплексном и многоплановом изучении контингента социальных сирот, тем более, что некоторые вопросы пока что мало изучены в теории и практике. К числу таких вопросов относится исследование личностных отношений социальных сирот.

Научное сообщество проявляет особый интерес к изучению различной социальной микросреды и ее влиянию на становление личности подрастающего поколения, а так же к разработке социозащитных мер, которые бы позволили ему выжить и адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Основные противоречия психолого-педагогического характера, выявленные нами в ходе исследования:

— между иллюзорностью представлений о личностных отношениях у подростков, лишённых родительского попечительства, и реально существующими отношениями;

— между необходимостью развития индивидуализированных форм психолого-педагогической помощи подросткам и невозможностью их осуществления в связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся в нашем обществе, а так же малоэффективностью применяемых ранее методов.

Цель исследования — выявить особенности влияния различных форм замещающей семьи (на примере опекунской) на становление личностных отношений подростков в процессе жизнедеятельности и социализации.

Объект исследования — становление системы личностных отношений подростков, лишенных родительского попечительства.

Предмет исследования — влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишенных родительского попечительства.

Гипотеза исследования — позитивное влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишенных родительского попечительства, обусловлено ее уникальностью как института социализации, нормализующего личностные отношения детей-депривантовс помощью опекунской семьи достигается преодоление рассогласования между представлениями подростков о своих отношениях и реально существующими личностными отношениямикорректируется самооценка, адекватность восприятия социального статусаусиление психологического воздействия опекунской семьи может быть оптимальным при специальном обучении опекунов и психолого-педагогической поддержке.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. провести анализ особенностей личностных отношений подростков, лишённых родительского попечительства, воспитывающихся в интернатах и семьях опекунов;

2. определить причины нарушений личностных отношений подростков, лишённых родительского попечительства;

3. осуществить сравнительный анализ личностных отношений подростков, воспитывающихся в интернатах и семьях опекунов;

4. разработать программу психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями личностных отношений, воспитывающимся в интернатах и семьях опекунов;

5. выявить особенности влияния опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишённых родительского попечительства и.

— 4f разработать на их основе практические рекомендации.

Теоретико-методологической базой исследования служат: общеметодологические и конкретные акмеологические принципы развития гуманизма, оптимальности (К.А. Абульханова, А. А. Бодалев, А. С. Гусева,.

A.А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Е.А. Яблокова) — основополагающие труды по возрастной и педагогической психологии JI. И. Божович, Я. JI. Коломинский, И. С. Кон, М. И. Лисина,.

B. С. Мухина и др.), по психологии личности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, |Г К. К. Платонов и др.), учение В. Н. Мясищева о личности как системе субъективных отношений), теория формирования личности в коллективе А. С. Макаренко, А. В. Петровского.

В 90 — е годы XX века отечественные ученые вплотную стали заниматься проблемами формирования и развития сети социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних (Г. И. Камаева, Т. С. Позднякова, М. Н. Мирсагатова, А. И. Шевцов, С. А. Мордовии, Т. В. Власенко, Н. А. Петрухина, Л. И. Насырова, В. М. Никитин, Г. С. Курганова) — медико-социальной и психолого-педагогической работы с 0 социальнодезадаптированными детьми и подростками (Н. Ф. Дементьева,.

Н. П. Вознюк, М. Г. Хоменко, И. Г. Маслеников, В. И. Зенкин, 3. В. Буркова, Г. Н. Гейделина, М. А. Гречишкина, Ю. А. Белькина, О. А. Дубнова, Г. М. Иващенко) — восстановления социального статуса детей, обеспечения их социально-правовой защиты (Б. Д. Бреев, В. Ф. Скляров, М. А. Новикова, Е. И. Дружинина, Л. А. Кострюкова, Т. В. Ничипурук, О.

Н. Тюхова, Н. В. Ярославцева, В. Е Романенко, А. А. Вавилов, Ю. А. Гажалов) — воспитания и развития детей в условиях социозащитного учреждения (Н. А. Карандина, И. Г. Куранова, Д. С. Шемякина, О. Н. Соловьева, JL А. Зайдлер, А. В. Дергач, Т. В. Улькина, И. И. Рудяк, JI. П. Кругликова) [96, 93, 47].

Методы исследования: использован комплекс методов, объединенных в рамках теоретического исследования, констатирующего эксперимента и опытно-экспериментальной работы. Основные теоретические методы: контент-анализ источников научной информации по проблеме исследования, анализ документов, учебно-методической документации, сочинений, биографический методв констатирующем эксперименте использовалось анкетирование и психологическое тестирование. Опытно-экспериментальная работа объединяла проективные методики, социометрию, психолого-педагогический эксперимент, динамика результатов оценивалась с помощью анкетирования и включенного наблюдения, представлялась математически.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна результатов исследования:

1. Разработан новый теоретический подход к анализу функционирования опекунских семей как актуализация идей А. С. Макаренко о «дефективности сознания, проявляющегося в испорченном отношении между личностью и обществом», об отношениях как объекте педагогической работыидей А. В. Петровского о возникновении в развитом коллективе отношений ответственной зависимостиидей П. П. Блонского об особенностях организации, условиях формирования отношений в подростковой средеидей И. Г. Песталоцци и Й. В. Басседоу о сближении общественного и семейного воспитания.

AJCttf 1fiu-U.

2. Выявлен комплекс усилий, ведущих к нарушению личностных отношений подростков, лишенных родительского попечительства: психическая депривация, социальная изоляция, отделение ребенка от семьи, ограничение основных жизненных стимулов, недостаточная помощь и поддержка, неудовлетворенная потребность ребенка в любви и признательности, нарушение общения со взрослыми, выражающееся в двух симптокомплексах — «тревога и враждебность по отношению ко взрослым», феномен «ты» как особое психическое образование, отсутствие навыков речевой коммуникации.

3. Впервые с психологической точки зрения исследуется опекунская семья как третий, особый путь воспитания детей с позиций ее физической, социальной и психологической адекватностиопределяется ее место в системе современных видов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, значение в преодолении условий, способствующих нарушению личностных отношений.

4. Эффективность опекунской семьи в обеспечении формирования адекватных личностных отношений выразилась в: коррекции экстрапулятивных реакций, проявлении отношений ответственной зависимостиконструктивности разрешения конфликтных ситуаций, преодолении противоречия между выраженным стремлением к общению со взрослыми, повышенной (обостренной) зависимостью от них и агрессивностью, на них же направленной.

5. Научно обоснованы различия в отношениях к себе, к окружающим, к собственной деятельности (в самооценке, в социометрическом статусе, в отношениях к своему благоприятному и неблагоприятному положению) подростков, воспитывающихся в интернатах и семьях опекунов.

6. Впервые сопоставлены личностные отношения подростков, складывающиеся в опекунской семье и в интернатедоказано, что становление личностных отношений подростков, воспитывающихся в семьях опекунов, идёт по особому пути, отличному от пути становления личностных отношений в интернатах и традиционных семьях.

7. Замещающая семья имеет преимущество для государства, заключающееся в том, что она является малозатратной, в то время как содержание ребенка, взятого на государственное обеспечение, превышает в 1,5 раза.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что психологическая технология работы с опекунской семьей может быть использована при подготовке специалистов в области социальной педагогики и психологиидля построения оригинального спецкурса повышения квалификации для работников и управленцев социальной сферы. Выделенные на основании изучения подростков в различных микросредах категории личностных отношений могут служить материалом для дальнейших исследований, направленных на профилактику нарушений психологического здоровья подростков. Разработанная и внедренная в практику общеобразовательных школ и школ-интернатов программа психолого-педагогической помощи подросткам, лишённым родительского попечительства и имеющим нарушения личностных отношений, может использоваться в практике индивидуального консультирования членов опекунских семей, социальных работников. Практическое использование технологии обеспечивается сформулированными методическими рекомендациями, разработанной методикой диагностики личностных отношений подростков, лишенных родительского попечительства.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том что:

— исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории в В. Н. Мясищева о личности, как системе субъективных отношений;

— в социально-педагогическую теорию социализации, где опекунская семья рассматривается нами как одна из эффективных форм устройства социальных сирот.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается опорой на методологические принципы педагогики и психологии, адекватностью задач и методов исследования, комплексностью методов, достаточным количеством испытуемых, позволяющим получить достоверные различия в группах подростков.

Работа выполнена на кафедре практической психологии Воронежского государственного педагогического университета.

Опытно-экспериментальная база исследования:

— детские дома г. Воронежа: городской дом ребенка № 1, областной специализированный дом ребенка;

— школы-интернаты г. Воронежа: школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей школьного и дошкольного возрастов, неполная средняя школа-интернат № 2, школа-интернат № 4- общеобразовательные школы г. Воронежа №- 19, № 25, № 60, № 74;

— семьи, взявшие детей под опеку;

— деятельность комитета по образованию администрации Воронежской области.

Всего экспериментом было охвачено 134 подростка, учащихся попечительства и воспитывающихся в интернатных учреждениях (73 девочки и 61 мальчик) — 118 детей, находящихся под опекой в г. Воронеже (60 девочек и 58 мальчиков). Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1999;2000гг.) проводилось изучение научной литературыопределялась цель, задачиосуществлялась разработка методики исследованияразрабатывалась гипотеза.

На втором этапе (2000;2001 гг.) проводился сбор материала и психолого-педагогический эксперимент, разрабатывалась программа психолого-педагогической помощи подросткам.

На третьем этапе (2001;2002гг.) проверялась программа психолого-педагогической помощи, формулировались выводы.

1. Опекунская семья оказывает социально детерминированное позитивное личностно направле личностных отношений у подростков, лишенных родительского попечительства (к себе, к окружающим взрослым, одноклассникам, к учебной деятельности).

2. Комплекс условий, ведущих к нарушению личностных отношений подростков, лишенных родительского попечительства представлен: психической депривацией, социальной изоляцией, отделением ребенка от семьи, ограничением основных жизненных стимулов, недостаточной помощью и поддержкой, неудовлетворенной' потребностью ребенка в любви и признательности, нарушение восьмых классов 13−14лет, лишенных родительского.

Положения диссертации, выносимые на защиту общения со взрослыми, выражающимся в двух симптокомплексах — «тревога и враждебность по отношению ко взрослым», феномен «ты» как особое психическое образование, отсутствие навыков речевой коммуникации.

Предложенная программа психолого-педагогической работы с подростками в опекунских семьях состоит из следующих направлений: информационно-теоретическое (предварительная работа с людьми, планирующими взять подростка под опеку, проведение курса занятий и лекций для опекунов и подростков, в ходе которых раскрывается сущность личности и личностных отношений ребенка, лишенного родительского попечительства, возможные трудности в его развитии и во взаимодействии педагога, психолога и опекуна с нимпроведение собраний на тему: «Права и обязанности опекунов и приемных родителей», «Охрана прав несовершеннолетних», «Особенности личностных отношений подростков, лишенных родительского попечительства» — проведение внеклассных часов по темам «Мои отношения с окружающими», «Моя самооценка» и др.- проведение «Круглого стола» по теме «Семья, дети, школа» с приглашением социальных, психолого-педагогических служб" - открытие «Телефона доверия» для подростков и опекуновконтроль за личными делами учащихся, выявление изменения в социальном статусе подросткаконсультативное (выявление психологических проблем опекаемых в развитии, обучении, эмоциональном благополучии и психическом здоровье подростковконсультирование семей, опекающих подросткаконсультирование и оказание подростку психолого-педагогической помощипомощь в преодолении кризисных ситуаций в семьеснятие эмоциональной напряженности в семьеметодическое консультирование и методическая учеба опекунов-родителейзнакомство опекунов с коррекционными подходами и приемами педагогической работывоспитательное (организация воспитательных мероприятий с подростками «группы риска»).

4. Эффективность опекунской семьи в обеспечении формирования адекватных личностных отношений выразилась в: коррекции экстрапулятивных реакций, проявлении отношений ответственной зависимостиконструктивности разрешения конфликтных ситуаций, преодолении противоречия между выраженным стремлением к общению со взрослыми, повышенной (обостренной) зависимостью от них и агрессивностью, на них же направленной.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования используются Комитетом по образованию администрации Воронежской области, а также при подготовке лекций по дисциплине «Психология и педагогика» на инженерно-экономическом и естественно-гуманитарном факультетах Воронежского государственного технического университета, на их основе построен курс лекций, практических занятий по психологии и педагогике в Воронежском Государственном Техническом Университете (естественно-гуманитарный факультет) — внедряется психолого-педагогическая программа помощи подросткам, лишенным родительского попечительства, в школе-интернате № 2 г. Воронежа. Результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета (1999;2002 гг.), на всероссийских научно-практических конференциях в Курске (25−27 апреля 2001) и Воронеже (17−19 мая 2001).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.

Заключение

.

Результаты проведённого нами исследования свидетельствуют о подтверждении гипотезы и заметном позитивном влиянии опекунской семьи на особенности личностных отношений подростков, лишенных родительского попечительства (к себе, к окружающим взрослым и одноклассникам, к учебной деятельности).

Приобретение умения строить отношения с окружающими людьми, участвовать в процессе общения выступает первоочередной задачей работы с подростками, лишенными родительского попечительства.

Социальная ситуация развития в условиях интерната, заключающаяся в эмоциональной депривации, постоянном круглосуточном пребывании одних и тех же детей и взрослых, отсутствии достаточных для уединения пространств в помещениях, неимении личных вещей и своего места, ограниченности общения, негативно влияют на личностные отношения подростка.

В условиях опекунской семьи вероятность более благополучного эмоционального развития ребенка значительно выше, чем в интернате, а рассогласование между реально существующими личностными отношениями и представлениями подростка о них менее выражено, даже при условии, когда в интернате подростку уделяется значительное внимание и профессиональная психолого-педагогическая помощь.

Самооценка подростка, воспитывающегося в интернате, не соответствует оценке его личностных качеств одноклассниками и в большинстве случаев является заниженной. Поведение подростка из интерната не соответствует качествам, которые он приписывает себе, и у него формируется иллюзия реально существующих личностных отношений.

Неудовлетворенность значимых для интернатского подростка потребностей приводит к искаженному восприятию самого себя и отношения к нему со стороны окружающих. Особо выделяется противоречие между выраженным стремлением к общению со взрослым, повышенной зависимостью от него и агрессивностью, на него же направленной. Искаженное представление о личностных отношениях становится позицией подростка, а осознание личностных отношений интернатского подростка не соответствует реальному содержанию этих отношений.

Интернатский подросток неадекватно осознаёт своё, как благополучное, так и неблагополучное положение в классном коллективе. Особенно опасна и болезненна его реакция на неудачу и неуспех, способная спровоцировать серьёзные осложнения, начиная от кажущегося ему снижения престижа личности вплоть до стремления к суициду.

Искажённые личностные отношения усугубляют и без того низкую социальную адаптированность подростка, нарушают адекватность восприятия социальных явлений, что приводит к стойким отклонениям в личности.

Опекаемые подростки, достаточно адекватно оценивают себя и свои взаимоотношения с одноклассниками.

Опекунская семья ставит подростка, лишённого родительского попечительства, на ступень выше подростка, воспитывающегося в интернате, благодаря значительной разнице в восприятии реально существующих личностных отношений.

Наиболее прямой путь помощи детям, страдающим от недостатка эмоциональных связей, — это как можно более ранняя передача в замещающую семью, одной из разновидностей которой является опекунская семья. Как справедливо заметил А. М. Зайцев, замещающая семья имеет преимущество для государства заключающееся в том, что она является малозатратной, позволяя экономить в год более 40 тыс. рублей, а содержание ребенка, взятого на государственное обеспечение, высокозатратно (выше 60 тыс. рублей в год) [28]. В настоящее время в России идет процесс изменения соотношения численности поддерживаемых детей в сторону семейных форм, которые официально признаны более эффективными.

Опекунская семья, сохраняя традиционные семейные связи, родственные отношения, взаимную привязанность и эмоциональную близость способна компенсировать депривацию, утрату родителей и способствовать социальной адаптации подростков и становлению их личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. Некоторые черты психологической структуры личности //Психология личности: Тексты: /Под ред. Ю. Б. Гипперрейтер, А. А. Пузыря. — М.: Изд-во МГУ, 1982.- 40с.
  2. . А. Об изучении детского коллектива.- М.: Новая Москва, 1927.-37 с.
  3. В.В. Психопрофилактика тревожности подростков, лишенных родительского попечительства.// Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. Вып. 3.- Воронеж: Инфа-паритет, 2001. — с. 18−19.
  4. . В. Проблема коллектива и его экспериментально -психологическое изучение.// Психология. M.-JL: Госиздат, 1929. — Вып. 2, ч. 1-е. 13−26.
  5. Н. А., Коломинский Я. JI. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. Минск: Изд-во БГУ, 1975.- 160 с.
  6. В. М., Ланге М. В. Влиянеие коллектива на личность. // Педология и воспитание. М.: Работник просвещения, 1928. — с. 31−48.
  7. П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 695 с.
  8. Л. И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка. // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-е. 104−113.
  9. Jl. И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника. // Вопросы психологии личности школьника. М.: АПН РСФСР, 1961. — 365 с.
  10. М. И. Коллектив как фактор морального развития ученика.// Психологическая наука, учитель, ученик. Киев: Радянська, школа, 1979.- с. 115−130.
  11. М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.-161 с.
  12. М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 133 с.
  13. Н. Н. Преодоление личностных недостатков младших и средних подростков в процессе воспитания и само воспитания. -Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 1977.-22 с.
  14. Н. П. Система диагностики и реабилитации дезадаптированных детей и подростков в центре «Подросток» // Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 1997. — с. 47−53.
  15. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1972.-268 с.
  16. В. И. Основные законы материалистической диалектики и их применение в педагогических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975.-46 с.
  17. Вопросы психологии личности школьника.- М.: АПН РСФСР, 1961.-365 с.
  18. О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.- 136 с.
  19. Л. Н., Лисина М. И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной.- М., 1980.-с. 55−78.
  20. Н.Н. Проблемы подросткового периода. // Актуальные вопросы психологической службы, Воронеж, 2001. — с. 46−47.
  21. И. Л., Перова Н. В. Учет особенностей эмоциональной памяти в общении с детьми детского дома. // Актуальные вопросы психологической службы. Воронеж, 2001. — с. 47−48.
  22. Диагностика педагогической запущенности учащизхся: Учебное пособие /Под общ. ред. А. С. Белкина. Свердловск, 1979. — 105 с.
  23. Т. В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростка. // Вопросы изучения детей с отклонениями. М., 1968.- с. 7.
  24. Э.И. Особенности отношений девочек-правонарушительниц. // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1977.- с. 7−34.
  25. И. В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения -М.: СИМС, 1995. с. 7 — 17.
  26. А. М. Профессионально направленная рационализация региональной системы социально-педагогической поддержки детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук — Воронеж, 2000. 24 с.
  27. А.С. Детский коллектив и методы его изучения.- М.-JL: Госуд. изд-во, 1931.-143 с.
  28. И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. 1985. — № 4 — 36 с.
  29. Т. М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннемвозрасте.// Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М. И. Лисиной, И. В. Дубровиной.- М., 1982. с. 38−59.
  30. Л. М. Психологический аспект проблемы перевоспитания педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1963. — № 3 — с. 132−144.
  31. Л. М. Психология асоциального поведения несовершенолетних. М., 1980. 116 с.
  32. Н. П. и др. Организация жизнедеятельности образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Воспитание и развитие детей в детском доме М., 1996.-с. 47−98.
  33. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина.- М.: Педагогика, 1972. -350 с.
  34. . В., Карпова Э. Б. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология. СПб: Сенсор, 1999. — 23с.
  35. Т. Н, Степашов Н. С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи .// Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент. Курск, 2001. — 119 с.
  36. М. Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка: Автореф.дисс. канд.пед. наук. М., 1946. — 16 с.
  37. В. В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. М., 1973. — 137 с.
  38. Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.-М.: Просвещение, 1986.-39 с.
  39. Я. JI. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: Очерк социальной психологии школьного класса.-Минск: Народная газета, 1969.-240 с.
  40. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск: Народна асвета, 1969.- 236 с.
  41. В. В. Особенности и пути коррекции сомосознания у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения: Дисс.канд. психологич. наук. Воронеж, 1988.- 151с.
  42. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М. .'Просвещение, 1989.-254с.
  43. М. Ю. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.: Дисс. .докт. психол. наук. М., 1994. — 413с.
  44. С. В. Межличностное понимание и его роль в общении.: Автореф. дисс. докт. психол. наук.- Л., 1976. -36 с.
  45. Т. Е. О взаимоотношениях в коллективах подростков. // Ребенок в системе коллективных отношений: Тезисы докладов.- М., 1972.-с. 29−34.
  46. Д., Крачилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии.- 1991.- № 6 с. 69−92.
  47. А. Т. Проблема изучения детского коллектива в целях педагогического управления им.// Теоретические проблемы воспитательного коллектива. Тарту, 1975. — с. 261−284.
  48. Н. Д. Мать на жизненном пути.- М., 1958. 78 с.
  49. А. И. Психология самооценки школьника. Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 1974. — 26 с.
  50. М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста. // Вопросы психологии. 1961, — № 3 — с. 117−124.
  51. М. И. Пути влияния семьи и детского учереждения на становления личности дошкольника. // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. -с. 4−8.
  52. . М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  53. А. С. Избранные педагогические сочинения. Изд.6, кн 4. М.: Изд-о АПН РСФСР, 1949. — 326 с.
  54. А. С. Коллектив и воспитание личности.- М.: Педагогика, 1972.- 173 с.
  55. А. С. Трудовое воспитание. Отношение, стиль, тон в коллективе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, соч., т. 5, 1951. с. 187−221.
  56. Н. Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков. Дисс. канд. психол. наук.- Киев, 1981. 157 с.
  57. А. Ю. Адаптация подростков, лишенных родительского попечительства в структуре АЛБД.// Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. / Под ред. В. С. Мухиной- М., 1989. с. 91−95.
  58. В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.- М.: Просвещение, 1980. 136 с.
  59. Л. Б. Соотношение уровней общения со взрослыми и со сверстниками: Автореф. дисс. канд.психол.наук. М., 1984. — 18 с.
  60. А. В. К изучению устойчивости выбора друзей.// Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума.- Л., 1973. 110 с.
  61. В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях// Воспитание и развитие детей в детском доме М., 1996.- с. 31 — 38.
  62. В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа.- М.: Просвещение, 1990.-144 с.
  63. И. Ф. Мотивы девиантного поведения в системе отношений личности педагогически запущенных подростков // Психолого — педагогические проблемы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск, 1985.-275 с.
  64. И. Ф. О необходимости комплексного подхода при изучении педагогически запущенных подростков // Вопросы изучения психологии обучения и воспитания. Воронеж, 1976. — 83 с.
  65. И.Ф. и др. О системе отношений личности социально и педагогически запущенных подростков // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: ВГПИ, 1982. — с. 5−18.
  66. В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995.- 7с.
  67. В. Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общей психологии. М., 1965.-275 с.
  68. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий//Проблемы психологии. JL, 1948. — с. 15 — 21.
  69. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// В. Н. Мясищев «Психология отношений». -М.- Воронеж, 1995. с. 38 — 47.
  70. А. М. Ребенок под опекой. М., 1993. — 218 с.
  71. С. А. Диагностика тревожного ребёнка. Методические рекомендации для школьных психологов и педагогов.- М.: Восхождение, НИИ ХО РАО, 1997. 117с .
  72. С. А. Психологическая коррекция тревожного ребёнка. Методические рекомендации для школьных психологов и педагогов. М.: Восхождение, НИИ ХО РАО, 1997. — 31 с.
  73. Т. Б. Нервно-психическое напряжение у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения. Дисс. канд. психол. наук.- Пенза, 1990.- 20 с.
  74. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Труды Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М Бехтерева. Л., 1976.-101 с.
  75. Л. Н. Влияние музыки на межличностные отношения воспитанников детских домов и школ — интернатов. Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент. Курск, 2001.- с. 192−194.
  76. Л.Н. Профилактика эмоциональных расстройств в условиях школы-интерната // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. Вып. 3.- Воронеж: Инфа-паритет, 2001. 93с.
  77. А. В, Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978. -175с.
  78. А. Е. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе. //Вопросы психологии. 1977. — № 5. — с. 48−60.
  79. О. С. Социальные деформации личности как результат неблагоприятых семейных воздействий // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних Воронеж: ВГПИ, 1983. с. 41−45.
  80. О. П. Организация работы по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей. Воронеж.: В1111 К, 2000. — 43 с.
  81. А. М, Толстых Н.Н. Дети без семьи.-М. .Педагогика, 1990. 30 с.
  82. А. М., Юферева Т. И. Об аффекте неадекватности учащихся третьего и пятого классов. // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии.- М., 1975.- с. 82−107.
  83. Психофизиологическая саморегуляция. Воронеж: ВГПИ, 1989.-23 с.
  84. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. М.: Просвещение, 1963. — 89с.
  85. Розенгарб-Пупко Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.: Просвещение, 1963.- 16с.
  86. И. В. Коррекция личности в условиях подросткового клуба // Психолого- педагогические условия развития личности учащихся. -Воронеж: ВГПИ, 1990. с. 243−245.
  87. С. Л. Бытие и сознание. М: Педагогика, 1967.- 228с.
  88. С. Л. Основы общей психологии в 2 т. Т 1.- М.: Педагогика, 1989.- 485с.
  89. В. А., Рычкова О.В и др. Психологические характеристики эмоциональной сферы детей-сирот// Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. Вып. 3. — Воронеж: Инфа-паритет, 2001. — с. 104−106.
  90. М. Г., Семенов С. Д. и др. Опыт работы Красноярского центра социального здоровья «Качинский» с девиантными подростками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 3. — М., 1996. — с. 18 — 26.
  91. Семейный Кодекс Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998.39 с.
  92. Сироты России: Право ребёнка на семью М., 2001. — 138 с.
  93. В. Е. Психология юношеского возраста. М.-Л.: Молодая гвардия, 1929.- 334 с.
  94. Е. О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме. // Вопросы психологии. 1991. — № 6 — с. 32 — 36.
  95. Е. О., Собкин В. С. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. — 1999. № 6 — с. 18 — 24.
  96. Социальная психология: Краткий очерк /Под общей ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. — 319с.
  97. В. В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности (на материале использования видеоаппаратуры в экстерной школе-интернате). Дисс. канд. психол. наук.-Ярославль, 1999.- 148 с.
  98. В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 1999 .-23с.
  99. Теоретические проблемы психологии личности.-М.: Наука, 1974. -с. 226−249.
  100. Н. М. Предпосылки педагогической запущенности учащихся начальных классов школы-интерната // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: ВГПИ, 1982. — с. 38−43.
  101. С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. — 1984. № 1- с. 27 — 32.
  102. X. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. Пер. с английского. М.: Педагогика, 1992. -158 с.
  103. В. Обретение надежды. М: Педагогика, 1988. -с. 1618.
  104. С. Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- Киев, 1981. 19 с.
  105. И. А. Психологические причины школьной неуспеваемости детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные вопросы психологической службы. — Воронеж, 2001. — 168 с.
  106. JI. И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ. Дисс. канд. психол. наук: Минск, 1979.144 с.
  107. Н. М. О воспитании в домах младенцев. // Вопросы материнства и младенчества. — 1938. № 13. — с. 4−18.
  108. Э. Г. Использование групповой психотерапии для коррекции поведения подростков// Психогигиена и психопрофилактика: Научн. тр. Ленинград, научно- исследоват. психоневрологического ин- та им. В. М. Бехтерева. -Л., 1983 Т.103. — с. 57 — 74.
  109. Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников.: Автореф. дисс. канд. психол. наук М., 1977. — 22 с.
  110. Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie.- Frankfurt am Main, 1974, 326−336 s.
  111. Ainsworth M. D. S. Deprivation of Maternal care: A Reasessment of its Effects. Geneva. 1962 151−155 p.
  112. Ainsworth M. D. S. Attachment beyond infancy // Amer. Psychol. 1989. № 44, p. 709−716.
  113. Ainsworth M. D. S. Attachment: Retrospect and prospect // Parkes C.M., Stevenson Hinde I. (ed). The place of attachment in human behavior. N.Y., 1982.
  114. Ainsworth M. D. S. The development of infant mother attachment //Review of chilled development research. Chicago, 1973, V32, p 4 — 90.
  115. Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. psychol., 1991, V46, № 4, p 331−341.
  116. Bowlby J. Attachment and loss. VI.: Attachment. N. Y, 1969.
  117. Bowlby J. Attachment and loss. V2.: Separation. N. Y, 1973.
  118. Rutter M. Pathways from childhood to adult life // Child psychology and Psychiatry, 1989, V 30.
  119. Spitz R.A. Anaclitic depression. Psychoanalytic study of the child, 1946.
  120. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother. Cambrige: HarwardUniv. Press, 1977.
Заполнить форму текущей работой