Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диссертационного исследования легли в основу разработки программы «Профессиональное сопровождение педагогов-психологов в адаптационный период», которая получила высокую оценку на координационно-методическом совете Управления образования Администрации г. Вологды и реализуется с октября 2005 года в Центре повышения квалификации педагогических работников системы образования г. Вологды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Адаптация педагогов-психологов: социальнопсихологический анализ
    • 1. 1. Социально-психологическая характеристика профессии педагог-психолог
    • 1. 2. Адаптация педагогов-психологов в образовательных уч- 26 реждениях
    • 1. 3. Факторы адаптации педагогов-психологов в образова- 38 тельном учреждении
      • 1. 3. 1. Личностный фактор как детерминанта адаптации педа- 44 гогов-психологов
      • 1. 3. 2. Подготовка педагогов-психологов в вузе как начальный 62 этап профессиональной адаптации
      • 1. 3. 3. Организационная культура образовательных учрежде- 72 ний в контексте адаптации педагогов-психологов
  • Выводы по теоретической части
  • ГЛАВА 2. Исследование факторов и социально- ^ психологических особенностей адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Организационно-методическое обеспечение исследования
    • 2. 3. Исследование личностного фактора адаптации педагогов- 96 психологов
    • 2. 4. Исследование подготовки педагогов-психологов в 117 Вологодском государственном педагогическом университете
    • 2. 5. Исследование организационной культуры образователь- 135 ных учреждений в контексте адаптации педагогов-психологов
    • 2. 6. Оптимизация процесса адаптации педагогов-психологов 144 в образовательном учреждении
  • Выводы по экспериментальной части работы

Социально-психологические особенности адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Исследование посвящено разработке научных основ одного из развивающихся направлений социальной психологии и педагогической психологии — социальной психологии образования, а именно адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях в условиях современного образования.

Новые требования к системе образования были определены в Федеральной программе развития образования на 2000 — 2005 годы и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования. С помощью психологической службы предполагается реализовать многие качественные изменения в образовании и воспитании подрастающего поколения1.

В психологической службе образования произошли существенные позитивные изменения. Можно выделить основные тенденции развития и становления службы практической психологии образования:

1. активное формирование системы психологической службы образования;

2. создание центров, советов по планированию и координации деятельности психологической службы образования (в 2004 году основана Федерация практических психологов образования);

3. разработка и внедрение системы мониторинга для оценки процесса развития психологической службы образования [119].

Вместе с тем существует ряд проблем, на которые в своих последних публикациях указывают В. В. Рубцов, М. А. Степанова, В. Э. Пахальян, М. А. Хаймовская, Ф. Е. Василюк, С. А. Берлина, А. Н. Бражникова и др.:

• самостоятельное и независимое существование теории и практики психологии образования;

• отсутствие единой концепции практической психологии образования;

1 Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28−51−513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

• несовершенство нормативно — правовой базы, регламентирующей деятельность психолога в образовательном учреждении;

• неудовлетворенность качеством профессиональной подготовки психологов;

• недостаток средств труда;

• кадровая проблема — наблюдается уход из школы, как психологов-профессионалов, так и молодых психологов, отработавших в системе образования 1−2 года [119, 169, 150].

В своих последних публикациях О. Н. Родина, Г. Ю. Любимова, О.Н. Мо-чанов, C.B. Набдаева и др. отмечают, что количество выпускников-психологов, трудоустраивающихся в образовательные учреждения, снижается [93, 109, 111, 147].

Следовательно, в системе образования существует выраженная потребность в специалистах-психологах, при этом количество выпускников-психологов трудоустраивающихся в образовательные учреждения, с каждым годом снижается, одновременно наблюдается отток молодых специалистов-психологов их системы образования.

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что на современном этапе становления психологической службы образования возрастает ее роль в процессах модернизации Российского образования с одной стороны и ростом потребности в специалистах психологах в сфере образования с другой. Отток специалистов психологов из системы образования негативно сказывается на качестве услуг, которые предлагают педагоги-психологи, на имидже психологической службы в образовании и обществе в целом. Значит, специального исследования требует процесс адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении и осуществление психологического сопровождения специалиста-психолога в адаптационный период.

Особенности становления психологической службы образования требуют, чтобы специалист-психолог самостоятельно обозначил направления и приоритеты своей профессиональной деятельности, проявил инициативу в организации своего труда и оценке его эффективности, что, как правило, затруднительно для начинающего психолога. Определенные трудности у начинающего психолога связаны и со спецификой профессиональной психологической деятельности: невещественный характер труда, особенности инструментов профессиональной деятельности, которыми являются личные качества, умения, способности специалиста-психолога. Поэтому к личности психолога не только предъявляются определенные требования, но и оценивается степень их выраженности. В то же время в профессиональной среде психологов не существует единых требований к личности специалиста, критериев оценки степени профессионализма психолога, что в своих публикациях отмечают H.A. Аминов, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, К. А. Рамуль, В. В. Рубцов и мн. др. Немногочисленные исследования этого вопроса носят разрозненный характер, следовательно, специального изучения и обобщения требует вопрос о роли личностных характеристик в процессе профессионального становления специалиста-психолога, рассмотрение личностного потенциала педагога-психолога как ресурса вхождения с профессиональную деятельность и организационную среду образовательного учреждения.

В отечественной психологии существует мнение, что в профессиональном становлении и развитии личности специалиста важна профессиональная подготовка в вузе (Б.Г. Ананьев, В. В. Белоус, А. И. Донцов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Н. В. Самоукина, А. О. Шарапов, И. Б. Шуванов и др.). В настоящее время существует мнение о неудовлетворительной подготовке специалиста-психолога (В.Э. Пахальян, В. В. Рубцов и др.). В условиях модернизации образования возникают новые запросы и требования к педагогу-психологу со стороны субъектов образовательного процесса, которым специалист не всегда может соответствовать. Современный выпускник-психолог много знает, но мало умеет, его профессиональная компетентность не соответствует требуемой, что приводит к трудностям в профессиональной адаптации и последующей реализации профессиональных задач и функций в образовании. Следовательно, необходим анализ особенностей подготовки педагогов-психологов в вузе с целью выявления проблем в подготовке психологов, поиска ресурсов и определения возможных путей разрешения противоречий между подготовкой и требованиями к уровню подготовки и компетентности психолога.

В исследованиях С. Г. Абрамовой, P.M. Гайнутдинова, A.B. Карпова, P.JI. Кричевского, А. Ю. Понасюка, А. И. Пригожина, K.M. Ушакова, Р. Х. Шакурова и др. отмечается, что организационная культура как интегральная характеристика организации является одним из факторов профессиональной адаптации и социализации работника в организации. Исследований, посвященных организационной культуре образовательного учреждения, немного, в то же время в контексте адаптации педагога-психолога важным является рассмотрение организационной культуры образовательного учреждения как фактора социализации специалиста в организации.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальной значимостью профессии «педагог-психолог» в современном образовании и недостаточной разработкой вопроса адаптации педагогов-психологов в контексте личностных особенностей специалиста, особенностей подготовки психологов вузе и социально-психологических характеристик организационной среды образовательных учреждений.

В исследовании поставлен и обсужден ряд вопросов, имеющих значение для развития образования и социальной науки как практической дисциплины. А именно: специфика профессиональной деятельности и адаптации педагогов-психологовфакторы адаптации педагогов-психологов в условиях, современного образования (подготовка педагогов-психологов в вузе, организационная культура образовательного учреждения и личностный фактор) — пути оптимизации процесса адаптации специалиста-психолога в образовании через организацию сопровождения специалиста субъектами процесса адаптации.

В последние годы достаточно активно стала исследоваться проблема психологии личности и деятельности практического психолога. В ряде работ отечественных психологов рассматриваются вопросы сущности и закономерностей функционирования, формирования профессиональных знаний, умений, навыков, структурных элементов профессиональной деятельности (Г.С. Абрамова, Т. Ю. Базаров, М. Р. Битянова, Ю. В. Варданян, И. В. Дубровина, Н. И. Исаева, Т. Н. Клюева, P.C. Немов, М. И. Плугина, A.A. Реан, Е. И. Рогов, Т. Г. Яничева и др.). Появились работы, рассматривающие специфические методы деятельности психологов-исследователей и психологов-практиков, использование которых требует развития особых личностных качеств (C.JL Арефьев, H.H. Богомолова, М. А. Дмитриева, Р. Кочюнас, О. Т. Мельникова, К. А. Рамуль и др.).

Проблематика специальных психологических способностей, влияющих на успех профессиональной деятельности психолога, рассматривалась как отечественными (H.A. Аминов, Н. В. Бачманова, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, В. П. Озеров, JI.A. Петровская, H.A. Стафурина и др.), так и зарубежными психологами (А. Гурман, Р. Кеттел, Р. Мэй, К. Роджерс и др.).

Исследованию профессионально значимых качеств практического психолога, необходимых для реализации различных направлений его профессиональной деятельности, посвящены работы В. Е. Гаврилова, А. Г. Лидерса, H.H. Обозова, Р. В. Овчаровой, JI.A. Петровской, Е. С. Романовой, Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящевой и др.

Появились программы социально-психологической адаптации молодых психологов (Т.В. Ветер, А. И. Корасило, М.А. Хаймовская).

В то же время изменению ситуации в регионах, на наш взгляд, будет способствовать выделение и анализ социально-психологических особенностей и факторов адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях, а также разработка мер по оптимизации процесса адаптации специалиста.

Таким образом, целью нашей работы является: выявление сущности, факторов и социально-психологических особенностей профессиональной адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении и разработка рекомендаций по оптимизации процесса адаптации психологов в образовательном учреждении.

Данная цель конкретизирована следующими задачами:

1. описать специфику профессиональной деятельности педагога-психолога;

2. рассмотреть сущность и этапы профессиональной адаптации;

3. выделить и исследовать факторы адаптации педагогов-психологов;

4. определить социально-психологические особенности адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении;

5. разработать рекомендации для всех субъектов процесса адаптации: специалиста-психолога, руководителя методического объединения педагогов-психологов, администрации образовательных учреждений, представителей вуза, осуществляющих подготовку психологов. Объект диссертационного исследования — адаптация педагогов-психологов в образовательном учреждении.

Предмет — факторы и социально-психологические особенности адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении. В работе были сформулированы следующие гипотезы. Общая гипотеза заключается в следующем: адаптация педагогов-психологов в образовательном учреждении определяется комплексом факторов, а именно: подготовкой педагогов-психологов в вузе, организационной культурой образовательного учреждения и личностными характеристиками педагога-психолога.

Частные гипотезы:

1. У начинающих педагогов-психологов личностные характеристики (личностный фактор) выражены недостаточно для успешной адаптации в образовательном учреждении, что приводит к трудностям в процессе адаптации специалистов в системах «специалист-организация» и «специалист-профессия» .

2. Подготовка педагогов-психологов в вузе носит невыраженную направленность на практическую деятельность в сфере образования, формирует академические представления о профессии, способствует развитию исследовательских умений и навыков, что затрудняет адаптацию специалистов.

3. В образовательных учреждениях преобладает слабая, спонтанно формирующаяся организационная культура власти и роли, которая не способствует адаптации педагога-психолога в образовании.

Методологическая основа исследования: личностно-деятельностный, аксиологический, акмеологический, антропологический и культурологический подходы.

Теоретическая база исследования сложилась на общенаучных принципах:

• системно-деятельностный принцип (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

• идея об интегральных характеристиках деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. Ф. Добрынин, C.JI. Рубинштейн);

• принцип единства сознания и деятельностипринцип обучения и развития, положение о личности как активном субъекте жизнедеятельности и социальной группе (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, И. П. Волков, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Е. А. Климов, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, И. С. Кон, B.C. Мерлин, H.H. Обозов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.);

• концепции о закономерностях и принципах формирования готовности к деятельности педагогапсихолога (И.Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков);

• принципы личностно-ориентированного подхода (А.Г. Асмолов, И. В. Дубровина, Н. В. Клюева, В. Я. Ляюдис, А.Б. Орлов);

• идеи ученых-исследователей социологического, психолого-педагогического и социально-психологического обеспечения педагогической и управленческой деятельности в образовании (М.М. Кашапов, Н. В. Клюева, М. С. Комаров, B.C. Лазарев, М. И. Рожков, Н. И. Шевандрин и др-);

• положения российских специалистов по проблемам управления (О.С. Виханский, В. И. Грушенко, А. П. Егоршин, A.B. Карпов, А. И. Наумов, Э. А. Смирнов и др.);

• взгляды отечественных ученых на проблемы социально-психологического взаимодействия (Г.М. Андреева, А. Л. Журавлев, В. В. Новиков, H.H. Обозов, Л. А. Петровская, Е. В. Шорохова и др.);

• принципы рефлексивно-управленческого подхода (Е.П. Варламова, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов).

Организация исследования. Исследование особенностей адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении проходило в четыре этапа:

На первом этапе (2003 год) были осуществлены теоретический анализ и обоснование вопроса особенностей адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении.

На втором этапе (2003;2004 годы) была разработана программа эмпирического исследования и осуществлен сбор эмпирических данных.

На третьем этапе (2004;2005 годы) были осуществлены обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.

На четвертом этапе (2005;2006 годы) разработаны рекомендации по оптимизации процесса адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении, подведены итоги исследования.

Исследование построено на утверждении, что адаптация педагогов-психологов в образовательном учреждении определяется комплексом факторов, а именно подготовкой педагогов-психологов в вузе, организационной культурой образовательного учреждения и личностными характеристиками педагога-психолога.

Для реализации поставленных задач в работе использовались следующие группы методов: теоретический анализ научной социально-психологической и психолого-педагогической литературыпсиходиагностические методы (опросник СПА К. Роджерса, Р. Даймона) — анкетированиерефлексивная диагностикафокус — группаполустандартизированое интервьюированиеметоды статистической обработки (статистические критерии: Хи-квадрат Пирсона, критерий углового преобразования Фишера, критерий Манна-Уитни, а также ранговый коэффициент корреляции Ч. Спирмена).

Экспериментальная база исследования: Центр повышения квалификации педагогических работников г. Вологды, Вологодский государственный педагогический университет (факультет социальной работы, педагогики и психологии).

Научная новизна работы определяется комплексным — теоретическим, методологическим и эмпирическим подходом к исследованию, мало разработанной в психологии проблемы адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях:

• расширено представление о факторах, детерминирующих успешное становление личности профессионала-психолога в образовательной сфере;

• выявлены факторы и социально-психологических особенности адаптации педагогов-психологов (подготовка педагогов-психологов в вузе, организационная культура образовательного учреждения и личностный фактор);

• в контексте профессиональной адаптации педагогов-психологов изучены подготовка педагогов-психологов в вузе и организационная культура образовательного учреждения;

• выделен и описан новый фактор адаптации педагогов-психологов — личностный, который является ключевым в процессе адаптации и представляет собой многокомпонентную структуру, включающую мотивацион-ный, когнитивный, операциональный компоненты и профессионально важные качества;

• обозначены мероприятия по оптимизации процесса адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении на основе комплексного подхода и идеи сопровождения специалиста в адаптационный период методистом по психологии, администрацией образовательного учреждения и представителями вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• описана специфика профессии и процесса адаптации педагога-психолога;

• расширено представление о факторах, детерминирующих успешное становление личности профессионала-психолога в образовательной сфере;

• выявлены факторы и социально-психологические особенности адаптации педагогов-психологов;

• теоретически описана и обоснована структура и роль личностного фактора как фактора адаптации педагогов-психологов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендации по оптимизации профессиональной адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении:

• описаны пути самоформирования активной стратегии адаптации у начинающего педагога-психолога;

• обозначены направления работы методиста по психологии по профессиональному сопровождению специалиста-психолога в адаптационный период;

• определены возможные направления совершенствования системы подготовки педагогов-психологов в вузе с целью повышения компетентности выпускников по выполнению профессиональной деятельности в образовании;

• предложены способы повышения компетентности администрации образовательных учреждений в вопросах руководства профессиональной деятельностью педагога-психолога и организации сопровождения социально-психологической адаптации специалиста-психолога в образовании. На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная адаптация педагогов-психологов в образовательном учреждении имеет свои социально-психологические особенности, которые обусловлены своеобразием профессиональной деятельности специалиста и особенностями становления психологической службы образования в настоящее время.

2. Успешная профессиональная адаптация определяется подготовкой педагогов-психологов в вузе, организационной культурой образовательного учреждения и степенью выраженности у специалиста ряда личностных характеристик, которые могут быть объединены в личностный фактор.

3. Личностный фактор определяет возможность выявления и разрешения противоречий в профессиональной деятельности, преодоления профессиональных стереотипов, осознания и конструктивного разрешения проблем, проявления проницательности и гибкости в решении профессиональных задач. В данный фактор входят следующие блоки: мотивацион-но-смысловой, информационно-когнитивный, операциональный и блок личностно-профессиональных качеств. Находясь в единстве, блоки определяют успешность процесса адаптации педагога-психолога и его дальнейшую профессионализацию.

4. Подготовка педагогов-психологов в вузе является основой для дальнейшего профессионального становления. Большинство важнейших харак.

Ь теристик, определяющих особенности профессионального становления личности в целом и адаптации в профессии в частности, формируются и закладываются в процессе профессионального психологического образования. Значительный ресурс, который не используется в полной мере в подготовке педагогов-психологов, имеют дисциплины предметной подготовки и производственная практика.

5. Организационная культура как интегральная характеристика организации г является одним из факторов профессиональной адаптации и социализации работника в организации. Для доминирующих типов организационных культур в образовательных учреждениях характерен значимый ресурс руководителя в процессах социализации нового работника. Руководитель образовательного учреждения не использует его в настоящее время.

6. Решением проблемы успешной адаптации педагога-психолога в образо.

1 вательном учреждении может быть сопровождение специалистапсихолога в адаптационный период. Одним из вариантов оптимизации процесса адаптации педагога-психолога является реализация рекомендаций для всех субъектов данного процесса на основе принципов активности, универсальности, комплексности, системности и специализирован-ности.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к изучению профессиональной адаптации педагогов-психологов как процесса и результатаиспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиякорректным применением методов математической обработки данныхадекватной выборкой испытуемых.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на городских конференциях и совещаниях работников образования (Вологда, 2004), на Международном конгрессе «Социальная психология XXI века» (г. Ярославль, 2005), на Международной видео-Интернет конференции «Наука и инновация 2005» (г. Бель город), на Международной научной конференции «Психологическое и социально-психологическое сопровождение детей и молодежи» (г. Ярославль, 2005). По материалам, полученным в исследовании, подготовлено 7 публикаций.

Результаты диссертационного исследования легли в основу разработки программы «Профессиональное сопровождение педагогов-психологов в адаптационный период», которая получила высокую оценку на координационно-методическом совете Управления образования Администрации г. Вологды и реализуется с октября 2005 года в Центре повышения квалификации педагогических работников системы образования г. Вологды. На основе рекомендаций для специалистов, осуществляющих подготовку педагогов-психологов в вузе, разработаны и апробированы спецкурсы для студентов-психологов старших курсов отделения «Психология» факультета социальной работы, педагогики и психологии. Спецкурсы направлены на формирование практических умений по взаимодействию с детьми и их родителями («Образная коммуникация с детьми», «Профилактика трудностей в детско-родительских отношениях»).

Выводы по экспериментальной части работы.

1. Исследование факторов адаптации педагогов-психологов (личностного фактора, организационной культуры образовательных учреждений, подготовки педагогов-психологов в вузе) возможно через изучение содержания и особенностей, которые они порождают и через критерии успешной адаптации.

2. Исследование осуществлялось в четыре этапа, экспериментальная выборка составила 266 человек. Использовались следующие группы методов: теоретический анализ научной психологической литературе по проблемеметодика СПА К. Роджерса, Р. Даймонарефлексивная диагностикаанкетированиеметодика незаконченных предложенийполустандартизированое интервьюфокус-группаранжированиеизучение документацииметоды статистической обработки.

3. Изучение личностного фактора осуществлялось через призму двух компонентов процесса профессиональной адаптации и критерии успешной адаптации, поскольку выраженность личностного фактора определяет успех адаптации во всех аспектах: и социально-психологическом, и собственно профессиональном.

4. Анализ результатов позволил выделить трудности и ресурсы адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении. Психологи наиболее успешно адаптируются в системе «специалист-организация», трудности возникают в процессе адаптации в системе «специалист — профессия» .

5. По результатам исследования социально-психологических особенностей вхождения педагога-психолога в трудовой коллектив и профессию можно говорить о недостаточной выраженности личностного фактора как фактора профессиональной адаптации у начинающих педагогов-психологов.

6. Исследование подготовки педагогов-психологов в вузе осуществлялось на примере Вологодского государственного университета, который является основным источником кадров для психологической службы образования г. Вологды.

7. Изучение содержания и особенностей подготовки специалистов-психологов по дисциплинам общепрофессионального блока и предметной подготовки, работы над курсовыми и дипломной работами, прохождения производственных практик, позволило выявить, что профессиональная подготовка недостаточно ориентирует студентов-психологов на сферу образования, носит познавательный академический характер, формирует научно-исследовательские умения у будущего специалиста. Значительный ресурс в подготовке педагогов-психологов к сфере образования имеет производственная практика, который не используется в настоящее время.

8. Исследование организационной культуры в контексте адаптации педагога-психолога позволило сделать заключение о том, что организационная культура образовательных учреждений является слабой культурой, доминируют культура власти и роли, компоненты организационной культур носят размытый невыраженный характер.

9. Состояние факторов адаптации педагогов-психологов, в целом не способствуют успешной адаптации специалиста в образовательном учреждении. Следовательно, необходима разработка системы мер по оптимизации процесса адаптации и создание условий для успешной адаптации специалиста.

10. Одним из вариантов оптимизации процесса адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении являются рекомендации для всех субъектов данного процесса. Основная идея рекомендаций — это идея сопровождения специалиста-психолога в адаптационный период, т. е. это организация и проведение системы мероприятий, действий направленных на создание условий для успешной адаптации педагога-психолога на основе принципов активности, специализиро-ванности, комплексности, системности и универсальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках диссертационной работы осуществлено выделение и исследование факторов и социально-психологических особенностей адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении. По итогам проделанной работы можно сделать общие выводы:

1. Достижения современной психологии труда и профессиоведения позволяют утверждать, что каждая профессия имеет свою специфику предмета труда, условий и средств труда, следовательно, можно говорить, что процесс профессиональной адаптации имеет свои особенности в рамках конкретной профессиональной деятельности.

2. Особенностями профессии психолог являются: интенсивный, интеллектуальный и невещественный характер труданесовершенство нормативно-правовой базыдвойное подчинение психологов по административной и профессиональной линиямотсутствие единодушия между субъектами образовательного процесса во взглядах на приоритетные направления деятельности психологаотсутствие единых представлений о профессионально важных качествах и критериях оценки эффективности, успешности и профессионализма психолога.

3. В психологической литературе распространено понимание профессиональной адаптации как процесса вхождения индивида в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта и процесса активной реализации накапливаемых профессиональных знаний как выбора оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие.

4. Успешная профессиональная адаптация предполагает использование конструктивных стратегий по разрешению возникающих противоречий и в процессе взаимного приспособления в двух системах: «профессия-специалист» и «организационная среда-специалист» .

5. Изучение литературы позволило выделить факторы профессиональной адаптации: подготовка педагогов-психологов в вузе, организационная культура образовательного учреждения и личностный фактор.

6. В процессе теоретического анализа проблемы адаптации выделены компоненты личностного фактора как фактора адаптации: мотивационно-смысловой, когнитивный, операциональный и личностно-профессиональные качества, которые, находясь в единстве, определяют успешность процесса адаптации педагога-психолога в двух системах: «специалист-профессия» и «специалист — организационная среда» и его дальнейшую профессионализацию.

7. В работе осуществлено изучение трех факторов адаптации педагогов-психологов через диагностику содержания, особенностей и критериев адаптации, которые возникают под воздействием факторов.

8. В процессе исследования личностного фактора через диагностику социально-психологической и собственно профессиональной адаптации педагогов-психологов были выявлены трудности и ресурсы процесса адаптации и установлено, что личностный фактор выражен у начинающих педагогов-психологов недостаточно для успешной адаптации.

9. Изучение особенностей подготовки педагогов-психологов в вузе (характера подготовки, требований к знаниям и умениям, форм и методов обучения) было выявлено, что подготовка педагогов-психологов в вузе носит невыраженную направленность на практическую деятельность в сфере образования, формирует академические представления о профессии и научно-исследовательские умения, что затрудняет адаптацию педагога-психолога.

Ю.Исследование организационной культуры образовательного учреждения в контексте адаптации специалиста-психолога позволило сделать вывод, что в образовательных учреждениях преобладает слабая, спонтанно формирующаяся организационная культура власти и роли, которая негативно сказывается на адаптации педагога-психолога в образовании. Особенности организационной культуры образовательного учреждения в настоящее время не способствуют успешной адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении.

11.На основе теоретического анализа проблемы адаптации и полученных результатов мы сделали вывод, что оптимизация процесса адаптации возможна через реализацию идеи сопровождения специалиста-психолога в процессе адаптации в образовательном учреждении. Это предполагает адаптации в образовательном учреждении. Это предполагает формирование активной стратегии адаптации у педагога-психолога и подключение к созданию благоприятных условий адаптации руководителей образовательных учреждений, руководителя методического объединения психологов и представителей вуза, осуществляющих и организующих профессиональную подготовку специалистов.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в создании многофакторного опросника диагностики личностного фактора, а также разработки программ профессионально-личностного сопровождения студента-психолога в процессе обучения, программ социально-психологической адаптации специалиста-психолога в образовательном учреждении, программы сопровождения педагога-психолога в адаптационный период по профессиональной линии. Таким образом, представленная в диссертационной работе проблема представляет широкие перспективы по разработке, совершенствованию и внедрению методов и программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психология в управлении / С. Г. Абрамова. — М.: Сентябрь, 1998.- 160 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М., 1996. — 233 с.
  3. И.В. Имидж профессии психолога в региональном образовательном пространстве / И. В. Алехина // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы Первой международной научно-практической конференции. М., 2004. — С. 77.
  4. И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов: автореф. дис. канд. пс. наук. / Аксенова И. В. -Ставрополь, 2000. — 22 с.
  5. H.A. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / H.A. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. — Т.13. — № 5. — С. 104−110.
  6. H.A. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / H.A. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 74−83.
  7. .Г. Избранные психологические труды: 2 т./ Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1987. — 234 с.
  8. Н.П. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи / Н. П. Ансимова, И. В. Кузнецова. Ярославль: изд. ЯРГПУ, 2000. — 118 с.
  9. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М., 1990. — 234 с.
  10. Ю.А. Первые шаги в мире психологии / Ю. А. Афонькина // Дошкольное воспитание. 2000. — № 9. — С. 88−89.
  11. М.М. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных сферах / М. М. Балашов, М. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 2. — С. 64−67.
  12. Р. Организационная культура педколлектива и руководитель / Р. Баскаев // Учитель. 2004. — № 5. — С. 28−31.
  13. МЛ. Личность и профессия / МЛ. Басов. М.: Госиздат, 1926. — 64 с.
  14. А. В. Психология личности и общения / A.B. Батрашев. М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.
  15. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  16. Р. Развитие «Я» концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  17. Г. Психолог образования / Г. Берулова // Народное образование. 1998. — № 4. — С. 168−170.
  18. М.Р. Организация психологической службы в школе / М.Р. Би-тянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  19. С.А. Практико-ориентированные технологии профессиональной подготовке педагогов-психологов: автореф. дис. канд. пед. наук. / Берлина С. А. М., 2000. — 15 с.
  20. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Дону.: РГУ, 1983. — 303 с.
  21. Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  22. А.Н. Еще раз о профессии психолог / А. Н. Бражникова // Психология и школа. 2004. — № 4. — С. 31−35.
  23. Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачу к, С. М. Морозов. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
  24. Е.П. Рефлексивная диагностика в образовании / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 28−43.
  25. О.В. Акмеологическая модель профессионального становления психотерапевтов / О. В. Варфоломеева // Педагогика. 2005. -№ 1. — С. 56−62.
  26. Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.-200 с.
  27. В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К.
  28. . М., 1986. — 206 с.
  29. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровой, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. 373 с
  30. E.H. Субъективность педагога: теория и практика: автореф. дис. докт. пс. наук. / Волкова E.H. М., 1998. — 43 с.
  31. В. Методы адаптации персонала / В. Волина // Управление персоналом, 1998. — № 13. — С. 48−55.
  32. P.M. Социально-психологические закономерности организационной культуры как фактора управления учреждением дополнительного образования: автореф. дис. канд. пс. наук. / Гайнутдинов P.M. Ярославль, 2001 — 22 с.
  33. Г. А. Рефлексия как фактор развития / Г. А. Голицын // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С. 54−60.
  34. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям / Э. А. Голубева. М.: Педагогика, 1989. — С. 7−21.
  35. JI.A. Введение в профессию «психолог» / JI.A. Григорович. -М.: Гардарика, 2004. 192 с.
  36. И.В. Организационная культура / И. В. Грошев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
  37. K.M. Проблемы дифференциальной психологии / K.M. Гуревич.- М.: Воронеж, 1998. 342 с.
  38. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / K.M. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 278 с.
  39. С.М. Динамика профессионального становления психологов / С. М. Гусева, E.H. Юрасова // Ярославский педагогический вестник. 2003. -№ 2.-С. 1−4.
  40. В.В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика / В. В. Гусейнова // Вестн. МГУ Сер. 14, Психология. 1989. — № 4.- С. 56−68.
  41. А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 42−49.
  42. Н.Д. Индивидуальные особенности психической адаптации личности в опасных профессиях (на материале деятельности инкассаторов): авт. реф. дис. канд. пс. наук. / Дароская Н. Д. М., 2001 — 24 с.
  43. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: кн. для учителя и руководителя / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  44. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  45. М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования / М. А. Егорова // Психологическая наука и образование. 2003. — № 4. — С. 89−96.
  46. В.К. Становление рефлексивной культуры студента как субъекта педагогической деятельности / В. К. Елисеев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. — № 1. — С. 26−30.
  47. Р. Психолог в школе: первый год работы / Р. Ефимкина, Т. Ильина, Т. Григорьева // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 140−150.
  48. H.A. О соотношении субъективного и объективного факторов профессиональной деятельности психолога образования / H.A. Жарова // Психология и школа. 2004. — № 3. — С. 35−40.
  49. Т.А. К вопросу о результате социально-профессиональной адаптации студентов в вузе / Т. А. Жукова // Профессиональное становление специалиста-психолога: материалы межвуз. науч. конф. Карачаевск. — 2003. — № 4. — С. 134−136.
  50. А.И. Организационная культура и управленческая деятельность в современной школе / А. И. Жуковская // Инновации в образовании. -2003.-№ 1.-С. 70−82.
  51. А.И. Управленческая деятельность в практике школы и организационная культура / А. И. Жуковская // Наука и школа. 2003. — № 5. — С. 45−52.
  52. А.Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. М.: Флинта, 2000. — 648 с.
  53. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  54. Э.Ф. Психология профессии / Э. Ф. Зеер. М.: Деловая книга, 2003. -336 с.
  55. Э.Ф. Профориентология / Э. Ф. Зеер, А. М Павлова, О.Н. Садовни-кова. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
  56. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35−44.
  57. Н.Н. Исследование профессионального становления студентов -психологов / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 2003. — № 3. — С. 69−78.
  58. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  59. Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 6. — С. 51−59.
  60. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. Новосибирск, 1980. -190 с.
  61. У.В. Психологическая служба в школе / У. В. Кала, В. В. Раудик. -М.: Знание, 1986.-244 с.
  62. В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности / В. Г. Каменская. М.: Академия, 2002. — 160 с.
  63. В.Н. Психология: введение в профессию/ В.Н. карандашев. М., 2000. — 354 с.
  64. В.Н. Как жить в условиях стресса / В. Н. Карандашев. Вологда, 1993.- 112 с.
  65. JI. Без психологов модернизация не пройдет / JI. Кезина // Учительская газета. 2004. — № 6. — С. 26.
  66. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983. — 198 с.
  67. Е.А. Гипотеза «меток» и развитие профессии психолога / Е. А. Климов // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 1992. — № 3. — С. 3−12.
  68. Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 57−60.
  69. Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов.- М.: Воронеж, 1996. 433 с.
  70. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  71. Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): дисс. докт. пс. наук. / Клюева Н.В.-М., 2000.-322 с.
  72. Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н. В. Клюева. -М.: Сфера, 2000. 192 с.
  73. В.А. Социально-профессиональная адаптация молодежи / В. А. Комаров // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 56−58.
  74. Компоненты адаптационного процесса / Под. ред. В. И. Медведева. JL: Наука, 1984.- 111 с.
  75. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М., 1976. — 369 с.
  76. Ю.А. Формирование педагогического коллектива / Ю. А. Конаржевский. М., 1998. — 60 с.
  77. Е.Т. Самоотношение в формировании установок на успешность в профессиональной деятельности / Е. Т. Конюхова // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 52−55.
  78. А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А. И. Корасило, А. П. Новгородцева. М.: инст-т Практической психологии, 1998. — 192 с.
  79. Краткая философская энциклопедия / сост. Б. В. Бирюков. М.: Прогресс, 1994.-576 с.
  80. Краткий психологический словарь / под. общ. ред. A.B. Петровского, М. И. Ярошевского. Ростов-н/Дону: Феникс, 1998. — 311 с.
  81. Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов / Е. П. Кричник // Вест. МГУ Сер. 14, Психология. 2004. — № 4. — С. 61−69.
  82. Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  83. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. М.: Русский язык, 1998. — 848 с.
  84. О.Г. К вопросу профессиональных качеств личности психолога / О. Г. Кукосян // Психологические проблемы самореализации личности // Сборник научных трудов. — Краснодар, 1997. — Вып. 2. — С. 3−10.
  85. В.В. Психология в практике менеджера образования / В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенко. СПб.: КАРО, 2002. — 304 с.
  86. В. Профессиональная адаптация работников в компании / В. Куприн, Э. Денисова // Бизнес без проблем. 2001. — № 11. — С. 53−58.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975.-304 с.
  88. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−7.
  89. Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жиз-нетворчества / Под ред. Е. И. Яцуты. Кемерово: Графика, 2002. — 323 е.
  90. Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов / Н. П. Локанова // Вопросы психологии. 2004. -№ 5. — С. 93−95.
  91. .Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 53−61.
  92. И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута / И. Д. Лушников. М.: Прометей, 1991. — 204 с.
  93. Г. Ю. От первокурсника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов / Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. — 2000. — № 1. — С. 48−56.
  94. Г. Ю. Представление психологов старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. — 2002. — № 2. — С. 64−72.
  95. М. Формирование организационной культуры / М. Магура // Управление персоналом. 2002. — № 1. — С. 33−45.
  96. Е.Е. Проблемы социальной адаптации и развития детей и молодежи в современных условиях / Е. Е. Макарова // Дети и молодежь — будущее России: материалы Российской научно-практической конференции. -Вологда, 2002. С. 181−184.
  97. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 1. — С. 16−24.
  98. В.Г. Лекции по курсу «Основы физиологии и психологии труда» / В. Г. Макушин. М., 1971. — 235 с.
  99. Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших школьников в детском саду / Л. В. Макшанцева // Психолог в детском саду. 2004. — № 1. — С. 24−48.
  100. В.А. Профессиональная память студентов / В. А. Мараев, Г. П. Холопова // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 91−100.
  101. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-311 с.
  102. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 34−45.
  103. Н.К. Адаптация персонала в организации / Н. К. Маусов, О. М. Ламскова // Управление персоналом. 2003. — № 13. — С. 26−30.
  104. Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е. В. Мельник // Психология и школа. 2004. — № 4. — С. 36−42.
  105. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2004. — 648 с.
  106. Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина. М.: Флинта, 2003. -144 с.
  107. JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  108. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
  109. М.В. Изучение соотношения показателей теппинг теста с профессионально-значимымим качествами практического психолога / М. В. Молоканов // Психологический журнал. — Т. 16. — № 1. — С. 75−81.
  110. О.Н. Проблема самоэффективности в подготовке практических психологов / О. Н. Молчанов // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы Первой международной научно-практической конференции. М., 2004. — С. 90−91.
  111. Д.Е. Социально-психологические аспекты комплексной оценки персонала организации / Д. Е. Мякушин. Челябинск: ЮУрГУ, -2004.-221 е.
  112. C.B. Территориальные виды и региональные особенности службы практической психологии образования Кубани / C.B. Недбаева // Психология и школа. 2004. № 2. — С. 15−21.
  113. P.C. Психология. Словарь справочник: в 2 ч. Ч. 1. / P.C. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 433 с.
  114. Нормативно-правовые основы деятельности педагогов-психологов образования. / состав. Е. М. Полякова. Вологда, 1999. — 34 с.
  115. Л. Испытание правилами: нужна ли корпоративная культура образованию? / Л. Носова // Лидеры образования. 2004. — № 2. — С. 42—46.
  116. О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.89 № 247/18−21.
  117. Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. -М., 1995.-354 с.
  118. С.И. Словарь русского языка / Под ред. НЛО. Шведовой / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1985. — 797 с.
  119. В.А. Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя / В. А. Орлов // Психологическая наука и образование. -2003.-№ 4.-С. 97−105.
  120. В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? / В. Э. Пахальян // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 103−110.
  121. Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС, 2003. — 400 с.
  122. Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально -психологическая адаптация / Н. И. Петрова // Психологический журнал. -2003. Т.24. — № 3. — С. 116−120.
  123. A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности / A.B. Петровский. Ростов — н/Дону, 1996. — 512 с.
  124. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М., 1969. — 659 с.
  125. Положение о психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей сирот, оставшихся без попечения родителей // Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1990. — С. 252−257.
  126. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2002. — 672 с.
  127. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Сфера, 2000. 234 с.
  128. Пригожин А. И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. -М., 1995.-278 с.
  129. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Суханова, A.A. Деркача. М.: институт Практической психологии, 1998. — 688 с.
  130. Н.С. Методы активного профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М.: МОДЭК, 2003. — 400 с.
  131. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  132. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. J1.M. Митиной. М., 1998. — 235 с.
  133. Психология личности: тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер М., 1982. — 288 с.
  134. Психология и педагогика / Под ред. A.A. Радугина. М.: Центр, 2002. -256 с.
  135. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  136. Психология социальной работы / Под ред. М. А. Гулина. СПб.: Питер, 2004.-351 с.
  137. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / под общ. ред. JI.B. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
  138. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. A.A. Бодалева. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  139. Пятинин А. Э Психолог теоретизирующий практик и практикующий теоретик/ А. Э. Пятинин // Психологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 103−111.
  140. Рабочая книга практического психолога: пособ. для специалистов работающих с персоналом / Под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Институт Психотерапии, 2000. — 640 с.
  141. К.А. О психологии ученого и, частности о психологии ученого-психолога / К. А. Рамуль // Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 126−135.
  142. A.A. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т.2. / A.A. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1995. — 354 с.
  143. A.A. Практическая психодиагностика личности / A.A. Реан. -СПб.: СПбГУ, 2001. 224 с.
  144. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ./общ. ред. Е. И. Исениной / K.P. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  145. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» / О. Н. Родина // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 1996. — № 3. — С. 60−67.
  146. О.Н. Как психологи выбирают профессию / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 2002. — № 3. — С. 52−65.
  147. О.Н. Особенности адаптации начинающих психологов / Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 2001. — № 3. — С. 25−35.
  148. Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования / Л. Я. Рубина. 1996. — № 6. — С. 63−76.
  149. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001.-578 с.
  150. В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы /В.В. Рубцов // Вопросы психологии. 2003. -№ 6. — С. 32−40.
  151. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. М.: ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  152. Г. Компетентности и их классификации / Г. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−144.
  153. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ./ Г. Селье. М.: Прогресс, 1982.-301 с.
  154. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / И. Н. Семенов. М.: МОДЭК, 2000. — 64 с.
  155. Е.А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа / Е. А. Семенова // Психологическая наука и образование. 2000. — № 4. -С. 41−52.
  156. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  157. В.Д. Профессиональное самоопределение школьников / В. Д. Симоненко, Т. Б. Суровицкая, Е. Д. Волохова. Брянск, 1995. — 100 с.
  158. B.B. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации учащихся профтехучилищ / В. В. Синявский. Киев: Высшая школа, 1985.-с. 87.
  159. Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов / Н. Е. Синякова // Психология и школа. 2002. — № 4. — С. 6163.
  160. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С. 81−88.
  161. В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  162. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997. — 800 с.
  163. Э.А. Основы теории организации / Э. А. Смирнов. М., 2000. -255 с.
  164. Современная психология: справочное руководство / Под ред. A.B. Петровского. М.: ИНФРА-М, 1999. — 688 с.
  165. Т. Организационная культура и климат: взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании / Т. Соломанидина, В. Кишеня // Управление персоналом. 2005. — № 4. — С. 55−57.
  166. С.Ю. Рефлексивно-управленческий подход к подготовке управленческих кадров / С. Ю. Степанов, Е. П. Варламов // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 60−68.
  167. С.Ю. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы / С. Ю. Степанов, С. Н. Маслов, Е. А. Яблокова. Вып. 1. — М., 1993. — 103 с.
  168. К. Успешный психолог: миф или реальность / К. Степанова // Психологическая газета. 2003. февр. — № 2. — С. 18−20.
  169. М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы / М. А. Степанова // Вопросы психологии. 2004. -№ 4.-С. 91−101.
  170. М.А. Психология в образовании: психолого педагогическое взаимодействие / М. А. Степанова // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С. 76−83.
  171. A.B. Информационный подход к психической адаптации человека: педагогический и этнический аспекты / A.B. Сухарев // Журнал прикладной психологии. 1998. — № 5. — С. 4−14.
  172. .М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Б. М. Теплов. М.: Просвещение, 1967. — 453 с.
  173. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: Просвещение. 1980. — 232 с.
  174. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М., 1999. — 564 с.
  175. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1999.-512 с.
  176. В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. М.: ВАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.
  177. K.M. Подготовка управленческих кадров образования / K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 1998. 171 с.
  178. K.M. Ресурсы управления школой / K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 2000. — 142 с.
  179. K.M. Управление школьной организацией: управленческие и человеческие ресурсы / K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 1995. — 128 с.
  180. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегород-цева. М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  181. Философский словарь / Под. ред. Фролова И. Т. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  182. А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72−83.
  183. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  184. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. — 368 с.
  185. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М., 1998. — 448 с.
  186. Л.М. О концепции школьной психологической службы / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 97−106.
  187. H.A. Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательном учреждении / H.A. Хаймовская, Т. В. Ветер // Психологическая наука и образование. 2003. — № 3. — С. 21−25.
  188. X. Мотивация и деятельность: в 2 т. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — 524 с.
  189. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
  190. Т.И. О профессиональном осмыслении психологами своей профессиональной позиции по отношению к педагогической практике / Т. И. Чирикова // Психологическая наука и образование. 2003. — № 2. — С. 23−34
  191. Е. На то и министерство, чтобы психологов поддерживать / Е. Чепурных // Учительская газета. 2004. — № 6. — С. 30.
  192. А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе: автореф. дис. канд. пс. наук. / Шарапов А. О. М., 2003. — 24 с.
  193. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  194. Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Р/на Д., 1999. — 544 с.
  195. И.Б. Моделирование профессиональной подготовки педагога-психолога / И. Б. Шуванов // Ярославский педагогический вестник. 2004. -№ 1−2. — С. 89−94.
  196. Юнг К. Г. Становление личности // Личность в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / общ. ред. Ю. А. Гиппенрейтер. М., 1994. — 201 с.
  197. И.А. Социальная технология адаптации / И. А. Юрасов // Управление персоналом. 2004. — № 11−12. — С. 65−69.
  198. Я работаю психологом / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1999. -256 с.
  199. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 1997. — 416 с.
  200. А. (1970) Motivation and personality. Rev. Ed. New York: Harper and Row.
  201. May R. (1994) The courage to create. New York, London: W.W. Norton & Company, Inc.
  202. McLean A., Marshall J. (1993) Intervening in cultures, working paper. University of Bath.
  203. C.R. (1961) On becoming a person: a therapist’s view of psych otherapist. Boston: Houghten Mifflin.
  204. W. (1981) Theory «Z»: Haw American Bussiness can meet the Japanese challenge. Reading, MA.: Addison-Wesly.
  205. E.H. (1985) Organization Culture and Leadership. San Francisco: Jossey Bass.
  206. ОПРОСНИК СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд)
  207. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  208. Нет желания раскрываться перед другими.
  209. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  210. Предъявляет к себе высокие требования.
  211. Часто ругает себя за сделанное,
  212. Часто чувствует себя униженным.
  213. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  214. Свои обещания выполняет всегда
  215. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  216. Человек сдержанный, замкнутый- держится ото всех чуть в стороне.
  217. В своих неудачах винит себя.
  218. Человек ответственный- на него можно положиться
  219. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  220. На многое смотрит глазами сверстников.
  221. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  222. Собственных убеждений и правил не хватает.
  223. Любит мечтать иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  224. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  225. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе- самоконтроль для него не проблема.
  226. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  227. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе- занят собой.
  228. Люди, как правило, ему нравятся.
  229. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает
  230. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  231. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  232. С окружающими обычно ладит.
  233. Всего труднее бороться с самим собой.
  234. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  235. В душе оптимист, верит в лучшее.
  236. Человек неподатливый, упрямый- таких называют трудными.
  237. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  238. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  239. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
  240. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось 5ы ни с кем делиться.
  241. Человек с привлекательной внешностью.
  242. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  243. Приняв решение, следует ему.
  244. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  245. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя — будто не в чем.
  246. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.41. Всем доволен.
  247. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  248. Чувствует вялость- все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.44. Уравновешен, спокоен.
  249. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  250. Часто чувствует себя обиженным.
  251. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.48. Бывает, что сплетничает.
  252. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  253. Довольно трудно быть самим собой.
  254. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  255. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом не от мира
  256. Человек терпимый к людям и принимает таким, каков он есть.
  257. Старается не думать о своих проблемах.
  258. Считает себя интересным человеком привлекательным как личность, заметным.
  259. Человек стеснительный, легко тушуется.
  260. Обязательно нужно напоминать, подталкивать бы довел дело до конца.
  261. В душе чувствует превосходство над другими.
  262. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил- индивидуальность, свое Я.
  263. Боится того, что подумают о нем другие.
  264. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  265. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  266. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  267. Пасует перед трудностями и ситуациями, грозят осложнениями.
  268. Себя просто недостаточно ценит.
  269. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  270. Относится к себе в целом хорошо.
  271. Человек настойчивый, напористый- ему всегда I настоять на своем.
  272. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
  273. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  274. Пребывает в растерянности, все спуталось, смешалось у него.72. Доволен собой.73. Невезучий.
  275. Человек приятный, располагающий к себе.
  276. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  277. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  278. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг — не получится.
  279. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.79. Умеет упорно работать.
  280. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  281. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  282. Всегда говорит только правду.
  283. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  284. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно, как следует настоять, и тогда он уступит.
  285. Чувствует неуверенность в себе.
  286. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  287. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  288. Человек толковый, любит размышлять.
  289. Иной раз любит прихвастнуть.
  290. Принимает решения и тут же их меняет- презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  291. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.92. Никогда не опаздывает.
  292. Испытывает ощущение скованности, внутренней Несвободы.94. Выделяется среди других.
  293. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  294. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  295. Общительный, открытый человек- легко сходится с людьми
  296. Силы и способности вполне соответствуют задачам, которые приходится решать- со всем может справиться.
  297. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  298. Беспокоится, что лица противоположного слишком занимают мысли.
  299. Ключ опросника СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд)
  300. Показатели Номера высказываний Нормы
  301. А Адаптивность 4,5,9,12,15,19,22,23,26,27,29,33,35,37,41,44,47, 51,53,55,61,63,67,72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,9 8 (68−170) 68−136
  302. Б Дезадаптивность 2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,42,43,49,50,54,56, 59,60,62, 64,69,71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100 (68−170) 68−136
  303. А Лживость 34,45,48,81,89 (18−45)1. Б 8,82,92,101 18−36
  304. А Принятие себя 33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96 (22−52) 22−42
  305. Б Непринятие себя 7,59,62,65,90,95,99 (14−35) 14−28
  306. А Принятие других 9,14,22,26,53,97 (12−30) 12−24
  307. Б Непринятие других 2,10,21,28,40,60,76 (14−35) 14−28
  308. А Эмоциональный комфорт 23,29,30,41,44,47,78 (14−35) 14−28
  309. Б Эмоциональный дискомфорт 6,42,43,49,50,83,85 (14−35) 14−28
  310. А Внутренний контроль 4,5,11,12,19,27,37,51,63,68,79,91,98 (26−65) 26−52
  311. Б Внешний контроль 25,36,52,57,70,71,73,77 (18−45) 18−36
  312. А Доминирование 58,61,66 (6−15) 6−12
  313. Б Ведомость 16,32,38,69,84,87 (12−30) 12−24
  314. Эскапизм (уход от проблем) 17,18,54,64,86 (10−25) 10−20
  315. Бланк ответов для педагогов-психологов1. Уважаемый коллега!
  316. Позиция психолога вОУ: Отношения психолога с администрацией: Отношения психолога с педагогическим коллективом: Работа психолога в ОУ: Профессиональные перспективы психолога в образовании: Отношения психолога с коллегами (психологами):
  317. Варианты ответов, выберите тот, который отражает Ваше мнение (в ячейке поставьте плюс)
  318. Кот Леопольд Моська и слон Свой среди своих Переливание из пустого в порожнее Вилами на воде написано Персонажи сказки «Репка»
  319. Иванушка-дурачок Иисус и люди Чужой среди своих Путешествие Емели на печи Ясное светлое будущее Басня С. Крылова «Лебедь, рак и щука»
  320. Волшебница Лошадь и всадник Белая ворона Работник Балда («Сказка о попе и его работнике Балде») Болото Яблоки с одной яблони
  321. Палочка-выручалочка Маленький принц и роза Другое (написать) Золушка Другое Другое
  322. Кот в сапогах Другое (написать) Другое (написать)1. Другое (написать) 2 блок: представлен незаконченными предложениями, которые необходимо продол~ жить своим вариантом1. Психолог-это.2. Психолог должен.3. Психолог имеет право.
  323. Психолога отличает от других специалистов
  324. Самое важное для психолога.3 блок: предполагает ранжирование основных направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.
  325. Направления работы психолога 1 столбик 2 столбик
  326. Психологическое просвещение администрации, педагогов, родителей, детей повышение психологической культуры, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
  327. Психологическая диагностика выявление причин возникновения трудностей в обучении и развитии, сильных сторон ребенка, профессиональных интересов и склонностей, выявление одаренных детей и т. п.
  328. Психологическая коррекции направлена на работу психолога с детьми «группы риска», на устранение отклонений в психическом развитии ребенка
  329. Образовательное учреждение
  330. Стаж работы в данном учреждении
  331. Стаж работы по специальности (год, месяц)1. Возраст1. Образование
  332. Название вуза, год окончания
  333. Квалификационная категория
  334. Спасибо за сотрудничество!
Заполнить форму текущей работой