Отбор, основанный на сомнительных критериях профпригодности
Ориентация на сомнительные критерии в той или иной степени проявляется во многих системах отбора, например, даже в первых вариантах ЕГЭ, вызвавших много негативных оценок в психолого-педагогической среде. Но реально многим людям приходится участвовать в этих системах. Кто-то вынужден проходить такой сомнительный «отбор», а кому-то приходится вынужденно быть экзаменатором или психодиагностом… Читать ещё >
Отбор, основанный на сомнительных критериях профпригодности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы отмечаем такую парадигму лишь как одну из возможных, но при этом все же существующую в реальности. Здесь в основе лежит ориентация на качества претендента, которые не имеют прямого отношения к работе, а часто — мешающие работе, например, готовность к склокам, интригам, умение льстить и угождать начальству, «производить впечатление» на коллег, заказчиков и клиентов, готовность участвовать в коррупционных схемах и т. п. Также можно выделить такие качества, как умение правильно вести себя на корпоративных мероприятиях (рассказывать анекдоты, произносить «правильные» тосты, радовать важных людей организации своими песнями, плясками, а то и шутовством). К этому можно добавить готовность работника или претендента ради успешной карьеры идти на сделку с совестью (умело «разводить» клиентов на ненужные услуги по завышенным расценкам, быть доносчиком, заказным скандалистом или сожителем любвеобильных начальников).
Особо следует выделить готовность претендента к самопрезентации во время собеседований при приеме на работу, в разговорах с руководителем о повышении зарплаты и т. п. Заметим, что некоторые руководители особо ценят работников, которые умеют «постоять за себя», «выгодно себя продать», и часто идут им навстречу. Еще в середине прошлого столетия Э. Фромм с сожалением писал о том, что ценность самого труда уступает место ценности «продажи труда» на рынке личностей (Фромм, 1990, с. 75—77).
Ориентация на сомнительные критерии в той или иной степени проявляется во многих системах отбора, например, даже в первых вариантах ЕГЭ, вызвавших много негативных оценок в психолого-педагогической среде. Но реально многим людям приходится участвовать в этих системах. Кто-то вынужден проходить такой сомнительный «отбор», а кому-то приходится вынужденно быть экзаменатором или психодиагностом, иначе он будет просто уволен из школы, вуза или организации. Для первых важно отбросить внешнее негодование и, даже понимая глупость такого отбора, все же подготовиться к нему и успешно пройти. Еще Е. А. Климов часто говорил на своих лекциях на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, что «нечего на время пенять, в любую эпоху можно прожить достойную жизнь». Развивая эту мысль, можно сказать, что в жизни еще часто придется преодолевать себя и идти на разумные внутренние компромиссы (в чем-то уступая бездарностям и проходимцам) ради достижения действительно высоких целей (см. подробнее гл. 6). Вынужденным экзаменаторам, понимающим сомнительность многих систем отбора, можно посоветовать лишь одно: по возможности минимизировать вред от бестолкового профотбора и тестирования, если, конечно, совсем нет шансов что-то изменить к лучшему.