Закономерности трансформации и механизм повышения эффективности услуг автотранспорта общего пользования в регионе: На материалах Ставропольского края
Какой-либо дефицит может быть покрыт посредством блага лишь в случае, если оно обладает важнейшей критической характеристикойполезностью, которая, следовательно, становится главным мерилом процесса производства. Для того, чтобы удовлетворять субъективные потребности, блага должны обладать совокупностью свойств, степень полезности которых соответствует критериям индивидуальных нужд. То есть… Читать ещё >
Содержание
- 1. Качество и конкурентоспособность в сфере услуг
- 1. 1. Качество и конкурентоспособность в экономике
- 1. 2. Услуги: общественная значимость и дифференцированность ^
- 2. Транспортный комплекс Ставропольского края в условиях транзи- 44 тивной экономики
- 2. 1. Индикативная оценка уровня и использования общественного 44 автотранспорта в регионах ЮФО РФ
- 2. 2. Транспортный комплекс Ставропольского края: состояние исполь- 60 зования и развитие
- 3. Направления повышения эффективности услуг пассажирского автотранспорта в муниципальном образовании
- 3. 1. «Автоколонна 1721» и ее роль в системе пассажирских автопере- 89 возок города Кисловодска
- 3. 2. Инновационное обновление автопарка и результативность произ- ЮЗ водственной деятельности
Закономерности трансформации и механизм повышения эффективности услуг автотранспорта общего пользования в регионе: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современных условиях во многих развитых странах качество рассматривается как важнейший стратегический императив, следование которому, при непрерывном возрастании личных, производственных и общественных потребностей, обеспечивает жизнеспособность экономических систем любого уровня хозяйствования, конкурентоспособность создаваемых ими благ. Для национальных экономик последний аспект во многом определяет перспективу выхода и устойчивого позиционирования на международных рынках. Для отдельных предприятийэто вопрос выживаемости и стабильного функционирования в будущем.
Соотношение высокого качества выпускаемой продукции с ценами, ориентирующимися на минимизацию себестоимости, является мерилом конкурентоспособности и эффективной деятельности субъектов хозяйствования, как в материальной, так и нематериальной сферах.
Среди причин, которые обуславливают необходимость обеспечения качества и повышения конкурентоспособности, выделяются ускорение темпов НТП, функциональное совершенствование услуг и конструкций выпускаемой продукции, то есть инновационно-инвестиционный аспект является также существенным стимулом активизации деятельности в области качества. ^ Возрастающая роль конкурентоспособности, качества и эффективности определяет и формирует проблемы общественного развития. Их решение требует конструирования целостной системы управления, охватывающей все экономические и социальные процессы в деятельности предприятий, прямо или косвенно влияющие на конечную продукцию (услуги), учитывающей всю совокупность внутренних и внешних воздействующих факторов, позволяющей сосредоточить усилия в нужном направлении.
Такие системы в отечественной практике хозяйствования только начинают формироваться. Действующие ранее, в условиях плановой экономики, известные системы управления качеством труда и продукции (хотя и имели ряд положительных сторон), в новых условиях хозяйствования демонстрируют свою ограниченность. Их основной целевой установкой являлось повышение качества воспроизводственного процесса, а вопросы инновационное&trade-, конкурентоспособности и эффективности имели второстепенное значение, не ставились, или рассматривались только с позиций указанной главной цели.
Представляется, что современные отечественные системы управления должны быть нацелены, в первую очередь, на потребителя, вбирать в себя весь положительный опыт, как отечественных, так и зарубежных систем и, с учетом нарастания процессов интеграции в мировое сообщество, ориентироваться на международные стандарты. Только на основе такого подхода к управлению качеством и эффективностью предприятие может выжить в условиях конкуренции и развиваться в будущем. Комбинация факторов инновационности, качества и эффективности, как необходимых условий конкурентоспособности, является базисной системой устойчивого развития субъектов хозяйствования мезои макроэкономических систем.
Степень изученности проблемы. В экономической литературе за последние годы активизировалось исследование сферы услуг. Вопросы сущности и реформирования отраслей и организаций этой сферы (в том числе транспортного комплекса), оценки и повышения качества и конкурентоспособности рассматривались в работах Анисимова А., Альберта М., Басовского Л., Гальперина В., Гудкова В., Гукасьяна Г., Зайцева Н., Ильенковой С., Кизима А., Мазикина Ю., Мазура И., Мескана М., Миротина Л., Мишина В., Морозовой Т., Никитина В., Огвоздина Ю., Осипова Ю., Пирогова В., Побединой М., Поляка Г., Протасьева В., Розовой Н., Семенова М., Сидоровича А., Сюткина Г., Хедоури Ф., Шапиро В. и др.
Проблемы управления инновациями и инвестиционной деятельностью, оценки эффективности инвестиционных проектов нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, в том числе Бишенова А., Бланка А., Богатина Ю., Бочарова В., Быстрякова А., Виленского П., Власовой В., Вольского А., Декранова Б., Журавковой И., Иванова Г., Иванченко В.,.
Кардаша В., Крутика А.} Крылова Э., Лившица В., Марголина А., Никольской Е., Смоляка А., Стешина А., Токаевой О. и др.
Следствием этих разработок явилось обоснование сущности и структурных элементов сферы услуг, оценки качества и конкурентоспособности, активизации инвестиционной деятельности. Вместе с тем, недостаточная изученность совокупности этих проблем и направлений повышения эффективности сферы услуг применительно к региональной экономике и ее социально-экономическим подсистемам (тем более в транспортном комплексе) обуславливает необходимость и значимость дальнейших исследований.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение закономерностей трансформаций и обоснование механизма повышения эффективности услуг автотранспорта общего пользования в регионе.
Цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
— исследования сущности и взаимосвязей экономических категорий качества, конкурентоспособности, инвестиционной деятельности и эффективности в сфере услуг;
— изучения классификационных группировок отраслей национальной экономики, общественной значимости и дифференцированности услуг, их конкурентоспособности и исключаемости;
— исследования уровней, структуры и использования автотранспорта региона (на примере Ставропольского края) в системе субъектов федерации Южного Федерального Округа;
— индикативного анализа состояния и развития транспортного комплекса в муниципальных образованиях региона;
— разработки и реализации инвестиционного проекта расширенного воспроизводства основных фондов в автотранспортной экономической системе;
— обоснования и внедрения методики управления изменениями и повышения эффективности услуг пассажирского автотранспортного предприятия.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с реформированием автотранспорта общего пользования, повышением эффективности услуг и деятельности отрасли в региональной экономической системе. Объектом исследования является транспортный комплекс Ставропольского края и его муниципальных образований.
Теоретическая база исследования. Методологической основой диссертационной работы являются труды современных российских и зарубежных ученых по сфере услуг, экономике и организации транспорта, активизации инвестиционной деятельности, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Ставропольского края. В ходе исследования использовались материалы органов государственной статистики, а также собственные расчеты автора.
Диссертационная работа выполнена в п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем», п. 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах», п. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 15.109 «Механизм повышения эффективности и качества услуг», п. 15.115 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» паспорта специальностей — специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, сфера услуг)».
Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приемы экономических исследований: сравнительный, монографический, индексный, группировок, графический, расчетно-конструктивный, корреляционно-регрессионный, экспериментальный.
Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к формированию организационно-экономического механизма повышения эффективности услуг автотранспорта общего пользования в регионе. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:
— дополнительно аргументированы взаимосвязи категорий потребности, качества и конкурентоспособностипредложена концептуальная модель управления качеством и эффективностью услуг с учетом обоснования принципов (продуктового подхода, интегративности, плановости, модульности, системности, мобильности, упреждаемости), функциональных и структурных элементов системы организации эффективной деятельности;
— предложена и обоснована система регрессионных моделей закономерностей и факторов развития транспортного комплекса региона в системе субъектов федерального округа РФ (уровня и эффективности инвестиций с учетом живого труда и основных фондовудельных пассажирских перевозок и пассажирооборота), муниципальных образований региона (пробега, пассажирских перевозок и пассажирооборота, доходов и удельной себестоимости перевозок в автотранспортных предприятиях);
— предложена методика ситуационного анализа состояния и развития транспортного комплекса региона в системе субъектов Федерального Округа, позволяющая исследовать имеющиеся условия (в том числе плотности и качества автомобильных дорог, обеспеченности населения транспортом), потенциал, уровни и структуру перевозок, различия удельных пассажирских перевозок и душевого пассажирооборота, уровень и эффективность инвестиционной деятельности;
— обоснованы закономерности трансформаций уровня, структуры и использования автотранспорта общего пользования в муниципальных образованиях региона, взаимосвязи условий и эффективности грузовых и пассажирских автоперевозок, направления повышения эффективности услуг и производственной деятельности предприятий;
— разработаны и реализованы методика и алгоритм управления изменениями в автотранспортном предприятии, позволяющие осуществить индикативное планирование и мониторинг социально-экономической деятельности, минимизировать издержки, повышать доходность и улучшать предоставление услуг.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепций развития транспортных комплексов в регионах, программ формирования, функционирования и повышения эффективности структурных элементов транспорта общего пользования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационной работы обсуждались на международных и всероссийских конференциях и семинарах в городах Нью-Йорке (май 1996 г.), Барселоне (октябрь 2001 г.), Мюнхене (май 2001 г.), Сочи (1994 — 2003 гг.), Пятигорске (2003 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Транспортная стратегия России» (Москва, декабрь 2003 г.).
Основные положения диссертации использованы министерством транспорта Ставропольского края, включены в комплексную программу развития транспортного комплекса региона.
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 научных работ общим объёмом 5,5 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений.
Выводы и предложения.
1. Высокий динамизм развития общественного производства неоднократно возвращает научную мысль к анализу его движущих сил, мотивов и факторов, которые сами по себе трансформируемы во времени. То есть они могут возникать, возрастать, дифференцироваться, углубляться, исчезать и вновь возникать. В этом процессе существуют свои закономерности, знание которых позволяет предвидеть возможное воздействие этих факторов (степень и результаты) как на процессы производства, так и на экономическую систему в целом.
Потребность — одна из уникальных категорий, которая одновременно является движущей силой (так как для ее удовлетворения возникает необходимость создания и последующего воспроизводства потребляемых благ), мотивом (порождающим у субъектов экономические интересы и побуждающим их к активной деятельности) и объективным фактором (существование и изменение которого не может игнорироваться), прямо влияющими на состояние и развитие экономических систем.
2. Какой-либо дефицит может быть покрыт посредством блага лишь в случае, если оно обладает важнейшей критической характеристикойполезностью, которая, следовательно, становится главным мерилом процесса производства. Для того, чтобы удовлетворять субъективные потребности, блага должны обладать совокупностью свойств, степень полезности которых соответствует критериям индивидуальных нужд. То есть, качественная определенность свойств благ становится главным условием их потребления. Качество — это самая весомая составляющая конкурентоспособности, которая, в свою очередь, обуславливает возможность присутствия и дальнейшего продвижения на рынке любого блага (товара, продукта, услуги). Не случайно, сегодня качество называют «всемирным полем конкуренции».
3. Решение любой крупной экономической проблемы, какой и является проблема повышения качества и конкурентоспособности, невозможно без создания и функционирования эффективной системы управления, позволяющей сосредоточить усилия в нужном направлении, объединить имеющийся потенциал, оптимально распределить ресурсы и т. д.
Современные системы управления качеством и эффективностью постепенно переходят из разряда комплексных в категорию тотальных (всеобщих). Считается, что вторые, в отличие от первых, предполагают не только управление с целью выполнения определенных требований, но еще и управление этими требованиями, а также целевыми установками.
4. В настоящее время идут дискуссии о том, что эволюция менеджмента вступает в новую фазу, которую называют фазой «качества среды». Это связано с усилением внимания в рассматриваемых системах к составляющим среды (в том числе к экологии), ее субъектам (не только к потребителям, но и к работникам предприятий, акционерам, поставщикам, ко всему обществу в целом).
В системе обозначенных проблем основными являются следующие: российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной и технологической структурах (иногда необходима смена номенклатуры создаваемой и производимой продукции) — доминирующую ответственность за качество на российских предприятиях имеют исполнители, тогда как в зарубежных системах управления (это декларируется и в стандартах ИСО 9000) ситуация обратная — более чем за 85% проблем качества отвечает менеджмент предприятиянеобходима трансформация культурных основ и традиций российской промышленности и сферы услуг, которые основаны большей частью на репрессивном менеджменте и поиске виноватых (здесь важно установление приоритета силы правил, а не права силы) — в целом, российский менеджмент нуждается в пересмотре общей корпоративной культуры, стилей и методов руководства.
5. Синтезируя структурные элементы, функции и подходы, представленные в предыдущих моделях управления, а также учитывая совокупность выделенных принципов, можно сформулировать обобщенную модель управления качеством и эффективностью. Предложенная концептуальная модель отражает полный цикл управления на отдельном предприятии и включает в себя принципы, критические характеристики, функциональные и структурные элементы, которые в совокупности обеспечивают достижение заданного уровня качества и повышение эффективности.
6. Услуги являются одним из специфических видов неприродных благ. Их особенность в том, что они позволяют удовлетворять как материальные, так и нематериальные потребности общества. Именно поэтому их часто относят как к сфере материального, так и нематериального производства. По мнению автора, в соответствующей классификационной группировке необходимо уточнение следующего плана: «к сфере услуг относят — транспорт и связь, торговлю и заготовки, общественное питание, образование и науку, культуру и искусство, оборону, управлениев том числе все услуги общественного характера, удовлетворение которых гарантируется Конституцией и другими законодательными актами, финансируемые за счет общегосударственных ресурсов».
7. Услуги, как экономические блага, обладают рядом характеристик, позволяющих вычленять из всей совокупности услуг отдельные классификационные группы. Такими критериями являются конкурентоспособность и исключаемость.
Очевидно, что конкурентные и исключаемые услуги максимально приспособлены для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому такие услуги определяются как частные.
В отличие от частных услуг, стремящихся к наивысшему уровню конкурентности и исключаемости, общественными являются услуги, которые сочетают в себе низкую конкурентность в пользовании с невысокой (возможно нулевой) исключаемостью для других экономических субъектов.
8. В случаях, когда услуга по своим потребительским характеристикам не может быть абсолютно исключаемой, она осуществляется одновременно и в частном и в государственном секторе. Экономическая основа услуг данного типа, которые можно назвать условно-общественными, определяется совокупностью затрат (в государственном секторе покрываемых за счет налогов) и уровнем их экономической полезности, с учетом ограниченности и качества услуг, насыщения потребности в них.
9. Одним из важнейших элементов инфраструктуры любой национальной экономики является транспортная система, от масштабов, доступности и качества услуг которой во многом зависит уровень социально-экономического состояния и развития. Транспортный комплекс осуществляет как производственную функцию посредством грузоперевозок (обслуживая отрасли, производящие и реализующие материальные ценности), так и социальную путём обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках. Основой его функционирования является баланс между общественной доступностью осуществляемых услуг (на основе тарифно-ценового регулирования) и частной исключаемостью соответствующих услуг в рамках сочетания частного предпринимательства и государственного регулирования.
10. Системный кризис, наблюдавшийся в экономике России в 90-е годы прошлого века, существенно сказался на уровне и развитии транспортной системы страны и регионов. По Российской Федерации кризисным годом в грузовых перевозках был 1998 г., в пассажирских -1999г., после которых наблюдается стабилизация или рост объёмов перевозок, особенно, грузовых, в связи с развитием реального сектора экономики. В Ставропольском крае, начиная с 1997 г., в целом также наблюдается позитивная динамика в перевозке грузов транспортом общего пользования. Иная ситуация характерна для пассажирских перевозок, где, после дефолта 1998 г., продолжается уменьшение объёмов перевозки пассажиров (в 2002 г., по сравнению с 1998 г., на 30%), прежде всего, в связи с низким жизненным уровнем населения.
11. Результат транспортного обслуживания реального сектора экономики и населения имеет двойственную природу. С позиций потребителей он характеризует уровень обеспечения имеющихся потребностей, тогда как для транспортной системы — это валовая добавленная стоимость, доходы транспортных организаций.
Факторами хозяйственной деятельности транспортных экономических систем являются прежде всего, материально-техническая база (основные фонды), оборотные средства и производственные издержки, живой труд (с учетом его использования), инвестиции. Об этом свидетельствует регрессионный анализ, проведенный по регионам Южного Федерального округа за 2000 г.
Судя по коэффициентам регрессии, в транспортном комплексе регионов Южного Федерального округа с увеличением инвестиций на 1 рубль валовой региональный продукт увеличивается на 0,409 руб. Итоговые расчеты показывают, что по ЮФО вложения в основной капитал (по транспорту) окупаются за 2,5 года в отличие от 11,4 лет в среднем по РФ.
Существенно выше в Южном Федеральном округе и фондоотдача по ВРП, составляющая 0,051 руб./руб. при 0,022 руб./руб. в среднем по России. Таким образом, основные фонды окупаются валовой добавленной стоимостью в транспортном комплексе ЮФО примерно за 20 лет.
12. Для сравнительной оценки, с позиций душевых перевозок, рассчитаны по регионам ЮФО показатели перевозки пассажиров автобусами общего пользования и пассажирооборота в расчете на одного жителя. Количественный анализ показывает причины имеющихся различий, ибо объемы удельных пассажирских перевозок и душевого пассажирооборота являются вероятностной функцией от ряда социально-экономических факторов, включающих уровень социально-экономического развития регионов (о котором можно судить по душевому размеру ВРП), уровень и качество автомобильных дорог (густота дорог, км./тыс. км), жизненный уровень населения (душевые доходы, руб./чел.).
Расчеты показали, что с позиций размеров перевозки пассажиров на первом месте по удельному весу (в системе анализируемых факторов) находится показатель жизненного уровня населения (44,8%), далее душевые размеры ВРП (33,6%) и густота качественных дорог (21,6%). Несколько иная ситуация наблюдается по пассажирообороту, где большую значимость имеет фактор социально-экономического развития регионов (40,4%), тогда как удельный вес доходов населения составляет 34,1%, а душевого ВРП — 25,5%.
13. С увеличением ВРП на 1000 руб. в расчете на человека количество перевозок увеличивается на 2,2 поездки в расчете на тысячу жителей. Каждая тысяча рублей ВРП обеспечивает прирост пассажирооборота на 17 пас.-км./чел. Улучшение плотности автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 км. в расчете на тысячу км территории обуславливает увеличение объемов перевозок на 0,238 чел./тыс. жителей. Соответствующий прирост пассажирооборота составляет 1,808 пас.-км./чел. Весьма значим фактор душевых доходов населения, каждый рубль которых определяет увеличение пассажирских перевозок в расчете на тысячу жителей на 0,048 поездок, соответственно, пассажирооборота на 0,235 пас.-км./чел.
Во многом причинами различной динамики грузовых и пассажирских перевозок являются наличие и структура подвижного состава. Начиная с 2000 г., наблюдается увеличение парка грузовых автомобилей (прежде всего за счёт собственности граждан).
Иная ситуация характерна для автобусов общего пользования, количество которых последовательно снижается. Существенное сокращение автотранспорта общего пользования на фоне значительного увеличения легковых автомобилей в собственности граждан и обуславливает уменьшение объёмов пассажирских перевозок.
Важным фактором, во многом также определяющим недостаточные уровни грузопотоков и снижение пассажирооборота, является возрастная структура подвижного состава, по всем категориям которого наблюдается негативная тенденция увеличения удельного веса технических средств с рабочим возрастом свыше 10 лет.
15. Анализ группировок характеризует закономерности трансформаций, а также систему факторов повышения окупаемости затрат: количество и грузоподъёмность автомобилей, то есть концентрация средств производстваобъёмы перевозки грузов и грузооборот, то есть масштабы производственной деятельностиинтенсивность производства (уровень и структура затрат) — соотношение различных видов перевозок. На этом фоне наблюдается опрежающее снижение удельной себестоимости 10 т.-км по сравнению с уменьшением соответствующей доходной ставки.
Базовыми факторами таких различий также являются технико-технологические показатели: увеличение выпуска на линию при снижении простоев исправных автомобилей, рост среднесуточной продолжительности работы и более высокая грузоподъёмность автомобилей.
16. Анализ различных видов перевозок показал, что доходными являются пригородные (где в среднем на рубль затрат получено 1,08 руб дохода), тогда как внутригородские и междугородние перевозки в основном убыточны.
Как по общему количеству пассажиров, так и при перевозках внутригородским и пригородным транспортом наблюдается другая закономерность. По мере увеличения количества пассажиров и соответствующего пассажирооборота окупаемость затрат снижается. Это объясняется, прежде всего, различной долей льготных пассажиров: большей внутри города и в пригородном сообщении, по существу отсутствием их в междугородних перевозках.
17. В диссертации, на основе обобщения литературных источников, сформирована система принципов и условий, показателей уровня и качества пассажирских перевозок, включающая характеристики густоты и качества дорог, состояния технических средств (комфортности, удобства, надежности, безопасности, безаварийности, экономичности) и маршрутной обеспеченности (количества-, протяженности, регулярности движения).
18. Проведенные исследования свидетельствуют о многофакторном характере размеров пробега. Увеличение этого показателя связано с рядом технико-технологических и организационных признаков. Во-первых, увеличение количества авто-дней, в том числе, доли рабочих, позитивно сказывается на объёмах пробега. Во-вторых, важным фактором увеличения пробега является время пребывания автобусов в наряде с учётом среднесуточной продолжительности работы. В третьих, техническое состояние и исправность автобусов сказываются на анализируемом объёмном показателе, ибо больший километраж связан как с ростом доли выпущенных автобусов на линию, так и уменьшением удельного веса простоев.
19. Большие размеры пробега характерны для Ставрополя и Кисловодска с приоритетом последнего как по показателям использования автобусов, так и пробегу в расчёте на один час работы. Лучшие характеристики Кисловодска обусловлены функционированием «Автоколонны 1721», где выше доля пребывания автобусов в работе, коэффициенты технической готовности и выпуска на линию, среднесуточной продолжительности работы на фоне лучшей структуры используемых технических средств. Средняя пассажировместимость автобуса по автоколонне 1721 составляет 15,9 мест (свидетельствуя о значительной доле средних и микроавтобусов в автопарке), что значительно меньше не только по сравнению со Ставрополем, но и другими административными формированиями региона.
20. Значимым фактором эффективности пассажирских автоперевозок является их удельная себестоимость, ибо по мере её снижения уменьшаются и расценки. Расчеты позволили определить параметры регрессионных зависимостей удельной себестоимости пассажирских перевозок от объемов пассажирооборота при внутригородских, пригородных и междугородних перевозках.
Тесная связь между объемами пассажирооборота и удельной себестоимостью наблюдается по всем группировкам (как в целом, так и по отдельным видам сообщений), что позволяет говорить об устойчивой закономерности и необходимости её учёта в ценообразовании и организации автобусных перевозок в конкретных городах и районах Ставропольского края с учётом масштабов деятельности.
21. Необходимым условием повышения эффективности и качества услуг в пассажирском автотранспорте является инновационное обновление автопарка посредством введения в эксплуатацию более совершенной техники на основе инвестиционной деятельности транспортных предприятий.
ЗАО «Автоколонна 1721», являясь крупнейшим автотранспортным предприятием региона Кавказских Минеральных Вод, непрерывно обновляя автопарк, начиная с 2002 г. ввело в эксплуатацию автобусы UZOTOYOL М-24,9, более полно отвечающие требованиям комфортных городских перевозок, инвестиции в которые окупаются за 34 месяца, позволяя получить не только коммерческую, но также социальную и бюджетную эффективность.
Все это позволяет предприятию наращивать потенциал, улучшать качество пассажирских перевозок, удовлетворять потребности населения и отдыхающих курортного города, повышать эффективность производственной деятельности.
22. Замена микроавтобусов осуществляется каждые 4 года, возраст автопарка не превышает 5 лет. В условиях конкуренции Автоколонна 1721 осуществляет порядка 2/3 внутригородских перевозок.
Доход, даже с учетом задержек недостаточных дотаций городского бюджета, непрерывно увеличивается, с темпом роста за 2000;2003 гг. в размере 176%. Налоговые отчисления за это время возросли почти в два раза, заработная плата персонала — более чем в 2,6 раза.
23. Анализ, планирование и контроль издержек и доходов производственной деятельности в Автоколонне 1721 осуществляется в непрерывном скользящем режиме, поквартально, для чего разработана и реализована методика управления изменениями. На основании предложенного алгоритма с использованием поквартальной информации предыдущего года на первом этапе рассчитываются трендовые модели расходов.
Исходя из этого осуществляется прогноз издержек в разрезе категорий перевозок и поэлементно по кварталам планового периода. Так, на основании степенной модели затраты 1 квартала 2003 г. определены в размере 8432 тыс. руб. по маршрутным автобусам и 3314 тыс. руб. по льготным автобусам, всего 11 746 тыс. руб. Фактические расходы составили 11 908 тыс. руб. (разница 1,4%).
На втором этапе, с учетом исходных ретроспективных данных, определяются регрессионные модели зависимости доходов от издержек производства, на основании которых посредством использования прогнозных затрат, осуществляется планирование выручки пр категориям перевозок и в целом. На 1 квартал 2003 г. эти характеристики, соответственно, составили 8776, 3477 и 12 253 тыс. руб. (при фактических доходах 12 327 тыс. руб.).
24. Сущность третьего этапа заключается в непрерывном мониторинге доходов и расходов с определением отклонений, в том числе по причинам, принятием, при необходимости, соответствующих управленческих решений, в том числе по мотивации труда при сокращении затрат. Это позволяет минимизировать издержки исходя из уровня прогнозных заданий, повышать прибыльность производства.
25. Далее фактические данные отчетного квартала используются для скользящей корректировки показателей расходов и доходов 2−4 кварталов текущего года, с аналогичным алгоритмом расчетов и впоследствии в непрерывном поквартальном режиме.
Список литературы
- Абалкин JI. Назревшие перемены. // Вопросы экономики, 1998, № 6.
- Абрюмина М.С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2001.
- Анисимов А.П. Организация и планирование автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1982.
- Бабич A.M., Павлова JI.H. Государственные и муниципальные финансы. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Бабков А.Г., Касымов Ш. С., Федьков А. А. Отраслевая эффективность и отдача инвестиций в региональной экономике. М.: ЕвразХолдинг, 2003.
- Балабанов А.И., Балабанов Н. Т. Финансы СПБ: Питер.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Басовский JI. E, В. Б. Протасьев. Управление качеством. — М.: Инфра-М, 2001.
- Бишенов А.А. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью в регионе: промышленный комплекс. Автореф. докт.эк. наук.-Владикавказ: СКГТУ, 2002.
- Бланк А.И. Основы инвестиционного менеджмента, в 2-х т. Киев: Ника-Центр, 2001.
- Богатин Ю.В. Оценка эффективности производственного бизнеса и инвестиций.-Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.
- Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент.- С.-Пб: Питер, 2000.
- Вахрик П.И., Нипитой А. С. Финансы. М.: Маркетинг, 2002.
- Виленский П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк А. С. Оценка эффективности инвестиционных проектов.- М.: Дело, 2001.
- Вол М., Мартин Б. Анализ транспортных систем. Пер. с англ.-М.: Транспорт, 1989.
- Вольский А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость. // Экономист, 1999, № 4.
- Гаджинский М.А. Логистика М.: Дашков и К, 2003.
- Глазьев С.Ю. Теория технико-экономического развития. М.: Вла Дар, 1993.
- Глазьев С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. — М.: Наука, 1992.
- Грузинов В.П. и др. Экономика прежприятия. / Под ред. проф. Грузинова В. П. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
- Гудков В.А., Миротин Л. Б. Технология, организация и управление пассажирскими и автомобильными перевозками. / Под ред. Л. Б. Миротина. -М.: Транспорт, 1997.
- Гукасьян Г. М. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2003.
- Дегтеренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Экспертное бюро, 1997.
- Декранов Б.М. Инвестиционная привлекательность и развитие региональных и отраслевых экономических систем (на материалах регионов ЮФО и республики Калмыкия). Автореф. дис. канд. эк. наук. Кисловодск: КИЭП, 2002.
- Денисов А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией.-М.: Дело и Сервис, 2002.
- Долбня Н.В., Никитенко Н. Н. Оптимизация характеристик транспортного потока и параметров дорог.- Волгоград: ВолГУ, 2002.
- Доничев О.А., Самусева Р. Ф. Региональные проблемы формирования и регулирования воспроизводственных инвестиций. М.: Стройиздат, 1996.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2000
- Ендовицкий Д. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. —М.: Финансы и статистика, 2001.
- Зайцев JT.H. Экономика транспортного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Зайцев H.JI. Экономика промышленного предприятия: Учебник для ВУЗов. М.: Инфра-М., 1998.
- Иванов Г. И. Инвестиционный менеджмент. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
- Иванченко В. Инвестиции экономического роста (новая концепция).// Экономист, 1996, № 11.
- Инвестиции: Учебник/ Под ред. Ковалева В. В., Иванова В. В., Лялина В. А. -М.: Проспект, 2003.
- Инвестиционная деятельность России: условия, факторы, тенденции. М.: Госкомстат РФ, 2001, 2002 гг.
- Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1999−2000 годы. //Эксперт, 2000, № 41.
- Кардаш В.А. К вопросу о критериях экономической эффективности современных инвестиционных проектов. // Приложение к журналу «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки», 1999, № 1.
- Касымов Ш. Автоколонна — 1721.// Экономика Ставрополья, № 2, 2003.
- Касымов Ш. Мы идем вперед от цели к цели.// Эксперт Ставрополья, № 2, 2003.
- Касымов Ш. Правила игры уже есть.// Вестник автомобильного транспорта, № 1,2003.
- Касымов Ш. Я рискую и в этом вижу смысл жизни.// Эксперт Ставрополья, № 1,2003.
- Касымов Ш. С., Могилкина JI.B. Диагностика хозяйственно-финансовой деятельности автотранспортной организации. Кисловодск: КИЭП, 2003.
- Клейнер Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии безопасности. М.: Экономика, 1997.
- Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1997.
- Ковалев В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия М.: ООО «ТК Велби», 2002.
- Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2001/2003 годах. // Экономика и жизнь, № 51, 2002.
- Крутик А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. СПб.: Лань, 2000.
- Крушвиц Л. Инвестиционные расчёты. -СПб.: ПИТЕР, 2001.
- Крылов Э.И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2003, с.483−597.
- Куксов В. Дорогу осилит идущий./ Кавказская здравница, 22.02.2003.
- Курорты Ставрополья. Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2003.
- Маркова Т.А. Стратегия развития и повышения конкурентоспособности курортно-туристского комплекса региона (на материалах Краснодарского края). Дис. канд. эк. наук. Кисловодск: КИЭП, 2003.
- Мескан М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
- Мазикин Ю.Н., Пирогов В. И. Реформирование общественного пассажирского транспорта.-М.: ДеКА, 2001.
- Мазур И. И, Шапиро В. Д. Управление качеством. М.: Высшая школа, 2003.
- Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. / Под ред. проф. Горфинкеля В .Я, проф. Шандара В. А. М.: ЮНИТНИ-ДАНА, 2001.
- Марголин A.M., Быстряков А. Я. Экономическая оценка инвестиций. М.: ЭКМОС, 2001.
- Маршал Джон Ф., Бансал Випуи К. Финансовая инженерия. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Мишин В.М. Управление качеством. М.: Юнити-Дана, 2002.
- Морозова Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- На чём приедем в новую Россию?// Заседание Госсовета страны.-Труд-7, 30 октября 2003.
- Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:. Политика. Оценка. Формирование. Ресурсы. СПб.: Питер, 2002.
- О наличии и работе автомобильного транспорта по городам и районам края за 2002 г. — Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2003.
- О продукции автомобильного транспорта в 2002 году.- Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2003.
- Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. М.: Дело и сервис, 2002.
- Организация и планирование грузовых и автомобильных перевозок. / Под ред. И. А. Александрова. М.: Высшая школа, 1977.
- Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Учебник в трех томах. 1. — М.: МГУ, 1995.
- Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности РФ в 2000 г.- М.: Госкомстат РФ, 2001, с. З, 6−10.
- Петрова Е.В., Ганченко О. И., Кеваш А. И. Статистика транспорта. / Под ред. Ефимовой М. Р. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
- Прыкина JI.B. Экономический анализ предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. / Под. ред. Львова Д. С. М.: Экономика, 1999.
- Работа и спользование автотранспорта общего пользования в 2002 году. -Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2003.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.: Дашков и К, 2002.
- Регионы России: социально-экономические показатели.- М.: Госкомстат РФ, 2001, 2002.
- Реформирование городского пассажирского транспорта. М.: Трансинвест, 2002.
- Розова Н.К. Управление качеством. СПб: Питер, 2003.
- Российский статистический ежегодник.-М.: Госкомстат РФ, 2002.
- Савицкая Г. В, Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Новое знание, 2001.
- Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Семенов В.Ш., Боев И. В., Терехова С. А. и др. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Сертификация продукции и услуг в Российской Федерации. М: Современная экономика и право, 2002.
- Социально-экономическое положение Ставропольского края. Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2003.
- Ставропольский край и его регионы. — Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2002.
- Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: финансовый анализ инвестиционного проекта. М., 2000.
- Стешин А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: Статус-Кво, 2001.
- Сюткин Г. Н., Семенов М. Ю. Сертификация безопасности и качества услуг. М.: Дело и Сервис, 2003.
- Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. Гальперина В. М. — СПб.: Экономическая школа, 1993.
- Токаева О.Н. Мониторинг и инвестиционная активность предприятий региональной экономической системой. / Автореф. канд. дис. Кисловодск: КИЭП, 2002.
- Транспорт и логистика. Краснодар: КубГУ.
- Транспорт и связь в Ставропольском крае.- Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2003.
- Транспортная стратегия Российской Федерации. WWW
- Управление качеством продукции. Справочник./ Под ред. Бойцова В. В., Гличева А. В. М.: Издательство стандартов, 1985.
- Управление качеством. / Под ред. Ильенковой С. Д. М.: Юнити, 1998.
- Управление организацией (Поршнев А.Г., Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Турусин Ю. Д. и др.). М.: ИНФРА-М, 1999.
- Финансовый менеджмент. / Под ред. д.э.н., проф. Ковалевой A.M. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Финансы России. М.: Госкомстат РФ, 2002
- Финансы. Под ред. Ковалева В. Б. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-н/Д: Март, 2001.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С., Ниашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Шим Джей К., Смел Джоуэл Г. Финансовый менеджмент. М.: Филинъ, 1997.
- Экономика предприятия (фирмы). / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. М.: ИНФРА — М, 2002.
- Экономика предприятия. / Под ред. Платонова Д. И. М.: ПРИОР, 1999.
- Экономика предприятия. / Под ред. проф. Горфинкеля В. Я, проф. Шандара В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Экономика предприятия. / Под ред. Сафронова Н. И. М.: Юристъ, 1999.
- Экономическая статистика / Под ред. Иванова Ю. Н. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Экономическая теория / Под общ. ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Журавлевой Г. П., Тарасевича Л. С. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Экономическая теория / Под ред. Сидоровича А. В. М: Дело и сервис, 2001.
- Энергия колес. Пятигорск: МИЛ, 2003.
- Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы российской экономики). // Вопросы экономики, 2001, № 9.
- Удельный вес автомобильных дорог в общей протяженности автомобильныхдорог общего пользования.
- Регионы 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.1. С твердым покрытием, %
- Российская Федерация, млн. 87,9 90,1 89,6 89,8 90,2 90,7 91,1 91,3
- Южный Федеральный округ 87,9 91,6 91,8 91,7 92,4 92,8 93,2 93,7
- Республика Адыгея 99,9 100 100 100 100 100 100 100
- Республика Дагестан 96,3 97 94,2 93,6 93,4 93,7 92,7 92,8
- Республика Ингушетия 97,3 80,7 82,1 82,1 82,1 83,5 84,9 85,5
- Кабардино-Балкарская Республика 100 99 99 92,3 92,6 93,1 93,7 93,8
- Республика Калмыкия 53,3 59,2 62,8 62,9 65,2 67,1 70,6 76,5
- Карачаево-Черкесская Республика 96,6 96,8 96,8 96,8 96,8 96,8 96,8 96,8
- Республика Северная Осетия-Алания 100 99,8 99,8 99,8 99,8 100 100 100
- Краснодарский край 99,5 99,9 99,9 99,9 99,9 100 100 100
- Ставропольский край 96,6 97,3 97,3 97,4 97,4 97,4 97,5 97,6
- Астраханская область 83 90,3 90,3 91,2 91,7 92 92,3 92,3
- Волгоградская область 66,3 79,3 79,8 80,4 80,8 81,3 82,2 83
- Ростовская область 89,4 93,8 94 94,3 96,8 97,1 97,5 97,6
- С усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием
- Российская Федерация, млн. • •• 67 67,2 67,4 67,7 68
- Южный Федеральный округ • •• • •• 77,7 77,9 77,9 78,1 78,2
- Республика Адыгея • •• • •• 85,7 86 85,8 86,7 87,1
- Республика Дагестан • ••. 36,2 36,8 37,1 37,5 38,3
- Республика Ингушетия • ••. 51,5 52,5 52,1 51,6 52,1
- Кабардино-Балкарская Республика.. 68,2 68,1 67,8 67,6 67,3
- Республика Калмыкия.. 74,9 76 75,1 73,6 72,3
- Карачаево-Черкесская Республика.. 61,5 61,5 61,4 61,4 61,5
- Республика Северная Осетия-Алания.. 60,5 60,6 60,4 60,4 60,5
- Краснодарский край. • а. 91,5 91,9 92,7 93,8 94
- Ставропольский край. • •• 83,4 83,7 83,9 83,9 84
- Астраханская область • •• 80,7 81,3 82,3 83,3 83,2
- Волгоградская область • •• 98,4 98,4 98,5 98,5 98,6
- Ростовская область.. 91,5 92,5 91,5 90,5 90,1
- Грузовые перевозки автотранспортом отраслей экономики по РФ.
- Регионы | 1990 г. | 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. | 1999 г. 2000 г. 2001 г.1. Перевозка грузов, млн. т.
- Российская Федерация, млн. 15 347 6786,4 6305 5647,6 5209,7 5362,1 5702,4 6125,3
- Южный Федеральный округ 1676,8 632,9 510,1 391,5 333,5 346 341,9 354,5
- Республика Адыгея 33,5 15,1 14,1 14,2 8,2 10,8 11,4 11,6
- Республика Дагестан 73,5 15 23,7 7,1 9 7,9 10,2 10,8
- Республика Ингушетия 46,2 0,9 0,04 0,01 0,03 0,02 1,8 0,02
- Кабардино-Балкарская Республика 96,5 23,7 17,1 17,8 15 9,1 8,4 8,4
- Республика Калмыкия 27,5 9,4 5,7 5,8 5,2 3,3 5,1 5,8
- Карачаево-Черкесская Республика 64,1 29,6 18,9 13,2 4 5,2 4,5 3,4
- Республика Северная Осетия-Алания 54 11,2 10 6,4 5,9 6,3 5,9 8,1
- Краснодарский край 391,9 176,7 163 124,6 113,2 134,6 130,2 129,7
- Ставропольский край 216,8 84,7 69,3 53,9 46,8 40,5 45,1 46,3
- Астраханская область 67,4 17,3 11,6 7,9 5,9 9,1 8,6 7,5
- Волгоградская область 199,7 66,5 48,3 39,4 30 27,2 27,4 24,2
- Ростовская область 405,7 182,8 128,4 101,2 90,3 92 83,1 98,71. Грузооборот, млн. т.-км.
- Российская Федерация, млн. 299 362 156 483 147 017 137 121 120 309 130 266 138 635 159 852
- Южный Федеральный округ 43 544 19 652 17 051 12 984 12 166 12 566 12 735 12 109
- Республика Адыгея 880 748 474 337 262 285 343 517
- Республика Дагестан 2003 790 1251 912 500 616 810 686
- Республика Ингушетия 1188 15 1,1 0,04 2,2 0,2 47 0,3
- Кабардино-Балкарская Республика 1325 412 337 371 293 236 236 184
- Республика Калмыкия 1508 579 225 234 207 193 275 277
- Карачаево-Черкесская Республика 1049 904 288 282 98 109 134 154
- Республика Северная Осетия-Алания 1069 259 426 156 181 192 168 646
- Краснодарский край 10 602 4207 4727 3579 3365 4394 4478 3493
- Ставропольский край 7061 2824 3450 1827 1669 1426 1303 1492
- Астраханская область 1894 1157 680 574 650 395 331 619
- Волгоградская область 5702 1976 1630 1298 1376 1328 1147 932
- Ростовская область 9263 5781 3562 3414 3563 3391 3463 3110
- Размеры перевозок и использование грузового автотранспорта по городам и районам
- Районы и города. Перевезено грузов. Грузооборот. Доходы от грузовых автомобилей. Показатели работы автомобилей.
- Александровский р-он 7,3 0 100 614,1 0 100 660,1 0 100 10,7 14,1 84,1 0 84,1 864 56,4 43,6
- Апанасенковский р-он 22,4 17,9 82,1 1501 2,7 97,3 2444,4 4,2 95,8 16,3 10,3 67 10,2 79,4 1550 60,8 39,1
- Арзгирский р-он 34,1 10,6 89,4 1314,2 1,6 98,4 1600,5 3,1 96,9 12,2 12,2 38,5 5,8 42,4 1607 61,1 38,9
- Благодарненский р-он 65 0 100 3930,7 0 100 4230,2 0 100 10,8 9,5 60,5 0 60,5 3732 56,5 43,4
- Изобильненский р-он 171,8 82,7 17,4 7761,5 70,3 29,7 9783,5 77,3 22,7 12,6 12,7 45,2 38,4 77,4 9881 60,3 39,6
- Ипатовский р-он 9 36,7 63,3 1132 13,3 86,7 548 7,7 92,3 4,8 8,5 125,8 45,5 172,3 958 47,8 52,2
- Красногвардейский р-он 33,7 17,8 82,2 5616,6 7,1 92,9 4362,1 42,5 57,5 7,8 8,7 166,6 66 188,4 4878 71 28,9
- Курский р-он 124,8 12,8 87,2 8173,4 5,1 94,9 6807,6 5,9 94,1 8,3 7,2 65,6 26 71,3 5920 62,1 37,9
- Левокумский р-он 93,3 22,3 77,7 12 510 3,9 96,1 11 253,5 10,2 89,8 9 7,2 134,1 23,3 165,9 9001 67,2 32,8
- Нефтекумский р-он 116,9 52,4 47,6 7666,5 37,5 62,5 17 985,4 20 80 13,5 23,1 65,6 46,9 86,2 17 673 60,7 39,3
- Новоалександровский р-он 32,7 19,3 80,7 2614 9,3 90,7 3225,2 19,9 80,1 12,3 13,1 79,9 38,2 89,8 3419 66,4 33,6
- Петровский р-он 593,5 65,8 34,3 27 380,2 13,4 86,6 28 000 16,9 83,2 10,2 11,7 46,1 9,4 116,6 31 972 53,5 46,5
- Советский р-он 20,4 0 100 1033,8 0 100 1610 0 100 15,6 37,1 50,7 0 50,7 3840 74 25,9
- Степновкий р-он 2,2 0 100 84 0 100 64,7 0 100 7,7 26,1 38,2 0 38,2 219 75,9 24,1
- Зависимость результатов и эффективности грузовых автоперевозок от их объемов по городам и районам Ставропольского края, 2002 г.