Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Янтарная комната

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К недавнему празднику 300-летия Санкт-Петербурга россияне получили возможность любоваться новой Янтарной комнатой — четвертой. Открытие состоялось 31 мая 2003 года в Царскосельском дворце, где она реконструировалась в течение двадцати трех лет. В этот день в Екатерининский дворец прибыли, тогда занимавший пост Президента России, Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники… Читать ещё >

Янтарная комната (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ Заочное отделение Юриспруденция КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «История Санкт-Петербурга»

На тему: «Янтарная комната»

Выполнил (а):студент (ка)_1_курса Группы _А-11-Ю___

_Романовой Алины Дмитриевны___

Якутск — 2011

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

1. ЗОЛОТО БАЛТИКИ

2. ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ

3. ИНТЕРЬЕР ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

4. ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

ВВЕДЕНИЕ

За свою недолгую жизнь Санкт-Петербург вырос во много-много раз. Сейчас он — гигант! А сердцем его является старинная часть, где улицам, домам и площадям по 100, 200 и более лет. Она хранит память о людях — которые жили и творили в этом городе, событиях — которые потрясли сознание, тайны — которые не раскрыты до сих пор учеными. Одной из самых таинственных историй является Янтарная комната, вся ее история создания, исчезновения до сих пор не раскрыта до конца. И кто знает, закончилась ли ее история…

Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства XIIX века, которое часто называют «восьмым чудом света». Сегодня стоимость этих сокровищ составляет 155 млн. долларов.

янтарная комната дворец

«ЗОЛОТО БАЛТИКИ»

История янтарной комнаты насчитывает чуть менее трехсот лет и восходит ко времени Петра I. Но прежде чем начать рассказ об этом уникальном интерьере, который называют восьмым чудом света, следует сказать несколько слов о материале, из которого изготовлен его декор.

«Золото Балтики" — так с незапамятных времен любовно называли теплую, легкую на ощупь золотистую смолу. Это и есть Янтарь. Его красота, удобство в обработке и целебные свойства испокон веков привлекали к нему внимание людей. Древние славяне считали янтарь амулетом, спасающим от дурного глаза и злой судьбы. Энергия этого редкого материала составляла тайные знания египетских фараонов и оракулов античного Рима.

Янтарь всегда и везде был желанным товаром. По древним торговым дорогам перемещался он в Центральную Европу и Переднюю Азию. Один из маршрутов начинался в Данциге, современный Гданьск и носил название «Янтарный путь.

Янтарный промысел был привилегией жителей береговой части Балтийского моря, но в XIII в. Монополию захватил сильный и влиятельный Тевтонский орден. Постепенно под его эгидой стали формироваться цеха, в которых трудились янтарных дел мастера. Художественное ремесло обработки янтаря было очень уважаемым. Особенно славились в XVII в. мастерские городов Кенигсберга, современный Калининград, и Данцига.

ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ В 1701 г. королем Пруссии стал Фридрих I. Его жена, София-Шарлотта, занялась перестройкой личной резиденции. Эта работа была поручена придворному архитектору И. Ф. Эозандеру. Скромный дворец королевы-Шарлоттенбург — должен был превратиться в изысканное здание с длинным парковым фасадом по версальскому образцу.

Пребывание в Кенигсберге, столице янтарного производства, подтолкнуло короля и королеву к мысли о создании в строящемся дворце кабинета из янтаря. В 1704 г. в Шарлоттенбург приезжает янтарных дел мастер из Кенигсберга Г. Вольфрам, а в 1707 г. — Г. Турау и Э. Шахт из Данцига. Над созданием янтарных панелей они трудились до 1709 г., но вынуждены были прекратить работу в Шарлоттенбурге, так как королю пришла мысль украсить янтарной галереей, но уже более просторной, другую резиденцию в Ораниенбурге. Работа это тоже не была доведена до конца, так как король теперь приказал переместить янтарные панели в Берлин, в Королевский замок. В 1713 г. Старый король умер, а его сын и последователь Фридрих-Вильгельм I приказывает вмонтировать готовые части янтарной облицовки в один из кабинетов Берлинского дворца.

В 1716 г. Петр I встречается с молодым прусским монархом в городе Хавельберге для того, чтобы заключить союз против шведов. Для закрепления личной дружбы и в ознаменование достигнутого союза Фридрих-Вильгельм I преподносит русскому царю подарки: он передает Петру королевскую яхту «Либурника» и незаконченные янтарные панели.

До недавнего времени автором создания Янтарного кабинета называли архитектора А. Шлютера, но современный исследователь доктор Б. Герес, директор объединения «Прусские дворцы и парки Берлина-Бранденбурга» (Германия), на основании вновь найденных документов называет И.-Ф. Эозандера автором проекта.

Королевская яхта «Либурника» пришлась как нельзя кстати увлекающемуся мореплаванием Петру, а янтарные панели из Берлинского дворца являлись драгоценным произведением искусства. Озабоченный сохранностью панелей Петр дал письменное наставление о том, как транспортировать их в Россию.

Янтарный кабинет не стал не сразу же при получении украшением царского дворца, так как часть янтарных панно при транспортировке отклеилась от основания, часть поломалась. Кабинет был помещен в служебный флигель (людские покои) Летнего дворца, где хранились мелкие янтарные вещи, подаренные русскому двору в разные времена. Там панно пролежали в ящиках до 1743 г.

В 1743 г вступившая на престол дочь Петра I Елизавета стала отстраивать свою официальную резиденцию — Зимний дворец. Для убранства одного из парадных покоев императрица решила полученный из Пруссии ее отцом в подарок берлинский Янтарный кабинет. Для починки и исправления янтарных панно в феврале 1743 г. был приглашен итальянец А. Мартелли, мастер лепного и штукатурного дела.

Проектирование и строительство Третьего Зимнего дворца Елизавета поручает придворному архитектору Ф.-Б. Растрелли. Приступив к проектированию Янтарного зала, Растрелли обнаруживает, что имеющихся деталей для украшения интерьера недостаточно. Возникает необходимость в создании новых архитектурно-декоративных элементов. Растрелли компенсирует недостаток деталей зеркальными пилястрами в резных золоченых рамках. Откосы дверей, наличники, карнизы вырезают из дерева и раскрашивают под янтарь. Самыми эффективными и значительными в декоре прежнего интерьера были три богато орнаментированные янтарные рамы, в которые теперь помещают картины И.Гроота.

Для достижения симметричности их расположения было решено изготовить четвертую раму, но из дерева. Тогда прусский император Фридрих II, желая доставить удовольствие Елизавете, заказывает в Кенигсберге четвертую янтарную раму. В ее декоре были использованы аллегории, прославляющие русскую императрицу: раму венчала российская корона, внизу располагалась композиция с российским двуглавым орлом на фоне знамен и оружия. В 1745 г. Рама была отправлена в Петербург. Императрица осталась довольна подарком.

Отделка была закончена в 1746 г. Нарядный интерьер использовался для официальных приемов и торжеств. Так, известно, что в Янтарном зале принимали шведского и польско-саксонского посланников. dragkam.ru/statya/amber-room1.html

ИНТЕРЬЕР ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ Янтарная комната располагалась в так называемой «Золотой анфиладе» парадных залов Екатерининского дворца. По линии север-юг она сообщалась с Картинным и Портретным залами, а с восточной стороны к ней примыкала Малая белая столовая.

Облицовка из янтаря, относящаяся ко времени Фридриха I, состояла из двенадцати настенных панно и десяти цокольных панелей. В центре четырех широких настенных панно располагались богато декорированные янтарные рамы. В них первоначально находились зеркала, затем в Зимнем дворце — живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота, замененные в царскосельском дворце на флорентийские мозаики. Янтарные рамы, окружавшие мозаики, представляли собой шедевр камнерезного искусства. Здесь и объемная резьба разного рельефа, и тонкая гравюра на янтаре, и точеные тяги, и прихотливый узор из гроздьев и листьев, и сложные сюжетные композиции. На янтарных панелях среднего размера в центре были расположены зеркала в более легком резном обрамлении, над которыми сильно выступали вырезанные из янтаря накладные королевские короны. Другие геральдические символы — прусский орел и вензель Фридриха I «FR» (Friedrich Rex) — чередовались на цокольных панелях. Узкие янтарные панно были оформлены гравировками по янтарю с изображениями морских пейзажей.

Архитектор Ф. Б. Растрелли, столкнувшись с проблемой несоответствия площади янтарного кабинета (около 36 кв. м) и габаритов предназначенного для размещения панелей зала (более 96 кв. м), был вынужден перекомпоновать все детали кабинета. Он разместил панели симметрично на трех стенах (четвертую, западную занимали окна) и разделил янтарные панно зеркальными пилястрами. Заключенные в резные золоченые рамы, эти пилястры были увенчаны необычными капителями в виде женских головок, как бы вырастающих из завитков рокайля. В центре поля зеркала-пилястры — золоченые бронзовые светильники с фигурками попугаев.

Верхний ярус стен был затянут холстом и расписан «под янтарь» художником И. Бельским. Поверх росписи аттика Ф. Б. Растрелли поместил пышные резные рамы, гирлянды цветов и фигуры купидонов, поддерживающих рокайльные вазы. Два роскошных резных десюдепорта оформляли двери по линии анфилады. Стену с окнами Ф. Б. Растрелли отделал также, как и в соседних залах, поместив в простенках трюмо в резных рамах на белых с золотом консолях.

Композиционное построение Янтарной комнаты было решено таким образом, что оно имело осевую симметрию по линии восток-запад.

Благодаря таланту и художественному чутью Ф. Б. Растрелли янтарный убор кабинета, созданного А. Шлютером, был окружен декором, который при всей своей пышности лишь обрамлял эту «янтарную поэму красоты». http://www.tzar.ru/amber

ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ Широкую известность принесли Янтарной комнате не только ее историческая и художественная ценность, но более всего возникшие после ее исчезновения во время Второй мировой войны гипотезы и легенды о ее исчезновении и месте нахождения.

Кто же помог исчезнуть Янтарной комнате? Когда немецко-фашистские войска подходили к Ленинграду, в верховное командование немецкой армии к Эриху Коху, гаулейтеру Восточной Пруссии, поступило сообщение от доктора Альфреда Роде, в котором тот повествовал о находившемся в Ленинградской области памятнике искусства. Альфред Роде был директором Прусского музея города Кенигсберга и прекрасно знал место нахождения редкого произведения искусства.

Предметами искусства, вывозимыми с оккупированных территорий, занимался аппарат Розенберга, который возглавлял особый отдел «по делам охраны произведений культуры и искусства». В ведении Розенберга был батальон СС, состоящий из искусствоведов и историков, одетых в форму. Возглавлял этот батальон офицер фон Кюнсберг, профессиональный искусствовед. Идея Альфреда Роде о вывозе Янтарной комнаты из России в Восточную Пруссию была воспринята Кохом с энтузиазмом. Им обоим хотелось заполучить редкий памятник искусства в свое владение.

Затерять памятник искусства в лабиринтах партийной и государственной власти в суетное военное время оказалось не таким уж простым делом. Эрих Кох разработал целую кампанию по вывозу памятника искусства из города Пушкина.

На Западе была организована пресс-конференция, на которой прозвучало заявление о том, что знаменитому памятнику искусства на территории боевых действий грозит гибель. Газеты пестрели заголовками статей, призывающих немецкий народ к спасению исторического памятника, созданного по приказу прусского короля. Предполагалось, что шедевр будет возвращен на историческую родину в Пруссию и помещен в музей искусств.

После проведенной подготовительной кампании в прессе в дело включились люди Коха, который до этого времени старался оставаться в тени. Кох имел влиятельных друзей в командовании немецкой армии. В частности, войсками, занимавшими Ленинградскую область, руководил фельдмаршал Кехлер, старый приятель Коха и бывший командующий вермахта в Восточной Пруссии. Договориться о взаимовыгодном сотрудничестве не составляло труда…

Вскоре из среды солдат и офицеров прусских дивизий прозвучали настойчивые просьбы о спасении исторического памятника, дорогого прусскому народу. «Удовлетворяя» пожелания народа, Кох и Роде спокойно принялись за дело.

Демонтаж Янтарной комнаты производился под наблюдением доктора Роде. Он был хорошим знатоком янтаря, автором многих научных работ, посвященных ему. Надо отдать должное, Роде педантично описал все фрагменты янтарного оборудования комнаты. Все было тщательно пронумеровано, уложено в ящики, погружено в колонну автомобилей и затянуто плотным брезентом.

Из записей доктора Роде, которые позднее исследовали ученые, стало ясно, что янтарная обшивка стен была размещена по двадцати двум ящикам размером четыре на два метра. После войны записи доктора Роде исследовались неоднократно. При сравнении довоенных данных с данными доктора было выявлено отсутствие пятидесяти квадратных метров янтарной обшивки, находившейся на фризах и плафонах. Этот факт — лишь один из списка тайн, относящихся к исчезновению Янтарной комнаты.

По прибытии в Пруссию в замке города Кенигсберг была устроена выставка, на которой был представлен шедевр янтарного зодчества.

По воспоминаниям Эриха Коха, которые он пересказал много лет позже в польской тюрьме, зрелище было сказочным и действительно поражало воображение простого человека. Красота была настолько нереальной, что с трудом верилось в то, что такое чудо могли сотворить руки земного человека. Стены демонстрационного зала были до потолка покрыты резным янтарем. Тысячами искр сверкали зеркала в хрустальных рамах, оправленных янтарем. В янтарные панели были вмонтированы полотна старых мастеров. Резьба по янтарю была настолько миниатюрна, что ее приходилось рассматривать при помощи увеличительного стекла.

Из документов достоверно известно, что осенью 1944 года Янтарная комната находилась в резиденции Коха, хотя Розенберг не оставлял попыток взять контроль за судьбой шедевра в свои руки. Известно также, что Розенберг обращался даже с этим вопросом к самому Гитлеру, но тот, учитывая «заслуги Коха перед Отечеством» распорядился оставить комнату в ведении гаулейтера Коха.

Когда начались бомбардировки, янтарный шедевр снова был разобран и упакован в ящики, как оказалось, уже навсегда. Больше свет не видел янтарной сказки прусского царя.

Ящики с янтарными плитами были спущены в подвалы замка. Однако линия фронта все приближалась к Кенигсбергу, советские войска наступали. Кох забил тревогу, он обратился с просьбой в Берлин об оказании помощи и просил прислать уполномоченного «для приема сосредоточенных в городе произведений искусства, документов и ценностей».

В качестве уполномоченного в Кенигсберг был послан оберштурмбаннфюрер СС Георг Рингель в сопровождении десяти эсэсовцев. Впоследствии оказалось, что имя уполномоченного было псевдонимом, что весьма затруднялись дальнейшие поиски пропавшего шедевра.

Из документов известно, что в числе ценностей, подлежавших эвакуации было также около 800 икон, похищенных в храмах Киева, Харькова, Ростова.

После взятия Кенигсберга в город приехала специальная комиссия из Москвы, занимавшаяся поисками произведений искусства и культуры, вывезенных за время оккупации с территории Советского Союза. Возглавлял эту комиссию искусствовед профессор Брюсов. Он хорошо знал доктора Роде по его научным работам и предложил ему сотрудничество по спасению исторических ценностей, оставшихся в развалинах Кенигсберга.

Доктор Альфред Роде передал советским властям небольшое количество ценностей, награбленных немецкими солдатами, и несколько экспонатов музея, сохранившихся после осады Кенигсберга в 1945 году. Но Раде ни слова не проронил о местонахождении — Янтарной комнаты — впрочем, его никто о ней не спрашивал, к тому времени советская власть еще просто не знала, что бесценный шедевр был вывезен из Пушкина именно в Кенигсберг. Роде упомянул лишь, что под развалинами города вроде бы находятся ценности мирового значения. Но у комиссии из Москвы и так было много дел, чтобы еще гоняться за призраками.

Альфред Роде и его жена исчезли совершенно таинственным образом. В квартире, где проживала чета Роде, были найдены два свидетельства о смерти, из которых становилось ясно, что оба супруга умерли от кровавой дизентерии с признаками тифа. Свидетельства были подписаны немецким врачом Паулем Эрманом. Однако впоследствии выяснилось, что ни на одном кладбище города Кенигсберга нет захоронений с телами четы Роде, а о докторе Пауле Эрмане вообще никто и никогда не слышал.

Одной из версий исчезновения Роде и его жены была причастность к делу «вервольфов», диверсантов немецкой разведки. Считается, что супруги были отравлены, тем более, что кенигсбергской разведывательной группой руководил тот самый загадочный оберштурмбаннфюрер Георг Рингель, занимавшийся эвакуацией ценностей. Вообще же псевдоним «Рингель» является производным от немецкого слова «Ring» — кольцо. Такие псевдонимы выбирали себе секретные агенты, занимавшиеся золотыми изделиями, драгоценными камнями и валютой.

Свидетелей исчезновения Янтарной комнаты осталось очень мало, война — суетное время, когда «затерять» человека не составляло особого труда, тем более, когда этим занимаются спецслужбы.

Спустя много лет после окончания войны профессор Брюсов получил письмо от сына доктора Роде, в котором тот говорит: «…Я не могу себе представить, что мой отец мог допустить вывоз Янтарной комнаты из Кенигсберга. Мне кажется, что она находится в подвалах замка…».

Важным свидетелем являлся владелец ресторана, размещавшегося в подвале замка, — Пауль Фейербрандт. На следствии он заявил, что осенью 1944 года в подвалах замка были спрятаны ящики с янтарными панелями — и когда началась осада города, они еще оставались там.

О судьбе Янтарной комнаты мог знать также инспектор памятников и музеев города доктор Фрезе, но он покинул Кенигсберг перед самым его взятием и бесследно исчез.

До сих пор не ясно, почему доктор Роде остался в городе, почему он не покинул его вместе с войсками. Возможно, он выполнял какое-то задание или выяснял, что же известно советским властям о пропаже шедевра.

К сожалению, это вся информация, касающаяся исчезновения Янтарной комнаты, далее следуют домыслы, догадки, легенды, подозрения и надежда на то, что когда-нибудь мы сможем вновь увидеть янтарное чудо.

К недавнему празднику 300-летия Санкт-Петербурга россияне получили возможность любоваться новой Янтарной комнатой — четвертой. Открытие состоялось 31 мая 2003 года в Царскосельском дворце, где она реконструировалась в течение двадцати трех лет. В этот день в Екатерининский дворец прибыли, тогда занимавший пост Президента России, Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петербурге. 3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие. Утверждают, что эта копия не вполне повторяет оригинал и на нее потрачено больше средств, чем она того заслуживает. Высота Янтарной комнаты _ 7, 8 метра, площадь пола _ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем _ 86 кв. метров. На реставрацию комнаты было израсходовано: _ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»; _6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80% _ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;_ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Нам остается надеяться, что мы когда-нибудь всетаки сможем увидеть сохранившимися хотя бы некоторые детали убранства подлинного Янтарного Кабинета

1. Н. Н. Непомнящий, «Энциклопедия загадочного и неведомого. Загадки и тайны истории», М.: ООО «Издательство АСТ». 2000 г.

2. С. Трифанов, «Сокровища подземного Кенигсберга», М., 1998 г.

Интернет ресурсы

1. dragkam.ru/statya/amber-room1.html

2. http://www.tzar.ru/amber

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой