Особенности развития этнических представлений в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах
Проанализировав каждый компонент, мы разделили их на составляющие подсистемы, которые, в свою очередь наполнены рядом соответствующих признаков, при этом именно выделенные признаки будут непосредственно отражаться в сознании ребенка. Так как развитие этнической осведомленности связано и с этапами становления этнического самосознания и с уровнем психического развития ребенка, система этнических… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ
- 1. Особенности представлений как познавательного процесса
- 2. Особенности социальных представлений Этнические представления как одна из составляющих социальной информации
- 3. Содержание этнических представлений. Проблема развития этнического самосознания
- 4. Структура этнических представлений в возрастном диапазоне от дошкольного до подросткового возрастов
- ГЛАВА II. ГЕНЕЗИС ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- 1. Этническая социализация как основание процесса становления этнических представлений
- 2. Факторы социализации, влияющие систему этнических представлений
- 2. 1. Семья
- 2. 2. Прецедентные тексты
- 2. 3. Воспитательные организации
- 2. 4. Группа сверстников
- 2. 5. СМИ
- 2. 6. Стихийная социализация
- 3. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
- 3. 2. Этапы и методики исследования, характеристики выборки
- 3. 3. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования
- 3. 4. Анализ и интерпретация результатов второго этапа исследования
- 3. 5. Анализ структуры этнических представлений в дошкольном возрасте
- 3. 5. 1. Полнота этнических представлений в дошкольном возрасте
- 3. 5. 2. Дифференцированность этнических представлений дошкольном возрасте
- 3. 5. 3. Мотивационные ориентации в системе этнических представлений в дошкольном возрасте
- 3. 5. 4. Объем этнических представлений в дошкольном возрасте
- 3. 6. Анализ структуры этнических представлений в младшем школьном возрасте
- 3. 6. 1. Полнота этнических представлений в младшем школьном возрасте
- 3. 6. 2. Дифференцированность этнических представлений младшем школьном возрасте
- 3. 6. 3. Мотивационные ориентации в системе этнических представлений в младшем школьном возрасте
- 3. 6. 4. Объем этнических представлений в младшем школьном возрасте
- 3. 7. Анализ структуры этнических представлений в подростковом возрасте
- 3. 7. 1. Полнота этнических представлений в подростковом возрасте
- 3. 7. 2. Дифференцированность этнических представлений подростковом возрасте
- 3. 7. 3. Мотивационные ориентации в системе этнических представлений в подростковом возрасте
- 3. 7. 4. Объем этнических представлений в подростковом возрасте
Особенности развития этнических представлений в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-философское осмысление этнокультурных проблем и развития национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину. Это связано с теми многочисленными социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в мире [86,88,89,132,204,212]. На сегодняшний день существует большое количество проблем, так или иначе смыкающихся с национальной принадлежностью человека. Все эти особенности заставляют индивида выстраивать логику поведения, опираясь на свои характеристики как представителя определенного этноса [61,62].
Современный ребёнок рано или поздно, прямо или косвенно обязательно столкнется с людьми, которые оказываются для него «чужими» с этнической точки зрения. На основе подобного опыта складывается система этнодифференцирующих признаков, по которым ребенок и будет проводить границу между представителями своей и чужой этнической группы. С очерчиванием именно этой системы и связано становление этнических представлений [20,36,37,53,75,80,95 106,108]. Представления, получаемые ребёнком из разных социализирующих источников, да и его постепенно накапливающийся личный опыт способствуют развитию системы представлений относительно «своей» и «чужой» этнических групп.
Проблема исследования и изучения этнических представлений является особенно важной для такого многонационального государства как РФ, поскольку русские дети с раннего возраста включаются в межнациональные взаимодействия, пусть и опосредованного характера [12,13,20]. Причем часто для того, чтобы осознать подобные различия ребенку достаточно просто наблюдать за представителями различных этнических групп, не вступая при этом в контакт с ними [ 121,124,135,137,149,208,209,213,214].
Актуальность исследования. Осмысление этнокультурных проблем в современных дискурсах и актуальная идея формирования национального самосознания на всех ступенях социализации сегодня приобретают особую значимость и глубину. Это обусловлено целым рядом социально-психологических, культурных, идеологических причин. Исчезновение резких границ между государствами, национальными группами и этническими общностями, с одной ¦ стороны, приводит к увеличению объема межнациональных контактов и освоению универсальных культурных ценностей, с другой — требует адекватных представлений о своем и чужих этносах для более полных и содержательных ориентаций в современной реальности. Поскольку процесс становления этнических представлений, способствующих формированию адекватных возможностей межнационального взаимодействия, растянут во времени, актуальной задачей становится рассмотрение его в возрастной аспекте. Понимание основных закономерностей становления этнических представлений, условий их развития на разных возрастных этапах и факторов, влияющих на их объем и качество, является необходимой основой для последующего формирования этнической ментальности в современных образовательных системах. Наиболее значимым компонентом этнической ментальности является комплекс этнических представлений (В.В.Абраменкова, Л. А. Андреева, Т. В. Андреева, В. Ю. Бутузов, Е. П. Ильин, В.В.КочетковВ.К. Малькова, Ф. С. Эфендиев и др.), который складывается уже в детских и подростковом возрастах.
Среда развития современного ребенка, являясь многонациональной, создаёт возможности разнообразных контактов с артефактами иных культур, с особенностями представителей других национальных групп, что требует понимания этнопсихологических сходств и различий, закрепляющихся в представлениях и стереотипах. Дети, с одной стороны, окружены большим количеством доступной и порой противоречивой информации о других этнических группах. С другой стороны, отсутствие или недостаточность знаний о мультикультурной среде, привычках и традициях, нормах поведения и ценностях в современном обществе настоятельно требует осмысления складывающихся у дошкольников, школьников и подростков представлений об особенностях разных этносов, различий и сходств между ними. Современные педагогические системы, даже содержащие в себе программы приобщения ребенка к этнической культуре, фольклору способствуют не столько формированию целостной структуры этнической ментальности, сколько развитию одного ее компонента — эмоционального отношения к своей этнической группе, поскольку в них не отражена необходимая совокупность разных этнодифференцирующих признаков, становящихся доступными ребенку на разных возрастных ступенях. Для разработки образовательных программ, имеющих целью развитие этнических знаний и этнической толерантности, необходимо выявление возрастных закономерностей становления этнических представлений как когнитивной подсистемы ментальности (Е.В. Андреенкова, A.M. Арбитайло, Е. П. Белинская, С. К. Бондырева, A.B. Костина, С. И. Розум, В. Я. Титаренко, Д. В. Ярцев и др.).
Несмотря на очевидную востребованность возрастных этнопсихологических исследований, отмечаемую в работах М. В. Крюкова, Ю. В. Бромлея, А. Х. Гаджиева, Г. В. Старовойтовой, B.C. Мухиной, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец, в возрастной психологии ещё недостаточно изучены закономерности развития этнических представлений, условия и закономерности их изменения.
Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Интерес к исследованию этнического самосознания в разнообразных его аспектах обнаруживает себя в различных дисциплинах: в социологии (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В. А. Тишков, Г. Беккер, Э. Гидденс, М. Вебер, Л. М. Дробижева, Ю.В.Арутюнян), в демографии (Л. Кшивицкий, А. Дугин), в культурологии ф.Н. Анучин, H.H. Харузин, В. Н. Харузина, З. В. Сикевич, A.A. Безвербный, Н. Г. Скворцов, В. А. Тишков, Г. С. Денисова, В. Н. Стрелецкий, Г. Гусейнов), в этнологии (К. Леви-Строс, М. Мосс, М. Лейрис, М. Мид). Направление, связанное с выявлением и анализом компонентов этнического самосознания, исследованием их генезиса и эволюции, в психологии начало развиваться лишь с 50−60-х гг. XX в. Оно представлено работами М. В. Крюкова, Ю. В. Бромлея, А. Х. Гаджиева, Г. В. Старовойтовой, B.C. Мухиной, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец и др. Одной из наиболее разработанных является этнического самосознания концепция В. Ю. Хотинец, в которой предложены определение этнического самосознания, его структурные компоненты, подсистемы этнической культуры, основные этапы развития этнического самосознания, на каждом из которых происходит качественное изменение этнических представлений, связанное с ведущей возрастной линией развития. Также история становления и выделения этнодифференцирующих признаков отражена в работах Т. Г. Стефаненко. Данное направление тесно связано с исследованием «Я"-концепции и самосознания личности (К. А. Абульханова-Славская, В. С. Агапов, В. Д. Балин, A.A. Бодалев, Н. Н. Васильев, JI.C. Выготский, В. В. Гуленко, А. А. Дерябин, А. Г. Ковалёв, А. П. Колядин, И. С. Кон, A.A. Налчаджян, А. Б. Орлов, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе, И. М. Слободчиков, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, C. J1. Рубинштейн, В. П. Тыщенко, И. И: Чеснокова).
Тем не менее, остаётся практически не исследованной проблема формирования, становления и динамики этнических представлений детей как одного из важных аспектов социализации. Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить противоречия между:
— необходимостью взаимодействий в мультикультурной среде и отсутствием в сознании ребенка комплексов представлений, позволяющих в ней ориентироваться;
— необходимостью развития этнических знаний в дошкольном и школьном возрастах и отсутствием представлений о возрастно-психологических возможностях ребенка для их усвоения;
— расширяющимся по мере взросления объемом разнообразной этнической информации о своей и чужих этнических группах и возможностью ориентации в ней ребенка только на основе ограниченного набора этнодифференцирующих признаков.
Данные противоречия позволяют поставить в качестве исследовательской следующую проблему: какая именно этнически окрашенная информация отражается в сознании русского ребенка в процессе его развития. Необходимо выделить этнодифференцирующие признаки, на которые опирается ребёнок при понимании особенностей представителей своего и других этносов. Возникает необходимость исследования процесса становления и изменения этнических представлений в разных возрастах, а также основных факторов, влияющих на изменение их содержания.
Объектом анализа стали этнические представления детей и подростков, предметом — особенности структуры и содержания представлений о психологических характеристиках людей, принадлежащих к разным этническим группам, у русских детей и подростков в диапазоне от 5 до 15 лет.
Основная цель работы — выявить особенности возрастных изменений содержания этнических представлений в возрастном диапазоне от 5 до 15 лет, поскольку именно в это время развиваются основные структуры этнического самосознания, формирование основных этнических категорий, становление этнической идентичности и др.
Исходя из цели, нами ставились следующие задачи:
1) на основе изучения комплексов, составляющих структуру этнических представлений, выделить совокупность этнодифференцирующих признаков, характеризующих становление представлений о своей и других этнических группах;
2) построить возрастно-психологические варианты структуры этнических представлений у дошкольников, младших школьников и подростков;
3) проанализировать основные условия изменения этнических представлений у дошкольников, младших школьников и подростков;
4) провести сравнительный анализ содержания комплекса этнических представлений в указанных возрастных группах.
Гипотеза исследования: если существуют возрастно-психологические варианты структуры этнических представлений, то они могут быть выделены на основе общей структуры этнических представлений, состоящей из четырёх компонентов (культурно-исторического, антропологического, географического и национально-психологического), с преимущественным развитием одного из них на каждом возрастном этапе. Условиявлияющие на изменения содержания возрастно-психологической структуры этнических представлений. — это уровень психического развития ребёнка и его этнического самосознания в целом, социализирующие воздействия, постепенно накапливающийся с возрастом жизненный опыт. Параметры изменения содержания этнических представлений — объем, полнота, дифференцированность, мотивационные ориентации.
Методологическую основу нашего «исследования составили: культурно-исторический подход и психологическаятеория деятельности (JI.C. Выготский, А. РЛурия, А. Н. Леонтьев и др.) — теория развития личности как субъекта деятельности, (К.А. Абульханова-Славская, A.F. Асмолов, А. В: Брушлинский, В. П. Зинченко, A.B. Петровский и др.) — общеметодологические принципы психологии — принцип жизнедеятельности, (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.АнаньевЛ.И. Анцыферова, В.Н. Мясищев) — принцип потенциального и актуального (СЛ. Рубинштейн) — принцип единства теории-эксперимента-практики, основанный на рассмотрении динамики психологического знания от теории через ее экспериментальную проверку к практическому применению (Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин).
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
1) положения культурно-исторической теории развития личности Л. С. Выготского, позволившие обосновать культурное происхождение этнических знаний ребенка, зависимость комплекса представлений ребенка от доминирующих в обществе настроений, взглядов и установок, транслируемых ему через различные социализирующие источники, а также значение собственной активности и опыта ребенка в построении этого комплекса;
2) положения теории социальной идентичности Г. Тэджфела, которая позволяет обосновать основной механизм этнической категоризации, благодаря которому иноэтническое окружение разделяется ребенком на «Мы» и «Они», причем первоначально будет оформляться комплекс знаний о своей национальной группе, только после этого будет формироваться пласт знаний о чужих этносах, что и приводит к оформлению разделительной границы;
3) тезисы концепции социальных представлений С. Московиси, позволяющие обосновать рассмотрение этнических представлений ребенка как разновидность социальной информации с соответствующими особенностями, формирования и функционирования;
4) концепция этнического самосознания В. Ю. Хотинец, которая даёт возможность содержательно обосновать стадии развития комплекса этнических представлений, ее зависимость от этапа становления этнического самосознания субъекта и особенностей возраста, а также важность определенных социальных институтов для формирования данного комплекса на каждом возрастном этапе.
По свидетельству многих авторов (Т.Г.Стефаненко, В. Ю. Хотинец, Г. У. Солдатова, О. Л. Романова, В.С.Агеев), исследовательский инструментарий для анализа этнических представлений и других этнических феноменов на сегодняшний день недостаточен, что поставило нас перед необходимостью авторских разработок. Для проверки гипотез был подобран и сконструирован комплекс методик (Приложение II).
1. Методика Дж. Финни — ребенку предлагается 12 утверждений, посвященных анализу различных этнических категорий, каждое из которых необходимо оценить по степени согласия для себя по 4-бальной шкале.
2. Методика «Изучение представлений о признаках родства со своим народом» — испытуемым предлагается ряд основных этнодифференцирующих признаков, они должны выбрать из них те, которые, по их мнению, роднят их со своим народом. После этого испытуемым было необходимо привести ситуации, в которых они в максимальной степени ощущают себя представителями именно своей национальной группы.
3. Методика «Изучение этнических ассоциаций» — испытуемым предлагается перечень 5 этнических регионов, для которых они должны написать ряд своих ассоциаций. Во второй части методики испытуемым предлагалось аналогичное задание, но для этнически «своего» региона. После этого испытуемым предлагается назвать государство, которое в максимальной степени иллюстрировало бы каждый этнический регион, также необходимо назвать те национальные группы, которые наилучшим образом отражены в сознании современного русского человека.
4. Методика идентификации детей с родителями — детям предложено 10 утверждений, которые касаются особенностей их взаимоотношений с родителями.
5. Опросник социализации школьников «Моя семья» — детям предложено 24 утверждения, которые касаются особенностей их взаимоотношений с родителями и связанную с этим сформированность определенных моделей поведения и восприятия при контактах с иноэтническимокружением.
6. «Подростки о родителях» — детям предложено 51 утверждение. Используя их, им необходимо оценить особенности своих взаимоотношений с каждым из родителей.
7. Авторская методика «Этническая информированность»: детям был представлен ряд изображений, которые были разделены на смысловые группы. Испытуемым было' предложено выделить изображения, которые характеризовали бы представителей их национальной группы, и изображения, которые относились бы к другим национальным группам. После этого детям был предложен опросник, касающийся анализа их национальной принадлежности и особенностей межэтнического взаимодействия.
8. Авторская методика «Общая этническая осведомленность» испытуемым были представлены иллюстративные изображения стран из основных этнических регионов. Детям было предложено описать каждую из увиденных стран, указав при этом все, что они знают об этой стране.
9. Авторская методика «Этнические аттитюды» — представляет собой список поведенческих характеристик. Ребенку предлагается, используя эти характеристики, описать детей различных этнических регионов. Для подростковой группы данная методика проводится на материале этнического анекдота.
10. Авторская методика «Этническая дифференциация» — детям для анализа предлагаются изображения этнических жилищ. Основная задача ребенка — описать людей, живущих в этих жилищах. Необходимо указать все, что ребенок знает о них.
11. Авторская методика «Этнические ожидания» — детям было предложен ряд ситуаций, в рамках которых им необходимо представить и описать свое поведение в процессе взаимодействия с ребенком другой национальной группы.
12. Авторская методика «Этнические описания» — методика представляет собой' развернутые описания основных этнических регионов. В каждом текстовом описании были сделаны содержательные пропуски — испытуемые заполняли эти пропуски известной им информацией о каждом регионе и могли добавить к предложенному описанию все, что им казалось необходимым.
Для анализа данных использовался интерпретационно-описательный метод, в том числе количественный метод анализа данных методами математической статистики ф* критерия Фишера, критерия согласия /, Нкритерия Крускала-Уоллиса.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна работы состоит в том, что:
1) впервые осуществлено возрастно-психологическое исследование становления совокупности этнических представлений у дошкольников, младших школьников и подростковвыявлен психологический механизм изменения этнических представлений в этих возрастных группах;
2) установлено, что по мере взросления ребёнка меняется соотношение компонентов структуры этнических представлений, каждый возрастной этап связан с преимущественным развитием определенного компонента общей структуры;
3) показано, что основные изменения содержания этнических представлений осуществляются по показателям их объема, полноты, дифференцированности, мотивационным ориентациям;
4) доказана связь между уровнем этнической толерантности ребенка и стилем детско-родительских отношений на каждом возрастном этапе;
5) доказано значимое снижение количества усваиваемых признаков, составляющих компоненты" этнических представлений, при переходе от дошкольного к подростковому возрасту.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) уточнено и наполнено конкретно-психологическим содержанием понятие «этнодифференцирующие признаки»;
2) выявлен комплекс признаков, которые могут выступать для ребенка в качестве этнодифференцирующих, и прослежено их отражение в сознании детей различного возраста;
3) построена общая структура этнических представлений и выделены ее возрастно-психологические варианты;
4) выделены основные закономерности изменения этнических представлений в процессе возрастного развития.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы:
1) в консультативной работе (особенно с миграционными группами) для развития умений взаимодействия в мультикультурной среде;
2) в процессе разработки школьных образовательных программ, для обучения и воспитания детей и подростков с целью развития у подрастающего поколения знаний об особенностях своей и других культур;
3) в разработке практических программ по развитию этнической толерантности с обязательным включением конкретного набора этнических сюжетов;
4) в просветительской работе с родителями и педагогами;
5) в разработке исследовательского инструментария, позволяющего оперативно получать необходимый объём данных относительно этнических представлений личности.
Достоверность и надежность результатов исследования определяются обоснованностью исходных методологических и теоретических положенийприменением ряда надежных и валидных методикэмпирической проверкой гипотезыкорректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.
Основные положения, выносимые на защиту, следующие.
1. Совокупность этнических представлений образована структурой, включающей четыре ведущих компонента, каждый из которых представлен составляющими их содержательными этнодифференцирующими признаками: культурно-исторический компонент (ключевые, исторические событиянациональные исторические личностимифологиярелигиозная символикаэпос, предания, сказки и др.), антропологический компонент: (цвет коживолосыформа лицаглазагубы и др.), географический компонент (местожительство, территорияклиматфлора и фаунарельефизвестные городадостопримечательности) и компонент национального характера и психологии (установкиценностисистема мировоззрениядоминирующий архетип).
2. На основе общей структуры этнических представлений могут быть выделены её возрастно-психологические варианты для дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
3. Основными условиями, влияющими на становление и изменение совокупности этнических представлений у дошкольников, младших школьников и подростков, являются стадии развития этнического самосознания ребенка, уровень возрастного психического развития, социализирующие воздействия и постепенно накапливающийся опыт самого ребенка.
4. Сравнительный анализ содержания комплекса этнических представлений в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах может быть проведен на основе выделения доминирующего компонента структуры этнических представлений для каждого возрастного этапа. А также с использованием следующих параметров: 1) объем (степень представленности основных единиц или признаков, составляющих этнические представления в данной возрастной группе) — 2) полнота (степень представленности основных компонентов, формирующих комплекс этнических представлений, в сознании ребенка при описании и оценке своей и чужих этнических групп) — 3) дифференцированность (мера сложности и многомерности особенностей представителей разных этнических групп в сознании человека) — 4) мотивационные ориентации (психологическая направленность, на которую ориентируется ребенок в построении комплекса этнических представлений).
Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических и научно-теоретических конференциях (Санкт-Петербург, 2007, 2009; Сочи, 2007; Казань, 2007, Рязань, 2007; Тула, 2006;2009; Волгоград, 2008; Пермь, 2008; Новосибирск, 2008, 2009,2010; Абакан, 2008; Липецк, 2009,2010; Ставрополь, 2009; Карачаевск, 2009; Москва, 2009,2010; Красноярск, 2009; Пенза, 2010 и др.).
выводы.
Таким образом, сравнение моделей этнических представлений в возрастном диапазоне от 5 до 15 лет позволяет сделать следующие выводы:
1) на всем протяжении возрастного развития дети используют национальные категории • для оценки себя и своего окружения, что доказывают данные методики Дж. Финни. Начиная с младшего школьного возраста, национальность прочно входит в систему оценки, используемую ребенком. С возрастом возрастает интерес к национальности и национальным категориям, а также ориентация ребенка в системе этноопределителей;
2) анализ этнических представлений детей и подростков показывает, что все возрастные группы используют 4 базовых компонента в оценке как своей, так и чужих этнических групп: антропологический компоненткультурно-исторический компонент, географический компонент, компонент национальной психологии и поведения. Эта гипотеза подтверждается данными методик «Этническая информированность», «Общая этническая осведомленность», а также косвенно методик «Этническая дифференциация» и «Этнические описания»;
3) выделенные крупные компоненты разделяются на составляющие их этнодифференцирующие признаки. Именно системы признаков будут непосредственно представлены в детском сознании для анализа. Эта гипотеза подтверждается данными методики «Этническая информированность», «Общая этническая осведомленность», «Этнические описания», «Этническая дифференциация»;
4) дети каждого исследуемого возраста будут обладать своей неповторимой структурой этнических представлений. Эта гипотеза подтверждается данными методики «Этнические описания»;
5) в процессе возрастного развития меняется степень доминантного присутствия каждого компонента в сознании ребенка: дошкольники будут характеризоваться доминантой антропологического компонента, младшие школьники — географического компонента, а подростки — компонента национальной психологии и поведения (рис. 12);
Рисунок 12. Степень присутствия каждого компонента в описаниях детей в возрастном диапазоне от 5 до 15 лет.
6) изменение этнических представлений идет по 4 основным параметрам: полнота, дифференциация, мотивационные ориентации, объем;
7) в подростковом возрасте полностью оказывается сформирован параметр дифференцированности. Подростки могут разделять национальные группы не только в пределах своего этнического региона, но и в пределах чужих регионов. Что же касается дошкольников, то они могут только отделить свою национальную группу от других этносов, а младшие школьники способны только частично дифференцировать этносы внутри своего этнического региона. Это подтверждается данными методик «Этническая дифференциация» и «Этнические аттитюды»;
8) с возрастом будет наблюдаться процесс включения собственного опыта в анализ и оценку иноэтического окружения, за счет чего в подростковом возрасте формируются внутренние мотивационные ориентации при сохранении своего значения внешней мотивации, полностью доминирующей в дошкольном и младшем школьном возрастах. Это подтверждается данными методик «Этнические ожидания», Методика идентификации детей с родителями, Опросник социализации школьников «Моя семья», «Подростки о родителях»;
9) во всех возрастах прослеживается • связь между уровнем этнической толерантности ребенка и стилем детско-родительских отношений: авторитарный стиль формирует этническую нетерпимость, в то время как кооперативный и симбиотический стили ведут к формированию этнически толерантного ребенка. Это подтверждается данными методик «Этнические ожидания», Методика идентификации детей с родителями, Опросник социализации школьников «Моя семья», «Подростки о родителях». Взаимосвязь между данными показателями также доказывается с помощью критерия согласия у? (прир=0,01);
10) наибольшее количество признаков, составляющих компоненты, начинает усваиваться уже в дошкольном возрасте и значимо снижается при переходе к подростковому возрасту (с 26 признаков до 9). Это доказывается с помощью <р* критерия Фишера (табл. 20).
Заключение
.
Во второй половине нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности — принадлежности к определенному этносу (этнической общности). В то же время в российской науке остается множество белых пятен, связанных с ее исследованием. Например, общность происхождения членов современных этносов— это красивый мифс одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов. Многие элементы народно-бытовой культурьк сохранились только* в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. Иными словами, этническая общность — это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Совсем не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается. Но если в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его-особенностей— в том числе и особенностей^ психики — играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми — от межличностных до межгосударственных, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического компонента.
Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. Именно в подобный период, переживаемый Россией в настоящее время, этнос выступает в качестве аварийной группы поддержки. Россия, как образовавшееся после распада СССР государство, имеет такой же статус, к тому же она теперь состоит из различных «субъектов», часть из которых называют себя суверенными государствами, но таковыми не являются. Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, она имеет множество различных проблем: политических, социальных, экономических и т. д. Актуальность проблемы, после распада союза, осталась, и продолжает быть не менее острой. В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национальности, но и административно-территориальные образования.
Научные исследования этнических процессов) актуальны всегда, поскольку сами эти процессы перманентны, постоянны и оказывают чрезвычайно сильное влияние на жизнь общества. Однако подходы к их изучению очень сильно разнятся в зависимости от конкретно-исторической ситуации и соответствующего социального заказа. Так, если в годы существования Советского Союза сами термины «этнос», «этничность», «этническое» в качестве научных практически не употреблялись, то в годы перестройки и последующего кризиса они, наоборот, приобрели большое значение, хотя стали чрезмерно политизированными. Сейчас проблема этничности может и должна рассматриваться исключительно в позитивном плане, что соответствует достаточно стабильной социально-экономической ситуации в стране.
Проблема этничности всегда вызывала пристальное внимание ученых. Преодоление межэтнической отчужденности, весьма распространенной в современном обществе, связано с верным пониманием социальной и культурной специфики национальных компонентов, которое невозможно без разностороннего изучения различных этнокультурных систем, что способствует лучшему пониманию народам друг друга. Возрастание роли и значения этнокультурных парадигм в динамике современного социума, связанное с актуализацией стереотипен, типических установок, символических оснований национального самосознания сопряжено с диалектикой общечеловеческих и этнических ценностей. При том, что стабильность межнациональных отношений «прямую зависит от устойчивости социальной системы, (справедливо и обратное). Несмотря на нарастающую тенденцию к глобализации жизни человечества (как бы ее не называли идеологи разных направлений — интернационализацией или транснационализацией, речь все равно об одном и том же), национально-этнические общности всегда имели и продолжают иметь огромное значение в жизни любого-человека.
Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая осознание не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. На осознание людьми своей, этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Различия в степени выраженности этнической идентичности обнаружены и у детей, живущих в разных гетерогенных средах.
В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определеннойгруппе. В результате каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической группе.
В рамках нашего исследования мы выявили четыре ведущих г компонента, которые, на наш взгляд, позволяют сформировать совокупность представлений* о других этнических группах: 1) культурно-исторический компонент- 2) антропологический компонент- 3) географический компонент- 4) национальный характер и психология.
Проанализировав каждый компонент, мы разделили их на составляющие подсистемы, которые, в свою очередь наполнены рядом соответствующих признаков, при этом именно выделенные признаки будут непосредственно отражаться в сознании ребенка. Так как развитие этнической осведомленности связано и с этапами становления этнического самосознания и с уровнем психического развития ребенка, система этнических представлений также будет значимо различаться на каждом возрастном этапе. После выделения компонентов и систем признаков мы описали структуру этнических представлений для каждого возрастного этапа. Мы выделили основные параметры, по которым система этнических представлений будет изменяться на всех возрастных этапах (в соответствии с содержанием структуры представлений в каждом возрасте и с выделенными параметрами был выстроен и диагностический инструментарий). Также мы выявили, что содержание этнических представлений ребенка будет находиться в зависимости от социализирующих воздействий, направленных на него, и оно обязательно будет отражать стереотипные характеристики и знания о каждой этнической группе, как чужой, так и своей. Таким образом, в процессе исследования нами была доказана основная гипотеза: существует возрастная динамика в построении системы представлений о своей и чужой этнических группах.
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». -М.Мысль, 1991. 169 с.
- Абраменкова В. В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.27−35.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2008.-431 с.
- Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. С. 37−51.
- Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. 1967. № 7. С. 25−37.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.: Изд-во МГУ, 1990. 240с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144с.
- Александров Ю.И., Александрова H.JL Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Институт психологии РАН, 2009. — 320 с.
- Андреева JI. А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: дисс.. канд. психол. н. Москва, 2000. — 24 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2005.-320 с.
- Андреева Т.В. Психологи современной семьи. СПб.: Речь, 2005. -436 с.
- Андреенкова Е. В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским и среднеазиатским народам: дис.. канд. социол. н. Москва, 2000. — 28 с.
- Арбитайло A.M. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления: дисс.. канд. психол. н. Москва, 2008. — 29 с.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / Отв. ред. Бромлей Ю. В. М.: Наука. 1989. — 243 с.
- Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.
- Ассоциативная психология / Бэн А., Эббингауз Г. М.: ACT, 1998. -544 с.
- Бабич Н. И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. 1990. № 2. С.57−61.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка.
- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.
- Белобрыкина O.A. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
- Белова О.В. Этнические .стереотипы по данным языка и народной культуры славян (этнолингвистическое исследование): дис. докт. филол. н. -Москва, 2006.-21 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.
- Бердяев H.A. О русском национальном характере// Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. — С.342 — 350.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1976.- 422 с.
- Блонский П. П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды. М., МПСИ, 2006. 632 с.
- Бобрышева Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования: дис.. канд. психол. н. Москва, 1996. — 23 с.
- Бовина И. Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: дис.. докт. психол. н. Москва, 2009. -48 с.
- Болоков В. X. Нация и ее национально психологический мир. Нальчик, 1997. — С. 50 — 56.
- Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 9−20.
- Бородай ¦ Ю. М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). М., 1994. — 297 с.
- Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников //Вопросы психологии. 1984. № 3. С.53−59.3L Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде: дис.. канд. психол. н. Ижевск, 2004. — 25 с.
- Бурыкин A.A. Социальные аспекты этнопедагогики // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. — С.454 — 470.
- Бутузов В. Ю. Влияние этнического фактора на российское общество и политическое поведение студентов // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. -С.471 -493
- Вызова В.М. Самоактуализация представителей коми и русскогоАэтноса // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 1. С. 61−69.
- Вызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов// Психологический журнал. 1998. Т.19. № 5. С. 60−70.
- Веккер JIM. Психические процессы. — JL: Издательство ЛГУ, 1974. -334 с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. Том 1. М.: Академия, 2006. 448 с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. Том 2. М.: Академия, 2006. 432 с.
- Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 135−138.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 168 с.
- Воловикова М. И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: дис. докт. психол. н. Москва, 2005. — 51 с.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология.' Издательство: М., Директ-Медиа, 2008. 1648 с.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912
- Вяткин Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец// Психологический журнал. 1996. -Т.17.- С. 69−75.
- Гаджиев А. X. Методологические и прикладные проблемы этнической психологии. Махачкала, 1977.
- Гаджиев А. X. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов-на-Дону, 1982,
- Галлеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. Казань. 1998. — 128с.
- Гаспарова Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1984. № 6. С.38−42.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира- Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -432 с.
- Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1. С.34−40.
- Голованивская М.К. Ментальность в зеркале языка. Некоторые базовые концепты в представлении французов и русских. М.: Гнозис. 2209.376 с.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
- Гостев А. А. Индивидуальные особенности пространственных представлений в операторской деятельности. — Психологический журнал, № 1, т. 3, 1982, с. 101—109.
- Гостев А. А. Петухов Б.М. Измерения и факторизация измерений вторичных образов // Вопросы психологии, 1987. № 2, с. 134 142.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2010.-656 с.
- Гумматова JI. А. Этнические особенности социокультурного облика личности и межнациональное общение: дис.. кандидата филос. н.- Санкт-Петербург, 1991. 18 с.
- Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006. 224 с.
- Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. — Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 280 с.
- Дерига Е.С. О соотношении понятий «картина мира», «ментальность» и «этническая картина мира»// Этносоциальные процессы в Сибири. Тематический сборник. Выпуск 7. Отв. ред. Ю. В. Попов. сибирское научное издательство, 2006. — с. 31−34.
- Дерига Е. С. Сущность и структура этнической картины мира в контексте конструирования социальной реальности: дис.. канд. филос. н. -Томск, 2008.-28 с.
- Деркач А. А., Крысъко В. Г. Саракуев Э. Л. Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы построения этнопсихологическою исследования. М.: Просвещение, 1992. 300с.
- Джанаева В. В. Лингвокогнитивные основы коммуникации: инокультурные прецедентные феномены: дис.. канд. филол. наук.-Владикавказ, 2008. 24 с.
- Диагностика семьи: методики и тесты / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004. — 736 с.
- Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.75−85.
- Ермакова Е. С. Изучение гибкости мышления дошкольников// Вопросы психологии. 1987. № 2. С.118−121.
- Зак А. 3. Развитие способности действовать «в уме» у школьников IX классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С.43−50.
- Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
- Иванова Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004. № 6. С.54−62.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -СПб.: Питер, 2009. 576 с.
- Кагиян С. Г. Нации, этносы и национализм: социально-философский анализ этно-национального дискурса: дис.. д. филос. н. Новгород, 2004. -36 с.
- Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 333 с.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. 120 с.
- Касьянова К. национальный характер и социальный архетип // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. — С.351 — 362.
- Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 17−23.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: — Интерпракс, 1994. 227 с.
- Колеватов В. А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. N192 с.
- Колеченко A.K. Психология и технологии воспитания. СПб.: Каро, 2006. -416 с.
- Колмаков В.Ю. Семантика менталитета // Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. МН.: Харвест, 2003. — С.240 — 256.
- Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. /Под ред. Б. Ф. Поршнева, JI. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971, с. 122−158.
- Кон И. С. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости. Минск: Харвест, 1998. — С. 5−13.
- Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
- Костина A.B., Гудима Т. М. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. ЛКИ, 2007. 240 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. С. 54−123.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. ПЕР СЭ, 2002 г. 416 с.
- Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 375 с.
- Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2004. 320 с.
- Кукушин В. С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д: Феникс. 2006.-508 с.
- Кучуков М. М. Нация и социальная жизнь.— Нальчик: Эль-фа, 1996.— 176 с.
- Кюглер П. Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое. М.: ПЕР СЭ, 2005.-224 с.
- Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., «Институт этнологии и антропологии РАН», 1993. — 365 с.
- Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 31−44.
- Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века// Психологический журнал. 2000. № 3. С. 72−86.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.—320 е.,
- Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. М.: Наука, 1974. — 238 с.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
- Лопухова О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. № 5. С.73−79.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. — 44 с.
- Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.
- Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии 2002. № 5. С. 135 143.
- Малькова В.К. Основные формы этнической информации в прессе. Режим доступа: www. gatchina3000.ru/
- Малькова В.К. Республиканская пресса России: новая этно-национальная идеология // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. — С. 6 — 24.
- Маремшаова И. Проблемы исследования этнического сознания исамосознания // Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. МН.: Харвест, 2003. — С.92 — 133.
- Марковская О. В. Влияние психологических характеристик культур на социальные представления русских и немцев о гостеприимстве: дис.. канд. психол. н. Москва, 2005. — 24 с.
- Медведев В. М. Комплексный подход к формированию мировоззрения у школьников // Вопросы психологии 1984. № 3. С.111−117.
- Михневич O.A. Национальное самосознание как интегративный признак нации. Минск: Харвест, 2007. — 320 с.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 42−49.
- Налчаджян К. А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса // Вопросы психологии 2006. № 5. С.84−89.
- Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл — бук, 1998.-464 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. Пг., 1922.-188 с.
- Овчинникова Т. Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии 1986. № 4. С.43−48.
- Ольшанский Д.В. Психология больших групп в политике. Большие национально-этнические группы // Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. МН.: Харвест, 2003. — С.267 -310.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. -СПб.: Речь, 2007.-276 с.
- Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 280 с.
- Пастернак H.A. Психология воспитания. М.: Академия, 2008. 224с.
- Паутова JI.A. Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология, 2004, № 19 с. 32 — 65
- Петренко В.Ф., Митина О. В., Бердников К.6., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. — М.: Смысл, 2000. — 73 с.
- Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника. Ростов н/Д: 2008. -347 с.
- Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов н/д: «Феникс», 2007. — 335 с.
- Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 101−109.
- Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 14−23.
- Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. -СПБ.: Речь, 2005.-324 с.
- Попов С. В. Визуальное наблюдение. Спб.: Издательство «Речь» совместно с издательством «Семантика — С», 2002. — 320 с.
- Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: 2008.
- Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. Л., Мещерякова Б. Г. М.: ACT, 2007. 479 с.
- Психология детства / Под ред. Члена-корреспондента РАО А. А. Реана. СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 350 с.
- Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. Члена-корреспондента РАО А. А. Реана. -СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 224 с.
- Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.-718 с.
- Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. — 736 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс К. Межэтнические браки // Психология семьи. Хрестоматия. Авт.-сост. В. И. Слепоква. Минск: Харвест, 2006. — С.229−256.
- Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
- Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -— М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 336 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. -713 с.
- Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. 2003. № 3. С.3−24.
- Сапогова Е. Е. Психология развития. М.: Аспект Пресс, 2001. -460 с.
- Сартр Ж.-П. Воображение // Логос, 1992, № 3, с.98 116.
- Семечкин Н.И. Психология социального влияния. СПБ.: Речь, 2004. — 304 с.
- Сизова И. Г. Личность и профессиональная деятельность психолога: социальные представления у различных профессиональных групп: дисс.. канд. психол. н. Тверь, 1999. — 23 с.
- Сикевич З.В. Русские: образ народа. СПб, Издательство СПбГУ, 1996, 152 с.
- Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 15−22.
- Синкевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк).- М: Механик, 1996. 208с.
- Слободская Е. Р., Плюснин Ю. М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1987. № 3. С.50−56.
- Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей)// Советская этнография. 1982. № 1. С. 80−88.
- Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. МН.: Харвест, 2003. — 368 с.
- Соколова Е.Е., Турина Р. В. Фреймовое представление знаний. НИИ школьных технологий, 2205. 176 с.
- Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания/ЛТознание и общение. — М.: Наука 1988. — С. 111−126.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности/ Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1990. -389 с.
- Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 50−60.
- Социальная психология. Под ред. Московиси С. СПб.: Питер, 2007. — 592 с.
- Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л. М. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — 222 с.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. Модели психологического развития. К.: Лыбидь, 1992. — 216 с.
- Старовойтенко Е.Б. Современная психология и формы интеллектуальной жизни. -М.: Академический проект, 2001. 544 с.
- Степанов В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых // Вопросы психологии. 1992. № 1. С.42−51.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. — 368с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: пратикум. М.: Аспект Пресс, 2006.-208 с.
- Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. П., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993. 80 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.
- Субботский Е. В. Развитие у ребенка представлений о стабильном объекте // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 139−148.
- Сухарев А. В., Бухарева С. Л. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах // Вопросы психологии. 2005. № 6. С.82−90.
- Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. № 4. С.81−92.
- Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека // Вопросы психологии. 2002. № 2. С.40−56.
- Сухарев A.B. Этническая функция культуры и психические расстройства//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 129−136.
- Тадтаев X. Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания / Под ред. С. И. Замогильного. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — 248 с
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2009. 640 с.
- Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов. Серия «психологический практикум». Ростов н/д: «Феникс», 2003. — 352 с.
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М., Издательство Мысль, 1987. 351 с.
- Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этносховременная психологическая антропология. М., 2001. с. 104 133
- Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1983. № 1. С.33−42.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 2004. — 672 с.
- Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. — 480 с.
- Хотинец В. Ю Психологические и культурные факторы этнотипического поведения // Психологический журнал. 2005. № 2. С. 33−44.
- Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. № 5. С.60−72.
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.
- Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. № 4. С.46−53.
- Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб.: Речь, 2007. — 304 с.
- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука, 1986. —303 с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов.- Ростов н/д: «Феникс», 2006. 448 с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми.- Ростов н/д: «Феникс», 2006. 432с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -544 с.
- Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, типография «Сибпресс» 1923.- 134 с.
- Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение. 2003. № 4. С.3−14.
- Шоманбаева А.О. Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения: дисс.. канд. психол. н. Ярославль, 2007. — 25 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алетейя», 1996. 154 с.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Том 1. М.: Росспэн, 2008.-592 с.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Том 2. М.: Росспэн, 2008. 848 с.
- Щербакова Д. И. Этническая стереотипизация русско-чеченских социальных взаимодействий: дис.. канд. социол. н.- Ростов-на-Дону, 2009. -26 с.
- Эльконинова JI. И. Возрастная характеристика- предвидения в мышлении дошкольников // Вопросы психологии. 1987. № 2. С.33−39.
- Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. :. М.: ИЭА РАН, 1995. — 216 с.
- Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. Ленинград, Издательство «Наука», 1985. 328 с.
- Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь / Под общ. ред. доктора психологических наук, профессора А. Г. Козловой. СПб.: Речь, 2007. — 331 с.
- Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик: «Эль Фа», 1999. — 329 с.
- Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х 90-х годов: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии. — М.: ИНИОН, 1996. — 115 с.
- Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6. С.54−58.200: Bartlett F. С. Thinking. New York, Basic Books, 1958. 203 p.
- Bartlett F.C. Remembering: A study in Experimental and Social Psychology. Cambridge, Eng: The University Press, 1950. 317 p.
- Benedict R. Patterns of Culture. Boston- and New York: Houghton Mifflin Company, 1934. 254 p.
- Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M: H. DasenP.R. Cross-Cultural Psychology: Research and applications. Cambridge etc- Cambridge un. Press, 1992.-459 p.
- Culture shock: psychological reactions to unfamiliar environments Furnham, Adrian — Bochner, Stephen London. Methuen, 1986. 298 p.
- Duijker H.C.J. Fnjda H.Y. National character and national stereotypes: A trend report prepared for the international union of scientific psychology. Amsterdam. North-Holland Pub., 1960. 238 p.
- Field methods in the study of culture Williams, Thomas Rhys New York. Holt, Rinehart and Winston, 1967. 76 p.
- Giddings F. H. The Theory of Sociology, Philadelphia. American Academy of Political and Social Science. 1894. 80 p.
- Guciykunst W.B., Ting-Toomey S., Chua E. Culture and interpersonal communication. Newbury Park, Calif. Sage Publications. 1988. 278 p.
- Handbook of intercultural training. Thousand Oaks, CA. SAGE Publications. 2004. 515 p.
- Hirsch, E.D. Cultural Literacy: what every American needs to know Boston. Houghton Mifflin Co., 1987. 251 p.
- Interculturalism and performance: writings from PAJ Marranca, Bonnie- Dasgupta, Gautam New York. PAJ Publications. 1991. 335 p.
- Kardmer A, The individual and its society. With a forward and two ethnological reports by R. Linton. New York. Columbia university press. 1939. -503 p.
- Kim Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation. Clevedon England., Multilingual Matters Ltd., 1988. 223 p.
- Linton R. The cultural background of personality. New York. D. Appleton-Century company, incorporated., 1945. 157 p.
- Lonner W., Berry J.W. Field methods in cross-cultural research. Beverly Hills. Sage Publications., 1986. 368 p.