Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Падение здоровья населения в техногенной среде идет весьма стремительно. По данным Всемирной организации здравоохранения (1985) в сохранении здоровья человека вклад здорового образа жизни и «хорошая экология» составляют более 70%. Состояние природной среды, следовательно, и здоровье человека являютсявеличиной, производной от деятельности человека, основанной на его интеллектуальном и духовном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОМШТЕНТНОСТНЫЙ. ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ компетентностного подхода в теории и практике школьного естественнонаучного образования
    • 1. 2. Инновационное образовательное пространство как необходимое условие развития эколого—валеологической компетентности у старшеклассников
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель развития эколого-валеологичес-кой компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ГИМНАЗИИ
    • 2. 1. Организационные основы опытно-поисковой работы в условиях инновационного пространства гимназии
    • 2. 2. Педагогические условия реализации структурно-функциональной модели развития эколого-валеологической компетентности средствами естественнонаучного образования
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях нарастания глобальных проблем, связанных в первую очередь с глубинными экотехнологическими переменами в мире под воздействием достижений научно-технической революции, и предельно обострившейся экологической ситуации само сохранение живой природы на Земле оказалось под угрозой, а полноценное существование человека, обеспечение его здоровья и максимальной Продолжительности жизни даже в индустриально развитых странах стало сомнительным [172, С. 231].

Падение здоровья населения в техногенной среде идет весьма стремительно. По данным Всемирной организации здравоохранения (1985) в сохранении здоровья человека вклад здорового образа жизни и «хорошая экология» составляют более 70%. Состояние природной среды, следовательно, и здоровье человека являютсявеличиной, производной от деятельности человека, основанной на его интеллектуальном и духовном развитии, которое прежде всего зависит от системы образования. Соответственно возникает потребность рассматривать вопросы, экологии (науки об окружающей среде), валеологии (науки о здоровье) и педагогики (науки о воспитании, обучении и развитии детей) в неразрывной связи и единстве, а далее говорить о эколого-валеологическом образовании, ориентированном на формирование гармоничных взаимоотношений в системе «человек — природа — общество», где интегративным показателем является здоровье человека.

Неблагоприятная экологическая ситуация диктует необходимость подготовки социально адаптированного выпускника школы, имеющего внутренне согласованную естественнонаучную картину мира, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, совершенствовать свои жизненные планы в первую очередь в отношении к природе и собственному здоровью. Но как свидетельствует анализ практики, выпускники сегодняшней школы, по-прежнему хорошо владея информацией, в недостаточной степени осваивают специальные умения и навыки, необходимые для успешного разрешения проблем, возникающих при интеграции их в общество.

Российская стратегия образования отраженна в ряде нормативно-правовых и организационных документов: Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственном образовательном стандарте общего образования, Приоритетном I национальном проекте «Образование», Национально-региональном компоненте ГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области и др. Согласно этим документам происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятие «компетентность» личности.

Таким образом, развитие современной образовательной системы, существующей в условиях нарастания глобальных проблем и предельно обострившейся экологической ситуации, определено инновационными преобразованиями, в основе которых — использование компетентностного подхода и интеграция, экологического и валеологического компонентов содержания естественнонаучного образования.

Исследования в педагогике по проблемам внедрения инноваций в образовательное пространство (Ю.С. Мануйлов, М. М. Поташник, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург, В. А. Левин и др.), по использованию компетентностного подхода (А.Н. Дахин, H.JI. Галеева, Э. Ф. Зеер, А. В. Зиньковский, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Дж. Равен, А. В. Хуторской и др.) и развитию эколого-валеологического образования учащихся (Л.П. Архипова, Е. Г. Кушнина, Л. В. Моисеева, О. П. Мягченко, В. Ю. Осипова, З. И. Тюмасева и др.) ведутся в самых разных направлениях. Однако понятия «инновационное образовательное пространство», «эколого-валеологическая компетентность» и их взаимообусловленность не отражены в педагогических исследованиях.

В результате мы приходим к следующим противоречиям:

• между темпами развития общества и темпами развития образования, которые условно соотносятся как 10 к 1, что актуализирует потребность в радикальном обновлении образования, в том числе посредством инновационной деятельности;

• между осмыслением в естествознании и педагогике взаимосвязи экологической и валеологической сущностей и недостаточным отражением в теории отечественного образования интегративных понятий «эколого-валеологическая культура», «эколого-валеологическое мышление», «эколого-валеологическая компетентность»;

• между высоким уровнем здоровьезатратности современного образования, появлением «Школ здоровья» и отсутствием в практике общеобразовательных учреждений целевой установки и методической поддержки развития у выпускника школы компетентности для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности в данной области.

Необходимость разрешения выявленных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы построения модели развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования и каковы условия инновационного пространства гимназии, обеспечивающие эффективное развитие данной компетентности.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая* значимость, существующие противоречия определили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и реализовать модель и условия инновационного пространства гимназии для эффективного развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников.

Объект исследования — образовательный процесс в гимназии.

Предмет исследованияусловия инновационного пространства, обеспечивающие эффективное развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников будет успешным в том, случае, если оно обеспечивается: I.

• на уровне педагогического управления — созданием и реализацией структурно-функциональной модели развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования в логике компетентностного и средового подходов;

• на содержательном уровне — эффективной интеграцией гуманитарного, экологического и валеологического содержания естественнонаучного образования старшей школы;

• на технологическом уровне — максимально возможным использованием активных психолого-педагогических методов и технологий, направленных на развитие личности, способной нести ответственность за свое здоровье;

• на оценочно-результативном уровне — методикой определения уровня развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников в ходе педагогического мониторинга.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, на данной основе дать авторскую интерпретацию центральных понятий исследования: «эколого-валеологическая компетентность», «инновационное образовательное пространство» и «инновационное пространство гимназии» — раскрыть сущность основных методологических подходов исследования (компетентностного и средового).

2. Разработать структурно-функциональную модель развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования.

3. Выявить условия инновационного пространства гимназии, дополнить их необходимым нормативно-правовым и организационным, содержательно-методическим и технологическим обеспечением.

4. Опытно-поисковым путем проверить комплекс условий инновационного"пространства гимназии с точки зрения эффективности его использования в развитии эколого-валеологической компетентности старшеклассников, для чего определить структуру и содержание педагогического мониторинга и осуществить мониторинг на всех этапах исследования.

Методологической основой исследования стали идеи о сущности человека, его взаимоотношениях с природой и обществом (В.М. Бехтерев, В. И. Вернадский, JI.H. Гумилев, А. Печчеи и др.), идеи о развитии экологии (В.Н. Большаков, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, А. Швейцер и др.), положения о закономерностях развития личности (JI.C. Выготский, JI.B. Занков, К. К. Платонов, Н. Е. Щуркова и др.), положения о сущности педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Ю. С. Мануйлов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования являются: теории организации и управления педагогическими системами (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, П. И. Третьяков и др.), теория педагогического моделирования (Б.А. Глинский, JI.M. Фридман и др.), теория педагогического эксперимента (JI.B. Занков, И. Я. Лернер, М. М. Поташник, Г. К. Селевко и др.), научные разработки сущностного понимания валеологической культуры (Н.М. Амосов, Э. Н. Вайнер, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, Г. П. Сикорская, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарннкова, З. И. Тюмасева и др.), принцип интеграции образования, научные разработки в области методики естествознания, непрерывного экологического и эколого-валеологического образования (С.В. Алексеев, С. Н. Глазачев,.

А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, О. Н. Лазарева, Н. М. Мамедов, JI.B. Моисеева, О. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Г. И. Таршис и др.).

Объект, предмет, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов исследования: анализ научной, методической, специальной литературы и электронных информационных средств по педагогическим, содержательным и методическим аспектам экологизации и валеологизации* естественнонаучного образования, по проблемам современного образования и необходимости внедрения в него инновационных течений и компетентностного подходаметоды моделирования, сравнения, обобщения, классификации, наблюдения, диагностирования (анкетирование, тестирование, ранжирование), эксперимента, статистические методы (оценка, обработка экспериментальных данных, их графическая, интерпретация).

Организация, база и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2009 годы в МОУ гимназии-№ 177 г. Екатеринбурга в три этапа. Для решения поставленных в работе задач нами были выделены контрольные (92 учащихся)'и экспериментальные (104 учащихся) группы, в эксперименте приняли участие 18 педагогов, психолог и врач. Материалы исследования внедрялись в МОУ СОШ № 91 г. Екатеринбурга, МОУ СОШ № 5 г. Североморска Мурманской обл., МОУ ДОД «Дом детского творчества № 1» г. Мариинска Кемеровской обл.

На первом этапе (2004 — 2005 г. г.), поисково-теоретическом, осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, экологической и валеологической литературы по проблеме исследования, действующих учебных программ, учебников и учебных материалов. Уточнялся понятийный аппарат, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования. Определялись компоненты и содержание эколого-валеологической компетентности старшеклассников. Разрабатывалась модель развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников, обосновывались этапы ее реализации, программа опытно-поисковой работы.

На втором этапе (2005 — 2008 г. г.), опытно-поисковом, разрабатывался комплекс условий инновационного пространства гимназии, обеспечивающих развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников, и осуществлялось внедрение модели. Происходило отслеживание динамики развития данной компетентности у старшеклассников и проверялись предположения опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2007 — 2008 г. г.), итогово-обобщающем, проверялась эффективность использования модели развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников. Выполнялась статистическая обработка полученных результатов, проводился их анализ и обобщение. Оформлялись результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В отличие от ранее выполненных работ (Л.П. Архиповой, В.Ю. Осипо-вой, Е. Г. Кушниной и др.), в которых поднимаются-вопросы взаимосвязи экологической и валеологической сущности современного образования, в данной работе поставлена и решена задача интеграции экологического и валеологиче-ского содержания естественнонаучного образования старшей школы.

2. На основе кометентностного и средового подходов разработана структурно-функциональная модель развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования. В соответствии с моделью предложен, теоретически обоснован, дополнен авторскими разработками и проверен в ходе опытно-поисковой работы комплекс условий инновационного пространства гимназии (нормативно-правовых, содержательных, методических и пр.), использование которого обеспечивает эффективное развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников.

3. Разработана методика диагностики (методы, контрольно-измерительные материалы, категории показателей, шкала оценивания и уровни развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников), позволяющая осуществлять педагогический мониторинг качества образования в данной области.

4. Установлена социально-педагогическая зависимость: эффективность развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников обусловлена «инновационностью» образовательного пространства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают педагогику и методику преподавания естествознания:

1. Научными представлениями об использовании компетентностного и средового подходов при разработке и реализации структурно-функциональной модели развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования.

2. Новыми понятиями в данной области:

• эколого-валеологическая компетентность (ЭВК) — мотивированная способность личности актуализировать экологические и валеологические знания, умения и навыки, опыт деятельности в конкретной ситуации и на основании ценностных установок адекватно выполнять нормы и правила экологического поведения в окружающей среде, преобразовывать её с учетом личных и социальных потребностей, а также эффективно решать проблемы своего здоровья в изменяющихся условиях;

• инновационное образовательное пространство — территория педагогического взаимодействия, где создаются и/или осуществляются нововведения на содержательном и технологическом уровнях в рамках нормативно-правового поля с целью качественного улучшения результата образованияинновационное пространство гимназии — инновационное образовательное пространство учреждения гимназического типа, которое, в силу своей гу-манитарности и вариативности, обеспечивает широкие возможности реализации нововведений для приобретения учащимися опыта познавательной, творческой и других видов деятельности, развития ценностных ориентаций и мотива-ционных установок, направленных на становление компетентной личности.

3. Определением эколого-валеологических компетенций как заданных требований, которые представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихсяСтепень овладения учеником совокупности эколого-валеологических компетенций' определяет уровеньразвития эколого-валеологической компетентности: оптимальныйдостаточный, критический и отсутствие компетентности. .

Црактическая значимость исследованиячсостоит в том, что разработаны •• •• в качестве нормативно-правового условия инновационного пространства гимназии проект «Гимназическое образование без ущерба для здоровья» и соответствующее методическое пособиев качестве: средств естественнонаучного образования, программа элективного курса: «Мое. здоровье», экологическийпрактикум- «Мир воздуха», методика цветнойкоммуникации и технология ассоциативного поля-, а также диагностическая «методика;

•• в качестве методического обеспечения авторский’курс «Здоровьесбере-гающие технологии» для. студентов института педагогики и психологии-детства Уральского государственного педагогического университета?(УрГИУ): :

Научная обоснованность и достоверность результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются: разработанностьюисходныхметодологических позиций соответствием методов исследования, целям?, и задачам работы, систематической проверкой: промежуточных результатов на различных этапах опытно—поисковой работы, применением методов статистическойобработки данных и личным участием педагога в исследовательской работе.

Апробация и внедрениерезультатов исследования осуществлялись •• в процессе опытно-поисковой работы в качестве учителя биологии и экологии, заместителя директораМОУ гимназии № 177 истаршего преподавателя кафедры естествознания и методики. его преподавания УрГПУв виде публикаций методических статей в издании, рекомендованном" ВАК МО и Н РФ, «Биология в школе» (Москва, 2000, 2001, 2004);

• в виде публикаций работ в методических изданиях федерального уровня: газета «Здоровье детей» (Москва, 2006) и «Биология» (Москва, 2001) издательского дома «Первое сентября»;

• через участие с последующей публикацией тезисов в научно-практических конференциях международного, федерального и регионального значения (Екатеринбург, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007);

• посредством составления, общей редакции и выпуска сборника методических материалов по организации здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях «Гимназическое образование без ущерба для здоровья» (Екатеринбург, 2008).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическое и валеологическое образование учащихся старшей ступени обучения должно строиться на основе компетентностного подхода, который обеспечивает решение проблем здоровья человека и окружающей его со-цио-природной среды на уровне личности.

2. Эколого-валеологическая компетентность как характеристика личности формируется и развивается в процессе присвоения учащимися компетенций — заданных требований к обязательной подготовке ученика в данной области, среди которых опыт деятельности и осведомленности в вопросах сохранения целостности окружающей среды и здоровья человекаопыт творчества, выражающийся в природоохранной и здоровьесберегающей активности креативного характераопыт эмоционально-ценностных ориентации, позволяющих определять свое место и роль в окружающей природе и социуме, а также мотивация на решение проблем своего здоровья и окружающей природной среды.

3. Структурно-функциональная модель развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников средствами естественнонаучного образования, внедренная в образовательный процесс гимназии, состоит из организационной подсистемы (цель, задачи, методологические подходы и принципы), обеспечивающей (комплекс условий инновационного пространства гимназии), оценочной (показатели и уровни компетентности) и корректирующей (анализ результатов и определение путей решения проблем).

4. Для эффективного и успешного развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников наравне с компетентностным должен стать сре-довой подход, определяющий в качестве способа достижения цели комплекс условий инновационного пространства:

• управленческий экспериментальный проект «Гимназическое образование без ущерба для здоровья»;

• содержание естественнонаучного образования в старших классах гимназии, интегрирующее гуманитарное, экологическое и валеологическое знания в преподавание уроков биологии, экологии, химии, физики и географии, факультативного курса («Региональная экология» в 9 классе), элективного курса («Мое здоровье» в 8 классе) и во внеклассную деятельность;

• использование современных психолого-педагогических методов и технологий, форм и способов, среди которых экологический практикум. «Мир воздуха», методика цветной коммуникации и технология ассоциативного поля.

5. Организованный педагогический мониторинг позволяет регулярно диагностировать эффективность развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников по совокупности их достижений в овладении эколого-валеологическими компетенциями, осуществлять анализ результатов диагностики и своевременно корректировать комплекс условий инновационного пространства гимназии в сфере экологического и валеологического образования.

Выводы по второй главе.

1. Основной задачей опытно-поисковой работы явилась проверка эффективности реализации структурно-функциональной модели развития ЭВК старшеклассников средствами естественнонаучного образования через определение нового уровня данной компетентности на промежуточном и итоговом этапе диагностики. Для чего разработана методика диагностики: выбран диагностический инструментарий, определены уровни развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников, в качестве показателей выступили эколого-валеологические компетенции: ценностные, творческие, когнитивные, деятель-ностные и мотивационные.

2. Реализация структурно-функциональной модели и комплекса условий инновационного пространства гимназии доказали, что.

• эколого-валеологическая направленность содержания предметов естественнонаучного цикла как федерального компонента ГОСа, так и регионального (национально-регионального) Свердловской области и компонента образовательного учреждения обеспечивают эффективное развитие у учащихся третьей ступени образования опыта познавательной и других известных способов деятельности, которые позволяют умело использовать информацию о состоянии окружающей среды, проявлять самостоятельную заботу о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживаниявыявлять особенности своего здоровья.

• здоровьесберегающие образовательные технологии, которые легли в основу реализации инновационного проекта «Гимназическое образование без ущерба для здоровья», построенные на принципах здоровьесберегающей педагогики: «No посеге!» (Не навреди!), непрерывности и преемственности, субъект-субъектного взаимодействия, соответствии содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, приоритете активных методов обучения, формировании ответственности учащихся за свое здоровье, приоритете позитивных воздействий и др. обеспечили развитие опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений и повышение уровня развития мотивацион-ной сферы личности выпускника;

• креативная деятельности в рамках уроков естественнонаучного цикла и во внеклассной воспитательной работе способствовала развитию опыта творчества, «созиданию», «сотворению» неординарной личности в сфере эковалеоло-гии, способной проявлять гибкость ума, чуткость к противоречиямраскованность мыслей и чувствпрогностичностькритичностьналичие своего мнения, готовую к инициативным преобразованиям в области экологии и укрепления здоровья, что в дальнейшем обеспечивает эффективную социальную адаптацию выпускников школы;

• высокий профессиональный уровень учителей-новаторов способствует развитию у старшеклассников представлений о целостности картины, мира, формированию ценностного отношения к ней и поиску своего места в природ-но-социальном мире, что определяет возможность в полной мере понять обусловленность здоровья человека своеобразием окружающей среды и воздействием на нее человека.

3. Реализация выделенных условий инновационного пространства гимназии в рамках структурно-функциональной модели развития ЭВК старшеклассников средствами естественнонаучного образования, при учете дидактических и социально-педагогических закономерностей, значительно изменила уровень развития ЭВК старшеклассников за период опытно-поисковой работы. Заметная разница в достижениях учащихся в области эколого-валеологических компетенций экспериментальных и контрольных классах подтвердила правильность наших предположений и доказала эффективность применяемых условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Установлено, что актуальность исследуемой в работе проблемы обусловлена недостаточной разработанностью и теоретико-методологическим обоснованием новой модели и новых форм экологического образования, а также возросшими требованиями общества к качеству школьного образования в области сохранения здоровья человека, находящегося в прямой связи с благополучием природной среды, которая в свою очередь зависит от деятельности человека и общественного поведения.

2. В процессе анализа определена сущность и дана авторская интерпретация необходимых для исследования понятий «эколого-валеологическая компетентность», «инновационное образовательное пространство» и «инновационное пространство гимназии».

3. Выявлено содержание заданных требований — компетенций (когнитивной, деятельностной, творческой, ценностной и мотивационной), присвоение которых формирует и развивает эколого-валеологическую компетентность учащихся.

4. Определено, что успешное развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников происходит в процессе реализации структурно-функциональной модели, методологической основой которой являются компе-тентностный и средовой подходы.

5. В ходе опытно-поисковой работы подтверждено, что для эффективного развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников необходим комплекс условий инновационного пространства гимназии, состоящий из нормативно-правого обеспечения (инновационный проект «Гимназическое образование без ущерба для здоровья»), содержательного (эколого-валеологического направленность содержания естественнонаучного образования в уроках базисного учебного плана, факультативном курсе «Региональная экология» с экологическим практикумом «Мир воздуха» в 9-ом классе и в элективном курсе «Мое здоровье» в 8-ом классе, во внеклассной деятельности по данному направлению), технологических условий (использование современных психолого-педагогических методов и технологий дополнено авторскими разработками — методикой цветной коммуникации и технологией ассоциативного поля), творческих (интеллектуальное, литературно-художественное, спортивно-оздоровительное, сценическое, изобразительное, лидерское творчество в области экологии и здоровьесбережения) и личностных (качества современного педагога, соответствующие требованиям государственного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»).

6. Определена структура и содержание диагностики для оценки эффективности развития эколого-валеологической компетентности: методы, контрольно-измерительные материалы, показатели и уровни компетентности. Показатели сгруппированы в соответствии с эколого-валеологическими компетенциями, степень присвоения которых в совокупности определяет уровень развития данной компетентности ученика: оптимальный, достаточный, критический или отсутствие компетентности.

7. Выполненное исследование не исчерпывает всех возможностей инновационного пространства образовательных учреждений в области эколого-валеологического образования, о чем свидетельствует разный уровень развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников гимназии. Перспективы дальнейшего исследования, возможно, будут связаны с экспертизой содержательной и методической базы естественнонаучного образования и других условий инновационного пространства гимназии, необходимых для развития эколого-валеологической компетентности старшеклассников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. В. Экология Текст.: рабочая тетрадь для учащихся 9 -11 классов / С. В. Алексеев, С. С. Красновидова. СПб.: СМИО Пресс, 2000. -96 с.
  2. , Ш. А. Как живете дети? Текст.: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  3. , Н.М. Раздумья о здоровье Текст. / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  4. , В. В. Руководство к практическим занятиям по микробиологии Текст.: учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. институтов / В. В. Аникеев, К. А. Лукомская. М.: Просвещение, 1983. — 127 с.
  5. , Л.П. Формирование эколого-валеологической готовности учителей в системе внутришкольного непрерывного повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. П. Архипова. Челябинск: [б.и.], 2007.-28 с.
  6. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  7. , В.Ф. Главная опасность для цивилизации Текст. / В. Ф. Базарный // Народное образование. 1998. — № 9, 10. — С. 157−165.
  8. , М.М. Разговор о правильном питании Текст.: программа и учеб.-метод. комплект / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. М.: Олма—Пресс, — 1999−2003. — 34 с.
  9. , А.С. Основы возрастной педагогики Текст.: материалы экспериментального курса / А. С. Белкин — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992.-85 с.
  10. , А.С. Инновационные процессы в образовании Текст. / А. С. Белкин, Н. Вербицкая // Образование и наука: изв. УРО РАО. 2007. -№ 1(43).-С. 113−122.
  11. , А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса Текст. / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997.-С. 4−5.
  12. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько — Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 1977. — 303 с.
  13. , В.М. Избранные работы по социальной психологии Текст. / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  14. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  15. , Е.В. Развитие образования в Южном федеральном округе Текст. / Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, А. А. Греков // Педагогика. -2003.-№ 9.-С. 70−76.
  16. , В.Н. Региональная экология Текст.: учебник / В. Н. Большаков, Г. И. Таршис, B.C. Безель. Екатеринбург: Сократ, 2000.-224с.
  17. , М.И. Глобальная экология Текст. / М. И. Будыко. М.: Мысль, 1977.-327 с.
  18. , Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе Текст. / Э. Н. Вайнер // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». 2003. — № 13. — С. 3−48.
  19. , Э.Н. Программа обучения здоровому образу жизни Текст. / Э. Н. Вайнер // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». 2005. — № 15.
  20. , Э. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем Текст. / Э. Вайнерт, Р. Вальтер, Т. Ветцель. М.: Мир, 1988. — 348 с.
  21. , В.М. Общая методика преподавания биологии Текст.: учеб. пособие / В. М. Верзилин. М.: Просвещение, 1966. — 381 с.
  22. , В.И. Биосфера и ноосфера Текст. / В. И. Вернадский. — М.: Рольф, 2002. 576 с.
  23. , О.А. Гимназия ресурс развития правового государства и демократического общества в России Электронный ресурс. / О. А. Вине. Электрон. дан. Режим доступа: http: //www.websib.ru/noos/ economy/ method/ vins.htm. Загл. с экрана.
  24. Внутришкольное управление Текст.: вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  25. , С. Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования Текст. / С. Г. Воровщиков. // Завуч. —2007.-№ 6.-С. 81−97.
  26. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JT.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  27. , Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии Текст.: метод, пособие для учителя / Н. JI. Галеева. — М.: 5 за знания, 2006.- 144 с.
  28. , H.JI. Содержание и технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя Текст. / H.JI. Галева // Справочник заместителя директора школы. — 2008. — № 12. — С. 18−28.
  29. Гимназическое образование без ущерба для здоровья Текст.: метод, материалы / сост. и общ. ред. Т. В. Дядюн — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.- 120 с.
  30. , С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира Текст. / С. Н. Глазычев // Биология в школе. 1999. — № 3. — С. 5−10.
  31. . А. Моделирование как метод научного познания Текст. / Б. А. Глинский. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248 с.
  32. , Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых Текст. / Н. А. Гришанова // Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сент. 2004 г. / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов М., 2004. — 16 с.
  33. , С.А. Основы естествознания Текст.: учеб. пособие / С. А. Гуляев, В. М. Жуковский, С. В. Комов Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2000. — 560 с.
  34. , JI.H. Этногенез и биосфера Земли Текст. / JI.H. Гумилев. -М.: ДИ-ДИК, 1993.-638 с.
  35. , В.В. Виды общения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. /В.В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  36. , А.Н. Школа открытая модернизации Текст. / А. Н. Дахин // Народное образование. -2008. — № 2. С. 15−21.
  37. , У. Беседы с учителями о психологии Текст. / У. Джеймс. — М.: Совершенство, 1998. 160 с.
  38. , Р.Н. Формирование у младших школьников эколого-валеологической культуры в условиях школьного естественнонаучного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. Н. Денисенко — Чел. гос.* пед. ун-т. — Челябинск: [б.и.], 2007. 187 с.
  39. , М. Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании Текст. / М. Демидова // Народное образование. -2008.-№ 4.-С. 216−222.
  40. , С.Д. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
  41. , Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской работе Текст. / Н. В. Добрецова // Биология в школе. -1991.-№ 4.-С. 59−62.
  42. , Т.В. Практикум «Мир воздуха» Текст. / Т. В. Дядюн // Биология в школе. 2000. — № 3. — С. 15−16.
  43. , Т.В. Практикум «Мир воздуха» Текст. / Т. В. Дядюн // Биология в школе.-2000.-№ 3. С. 15−16.
  44. , Т.В. Практикум «Мир воздуха» Текст. / Т. В. Дядюн // Биология в школе. 2000 — № 4. — С. 12−14.
  45. , Т.В. Практикум «Мир воздуха» Текст. / Т. В. Дядюн // Биология в школе. -2001. -№ 1. С. 12−13.
  46. , Т.В. Тестовый контроль на уроках по систематизации биообъектов Текст. / Т. В. Дядюн // Биология: прил. к газ. «Первое сент.». — 2001. -№ 38. — С. 11.
  47. , Т.В. «Язык» цвета как способ общения на уроках Текст. / Т. В. Дядюн // Биология в школе. 2004. — № 1. — С. 35−38.
  48. , Т.В. Визуальная среда как фактор сохранения здоровья учеников и учителей Текст. / Т. В. Дядюн, С. Рахматуллина // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». 2006. — № 21. — С. 36−38.
  49. , Т.В. Гимназическое образование без побочных эффектов Текст. / Т. В. Дядюн // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». 2006. — №> 24. — С. 30−34.
  50. , М.А. Социальное развитие ребенка в период детства Текст.: понятийно-терминологический словарь / М. А. Иваненко, Л. В. Моисеева — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — 112 с.
  51. , С.А. Мониторинг и статистика в образовании: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов Текст. / С. А. Иванов, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, О. Э. Крутова. М.: АПК и ППРО, 2007. — 128 с.
  52. , А.В. Педагогический мониторинг становления экологической картины мира у младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Иванова — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б.и.], 2004. — 187 с.
  53. , В.А. Экология и культура: на пути к интеграции Текст.: кн. для учит. / В. А. Игнатова. Тюмень: Вектор Бук, 2004. — 262 с.
  54. , Ю. А. Экология и состояние природной среды Текст. / Ю. А. Израэль. Л.: Гидрометеоиздат, 1994. — 560 с.
  55. Интеграция элементов первичной профилактики формирования социальных дезадаптаций в преподавание учебных предметов Текст.: сб. метод, матер. / сост. Н. В. Ершова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2002. — 107 с.
  56. , Ю.Д. Биология ЗОЖ Текст. / Ю. Д. Жилов, Н. Е. Назарова // Биология в школе. 2007. — № 5 — С. 3−9
  57. , E. Волонтерская работа Текст. / Е. Жуйков // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». 2006. — № 5. — С. 25.
  58. , В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования Текст. / В. И. Загвязинский // Педагогика. — 2005. — № 6. -С. 10−14.
  59. , В. И. Творчество в управлении школой Текст. / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  60. , Е. Быть здоровым непросто: формирование культуры здоровья у старшеклассников Текст. / Е. Заикина.—М.: Чистые пруды, 2008.—32 с.
  61. , Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей Текст. / Г. К. Зайцев. — СПб.: Детство — Пресс, 2001.- 160 с.
  62. , Г. К. Время педагогики здравосозидающей Текст. / Г. К. Зайцев // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 193 — 199.
  63. , JI.B. Избранные педагогические труды Текст. / JT.B. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
  64. , А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе Текст.: пособие для учит. / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  65. , И.Д. Охрана природы и образование Текст. / И. Д. Зверев // Образование в современном мире: состояние и тенденции развития: сб. науч. статей / под. ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — С. 228−245.
  66. , Е.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход Текст.: учеб. пособие / Е. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: МПСИ, 2005. 216 с.
  67. , Э. Ф. Компетентностный подход к образованию Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука: изв. УРО РАО. 2005. — № 3(33). — С. 27−40.
  68. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  69. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.-С. 34−37.
  70. , И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  71. , А. В. Основные направления и структура профессиональной компетентности преподавателей вузов МЧС России Текст. / А. В. Зиньковский, В. А. Шемятихин //Образование и наука: изв. УРО РАО. -2007.-№ 6(10).-С. 45−54.
  72. , С. П. Комплексное применение знаний одно из направлений компетпентностного подхода в школьном образовании Текст. / С. П. Злобина // Образование и наука: изв. УРО РАО.-2007.-№ 6(10).-С. 15−20.
  73. , В.Н. Методика оценки организации оздоровительной и профилактической работы в школе Текст. / В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая, Ф. Ф. Харисов // Школа здоровья. 1999. — № 3. — Том 6.
  74. , О.В. Дидактическое обеспечение экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие Текст. /
  75. О.В. Клементьева, JI.B. Моисеева — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. -174 с.
  76. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО Электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-l.htm Загл. с экрана.
  77. Коллектив авторов."Философия экологического образования Текст. / под об. ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 416 с.
  78. , Д. В. Валеология: да, но.Текст. / Д. В. Колесов // Биология в школе. 2000. — № 7 — С. 5−10.
  79. Коменский Текст. / сост., авт. пред. И. Д. Чечель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  80. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р М.: ТЦ Сфера, 2007. 176 с.
  81. , В.В. Воспитание или образование? Текст. / В.В. Краев-ский // Педагогика. 2001. — № 3. — С.9−10.
  82. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2.-С. 3−10.
  83. , Ч. Основы общей дидактики Текст. / Ч. Куписевич. М.: Высшая школа, 1986. 480 с.
  84. , Е.Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении: монография Текст. / Е. Г. Кушнина. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. — 328 с.
  85. , A.M. Природосообразность или педагогический валюнта-ризм? Текст. / A.M. Кушнир // Народное образование. — 1998. — № 9/10. — С. 137−143.
  86. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.-186с.
  87. , И.К. Философия здоровья Электронный ресурс. / И. К Лисе-ев. Электрон, дан. Режим доступа: www.iu.rii/biblio/archive/liseev fllosofija /05.aspx Загл. с экрана.•
  88. , Е. Г. Психолого-педагогические технологии развития конфликтной компетентности в образовательном, процессе Текст. / Е. Г. Лопес // Образование и наука: изв. УРО РАО. 2008. — № 2 (14). — С. 80−88.
  89. Лучшие учителя России Текст. / сост. Ж. С. Серебряная, И. О. Антипина, Т. В. Ольшанская. — Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. 93 с.
  90. , А.Г. Использование здоровьесберегающих технологий в эколого-валеологическом образовании и воспитании учащихся Текст. / А. Г. Маджуга // Здоровье и образование в XXI веке: материалы V междун. науч.-пр. конф. М, 2004. С. 230−232.
  91. , Л. Как разработать индивидуальную программу Текст. / Л. Маленкова //Народное образование. 1998.-№ 9−10-С.255−258.
  92. , О.Ю., Громыко, Ю.И. Здоровьесбережение: социальные и психолого-педагогические аспекты Текст.: учеб. пособие / О. Ю. Малозёмов, Ю. И. Громыко. Екатеринбург: из-во АМБ, 2006. — 272 с.
  93. , О.Ю. Мотивационные основания использования физической культуры в здоровьесбережении учащихся Текст.: монография / О. Ю. Малозёмов — Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. Омск: СибГУФК — Екатеринбург: Из-во АМБ, 2007. — 205 с.
  94. , Н.М. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования Текст. / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина // Биология в школе. -1996.-№ 2.-С. 23−24.
  95. , Н.М. Основы общей экологии Текст.: учебник для старших классов общеобразовательной школы. / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазычев. М.: Устойчивый мир, 2000. — 272 с.
  96. , Ю.С. Средовой подход в воспитании Текст. / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 36−41.
  97. М.И. Современный урок Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  98. , Ю. JI. Помоги себе сам или практические советы по оценке и улучшению качества среды Текст.: учебное пособие / Ю. Л. Мельчаков — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 1994. — 62 с.
  99. , И. Ю. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе Текст.: дис. .:. канд. пед. наук / И.Ю. Менщикова- Курган, гос. ун-т. Курган: [б.и.], 2008. — 198 с.
  100. , Г. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. П. Мещерякова. — Ставрополь: [б.и.], 2006. 28 с.
  101. , Л. А. Компетентностный подход к профильно-ориентированному обучению иностранным языкам Электронный ресурс. / Л. А. Милованова. Электрон, дан. Режим доступа: http://pn.pglu.ru/ Загл. с экрана.
  102. , Б.М. Популярный экологический словарь Текст. / под ред. A.M. Гилярова. М.: Устойчивый мир, 1999. — 304 с.
  103. , В.Н. Диалоговые технологии гражданского образования Текст. / В. К. Ионесов, В. Н. Михелькевич, И. А. Полушкин. Самара: СНЦ РАН, 2004.- 174 с.
  104. , JI. В. Региональное экологическое образование: теория и практика Текст.: дис.. докт. пед. наук /Л. В. Моисеева — Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б.и.], 1997. -375 с.
  105. , Л.В. Экологическая картина младших школьников: образ и познавательная модель Текст. монография / Л. В. Моисеева, А. В. Иванова — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 96 с.
  106. , Л.В. Экологическое образование: исторический аспект Текст. / Л. В. Моисеева. Екатеринбург: Уникум, 1996. — 110 с.
  107. , Н.Н. Экология и образование Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Юнисам, 1996. — 192 с.
  108. , Н.Н. Расставание с простотой Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Аграф, 1998.-480 с.
  109. , А. Публичный доклад школы: от инноваций к массовому внедрению Текст. / А. Моисеев, С. Косарецкий, Т. Мерцалова // Российское образование. — 2008. — № 1. — С. 68−72.
  110. , Л.С. Валеологические основы педагогической деятельности Текст. /: учеб.-метод. пособие / Л. С. Нагавкина, Л. Г. Татарникова. М. КАРО, 2005.-272 с.
  111. , В. М. Экологизированный курс химии от темы к теме Текст. / В. М. Назаренко // Химия в школе. 1995. — № 5. — С. 35.
  112. Научно-методическая служба новационной школы Текст.: методические материалы по организации работы / под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 1994. — 32 с.
  113. , Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир Текст. / Б. Нобел. М.: Мир, 1993. — 424 с.
  114. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: приказ Минобразования Росийской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 // Бюл. М-ва образ. Рос. Федерации.-2002.-№ 2.-С.2−31.
  115. Об образовании в Свердловской области (с изменениями от 23 июня, 27 декабря 2004 г.) Электронный ресурс.: закон Свердловской области от 16 июля 1998 г. № 26−03 // Режим доступа: http://www. minobraz.ru.
  116. Общая и социальная экология Текст.: учеб. пособие / под. ред. А. Д. Урсула. М.: РАГС, 2007. — 408 с.
  117. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
  118. Опыт возрождения гимназии: Программа развития 2000−2005 Текст. / под. ред. М. Г. Синяковой. Екатеринбург: Уникум, 2003. — 198 с.
  119. , В.Ю. Эколого-валеологическая подготовка как часть профильного биологического образования в педагогическом колледже Текст.: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Осипова. Пермь: [б.и.], 2002. — 25 с.
  120. Основы педагогических технологий. Краткий толковый словарь Текст. / Урал. гос. пед. ун-т — сост. Л. В. Моисеева. Екатеринбург: [б.и.], 1995.-22 с.
  121. , К.Г. Избранные произведения Текст.: в 3 т. / К. Г. Паустовский. М.: Русская книга, 1995.
  122. Т. 3: Золотая роза. 1995 — 512 с.
  123. , Г. А. Компетентностный подход и практико— ориентированное образование Текст. / Г. А. Папуткова // Образование и наука: изв. УРО РАО. 2008. — № 1 (13). — С. 9−13.
  124. , В.П. Планирование и организация воспитательного процесса в школе. Алгоритм создания социального проекта Текст. / В. П. Пахомов // Зам. директора по воспитательной работе. 2005. — № 3. — С. 27−44
  125. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под. ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002.-640 с.
  126. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред, учебных заведений / под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. М.: Академия, 2001.- 132 с.
  127. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт. сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.
  128. , А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1995.-268 с.
  129. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст.: учеб. пособие / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  130. , В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. /
  131. B.М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  132. , С.Д. В поисках педагогической инноватики Текст. /
  133. C.Д. Поляков. -М.: Просвещение, 1993. 65 с.
  134. , И.Н. Становление и развитие экологического образования в России Текст. / И. Н. Пономарева // Биол. в школе-№ 1.-2001 -С.3−5.
  135. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руков. образ, уч-режд. Текст. / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  136. Потанина, J1.T. Символика поведения Текст. / JI.T. Потанина, Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96 с.
  137. Приоритетный национальный проект «Образование» Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru.
  138. Проект стандарта общего образования «Концепция государственного стандарта общего образования, Москва 2007» Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.standart.edu.ru.
  139. , В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России Текст.: учеб. и справ, пособие / В. Ф. Протасов. М.: Финансы и статистика, 2000. — 672 с.
  140. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений Текст. / Ростов н/Д: Феникс, 1998, — 257 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / —М.: БРЭ, 1993.-608 с.
  142. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ Текст.: утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с.
  143. Сборник нормативных документов. Биология Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 172 с.
  144. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст.: в 2 т./ Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006.1. Т. 1.-2006.-816 с. 1. Т. 2. 2006. — 860 с.
  145. , О.Г., Будымко, И.Е. Помочь растущему человеку проделать «неимоверно трудную работу выделывания в себе человека» Текст. / О. Г. Селиванова, И. Е. Будымко // Биология в школе. — 2007. — № 1 — С. 26−29.
  146. , Т.Н., Сериков, С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании Текст.: монография / Т.Н. Сериков, С.Г. Сериков. Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
  147. , В.П. Педагогическая практика в школе Текст.: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / В. П. Симонов — Моск. пси-хол.-соц. ин-т. -М.: [б.и.], 2000. 180 с.
  148. A.А. Симоновой. Екатеринбург, 2004. — С. 29−31
  149. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1994. 96 с.
  150. , В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. /
  151. B.А. Сластёнин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  152. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2006. -320 с.
  153. , В.А. Компетентностный подход в государственных образовательных стандартах третьего поколения Электронный ресурс. / В. А. Соломонов. Электрон, дан. Режим доступа: [email protected]. Загл. с экрана.
  154. , Н. В. Компетентностный подход к образованию процесс реализации. Текст. / Н. В. Соснин // Образование и наука: изв. УРО РАО. -2007. № 7 (И).-С. 3−10.
  155. Социология: Энциклопедия Текст. / Сост. А. А. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003.-1312 с.
  156. , Е. А., Панин, В. А. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья Текст. / Е. А. Стальков, В. А. Панин. Калининград: Янтар. сказ, 2001. — 284 с.
  157. Стратегический проект «Городская школа — стандарт «Пять звезд» Текст.: утвержден Решением Программного совета стратегического развития г. Екатеринбурга № 8/2 от 20 октября 2004 г.
  158. , О.С. Телесность человека как основа его жизни и единства с природой Текст. / О. С. Суворова. М.: Биофилософия, 1997. — 267 с.
  159. , И.Т. Школьная экология. Задачи и функции Текст. / И. Т. Суравегина // Биология в школе. 1999. — № 3. — С. 18−23.
  160. , В.А. Сердце отдаю детям Текст. / В.А. Сухомлин-ский. Киев: Радянська школа, 1973. — 243 с.
  161. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  162. , А.Н. Городская экология Текст.: учеб. пособие для ВУЗов / А. Н. Тетиор. М.: Академия, 2006. — 336 с.
  163. Типовое положение об общеобразовательном учреждении Текст. / Собрание Законодательства РФ. 2001. — № 196.
  164. , П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии Текст. / П. И. Третьяков. М.: Скрипторий 2003, 2006. — 568 с.
  165. , Н.Н., Шрейнер, Р.Т. Компетенции и компетентность как теоретико-педагогическая проблема качества образования Текст. / Н. Н. Тулькибаева, Р. Т. Шрейнер // Образование и наука: изв. УРО РАО. — 2008. -№ 2(50).-С. 55−64.
  166. , З.И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны Текст. / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  167. , З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования Текст.: словарь справочник / З. И. Тюмасева, В. П. Стариков — Сургут, гос. ун-т. — Сургут: [б.и.], 2004. — 312 с.
  168. З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования Текст.: монография / З. И. Тюмасева — Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: [б.и.], 2006. — 322 с.
  169. , З.И. Здоровье человека и здоровье окружающей среды как факторы личной и национальной безопасности Электронный ресурс. / З. И. Тюмасева Электрон, дан. Режим доступа: www.osu.ru/doc/1026/author/ 893/lang/ Загл. с экрана.
  170. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Текст. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996.
  171. Т. 3 / сост. В. В. Виноградов и др. 1996. — 712 с.
  172. Управление качеством образования Текст.: практикоориентирован-ная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
  173. Урал и экология Текст.: учеб. пособие. / под. ред. А. М. Черняева [и др.]. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. — 284 с.
  174. , К.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / под ред. В. Я. Струминского. — М.: Просвещение, 1953−1954.
  175. Т. 1: Вопросы воспитания / сост. В. Я. Струминский, Н. А. Сундуков. -1953.-638 с.
  176. Т. 2: Вопросы обучения / сост. В. Я. Струминский, Н. А. Сундуков. 1954. -734 с.
  177. Фестиваль «Мы за здоровый город!» Текст.: сост. Н.В. Подраби-нок. — Екатеринбург: Екатеринбургский Дом Учителя, 2007. — 63 с.
  178. , JI.M. Психология детей и подростков Текст.: справочник для учителей и воспитателей / JLM. Фридман. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 480 с.
  179. , В.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в условиях лицея Текст.: дис.. канд. пед. наук /В.В. Хабин — Чел. гос. пед. ун-т. Челябинск [б.и.], 2007. — 187 с.
  180. , О.Г. Развитие школы как инновационный процесс Текст.: метод, пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  181. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. Москва: Барс, 1997. — 392 с.
  182. , А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование.-2003.-№ 5.-С. 55−61.
  183. , А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // интернет-журнал «Эйдос» Электрон, дан. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  184. , А. В. Современные педагогические инновации на уроке. Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» Электрон, дан. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0705−4.htm.
  185. , А.В. Диагностика физического здоровья Текст.: метод, пособие / А. В. Чеботарев. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  186. , Н.М. Основы экологии Текст.: учеб. для 10−11 кл. обще-образоват. учреждений / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. — М.: Дрофа, 1999.-288 с.
  187. , В.Н. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Н. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  188. , В.Н. Формирование социально-личностной компетентности учащихся старших классов Текст. / В. Н. Шапалов. Тюмень: ГОГИРРО, 2003. -44 с.
  189. , А. Благоговение перед жизнью Текст. / А. Швейцер. — М.: Прогресс, 1992. 576 с.
  190. , О. А. Мотивационные технологии в управлении инновационным образованием Текст. / О. А. Ширинкина // Образование и наука: изв. УРО РАО. 2008. — № 1 (13). — С. 13−20.
  191. , Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 2002. — 94 с.
  192. , Н.Е. Культура современного урока. Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 2000. — 112 с.
  193. , Н.Е. Этика школьной жизни Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Пед. общество России, 2000. 192 с.
  194. , Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 2000. — 163 с.
  195. , Н.Е. Классный час: Поговорим о жизни. Текст.: материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. М.: АРКТИ, 2005. — 168 с.
  196. Экологическая педагогика Текст.: сб. научных статей по материалам XII Междунар. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — под. ред. JI.B. Моисеевой. -Екатеринбург: [б.и.], 2006. 326 с.
  197. А.Н. Постижение. Общечеловеческие ценности и буддизм Текст. / А. Н. Яковлев. М.: Вагриус, 1998. — 222 с.
  198. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  199. , Е.А. Управление развитием адаптивной школы Текст. / Е. А. Ямбург. М.: ПЕР СЭ — Пресс, 2004. — 430 с.
  200. , В.А. Векторная модель школьной среды Текст. / В. А Ясвин // Директор школы. 1998. — № 6. — С. 13−22.
  201. О.Л., Мягченко О. П. Еколопчш аспекта валеологп Текст. / О. Л. Гречишкша // Матер1али третьо1 Всеукра’шськоГ науково-прак. конф., Юровоград, 1997 г. / Юровоградський державний пед. ун-т. KipoBO-град, 1997.-С. 22−23.
  202. Flick U. Qualitative Injuries intro Social Representation of Health // Journal of Health psychology. July 2000. Vol. 5. Number 3.
  203. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997
Заполнить форму текущей работой