Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности
Анализ современных моделей педагогической деятельности позволил установить, что конструктивно-проектировочные, исследовательские и рефлексивные функции являются основой для проектировочной деятельности учителя. Определяя и уточняя структуру проектировочной деятельности мы пришли к выводу о необходимости построения такой модели данной деятельности, которая отвечала бы требованиям подготовки… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы проектирования индивидуально-образовательного маршрута
- 1. 1. Содержание и структура индивидуально-образовательного маршрута
- 1. 2. Проектирование как область педагогической деятельности
- 1. 3. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута
- Выводы по Главе I
- Глава II. Технология проектирования индивидуально- образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности
- 2. 1. Структурно-функциональный анализ курсов педагогических дисциплин, способствующих проектированию индивидуально-образовательного маршрута
- 2. 2. Технология проектирования индивидуально-образовательного маршрута будущего учителя в системе профессионального педагогического образования
- 2. 3. Диагностика готовности будущего учителя к проектированию индивидуально-образовательного маршрута
- 2. 4. Формирование готовности будущего учителя к проектированию индивидуально-образовательного маршрута
- Выводы по Главе 1
Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
За последние годы система высшего педагогического образования существенно обновилась. Общая ориентация системы на личностно-профессиональное становление педагога потребовала значительных изменений в структуре, содержании и технологиях подготовки студентов в условиях педагогического вуза. Гуманизация педагогического образования, его гуманитаризация, дифференциация и демократизация сделали систему более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли объективные предпосылки для выбора студентами индивидуально-образовательных маршрутов, которые бы наиболее полно отвечали их личностно-профессиональным потребностям и устремлениям. Однако, как свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента данного диссертационного исследования, студенты испытывают существенные трудности в выборе образовательного маршрута и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный и профессионально-образовательный рост. Другими словами, процесс и результаты профессионально-педагогического становления для студентов не всегда оказываются личностно значимыми.
Высокий профессионализм специалистов во многом зависит от потенциала, полученного в вузе, от степени удовлетворения его образовательных потребностей и профессиональной подготовки, и поэтому, главным требованием к системе высшего образования становится удовлетворение познавательного интереса студентов при проектировании и реализации индивидуально-образовательного маршрута студента. В этом случае, система высшего образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям будущего учителя.
В качестве одного из путей решения поставленных задач, мы рассматриваем педагогическое проектирование индивидуально-образовательного маршрута, как средство гуманизации образования, поскольку проектирование позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей будущего учителя в качественном образовании, посредством осуществления подготовки студента к разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Теоретические основы педагогического проектирования, развития и управления новыми образовательными системами представлены в работах И. С. Батраковой [11], И.В. Бестужев-Лада [20], Е.С. Заир-Бек [39], М. М. Поташника [128], В. Е. Радионова [93]. Ю. Ф. Тимофеевой [118], А. П. Тряпицыной [120, 121]. О. Г. Хомерики [128], Н. В. Чекалевой [130, 131], П. А. Юцявичене [149] и др. В комплексе вопросов педагогического проектирования и профессионального становления будущего учителя особое внимание уделяется рассмотрению условий организации высококвалифицированной подготовки студентов к осуществлению проектировочной деятельности (О.А Абдулина [1, 2], С. И. Архангельский [7], А. И Мищенко [70], В. А. Мудрик [72], Л. С. Подымова [86]. В. А. Сластенин [104, 106], Н. В. Чекалева [130], и др.). Истоки педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута восходят к Петербургской школе (Т.Б. Алексеева [77], Л. Н. Бережнова [77], С. В. Воробьева [27], С. А. Писарева [77]. Е. В. Пискунова [77]. А. П. Тряпицына [77. 120]. Данные научные труды посвящены разработке индивидуально-образовательного маршрута учащегося. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том. что также предприняты первые шаги в исследовании возможных типов индивидуально-образовательных маршрутов студентов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях, которые впервые были описаны в работах А. Г. Гогоберидзе [33], Н. А. Лабунской [60], Тимофеевой Ю. Ф. [118] .
Согласно изученной педагогической литературе, ценность индивидуально-образовательного маршрута студента состоит в том, что он позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого студента была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательного маршрута, что способствует повышению личностного и профессионально-образовательного роста студента.
В связи с тем, что значительную роль в становлении будущего учителя играют педагогические дисциплины, именно в процессе их изучения и была осуществлена опытно-экспериментальная работа по проектированию индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Педагогические дисциплины позволяют студенту овладеть знаниями о человеке как развивающейся личности и субъекте жизнедеятельности, о себе, как субъекте образовательной деятельностио сущности, содержании и структуре образовательных процессов. Изучая педагогические дисциплины, студенты должны овладеть знаниями и умениями проектирования образовательных процессов, а также ориентировать свою деятельность на достижение личностного и профессионально-образовательного роста через проектирование индивидуально-образовательного маршрута. Но несмотря на совершенствование содержания психолого-педагогических дисциплин и процесса их изучения в вузе, остается очень важным вопрос о необходимости обогащения содержания исследованиями инновационных процессов в образовании, в частности, исследованиями процесса проектирования индивидуально-образовательных маршрутов студентов.
Таким образом, приведенные обстоятельства определили проблемы современного педагогического образования, которые порождены противоречиями между:
• необходимостью организации процесса становления будущего учителя как субъекга профессиональной деятельности и отсутствием личностно-ориентированной задачи будущего учителя по проектированию индивидуально-образовательного маршрута;
• необходимостью проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента и неразработанностью содержания и процесса подготовки будущего учителя к проектировочной деятельности.
Данные противоречия актуализируют значимость проблемы поиска условий организации процесса обучения по индивидуально-образовательным маршрутам, обеспечивающих успешность подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.
Определение проблемы позволило сформулировать тему настоящего исследования: Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом университете.
Предмет исследования: проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.
Цель исследования: определить содержание и организационно-педагогические условия проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования, основана на предположении о том, что проектирование индивидуально-образовательного маршрута будет способствовать формированию готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в случае, если:
• будущим учителем сформулированы цель и задачи личностного, профессионального и образовательного роста;
• определены возможности педагогических дисциплин, способствующие реализации проектирования индивидуально-образовательного маршрута;
• выявлены этапы и содержание проектирования индивидуально-образовательного маршрута;
• определены организационно-педагогические условия проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить содержание и структуру индивидуально-образовательного маршрута.
2. Раскрыть научно-теоретические основы проектирования индивидуально-образовательного маршрута.
3. Выявить содержательные и технологические возможности педагогических дисциплин, способствующих реализации проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента.
4. Определить критерии готовности будущего учителя к проектированию индивидуально-образовательного маршрута.
5. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем технологию проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Обшей методологической основой исследования являются личностный, системный, рефлексивно-деятельностный подход к проектированию индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельностикатегориальный аппарат педагогики (подготовка, готовность, педагогическое проектирование, индивидуально-образовательный маршрут) и выводы диалектической философии (диалектика части и целого, общего и особенного, причины и следствия, восхождения от абстрактного к конкретному).
Теоретической основой исследования являются концепция личностно-ориентированного обучения (Ю.ГТ. Азаров, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.):
— методологические основы системного, рефлексивно-деятельностного подходов в изучении и проектировании путей развития образовательных систем (И.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, Е.С.Заир-Бек, О. Е. Лебедев. М. М. Поташник, В. Е. Радионов, В. А. Сластенин, В. М. Слободчиков и др.);
— педагогические научные труды ученых о сущности, структуре, классификации и особенностях реализации индивидуально-образовательного маршрута (Т.Б,.
Алексеева, Л. Н. Бережнова, С. В. Воробьева, А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Лабунская, Е. В. Пискунова, С. А. Писарева. А.П. Тряпицына) — положения теоретико-методологического характера, относящиеся к рассмотрению условий организации подготовки студентов к педагогической проектировочной деятельности (О. А Абдулин, С. И. Архангельский, И. С. Батракова. И.В. Бестужев-Лада, Е.С. Заир-Бек, А. И Мищенко, В. А. Мудрик, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, В. Е. Радионов, В. А. Сластенин, Ю. Ф, Тимофеева, А. П. Тряпицына, О. Г. Хомерики, Н. В. Чекалева, П.А. Юцявичене);
— идеи педагогической, психологической и философской теории деятельности (И. А. Зимняя, М. С. Каган, А. К. Маркова, С. Л. Рубенштейн, А. Э. Штейнмец, Г. И. Щукина др);
— концепции профессионально-педагогического образования (И.С. Батракова, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, Е. Н. Шиянов и др.).
Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов педагогического исследования:
• теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемам, связанным с темой исследования;
• изучение и обобщение опыта педагогического проектирования индивидуально-образовательного маршрута;
• диагностический анализ готовности студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута: анкетирование и тестирование, включенное педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов (проектов индивидуально-образовательных маршрутов);
• констатирующий и формирующий эксперимент.
Специфика и задачи исследования определили его логику, от изучения содержания и структуры индивидуально-образовательного маршрута, а также состояния исследуемой проблемы к разработке и проверке опытно-экспериментальным путем технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.
Первый этап (1997;1998 гг.): в этот период были сформированы общая идея предстоящего исследования, изучено реальное состояние исследуемой проблемы, результативность проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента.
Второй этап (1998;1999 гг.) был посвящен изучению философской, психолого-педагогичсекой литературы по проблеме исследованиявыделению основных направлений исследования, разработке понятийного аппарата, проведению констатирующего эксперимента.
Третий этап (1999;2001 гг.) включал проверку и уточнение теоретических (гипотетических) положений в ходе экспериментаанализ полученных результатов, формулировку выводов и оформление материалов диссертации.
База исследования: математический факультет Омского государственного педагогического университета, на котором в течении трех лет проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами 1−4 курсов, преобразующий эксперимент проходил в двух ipynnax (64 человека). В массовом диагностическом эксперименте приняли участие студенты математического факультета и факультета иностранных языков (210 человек).
На защиту выносятся следующие положения: 1. Индивидуально-образовательный маршрут представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую будущему учителю позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателем педагогической поддержки его профессионального самоопределения и самореализации.
Проектирование индивидуально-образовательного маршрута есть деятельность по определению мотивов и целей студентов при получении образования, конкретизации содержания индивидуально-образовательного маршрута, осуществлению диагностического отслеживания результатов, рефлексии профессионально-образовательного роста будущего учителя.
2. Возможности педагогических дисциплин^ способствующие реализации проектирования индивидуально-образовательного маршрута, выражаются в процессе:
• развития субъектной позиции будущего педагога (создание условий для активной проектировочной деятельностиориентация на инновационную деятельность):
• формирования умений саморазвития и профессионального самовыражения (развитие творческой самостоятельной познавательной деятельности и профессионального совершенствования, профессионально-личностной устойчивости).
Возможности педагогических дисциплин могут быть повышены при гибком согласовании структуры традиционных курсов и процесса проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента.
3. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута студента осуществляется в процессе изучения педагогических дисциплин в качестве подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности и выстраивается поэтапно, в соответствии с компонентами готовности к проектировочной деятельности (мотива ц ионн ы й, когнитивный, технологический, рефлексиейый).
Критериями готовности будущего учителя к проектированию индивидуально-образовательного маршрута является наличие личностно-ориентируемой задачи по осуществлению данной проектировочной деятельности и умение проектировать индивидуально-образовательный маршрут.
4. К организационно-педагогическим условиям осуществления проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности могут быть отнесены:
— соуправление студента и преподавателя в процессе проектирования и реализации индивидуально-образовательного маршрута;
— соответствие содержания индивидуально-образовательного маршрута установленному стандарту и процессу самореализации личности;
— соответствие ресурсного обеспечения цели индивидуально-образовательного маршрута (учебно-программное, информационное, аудиовизуальное обеспечение);
— использование модульного подхода при проектировании индивидуально-образовательного маршрута будущего учителя.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в :
— определений детерминант современного образования как факторных оснований для дифференциации образовательных программ через построение индивидуальных образовательных маршрутов;
— выделении сущностных свойств индивидуально-образовательного маршрута студента и организационно-педагогических условий проектирования индивидуально-образовательного маршрута определении структурно-функциональных возможностей педагогических дисциплин, способствующих реализации проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности;
— определении критериев и показателей готовности студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута;
— уточнении понятийно-категориального аппарата («подготовка», «готовность^, «педагогическое проектирование'', «индивидуально-образовательный маршрут'*).
Практическая значимость исследования состоит в:
— разработке и проверке опытно-экспериментальным путем технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности;
— определении методик диагностики готовности студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута;
— создании методического обеспечения реализации технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута, включающее в себяа) комплекс учебных ситуаций (оценки и самооценки, когнитивных, проектировочных и творческих) — б) методические рекомендации по проектированию индивидуально-образовательного маршрута студентав) индивидуальный дневник «Профиль моих умений» (методика диагностического отслеживания результатов проектирования и реализации индивидуально-образовательного маршрута студента) — г) монографические характеристики студентовсистематизации и обобщении опыта педагогического проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента с целью углубления содержания курсов педагогических дисциплин.
Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в данном диссертационном исследовании, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Омского государственного педагогического университетааспирантских семинарахна III, IV и V-x педагогических чтениях, посвященных памяти B.C. Ямпольского «Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования» (май 1999 г.), «Образование на пороге XXI в.'» (май 2000 г.), «Перспективы развития профессионального образования в XXI веке» (май 2001) — на семинаре «Психолого-педагогическая подготовка студентов'» ' (январь 2000 г.) — курсах по повышению квалификации учителей (Германия, г. Диллинген 19−23 июля 1999 г.) — на семинаре для аспирантов во Всероссийской школе молодых ученых-педагогов (г. Москва. 27−31 марта 2000 г.), на международной научно-практической конференции «Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России» (г. Омск, 23−24 июня 2000 г.), а также на встрече с ректором Института индивидуального обучения Галлатин (г. Нью-Йорк, США, июль 2000 г.).
Результаты диссертационного исследования опубликованы в научных сборниках: «Наука образования», «Гуманитарные исследования», «Развитие системы воспитания в учреждениях образования», «Естественнонаучное образование в реализации идей гуманистической педагогики», «Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России», «Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ» .
Структура и содержание работы соответствуют логике научного исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Выводы по Главе 2.
Апробация технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности позволила выстроить в определенной последовательности, согласно этапам продвижения студента при получении образования и поэтапному формированию готовности студентов к проектировочной деятельности, процесс личностного и профессионального становления будущего учителя.
При этом учитывались следующие организационно-педагогические условия проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента:
— соуправление студента и преподавателя в процессе проектирования и реализации индивидуально-образовательного маршрута при осуществлении преподавателем деятельности по структурированию и регулированию процесса проектирования, сопровождению студентасоответствие содержания индивидуально-образовательного маршрута образовательному стандарту и процессу самореализации личности студента- - соответствие ресурсного обеспечения цели индивидуально-образовательного маршрута (учебно-программное, информационное, аудиовизуальное обеспечение);
— использование модульного подхода при проектировании индивидуально-образовательного маршрута студента.
В качестве целей и результатов проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к проектировочной деятельности рассматривалась конкретизация личностно-ориентированной задачи студента, способствующей личностному и профессиональному росту будущего учителяразвитие необходимых навыков и умений, овладение знаниями с целью осуществления данной проектировочной деятельности.
При проектировании педагогического процесса учитывались особенности конструирования обучения, формулировка задач с максимальной ориентацией на результат исследования, разработка учебного материала для обновления содержания обучения, подбор форм, методов и целей организации обучения, ориентированных на подготовку студента к проектировочной деятельности.
В рамках технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента был избран, в качестве метода исследования, метод конструирования учебных ситуаций, который позволил осуществить связь между теоретической и практической подготовкой студентов к проектировочной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось формирование одновременно всех компонентов готовности студента к проектированию индивидуально-образовательного маршрута (мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный), при этом какой-либо из компонентов имел приоритетное значение на каждом этапе подготовки, обладая потенциальными возможностями для реализации поставленных задач.
По итогам опытно-экспериментальной работы наблюдается существенное повышение уровня готовности студентов по мотивационному, когнитивному и рефлексивному компоненту педагогической проектировочной деятельности, что говорит о наличии осознанных мотивов и целей студентов при получении образования, стремлении будущих учителей к личностному, профессиональному росту и появлению, в связи с этим, личностно-ориентированной задачи по проектированию индивидуально-образовательного маршрута студентаа также свидетельствует о наличии знаний о сущности педагогического проектирования.
Несколько меньший рост показателей технологического компонента можно объяснить недостаточным личным опытом студентов в области проектирования индивидуально-образовательного маршрута, невысоким уровнем практической ориентированности учебного процесса при изучении педагогических дисциплин.
Результаты эксперимента подтвердили ту часть гипотезы, в которой подготовка предполагалась как целостное формирование всех компонентов педагогической проектировочной деятельности. Итоги проведения опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать наличие личностно-ориентированной задачи студента, являющейся основой успешного проектирования и реализации индивидуально-образовательного маршрута студента, способствующего личностному и профессионально-образовательному росту будущего учителя.
Заключение
.
Обращение к проблемам высшего педагогического образования приводит нас к анализу профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.
Высшее педагогическое образование, на современном этапе своего развития, ориентировано на подготовку специалистов нового типа средствами теоретико-исследовательского и технологического подходов, предусматривающих формирование профессионально-педагогического рефлексивного мышления, базирующегося на видении развития и самоопределения студента, в качестве цели профессиональной деятельности учителя, развитие творческого потенциала и готовности к дальнейшему самосовершенствованию, как личному, так и профессионально-образовательному. С этих позиций, подготовка студента к педагогическому проектированию, направленному на его профессиональную и личностную самореализацию и реализуемое через обучение в логике индивидуального образовательного маршрута студента, выступает как часть его профессионально-педагогической подготовки в целом.
Определяя содержание и организационно-педагогические условия проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента, и, таким образом достигая цель данного исследования, мы старались ориентировать процесс изучения педагогических дисциплин на создание условий для конкретизации личностно-ориентированной задачи студента по проектированию индивидуально-образовательного маршрута, обучение по которому способствует личностному и профессионально-образовательному росту будущего учителя.
Целенаправленное использование философских методов познания и педагогических методов исследования способствовали последовательному решению задач исследования.
Анализ современных моделей педагогической деятельности позволил установить, что конструктивно-проектировочные, исследовательские и рефлексивные функции являются основой для проектировочной деятельности учителя. Определяя и уточняя структуру проектировочной деятельности мы пришли к выводу о необходимости построения такой модели данной деятельности, которая отвечала бы требованиям подготовки студентов к проектировочной деятельности и составила бы основу для проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента. Научные поиски были осуществлены в русле современных концепций и представлений о педагогическом проектировании. В итоге поисков в настоящем исследовании была определена технология проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, состоящая из мотивационного, когнитивного, технологического и рефлексивного компонента педагогической деятельности и основанная на классических педагогических принципов целостности, системности, природо-, социои культуросообразности, а также системном, деятельностном и личностном подходе.
На основе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования были определены теоретические основы диссертации, к которым относится концепция личностно-ориентированного обучения (Ю.П. Азаров, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — методологические основы системного, рефлексивно-деятельностного и творческого подходов в изучении и проектировании путей развития образовательных систем (Б.С.Гершунский, Е.С.Заир-Бек, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник, В. Е. Радионов и др.) — педагогические научные труды ученых о сущности, структуре, классификации и особенностях реализации индивидуально-образовательного маршрута (Т.Б. Алексеева, Л. Н. Бережнова, С. В. Воробьева, А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Лабунская, Е. В, Пискунова, С. А. Писарева, А.П. Тряпицына) — положения теоретико-методологического характера, относящиеся к рассмотрению условий организации подготовки студентов к педагогической проектировочной деятельности (О.А Абдулин, С. И. Архангельский, И. С. Батракова, И.В. Бестужев-Лада, Е.С. Заир-Бек, А. И Мищенко, В. А. Мудрик, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, В. Е. Радионов, В. А. Сластенин, Ю. Ф. Тимофеева, А. П. Тряпицына, О. Г. Хомерики, Н. В. Чекалева, П. А. Юцявичене) — идеи педагогической, психологической и философской теории деятельности (И.А. Зимняя, М. С. Каган, А. К. Маркова, С. Л. Рубенштейн, А. Э. Штейнмец, Г. И. Щукина др) — концепции профессионально-педагогического образования (И.С. Батракова, Е. В .Бондаревская, И. Ф. Исаев, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, Е. Н. Шиянов и др.).
Теоретический анализ педагогического проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента позволил выделить исходные теоретические положения настоящего диссертационного исследования:
• Индивидуальный образовательный маршрут студента представляет собой целенаправленно проектируемую, дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую будущему учителю позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации студента,.
• Проектирование индивидуально-образовательного маршрута есть деятельность по определению мотивов и целей студентов при получении образования, конкретизации содержания индивидуально-образовательного маршрута, осуществлению диагностического отслеживания результатов и рефлексии профессионально-образовательного роста будущего учителя.
• Проектированию индивидуально-образовательного маршрута осуществляется в процессе изучения педагогических дисциплин и выстраивается поэтапно, в соответствии с компонентами готовности к проектировочной деятельности (мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный).
Достижение третьей задачи исследования показало, что каждая из преподаваемых в педагогическом вузе педагогических дисциплин имеет целевые, содержательные и технологические возможности для проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента. К возможностям педагогических дисциплин, способствующих реализации технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, можно отнести:
• развитие субъектной позиции будущего педагога («создание условий для активной проектировочной деятельностиориентация на инновационную деятельность);
• формирование умений саморазвития и профессионального самовыражения (развитие творческой самостоятельной познавательной деятельности и профессионального совершенствования, профессионально-личностной устойчивости).
Данные возможности были актуализированы нами в процессе осуществления опытно-экспериментальной работы за счет структурирования задач и содержания технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. При этом, реализация сущностных характеристик процесса подготовки студентов к проектировочной деятельности проводилась на материалах исследований Ю. Н. Кулюткина, А. И. Мищенко, А. Э. Штейнмеца и др.
Это позволило определить процесс проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как формирование личностно-ориентированной задачи по осуществлению данной проектировочной деятельности, а также как формирование личностных и профессиональных качеств, обуславливающих мотивационный, когнитивный, рефлексивный и технологический компонент готовности к проектировочной деятельности. При этом технологический компонент определялся как умение проектировать индивидуально-образовательный маршрута студента.
Готовность к педагогическому проектированию индивидуально-образовательного маршрута студента понимается в диссертации как результат подготовки и целостное состояние личности студента, выражающееся в ее мотивах, знаниях, умениях и навыках, опыте осуществления данной проектировочной деятельности.
Процесс подготовки студентов к проектировочной деятельности рассматривался нами на основе научных работ JI.C. Подымовой, Л. А. Струценко, Н. В. Чекалевой и др. в качестве стратегии, которая реализуется на основе следующих принципов:
• фундаментализация педагогического образования;
• открытость, вариативность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущих учителей;
• сотрудничество в совместной деятельности студентов и преподавателей:
• поэтапность процесса подготовки студентов к проектировочной деятельности.
Далее в диссертации представлены, выработанные в ходе теоретического анализа, проблемы и реальное состояние процесса подготовки студентов к педагогическому проектированию. В ходе апробации технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности были определены критерии готовности студентов к осуществлению данной проектировочной деятельности по каждому компоненту педагогической деятельности: мотивационному, когнитивному, технологическому, рефлексивному. Каждый критерий был наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей. Все критерии были сведены к двум основополагающим — наличию личностно-ориентированной задачи студента по проектированию индивидуально-образовательного маршрута и развитию навыков и умений проектировочной деятельности. Выработанные критерии и показатели позволили определить реальный уровень готовности студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной подготовке студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута и выявили трудности, с которыми встречаются будущие учителя при осуществлении проектировочной деятельности. При наличии разнообразной мотивационной структуры в области получения образования и начатом осознания студентами необходимости проектирования индивидуально-образовательных маршрутов наблюдается дефицит знаний, умений и навыков в области подготовки студентов к проектировочной деятельности.
Диагностика реатьного состояния проблемы исследования подтвердила необходимость формирования готовности студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута в процессе изучения педагогических дисциплин и обусловило определение организационно-педагогических условий проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к проектировочной деятельности, к которым относится:
— соуправление студента и преподавателя в процессе проектирования и реализации индивидуально-образовательного маршрута студента при осуществлении преподавателем деятельности по структурированию и регулированию процесса проектирования, сопровождению студента;
— соответствие содержания индивидуально-образовательного маршрута образовательному стандарту и процессу самореализации личности студента- -соответствие ресурсного обеспечения цели индивидуально-образовательного маршрута (учебно-программное, информационное, аудиовизуальное обеспечение):
— использование модульного подхода при проектировании индивидуально-образовательного маршрута.
Решение пятой задачи диссертационного исследования потребовало конструирования и проверке опытно-экспериментальным путем технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента как условия подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Данная технология разрабатывалась на основе стратегии, определенной в ходе теоретического анализа. Конструирование технологии учитывало то, что проектирование индивидуально-образовательного маршрута студента носило поэтапный характер. В подготовке были выделены этапы, в соответствии с компонентами педагогической деятельности: мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный, а также учитывались этапы продвижения студента при получении образования: этап осознания студентом себя в образовательной среде, этап погружения студента в образовательную среду и этап освоения студентом образовательной среды.
Реализация технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента предусматривала совместную деятельность в форме сотрудничества преподавателя со студентом, студентов между собой.
Наряду с этим, в рамках данной технологии был использован метод конструирования педагогических проектировочных ситуаций, в которых формировались и проявлялись профессиональные и личностные качества будущих учителей. В ходе опытно-экспериментальной работы конструировались ситуации, соответственно четырем компонентам педагогической деятельности: мотивационно-рефлексивной, когнитивной и технологической.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что уровень готовности студентов к проектированию индивидуально-образовательного маршрута возрос по всем четырем критериям, но не равнозначно: максимально выросли показатели формирования мотивационной, рефлексивного и когнитивного компонентов. Несколько меньший рост показателей технологического компонента можно объяснить наличием пассивной позиции студента при получении образования, недостаточным личным опытом студентов в области проектирования индивидуально-образовательного маршрута, невысоким уровнем практической ориентированности учебного процесса при изучении педагогических дисциплин.
Реализация технологии подготовки будущего учителя к проектированию индивидуально-образовательного маршрута позволила установить продуктивность основных идей исследования.
По итогам опытно-экспериментальной работы были сформулированы результаты исследования:
1. Определена положительная динамика процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности. На основе выделенных критериев было отмечено обогащение мотивации профессионального становления будущего учителя, овладение знаниями и навыками по проектированию индивидуально-образовательного маршрута студента (что стало предпосылкой для вовлечение студентов в проектировочную деятельность), использование возможностей образовательной среды для удовлетворения профессионально-образовательных потребностей, умение рефлексировать над собственной деятельностью.
2. Повышение возможностей педагогических дисциплин при гибком согласовании структуры традиционных курсов с этапами проектирования индивидуально-образовательного маршрута способствовало актуализации проектировочной педагогической деятельности студентов, развитию творческой познавательной деятельности, стремлению к профессиональному совершенствованию.
3. Учет организационно-педагогических условий и поэтапное проектирование индивидуально-образовательного маршрута студента способствовало последовательному и системному формированию готовности будущего учителя к проектированию индивидуально-образовательного маршрута, что осуществлялось в качестве подготовки студента к профессиональной деятельности.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы, цель исследования была достигнута и были решены поставленные задачи. Общие выводы подтверждают правомерность гипотезы.
В качестве приоритетных направлений дальнейшего исследования представляется возможным:
• проектирование и реализация индивидуально-образовательного маршрута педагога на послевузовском этапе его профессионального становления:
• разработка образовательного процесса в вузе на основе обучения студентов по индивидуально-образовательным маршрутам.
Список литературы
- А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абдулина О.А., Загвязникова Н. Н. Педагогическая практика студентов: учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Акулова О.В., Писарева С. А. Как написать квалификационную работу по педагогике. // учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -73 с.
- Анисимов Н.М. Обучение студентов решению инновационных задач. //Педагогика, 1998, № 4. С.59−62.
- Анцибор Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: монография. М.: Прометей, 1989. — 240 с.
- Аплетаев М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности. // Педагог, 1997, № 2. С.35−42.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. Изд-во Высшая школа., 1980 — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику /Материалы к учебной программе. СПб., Образование, 1994. — 34 с.
- Бакнолл К. Как учиться в университете // руководство по курсу академического образования., перевод с англ. С. Потапенко. Изд-во «Урал LTD», 1999.-232 с.
- Батракова И.С., Тряпицына А. П. Педагогика. Программа для педагогических институтов. Л.: ЛГПИ, 1990. — 37 с.
- Батракова И.С., Чекалева Н. В. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки // Педагогика в вузе: наука и учебные предмет. -СПб, 2000. -с. 319−335
- Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. -СПб., 1997−400 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать, — М: Просвещение, 1991 176 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., Педагогика, 1989. — 206 с.
- Беляева А.11. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1996. — 226 с.
- Бернарчик Хенрик. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997. — 58 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. -М., 1989. 191 с.
- Беспалько В. П. Татур Ю.Т. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 142 с.
- Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: «Мысль», 1982. -430 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4. С. 11−17.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.- 560 с.
- Борцовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 179 с.
- Васильева Т.А. Проблема диагностики личностных достижений студентов в педагогическом вузе. // Многоуровневое высшее педагогическое образование. -Омск., Изд-во ОмГПУ, 1998, вып. 16. С. 161−165.
- Взятышев Р. В, Романкова Л. А. Социальные технологии в образовании. // Высшее образование в России, 1998, № 1. С. 18−21
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М., 1991. 237 с.
- Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // автореф. Дисс. докт. пед. наук. СПб, 1999. — 53с.
- Галатенко Н.А., Ильясов И. И. Определение целей по учебным дисциплинам в системе интенсивного обучения. М., 1988. — 210 с.
- Георгиева Т. С, Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989. -142 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Вища школа, 1986. — 197 с,
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Университет, 1992, — 150 с.
- Глазачев С.Н., Ильин B.C. Целостный подход к подготовке будущего учителя // Сов. Педагогика. 1995, № 5, — С. 80−94.
- Гогоберидзе А.Г. Образование студента // задачник по самодиагностике и самоинформированию. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 203 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по направлениям высшего профессионального образования. М., 1994. — 80 с.
- Граф В.К., Ильясов И. М., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М.: Изд-во МГУ, 1981.-79 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
- Жуйкова Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1998. — 19 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М, Педагогика, 1987. — 160 с.
- Заир-Бек Е. С. Разработка профильных учебных программ // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западно-европейского опыта. СПб.: РГПУ им. A.M. Герцена, 1997. — С. 68−84
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования // Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб., 1995. -234 с.
- Закон РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании. // Российская газета. 1996, 29 авг.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону., Феникс, 1997, -477 с.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: 1992. -331с.
- Зязун И.А. Основы педагогического мастерства.-М.: Просвещение, 1989, — 302 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. — 238 с.
- Казакова Е. И. Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). СПб.: Петербург -XXI век, ЗАО Пресс-Атташе, 1997. — 160 с.
- Казакова Е.И. Технология проектирования личностных достижений. СПб, 1994- 195 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976 286 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров А. Д. Педагогическое творчество.-М., 1990. 286 с.
- Кант И. Хрестоматия по истории педагогики / сост. Г. П. Вейсберг, Н. А. Желваков, С. А. Фурманов. М.: Учпедиздат, 1940, т.2., часть 1. — С. 88.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., Знание, 1989. — 77 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Козлов Н.С., Крайник B.JI. Учебная деятельность студентов первого курса: теория и экспериментальная практика формирования. // Педагог, 1998, № 3. -С.76−80.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. М., Педагогика, 1982. — С. 352.
- Краевский В, В. Методология педагогического исследования. / пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 163 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990 — 140 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. JI.: Изд-во ЛГПУ, 1961 -96 с.
- Кузмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л/. Изд-во ЛГПУ, 1970- 114 с.
- Кулюткин Ю. Н. Сухобской Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителей. М., Педагогика. 1981. — 118с.
- Лабунская Н.А. Педагогическое исследование современного студента. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 76 с,
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. // методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: 1993. — 47 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991, — 320 с.
- Леонтьев В.Г. Проблемы мотивации учения // Педагог. 1998. — № 1. — с. 68−72
- Лещенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. / Автореф. Дисс. докт. пед. наук. -М.: 1992. 33 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. // хрестоматия по педагогической психологии. М. 1995, С. 43−59.
- Маврин С-.А. Педагогические теории и системы. // учебное пособие для студентов педвузов. Омск: Изд-во ОмГПУ, часть 2, 1997. — 89 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: 1993, — 192 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 215 с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя и реализации целостного педагогического процесса. / Автореф. Дисс. докт. пед.наук. М.-, 1992. — 35 с.
- Моисеев А., Боровский В. А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования. СПб., 1998. — 160 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., Институт практической психологии, 1997. — 364 с.
- Назарова Т.С., Полат Е. С. Средства обучения- технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998, — 204 с.
- Немов Р.С. Психология. -М: Изд-во Просвещение., 1995, 2 кн. С. 488
- Немов Р.С. Психология. М.:Изд-во Просвещение, 1995, 1 кн. — С. 566.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики. М: Высшая школа, 1978. — 279 с.
- Образовательная программа маршрут ученика. / под ред. А. П. Тряпицыной. -СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998, ч.1. — 118с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. / Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 3-е изд., 1995. — 847 с.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития. // Высшее образование в России, № 2. 1994. -С. 45−50.
- Омельяненко В.П., Вовк Л. П., Омельяненко С. В. Задания и педагогические ситуации. М.: Просвещение, 1993. — 271 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. академика АПН СССР Петровского А. В. М.: 1986. — 302 с.
- Павлов Н. И. Проектирование образовательной сферы в малом городе. Авт. канд. пед. наук. — М., 1996. — 23 с.
- Павлюченков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Педагогика- 1990, № 11 с, 64−69
- Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986.
- Подготовка специалистов в области образования: основные направления совершенствования. Вып. IV. — СПб.: Образование, 1996. — 176 с.
- Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. / Автореф. Дисс. докт пед. наук. М.: 1996. — 32с.
- Полянин В.А. Комплексный подход к формированию гибких образовательных программ. // Высшее образование в России, № 3, 1996. с. 85−90.
- Практикум по педагогике. Учебное пособие./ под ред. З. И. Васильевой. М. Просвещение, 1998. — 144 с.
- Пригожин А.И. Организации, системы и люди. М, 1983 — 180 с.
- Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. / под ред. Беляевой А. М.: Высшая школа., 1983, -263 с.
- Проданов И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 239 с.
- Психологический словарь под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Т. Ломова и др.-М.: 1983.-С. 445
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование // Учебное пособие. СПб., 1996. — 190 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности (проблемный анализ). -Ижевск, Изд-во УГПУ, 1994. С.72−91.
- Рефлексия в науке и обучении / Отв. Ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Изд-во ИФИФ, 1984. — 270 с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону., 1994. -239 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова в 2-х томах. Том 1.-М., 1993.-608 с.
- Рртермиль Н.Л. Личность учителя и индивидуальный стиль деятельности: некоторые факторы их формирования. // Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе. Ишим, 1994. — С. 67−69.
- Рубенштейн Л.С. Основы общей психологии. М.: Педагогика, в двух томах, 1989.- 486 е., 323 с.
- Самооценка в деятельности студентов. / под ред. Е. А. Залучековой. м.: НИИВО, 1992. — 52 с.
- Сенашенко В., Казарин Л., Кузнецова В. О подготовке педагогических кадров в классических университетах. // Высшее образование в России. 1995, № 5., С. 54−63.
- Сериков В.В. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. -Иркутск, 1992. 227 с.
- Сластенин В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя // Педагогика. 1996. № 1. — с. 17−39
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. Педагогика. 1991. — № 10. — с. 79−84.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. 293 с.
- Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя / Советская педагогика, 1981, № 4,6 С.76−84.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В. А. Руденко Н.Г. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя. // Педагог: наука, технология, практика. Барнаул, Изд-во БГПУ, № 2, 1997. — С. 27−30.
- Слободчиков В.И. Терминологический словарь института педагогических инноваций РАО.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1977. — 136 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. — 108 с.
- Соколов В.М., Захарова Л. Н., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: Монография, — М., 1993. 160 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. (Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) /под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -174 с.
- Струценко Л.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность при изучении педагогических дисциплин в педагогическом вузе. // дисс. канд. пед, наук. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 227 с.
- Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология. Учебное научное пособие. М.-Омск, 1974. — 22 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
- Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя: (подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях функционирования ГОС). Волгоград: Перемена, 1997. — 191 с.
- Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера, // Высшее образование в России, 1993, № 4. С.119−125.
- Тимофеева Ю.Ф. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование в России, № 2, 1994 С. 116−124.
- Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. СПб., 1994. — С. 79−90.
- Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта. сб. ст. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285 с.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология // избр. пед. соч. М.: Учпедиздат, 1953 — С. 162
- Уемова А.И. Логические основы моделирования. М, Мысль, 1971. — 312 с.
- Федоров И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование.: Мировые тенденции. Социальные и философские аспекты. М.: Изд-во МГЛУ, 1998. — 368 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., Политиздат, 1991. — 560 с.
- Формирование учебной деятельности студентов. / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. В 2-х томах. Том 1. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
- Хомерики О.Г., Поташник Н. Н. Развитие школы как инновационный процесс. // Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М: Новая школа, 1994 — 61 с.
- Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. -Изд-во Ленинского университета, 1980. 125 с.
- Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -168 с.
- Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе. / учебное пособие. Омск, 1993. — 91 с.
- Чекалева Н.В. Некоторые подходы к обновлению государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат). // Педагог: наука, технология, практика. Барнаул, Изд-во БГПУ, № 2, 1997.- С. 80−85.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе . М., Просвещение., 1988.- 157 с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М., 1996. -432 с.
- Чошанов М.А. Теория проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дисс. докг. пед. наук. Казань, 1996. — 340 с.
- Чуркин К.А. О содержании образования на ступени подготовки бакалавра // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 15. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.-С. 17−21.
- Шадриков В.О. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России., 1996, № 1. С.65−73.
- Шаповалов А. А. Методологические проблемы обновления высшего педагогического образования. // Педагог: наука, технология, практика. Барнаул, Изд-во БГПУ, № 2, 1997. — С.48−54.
- Шипилина JLA. Менеджмент в сфере образования. // Высшее образование в России, 1997, № 2. С. 19−24.
- Шипилина JI.A. Технология управления саморазвитием менеджера: учебное пособие. Омск, ОмГПУ, 1998. — 359 с.
- Шипилина JI.A. Самоменеджмент в системе непрерывного образования. -Наука образования. Выпуск 18. Омск, Изд-во ОмГПУ, 2000. — с. 67−74.
- Шиян JLK. Управление педагогическими системами: учебное пособие. -Рязань, 1998. 181 с.
- Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. -Калуга, 1998, — 308 с.
- Шукшунов В.Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения. // Высшее образование в России, 1994, № 2. С. 13−18.
- Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. / Автореф. Дисс. докт. пед. наук. -Ленинград, ЛГПИ, 1968. 35 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 223 с.
- Эстин А. Достижение эффективности образования. Сан-Францизско, 1985. -245 с.
- Юсуфбекова Н.В. Общие основы педагогической инновации. М. Педагогика. 1991. — 150 с.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения.-Каунас, 1989- 432 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 130 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Янушкевия Ф. Технология обучения в системе высшего образования / пер. с польского. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.
- Ямпольский B.C. Образовательные стандарты высшей школы методологические основы, разработка и применение: Учеб. Пособие для преподавателей высшей школы. Омск, 1994. — 66 с.
- Absolutely Abstract. A Gallatin Thesis Forum // A journal of abstracts from successfully defended theses of the 96−97 academic years. January, Volume 1, Number 2, 1998.
- Bromme, Rainer. Der Lehrer als Experte. Bern: Huber, 1992.
- Gallatin School of Individualized Study // New York University, Volume 14, Number 6, September, 1999.
- Gallatin Today // The Newsletter for Alumni and Friends of Gallatin. N.Y., July, 2000.
- Gieseke, Hermann. Pfldagogik als Beruf. Grundformen pдdagogischen Handels. -Weinheim, 1992.
- P. Goodmann and E. Fridenberg. The Foundations of Modern Education. N.Y., 1971.
- Hunsel D. (Hrsg) Handbuch Proektunterricht. Weinheim, 1997.
- Homfeldt, Hans Gunther (Hrsg.) Ausbilden und Fortbilden: Krisen und Perspektiven der Leherbildung. Bad Heilbrunn, 1991.
- Leaning Conseling a Higher Education Student Support Service // The Journal of Higher Education, July // August 1978.
- C.H. Patterson Humanistic Education. N.Y., 1973.
- C.R. Rogers. Freedom to learn. Ohio, 1969.
- C.R. Rogers. On Becoming a Person. Boston, 1961.
- Teaching and Learning in Higher Education. Ed. By R. Beard and J. Harley. Harper Education series Uth Edition. London, 1985.
- G. Weinstein and M. Fantini (eds) Toward Humanistic Education. N.Y., 1970.