Ключевые проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ
Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в Арктической зоне Российской Федерации доходит до 60% (в среднем по стране — 10%). В этой связи, требуется разработка и реализация мероприятий по развитию единой Арктической транспортной системы Российской Федерации, ориентированной на круглогодичное функционирование. Она должна включать в Северный морской путь и тяготеющие к нему… Читать ещё >
Ключевые проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Кафедра «Макроэкономическое регулирование»
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА по дисциплине «Государственная политика социально-экономического развития России»
на тему
«Ключевые проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ»
Исполнитель: Хабирова Е.Ю.
Руководитель: Тупчиенко В.А.
Москва 2015
Введение
1. Характеристика Арктической зоны и ее значения
2. Фундаментальные проблемы социально-экономического развития российской Арктики
3. Приоритеты развития Арктической зоны
4. Перспективы освоения Арктики
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее десятилетие в мире стремительно растет интерес к Арктике — он обусловлен геополитическими стратегиями государств в этом регионе, объемом его энергетических ресурсов, возможностями Северного Морского пути. Одновременно с освоением шельфа возрастает угроза разрушения хрупкой арктической экосистемы. Для решения проблем этого уникального района планеты развивается международное сотрудничество, проводятся фундаментальные научные исследования, создаются общественные экологические организации. Арктика. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://guide.aonb.ru/arc.html
Основная причина освоения Арктики на сегодняшний день заключается в том, что различные государства готовы инвестировать в освоение достаточно богатых природных ресурсов макрорегиона. Арктика является одним из немногих мест на планете, которым еще предстоит определенное национальное присвоение, так как изначально ресурсы Заполярья не были поделены между государствами. Сегодня на различные арктические зоны претендуют, как минимум 5 стран, а это Россия и Норвегия, а также Дания и Канада, США. Указанные государства имеют определенный выход к побережью Северного Ледовитого океана. Различные национальные претензии могут в дальнейшем подкрепляться различными аргументами, но понятно, что основной из них — это практический, то есть определенная реальная готовность государства активно осваивать Север. Арктика. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/dossier/story/arktika/
Освоение Арктики обычно связывают с именами Нансена, Седова, Брусилова и прочих отечественных и иностранных «первооткрывателей». Однако, это совсем небольшой пласт истории, включающий в себя конец XIX — начало XX веков. При этом, забывается о поморах, покорявших арктические моря задолго до Амундсена и Альбанова, и открывавших новые торговые пути. И точно также не учитываются военные, ученые, промысловики и прочие специалисты и даже обычные жители, занимающиеся освоением Арктики в советский период. История освоения Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/arctic/618-istorija-osvoenija-arktiki.html
Таким образом, можно сказать, что освоение Арктики и ее социально-экономическое развитие для РФ сегодня представляет большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
При написании контрольной работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Ананьев В., Меламед И. И., Фадеев А., Чумаков Д. С., Яковлев А. И. и некоторых других.
Целью контрольной работы является изучение ключевых проблем социально-экономического развития Арктической зоны РФ.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
провести характеристику Арктической зоны и определить ее значение;
выявить фундаментальные проблемы социально-экономического развития российской Арктики;
рассмотреть приоритеты развития Арктической зоны;
определить перспективы освоения Арктики.
1. Характеристика Арктической зоны и ее значения Арктика — это северная полярная область Земли, в которую входит глубоководный Арктический бассейн с мелководными окраинными морями, острова и прилегающие части материковой суши Северной Америки, Европы и Азии. Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли. Площадь этого огромного региона составляет около 27 млн км2, она почти в три раза больше площади Европы и в 1,5 раза больше территории России.
Арктика, несмотря на суровые климатические условия, издавна привлекала человека. По свидетельству ученых, первобытные люди начали осваивать эти земли 10 тысяч лет назад. Ученые-археологи установили, что в те времена на дальневосточном Севере существовало протоэскимосское племя. Охотники и рыболовы этого племени стали первыми коренными жителями Арктического региона. экономический арктика социальный В дальнейшем освоение человеком Арктической зоны продолжилось в Гренландии и северных районах Канадского Арктического архипелага. Эти территории были заселены позднее всего. В Американской Арктике население, в основном, мигрировало с запада на восток, в Евразии — преимущественно с юга на север, миграция здесь проходила по долинам крупных рек. В результате, тысячу лет назад территория арктического Севера была полностью заселена предками коренных народов, которые живут в этом регионе по сей день. До 15 века северные народы в основном занимались собирательством и охотой. В этих этнических группах не существовало централизации и иерархии.
C 15 века начинается первая волна европейской колонизации Севера, происходит экспансия Норвегии, Финляндии, Швеции и Дании на север. Россия также начинает расширять свои территории за счет северных и восточных регионов. Русский священник Стефан из Перми основал финно-угорскую Пермь, затем последовало установление власти Московского государства на Севере и в Сибири. В этот период также происходит экспансия Исландии и Дании на территории Северной Америки и Гренландии.
Позднее, в 16 веке европейская экспансия началась на Американских континентах. Англичане и французы также начали осваивать северные территории в поисках золота и других богатств. Осваивали эти земли европейские поселенцы довольно быстро. На этих территориях появились их немногочисленные поселения, которые представляли собой форты стратегического значения и торговые точки. Европейские торговцы экспортировали в Европу пушнину.
В 1867 году, после того, как Российская империя продала Аляску Америке, США заняли эту территорию вследствие военных действий. Американское правительство предприняло попытку ассимилировать коренных жителей Аляски и аборигенов Канады, создав резервации в США и Канаде, как временную меру для более мягкого перехода коренных народов из «первобытности» к «цивилизации». Для этого в резервациях внедрялась система образования, создавались школы-интернаты, которые финансировались государством и контролировались религиозными организациями. В результате такой политики коренные народы в обеих странах были вытеснены с их традиционных территорий и вынуждены постоянно сталкиваться с множеством социальных проблем, прежде всего, нищетой и болезнями.
Процесс колонизации на российском Севере происходил таким же образом. Первое время, после начала российской экспансии, коренные народы сохраняли свою автономию, несмотря на то, что вступили в состав Российской империи. Постепенно коренное население стало вытесняться на север и восток, уходить как можно дальше от русских поселенцев и избегать встреч с ними. Исключением были только торговые дела. Численность некоторых коренных народностей в этот период значительно уменьшилась, однако некоторые из них, наоборот, потеснив другие этнические группы, расширили свои территории. Яковлев А. И., Харлов И. Л. Регулирование судоходства в зарубежной Арктике. — М. 2014. — 363 с.
В первые годы советской власти государство проводило прогрессивную политику, направленную на сохранение языка и культуры коренных малочисленных народов. Однако, коллективизация оленеводческих хозяйств, проведенная в 30-х годах прошлого века, подорвала традиционный уклад жизни коренного населения Севера. Кроме того, в эти годы советское правительство стало поощрять миграцию граждан на Крайний Север. Также этому способствовало и развитие советской промышленности в этом регионе, куда люди стали приезжать на заработки. Все это привело к тому, что коренные жители на своих автономных территориях, которые были образованы с целью защиты их прав, оказались малочисленными народами. В послевоенные годы советская власть также проводила политику ассимиляции коренных северных народов, хотя это не афишировалось.
За последние десятилетия Арктика неузнаваемо изменилась. В настоящее время на этой гигантской территории проживает около 4 миллионов человек, среди них коренные жители Крайнего Севера: чукчи, ненцы, коми, селькупы и другие. В настоящее время, с участием России, в этом регионе работает больше десятка международных экспедиций, а также полярные станции и радиометцентры. В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск, Норильск, Тромсе, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути. Кроме того, Арктика считается климатической лабораторией планеты и резервным пространством, обеспечивающим возможности для роста народонаселения. История Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Rubric/istoria-arktiki
Таблица 1 — Состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации Меламед И. И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ibrae.ac.ru/docs/2%2814%29/006015_ARKTIKA2%2814%2906_2014.pdf
В настоящее время темпы развития мировой экономики во многом определяются использованием нефти и газа как эффективных энергоносителей и химического сырья. Во всем мире углеводородные ресурсы потребляются в огромных масштабах. Одна из тенденций развития мировой нефтегазодобычи на современном этапе — увеличение доли нефти и газа, извлекаемых на морских месторождениях. По некоторым оценкам, на континентальном шельфе сосредоточено уже до 30% объема мировой добычи углеводородов.
Арктический шельф России в настоящее время рассматривается как крупный регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны. Он обладает огромнейшим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей страны и принести большой экономический эффект.
Освоение шельфа Арктики — важнейшая геостратегическая задача РФ. По оценочным данным, под дном Северного Ледовитого океана сосредоточены колоссальные запасы нефти и газа. Согласно наиболее смелым заявлениям, Арктика со временем может стать одной из важнейших ресурсных баз углеводородного сырья для всего человечества.
В России освоение нефтегазовых месторождений на шельфе только начинается. Выявлено более 20 крупных нефтегазоносных бассейнов, открыто 32 месторождения. Анализ структуры распределения начальных суммарных ресурсов по акваториям (Рис.1) показывает, что наибольшая доля приходится на моря Западной Арктики. Ананьев В. До арктического шельфа у России «руки не доходят». // Oil & Gas Journal, май 2013. — С. 38.
Рисунок 1 — Распределение начальных суммарных ресурсов по акваториям России.
Выявление уникальных ресурсов углеводородного сырья на шельфе Арктики (Таблица 2) принципиально изменило перспективы и направления развития топливно-энергетического комплекса и сопряженных отраслей не только прибрежных отраслей, но и России в целом.
Таблица 2 — Характеристика ресурсной базы арктических акваторий России.
Арктический нефтегазовый сектор России — самый крупный среди приполярных государств. Возможно, этим обусловлено сотрудничество Российской Федерации в его освоении с наибольшим количеством стран. В настоящее время прогнозируется абсолютное преобладание нефтегазоконденсатной ресурсной базы России над другими странами арктического региона. РФ целесообразно закреплять и развивать свое доминирующее положение в этом регионе, в том числе с помощью механизмов контролируемого международного сотрудничества.
Реализация нефтегазовых проектов способна вовлечь в работу ключевые отрасли промышленности, являющиеся смежными в межотраслевых технологических цепочках, ускоренное развитие которых послужит локомотивом для других смежных отраслей. Данное обстоятельство приведет к тому, что на определенном временном этапе начнут действовать мультипликативные эффекты, своего рода стимулирование экономического роста. Важно, что в промышленном производстве создается основной объем валового внутреннего продукта. Кроме того, именно индустриальное развитие определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, положительная динамика промышленности предопределяет состояние общественного развития. Чумаков Д. С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике. // «Вестник Московского университета». Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. — 2014. — № 2. — С.41−61.
Наряду с очевидными перспективами работа в нефтегазовом секторе является новым видом деятельности для российских предприятий. Несмотря на высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, отечественные компании часто не способны составить конкуренцию иностранным компаниям при участии в тендерах, и нуждаются в значительном повышении уровня собственной компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции, оказываемым услугам, системам охраны труда, окружающей среды и т. д.
Россия может и должна зарабатывать не только и не столько на нефтегазодобыче, как сырьевая держава, но и на конкурентоспособных технологиях и оборудовании. Международное сотрудничество, направленное на трансфер уникальных технологий, ноу-хау, опыта и знаний способно сформировать принципиально новую отечественную нефтесервисную отрасль, обеспечивающую безопасное и эффективное освоение месторождений Арктики. Если это будет реализовано на практике, то позволит существенным образом повысить конкурентоспособность страны. В современных условиях важно использовать все доступные инструменты, чтобы не упустить имеющийся шанс. Фадеев А. Актуальные проблемы освоения морских запасов углеводородов в Арктике. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pro-arctic.ru/10/04/2013/resources/2667
2. Фундаментальные проблемы социально-экономического развития российской Арктики Обширные циркумполярные пространства в последние годы стали привлекать большое внимание не только арктических стран, но и государств, расположенных вдали от высоких широт. В условиях глобального изменения климата появилась возможность хозяйственного освоения этих пространств.
Здесь открыты крупные залежи углеводородного сырья и рудных материалов. Обещает стать международной транспортной артерией и Северный морской путь, где увеличивается продолжительность навигации. Скуфьина Т. П. Российская Арктика: фундаментальные проблемы социально-экономического развития и позиции исследований. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9 999 833
Эксперты выделяют 5 ключевых проблем развития российской Арктики.
Первая проблема — оформление на основе международного права внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.
Вторая проблема — следует констатировать некоторые успехи в возрождении Северного морского пути. Но предстоит сделать гораздо больше того, что уже достигнуто. Речь идет о нарастающем строительстве атомных и дизельных ледоколов, о совершенствовании систем навигации и связи на всем протяжении Северного морского пути.
Третья проблема — освоение ресурсов, особенно энергетических, в арктической части Российской Федерации, естественно, включая разработку на нашем континентальном шельфе.
Четвертая проблема — это укрепление военной инфраструктуры в арктическом регионе. В первую очередь восстановление заполярных аэродромов и военной базы на Новосибирских островах.
Пятая проблема — это реальное социально-экономическое развитие Арктической зоны России. Поставленная президентом задача правительству предусмотреть полноценное финансирование программы, начиная с 2017 года, отнюдь не означает пассивности в социально-экономическом развитии этого региона в предстоящие два года, особенно на организационно-административном уровне. Пять проблем развития российской Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=179 541
Специфика Арктической зоны Российской Федерации, значимость ее для национальной экономики как важнейшего элемента ресурсной базы страны требует координации работы всех заинтересованных субъектов хозяйственной, научной, общественной деятельности в данном регионе.
Первоочередной на сегодняшний день задачей реализации арктической политики является доработка и принятие Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (подготовлен Минрегионом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.01.2013) В нем должен быть закреплен статус АЗРФ, ее границ и состав (перечень входящих в нее субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). В законе должны быть также установлены правовые механизмы реализации основных целей и направлений государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
Необходимо ускорить доработку Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 (ред. от 17.12.2014) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 18 (часть IV). — ст. 2207. При этом требуется наиболее полно учесть в ней предложения субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично отнесены к Арктической зоне Российской Федерации. Программа должна включать в себя не только аналитическую часть, но и указания на конкретные суммы, направления и источники финансирования ее из федерального бюджета.
Очевидно, что также необходима разработка комплексного Плана освоения и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Причем, необходимо определить, не только расходную, но и доходную часть программ, реализация которых предполагается в Арктической зоне Российской Федерации.
Скоординированная деятельность, позволяющая выйти на реализацию новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий, добиться развития опорной арктической инфраструктуры, невозможна без создания единого государственного органа управления Арктической зоной Российской Федерации.
Отдельного внимания требует разработка и принятие поправок к нормативно-правовым актам в сфере налоговых, бюджетных, таможенных отношений, законодательства в сфере природопользования, направленных на стимулирование развития Арктической зоны Российской Федерации и создание благоприятного инвестиционного климата, а также условий для развития различных видов хозяйственной деятельности, соответствующих социальным, природно-климатическим и геополитическим условиям Арктического региона.
Необходимы дополнительные меры экономического стимулирования реализации инвестиционных проектов, в том числе:
установление пониженных ставок налога на прибыль хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в Арктической зоне Российской Федерации, при реализации ими инвестиционных проектов;
установление повышенных нормативов зачисления поступлений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов, территории которых полностью или частично входят в Арктическую зону Российской Федерации;
субсидирование тарифов на подключение к сетям водоснабжения и теплоснабжения для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в Арктической зоне Российской Федерации доходит до 60% (в среднем по стране — 10%). В этой связи, требуется разработка и реализация мероприятий по развитию единой Арктической транспортной системы Российской Федерации, ориентированной на круглогодичное функционирование. Она должна включать в Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные, железнодорожные и автодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть. При этом необходимо провести синхронизацию по времени реализации и распределению грузопотоков крупнейших транспортных проектов: «Белкомур», «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», Северный широтный ход, модернизация арктических морских портов, строительство ледокольного флота (в том числе атомного) и т. д. Без развития единой Арктической транспортной системы на сегодняшний день невозможно ни хозяйственное освоение арктических районов, ни общая организация «Северного завоза».
Внимания требует и задача обеспечения защиты природной среды Арктики. Несмотря на относительную (по сравнению с другими регионами) чистоту природной среды российской части Арктики, ее высокая чувствительность к антропогенному и техногенному загрязнению предопределяет необходимость создания системы сквозного мониторинга реализации текущих проектов на всех стадиях их развития с целью разработки превентивных мероприятий по снижению негативного воздействия на арктические экосистемы.
В этой связи, актуальным вопросом является разработка и утверждение Государственной программы «Охрана окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации на 2015;2020 годы», включающей мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба и реабилитации загрязненных территорий АЗРФ, минимизации негативного воздействия на окружающую среду, обусловленного текущей хозяйственной и иной деятельностью, а также совершенствованию системы мониторинга состояния окружающей среды арктического региона. Булавин В. «Арктические перспективы Северо-Запада» интервью В. Булавина журналу «Северо-Запад: стратегия партнерства». — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://szfo.gov.ru/news/speeches?id=40 410
Это далеко не все проблемы, в решении которых арктические регионы рассчитывают на поддержку федерального центра.
3. Приоритеты развития Арктической зоны В феврале 2013 г. президент В. В. Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В целях обеспечения ее реализации был разработан и утвержден «План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
В Стратегии обозначены основные проблемы Арктической зоны России и пункты, на которых следует сосредоточиться особенно. Проблемы Арктики, о которых говорится в документе, достаточно хорошо известны. Это низкая заселенность, отток населения, плохая обеспеченность тех людей, кто живет в Арктической зоне, необходимыми ресурсами, крайне плохо развитая инфраструктура, высокая энергоемкость и низкая эффективность добычи природных ресурсов.
Исходя из этого, приоритетными направлениями развития региона названы: комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы.
Отдельно в стратегии упоминается проблема «северного завоза», с помощью которого население, проживающее на этой территории, обеспечивается необходимыми ресурсами. Ее предлагается решать за счет «использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии». Составители стратегии надеются, что поможет и реконструкция выработавших ресурс энергетических установок, и внедрение энергосберегающих технологий.
Наверно, основную проблему Арктической зоны — крайне слабо развитую инфраструктуру — предлагается решать при помощи развития единой Арктической транспортной системы. В нее включается Северный морской путь и «тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации». Для этого государство будет поддерживать строительство ледоколов, модернизацию уже имеющихся и создание новых арктических портов. Также есть пожелания по развитию арктического туризма.
Кроме того, в стратегии предусматривается развитие железнодорожной сети, «формирование опорной сети автомобильных дорог», а также модернизация системы авиационного обслуживания арктических районов. Это и развитие малой авиации, и реконструкция аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути.
Для улучшения уровня жизни населения в стратегии предлагается модернизация жилищного фонда, обеспечение доступа на всей территории Арктической зоны к современным информационным и телекоммуникационным услугам, создание и реконструкция пунктов медицинской помощи, образовательных учреждений.
Большое внимание в стратегии уделено освоению ресурсной базы Арктики. Регион воспринимается как область, которую в будущем надо будет использовать как кладовую углеводородов с учетом того, что традиционные источники нефти и газа постепенно будут исчерпываться. Савельева С. Б. Перспективы социально-экономического освоения арктического побережья. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v151_n47/articles/212215_SAVEL.PDF
С помощью Арктической зоны составители стратегии предлагают удовлетворить потребности России в цветных, благородных и драгоценных металлах и в дефицитных видах минерального сырья. Для этого необходимо разрабатывать месторождения хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны.
Все эти меры предлагается осуществлять с помощью государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Также должны участвовать другие программы, связанные с Арктикой. Высказываются надежды и на действие государственно-частного партнерства.
Российские эксперты неоднократно говорили, что Россия существенно отстает от других стран в вопросе освоения Арктики. Главная проблема, естественно, необычайно сложные природные условия. Но все отмечают большой потенциал неосвоенной территории. Муравьев Д. Арктическая стратегия. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vz.ru/economy/2013/2/20/621 222.html
Правительство должно предусмотреть полноценное финансирование с 2017 года госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года». Необходимо самым тщательным образом продумать, как будет реализовываться госпрограмма, подчеркнул глава государства, призвав обеспечить ее необходимое ресурсное наполнение.
По оценке Минрегиона, оптимальный объем финансирования программы социально-экономического развития Арктики на 2014;2020 годы составляет 1 трлн 793 млн рублей.
Рисунок 2 — Финансирование программы Родионова И. В ожидании разморозки // «Эксперт Северо-Запад» № 12 (659), 17 марта 2014
Таким образом, необходимые стратегические решения для комплексного развития Арктической зоны в России приняты. Ключом к решению поставленных задач является Северный морской путь — важнейшая транспортная система будущего. Севморпуть связывает европейскую и дальневосточную части Российской Федерации, а также водные пути азиатской части России. Он является кратчайшим, а потому и наиболее перспективным транзитным маршрутом из Европы в Азию.
Важность национального характера этой трассы определяется экстремальными условиями мореплавания по трассам Северного морского пути, необходимостью развитого ледокольного, гидрометеорологического и навигационного обеспечения, системы спасания на море и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Россия в полной мере сознает эту особую ответственность за управление СМП. Принятые Президентом, Правительством Российской Федерации решения направлены на обеспечение надежной и безопасной круглогодичной эксплуатации СМП.
В целях обеспечения ледовой проводки судов по Северному морскому пути начата системная модернизация арктического ледокольного флота. К 2017 году планируется введение в эксплуатацию головного универсального атомного ледокола, а к 2019 году — двух серийных атомных ледоколов мощностью 60 МВт. Оживает жизнь городов и поселков на восточном участке Севморпути, в портах Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек, Проведение. Совершенствуются системы навигационного и гидрографического обеспечения, связи. Ведутся работы по сохранению биологического разнообразия арктической флоры и фауны. На прошедшем 6 ноября этого года заседании Совета Безопасности России принято решение о расширении сети арктических особо охраняемых природных территорий и акваторий. Конкретные решения на этот счет в правительстве готовятся. Вопросы широкого международного сотрудничества в укреплении стабильности и безопасности, в том числе в Арктическом регионе, регулярно обсуждаются на международных встречах высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Назаров В. П. Приоритеты развития Арктической зоны РФ. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/NazarovVP_Arctic031213.pdf
4. Перспективы освоения Арктики В настоящее время Арктика разделена на 5 секторов: российский, американский (США), канадский, норвежский и датский. Границы этих секторов сходятся к Северному полюсу как к международно-признанной нейтральной точке. Эти сектора не имеют значения полноценных национальных территорий (хотя в Советской России по постановлению правительства 1926 года на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону). Недавно Дания представила в Международный суд ООН и другие международные юридические структуры документы, по которым она заявляет свои права на включение Северного полюса в свои границы. Территориальное размежевание в Арктике повлечет проблемы. Причина — ресурсы: добыча промысловых рыб, а главное, запасы нефти и газа на континентальном шельфе, не до конца еще разведанные.
Россия заинтересована в присутствии в Арктике по научным, экономическим, стратегическим причинам. Это метеосводки из «кухни погоды»; обеспечение самых коротких, трансполярных авиамаршрутов, связывающих Европу с США и Японией; информация о ледовой обстановке для судов, идущих через Баренцево и Карское моря по Северному морскому пути. В Арктике проходит почти 16 тысяч километров государственной границы Российской Федерации. Перспективы освоения Севера и Арктики обсудили в СФУ. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tayga.info/news/2014/12/01/~118 826
Россия на 60% находится в зоне вечной мерзлоты. 60% нашей территории — это зона многолетней мерзлоты. Именно русские вложили огромный вклад в исследования, сделанные в Арктике. Уже в середине прошлого века стало ясно, что на морских шельфах, огромное количество запасов, прежде всего, углеводородов, то есть нефти и газа. Если сравнивать перспективы всех океанов, то Северного Ледовитый океан занимает первое место в мире по нефтегазовым богатствам. Естественно, эти богатства интересуют не только Россию, но и, безусловно, те страны, которые выходят своими границами на этот океан. Россия сейчас проводит исследования и претендует на площадь Северного Ледовитого океана в 1,2 млн квадратных километров. Вообще, освоение арктического шельфа по задачам сопоставимо с освоением космоса. Это действительно гигантские перспективы, но и задачи, которые надо решать, они достаточно сложные. Не так много граждан нашей страны бывали вообще в арктических регионах. Тем более уж в экспедициях. В этом есть какая-то своеобразная романтика. Но, конечно, любую деятельность в Арктике необходимо вести с оценкой рисков, то есть необходимо смотреть в будущее и работать в Арктике, не причиняя ей вреда. Ученые в Москве обсуждают перспективы освоения Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/1 265 319/#ixzz3MDicdjnf
Заключение
Арктика, несмотря на суровые климатические условия, издавна привлекала человека. В настоящее время Арктика разделена на 5 секторов: российский, американский (США), канадский, норвежский и датский. Границы этих секторов сходятся к Северному полюсу как к международно-признанной нейтральной точке. Эти сектора не имеют значения полноценных национальных территорий. Россия заинтересована в присутствии в Арктике по научным, экономическим, стратегическим причинам.
Эксперты выделяют 5 ключевых проблем развития российской Арктики: оформление на основе международного права внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане; возрождении Северного морского пути; освоение ресурсов; укрепление военной инфраструктуры в арктическом регионе; реальное социально-экономическое развитие Арктической зоны России.
Специфика Арктической зоны Российской Федерации, значимость ее для национальной экономики как важнейшего элемента ресурсной базы страны требует координации работы всех заинтересованных субъектов хозяйственной, научной, общественной деятельности в данном регионе. В феврале 2013 г. президент В. В. Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». По оценке Минрегиона, оптимальный объем финансирования программы социально-экономического развития Арктики на 2014;2020 годы составляет 1 трлн 793 млн рублей.
Приоритетными направлениями развития региона названы: комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы.
Список литературы
Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 (ред. от 17.12.2014) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 18 (часть IV). — ст. 2207.
Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (подготовлен Минрегионом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.01.2013)
Ананьев В. До арктического шельфа у России «руки не доходят». // Oil & Gas Journal, май 2013. — С. 38.
Родионова И. В ожидании разморозки // «Эксперт Северо-Запад» № 12 (659), 17 марта 2014
Чумаков Д. С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике. // «Вестник Московского университета». Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. — 2014. — № 2. — С.41−61.
Яковлев А.И., Харлов И. Л. Регулирование судоходства в зарубежной Арктике. — М. 2014. — 363 с.
Арктика. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://guide.aonb.ru/arc.html
Арктика. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/dossier/story/arktika/
Булавин В. «Арктические перспективы Северо-Запада» интервью В. Булавина журналу «Северо-Запад: стратегия партнерства». — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://szfo.gov.ru/news/speeches?id=40 410
История Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Rubric/istoria-arktiki
История освоения Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/arctic/618-istorija-osvoenija-arktiki.html
Меламед И. И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ibrae.ac.ru/docs/2%2814%29/006015_ARKTIKA2%2814%2906_2014.pdf
Муравьев Д. Арктическая стратегия. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vz.ru/economy/2013/2/20/621 222.html
Назаров В. П. Приоритеты развития Арктической зоны РФ. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/NazarovVP_Arctic031213.pdf
Перспективы освоения Севера и Арктики обсудили в СФУ. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tayga.info/news/2014/12/01/~118 826
Пять проблем развития российской Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=179 541
Савельева С. Б. Перспективы социально-экономического освоения арктического побережья. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v151_n47/articles/212215_SAVEL.PDF
Скуфьина Т. П. Российская Арктика: фундаментальные проблемы социально-экономического развития и позиции исследований. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9 999 833
Ученые в Москве обсуждают перспективы освоения Арктики. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/1 265 319/#ixzz3MDicdjnf
Фадеев А. Актуальные проблемы освоения морских запасов углеводородов в Арктике. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pro-arctic.ru/10/04/2013/resources/2667