Правовые и методические основы деятельности органов предварительного следствия России по розыску, аресту и обеспечению конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем
Тезис о том, что классические формы международного сотрудничества при расследовании преступлений — производство отдельных процессуальных действий, экстрадиция, осуществление уголовного преследования, передача предметов, предоставление документов — не способствуют в полной мере исполнению требований уголовно-процессуального закона о возмещении причиненного преступлениями материального ущерба… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Правовые основы международного сотрудничества правоохранительных органов России в вопросах розыска, ареста и обеспечения конфискации за рубежом денежных средств н имущества, полученных преступным путем.
§ 1.1. Расширение международного сотрудничества по борьбе с преступностью, как гарантия решения задач уголовного правосудия в современных условиях.
§ 1.2. Международно-правовые основы международного сотрудничества правоохранительных органов в розыске, аресте и обеспечении конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Глава 2. Особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов зарубежных государств по оказанию международной правовой помощи в розыске, аресте и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
§ 2.1. Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов государств англо-американской правовой семьи (системы «общего» права) по оказанию международной правовой помощи в розыске, аресте и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
§ 2. 2. Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов государств романо-германской правовой семьи (системы континентального права) по оказанию международной правовой помощи в розыске, аресте и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Глава 3. Методика международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
§ 3.1. Криминалистическая характеристика международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
§ 3. 2. Банковские документы, как источники сведений о нахождении за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
§ 3.3. Использование документов государственных регистрационных органов зарубежных стран и сопутствующих им учредительных, регистрационных, финансовых и бухгалтер с ких документов юридических лиц, созданных за рубежом, для розыска и ареста полученных преступным путем денежных средств и имущества.
§ 3. 4. Использования ориентирующей информации для розыска и ареста за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имущества.
§ 3. 5. Особенности получения и использования международной правовой помощи при розыске и аресте за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Глава 4. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (вопросы практики и совершенствования российского законодательства).
Правовые и методические основы деятельности органов предварительного следствия России по розыску, аресту и обеспечению конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переход от жесткой централизованной модели управления к свободным рыночным отношениям, происходящий в нашей стране на протяжении последнего десятилетия, существенно видоизменил экономическую, социальную и правовую системы общества. Бурное развитие внешнеэкономических связей, внутреннего валютного рынка и признание примата норм международного права содействуют более полной интеграции России в мировое экономическое, финансовое и правовое пространство, предопределяют необходимость развития международного сотрудничества следственных и судебных органов Российской Федерации и зарубежных стран в целях обеспечении защиты законных прав и интересов личности, общества и государства.
Взаимодействию судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам посвящен ряд положений находящегося на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Сопоставление проекта УПК РФ с действующими международными договорами в сфере уголовного судопроизводства, заключенными бывшим СССР и Россией, свидетельствует не только о сохранении их преемственности, но и о том, что законодателем не учтены произошедшие в стране и мире экономические, социальные и правовые изменения, повлекшие расширение гео1рафии внешних связей при осуществлении правосудия. В связи с этим актуальность исследования проблемы, рассматриваемой в диссертации, заключается, прежде всего, в необходимости с современных позиций переосмыслить понятие и содержание международного сотрудничества органов предварительного следствия в сфере розыска, ареста и обеспечения конфискации за рубежом полученных преступным путем в России имущества и денежных средств.
Преобразования в экономике, переход к рыночным отношениям породили ряд негативных тенденций. Наиболее опасной среди них является криминализация общества и экономической жизни государства, к проявлениям которой относится рост экономической преступности, особенно в банковской сфере, прежде всего финансовых мошенничеств и криминального отмывания денежных средств, нажитых преступным путем, и интернационализация этого направления преступной деятельности.
Появились достаточно удобные и легально создаваемые структуры, позволяющие беспрепятственно конвертировать рублевые средства и переводить многие миллионы долларов за рубеж, в том числе не всегда в рамках определяемых законом, результатом чего является незаконный вывоз капитала из страны.
Транснациональный характер используемых механизмов хищений и способов сокрытия похищенных денежных средств за рубежом, требует активного взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран не только в рамках традиционных форм правовой помощи по уголовным делам — экстрадиции, передачи предметов, выполнения отдельных процессуальных действий, осуществления уголовного преследования по ходатайству иностранного государства и передачи осужденных — но и путем создания новых правовых институтов, необходимых практике, одним из которых является международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества.
Ни действующие законы и международные договоры РФ о правовой помощи по уголовным делам, ни проект УПК не определяют достаточного процессуального режима взаимодействия органов предварительного следствия России и зарубежных стран по розыску и аресту за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имущества, по возмещению причиненного преступлениями материального ущерба, обеспечению возможной конфискации имущества и гражданского иска в уголовном деле.
Недоступность для широкого круга практических работников весьма ценного опыта в исследуемой области стран, столкнувшихся с данной проблемой раньше Россиине изученность, с точки зрения потребностей уголовного правосудия, основных механизмов и особенностей перемещения за пределы страны с использованием банковских технологий денежных средств, полученных преступным путемотсутствие ясных, согласующихся с законодательством зарубежных государств, методик преодоления банковской (коммерческой) тайны влечет многочисленные ошибки в деятельности органов предварительного следствия, непринятие судами правовых решений о конфискации и возмещении ущерба за счет обращения взыскания на выявляемые за границей денежные средства.
Сложность решаемых задач, на которые одновременно распространяют свое действие нормы международного права, отечественного и иностранного уголовного, уголовно-процессуального и иного отраслевого законодательства, предъявляет повышенные требования к теоретическому обеспечению правового регулирования розыска, ареста и конфискации за рубежом полученных преступным путем имущества и денежных средств. Научное обеспечение этой деятельности является существенным резервом повышения ее эффективности, необходимым условием определения наиболее совершенных форм и методов работы, создания правовых основ этого направления международного сотрудничества в российском законодательстве, что будет способствовать ликвидации одного из пробелов национального уголовного процесса.
Указанные факторы, определяя актуальность настоящей работы, послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования «Правовые и методические основы деятельности органов предварительного следствия России по розыску, аресту и обеспечению конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем», теоретической базой которого стали труды отечественных специалистов в области международного, уголовного и уголовно-процессуального права, криминалистики.
Вопросы правового регулирования международного сотрудничества разных стран в борьбе с уголовной преступностью, применения норм международного права в уголовном процессе исследовались выдающимися русскими юристами. Ф. Ф. Мартене, М.Ф. Владимирский-Буданов, И .Я. Фойницкий, Н. С. Таганцев, Н. Д. Сергеевский, В. П. Даневский, П. Е. Казанский, A.C. Ященко обращались к ним в связи с рассмотрением проблем действия уголовного закона в пространстве, выдачи преступников, права убежища, гражданства, положения иностранцев и других.
В советский период международному сотрудничеству в сфере уголовной юстиции и различным аспектам уголовного права и процесса уделялось внимание в работах Н. Т. Блатовой, П. Н. Бирюкова, А. И. Бастрыкина, Р. Л. Боброва, И. П. Блшценко, C.B. Бородина, Я. М. Бельсона, P.M. Валеева, JI.H. Галенской, В. Э. Грабаря, В. П. Зимина, В. К. Звирбуля, Г. В. Игнатенко, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Ф. И. Кожевникова, Е. Г. Ляхова, В. П. Панова, В. И. Руднева, Г. И. Тункина, Д. И. Фельдмана, А. Ф. Федорова, М.А. Чельцова-Бебутова, Е. П. Мелешко, Ю. А. Решетова, И. Н. Арцибасова, Егорова С.А.
В 80-е — 90-е годы важное значение для уяснении сущности и становления практики реализации международных документов о правах человека в российском законодательстве сыграли труды и работы Л. Б. Алексеевой, М. И. Абдуллаева, А. Д. Бойкова, И. Ф. Демидова, В. А. Карташкина, В. М. Савицкого, М. Л. Энтина и других. В связи с активной интеграцией России в мировое сообщество С. С. Алексеев, Э. М. Аметистов, В. Г. Буткевич, Г. М. Даниленко, В. М. Жуйков, И. И. Лукашук, С. Ю. Марочкин, Н. В. Миронов, P.A. Мюллерсон, В. К. Собакин, C.B. Поленина, Ю. А Решетов, А. Н. Талалаев, Ю. А. Тихомиров, О. И. Тиунов, Е. Т Усенко, C.B. Черниченко, Б. С. Эбзеев и др. значительное внимание уделили проблеме соотношения международного и внутригосударственного права.
В последние годы к теоретическим вопросам применения норм международного права в национальном уголовном процессе, анализу международных договоров о правовой помощи и другим проблемам, представляющим не только научный интерес, но и имеющим практическое значения для деятельности правоохранительных органов России обратились Г. В. Дашков, Е. В. Быкова, P.A. Каламкарян, В. Н. Кудрявцев, Е. Г. Ляхов, С. А. Лобанов, Э. Б. Мельникова, З. А. Николаева, В. П. Панов, Н. В. Радутная, К. С. Родионов, A.C. Шагинян. На базе современного законодательства осуществлены первые комплексные исследования теоретических и практических проблем применения норм международного права в российском гражданском и уголовном процессе (В.М. Волженкина, Н.И. Марышева).
Общенаучные основы и практические рекомендации, впитавшие в себя обширный положительный отечественный и зарубежный опыт в борьбе с преступностью, созданные в криминалистике известными работами профессоров P.C. Белкина, А. Н. Васильева, О. Я. Баева, И. А. Возгрина, В. К. Гавло, Е.П. РЬценко, И. Ф. Герасимова, В. Я. Колдина, И. М. Лузгина, В. А. Образцова, А. Б. Соловьева, H.A. Селиванова, Н. И. Хлопина, Н. П. Лблокова, явились ориентиром при проработке методической составляющей настоящей работы.
Целью исследования являлось: разработка теоретических основ правового регулирования международного сотрудничества органов предварительного следствия России в сфере розыска, ареста и обеспечения конфискации за рубежом полученных преступным путем имущества и денежных средств, и формулирование предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, международных договоров РФ о правовой помощи по уголовным деламформирование основных положений методики деятельности органов предварительного следствия по международному розыску полученных в результате совершения преступлений денежных средств и имущества.
В соответствии с этим были поставлены следующие основные задачи исследования:
1). Применительно к уголовному процессу определить предпосылки, обуславливающие необходимость разработки правового обеспечения получения российскими органами предварительного следствия международной правовой помощи по уголовным делампровести теоретический анализ национальных законодательных положений в сфере международного сотрудничества при расследовании преступлений. Уточнить понятие «международное сотрудничество по борьбе с преступностью».
2). Провести теоретический анализ международно-правовых основ сотрудничества правоохранительных органов различных стран в розыске, аресте и обеспечении конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
3). Изучить на основе подлинных законодательных актов особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов зарубежных государств англо-американской и романо-германской правовых семей по оказанию международной правовой помощи в розыске, аресте и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путемрассмотреть проблему соотношения иностранных законодательных предписаний по оказанию правовой помощи и российского уголовного процессавыработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования деятельности органов предварительного следствия РФ.
4). Сформулировать научное понятие между нар одного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем, исследовать криминалистическую характеристику этой деятельности.
5). Выявить, изучить и описать круг наиболее значимых, типичных и высокоинформативных источников доказательственной и ориентирующей информации, позволяющих решать задачи международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
6). Изучить, проанализировать и обобщить положительный опыт сотрудничества органов предварительного следствия России и зарубежных стран при розыске и аресте полученных преступным путем и находящихся за рубежом денежных средств и имуществасформулировать основные правовые, организационные и методические рекомендации о подготовке, направлении международных следственных поручений (международных ходатайств об оказании правовой помощи, запросов), участии в их реализации и использовании результатов.
7). Подготовить на основе проведенного исследования предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и договоров РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам в сфере международного розыска, ареста и обеспечения конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру диссертационного исследования, содержание и последовательность рассмотрения вопросов.
Объектами исследования определены, с одной стороны, процессуальная деятельность органов предварительного следствия России и зарубежных стран по розыску, аресту и обеспечению конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества, а с другой — отдельные элементы преступности в Российской Федерации, преимущественно экономического характера, повлекшей незаконный вывоз капитала за рубеж, его легализация и использование.
Предметом исследования определены уголовное судопроизводство, как одна из сфер борьбы с преступностью, международно-правовые документы и законодательство зарубежных стран, закономерности правового регулирования международного сотрудничества по борьбе с преступностью в различных государствах мира, закономерности совершения и сокрытия преступлений экономической направленности, сопряженных с вывозом капитала за рубеж, наиболее эффективные пути и способы взаимодействия органов предварительного следствия различных стран при осуществлении международного розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества.
Методология и методика исследования.
Методологическую основу исследования составляют совокупность научно обоснованных методов комплексного программно — целевого изучения явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, диалектического понимания содержания, сущности и форм деятельности человека.
Методологические подходы к исследованию определялись также логикой содержания Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального и иного отраслевого законодательства и ратифицированных международных договоров (конвенций) России в сфере оказания правовой помощи.
Теоретическую базу исследования составили труды выдающихся русских юристов, работы ученых-специалистов в области международного права, уголовного права и процесса, криминалистики, работы зарубежных авторов по международному праву и отдельным аспектам проблематики исследования.
Основным методом исследования являлся диалектический метод познания. При выполнении исследования использовались логико-юридический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический (анализ документов, анкетирование, формализованное интервьюирование, обобщение) методы познания.
Конкретно-социологическое изучение деятельности органов предварительного следствия, связанной с раскрытием и расследованием преступлений экономической направленности, осуществлением международного сотрудничества в сфере розыска, ареста и обеспечения конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем, проводились в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске. Изучалась деятельность органов военной прокуратуры, территориальных и ряда специализированных прокуратур, СУ Генеральной прокуратуры РФ, подразделений МВД и ФСНП.
По специально разработанной программе отобрано и изучено 61 расследуемое и 419 оконченных производством в 1991 — 1998 гг. уголовных дел о преступлениях экономической направленности, по которым органами предварительного следствия заявлялись ходатайства об оказании международной правовой помощи в связи с установлением обстоятельств, свидетельствовавших о нахождении за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имуществаотдельно изучено 200 международных следственных поручений и материалов об отказе в оказании по ним правовой помощи- 115 переписок по ходатайствам возвращенным из ГВП и ГП РФ для пересоставления (все только по странам «дальнего зарубежья»).
Выводы исследования также основываются на результатах проведенных: анкетирования — в сентябре 1997 — январе 1998 гг. 150 следователей органов прокуратуры, ФСНП, МВД и 87 прокуроров городов, районов и гарнизонов, в сентябре — декабре 1998 г. — 36 следователей органов прокуратуры и 15 прокуроровинтервьюирования в январе — декабре 1998 г. 88 судей судов московского региона.
Нормативной базой исследования явилось действующее федеральное законодательство, международно-правовые документы (декларации, соглашения, конвенции, двусторонние договоры о правовой помощи и др.), уголовно-процессуальное и иное отраслевое законодательство зарубежных стран (Великобритании, США, Острова Джерси, Каймановых островов, Федеративной Республики Германии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Государства Израиль).
Метод наблюдения систематически использовался при осуществлении надзора за исполнением законов и международных договоров РФ о правовой помощи органами предварительного следствия, при контроле за качеством подготовленных следователями военных прокуратур проектов международных следственных поручений. Наблюдение осуществлялось при выполнении сотрудниками ФБР США ряда процессуальных действий, связанных с изъятием и изучением банковской документации, документов налогового и иммиграционного учета (г. Вашингтон, 1997 г.), в ходе следственных действий (выемок документов, допросов, осмотров), связанных с розыском за рубежом похищенных денежных средств (г. Будапешт, 1996 г.).
Диссертантом использован личный опыт расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности (11 лет) и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия (8 лет).
Научная новизна работы определяется тем, что, несмотря на важность теоретической разработки основ законодательного регулирования и методики международного сотрудничества органов предварительного следствия России и зарубежных стран в сфере розыска, ареста и обеспечения конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем, до настоящего времени они не являлись предметом научного исследования, теоретической разработки и освещения в специальной литературе.
В силу этого, настоящая работа является первым отечественным комплексным исследованием на базе современного российского и зарубежного законодательства и опыта работы органов предварительного следствия РФ проблем международного розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества, практики применения международного права и национального законодательства различных государств в этой деятельности.
В диссертации определены предпосылки и необходимость создания нового для отечественного уголовного процесса правового института международного розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества. Сформулировано его понятие, предложены пути формирования этого института в российском уголовном процессе и нормах международного права.
На основе сравнительно-правового анализа законодательства зарубежных государств выявлен круг факторов, подлежащих учету при розыске за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
На основе изучения уголовных дел, выявления, обобщения, систематизации поисково-познавательной деятельности следователей, осмысления имеющегося опыта, выявления и анализа допускаемых в следственной практике ошибок, факторов и обстоятельств, затрудняющих эту деятельность, впервые сформированы основы частной криминалистической методики международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Самостоятельный характер носят предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся:
1. Положение о том, что в последние годы характер, понятие и цели международного сотрудничества в борьбе с преступностью претерпели существенные изменения. Ныне необходимость такого сотрудничества определяется потребностями практической деятельности национальных правоохранительных органов в получении доказательств на территории других государств, в обеспечении реализации предусмотренных законом уголовно-процессуальных функций и осуществления правосудия. Оно регулируется, с одной стороны, международно-правовыми нормами, а с другой — предписаниями национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, содержание и применение которого определяется складывающейся социально-экономической и криминогенной обстановкой.
2. Определение: Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права согласованную деятельность различных стран по защите интересов личности, общества и государства от международных и транснациональных преступлений, а также по принятию субъектами этой деятельности обусловленных национальным уголовным законодательством мер, направленных на обеспечение национального уголовного процесса и отправления правосудия их судами по делам о преступлениях, посягающих на внутригосударственный правопорядок. Одним из направлений этой деятельности является международный розыск, арест и конфискация денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
3. Вывод о том, что расширение и надлежащее регулирование в национальном уголовно-процессуальном законодательстве правил международного сотрудничества при расследовании преступлений является необходимой гарантией самого правосудия, гарантией не менее важной, чем традиционные институты уголовного судопроизводства.
4. Тезис о том, что классические формы международного сотрудничества при расследовании преступлений — производство отдельных процессуальных действий, экстрадиция, осуществление уголовного преследования, передача предметов, предоставление документов — не способствуют в полной мере исполнению требований уголовно-процессуального закона о возмещении причиненного преступлениями материального ущерба, обеспечении возможной конфискации имущества и гражданского иска. Кроме того, они не позволяют при расследовании и разрешении в России уголовных дел осуществлять за рубежом полноценный розыск, арест и конфискацию денежных средств и имущества, полученных преступным путем. Данный пробел в уголовно-процессуальном регулировании международного сотрудничества отрицательно сказывается на отправлении правосудия по уголовным делам о преступлениях против собственности и экономической направленности.
5. Положение о том, что в международных документах универсального характера, руководящих и типовых документах, разработанных Конгрессами ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в основных источниках международного права (договорах и конвенциях), как в ратифицированных, так и не ратифицированные Россией, в документах межправительственных организаций специальной компетенции содержатся рекомендации и обязательные для исполнения нормы, в совокупности составляющие международно-правовую основу международного сотрудничества в сфере розыска, ареста и конфискации орудий преступлений, денежных средств и имущества, полученных преступным путем, доходов от преступной деятельности.
6. Вывод, сделанный на основе сравнительно-правового анализа международно-правовых документов и предписаний Конституции РФ о том, что национальное законодательство играет главенствующую роль в регулировании уголовного процесса, в связи с чем, в нем не только должны воспроизводиться основные нормы международно-правовых документов, но устанавливаться их более детальная регламентация. Кроме того, нормами национального законодательства должны регламентироваться и вопросы, которые вообще не получили разрешения в между нар о дно м договоре (конвенции), но требуют урегулирования для надлежащего решения задач уголовного судопроизводства, в том числе связанных с розыском за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
7. Предложения о правовом механизме отражения предписаний и рекомендаций международно-правовых документов по вопросам уголовного судопроизводства в законах России. В соответствии с ним: при создании международным договором (конвенцией) правил, неизвестных национальному законодательству, имеющийся в последнем пробел подлежит устранению (путем трансформации норм международного права в нормы внутригосударственного) — при наличии в договоре норм о необходимости принятия мер по совершенствованию внутреннего законодательства — они исполняютсяпри введении договором по конкретному вопросу правил, противоречащих предписаниям закона, применяются нормы международно-правового документа, а возникшая коллизия затем устраняется законодательным путем.
8. Определение, в соответствии с которым, международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества — это акт международной правовой помощи, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, заключающийся в принятии на основании поручений компетентных правоохранительных органов или судов зарубежных государств мер по обнаружению и обеспечению сохранности подлежащих конфискации денег, ценностей и имущества, полученных преступным путем, и (или) принадлежащих обвиняемому, а также доходов от преступной деятельности, их передаче другому государству для использования в уголовном судопроизводстве в качестве доказательств или для возмещения ущерба, осуществлению конфискации на основании приговора иностранного суда или иного судебного решения.
9. Вывод о необходимости разработки нового для отечественного уголовно-процессуального законодательства правового института международного розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества, а также о необходимости включения в УПК РСФСР (проект УПК РФ), международные договоры (конвенции) РФ по вопросам правовой помощи, в первую очередь в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г., норм, регламентирующих международный розыск, арест и конфискацию денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
10. Положение, обоснованное в результате анализа законодательства государств англо-американской и романо-германской правовых семей, с которыми РФ не заключены международные договоры о правовой помощи, о возможности использования в интересах предварительного следствия и уголовного судопроизводства России механизмов правовой помощи при розыске, аресте и конфискации за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имущества, которые предусмотрены их внутригосударственным правом. Для оказания такой правовой помощи правоохранительные органы зарубежных стран используют процессуальные полномочия и формы, аналогичные содержащимся в российском уголовном процессе (расследования, допросы, обыски, изъятия и выемки документов, осмотры и иное).
11. Вывод о том, что специфика правового регулирования национальным законодательством иностранных государств сферы оказания международной правовой помощи в розыске, аресте и конфискации, связанная с признанием примата судебных процедур и, в ряде из них, влекущая отказ от ее оказания при несоблюдении судебной формы ходатайств, требует законодательного наделения российских судов полномочиями по подтверждению перед зарубежными странами обращений органов предварительного следствия за международной правовой помощью (путем санкционирования постановлений, заявленных ходатайств или вынесения определений об этом).
12. Определение международного розыска полученных преступным путем денежных средств и имущества, под которым следует понимать организуемую и осуществляемую следователем по находящемуся в его производстве делу, как лично, так и через органы дознания, деятельность по обнаружению и обеспечению сохранности (аресту) находящихся за пределами государства денег, ценностей и имущества, полученных преступным путем, и (или) принадлежащих обвиняемому, а также доходов от преступной деятельности, их истребованию из-за рубежа для использования в уголовном судопроизводстве в качестве доказательств, возмещения ущерба и последующей конфискации по приговору суда.
13. Основы частной криминалистической методики международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем, как совокупность систематизированных данных, включающих в себя его криминалистическую характеристику, сведения о наиболее значимых, типичных и высокоинформативных источниках доказательственной и ориентирующей информации, позволяющих решать стоящие перед ним задачи, а также особенности самой деятельности по получению и использованию международной правовой помощи при розыске и аресте за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имущества.
14. Вывод о том, что типичными и наиболее высоко информативными носителями и источниками доказательственной информации, подлежащими использованию при осуществлении международного розыска полученных преступным путем денежных средств и имущества, являются: а) документы расположенных на территории России и за рубежом банков, через которые в абсолютном большинстве случаев осуществляются операции по перечислению полученных преступным путем денежных средств за границуб) документы государственных регистрационных органов зарубежных стран и сопутствующие им учредительные, регистрационные, финансовые и бухгалтерские документы юридических лиц, созданных за рубежом.
15. Характеристика источников ориентирующей информации, подлежащих использованию при осуществлении международного розыска полученных преступным путем денежных средств и имущества.
16. Основные организационные и методические требования к подготовке и направлению международных следственных поручений о розыске и аресте денежных средств и имущества, полученных преступным путем, участию в их реализации и использованию полученных результатов, соблюдение которых обеспечит законность получения за границей доказательств и признание их судами при рассмотрении уголовных дел по существу.
17. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации. В частности, предлагается:
17. 1. Дополнить УПК РСФСР и включить во 2 главу проекта УПК РФ самостоятельную статью о международном сотрудничестве, как принципе уголовного судопроизводства (проект статьи УПК РСФСР предлагается).
17. 2. Дополнить перечень задач уголовного судопроизводства отнесением к ним необходимости обеспечения возмещения причиненного преступлениями ущерба и лишение преступности ее доходов (проект статьи УПК РСФСР предлагается).
17. 3. Дополнить УПК РСФСР, а также проект УПК РФ самостоятельной статьей «Правовая помощь в розыске, аресте и конфискации имущества» в следующей редакции:
1) Суд, прокурор, следователь, орган дознания по возбужденному и находящемуся в их производстве уголовному делу вправе заявить в пределах своей компетенции перед соответствующими органами иностранного государства ходатайство о правовой помощи в розыске, аресте и изъятии находящегося за рубежом и подлежащего конфискации, а равно взыскании в обеспечение причиненного материального ущерба или заявленного гражданского иска, имущества, денег и ценностей, полученных преступным путем, и (или) принадлежащих обвиняемому, а также доходов от преступной деятельности.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о том, что подлежащие розыску и аресту имущество, деньги и ценности могут служить установлению фактических обстоятельств дела и подлежат приобщению к нему в качестве вещественных доказательств, с последующим возвращением законным владельцам или обращением в доход государства, суд, прокурор, следователь, орган дознания обязаны одновременно истребовать их.
2) Вступивший в законную силу приговор, в соответствии с которым, имущество, деньги и ценности, полученные преступным путем, и (или) принадлежащие обвиняемому, а также доходы от преступной деятельности, арестованные и находящиеся за рубежом, подлежат конфискации, возврату законным владельцам или взысканию в порядке возмещения причиненного ущерба, направляется постановившим его судом в соответствующие ораны иностранного государства с приложением ходатайства об исполнении в части конфискации, возврата законным владельцам или взыскания ущерба.
3) Суд, прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции и на основании ходатайств правоохранительных органов и судов зарубежных стран оказывают правовую помощь в розыске, аресте и изъятии имущества, денег и ценностей, полученных преступным путем и (или) принадлежащих обвиняемым, а также доходов от преступной деятельностиисполнении приговоров или соответствующих им решений иностранных судов об их конфискации или возвращении законным владельцам.
С этой целью они поручают проведение оперативно-розыскных мероприятий, выполняют все необходимые процессуальные действия, направленные на обнаружение такого имущества, денег и ценностей, установив которые принимают меры обеспечения их сохранности в виде наложения ареста для предотвращения любых операций с ними.
4) Установив имущество, деньги и ценности, полученные преступным путем, прокурор, следователь, орган дознания передают их соответствующим органам иностранного государства в целях приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств и последующего возвращения законным владельцам, погашения причиненного преступлениями ущерба.
Прокурор, следователь, орган дознания, наложив арест на имущество обвиняемого и доходы от преступной деятельности, обеспечивают их сохранность в целях последующего обращения в погашение причиненного преступлением ущерба и конфискации.
Решение об обращении арестованного имущества и доходов от преступной деятельности в погашение причиненного преступлением ущерба и его конфискации принимается судом первой инстанции на основании вступившего в законную силу приговора или иного соответствующего решения суда иностранного государства и ходатайства об его исполнении".
17. 4. Ввести в уголовно-процессуальное законодательство нормы о возможности использования судебного порядка подтверждения процессуальных решений органов предварительного следствия об обращении за международной правовой помощью, связанной с собиранием доказательств, розыском и арестом для последующей конфискации за границей денежных средств и имущества, полученных преступным путем. При этом следует предусмотреть, что в случае направления МСП в страну, где законодательно допустимо принятие к исполнению только судебных поручений, дознаватель, следователь или прокурор должен вынести постановление о необходимости этого и представить в суд, который, рассмотрев его, выносит определение о наделении органа предварительного следствия полномочиями по обращению в иностранный суд (или санкционирует проект ходатайства и прилагаемые к нему постановления о наложении ареста), после чего МСП вместе с определением суда направляется установленным порядком в запрашиваемую страну.
17. 5. Дополнить ст. 359 УПК РСФСР и соответствующую статью проекта УПК РФ положением о том, что суд, вынесший приговор о конфискации или обращении в доход государства имущества и денежных средств, находящихся за пределами РФ, обязан обратиться с ходатайством к соответствующим органам иностранного государства о международной правовой помощи в приведении его в исполнение;
17. 6. Дополнить УПК РСФСР (проекта УПК РФ) и УИК РФ нормами об единых правилах международной конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем, при исполнении иностранных судебных решений: а) об обязательной передаче конфискованного имущества, являющегося собственностью обвиняемого, или вырученных от его реализации денежных средств запрашивающей стороне и б) о передаче запрашивающей стороне в полном объеме или разделе в равных долях конфискованных доходов от преступной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в научной разработке и обосновании необходимости включения в уголовно-процессуальное законодательство РФ нового правового института международного розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества, а также в формировании основ соответствующей частной криминалистической методики. Проведенные исследования дают теоретическую и методическую базу для решения указанной задачи и определяют направления для дальнейших теоретических исследований и совершенствования деятельности по оказанию и получению международной правовой помощи.
Научному анализу впервые подвергнут широкий круг законодательных актов зарубежных стран, которые ранее не исследовалось отечественной наукой с точки зрения потребностей обеспечения уголовного правосудия.
Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности при разработке законопроектов и международных договоров России, в процессе подготовки проектов нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроров субъектов федерации, в процессе организационного и методического обеспечения деятельности следственного аппарата органов предварительного следствия, прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений и в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, а также в учебном процессе юридических вузов и при написании учебных и учебно-методических пособий.
Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись:
1. При участии в подготовке Методических рекомендаций для следователей по вопросам организации взаимодействия правоохранительных органов России и других государств в розыске, аресте и обеспечении конфискации денежных средств и имущества, нажитых преступным путем и находящихся за рубежом, которые используются в обеспечении практической работы следователей органов прокуратуры.
2. В научном докладе на заседании Ученого Совета НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (1999 г.).
3. Путем внесения в Генеральную прокуратуру РФ предложений о необходимости принятия мер по обеспечению надлежащего правового регулирования вопросов оказания международной правовой помощи в розыске и аресте за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем, при обсуждении законопроектов, проектов указаний Генерального прокурора РФ по вопросам правовой помощи, проработке документов о совершенствовании деятельности органов прокуратуры по борьбе с экономическими преступлениями.
4. Выводы и положения диссертационного исследования использовались в выступлениях с докладами и лекциями перед военными прокурорами и следователями по особо важным делам Главной военной прокуратуры, на учебно-методических сборах следователей военных прокуратур Центрального региона РФ, перед участниками Всероссийских (1998 г.) сборов лучших следователей органов военной прокуратуры.
5. Положения, составившие основу исследования, использовались при консультировании практических работников органов предварительного следствия прокуратуры, ФСНП и МВД РФ, при осуществлении автором прокурорского надзора в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, а также для оказания помощи следователям при подготовке международных следственных поручений.
6. Путем внесения предложений о необходимости и порядке международно-правового регулирования по рассматриваемой проблеме, которые учтены Секретариатом Коордотационного Совета Генеральных прокуроров СНГ при разработке проекта новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и включены в него.
Основные положения диссертационного исследования освещены автором в 14 публикациях.
1. Конституция Российской Федерации. М.: ООО Издательство «Юрлигинформ», 1999. — 48 с.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997. — 26 декабря.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2.12.90 г. (в редакции Федерального закона от 3.02.96 г.) / Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 27. — Ст. 337- Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 6. Ст. 492.
4. Закон Российской Федерации «О Федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1993. — № 29. — Ст. 1114.
5. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 15. — Ст. 1269.
6. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 16 (15) июня 1995 г. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. -№ 29.-Ст. 2757.
7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
8. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ и от 10 февраля 1999 № 31-ФЗ). Официальное издание.
9. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 9. — Ст. 774.
10. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. М., 1996 г.
11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М., 1998.
12. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению наличноденежного обращения» от 14 июня 1992 г. № 622. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 25. — Ст. 1418.
13. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола». — Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 32. — Ст. 3895.
14. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. № 9132-XI «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам». Ведомости Верховного Совета СССР. — 1988. — № 43. — Ст. 428.
15. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. -Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 30. — Ст. 3605.
16. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола РФ. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 43. — Ст. 4916.
17. Положение о Федеральной службе Безопасности Российской Федерации. -Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. № 28. — Ст. 3320.
18. Указания Генеральной прокуратуры РФ от 09. 03. 92 г. № 5/20 «О порядке выполнения ходатайств об оказании правовой помощи».
19. Указания Генеральной прокуратуры РФ от 20.01.93 г. № 1/20 «Об изменении порядка выполнения ходатайств об оказании правовой помощи».
20. Приказ Генеральной прокуратуры от 03. 06. 93 г. № 18 «Об объявлении соглашений о правовой помощи и сотрудничестве».
21. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 23.06.98 г. № 42/35 «О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции».
22. Приказ Генерального прокурора РФ от 03.08.98 г. № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации».
23. Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел РФ запросов и поручений по линии Интерпола. Введена в действие приказом МВД РФ от 11. 01. 94 г. № Ю.
24. Положением о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденным. Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. — № 28. Ст. 3362.
25. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации: Приложение к письму Центрального банка России от 9.07.92 г. № 14 (с изменениями, внесенными приказом Центрального банка России от 8.04.96 г. № 271).
26. Совместное письмо Госналогслужбы РФ от 13.08.94 г. № ВГ-4−13/94н, Минфина РФ от 13.08.94 г. № 104 и Центрального банка России от 16.08.94 г. № 104.
27. Всеобщая декларация прав человека / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 1998. — с. 39−43.
28. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 1998. — с. 165 — 170.
29. Миланский план действий, принятый VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.). Документ ООН A/CONF.I44/INF. 2,11 may, 1990.
30. Типовой договор о выдаче, принятый 14 декабря 1990 г. резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюции и решения принятые Генеральной Ассамблеей ООН на сорок пятой сессии. Официальные отчеты. -Нью-Йорк, 1991. — т. 1 — с. 286 — 291.
31. Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, принятая резолюцией ГА ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г. Документ ООН A/RES/46/152, 7 april, 1992.
32. Справочный документ Международной конференции по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними (Курмайер, Италия, 1994). Документ ООН E/CONF. 88/ 7, 12 July, 1994.
33. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков от 31 декабря 1929 г. Собр. зак. Союза ССР 1932 г. — отд. И. — № 6. — Ст. 62.
34. Единая Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. -Официальное издание.
35. Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. -Официальное издание.
36. Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" от 20 декабря 1988 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1990. — № 41. — Ст. 842.
37. Европейская Конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т. Н. и др. — М.: Издательство Спарк, 1998. — с. 282 — 299.
38. Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г. -Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 16. — Ст. 263.
39. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Информационно-аналитический бюллетень Национального центрального бюро Интерпола в России, 1999. — № 1(27). — с. 53 — 60.
40. Сорок рекомендаций специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег (FATF), в редакции от 28 июня 1996 г. International Legal materiels: current documents. Vol. 35. 1996. № 5. p. 1291−1305.
41. Предупреждение преступности и борьба с ней: Доклад Генерального секретаря / Тридцать вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Документ ООН А/32/199. — 28 Oct 1977.
42. Второй обзор ООН о тенденциях в области преступности, функционировании систем уголовного правосудия и стратегиях по предупреждению преступности: Доклад, подготовленный Секретариатом. -Документ ООН А/ Conf. 121/18. 30 may 1985.
43. Третий обзор ООН о тенденциях в области преступности, функционировании систем уголовного правосудия и стратегиях по предупреждению преступности: Доклад, подготовленный Секретариатом. -Документ ООН А/ Conf. 144/ 6. 27 July 1990.
44. Результаты Четвертого обзора ООН по вопросу о тенденциях в области преступности и функционирование систем уголовного правосудия: Промежуточныйдоклад, подготовленный Секретариатом. Документ ООН А/ CONF. 169/ 15. — 20 dec. 1994.
45. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.12.92 г. / Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 15. — Ст. 1683.
46. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14.09.92 г. / Бюллетень международных договоров, 1995. № 3.
47. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23.02.82 г. / Ведомости Верховного Совета СССР, 1984. № 15 (2245). — Ст. 213.
48. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21.05.81 г. / Ведомости Верховного Совета СССР, 1982. № 45 (2171). — Ст. 839.
49. Конвенция о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г, // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 15. — Ст. 1684.
50. Закон о злоупотреблении наркотиками 1971 г. — Официальное издание Misuse of Drugs Act 1971. First Published 1971, Reprinted in the United Kingdom by The Stationery Office Limited. — London, 1997. — 38 p.
51. Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. -Официальное издание Police and Criminal Evidence Act 1984. First Published 1984, Reprinted in the United Kingdom by The Stationery Office Limited. — London, 1997. -137 p.
52. Закон о преступлениях, связанных с незаконной торговлей наркотиками 1986 г. Официальное издание Drug Trafficking Offences Act 1986. — Printed in the United Kingdom by HMSO. — London, 1988. — 49 p.
53. Закон об уголовной юстиции 1987 г. Официальное издание Criminal Justice Act 1987. — Printed in the United Kingdom by HMSO. — London, 1987. — 22 p.
54. Закон об уголовной юстиции 1988 г. Официальное издание Criminal Justice Act 1988. — Published by HMSO. — London, 1989. — 67 p.
55. Закон об уголовной юстиции (Шотландия) 1987 г. Официальное издание Criminal Justice (Scotland) Act 1987. — Reprinted in the United Kingdom by HMSO. -London, 1995. — 69 p.
56. Закон о предупреждении терроризма (Временные положения) 1989 г. -Официальное издание Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1989. First Published 1989, Reprinted in the United Kingdom by The Stationeiy Office Limited. -London, 1998. — 72 p.
57. Закон о компаниях 1989 г. Официальное издание Companies Act 1989. -Printed in the United Kingdom by HMSO. — London, 1990. — 332 p.
58. Закон об уголовной юстиции (Международное сотрудничество), 1990 г. Официальное издание The Criminal Justice (International Co-operation) Act 1990. -Printed in the United Kingdom by HMSO. London, 1994. — 27 p.
59. Закон о незаконной торговле наркотическими веществами 1994 г. Официальное издание Drug Trafficking Act 1994. Printed in the United Kingdom by HMSO. — London, 1994. — 69 p.
60. Королевский приказ в Совете 1965 г. об уголовном процессе в Верховном суде № 2289 Официальное издание The Order 115 of the Rules of the Supreme Court 1965. — S.I. 1986/2289.Остров Джерси.
61. Закон о расследовании серьезных мошенничеств 1991 г. Официальное издание Investigation of Fraud (Jersey) Act 1991. — Jersey, 1991. — 91 p.
62. Закон о предупреждении терроризма 1996 г. Официальное издание Prevention of Terrorism (Jersey) Act 1996. — Jersey, 1996. — 69 p.
63. Закон о преступлениях, связанных с незаконной торговлей наркотиками 1988 г. Официальное издание Drug Trafficking Offences (Jersey) Act 1986. — Jersey, 1996.-40 p. Каймановы острова.
64. Закон о доходах от преступной деятельности 1996 г. Официальное издание Proceeds of Criminal Conduct Act (Cayman Islands) 1996. — Printed in England by Bemsore & Sons Ltd., and published by HMSO — London, 1997. -19 p. Швейцарская Конфедерация.
65. Уголовный кодекс ФРГ. Официальное издание Strafgesetzbuch StGB. 31 Auflage. Munchen, 1998. — Издание на русском языке: Уголовный кодекс ФРГ. — М.: Юридический колледж МГУ, 1996. — 202 с.
66. Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ. Strafprozebordnung StPO. -Издание на русском языке: Федеративная Республика Германия. Уголовно-процессуальный кодекс. — М.: Издательская фирма «Манускрипт», 1994. — 204 с.
67. Закон о кредитном деле (KWG). Официальное издание Funftes Gesetz zur Anderung des Gesetzes uber das Kreditwesen und anderer Vorschriften uber Kreditinstitute — 5 (KWG — Novelle) von 30. Juni 1993. — BGBl. 1993 — I. S. 1082. -Ausgegeben zu Bonn.
68. Закон о структуре финансового управления (FVG) от 30 августа 1971 г. -Официальное издание Gesetz uber die Finanzverwaltung in der Fassung (FVG) vom 30. August 1971. BGBl. — I.S. 1426,1427 (1971), 2150 (1992), 1774 (1993).Соединенные Штаты Америки.
69. Модельный закон о предпринимательстве, разработанный Американской ассоциацией адвокатов. Model Business Corporation Act / Газета «Иностранец», № 12, 12 апреля 1995 г.
70. Раздел 18 Свода законов США «Federal Criminal Code and Rules"/ Title 18 — Crime and Criminal Procedure (amendment received to February 15, 1999), West Group, St Paul, Minn, 1999.
71. Раздел 21 Свода законов США «Federal Criminal Code and Rules"/ Title 21 — Food and Drugs (amendment received to Februaiy 15, 1999), West Group, St. Paul, Minn, 1999.Канада.
72. Закон об управлении конфискованным имуществом от 23 июля 1993 г. -Официальное издание Property Management Regulations С — 123: Seized Property Management Act (1993). — Ottawa: Queen’s printer for Canada, 1993. — p. 1443 — 1468. Государство Израиль.
73. Закон «Об оказании межгосударственной правовой помощи» 1997 г. Монографии, учебники, статьи, сборники материалов.
74. Альбрехт С., Венц Дж., Уильяме Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса / Перев. с англ. СПб: Питер, 1995. — 400 с.
75. Антипов В. П. Организация и производство розыска следователем военной прокуратуры: Учебное пособие. — М., 1985. — 92 с.
76. Астапкина С. М. Хищения, совершенные с применением авизо / Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики: Учебник / Под ред. В. Д. Грабовского, А. Ф. Лубина. Ниж. Новгород, 1995. — с. 206 — 216.
77. Бастрыкин А. И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986. — 240 с.
78. Белкин P.C. Курс криминалистики: В 3 т. М.: Юристъ, 1997. — в 3 т.
79. Блшценко И. Б. На пути к созданию нового международного правопорядка // Советское государство и право. 1989. — № 4 — с. 109 -117.
80. Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. М., 1994. — 216 с.
81. Бородин C.B., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983. — 420 с.
82. Бородина Л. «Хредитуйтэ мнэ мильярд!» (Банковские преступления) / Милиция. 1993. — № 2. — с. 10.
83. Вехов В. Б. Компьютерные преступления: Способы сокрытия. М., 1996. -206 с.
84. Волженкин Б. В. Отмывание денег: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. — 40 с.
85. Волженкин, а В. М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе: учебное пособие. СПб., 1997. — 88 с.
86. Волженкина В. М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции: Серия"Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе" / Научн. редактор проф. Б. В. Волженкин. СПб., 1998. — 44 с.
87. Воленкина В. М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества: Учебное пособие. СПб., 1999. — 112 с.
88. Волженкина В. М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. к-та юридич. наук. М, 1999.-204 с.
89. Волошко А. И. Взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права по обеспечению и защите личных и политических прав человека. Дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. М., 1992.
90. Гавло В. К., Воронин С. Э. Проблемно-поисковые следственные ситуации // Проблемы уголовного судопроизводства: сборник научных трудов. / Под редакцией А. Б. Соловьева и А. Г. Халиуллина. Москва-Кемерово, 1998. — с. 120 -129.
91. Год минувший и год нынешний // Информационно-аналитический бюллетень Национального центрального бюро Интерпола в России. 1999. — № 1(27).-с. 10−15.
92. Горбунов А. Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом / Под ред. Р. Т. Юлдашева М.: Издательский центр «Анкил», издательство «Инфра-М», 1995. — 160 с.
93. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. 670с.119. «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. Сборник материалов / Под ред. Абрамова Е. А., сост. Овчинский B.C. М., 1994. — 240 с.
94. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1999. — 400 с .
95. Даниленко Г. М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. -1995. -№ 11.-с. 107- 129.
96. Данилова H.A., Фомина JI.C. Работа следователя с документами по делам о преступлениях в сфере экономики: Методические рекомендации. — СПб., 1998. -64 с.
97. Дашков Г. Полномочия прокурора: какой опыт заимствовать // Законность. 1995. — № 6. — с. 2 — 4.
98. Долгова А. И. Организованная преступность и направления борьбы с ней. / Проблемы обеспечения законности и борьба с преступностью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва — Кемерово, 1997. — с. 21−33.
99. Евдокимов С. Г. Криминалистические признаки хищения: Учебное пособие. СПб., 1998. — 24 с.
100. Зуйков Г. Г. Криминалистическое понятие и значение способа совершения преступления // Тр. ВШ МООП СССР. Вып. 15. — М., 1967. — с. 34 -49.
101. Зуйков Г. Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений: Учебное пособие. М, 1970. — 168 с.
102. Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. -M.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. 176 с.
103. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. M., 1995. — 210 с.
104. Карташкин В. А., Лукашева Е. А. Вступительная статья. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 1998. — с. III — XXX.
105. Кернер Х.-Х, Дах Э, Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.: Международные отношения, 1996. — 240 с.
106. Клочко В. Е. Инициация мыслительной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — М., 1991.
107. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». — М: Издательство «Спарк», 1996. — 228 с.
108. Коттке К. «Грязные» деньги что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег./Пер. с нем.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. — 704с.
109. Кривенко Т., Куранова Э. Расследование посягательств на целевые бюджетные кредиты // Законность. 1996. — № 8. — с. 11 — 13.
110. Криминалистика / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. А. Образцова. М.: Юристъ, 1997. — 760 с.
111. Крылова Н. Е., Серебренникова A.B. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). Изд. 2-е, переработ, и доп. Учебное пособие. -М.: Издательство «Зерцало», 1998. 208 с.
112. Куликов A.M. Из опыта выполнения следственных действий на территории США. // Криминалистический семинар. Выпуск 1 / Отв. редактор В. В. Новик. СПб., 1998. — с. 62 — 65.
113. Лазарев В. В., Липень C.B. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Издательство «Спарк», 1998. — 448 с.
114. Ларин A.M., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. / Под ред. В. М. Савицкого. М., 1997. — 360 с.
115. Ларьков А. Н., Кривенко Т. Д., Куранова Э. Д. Расследование посягательства на целевые бюджетные средства // Прокурорская и следственная практика: Орган Генеральных прокуроров стран СНГ. 1997. — № 2.
116. Лебедев Л. Незаконный вывоз денежных средств за пределы России / Информационный бюллетень Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. 1995 г. — № 13. с. 12−16.
117. Луш Шелли. Постсоветская организованная преступность в международной перспективе / Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. М.: Издательство Олимп, 1997. — с. 15 — 32.
118. Лукашук И. И.: О применении международного права судами России // Государство и право. 1994. — № 2 — с. 110.
119. Лукашук Й. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993.390 с.
120. Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России (учебно-практическое пособие). М.: «Спарк», 1997. — 90 с.
121. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Издательство Норма, 1997.
122. Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1905. — т. 2.
123. Марышева Н. И. Международно-правовая помощь по гражданским и уголовным делам: Дис. д-ра юридич. наук в форме научного доклада. М., 1996.
124. Материалы Координационного Совета Генеральных прокуроров стран СНГ.-М., 1997.-56 с.
125. Материалы международного семинара «Межбанковские корреспондентские отношения». М., 1993. — 25 с.
126. Межгосударственный розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда на территории СНГ: Методическое пособие / Отв. редактор А. Б. Соловьев М., 1998. -32 с.
127. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 1998. — 784 с.
128. Международное уголовное право / И. П. Блшценко, Р. А. Каламкарян, И. И. Карпец и др. М.: Наука, 1995. — 470 с.
129. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. -М.: Международные отношения, 1998. 624 с.
130. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека: Пособие для российских судей. М., 1993. — 240 с.
131. Мельникова Э. Б. Международная правовая помощь при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел // Уголовный процесс России: Лекции-очерки / Под ред. В. М. Савицкого. М., 1997. — 324 с.
132. Минасян Н. Я. Сущность современного международного права. Ростов-на-Дону, 1962.-316 с.
133. Михайлов Н. В. Фальшивомонетничество и другие экономические преступления в России // Информационно-аналитический бюллетень НЦБ Интерпола в России 1999 — № 1(27) — с. 35 — 38.
134. Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государствучастников СНГ. Рекомендательный законодательный акт / Приложение к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи, 1996. № 10.
135. Носов A.B. Криминалистическая характеристика хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере и ее использование в следственной практике: Автореф. дис. канд. юрид. наук Волгоград, 1995.
136. Овчинский B.C. Стратегия борьбы с «мафией». М.: СИМС, 1993.
137. Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
138. Панов В. П. Международное уголовное право: Учебн. Пособие. М.: Инфра-М, 1997. — 320 с.
139. Правовое регулирование банковской деятельности. / Под ред. Е. А. Суханова. -М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997. с. 111 — 126.
140. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. — М.: Юридическая литература, 1993. 210 с.
141. Решетников Ф. М. Современные тенденции развития уголовного законодательства и уголовно-правовой теории // Государство и право. -1994. № 6. -с. 44−77.
142. Российское законодательство X XX веков: Законодательство Древней Руси. — М.: Юридическая литература, 1984. — т. 1.
143. Российское законодательство X XX веков: Законодательство периода становления абсолютизма. — М.: Юридическая литература, 1986. — т. 4.
144. Российское законодательство X XX веков: Законодательство первой половины XIX в. — М.: Юридическая литература, 1988. — т. 6.
145. Рохлин В. И. Работа следователя с документами при расследовании преступлений в сфере хозяйственной деятельности: Конспект лекций. Л., 1987. -52 с.
146. Сборник действующих договоров соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. М.: Политиздат, 1955. — № 11.
147. Сборник международных соглашений МВД России / Сост.: к. ю. н. Москалькова Т. Н., Слюсарь Н. Б. М.: Издательство «Спарк», 1996. — 259 с.
148. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Издательство «Спарк», 1996. — 616 с.
149. Словарь международного права: 2-е изд., переработ, и доп. / Бацанов С. Б., Ефимов Г. К., Кузнецов В. И. и др.— М.: Международные отношения, 1986. -432 с.
150. Современные зарубежные конституции: Учебное пособие./ Составитель д. ю. н. В. В. Маклаков, под ред. Страшун Б. А. М.: МЮИ, 1992. — 286 с.
151. Состояние законности в Российской Федерации (1996 — 1997 годы). Аналитический доклад. М.: НИИ ГП РФ, 1998.
152. Соловьев А. Б., Токарева М. Е., Халиуллин А. Г., Якубович H.A. Законность в досудебных стадиях уголовного процесса России. — Москва — Кемерово, 1997. 162 с.
153. Соловьев А. Б., Якубович H.A. Предварительное расследование и прокурорский надзор в свете судебной реформы // Законность. 1995. — № 8. — с. 5 -7.
154. Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений: Методическое пособие для гор-, райпрокуроров. М., 1996.
155. Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление принципа) // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -М., 1997. № 3. — с. 59−72.
156. Талалаев А. Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. — № 3 — с. 64 — 70.
157. Тушев А. А. Действие принципов и норм международного права в уголовно-процессуальном законодательстве России // Юридическая наука в Кубанском государственном университете. Краснодар, 1995. — с. 247 — 251.
158. Трубачев АД. Расследование корыстных преступлений в сфере экономики // Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. М., 1994. — с. 400 — 406.
159. Сидоренко Е. Допустимость доказательств, полученных на территории других государств (по материалам уголовного дела по обвинению Д. Якубовского) // Законность. 1998 г. — № 2. — с. 25 — 28.
160. Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права в Российской Конституции // Московский журнал международного права. 1995. — № 2 — с. 3 — 23.
161. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М.: БЕК, 1995. — 296 с. Публикации на иностранных языках.
162. Bennett G. Grime warps. The Future of Crime in America. Revised and Updated. Anchor Books. New York London — Toronto — Sydney — Auckland, 1989. -690 p.
163. Wittkamper G.W., Klevert P., Kohl A. Europa und die innere Sicherheit. BKA Wiesbaden, 1996. — 605s.
164. Wren T. Confiscation Law and Asset Tracing in The United Kingdom. -London, 1992.-25 p.
165. De Cuellar X. P. Report of the Secretary-General on the Work of the Organization. 1991. -N.Y.: UN, 1991.
166. International Mutual Legal Assistance in Criminal Matters: United Kingdom Guidelines. London, 1990. — 35 p.
167. S.A.I.C. «Wins Ill/FBI With Oracle® and SGI» / The Skipjack, Silicon Graphics Chesapeake Region Informational Newsletter. October 1994.
168. Annual Report. / Commonwealth of Virginia, Department of State Police, 1980.
169. Haye E.D. Money Laundering and financial investigations. Investigators manual. Toronto, Royal Canadian Gendarmerie royale, 1994. — 105 p. Проекты законодательных актов.
170. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Проект / Юридический вестник. 1995. — № 31.
171. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Проект / Авторский коллектив под руководством А. Д. Бойкова. М., 1994.