Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учреждение дополнительного образование детей характеризуется как воспитательное пространство социокультурного развития учащихся. Специфика деятельности этих учреждений подразумевает свободный выбор учащимися вида деятельностивариативность организационных форм образовательного процессаиспользование личностно-ориентированного подхода к ребенкусоздание ситуации успеха для каждогоширокие возможности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей
    • 1. 1. Проблема социокультурного развития учащихся в педагогике и психологии
    • 1. 2. Сущность социокультурной компетентности учащихся как результата их социокультурного развития
    • 1. 3. Характеристика учреждения дополнительного образования детей как воспитательного пространства их социокультурного развития
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 1. Модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 2. Программа реализации модели социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 3. Диагностика социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей
  • Выводы по 2 главе

Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема социокультурного развития подрастающих поколений приобретает сегодня особую значимость. В условиях активной информатизации общества, которая, с одной стороны, предоставляет учащимся широкие возможности для познания окружающего мира, мы все чаще наблюдаем обращение школьников к информационным ресурсам в Интернете как единственному источнику знаний и снижение роли альтернативных форм познавательной деятельности. В то же время растущая популярность социальных сетей приводит к ослаблению традиционных связей внутри семьи и социума.

Опасным следствием указанных изменений является снижение уровня любознательности учащихся, их стремления к знаниям и освоению новых социально-значимых навыков. В более широком плане проблемы современного общества включают низкий уровень культурного и духовно-нравственного развития населения, нарастающие асоциальные явления, низкую социальную активность молодежи, ослабление воспитательной функции семьи.

Перечисленные вызовы социальной и культурной среды предъявляют новые требования как к общему, так и к дополнительному образованию детей, которое в настоящее время является активно развивающейся сферой отечественного образования и становится важным ресурсом социокультурного развития учащихся.

Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие человеческих ресурсов как основных жизненных приоритетов, предполагает формирование таких социально-значимых личностных качеств учащихся, как гражданская ответственность, сознательность, инициативность, готовность принимать решения и осуществлять их, умение творчески мыслить, находить способы взаимодействия с окружающими, выбирать профессиональный путь и др.

В связи с этим возникла реальная необходимость совершенствования системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Среди последних исследований данной проблемы следует особо отметить работу А. Г. Асмолова, которая, по собственному утверждению автора, стала «попыткой обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России"1.

О необходимости новых подходов к воспитанию и развитию личности говорится и в публикациях Н. И. Бугаева, С. Н. Гаврова, Н. Б. Крыловой, В. М. Полонского, И. М. Реморенко, И. Д. Фрумина, А. М. Цирульникова, В. С. Библера, Е. В. Бондаревской, И. С. Кона, В. А. Конева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, которые рассматривают образовательный процесс с позиций соотношения социума и культуры. С их точки зрения, этот процесс ориентирован не только на усвоение знаний, умений и компетентностей, но и на успешную социализацию, на формирование мировоззрения учащихся.

Проблеме социокультурного развития учащихся также посвящены работы С. А. Андреевой, В. П. Волошиной, Н. Е. Зыбиной, О. В. Федоскиной, А. Н. Чащиной, К. И. Чижовой и др.

Однако проблема социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей не получила достаточного отражения в педагогической теории. Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена противоречием между необходимостью социокультурного развития подрастающих поколений и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

1 Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. — М.: Федеральный институт развития образования, 2011. — С. 1.

С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия эффективности социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является социокультурное развитие учащихся.

Предмет исследования — процесс социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

Задачи исследования:

1. Уточнить определение понятия «социокультурное развитие учащихся» и раскрыть его содержание.

2. Раскрыть сущность социокультурной компетентности учащихся как результата их социокультурного развития.

3. Охарактеризовать учреждение дополнительное образование детей как воспитательное пространство социокультурного развития учащихся.

4. Разработать модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

5. Выявить и обосновать условия эффективности социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

В качестве гипотезы исследования была выдвинута идея о том, что социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей будет эффективным, если:

— реализован культурологический подход, рассматривающий культуру как системообразующий фактор развития личности учащихсяразработана модель социокультурного развития учащихся, реализуемая в культурных практиках;

— осуществляется согласованное взаимодействие семьи и педагогов учреждения дополнительного образования детей.

Методологическую основу исследования составили важнейшие философские положения культурно-исторической теории U.C. Выготского, гуманистической теории (Ш.А.Амонашвили, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, В.А.Сухомлинский), а также концепция личности как субъекта жизни (К.А.Абульханова, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн).

Общим методологическим основанием исследования является положение о главенствующей роли личности, ее индивидуальности как непреходящей ценности, о ее развитии в деятельности с учетом идей демократизации и гуманизации. В связи с этим при разработке модели социокультурного развития учащихся мы опирались на методологию следующих подходов:

— культурологический подход (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Н. А. Бердяев, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, В.А.Кан-Калик, Н. Б. Крылова, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян и др.) — личностно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, М. С. Каган, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.);

— аксиологический подход (В.И.Андреев, И. Ф. Исаев, М. Рокич,.

B.А.Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) — компетентностный подход (А.Г.Асмолов, В. И. Байденко,.

C.Г.Воровщиков, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Б. Серякова, Л. А. Петровская, А. В. Хуторской и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды, отражающие взаимодействие человека и социальной среды (В.С.Мухина, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Д. И. Фельдштейн, С. Т. Шацкий и др.) — концепции социального воспитания (Б.З.Вульфов, Б. В. Куприянов, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и др.) — исследования о положительном влиянии родителей на развитие личности ребенка (И.С.Кон, Е. А. Леванова и др.) — работы, посвященные взаимодействию школы и семьи (И.В.Гребенников, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) — исследования, связанные с перспективами развития системы дополнительного образования детей (В.А.Березина, М. И. Болотова, Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова, В. П. Голованов, Е. Б. Евладова, А. В. Леонтович, Л. Г. Логинова, Н. А. Морозова, А. Б. Фомина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературыизучение и обобщение педагогического опытаанкетирование учащихся, родителейопытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали ГБОУ ЦДЮТ «Бибирево» Северо-Восточного административного округа г. Москвы, ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Опытно-экспериментальная работа по теме диссертации осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (2008;2009 гг.) — поисково-аналитическийна этом этапе было изучено современное состояние исследуемой проблемы, проведен анализ соответствующей литературы. В результате определены исходные параметры исследования, его предмет и объект, гипотеза, задачи исследования. Осуществлялась разработка теоретической модели социокультурного развития учащихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Второй этап (2009;2010 гг.) — констатирующий, на котором были выявлены возможности учреждения дополнительного образования детей, получены исходные данные для проектирования организационно-педагогических условий реализации модели, разработана программа опытно-экспериментальной работы, выбран диагностический инструментарий.

Третий этап (2010;2012 гг.) — формирующий, в ходе которого была реализована модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей в культурных практиках учащихся, основанных на включении учащихся в различные виды деятельности.

Четвертый этап (2012;2013 гг.) — контрольныйна данном этапе были проведены обработка, анализ, систематизация и описание результатов исследования, сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и подтвердить выдвинутую гипотезу полученными в процессе исследования результатами опытно-экспериментальной работыуспешным внедрением результатов исследования в практику деятельности отдельных учреждений дополнительного образования детей.

Достоверность результатов также подтверждается личным опытом соискателя в качестве методиста кафедры педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, заместителя заведующего кафедрой по вопросам организации курсов повышения квалификации педагогических работниковстаршего преподавателя кафедры педагогикикуратора по экспериментальной работе в рамках городских экспериментальных площадок «Формирование региональной модели учреждения дополнительного образования детей» в ГБОУ ЦДЮТ «Бибирево», «Классы с углубленным музыкально-эстетическим образованием как одна из моделей организации образовательного процесса школы, работающей в режиме «полного дня» в ГБОУ Музыкально-хоровая школа «Радость».

Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнено определение и раскрыто содержание понятия «социокультурное развитие учащихся», которое носит более всеобъемлющий характер с точки зрения педагогики по сравнению с уже существующими определениями;

— раскрыта сущность социокультурной компетентности учащихся как интегративной характеристики личности, проявляющейся в познавательных, ценностных, деятельностных компетенциях, которые формируются в процессе социокультурного развития;

— дана характеристика учреждения дополнительного образования детей как воспитательного пространства социокультурного развития учащихся, характеризующегося открытостью и доступностью, личностно-деятельностным характером учебно-воспитательного процесса, активностью всех его субъектовразработана и обоснована принципиально новая модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей, реализуемая в культурных практиках, основанных на вовлечении учащихся в разнообразные виды деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в дополнении существующих научных знаний в области социального воспитания и социализации учащихся характеристикой социокультурного развития учащихся как процесса воспитания социально-значимых личностных качеств, результатом которого является социокультурная компетентностьв углублении теоретических положений о возможностях использования культурных практик как средства социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей;

— в обосновании условий эффективности социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования определяется возможным использованием разработанной автором модели социокультурного развития учащихся в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

В частности, предложенные программно-методические рекомендации по вовлечению учащихся в разнообразные виды деятельности (культурные практики) в рамках работы одного клуба по интересам могут на практике применяться педагогами дополнительного образования детей.

Предложенные автором методические рекомендации по организации согласованного взаимодействия педагогов и родителей также могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования детей для повышения эффективности процесса социокультурного развития учащихся.

Материалы исследования могут быть полезны при подготовке к проведению занятий на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, а также на кафедре педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования (2008;2013 гг.). Основные идеи и выводы исследования нашли отражение в научных статьях и докладах, представленных на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях (Киров, 2008; Воронеж, 2009; Ишим, 2009; Москва, 2009, 2010, 2012; Новосибирск, 2009; Воронеж, 2010; Самара, 2011; Хургада, 2011; Барселона, 2012; Паттайя, 2013), а также в публикациях в научных журналах.

Разработанная модель внедрена в практическую деятельность ГБОУ ЦД10Т «Бибирево» Северо-Восточного административного округа г. Москвы и ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурное развитие учащихся — это процесс воспитания социально-значимых личностных качеств (целеустремленности, инициативности, самостоятельности в принятии решений, коммуникабельности, гражданской ответственности, сознательности, гуманности, духовности и др.), в ходе которого происходит приобретение учащимися знаний о социальных нормах и культурных ценностяхпринятие ценностных установок по отношению к себе, труду, обществу, знаниям, другим людямформирование коммуникативно-поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества.

2. Социокультурная компетентность, структурно представленная мотивационно-ценностным, когнитивным, социально-коммуникативным компонентами, является результатом социокультурного развития учащихся. Это интегративная характеристика, представляющая собой совокупность личностных качеств, показателями которых являются познавательные, ценностные, деятельностные компетенции, проявляющаяся в деятельности и поведении учащихся и характеризующая их отношение к себе как личности, другим людям, обществу.

3. Учреждение дополнительного образование детей характеризуется как воспитательное пространство социокультурного развития учащихся. Специфика деятельности этих учреждений подразумевает свободный выбор учащимися вида деятельностивариативность организационных форм образовательного процессаиспользование личностно-ориентированного подхода к ребенкусоздание ситуации успеха для каждогоширокие возможности проявления инициативы, индивидуальности, творчества в различных видах деятельностиприменение различных форм и методов обучения и воспитания. Это позволяет выделить основные признаки учреждения дополнительного образования: открытость и доступность, являющиеся основой создания благоприятной атмосферы для социокультурного развития учащихся;

— активность всех субъектов, вовлеченных в процесс социокультурного развития учащихсяличностно-деятельностный характер учебно-воспитательного процесса, способствующий развитию мотивации учащихся к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

4. Модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей представляет собой совокупность концептуального, организационно-деятельностного, содержательного, оценочно-результативного компонентов и основывается на культурологическом, личностно-деятельностном, аксиологическом и компетентностном подходах. Данная модель реализуется в культурных практиках, организационной формой которых являются клубы по интересам, основанные на свободном выборе и добровольном включении учащихся в разнообразные виды деятельности: проектной, познавательной, культурно-досуговой, культурно-коммуникативной, художественно-издательской, игровой, творческой. Приобретение социокультурного опыта осуществляется через участие в творческих фестивалях, конкурсах, встречах, вечерах, концертах, тренингах, мастер-классах, дискуссиях и других формах самореализации и самопознания учащихся в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой деятельности.

5. Процесс социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей становится эффективным, если:

— признается приоритет личности ребенка всеми субъектами воспитательного процесса — педагогами, родителями и самими учащимися;

— содержание культурных практик нацелено на развитие системы ценностных ориентаций учащихся, определяющих их личностные качества;

— учитываются психовозрастные особенности учащихсяосуществляется согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку учащихся: открытость к идеям воспитанников и их обсуждениюсодействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действийорганизация разновозрастного неформального общения, являющегося ценностно-значимой формой взаимодействия детей и взрослыхподготовка и проведение социальных тренингов, позволяющих ребёнку отработать разнообразные формы межличностного взаимодействияучастие в разработке и реализации индивидуальных планов учащихся с целью определения перспектив и результатов развития воспитанников.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Во второй главе диссертации представлена разработанная модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей. В процессе разработки и реализации модели были учтены социально-культурные проблемы учащихся старшего подросткового возраста (ситуации выбора и осмысление ценностей, самооценка своих действий и поступков).

2. Разработанная модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей включает в себя концептуальный, организционно-деятельностный, содержательный, оценочно-результативный компоненты. Методологическую основу модели составляют культурологический, личностно-деятельностный, аксиологический, компетентностный подходы.

3. В экспериментальной части нашего исследования была реализована разработанная нами модель социокультурного развития учащихся через культурные практики, основанные на свободном выборе учащихся. В качестве экспериментальных групп были созданы детские объединения «Клуб юного журналиста» и «Клуб любителей музыки», которые рассматриваются как форма организации культурных практик, основанных на включении учащихся в разнообразные виды деятельности (проектной, познавательной, культурно-досуговой, коммуникативной, игровой, художественно-издательской, творческой). Основой всех видов деятельности является проба способностей и овладение обучающимися практическим опытом самостоятельной деятельности в таких формах самореализации как творческие фестивали, конкурсы, встречи, вечера, походы, экскурсии, концерты, тренинги, мастер-классы, дискуссии и других. Организационную основу деятельности клубных объединений в рамках представленной модели составляет социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). Оно осуществляется с целью стимулирования и мотивации индивидуального развития обучающихся в условиях педагогической помощи и поддержки, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, которые в представленной модели являются активными участниками образовательного процесса.

4. Процесс социокультурного развития учащихся обеспечивается совокупностью трех уровней результатов: приобретенными знаниями, сформированными отношениями и совершенными действиями. Достижение трех уровней результатов характеризует появление значимых эффектов социокультурного развития учащихся — развитие социокультурной компетентности.

5. Эффективность внедрения модели социокультурного развития учащихся в практику учреждения дополнительного образования детей подтверждена результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Заключение

.

Теоретический анализ научных исследований по данной проблеме показал важность изучения процесса социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

Возрастающий спрос на качество человеческих ресурсов с учетом специфики современной социально-экономической ситуации, вызовы изменившейся культурной и социальной среды дают нам основание сформулировать проблему, цель, задачи, гипотезу исследования.

В связи с этим возникла необходимость в разработке новых подходов и совершенствования системы мер, направленных на создание условий для социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

Использование современных методов к анализу предмета исследования, его описанию и интерпретации, методологических основ и положений педагогики, а также обобщение накопленного практического опыта позволило автору разработать и научно обосновать модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

Представленная в диссертации модель социокультурного развития учащихся как объект научного обоснования и экспериментальной апробации рассмотрена нами на примере деятельности детских объединений в ЦДЮТ «Бибирево» Северо-Восточного административного округа и ЦРТДиЮ «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы: 1. Анализ состояния обозначенной проблемы подтвердил актуальность и своевременность постановки вопроса о выявлении условий эффективности и рассмотрении новых подходов к процессу социокультурного развития учащихся.

2. В процессе исследования было уточнено, что социокультурное развитие учащихся представляет собой социокультурный феномен, отражающий результаты процесса их социализации и воспитания.

3. Социокультурная компетентность является результатом социокультурного развития учащихся и представляет собой интегративную характеристику личности, включающую совокупность личностных качеств, проявляющуюся в деятельности и поведении учащихся и характеризующую их отношение к себе как личности, другим людям, обществу. Социокультурная компетентность структурно представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, социально-коммуникативным компонентами. Выделенные в соответствии с компонентами группы социально-значимых личностных качеств (познавательная активность, гражданская ответственность, социальная активность, коммуникабельность, нравственность, проявление устойчивых личностных мотивов к познанию) определяются в качестве критериев социокультурного развития учащихся, показателями которых являются приобретенные знания, сформированные отношения и совершенные действия.

4. Учреждение дополнительного образования детей охарактеризовано как воспитательное пространство, в рамках которого процесс социокультурного развития учащихся осуществляется в соответствии с основными принципами педагогики дополнительного образования детей: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации, творчества, дифференциации.

5. Разработанная модель социокультурного развития учащихся, базирующаяся на культурологическом, аксиологическом, личностно-деятельностном, компетентностном подходах, структурно представленная концептуальным, организационно-деятельностным, содержательным, оценочно-результативным компонентами и реализуемая в культурных практиках, обеспечивает приобретение учащимися социокультурного опыта на основе согласованного взаимодействия всех участников процесса социокультурного развития (педагогов, родителей, воспитанников).

6. В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердились условия эффективности процесса социокультурного развития учащихся, которыми являются признание приоритета личности ребенка всеми субъектами воспитательного процессанацел культурных практик на развитие системы ценностных ориентаций учащихся, определяющих их личностные качестваучет психовозрастных особенностей воспитанниковсогласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку учащихся.

Выполненное исследование позволяет заключить, что цель достигнута и поставленные задачи решены. Однако, учитывая актуальность проблемы исследования, полученные выводы не претендуют на ее исчерпывающее решение, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее исследование психолого-педагогических рсобенностей социокультурного развития учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А., Василевская Е. В., Клёнова Н. В. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки. М., 2006.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990.
  4. .Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980, т.1.
  5. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
  6. H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей.-М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000.
  7. М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: ЭТО, 2001.
  8. А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
  9. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997, № 9.
  10. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
  11. А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Федеральный институт развития образования. М. 2011.
  12. Ю.К. Педагогика. Учебное пособие. -М: Просвещение, 1983.
  13. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  14. В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982.
  15. Г. Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  16. Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение педагога дополнительного образования. Автореф. дисс.к.п.н. Москва, 2012.
  17. В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-методическое пособие. -М., 2007.
  18. H.A. О назначении человека / Сост. JI. Греков, А. Поляков. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998.
  19. H.A. Судьба России. М.: Изд-во «Эксмо-Пресс" — Харьков: Изд-во «ФОЛИО», 1998.
  20. H.A. Самопознание. -М.: Мысль, 1991.
  21. H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. -М.: МПСИ, Флинта, 1999.
  22. Н.К. Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920—1930 годы. Автореф. дисс.к.п.н.-Москва, 1993.
  23. Бестужев-Лада И. В. Восьмая подсистема образования. А может быть, первая? // Внешкольник, 1997. № 3.
  24. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1990.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.
  26. Е.В. Школьное образование в контексте культуры. Электронный ресурс. URL: http:// www.relga.rsu.ru/n29/obraz29.htm.
  27. E.B. Формирование нравственного сознания старших школьников. Учебное пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1976.
  28. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1999 № 3.
  29. A.K. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования / Воспитание школьников. -1994,-№ 5.
  30. А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополниельного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». М., 1997. — Вып.З.
  31. Г. П. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе Текст.: метод, рек. / Г. П. Буданова / АПН СССР, НИИ общ. Проблем воспитания — под. ред. М. Б. Коваль. М.: АПН СССР, 1985.
  32. Л.П. Философия человека и современное образование.// Наука и образование на пороге III тысячелетия. Материалы Международного конгресса (3−6 окт. 2000 г., Минск, 2001).
  33. Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования// Вопросы философии. 1999. — № 3.
  34. Л.П. Культура и образование: проблемы взаимодействия // Вопросы философии. 1997. — № 2.
  35. Г. П., Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: путь к себе. М.: Чистые пруды, 2010.
  36. Л.Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
  37. Л.Н. Клуб в учреждении дополнительного образования детей. Выпуск 2.-М., 2000.
  38. Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: ориентиры для выбора (проблемно-информационный материал). Выпуск 2. Москва, ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
  39. Т.А. Педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации. Диссертация. к.п.н. Кострома, 2006.
  40. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.
  41. К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. Из журнала «Вестник воспитания». М.: 1896. Из электронного каталога НПБ им. К. Д. Ушинского. Электронный ресурс. URL: http://www.gnpbu.ru/Dates/2−7/Ventsel/ventsel.html.
  42. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лигвострановедение в преподавании русского как иностранного. М., 1990.
  43. Вклад ЮНЕСКО в дело мира и человеческого развития в эпоху глобализации посредством образования, науки, культуры и коммуникации // Вестник Белорусского Республиканского Фонда фундаментальных исследований. 2002. — № 1.
  44. Возникновение культуры и особенности ее ранних форм. Электронный ресурс. URL: http://www.gumfak.ru/kulthtml/uchebnik/uch05.shtml.
  45. С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  46. В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов педагогов и учителей. -М.: Педагогическое общество России, 1999.
  47. Л.С. Собр. соч. -М., 1983. -Т.4, Т.5.
  48. Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эскимо («Библиотека всемирной психологии»), 2006.
  49. Л.С. Педагогическая психология. // Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.
  50. О.С. Потери и обретения воспитания в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября, 1995. № 1.
  51. О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
  52. H.A. Развитие социокультурного потенциала личности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. дисс. .к.п.н. Тюмень, 2006.
  53. H.A. Развитие социокультурного потенциала личности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  54. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т./ Г. В. Ф. Гегель. М., 1971. — Т.2.
  55. В.И. Предмет психологии. Дидактический аспект: пособие для преподавателей. -М.: Логос, 1994.
  56. .С. Философия образования для XXI. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998.
  57. И.П., Жирнова М. В., Михно О. С. Развитие социальной компетентности одаренных детей // Учебное пособие. М.: ООО «Коллаж», 2008.
  58. И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2008.
  59. В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2004.
  60. В.П. Особенности воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: методические рекомендации. -Йошкар-Ола, 2005.
  61. В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М., 2001.
  62. В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие. Йошкар-Ола, 2006.
  63. Е.В. Социально-экологическое развитие личности ребёнка в условиях гуманистического дошкольного образования. Монография. -М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005.
  64. В.А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей//Дополнительное образование. -2000. -№ 1.
  65. В.А. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Доп. образование. 1999 — № 1.
  66. Д.В. Социокультурное самоопределение подростка /Современные проблемы воспитания. 2003. -№ 5.
  67. Д.В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  68. Д.В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2011.
  69. С. Личностно-деловой потенциал школьника //Педагогика. -1998.-№ 5.
  70. С.О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза. Диссертация .к.п.н. Йошкар-Ола, 2005.
  71. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2000.
  72. А.Я., Кондаков A.M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. Электронный ресурс. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=985.
  73. Дополнительное образование детей: Словарь-справочник/ Автор-составитель Д. Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002.
  74. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. O.E. Лебедева. М., 2000.
  75. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2002.
  76. Е.М. Социальная устойчивость личности как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде. Электронный ресурс. URL: http: //www.sgu.ru/files.
  77. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.:Учпедизд, 1980.
  78. И.А., Боденко Б. П., Кривченко Т. А., Морозова П. А. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  79. И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. Электронный ресурс. URL: http:// www.bibliofond.ru/view.aspx7icHl 3 279.
  80. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов -на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
  81. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — № 5. 2002.
  82. И.А. Цель идеал воспитания в дополнительном образовании детей в современной России // Дополнительное образование детей России: состояние и перспективы развития в 21 веке: Материалы научно-практической конференции. -М.: ЦРСДОД, 2000.
  83. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  84. A.B. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.
  85. Т.В., Шинкевич И. В., Ушакова М. В. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования. -Ярославль, 1996.
  86. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, A.B. Золотарёвой, C.JI. Паладьева. -М., 2006.
  87. Л.Г. Философия образования: (Идея непрерывности). -М., 2002.
  88. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности /под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А. В. Макарчук. -Издательский дом «Московия», 2009.
  89. Е.В., Стукалова О. В. Развитие культуры личности в современном образовательном пространстве. Электронный научный ж-л «Педагогика искусства», 2008 № 2.
  90. М.С. Система гуманистического воспитания школьников: пособие для педагогов. Минск: Полымя, 2000.
  91. М.С. Философия культуры, СПб,: Петронолис, 1996.
  92. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа), М: Политиздат, 1974.
  93. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  94. В.А. Философия: Исторический и систематический курс. М.: Логос, 2000.
  95. З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2008.
  96. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: Теория и практика. Изд. 2-е доп. и перераб. -М.: Педагогическое общество России, 2000.
  97. Т. Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса, М.:МГУКИ, 2001.
  98. Кладоискатели: сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996.
  99. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. Дис. .канд. психол. наук / СПбГУ: СПб., 1995.
  100. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  101. Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия (избранные главы)-М.: Просвещение, 1988.
  102. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  103. A.M. Реформа Российской системы образования: основные направления. // Наука и образование на пороге III тысячелетия. Материалы международного конгресса Минск, 2001.
  104. В.А. Человек в мире культуры. Пособие по спецкурсу: Изд-во «Самарский университет», 1999.
  105. Н.В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования. Электронный ресурс. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18 814.php.
  106. В. Г. Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Кочеткова. Самара: б. и., 2003.
  107. В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому. М.: Педагогическое общество России. — 2000.
  108. В.В. Общие основы педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  109. Краткий словарь иностранных слов./ Под ред. И. Лехина, Ф. Петрова Изд-е 7-е. — Государственное издательство иностранных и национальных словарей. — М., 1952.
  110. Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
  111. Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.
  112. Н.Б. Социокультурный контекст образования //О.С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: «Инноватор» Медфорский институт образования. — 1995.
  113. Крупнейший сборник он-лайн словарей. Электронный ресурс. URL: http://www.onlinedics.rU/slovar/fil/g/grazhdanstvennost.html.
  114. Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Педагогическое общество России. М., 2005.
  115. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. -М., 2001.
  116. В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. докл. научно-практической конференции. -СПб., 1995.
  117. .В. Функции учреждений дополнительного образования детей. Электронный ресурс. URL: http:// www.ucheba.com/metrus/kdopobraz/titlemain.htm.
  118. .В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: Автореферат дис.. д.п.н.: 13.00.02. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова -Кострома, 2011.
  119. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. — № 5.
  120. Д.С. Основные категории педагогики. // Педагогика. -1999.-№ 1.
  121. Д.С. Культура как ценностная среда.// Новый мир 1994-№ 8.
  122. Д.С. Философия воспитания. Спец. курс: Уч. пособие для студентов высших уч. заведений. М. Прометей, 1995.
  123. Д.С. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. — № 1.
  124. A.C. Общие основы теории педагогики. Воспитание в советской школе. Соч.: в 7-ми т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -Т.5.
  125. A.A. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень: ТОГИРРО, 1997.
  126. Л.И. Теория и методика воспитания. Педагогическое общество России. М., 2004.
  127. М.К. Как я понимаю философию. М: «Прогресс», «Культура», 1992.
  128. Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1984.
  129. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995.
  130. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации/ Педагогика. 1994. -№ 9,10.
  131. А. Мотивация и личность. М., 2006.
  132. Менеджмент в дополнительном образовании детей в современных условиях: теория и практика. Научно-методический сборник материалов слушателей учебных курсов МИОО под ред. В. П. Голованова М.: Ритм, 20 012.
  133. Модернизация художественно-эстетического образования: (Проблемы и перспективы) // отв. ред. Курнешова Л. Е. М., 2006.
  134. A.B. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  135. A.B. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001.
  136. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  137. A.B. Коммуникативная культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя / Под. ред. В. А. Сластёнина. М. Прометей, 1993.
  138. A.B. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская. Под ред. A.B. Мудрика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  139. B.C. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  140. B.C. К проблеме социального развития личности // Психологический журнал. 1980 -Т. 1. — № 5.
  141. B.C. Механизм формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности в онтогенезе. М., 1987.
  142. Г. А. Социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования как фактор социализации подростков. Диссертация.к.п.н. Екатеринбург, 2007.
  143. Н.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореф. дисс.к.п.н. -Нижний Новгород, 2007.
  144. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000.
  145. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей: методическое пособие для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования. М., 2000.
  146. М.П., Смирнова И. Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  147. М.П. О моделировании системы целей воспитания в классном коллективе. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2009 — № 4.
  148. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Электронный ресурс. URL: http://www.terme.ru.
  149. A.M. Национальная идея России (возможный подход). -М., 2000.
  150. A.M., Новиков Д. А. Методология. М.: Синтег, 2007.
  151. П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Автореферат дис.. д. п. н.: 13.00.01. Урал. гос. проф. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997.
  152. Новые ценности образования: Культуросообразная школа: Научно -метод, сб. Вып.1. М.: Народное образование, 2002.
  153. О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2000.
  154. Опыт моделирования воспитательного пространства личности в учреждении дополнительного образования. Киров, 1996.
  155. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд-во МГИК, 1994.
  156. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.
  157. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. -М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2011.
  158. Острые проблемы воспитания: поиски решения. Под ред. Б. З. Вульфова. -М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
  159. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. / Ж-л «Воспитание школьников» 2009- № 8.
  160. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  161. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Изд. полит, литер, 1982.
  162. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  163. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984.
  164. В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики / В. М. Полонский // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001.
  165. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003.
  166. A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М: Новая школа, 2000.
  167. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: ИГУП, 1997.
  168. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М.: Когито-Центр, 2002.
  169. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под. ред. Н. Л. Селивановой. М., 2001.
  170. К., Фрейнберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.
  171. В.Ю. Гражданское образование и воспитание. Методические занятия с педагогическим коллективом. Волгоград: Учитель, 2007.
  172. О.В. Социология труда: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999.
  173. С.Л. Эстетическое воспитание детей. М., 1915.
  174. С.JI. Основы общей психологии. М.: 2-е изд., 1946.
  175. С.Л. ретроспектива и перспектива / К. А. Абульханова // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. A.B. Брушлинского и др. — М., 2000.
  176. .Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. И. Джимбладзе. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1.
  177. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  178. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999.
  179. С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: Монография. M.: MI 11 У, 2005.
  180. С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования. Автореф. дисс. .д.п.н. Москва, 2006.
  181. В. А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя. Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996.
  182. В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  183. Ю.В. Теория и методика формирования социальной компетентности и нравственности в высшем профессиональном образовании. Автореф. дисс.д.п.н. Санкт-Петербург, 2012.
  184. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей./ Сост. Л. Н. Буйлова, И. А. Дрогов, Л. П. Дуганова и др. М.: Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ, 2002.
  185. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  186. Советский энциклопедический словарь. М., 1979.
  187. Современные технологии интеграции базового и дополнительного гуманитарного образования: Методическое пособие / Под. ред. Е. А. Козыревой. М., 2004.
  188. Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. -М., 2000.
  189. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий./Под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.: Учебная книга БИС, 2007.
  190. Социокультурное проектирование и культурно-досуговая деятельность в центре художественного образования. Сборник. / Сост. Н. Н. Сергеева, С. А. Силантьева, С. В. Розов. -М.: МГДЦ (Ю)Т, 2012.
  191. Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Пер. с англ. СПб., 1894.
  192. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Редактор-составитель Малькольм Ф. Мэллет. Перевод с англ. И. Осадчей- Изд-во Русского ПЕН-центра «111Ш» (Проза. Поэзия. Публицистика), 1993.
  193. E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
  194. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  195. О.Г. Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в развитии социокультурных компетенций учащихся. Автореф. дисс.к.п.н. Ростов-на-Дону, 2007 г.
  196. А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. -М., 2001.
  197. Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альт-Принт», 2005. — 4.VIII.
  198. К.Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. М., 1974.
  199. О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе. Автореферат.к.п.н. Тюмень, 2004.
  200. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: 1996.
  201. Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. -2012. -№ 1.
  202. Д. И. Психология развития человека как личности. -М., 2005.-Т.1.
  203. H.JI. Социально-психологическая поддержка руководителей образовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. М: Экономика, 2011.
  204. Философский словарь. Электронный ресурс. URL: http:// www.edudic.ru/fil/l 160.
  205. П.А. Собр. соч. в 4 т. Т. 1 / П. А. Флоренский. М.: «Мысль», 1994.
  206. А.Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие. / Под научной ред. Фоминой А. Б. / М.: УЦ «Перспектива», 2009.
  207. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. М., 1996.
  208. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  209. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 2-еизд. — М.: Просвещение, 2010. -(Стандарты второго поколения).
  210. Р. Вторая когнитивная революция // Психологический-журнал. -1996. -Т.17. -№ 2.
  211. .И. Психология конфликта и переговоры /Б.И. Хасан-М.:Академия, 2004.
  212. Хьелл JI, Зиглер Д. Теории личности. 3-е международное издание., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http:// lib.rus.ec/b/209 412/read.
  213. A.B. Доклад «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». Электронный ресурс. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  214. A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. — № 5.
  215. A.B. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004.
  216. К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания. Дис. канд. пед. наук Москва, 2002.
  217. Т.И., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.
  218. Р.Я. Воспитание культуры здоровья в учреждениях дополнительного образования детей. Автореф. дисс.к.п.н. Челябинск, 2009.
  219. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Минпросвщения РСФСР, 1958.
  220. А.И. Этические диалоги с учениками V-VI классов. -Книга 2. М.: «Школа — Пресс», 1998.
  221. А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. (Воспитание и доп. образование детей).
  222. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: ACADEMA, 1999.
  223. Е.Г. Формирование гуманистических ценностей у будущих профессиональных музыкантов в интегрированной учебной и внеучебной деятельности. Автореф. дисс.к.п.н. Ижевск, 2011.
  224. Н.Е. Новые педагогические технологии / Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогика, 1991.
  225. Н.Е., Мухин М. И., Желаннова A.B. Новое воспитание в новой школе / Под общей ред. Н. Е. Щурковой. М.: АРКТИ, 2012.
  226. Энциклопедический социологический словарь // под редакцией Г. В. Осипова. М.: Издательство Российской Академии наук, 1998.
  227. Энциклопедический словарь. Электронный ресурс. URL: http://www.edudic.ru/bes/29 078/.
  228. Дополнительное образование детей: сб. нормативно-правовых документов и методических материалов/ сост. Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова. -М.: Центр «Школьная книга», 2008.
  229. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013−2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р.
  230. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»): приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593.
  231. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, № 1756-р.
  232. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. (Проект). Электронный ресурс. URL: www. prospekt45.ru>uploads.megvedomst-programma.pdf
  233. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы от 20.11.2003 № 2−34−20.
  234. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. Высш. и ср. проф. Образование. -2000. -№Ц.
  235. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271.
  236. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон принят Государственной Думой 26 мая 1995 г. (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).
  237. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЭ, принят Государственной Думой 21 декабря 2010 г., Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.
  238. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: указ Президента РФ 06 апреля 2006 г. N 325(в ред. указов Президента России от 29 февраля 2008 г. N 283, от 09 ноября 2010 г. N 1413).
  239. О методике оценки уровня квалификации педагогических работников: письмо Минобрнауки N 03−339 от 29 ноября 2010 г.
  240. Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 26.03.2007 г. № 06−636.
  241. О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей: Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 г. № 28−51−391/16.
  242. Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка. Решение коллегии Министерства образования РФ от 28 июня 1995 г. № 13/1.
  243. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
  244. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден приказом Минобрнауки России от 26 марта 2010 г. № 209.
  245. Примерные требования к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06−1844.
  246. Проект модернизации образования: Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В. В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 г. (протокол № 11, пункт 3).
  247. Проект Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013−2020 г.» от 25.09.2012.
  248. Сборник документов и методических рекомендаций. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе. М., 2005.
  249. Сборник законов Российской Федерации: В 2 т. М.: ООО Фирма ACT, 2000.- Т.1.
  250. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р.
  251. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.
  252. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства РФ N 933 от 17 сентября 2012 г.
  253. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный Президентом Российской Федерации 30 декабря 2012 года.
  254. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"/ Права ребенка. 1998. — № 1.
  255. Федеральная целевая программа развития образования на 2011−2015 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 61 от 7.02.2011.
  256. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.10.2010. Электронный ресурс. URL: http://www. mon.gov.ru.
  257. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.04.2012. Электронный ресурс. URL: http://www. mon.gov.ru.
  258. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Министерства обр. и науки РФ от 6.10.2009 № 373. Электронный ресурс. URL: http://www. mon.gov.ru.
Заполнить форму текущей работой