Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности Российской Федерации как функции государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство в лице его органов, как основной институт политической системы, занимает главное место в системе обеспечения экономической безопасности. Указанная роль государства обусловлена прежде всего такими коренными свойствами, как способность быть властным регулятором общественных отношений, осуществляя при этом главную управленческую функцию по обеспечению экономической безопасности. Эту… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности государства
    • 1. 1. Функции государства как юридическая категория и их 14 классификация в теоретико-правовой литературе
    • 1. 2. Методологические основы концепции национальной 47 безопасности Российской Федерации
    • 1. 3. Понятие и критерии экономической безопасности 109 современного государства
  • Глава 2. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации
    • 2. 1. Система нормативных актов обеспечения экономической 123 безопасности в Российской Федерации
    • 2. 2. Правовые проблемы реализации функции государства по 144 обеспечению экономической безопасности
    • 2. 3. Структура государственных органов по охране экономической безопасности в механизме государства и правовые основы их деятельности

Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности Российской Федерации как функции государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследовании определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, на современном этапе исторического развития обеспечение экономической безопасности страны стало стратегически значимой для развития России задачей. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами. Внутри страны экономическая слабость Россииодна из самых серьезных проблем страны. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Страна продолжает жить в условиях прогрессирующего экономического отставания от развитых стран. Наметившийся в последние годы экономический рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Между тем России жизненно важна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономикаэто главная гарантия демократического общества и основа основ сильного и уважаемого в мире государства.

На международной арене нормой в международном сообществе является жесткая конкуренция за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики: по величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы. Конкуренция приобрела действительно глобальный характер. В период распада СССР многие ниши на мировом рынке нам пришлось уступить. И они тут же были захвачены другими. Их никто так просто возвращать не хочет и не отдаст, о чем свидетельствует ситуация на рынках нефти, стали, авиационных перевозок и других товаров и услуг.

Вывод очевиден: в современном мире нас никто и нигде особенно не ждет. Никто специально помогать не будет. За место под «экономическим солнцем» нам нужно бороться самим.

Во-вторых, актуальность темы исследования определяется отсутствием системности в разработке ключевых понятий, связанных с обеспечением экономической безопасности. В государственных структурах активно развертывается дискуссия о правомерности самого понятия «экономическая безопасность» и необходимости замены ее понятием «экономические аспекты национальной безопасности». В научной литературе, в российском законодательстве обсуждаются множество определений «экономической безопасности», нет единства в характеристике «угроз» экономической безопасности, по-разному толкуется роль государства в ее обеспечении.

В третьих, в стране развертывается глубокая административная реформа. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. Многие органы государственной власти продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе — финансово и административно — предприятия и организации, в том числе и частные. В результате таких административных издержек вести цивилизованный бизнес в стране чрезвычайно сложно. Главная цель административной реформыизменить основные функции современного государства. В нынешних условиях государство должно создавать условия для развития экономических свободзадавать стратегические ориентирыпредоставлять населению качественные публичные услугиэффективно управлять государственной собственностью. Каким в условиях такой административной реформы должен быть механизм обеспечения экономической безопасности — вот ключевой вопрос, который еще не был предметом изучения правовой науки. Ответ на него требует комплексного изучения функций современного Российского государства с целью адекватно оценить взаимодействие государства, права и экономики на современном этапе и роль этого взаимодействия в обеспечении экономической безопасности России.

Опыт зарубежных стран, как развитых, так и развивающихся, свидетельствует о том, что успешная защита экономической безопасности страны зависит от совершенства механизма государственно-правового регулирования экономических отношений, а также определения места и роли государства в управлении экономическим процессом.

Диссертант, не претендуя на всесторонность охвата и окончательность выводов, предлагает собственное видение проблем, связанных с функцией защиты экономической безопасности государства, выраженных потребностью в более детальном и углубленном анализе вышеназванного явления.

Состояние научной разработанности темы. Поставленная в диссертации проблема отчасти раскрыта в современной отечественной литературе по теории государства и права и в работах, посвященных изучению экономической функции государства, исследованию государственно-правового регулирования экономических отношений, закономерностей развития и взаимодействия государства и экономики. Анализ функций государства в той или иной степени содержится в трудах таких известных ученых-юристов и экономистов С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, B.C. Афанасьева, С. Н. Братуся, А. В. Васильева, Р. Ф. Васильева, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, А. П. Герасимова, В. М. Горшенева, В. Е. Гулиева, О. А. Жидкова, С. Э. Жилинского, Л. И. Загайнова, В. П. Казимирчука, Т. В. Кашаниной, Д. А. Керимова, А. Е. Козлова, М. Н. Кузнецова, О. С. Колбасова, В. Н. Кудрявцева, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, В. В. Лаптева, О. Э. Лейста, Р. З. Лившица, Е. А. Лукашевой, Ю. И. Лейбо, Г. В. Мальцева, АЛ. Малыгина, Г. Н. Манова, Л. С. Мамута, М. Г. Масевич, Г. Б. Мирзоева, А. В. Мицкевича, В. П. Мозолина, B.C. Нерсесянца, Т. Н. Нешатаевой, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной, Т. Н. Радько, B.C. Репина, В. П. Сальникова, С. В. Соловьевой, Е. А. Суханова, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, P.O.

Халфиной, В. В. Черникова, Н. В. Черноголовкина, С. А. Чибиряева, Т. М. Шамбы, А. Ф. Шебанова, А. И. Экимова, И. С. Яценко, В. Ф. Яковлева.

Научный и практический интерес представляют для организации защиты экономической безопасности и изучения этой проблематики идеи выдающихся русских юристов и философов Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. Гессена, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, М. М. Ковалевского, П. Е. Михайлова, П. И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича.

Целый ряд интересных положений содержится в трудах посвященных исследованию общих проблем национальной безопасности А. А. Арбатова, Г. А. Арбатова, А. В. Возженикова, М. И. Дзлиева И.Ю.Жинкина, Л. Г. Ивашева, В. А. Корсуна, Ю. В. Косова, С. П. Лазарева, В. А. Петрова, Е. М. Примакова, А. А. Прохожеева, А. А. Рогожина, М. И. Рыхтика, Т. Э. Шуберта и др.

Наконец, особого внимания заслуживают работы по проблемам экономической безопасности: Ю. И Аболенцева, С.Б., Афонцева P.M. Досмухамедова, Е. Б Завьяловой, Т. Е. Кочергиной, С. Н. Ревиной, И. Н. Петренко, В. И Попова и др. В этих работах содержится богатый концептуальный и фактический материал для дальнейшего исследования данной темы1.

В то же время, как показывает анализ имеющейся научной литературы, функция защиты экономической безопасности государства, проблемы соотношения государства и экономики, роли государства и права в регулировании новых экономических отношений, связанных с.

1 См.: Экономическая безопасность России: (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения) / под общ. ред. Ю. И. Аболенцева, В. И. Попова. -М., 2001; Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу// Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С.30−39- Кочергина Т. Е. Об организации мониторинга экономической безопасности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -2002. № 3. С.80−88- Завьялова Е. Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2004; Досмухамедов P.M. Экономическая безопасность России как основа политической стабильности общества. — М., 2004; Экономическая безопасность России: общий курс / под ред. В. К. Сенчагова. — М., 2005; Захаров А. Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений: учебное пособие — М., 2005; Ревина С. Н. Теоретикои политико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности // Право и политика. — 2006. № 2. С.66−70 и др. формированием рыночной системы, изучены еще недостаточно. Отдельные аспекты данной темы нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании. Тем более, что проблема защиты экономической безопасности государства, основных форм ее реализации рассматривается в научной литературе преимущество с позиций либо уголовного права, либо в рамках экономической теории. В юридической литературе по-прежнему ощущается недостаток исследований, которые раскрывали бы содержание функции защиты экономической безопасности государства с общетеоретических позиций, с учетом интересов всего общества.

В определенной мере дефицит информации в этой области восполняют исследования зарубежных ученых прошлого и настоящего времени, касающиеся проблем экономической функции государства и государственно-правового воздействия на экономику: Р. Арона, А. Вагнера, Т. Веблена, М. Вебера, Дж. Гелбрейта, Р. А. Даля, JI. Дюги, Дж. Дорна, Дж. Кейнса, Ф. Котлера, Д. Коммонса, X. Конрода, X. Ламперта, Г. Д. Манна, А. Маршала, А. Менгера, К. Поппера, А. Смита, Я. Тинберга, А. Токвиля, М. Фридмана, Ф. А. Хайека, А. Хоскинга, Л. Эрхарда.

Однако, как показывает практика, механический перенос рекомендаций зарубежных авторов на российскую почву зачастую оказывается непродуктивным. Необходима разработка такой современной концепции защиты экономической безопасности государства и государственно-правовой теории регулирования экономических отношений, которая отвечала бы требованиям рыночных преобразований в России, степени развития демократии в стране.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с генезисом и развитием функции защиты экономической безопасности государства как формы отражения общественных отношений в сфере организации государственно-правового регулирования экономических отношений.

Предмет исследования — определение понятия и критериев экономической безопасности, анализ ее сущности и места в системе функций современного государства, а также путей укрепления экономической безопасности в современных условиях на основе анализа теоретико-правовых концепций экономической безопасности государства, нормативных актов, регулирующих обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации.

Цель исследования состоит в определении нерешенных правовых проблем в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и выработке рекомендаций по их решению.

Эта цель достигается решением следующих задач:

— осуществить анализ функций государства как юридической категории и дать их классификацию в теоретико-правовой литературе;

— проанализировать Концепцию национальной безопасности Российской Федерации — теоретический фундамент правового регулирования деятельности государственных органов;

— дать характеристику понятия и критериев экономической безопасности современного государства;

— проанализировать систему нормативных актов обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации;

— определить основные направления обеспечения экономической безопасности современного государства;

— дать характеристику структуре государственных органов по охране экономической безопасности в механизме государства и правовых основ их деятельности;

— проанализировать правовые аспекты международных систем безопасности в экономической сфере и формы сотрудничества государств по обеспечению экономической безопасности.

Методологической основой работы служат диалектический метод, а также идеи, изложенные в трудах философов, теоретиков права, концепции современных отечественных и зарубежных ученых — юристов, социологов, историков и политологов, посвященные проблемам национальной безопасности в целом и экономической безопасности в частности. Основными методологическими принципами диссертационного исследования являются объективность, историзм, всесторонность. Проблема исследовалась как в объективной реальности, так и с позиции субъективных взглядов ученых, а также собственной позиции диссертанта, который исходил из постулатов материалистической диалектики, позволивших ему всесторонне изучить имеющийся отечественный опыт защиты экономической безопасности России как функции государства.

В работе использованы следующие методы научного исследования:

— системный метод, позволивший провести анализ конституционных основ формирования экономической безопасности в рамках сложившихся в России общественных отношений;

— методы анализа и синтеза, которые помогли автору всесторонне изучить источники права, правовые принципы и институты обеспечения экономической безопасности, зарубежный опыт в этой сфере;

— формально-юридический метод, способствовавший осмыслению автором правовых и политических форм и институтов власти, обеспечивающих экономическую безопасность в Россиисравнительно-правовой метод, позволивший сравнить законодательство России, регулирующее защиту экономической безопасности с законодательством зарубежных государств;

— исторический метод, давший возможность учесть отечественный исторический опыт создания и функционирования системы защиты экономической безопасности в России;

— социологический метод, который помог автору учесть мнения отдельных социальных слоев общества и отдельных граждан (должностных лиц) по наиболее важным вопросам деятельности по защите экономической безопасности в России.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, решения Совета безопасности, правовые акты Правительства Российской Федерации, министерств, соответствующих федеральных служб и агентств, органов государственной власти субъектов федерации.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведено комплексное исследование теоретико-правовых аспектов функционирования системы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, выявлены имеющиеся здесь правовые проблемы и предложены конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию функции российского государства по защите экономической безопасности.

В диссертации разработаны, вводятся в научный оборот и выносятся на защиту следующие положения и выводы, содержащие научную новизну: сформулировано авторское определение понятия «функция обеспечения экономической безопасности государства», которая охарактеризована как основные направления деятельности государства по обеспечению экономической независимости страны, т. е. такому состоянию экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, готовность решать социальные задачи, опираясь на поступательное развитие национальной экономики, ресурсную базу и надежные хозяйственные связи с другими государствами, его способность успешно противостоять экономическому давлению извне, попыткам внешней блокады и экономическим санкциям;

— охарактеризованы основные угрозы экономической безопасности России на современном этапе, которые включают в себя, в частности:

— увеличение имущественной дифференциации населения, что подрывает основы социального мира и общественного согласия;

— усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

— низкий уровень производства и низкая конкурентоспособность продукции большинства отечестве}шых предприятий в жизненно ваэ/сных отраслях промышленности, прежде всего в машиностроении;

— возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

— криминализация общества и хозяйственной деятельностисформулированы и обоснованы основные критерии, характеризующие экономическую безопасность государства, в которые входят:

— динамика и структура валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая и региональная структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капитальные вложения, развитие научного потенциала страныспособность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэко) юмических факторов, стабильность нагрюиачьной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

— качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды, уровень бедности, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности обществасохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;

— выявлены пробелы в правовом поле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, которые проявляются, в частности: в низком качестве правового регулирования системы государственного управления в области обеспечения экономической безопасности;

— в отсутствии правовых рычагов должного ресурсного обеспечения экономической безопасности, в том числе в финансировании, подготовке квалифицированных кадров, внедрении научно-технических разработок, особенно в условиях государственно-частного партнерства, в информационном обеспечении;

— в недостаточной гармонизаг^ии российского законодательства и правовой практики с международными нормами и стандартами, которые Российская Федерация долэ/сна соблюдать в силу взятых на себя обязательств;

— разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности государственных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности государства, которые направлены на достижение таких целей как:

— выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

— разработка мер и механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации, одновременно с государственными прогнозами ее социсиьно-экономического развития, в программе социально-экономического развития Российской Федераг^и;

— совершенствование правовой базы обеспечения экономической безопасности.

Теоретическая значимость диссертации состоит в теоретическом обобщении опыта исследования проблем обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в ряде разработанных автором предложений по уточнению понятий в сфере экономической безопасности и совершенствованию законодательства в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно использовать: в научно-исследовательской деятельности при изучении вопросов, связанных с правовым регулированием проблем обеспечения экономической безопасности Российской Федерациив преподавательской работе при чтении курса лекций, проведении семинарских и практических занятий при подготовке специалистов по экономической безопасностив нормотворческой деятельности при подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения экономической безопасностив правоприменительной практике в деятельности государственных органов, связанных с обеспечением экономической безопасности.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Государство в лице его органов, как основной институт политической системы, занимает главное место в системе обеспечения экономической безопасности. Указанная роль государства обусловлена прежде всего такими коренными свойствами, как способность быть властным регулятором общественных отношений, осуществляя при этом главную управленческую функцию по обеспечению экономической безопасности. Эту функцию оно осуществляет через институты президентства (главы государства), законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институт государственного контроля. Каждый из перечисленных институтов имеет свою «нишу» в системе обеспечения экономической безопасности и выполняет возложенную на них роль в соответствии с положениями Конституции РФ и Законом РФ «О безопасности» 223. Вместе с тем заслуживает внимания ряд проблемных вопросов, возникающих в процессе осуществления государством управленческой функции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, а именно:

• необходимость совершенствования организации стратегического руководства системой обеспечения экономической безопасности на уровне Президента Российской Федерации за счет создания специальных структур, осуществляющих выработку государственной политики, теоретико-правовое регулирование в сфере деятельности и координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении экономической безопасности России;

• важность системного развития концептуальной основы обеспечения экономической безопасности;

Обстоятельная характеристика роли, организации и полномочий государственных органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, дана в книге: Степашин С. В., Шульц B.JI. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 1994. С. 123−251.

• совершенствование правового регулирования деятельности системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

• преодоление недостаточной системности воздействия государственных органов на угрозы экономической безопасности и их источники (причины);

• обеспечение адекватности и своевременности реагирования государственных органов на угрозы экономической безопасности;

• необходимость дальнейшего усиления координации и взаимодействия в системе федеральных органов исполнительной власти отраслевой компетенции по актуальным вопросам обеспечения безопасности путем создания межведомственного механизма сотрудничества для объединения усилий в решении проблем обеспечения безопасности по конкретным ее направлениям;

• важность уточнения распределения компетенции в сфере обеспечения безопасности между государственными органами (прежде всего органами исполнительной власти) на уровне федерации и субъектов федерации, а также в унификации и определении правового статуса Советов безопасности в субъектах федерации;

• развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и др.

В целях разрешения вышеуказанных проблем в сфере государственного управления системой обеспечения экономической безопасности РФ представляется необходимым:

1. Законодательно закрепить центральное звено системы обеспечения экономической безопасности — Совет безопасности России, который должен быть наделен правом не только давать рекомендации Президенту РФ по вопросам экономической безопасности, но и правом давать соответствующие заключения по данным вопросам, обязательные для учета в деятельности всех субъектов обеспечения экономической безопасности. На законодательном уровне должны быть определены и постоянные члены Совета безопасности РФ по должности.

2. Уточнить в Концепции национальной безопасности РФ круг основных сфер национальной безопасности, классифицировав их на два вида: государственная безопасность и общественная безопасность.

3. Придать Концепции национальной безопасности РФ высшую юридическую силу посредством принятия соответствующего федерального закона Федеральным собранием РФ.

4. Разработать и принять по каждому составному элементу национальной безопасности соответствующие доктрины и основные направления развития (стратегию) их составляющих (например, составляющими военной доктрины должны стать стратегия обороны, стратегия военно-технического сотрудничества и др.), а также федеральные программы с соответствующим финансовым обеспечением.

5. В целях совершенствования правового регулирования системы обеспечения национальной безопасности разработать и принять федеральный конституционный закон «О национальной безопасности», в котором закрепить законодательную основу ее обеспечения, систему и функции, силы и средства обеспечения национальной безопасности, определить полномочия и порядок взаимодействия органов государственной власти, установить порядок организации и финансирования сил обеспечения безопасности, контроля и надзора за их деятельностью.

6. Разработать теоретико-методологические основы формирования права экономической безопасности как комплексной отрасли российского законодательства, имеющего свой объект, предмет и метод правового регулирования.

7. Четко разграничить полномочия субъектов, участвующих в обеспечении экономической безопасности, определить правовой статус Советов безопасности в субъектах федерации.

8. Создать межведомственный механизм сотрудничества в решении проблем обеспечения экономической безопасности по конкретным направлениям.

10. Совершенствовать механизм взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.

В итоге можно сформулировать главный вывод: в современных условиях угрозы национальной безопасности России во всех сферах жизнедеятельности реальны как никогда. В этих условиях понятие национальной безопасности должно быть уточнено и на этой основе выработаны новые подходы в определении стратегии ее обеспечения, строительства ее системы и правового сопровождения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993
  2. Закон РФ от 16.08. 2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне"// Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 09.08.2004
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3. С изменениями. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 1997, 26 декабря .С 4−5.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170.
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник, 1993, январь, с. 3−23.
  7. Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Известия, 1993,18 ноября
  8. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18 Ст. 2117
  9. Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку. Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 N 1569//Российская газета N 8, 15.01.97
  10. Е., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям // Вопросы экономики. — 1996. — № 11. — С. 145 — 152.
  11. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. — М., 1996.
  12. И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России//Юрист. 1999. N 10-
  13. В., Сокольский Б. Система защиты коммерческих объектов. — М., 1992.
  14. Антюхина-Московченко В.И., Злобин А. А., Хрусталев М. А. Основы теории международных отношений. М., 1988-
  15. Г. А. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. М., 1970.
  16. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 36−44.
  17. А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. — N 12. — С.36−44.
  18. С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и междунар. отношения. -2002. N 10. — С.30−39.
  19. С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. — 2001. — N 2. — С.38−67- N 3. -С.26−43.
  20. В.В. Экономическая безопасность государства. М., 2001.
  21. М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. 1999. — N 9. — С.119−125.
  22. М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. // ЭКО. 1999. — N 8. — С.70−76.
  23. А. Экономические аспекты энергетической безопасности России. М.: Прометей, 2002.
  24. Н. Об обеспечении экономической безопасности России / Блинов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. 1996. — N 4. — С.47−51.
  25. И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты, 1992−1998 / Богданов И. Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. М., 1999.
  26. М.Б. Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономических связей: Автореф. дис. канд. экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. М., 2000.
  27. В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2003. — N 8. — С.54−55.
  28. В.В. Контроль финансовой безопасности России // Финансовый бизнес. 2002. — № 5. — С.10−17.
  29. Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопр. экономики. 1994. — N 12. — С.25−35.
  30. B.C. Обеспечение информационной безопасности. — М., 1996.
  31. Ю.М., Жоздишевский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. — М., 1999.
  32. В., Полянский А. Правовая охрана конфиденциальности коммерческой тайны // Право и экономика. — 1993. — № 13—14. — С. 12— 21- № 15—16. — С. 8−27.
  33. М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 2.-С. 17−30.
  34. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. — М., 1997
  35. И.А. Управление прибылью. — К., 1998.
  36. В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 1. — С. 55—69.
  37. .И., Паламарчук А. И. Возможность углубления интеграции данных оперативного и бухгалтерского учета в основных центрах угроз экономической безопасности предприятия. Одесса, 2000. — С. 218 — 221.
  38. А. Конкуренция и монополия // РИСК. — 1997. — № 5. — С. 56—60.
  39. И.В. Найти и обезвредить. Техника защиты информации // Система безопасности. — 1995. — № 6. — С. 11—15.
  40. В.И., Голованов В. Н. Методические основы обеспечения конфиденциальности производственной и коммерческой деятельностиакционерного общества // Вопросы защиты информации. — 1994. — № 1. — С. 5—11
  41. А.Э., Дибнис Г. И., Пономарев В. П. Поддержка конкурентоспособного потенциала предприятия. — К., 2000.
  42. Н.И., Зацепин М. Н. Безопасность частного предпринимательства. М., 1995
  43. В.А. Практическое пособие по защите коммерческой тайны.1. Симферополь, 1994.
  44. А.Ф. О принципе правовой безопасности //Актуальные проблемы правоведения. Самара, 2004. N 3
  45. А.А., Ломейко В. Б. Новое мышление в ядерный век. М., 1984 Горбачев М. С. Перестройка для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1987
  46. Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. — 1999. — № 4.1. С. 47—54
  47. B.C. Информация и ее защита // Вопросы защиты информации. — 1994. — № 2.—С. 13—18.
  48. А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. СПб., 2001.
  49. О.Ю. Критерии национальной безопасности России во внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. -2004.-№ 2.-С. 15−20.
  50. О.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере экспорта: Автореферат дис. канд. юрид. наук. М., 2005
  51. И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб., 2000
  52. А. Вопросы безопасности экономики России // Экономист.1995. N 10. — С.44−50.
  53. А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экон. наука современ. России. 2001. — N 3. -С.70−78.
  54. В.А., Деружинский В. В. Основы коммерческой тайны: Практическое пособие для предпринимателя. — Минск, 1994.
  55. А.А. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности.—М., 1998
  56. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.— М., 1992
  57. К. Введение в управленческий и производственный учет. — М., 1998.
  58. .В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения //Правоведение. 1998. N 2. С. 11.
  59. В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы // Бизнес-информ. — 1999. — № 15—16. —С. 35 — 37.
  60. В., Кирец Н. Собственность, экономическая безопасность и государство // Бизнес-информ. — 1997. — № 13. — С. 27—30
  61. Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебное пособие / МГИМО (У) МИД России, каф. мировой экономики. М.: МГИМО, 2004
  62. А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений: учебное пособие / МГИМО (У) МИД России, каф. мировой экономики. М.: МГИМО-Университет, 2005
  63. М.Н. Безопасность предпринимательства: криминологические проблемы: Автореферат дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1995
  64. A.M., Погорелов Д. В. Некоторые проблемы государственного воздействия на экономические процессы // Право и политика. 2004. N 10
  65. А., Шлыков В. Экономическая безопасность предприятия. — М., 1995.
  66. Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — N 11.- С.44−51.
  67. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — N 10. — С.35−58.
  68. А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации // Российский экономический журнал. 2003. — № 7. -С.27−42.
  69. Т.П. Основы управленческого учета: Учебн. пособие — М., 1997
  70. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М., 2000.
  71. В.З. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации: Автореферат дис. д-ра юрид. наук. М.: Рос. Акад. гос. службы при Президенте РФ, 2004
  72. В.В. Регулирование и дерегулирование — два направления антимонопольной стратегии в США // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 6. — С. 5 -18.
  73. В.И. Обеспечение информационной безопасности коммерческого объекта // Системы безопасности. — 1995. — № 5. — С. 8 — 12.
  74. О.А., Корнилов А. А., Макарычев А. С., Сергунин А. А. Процесс принятия внешнеполитических решений: исторический опыт США, государства Израиль и стран Западной Европы. Н. Новгород, 1992
  75. Ю.М., Сташевский С. Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. М.: Международные отношения, 1984
  76. Г. В. Экономическая безопасность России: внешние связи. М., 1996
  77. Д., Сухорукова Т. Экономическая безопасность предприятия // Экономика Украины. 1998. — № 10. — С. 48 -51.
  78. А.В., Пономарев В. П. Методические основы оценки уровня экономической безопасности предприятия // Региональные перспективы. — № 2−3(9−10).-С. 104−106.
  79. В.А., Кобзев В. В., Савруков Н. Т. Микроэкономические основы организации адаптивного производства. — СПб, 1998.
  80. М.А. Криминологическое и уголовно-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной деятельности: Автореферат дис. д-ра юрид. наук. М.: Москов. унив-т МВД России, 2005.
  81. Н.Д., Федоров В. Г., Сергеев М. Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. — 2001. — № 2. — С. 42 — 48.
  82. А. Безопасность предпринимательской деятельности. — М., 1996.
  83. В. Алгоритм действенности // РИСК. — 1998. — № 2—3. — С. 98—102.
  84. Д. Энергетическая безопасность России / Киселев Д., Киселева Г. // Наука в Сибири. 2000. — N 1. — С.З.
  85. В.Н. Экономическая безопасность, как глобальная проблема современности, в контексте политических трансформаций: Автореф. дис. канд. полит, наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001.
  86. Л.А. Качество потребительских товаров как элемент национальной безопасности // США Канада: экономика, политика, культура. — 2003. — N 11. — С.78−96.
  87. В. Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность // Экономист. 2000. — N 5. — С.81−85.
  88. Э.М. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6. — С.9−25.
  89. В. Кризис экономики: угроза целостности России // Свободная мысль. 1996. — N 12. — С.52−62.
  90. А.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность. М., 2000.
  91. Ю. Проблемы теории международных отношений. М., 1980
  92. М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997
  93. Л.Ф. Экономическая безопасность и социальная защищенность населения как государственный приоритет // США: государство человек — экономика: региональные аспекты/ Ин-т США и Канады- Под ред. Л. Ф. Лебедевой. — М.: Анкил, 2001
  94. В.В. Государственные гарантии как инструмент государственной финансовой поддержки предприятий // Экономика преприятия. — 1999. — № 6.-С. 17−24.
  95. Е.Л. Актуальные проблемы экономико- правового обеспечения экономической безопасности / Логинов Е. Л., Лукин В. К., Чечулина Ю. С. Краснодар, 2000.
  96. С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопр. экономики. 1994. — N 12. -С.113−125.
  97. Максутов, Р. К. Международная экономическая безопасность России: Предпосылки, условия обеспечения: Автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.14 М., 2003
  98. В. Энергетическая безопасность России: политика и экономика / Матвеев В., Литвинов Ф. // Мировая экономика и междунар. отношения. -2000. N 7. — С.99−105
  99. А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. N 2
  100. Международные конфликты. Под ред. В. В. Журкина и Е. М. Примакова. М., 1972
  101. Международные конфликты современности. Под ред. В. И. Гантмана. М., 1983
  102. . Качество управления важный фактор экономической безопасности // Вопр. экономики. — 1994. — N 12. — С.54−64.
  103. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Мировая экономика и междунар. отношения. 1996. — N 7. — С. 119 127.
  104. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М., Мир безопасности, 1999.
  105. Н. Новые институты фондового рынка и проблемы защиты прав акционеров // Вопросы экономики .— 1997.— № 12.— С. 132 — 139
  106. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Российский экономический журнал. — 1996. — № 4. — С. 119 — 127.
  107. А.А. Буржуазные теории международной политики. М., 1988
  108. И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2000
  109. B.JI. Анализ финансовой сбалансированности деятельности предприятия как функции финансового менеджмента // Организатор производства. 1996. — № 3. — С. 60— 63.
  110. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002
  111. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под. ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.
  112. В. Открытость экономики и экономическая безопасность России // Мировая экономика и междунар. отношения. 1995. — N 5. — С.56−67.
  113. Д. Проблемы безопасности экономики России и стран Содружества / Д. Орлова, В. Котилко // Экономист. 1997. — N 7. — С.73−81
  114. В.П. Угрозы сырьевой безопасности России в XXI веке // Внешняя торговля. 2000. — № 5−6. — С.5−9.
  115. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности РФ // Общество и экономика. -1995.-N3.-C.115−128.
  116. В.П. Концепция экономической безопасности предприятия // Бизнес-информ.-1999.-№ 15−16.-С. 110−113.
  117. А. Адаптация предприятий автопромышленности к условиям рынка//Бизнес-Информ. — 1997. — № 21. — С. 63−67.
  118. Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // Мировая экономика и междунар. отношения. 2002. — N 5. — С.28−37.
  119. Е. Налоги в системе экономической безопасности России // Власть. 1999. — N 12. — С.45−49.
  120. Н.Н. Внешнеэкономические проблемы экономической безопасности / Н. Н. Потрубач, Р. К. Максутов, С. Лейба // Соц.-гуманит. знания. 2000. — N 5. — С. 115−128.
  121. Н.Н. Концепция экономической безопасности / Н. Н. Потрубач, Р. К. Максутов // Соц.-гуманит. знания. 2000. — N 4. — С.130−140.
  122. Н.Н. Налоговая составляющая экономической безопасности России / Н. Н. Потрубач, И. С. Цыпин // Соц.-гуманит. знания. 2002. — N 3. -С.146−166.
  123. Н.Н. Проблемы информационной безопасности // Соц.-гуманит. знания. 1999. — N 2. — С.264−275.
  124. Н.Н. Утечка капитала важная составляющая экономической безопасности / Н. Н. Потрубач, Р. К. Максутов // Соц.-гуманит. знания. — 2001. — N 6. — С.97−108.
  125. А.В. Сущность и угрозы экономической безопасности в России в условиях переходного периода. М., 2000. — 39с.
  126. А. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности / А. Прохожев, М. Корнилов // Общество и экономика. 2003. -N 4−5. — С.225−239.
  127. И.Н. Интегральные показатели безопасности экономического пространства регионов России // Финансовый бизнес. 2005. — № 4. — С.46−57.
  128. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А. В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2004.
  129. А. Государственные расходы на оборону и безопасность в рыночной экономике // Власть. 2000. — N 6. — С.24−28.
  130. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Междунар. бизнес России. 1995. — N 9. — С.14−16.
  131. К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопр. экономики. 1994. — N 12. — С.14−24.
  132. В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. СПб., 2002.
  133. М.В. Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста в переходной экономике России // Вопр. статистики. 2001. -N 11. — С.50−55.
  134. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопр. экономики. 2001. — N 8. — С.64−79.
  135. В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы // Вопр. экономики. 1996. — N 6. -С. 144−153
  136. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. N 1
  137. А.В. Наука и внешняя политика. М., 1967
  138. А.А. Североевропейские центры изучения проблем мира // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 6. С. 132−136
  139. Система, структура и процесс развития современных международных отношений. Под ред. В. И. Гантмана. М., 1984
  140. Современная внешняя политика США. М., 1984 Сюсюкин, А. В. Административно-правовое регулирование экономической безопасности: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 Ростов н/Д, 2004
  141. Сигнал тревоги // Экономика и жизнь. 2000. — Окт. (N43). — С.2−3. Современные буржуазные теории международных отношений. Под ред. В. И. Гантмана. М., 1976
  142. А.А., Макарычев А. С. Современная западная политический мысль: «постпозитивистская революция». Нижний Новгород: Нижегородский лингвистический университет, 1999.
  143. Г. Система экономической безопасности предприятия //
  144. Частный сыск, охрана, безопасность. — 1994. — № 2. — С. 5—11.
  145. .А., Лозовский Л. М., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М., 1997.
  146. Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974
  147. Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970
  148. Г. Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971 Ревина С. Н. Теоретико- и политико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности// Право и политика. 2006. — № 2. — С.66−77.
  149. А.П. Защита коммерческой тайны и благоприятные условия для предпринимательства // ЭКО. — 1993. — № 5. — С. 25—32. Рынок ценных бумаг / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. — М., 1996.
  150. В.А. Безопасность России в переходный период ' (методологический и политический анализ): Автореферат дис. д-ра юрид.наук. М., 1994I
  151. Э. Коммерческая тайна и ее защита. — М., 1995 Степашин С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб., 1994
  152. В.Л. Объекты экономической безопасности России // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 45—54
  153. В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник Московского гос. ун-та. Сер. 6 «Экономика». — 1995. —№ 3. —С. 3—9.
  154. В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. N 12
  155. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998
  156. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. / Под ред Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М., 1998
  157. И.Г. Внешнеполитическая мысль современной Франции. М., 1988
  158. И.Г. Политическая наука: возможности и перспективы междисциплинарного подхода. М.: МГИМО, 1991
  159. , С. А. Государственное управление в правоохранительной сфере в механизме обеспечения экономической безопасности России: Автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.11. Рязань, 2004
  160. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., 1998.
  161. Финансовый менеджмент: Учебно-практическое руководство / Под общ. ред. Е. С. Стояновой. — М., 1995. ХаляпинД.Б., Ярочкин В. И. Основы защиты информации. — М., 1994.
  162. В. Экономическая безопасность страны (проблемы методологии и анализ ситуации в странах Южно-Кавказского региона) // Общество и экономика. 2005. — № 1. — С. 145−167.
  163. Ч., Зартарьян В. Разведка на службе вашего предприятия, — К., 1992.
  164. М.А. Теория политики и политический анализ. М.: МГИМО, 1991
  165. А.Д. Антикризисное управление. — К., 2000. — 208 с. Шаваев А. Г. Безопасность банковских структур // Экономика и жизнь. —1994.—№ 16.—С. 11—12.
  166. А.Г. Концептуальные основы обеспечения безопасности негосударственных объектов экономики. — М., 1994.
  167. А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. — М., 1995.
  168. А.Д., Ненашев Е. В. Методика финансового анализа. — М., 1999.
  169. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. — М., 1995.
  170. В. Организация экономической безопасности предприятия // Техника машиностроения. — 1995. — № 1. —С. 28—31.
  171. В. Экономическая безопасность предприятия (во что обходится хозяйствующим субъектам защита собственности и способы минимизации возможных потерь) // РИСК. — 1997. — № 6. — С. 61—63.
  172. В.В. Безопасность предприятия в условиях рынка. — Рязань, 1997
  173. В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. — СПб, 1999.
  174. Шлыков 6.6. Экономическая безопасность предприятия (факторы влияния, анализ необходимости) // Машиностроитель. — 1995. — № 1. — С. 31—34.
  175. Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Пер. с нем. — М., 1996
  176. Т.Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности //Журнал российского права. 1999. N 11
  177. Т.Б. Теоретические проблемы защиты права. Дис. канд. юрид. наук. Самара, 1997.
  178. Н.В. Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и классификация // Правоведение, 1994. N 4. С. 93 95.
  179. Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса // Экономист. — 1998.-№ 1.-С. 32−37.
  180. Экономическая безопасность России: (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения) / под общ. ред. Ю. И. Аболенцева, В. И. Попова. М., 2001
  181. Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. N
  182. Malcolm N., Pravda A., Allison R., Light M. Internal Factors in Russian Foreign Policy. New York: Oxford University Press, 1996, p. 34.
  183. Rosenau J.N. Order and disorder in the study of world politics // Globalism versus realism: international relations' third debate. Ed. by Maghroori R., Ramberg B. Boulder, Co.: Westview Press, 1982, pp. 1−7-
  184. Malhotra V.K., Sergounin A.A. Theories and approaches to international relations. New Delhi: Anmol Publications, 1998, pp. 329−420.
  185. A Transformed Russia in a New World // International Affairs (Moscow), Vol. 38, no. 4−5, April-May, p. 86.
  186. Shlapentokh D.V. Eurasianism: Past and Present // Communist and Post-Communist Studies, 1997, vol. 30, no. 2, pp. 129−151
  187. Sergounin A.A. Russian Post-Communist foreign policy thinking at the cross-roads: changing paradigms // Journal of International Relations and Development, September 2000, pp. 218−222.
  188. Malcolm N. New Thinking and After: Debate in Moscow about Europe // N. Malcolm (ed), Russia and Europe: An End to Confrontation? London and New York: Pinter Publishers for The Royal Institute of International Affairs, 1994
  189. Mackinder H.J. Democratic Ideals and Reality: A Study in the Politics of Reconstruction. New York: Henry Holt, 1919
  190. Spykman N.J. The Geography of the Peace. New York: Harcourt, Brace, 1944
  191. Strausz-Hupe R. Geopolitics. The Struggle for Space and Power. New York: Putnam’s, 1942
  192. Cohen S.B. Geopolitics in the New World Era: A New Perspective on an Old Discipline // George J. Demko and William B. Wood (eds.). Reordering the World: Geopolitical Perspectives on the 21st Century. Boulder: Westview Press, 1994
  193. US and Russian policymaking with respect to the use of force. Ed. by J.R. Azrael and E.A. Payin. Santa Monica, Ca.: RAND, 1996.
  194. Tyulin I.G. Theory and Practice in Foreign Policy Making: National Perspectives on Academics and Professionals in International Relations. London: Pinter Publishers Ltd, 1994
Заполнить форму текущей работой