Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинг как инструментарий интенсификации внедрения муниципальных или коммерческих инвестиционных и ипотечных программ на федеральном курорте Сочи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках настоящего исследования получены доказательства прямой корреляционной зависимости между уровнем некоторых показателей социально-экономического развития курорта Сочи и объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, направленных на целевое привлечение бюджетных или частных инвестиций, т. е. зарегистрирован рост более чем на 25% суммарных затрат коммерческих фирм и органов… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление. стр
  • Введение. стр
  • Глава 1. Систематизация инвестиционных программ, реализуемых администрациями и коммерческими фирмами черноморских российских городов-курортов. стр
    • 1. 1. Роль маркетингового инструментария в обеспечении инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи и иных рекреационных зон на черноморском побережье Краснодарского края. стр
    • 1. 2. Использование маркетинговых приемов при объективизации потенциальной емкости рынка инвестиций на курорте Сочи (по сравнению с другими курортными зонами российского Причерноморья). стр

    1.3. Ингредиенты маркетинговой стратегии органов местного самоуправления, а также коммерческих фирм при реализации инвестиционных программ социально-экономического развития федерального курорта Сочи. стр. 44-

    Глава 2. Сущностное содержание маркетинговых мероприятий при ипотеке различных категорий мигрантного и резидентного населения курорта Сочи. стр. 63

    2.1.Социальная стратификация экономически активного населения как прикладной аспект системной маркетинговой политики кредитных организаций изучаемого курортного региона. стр. 63

    2.2. Маркетинговый мониторинг объектов и субъектов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи и других черноморских городов-курортов Кубани. стр. 78

    2.3.Инновационная маркетинговая стратегия баз исследования при реализации ипотечных программ различным социальным группам населения Сочи. стр. 97-

    Глава 3. Эффективность предложенных маркетинговых систем, используемых базами исследования на курорте Сочи в ходе выполнения муниципальных или коммерческих инвестиционно-ипотечных проектов. стр. 109−127 3.1. Потенциальная экономическая эффективность ипотеки для социально значимой категории населения — мол о- стр. 110−119 дых семей.

    3.2 Корреляционные значения показателей экономического развития курорта Сочи в соответствии с объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, направленных на целевое привлечение бюджетных или частных инвестиций. стр. 119−126 3.3.Маркетинговое тестирование резидентного или ми-грантного населения Сочи по определению его информированности и удовлетворенности результатами реализации инвестиционных и ипотечных программ в изучаемом курортном регионе. стр. 126−12J

    Заключение. стр. 127−13^ Выводы и рекомендации. стр. 139−143

    Список литературы. стр. 144−157

    Приложение. стр. 15 8

Маркетинг как инструментарий интенсификации внедрения муниципальных или коммерческих инвестиционных и ипотечных программ на федеральном курорте Сочи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Анализ открытых литературных и официальных источников свидетельствует о высокой степени заинтересованности соответствующих властных государственных структур в становлении и развитии как ипотечных так и инвестиционных программ на региональных и федеральном уровнях. В частности, в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию (26 мая 2004 года) отмечалось, что «.развитие реального сектора экономики невозможно без соответствующих инвестиций». Ряд ведущих отечественных экономистов (А. Аганбегян, 2003; Ю. Львов, 2004; А. Кудрин, 2004) выделяют сложившиеся в последние годы следующие направления государственной политики, способствующие улучшению инвестиционного климата в России: в частности, бюджетная реформа, базовым принципом которой становится сбалансированный уровень государственных доходов и расходовналоговая реформа, призванная всемерно способствовать осуществлению крупномасштабных и локальных программ развития коммерческих структур, включая предприятия малого и среднего бизнесаориентация на введение в течение ближайших лет полностью конвертируемого рубля и последовательного снижения инфляции до 3% в год. Имеются публикации (Ю. Ф. Симеонов, А. А. Аксенов, Л. Б. Домрачев и др., 2004), свидетельствующие о позитивных тенденциях при реализации региональных ипотечных программ, в т. ч. на территории Южного федерального округа РФ. Вместе с тем экономисты-аналитики Кубани (В. В. Говдя, 2002; В. Н. Дейнега, 2002; И. В. Шевченко, К. О. Литвинский, 2003; и др.) подчеркивают экономическую несостоятельность действующих ипотечных и инвестиционных программ в городах-курортах российского Причерноморья, что и обусловило социальную востребованность проведения дополнительных научных исследований по избранной проблеме.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, моделирование систем использования современного маркетингового инструментария для интенсификации процесса освоения муниципальных или коммерческих инвестиционных и ипотечных программ на федеральном курорте Сочи.

Указанная цель определила решение следующих задач:

— выявить и систематизировать ингредиенты маркетинговой стратегии органов местного самоуправления, а также ведущих коммерческих фирм при реализации инвестиционных программ социально-экономического развития названного курортного региона;

— провести научный анализ использования маркетинговых приемов в обеспечении инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи и в определении потенциальной емкости рынка инвестиций этой рекреационной зоны Кубани;

— осуществить маркетинговый мониторинг объектов и субъектов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи, реализовав инновационную маркетинговую стратегию баз исследования при внедрении разработанных ипотечных программ для различных социальных групп населения Сочи;

— установить корреляционную зависимость динамики основных показателей экономического развития изучаемого федерального курорта с объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих целевое привлечение в этот курортный регион бюджетных или частных инвестиций;

— научно обосновать и доказать на практике экономическую эффективность использования предложенной системы маркетинговых мероприятий, базируясь на результатах маркетингового тестирования резидентного и мигрантного населения Сочи по определению его информированности и удовлетворенности этапами реализации инвестиционных и ипотечных программ в названном курортном регионе.

Цель и задачи исследования

определили комплекс методических подходов, используемых в настоящей работе, основными из которых стали следующие: метод социальной стратификации экономически активного населения при формировании маркетинговой политики баз исследования в ходе реализации ипотечных программметод маркетингового мониторинга ценовых линий на рынке инвестиций в курортных зонахметод маркетингового тестирования резидентного и мигрантного населения Сочи при реализации инвестиционных и ипотечных проектовпараметрические и непараметрические методы статистикиранговый и корреляционный анализ факторов, формирующих инвестиционную привлекательность изучаемого курортного региона. В качестве теоретической и методологической основы применялись фундаментальные научные исследования в области регулирования рынка инвестиций в России и за рубежом (Е. М. Быковский, 1996; А. В. Агаджаньянц, 2000; В. А. Воронцов, Л. В. Ивина, 2002; С. М. Mason, R. Т. Harrison, 1997; Д. Хартфорд, 2000; R. Quintlen, 2000; et al.), а также труды по внедрению маркетингового инструментария в реализацию ипотечных программ на муниципальном уровне в курортных регионах (Б. Л. Винокуров, 1998; Д. В. Седнев, 2003; В. Л. Головко, 2004).

Объектом исследования являлись: а) самостоятельно хозяйствующие государственные и коммерческие предприятия, осуществлявшие в период 1999;2003 годов на территории федерального курорта Сочи свою уставную деятельность по ипотечным и инвестиционным программам (п=278) — б) резидентные и мигрантные группы экономически активного населения Сочи (п=602), заинтересованные в реализации ипотеки и прогрессивной инвестиционной политики в изучаемой рекреационной зоне Кубани.

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к реализации маркетингового инструментария на сложившемся рынке инвестиций и ипотечных программ федерального курорта Сочи.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующих теоретических наработках:

1. На основе критического анализа деятельности баз исследования (278 самостоятельно хозяйствующих государственных и коммерческих предприятий) были впервые систематизированы ингредиенты маркетинговой стратегии органов местного самоуправления и крупных частных фирм на рынке инвестиций и ипотечных программ курорта Сочи.

2. Объективизирована с помощью современного маркетингового инструментария потенциальная емкость ипотечного и инвестиционного сегментов финансового рынка, реально сложившегося в начале XXI века в изучаемом курортном регионе Кубани.

3. Впервые проведен научный анализ использования маркетинговых приемов в обеспечении инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи, а также осуществлен маркетинговый мониторинг объектов и субъектов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи при реализации инновационной маркетинговой стратегии базами исследования.

4. Впервые установлена прямая корреляционная зависимость динамики основных показателей экономического развития изучаемого федерального курорта с объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих целевое привлечение в этот курортный регион бюджетных или частных инвестиций.

Практическая значимость представленной диссертационной работы обусловлена реализацией 278 базами исследования на территории федерального курорта Сочи системных маркетинговых мероприятий по интенсификации внедрения муниципальных или коммерческих инвестиционных и ипотечных программ, эффективность которых подтверждается результатами маркетингового тестирования различных социальных групп резидентного и мигрантного населения указанного курортного региона.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: научных конференциях, территориальных совещаниях руководителей кредитных организаций и глав административных образований курортов российского Причерноморьямеждународных и региональных научных симпозиумах, в т. ч. на X и XI ежегодных научных сессиях СМИЗС и ЧРЦСМ (Сочи 2000, 2001) — III Международном экономическом Форуме «Кубань на мировых инвестиционных рынках» (Дагомыс, 2002) — региональной научно-практической конференции «Проблемы ипотечного кредитования» (Краснодар, 2003) — на IV научной конференции экономистов Южного федерального округа «Бюджетные ресурсы при реализации ипотеки для молодых семей» (Ростов н/Дону, 2004).

Публикации. Автором по теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 7,1 печатных листа, включая монографию (6,0 п.л.).

Личный вклад автора заключается в том, что в период 1999;2003 годов им осуществлялись разработки по систематизации основных ингредиентов маркетинговой стратегии баз исследования на рынке инвестиций и ипотечных программ федерального курорта Сочипроводился сбор статистических данных, научно обосновывающих систему доказательств позитивной роли маркетинговых мероприятий в оптимизации инвестиционной политики, проводимой в названном курортном регионе государственными и коммерческими фирмами. Автором производилась разработка простых и сложных таблиц, составление графиков, диаграмм, схем, а также моделировалась и реализовывалась на практике (как одним из руководителей баз исследования) система использования современного маркетингового инструментария для эффективного социально-экономического развития федерального курорта Сочи.

Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного методологического инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, 3 главы собственных исследований, заключение, список литературы (169 источников, в т. ч. 128 отечественных и 41 зарубежный), приложение. Текст диссертации изложен на 143 страницах стандартного машинописного текста, включающего 30 иллюстраций (схемы, таблицы, рисунки).

Основные результаты, выносимые на защиту.

1. Роль маркетингового инструментария в обеспечении инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи и объективизации потенциальной емкости рынка инвестиций указанного курортного региона.

2. Ингредиенты маркетинговой стратегии органов местного самоуправления и коммерческих фирм при реализации инвестиционных программ, формирующих показатели социально-экономического развития изучаемой рекреационной зоны Кубани, а также прямая корреляционная зависимость этих показателей от объёмов финансирования системных маркетинговых мероприятий, направленных на целевое привлечение в Сочи бюджетных или частных инвестиций.

3. Современная динамика сущностного содержания маркетинговых мероприятий при ипотеке различных категорий мигрантного и резидентного населения курорта Сочи.

4. Маркетинговый мониторинг объектов и субъектов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи при реализации инновационной маркетинговой стратегии баз исследования в ходе осуществления ипотечных программ различным социальным группам населения Сочи.

5. Экономическая эффективность предложенных маркетинговых мероприятий, включая результаты маркетингового тестирования резидентного и мигрантного населения Сочи по определению его информированности и удовлетворенности результатами реализации инвестиционных и ипотечных программ в изучаемом курортном регионе.

Выводы.

1. На статистически достоверном уровне наблюдений (п=278 баз исследования) в рамках представленной работы выявлена позитивная роль маркетингового инструментария (метод перманентного маркетингового мониторинга ценовых линий на рынке инвестицийметод моделирования маркетинговой политики в ходе реализации инвестиционных проектов с учетом социальной стратификации экономически активного населенияметод маркетингового контроля объемов и эффективности инвестиционных вложений в экономику Сочии др.) в осуществлении рангового и корреляционного анализа различных факторов (социально-экономических, правовых, природно-экологических, геополитических, этно-культу-ральных и т. д.), формирующих инвестиционную привлекательность изучаемого курортного региона.

2. Вышеназванный маркетинговый инструментарий использовался при объективизации потенциальной емкости местного рынка инвестиций, когда в рамках настоящего исследования применялся такой эффективный метод статистического анализа, как линейное прогнозирование структурно-детерминированных рядов различных значений конкретных экономических показателей хозяйственного развития Сочи, что позволяло с соответствующей статистической достоверностью (р<0,05) прогнозировать даже долгосрочную потенциальную емкость рынка инвестиций на изучаемом курорте, тогда как статистическая достоверность научных исследований аналогичного сегмента рынка в более коротком временном периоде (краткосрочное и среднесрочное прогнозирование) составляла значение р<0,001.

3. Ингредиентами маркетинговой стратегии органов местного самоуправления, а также коммерческих фирм при внедрении инвестиционных и ипотечных программ на территории федерального курорта Сочи были: маркетинговые приемы антимонопольного регулирования цен при финансовых оборотах на местном рынке инвестицийсистема экспертных маркетинговых оценок моделируемых инвестиционных и ипотечных региональных программмаркетинговый мониторинг наличия различных видов ипотеки на изучаемом сегменте рынкамаркетинговое тестирование как резидентного, так и мигрантного населения Сочи по определению его информированности и удовлетворенности этапами реализации указанных ипотечных и инвестиционных программи т.д.

4. Инновационная маркетинговая стратегия баз исследования предусматривала использование приемов маркетингового мониторинга объектов и субъектов ипотеки в ходе выполнения социально значимых ипотечных программ «Молодой семье — достойное жилье», «Дом ветерана», «Квартира военнослужащего» и др. При этом постоянными составляющими инновационной маркетинговой стратегии были: тактический инновационный маркетинг (совершенствование методов продвижения на рынке конкретных ипотечных программ путем обновления рекламы, иного расширения доступности для населения информации об ипотеке и т. д.- минимизация рисков заемщика и инвестора в процессе ипотекиоптимизация сроков, объемов финансирования и льгот при оформлении ипотечного договора) — стратегический инновационный маркетинг, состоящий из регулярного (планового) и санационного (или экстраординарного) компонентов, предусматривающих коррекцию эластичности спроса и предложения на рынке ипотечных программ, а также пробный маркетинг модифицированных видов названных программ.

5.Установлена прямая корреляционная зависимость динамики основных показателей экономического развития изучаемого федерального курорта с объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих целевое привлечение в этот курортный регион бюджетных или частных инвестиций, когда суммарные затраты коммерческих фирм и органов местного самоуправления на маркетинговые мероприятия, повышающие инвестиционную привлекательность курорта Сочи (возросшие на 25,7% за период 1999;2003 годов), обеспечили в этот же период увеличение в 1,9 раза объемов внешних инвестиций в различные отрасли хозяйства Сочи. Значимым итогом указанной прогрессивной маркетинговой инвестиционной политики стало двукратное увеличение среднегодового количества отдыхающих на курорте Сочи в 2003 году по сравнению с периодом начала исследования (1999 год).

6. Современная динамика сущностного содержания маркетинговых мероприятий при ипотеке различных категорий мигрантного и резидентного населения курорта Сочи объясняется (прежде всего) глубинными процессами их социальной стратификации по имущественному признаку, когда (в зависимости от ежегодного совокупного дохода) каждый совершеннолетний гражданин РФ имел реальную возможность выбрать тот или иной (удовлетворяющий его) вид ипотеки, основными из которых в 19 992 003 годах в изучаемом курортном регионе были: ипотечные программы с переменными выплатами со стороны заемщика (с частичной амортизацией и итоговым шаровым платежомс замораживанием процентных выплат до истечения взаимосогласованного срокас обратным аннуитетомс участием в доходахи др.), а также ипотечные программы, базирующиеся на постоянном (самоамортизирующемся) ипотечном кредите.

7. К непосредственным результатам экономической эффективности реализованных в рамках исследования маркетинговых мероприятий следует отнести суммарный рост в 3,2 раза в 2003 году объемов ипотечного кредитования резидентного и мигрантного населения Сочи по сравнению с 1999 годом. При этом рождаемость в наблюдаемых молодых семьях (п=301, р<0,05), которые являлись в 1999;2003 годах участниками ипотечных программ (т.е. стали обладателями благоустроенного жилья), была значительно выше, чем в молодых семьях (также п=301, р<0,05), которые не воспользовались ипотечными программами, а показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди взрослых членов этих молодых семей (участников ипотечных программ) был значительно ниже, чем у их сверстников — молодоженов, не имеющих благоустроенного жилья (соответственно 36,2 — 37,0 и 44,8 — 52,7 случая на 100 работающих).

8.Результаты маркетингового тестирования свидетельствуют, что среди постоянных жителей Сочи к 2003 году почти в 4 раза увеличилось количество респондентов, которые (по сравнению с периодом начала исследования) не только проявляли высокую степень информированности о реализуемых на курорте Сочи различных видах ипотечных и инвестиционных программ (57,4%), но и были удовлетворены деятельностью местной администрации и коммерческих фирм в этой сфере (59,2%). Одновременно за пятилетний период исследования более чем в 3 раза сократилось количество респондентов из групп резидентного (п=278, р<0,05) и в 2 раза из групп мигрантного (аналогично п=278, р<0,05) населения курорта Сочи, которые ранее (в 1999 году) безразлично отнеслись к проблеме реализации в названной рекреационной зоне Кубани ипотечных или инвестиционных программ.

Рекомендации.

Рекомендуется информировать соответствующие департаменты, федеральные агентства Минэкономразвития и торговли, что реализованные в рамках настоящего научного исследования маркетинговые технологии достаточно универсальны, просты для освоения персоналом коммерческих фирм, частными инвесторами, специалистами местных органов самоуправления и могут успешно применяться не только на курортах Кубани, но и в других субъектах Российской Федерации.

Заключение

.

Ряд ведущих отечественных экономистов выделяют сложившиеся в последние годы следующие направления государственной политики, способствующие улучшению инвестиционного климата в России: бюджетная реформа, базовым принципом которой становится сбалансированный уровень государственных доходов и расходовналоговая реформа, призванная всемерно способствовать осуществлению крупномасштабных и локальных программ развития коммерческих структурориентация на введение в течение ближайших лет полностью конвертируемого рубля и последовательного снижения инфляции до 3% в год. Имеются публикации о позитивных тенденциях при реализации региональных ипотечных программ, хотя также приводятся доказательства экономической несостоятельности действующих ипотечных и инвестиционных программ в городах-курортах российского Причерноморья, что и обусловило востребованность дополнительных научных исследований по избранной проблеме.

Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, моделирование и реализация современного маркетингового инструментария для интенсификации процесса освоения муниципальных или коммерческих инвестиционных и ипотечных программ на федеральном курорте Сочи. Указанная цель определила решение следующих задач, основными из которых были: провести научный анализ использования маркетинговых приемов в обеспечении инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи и в определении потенциальной емкости рынка инвестиций этой рекреационной зоны Кубаниосуществить маркетинговый мониторинг объектов и субъектов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи, реализовав инновационную маркетинговую стратегию баз исследования при внедрении разработанных ипотечных программ для различных социальных групп населения Сочиустановить корреляционную зависимость динамики основных показателей экономического развития изучаемого федерального курорта с объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих целевое привлечение в этот курортный регион бюджетных или частных инве.

СТИЦИЙ.

Цель и задачи исследования

определили комплекс методических подходов, используемых в настоящей работе, в т. ч.: метод социальной стратификации экономически активного населения при формировании маркетинговой политики баз исследования в ходе реализации ипотечных программметод маркетингового мониторинга ценовых линий на рынке инвестиций в курортных зонахметод маркетингового тестирования резидентного и мигрантного населения Сочи при реализации инвестиционных и ипотечных проектовранговый и корреляционный анализ факторов, формирующих инвестиционную привлекательность изучаемого курортного региона.

Объектом исследования являлись: а) самостоятельно хозяйствующие государственные и коммерческие предприятия, осуществлявшие в период 1999;2003 годов на территории федерального курорта Сочи свою уставную деятельность по ипотечным и инвестиционным программам (п=278) — б) резидентные (п=301) и мигрантные (п=301) группы экономически активного населения Сочи, заинтересованные в реализации ипотеки и прогрессивной инвестиционной политики в изучаемой рекреационной зоне.

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к реализации маркетингового инструментария на сложившемся рынке инвестиций и ипотечных программ федерального курорта Сочи.

Основная научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые проведен научный анализ использования маркетинговых приемов в обеспечении инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи, а также осуществлен маркетинговый мониторинг объектов и субъектов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи при реализации инновационной маркетинговой стратегии базами исследования.

2. Объективизирована с помощью современного маркетингового инструментария потенциальная емкость ипотечного и инвестиционного сегментов финансового рынка, реально сложившегося в начале XXI века в изучаемом курортном регионе Кубани.

3. Впервые установлена прямая корреляционная зависимость динамики основных показателей экономического развития изучаемого федерального курорта с объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих целевое привлечение в этот курортный регион бюджетных или частных инвестиций.

Практическая значимость представленной диссертационной работы обусловлена реализацией 278 базами исследования на территории федерального курорта Сочи системных маркетинговых мероприятий по интенсификации внедрения муниципальных или коммерческих инвестиционных и ипотечных программ, эффективность которых подтверждается результатами маркетингового тестирования различных социальных групп резидентного и мигрантного населения указанного курортного региона. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: Международном экономическом Форуме «Кубань на мировых инвестиционных рынках» (Дагомыс, 2002) — на IV научной конференции экономистов Южного федерального округа «Бюджетные ресурсы при реализации ипотеки для молодых семей» (Ростов н/Дону, 2004) — на V юбилейном австралийско-российском конгрессе по развитию экономического сотрудничества (Квинслэнд, Australia — 2004). По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 7,1 печатных листа, включая монографию.

На первом этапе исследования все статистические показатели группировались с помощью корреляционно-регрессионного анализа, а в каждой группе наблюдения были выделены наиболее значимые показатели. Интегральный рейтинг по инвестиционному потенциалу рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение по семи составляющим: ресурсно-сырьевому (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов), производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), потребительскому (совокупная покупательная способность населения региона), инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность), интеллектуальному (образовательный уровень населения), институциональному (степень развития ведущих институтов рыночной экономики), инновационному потенциалу (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе). Аналогичным образом было рассчитано значение интегрального рейтинга изучаемого региона по уровню инвестиционных рисков, включающему следующие виды риска: экономический (тенденции в экономическом развитии региона), политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних выборов), социальный (уровень социальной напряженности), экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное), криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести экономических преступлений).

Характеризуя деятельность органов местного самоуправления Сочи по регуляции рынка инвестиций следует отметить, что в 1999;2003 годах депутатским корпусом и Администрацией названного курортного региона Кубани была проделана значительная работа по профилактике инвестиционных рисков на изучаемом сегменте рынка. За исходную позицию, которая позволяла профилактировать определенный процент инвестиционных рисков, принималась рекомендуемая для инвесторов норма относительной безопасности объемов инвестирования, которая определялась по следующей формуле Фишера:

I + г = (I + Р) (I + а) или г=Р + а + Ра, где I — норма объемов инвестирования (рекомендуемая для относительно безопасной границы объемов инвестиционных средств) — г — номинальная ставка доходности Центрального банка РФ;

Р — реальная ставка доходности (рентабельность) — а — индекс потребительских цен, характерных для Сочи (в течение конкретного временного периода).

При этом констатировалось, что рассматриваемые инвестиции делятся на: 1) прямые— вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор- 2) портфельные (финансовые) — вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, дающие право на получение дохода от собственности- 3) реальные — финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т. д. (включая затраты оборотного капитала) — 4) проектные — кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта.

Вышеизложенное позволило в рамках настоящего исследования произвести моделирование, научное обоснование и реализовать на базах исследования (п=278) ингредиенты маркетинговой стратегии коммерческих фирм и органов местного самоуправления Сочи при реализации инвестиционных или ипотечных программ в 1999;2003 годах на территории указанного федерального курорта (схема 1). Как видно из данных вышеназванной схемы постоянными маркетинговыми составляющими деятельности баз исследования были:

1. Система экспертных маркетинговых оценок потенциальной емкости рынка инвестиций в изучаемом курортном регионе.

2. Маркетинговый мониторинг наличия различных видов ипотеки на соответствующем сегменте рынка Сочи.

3. Маркетинговый контроль объемов и эффективности инвестиционных вложений в экономику Сочи.

4. Инновационная маркетинговая стратегия баз исследования при реализации ипотечных программ различным социальным группам населения Сочи.

5. Использование метода социальной стратификации экономически активного населения как прикладного аспекта системной маркетинговой политики инвесторов изучаемой курортной зоны.

6. Маркетинговые приемы антимонопольного регулирования цен при ипотечных операциях или финансовых оборотах на рынке инвестиций.

7. Маркетинговое тестирование резидентного или мигрантного населения Сочи по определению его информированности и удовлетворенности ипотечными и инвестиционными программами.

8. Реализация комплекса маркетинговых коммуникаций (включая СМИ) для обеспечения инвестиционной привлекательности федерального курорта Сочи.

При определении потенциальной емкости рынка инвестиций на курорте Сочи в рамках настоящего исследования использовался такой эффективный метод статистического анализа, как линейное прогнозирование структурно-детерминированных рядов вышеприведенных конкретных экономических показателей хозяйственного развития Сочи, что позволяло с соответствующей статистической достоверностью (р<0,05) прогнозировать даже долгосрочную потенциальную емкость рынка инвестиций на изучаемом курорте, тогда как статистическая достоверность научных исследований аналогичного сегмента рынка в более коротком временном периоде (краткосрочное и среднесрочное прогнозирование) была выше и составляла значение р<0,01.

Аббревиатура потенциальной емкости рынка инвестиций обозначалась знаком SRo, а цифровые значения этой емкости были следующие: если значения ERo в результате ежегодного маркетингового тестирования в 1999;2003 годах резидентного и нерезидентного населения изучаемого курортного региона будут больше или равны 10, то тогда резюмируется прогноз (при условии сохранения идентичных экономических, правовых, при-родно-экологических и геополитических параметров жизни общества в конкретном субъекте РФ) высокой емкости названного сегмента рынкаесли коэффициент ERo в рамках использования вышеназванного маркетингового инструментария составит значения от 4,0 до 9,9, то тогда следует констатировать среднюю емкость, а менее этих значений — низкую емкость потенциально складывающегося на следующий налоговый период (квартал, полугодие, год) рынка инвестиций в курортных административно-территориальных образованиях на Черноморском побережье Кубани.

В настоящее время в изучаемом курортном регионе Сочи используется множество типов ипотечных кредитов, различающихся в зависимости от схем выдачи, погашения и обслуживания:

I. Постоянный ипотечный кредит, главной разновидностью которого является самоамортизирующийся кредит.

П. Различные виды ипотечного кредита с переменными выплатами, разновидностью которых являются кредиты:

I) с шаровым платежом, подразделяемый на кредит: с замораживанием процентных выплат до истечения срокас выплатой только процентовс частичной амортизацией и итоговым шаровым платежом;

4) пружинный или с фиксированным платежом основной суммы;

5) с участием в: доходахприросте стоимости;

10)с нарастающими платежами;

II)с обратным аннуитетом;

12)с переменной ставкой;

13)ролл-оверная ипотека;

14)завершающая ипотека;

15)с выплатой добавленного процента.

Постоянный ипотечный кредит — наиболее простая форма кредита. Он характерен для стран с низкой инфляцией, длительными сроками кредитования и предполагает равные выплаты в погашение (амортизацию) через одинаковые промежутки времени. Поэтому такие кредиты относят к разряду самоамортизирующихся. Амортизация в данном случае означает процесс погашения основного долга и процентов за пользование кредитом. Кредиты с переменными выплатами не относятся к числу само-амортизирующихся и предусматривают разную периодичность погашения основного долга и процентов, а также другие дополнительные условия.

Ипотечный рынок делится на первичный и вторичный, а в зависимости от типа недвижимости — ипотечные рынки жилья, доходной недвижимости, промышленной недвижимости и т. д. Среди кредиторов первичного (где обращаются первичные закладные) рынка ипотечного капитала — коммерческие банки, страховые и трастовые компании, частные кредиторы и т. д. Вторичный рынок ипотечных кредитов — сегмент ипотечного рынка, в котором происходит формирование совокупного кредитного портфеля ипотечной системы за счет трансформации персонифицированных прав по кредитным обязательствам и договорам об ипотеке (закладных) в обезличенные доходные бумаги (облигации) и размещения их среди долгосрочных инвесторов. Главная задача вторичного рынка ипотечных кредитов — обеспечить первичный рынок кредиторов возможностью продать первичную закладную, а на полученные средства предоставить другой кредит на местном рынке. Таким образом, вторичный рынок является связующим звеном между инвесторами и кредиторами на первичном ипотечном рынке, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляя финансовые потоки (через выпуск облигаций и их размещение на фондовом рынке) в ипотечные кредиты. При этом важной задачей вторичного рынка является предоставление инвестору дополнительных гарантий в отношении вложенных им средств, поскольку они обеспечены закладными. Все ипотечные системы делятся на три большие группы в зависимости от того, какие средства используются на предоставление кредитов. Одна из них, условно назовем ее банковской ипотекой, предполагает, что банк использует для выдачи ипотечных кредитов те же средства, что и для всех прочих кредитов, т. е. преимущественно средства с депозитов. Другая, так называемая система вторичного ипотечного рынка, основана на использовании для ипотечного кредитования средств институциональных инвесторов — прежде всего пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Третья модель — контрактно-сберегательная система ипотеки — использует для предоставления ипотечных кредитов средства целевых накоплений будущих заемщиков.

При этом следует подчеркнуть, что рассмотренный в рамках исследования инновационный маркетинг включает стратегическую и тактическую составляющие. Стратегический маркетинг направлен на изучение рынка и определение конкурентного поведения предприятия. В его основе лежат маркетинговые исследования, включающие в себя изучение рынка и оценку инновационных возможностей самого предприятия. Стратегический инновационный маркетинг может быть регулярным и санационным. Регулярный маркетинг направлен на поддержание конкурентоспособности инновационного предприятия и освоение новых рынков сбыта. Потребность в санационном маркетинге возникает тогда, когда наблюдается снижение конкурентоспособности предлагаемых инвестиционных или ипотечных технологий и возникает угроза потери рынка сбыта.

Тактический маркетинг включает программу маркетинговой деятельности и оперирует ключевыми понятиями: продукт (или технология), цена, место и продвижение продукта. Предприятие следует стратегии, принятой на основе маркетинговых исследований, и в то же время продолжает проводить исследования с целью ее корректировки в соответствии с требованиями рынка, а также поиска новых стратегических решений. Следует подчеркнуть, что на федеральном курорте Сочи в последние годы достаточно интенсивно внедряются ряд ипотечных программ для социально значимых контингентов резидентного населения, например для семей военнослужащих, а также для молодых семей. Последняя ипотечная программа так и называется: «Молодой семье — доступное жилье». В качестве основного заемщика может выступать любой гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 лет, состоящий в браке, при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также граждане из неполных семей с детьми, в которых мать (отец) не достигли 30-летнего возраста. При этом в кредитовании участвуют оба супруга и их родители (отец, мать), которые являются созаемщиками. Кредит предоставляется сроком до 15 лет в рублях или иностранной валюте на приобретение, строительство (в т.ч. на долевое участие в строительстве) объектов недвижимости. Процентная ставка — 18% годовых в рублях, 11% годовых в инвалюте. Максимальная сумма кредита «Молодая семья» определяется исходя из оценки платежеспособности заемщика (суммарной платежеспособности созаемщиков), предоставленного обеспечения, покупной (инвестиционной/сметной) стоимости объекта недвижимости.

По просьбе заемщика может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга по кредиту сроком до 5 лет. При этом в ходе исследования на статистически достоверном уровне наблюдений констатировалось, что рождаемость в молодых семьях (чел./1000 жителей), которые являлись в 1999;2003 годах участниками ипотечных программ (т.е. стали обладателями благоустроенного жилья), была значительно выше, чем в молодых семьях, которые не воспользовались ипотечными программами, и составила среднегодовой показатель 9,3 чел. на 1000 жителей, тогда как аналогичный показатель по РФ в этот же период составил 8,8 чел. на 1000 жителей. Показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди взрослых членов молодых семей (участников ипотечных программ) был значительно ниже, чем у их сверстников — молодоженов, не имеющих благоустроенного жилья (соответственно 36,2 — 37,0 и 44,8 — 52,7 случая на 100 работающих), а среднемесячный уровень доходов 1 молодой семьи составлял 8,6 — 9,4 тыс. руб. (у участников ипотечных программ) и 4,9 -6,2 тыс. руб. (у молодых семей, игнорирующих ипотечные программы).

В рамках настоящего исследования получены доказательства прямой корреляционной зависимости между уровнем некоторых показателей социально-экономического развития курорта Сочи и объемами финансирования системных маркетинговых мероприятий, направленных на целевое привлечение бюджетных или частных инвестиций, т. е. зарегистрирован рост более чем на 25% суммарных затрат коммерческих фирм и органов местного самоуправления Сочи на маркетинговые мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности названного курорта, что позволило за пятилетний период наблюдения констатировать суммарный приток сторонних инвестиций в различные хозяйственные отрасли Сочи в 2003 году в 1,9 раза больше, чем на период начала исследования, а также суммарный рост в 3,2 раза объемов ипотечного кредитования резидентного и мигрантного населения Сочи за аналогичный период. Итогом вышеописанной позитивной динамики финансово-экономических характеристик является двукратное увеличение среднегодового количества зарегистрированных отдыхающих на курорте Сочи в 2003 году по сравнению с периодом начала исследования (1999 год). Кроме этого среди постоянных жителей Сочи к 2003 году почти в 4 раза увеличилось количество респондентов, которые (по сравнению с периодом начала исследования) не только проявляли высокую степень информированности о реализуемых на курорте Сочи различных видах ипотечных и инвестиционных программ (57,4%), но и были удовлетворены деятельностью местной администрации и коммерческих фирм в этой сфере (59,2%). Вместе с тем более трети респондентов (как среди резидентного, так и среди мигрантного населения Сочи) выразили мнение в ходе маркетингового тестирования, что в 2003 году известные им маркетинговые мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности указанного курорта проводились неудовлетворительно. Одновременно более чем в 3 раза сократилось количество респондентов из социальных групп резидентного и в 2 раза из групп мигрантного населения курорта Сочи, которые ранее безразлично отнеслись к проблеме реализации в названной рекреационной зоне Кубани ипотечных или инвестиционных программ.

Вышеизложенная позиция респондентов коррелирует с официальным мнением руководителей Краснодарского края (А. Н. Ткачев, 2004; А. А. Ремезков, 2004; и др.), считающих, что инвестиционная привлекательность Кубани обусловлена (в том числе) протяженностью (1200 километров прибрежной полосы) входящего в состав этого субъекта РФ побережья Черного и Азовского морей, куда ежегодно съезжаются до 6 млн. отдыхающих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. Регулирование рынка инвестиций. М.: Дело, 2000.-316 с.
  2. А.Г. Предисловие к современному маркетингу./Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.// Настольная книга по исследованию рынка. -Изд.З-е, перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
  3. Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: Учеб. пособие / Курган, гос. ун-т. Курган. 2002. — 120 с.
  4. С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998.- 315 с.
  5. А. А. Особенности ипотеки жилых домов и квартир. // Жилищный кредит (ипотека). Практическое пособие под ред. проф. Ю. Ф. Симионова. Ростов н/Д: Изд-во Март, 2004. — С. 80 — 112.
  6. И.Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга.-Мн.: Вышэйшая школа, 1999. 274 с.
  7. Ю.Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  8. В.А. Маркетинг: Крат, курс: Учеб. пособие. 4-е изд. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К «, 2003. — 190 с.
  9. М.М. и др. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов.//-М.: Финансы и статистика, 1997.-96с.
  10. З.Ананьева Т. СМИ в системе маркетинговых коммуникаций в сфере Ь-to-b // Маркетинговые коммуникации.-2003.-№ 1.- С. 2−6.
  11. Ю. П., Коршевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1989. — 164 с.
  12. Антитрестовое законодательство и экономика. Международный институт Права США / Пер. с англ. М., 1995. 246 с.
  13. В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 2001. — 180 с.
  14. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы-М., 1995.211 с.
  15. А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ. М.: Мир, 1982. — 286 с.
  16. М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 25−38.
  17. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов.-М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.- 316 с.
  18. A.M., Балабан М. А. Венчурное финансирование инновационных проектов. М., 1999.- 248 с.
  19. Э. Я. Современные российские принципы социальной стратификации населения. М.: Мир, 1994. — 186 с.
  20. В. С. Культура. Диалог культур. // Вопр. философии. 1989. -№ 6.-С. 70−74.
  21. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Ltd, 1994.192 с.
  22. И. И. Основы инновационной деятельности. / А. С. Пелих, В.
  23. М. Джуха, И. И Боков // Экономика отрасли. Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С. 267−288.
  24. Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: справочник. М.: Финансы и статистика, 1997. — 400 с.
  25. В. П., Боровиков И. П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Филинъ, 1998. — 305 с.
  26. Ф. М. Социальная стратификация в России. М.: Планета, 1996.-158 с.
  27. Р. Теория регуляции: Критический анализ /Пер. с франц. М.: Наука для общества, РГТУ, 1997.- 267 с.
  28. Г. И. Структура доходообразующих отраслей хозяйствования в Российской Федерации. Доклад на расширенной Коллегии МНС России. М.: Инфра-М, 2002. — 106 с.
  29. С. М. Организация и планирование инвестиционного рынка. СПб.: ГУЭФ, 2002. — 147 с.
  30. Е. М., Павлов И. П. Инвестиционная политика в регионе. -М.: ЮНИТИ, 2000. 138 с.
  31. В. В. Цифровое моделирование в статистической радиотехнике. — М.: Сов. радио, 1971.
  32. Е. М. Венчурный капитал. Венчурное инвестирование// Инвестирование в инновационный бизнес: Мировая практика венчурного капитала. М., 1996. — С. 245−270.
  33. Т.Н., Ветитнев A.M., Винокуров Б. Л. Основы ценовой политики современных здравниц. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001.- 125 с.
  34. М. Избранные произведения. М.: Планета, 1990. — 228 с.
  35. A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями.//СПб.: Изд-во СПб ГУЭиФ, 1999.-240 с.
  36. . Л., Кабак Г. В., Лиляков П. А. Методика и результатыизучения социальной стратификации населения Сочи. Краснодар: СМИЗС, 1995.-24 с.
  37. .Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации.-СПб: Из-во СПб ГУЭФ, 1998.-246 с.
  38. О.С. Стратегическое управление.-М.: Изд-во МГУ, 1995.236 с.
  39. Д.Н. Исследование уровня монополизации российского фондового рынка // Научные труды РИМЭ. Выпуск 2. Рига, 1998. -С. 48−49.
  40. Д.Н. Новые подходы к систематизации данных на российском рынке экономической информации // Вестник НАУФОР. 1998.-№ 4.-С. 41−42.
  41. Д.Н., Майоров Д. Г. Влияние информационных ресурсов на фондовый рынок // Финансовый бизнес. 1998. — № 11−12. — С. 65−68.
  42. Д.Н., Макарычев Л. Н., Стояновский А. Ю., Судаков Д. А. Перспективы развития фондового рынка России. М.: АЭИ «Прайм-ТАСС», 1997. — 196 с.
  43. И. М., Грачева М. В. Проектный анализ маркетинговой деятельности предприятий в сфере инвестиционных рисков. — М.: Банки и биржи. 1998. — 180 с.
  44. О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999. — 416 с.
  45. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датск. М.: Высшая школа, 1994. 272 с.
  46. И., Бояджиева JL, Солаков Е. Прикладной линейный регрессионный анализ. Пер. с болг. и предисл. Ю. П. Адлера. М.: Финансы и статистика, 1987. — 338 с.
  47. Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 184 с.
  48. .М. и др. Основы управления персоналом. М.: Высшая школа, 1996. — 383 с.
  49. В. В. Совершенствование бюджетно-налоговой политики в сфере ипотечного кредитования населения. //Развитие ипотечных кредитов в Краснодарском крае: Материалы докл. на III Кубанском регион, экон. форуме. Краснодар, 2002. — С. 4−8.
  50. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методика и практика-М.: Финпресс, 1998.-212 с.
  51. Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — Финпресс. 2003. — 304 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
  52. Е.Н. Маркетинговые коммуникации-М.: Финпресс, 2000.315 с.
  53. А. А., Орлова И. В. Компьютерные экономико-математические модели. М.: ЮНИТИ, 1995. — 180 с.
  54. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. 3-е изд. М.: «Ось-89», 1996.
  55. П.Г. Введение в венчурный бизнес в России. // Толковый словарь терминов венчурного финансирования. -С-П., 1999. С. 1330.
  56. Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. М.: Дело 1998.-327 с.
  57. И.О., Черноиванов И. П. Как создать службу маркетингана предприятии.-Кишинев: Штиинца, 1992.-229 с.
  58. В. Н. Перспективные типы ипотечных кредитов для населения Кубани. // Развитие ипотечных кредитов в Краснодарском крае: Материалы докл. на III Кубанском регион, экон. форуме. Краснодар, 2002. — С. 28−32.
  59. В.Ю. Организационные структуры сбыта в маркетинговой политике зарубежных компаний: Автореф. дис.. канд. экон. наук/ МГУ. М., 2002. — 19 с.
  60. И.Г. Технологический маркетинг. М.: ЯНУС-К, 2003. -478 с.
  61. К. Введение в эконометрику. — М.: Инфра-М, 2001.- 216 с.
  62. С.Г. Маркетинговые отношения: эволюция в экономической теории: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Кубанск. гос. технолог, унт. Воронеж, 2003.-23 с.
  63. А. П. Маркетинг в туризма. Минск: Выща школа, 2003. -415 с.
  64. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1990. — 412 с.
  65. В.К. Маркетинговые стратегии предпринимательства: Автореф. дис.. канд. экон. наук/ СПб. гос. ун-т эконом, и финансов. -СПб. 2003. -35 с.
  66. М.А. Экономия ресурсов и эффективность производства. М.: НИИЭИР, 1999. 216 с.
  67. Ким Дж.О., Мюллер Ч. У., Клекка У. Р. и др. Факторный, дискрими-нантный и кластерный анализ. Пер. с англ. Под ред. И. С. Енюкова. -М.: Финансы и статистика, 1999. 326 с.
  68. А.И. Бизнес и маркетинг. М.: Изд-во «Институт менеджмента и маркетинга», 2003. — 328 с.
  69. А. Планирование программ коммуникаций с рынком в сфере business -to business, выборы оптимальных каналов // Маркетинговые коммуникации. 2003. — № 1. — С. 7−9
  70. Кон И. С. Социология личности. М.: Мысль, 1967. — 412 с.
  71. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых иссле-дований.//Маркетинг. 2003. -№ 4. — С. 39−48.
  72. Я.Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. М.: «Ось-89», 1997.— 226 с.
  73. A. JI. Тенденции инвестиционной политики государства. -М.: Финпресс, 2004. 180 с.
  74. М. А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: ДеКа, 2001. — 214 с.
  75. Ю. А. Современные тенденции организации российского бизнеса. СПб.: Питер, 2004. — 286 с.
  76. С. Ф. Разрешение конфликта. // ЭКО. 1989. — № 7.- С.12−16.
  77. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. T. I М.: Республика, 1995. -316с.
  78. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. Т.2 М.: Республика, 1995. -286 с.
  79. С. Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом. М.: Издательский дом «Довгань», 1998.— 179 с.
  80. П. В. Дискретные системы со случайными параметрами и структурой. — М.: Физматлит, 1994.— 180 с.
  81. А. И. Нововведения. Стимулы и препятствия. М.: Финансы и кредит, 1989. — 315 с.
  82. Регионы России: финансовые аспекты развития / Под. ред. В. Кашина. М.: Агентство Инфомарт, 1997. 216 с.
  83. А. А. Кубань спасет Европу от стагнации. // Комсомольская правда. 2004. — № 103/23 (23 290). — С. 16−17.
  84. Н. М. Социальная стратификация современной России. М.: Процесс, 1995. — 210 с.
  85. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986. 202 с.
  86. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 318 с.
  87. А.Ф., Смирнова Е. Е. Институты рынка. М.: Издательство БЕК, 1998.-373 с.
  88. Н. Е. Работа банковской системы и создание благоприятного инвестиционного климата для развития кредитования на территории города Сочи. // Черноморская здравница. 2004. — № 92 (18 999).-С. 3−4.
  89. П. П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Инфар, 1999.-306 с.
  90. А. Н., Уфимцев М. В. Статистическая обработка результатов эксперимента. — М.: МГУ, 1998. 307 с.
  91. А. Н. Об основах правового регулирования инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края. Доклад на VI сессии Законодательного собрания Краснодарского края. Кубанские новости. — 2003. — № 46 (134). — С. 2−3.
  92. Т.Н., Михайличенко А. И. Выставочная индустрия как форма продвижения продукта на рынке //Turisma prakses, izglitibac un petnilcibas integracija/Riga, Turiba, 2000, p. 212−218.
  93. В. С. Система маркетинговых мероприятий по повышению рентабельности малых предприятий в сфере розничной торговли. Сочи: НОЦ РАО, 2003. — 111 с.
  94. В. В. Региональное экономическое право России. М.: Изд-во БЕК, 1999. — 392 с.
  95. Указ Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 201 «О государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».
  96. Федеральный Закон от 16.07.1998 г. № 102 ФЗ (ред. 24.12.2002 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  97. С. Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. / Пер. с англ. -М.: Дело ЛТД, 1993. 449 с.
  98. С. Как показать товар лицом: Выставки и презентации.— М.: КОНСЭКО, Х.Г.С., 1994. 115 с.
  99. С. С. Социология. М.: Издательская корпорация «Ло-гос2, 1996.-412 с.
  100. Д. Программа EVCА в России//Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: Питер, 2000. — С. 51−53.
  101. Й. Человек играющий в тени завтрашнего дня. М.: Планета, 1992. — 117 с.
  102. Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1995. —264 с.
  103. Р., Джонсон Ч. Матричный анализ. М.: Мир, 1999. — 317 с.
  104. Е. М. Статистические методы прогнозирования. — М.: Статистика, 1997. — 328 с.
  105. Е. П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике. М.: Финансы и статистика, 2004. -240 с.
  106. Е. П. Оптимальные и адаптивные системы. — М.: Энер-гоатомиздат, 2000. 254 с.
  107. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. — 328 с.
  108. Л. В., Литвинский К. О. Социально-экономическое состояние и инвестиционная привлекательность Краснодарского края. //проблемы и перспективы аудита в России: тезисы докл. научн.-практ. конф. эконом. Юга России. Сочи, 2003. — С. 60−64.
  109. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с нем. -М.: Инфра, 1997.-297 с.
  110. . П. Инвестиционные фонды / Пер. с нем. М.: Финста-тинформ, 1996. — 407 с. о
  111. И. Теория экономического развития. М.: ЮНИТИ, 2002. — 326 с.
  112. Эконометрика /Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.
  113. Эконометрическое моделирование: Учеб. пособие для вузов. — Вып. 2: Модель экономики России для целей краткосрочного прогноза и сценарного анализа/В. JI. Макаров, С. А. Айвазян, С. В. Борисов, Э. А. Лакалин. М.: МЭСИ, 2002. — 174 с.
  114. К. А. Инвестиционная деятельность коммерческих фирм. -М.: ЮНИТИ, 2003. 186 с.
  115. Altman D.G. Practical Statistics for Economy Research. London, Chapman & Hall 1991. 351 p.
  116. Bock В., Farkas J. Concentration and Productivity. NY, 2002. 216 p.
  117. Bourdon R., Bourrcand F. A critical dictionary of sociology.// Routledge. 1989. — P. 108−112.
  118. Burbart I J., Medlik S.J. Independence of recriations.//Boston.-1996.-340p.
  119. A., Lindsey D. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 с.
  120. Elliot J. Money, Banking and Financial Markets. St. Paul, N.Y.: West Publishing Company, 1999. 292 p.
  121. Giddens A. Sociology. // Cambridge (1989). 441 p.
  122. Glaser W.A. Politics of cost control abroad.//-Bull.N.Y.Acad.Med.-1980.-vol.56.-№l.-p.l07−114.
  123. Glassman M. R., Ford J. B. An Empirical Investigation of Marketing Science. Journal of Marketing 50 (2001). — P. 52−60.
  124. C. «The Political Economy of Safety Nets During Market Transitions: The Case of Poland». Foreign Policy Studies Program, Tbc Brookings Institution, Research Paper Series, Paper Numbers, 1993.
  125. Higie R. P., Sewall M. A. Using Recall in Marketing. Journal of Marketing 22 (2000). — P. 112−113.
  126. Kalwani M. U., Silk A. J. On the Reliability and Predictive Validity in Marketing. Journal of Marketing 34 (1998). — P. 64−69.
  127. Kaysen C, Turner D. Antitrust policy. An Economic and Legal Analysis. Cambridge, Harvard univ. press, (2001). 126 c.
  128. Kelso L.O., Kelso P.H. Democracy and economic power: Extending the ESOP revolution through! binary economics. Lanham:. San Francisco, 1998.-115 p.
  129. Keyes T.R., Miller D. The Global Investor: How to Buy Stocks Around the World. N.Y., 1990 322 p.
  130. Krippendorf J. Recriation independent. London, 1997.-207 p.
  131. Krugman H. E. Pints of View: Measuring Marketing. Journal of Marketing 49 (1996). — P. 77−79.
  132. Lloyd C. Microeconomic Analysis.-Homewood, Illinois,-R.D.Irwin, 1997.-312 p.
  133. Loss L. Securities Regulation. Boston, 1991. 445 p.
  134. А. Принципы экономической науки / Пер. с англ. Т. 1. -М.: Прогресс, 1993. 416 с.
  135. Mason СМ., Harrison R.T. Business angel networks and the development of the informal venture capital market: is there still a role for public policy? U Small Business Economics, 1997, № 9.- p. 111−123.
  136. Meyer F.V., Cerner D.C., Parker T.S. Problems of a Mature Economy. -London, 1999.-P. 314.
  137. Modernising U.S. Securities Regulation. N.Y., 1992. 274 p.
  138. Monopolkommission. Oekonomische Kriterien fur die Rechtsan-wendung. Baden-Baden: Nomos, 1994 218 p.
  139. Motuhky H. Intuitive Biostatistics. NY, Oxford: Oxford University Press, 1995.-P. 305−308.
  140. Myers J. H., Reynolds W. H. Consumer Behavior in Marketing Management. Boston: Houghton, 1997. — 112 p.
  141. Optner S.L. Systems Approach in Planning and Control // Proceedings 15th CIOS International Management Congress: West Publishing Company. 1999.-349 p.
  142. Peter J. P., Olson J. C. Consumer Behavior and Marketing Strategy. -Homewood: Irwin, 1993. P. 175−217.
  143. Poole M. The Origins of Economic Democracy.-Lnd. 1999.-1 lip.
  144. Quintlen R. Confessions of a venture capitalist inside the high-stakes world of start-up financing. New York: Warner Books, 2000.- 218 p.
  145. Radygin A. Corporate securities market in Russia: general review and governmental policy. OECD Headquarters. Paris, 6 July, 1998.- 317 p.
  146. Robert O. Ed mister. Financial Institutions: Market and Manegment. N.Y., 1996.-288 p.
  147. Rutferford J. Introduction to Stock Exchange Investment. L., 1990.412 p.
  148. Sarel D. P. Tracking and Commercial Marketing. Journal of Marketing 42 (1999).-P. 82−87.
  149. Schreir F. L. Modern Marketing Research: A Behavioral Science Approach. Belmont: Wadswonk, 2003. — 218 p.
  150. Sharpe W.F. Investments. N.Y., 1998. 348 p.
  151. Stonmagch P. Global Stock Market Reforms. Aldershot, 1997. 377 p.
  152. Teweles R.J., Bradley E.S. The Stock Market. N.Y., 1997. P. 447.
  153. Thompson P., Mchugh D. Work organizations. London (1990). -219p.
  154. Turton R. Behavior in business context. Oxford (1990). — 312 p.
Заполнить форму текущей работой