Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизмы государственного регулирования развития малого предпринимательства в России: На федеральном и региональном уровнях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая, что программное развитие малых предпринимательских структур в рыбном хозяйстве Сахалинской области потребует значительного времени, в диссертации представлена предлагаемая автором программная стратегия малого предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе. Предложен двухэтапный сценарий реализации программы. На первом этапе, охватывающем период с 2003 по 2005 год предусматривается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малое предпринимательство как особый хозяйственный уклад современной рыночной экономики
    • 1. 1. Эволюция малого предпринимательства в условиях рыночной экономики
    • 1. 2. Место и роль малого предпринимательства в механизме функционирования рыночной экономики
    • 1. 3. Малое предпринимательство как объект экономических исследований
    • 1. 4. Специфические особенности малого предпринимательства как самостоятельного хозяйственного уклада
  • Глава 2. Взаимодействие малого бцзнеса и государства в решении экономических и социальных проблем
    • 2. 1. Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в России
    • 2. 2. Вклад малого предпринимательства в решение задач подъема российской экономики
    • 2. 3. Оценка макроэкономической эффективности малого предпринимательства
  • Глава 3. Региональные целевые программы развития малого предпринимательства
    • 3. 1. Методологические и организационные основы разработки и управления реализацией региональных программ развития малого предпринимательства в России
    • 3. 2. Анализ состояния малого предпринимательства в Сахалинской области и обоснование необходимости применения программно-целевого подхода
    • 3. 3. Опыт Сахалинской области в разработке и реализации региональной программы развития малого предпринимательства (на примере рыбного хозяйства)
    • 3. 4. Программная стратегия развития малого бизнеса в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области.¦

Механизмы государственного регулирования развития малого предпринимательства в России: На федеральном и региональном уровнях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические реформы в России привели к зарождению и становлению предпринимательства как органичной составной части рыночной экономики. Провозглашение свободы предпринимательской деятельности, законодательное закрепление прав на нее послужили толчком к первоначально бурному расцвету малых форм бизнеса, укоренившихся прежде всего в сфере торговли, бытовых услуг, строительства, а затем в промышленности ' и в сельском хозяйстве.

Несмотря на изначальный подъем малого предпринимательства в России, наблюдавшийся в первой половине девяностых годов, в последующие годы возымело место замедление развития этого сектора российской рыночной экономики. Стало очевидным, что малый бизнес в России не способен устойчиво и уверенно развиваться без государственной поддержки, сочетаемой с государственным регулированием его деятельности.

Роль маломасштабного предпринимательства в решении задач обеспечения устойчивости и дальнейшего подъема российской экономики, создания рабочих мест, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в товарах и услугах стала весьма значимой в государственном масштабе. В результате возникла проблема рассмотрения малого предпринимательства как объекта государственной экономической и социальной политики, направленной на взаимосвязанное развитие общественного и частного сектора в рыночной среде хозяйствования. В то же время для государства малый бизнес в силу его тесной связи с производственной и социальной сферой, с жизнеобеспечением, с занятостью значительной части населения становится эффективным инструментом проведения государственной социально-экономической политики.

В многочисленных научных и прикладных исследованиях, посвященных развитию малого предпринимательства в России, проблема взаимодействия государства и предпринимательских структур на началах государственного регулирования, с одной стороны, и партнерства, с другой стороны, обойдена вниманием. Акценты в этих работах смещены в область государственной правовой и финансовой поддержки предпринимательства, устранения административных барьеров, препятствующих его развитию. Между тем, без решения общей проблемы установления места и роли малого бизнеса в системе формирования и реализации государственной макроэкономической политики трудно решить частные задачи создания условий для последующего эффективного функционирования и развития предпринимательства в российской рыночной среде.

Таким образом, тема диссертационного исследования, посвященного обоснованию механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в России, рассматриваемого как сектор экономики и средство реализации государственной экономической политики, приобретает актуальность как в научном плане, так и с практических позиций.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и выявлении практических решений, направленных на формирование путей, способов и средств развития малого предпринимательства в России, рассматриваемого как составной части национальной экономики, объекта государственного регулирования и инструмента осуществления государственной социально-экономической политики.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— выявить сущность и особенности малого предпринимательства как специфического хозяйственного уклада и формы хозяйствования, широко используемых в рыночной экономике;

— проанализировать опыт развития малого предпринимательства встранах с развитой рыночной экономикой и сопоставить его с практикой становления сектора малого бизнеса в России;

— установить области непосредственного взаимодействия государства и маломасштабного бизнеса в реализации экономической и социальной политики;

— обосновать концептуальные направления государственной политики, ориентированной на поддержку малого предпринимательства в России;

— предложить методы и критерии оценки макроэкономической эффективности малого бизнеса и его вклада в решение проблем экономического и социального развития;

— научно обосновать необходимость и определить области рационального использования федеральных и региональных программ развития малого предпринимательства в регионах-субъектах Федерации;

— на основе опыта Сахалинской области как субъекта Российской Федерации выработать практические рекомендации по методологии разработки и управлению реализацией региональных программ подъема производственного предпринимательства;

— выработать программную стратегию развития предпринимательства в малых формах в рыбном хозяйстве Сахалинской области.

Объект исследования представляет малое предпринимательство в российской экономике посттрансформационного периода, функционирующее в рыночных условиях во взаимодействии с другими секторами хозяйственной системы страны.

Предметом исследования является совокупность организационноправовых, налоговых, стимулирующих, программных механизмов — 1 государственного регулирования малого предпринимательства в целях эффективного использования его как составной части национальной экономики и экономики регионов-субъектов Российской Федерации, а также инструмента проведения государственной экономической политики.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области формирования государственной экономической и социальной политики, регулирования малого бизнеса, региональных аспектов развития малого предпринимательства, взаимодействия государственного и частного сектора экономики. В работе использованы методы системного анализа, моделирования, экономико-статистические методы, экспертные оценки.

Автор опирался на результаты исследований ведущих ученых-экономистов: Абалкина Л. И., Бандмана М. К., Балацкого Е. В., Блинова А. О., Бусыгина А. В., Бурака П. И., Виленского А. В., Виссарионова А. В., Гранберга А. Г., Колесниковой Л. А., Котилко В. В., Кошкина В. И., Кузнецовой О. В., Лапусты М. Г., Лексина В. Н., Любовного В .Я., Орлова А. В., Пчелинцева О. С., Райзберга Б. А., Федотовой М. А., Шнипера Р. И., Штульберга Б. М. и других авторов.

Информационную основу исследования составили статистические данные Госкомстата России и Комитета по статистике Сахалинской области, нормативно-правовые акты по вопросам государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, данные, приводимые в научных источниках, результаты расчетов автора, опросы экспертов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в отличие от других работ, посвященных анализу состояния и решению проблем развития малого предпринимательства в России, в настоящей работе развитие малого бизнеса рассматривается во взаимосвязи с функционированием экономики страны в целом. В диссертации предложены пути взаимодействия государственных федеральных и региональных органов управления с малыми предпринимательскими структурами, основанные на представлении о предпринимательстве как органичной части российской экономики и одном из инструментов реализации государственной социальноэкономической политики.

Наиболее существенные научные результаты, характеризующие новизну диссертационного исследования и личный вклад автора, состоят в следующем: выявлена специфика протекания процессов развития малого предпринимательства в российской экономике в рыночных условиях управления этими процессами на федеральном и региональном уровнях, вусловиях, сложившихся в результате проведения экономических реформ и преобразования системы управления экономикойустановлены области и виды хозяйственного, финансового, управленческого взаимодействия государства и предпринимательского сектора экономики, связь вклада малого бизнеса в решение задач подъема производственной и социальной сферы с государственной законодательной, инвестиционной, программной поддержкой предпринимательства;

— обоснованы пути и способы активизации малого бизнеса в России как инструмента проведения государственной экономической и социальной политики в масштабе хозяйства страны в целом, отраслей экономики, регионов-субъектов Российской Федерации посредством административных, налоговых, денежно-кредитных мер;

— разработаны методы и предложены аналитические зависимости для оценки народнохозяйственной эффективности малого предпринимательства, измеряемой его вкладом в ВВП страны, ВРП региона, поступлением средств в бюджеты разных уровней, решением социальных проблем;

— обоснована целесообразность разработки и применения региональных среднесрочных программ развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и видах деятельности регионов — субъектов Российской Федерации, определены методические и организационные подходы к созданию и управлению реализацией программ развития малого бизнеса на примере программы развития рыбного хозяйства в Сахалинской областивыработана программная стратегия развития малого предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области, на основе которой при непосредственном участии автора диссертации разработана, принята и осуществляется региональная программа развития малого бизнеса в рыбном хозяйстве области.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что предложенные в нем механизмы укрепления связи между развитием малого предпринимательства в России и проведением государственной макроэкономической политики позволяют органично вписать малую предпринимательскую деятельность в общую концепцию подъема производственной и социальной сферы. Тем самым государственная поддержка малого предпринимательства будет не только формой помощи бизнесу, но и средством способствования развитию предпринимательства как составной части российской экономики, инструментом проведения макроэкономической и региональной политики, способом повышения вклада предпринимательства в доходы бюджетов всех уровней, в обеспечение занятости в самых разнообразных сферах деятельности.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения о путях дальнейшего подъема российского предпринимательства в контексте общей стратегии обеспечения экономического роста могут быть использованы в Минэкономразвития России, в министерствах отраслевого и социального профиля, в законодательных органах Федерации и её субъектов, в исполнительных органах государственной власти регионов-субъектов Российской Федерации при подготовке законодательных актов и принятии решений о развитии малого предпринимательства.

Апробация работы. Результаты диссертационной работы нашли отражение в Законе Сахалинской области от 24.06.1998 г. № 70 «О поддержке малого предпринимательства в Сахалинской области» и в Законе Сахалинской области «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства на территории Сахалинской области на 2001 — 2003 годы». Материалы диссертационного исследования докладывались на IV научно-практической конференции преподавателей Южно-Сахалинского института менеджмента и государственного управления в 1999 году, Второго Сахалинского форума в 2002 году, Конференции по малому и среднему бизнесу в г. Южно-Сахалинске в 2002 году. Основные материалы и результаты диссертационного исследования опубликованы в виде научных статей, тезисов докладов в 12 изданиях общим объемом авторского текста 19,7 печатных листов.

Глава X. Малое предпринимательство как особый хозяйственный уклад современной рыночной экономики.

Выводы и рекомендации.

1.Малое предпринимательство, исторически сложившееся как мелкое частнособственническое производство, постепенно трансформировалось в широко распространенную форму деятельности в сфере производства и услуг как отдельных лиц, так и сравнительно небольших организаций, предприятий. Последующий рост малого предпринимательства, увеличение его доли в общественном производстве обусловлены рядом преимуществ малых форм деятельности, такими ^ как мобильность, гибкость, проникновение на разнообразные рынки, прямые контакты с потребителями, привлечение свободной рабочей силы.

Одновременно развитию малого предпринимательства и повышению его значимости в масштабах региональной и национальной экономики способствует освоение малым бизнесом новых для него сфер экономической деятельности, в частности — инновационной. Структура потребительского спроса на товары и услуги, в которой все более весомым становится спрос на небольшие серии со специальными свойствами, также служит движущей силой в развитии малого предпринимательства, ставшего к тому же полем приложения творческой инициативы.

2. В современной рыночной экономике используется множество количественных и качественных критериев отнесения предпринимательских структур к категории «малых». В число таких признаков входят: объем производства и продаж, доля на рынке, величина капитала и инвестиций в основной капитал, численность работников, форма собственности, правовой статус и организационно-правовая форма, немонополистическое положение на рынке и ряд других критериев, различающихся в разных странах. К малому бизнесу принято относить не только организации, юридические лица, но и физические, ведущие коммерческую деятельность без образования юридического лица. Наряду с товарами и услугами малые предприятия производят узлы, детали, комплектующие элементы по кооперации, на основе подрядов по заказам крупных фирм.

К числу признаков малого предпринимательства многие известные авторы относят повышенный риск, опору на собственный капитал, способность осуществлять быстрые инновации, ориентацию на получение прибыли за короткий отрезок времени, потенциальную возможность ускоренного создания рабочих мест и повышения уровня занятости жителей территориальных поселений. Малые предприятия в современной рыночной экономике стали восприниматься как специфический вид хозяйственного организма, представляющего органичную часть хозяйства региона и страны.

3. Анализ мирового и отечественного опыта малого предпринимательства свидетельствует, что оно представляет собой особый относительно самостоятельный социально-экономический уклад, образуемый предприятиями, организациями ограниченной размерности, характеризующийся адаптивными формами и механизмами хозяйственной деятельности, способными приспособиться к широкому спектру рыночных запросов. Малые предприятия намного сложнее, чем крупный бизнес, вписываются в национальную экономику и обладают способностью воплощать государственную стратегию. Они в большей мере тяготеют к включению в неформальный, теневой сектор, характеризуются высокой степенью неустойчивости.

Указанная специфика малого предпринимательства, в полной мере проявляющаяся в России, порождает исследуемую в диссертации проблему превращения маломасштабного бизнеса в полноценный объект национальной экономики и инструмент воплощения государственной социально-экономической политики. Решение этой проблемы должно стать одной из первостепенных задач дальнейшего реформирования системы государственного регулирования рыночной экономики в России. Оно позволит в полной мере использовать гибкость, маневренность, мобильность малых предприятий, их способность удовлетворять обширный круг запросов производства и населения, относительно невысокую ресурсоемкость малого бизнеса при высокой оборачиваемости капитала и способности реализовать антимонопольную функцию.

4. Практически во всех странах мира проводится политика государственной поддержки малого предпринимательства. Тяготение правительств к подобной поддержке обусловлено прежде всего обширными масштабами малого бизнеса, его значительным вкладом в валовой внутренний продукт, развитие инфраструктуры, обеспечение занятости, ускоренное освоение рыночных ниш. В то же время государственные расходы на поддержку малого предпринимательства обладают в перспективе шансами на окупаемость благодаря развитию малых производств и расширению за счет этого базы налогообложения и появлению других источников поступлений в государственную казну от малого бизнеса.

В этом свете рационально ослабить текущее налоговое бремя малого предпринимательства путем изменения как налоговых ставок, так и форм взимания налоговых поступлений, упорядочения и повышения адресности налоговых льгот. Анализ опыта взаимодействия государственных органов управления и бизнеса свидетельствует, что участие государства в решении проблем развития российского предпринимательства необходимо как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Основой государственной политики в отношении малого предпринимательства должны стать стратегическое видение и принципы партнерства. Как свидетельствует опыт Сахалинской области, поддержка малого предпринимательства со стороны государства прежде всего необходима в части обеспечения доступа к кредитным финансовым ресурсам, субсидиям и субвенциям, а также путем гарантирования поступления средств, предусмотренных государственными программами.

5. Практика рыночных преобразований в России подтверждает способность малого предпринимательства ускорять и углублять структурную перестройку экономики, развивать деятельность, способствующую достижению целей экономической и социальной политики государства. Дальнейшее прогрессирование малого бизнеса позволит в более полной мере решать государственные задачи эффективного функционирования производства и сферы услуг, поможет преодолению ряда социальных проблем, повышению благосостояния народа, подъему экономики. Малый бизнес в немалой степени участвует в механизме воспроизводства, расширяет платежеспособный спрос, способен снабжать рынок самыми разнообразными товарами и услугами. Эти качества малого предпринимательства делают его одним из важнейших инструментов государственной экономической политики.

Вклад малого предпринимательства врешение задач подъема и обеспечения устойчивого развития российской экономики характеризуется следующими показателями:

— долей участия малых предприятий в создании ВВП, составившей в 2002 году примерно 20%;

— численностью занятых в мал, ом бизнесе, составившей в 2002 году примерно 15% общей численности;

— удельным весом прибыльных организаций, составившим в 2001 году 66% от общего числа;

— ростом производительности труда, которая в 2001 году вдвое превысила производительность в 1997 году.

Представительной оценке вклада малого бизнеса в экономику России препятствует отсутствие надежных, сопоставимых статистических данных.

6. Макроэкономическая (народнохозяйственная) эффективность малого бизнеса определяется исходя из положительных, благоприятных для экономики страны экономических и социальных результатов его деятельности в сопоставлении с государственными (бюджетными) расходами на функционирование и развитие предпринимательского сектора. В качестве показателей макроэкономической эффективности малого бизнеса, совокупность которых позволяет судить о его вкладе в проводимую государством экономическую и социальную политику, в диссертации предложены следующие:

1) отношение годового прироста ВВП за счет малого предпринимательства к средствам, затраченным государством на его поддержку;

2) бюджетная эффективность, измеряемая отношением поступлений средств в государственный (федеральный, региональный) бюджет за счет деятельности малого бизнеса к общему объему бюджетных затрат на поддержку малого бизнеса за тот же период времени;

3) отраслевая и региональная эффективность в виде отношения годового объема продукции, выпускаемой участниками малого бизнеса в масштабе отрасли, региона к годовому объему затрат субъектов малого предпринимательства на выпуск продукции, товаров, услуг. Этот показатель характеризует производительность труда в секторе малого предпринимательства;

4) социальная эффективность малого бизнеса на уровне страны, региона, измеряемая отношением суммарного благоприятного социального результата, являющегося итогом деятельности субъектов малого предпринимательства, к объему государственных затрат на поддержку малого бизнеса за тот же период времени.

7. Одна из причин недостаточно интенсивного развития малого предпринимательства в России заключается в крайне недостаточном уровне применения программно-целевых методов как механизма государственного регулирования и способствования расширению малого бизнеса. Между тем, развитие малого предпринимательства в российской экономике трансформационного периода заслуживает стать программной целью как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Становится все более необходимым создание и задействование организационных форм, методов и инструментов разработки и управления реализацией региональных программ развития малого предпринимательства, воплощающих экономическую и социальную стратегию регионов — субъектов Российской Федерации.

В диссертационной работе изложены методические подходы и организационные основы построения программ развития малого предпринимательства в крупных российских регионах и управления реализацией таких программ, сформулированы ключевые программные мероприятия. В качестве источников финансирования программ предлагается использовать взносы участников программы, средства регионального и федерального бюджетов, средства фондов, союзов, ассоциаций малого бизнеса, долевые средства отечественных и зарубежных инвесторов, специально создаваемые программные фонды, доходы от коммерческих мероприятий самой программы. Рассмотрены показатели-индикаторы, которые рекомендуется использовать при оценке эффективности мероприятий программы, социально-экономических и экологических последствий ее реализации.

8. Теоретические и методологические разработки приложены автором диссертации при разработке программы развития малого предпринимательства в Сахалинской области. Разработке этой программы предпослан представленный в диссертационной работе анализ состояния малого предпринимательства в Сахалинской области, на основе которого выявлены экономические и социальные проблемы, требующие программного решения. Малые предприятия в области распределены неравномерно по отраслям и видам деятельности, превалируя в промышленности, торговле и общественном питании, строительстве, транспорте. В промышленности они выпукло представлены в рыбном хозяйстве.

При общей благоприятной тенденции роста занятости в сфере малого предпринимательства сам рост неустойчив. Удельный вес занятых на малых предприятиях в общей численности работающих составляет примерно 12%, что ниже средней величины занятости малым бизнесом в России. Наблюдаемое в целом увеличение прибыльности малых предприятий — юридических лиц не обладает стабильностью, рентабельность находится на среднем уровне 6 — 7%, явно недостаточном. С учетом структуры экономики Сахалинской области, а также факта сложившегося существенного участия малого предпринимательства в рыбном хозяйстве в диссертации обоснован вывод о целесообразности выделения в Программе государственной поддержки малого предпринимательства подпрограммы, ориентированной на рыбохозяйственный комплекс.

9. Программный подход к развитию предприятий, организаций малого бизнеса призван способствовать решению проблем рыбохозяйственного комплекса Сахалина и Дальнего Востока в целом. Это проблемы структуры производства, задачи обновления промыслового флота, активизации маркетинговых служб и товаропроводящих сетей, оздоровления денежной и кредитно-финансовой системы, реформирования управления, налаживания федеративных отношений между центром и регионами. В диссертации выделены внутренние и внешние, отраслевые, региональные, природные, программные проблемы развития малого предпринимательства в рыбном хозяйстве Сахалинской области и выявлены экономические, социальные, рыночные предпосылки решения этих проблем.

10. Учитывая, что программное развитие малых предпринимательских структур в рыбном хозяйстве Сахалинской области потребует значительного времени, в диссертации представлена предлагаемая автором программная стратегия малого предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе. Предложен двухэтапный сценарий реализации программы. На первом этапе, охватывающем период с 2003 по 2005 год предусматривается повышение устойчивости функционирования рыбного хозяйства области на основе совершенствования законодательства в области рыболовства, налоговой и кредитной политики, структурной перестройки производства, восстановления и частичного обновления производственного потенциала. На втором этапе (2006 — 201.0 г. г.) предусматривается наращивание темпов роста производства, коренное обновление производственной базы, значительный рост эффективности и повышение уровня удовлетворения внутренних и внешних потребностей в рыбной продукции.

Программное развитие малых предприятий рыбохозяйственного комплекса в перспективе рассмотрено в работе по трем сценариям: 1) в соответствии со сложившимися тенденциями на основе инерционного развития- 2) в условиях проведения комплексной реформы управления- 3) при значительном расширении зоны рыбного промысла.

Проведена оценка экономической, бюджетной, социальной эффективности программы развития малого бизнеса по разным сценариям.

11. Выполненное в работе исследование позволило выявить причины и обстоятельства, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России в целом и в отдельных регионах страны. В диссертации определены программные направления роста малого бизнеса, рассматриваемого в качестве объекта государственной экономической политики, регулируемого с применением рыночных механизмов. Программная стратегия развития малого предпринимательства в Сахалинской области, разработанная автором, может быть использована в других регионах — субъектах Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Методы и организация программно-целевого управления экономикой субъекта Российской Федерации (на примере Костромской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ГУ ИМЭИ, Москва, 2003.
  2. Анализ места и роли малых и средних предприятий в России. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2003
  3. В.А., Крылова Е. Б. Малое предпринимательство в решении проблем занятости.// Российский экономический журнал, № 3,1996.
  4. В., Хавранек П. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. -М.: Интерэксперт, 1995
  5. А.В. Предпринимательство. Основной курс. М.:ИНФРА — М, 1997
  6. А.В. Финансовая поддержка малого предпринимательства. // Экономист, 1999, № 9.
  7. А.Б., Еланчук P.JL Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии).// Проблемы теории и практики управления, № 5, 2000.
  8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса. // Информационно-аналитический сборник. Институт предпринимательства и инвестиций. М., 2003 г. с. 42
  9. В.П. Малое предпринимательство в рыбном хозяйстве России. //Рыбное хозяйство, № 5, 1996
  10. Доклад руководителя Минэкономразвития Грефа Г. О. на заседании Правительства РФ 20 февраля 2003 года.
  11. . Малые предприятия шаг к рынку. — М.: Вопросы экономики № 8,1990. с. 69−75
  12. Ф.В. Формирование народнохозяйственного комплекса Дальнего Востока. -М.: Наука, 1990
  13. М.Л. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. — N2,-С.60−73
  14. В.Б., Шпаченков Ю. А. Концепция развития рыбного хозяйства Дальнего Востока в долгосрочной перспективе.// Рыбное хозяйство, № 6, 1996.
  15. П.С. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских товаропроизводителей: М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. // Маркетинг № 6,1996
  16. Н.Г. Государство и малый бизнес США. -М.: Наука, 1987
  17. Кара-Мурза Д. С. Малые предприятия как уклад «третьей волны» цивилизации: теория А. В. Чаянова и ее приложение к промышленности. //Журнал теории и практики Евразийства. 2001, № 9, с.21
  18. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  19. В. Экономическая теория и реальность трансформационных процессов. М.: Проблемы теории и практики управления, № 6,1995
  20. JI.A. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. Под ред. Злобина, -М.: Эдиториал УРСС, 2001 с.76
  21. JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. — М.: Новый Логос, 2000
  22. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2010 года. М.: ВНИЭРХ, 1996. — 139с.
  23. Концепция социально-экономического развития Сахалинской области на среднесрочную перспективу и на период до 2005 года Южно-Сахалинск, 1995.
  24. Р. Природа фирмы// Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Под ред. В. М. Гальперина. СПб, Экономическая школа, 2000, с. 11−32.
  25. А.Ю. Положение средних и мелких предприятий в Японии// Япония. 1989. Ежегодник. -М.: Наука, 1991 с. 131−147.
  26. Н.В., Кузнецов В. М. Экономический комплекс Дальнего Востока. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1992.
  27. Курс экономики. Под ред. проф. Райзберга Б. А. М/.ИНФРА-М, 2001
  28. Д.Г. Малые предприятия -первый шаг к рынку// Трудный поворот к рынку. -М.: Экономика. 1990
  29. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2004. — 454с.
  30. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник Госкомстат России. -М.: 2003, 109с.
  31. Малого бизнеса в 2003 г. стало больше ИА «Альянс Медиа"// 09.02.2004 г. по материалам газеты «Ведомости».
  32. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. •— М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. 220 с.
  33. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам Первого всероссийского съезда представителей малых предприятий)// Российский экономический журнал, № 3,4- 1996.
  34. Малые предприятия: последствия кризиса. Проект Тасис SMERUS9803 «Поддержка развития малого предпринимательства», 2000.
  35. Малый бизнес ждет большое будущее. Осталось до него лишь дожить.//Финансовые известия, 5 марта 1996 г. c. IV
  36. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. — М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1997
  37. Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002 г., с, 328.
  38. П.А., Резин О. М., Чичканов В. П. Экономика Дальнего Востока: перспективы ускорения. Хабаровск: Книжное издательство, 1986
  39. Неформальный сектор в российской экономике. М.: ИСАРП, 1998
  40. В.П., Поталов Л. В. Управление региональной экономикой. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2003.
  41. А.В. Надежда. О малом бизнесе России: Учебное пособие. М.: Международный университет, 2003.
  42. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. — М: АМиР, ИЛИ, 2001 г., с. 384
  43. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. Ситов И. И., Любовный В .Я., Хорев Б. С. и др. JL: Наука, 1987
  44. .А., Л.Г. Лобко. Программно-целевое планирование и управление. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
  45. В. Малое и среднее предприятие в народном хозяйстве. Из сборника статей 1949 г. «Концепция хозяйственного порядка. Учение ордолиберализш'7 Политэконом. И, 1998. с. 50−58
  46. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Ресурсный центр малого предпринимательства в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803. Нидерландский экономический институт.
  47. В.В. Россия, Дальний Восток, Сахалинская область. Проблема и практика интеграции в мировое хозяйство. Монография. В.: «Дальпресс», 1999.
  48. В.В. Экономика Сахалинской области. Проблемы и перспективы. Монография. Саппоро (Япония), 2000 г.
  49. Рыночные преобразования на Дальнем Востоке. Под ред. Симакова В. И. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1994
  50. В. Феномен предпринимательства. Российский экономический журнал. -1995. № 9, с. 45−50
  51. Т., Воутилайнен Э., Поренне П. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993
  52. Система государственной поддержки предпринимательства (научно-аналитический обзор). М.: РАН, ИНИОН, 1993
  53. В.В. Концептуальные подходы мотивации устойчивого развития предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе России. В сб. «Предпринимательские проблемы экономического реформирования России». М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
  54. Статистическая информация по малому предпринимательству России (по субъектам Российской Федерации). Проект Тасис SMERUS9803 «Поддержка развития малого предпринимательства», 2002.
  55. Субъект Российской Федерации и местное самоуправление. Пути совершенствования экономического взаимодействия. -М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  56. Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Пробл. -темат. Сб. М.: ИНИОН, 1999, с. 39.
  57. В.А., Алексеев И. С., Трайнев И. В. Стратегия и тактика предпринимательской деятельности в отечественной и зарубежной практике. М.: МАИПиТ, 1995.
  58. И.Ю. Взаимодействие малого и крупного бизнеса: шанс для выживания рыбопромышленной отрасли Сахалина.// Малое предприятие, № 1, 2001 г.
  59. Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996−2005 годы. М., 1996
  60. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. -М.: Прогресс, 1991, Вып. 1.
  61. А.В. Организация крестьянского хозяйства. В сб. А. В. Чаянов. Крестьянское хозяйство. М.: Экономика, 1989, с.117
  62. Г. К. Парадоксы эволюции капитализма(3апад и Восток). М.: Институт востоковедения РАН, 1998. с. 147
  63. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ// Российский экономический журнал. № 3, 1993.
  64. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1985.
  65. Э JIc Сото. Иной пл’ть, НсвХ’ГГго^э.^ рзводюиия е третьем мтгре. .'i.: CsiHUs^v 1 сю^
  66. Экономика Дальнего Востока в условиях реформы. Материалы международной научной конференции. Под ред. Минакира П. А., Михеевой Н. Н., Шейнгауза А. С. -Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1995
  67. Экономика Дальнего Востока: реформа и кризис. Под ред. Минакира П. А. -Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1994
  68. Экономика и бизнес. Под ред. Камаева В.Л.- МГТУ, 1993
  69. Audretsch D. The dynamic role of small firms: evidance from the U.S. World bank. Wash., June 2001. P. 10.
  70. Audretsch D. B. Entrepreneurship: A Survey of the Literature. CEPR. London. 2002. P. 67.
  71. D. В., and R. Thurilc, What’s New about the New Economy? Sources of Growth in the Managed and Entrepreneurial Economies, //Industrial and Corporate Change, 2001,1 10. P. 267−315.
  72. Birch D. v The Job Generating Process. Unpublished Report. Wash.: US Department of Commerce. 1979.
  73. Brock W.A.,. and D.S. Evans, Small Business Economics, //Small Business Economics, 1989, 4, P. 7−20.
  74. Caves R. E. Industrial Organization and New Findings on the Turnover and Mobility of Finns. //Journal of Economic Literature. 1998, December. P.1947−1982
  75. Hart 1С. Informal urban income opportunities and urban employment in Ghana //Journal of Modern African Studies. 1973.1 1. P. 61−90.
  76. Lafuente, A., V.Salas. Types of Entrepreneurs and Firms: The Case of New Spanish Firms. Strategic Management Journal, Vol. 10, 1989. PP. 17−30.
  77. Nickels W., McHugh J., McHugh S. Understanding business. N.Y.: Boston Irwin, 1993
  78. Nugent J. B. and Seung-Jae Yhee. Small and Medium Enterprises in Korea: Achievements, Constraints and Policy Issues The World Bank. Washington, June 2001. P. 20.
  79. Observatory of European SMEs. 2002/8. Highlights from the 2992 survey. Luxembourg, 2002. P.8−9
  80. SMEs employment, innovation, and growth. The Washington workshop, P. O.E.C.D., 1996. P.3.
  81. Stevenson L., and A. Lundstrm. Patterns and trends in Entrepreneurship/SME policy and practice in ten economies. Stockholm. 2001
  82. The European observatory for SME. Annual Report, 1998
  83. The European observatory for SME. Fifth Annual Report. 1997.
  84. The European observatory for SMEs. Fourth annual report. Luxembourg, 1996. P. 23
  85. Vernon, R. Organization as a scale factor in the growth of firms. In J. W. Markham & G. F. Papanelc (Eds.), Industrial organization and economic development: 47−66. Boston: Houghton Mifflin. 1970.
  86. Электронные интернет источники:9 0. http ://www.ovsem. com/user/tpree/mdex.shtml.91. www.nalog.ra92. www.nisse.ru93. www.rcsme.ru
Заполнить форму текущей работой