Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление экономическим развитием регионального производственного комплекса в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественные исследователи в области управления региональным и отраслевым экономическим развитием в нашей стране на основе использования инвестиций анализировали эти процессы при прямом распределительном процессе капиталовложений. В тех условиях рынок отсутствовал, а присутствовали громоздкий и неуклюжий механизм и инфраструктура движения инвестиционных ресурсов, характерные для экономики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
    • 1. 1. Экономическая сущность воздействия иностранных инвестиций на развитие региональных производственных комплексов
    • 1. 2. Закономерности процессов воздействия иностранных инвестиций на развитие региональных производственных комплексов на современном этапе
    • 1. 3. Обеспечение инвестиционной безопасности как элемент управления развитием региональных производственных комплексов
  • Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 2. 1. Общая характеристика, структура и особенности вложения иностранных инвестиций в экономике России
    • 2. 2. Факторы негативного влияния иностранных инвестиций на развитие российских региональных производственных комплексов
    • 2. 3. Экономическое положение и проблемы развития производственного комплекса Краснодарского края под воздействием иностранных инвестиций
  • Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
    • 3. 1. Экономические критерии управления процессами развития региональных производственных комплексов с участием иностранного капитала
    • 3. 2. Методика формирования и реализации региональной экономической политики на основе использования иностранных
  • Ш инвестиций
    • 3. 3. Методические основы обеспечения инвестиционной безопасности развития региональных производственных комплексов под влиянием иностранных инвестиций
  • Глава 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВ
    • 4. 1. Формирование механизма мониторинга использования иностранных инвестиций в региональном производственном комплексе с участием правоохранительных органов
    • 4. 2. Основные направления улучшения функционирования системы управления развитием региональных производственных комплексов с использованием иностранных капиталов
  • Г 4.3 Проблемы и методы защиты российских интересов при осуществлении инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в регионе
  • Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ И ИНВЕСТИЦИЙ
    • 5. 1. Недостатки управления экономическим развитием региона с использованием иностранных инвестиций в Краснодарском крае
    • 5. 2. Критерии экономической эффективности управления развитием регионального производственного комплекса на основе использования иностранных инвестиций
    • 5. 3. Экономическая эффективность управления развитием производственного комплекса Краснодарского края на основе использования иностранных инвестиций

Управление экономическим развитием регионального производственного комплекса в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время основой российской государственной инвестиционной политики является преимущественно не прямое государственное финансирование, а стимулирование российских и иностранных негосударственных (частных) инвестиций1.

Финансовая среда, в которой приходится работать и развиваться российским предприятиям и организациям, формируется потоками движения капиталов в экономике нашей страны и межгосударственной сфере. Движение капитала в различных формах стимулирует развитие предприятий, способствует прогрессивным структурным и технологическим сдвигам. Эффективная деятельность российских предприятий и отраслей невозможна без постоянной подпитки инвестиционными средствами, которые можно привлечь внутри страны и из-за рубежа.

Изменения, происходящие в экономике России, включают в себя изменения в структуре инвестиционных процессов и отношений, которые влекут за собой появление новых инвестиционных потребностей и рынков инвестиционных капиталов, что требует новых форм и процедур работы с инвестиционными средствами. Все эти черты определяют место и успех российских предприятий в борьбе за внешние инвестиционные ресурсы, за выгодное привлечение инвестиций, которые все больше влияют на успешность деятельности и развития предприятий.

1 Федеральный закон Российской Федерации № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. № 28, ст. 3493.

Происходящие в мировой экономике процессы привели к тому, что сформировался единый мировой финансовый рынок. Сегодня можно говорить о едином международном инвестиционном пространстве, в которое вошли или постепенно входят практически все развитые государства и наиболее передовые из развивающихся стран1. Задачи эффективного развития экономики российских региональных производственных комплексов ставят непременным условием интеграцию России в мировое экономическое сообщество и, соответственно, получение доступа к международному рынку инвестиционных ресурсов.

Иностранные инвестиции в условиях постепенной, что очень важно, и продуманной интеграции России в мировое сообщество будут фактором данным и постоянным. Их влияние из случайного и малозначимого постепенно превращается в постоянно действующий фактор общероссийского и регионального экономического, политического и социального развития. Процессы «перелива» и вложения иностранных инвестиционных капиталов нуждаются в эффективном регулировании, которое складывается из многих составляющих. Выгодами интеграции международных и национальных рынков инвестиционного капитала пользуются в первую очередь страны с наиболее развитой финансовой инфраструктурой. Поэтому необходима соответствующая организация процессов «перелива» международных капиталов (в части иностранных негосударственных инвестиций) в Россию, операционных и телекоммуникационных технологий привлечения, вложения и оборота иностранных капиталов.

Для определения положительной направленности этих процессов требуется механизм и инфраструктура контроля и регулирования, а также меры и инструменты государственного и регионального воздействия на экономическое раз.

1 World Economic Outlook. IMF. May 2000. Wash., p.272 витие производственных комплексов с целью упорядочения роли и влияния иностранных инвестиций в соответствии с российскими общенациональными и региональными интересами1.

В основе сегодняшней ситуации с иностранными капиталовложениями в России лежит во многом стихийное переплетение организации и самоорганизации процессов вложения и использования иностранных инвестиций, обусловленное непоследовательностью государственной политики, с одной стороны, и стремлением иностранных инвесторов любыми путями обеспечить максимальную прибыль на вложенный капитал, с другой.

Решение проблемы привлечения иностранного негосударственного капитала в Россию связано с общим инвестиционным климатом в стране, поэтому оно требует проведения целенаправленной государственной политики, целого комплекса мер в области внешнеэкономической деятельности, валютного законодательства, налоговой и таможенной системы, страхования и т. п. Как обосновано отмечают многие исследователи, для многих идеологов экономической реформации в восточноевропейских и европейских странах остался незамеченным тот факт, что в 60 — 80-х гг. &bdquo-классический капитализм" стал претерпевать качественные внутренние изменения, которые описывали Дж. Кейнс, JI. Эрхард, У. Ростоу, Л. Келсо и др. В частности, усилилось влияние государства на регулирование национальных и мирохозяйственных процессов.

Ряд мер, связанных с выбором наиболее целесообразных форм, методов и инструментов управления развитием региональных производственных комплексов в свете привлечения и использования иностранного капитала, может быть реализован уже сейчас и без решения глобальных общероссийских вопросов на государственном уровне. Путь к этому — формирование в регионах эффектив.

1 Соловьёв В. Ю. Иностранные инвестиции и национальная безопасность. Бизнес и политика. — М., 1998.-N2.C.21 -26 ной экономической политики на основе использования иностранных инвестиций. Чем сложнее инвестиционные условия экономического развития в регионе, тем больше внимания необходимо уделить формам и инструментам управления, механизму и инфраструктуре использования инвестиционных рычагов управления региональными производственными комплексами и их инвестиционной безопасностью1.

На развитие инвестиционных процессов с участием иностранных инвестиций оказывает свое влияние тот факт, что к традиционному набору основных финансовых инструментов, используемых для инвестиционных операций, добавился постоянно расширяющийся список новых «производных» инструментов, таких как фьючерсы, опционы, и т. п. Эти инструменты позволяют реализовать более сложные и тонкие стратегии управления инвестиционной деятельностью, отвечающие интересам всех участвующих сторон.

Сложное положение российских предприятий при привлечении иностранных инвестиций потребовало поиска новых, ранее мало или вообще не применявшихся форм инвестиционных сделок и финансовых инструментов. Учащаются операции с ценными бумагами, т. е. происходит «секьюритизация» российского и международного рынка инвестиционных капиталов. Процесс структурной перестройки инвестиционной сферы экономики нашей страны определил перенос центра тяжести с одних видов инвестиций на другие, трансформацию механизмов инвестиционных и сопутствующих (фондовых, финансовых, депозитарных и т. п.) операций, изменение участников инвестиционных процессов, каналов «переливания» инвестиционных капиталов.

Необходимость взаимодействия международного рынка инвестиционных капиталов и российского чрезвычайно велика. В этой связи встает задача о.

1 Гутман Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона: Теория и практика. РАН, — М.: Наука, 1996, с. 63−65. формах, инструментах и каналах их интеграции. Чем сложнее условия вложения инвестиций, тем больше внимания необходимо уделить формам и инструментам их привлечения и вложения, механизму и инфраструктуре «переливания» инвестиционных капиталов.

Иностранный инвестор принимает решение о вложении капитала исходя из своих интересов, а также тех условий, в которых он может действовать. Мы видим нашу задачу в том, чтобы предложить ему наиболее удобные для него формы и инструменты вложения инвестиций, одновременно максимально эффективные и выгодные для российских предприятий с точки зрения возможностей управления этими средствами в том виде, в каком они будут вложены.

Необходимость успешного решения многочисленных проблем в инвестиционной сфере, использования внешних и внутренних инвестиционных возможностей поставила на повестку дня вопрос о создании принципиально новых механизмов управления инвестиционными процессами, идущими на предприятиях и в регионах. Основой для совершенствования механизмов управления являются возможности создания качественно иных, чем ранее, организационно — технической базы и технологий инфраструктуры рынка инвестиционных капиталов на основе последних достижений российской и зарубежной науки и техники.

Все большее значение начинают приобретать инфраструктура российского рынка инвестиционных капиталов, формы и методы привлечения и использования российских и иностранных инвестиций, действие финансовых инструментов и коммуникационных систем, обеспечивающих «переливание» инвестиционных капиталов в международном и межрегиональном аспекте.

Серьезным препятствием на пути привлечения зарубежных капиталовложений в российские предприятия является недостаточно развитая рыночная инфраструктура сферы взаимодействия иностранных инвесторов и российских предприятий. Развитие такой инфраструктуры является основой управления процессами концентрации финансовых и материальных инвестиций из-за рубежа, контроля процессов вложения и деятельности этих капиталов с точки зрения российских национальных интересов, более высокой финансовой и организационной устойчивости осуществления инвестиционных проектов в России.

Сложившаяся к настоящему моменту инвестиционная система и роль в ней государственных структур и органов власти не отвечает потребностям сегодняшнего экономического и социального развития страны в целом.

Построение эффективной экономической системы в рыночных условиях развития российских регионов, особенно при возрастающем значении иностранных инвестиций, однозначно требует серьезного участия региональных органов управления. Это необходимо прежде всего для поддержания баланса в многообразном комплексе отношений и интересов иностранных инвесторов и инвестируемых российских предприятий, других российских предприятий, самих регионов и Российской Федерации в целом. Функционирующая в настоящее время региональная экономическая система и роль в ней органов управления не отвечает потребностям сегодняшнего экономического развития.

Исследование механизма управления экономическим развитием региональных производственных комплексов в условиях воздействия иностранных капиталов представляет научный и практический интерес в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, научное осмысление взаимосвязи между экономическим развитием российских регионов и использованием для этой цели иностранных капиталов позволяет глубже понять закономерности использования иностранных инвестиций, проанализировать не только позитивные, но и негативные факторы их воздействия на развитие региональных производственных комплексов, особенно с точки зрения обеспечения их инвестиционной безопасности. Если использование иностранных капиталов для эффективного экономического развития российских регионов не кратковременный «зигзаг истории», а феномен длительной перспективы, то очевидно, что есть не только причины, которые вызвали данный процесс, но и есть силы, которые поддерживают, питают его, сообщают ему новое «горючее». (Если вопрос об особенностях привлечения и использования иностранных капиталов в российской экономике в нашей литературе получил достаточно глубокую разработку, то специальный анализ проблем управления экономическим развитием региональных производственных комплексов с участием иностранных инвестиций практически не проводился). Целесообразно также в полной мере оценить и те силы, которые изнутри и извне воздействуют на механизм управления экономическим развитием региона с участием иностранных капиталов.

Во-вторых, научные выводы о нарастающей интенсивности привлечения и использования иностранных капиталов в современном рыночном хозяйстве, сделанные с учётом тех конфликтов и кризисных ситуаций, которые они вызывают, важны для углублённого научного знания и оценки перспективы хозяйственных модификаций как в отдельных региональных производственных комплексах, так и в стране в целом. Это важно для более точного прогнозирования экономической конъюнктуры.

В-третьих, выявление причин превращения иностранных инвестиций в важнейший фактор экономического развития региональных производственных комплексов, ведущий не только к позитивным результатам, а также к обострению противоречий современного рыночного хозяйства, позволяет глубже понять методы и формы, с помощью которых современное рыночное хозяйство пытается их разрешить, сгладить их остроту, изыскать резервы для своего развития.

В-четвёртых, анализ инвестиционного воздействия иностранных капиталов на управление экономическим развитием регионального производственного комплекса позволяет более точно определить наиболее слабые места в современном рыночном хозяйстве, что представляет интерес для совершенствования теории и практики привлечения и использования иностранных капиталов.

Степень разработанности проблемы.

Ключевое место, которое иностранные капиталы занимают в системе современного рыночного хозяйства, выдвигает проблемы, связанные с их привлечением и использованием в центр исследования современного рыночного хозяйства. Интерес к данной теме в отечественной и зарубежной экономической литературе исключительно высок. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации.

Общие теоретические основы изучаемых вопросов были заложены такими ведущими западными экономистами, как: В. Адаме, М. Бёрниер, В. Броканд, Р. Кэйвс, Дж. Кларк, К. Марфелс, И. Фишер, Д. Фридман, Ф. Найт, К. Хариган, С. Холловэй, Д. Хикс и Дж. Кейнс. Из отечественных экономистов в той или иной степени этой проблемой занимались Ю. И. Аболенцев, В. А. Алексндров, Д. И. Аминов, А. З. Астапович, Т. Я. Белоус, А. В. Березной, А. В. Бузуев, В.Ф. Гапо-ненко, С. Б. Гальперин, В. П. Грузинов, С. К. Дубинин, В. В. Жарков, В.Ф. Желе-зова, Е. А. Звонова, И. Д. Иванов, Н. В. Игошин, А. А. Крылов, А. П. Козлова, Н. А. Карагодин, А. Г. Куликов, Б. Е. Ланин, Е. Л. Логинов, А. А. Максимов, Г. Г. Ма-тюхин, Р. Н. Марченко, А. К. Микеев, С. Ю. Медведков, В. Д, Миловидов А. А. Миронов, В. В. Мотылев, В. Т. Мусатов, В. В. Наталуха, Р. С. Овинников, Н. Н. Патрубач Э.П. Плетнёв, Е. М. Примаков, Г. В. Полунина, В. П. Ревин, В.М. Соко-линский, Г. П. Солюс, П. И. Хвойник, Г. Н. Чибриков, В. Н. Шенаев, Ю. В. Шишков, А. Ю. Юданов, Е. Г. Яковенко, Е. Ф. Яськов и др.

Отечественные исследователи в области управления региональным и отраслевым экономическим развитием в нашей стране на основе использования инвестиций анализировали эти процессы при прямом распределительном процессе капиталовложений. В тех условиях рынок отсутствовал, а присутствовали громоздкий и неуклюжий механизм и инфраструктура движения инвестиционных ресурсов, характерные для экономики бывшего СССР. Произошедшие коренные качественные изменения в экономической деятельности и развитии российских предприятий и роли в них иностранных инвестиций поставили на повестку дня вопрос о безотлагательной необходимости научного анализа и формирования концепции управления процессами экономического развития с участием иностранного капитала, происходящими в российских региональных комплексах. Однако опубликованные работы отражают исследования всемерной интенсификации привлечения иностранных инвестиций, узко ориентированы и касаются главным образом максимального расширения объёма привлекаемых из-за рубежа финансовых и материальных ресурсов. При этом общероссийские и региональные проблемы негативного влияния иностранного капитала на процессы развития российской экономики и необходимости отстаивания в этих процессах российских интересов исследованы недостаточно. Например: диссертационные исследования Кудинова Ю. С. «Формирование инвестиционной стратегии и механизм ее реализации в нефтегазовой отрасли топливно-энергетического комплекса России» (теория и методология), 1997; Дятловой О. В. «Организационно-экономический механизм управления совместными предприятиями», 2001.

В настоящее время исследовательская работа по проблемам привлечения и использования иностранных капиталов в российской экономике продолжает вестись в широких масштабах, что объясняется в числе других причин также следующими обстоятельствами. Во-первых, несмотря на то, что по ряду вопросов в исследовании различных аспектов привлечения и использования иностранных капиталов, транснационализации хозяйственной деятельности достигнуто единство взглядов, ряд важных проблем остаётся в стадии дискуссии. Это, к примеру, относится к пониманию самой сущности воздействия иностранных инвестиций на развитие региональных производственных комплексов.

Во-вторых, высокие темпы развития транснационализации хозяйственной деятельности, опережающие динамику ключевых процессов движения экономики стран с рыночным ведением хозяйства (валового внутреннего продукта, национального дохода, государственных бюджетов), нередко приводят к смене тенденций, к возникновению новых процессов, а следовательно и к необходимости их теоретического осмысления. Новые исследовательские задачи встают, в частности, в связи с резким скачком инвестиционной экспансии иностранных транснациональных корпораций, с неблагоприятной тенденцией оттока российских капиталов за рубеж, с широкомасштабным проникновением иностранных капиталов, в первую очередь транснациональных корпораций в сырьевые отрасли российской экономики. Новые процессы и тенденции требуют научного переосмысления ряда категорий, которые наполняются элементами нового содержания. В полной мере это относится к такому, например, понятию как «инвестиционная безопасность регионального производственного комплекса».

Наконец, в-третьих, несмотря на особо широкий научный интерес к проблемам привлечения и использования иностранных капиталов в российской экономике некоторые важные вопросы этой темы остаются ещё слабо изученными. К числу последних, несомненно, относится комплекс проблем, связанных с поиском путей повышения экономической эффективности управления развитием региональных производственных комплексов в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов. Хотя данного аспекта изучения привлечения и использования иностранных капиталов в российской экономике касаются многие исследователи в связи с теми проблемами, которые являются основным объектом их научной разработки, специальные публикации о противоречивом воздействии иностранных капиталов на развитие региональных производственных комплексов единичны.

Основываясь на отечественном и зарубежном опыте регулирования инвестиционной деятельности, мы попытаемся в данном исследовании определить наиболее эффективные формы, методы и инструменты работы с иностранными инвестициями с точки зрения российских национальных интересов, пути совершенствования механизма и инфраструктуры российских региональных инвестиционных рынков, объемы влияния (во всем многообразии проявления и последствий) зарубежного капитала на экономику российских регионов и страны в целом.

Объектом исследования в данной работе являются российские региональные производственные комплексы.

Предметом исследования работы является процесс управления экономическим развитием российских региональных производственных комплексов в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что привлечение инвестиционных капиталов из-за рубежа в условиях отсутствия эффективной системы мониторинга и регулирования процессов экономического развития региональных производственных комплексов с их участием часто приходит в противоречие с российскими национальными интересами. Предлагаемая в настоящей работе концепция предполагает задействовать различные методы управления деятельностью и развитием региональных производственных комплексов на основе привлечения и использования иностранных инвестиций, что позволит, как представляется, сделать эти процессы управляемыми с точки зрения обеспечения российских общегосударственных и региональных интересов и фактором, стимулирующим положительные экономические изменения.

Целью исследования является обобщение существующих тенденций и закономерностей развития российских региональных производственных комплексов в условиях привлечения иностранных капиталов, а также обоснование наиболее эффективных форм и методов управления ими и обеспечения их инвестиционной безопасности в этих условиях с точки зрения необходимости соблюдения национальных интересов России.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: выявление проблем и закономерностей экономического развития регионов в аспекте привлечения и вложения иностранных инвестиций в российские предприятия региональных производственных комплексовоценка результатов и последствий воздействия иностранного капитала на экономическое развитие региональных производственных комплексов в рыночных условияхвыявление новейших форм и современного механизма воздействия иностранного капитала на процессы управления экономическим развитием региональных производственных комплексовопределение возможностей использования традиционных и новых форм и методов регулирования процессов экономического развития регионовразработка концепции мониторинга и изучения результатов управления развитием региональных производственных комплексов на основе привлечения и использования иностранных инвестиционных капиталов с точки зрения обеспечения российских национальных интересовопределение перспективных направлений экономической политики, реализуемой на уровне регионов России, путем использования технологий и методов работы с вложениями иностранных инвесторовобоснование критериев оценки экономической эффективности управления развитием регионального производственного комплекса на основе использования иностранных капиталов.

Для выполнения поставленных задач в данной работе, во-первых, большое внимание уделено анализу тех характеристик использования иностранных капиталов, в которых заложены корни неоднозначного воздействия на экономическое развитие региональных производственных комплексов, нередко ведущие к возникновению и углублению противоречий и конфликтов. Под таким углом зрения в работе научно обобщены масштабы использования иностранных капиталов в экономике российских регионов, темпы развития данного процесса, его направления, механизм, основные тенденции.

Во-вторых, исследование проведено при многостороннем учёте (насколько это было возможно) не только международной, внутристрановой, но и внутрирегиональной активности иностранных инвесторов. Это позволило более реально, точно и полно научно осмыслить причины инвестиционной активности иностранных компаний, обстоятельства, сделавшие её необходимой и возможной, стимулы её ускорения, а также предложить наиболее эффективный механизм управления экономическим развитием региона на основе использования иностранных инвестиций.

В-третьих, изучение поставленных задач проведено на основе положения о двух тенденциях, которые обнаруживает монополия в рыночном хозяйстве в отношении научно-технического прогресса — тенденция к торможению, застою науки и техники и тенденция к их прогрессу. Иностранные инвесторы не составляют исключения. Только такой подход к оценке связанных с ними тенденций и противоречий позволяет дать непротиворечивую научную оценку сложной картины развития современного рыночного хозяйства, места и роли в ней иностранных капиталов, используемых для экономического развития региональных производственных комплексов.

Между экономическим развитием региональных производственных комплексов и использованием для этого иностранных капиталов существует не простая, линейная причинно-следственная связь. Отношение здесь более сложное. С одной стороны, возникновение и развитие транснационализации капитала в его современных формах есть своеобразная реакция собственников капиталов на углубление противоречий рыночного хозяйства, и в частности на обострение противоречия капиталонакопления на внутристрановом уровне. Инвестиционные проекты в России позволяют иностранным собственникам капиталов в значительной мере преодолеть тот предел капиталовозрастания, который существует на внутринациональных уровнях. С другой стороны, транснационализация капитала реализуется в таких формах и имеет такие последствия, которые с неизбежностью ведут к возникновению новых противоречий, конфликтов, кризисных ситуаций. Проявления этих противоречий многообразны. В частности, слабым звеном в управлении экономическим развитием региона на основе использования иностранных капиталов оказываются малоэффективные традиционные методы охраны национальных экономических интересов (в частности таможенный, валютный и налоговый контроль). Без продуманного, научно-обоснованного управления экономическим развитием региональных производственных комплексов в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов неизбежны неравномерность (скачкообразность) в их развитии и постепенная потеря экономической самостоятельности.

В соответствии с такой логикой взаимосвязи между использованием иностранных капиталов и экономическим развитием региональных производственных комплексов построена структурная линия данного диссертационного исследования.

Методология и методика исследования.

Теоретическую и методологическую базу работы составляют фундаментальные положения диалектического метода, современной экономической теории и математической статистики. Исследования проведены с применением системного метода, функционального, сравнительного, структурного, институционального и исторического подходов, положений синергетики — науки о самоорганизующихся и саморегулирующихся процессах.

В работе использовались и другие инструменты исследования, в частности микрои макроэкономический анализ. Это позволило не только всесторонне исследовать механизм управления экономическим развитием региональных производственных комплексов на основе использования иностранных капиталов, но и выявить причинно-следственные связи его функционирования.

Для изучения закономерностей развития региональных производственных комплексов в условиях привлечения иностранных капиталов применялись методы экономико-математического моделирования, математической статистики и современные информационные средства.

Информационная база исследования. В работе проанализирован фактический и статистический материал, опубликованный в монографической и статистической печати, данные Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Краснодарского краевого статистического управления, статистические и обзорно-аналитические материалы ООН, доклады международных комиссий. Значительная часть материалов получена из сети Интернет. Некоторые информационные источники введены в отечественный научный оборот впервые.

Научная новизна исследования. Впервые разработана целостная научная концепция управления экономическим развитием регионального производственного комплекса в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов.

Предложены решения ряда новых проблем, связанных с привлечением и использованием иностранных капиталов в региональных производственных комплексахобоснована объективная целесообразность привлечения иностранных внешних ресурсов в национальную экономику в современных условияхпрослежены и объяснены тенденции изменения в современной структуре иностранных инвестиций, что позволит научно обосновать наиболее перспективные формы движения иностранных инвестиций в российские региональные производственные комплексы.

Определены принципиально важные параметры исследования комплекса причинно-следственных связей в системе: использование иностранных капиталов — экономический ростпредложена модель расширенного воспроизводства с учётом использования иностранных капиталов и методика экономико-математического прогнозирования динамики взаимодействия «иностранный капитал — экономический рост" — разработана общетеоретическая модель использования иностранных капиталов в экономическом развитии региональных производственных комплексов в рыночных условиях.

Дана характеристика места российских регионов в системе международного движения иностранных капиталовобоснована необходимость комплексного подхода к привлечению и использованию иностранных капиталов в российских региональных производственных комплексах. Выявлены наименее контролируемые направления внешнего финансирования и предложены конкретные направления оптимизации контроля.

Вскрыты негативные проявления деятельности иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровне экономической системы России с точки зрения их противоречия российским национальным интересам.

Дана оценка инвестиционных аспектов развития российских региональных производственных комплексов с позиций иностранных инвесторов.

Уточнено понятие инвестиционной безопасности развития экономики России и ее региональных производственных комплексов, даны рекомендации по повышению эффективности действующей системы контроля за иностранными инвестициями в экономике регионов с точки зрения необходимости обеспечению инвестиционной безопасностиобоснована необходимость перераспределения полномочий государственных структур и органов управления по контролю и регулированию процессов привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике регионов.

Обоснована система управления развитием региональных производственных комплексов, базирующиеся на новых, рыночных условиях реализации интересов иностранных участников инвестиционного оборота в регионах, и разработаны методические рекомендации, связанные с применением попроектного анализа иностранных инвестиций и методов воздействия на конкретные предприятия — участников инвестиционных проектов, а также методические рекомендации по мониторингу экономического развития и его воздействия на процессы реализации инвестиционных проектов, с участием иностранного капитала в соответствии с приоритетами регионально-экономической политики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция управления экономическим развитием регионального производственного комплекса в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов, позволяющая привлечь и использовать их в наиболее перспективных формах.

2. Механизм управления развитием производственных комплексов с использованием иностранных капиталов для приведения социально-экономических процессов, инициируемых ими, в соответствие с российскими федеральными и региональными интересами и др.

3. Задачи механизма управления процессами экономического развития региональных производственных комплексов с участием иностранных инвестиций в регионе, включающие в себя: увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение условий их привлечения и вложения, повышение эффективности их использования в соответствии с общероссийскими и региональными приоритетами.

4. Обоснование необходимости выполнения ведущей роли по управлению экономикой на основе использования иностранных инвестиций (в условиях разнонаправленное&tradeэкономических интересов основных участников экономического развития, иностранных инвесторов) региональными органами управления (администрация края, законодательное собрание края и т. п.), а также перераспределения полномочий по контролю и регулированию экономического развития региональных производственных комплексов между соответствующими государственными структурами и региональными органами управления.

5. Методические рекомендации по формированию и использованию региональной системы мониторинга экономики, в том числе в области осуществления инвестиционных проектов с участием иностранных капиталов, что позволит иметь объективное представление обо всём комплексе управленческих действий в этой сфере.

6. Методические рекомендации по применению в рамках предлагаемой региональной системы мониторинга экономики методов качественного улучшения систем и процедур учёта, анализа, прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования экономического развития с участием иностранного капитала в регионе. Предлагаемая методика включает: комплекс экономико-математических моделей анализа и прогнозирования важнейших экономических показателей развития регионального производственного комплекса с учетом потребностей в инвестиционных ресурсахразработку системы приоритетов экономического развития регионального производственного комплексапоследовательность анализаселективный отбор (в соответствии с выработанными приоритетами) — воздействие на регионально значимые инвестиционные проекты, включая пооперационную последовательность действий по отношению к конкретному инвестиционному проекту.

7. Методические рекомендации по совершенствованию правоохранительного воздействия на развитие региональных производственных комплексов и обеспечения их экономической безопасности.

8. Методические рекомендации по систематизации показателей оценки эффективного управления экономическим развитием регионального производственного комплекса в условиях инвестиционного воздействия иностранных капиталов.

Теоретическая и практическая значимость исследований заключается в том, что её основные выводы и рекомендации могут быть использованы при разработки национальной политики и действий региональных органов управления в области иностранных заимствований и совершенствовании управления региональными производственными комплексами с привлечением иностранных капиталов. При этом самостоятельное практическое значение имеют: модель эффективного управления экономическим развитием регионального производственного комплекса на основе использования иностранных капиталов в рыночной экономике и методика определения необходимости использования иностранных инвестицийсхемы участия внешних финансовых потоков в процессе расширенного воспроизводства в российском регионе — реципиентеметодика экономико-математического прогнозирования взаимодействия «экономический рост — внешнее финансирование" — рекомендации по систематизации показателей эффективности управления экономическим развитием регионального производственного комплекса на основе использования иностранных капиталовкомплексная характеристика основных форм внешнего финансирования российских регионов и прогноз их развития на ближайшее десятилетие.

Положение, выводы и рекомендации диссертационного исследования также могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебном процессе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются, во-первых, анализом большого объёма эмпирического материала, характеризующего как отечественный, так и зарубежный опыт функционирования национальной экономикиво-вторых, расчётами экономической эффективности управления развитием производственного комплекса Краснодарского края на основе использования иностранных инвестицийв-третьих, учётом не только международной, внутристрановой, но и внутрирегиональной активности иностранных инвесторов. Это позволило более точно и полно осмыслить причины инвестиционной активности иностранных компаний, обстоятельства, сделавшие её необходимой и возможной, стимулы её ускорения, а также предложить наиболее эффективный механизм управления экономическим развитием регионального производственного комплекса на основе использования иностранных инвестиций.

Апробация и внедрение основных результатов исследования: Результаты исследования использовались в чтении курсов: «Экономическая теория», «Теневая экономика», «Хозяйственное право» в Краснодарском юридическом институте МВД России, Краснодарском филиале Академии труда и социальных отношений и в Международных центрах подготовки гражданской полиции Организации Объединённых Наций в Загребе и Приштине.

Обоснованные в работе подходы к исследованию экономического развития регионального производственного комплекса в условиях использования иностранных капиталов опробованы при реализации государственной программы разгосударствления и приватизации предприятий в Краснодарском крае в 19 921 997гг. Автор исследования принял участие в качестве эксперта в выработке направлений деятельности Краснодарской торгово-промышленной палаты как основы экономической безопасности регионального производственного комплекса, разработке методических подходов в деятельности отдела экономической безопасности Департамента имущественных отношений Администрации Краснодарского края в 1998;1999гг., что подтверждается соответствующими актами.

Положения и выводы диссертации использованы также в Союзной Республике Югославии, в частности Временной администрацией Организации Объединённых Наций в Косово при реализации Программы восстановления регионального производственного комплекса Косово в 1999;2001гг., в которой автор принимал непосредственное участие.

Концептуальные идеи диссертации докладывались автором на международных и российских научно практических конференциях и круглых столах в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Приштине, Белграде и опубликованы в монографиях, статьях и учебных пособиях. В частности, автор принял участие в работе международной конференции: «Возможности и перспективы подъёма экономики Косово» (Приштина, 11−12 апреля 2000 г.) — П-ой Всероссийской научной конференции «Социальный порядок — гуманистическому развитию общества» (Краснодар, 25−26 октября 2001 г.) и др.

Структура диссертации, обусловленная целями и задачами исследования, состоит из введения, пяти глав, включающих в себя пятнадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Произошедшие перемены в процессах экономического развития России реально не имели глубокой концептуальной проработки и четкой системы приоритетов с точки зрения влияния иностранных инвестиций. Привлечение инвестиционных капиталов из-за рубежа в условиях отсутствия эффективной системы мониторинга и регулирования процессов экономического развития региональных производственных комплексов с их участием часто приходит в противоречие с российскими государственными (национальными) интересами.

Изложенная в настоящей работе концепция предполагает задействовать различные методы управления деятельностью и развитием региональных производственных комплексов на основе привлечения и использования иностранных инвестиций, сделать эти процессы управляемыми с точки зрения обеспечения российских общегосударственных и региональных интересов. Грамотное использование различных способов воздействия на процессы экономического развития с участием иностранных инвестиций со стороны региональных органов управления позволяет сделать их серьезным фактором, стимулирующим положительные экономические изменения.

Таким образом, необходимы формирование, реализация и корректировка экономической политики российских регионов с участием иностранного капитала. Эта политика должна состоять в избирательном воздействии на конкретные значимые инвестиционные проекты с иностранными капиталовложениями, осуществляемые в региональном производственном комплексе, и избирательном воздействии на российские предприятия, участвующие в осуществлении этих инвестиционных проектов. Благотворный вклад иностранного капитала в российскую экономику может реализоваться только при целенаправленном государственном управлении процессами экономического развития региональных производственных комплексов с участием иностранного капитала и наличии эффективного механизма регулирования этих процессов в соответствии с общероссийскими и региональными приоритетами.

Итогами проведенного исследования являются следующие положения:

1. Учитывая минимальный размер резервов внутрироссийских источников инвестиционных ресурсов, необходимо активизировать и упорядочить процессы экономического развития региональных производственных комплексов на основе привлечения и использования иностранных инвестиций.

2. Иностранных инвестиций получено значительно меньше, чем нужно российской экономике, они вкладывались не в приоритетные для российских интересов отрасли и проекты, вкладывались в формах и на условиях, более выгодных иностранным инвесторам, чем российской стороне, вложенные иностранные инвестиции использовались недостаточно эффективно.

3. Многие из иностранных инвестиций при реализации оказывают на экономическое развитие региональных производственных комплексов влияние, которое прямо или косвенно противоречит российским национальным (государственным) интересам.

4. Сейчас в российских регионах не существует достаточно эффективного механизма контроля процессов экономического развития производственных комплексов с участием иностранных инвестиций на предмет соответствия российским национальным интересам и их регулирования на предмет этого соответствия.

5. Негативные проявления иностранных инвестиций достигли таких масштабов, что появилась необходимость обеспечения инвестиционной безопасности экономики России и ее регионов.

6. Необходимо создание в регионах механизма управления развитием производственных комплексов с использованием иностранных капиталов для приведения в соответствие с российскими федеральными и региональными интересами.

7. Задачами механизма управления процессами экономического развития региональных производственных комплексов с участием иностранных инвестиций в регионе является увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение условий привлечения и вложения последних, повышение эффективности их использования в соответствии с общероссийскими и региональными приоритетами.

8. В условиях разнонаправленности экономических интересов основных участников экономического развития, иностранных инвесторов, основную роль по управлению экономикой на основе использования иностранных инвестиций должны взять на себя региональные органы управления (администрация края, законодательное собрание края и т. п.).

9. Необходимо перераспределение полномочий по контролю и регулированию экономического развития региональных производственных комплексов в аспекте использования иностранных инвестиций между соответствующими государственными структурами и региональными органами управления.

10. Управление экономическим развитием региональных производственных комплексов на основе привлечения и использования иностранных инвестиций целесообразно сосредоточить, в первую очередь, на уровне региона, в связи с тем, что именно на этом уровне можно проконтролировать соответствие осуществления инвестиционного проекта приоритетам регионального экономического развития с федеральными установками.

11. Для управления процессами развития региональных производственных комплексов с участием иностранных инвестиций необходимо формирование региональной системы мониторинга экономики, в том числе в области осуществления инвестиционных проектов с участием иностранных капиталов, на этой основе реализовать весь комплекс управленческих действий, включая учет, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, контроль и регулирование.

12. Использование для совершенствования управления развитием региональных производственных комплексов с участием иностранных капиталов предложенных методов и средств способно дать серьезный экономический эффект стимулирования производственной активности в регионе.

Разработанные методические рекомендации по формированию и использованию региональной системы мониторинга экономики формулируют методы качественного улучшения систем и процедур учета, анализа, прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования экономического развития с участием иностранного капитала в регионе.

Сформулированные методические подходы по формированию и реализации экономической политики излагают основные составляющие формирования позиционированной стратегии привлечения и вложения иностранных инвестиций со стороны региональных органов управления. Они включают: создание комплекса экономико-математических моделей анализа и прогнозирования важнейших экономических показателей развития региона с учетом потребностей в инвестиционных ресурсахразработку системы приоритетов экономического развития регионапоследовательность анализаселективный отбор (в соответствии с выработанными приоритетами) — воздействие на регионально значимые инвестиционные проекты, включая детальную стратегию действий по отношению к конкретному инвестиционному проекту.

Все вышеперечисленное позволяет достаточно уверенно заявить, что использование для управления развитием региональных производственных комплексов с участием иностранного капитала предложенных методов и средств способно дать серьезный экономический эффект. Сделанный расчет экономической эффективности на примере Краснодарского края наглядно подтверждает это.

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами в работе исследованы проблемы и закономерности развития и управления региональных производственных комплексов с участием иностранного капитала в аспекте обеспечения российских интересов, применения новых форм и методов регулирования этих процессов на уровне российских регионов, разработана концепция мониторинга и определены направления работы с вложениями иностранных инвесторов в региональный производственный комплекс как направления экономической политики.

В исследовании также определены наиболее эффективные формы, методы и инструменты работы по управлению российскими региональными производственными комплексами на основе использования иностранных инвестиций с точки зрения обеспечения российских национальных интересов. Описываемые методы управления экономическим развитием с участием иностранного капитала (аналитические подходы и практические процедуры, адаптируемые финансовые инструменты и информационные технологии, организационные формы и вспомогательные институты) позволяют региональным органам управления действенно влиять на развитие производственного комплекса региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агропромышленный комплекс Кубани. Статистический сборник. -Краснодар, 2001. 24с.
  2. Иностранные инвестиции в отраслях российской экономики. // Экономика и жизнь, 2000, № 13.
  3. Иностранные инвестиции в 2000 г. // Экономика и жизнь. 20 012, № 11.
  4. Итоги капитального строительства в Краснодарском крае в 2000 г. Стат. Бюллетень. Краснодар, 2001.
  5. Путеводитель по Законодательству Краснодарского края. Выпуск 2. Систематизация актов Законодательного Собрания (декабрь 1994 август 2001 г.), Краснодар, 2001, 138 с.
  6. О некоторых мерах по обеспечению интересов инвесторов на финансовых и фондовых рынках Краснодарского края. Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1995. № 5, с. 95 -96.
  7. О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае. Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1999, № 2(32), с. 21 31.
  8. О примерной форме и порядке заключения инвестиционного соглашения. Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1999, № 8(38), с. 100 106.
  9. Об инвестиционном налоговом кредите. Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 2000, № 18 (48), с. 17−22.
  10. Социально-экономическое положение Краснодарского края. 2000 г. -Краснодар, 2001. 170с.
  11. Федеральный закон Российской Федерации № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. -№ 28, ст. 3493.1. Монографии и статьи
  12. Л. Политическая экономия Маркса и методология анализа современного капитализма.- Мировая экономика и международные отношения.1. V 1983.с.14−26.
  13. Ю.В. Иностранный капитал в экономике капиталистических государств. М.: Наука, 1984. 220 с. 0 2.3. Артемьев И. Е. Американский капитализм и передача технологии.- М., 1980.190 с.
  14. А., Мацицкий И. Зоны свободного предпринимательства: (О хищнической экономической политике ТНК в развивающихся странах). Азия1 и Африка сегодня.- 1985.-№ 11. с. 32 35.
  15. С., Шмаров А. Дни турбин // Эксперт. 1996. — № 35.
  16. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономичеIi екая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998. — С. 79.1 2.7. Американская промышленность в 80-е годы: проблемы структурнойперестройки. М: ИНИОН, 1987.
  17. В. Россия открыла двери для иностранных инвесторов //л
  18. Российская газета. 1998. — 27 окт.
  19. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. 1996. — № 5.
  20. А.З. Транснациональные корпорации и противоречия капитализма.- М.: Знание, 64с.
  21. А. Коммунизм преходящ, Китай — вечен // Эксперт. -1996.-№ 22.
  22. М.Ч., Логинов Е. Л. Криминальные операции на инвестиционных рынках. Краснодар, 1997. — С. 83.
  23. Д. Изменение экономических функций государства: опыт латиноамериканских стран // Мировая экономика и международные отношения. -1996.-№ 6.
  24. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: ИНФРА-М, 1995. — С. 157.
  25. Л.С. Экономика, организация и планирование научно-технического прогресса. М.: Высшая школа, 1991. — 148 с.
  26. А., Силкин В. В ожидании иностранных инвестиций // Научный парк. 1996. — № 2.
  27. В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим // Хозяйство и право. 1996. — № 4.
  28. Г. Национализм и интернационализация: уроки корейского опыта // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 8.
  29. А.В. Международные компании развивающихся стран.-М.: Наука, 1986.- 203с.
  30. А.С. Центры соперничества: особенности межимпериалистических противоречий на современном этапе.- М.: Международные отношения. 1978.- 176с.
  31. М.К., Мотылев В. В. Противоречия и конфликты современнор го капиталистического хозяйства.- М.: Мысль, 1982.-256с.
  32. Вывоз капитала в развивающиеся страны: новые тенденции. Народы Азии и Африки.-1985.-№ 4.- с. 3−13.
  33. Е.С. Экономические кризисы.- 2-е изд.- М.: Изд.-во Акад. наук СССР, 1983.-507с.
  34. Вопросы экономики. 2001, № 7, с. 104−105.
  35. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М.: Экономика, 1990. — С. 97.
  36. П. Желтая река потечет на север // Эксперт. 1997. — № 18.
  37. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 1998. — № 2.
  38. Внешняя торговля России в 1997 г. // Экономика и жизнь, 1997. № 7.
  39. Ю. Российская промышленность может рассчитыватьтолько на себя // Экономика и жизнь. 1997. — № 5.
  40. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1990. — Т. 4. -С. 76.
  41. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона: Теория и практика. РАН.- М.: Наука, 1996, с.63−65
  42. М., Логинов В. «Алюминиевые» акции закрыты в анклав // Экономика и жизнь. 1996. — № 43.
  43. С.Ю. Как добиться экономического роста. Микродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения П Рос. экон. журнал. 1996. — № 5−6.
  44. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.-С. 113.
  45. С. Китайский капитал в Малайзии // Мировая экономика имеждународные отношения. 1995. -№ 12.
  46. В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности. М.: МНИИПУ, 1998. — С. 44−46.
  47. В.М. Инвестиционный этап развития российской экономики // Внешнеэкономический бюллетень. 1997. — № 3.
  48. В. М. Пути активизации инвестиционной деятельности иностранного капитала в России // Юридический бюллетень предпринимателя. -1997.-№ 1.238. «Грязные» деньги и закон. М.: ИНФРА-М, 1994. — С. 98.
  49. Т., Лясковская Л. Власть алюминия // Эксперт. 1996. -№ 44.
  50. К., Федотов А. Механизм взаимодействия федерации и ее субъектов при реализации инвестиционно-структурной политики // Экономист. 1995.-№ 9.
  51. И.Н. Международные производственные и научно-технические связи капиталистических стран. -М.: МГИМО, 1982.- 81 с.
  52. А.А. Внешняя экспансия капитала : история и современность.- М.: Мысль, 1982.- 494 с.
  53. А.А. Основные черты вывоза капитала США в современных условиях.- Мировая экономика и международные отношения.- 1983.- № 4.- с. 1839.
  54. М. Иностранные инвестиции: эхо великих надежд // Коммерсантъ-рейтинг. 1997. -№ 10.
  55. В. К. Япония и США: проблемы торговой конкуренции. -М.: Международные отношения, 1985. С. 157.
  56. Доклад секретариата ЮНКТАД к Конференции по развитию Восточной Азии: уроки с точки зрения новой глобальной ситуации // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 11.
  57. Долги и кредиты в современной капиталистической экономике. Л.:
  58. Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. С. 181−182.
  59. В.И. Управление экономикой и реформы. М.: Менеджер, 1998.-С. 107.
  60. Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М.: Дело, Лтд, 1994. — С. 381.
  61. И.Н. Экономика: НТП, инвестиционная политика, управление. Киев.: Наук, думка, 1990. — С. 71.
  62. В.Е. Международные инвестиции и международные закупки. -Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 1998. С. 309.
  63. В. Актуальные проблемы экономической безопасности России.-М., 1994.-С. 118.
  64. П.С. Кооперация в мире капитала. Международные аспекты промышленного кооперирования.- М., 1979,-215с.
  65. И.Д. Современные монополии и конкуренция: (Формы и методы монополистической практики).- М.: Мысль, 1980.- 254с.
  66. В. Америка готова подарить России 250 млн долларов: эти деньги Россия заплатит американским консультантам // Коммерсант-daily. -1997.-№ 8.
  67. А. ЕБРР инвестирует в Россию // Эксперт. 1997. — № 17. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 542с.
  68. А. Только продолжение реформ спасет нас от кризиса // РЦБ, 1997.-№ 2.
  69. Имитационные системы принятия экономических решений. М.: Наука, 1989.-С. 34.
  70. Инвестиционно-финансовый портфель. М.: Соминтэк, 1993. — С. 66.
  71. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перепективы. М.: Международные отношения, 1995. — 448 с.
  72. Н. Промышленность могут спасти межгосударственные финансово-промышленные группы // Коммерсант-daily. 1997. — № 44.
  73. Итоги капитального строительства в Краснодарском крае в 1996 г. // Стат. бюллетень. Краснодар, 1997.
  74. С. Программа стабилизации экономики и финансов // Экономика и жизнь. 1998. — № 26.
  75. В.В. Комплексный прогноз экономики США: методология и моделирование. М.: Наука, 1984. — С. 47.
  76. А., Кирьян П., Власов П. Китай: лидерство или смерть // Эксперт. 1998.-№ 19.
  77. А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны: механизм экономического взаимодействия. М.: Наука, 1990. — С. 38.
  78. В. Инвестиционное сотрудничество стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№ 7.
  79. В. Приход лизинга в СНГ // Инвестиции в России. 1998.2.
  80. Комплексное региональное планирование и прогнозирование / Под. ред. Н. П. Федоренко и С. О. Календжан. М.: Наука, 1989. — С. 42.
  81. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.-С. 64.
  82. В. Насколько эффективен экспорт // Экономика и жизнь. -1996.-№ 49.
  83. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-С. 144.
  84. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос. газ. 1997.-26 дек.
  85. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 9.
  86. Р. Фирма, рынок и право. М.: Кталаксия, 1993. — С. 33−35.
  87. А. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности // Экономика и жизнь. 1996. — № 44.
  88. Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического производства. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — С. 89.
  89. В.В. Реформационный процесс: инвестиционные императивы // Рос. экон. журнал. 1996. — № 3.
  90. Х.Д. Капитал, распределение, эффективный спрос. М.: ЮНИТИ, 1998.-С. 76.
  91. В.Н. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры. М.: Наука, 1990. — С. 42.
  92. В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. — С.124.
  93. И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект : методы подготовки и анализа. М.: БЕК, 1996. — С. 173.
  94. Е.Л. Инвестиционно-финансовый мониторинг // Проблемы и пути развития рыночной экономики: Материалы научной конференции. Краснодар, 1996.
  95. Е.Л. Телекоммуникационная среда для инвестиционных операций. // Проблемы развития инвестиционных процессов на Кубани: Материалы Международной научно-практической конференции, 15−16 мая 1996 г. Краснодар, 1996.
  96. Е.Л. Логинов, В. К. Лукин, А. Б. Мельников Инвестиционные проблемы регулирования региональных рынков. МВД РФ, Краснодарский юридический институт. Краснодар, 1999.- 115 с.
  97. E.JI. Логинов, А. Б. Мельников. Деятельность международных криминальных структур корпоративного типа как фактор дестабилизации экономического развития в условиях рыночной экономики. МВД РФ. Краснодарский юридический институт. Краснодар, 2000, — 193 с.
  98. Е.Л., Тесленко Л. Г. Совершенствование использования иностранных кредитов при финансировании российской медицины // Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения. Краснодар, 1997.
  99. Е.Л. Финансовые и правовые стимулы совместного предпринимательства // Перестройка: вопросы экономической теории и практики. -Краснодар, 1990.
  100. В.К. К вопросу об инвестиционном риске // Кубанские новости. 1998. — 28 авг.
  101. А. Извилистые пути чилийской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 8.
  102. А. Чилийский вариант вовлечения иностранного капитала в национальную экономику // Инвестиции в России. 1996. — № 1−2.
  103. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988. — С. 67.
  104. А.А. Экономика Тайваня: итоги и перспективы развития. -М.: Наука, 1991.-С. 175.
  105. С.Ю. Транснациональные корпорации и обострение капиталистических противоречий. М.: Мысль, 1982.-245 с.
  106. Мировая экономика и международные отношения, 1987−2001.
  107. В.Т. Международная миграция фиктивного капитала. М. Международные отношения, 1983.- 201 с.
  108. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и по их отбору для финансирования. М., 1992. — 123 с.
  109. Я., Шойко С. Финансовая безопасность требует новой хозяйственной политики // Финансовые известия. 1996. — 22 авг.
  110. I. Учебные пособия, авторефераты диссертаций.
  111. Ю.Г. Волков. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. Галолрики. М., 2001. 157 с.
  112. E.JI. Логинов, А. Б. Мельников, Л. Э. Панова. Криминальные проблемы инвестиционной сферы экономики России. Учебное пособие. МВД РФ. Краснодарский юридический институт. Краснодар, 1997.- 75 с.
  113. Т.Т. Социально- экономическое развитие местного сообщества: Теоретико-методологические основы. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. Краснодар, 2001,-49 с.
  114. Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 28с.
  115. Г. В. Многоотраслевые концерны в системе современного капитализма. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. М., 1983.- 38 с.
  116. Е.А. Международное финансирование развивающихся и переходных стран. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. М., 2000.- 44 с. 1. Иностранные источники.
  117. Adams W. The Structure of American Industry. New York: Macmillan, 1989.-P. 78.
  118. Asian Survey, Berkley. 1989. — Vol. 2. — № 4. — P. 4−7.
  119. Baumol W.J., Panzar J.C., Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industrial Structure. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1982. — P. 74.
  120. Brockand W.A., Evans D.S. The Economics of Small Business: Their Roleand Regulation in the U.S. Economy. New York: Holmes and Meier, 1986. — Ch. 45.
  121. Burnier M., Lacroix G. Les technopoles. Presses universitaires de France. -Paris, 1996.- 128 p.
  122. Caves R. E. Multinational Enterprise and Economic Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. — P. 3−7.
  123. Coffee J.C., Lowenstein L., Rose-Ackerman S. Knights, Reiders and Targets: The Impact of Hostile Takeover. New York: Oxford University Press, 1988. -P. 271−279.
  124. Friedman J. Oligopoly Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.-P. 59.
  125. Harrigan K.R. Strategies for Vertical Inegration. Lexington, MA: Lexington Books, 1983. — Ch. 4−11.
  126. Holloway S. The Aluminum Multinationals and the Bauxite Cartel. New York.: St. Martins Press, 1988. — P. 213.
  127. Jacquemin A., Buigues P., Izkovitz F. Horizontal Mergers and Competition Policy in the European Community // European Economy, no. 40. May 1989.
  128. Т., Теесе D. Innovation, Cooperation and Antitrust // Berkley, conference. October 1988.
  129. Kennedy P. A Guide to Econometrics. Cambridge: MIT Press, 1985. -P.l 13−123.
  130. Korea. A Guide for Businessmen and Investors. Seoul, 1994. — P.71.
  131. Marfels C. Aggregate Concentration in International Perspective. Halifax: Institute for Research on Public Policy, 1987. — P. 69.
  132. Neale, C.W. and Holmes, D.E.A. (1990). «Post-Auditing capital projects», Long Range Planning, Vol. 23 (4), pp.88−96.
  133. , D. (1991). «Rationality and decision making in capital budgeting», British Accounality Review, Vol. 23 (3), September, pp.219−34.
  134. Pike, R.H. and Dobbins, R. (1986). Investment Decisions and Financial Strategy, Philip Allan Publishers Ltd., Oxford.
  135. Scherer F.M. Corporate Ownership and Control Cambridge: Ballinger, 1988.-P. 46−48.
  136. Strategic Assessment 1995. U. S. Sucurity Challenges in Transition. Institute for National Strategic Studies, 1995. P. 54.
  137. Tirole J. The Theory of Industrial Organization. Cambridge: MIT Press, 1988.-P. 23.
  138. ТЬе Atlantic Community Quarterly, 1981/84, Vol. l9,№ .4,. The AFL-CIO American Federationist, 1982,. № 3.
  139. A1 lber R.Z. The International Money Game. 4th Edition. N.Y., 1983.- 2361. P
  140. American J. of Economics and sociology, 1983.- Vol.32, № 1.
  141. The Annals of American Academy of Political and Social Science 1982, March.
  142. Annual Report to the President and Congress, Wash., 1998.
  143. Banking on Invtstment.N.Y., 1994.
  144. Banque nationale suisse. Les banques suisses en 1984, № 69.
  145. Berly A. The Corporation in Modern Society, Cambridge, I960.- 257 p.
  146. Bohnke R. Diversifizarte Unternehmen. W. Berlin, 1976.- 173 S.
  147. Bundestag, Druksache 8/440 Bonn, 1990.434. Business Week, 1990−2001.
  148. Ph.R.Cateroa.International Marketing. Homewood (III), 1983, p. 363.
  149. Caves R.E. Multenational Corporations, Technology and Employment.-L. ets., 1982.-XI.- 346 p.
  150. Chen E.K.Y. Multinational Enterprise and Economic Analysis.-Cambridge ets., 1983.- XV.- 247 p.438. Commentary, 1998, Sept.
  151. Corporate Strategy and Planning.-L., 1979.- 354 p.67 440. Fortune, 1990−2001.
  152. Financial Outlook, 1990−2001.442. Forbs, 1990−2001.
  153. Gilpin R. U.S. power and the multinational corporationa. The political economy of foreign direct investment.-N.Y., 1975.-XII.- 291 p.
  154. Goehle D.G. Decission making in multinational companies.- Ann. Arbor (Mich.).- 1990.- XIV.-226 p.
  155. Grassman S", Lundberg В., eds. The World Economic Order? Past and Prospects.-L., 1991,-216 p.
  156. Helleiner O.K. Infra-firm Trade and the Developing Countries, N .Y., 1991.-281 p.
  157. Harvard Business Review, 1990−2000.
  158. Host national attitude toward multinational corporation / Ed. by J. Fayer-weather.- N.Y., 1982.- 344 p.449. Ibid.
  159. ILO Multinational Enterprise and Social Policy.- Geneva, 1973.
  160. The Impact of Modern Corporations / Ed. by B. Bock, Columbia University Press, 1984.
  161. Impact of Corporate Takeovers. Hearings before the Subcommittee on Securities of the Committee ob Banking, Lausing and Urban Affairs. U.S.Senate.-Wash., 1985.453. Industry Week, 1990−2000.454. IPW-Berichte, 1985.
  162. International Banking Operations.- Hearings, 95th Congress.-Wash., 1997.
  163. International direct investment: A change in pattern.-OECD observer.-P., 1981, 1.12.-P. 9−13.
  164. International Herald Tribune, 1990−2000.
  165. Management Today, 1999−2000.
  166. Merges and Aquisitions Supplement to Euromoney Corporate Finance, July, 1996.
  167. Mobil Maraton and Similar Oil Company Mergers.- Wash., 1992.- 316 p.
  168. Monats Berichte der Deutschen Bank, 1991−1999.
  169. Monthly Bulletin of Statistics, 1999, Nov.
  170. Monthly Labor Review, 1998, Nov.
  171. Moody1*s Industrial Manual, 1991−1999. Ed. by Dixon, D. Drakaris-Smith and HJ).Watts.
  172. Multinational Corporations and the Third World / London, 1996, — 158 p.
  173. Multinational Business, 1990−1999.
  174. Multinational Corporations in World Development. UN N.Y., A1973.
  175. New York Times, 1998, Jan. 14.469. Newsweek, 1997, Jan. 30.
  176. OECD Development Cooperation, Paris, 1991−1999.Main
  177. OECD Economic Indicators.- P., 1997, NS 12.
  178. OECD Economic Outlook, 1995, Dec.
  179. Planning Review, 1996, Vol. 11, 1A 1.
  180. Political Affairs, 1992−1999.
  181. M.E.Porter. Strategic Interaction! Some Lessons from Industry Histories for Theory and Antitrust Policy.- Competitive Strategic Management. R.B.Lamb, ed. Englewood Cliffs (H.J.) Prentice-Hall, 1994, — 136 p.
  182. J.Proffer, G.Sanancik. The external control of organization. N.Y. Harper Le Row, 1998.-309 p.
  183. Recent Innovations in International Banking.- Basele, 1996.
  184. Recent development related to transnational corporations and industrial economic relations! report on the Secretariat.- N.Y., U.NJEcon. and Social Council, 1992.- 20 p.
  185. Research and Development in Industry.-Wash., 1990.
  186. Rumelt R. Strategy, Structure and Economic Performance. Boston, 1995.
  187. Reshaping the International Order (RIO). A Report to the club of Rome.-N.Y., 1996.
  188. Responsibility of parent companies for their subsidiaries. OEGD, 1990.124 p.
  189. Robinson J. Multinationals and political control.-Aldershat, Cover, 1993.-XXI.- 507 p.
  190. The Role of Technology in the Change of Industrial Structure.-Industr. Res. Inst. (IRI), 1998, April.
  191. Rugman A.M. Inside the multinational si the economics of international markets.- L., 1991.- 179 p.
  192. Rutenberg D .P. Multinational management.- Boston. Toronto, 1992.-XVII.- 385 P.
  193. M.S.Sailer, W .A.Weinhold. Diversification through, acquisition.- N.Y. Free Press, 1997, — 76 p.
  194. Statistical Abstract of the United States, 1990−1999.
  195. Statistical Report on Mergers and Acquisitions.- N.Y., 1998.
  196. Survey of Current Business, 1991−1998.491. Time, 1992, Vol. 120, 9.492. Times, 1996, May 19.
  197. Transnational Corporation in World Development. Third Survey.- N.Y. U .N, 1993.-XVIII.- 385 P.
  198. Trends in the World Economy (Budapest), 1991, p. 5.
  199. L.Turner. Invisible Empires. Multinational Companies and the Modem World. Hamish Hamilton. London, 1990.- 198 p.
  200. Turner L. Oil companies in the international system* -Guildford, L., etc., 1991.-240 p.
  201. UN CTG. A re-examination, 1998.
  202. UN ECOSOC. The Impact of Multinational Corporations on Development and on International Relations.- N.Y., 1994.
Заполнить форму текущей работой