Оценка инвестиционной деятельности в условиях реформирования сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл
Для выхода из глубочайшего кризиса сельского хозяйства необходима разработка новых и более действенных подходов к бюджетной поддержке агропромышленного комплекса со стороны государства, в особенности при рыночной экономике, когда сла-бомонополизированной отрасли приходится противостоять монопольным действиям поставщиков ресурсов, перерабатывающих и торговых предприятий. Все это связано, с одной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности в условиях реформирования экономики
- 1. 1. Особенности реформирования сельскохозяйственных предприятий
- 1. 2. Направления инвестиционной деятельности в условиях трансформации экономики
- Глава 2. Анализ влияния форм предприятий на инвестиционную активность и эффективность производства
- 2. 1. Анализ экономических результатов реформирования в аграрном секторе Республики Марий Эл
- 2. 2. Оценка направлений и источников инвестиционной деятельности сельхозпредприятий Республики Марий Эл
- Глава 3. Методы активизации инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий различных форм Республики Марий Эл
- 3. 1. Совершенствование методики расчета инвестиций в предприятиях различных форм
- 3. 2. Формы и методы активизации инвестиционной деятельности и оценка их эффективности
Оценка инвестиционной деятельности в условиях реформирования сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
С переводом аграрного сектора экономики на рыночную основу и реструктуризацией сельскохозяйственных предприятий особо остро стоит проблема активизации инвестиций в производство. Одним из главных путей решения названной проблемы, безусловно, является мобилизация и эффективное использование инвестиционного потенциала регионов.
Однако, следует подчеркнуть, что инвестиционная ситуация как на федеральном уровне так и на уровне составляющих ее регионов в большинстве своем в настоящее время остается кризисной. Ее проявление достаточно многогранно и выражено: во-первых, явным сокращением абсолютного объема накоплений и снижением их доли в национальном доходе и в валовом внутреннем продуктево-вторых, резким уменьшением объемов капитальных вложений во всех сферах аграрного сектора и в этой связи сокращением и даже нередко прекращением обновления основных фондовв-третьих, трансформацией ресурсов из производственно-инвестиционной сферы в сферу потребления и финансовых активов, в-четвертых, обесценением промышленных накоплений и резким сокращением бюджетных ассигнований всех уровней. Здесь уместно отметить и то, что одной из существенных причин, обусловивших существующее положение, является отсутствие достаточно обоснованной инвестиционной политики в масштабах как государства в целом, так и на региональном уровне, не проработанность до логического завершения механизмов управления инвестиционной деятельностью.
Проблемы инвестиций в аграрной сфере экономики обострились еще и тем, что существенно изменилась политика государственного финансирования агропромышленного комплекса, проявившаяся в сокращении размеров, объемов и статей дотаций и компенсаций, отмене продовольственных субсидий на федеральном уровне.
Для выхода из глубочайшего кризиса сельского хозяйства необходима разработка новых и более действенных подходов к бюджетной поддержке агропромышленного комплекса со стороны государства, в особенности при рыночной экономике, когда сла-бомонополизированной отрасли приходится противостоять монопольным действиям поставщиков ресурсов, перерабатывающих и торговых предприятий. Все это связано, с одной стороны, с резким снижением экономической защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку действующий механизм бюджетной поддержки отрасли носит скорее вынужденный характер, представляющий собой своего рода реакцию на возникшие проблемы текущего года, без какой-либо слаженности и комплексности.
С другой стороны, направляемые скудные бюджетные средства мало и почти не связаны с результатами деятельности сельскохозяйственных предприятий, эффективностью использования имеющегося в их распоряжении ресурсного потенциала.
Определяющая роль в управлении и стимулировании инвестиционной деятельности принадлежит законодательным актам в сфере обеспечения гарантий частным инвесторам и формировании системы государственного протекционизма, создания льготных режимов налогообложения для инвесторов, развития финансовых рынков. В них должны предусматриваться: гарантия доходов инвесторов, достаточный срок действия льготного режима налогообложения, низкий кредитный процент, конкурсная система отбора инвестиционных проектов и т. п.
В основе регулирования инвестиционной деятельности должны быть как федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, так и внутренние, региональные законодательные акты.
В условиях недостатка собственных источников финансирования и возрастания потребности в средствах для реализации наиболее привлекательных инвестиционных программ, особая роль должна отводиться внебюджетным ресурсам. Однако на эти цели сегодня направляется немногим более 3% средств коммерческих банков.
За последние годы в российской экономике наметилась тенденция расширения еще одной формы инвестирования — лизинга. Это своего рода товарная форма кредитования, основанная на долгосрочной аренде имущества с сохранением прав собственности арендодателя. Как показывает практика, эта форма является наиболее перспективной с точки зрения ее целесообразности и экономической выгодности для сельскохозяйственных товаропроизводителей .
Состояние изученности проблемы. Различным аспектам теории и практики инвестирования в производство вообще и аграрный сектор экономики в частности уделяется значительное внимание в отечественной научной литературе.
Анализ проблем становления рыночных отношений в российском агропромышленном комплексе потребовал обратиться к вопросам инвестиционной политики различных структур управления, которые нашли отражение в научных трудах, диссертациях, учебных изданиях и других публикациях отечественных и зарубежных ученых и практиках.
В дорыночной экономике в условиях планового ее начала вопросы инвестиционной политики не стояли столь остро, как при переходе к рыночным отношениям, обусловленные коренным различием как ее основ, так и специфики этой политики. Поэтому ранее ее аспекты исследовались только лишь в рамках сложившейся административно — командной системы управления экономикой. Лишь в последние 5−7 лет появились значительные работы, анализирующие проблемы инвестиционной политики в агропромышленном комплексе с учетом специфики аграрных отношений. Отдельные, наиболее актуальные стороны ее нашли отражение в трудах таких авторов как М. Коробейников, В. В. Милосердов, A.A. Попов, В. Мазлоев, Н. Бархунов, В. Урусов, А. Смирнов, А. Гордеев, В. В. Радченко и ряда других. Вопросами инвестирования в сельскохозяйственное производство с учетом особенностей Поволжского федерального округа посвящены работы А. Д. Арзамасцева, М. А. Ананьева, Н. С. Каткова, Н. В. Рыскина, Л. М. Рабиновича, В. И. Юшкова, Е. И. Царегородцева и многих других.
Учеными анализируются вопросы необходимости и путей активизации инвестиционных вливаний и расширения капитальных вложений в сельскохозяйственное производство.
Однако, несмотря на неослабевающее внимание экономистов к проблемам инвестиционной политики государства в аграрной сфере деятельности, в трактовке содержания, форм реализации этой политики остаются дискуссионные вопросы, причем некоторые вопросы исследуемой проблемы не получил достаточного научного анализа и требует дополнительного исследования.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен настоятельной необходимостью повышения эффективности сельскохозяйственного производства через совершенствование инвестиционной деятельности всех уровней власти.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является оценка основных направлений инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях реформирования и на этой основе разработка и обоснование путей повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
— обобщить теоретические вопросы и обосновать основные направления инвестиционной деятельности в период реформирования сельскохозяйственных предприятий;
— сгруппировать сельскохозяйственные предприятия в соответствии со степенью и формой личного участия работников в деятельности предприятия и способа распределения полученного дохода;
— проанализировать влияния форм предприятий на инвестиционную активность и эффективность производства;
— оценить различные источники инвестирования и их эффективность в сельскохозяйственных предприятиях;
— проанализировать целесообразность инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса;
— определить основные направления повышения инвестиционной активности в предприятиях различных форм;
— разработать модели инвестирования сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл.
Объектом исследования выбрана инвестиционная деятельность в рамках сельскохозяйственных предприятий различных форм Республики Марий Эл.
Предметом исследования являются особенности формирования основных направлений инвестиционной деятельностью и их эффективность в сельскохозяйственных предприятиях.
Информационной базой исследования послужили данные Комитета по статистике Российской Федерации и Республики Марий Эл, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, нормативно — справочные материалы, данные статистической отчетности предприятий.
Методика исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, включая монографии, научные статьи, материалы научно-практических конференций по изучаемой проблеме. Для решения поставленных задач в работе использованы методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистические, математического моделирования. Исследования опираются на методологию экономического анализа, экономико-математического моделирования .
Научная новизна заключается в следующем:
— уточнены современные подходы к управлению инвестиционной деятельностью с учетом региональной компоненты, основанные на анализе деятельности сельскохозяйственных предприятий;
— предложена группировка и доказана тесная связь инвестиционной деятельности со степенью и формами личного участия работников сельскохозяйственных предприятий, способа распределения полученного дохода;
— обоснован выбор источников инвестирования в условиях формирования и развития рыночных отношений и реформирования сельскохозяйственных предприятий;
— определены критерии оценки эффективности и формы инвестиций в основной капитал в рыночных условиях хозяйствования;
— построен прогноз основных направлений повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий;
— предложены модели инвестирования различных форм сельскохозяйственных предприятий.
Практическая значимость полученных диссертантом результатов исследования заключается в том, что предложены методические подходы к обоснованию и оценке инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях реформирования. Результаты, выводы исследования и практические предложения могут использоваться предприятиями АПК как Республики Марий Эл, так и других регионов, федеральными и региональными государственными органами при выработке инвестиционной политики в сфере агропромышленного комплекса, субъектами хозяйствования агропромышленного комплекса в прогнозировании и обосновании мер становления рыночных отношений с целью повышения их инвестиционной активности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации на отдельных этапах научного поиска докладывались на научных конференциях Марийского государственного университета в 1997;2001 гг. Ряд разработанных положений применялись в учебном процессе, используются в научных исследованиях кафедры. Основное содержание диссертации отражено в 5 печатных работах. Результаты исследования нашли отражение в деятельности руководителей и специалистов Килемарского и сти руководителей и специалистов Килемарского и Медведевского районов Республики Марий Эл.
Структура и объем диссертации
Работа изложена на 14 7 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка (172 наименований) и приложений. Работа содержит 48 таблицы, 3 рисунка, 20 формул, 11 приложений.
Выводы и предложения.
Результаты проведенного исследования инвестиционных процессов в период реформирования аграрного сектора дают основание сделать следующие выводы и сформулировать ряд предложений :
1. Эффективность реформ в аграрном секторе в период освоения рыночных отношений невозможна без активизации инвестиционной деятельности в этой сфере производства. Проблема инвестирования становится ключевой для всего агропромышленного комплекса. Удельный вес капитальных вложений, направляемых в сельскохозяйственное производство за последние 8−10 лет, упал более чем на 2 0%, в то время, как в промышленности снизился на 1,6%, а в пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности — на 2,9% от общего объема капитальных вложений.
2. Создавшееся положение в инвестиционной деятельности сельского хозяйства характеризуется резким снижением уровня экономической защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Все это требует разработки подходов по бюджетной поддержке агропромышленного комплекса как на федеральном, так и региональном уровне в целях противостояния монополии поставщиков ресурсов, перерабатывающих и торговых предприятий.
3. Определяющее значениё в управлении и стимулировании инвестиционной деятельности, в особенности на региональном уровне должно принадлежать законодательным актам в сфере обеспечения гарантий частным инвесторам, формирования государственного протекционизма, создания льготных режимов налогообложения, развития финансовых рынков, обусловливающих инвестиционный процесс.
4. В виду малой доли собственных источников финансирования и крайней неэффективности их использования (например, по данным Госкомстата Российской Федерации лишь 25−50% амортизационных отчислений используется по назначению), особая роль должна возлагаться на привлечение внебюджетных ресурсов, размер которых едва превышает 3% всей суммы инвестиций.
5. Не принесла ощутимых перемен в инвестиционной деятельности реорганизация предприятий колхозно-совхозного сектора в новые формы предприятий, которые по — существу и сегодня не располагают новым мотивационным механизмом для инвестирования .
6. В целях проведения последовательной политики создания экономических условий для активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Республики Марий Эл необходимы прогнозирование, разработка целевых комплексных программ, которые позволили бы более рационально использовать имеющиеся у государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовые и материальные ресурсы.
7. Одним из направлений инвестирования в основные средства является система лизинга, которая должна получить в Республике Марий Эл все большее распространение. Здесь велика роль таких предприятий, как ОАО «Марагроснаб» и сюда могли бы с успехом и для пользы дела подключится крупные коммерческие банки Республики Марий Эл.
8. В целях определения целесообразного объема инвестиций сельскохозяйственных предприятий, планирующим органам Республики Марий Эл можно воспользоваться разработанной в ходе исследования соответствующей методикой и предложенными вариантами модели инвестирования применительно к сельскохозяйственным предприятиям Республики Марий Эл.
В связи с функционированием в агропромышленном комплексе объектов непроизводственной сферы, сельскохозяйственные предприятия несут значительные затраты по ее содержанию, порой сводящие на нет положительные сдвиги в сфере производства. В результате анализа соотношения двух сфер предложена модель обоснования влияния непроизводственной сферы на активность инвестиционной деятельности и рекомендуется ряд вариантов их оптимизации.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
- Конституция Республики Марий Эл. Принята Конституционным собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995.
- Абалкин JI. Перспективы экономики России на исходе XX века //Экономист.-1996.-№ 12.-С.3−9.
- Бабальников А., Мищенко В. Управление сельскохозяйственными предприятиями в рыночных условиях //АПК: экономика, управление.-1993.-№ 4.-С. 93−94 .
- Бакларян Л.А., Сотский C.B. Об одной модели согласования инвестиционного контракта //Экономика и математические методы.-2000.-т.36,№ 3.-С.91−103.
- Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.-М.:ИКФРА-М, 1997.-240с.
- Балабанов B.C. Интенсивный тип воспроизводства в сельской хозяйстве.-М.:Наука, 1995.
- Балацкий Е. Эффективность инвестирования в открытой экономике //Мировая экономика и международные отношения.-1996.-№ 10.-С.40−49.
- Боев В. Аграрной реформе экономическую основу //АПК: экономика, управление.-1993.-№ 8.-С.21−23.
- Борисенко А., Алботов Р. Активизация инвестиционной деятельности и совершенствование кредитного механизма на региональном продовольственном рынке //Международный сельскохозяйственный журнал.-1997.№ 6.-С.16−20.
- Борхунсв Н. Аграрная реформа и ценообразование //Экономика сельскохозяйственной России.-2000.№ 10.-С.31.
- Борхунов Н., Назоренко А. Повышение эффективности дотаций опыт 1999 года //Экономика сельского хозяйства России .-2000.-№ 5.-С.13.
- Борхунов Н., Назоренко А. Ценовые соотношения в АПК в 2000 году //Экономика сельского хозяйства России.-2001.-№ 1.-С.22 .
- Брытков М. Экономико-статистические модели для различных форм хозяйствования //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 2.-С.38.
- Бузняков В. Совершенствование экономического механизма хозяйствования в АПК //Экономика сельского хозяйства России.-1996.-№ 11.-С.4.
- Буйлемишева О. Новая инвестиционная политика //Финансовый бизнес.-1996.-№ 1.-С.15−21.
- Булатов А. Капиталообразование в России //Вопросы экономики.-2001.-№ 6.-С.27−3 5.
- Бухтояров И. Система хозяйствования в АПК //АПК: Экономика, управление.-1994.-№ 2.-С.35−39.
- Бухтояров И. Система хозяйствования в АПК //АПК: Экономика, управление.-1994.-№ 3.-С.32−35.
- Бухтояров И. Система хозяйствования в АПК //АПК: Экономика, управление.-1994.-№ 4.-С.29−32.
- Бухтояров И. Система хозяйствования в АПК //АПК: Экономика, управление.-1994.-№ 5.-С.36−40.
- Бухтояров И. Система хозяйствования в АПК //АПК: Экономика, управление.-1994.-№ 6.-С.35−38.
- Вагина М.Д., Тимофеев A.B. Прогнозирование стоимости инвестиционных ресурсов в условиях инфляции //Экономика и математические методы.-1998.-Т.34,вып. 1.-С.56−66.
- Ванин Ю. Перспективы инвестирования зерновой отрасли //АПК: экономика, управление.-2001.-№б.-С.52−57.
- Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий /Ред. И. Дуэль. М.: Энциклопедия российских деревень, 1997.-265 с.
- Васькин В.Ф. Сравнительная оценка эффективности различных форм хозяйствования //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1997.-№ 12.-С.50−53.
- Вашанов В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России //Экономист.-2001.-№ 1.-С.76−83.
- Волкодав Ю. Фактор инвестиционно-инновационной экономики в реформировании //Аграрная наука.-2001.—№ 2.-С.5−6.
- Гасанов М., Сайдидмагомедов А. Транспортная инфраструктура и эффективность аграрного комплекса //АПК: экономика, управление.-2 0 01.-№ 4.-С.7 0−75.
- Глазунов В.Н. Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов //Финансы.-1997.-№ 10.-С.59−62.
- Глазунова И. Регулирование цен в АПК //Экономист.-2001.-№ 2.С.86−92.
- Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса //Вопросы экономики.-2000.-№ 11.-С.13−26.
- Голованов А. Совершенствование системы межбюджетных отношений //АПК: экономика, управление.-2001.-№ 3.-С.38−46.
- Гордеев А. Добиваться реального улучшения экономической ситуации в АПК России //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 9.-С.3−9.
- Гордеев А. Необходим инвестиционный холдинг //Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 12.-С.3.
- Гордеев А. Необходима корректировка курса //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 2.-С.3−4.
- Гумарова Ф.З. проблемы и условия эффективной бюджетной поддержки АПК. Материалы научно-практической конференции «Пути преодоления Трансформационного склада в областях АПК» //МарГУ.-Йошкар-Ола.-2ООО.-С.72−73.
- Гусева К.Н. Источники финансирования капиталовложений в регионах //Финансы.-19 97.-№ 9.-С.4−6.
- Дербенева Г. Связи сельскохозяйственных предприятий и государственного бюджета //Экономист.-2001.-№ 4.-С.87−92.
- Дмитриенко 3. Совершенствование финансово-кредитных отношений //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 10.-С.44−48.
- Думн П. И. Эффективность реформ в сельском хозяйстве //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996. -№ 8.-С.8−9.
- Ерохин С.М. Вопросы кредитоспособности агропромышленных предприятий //Механизация и электрификация сельского хозяйства.-2000.-33.-С.7−9.
- Жоваников В.Н., Маслова И. В., Лишанский М. Л. Статистические прогнозные модели как инструмент оценки кредитоспособности предприятия //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2 001.-№ 1.-С.42−44 .
- Жоголева Е.Е. Критерии оценки результативности аграрных реформ: предметная основа и методические аспекты //Достижение науки и техники АПК.-1996.-№б.-С.10−16.
- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
- Зенин 33.Ф., Ильичева C.B. Совершенствование механизма поддержки сельских товаропроизводителей //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 8.-С.7−9.
- Зотова А. И. Развивать кредитную кооперацию //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий .-2 0 00.-№ 2.-С.41−4 2.
- Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999—2000 годы //Эксперт.-2000.-№ 41.-С.68−8 8.
- Информационные материалы по аграрному сектору ФРГ, M. — 19 9 8 г.
- Катков Н.С., Рабинович JI.M., Рыжаков Е. Д., Захаров В. П. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку.-Йошкар-ола, МарГУ, 1994.-149с.
- Кислицын В.А., Кураков JI.П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл.-М.:Пресс-сервис, 1997.-600с.
- Козенко 3., Репников Б. Сельская кредитная кооперация //Экономика сельского хозяйства России.-2001.-№ 4.-С.8.
- Корнюхина Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России //ЭКО.-2001.-№ 1.-С.76−84.
- Коробейников М. Государственное регулирование и подготовка аграрного сектора //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 6.-С.29−36.
- Коробейников М. Селу льготное кредитование //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 1.-С.37.
- Кудрявцев H.A., Перекрестова Л. В., Сазонов С. П. Бюджетные инвестиции как фактор развития экономики //Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 3, Экономика .-1998.-Зып.3.-С.5 9−67.
- Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики //Экономист.-2001.-№ 4.-С.12−23.
- Курцев И. Организационные формы сельскохозяйственного производства в Сибири //Экономист.-2001.-№ 4.-С.92−96.
- Кучуков Р. Место и роль различных форм собственности в условиях рынка //АПК: экономика, управление.-19 98.-№ 3.-С. 53−57.
- Лайкам К. Финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий //Экономика сельского хозяйства России.-1997. -№ 6 .-С.7.
- Лащенко О. Эффективность инвестиционных проектов //Инвестиции в России.-1996.-№ 3.-С.11−15.
- Лимарев В. Лизинг техники основа государственной поддержки АПК России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 12.-С.9−12.
- Лимарев В. Рынок материально-технических ресурсов АПК //Экономист.-2001.-№ 3.-С.90−94.
- Лисина К. Лизинговый бизнес //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 1.-С.38.
- Лишанский М.Л., Маслова И. Б. Лизинг как эффективная форма кредитования //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 7.-С.4 7−4 8.
- Лукашев Н. Ценовые отношения в системе лизинга на сельскохозяйственную технику //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 7.-С.42−45.
- Мазлоев В.З., Гасиев П. Е. Формирование региональной инвестиционной политики в АПК //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 11.-С.34−37.
- Мамедов Р. Поддержка села целевые ориентиры //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 6.-С.37−41.
- Маслова В. Аграрные кредитные отношения на современном этапе //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 10.-С. 33 .
- Мауль Я. Макроэкономическое и отраслевое обоснование инвестиционных проектов в АПК //АПК: экономика, управление.1999.-№ 5.-С.2−4.
- Маховикова Г. А., Кантор В. Е. Инвестиционный процесс на предприятии.-СПб:Питер, 2001.-С.6−26.
- Меньшикова М. Инвестиционная политика в аграрном секторе региона //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 9.-С.38.
- Милосердов В., Милосердов К. Формы хозяйствования, размеры аграрного производства, управление в новых условиях //Международный сельскохозяйственный журнал.-1999.-№ 2.-С.25−32 .
- Милосердов В. В. Кризисная ситуация в экономических преобразованиях села //Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук.-1993.-№ 5.-С.6−8.
- Милосердов В.В. По какому пути пойдет аграрная реформа в регионах? //Экономика сельского хозяйства России.2000.-№ 3.-С.53−55.
- Мирошниченко Л. Оценка последствий аграрной реформы //Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 7.-С.14.
- Михилев А. Совершенствование внутрихозяйственных производственно-финансовых отношений в сельскохозяйственных предприятиях //АПК: экономика, управление.-2001.-№ 2.-С.47−51.
- Морозов А. Кредитование крестьянских хозяйств: возможности и формы участия государства //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 2.-С.37−39 .
- Никифоров П. Совершенствовать инвестиционную политику //АПК: экономика, управление.-1997.-№ 9.-С.51−56.
- Нилиповский В. Агроэкономика и кредитно-банковские структуры //Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 12.-С.36.
- Новицкий Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ //Экономист.-2001.-№ 6.-С.27−35.
- Нурлыгаянов Р. Имущественный пай в ТНВ //АПК: экономика, управление.-2 000.-№ 8.-С.4 8−52.
- О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации //Экономика и жизнь.-1998.-№ 3.-С.12.
- О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций АПК: постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1994 г. № 1220 //Экономика сельского хозяйства России.-1995.-№ 1.-С.18.
- Огарков С. Региональная стратегия воспроизводства основных фондов сельского хозяйства //АПК: экономика, управление. -2000 .-№ 4.-С.67−7 3.
- Огнивцев С. Необходимы эмиссионные изменения //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 5.-С.27.
- Опенышев С. Лизинг в рыночном механизме АПК //Экономика сельского хозяйства России.-1997.-№ 9.-С.7.
- Опенышев С. Регулирование рынка средств производства для села //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1998.-№ 4.-С.11−12.
- Орсик Л. Производственно-техническое обеспечение сельского хозяйства //Экономист.-2000.-№ 8.=С.73−76.
- Орсик Л. Повышать эффективность работы НТС //Экономика сельского хозяйства России.-2001.-№ 2.-С.3.
- Основные социально-экономические показатели по странам СНГ./Информагротех.-М.:Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации департамента экономики.-1999.
- Петриков А. Нерешенные задачи аграрных преобразований //АПК: экономика, управление.-2001.-№ 11.-С.12−18.
- Пилиев С., Цховребов Э. Возможности устойчивого развития //Экономист.-2001.-№ 4.-С.23−29.
- Платонова С. Совершенствование механизмов бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 11.-С.15.
- Положение о внутрихозяйственных организационно-экономических отношениях в кооперативных и акционерных сельскохозяйственных предприятиях. -М.: Минсельхозпрод России, 1995.-178 с.
- Положения по формированию и организационно-экономическому механизму функционирования финансово-промышленной группы в аграрной сфере /Науч. ред. А. М. Югай.-М.: Издательство «Экономика», 1998.-237с.
- Попов A.A. Аграрный потенциал России: перспектива развития /Науч. ред. В. С. Балабанов.-М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.-191с.
- Попова М. Реформирование сельскохозяйственных предприятий //Экономика сельского хозяйства России.-1997.-№ 6.-С.6.
- Прауст Р. Пореформенное развитие форм хозяйствования в аграрном секторе Псковщины //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 5.-с.49−52.
- Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий.-2-я редакция.- М.: «РосАгроФонд», 1998.Ч. 1 2.
- Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы.-М.: Ин-формбизнес, 1995.-64 с.
- Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002−2004 гг. от 18.Об.2001.-№ 222.-С.130 .
- Пути преодоления социально-экономического кризиса в регионах Российской Федерации: Издательство Чувашского института, 1999.-293 с.
- Юб.Радченко В. В., Ткаченко В. П., Карамушка Ю. Н. Экономическое обоснование инвестиций в сельскохозяйственные технолог ии //Механизация и электрификация сельского хозяйства.-1999.-№ 4.-С.2−4.
- Радыгин А.Д. Российская приватизация и инвестиции: необходимость корректировки модели //Проблемы прогнозирования. -1994. -N'5 .-С. 112−123 .
- Реализация проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве //Экономика сельского хозяйства России.1999.-№ 10.-С.20.
- Резников H.A. Состояние и эффективность сельского хозяйства в переходный период.-М.: Экономика и информатика, 1998.-191 с. 110. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий: Товарищество на вере. М.: Знак, 1998.-197 с.
- Ш. Рубков А. Н. По какому пути пойдет аграрная реформа в регионах? //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 11.-С.5 3−5 9 .
- Рыманова Л. Совершенствование кредитования организаций АПК //АПК: экономика, управление.-1998.-№ 9.-С.46−49.
- Сагайдак Э., Борхунов Н. Агропродовольственная политика и цены //АПК: экономика, управление.-2001.-№ 4.-С.42−51.
- Сазонова Д. Методика определения рационального ресурсного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей //Механизация и электрификация сельского хозяйства.2000.-№ 3.-С.4−9.
- Сайганов А. Лизинговые отношения в Республике Беларусь //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 7.-С.10.
- Иб.Свободин В., Свободина М. Имитационное моделирование экономического механизма развития сельского хозяйства
- Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000. -№ 8 .-С.13−15.
- Селезнев А. АПК: итоги 2000 года и перспективы развития //Экономист.-2001.-№ 4.-С.82−87.
- Семаров Ю. Методы прогнозирования расширенного воспроизводства новой техники в АПК //АПК: экономика, управление .-2001.-№ 6.-С.57−66.
- Семин А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 8.-С.48−52.
- Симарев Ю. Методология прогнозирования потребности АПК в новой технике //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 7.-С. 62−68.
- Смагулов Ш. С. Экономическая реформа и предпринимательство в АПК.-М.: Экономика, 1996.-238с.
- Смирнов А. Совершенствовать экономические механизмы хозяйствования на селе //АПК: экономика, управление.-1999.-№ 4 .-С.47−49.
- Собственность в экономической системе России. /Под ред. В. Н. Черновца, В. М. Кулькова.-М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.-556с.
- Сорочан О. Экономическое реформирование в Молдове: специфика и уроки 19 90-х годов //Вопросы экономики.-2001.-№ 6.-С.144−152.
- Социально-экономический анализ результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий: Сборник.- М.: Энциклопедия российских деревень, 1999.-187с.
- Социально-экономическое положение в Республике Марий Эл.-Йошкар-ола: Отдел Госкомстата Республики Марий Эл, 1997.115 с.
- Стрелков Е.В., Кочетов В. В. Оценка инвестиционных проектов технического развития производства //Достижение науки и техники.-1997.-№ 4.-С.32−34.
- Стуков С., Стуков Л. Инвестиции в ценные бумаги //Финансовая газета.-1998.-№ 2 7,30.
- Текучев В., Юрьева Г. Развивать лизинговые операции //Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 9.-С.б.
- Толмачев A.B. Лизинг и производство зерна //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих прред-приятий.-1997.-№ 11.-С.34−3 6.
- Толмачев A.B. Лизинг техники необходим //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 1.-С.7.
- Тумгоев Л. Антикризисная составляющая финансового лизинга в АПК //Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 12.-С.7.
- Узун В.Я. Целевые программы развития АПК.-М.: Экономика, 1984.-159с.134. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».
- Урусов В. Бюджетная поддержка в системе агропромышленного комплекса региона //АПК: экономика, управление.-1998.-№ 7.-С.40−44.
- Урусов В. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального АПК //АПК: экономика, управление.-1998.-№ 12.-С.68−72.
- Ушачев И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК.- М.: Экономика и информатика, 1999.-367 с.
- Ушачев И.Г. Вопросы экономического управления агропромышленного комплекса в условиях кризиса //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 1.-С. 9−12.
- Федеральная адресная инвестиционная программа на 1998 г. //Российская газета.-1998.-2 апреля.-С.4−7.
- Федоров В. Инвестиции в производство //Экономист.-2000.-№ 10.-С.17−24.
- Филиппов В.Л. О практике работы сельскохозяйственного кооператива //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2001.-№ 4.-С.4 8−52.
- Филиппова Г. Кредитная кооперация на селе //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 12.-С.37.
- Фирсова Е., Артемьев А. Современные подходы к кредитованию аграрного производства //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 5.-С.37.
- Финансовое оздоровление предприятий АПК. Труды НАЭКОР. Вып.5.Т.1.М.: Издательство МСХА.2001.-392 с. 14 б. Финансовое оздоровление предприятий АПК. Труды НАЭКОР. Выл.5.Т.2.М.: Издательство МСХА.2001.-396 с.
- Черный Р.Н. Проблемы формирования эффективной финансово-кредитной системы по обслуживанию агропромышленноно комплекса //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 9.-С.24−26.
- Чернышев А. На основе многоукладности //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 5.-С.4−5.
- Шаляпина И.П. Реформирование сельскохозяйственных предприятий: опыт, проблемы, перспективы //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 5.-С.IIIS.
- Шамин В.Г. Финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий России //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 10.-С.16.
- Шамхалов Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России.-М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.-158с.
- Широкалова Г. Субъективная оценка экономических реформ //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 12.-С.10−12.
- Хандурев А., Черный Р. Проблемы формирования эффективной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства
- Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2001. -№ 4 .-С.4 4−48.
- Хицков А. Проблемы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий в регионе //АПК: экономика, управление. -2000. -№ 9. -С. 3 9−4 3 .
- Шамхалов Ф.И. Новое российское предпринимательство /Под ред. А. И. Архипова.-М.: Экономика, 1994.-174с.
- Шишкин А., Степкин А. Современные формы хозяйствования и основные направления стабилизации развития агропромышленного комплекса России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 4.-С.4 7−4 9.
- Шпак А. Роль инвестиционной деятельности в развитии сельского хозяйства //Экономика сельского хозяйства России.-1998.-№ 12.-С.37.
- Шупыро В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ.- М.:ВШПП, 1997.-248с.
- Шутьков А. Аграрный сектор России в 21 веке: реалии и прогноз //АПК: экономика, управление.-2001.-№ 4.-С.3−13.164. Шутьков А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 1.-С. 4−17 .
- Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ, 1995.
- Экономические и социальные последствия реформирования сельхозпредприятий по нижегородской модели (предварительные результаты).-М., 1996.-324 с.
- Эльдиев М. Проблемы регулирования и экономической поддержки аграрного сектора России //АПК: экономика, управление. -1997 .-№ 9.-С.60−65.
- Юняева Р., Пронина Ю. Проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства в регионе //АПК: экономика, управление.- 2001.-№ 5.-С.43−47.
- Юшков В.И. Закупочная цена и расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве.-М.: Экономика, 1980.-14Зс.
- Явлоев Я. Эффективность современных форм организации сельскохозяйственного производства //Международный сельскохозяйственный журнал.-2000.-№ 3.-С.10−15.
- Якушкин Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 2.-С.43−49.
- Agricultural Income and Finance: Situation and Outlook Report/Red Farmer L.- Washington: USDA, 1994,35p.1. Анализ финансового-хозяйственной1997 гс
- Финансовый ре- Выручка Суммазультат от реа- начислиза ленной
- Районы прибыль убыток ции без НДС зарплаты
- Волжский 3723 4880 59 091 12 298
- Горномарийский 2594 8755 58 852 12 067
- Звениговский 9637 6116 55 517 10 493
- Килемарский 37 4992 5012 2572
- Куженерский 1 18 138 35 515 9818
- Мари-турекский 20 107 46 167 14 211
- Медведевский 1152 25 159 120 358 27 687
- Моркинский 688 10 876 26 825 9488
- Новоторьяль-ский 3187 9282 36 550 6354
- Оршанский 150 11 929 28 555 7280
- Параньгин-ский 14 854 34 021 8298
- Сернурский Г 24 954 50 262 Г 12 707
- Советский 18 15 892 48 623 137 571. Юринский 2510 1988 702
- РМЭ 22 739 179 908 659 522 161 195деятельности сельскохозяйственных предприятий РМЭ за >д (в разрезе районов)
- Анализ финансового-хозяйотвенной деятельности сельскохозяйственных предприятий РМЭ за1998 год (в разрезе районов)
- Финансовый ре- Выручка Сумма Плате- Плате- Штраф- Сумма Задолж Задол Деби- Кредизультат от реа- начис- жи в жи во ные выплат еность жен- тор- торлиза ленной бюджет внебюд санк- за ис- по ность ская ская
- Районы прибыль ции без зар- жет. ции поль креди- по задол- задолубыток НДС платы фонды зовн. кред. рес. там и займам зарплате женность женность
- Волжский 3361 6996 68 544 14 589 4660 — 510 18 922 3756 16 599 40 235
- Горномарийский 3580 13 694 65 174 13 012 7859 4212 1489 10 923 1943 9586 21 286
- Звениговский 13 581 11 028 84 246 12 013 3714 1780 228 7534 1694 11 744 24 209
- Килемарский 4016 6490 2552 536 793 70 558 6489 1822 922 12 863
- Куженерский 20 926 37 121 10 044 2645 3202 10 540 — 13 189 5714 6519 53 808
- Мари-турекский 21 731 49 351 13 508 2090 4309 8891 32 17 976 6028 5666 61 329
- Медведевский 5056 14 621 171 820 31 433 8109 10 147 235 486 11 247 3603 20 130 71 676
- Моркинский 143 11 441 27 710 9312 2172 2897 7257 12 865 5026 5957 56 827
- Новоторьяль-ский 483 18 994 37 028 6704 1360 2193 3733 12 479 2482 7077 30 347
- Оршанский 14 273 26 306 6561 1214 1174 3621 45 7866 2098 4521 22 250
- Параньгин-ский 18 013 37 575 8518 857 2741 3355 65 13 618 4969 5555 45 008
- Сернурский Г~23 475 49 013 11 851 2713 3692 10 553 — 13 022 7079 5290 63 122
- Советский 27 22 335 52 554 13 084 2232 4683 3045 17 355 2921 9316 39 776
- Юринский 2395 1983 558 123 186 1435 — 1087 424 242 3937
- Итого по РМЭ 28 609 206 964 777 042 168 581 41 890 53 084 56 512 1705 177 703 50 616 124 373 577 960м-хозяйственной1999 гс
- Финансовый ре- Выручка Суммазультат от реа- начислиза ленной
- Районы прибыль убыток ции без НДС зарплаты
- Волжский 20 737 202 129 346 1 18 394
- Горномарийский 17 558 3621 114 653 16 980
- Звениговский 35 762 4229 150 086 21 153
- Килемарский 302 2616 9841 2770
- Куженерский 2927 8574 58 519 10 793
- Мари-турекский 3534 8636 79 030 16 451
- Медведевский 34 595 1904 334 173 44 164
- Моркинский 5744 4830 52 987 11 016
- Новоторьяль-ский 7271 7602 54 051 8144
- Оршанский 3281 2690 44 793 7797
- Параньгин-ский 3079 5382 63 642 10 568
- Сернурский 4462 114 539 71 228 13 170
- Советский 5275 9250 83 295 150 821. Юринский 1831 3051 501
- Итого по РМЭ 159 945 78 089 1 368 782 219 385деятельности сельскохозяйственных предприятий РМЭ за >д (в разрезе районов)
- Финансовый ре- Выручка Сумма Плате- Плате- Штраф- Сумма Задолж Задол Деби- Кредизультат от реа- начис- жи в жи во ные выплат еность жен- тор- торскаялиза ленной бюджет внебюд санк- за ис- по ность ская задол
- Районы прибыль ции без зар- жет. ции поль- креди- по задол- женубыток НДС платы фонды зовн. там и зар- жен- ностькред. рес. займам плате ность
- Волжский 13 710 9271 149 406 24 069 7742 7762 1 37 428 15 186 6899 24 736 73 257
- Горномарийский 4119 138 653 24 656 5200 5321 997 9658 4110 16 614 53 886
- Звениговский 36 174 5057 197 823 29 896 10 541 10 476 1878 15 618 3380 20 236 47 002
- Килемарский 25 2 2982 7008 2277 962 724 866 5242 1894 1416 16 313
- Куженерский 128 19 640 56 283 ^ 11 838 2819 3815 — 11 921 5221 12 727 76 917
- Мари-турекский 26 257 75 719 17 462 5370 5555 6005 297 22 723 7622 9545 101 270
- Медведевский 15 273 13 266 400 119 58 934 29 390 18 608 153 4072 20 424 7204 38 855 132 783
- Моркинский 1138 17 606 53 591 г 11 810 1618 3680 5820 1040 12 533 5594 9553 87 970
- Новоторьяль-ский 9677 12 279 63 649 10 494 2496 3453 3193 9884 4050 12 339 61 400
- Оршанский 1071 7407 50 382 9065 2791 3065 2014 61 6151 1856 7686 39 963
- Параньгин-ский 19 332 68 990 12 144 1264 3907 3545 — 12 281 4499 9802 79 063
- Сернурский 1668 18 332 80 782 13 527 4294 4360 6822 12 172 6757 9924 101 681
- Советский 21 827 76 881 16 692 8664 7528 3530 1133 19 856 3151 52 645 84 004
- Юринский 1880 2929 696 579 466 1181 — 771 374 510 5150
- Итого по РМЭ 89 548 182 779 1 556 779 274 106 87 095 89 316 38 315 7897 185 054 63 831 253 883 1 010 632м1. CJ11. М1