Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование рынка городских земель как специфического природного ресурса социально-экономического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенные основы концепции рынка городских земель позволили разработать не учитываемый в современной экономической практике методологический подход к прогнозированию и принятию стратегических решений в процессе государственного регулирования рынка городской земли, основанный на применении метода когнитивного моделирования социально-экономических процессов. В условиях низкого уровня развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы воспроизводства земельных ресурсов как стратегического фактора развития национальной экономики
    • 1. 1. Роль земельных ресурсов вховременных социально-экономических системах
    • 1. 2. Особенности и свойства городской земли как уникального товара
    • 1. 3. Особенности, функции и роль рынка городской земли в процессе воспроизводства земельных ресурсов и обоснование необходимости государственного регулирования рыночного оборота городских земель
    • 1. 4. Зарубежный опыт управления земельными ресурсами
  • Глава II. Методология анализа состояния и тенденций развития земельного рынка в России
    • 2. 1. Основы концепции современного земельного рынка и методологии анализа рынка городской земли
    • 2. 2. Методика прогнозирования развития земельного рынка и. разработки управленческих решений с целью повышения эффективности государственного управления: земельными ресурсами
    • 2. 3. Когнитивное моделирование процессов формирования и развития земельного рынка и разработка эффективных механизмов управления земельным рынком
  • Глава III. Современное состояние, проблемы и тенденции формирования и развития земельного рынка в России
    • 3. 1. Особенности развитая земельных отношений в современной России
    • 3. 2. Анализразвитияшнституциональнойхредьг становления земельного, рынка в России
    • 3. 3. Анализ современного состояния-и тенденций развития рынка земли в российских городах
    • 3. 4. Социально-экономические проблемы формирования и развития рынка городской земли в России
  • Глава IV. Эффективные организационно-экономические механизмы государственного регулирования рынком городских земель на основе моделирования и прогнозирования процессов его развития
    • 4. 1. Механизмы государственного регулирования рынка городских земель
    • 4. 2. Механизмы государственного регулирования процессов приватизации городских земель
    • 4. 3. Механизмы регулирования объема земельных платежей в муниципальных образованиях
    • 4. 4. Оценка и прогнозирование рыночной стоимости на землю в муниципальных образованиях с учетом влияния механизмов государственного регулирования земельного рынка на процессы ценообразования

Государственное регулирование рынка городских земель как специфического природного ресурса социально-экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,8 млн.га., на ее территории расположены практически все природно-минеральные вещества планеты, в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды, около 70% территории располагается в сейсмоустойчивых районах. Однако эффективность использования богатейших земельных ресурсов в России остается на низком уровне, что приводит к целому ряду негативных социально-экономических, политических, экологических последствий. В течение прошлого века курс государственной земельной политики кардинально менялся дважды: в 1917 году земля была национализирована и полностью исключена из рыночного оборота, в 1993 году Конституция Российской Федерации, принятая общенародным голосованием, определила различные формы и виды собственности на землю, включая и частную.

Рыночная трансформация экономики России обусловила направленность земельной реформы на развитие земельного рынка, участие земельных участков в свободном гражданском обороте. Только в 2001 г., после продолжительных научных, общественных, политических дискуссий и споров Государственной Думой был принят новый вариант Земельного Кодекса, соответствующего новым конституционным положениям. В тоже время, споры вокруг Земельного Кодекса не прекращаются и до сих пор. Камнем преткновения остается вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ведутся активные научные дискуссии о природе и величине земельной ренты, частной собственности на землю, роли государства в управлении и регулировании земельных отношений.

Тем не менее, как показывает анализ современной динамики земельных отношений, процесс формирования института частной собственности на землю противоречиво, но постепенно развивается в России. Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что земля реально включена в рыночный оборот, т. е. с земельными участками совершаются сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

В тоже время, земля как пространственная основа существования государства и его граждан, как звено экосистемы, главное средство производства сельского хозяйства требует пристального внимания со стороны государства для обеспечения политической, экономической, экологической безопасности, социальной защиты населения, исторических и культурных основ существования страны и ее граждан.

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития России является повышение эффективности использования, объектов земельно-имущественного комплекса и управления национальным богатством посредством развития многообразных форм собственности. Позитивное будущее российской экономики во многом связано с развитием земельно-имущественных отношений, с извлечением максимальной выгоды от земельных ресурсов.

Высокий эффект может быть получен прежде всего от использования городских земель, так как, во-первых, в городской среде рыночные отношения традиционно развиваются со значительным опережением по отношению к сельской местности. Во-вторых, позиция науки и общества по включению городской земли в рыночный оборот носит достаточно определенный характер, чего нельзя сказать относительно земель t сельскохозяйственного назначения. В-третьих, несмотря на то, что доля городских земель незначительна, именно на них сконцентрированы жизненно важные сферы производства, они аккумулируют в своих границах до 75% социально-демографического и производственно-экономического потенциала России. Финансовые ресурсы также сосредоточены в основном в городах, что придает им статус потенциального кредитора для остальных территорий. Поэтому социально-экономическое значение городских земель за последние годы резко возросло, и возникла острая потребность в формировании и развитии цивилизованного рынка городских земель.

В рыночной экономике городская земля рассматривается не только как пространственный базис для хозяйствования и жизнедеятельности населения, но и как, важнейший источник извлечения прибыли* для предпринимателей, регулярного поступления средств в региональные и муниципальные бюджеты.

В России с начала 90-х годов проводится земельная реформа, однако ни правовая база, ни обще федеральная концепция этой’реформы, до сих пор полностью не созданы. Стратегия развития земельно-имущественных отношений не увязана с задачами структурной перестройки экономики., в целом. Решение многих проблем в этой области отдано на откуп местным властям, что породило к концу 90-х годов множество региональных моделей развития земельно-имущественных отношений:

Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает переход земельно-имущественного комплекса на качественно новый этап развития, а именно — превращение земли в реальный высокодоходный производственный стратегический ресурс путем обоснованного применения различных механизмов государственного управления и регулирования.

В связи с этим особую важность приобретают исследования, отвечающие на вопрос: какие приоритетные направления развития рынка городских земель целесообразны и возможны в России, к каким социальным, политическим, экономическим последствиям этих направлений приведет их реализация и какие необходимы механизмы для эффективного государственного регулирования земельного рынка.

Степень разработанности проблемы.

На протяжении более 70 лет прошлого века в России земля была фактически исключена из рыночного оборота. Формирование современной земельной реформы в 1990;е годы обусловило повышенный интерес среди теоретиков и практиков к изучению проблем развития и регулирования земельного рынка в целом и рынка городских земель в частности. Большое внимание в последние годы уделяются вопросам экономики городов и градостроительству, создания и развития земельного кадастра, рыночной и кадастровой оценки землии других объектов недвижимости. Однако современное состояние экономической науки характеризуется отсутствием фундаментально обоснованной теории государственного регулирования земельного рынка в условиях его формирования, хотя ряд концептуальных подходов к ее разработке содержится в капитальных трудах ученых, основательно исследовавших важнейшие проблемы управления земельными ресурсами, позволяющих давать практические рекомендации по выбору целей и механизмов реализации государственной земельной политики в России.

В мировой экономике накоплен значительный опыт управления земельными ресурсами как источником сельскохозяйственного оборота, важнейшей компонентой собственности, объектом налогообложения и инвестиционной деятельности. Имеются научно обоснованные теоретические исследования в данной области, отраженные в ряде публикаций. Философский и политэкономический аспекты земельных отношений нашли отражения в трудах таких известных ученых как Ф. Кене, Д. Рикардо, У. Петти, А. Смит, К. Маркс, П. Самуэльсон, А. Маршалл и др. Фундаментальные исследования вопросов регулирования земельных отношений содержатся в трудах зарубежных авторов: А. Ринг, К. Кейз, Р. Страйк, Х. Маттссон, Г. Ларссон, Ф. Харрисон, Д. Эккерт, Д. Фридман, Н. Ордуэй, Р.Вессели.

Отечественная наука также внесла неоценимый вклад в мировой опыт управления земельными ресурсами. К числу отечественных ученых, исследовавших проблемы управления земельными отношениями, в первую очередь следует отнести А. В. Чаянова, В. В. Докучаева, Н. Д. Кондратьева, М.И.Туган-Барановского, А. Н. Челинцева, Н. П. Макарова, И. И. Лукинова и др. Большое внимание теоретическим и прикладным исследованиям проблем управления земельными ресурсами, разработке экономико-правовых и организационных моделей управления на федеральном и региональном уровнях уделено в трудах отечественных ученых:

B.С.Кислова, Н. В. Комова, В. А. Горемыкина, П. Ф. Лойко, В. И. Калинина,.

C.И.Сай, О. Б. Леппке, М. Л. Лезиной и др. Вопросам экономики городов и градостроительства посвящены труды Антонова В. П., Любовного В. Я., Бочарова Ю. П., Кабаковой С. И., Витт М. Б., Кузнецова Г. А., Щеглова В. А. Экологическая инфраструктура городских земель служит предметом исследований в работах Банина А. Л., Шейнина Л. Б., Соловьева А. К. и др.

Основательные исследования концептуальных подходов, к решению методологических и теоретических проблем в^ трудах вышеотмеченных и других авторов позволили расширить теоретическую базу совершенствования государственного регулирования рынка городских земель.

В течение современной трансформации социально-экономической системы в России отечественными учеными было проведено немало исследований, посвященных проблемам формирования и развития земельного рынка и механизмам государственного регулирования рыночного оборота. Однако в них не достаточно уделяется внимание разработкам теоретических и прогнозных моделей, в которых использовались бы достижения мировой экономической науки и одновременно учитывались особенности формирования земельного рынка в современной России, которые могли бы быть использованы для оптимизации инструментария государственной земельной политики на этапе формирования земельного рынка. Это направление исследований содержит большой неиспользованный потенциал решения проблем сбалансированного развития национальной экономики, что и-предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью настоящего исследования является расширение теоретической и методической базы государственного регулирования рынкагородских земель как специфичного природного ресурса в условиях его развития и разработка на этой основе инструментария его эффективной реализации. Задачи исследования:

1. Обосновать стратегическое значение земельных ресурсов для социально-экономического развития России и объективную необходимость государственного регулирования рыночного оборота городских земель на современном этапе.

2. Разработать основы концепции рынка городской земли, позволяющей осуществлять анализ и прогноз развития земельного рынка с учетом изменения институциональной среды, влияния механизмов государственного регулирования и других социальноэкономических, политических, организационных факторов в условиях становления земельного рынка.

3. Разработать методологию анализа текущего состояния и прогнозирования развития земельного рынка с учетом воздействия на него механизмов государственного регулирования.

4. Проанализировать текущее состояние и выявить тенденции развития земельного рынка, социально-экономической и институциональной среды его формирования и развития в России.

5. Уточнить прогноз развития российского рынка городских земель с учетом воздействия на него различных механизмов государственного регулирования и изменений институциональной среды.

6. Разработать предложения и рекомендации по формированию эффективных организационно-экономических механизмов регулирования рынком городских земель на основе моделирования и прогнозирования процессов его развития.

Объектом исследования являются процессы формирования и развития рынка городской земли и механизмы государственного регулирования земельного рынка.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, субъектами хозяйственной деятельности и гражданами в процессе формирования, развития и регулирования рынка городской земли.

Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую основу проводимых исследований составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные экономической теории, роли земельных ресурсов как производственного, экологического, территориального фактора, проблемам собственности на землю, теории управления.

Методологической основой исследования является использование принципов системного подхода, дедуктивного и индуктивного методов научного познания.

Для решения конкретных задач исследования применялись методы теории управления, когнитивного, статистического, социологического и экономического моделирования, факторного, кластерного, регрессионного анализа, прогнозирования, математической статистики и обработки экономических рядов. Необходимые расчеты выполнялись с применением современных компьютерных технологий и специализированного программного обеспечения.

Научная новизна работы заключается в расширении теоретической и методологической базы государственного регулирования рынка городских земель как специфичного природного ресурса в современных условиях его развития и разработка на этой основе инструментария его эффективного развития с целью решения социально-экономических задач в муниципальных образованиях. Приращение научного знания содержится в следующих научных результатах.

По специальности «макроэкономика»: — Разработаны основы концепции земельного рынка в городах, включающие в себя обоснование эффективной. системы земельного рынка, его ключевых элементов, их классификация, взаимодействие между ними, систему качественных и количественных показателей, характеризующих современный земельный рынок. В соответствии с данной концепцией, основными элементами системы земельного рынка являются: субъекты земельных отношений, объекты земельных отношений и институциональная среда. Разработанные основы концепции позволяют осуществлять комплексное исследование формирования и развития рынка различных категорий земельных участков с учетом наиболее существенных факторов влияния, механизмов государственного регулирования.

Автором предложен не учитываемый в современной экономической практике методологический подход к прогнозированию и принятию стратегических решений в процессе государственного регулирования рынка городской земли, основанный на применении метода когнитивного моделирования социально-экономических процессов. В условиях низкого уровня развития земельного рынка, недостаточного объема достоверных статистических данных и количественных показателей анализа процесса его развития, доказана необходимость использования когнитивного моделирования, позволяющего учитывать качественные характеристики, экспертные оценки, земельного рынка и его элементов, воздействие механизмов государственного регулирования. Предлагаемый методологический подход позволяет использование когнитивного моделирования для определения принципиального характера изменения исследуемых параметров развития рынка в прогнозируемый период. Последующий этап предполагает, при наличии достаточного объема соответствующих количественных показателей, использование статистических методов длярасчета прогнозных значений исследуемого параметра.

— Раскрыты основные тенденции современного развития земельного рынка в городах России, обуславливающие необходимость совершенствования механизмов государственного регулирования рынка городской земли: увеличение спроса и рост цен на городскую землю (в год в среднем на 15−20%), увеличение трансакционных издержек, монополизация рынка, увеличение доли частной формы собственности в структуре земельного фонда городов.

— Выявлены основные причины, препятствующие полноценному вовлечению городской земли в рыночный оборот: отсутствие единой научно-обоснованной концепции государственного регулирования земельного рынка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, несовершенство земельного законодательства, отсутствие эффективной методологии принятия решения в процессе регулирования земельного рынка, низкий уровень защищенности прав на земельный участок, низкий уровень развития инфраструктуры земельного рынка, административные барьеры на пути к приобретению прав на земельные участки и др.

Определены основные особенности и изменения институциональной среды формирования и развития земельного рынка в городах: наличие противоречий в земельном законодательстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, отсутствие четкого разграничения государственной собственности на землю и четкого разграничения полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, отсутствие в судебной практике единого подхода к применению земельного законодательства, в частности по вопросам приватизации земельного участка под ранее приватизированными объектами недвижимости, предоставлении земельных участков под временными или уничтоженными строениями, передачи в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости, делимости земельного участка, определении цены выкупа и др.

По специальности «землеустройство»:

— На основе анализа существующих, наиболее вероятных и потенциально возможных стратегий государственного и муниципального управления процессами приватизации городской земли, оценены их последствия и влияние на социально-экономическое развитие городов.

— Обоснован предложенный автором подход к формированию стратегии регулирования рынком городских земель, включающий метод прогнозирования с помощью когнитивного моделирования, использование которого позволяет разрабатывать наиболее эффективные механизмы достижения стратегических целей развития муниципальных образований, таких как развитие жилищного строительства, поддержка малого и среднего бизнеса и др.

— Определены приоритетные направления развития государственного регулирования земельного рынка, позволяющие повысить его эффективность как элемента воспроизводственного процесса земельных ресурсов. К ним относятся:

• развитие законодательной базы, регулирующей вопросы формирования, приобретения, отчуждения и защиты прав на земельные участкиусиление функции контроля над исполнением земельного законодательства;

• упрощение и повышение «прозрачности» процедуры формирования и предоставления земельных участков для юридических и физических лиц;

• развитие информационной инфраструктуры земельного рынка с целью сокращения трансакционных издержек на приобретение, отчуждение и защиту прав на земельный участок.

— Выявлено влияние экономических инструментов регулирования земельных отношений (ставки земельного налога и арендной платы, кадастровая стоимость земли, выкупная цена земли) на развитие земельного рынка в городах и доходную составляющую бюджета муниципального образования. Предложены стратегические направления муниципального управления земельными отношениями, позволяющие обеспечить долгосрочное повышение земельных платежей в муниципальный бюджет и развитие земельного рынка в муниципальном образовании.

— Разработана основа когнитивной модели для прогнозирования цены на землю поселений, включающая следующие ценообразующие факторы: местоположение, размер трансакционных издержек, гарантии прав на земельные участки, доходы населения, доступность информации о земельном рынке, налог на землю, размер арендной платы на вторичном рынке земли, ставка аренды муниципальной земли, цена на первичном рынке, бизнес-активность на территории, площадь земель в частной собственности, площадь арендуемых частных земель. Использование данной когнитивной модели позволяет прогнозировать изменение цены на землю поселений в зависимости от использования различных механизмов государственного регулирования земельного рынка.

Практическая значимость исследований состоит в том, что его результаты доведены до конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти (Министерством экономического развития РФ, Министерством регионального развития РФ, Министерством юстиции РФ), администрациями субъектов РФ и муниципальных образований при разработке и реализации земельной политики.

Материалы исследования были использованы при разработке методики государственной кадастровой оценки земель поселений. Отдельные положения используются в практической работе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на 5 международных и 10 общероссийских конференциях в 2000;2008 годы. В том числе на V международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике» (Пенза, 2000), научно-практической конференции «Муниципальные геоинформационные системы» (Обнинск, 2000), научно-практической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты)» (Пенза, 2004), I всероссийской научно-практической конференции «Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем» (Пенза, 2005), III всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития» (Пенза, 2005), всероссийской научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Пенза, 2005), III всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (Пенза, 2006), III всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты современного развития России» (Пенза, 2006), международной научно-практической конференции «Системный анализ в управлении и проектировании» (СПб, — 2007), 1 VI международной научно-практической конференции «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (Пенза, 2007), V международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Пенза, 2007), VI международной научно-практической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества (Федеральный и региональный аспекты)» (Пенза, 2007) и др.

Результаты, полученные в области теории, методологии и практики регулирования рынка городских земель используются в учебном процессе Волго-Вятской академии государственной службы при проведении занятий для студентов различных форм обучения, слушателей программ профессиональной подготовки государственных служащих, второго высшего образования.

Объем и структура работы. Основное содержание диссертации обусловлено целью и поставленными задачами, отражает ее внутреннюю логику и имеет в своей структуре введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложения.

Выводы.

1. Начиная с 1991 года земельные отношения в Российской Федерации находятся в состоянии реформирования. Можно выделить как минимум три этапа земельных реформ в этот период, каждому из которых соответствовал свой комплекс целей и задач. Одной из ключевых целей современной земельной реформы является формирование и развитие земельного рынка.

2. Анализ мирового опыта реформирования земельных отношений показывает, что не существует универсальных форм и методов обеспечения эффективного оборота земли. В каждом государстве формируется своя институциональная среда земельного рынка, обусловленная национальными традициями, исторически сложившимися правовыми и экономическими отношениями.

3. На развитие земельного рынка в России оказывают влияние следующие факторы (по степени уменьшения влияния): экономические, правовые, организационные, политические, социальные и культурно-исторические.

4. Развитие земельного рынка может привести к ряду последствий негативного и позитивного характера. В первую очередь, большинство экспертов обеспокоены процессами деградации земель и усилением социальной напряженности, в результате перераспределения собственности на землю. В тоже время, велика вероятность того, что в результате развития рыночных отношений, увеличится объем земельных платежей и количество собственников земельных участков. Не вызывает опасений выкуп больших площадей российских земель иностранными гражданами.

5. Для создания благоприятных условий, более эффективного использования земельных ресурсов необходимо продолжить приватизацию земель поселений, упростив процедуру предоставления земельных участков и существенно увеличить долю частной собственности (50−70%) на данную категорию земель.

6. Цена на землю поселений в большинстве случаев соответствует ее реальной стоимости (что свидетельствует о достаточно развитом рынке земельных участков) и в ближайшие 5 лет, вследствие объективных причин, стоимость земельных участков в городах и поселениях будет увеличиваться.

7. В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов — земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 г. в административных границах РФ составлял 1709,8 млн га, на ее территории расположены практически все природно-минеральные вещества планеты, в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды, около 70% территории располагается в сейсмоустойчивых районах.

8. В настоящее время в частной собственности находится уже более 7,6% земельного фонда РФ. Подавляющую часть земель, находящихся в частной собственности, составляют земли сельскохозяйственного назначения — 97,2%. В структуре приватизированных земель 22% являются невостребованными.

9. Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что большая часть сделок с земельными участками относится к государственным и муниципальным землям, при этом предоставление участков в аренду является основной формой земельных отношений во всех субъектах Российской Федерации.

Глава IV. Эффективные организационно-экономические механизмы государственного регулирования рынком городских земель на основе моделирования и прогнозирования процессов его развития.

4.1. Механизмы государственного регулирования рынка городских земель.

После полутора десятилетий рыночных преобразований, активная и целенаправленная регулирующая роль государства в становлении и развитии рыночных механизмов все более воспринимается как необходимость. В своих усилиях содействовать созданию и развитию рыночных реформ государство в складывающихся условиях переходного периода, многоукладной экономики оказывается в сложной двойственной ситуации одновременно регулятора и равноправного участника рыночных процессов. И это в максимальной мере актуально для рынка городской земли, где государство выступает не столько как один из ведущих регуляторов рыночных отношений, но и как один из крупнейших собственников и участников рынка.

Органы государственной власти и их региональные структуры являются основными инициаторами законодательного развития, практически монопольными организаторами приватизационных процессов, наиболее масштабными продавцами недвижимости, активными участниками арендных отношений, монопольными регистраторами объектов недвижимости и сделок с ними между субъектами всех форм собственности.

Вместе с тем, у государственных исполнительных органов возникают сложные задачи формирования долгосрочных политик и оперативного выбора относительно государственной собственности: сколько и какие земельные участки оставить в собственности и как эффективно, в рамках возможностей бюджета управиться с ними, сколько и каких земельных участков и на каких условиях выставить на продажу или сдать в аренду или передать в иные формы ответственного владения, пользования и распоряжения. И подобные задачи управления земельными ресурсами государственного собственника, их продвижения на рынках недвижимости решаются государством одновременно и на фоне им же выдвигаемых и реализуемых законодательных инициатив и нормативных актов по развитию рыночных отношений в целом и для рынка городской земли, в частности.

Таким образом, весьма актуальным является комплексное, сбалансированное развитие механизмов государственного регулирования на рынке городской земли, одновременно обеспечивающих как поддержку интенсивных рыночных преобразований, так и эффективное управление недвижимостью государственного собственника.

Для последовательного раскрытия содержания сформулированной задачи следует раскрыть, детализировать трактовку таких понятий, как:

• государственное регулирование и система механизмов регулирования (области воздействия) на земельном рынке,.

• недвижимость государственного собственника на земельном рынке и эффективное управление этой недвижимостью в условиях формирования и развития отечественного рынка.

Поиск решения необходимо начинать с систематизации регулирующих земельный рынок механизмов и дифференцирования областей их воздействия.

С одной стороны, есть недвижимость и имущественные отношения вообще, для всех форм собственников. В данном случае государство проводит свою политику регулирования социально справедливого развития имущественных отношений и активной поддержки рынка. В то же время, в государственной собственности находится недвижимость, составляющая значительную часть национального богатства. Эффективное управление ею (как, например: высокоприбыльное пользование, необходимое сохранение и развитие, качественное исполнение с ее помощью социальных, властных и других обязательных функций, своевременная передача в доверительное управление, оптимизация структуры, в т. ч., продажа и приватизация и т. д.) в интересах общества является важнейшей задачей государственного собственника. При этом необходимо также отметить, что процессы рыночного регулирования и управления земельными ресурсами развиваются не всегда и не во всем в зависимой от государственной политики внешней среде и с активным участием негосударственных структур, имеющих свои интересы, предпочтения и понятия об эффективности.

Содержание понятия государственного регулирования в наилучшей мере раскрывается через общую функциональную модель управления. Характерными для функциональной модели являются следующие положения:

• функция регулирования является завершающей в последовательной цепочке функций контроля и анализа,.

• функция контроля несет в себе соответствующее сравнение планов, ожиданий и намерений с учетной информацией, оценками фактического положения дел на рынке (как, например, недополучение доходов бюджета от рыночных продаж объектов недвижимости и по результатам арендного бизнеса),.

• функция анализа, непосредственно предшествующая функции регулирования, выявляет причины отклонений от запланированного, факторы влияния и их меру (как, например, снижение доходов из-за негибкой политики индексации ставок аренды и, как результат, недостаточной заполняемостн сдаваемых в аренду помещений, потери при продажах из-за недоучета сезонных колебаний спроса),.

• регулирующая функция, как и ряд других функций, испытывает на себе воздействия внешней среды,.

• регулирующие воздействия на объект регулирования могут осуществляться не только через государственные структуры, но и (в иной форме и иной мере) через негосударственные структуры, а также косвенным образом — через параметры внешней среды (так называемое косвенное и параметрическое регулирование).

Таким образом, содержание регулирующей функции, регулирующих механизмов имеет в качестве своей базы результаты контроля складывающейся ситуации на земельном рынке и ее детального анализа, с определением первопричин отрицательных явлений, разработкой альтернативных путей исправления ситуации и выбора лучшего пути. Очевидно, что регулирующая функция государства является динамичной, гибко меняющейся, а зависимости от уровня и качества развития рыночных отношений, региональных традиций. Так, в мировой практике государственного регулирования на рынках недвижимости известны механизмы минимального вмешательства государства. Например, в США и Великобритания оценочная деятельность на рынках недвижимости полностью регулируется общественными профессиональными ассоциациями. В то же время, в Германии действует законодательство в области оценкив ряде стран существуют определенные ограничения для деятельности иностранных лиц на рынках недвижимости. Регулирующая активность региональных центральных органов на рынках недвижимости различна и в различных субъектах Российской Федерации. Это, например, проявляется в разнообразии управляющих структур, ответственных за развитие имущественных отношений в регионах, в различной степени развития региональной нормативной базы (что, в частности, находит отражение в ежегодно публикуемом уровне инвестиционной привлекательности российских регионов), в различной степени продвижения при создании земельных, градостроительных и иных кадастров.

Содержание понятия системы механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости (как комплекса взаимосвязанных, подчиненных единым целям регулирующих воздействий, в то же время, имеющих свои адресные области приложения) предлагается формировать, используя базовые определения рынка и рыночной стоимости.

Напомним эти определения, имея в виду их применение именно к земельному рынку.

Итак, рынок — это некоторое пространство взаимодействия покупателей и продавцов для установления рыночной цены обмена товара (в нашем случае — земельных участков и операций с ними). При этом совершенным является такой рынок, когда продавцов, товаров и покупателей достаточно много, конкуренция открытая, времени и информации для принятия решения участниками рыночных операций достаточно, обмен происходит без принуждения.

Рыночная стоимость земельного участка — это стоимостная оценка земельного участка недвижимости в условиях совершенного рынка. При этом направление использования земельного участка предполагается наилучшим из возможных (законодательно разрешенным, физически и финансово осуществимым). Также считается, что участники рыночной сделки действуют разумно и компетентно, имея достаточно времени и информации.

В результате применения названного подхода актуальными областями приложения для механизмов регулирующих воздействий государства, стремящегося поддержать развитие рынка, будут следующие:

1. субъекты земельного рынка — покупатели и продавцы,.

2. объекты земельного рыка — земельный участок и права на него,.

3. институциональная среда — пространство и правила взаимодействий покупателей и продавцов,.

4. рыночная инфраструктура, обеспечивающая качественное обслуживание участников рыночных операций с земельными участками.

Рассмотрим названные области воздействий более подробно.

Так, что касается субъектов земельного рынка: покупателей и продавцов, — то необходимо обеспечить, чтобы те и другие, как минимум:

• легально существовали и были бы в достаточном количестве,.

• были бы платежеспособны,.

• не были монополистами, не имели бы в складывающихся условиях таких ограничивающих характеристик, как, например: иностранное физическое или юридическое лицо с ограниченными правами приобретения недвижимости, превышающая некоторый норматив доля государства в акциях акционерного общества, специфическая сфера деятельности и т. д. Так, в ряде западных стран естественный монополист не имеет право вкладывать свои прибыли в непрофильную сферу, как, например, газовый монополист — в ресторанный бизнес или розничную торговлю.

Относительно объектов земельного рынка необходимо соблюдение следующих условий:

• земельные участки как товар легально существовали на рынке и были бы в достаточном количестве;

• был законодательно поддержан гражданский оборот для земельных участков и различных типов операций с ними,.

• были бы сформулированы в законодательных документах и детализированы в нормативных документах ограничивающие (запрещающие или иные, например, инвестиционные, льготные, социальные, организационно-технологические, экологические) условия по видам земельных участков и типам операций с ними.

Для формирования так называемого пространства и системы правил взаимодействия на земельном рынке покупателей и продавцов необходимы:

• нормативно-правовая база функционирования рынка, включая упомянутое выше законодательное обеспечение для появления и легальной деятельности субъектов и объектов рыночных операций,.

• достаточная информация об объектах недвижимости и условиях проводимых операций с ними, о нормах градостроительного регулирования и положениях генеральных планов развития городов и территорий, о системе действующих кадастров, о формах документов, регламентах и процедурах,.

• ограничения (если таковые предусматриваются) в части цен (например, требование, чтобы земельные участки не продавались по цене ниже некоторой директивно установленной нормативной платы за землепользование),.

• ясные правила доступа к названной информации, в том числе, следующего содержания: какая информация является открытой для всех граждан, какая — только для участников предполагаемой сделки, что конфиденциально, что доступно по коммерческой схеме и каким образом и т. д.

Поддержка обеспечивающей инфраструктуры рынка, необходимого состава и уровня обслуживания покупателей и продавцов, I причем, как со стороны профессиональных участников рынка, так и специализированных государственных структур, включает, в частности:

• введение обязательных процедур, как, например, государственная регистрация рыночных сделок с недвижимостью, обязательная оценка для выделенных типов объектов недвижимости государственной и муниципальной собственности) и типов операций с нею (национализация и принудительный выкуп, имущественный арбитраж),.

• классификация профессиональной деятельности на рынках недвижимости и последующее разделение областей обслуживания или возможное сотрудничество между государственными и негосударственными структурами. Это, например, относится к следующим областям обслуживания: регистрация недвижимости и сделок с нею (отметим, что по действующему законодательству сегодня это исключительная компетенция государственных структур), инвентаризация, оценка недвижимости в различных целях, риэлтерская деятельность, деятельность застройщиков (девелопмент), проектирование, научно-реставрационная деятельность, строительство и иная подрядная деятельность, консалтинг, нотариат, страхование, аукционные торги и конкурсы,.

• контроль и обеспечение качества обслуживания на рынках недвижимости, в том числе, за счет использования таких процедур, как: лицензирование и сертификация специалистов и фирм, подготовка й повышение квалификации кадров, стандарты профессиональной деятельности, введение института апелляций, санкции при нарушениях норм и правил профессиональной деятельности.

Другой аспект систематизации регулирующих механизмов на земельном рынке, определяемый содержанием и методами воздействия, разделяет их на две группы: организационно-правовых и организационно-экономических механизмов.

В качестве характерных примеров организационно-правовых механизмов назовем следующие направления действий:

• общее планомерное развитие законодательной и нормативной базы для поддержки и развития рыночных механизмов,.

• разграничение государственной собственности между различными уровнями федеральных, субъектов Федерации и муниципальных собственников,.

• разделение и условия взаимодействий государственных и негосударственных структур,.

• регистрация недвижимости и сделок с нею,.

• учет объектов недвижимости (техническая инвентаризация, система кадастров и др.), статистическое и иное информационно-аналитическое обеспечение участников и профессионалов рынка,.

• лицензирование профессиональной деятельности,.

• стандарты и программы профессионального образования и повышения квалификации (первое высшее образование и второй диплом, мастер бизнесадминистрирования),.

• стандарты профессиональной деятельности (стандарты измерения, расчетные методы, формы документов, стандарты этики),.

• обязательное страхование профессиональной деятельности,.

• контроль качества предоставляемых услуг и система санкций.

В качестве примеров организационно-экономических механизмов регулирования на земельном рынке (имеющих отношение к недвижимости государственного собственника и, соответственно, к проблеме эффективного управления ею) назовем такие, как:

• программы приватизации приносящей доход недвижимости, включая регулирование финансово-экономических условий приватизационных процессов,.

• порядок установления стартовых цен арендных объектов государственной собственности и финансово-экономических условий договоров аренды (пересмотр и индексация ставок, а также установление уровня цен при возможности выкупа арендованной недвижимости),.

• порядок установления финансово-экономических условий пользования объектами природных ресурсов, объектами-памятниками,.

• методы оценки, в том числе, для всех операций с недвижимостью государственного собственника, для налогообложения, для различных форм возмездного пользования объектами государственного собственника, для арбитражных процедур, при банкротстве, при принудительном выкупе и др.,.

• методы оценки финансово-экономической эффективности инвестиций в проекты развития недвижимости государственного собственника,.

• финансово-экономические и организационные условия проведения аукционов и инвестиционных конкурсов для объектов государственного собственника (структура и состав лотов, установление стартовых цен продажи, порядок проведения торгов и выявления победителя, порядок инвестирования) и т. д.

Обратим внимание на тот факт, что каждая из трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), в том или ином аспекте, но активно участвует в государственном регулировании на земельном рынке.

Приведенная ниже Таблица 4.1 иллюстрирует такое участие трех ветвей власти на примерах распределения их активности в рамках приведенных выше организационно-правовых и организационно-экономических механизмов регулирования на земельном рынке.

Характерным при этом является активное взаимодействие властей с негосударственными структурами при осуществлении ряда регулирующих функций, в частности:

• при учете и информационном обеспечении участников рынка (статистические и аналитические материалы, кадастры, базы данных, геоинформационные системы, техническая инвентаризация, оценочные расчеты и т. д.),.

• при разработке системы стандартов (высшего профессионального образования и повышения квалификации, профессиональной деятельности и др.),.

• при контроле качества оказываемых на рынках недвижимости услуг,.

• при страховании от ошибок и ненадлежащего качества услуг профессиональных участников рынка и в принятии соответствующих санкций и др.

Заключение

.

В диссертации проанализированы особенности земли как природного ресурса и объекта рыночного оборота и обосновано стратегическое значение земельных ресурсов для социально-экономического развития России. В рыночных отношениях земля как специфичный природный ресурс имеет ключевое значение для всей системы жизнедеятельности человеческого общества, сочетая в себе многообразие сущностных качеств, что позволяет ей проявлять несколько функций, обуславливающих ее взаимосвязь с человеком: экологическую, социальную, политическую, экономическую. Особая роль земли в жизнедеятельности государства, несовершенство земельного рынка, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры обуславливают необходимость государственного регулирования рыночного оборота земельных ресурсов и применения специальных экономических, организационно-правовых механизмов регулирования.

С целью формирования методологии анализа текущего состояния и прогнозирования развития земельного рынка с учетом воздействия на него механизмов государственного регулирования были разработаны основы концепции земельного рынка в городах, включающие в себя обоснование эффективной системы земельного рынка, его ключевых элементов, их классификация, взаимодействие между ними, систему качественных и количественных показателей, характеризующих современный земельный рынок. В соответствии с данной концепцией, основными элементами системы земельного рынка являются: субъекты земельных отношений, объекты земельных отношений и институциональная среда. Разработанные основы концепции позволяют осуществлять комплексное исследование формирования и развития рынка городских земельных участков с учетом наиболее существенных факторов влияния, механизмов государственного регулирования.

Предложенные основы концепции рынка городских земель позволили разработать не учитываемый в современной экономической практике методологический подход к прогнозированию и принятию стратегических решений в процессе государственного регулирования рынка городской земли, основанный на применении метода когнитивного моделирования социально-экономических процессов. В условиях низкого уровня развития земельного рынка, недостаточного объема достоверных статистических данных и количественных показателей анализа процесса его развития, доказана необходимость использования когнитивного моделирования, позволяющего учитывать качественные характеристики, экспертные оценки земельного рынка и его элементов, воздействие механизмов государственного регулирования. Предлагаемый методологический подход позволяет использование когнитивного моделирования для определения принципиального характера изменения исследуемых параметров развития рынка в прогнозируемый период. При наличии достаточного объема соответствующих количественных показателей на заключительном этапе прогнозирования возможно использование статистических методов для расчета прогнозных значений исследуемого параметра.

В результате анализа развития и текущего состояния рынка городских земель в России были раскрыты основные тенденции современного формирования и развития земельного рынка в городах России: увеличение спроса и рост цен на городскую землю (в год в среднем на 15−20%), увеличение трансакционных издержек, низкий уровень развития инфраструктуры земельного рынка. В крупных российских городах основные массивы незастроенных земельных участков уже переданы на правах собственности или аренды юридическим и физическим лицам. Продолжается освоение земельных участков, находящихся вблизи (20−30км) городской черты.

Выявлены основные причины, препятствующие полноценному вовлечению городской земли в рыночный оборот: отсутствие единой научно-обоснованной концепции государственного регулирования земельным рынком на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, несовершенство земельного законодательства, отсутствие эффективной методологии принятия решения в процессе регулирования земельного рынка, низкий уровень защищенности прав на земельный участок, низкий уровень развития инфраструктуры земельного рынка, административные барьеры на пути к приобретению прав на земельные участки и др.

Определены основные особенности изменения институциональной среды формирования и развития земельного рынка в городах: основы федерального земельного законодательства были сформированы на протяжении 17 лет реформ, однако для более эффективного правового регулирования сферы, земельных отношений требуется его совершенствование с целью исключения противоречий и различного толкования правовых норм, скорейшее разграничение государственной собственности на землю, четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, совершенствование ценообразования земельных участков и порядка установления налоговых и арендных платежей за землю, а также разработка механизма, позволяющего исключить нарушения со стороны органов, уполномоченных на предоставление земельных участков. Слабые стороны федерального земельного законодательства на региональном уровне зачастую не решаются,, а напротив, усугубляются усложнением бюрократических процедур. В судебной практике нет единого подхода к применению земельного законодательства, в частности по вопросам приватизации земельного участка под ранее приватизированными объектами недвижимости, предоставлении земельных участков под временными или уничтоженными строениями, передаче в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости, делимости земельного участка, определении цены выкупа и др.

На основе анализа существующих, наиболее вероятных и потенциально возможных стратегий государственного и муниципального управления процессами приватизации городской земли, оценены их последствия и влияние на социально-экономическое развитие городов.

Предложен подход к формированию стратегии регулирования рынком городских земель, включающий метод прогнозирования с помощью когнитивного моделирования. Предложенный подход позволяет разрабатывать наиболее эффективные механизмы достижения стратегических целей регулирования рынка городских земель.

Определены приоритетные направления развития государственного регулирования земельного рынка, позволяющие повысить его эффективность как элемента воспроизводственного процесса земельных ресурсов. К ним относятся:

• 1 развитие законодательной базы, регулирующей вопросы формирования, приобретения, отчуждения и защиты прав на земельные участкиусиление функции контроля над исполнением земельного законодательства;

• упрощение и повышение «прозрачности» процедуры формирования и предоставления земельных участков для юридических и физических лиц;

• развитие информационной инфраструктуры земельного рынка с целью сокращения транзакционных издержек на приобретение, отчуждение и защиту прав на земельный участок. i.

На основе предложенного подхода были сформированы когнитивные модели для разработки механизмов регулирования процессов приватизации земли в городах, объемов земельных платежей в местный бюджет и прогнозирования цены на землю.

С помощью разработанных когнитивных моделей было выявлено влияние экономических инструментов регулирования земельных отношений (ставки земельного налога и арендной платы, кадастровая стоимость земли, выкупная цена земли) на развитие земельного рынка в городах и доходную составляющую бюджета муниципального образования. Предложена стратегия муниципального управления земельными отношениями, позволяющие обеспечить долгосрочное повышение земельных платежей в муниципальный бюджет и развитие земельного рынка в муниципальном образовании.

Разработанная основа когнитивной модели для прогнозирования цены на землю поселений, включает следующие ценообразующие факторы: местоположение, размер трансакционных издержек, гарантии прав на земельные участки, доходы населения, доступность информации о земельном рынке, налог на землю, размер арендной платы на вторичном рынке земли, ставка аренды муниципальной земли, цена на первичном рынке, бизнес-активность на территории, площадь земель в частной собственности, площадь арендуемых частных земель. Использование данной когнитивной модели позволяет прогнозировать изменение цены на землю поселений в зависимости от использования различных механизмов государственного регулирования земельного рынка.

Разработанные когнитивные модели для прогнозирования процессов приватизации, объема земельных платежей и изменения цены на землю позволяют не только осуществлять прогноз исследуемых экономических процессов, но и определять характер и степень влияния на них механизмов государственного регулирования. Данные модели могут быть использованы для анализа наиболее эффективных механизмов регулирования земельного рынка на макроэкономическом уровне.

Использование разработанных когнитивных моделей позволило сделать ряд выводов, изложенных ниже.

Процессы приватизации земли в России неизбежно будут развиваться, однако они будут эффективны только в том случае, если будут осуществляться в условиях развития инфраструктуры земельного рынка, снижения уровня коррупции, упрощения процедур предоставления, оформления, регистрации и защиты прав на земельный участок. В случае реализации описанной выше стратегии развития муниципального образования можно добиться увеличения площади приватизированных земель, устойчивого роста земельных платежей в местный бюджет.

Приватизационная стоимость земли является эффективным инструментом регулирования процессов приватизации земли, однако, эффект использования данного механизма зависит в значительной степени от факторов, учитывающих комплексную социально-экономическую ситуацию в исследуемом муниципальном образовании. Простое снижение приватизационной стоимости земли может привести как к позитивным, так и I к негативным для земельного рынка последствиям.

Снижение приватизационной стоимости земли в условиях высокого уровня коррупции не приведет к желаемому увеличению количества эффективных собственников земельных участков. Напротив, сложившаяся порочная практика предоставления земельных участков, позволит в данной ситуации узкому кругу коррумпированных должностных лиц, участвующих в распоряжении муниципальными землями, получать дополнительную выгоду.

Объем земельных платежей, поступающих в местные бюджеты муниципальных образований, будет ежегодно расти, в результате роста цен на землю, увеличении количества собственников и арендаторов.

Ставка земельного налога и аренды государственных и муниципальных земель являются эффективными механизмами регулирования земельного рынка, позволяющими в определенной степени регулировать баланс форм собственности на землю, развивая приватизационные процессы или арендные отношения.

Увеличение ставок земельного налога и аренды государственных и муниципальных земель позволит повысить объем земельных платежей лишь в краткосрочный период, а далее ситуация потребует существенного регулирующего воздействия со стороны органов государственной и муниципальной власти для обеспечения развития земельного рынка и территории в целом.

Устойчивый рост земельных платежей может быть обеспечен в результате реализации стратегии муниципального образования, ориентированной на развитие земельного рынка и направленной на развитие информационной инфраструктуры земельного рынка, упрощение процедур предоставления, оформления, регистрации прав на земельный участок, развитие добросовестной конкуренции, поддержку малого и среднего бизнеса.

Одним из инструментов регулирования земельного рынка является выкупная цена на землю. В случае ее снижения, цена на вторичном рынке земли в первый период снизится, в ответ на снижение цены на государственную и муниципальную землю, а впоследствии, начнет расти. Дальнейший рост цены является результатом развития земельного рынка, повышения спроса на землю, роста инвестиционного потенциала территории, повышения деловой активности.

Одним из эффективных инструментов регулирования цены на землю является фактор местоположения. Данный фактор носит комплексный характер и может изменяться в результате особых социальных, политических, экономических, культурных, природных, эстетических, религиозных и других особенностей территории. Фактор местоположения может увеличиться за счет создания благоприятного инвестиционного климата региона или муниципального образования, созданием особых экономических зон, развитием туристической привлекательности территории, усилением политического потенциала региона, муниципального образования. Данный фактор обуславливает повышение спроса на землю в.

384 регионе или муниципальном образовании за счет особенных, уникальных свойств данной территории. Усиление фактора местоположения территории спровоцирует увеличение цены на вторичном рынке земли на достаточно длительный период и вместе с тем увеличение площади выкупаемых в частную собственность земель, рост деловой активности, инвестиций в территорию. Однако необходимо отметить цикличный характер процесса: через определенное время 5−7 лет возможен спад прогнозируемых показателей. Это означает, что единовременного усиления фактора местоположения недостаточно для обеспечения устойчивого роста земельного рынка. Необходимо также принятие мер по развитию инфраструктуры рынка, его информационного обеспечения, по снижению транзакционных издержек.

Увеличения цены на землю с одновременной активизацией земельного рынка, процессов приватизации, гражданского оборота земли органы муниципальной власти могут достичь при условии последовательной реализации политики, направленной на упрощение организационно-технических процессов формирования земельного участка и регистрации прав на него (например, с помощью реализации принципа «единого окна»), развитие информационной и инфраструктурной составляющих земельного рынка. Такая политика позволит, несмотря на рост цен на землю, развивать земельный рынок, повышать эффективность использования земельных ресурсов, пополнять местные бюджеты за счет земельных платежей.

Область практического применения полученных в диссертации результатов достаточно широка. Прежде всего, они могут быть использованы придоработке земельного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что обеспечит:

• формирование методологической и правовой основы реализации новых механизмов государственного регулирования земельных отношений;

• повышение эффективности существующих форм управления земельными ресурсами;

• поступательное развитие земельной реформы как неотъемлемой составляющей экономических преобразований в России.

Теоретические и практические положения и выводы исследований могут быть также использованы в учебном процессе при подготовке государственных и муниципальных служащих, специалистов в области экономики и права в региональных академиях государственной службы и других высших учебных заведениях.

Не менее важным и значимым фактором является возможность (и необходимость) применения полученных результатов в практической деятельности Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, уполномоченных на решение задач управления земельными ресурсами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Жилье и рынок. — М.: Б. и., 1991.- 44с.
  2. В. П. Оценка земли. Владимир: Посад, 1997. — с.286
  3. В. П. Становление оценочной деятельности в России. М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001. — 444с.
  4. Е. Б., Горбунов А. А., Песоцкая Е. В. Маркетинг в управлении недвижимостью. СПб., 1997. 132 с.
  5. И. Т. Операции с недвижимостью в России. М.: Финансы и статистика, 1996. 187 с.
  6. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. М.-.ИНФРА-М, 1999.-188 с.
  7. С. Опыт градостроительного регулирования в пяти странах: возможность его использования в условиях России // Реформа городской недвижимости и земельные отношения, Вып. 2, Фонд «Институт экономики города», 1997. -35 с.
  8. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1932. Т.25.-624 с.
  9. Ю.П. Производство и пространственная организация городов. -М.: Стройиздат, 1987. 326 с.
  10. А. А. Экология и использование земель. М: Наука, 1991. — 88 с.
  11. М. Б., Экономическая оценка отводимых под строительство земель. -М.: Стройиздат, 1984. 256 с.
  12. А. Пространственная модель в системе управления развитием города.// сб. Культура города: проблемы развития. М.: НИИ культуры, 1988. -189 с.
  13. В. Н., Голуб А. А. Методология экономической оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1988. — 257 с.
  14. А. А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект ресс, 1998.-120 с.
  15. В. А. Современный земельный рынок России.387
  16. Практическое пособие М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и1. КГ», 2005 624 с. i
  17. В. А. Стоимость земли и методы ее оценки// Вопросы оценки, № 1, 1996.- С. 15.
  18. А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991.-209 с.
  19. П. Г. Экономика и управление недвижимостью. Учеб. для вузов. М.: «АСВ», 1999. — 566 с.
  20. А. Г. и др. Статистическое моделирование и прогнозирование -М.: Финансы и статистика, 1990. -237 с.
  21. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Финансы и статистика, 1987. — 171 с.
  22. В. С, Занодворнова А. В. Экономика города. — М.: НЧП «Издательство Магистр», 1998−308 с.
  23. Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.91 г. № 1738−1 (вред, от 29.12.98 г.)
  24. Земельньй кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-Ф3.
  25. С. А. Операции с недвижимостью. М.: ПРИОР, 1997, 207с.
  26. Е. С. Дифференциальная рента, и экономическая оценка земли. -М.: Экономика, 1977, 158 с.
  27. В. И. Проблемы управления крупным городом. М.: Знание, 1989.-285 с.
  28. Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства.-М.: Ин-т оценки природных ресурсов, 2001. 620с.
  29. Н. В., Родин А. 3., Алакоз В. В. Земельные отношения землеустройство в России, — М.: Русслит- 1995. 510 с. 1
  30. Н. В., Аратский Д. Б. Методология управления земельнымиресурсами на региональном уровне.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2000. 246 с.
  31. С. Развитие и регулирование рынка недвижимости.//Вестник Моск. ун-та. Экономика. 2000. № 1, — С.8−10.
  32. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  33. В. JI. Учет социальных факторов при оценке городских земель. М.: Наука, 1989. — 94 с.
  34. . П. Земля: экономическая оценка, купля-продажа.//Российская газета. № 256, 1994. С. 6.
  35. А. Б. Экономика недвижимости.- СПб.: Лань, 2000. 680 с.
  36. Е.Г., Злыгостев Н. Н., Харченко В. А. Анализ состояния в области нормативно-правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию. М.: АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», 2005.
  37. К., Брю С. Экономикс: Пер. с англ. Т. 1,2. — М.: Республика, 1992.
  38. С. Н. Основы предпринимательской деятельности на рынке недвижимости. СПб.: Питер, 2000. — 272 с.
  39. К. Капитал, т.3,9. М.: Политиздат, 1988.
  40. А. Принципы экономической науки. -М.: Прогресс, 1993.-222 с.
  41. . 3., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 225 с.
  42. Е. Д. Плата за ресурсы при развитии городов (опыт США). М.: Стройиздат, 1988.-219 с.
  43. Р.Т. Недвижимость (Землеустройство. Градостроительство и Экономика). Терминологический словарь. — Казань: Издательство ГУП «ПИК «Идел-Пресс», 2000. 616с.
  44. Налоговая система развитых стран / под рея. Федоренко А. Н. М.: Спарк, 1995.-386 с,
  45. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: ПРОСПЕКТ, 2001.-304 с.
  46. .Д. Экономика недвижимости: Учеб. пособие. — 2-е изд. М.: Дело, 2000.-512 с. 470 порядке определения нормативной цены земли. Постановление Правительства РФ от 15,03,1997 г. № 3197/ Российский оценщик, № 6, июнь 1997.
  47. Оценка объектов недвижимости: теоретические и практический аспекты/Под ред. В. В. Григорьева. М: ИНФРА-М, 1997. — 411с.
  48. Оценка природных ресурсов: Учебное пособие/Под общ. ред. В. П. Антонова и П. Ф. Лойко. М.: Ин-т оценки природных ресурсов, 2002. -476 с. ,
  49. Оценка рыночной стоимости недвижимости: Учеб- и практич. пособие.-М.:Дело, 1998.-244 с.
  50. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 319. О порядке определения нормативной цены земли.
  51. И. А. Развитие рынка недвижимости в России: теория, проблемы, практика. М., 2000. — 135 с.
  52. В. И. Земельный рынок г. Москвы как системный регулятор функционально-пространственного развития города. М.: Институт системного анализа РАН, 1995. — 118с.
  53. В. И. Системное регулирование развития крупного города и формирование земельного рынка. М.: ИСА РАН, 1995, — 211 с.
  54. В. И. Экономика недвижимости: Учеб. пособие-2-е изд. М.: Дело, 2000.-236 с.
  55. Г. А. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. М.:1996. — 453 с.
  56. А. Э. Земельная собственность и рента. — М.: Агропромиздат, 1991.-78 с.
  57. П. Экономика. Пер. с англ. т. 1,2.- М.: НПО «Алгон»,
  58. Сай С. И. Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города. М.: Фонды развития отечественного книгоиздания им. И. Д. Сытина, РАГС, 2001. -192 с.
  59. Е. И. Методы оценки недвижимости. СПб.- СПбГТУ, 1997. -156 с.
  60. Е. И. Финансирование инвестиций в недвижимость. СПб., 1996,-308 с.
  61. Е.И. Экономика недвижимости: учебник. — Спб.: Издательство «МКС», 2007
  62. Управление развитием новых городов. М.: Стройиздат, 1987. — 287 с.
  63. Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  64. Федеральный закон от 02.01.2002 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
  65. Федеральный закон РФ от 16.07,98 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залог недвижимости)».
  66. Федеральный закон от 29.07.98 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
  67. В. А. Основы системного анализа. Учеб. пособие. — JL, 1988. -306 с.
  68. Дж. Динамика развития города М.: Прогресс, 1974. — 286 с.
  69. Д. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. Пер. с англ.- М.: Дело, 1995. 618 с.
  70. Г. Оценка недвижимости: Учеб.пособие. Пер. с англ.-М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994.-231 с.
  71. Т. С. Экономика природопользования. М.: Наука, 1987. -362 с.
  72. Р., Барнес С. Б. Планирование инвестиций: Пер с англ. М-:1. Дело Лтд., 1994.-120 с.
  73. Г. А. Недвижимость: зарубежный опыт развития.- М.: Дело, 1994.-382 с.
  74. С.И. Математические методы и модели. М: ЮНИТИ, 2001.-366 с.
  75. Л. Н. Экономика городского хозяйства. М., 1999. — 134 с.
Заполнить форму текущей работой