Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: На материалах МВД Республики Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: во-первых, с его помощью закладываются научные и практические основы применения этнопсихологических знаний для оптимизации взаимодействия в многонациональных коллективах ОВД, эффективного управления ими в современных условияхво-вторых, разработанный и апробированный психодиагностический инструментарий изучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическая основа изучения межэтнических отношений и ее влияние на взаимодействие сотрудников ОВД
    • 1. 1. Исследования межэтнических отношений в зарубежной и отечественной социальной психологии
      • 1. 2. 0. рганизация, процедуры и методы эмпирического исследования
  • Глава 2. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей и различий сотрудников русской и тувинской групп ОВД республики Тыва
    • 2. 1. Влияние этноаффилиативных тенденций и этнической идентификации сотрудников ОВД Республики Тыва на совместную деятельность
    • 2. 2. Влияние этнических стереотипов и ценностных ориентаций русских и тувинских сотрудников во взаимодействии в коллективе
    • 2. 3. Ролевые представления о реальном и ожидаемом руководителе, а также поведенческие тенденции в конфликтных ситуациях русских и тувинских сотрудников в полиэтническом и моноэтническом коллективе
  • Глава 3. Основные пути и средства совершенствования психологического обеспечения личного состава и повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в многонациональных регионах
    • 3. 1. Использование данных изучения этнопсихологических особенностей сотрудников в работе с личным составом органов внутренних дел
    • 3. 2. Этническая толерантность как неотъемлемое условие формирования эффективного взаимодействия сотрудников в многонациональных коллективах органов внутренних дел
  • Заключение

Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: На материалах МВД Республики Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определена тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническим составом. Этническая структура населения очень сложна — в материалах переписи Российский Федерации 2002 г. было выделено 128 народов1. С распадом эта сфера человеческих отношений оказалась одной из самых уязвимых во взаимодействии этнических обществ. В связи с получением бывшими АССР и другими субъектами, экономического и политического суверенитета, приобретения статуса отдельных республик, с собственными конституциями, со своими органами законодательной и исполнительной власти, изменились отношения между титульными и нетитульными национальностями. Межэтнические отношения стали значимой и порой неблагополучной частью социальной реальности. В связи с этим в настоящее время одной из актуальных проблем обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел является формирование и развитие личности в условиях полиэтнических социальных отношений. Реальная практика отношений между представителями различных этнических общностей в системе правоохранительных органов требует всестороннего исследования и изучения ряда феноменов и закономерностей, которые являются следствием межнационального взаимодействия. Этнопсихологические феномены проявляются как на уровне индивидуальных характеристик сотрудников, так и на уровне групп и влияют как на групповую динамику служебных коллективов, так и на деятельность органов внутренних дел целом. Исследовать эти феноменызначит, выявить сущностные характеристики психики того или иного этноса, их закономерности и механизмы проявления. Учет этнопсихологических факторов является важной предпосылкой, повышения эффективности деятельности органов внутренних дел и представляет собой процесс.

1 Платонов Ю. П. Этнический фактор. Геополитика и психология. 2002.С.17. использования специальных знаний и навыков, которые нужно формировать у руководителей и практических психологов.

По этой причине изучение теоретических и практических аспектов проявления этнопсихологических особенностей во взаимодействии и поведении сотрудников в многонациональных коллективах отвечает насущным проблемам сегодняшнего времени.

Как у нас в стране, так и за рубежом, существует много разнообразных подходов к анализу сущности, содержания и специфики проявления этнопсихологических феноменов. Их влияние на совместную деятельность сотрудников органов внутренних дел России до сих пор не изучалось. Отсутствуют исследования, посвященные выявлению этнических стереотипов и специфики этнопсихологических ценностных ориентаций в межгрупповых, внутригрупповых и межличностных отношениях, влияния этнопсихологических особенностей на взаимодействие сотрудников в полиэтнических коллективах правоохранительных органов.

Степень разработанности проблемы. Основы этнической психологии в России были заложены в работах: Г. Г. Шпета, Г. И. Челпанова, П. И. Ковалевского, Д.Н.Овсянико-Куликовского, И. А. Сикорского, А. А. Потебня, JI.C. Выготскиского, А. Р. Лурии, Б. Ф. Поршнева, военных психологов Н. И. Луганского, и Н. Ф. Феденко, этнографов Ю. В. Бромлея, Л. М. Дробижевой, С. И. Королева. Особую роль среди исследователей истоков национального своеобразия народов нашего государства сыграл Л. Н. Гумилев — советский историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих, отраженную в целом ряде его работ.

Начало осмыслению этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний, ее методологических и теоретических основ на Западе было положено М. Лацарусом и Х.Штейнталем. Идею о выделении «психологии народов» как особой отрасли знаний развил и систематизировал Вильгельм.

Вундт. В последствии на развитие этнопсихологических воззрений оказали работы Л. Леви — Брюля, JI. Леви-Строса, Ф. Боас, А. Кардинера, Р. Бенедикта, Л. Линтона, М. Мид и теоретические концепции, лежащие в основе теории социальной идентификации Тежфела Г. и Тернера Дж.

В отечественной психологии последние двадцать лет изучением психологических особенностей представителей народов и этнических общностей России занимались: С. А. Арутюнов, Э. Г. Аллавердянц Э. Г, B.C. Агеев, В. А. Гаврилов, А. А. Деркач, В. Н. Куликов, И. Д. Куликов, А. Б. Мулдашева, Л. И. Науменко, Е. Н. Резников, Э. А. Саранцев, И. И. Серова, И. Р. Сушков, Г. М. Андреева, Б. А. Душков, Н. Г. Панкова, В. И Козлов, С. И. Королев, И. С. Кон.

Современные научные исследования, направленные на изучение влияния этнопсихологических факторов можно разделить по следующим направлениям: исследования этнического самосознания и этнической идентичности: В. С. Агеев, Т. Г. Стефаненко, В. П. Левкович, Е. И Шлягина, С. Н. Ениколопов, Э. Г. Александренков, З. В Сикевичисследования национального характера и этнопсихологических особенностей: А. А. Кокорев, К. А Касьянова, Крысько В. Г., И. В Фетисов, М. М Набиев, Э. Г. Саракуев, А. И. Егорова — исследования уровня притязаний и направленности личности в полиэтнической социальной среде Лебедева Н. М., Кокорев А. А., Солдатова-Кцоева Г. У., Андрущак И. Б., Рыжова С. В., Мантаева К. А., Малхозова Ф.М.- изучение этнически обусловленных модальных ценностей на уровне системы предпочтений, обусловливающих социальное поведение: Винокурова У. Д., Вызова В. М., Почебут Л. Г., Знаков В.В.

Повышенный интерес к проблемам национальных меньшинств наметился в работах западных (зарубежных) исследователей еще в середине XX века, среди которых можно отметить — Хелен Краг, Ларе Функ Хансен, М. Чехочинска, В. Дресслер — Холохан, Л. Х. Стрикленд, Дж. Симпсон, Дж Ингер, Т. Ф. Петигрю, П. И. Суси, В.Россаде.

Малоизученными остались вопросы влияния этнопсихологических особенностей на взаимодействие представителей различных этнических групп. Нами проведено исследование влияния этнопсихологических особенностей сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД), на совместную деятельность.

Объектом исследования являются этнопсихологические особенности сотрудников МВД Республики Тыва.

Предметом исследования является влияние этнопсихологических особенностей сотрудников во взаимодействии и их учет в оптимизации межнациональных отношений в многонациональных коллективах ОВД.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить сущность и содержание этнопсихологических особенностей в полиэтнических коллективах ОВД, а также разработать методы и средства повышения эффективности взаимодействия сотрудников различных национальностейсформулировать практические рекомендации и предложения для их использования в психологическом обеспечении деятельности ОВД.

Задачи исследования:

1) определяются основные факторы влияния этнопсихологических особенностей на совместную деятельность сотрудников ОВД;

2) выявить характер проявления этнических аффилиативных тенденций и этнической идентичности сотрудниковавто и гетеростереотипы русских и тувинских сотрудниковгрупповые ценностные ориентации в четырех сферах жизненной активности сотрудников: ориентации на коллектив, ориентации на руководителей, ориентации друг на друга и ориентации на организационные изменения в деятельности ОВД;

3) изучить особенности поведения сотрудников в конфликтных ситуациях, представления о реальном и желаемом руководителе;

4) разработать предложения и практические рекомендации в целях использования этнопсихологических знаний в процессе первоначальной и служебной подготовки сотрудников.

Основные гипотезы исследования.

1. В основе эффективной управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел с полиэтническим составом, лежат, помимо традиционно выявляемых, и используемых в работе с личным составом, знаний психологических личностных качеств сотрудников и этнопсихологические особенности, выступающие значимыми условиями эффективной организации деятельности ОВД.

2. Взаимодействие и поведение сотрудников тувинцев, с одной стороны, и сотрудников других национальностей — с другой, имеют свои отличия, обусловленные влиянием национальной психологии каждого народа и особенностями социального восприятия своей и других этнических общностейпроявлением своеобразных национально типичных, индивидуально-личностных и социально-психологических качеств.

3. Влияние этнопсихологических особенностей на взаимодействие тувинцев и сотрудников других национальностей МВД Республики Тыва может прослеживаться в характере самоидентификации личности и этноаффилиативных тенденциях, в авто и гетеростереотипах сотрудников, ценностно-мотивационной сфере личности сотрудников, в различиях поведенческих тенденций в конфликтных ситуациях и ролевых ожиданиях сотрудников в полиэтнической и моноэтнической группах.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую базу исследования составили общенаучные и основные методологические принципы психологии, закономерности и принципы социальной психологии, культурно-историческая теория JT.C. Выготского, анализ социально-психологических аспектов и механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления, руководства, проблемы регуляции социального поведения личности, позволяющие раскрыть механизмы влияния этнопсихологических особенностей на взаимодействие сотрудников органов внутренних дел. Исследования социально-психологической сущности национальной психологии российских ученых Э. А. Баграмова, К. В. Бромлея, J1.M. Дробижевой, Б. А. Душкова, И. С. Кона, В. Г. Крысько, Н. М. Лебедевой, А. П. Оконешниковой, Б. Ф. Поршнева, Т. Г. Стефаненкоф взгляды зарубежных исследователей этнопсихологии и межнациональных отношений И. Азара, X. Дейкера и Н. Фрейды, Р Кателла, У. Макдоугалла, Г. Шиллера, Д. Буртона, У. Элбига, Дж. Эллюла, К. Юнгаосновные принципы и методы построения этнопсихологического исследования, предложенные B.C. Агеевым, А. Г. Асмоловым, А. А. Деркачом, Б. А. Душковым, Н. М. Лебедевой, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, В. И. Шлягиной. А также научные положения, принципы, подходы и концепции отечественных и зарубежных ученых, позволяющие правильно осмыслить и описать влияние этнопсихологии на взаимодействие людей в организацииисследования в % области взаимодействия и общения А. А. Бодалева, А. И. Донцова,.

Б.Ф.Ломова, В. Н. Мясищева, Н. Н. Обозова, Б. Ф. Парыгина, А. И. Шипиловаконцепция отношений личности А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищевасовременные подходы к осмыслению организационного поведению и организационной культуры Д. М. Гвишиани, О. С. Виханского, В. Н. Воронина, А. Н. Занковского, В. Н. Князева, Ю. Д. Красовского, А. В. Тышковского, А. В. Филиппова.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— диссертация является первым монографическим исследованием, ^ посвященным выявлению этнопсихологических особенностей сотрудников.

ОВД и изучению влияния на совместную деятельность.

— уточнено понятие «этнопсихологические особенности», знание о которых необходимо выявлять и использовать в работе с личным составом в полиэтнических коллективах ОВД.

— выявлены наиболее значимые этнопсихологические особенности, требующие учета в деятельности ОВД.

— формулированы практические рекомендации с целью формирования межэтнической толерантности сотрудников в многонациональных коллективах ОВД. Для этого предлагается мониторинг межэтнических отношений, проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы, как действенного инструмента, позволяющего осуществлять профилактику конфликтных ситуаций, снижать уровень межнациональной напряженности в межэтнических отношениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе проявления этнопсихологических факторов лежат сознание и самосознание, а также стереотипы и установки, актуализирующие определенные установки людей. Они выполняют следующие основные функции: адаптации, стабилизации и стимуляции сотрудников в многонациональных коллективах в процессе их служебной деятельности;

2. Доминирование проявления этнопсихологических особенностей в организационной культуре коллектива зависит: а) от соотношения в коллективе числа представителей разной национальностиб) от этнического состава ее управленческой команды, т.к. именно руководители задают образцы и нормы взаимоотношений совместной деятельности;

3. На структуру социальных ценностей и мотивов влияет принадлежность сотрудников к коллективисткой или индивидуалистической культуре;

4. В конфликтных ситуациях и фрустрационных воздействиях на проявление поведенческих тенденций влияет этнический состав коллектива: полиэтнический или моноэтнический;

5. Комплекс методик изучения этнопсихологических особенностей сотрудников, проверенный и апробированный эмпирическим путем, может способствовать эффективному их осуществлению, при этом практическим психологам целесообразно принимать во внимание соответствие диагностического инструментария этническим и языковым особенностям сотрудников, и при интерпретации полученных результатов учитывать национальные ценности, традиции, проявляющиеся в моделях поведения.

6. Авторские проекты учебной программы спецкурса «Особенности управления полиэтническим коллективом ОВД" — программы психокоррекционной работы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: во-первых, с его помощью закладываются научные и практические основы применения этнопсихологических знаний для оптимизации взаимодействия в многонациональных коллективах ОВД, эффективного управления ими в современных условияхво-вторых, разработанный и апробированный психодиагностический инструментарий изучения этнопсихологических особенностей взаимодействия и поведения сотрудников, позволяет эффективно осуществлять их оценку подбор и расстановку кадров в полиэтнических коллективах ОВДв- третьих, выявленная специфика проявления этнопсихологических особенностей сотрудников позволит более эффективно проводить процесс их консультирование и психокоррекциюв-четвертых, разработаны и апробированы методические материалы «Особенности управления полиэтническим коллективом ОВД», для повышения компетентности руководителей по вопросам межэтнических отношенийв-пятых, полученные результаты могут быть использованы при разработке и внедрении в практику подготовки руководителей ОВД новым средствам и методам управления полиэтническим коллективом.

Достоверность и обоснованность результатов диссертации обеспечивались опорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологиипредварительной апробацией методик и комплексным изучением проблемырепрезентативностью выборки, в которую вошли представители различных этнических общностей и различных уровней управления ОВДприменением математических и статистических методов анализа полученных данных.

Для решения поставленных задач были сформированы группы сотрудников из русской и тувинской групп. В зависимости от условий и инструкций методического материала исследовались группы полиэтнического состава, моноэтнического состава и смешанного состава. Изучались этнопсихологические особенности сотрудников милиции общественной безопасности и Учебного Центра МВД Республики Тыва, отдела профилактики правонарушений по делам несоверешеннолетних, Центра временной изоляции несовершеннолетних преступников, патрульно-постовой службы УВД г. Кызыла, Управления кадров МВД Республики Тыва. Общий объем выборки составил 507 человек, из них 253 сотрудника, представители нетитульной национальности, и 254 — тувинцы. Кроме того, в исследовании по проблеме межэтнических отношений в органах внутренних дел, приняли участие слушатели 1-го и 4-го факультета Академии Управления МВД России (103 сотрудника).

При проведении исследования были использованы следующие методики: Диагностический тест отношения (ДТО) — тест, выявляющий этническую аффилиациютест «Культурно-ценностный дифференциал (КЦЦ) — модифицированный метод цветовых метафор Соломина, для выявления ценностных ориентаций и мотивов служебной деятельности сотрудников. Метод социальной идентичности, разработанный на основе теста Куна и Маркпартленда «Кто Я?" — модифицированная методика А. Н. Журавлевой, для выявления ролевых представлений о реальном и ожидаемом руководителе, представляющего конкретную этническую общностьметодика Томаса для выявления поведенческих тенденций в конфликтных ситуациях.

Проводился контент — анализ результатов опросов, отражающих специфику и влияние национальных особенностей на взаимодействие сотрудников органов внутренних дел. Была применена специально разработанная автором анкета для слушателей 1-го и 4-го факультета Академии управления МВД России, с целью выявления их мнения об актуальности проблемы межэтнических отношений в подразделениях ОВД.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем обсуждения основных положений и выводов исследования, практических рекомендаций на научно-практических конференциях проходивших на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России. Автор принимала участие в следующих научно-практических конференциях: межведомственная научно-практическая конференция, посвященная 75-летнему юбилею Академии управления МВД России и 30-летию кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами. М. 2003 г.- научно-практическая конференция: «Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности: проблемы и перспективы». М. 2005 г.

Полученные результаты исследования сотрудников сопоставлены с результатами исследований в других схожих по структуре этнического состава республиках. На этой основе были разработаны и апробированы методические рекомендации, предназначенные для практических психологов, работников воспитательных и кадровых аппаратов в МВД Республик Тыва, Карачаево-Черкессия, Бурятия.

Основные выводы и положения диссертационного исследования отражены в 3-х публикациях автора общим объемом 1,7 п.л.

1. ОоржакЛ.Н. Учет этнопсихологических особенностей сотрудников при отборе кадров в органы внутренних дел. // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. 0,2 п.л.

2. Ооржак JI.H. Апробация современных методов социально-психологического исследования этнопсихологических особенностей сотрудников органов внутренних дел.// Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов. Материалы межведомственной научно-практической конференции г. Москва. 2004. 0,5 п.л.

3. Ооржак JI.H. Учет этнопсихологических факторов в работе с личным составом органов внутренних дел. // Закон и жизнь. Международный научнопрактический правовой журнал. Кишинев. 2005. 0,5 п.л.

4. Ооржак JI.H. Практические рекомендации по формированию толерантных взаимоотношений сотрудников в многонациональных коллективах ОВД. // Объединенный научный журнал № 24. г. Москва. 2005 г. 0,5 п.л.

Выводы по главе.

На современном этапе деятельности органов внутренних дел игнорирование этнических факторов в управленческой деятельности особенно не допустимо. В связи с этим руководители должны изучать.

1 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. 2003. С. 56. основные положения этнопсихологической науки. В органах внутренних дел, особенно дислоцирующихся в районах с многонациональным населением, необходимо организовать обучение личного состава на занятиях по служебной подготовке по истории, культуре, основным традициям, обычаям народов населяющих республику, обратив внимание на моменты, которые могут значительно влиять негативным или позитивным образом на отношения между людьми различных национальностей.

Определены категории эффективности профессиональной деятельности практического психолога направленной на формирование межэтнической толерантности сотрудников, рассмотрены психологические механизмы и факторы повышения, ее эффективности.

Рассмотрены варианты средств и методов, ориентированных на решение актуальных и перспективных задач психологического развития сотрудников. Среди них выделяются: мониторинг межэтнической толерантности, личностно-ориентированные технологии, направленные на адекватное развитие личности сотрудника, расширении его знаний, умений и навыков по формированию адекватной этнической самоидентификации, развития и актуализации толерантного взаимодействия сотрудников в полиэтнических коллективах.

Определены категории эффективности профессиональной деятельности практического психолога направленной на формирование межэтнической толерантности сотрудников, рассмотрены психологические механизмы и факторы повышения, ее эффективности.

Рассмотрены варианты средств и методов, ориентированных на решение актуальных и перспективных задач психологического развития сотрудников. Среди них выделяются: мониторинг межэтнической толерантности, личностно-ориентированные технологии, направленные на адекватное развитие личности сотрудника, расширении его знаний, умений и навыков по формированию адекватной этнической самоидентификации, развития и актуализации толерантного взаимодействия сотрудников в полиэтнических коллективах.

В повседневной управленческой практике учет этнопсихологического фактора, обусловливает необходимость знания руководителями органов внутренних дел соответствующих научных положений этнопсихологии, а также данных конкретных исследований, основанных на местных материалах. При этом в качестве одного из методологических оснований важно понимание единства двух противоположных тенденций, с одной стороны, этническая дифференциация, возрастание национального самосознания, стремление к обособлению, с другой — интегративные процессы, взаимопроникновение культур и преодоление «перегородок». Поэтому и учет национального фактора должен основываться на знании всего комплекса причин и условий, обусловленных проявления как одной, так и другой тенденций, на фоне которых складывается соответствующая обстановка в органе внутренних дел.

В связи с этим перед органами внутренних дел стоит задача существенно поднять на новый уровень социально-психологическую службу, нацеленную на поддержание необходимого уровня морально-психологической устойчивости сотрудников и на нейтрализацию негативных влияний межнациональных конфликтов, социальных событий и процессов на сознание и поведение сотрудников.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сформировать основные выводы.

В повседневной управленческой практике учет этнопсихологических особенностей сотрудников, обусловливает необходимость знания руководителями и практическими психологами органов внутренних дел соответствующих научных положений этнопсихологии, а также данных конкретных исследований, основанных на местных материалах. При этом в качестве одного из методологических оснований важно понимание единства двух противоположных тенденций, с одной стороны, этническая дифференциация, возрастание национального самосознания, стремление к обособлению, с другой — интегративные процессы, взаимопроникновение культур и преодоление «перегородок». Поэтому и учет национального фактора должен основываться на знании всего комплекса причин и условий, обусловленных проявления как одной, так и другой тенденций, на фоне которых складывается соответствующая обстановка в органах внутренних дел.

Согласно данным нашего исследования в обследованных группах позитивные компоненты этнической идентичности способствуют формированию межэтнической толерантности сотрудников и имеют значимую корреляционную связь с позитивной валентностью этнических стереотипов в отношении этнических групп, что свидетельствует о том, что у обеих групп высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам.

У сотрудников формирование позитивных авто-гетеростереотипов имеют четкий, определенный характер. Оценивая эмоциональную ориентацию испытуемых по отношению к разным образам (типичный русский, идеальный русский, типичный тувинец, идеальный тувинец) можно заметить, что наиболее высокие показатели направленности (общего эмоционального отношения) характеризуют идеальных представителей как своей, так и чужой этнических групп. Эмоциональная направленность с опытом межкультурного взаимодействия возрастает. На наш взгляд, единство группы можно объяснить наличием опыта взаимодействия, который способствует развитию знаний о себе, так и представителях другой национальности, следовательно, и развитию этнической идентичности личности.

В ценностных ориентациях и мотивационной сфере выявились общие тенденции за исключением того, что у тувинцев высок уровень социальных авторитетов. Например, уважение к власти и дисциплинированность занимают более высокую значимость, чем у русских сотрудников.

На уровне образов восприятия представители тувинской национальности представляют коллективистскую культуру, а сотрудники русской группы представляют индивидуалистическую культуру.

Результаты проделанного анализа эмпирических данных, полученных на выборках русских и тувинских сотрудников в полиэтническом и моноэтническом коллективе, позволяют говорить о следующих проявлениях этнопсихологических особенностей в ролевых ожиданиях при взаимодействии сотрудников русской и тувинской национальности:

— существует рассогласованность в оценках ожидаемого и реального профилей руководителя в большей мере сказывается на степени неудовлетворенности сотрудников взаимоотношениями с оцениваемыми руководителями. Кроме того, данный факт может свидетельствовать о несоответствии качеств личности и модели поведения реального руководителя ожидаемому образцу в представлении подчиненных. существует зависимость представлений о руководителе от национальной принадлежности: в ожидаемом профиле руководители тувинской национальности большее внимание уделяют качествам, влияющим на межличностные отношения, а руководители из русской выборки больший вес придают качествам организационного характера.

— присутствуют значимые различия по параметру дистанция власти и дистанция между подчиненными в различных этнических группах, причем, в тувинской выборке эти показатели более ярко выражены.

— выявилось различие влияния этнопсихологических особенностей на специфику моделей поведения в конфликтной ситуации тувинцев и русских и зависимости, последних от состава коллектива: моноэтнического или полиэтнического.

— доминирование проявления этнопсихологических особенностей в организационной культуре коллектива зависит от этнического состава ее управленческой команды, т.к. именно руководители задают образцы и нормы взаимоотношений совместной деятельности, а также от соотношения от соотношения в коллективе числа представителей разной национальности.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сделать следующие, предложения и практические рекомендации:

1. Отделениям (группам) психологического обеспечения органов внутренних дел рекомендуется проводить психологическую диагностику, используя апробированный в настоящей диссертации комплекс методик: Диагностический тест отношения (ДТО), тест, выявляющий этническую аффилиацию, тест «Культурно-ценностный дифференциал (КЦЦ) и модифицированный метод цветовых метафор Соломина, для выявления ценностных ориентаций и мотивов служебной деятельности сотрудников. Метод изучения этнической идентичности разработанный на основе теста Куна и Маркпартленда «Кто Я?" — модифицированная методика А. Н. Журавлевой, для выявления ролевых представлений о реальном и ожидаемом руководителе, представляющего конкретную этническую общностьметодика Томаса для выявления поведенческих тенденций в конфликтных ситуациях.

2.Учитывая влияние этнопсихологических особенностей сотрудников на взаимодействие и эффективность профессиональной деятельности сотрудников в коллективах, практическим психологам рекомендуется при подборе и диагностике сотрудников принимать во внимание: соответствие диагностического инструментария этническим и языковым особенностям сотрудников, при интерпретации полученных результатов учитывать национальные ценности, традиции, проявляющиеся в моделях поведения.

3. Практическим психологам, работникам воспитательных и кадровых аппаратов органов внутренних дел, предлагается использовать методические материалы спецкурса «Особенности управления полиэтническим коллективом», мониторинг межэтнической толерантности и при проведении занятий по профессионально-психологической подготовке сотрудников и в ходе индивидуального консультирования.

4.Функция обучения психологов и работников воспитательных отделов кадровой службы органов внутренних дел в многонациональных условиях, нуждается в серьезном организационно-методическом обеспечении, что предполагает не только использование учебных программ в соответствии со специфическими местными потребностями, а также включение в тематику служебной подготовки вопросов этнопсихологии, истории, культурологии, а также обеспечение такого рода занятий необходимыми специалистами и учебно-методической литературой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А., Енакаева P.P. Российский менталитет, или игра без правил? (Российско-французские кросс-культурные исследования и диалоги) Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996.
  2. Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. 1995. № 2. С. 15—35.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  4. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  5. Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  7. А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990. Вып.2. С. 12—36.
  8. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13—23.
  9. З.В. Современная этнополитическая ситуация в Республике Тыва (по материалам социологического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С.97—118.
  10. А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1986. Кн. 1.
  11. Г. М. Социальная психология. М., 1997а.
  12. Г. М. Психология социального познания. М. э 19 976.
  13. И.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. 1996, N1.
  14. Э. Общественное животное. М., 1998.
  15. С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований // Этнологические исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. С.77—105.
  16. С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  17. Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР: Программа, методика и перспективы исследования // Сов. этнография. 1972. № 3. С.316—330.
  18. А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М.- JL, 1984.
  19. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  20. В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора/Журнал социологии и социальной антропологии. 1999, том 2, N 1.
  21. Ю.В., Дробижева Л. М., Кондратьев B.C., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
  22. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.23 .Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1966.
  23. А. Терпение: Воспоминания // Так это было: Национальные репрессии в СССР: В 3 т. М.: ИНСАМ, 1993. Т.2. С. 107—145.
  24. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. М.: Институт социологии, 1993.
  25. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. Спб., 1994.
  26. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  27. Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
  28. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.
  29. Р. Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург, 1997.
  30. А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993. С. 143—169.
  31. А.А. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. С. 190—241.
  32. В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
  33. JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика. 1984.
  34. Г. Д. Национальные образы мира. М. 1988.
  35. Э. Нации и национализм. М., 1992.
  36. Говорит элита Республик Российской Федерации. 110 интервью Леокадии Дробижевой. М., 1996.
  37. А.А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психол. журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 10
  38. Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе// Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983.
  39. Т.С., Коростелев А. Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходство и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С. 143 —171.
  40. М.Н. Развивающийся электорат России. М., 1996.
  41. Л. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1990.
  42. Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971.
  43. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
  44. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психологический журнал, 1980, N6.
  45. .З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социол. журнал. 1994. № 3. С.4—19.
  46. JT.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Сов. этнография. 1985. № 5. С.5—23.
  47. JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. С.16—47.
  48. JI.M., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
  49. JI.M. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997, с. 44−64.
  50. JI.M. Толерантность и рост этнического сознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие (под ред. Тишкова). М., 1997, с.61−68.
  51. JI.M., Сусоколов А. А. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР) // Сов. этнография. 1981. № 3. С.11—22.
  52. .А. Проблемы исторического развития этнической психологии. М., 1979.
  53. .С. Этническое национальное — цивилизационное в пространстве Евразии // Цивилизации и культуры. 1995. Вып.2. С.81—104.'
  54. A.JI., Шорохова Е. В. (ред.) Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М., 1998.
  55. А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
  56. К. Русский национальный характер. М., 1995.
  57. Э., Еремеева А. Психологическая защита. М., Смысл, 2000.
  58. JI.M. Успех служебной деятельности руководителей ОВД. М. 1992.
  59. В.И., Пименов В. В. Язык, контакты и элементы этнической идентификации: Доклады советской делегации на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго). Москва, 1973.
  60. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов.этнография. 1974. № 2. С.24—38.
  61. Кон И. С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. № 9. С. 188—204. И8. Кон И. С. Этнопсихология// Энциклопедический социологический словарь. М., 1995, с.915−916.
  62. С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979, с. 20−43.
  63. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.
  64. В.В. «Воображенные», «изобретенные» и сконструированные нации": метафора в науке//Этнографическое обозрение. 1993, № 3.
  65. В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН, 1994. С.37—55.
  66. В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., РГГУ, 1999.
  67. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
  68. М. Культурно-историческая психология. М., 1998.
  69. И.И. Национальный вопрос в СССР: поиски объяснений // Сов. этнография. 1990. № 4. С.8—21.
  70. В.Г., Саракуев Э. А., Деркач А. А. Этнопсихология. Ч. 1−2. М., 1992.
  71. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза// Расы и народы. Вып. 6. М.: Наука, 1976. С.53—63.
  72. Кун М., Макпартлэнд Т. Кто Я? // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
  73. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. М., 1947.
  74. Г. У. Методы исследования этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М., 19 856. С.225—231.
  75. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  76. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.
  77. Г. Психология народов и масс. Спб., 1995а.
  78. В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психол. журнал. 1990. Т. 11. № 2. С.26—34.
  79. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С.138—153.
  80. А.А. Психология общения. 2 изд. М.: Смысл. 1997. 150. Леонтьев А. А. Личность как этническая категория // Сов. Этнография. 1983. № 3.
  81. А.А. Национальная психология и этнопсихология //Советская этнография.-1983. № 2. С. 80−84
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат. 1977.
  83. А.Н. Образ мира//Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., 1983. Т 2, с. 251−261.
  84. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопросы философии. 1996а. № 4, с. 15−26.
  85. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  86. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  87. Ю.М. Беседы о русской культуре. Спб.: Искусство, 1994.
  88. А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. М.: Наука, 1974.
  89. С. Метаморфозы традиционного сознания. Спб., 1994.
  90. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
  91. Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 2000.
  92. Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. М., 1998.
  93. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.
  94. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
  95. A.M. Типология этнопсихологического знания// История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М., 1990, с. 182−198.
  96. С. От коллективных представлений к социальным // Вопр. социологии. 1992. Т. l.№ 2. С.83— 103.
  97. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее/ Психологический журнал. 1994, т. 5, N 3, с. 42−49.
  98. B.C. Этнонациональное самосознание в контексте межнациональных отношений// Российское психологическое общество, 1996, т.2, вып. 1, с. 74−75.
  99. Э. Глубинная психология и новая этика. СПб, 1999.101.0дайник В. Психология политики. Спб.: Ювента, 1996.102.0сипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.
  100. ЮЗ.Павленко В. Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию:
  101. Учеб. пособие. Харьков, 1992.
  102. В.Н., Солдатова Г. У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства // Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994. С.76—92. -191.
  103. Т.Ф. Расовые отношения в США // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. ЗН— 109. Петренко В. Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. 1987. № 3. С.22—38.
  104. В.Ф. Психосемантика сознания. М.
  105. В.Ф., Митина О. В. Анализ динамики общественного сознания. Смоленск. 1997.
  106. В.В. Системный подход к этносу // Расы и народы. М.: Наука, 1986. С. 11—29.
  107. Ю.В., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. Спб., 1993.
  108. А. Причины возникновения и динамика развития межнациональных конфликтов/ Идентичность и конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997, с.273−297.
  109. .Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
  110. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания: Доклады советской делегации на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго). М., 1973.
  111. Л.Г. Этническое и социальное в природе человека/УАктуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992, с. 4248.
  112. Е.Н. Этническая психология. Программа и методические материалы для подготовки психологов. М., 1997.
  113. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс. 1979.
  114. С.К. Проблемы этноцентризма: Теория и политическая действительность XX века // Расы и народы. Вып. 23. М.: ИЭА РАН, 1994. С.59—104.
  115. С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М., 1995. С.267—282.
  116. З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.
  117. И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей // Сов.этнография. 1982. № 2.
  118. С.В. Этническое насилие: Структуры теоретического дискурса // Этнометодология. М., 1994. С. 94 — 112.
  119. С.В. О неуюте автаркии, национализме и постсоветской идентичности // Этнометодология. М., 1995. С.87—114.
  120. Г. У. Социально-психологические аспекты межэтнической напряженности // Духовная культура и этническое самосознание / Под ред. Л. М. Дробижевой. М.: ИЭА, 1991. С. 178— 200.
  121. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., Генезис, 2000. 132. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ддова. М.: Институт социологии. 1993.
  122. Сравнительные показатели социально-экономического положения населения регионов Российской Федерации. М., 1995.
  123. Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии II Социальная психология и общественная практика. М. Наука, 1985. С.127— 138.
  124. Т.Г. Этнопсихология. М., Вып. 1, 2, 3, 1999а.
  125. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
  126. В.В. Самосознание личности. М. 1983.
  127. И.С. Социальная психология взаимоотношений. М. 2000. 141. Тепечин В. И. Социальная напряженность в контексте национальной безопасности России // Социальные конфликты. Вып.9. М. 1995. С.24—31.
  128. В. А. Новые подходы в теории и практике межнациональных отношений // Сов. этнография. 1989. № 5.
  129. В. А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997а. С. 15— 44.
  130. В.А. О толерантности.// Толерантность и согласие. М.1997.
  131. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.1997.
  132. Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М.:Азбуковник, 1997.
  133. С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. М. 1978.
  134. В.П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей). JI. 1984.
  135. М. О терпимости. М. 2000.
  136. Э. Человеческая ситуация. М. Смысл, 1994.
  137. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т.1.
  138. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. Вопросы философии. 1994, N 10, с. 112−123.
  139. В.Ю. Этническое самосознание. СпБ. 1998.
  140. А. Культура и этика. М. 1973.
  141. Е.И., Стефаненко Т. Г., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
  142. П.Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. № 2. С. 159—166.
  143. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука. 1979.
  144. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М. 1985.
  145. П.Н. Современная социальная психология. М. 1999.
  146. В. А. Исследование групповых защитных механизмов//Психологический журнал, 2001, т.22, N1, стр. 5−15.
  147. Е.И., Данзанова Э. У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических чертЮтническая психология и общество/ Под ред. Лебедевой Н. М., М. 1997, с. 347−355.
  148. Е.И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности// Стефаненко Т. Г., Шлягана Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993, с. 2854.
  149. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., МГУ. 1983.
  150. Г. Г. Введение в этническую психологию// психология социального бытия, М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996, с. 261−372.153.3имбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Санкт-Петербург, 2000.
  151. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М.: Наука, 1989.
  152. Юнг К. Психологические типы. М. 1995.
  153. Юнг К. Современность и будущее // Одайник В. Психология политики. Спб.: Ювента, 1996а. С.205—265.
  154. Юнг К. Очерки о современных событиях. Психология нацизма // Одайник В. Психология политики. Спб.: Ювента, 19 966. С. 266 — 337.
  155. В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. М., 1994. Кн. 2.
  156. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3
  157. В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социологический журнал, N2, 1995, с.70−72.
  158. В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М., 2000, с.383−390.
  159. А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997
  160. М.Г. История психологии. М. Мысль. 1976.
  161. Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования): Дисс. канд истор.наук. М., 1993.
  162. А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс. д-ра психологических наук. М., 1996а.
  163. Кцоева (Солдатова) Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис. канд. психол. наук. М., 1985а.
  164. Т.Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях: Дис. .канд. психол. наук. М., 1989.
  165. Г. В. Межличностные отношения в межнациональных коллективах и этнокультурные взаимодействия: Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1987.
  166. Н.З.Кожанов А. А. Методика исследования национального самосознания: Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1978.
  167. Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1997.
  168. А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991.
  169. Allport G. The nature of prejudice Reading (Mass) 1954.
  170. Amir Y. Sharon. I Are social psychology s laws cross- culturally valid? // J of Cross- Cultural Psychology 1987 Vol 18
  171. Barry H. Description and uses of the Human Relations Area Files // Handbook of cross- cultural psychology Vol 2 Methodology Boston 1980
  172. Вапу H., Child. I., Bacon. M. Relation of child training to subsistens economy // American Anthropology 1959 Vol 61
  173. Barth F. Introduction // Ethnic groups and boundaries The social organization of culture difference Bergen- Oslo London 1969
  174. Bennet. M. J A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International J of Intercultural Relation 1986 Vol 10
  175. Barry J. W. Immigration acculturation and adaptation// Appliad psychology An international review 1997 Vol 46
  176. Bhawuk D. P., Brislin. R. W. Cross- cultural training A review 2000 Vol49
  177. Bochner S. The social psychology of cross- cultural relation // Cultures in contact Oxford 1982
  178. Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology Continuity and change in the study of human action N Y 1988
  179. Church A. T, Lonner W. J The cross- cultural perspective in the study of personality Retional and current research // J of Cross- Cultural Psychology Vol 29
  180. Gron D. The temptation of conspirasy theory or Why do bad things happen to good people // Change conceptions of conspirasy N J 1987
  181. Grundmann S., Ashkenasi A New minorities in the East Germany and their influence in social and political development in united Germany // Psychological issues in the political transformation of Central and Eastern Europe Helsinki 1991
  182. Haslam S., A Terner J., К Oakes P. J., McGarty C., Reynolds K. J. The group as a basis for stereotype consensus // Europian Review of social psychology Vol 8 1998
  183. Herskovits M. J. Les bases de 1 anthropologic culturelle Paris 1967
  184. Hewstone M. Contact and categorization social psychological interventions to change intergroup relation // Stereotypes and stereotyping N Y 1996
  185. Hewstone M., Ward С Ethnocentrism and causal attribution in Southeast Asia // J of Personality and Social Psychology 1985 Vol 48
  186. Hofstede G. Culture s consequences International differences in work-related values Beverly Hills 1980
  187. Honigman J. J. Culture and personality/ N Y 1954
  188. Hui С. H., Triandis H. C. Individualism-collectivism A study of cross-cultural researches // J of Cross- Cultural Psychology Vol 17 1986
  189. Iwao S., Triandis H. C. Validity of auto- and heterostereotypes among Japanese and American students // J of Cross- Cultural Psychology Vol. 24 1993
  190. Kats D., Braly K. W. Racial stereotypes of the one hundred colledge students // J of Abnormal and Social Psychology Vol. 28 1933
  191. Kim U. Psychology science and culture cross- cultural analysis of national psychologies// International J of Psychology N Y Vol. 30 1995
  192. Klineberg O. Social Psychology N. Y., 1954
  193. Lefebvre V. A. Algebra of conscience a comparative analysis: of Western and Soviet ethnical system // Theory and decision library Dordrecht .1982
  194. Matsumoto D. Culture and psychology: Pasific Grove (Cal). 1996
  195. F. M., Taylor D. M., Wright S. С Social psychology in cross- cultural perspective. 1993.
  196. Moscovici S. The conspiracy mentality// Changing conceptions of conspiracy 1987
  197. Moscovici S. Social pepresentations. Explorations in social psychology. Cambridge. 2000.
  198. Ocampo K. A., Bernal M. E., Knight G.P. Gender rase and ethnicity the sequencing of social constancies// Ethnic identity Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany. 1993.
  199. Osgood С., E. May., Miron. M. Cross- Cultural universale of affective meaning Urbana. 1975.
  200. Peabody D. National characteristics Cambridge 1985.
  201. Pepitone A. Lessons from the history of social psychology // American Psychologist Vol. 36. 1981.
  202. Pepitone A., Triandis H. C. On the universality of social psychological theories//
  203. J of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 18
  204. Psychological anthropology Homewood (111) 1961
  205. Stephan W. G., Abalakina Paap .M. Russia and West Intercultural Relations// Handbook of intercultural training. Thousand Oaks. 1996
  206. Stephan W. G., Ageev V. S, Stephan C. W. Abalakina.M., Stefanenko T. Coates-Shrider: Measuring stereotypes. A comparison of methods using Russian and American samples // Social psychology Quarterly. 1993.
  207. Tajfel H. Human groups and social categories. Studies in social psychology Cambridge. 1981a.
  208. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaniours. Oxford. 1981 b
  209. Tajfel H., Terner J. The social identity theory of intergroup behaniour// Psychology of intergroup relations. Chicago. 1986.
  210. Triandis H. C. Culture and social behaniour. N. Y. 1994.
  211. Triandis H. C. Cross- Cultural psychology//Asian J of Social psychology. 1999.
  212. Shibutani T. Kwan K. Stratification. A Comparative Approach.- New York. 1965
  213. Schermerhorn R. Comparative Ethnic Relations: A Framwork for Theory Research.- New York: Random Hause, 1970.
  214. Vaughan G. M. A social psychological model of ethnic identity development// Children s ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park. 1987.
  215. Werner O., Campball D. T. Translation, working through interpreters and the problem of decentering // A handbook of method in cultural anthropology. N. Y. 1970.
  216. Weber M. Ethnic Groups. In: theories of Society. Ed. by Talkot Parsons et al., Free Press, 1961.
  217. Weber M. On Nationalism, Ethnicity and Rase. In Rase, Ethnicity, and Social Change. Ed by John Stone. North Scituate (MA): Duxbury Press, 1977.
Заполнить форму текущей работой