Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У членов групп с диалогической направленностью в общении в большинстве случаев отмечается снижение социометрического статуса, общего и положительного индекса эмоциональной экспансивности на фоне возрастания отрицательной экспансивности. Индексы взаимодействия: интенсивность, объем и концентрация возрастают, если социометрический статус возрастает. При снижении социометрического статуса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ПОЗИЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Общая характеристика ценностно-смыслового подхода
    • 1. 2. Направленность в общении как ценностно-смысловая характеристика личности
    • 1. 3. Анализ феномена манипуляции с позиции ценностно-смыслового подхода
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
    • 2. 1. Основные подходы к пониманию социально-психологического климата
    • 2. 2. Влияние стиля руководителя на социально-психологический климат группы
    • 2. 3. Анализ социально-психологического климата с позиции ценностно-смыслового подхода
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ
    • 3. 1. Цель, задачи, гипотезы, обоснование методов, выборка, статистическая обработка
    • 3. 2. Описание и анализ пилотажного исследования
    • 3. 3. Анализ структуры контрольных и экспериментальных групп
    • 3. 4. Анализ воздействий руководителей с различной направленностью в общении
    • 3. 5. Сравнение особенностей межличностных отношений в экспериментальных и контрольных группах
    • 3. 6. Анализ удовлетворенности совместной деятельностью, взаимоотношениями в экспериментальных и контрольных группах
    • 3. 7. Сравнение общего эмоционально-психологического настроя в экспериментальных и контрольных группах
    • 3. 8. Сравнительный анализ социометрического статуса членов групп с манипулятивной направленностью в общении в контрольных и зкспериментальных группах
    • 3. 9. Описание социометрического статуса, удовлетворенности и самочувствия лиц с различной коммуникативной направленностью

Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе процессы гуманизации связаны с возрастанием роли личности, обращением к ее внутреннему миру, представленному ценностями и смыслами. Эти понятия выступают в качестве основных категорий ценностно-смыслового подхода — нового направления в отечественной психологии, рассматривающего человека сквозь призму его отношений к себе, к другим, к окружающему миру [АбакумоваИ.В., 2003; Абульханова-Славская К.А., 1991, 1999; Асмо-лов А.Г., 1990; Белоусова А. К., 2002; Бодалев A.A., 1996, 2000; Братусь Б. С., 1997; Братченко С. Л., 1997; Леонтьев Д. А., 2003; Рубинштейн С. Л., 2003; Рюмшина Л. И., 2004 и др.]. Вместе с тем, многими учеными отмечается неразрывная связь между процессом общения, затрагивающим внутренний мир каждого человека, и его ценностно-смысловыми детерминантами. Именно они позволяют раскрыть значимость общения как для отдельной личности, так и для группы в целом. Ценностно-смысловые отношения с другими людьми конкретизируются через направленность личности в общении, которая является устойчивой личностной характеристикой, совокупностью более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ори-ентаций, некой индивидуальной «коммуникативной парадигмой», включающей представления о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении [Братченко С.Л., 1997; Габдули-на Л.И., 1999; Желтонова Ю. А., 2000; Рюмшина Л. И., 2000, 2004].

Следует отметить, что в отечественной психологии большое внимание в структуре личности уделялось направленности. Традиционно она связывалась с убеждениями, мировоззрением, личностными свойствами каждого человека, в том числе и ценностями [Абульханова-Славская К.А., 1980; Ананьев Б. Г., 1980; Бодалев A.A., 2000; Божович Л. И., 1995; Додонов Б. И., 1978; Леонтьев А. Н., 2005; Леонтьев Д. А., 1997; Ломов Б. Ф., 1984; Мерлин B.C.,.

1996; Платонов К. К., 1986; Рубинштейн С. Л., 2007 и др.]. Однако, роль направленности в общении как ценностно-смысловой детерминанты была изучена недостаточно.

Направленность выделяется и в целостной психологической структуре группы, где она интегрирует все стороны ее жизнедеятельности. Направленность группы фиксирует социальную ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм [Донцов А.И., 1984; Петровский A.B., 1984; Уманский Л. И., 1975 и др.]. Она связана с референт-ностью, интегративностью, микроклиматом, определяющим самочувствие каждой личности, т. е. с показателями социально-психологического климата (СПК).

В связи с реорганизацией и развитием производства, требующего подготовки квалифицированных кадров в сфере управления, вопрос о социально-психологическом климате остается актуальным. В подавляющем числе отечественных работ, пик которых приходится на период 50−80 годов XX столетия, отражены особенности изучения СПК трудовых, научных, детских коллективов [Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н., 1983; Климов Е. А., 1969; Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н., 1974; Лутошкин А. Н., 1977, 1978; ПарыгинБ.Д., 1971, 1977, 1984; Платонов К. К., 1977; Свенциц-кий А.Л., 1973; Шорохова Е. В., 1979 и др.].

При рассмотрении этой проблемы главенствующая роль в качестве основного фактора, влияющего на СПК, отводится руководителю [Битяно-ваМ.Р., 2005; Кричевский Р. Л., РыжакМ.М., 1985; Новиков В. В., 2003; Па-рыгин Б.Д., 1971, 1977, 1974 и др.]. Влияние руководителя на СПК рассматривается, прежде всего, через стиль общения и деятельности, который опосредован внутренними характеристиками личности, ими могут быть ценности и смыслы. В новом ракурсе стили руководства с позиции ценностно-смыслового подхода рассматриваются как реализация ценностно-смысловых детерминант личности. В последнее время у руководителей высшего и среднего звена управленческого персонала наблюдается рост потребности достижения их собственных целей, используя ценности и смыслы подчиненных. Поэтому проблема влияния ценностно-смысловых характеристик личности руководителя на группу приобретает особую значимость. Эта тенденция обусловлена активным внедрением и распространением психологических механизмов рыночных потребительских отношений и неприемлемостью ранее популярного авторитарного влияния на подчиненных. Однако на смену ему часто приходит новый тип воздействий — осознанная и неосознанная ма- ' нипуляция.

В социальной психологии проблема манипуляции в общении с позиции ценностно-смыслового подхода стала активно анализироваться только в последнее десятилетие. При этом в отечественной психологии, как и з зарубежной гуманистической психологии, формируется точка зрения, рассматривающая манипуляцию как неприемлемую форму общения, нарушающую права человека на свободу волеизъявления и принятия решения [Братчен-ко СЛ., 1997; Желтонова Ю. А., 1999; Рюмшина Л. И., 2004; Франкл В., 1990; Щостром Э.5 2004 и др.]. Вместе с тем, это сложный процесс, требующий более глубокого и детального изучения, разработки специального методического инструментария. При этом необходимо отметить, что имеется недостаточное количество эмпирических исследований, показывающих характер влияния манипуляций на взаимоотношения и взаимодействия людей в межличностном общении и совместной-деятельности [Братченко С.Л., 1997; До-ценко Е.Л., 2003; Знаков В. В., 2000, 2001, 2002; Рюмшина Л. И., 2000, 2001, 2003, 2004; Сидоренко Е. В., 2002 и др.].

Таким образом, актуальным видится изучение способов и средств воздействий руководителя, обусловленных его манипулятивной направленностью в общении на факторы социально-психологического климата группы.

Цель исследования — изучить влияние коммуникативных воздействий руководителя с манипулятивной направленностью в общении на формирование и развитие социально-психологического климата в малой группе.

Предметом исследования явились речевые высказывания руководителя, направленность личности в общении, показатели социально-психологического климата группы.

Гипотезы исследования:

1. Лица, склонные к манипулированию, занимают высокий социометрический статус в группе.

2. Руководство, осуществляемое лицами с манипулятивной направленностью в общении, ухудшает количественные и качественные показатели социально-психологического климата.

3. Влияние руководителя с манипулятивной направленностью в общении на членов группы обусловлено их коммуникативной направленностью, что отражается на их индивидуальных показателях.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Рассмотреть направленность как ценностно-смысловое образование личности.

2. Осуществить анализ научных подходов к определению манипуляции, манипулятивного поведения и его детерминант.

3. Проанализировать основные научные тенденции в изучении социально-психологического климата группы.

4. Провести анализ и систематизировать существующие представления о влиянии личностных особенностей руководителя на С ПК.

Методическая задача:

5. Подобрать методический инструментарий, позволяющий наиболее полно исследовать влияние воздействий руководителя с манипулятивной направленностью личности в общении на динамические процессы в группе.

Эмпирические задачи:

6. Разработать программу эксперимента, выявляющую влияние направленности руководителя в общении на СПК в группе.

7. Изучить особенности речевых высказываний руководителей при обращении к группе и отдельным ее членам.

8. Исследовать и сравнить особенности влияния руководителей с различной коммуникативной направленностью на внутренние факторы социально-психологического климата группы.

9. Определить социально-психологическую позицию в структуре группы ее членов с выраженной манипулятивной направленностью в общении.

10. Проанализировать влияние руководителя с манипулятивной направленностью в общении на индивидуальные показатели членов группы с различной направленностью в общении.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: представление о регулирующей роли ценностно-смысловых детерминант личности [Абульханова-Славская К.А., Бодал ев A.A., Бра-тусь Б.С., Леонтьев А. Н., Леонтьев Д. А., Рубинштейн С. Л. и др.]- представление о ценностно-смысловых детерминантах общения [Абульханова-Славская К.А., Бодалев A.A., Белоусова А. К., Братченко С. Л., Рюмшина Л. И. и др.]- представление о внутренней детерминации маиипулятивного поведения [Братченко С.Л., Рюмшина Л. И., Шостром Э., Франкл В. и др.]- представление о социально-психологическом климате как целостном, интегральном образовании, влияющем как на поведение группы, так и отдельной личности [Обозов H.H., Платонов К. К., Почебут Л. Г., Чикер В.А.]- представление о стиле руководства как факторе СПК [Журавлев А.Л., Кричевский Р. Л., Ры-жак М.М., Новиков В. В., Парыгин Б. Д. и др.].

Организация и основные этапы исследования. Изучение диссертационной темы проводилось в 3 этапа. Первый этап (2001;2003 гг.) — предварительное осмысление и определение общего замысла, подбор и разработка исследовательских методик, прозедение пилотажного исследования. Второй этап (2004;2006 гг.) — проведение основной эмпирической части исследования, включающий сбор экспериментальных данных, их анализ и интерпретацию, обработку с помощью статистических методов, а также оформление результатов и выводов. Третий этап (2006;2007 гг.) — обобщение результатов эмпирического исследования, их теоретическое осмысление.

Методы и методики исследования: теоретический анализ источников по проблеме, наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, метод экспертных оценок, метод сравнения групп и метод статистической обработки психодиагностических данных.

Использовались следующие эмпирические методики: проективная методика «Направленность личности в общении» (НЛО-3) С. Л. Братченкоопросник «Мак IV» В. В. Знаковасоциометрическая методика в модификации И.П. Волкова- «Методика эмоционально — цветовой аналогии» А.Н. Лутош-кинаформализованное наблюдение.

Достоверность полученных результатов и выводов достигнута посредством методологической обоснованности общего замысла исследования, продуманности и спланированности эмпирической части работы, достаточного объема экспериментальной выборки, корректного применения методов математической статистики при обработке данных.

Эмпирическим объектом исследования выступили студенты Адыгейского государственного университета в возрасте от 17 до 25 лет. Общая выборка составила 441 человек, из них 296 респондентов — участники пилотажного исследования, остальные 145 человек — испытуемые основной части эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Руководители с манипулятивной направленностью в общении воздействуют на группу опосредованно, через одного или нескольких ее членов, апеллируя к их личностным особенностям, способностям, используя директивные высказывания, но часто смягчая их оптативными. При этом они избегают положительных оценок, предпочитая применять их по отношению к группе. Они более категоричны, нежели руководители с диалогической и конформной направленностями, поощряют выражение чувств членов группы, стараясь не проявлять своих.

2. Влияние руководителей с манипулятивной направленностью в общении понижает связанность элементов структуры группы во взаимодействии, референтность, сплоченностьв то же время повышает конфликтность, ухудшает психологическую атмосферу в целом. Это вызывает напряженные состояния у большинства членов группы и их неудовлетворенность совместной деятельностью, характером отношений с другими членами группы и руководителем, что все вместе снижает желание продолжать сотрудничество.

3. Социометрический статус членов групп, их самочувствие, удовлетворенность совместной деятельностью, отношениями в группе и с руководителем, имеющим манипулятивную направленность в общении, обусловлено их коммуникативной направленностью. У членов групп с манипулятивной и авторитарной направленностью снижаются показатели самочувствия, удовлетворенности совместной деятельностью, отношениями в группе и с руководителем, хотя существенных изменений в их социометрическом статусе не наблюдается. Ухудшение индивидуальных показателей характерно и для лиц с диалогической направленностью, социометрический статус которых снижается. Только у членов групп с конформной направленностью возрастает социометрический статус, они в основном удовлетворены отношениями в группе и с руководителем, испытывают позитивные эмоции.

4. Члены группы с манипулятивной направленностью в общении занимают высокий социометрический статус. Он достаточно стабилен и не меняется в группах, где руководители обладают манипулятивной, диалогической и конформной направленностями.

Научная новизна исследования. Впервые в социальной психологии эмпирически изучено влияние руководителя с манипулятивной направленностью в общении на количественные и качественные характеристики социально-психологического климата малых групп.

Выделены и описаны способы воздействия руководителя с манипулятивной направленностью в общении на группу и ее членов. Доказано негативное влияние подобных воздействий на степень удовлетворенности совместной деятельностью, характером отношений в группе, отношениями между руководителем и группой, характером личных отношений с руководителем, занятиями и желанием дальнейшего сотрудничества.

Теоретическая и практическая значимость: работа расширяет представление о ценностно-смысловых детерминантах манипулятивного поведения личности, о его влиянии на взаимодействие с другими людьми, об особенностях речевых воздействий на подчиненных. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию динамики групповых процессов, а также изменений, происходящих с отдельными членами в группах, где руководители обладают манипулятивной направленностью в общении.

Результаты исследований могут быть использованы при комплектовании групп и выборе их руководителей, для создания программ психокоррек-ционной работы по оптимизации межличностных отношений в группах. Полученные результаты могут быть учтены при анализе срабатываемости и совместимости в группах, а также использованы при чтении курсов по социальной психологии, психологии малых групп, при подготовке руководителей и повышении их квалификации.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры социальной психологии Южного федерального университета (ЮФУ) (Ростов-на-Дону, 2002 — 2007) и кафедры психологии Адыгейского государственного университета (АГУ) (Майкоп, 2002 -2007) — на международном конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль,.

2006) — IV Всероссийской конференции молодых ученых (Майкоп, 2007). Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе на факультете психологии ЮФУ, на факультете адыгейской филологии и культуры АГУ, на социально-психологическом факультете Адыгейского филиала Московского открытого социального университета.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим авторским объёмом в 1,95 усл.п.л. (из них одна работа в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации результатов кандидатских диссертаций).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введениятрех главзаключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемысписка используемой литературы из 234 наименований и 17 приложений. Объем основного текста работы — 145 страниц. Работа содержит 40 Таблиц и 43 Рисунка, из них 21 Таблица и 36 Рисунков в Приложениях.

3. Результаты исследования можно использовать в процессе психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей высшего и среднего звена управленческого персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

Итак, в отечественной социальной психологии большое значение уделялось и уделяется социально-психологическому климату. Обобщая работы, анализирующие создание и оптимизацию социально-психологического климата, можно отметить, что ведущее значение в его становлении принадлежит руководителю. Именно от него зависят во многом взаимоотношения между членами группы их удовлетворенность трудом, что в конечном итоге сказывается на его производительности.

С одной стороны, рассмотрение особенностей влияния руководителя на социально-психологический климат традиционно велось опосредованно через стиль руководства и его влияние на жизнедеятельность группы и эффективность производства. За основу чаще всего бралась классификация стилей, предложенная К. Левиным, и на ее основе выделялись различные модификации, делалась попытка их систематизации для более полной характеристики руководителя.

С другой стороны, сейчас уже не вызывает сомнения, что ведущей характеристикой личности, определяющей ее внутренние установки выступает направленность. Она также лежит в основе стиля. Это предопределяет рассмотрение в новом ракурсе стилей руководства с учетом значимости направленности, предопределяющей поведение человека в различных сферах жизнедеятельности.

Развитие современного общества в нашей стране и переход к рыночной экономике создало ряд условий для распространения нового для отечественной психологии феномена манипулирования другим человеком.

Это, в свою очередь, приводит к переосмыслению потребности современной практики управления и подготовки персонала, реинтерпретации прежних закономерностей с точки зрения целостного анализа психических явлений, предопределяющих совокупность внешних и внутренних условий деятельности субъекта.

С учетом вышесказанного ново и актуально изучение влияния мани-пулятивной НЛО руководителя на социально-психологический климат группы в целом и на самочувствие и статус отдельных ее членов.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Между высокой социометрической позицией в группе и высоким показателем макиавеллизма выявлена прямая корреляционная зависимость. Она отражается в формировании оценки поведения члена группы с высоким показателем макиавеллизма и ее реализацией в контакте с окружающими.

2. Для руководителей, обладающих манипулятивной направленностью в общении, свойственно:

— воздействовать на группу опосредованно, через одного или нескольких ее членов;

— преобладание в речи императивных высказываний на личностном уровне и положительных оценочных высказываний относительно группы;

— избегание в речи индивидуальных положительных высказываний;

— употребление в речи большого количества «сложных» высказываний (состоящих из совмещения оптативных и императивных высказываний);

— поощрение высказываний членов групп, касающихся их мнения и чувств.

3. По мере развития групповых процессов в группах с руководителем, обладающим манипулятивной направленностью в общении, наблюдается:

— увеличение конфликтности на фоне уменьшение связанности элементов структуры взаимодействия в группе, положительных взаимоотношений, меры сплоченности, взаимных положительных связей;

— увеличение напряженного эмоционального состояния в группе или невозможности его определения, что соответствует увеличению уровня напряженных и умеренных цветовых синдромов;

— снижение уровня удовлетворенности совместной деятельностью, характером отношений между членами группы, личными взаимоотношениями с руководителем, проводимыми руководителем занятиями, желания дальнейшего сотрудничества.

4. В экспериментальных группах для лиц с различной направленностью в общении характерно:

— у членов групп с диалогической направленностью в общении в большинстве случаев отмечается снижение социометрического статуса, общего и положительного индекса эмоциональной экспансивности на фоне возрастания отрицательной экспансивности. Индексы взаимодействия: интенсивность, объем и концентрация возрастают, если социометрический статус возрастает. При снижении социометрического статуса наблюдается и снижение этих показателей. У подчиненных наблюдается преобладание негативных, умеренных и стабилизирующих цветовых синдромов, они отмечают непонятное гнетущее состояние, которого пытались избежать;

— у лиц с манипулятивной направленностью в общении не отмечается четко выраженной тенденции в соотношении данных показателей. Выявлено, что они занимают высокий социометрический статус в группе. При его повышении у одних членов группы повышаются показатели эмоциональной экспансивности и взаимности, у других лиц социометрический статус не связан с экспансивностью и взаимностью, при этом отмечается возрастание одного показателя и снижение других. У этих членов групп наблюдаются более низкие показатели удовлетворенности личными отношениями с руководителем, проводимыми руководителем занятиями и желанием продолжать дальнейшее сотрудничество. У них отмечается преобладание напряженных, негативных и умеренных цветовых синдромов;

— у испытуемых с авторитарной коммуникативной направленностью по показателям индивидуальных социометрических индексов отмечается разнообразие вариантов в их сочетании. У них отмечены более низкие показатели удовлетворенности личными отношениями с руководителем, проводимыми руководителем занятиями и желанием продолжения дальнейшего сотрудничества. Лица с доминированием этой направленности, отмечали повышенную тревожность, сложившуюся в группе, а также непонятное давление со стороны руководителя;

— у лиц с конформной НЛО отмечается стойкое, но незначительноеповышение социометрического статуса, позитивной экспансивности, а также объема, интенсивности и концентрации взаимодействия. Вместе с тем для них характерна наиболее высокая оценка удовлетворенности занятиями, личностными отношениями с руководителем, они указывали или на возможность продолжения сотрудничества, или затруднялись ответить. Для данных респондентов характерны в основном позитивно-стимулирующие синдромы, они отмечают хорошее самочувствие и настроение;

— у лиц с альтероцентристской коммуникативной направленностью отмечается тенденция к снижению всех индивидуальных социометрических индексов, но наиболее высокая оценка удовлетворенности занятиями, личностными отношениями с руководителемони указывали, или на возможность >продолжения сотрудничества, или затруднялись ответить. У них была выявлена тенденция к разнообразному соотношению цветовых синдромов: от позитивно стимулирующих до напряженных, они удовлетворены межличностными отношениями в группе, но выражают относительную удовлетворенность деятельностью и общением с руководителем;

— у испытуемых с индифферентной направленностью на фоне увеличения социометрического статуса, эмоциональной экспансивности и объема взаимодействия, отмечается снижение объема и концентрации взаимодействия. Для них характерны более низкие показатели удовлетворенности личными отношениями с руководителем.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование влияние ма-нипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы позволило решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутые гипотезы, а также позволило сформулировать ряд перспективных направлений дальнейшего изучения данной проблемы. Актуальным продолжением работы является исследование влияния руководителей с различной направленностью на социально-психологический климат малых групп в зависимости от сферы их деятельности. Более детальное изучение приемов и способов манипулятивного влияния.

Перспективным, по нашему мнению, является изучение ценностей и смыслов руководителей, имеющих различную направленность в общении и их взаимосвязь с ценностями и смыслами подчиненных, имеющих различную направленность в общении, изучение особенностей взаимопонимания, межличностных отношений у данных лиц. Рассмотрение структуры и особенности возникновения микрогрупп внутри реальных малых групп в зависимости от направленности в общении ее членов и руководителей.

Полученные результаты исследования позволяют высказать ряд предложений и рекомендаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2003. 43 с.
  2. С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. М.: Известия, 2002. 312 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Принципы исследования активности личности// Актуальные вопросы исследования личности: Сб. науч. трудов советских и болгарских психологов. М.: Наука, 1988. С. 47 — 66.
  4. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  5. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский Психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  7. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 239 с.
  8. Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений// Всесоюзный симпозиум по социальной психологии. Кострома- М.: ИП АН СССР, 1986. 124 с.
  9. С.А. Основные направления анализа лидерства// Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 90 98.
  10. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980., Т 1. 230 е., Т.2. 287 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2000.338 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
  13. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  14. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность/ Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. 301 с.
  15. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  16. В.И., Зотова О. И., Моченов Г. А., Шорохова Е. В. Проблема социально-психологического климата в советской социальной психологии// Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С. 5 25.
  17. .И. Психологический климат в коллективе. М.: Политиздат, 1973.64 с.
  18. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 336 с.
  19. М.М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского// Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 68 -73.
  20. БитяноваМ.Р. Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике. М.: Чистые пруды, 2005. 30 с.
  21. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Автореф. дисс.. .д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2002. 49 с.
  22. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.311 с.
  23. A.A. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1983. 98 с.
  24. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272с.
  25. A.A. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними// Мир психологии. 2001. № 2. С. 54 58.
  26. A.A. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 336 344.
  27. A.A. Психология общения. Избр. психол. тр.: Учеб. метод. Пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 319 с.
  28. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 135 с.
  29. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Наука, 1998. 167с.
  30. A.A., Волков И. П. Некоторые проблемы межличностного познания в условиях современного производства// Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 27 35.
  31. A.A., Ковалев Г. А. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н. Мясищева// Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. С. 25 -38.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности/ Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
  33. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
  34. .С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. 64 с.
  35. .С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3 -19.
  36. С.Л. Диагностика личностно развивающего потенциала. Методическое пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1997. 67с.
  37. C.JI. Межличностный диалог и его основные атрибуты// Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 201 223.
  38. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дисс. .канд. психол. наук: 19.00.07. Л., 1987. 268 с.
  39. М. Я и ТЫ. М.: Высшая школа, 1993. 173 с.
  40. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с.
  41. В.Д. Социально-психологический климат бригады. Р.: Авотс, 1988. 93 с.
  42. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969. 158 с.
  43. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 221 с.
  44. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. 88 с.
  45. И.П., Емельянов Ю. Н. Руководство научным коллективом. Л.: Судостроение, 1972. 58 с.
  46. A.A., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности на выражение смыслообразующей активности// Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 17−33.
  47. Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984. 328 с.
  48. Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты: Дис. .канд. псих. наук. Ростов н/Д, 1999. 237 с.
  49. Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб.: Питер, 2005. 203 с.
  50. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 432 с.
  51. А.Д. Управление психологией первичного коллектива// Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С. 65 76.
  52. А.С., Горбатенко Т. М. Методика определения структуры малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов// Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 112 117.
  53. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М.: Изд-во Эксмо, 2003.384 с.
  54. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениз-дат, 1990. 174 с.
  55. Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. 208 с.
  56. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  57. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы и исследования: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 1984. 208 с.
  58. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003. 304 с.
  59. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Лениздат, 1985. 148 с.
  60. Ю.Н. активные методы подготовки руководителей// Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. С. 231 -237.
  61. М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2002. 624 с.
  62. Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1995. 204 с.
  63. Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимопонимания: Дисс. .канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов н/Д, 2000. 180 с.
  64. Ю.А. Взаимопонимание между студентом и преподавателем как одно из условий успешного обучения в ВУЗе// Российский ВУЗ: в центре внимания личность (проблемы воспитания). Тезисы докладов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999. Т.2. С. 161 163
  65. A.JI. Коммуникативные качества личности руководителя к эффективность руководства коллективом// Психологический журнал. 1983. № 1.С. 57- 67.
  66. A.JI. Социально-психологические проблемы управления/ Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1983. С. 173 189.
  67. A.JI. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом// Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Мысль, 1983. С. 101 115.
  68. A.JI., Рубахин В. Р. Проблемы «человеческого фактора» в управлении// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 41 63.
  69. A.JI., Фролова Н. П. Управленческое взаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности// Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.:ИП АН СССР, 1987. С. 140−151.
  70. Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений// Психологический журнал 2006. Т. 27. № 1. С. 35 53.
  71. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека// Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100- 108.
  72. Т.А. Позиция личности// Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л.: Наука, 1982. С. 135 146.
  73. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Просвещение, 1986. 222 с.
  74. В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении// Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 45 54.
  75. В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования// Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 16−22.
  76. В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001.20 с.
  77. О.И., Кольцова В. А. Социально-психологический климат коллектива// Вопросы психологии, 1977. № 3. С. 184 189.
  78. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
  79. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество// Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 25 34.
  80. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1977. 236 с.
  81. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 832 с.
  82. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ Общ. ред и предисл. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М. М.: Прогресс, 1993. 720 с.
  83. А.К., Поммерс П. П. К вопросу о психологическом климате// Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тез. докл. V Всесоюз. общества психологов СССР. М.: Б и., 1977. С. 156- 157.
  84. В.Я. Социально-психологический климат производственной группы// Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тез. докл. V Всесоюз. общества психологов СССР. М.: Б и., 1977. С. 158 159.
  85. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. 278 с.
  86. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиове-да//Психологический журнал, 1993. № 4. С. 130 136.
  87. Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1988. 110 с.
  88. Н.М. Руководитель и подчиненный в системе управления: социально-психологический аспект. Барнаул: Б. и., 1979. 72 с.
  89. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. 271 с.
  90. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-е изд. М.: Политиздат, 1978. 279 с.
  91. А.Г. О системе психологического воздействия// Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр./ Редкол. A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: Изд. АПН СССР, 1989. 152 с.
  92. А.Г. Психология личности, изд. 3, перераб и доп. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
  93. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. 265 с.
  94. Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: Автореф. .канд. пси-хол. наук: 19.00.01. Барнаул, 2004. 24 с.
  95. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: Нар. асвета, 1984. 239 с.
  96. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. 2-е изд., доп. Минск: Тетра Системе, 2000. 432 с.
  97. Я.Л., Попова И. С. Влияние стилей отношения и общения руководителей и подчиненных на результативность их деятельности: Рекомендации для руководителей. Минск: РМ ИПК, 1990. 38 с.
  98. Р. Л. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
  99. Р.Л. Динамика группового лидерства// Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 64−74.
  100. Р.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. доп. и пераб. М.: Дело, 1996. 384 с.
  101. Р.Л., Маржине A.B. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом/ Отв. ред. В. Я. Ляудис. Кишинев: Штиинца, 1991. 126 с.
  102. P.JI., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.:МГУ, 1985. 223 с.
  103. A.A., Кроник Е.В главных ролях: вы, мы. он, ты, я. Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. 189 с.
  104. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Нау-кова думка, 1982. 157 с.
  105. H.H. Психологический климат трудового коллектива. Нальчик: Эльбрус, 1976. 156 с.
  106. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. 173 с.
  107. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. 168 с.
  108. .Н. Морально-психологический климат коллектива. М.: Знание, 1976. 64 с.
  109. К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 527 с.
  110. Т.Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов межличностного взаимодействия студентов в контекстном обучении. М.: Знание, 1992. 36 с.
  111. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Academia, 2004. 345 с.
  112. А.Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во МГУ, 1972. 575 с.
  113. A.A. Психология общения. М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
  114. Д.А. Очерк психологии личности. 2 изд. М.: Смысл, 1997. 64 с.
  115. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4.
  116. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  117. Леонтьев, Д. А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили -взгляд из 1990-х// Стиль человека: психологический анализ/ Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 93 108.
  118. Ли Цзянь Вень Направленность личности в профессиональном становлении педагога тренера по спорту: Дис. .канд. пед. наук. СПб. 1999. 149 с.
  119. A.B. Стиль это человек?// Стиль человека: психологический анализ/Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 3 — 12.
  120. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  121. .Ф. Общение как проблема общей психологии// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 127- 135.
  122. .Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные психологические труды. М., 1998. 149 с.
  123. .Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978. 64 с.
  124. О.В. Первичный коллектив и самочувствие личности// Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль: Ярослав, пед. ин-т, 1977. С. 22 27.
  125. А.Н. Динамика эмоционального климата первичного коллектива// Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тез. докл. V Всесоюз. общества психологов СССР. -М.: Б и., 1977. С. 163.
  126. А.Н. Психологический климат первичного трудового коллектива. Кострома: Костром, пед. ин-т, 1978. 26 с.
  127. А.Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов/ Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль: ЯГУ, 1977. 104 с.
  128. А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива/ Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль: ЯГУ, 1977. 125 с.
  129. Г. И. К вопросу о соотношении лидерства и социально-психологического климата// Научно-техническая революция и социальная психология. М.: Наука, 1981. С. 103 106.
  130. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. 688с.
  131. Н.С. Общественная психология и производительность труда// Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль: Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского, 1964. С. 13 18.
  132. Межличностное восприятие в группе/ Под. ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. 294 с.
  133. B.C. Психология индивидуальности/ Под ред. Е.А. Кли-мова М.: Мысль, 1996. 448 с.
  134. В.И. Социально-психологические аспекты управления. М.: Мол. гвардия, 1975. 368 с.
  135. Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 383 с.
  136. Г. А., Ночевник М. Н. Социально-психологический климат коллектива как фактор воспитания// Вопросы философии. 1978. № 8. С. 43 52.
  137. В.Н. Психология отношений/ Под ред. A.A. Бодалёва. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  138. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности// Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  139. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мециереба, 1987. 361 с.
  140. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975. 64 с.
  141. P.C. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Наука, 1982. 212 с.
  142. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 201 с.
  143. В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 341 с.
  144. Л.И. Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов психологов: Дис. канд, психол. наук. Санкт Петербург, 2000. 176 с.
  145. H.H., Обозова А.Н Три подхода к исследованию психологической совместимости//Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 98 101.
  146. H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 191 с.
  147. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1993. С. 277 278.
  148. В.Б. Социально-психологический климат в коллективе// Социальная психология. М.: Политиздат, 1975. 261 с.
  149. Организационная психология/ Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипкжа. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  150. В. Тайные манипуляторы. М.: Смысл, 2004. 281 с.
  151. .Д. Климат коллектива как предмет диагностического исследования. Психологический журнал, 1982. Т. 3. № 3. С. 49 62.
  152. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. 327 с.
  153. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
  154. .Д. Социально-психологический климат коллектива и его факторы// Социально-психологические проблемы повышения деятельности производственных коллективов. Курган, 1977. С. 142 151.
  155. .Д., Голубева Н. В. Саморегуляция жизнедеятельности и социально-психологический климат первичного производственного коллектива// Современные проблемы прикладной социальной психологии в трудовых коллективах. JL: Изд-во ЛГУ, 1984. С. 180 184.
  156. .Д., Голубева Н. В., Петраш Л. Н. Варианты рассогласованности позиций руководителя в системе жизнедеятельности первичного коллектива// Роль психологических факторов в интенсификации экономики: Тезисы докл. M.: ВСНТО, 1984. С. 44−45.
  157. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1982. 216 с.
  158. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. 168 с.
  159. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  160. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды. М.: Наука, 1984. 265 с.
  161. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов/ Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С. 87 97.
  162. К.К. Проблемы управления психологическим климатом коллектива// Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган: Б и., 1977. С. 134−141.
  163. К.К. О процессе самоуправления коллектива/ Коллектив и личность/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. С. 145 155.
  164. К.К. Структура и развитие личности/ Отв. ред. А.О. Гло-точкин. М.: Наука, 1986. 258 с.
  165. К.К., Казаков В. Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии// Социально-психо-логический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С. 25 41.
  166. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 298 с.
  167. A.C. Проблемы установки на современном уровне разработки грузинской школы// Психологические исследования. Тбилиси: Мец-ниереба, 1973. С. 10 26.
  168. Проблемы руководства научным коллективом. Опыт социально-психологического исследования. М.: Наука, 1982. 317 с.
  169. Психологическая теория коллектива/ Под. ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 315 с.
  170. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. 146 с.
  171. Н.В. Социально-психологические основы управления: Конспект лекций. Л.: ИПК СП, 1977. 32 с.
  172. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. 253 с.
  173. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Речь, 2003.
  174. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 712 с.
  175. Руководитель коллектива/ Под. ред. Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1974. 127 с.
  176. Руководство и лидерство/ Под. ред. Б. Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1973. 143 с.
  177. A.A. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: ЛГУ, 1977. 178 с.
  178. Л.И. Влияние манипулятивных установок личности на взаимопонимание//Мир психологии. 2001. № 3. С. 88 93.
  179. Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1997. 48 с.
  180. Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 240 с.
  181. Л.И. Психология взаимопонимания// Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. С. 257 273.
  182. Л.И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 144 с.
  183. Л.И. Ценностно-смысловой подход к общению (теоретико-методологическое обоснование). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. 176 с.
  184. Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов// Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 142 149.
  185. З.И., Сомова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с Другим// Мир психологии. № 3. 2001. С. 83 87.
  186. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Автореф. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1995. 18 с.
  187. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 263 с.
  188. А.Л. Социальная психология управления. Л.:ЛГУ, 1986. 175 с.
  189. A.JI. Социально-психологический климат первичного производственного коллектива как объект исследования// Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. С. 20 28.
  190. B.C. Влияние социально-психологического климата на текучесть кадров среди рабочих// Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. С. 67 73.
  191. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  192. , Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  193. A.B. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003. 436 с.
  194. A.B. Психологические противоречия в малой группе// Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 41 50.
  195. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии 1999. № 5. С. 21 30.
  196. С.П. Психология малой группы/ Под общей редакцией И. А. Рябовой, С. Н. Путилиной. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 160 с.
  197. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1990. 301 с.
  198. Социальная психология/ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 288 с.
  199. Социальная психология группы: процессы, решения, действия/ Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. СПб.: Питер, 2003. 272 с.
  200. Социальная психология и социальное планирование/ Под ред. Е. С. Кузьмина, A.A. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 167 с.
  201. Социальная психология. Словарь/ Под ред. М.Ю. Кондратьева// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.:ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
  202. Социальная психология: Практикум. Учеб. пособие для студентов вузов/ Г. М. Андреева, Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др./ Под ред. Т. В. Фоломеевой. М.: Аспект-Пресс, 2006. 480 с.
  203. Социально-психологические проблемы производственного коллектива/ Под ред Е. В. Шороховой, Е. С. Кузьмина, О. И. Зотовой, В. Е. Семенова. М.: Наука, 1983. 239 с.
  204. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения/ Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1979. 175 с.
  205. Стиль человека: психологический анализ/ Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.310 с.
  206. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
  207. Е.И. Диалекика становления и развития коллективизма. Киев: Наукова думка, 1988. 246 с.
  208. Дж. Социальное влияние СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  209. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. 199 с.
  210. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
  211. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива/ Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С. 77−87.
  212. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980.215 с.
  213. Н.М. Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива// Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 102- 108.
  214. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/ Пер. с нем. М.: Генезис, 1999. 256 с.
  215. В. Человек в поисках смысла: Сб./ Пер с англ. и нем.- общ ред. Л .Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  216. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 233 с.
  217. А.У. К определению задач и методов социальной психологи в свете принципа деятельности/ Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 92 98.
  218. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие в психологии// Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 78 89.
  219. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
  220. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. 207 с.
  221. Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы//Психол. журн. 1982. № 5. С. 135 145.
  222. В.Г. Стиль работы руководителя. М.: Знание, 1976. 64 с.
  223. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 3 19.
  224. Э. Анти-Карнеги. М.: Мн.: ООО «Попурри», 1996. 398 с.
  225. Э. Человек манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации/ Пер. с англ. Н. Шевчук, Р. Римской. М.: Апрель-Пресс, изд-во Института Психотерапии, 2004. 192 с.
  226. Э. Два вида психологии// История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд./ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 347 361.
  227. Щербакова Е. Е. Направленность как показатель целостной природы человека// Мир психологии, 2004. № 4. С. 224 233.
  228. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 34 53.
  229. М.С. ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кусбассиздат, 2000. 204 с.
  230. Franke N. W. Der manipulierte Mensch. Wiesbaden, 1964. S.ll.
Заполнить форму текущей работой