Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Вопросы памяти в психологическом наследии А. А. Смирнова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема построения единой (психологической) теории памяти, которая была бы в состоянии обьедппш ь рсчулыаты многоплановых исследований мпемических процессов вопрос о роди сенсорно-перцептивной памяти, о взаимосвязи сенсорной п верна и. поп памяиг вопросы о природе намят, папах запоминания и сня т меж i кратковременной и долговременной памятью: и, наконец спсыр вопросов связанных с созданием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научное познание, научное общение и личность Д. Д. Смирнова.К)
    • 1. 1. Методологические основы исследования психологического наследия Д Д.Смирнова.К)
    • 1. 2. Когнитивный, социальный и личностный аспекты научной деятельности Д. Д. Смирнова.Г)
    • 1. 3. 11аучно-нсследовательская программа и роли Д. Д. Смирнова в лаборатории памя ти 11сиологического инсти ту та
  • Глава II. Предметно-логические предпосылки становления взглядов
  • Д.Д.Смирнова в области психологии памяти
    • 2. 1. Разработка вопросов памяти в трудах предшес твенников и современников Д.Д.Смирнова
    • 2. 2. Влияние идей отечественной и зарубежной психологии памяти на научные взгляды Д.Д.Смирнова
  • Глава III. Вклад Д. Д. Смирнова в психологию памяти. XX
    • 3. 1. Общепсихологические взгляды Д. Д. Смирнова.XX
    • 3. 2. Вопросы психологии запоминания в грудах Д. Д. Смирнова.ЮЗ
    • 3. 3. Исследования памя ти в лаборатории Д.Д.Смирнова
    • 3. 4. Развитие идей Д. Д. Смирнова в современной психологии памя I и

Вопросы памяти в психологическом наследии А. А. Смирнова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состяпис психологии, направления ее дальнейшего развития необъяснимы Осреiроспекiинного анализа наследия прошлого. «Мы должны рассматривать себя в свяш и в отношении с прежнимдаже отрицая его, мы опираемся на нет» |<>1) л| писал Л. С. Выготский.

Правомерно провеет una 101 шо между личным самосознанием человека, формирующимся благодаря осмыслению им своею прошлого, и историческим взглядом, который справе гшво называют самосознанием науки.

Обращение к исырпп в свячп с разработкой новых психологических проблем характерно для всех вы щющихся отечсстнепцых психологов. Творческий диало! с прошлым сопровождал всю научную деятельность Л. С. Выготского, C. JI РубипшIeiiiia. A. I (Леонтьева, Ь Г. Ананьева, Ь. М Тенлова, 11.Я.1 альнерина, Д. 11.Узнадзе, хот нп для одного из них история психологии не была областью специально! о исследования.

Любая из разраба! ывасмых ныне проблем имеет исторические корни. Обращение к ним пеобхо шмо. чюбы объяснить зарождение проблемы, выявить испытанные в практкс се исследования продуктивные решения, с одной стороны, тупиковые ходы с другой.

Известно, что проб ieia намят одна из особенно привлекавших к себе внимание психологов и пшепепвпо разраба! ывасмых на протяжении истории психологии. В наши дни пшерсс к ней приобрел новый импульс, новый размах п перспективу, которые нахопп свое выражение в бурном развитии когнитивной психологии.

Проблема построения единой (психологической) теории памяти, которая была бы в состоянии обьедппш ь рсчулыаты многоплановых исследований мпемических процессов вопрос о роди сенсорно-перцептивной памяти, о взаимосвязи сенсорной п верна и. поп памяиг вопросы о природе намят, папах запоминания и сня т меж i кратковременной и долговременной памятью: и, наконец спсыр вопросов связанных с созданием искусе i bciiiioi о интеллекта, нот далеко не полным перечень существующих н современной психологии памяти проблем |32, 122|. Только включение их и исторический контекст позволит понять их сущность, выявить исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.

Исследования Анатолия Александровича Смирнова в ном историческом контексте занимают одно из самых видных мест. Он, но праву нричпан как один из наиболее крупных исследователей памяти в мировой психолопш. Проведенные им и под его руководством исследования, полученные результаты и сделанные выводы во многом определили те направления, в которых развивалась в дальнейшем не только отечественная, но и западная психология памяти.

К аналичу его трудов обращались многие отечественные психологи Гак, А. А. Никольская является автором нескольких статей, посвященных жичнн и творчеству А. А. Смирнова |164, 165, 167, 169|. М Г. Ярошевекий нодвер1аег аналичу вклад А. А. Смирнова в историю психологии, а также описывает юность и начало творческого пути |1, 321J. С. А. Ичюмова останавливается па достижениях А. А. Смирнова в области психологии памяти |1. ()5|. г).А.Фарапопова и И.В.Равич-! Цербо характеризуют А. А. Смирнова как организатора психологической науки |1, 441. ТМ. Истомина описываем исследования памяти в лаборатории А. А. Смирнова | 11. Многочисленные ссылки на результаты его исследований можно найти практически в любом учебном пособии по общей, возрастной и педагогической психологии в работах по психологии памя ти и истории психологии.

Вместе с тем, в целом вопросы психологии памяти в творчестве А. А. Смирнова не получили до настоящего времени всестороннего рассмотрения, обоснования и систематического освещения, так как не были предметом специального анализа. В то же время конструктивное переосмысление их может содействовать более глубокому пониманию проблем современной психологии намяш и тенденций ее разни шя.

Все вышеска sannoe опрс лс in ю выбор темы исследования: «Вопросы памяти в психологическом наследии Л.Л.Смирнова».

Проблема исс юдованпя сформулирована следующим образом: каковы * основные направления исследования памяти в трудах Л. Л. Смирнова и в чем их значение для тепдепппн рачвишя о качественной психологии памяти.

Решение пой проблемы сосчавляет цель работы — выявление основных направлений исслеловапия иамяш в грудах Л. Л. Смирнова и определение их значения для рачвишя ок’чесчвеппой психологии памяти и практики обучения детей и взрослых.

Объект несло нжаппя психологическое наследие Л. Л. Смирнова. Чребмет исс ie юванпя шорчество Л. Л. Смирнова в области психологии памяти. Н.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами выдвинуты следующие пк>ччи:

1. Раскрыл" жизненный п шорческий пун. Л. Л. Смирнова, социальные и личностные предпосылки формирования его психологических взглядов.

2. Выявить влияние ок’чесчвспной и зарубежной психологии памяти конца XIX первой половины XX вв. на психологические воззрения Л. Л. Смирнова.

3. Представить и обоснован" ведмцие тенденции в исследовании памяти А.

Л.Л.Смирнова и ею пачной школы.

4. Определить значение вклада Л Л Смирнова для развития отечественной психологии иамяш п практкп обучения детей и взрослых.

Memo ()o.'i ()ru4i cKoit основой нашего исследования являются филосо (|)ские концепции науки, coi. iacno коюрым паука выступает не тлько как особая форма знания, но и особая сисчема деятельности по ею производству, как единство теории,)iмирим и пракчикп.

Как общенаучные tcntooo нкичсские принципы в нашем исследовании выступают принцип кчермипп ша принцип системное! п, принцип рачвишя Опора на принципы кчермшнима. системности и развития почволяе! рассмотреть ncnxo. ioi пческое наследие Л. Л. Смирнова как развивающуюся cucicmn дслермпнпровапную как внешними, гак и внутренними причинами cipKipiion единицей которой является вопрос, k направляющий творческие поиски ченого. г) то предполагает анализ динамики развития научных н и ля юн Д. Д. Смирнова на грех уровнях: прошлого, настоящего и будущею.

Методологической основой нее н’дования психологического наследия Л. Л. Смирнова (KOiikpei по-на 'iin.iii уровень методологии) выступает трехаспект ный и npoi раммпо-ролевоп подход, согласно которому научная деятельность Д. Д. Смирнова рассмафииаегся с точки зрения ее когнитивной, социальной и личноеиюй coci anляютсп.

Понятие па чпо-исследовакмьской программы и научпоi исследовательской роли поможем ocmi. icjimit, значение включения личностного и социального компопеша в обьяснительную схему реконструкции исторического знания.

Методологические принципы реализуются в определенных методах исследования. Наш выбор меюлов исследования предопределен тем научным подходом и методологическими принципами, которые легли в основу исследования.

Методами наше, -о нес ич) овання являют ся: сравнительно-исторический анализ психологическою нас кмия Д. Л. Смирнова в области психологии памятиметод система! изации психологических идей исследуемою автораметод ретроспективной реконсл р кпиибиографический методизучение архивных материалов: апалт иродуктв деятельности. Основные источники нес нчитання:

• опубликованные на чные фды Д, А С мирнова;

• работы, посвященные апа пи /ктиип научною i ворчест ва, организаторской 1 и общественной доме м. посш, А А Смирнова,.

• диссертационные исследования, автрсфсраил и научные публикации по проблемам историко-научпых исслеловапий. по вопросам психологии памяти и истории психологии;

• учебники и учебные пособия по пспхолоши и истории психологии, монографии, посвященные лнализ in. пхо ioi пческпх взглядов выдающихся русских и зарубежных ученых и истрип отдельных отраслей психологической науки;

• архивные материалы.

Научная повита и теоретическая тачимость исследования заключаемся в том, что в нем;

• раскрыты когнитивные. социальные и личностные предпосылки формирования психологических B3i пт. юи А.А.С'мирнова;

• выявлены и обоснованы ведущие lenieiimiit в исследовании памяти Л. Л. Смирнова и ею научной школы;

• определено значение вклада Д. Д Смирнова для развития отечественной психологии памяти и практики обучения дез ей и взрослых.

Практическая значимость исследования включается в возможности использования его результатов при сослав leiiim программ по общей, возрастной, педагогической пепхолоиш и псюрнп психологиипри подготовке лекций и семинаров, но соответствующим чебным курсамв спецкурсах по истории психологии в России, а ыкже по психологии познавательных процессовна курсах повышения квалификации психолого-педагогических кадровпри создании учебных пособий по обшей, тирастной, педагогической психологии и истории исихоюгии, а 1акжс при разработке развивающих программ, как тля детей, 'так и i hi взрослых имеющих целью развитие памяти.

Достоверность ре л) ынат<�нпссле юваиия обеспечивае тся методологической обоснованностью ею нехо шых позиций, разнообразием используемых источников, применением пачпы мешдов. адекватных целям н задачам нсюрико-пспчологичсч кого ш с к юванпя.

На инциту Hhinoi яппя < inn i< >uitc положения:Исследование процесса запоминания, предпринятое Л. Л. Смирновым, является наиболее полным п i лбоким воплощением деятельностного подхода в нсихо Ю1 пи иамяш ()п убедительно доказывает зависимость продуктивное! и непрончво. инки о запоминания от характера деятельности, жепериментально ноиверждасм идею о том, что мыслительные процессы занимают центра плюс мест в содержании мнемической деятельности, впервые показываем возможность управления развитием памяти посредством качесм веппой перес i ройки мнемической деятельности. -> Л. Л. Смирнов одним in первых ставит в отечественной психологии проблему иидивила (1.пы рампчпй памяти, в связи с чем, уже в 194Хг., вводит понятие мнемпчеекпх способностей как различий в быстроте, точности и прочности запоминания, которое становится базовым в отечественной нсихолопш намят. Л. Л. Смирнов сформулировал требование «жизненности» исследований памяти. Изучение намят проводилось им в естественных условиях жизнедеятельное! н человека, чт существенно отличало методологию ею исследований от всех имевших мест ранее как в зарубежной, так и в отечественной психолоиш. I ем самым он предвосхитил появление жодогического пол хода к исследованию памя ти. Л. Л. Смирновзаложил плен междисциплинарного исследования памяти как наиболее онтимал и км о п ш нос i роения единой т еории памя ти.

Апробация раочты осineci влялась в ходе выступления диссертанта на заседании кафедры нсихолопш ИМ IV. на научной конференции аснирашов и соискателей ВГ11У, но время Дней пауки во Владимирском педагогическом колледже. Материа ii. i нее кмования используются при чтении лекций и проведении семинарских злняшн по психологии и истории психологии в Сюличпом гумапм I лрпом nuciiiiyie (Владимирский филиал) во Владимирском об. книюм miciinie усовершенствования учителем!, во.

Владимирском педа! 01 ичсском ко i ic икс. Материалы диссертации отражены и печатных работах по к-ме исследования.

Структура /hiooim.t. Дпсссрыпия состоит из введения, трех глав, заключения, списка. пи ера i ры.

Во введении обоснован выбор темы исследования, покачана сто актуальностьопределены обьекл п предмет исследования, формулируются ею цель и задачи, методо miпчсскис основы исследованияраскрывается научная новизна, теоретическая и пракл ическая значимость исследованияобосновывается доспшерпоси, начпых результатовдается характеристика источников и методов работ пал диссертацией, а также ее аннотирование.

В первой главе ана нипримея методологические основы исследования, дается общая харакчерпешка паупюю познании, научного общения и личности Д. Д. Смирнова в процессе освещения жизненного и творческого пути, раскрываются особенное ! и «научно-исследовательской программы» и «научно-исследовательских ролей» свойственных ученому как члену научной группы лаборатории памяти 11сихологического института.

Во второй главе рассчафиваммся предмегпо-логические предпосылки формирования психо ю| пческих взглядов Д. Д. Смирнова в области психологии памяти в ходе ана una вопросов памяти в (рудах предшественников и современников Д. Д (Мпрпока.

В третьей главе апали шрмд ся когнитивная составляющая научной деятельное! и ученою исходные позиции, результаты и выводы исследований Л. Д. Смирнова и ею софуишков в области психологии памяти, а также значимость утих доемг/кенпй ддя ра линия отечественной психологии памяш и практики обучения icieii и взрослых.

В шключепип подволя1ся мини проведенного исследования и даекя общая оценка научно! о вклада, А ('мприова в психологию памяти.

ID.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой