Правовое регулирование платы за природные ресурсы в Российской Федерации
Естественнонаучная основа для их установления и взимания. При этом.' См., например. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95, № 52-ФЗ. // Российская газета. 1995.^ «Экономика и жизнь». № 17−18. Апрель. 1998. необходимо будет учитывать при расчете ставок платежей не только качество, местоположение природных ресурсов (дифференциальную ренту I), но также и различия между природопользователями… Читать ещё >
Содержание
- Глава. ¡-.Платаза природные ресурсы как экономическая и правовая категория,
- 1. Экономическое обоснование платы за природные ресурсы (земельная рента и другие виды ресурсной ренты)
- 2. Источники правового регулирования и принципы платы за природные ресурсы
- Глава II. Правовое регулирование платы за землю
- 1. Понятие, формы платы за землю
2. Объекты и субъекты отношений по поводу платы за землю: обязанности по плате за землю и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, контроль за соблюдением требований законодательства о плате за землю.
3. Размеры и ставки платежей за землю, порядок их исчисления и уплаты. Распределение и использование средств от платы за землю.
Глава III. Правовое регулирование платы, связанной с пользованием водными объектами,
1 .Система платежей, связанных с пользованием водными объектами.
2.Субъекты и объекты платы, связанной с пользованием водными объектами.
3.Ставки платежей, связанных с пользованием водными объектами. Порядок их исчисления и уплаты.
Глава IV. Правовое регулирование платы за пользование лесными ресурсами. ^ 1. Система платежей за пользование лесами. Объекты и субъекты платы за пользование лесами.
2.Порядок исчисления и уплаты, ставки и размеры платежей за пользование лесным фондом. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом.
Глава V. Правовое регулирование платежей за пользование недрами.
Правовое регулирование платы за природные ресурсы в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовое регулирование платы за пользование природными ресурсами представляет собой наиболее важный и объективно необходимый правовой институт, сложившийся и действующий в современном природоресурсовом праве Российской Федерации,.
В 70−80-х годах государство (СССР) под влиянием законов экономического развития разработало новое земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах. Вместе с тем принимались законодательные акты об охране животного мира, об охране атмосферного ^ воздуха, издавались директивные документы, обеспечивающие охрану природы в научных исследованиях, в проектировании, строительстве, учитывалась и контролировалась природоохранительная сторона в хозяйственной деятельности предприятий. Тем самым советское законодательство урегулировало поведение и деятельность людей как в области присвоения природных богатств, так и в области сохранения природы в их самостоятельных направлениях. Эти два вида общественных отношений содержатся в земельном, водном, лесном, горном ф законодательстве. Однако, в «чистом» виде отношения по сохранению природы находят свое выражение в законодательстве об охране природы (животного мира, атмосферного воздуха, заповедников и др.).
Существование двух типов общественных отношений в земельном, водном, лесном и др. ресурсовом законодательстве показывает единство их начальной природы, но отражает и две противоречивые стороны во взаимодействии «природа — человек — общество», где каждая из них имеет ф самостоятельную природу, факторы развития и внутреннюю структуру.
Тем самым они обладают собственными законами внутреннего развития.1.
1 Разгельдеев Н. Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. — СаратовИздво Саратовского университета, 1986. С. 55.
Правовые нормы, регулирующие поведение и деятельность людей в отношениях собственности на объекты природы, однозначны по своему 1 предмету, методу и объективно складываются в органически целостное образование — природоресурсовое право. А правовые нормы регулирующие способ и характер деятельности в отношениях по охране природы (почвоохранных, недроохранных, лесоохранных и т. п. отношениях), а также по охране права на благоприятную окружающую среду, имея иной предмет и метод, правомерно формируются в природоохранительное (экологическое) право.1.
Предметом природоресурсового права выступают общественные щ отношения по поводу присвоения природных ресурсов как объектов права собственности и права природопользователей на землю, воды, леса, недра, животный и растительный мир в их неподвижной пространственности или естественном состоянии, тогда как предмет природоохранительного права — общественные отношения по обеспечению необходимого качества окружающей природной среды в их экологических связях.
Природоресурсовые и природоохранительные правоотношения отражают две стороны взаимодействия системы «природа — человекобщество», каждая из которых обусловлена своими экономическими интересами. В рамках природоресурсовых взаимоотношений удовлетворяются потребительские интересы, которые можно назвать первоначальным доходом, получаемым в обществе от присвоения, эксплуатации природных богатств. Рентные отношения выступают здесь экономическим фактом, санкционированным природоресурсовым законодательством. Несмотря на то, что природоохранительные отношения удовлетворяют потребительские интересы, их результат не имеет меновой стоимости, они обусловлены расходом значительных сил и.
1 Разгельдеев Н. Т. Теоретические проблемы правоотношений природоохранительной ответственности. Автореф. дис. .доктора юридических наук. Алма-Ата, 1989. С.24−25. средств на сохранение, восстановление экологических связей в природной среде, обеспечение необходимого ее качества. Таким образом, в основе разделения природоресурсовых и природоохранительных отношений лежат различные по характеру и способу деятельности экономические отношения.1.
На сегодняшний день указанные виды общественных отношений выражаются в нормах двух самостоятельных отраслей российского праваприродоресурсовом и природоохранительном (экологическом), каждое из которых существует в обособленных, самостоятельных нормативных предписаниях. Природоохранительное законодательство представлено в настоящее время комплексным законодательным актом — Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», а также нормами, регулирующими охрану отдельных видов природных объектов как элементов окружающей природной среды. Природоресурсовое законодательство Российской Федерации включает в себя земельное, водное, лесное, горное, фаунистическое законодательство. Однако, природоресурсовая отрасль права — это не конгломерат земельного, водного, лесного и др. нормативного материала, а их качественное единство, основанное на единой природе, факторах развития и внутренней структуре общественных отношений, выраженных законами. Объектом природоресурсового правоотношения являются природные ресурсы как источники первоначальной стоимости и прибыли. Отсюда и объект правовой охраны в природоресурсовом праве — право собственности на природные ресурсы и права природопользователей2.
Учитывая вышеизложенное, объективно приходим к выводу, что центральным институтом в природоресурсовых отношениях выступают.
1 Разгельдеев Н. Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. — СаратовИздво Саратовского университета, 1986. С.60−61.
2 Разгельдеев Н. Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. — СаратовИздво Саратовского университета, ¡-'ЖГ), С. 70. отношения собственности по поводу присвоения, эксплуатации природы юридическим выражением которых является право собственности и право природопользования. А экономической формой реализации права собственности на природные ресурсы выступает соответствующая ресурсная рента (земельная, горная, в лесном хозяйстве и т. д.), юридическим выражением которой является правовое регулирование платы за природные ресурсы.
Для российского государства периода 1917;1990гг. (в рамках СССР) было характерно бесплатное использование природных ресурсов. Это обуславливалось жестко централизованным государственным управлением всеми сферами общественной жизни с присущими ему административно-командными методами, в том числе и в сфере природопользования, и как следствие, монополией государственной собственности на землю и все другие природные ресурсы. В соответствии с ранее действовавшим законодательством (периода СССР) единым и неделимым собственником природных ресурсов было государство в лице Союза ССР. При этом даже союзные республики не являлись субъектами права исключительной государственной собственности. За ними, равно как и за всеми остальными субъектами природоресурсовых правоотношений, признавалось лишь право пользования (временного или постоянного) природными ресурсами.
После принятия 12 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете России широким спектром началось реформирование всех сторон общественной жизни. В сфере природопользования указанный процесс начался с реформации земельно-правового строя России. Был принят целый пакет нормативно-правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которым в России вводится новая система отношений собственности на землю и вытекающих из них отношений1. Это выразилось, прежде всего, в замене исключительной государственной собственности на землю многообразием форм земельной собственности, в востановлении категории недвижимости, главным элементом которой является земля, включении земли в сферу гражданского оборота. Кроме того, было установлено не только многообразие форм собственности, но и многообразие видов прав на землю. Граждане Российской Федерации приобрели право по своему выбору получать землю в собственность, пожизненное наследуемое владение, в пользование либо в аренду. Далее процесс реформирования коснулся и всех иных природных ресурсов. Большая их часть продолжает оставаться в государственной собственности, но уже качественно изменившейся. Теперь единая и неделимая государственная собственность на природные ресурсы законодательно разграничена по уровням управления на федеральную собственность и региональную (субъектов Российской Федерации) собственность. При этом отнесение природных ресурсов к федеральной собственности осуществляется исходя из их общегосударственной значимости и особой ценности (например, к федеральным относятся природные ресурсы и объекты особо охраняемых природных территорий федерального значенияприродные объекты, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страныи т.д.).
Указанные преобразования в сфере природопользования получили закрепление в Основном законе — Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В соответствии с 4.1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности.
1 См.: Закон РСФСР «О земельной реформе в РСФСР» в ред. от 27.12.90 г.- Закон РСФСР «О социальной защите села» — Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в ред.27.12.90г.- Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 27 декабря 90 г.- Закон РФ «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства» от 23 12.92г.- и др. См.: Указ Президента РФ от 16,12.93г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» И Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г. № 51. Ст. 4932. народов, проживающих на соответствующей территории. В Российской Федерации устанавливаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, право частной собственности охраняется законом (ч.1 ст. 36, ч.1 ст.35). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36).
Итак, качественно новые отношения в сфере природопользования, закрепленные в законодательстве независимой России, явились закономерным следствием процесса становления и развития рыночных отношений во всех сферах общественной жизни Российской Федерации. Этот процесс происходит одновременно с радикальным изменением всей системы государственного управления, в том числе и природными ресурсами. С развитием рыночных отношений государству необходимо применять главным образом экономические методы регулирования отношений в сфере природопользования (социально-экономические, финансовые, налоговые меры), разумно сочетая их с мерами административного характера. Коренное изменение отношения к природным ресурсам должно пониматься всеми без исключения как создание таких условий, при которых будет невыгодным неэффективное и нерациональное использование природных ресурсов. В связи с этим очень важно экономически стимулировать эффективное и рациональное использование природы и ее богатств путем реализации механизма платности природопользования, что означает законодательное установление экономически обоснованной платы за природные ресурсы, внедрение эффективного налогообложения природопользователей и определение системы льгот по платежам за природные ресурсы.
Таким образом, введение платы за природные ресурсы есть объективно необходимая экономико-правовая мера, вытекающая из реально складывающихся рыночных отношений в сфере природопользования и закрепления их в законодательстве Российской Федерации. Являясь наиболее значимой мерой в системе экономического механизма природопользования, плата за природные ресурсы включает в себя систему правовых, экономических, организационных мероприятий, направленных на рациональное использование природных ресурсов, предотвращение их истощения, на восстановление качества и возобновление природных ресурсов, создание надежных финансовых источников для осуществления мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Принцип платности природопользования — основополагающий принцип в природоресурсовом праве Российской Федерации, который в экономически развитых странах применяется уже достаточно широко. Для того, чтобы реализация этого принципа в России была успешной, необходима соответствующая нормативно — правовая база, регулирующая полно и всесторонне вопросы платы за природные ресурсы, а также вопросы управления и контроля в сфере природопользования.
Состояние научной разработанности темы. Проблема правового регулирования платы за природные ресурсы на сегодняшний день является малоисследованной. В ряде научных работ лишь в небольшой степени затрагиваются вопросы правового регулирования платности природопользования в целом, и платы за природные ресурсы в частности. Авторы, как правило, рассматривали отдельные вопросы правового регулирования платы за конкретные виды природных ресурсов: за землю, водные, лесные ресурсы и т. п., либо общие положения, касающиеся платности природопользования. В основном, эти труды касались в целом других вопросов природопользования, проблем природореурсового и экологического права. Кроме того, многие работы написаны до принятия нового природоресурсового законодательства, в частности, Водного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» 1 и др., в связи с чем не учитывают положений современного регулирования платы за природные ресурсы.
При работе над диссертационным исследованием использовались положения и выводы отечественных ученых — специалистов в области экологического и природоресурсового права — Боголюбова С. А., Ерофеева Б. В., Разгельдеева Н. Т., Колотинской E.H., Выскребенцева И., Габбасова Р., Булатова А. Е., Иконицкой И. А., Краснова Н. И., Выскребенцева В., Ермакова В. Д., Бундиной O.K., Жарикова Ю. Г., отечественных и зарубежных ученых — экономистов прошлого и современности (в части исследования проблемы рентных отношений) — Маркса К., Петти У., Рикардо Д., Маршалла А., Ядгарова Я. С., Загайтова И. Б., Булатова А. Е., Сагайдака А. Э., Лившица А. Я, Карнауховой Е. С., Бронштейна М. Л., Мудрецова А. Ф., Горемыкина В. А. и др.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования явилось углубление и систематизация научных знаний о правовой и экономической природе платы за природные ресурсы в ходе комплексного изучения основных теоретических и практических положений.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач:
— обосновать объективность существования отношений по поводу платы за природные ресурсы посредством анализа земельной и других ресурсных рент;
1 См. соответственно, «Российская газета». 1995. 23 ноября- 1997. 4 февраля- 1998. 12 мая.
— показать генезис теории земельной ренты;
— доказать и показать установление размеров (ставок) платежей за природные ресурсы на основе соответствующего вида ренты- -обосновать необходимость введения и правового урегулирования платы за природные ресурсы- -проанализировать процесс становления и развития отношений платности природопользования в России советского и постсоветского периода- -определить место и роль платы за природные ресурсы в системе мер экономического механизма природопользования- -сформулировать и рассмотреть основные принципы платы за природные ресурсы;
— показать порядок распределения средств от платы за природные ресурсы в зависимости от форм и видов собственности на каждый вид природных ресурсов;
— проанализировать нормативно-правовую базу платы за природные ресурсы, рассмотреть основные положения и проблемы правового регулирования платы за отдельные виды природных ресурсов- -сформулировать предложения по совершенствованию (дальнейшему развитию) действующего законодательства в части правового регулирования платы за природные ресурсы.
Объект исследования — теоретические и практические вопросы правового регулирования природоресурсовых и налоговых отношений по поводу введения, установления, взимания, перераспределения и использования платы за природные ресурсы, в т. ч. за землю, за пользование водными объектами, за пользование лесным фондом, недрами.
Предмет исследования — природоресурсовые и налоговые правоотношения.
Методологическая основа исследования. Основу исследования составили: общенаучный, частнонаучный, логический, исторический, системно-структурный методы. В процессе работы над диссертацией применялись сравнительно-правовой метод, методы интегрального, сравнительного анализа взглядов и выводов некоторых ученых, а также диалектический метод познания и естественнонаучные (экономические) взгляды на вопросы платы за природные ресурсы. В процессе исследования проанализированы соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных и иных нормативно-правовых актов, законодательства субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. В работе использованы постановления Конституционного суда Российской Федерации и Пленума Верховного суда Российской Федерации, а также нормативные акты методического характера (инструкции, письма и т. п. Государственной налоговой службы Российской Федерации, Рослесхоза, Минприроды Российской Федерации и др.), труды классиков экономической теории и современных экономистов.
Научная новизна диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в определенном вкладе автора в развитие теории природоресурсового права. В данной диссертации впервые предпринята попытка на основе системного подхода провести комплексное исследование правовых вопросов платы за природные ресурсы, обосновав указанную правовую категорию через экономические отношения ренты.
Основные положения, выносимые на защиту: В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые либо содержащие элементы новизны положения:
1 .На основе анализа сущности земельной и других ресурсных рент определяется экономическая и правовая природа платы за природные ресурсы.
2.Предлагаются практически все существующие теории земельной ренты и дается определение понятию «земельная рента» как основы установления платы за землю.
3.Предлагаются различные способы расчета земельной ренты с целью дальнейшего объективного установления платы за землю.
4.Определяется система платежей за природные ресурсы на основе анализа действующего природоресурсового, экологического и налогового законодательства.
5.Формулируются и анализируются принципы платы за природные ресурсы — важнейшего института природоресурсового права. б. Обосновыввается непосредственная связь между механизмом перераспределения средств от платы за природные ресурсы и конечным результатом рентных отношений — получением собственником дохода от эксплуатации его природного ресурса.
7.Обосновывается существование рентных отношений при любом общественно-экономическом строе, а следовательно, и объективной основы для установления платы за природные ресурсы.
8.При подробном анализе отношений по поводу платы за землю рассматриваются основные элементы земельного налога, предлагается определение понятия «земельный налог», а также расчет всех предусмотренных законом ставок земельного налога на конец 1998 года, дается сравнительный анализ земельного налога и других форм платы за землю (в частности, арендной платы).
9.При исследовании вопросов платы, связанной с пользованием водными объектами, указывается на необходимость детальной регламентации нового Федерального закона «О плате за пользование водными объектами», в связи с чем даются конкретные предложения отдельных положений, которые должны найти отражение в соответствующих Ч подзаконных актах и могут быть учтены при разработке Инструкции.
Госналогслужбы Российской Федерации и Минфина Российской Федерации.
10.Дается классификация платежей, связанных с пользованием водными объектами, на плату за воду и плату за загрязнение водной среды (последние остаются за рамками исследования).
11 .Анализируется законодательство Саратовской области и г. Саратова, регулирующие вопросы платы за отдельные виды природных ресурсов. ^ 12. Предлагаются отдельные направления совершенствования правового регулирования платы за природные ресурсы посредством принятия некоторых новых и регламентации существующих законодательных актов Российской Федерацииуказывается на необходимость принятия комплексного акта на федеральном уровне — Закона о плате за природные ресурсы, где должны найти отражение основные принципиальные положения правового регулирования платы за природные ресурсы в России, в т. ч. и положения о ренте как V естественнонаучной основе установления и взимания платежей за природные ресурсы.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется характером рассматриваемых вопросов, ориентированностью всей работы на улучшение правового регулирования платы за природные ресурсы и совершенствование действующего в этой сфере законодательства. Научно-«V практическая значимость исследования имеет несколько аспектов: правотворческий, научный и учебный.
Правотворческий заключается в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию норм о плате за природные ресурсы, а также в процессе реализации законодательства в этой области.
Научный аспект предполагает использование теоретических выводов, предложений и рекомендаций диссертации в ходе дальнейшей разработки и исследования проблем правового регулирования платы за природные ресурсы и других связанных с ней вопросов.
Не меньшее значение имеет учебный аспект, поскольку предполагает использование материалов данного диссертационного исследования при изучении общих и специальных курсов по земельному, природоресурсовому, экологическому и налоговому праву.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации получили апробацию в различных формах:
— в практических и методических рекомендациях автора по вопросам платы за природные ресурсы и применения законодательства в этой области, используемых в практической работе специалистами налоговых органов г. Саратова;
— в учебном процессе при проведении занятий по земельному, экологическому и природоресурсовому праву в Поволжской академии государственной службы- -в опубликованных материалах международной научно-практической конференции «Права человека: пути их реализации» (Саратов, 1998), а также межвузовской научно-практической конференции «Проблемы управления в России глазами молодых ученых» (Саратов, 1998) — -в издании сборника учебно-методических материалов по земельному, экологическому и природоресурсовому праву (в соавторстве) и написании и публикации статей.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов, касающихся проблемы правового регулирования платы за природные ресурсы в Российской Федерации. Установление платы за пользование природными ресурсами, т. е.утверждение принципа платности, совпадает с отменой исключительной государственной собственности на землю и ее качественным изменением в отношении других природных ресурсов. В условиях единой государственной собственности на природные ресурсы и средства производства плата за природные ресурсы представляла собой лишь «перекладывание из одного государственного кармана в другой» Поэтому в советский период плата за природные ресурсы не могла играть заметной роли в регулировании отношений в сфере природопользования. По этой причине мало уделялось внимания введению соответствующих положений в действующее природоресурсовое законодательство. Бесплатность пользования природными ресурсами способствовала развитию отношений к ним, как к даровым благам, не воспитывала должного бережного отношения к природе, задерживала проведение глубоких экономических исследований по определению их стоимостной оценки. Ситуация в корне меняется при переходе к рыночным отношениям и формировании многоукладной экономики. В этих условиях плата за природные ресурсы становится необходимой, поскольку большинство природопользователей перестает быть государственными, и их отношения с владельцами природных ресурсов строятся, в первую очередь, на рыночной основе. Большое значение для эффективной работы системы платежей за использование природных ресурсов имеют законодательные положения, ' Экологическое право России. Под. ред. БД. Ермакова и А. Я. Сухарева. -М., 1997. 308. регулирующие вопросы собственности на природные ресурсы. Ведь правом на присвоение платы за природные ресурсы обладают только те субъекты правоотношений, которые вправе распоряжаться природными ресурсами. В государственной собственности продолжает находиться большая часть природных ресурсов. Однако, в части распоряжения природными ресурсами происходит разграничение единой государственной собственности по уровням управления — федеральному, региональному (субъекты Российской Федерации) и местному (муниципальные образования). Некоторые вопросы природопользования в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.72) относятся к совместному ведению федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации. В действующем законодательстве недостаточно четко разграничены их полномочия. Поэтому в законодательстве субъектов Российской Федерации имеются юридические нормы, допускающие свое толкование механизма определения и взимания платы за природные ресурсы. Итак, через систему платежей за природные ресурсы реализуется право собственника на получение определенной части прибыли (дохода) за предоставление в пользование субъектам хозяйственной деятельности природных ресурсов. При этом размеры платы за право пользования природными ресурсами не должны зависеть от результатов финансово хозяйственной деятельности природопользователя. Доля прибыли, которая принадлежит собственнику природных ресурсов, устанавливается с учетом реально сложившегося спроса и предложения на этот ресурс на конкретной территории, а также ренты, как правило, дифференциальной, отражающей различия в качестве, местоположении и других природно экономических условиях эксплуатации каждого конкретного природного ресурса. Рента — это дополнительный доход, который приносит эксплуатация различных по продуктивности природных (естественных) ресурсов. Она существует при любом общественно-экономическом строе, поскольку всегда есть природные ресурсы, обладаюище естественными преимуществами, а значит всегда будет оставаться излишек дохода от эксплуатации этих ресурсов, который и представляет собой ренту. Так, на различных по плодородию землях при равных затратах получается различный урожай сельскохозяйственной продукции и, соответственно, различная прибыль (доход). Значительные различия по содержанию минерального сырья и условиям их разработки характерны для месторождений полезных ископаемых. Это и является экономической основой возникновения дифференциальной ренты. Величина ее должна учитываться при определении размеров платы за право пользования природными ресурсами, т. е. дифференциальная рента — это естественнонаучная основа для объективного расчета платы за природные ресурсы. Дифференциальная рента возникает при освоении всех видов природных ресурсов и принадлежит их собственнику. Юридически право собственника на дифференциальную ренту в настоящее время в условиях многоукладной экономики реализуется через систему платежей за природные ресурсы. По мере дальнейшего введения частной собственности на отдельные виды природных ресурсов правовой основой изъятия дифференциальной ренты становится налоговое законодательство и юридические документы, регулирующие арендные отношения. Определение величины ресурсной ренты, а, следовательно, и основанных на ней платежей за природные ресурсы осуществляются различными методами. Основной из них связан с экономической оценкой природных ресурсов. Оценка природных ресурсов предполагает определение их сравнительной ценности как средств производства или производственного (функционального) базиса, а также степени эффективности их использования. Оценка природных ресурсов — важнейший элемент всех природоресурсовых кадастров, влияющий на эффективность системы налогообложения. Особенностью налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации является то, что оно невозможно без применения кадастров природных ресурсов, которые помимо прочих функций выполняют также и налоговую. Государственные кадастры природных ресурсов (земельный, водный, лесной, полезных ископаемых и др.), как система необходимых сведений об объектах налогообложения, их количественной и качественной характеристике и ч ценности, создают объективную основу для установления платежей за природные ресурсы. В связи с этим особое внимание государственных органов должно быть сосредоточено на совершенствовании методов ведения государственных кадастров природных ресурсов, своевременном пересмотре и оперативном обновлении кадастровой информации. Надо отметить, что в России кадастровые работы ведутся постоянно, но их темпы и уровни оставляют желать лучшего. В целом система платы за природные ресурсы в Российской Федерации находится в стадии становления. Многие законодательные положения о плате за природные ресурсы требуют детальной проработки в подзаконных актах и установления конкретного механизма их реализации. Таков, например. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами», в развитие которого должны быть приняты соответствующие подзаконные акты о порядке взимания и внесения платы за пользование водными объектами (в работе даны конкретные предложения отдельных положений, которые должны найти отражение в этом акте). На федеральном уровне требуют принятия такие акты, как Закон о плате, направляемой на восстановление и охрану водных объектовПоложение об аренде водных объектовнеобходимым также является введение платежей за пользование рыбными, рекреационными ресурсами, ресурсами растительного и животного мира, тем более, что необходимые правовые основания в действующих федеральных законах имеются.^ Система платежей за природные ресурсы будет, на наш взгляд, работать значительно эффективней, если ее в большей степени включить в налоговую систему, в том числе и на региональном зфовне. Решение этой задачи требует внесения определенных изменений в налоговое и природоресурсовое законодательство. На практическую реализацию этой проблемы и направлен проект Налогового кодекса (часть II), который представляет собой особенную часть^, где платежи за природные ресурсы нашли достаточно полное отражение: установлены объекты, субъекты платы за каждый из природных ресурсов, порядок их взимания и внесения и др. Указанные положения проекта в дальнейшем, по мере введения его в действие, должны будут конкретизироваться в подзаконных актах, издаваемых Госналогслужбой РФ и соответствующими государственными органами управления конкретным видом природных ресурсов (Минприроды Российской Федерации, Госземкомом Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства и др.).Кроме того, необходимо принятие комплексного природоресурсового законодательного акта на федеральном уровне ;
Закона о плате за природные ресурсы, который должен определить основные принципиальные положения для взимания платы за использование природных ресурсов (некоторые из них обосновываются в параграфе 2 главы I в виде принципов платы за природные ресурсы и др.).Здесь должно найти свое отражение доказываемое в работе положение о том, что критерием обоснованности ставок (размеров) платежей за природные ресурсы является ресурсная рента, что рента ;
естественнонаучная основа для их установления и взимания. При этом.' См., например. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95, № 52-ФЗ. // Российская газета. 1995.^ «Экономика и жизнь». № 17−18. Апрель. 1998. необходимо будет учитывать при расчете ставок платежей не только качество, местоположение природных ресурсов (дифференциальную ренту I), но также и различия между природопользователями в уровне интенсификации производства (дифференциальную ренту II).Плата, фактически взимаемая сегодня за природные ресурсы, как правило, отстает от реальных экономических условий и потребностей в финансовых средствах для воспроизводства и охраны природных ресурсов. В связи с этим необходима своевременная реализация механизма индексации ставок (размеров) платежей за природные ресурсы, либо их пересмотр (перерасчет), исходя из расчета соответствующего вида ренты, проведения экономической оценки (обоснования). В связи с этим в процессе дальнейшего развития рыночных отношений, на наш взгляд, следует ожидать сохранения тенденции к увеличению размеров платежей за природные ресурсы. Приложение X l^ Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых. Нефть, конденсат и природный газ Уголь, горючие сланцы и торф Черные металлы (железо, марганец, хром, ванадий) Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, олово, никель, кобальт, молибден, ртуть, сурьма и другие) Рассеянные элементы Благородные металлы (золото, платиноиды и серебро) Алмазы и драгоценные камни Цветные камни (самоцветы) и пьезооптическое сырье Радиоактивное сырье Горнохимическое сырье (апатит, фосфорит, поваренная, калийные, магниевые каменные и борные соли, сера самородная и сера в нефтяных, газовых, серно колчеданных и комплексных рудных месторождениях, барит, карбонатное сырье для химической Уровни платежей в процентах от стоимости добытого минерального сырья промышленности, йод, бром, рассолы и др.), термальные Горнорудное сырье и нерудное сырье для металлургии (асбест хризолитовый и для специзделий, графит, магнезит, брусит, ланиты, доломиты, флюсовые известняки и другие) Подземные пресные воды Нерудные строительные материалы (цементное сырье, гипс и ангидрид, мел, камни, глины кирпичные и другие нерудные материалы).
Список литературы
- Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ // Российская газета. 25 ноября. 1995. № 229.
- Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 января 1997 года № 22-ФЗ // Российская газета. 4 февраля. 1997. № 23.
- Закон Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ // Российская газета. 15 марта. 1995. № 52.
- Федральный закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30 декабря 1995 года № 224-ФЗ // Российская газета. 11 января. 1996. № 5.
- Указ Президента Российской Федерации «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 года № 2130 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 50.Ст.4868.
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.97 г. № 29-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1012.
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 года № 42-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 13. Ст. 1464.
- Федеральный закон «О ставках земельного налога в 1998 году» № 162-ФЗ // Российская газета. 1998. 30 октября.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301 и 3302.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 26 января 1996 года № 15-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
- Закон Саратовской области «О земле» // Принят Саратовской областной Думой 12 ноября 1997 года. Саратов, 1997.
- Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 года № 71-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 мая.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об индексации ставок земельного налога в 1996 году» от 3 апреля 1996 года № 378. // Российская газета. 11 апреля. 1996. № 69.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об индексации ставок земельного налога в 1995 году» от 7 июня 1995 года № 562. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 24. Ст. 2287.
- Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 года № 1142. // Российская газета. 1998. 23 сентября. № 182.
- Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от16 июня 1997 года № 716 // Российская газета. 1997. 9 июля.
- Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 года № 173 // Российская газета.1998. 25 февраля.
- Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года № 588 // Российская газета. 1997. 3 июня.
- Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 года № 345 // Российская газета. 15 апреля. 1998.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 года № 1199. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 40. Ст. 4587.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» от 1 июня 1998 года № 551. // Российская газета.1998. 17 июня.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы» от 2 августа 1997 года № 986. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 32. Ст. 3789.
- Указ Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 года № 2270. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5076,
- Постановление Правительства Российской Федерации «О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней» от 9 июня 1998 года № 576. // Российская газета. 1998. 17 июня.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О плате за землю“ от 25.07.98 г. № 132-Ф3. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3810.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года № 319 „О порядке определения нормативной цены земли“. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 13. Ст. 1539.
- Федеральный закон „Об ипотеке (залоге недвижимости)“ от 16 июля 1998 года Х°102-Ф3. // Российская газета. 1998. 22 июля.
- Федеральный закон „О животном мире“ от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ. //Российская газета. 1995. 5 мая. № 87.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. // Российская газета. 1998. 6 августа.
- Постановление Правительства Российской Федерации „Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю“ от 4 сентября 1995 года № 876. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 37. Ст. 3623.
- Постановление Правительства Российской Федерации „Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование“ от 18 апреля 1998 года № 224. // Собрание законодательства. 1998. № 8. Ст. 964.
- Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 13 мая 1996 года № 04−3-04/77 „О вопросах арендной платы за землю“.
- Письмо Госналогслужбы Российской Федерации „О временных методических рекомендациях о порядке учета плательщиков налогов с имущества физических лиц и земельного налога“ от 25 декабря 1995 года №ВН-6−03/659.
- Порядок ведения списка плательщиков земельного налога, утв. Приказом Роскомзема от 17 октября 1995 года.
- Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 27 марта 1995 года №НП-6−02/165 „О характерных нарушениях налогоплательщиками налогового законодательства по плате за землю“.
- Телеграмма Госналогслужбы Российской Федерации от 12 июля 1996 года №ВЗ-6−04/473 „О размере пени за задержку уплаты земельного налога“.
- Лесной кодекс Саратовской области в ред. Закона Саратовской области, принятого Саратовской областной Думой 21 октября 1998 года // Саратовские вести. 1998. 20 ноября. № 228.
- Закон Саратовской области „О плате связанной с пользованием поверхностными водными объектами на территории Саратовской области“ от 2 июня 1997 года № 30−3с0.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации от 9 января 1998 года // Российская газета. 1998. 22 января.
- Закон Саратовской области „О ставках платы за пользование водными объектами“ от 29 декабря 1998 г. № 69-ЗСО. // Саратовские вести. 1999. 15 февраля.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.97 г. № 408 „О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации“. // Российская газета. 1997. 17 апреля.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.97 г. № 1523 „О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 50. Ст. 5684.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.96 г. № 597 „О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и о порядке освобождения пользователей недр от указанных отчислений“ // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2518.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.94 г. № 1212 „Об изменении предельного уровня регулярных платежей за право на добычу угля“ // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3040.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.96 г. № 1007 „О введении предельных уровней регулярных платежей за право на добычу благородных металлов“ // СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4294.
- Аникин A.B. „Уильям Петти“. М.: Экономика, 1986. — 94 с.
- Батурин Л.А., Игнатов В. Г., Кокин A.B. Экономика и управление природопользованием.» Ростов-на-Дону, 1996.
- Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник для Вузов М.: НОРМА -ЦИФРА, 1998.
- Боголюбов С.А. Земля и право (пособие для российских землевладельцев) Москва, 1997.
- Боголюбов С.А. Комментарий к Закону «Об охране окружающей природной среды» Москва, 1997.
- Боголюбов С.А. Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации М., 1998. — 351 с.
- Боголюбов С.А. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации //Право и экономика. № 17−18. 1996.
- Бронштейн М.Л. Земля и хозрасчетные отношения. М., «Колос», 1978.
- Булатов А. Земельные отношения в рыночной экономике. // Экономист. — 1997.-№ 11.Ю.Булатов А. Е. Аграрные отношения социализма. М.: Мысль, 1987. -254с.М.Булатов A.C. Экономика: учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
- Булатов.А. Какой земельный рынок нам нужен? // Российский экономический журнал. 1998. — № 5.И.Бундина O.K. К платному землепользованию. // АПК: Экономика, управление. 1995. -№ 11.
- Волков Г. А., Голиченков А. К., Козырь О. М. Развитие рынка земли: правовой аспект. // Государство и право. 1998. — № 2. — С. 50 — 58.1 5. Выскребенцев В. Платежи за природные ресурсы. // Хозяйство и право. 1993. — № 3. — С. 110 — 122.
- Выскребенцев И. Плата за землю. // АПК: Экономика, управление. — 1995. № 8.
- Выскребенцев И., Габбасов Р. Земельный налог, дифференцированность и обоснованность ставок. // Хозяйство и право. — 1993. — № 1.
- Габбасов Р. О новых льготах по земельному налогу. // Хозяйство и право. 1993.-№ 2.
- Ермаков В.Д. Экологическое право России. Учебник для ВУЗов. -Москва, 1997.
- Ерофеев Б.В. Земельное право России. В 2-х частях. М.: Юрист, 1994.
- Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для ВУЗов. -Москва, 1996.
- Иконицкая И.А. Проблемы эффективности в земельном праве. — М., «Наука», 1979.
- Иконицкая И.А., Краснов Н. И. Правовое регулирование рыночного оборота сельскохозяйственных земель. Москва, 1996 г.
- Карамышева О.В., Герасимова Е. Л. Некоторые правовые аспекты создания и ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации в условиях рынка. // Государство и право. 1998. — № 3. -С, 28−37.
- Карнаухова Е.С. Дифференциальная рента и экономическая оценка земли. М., «Экономика», 1979.
- Колотинская E.H. Земельное право: учебник. М., 1993.31 .Колотинская E.H. Земельный налог по законодательству Российской Федерации. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 1992. № 6.
- Лившиц А .Я. Введение в рыночную экономику. Часть I и часть II. М., 1992.
- Макконэл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.2. ML: Республика, 1993. — 400 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое издание, том 25, часть 2.
- Маршалл А. Принципы экономической политики. В 3-х томах. — т.З. — М.: Прогресс, 1993.
- Мудрецов А.Ф. Охрана и использование земли. М., «Экономика», 1978.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. Проект. // Экономика и жизнь. 1998. апрель. № 17−18.
- Островитянов К.В. К вопросу о земельной ренте в социалистическом хозяйстве. М.: Маяк, 1955. — 208 с.
- Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. — М.: Республика, 1993. -224 с.
- Петти У. «Трактат о налогах и сборах». Рикардо Д. «Начало политической экономии и налогового обложения». Том 2. // Шедевры мировой экономической мысли. П.: «Петроком», 1993. — 156 с.
- Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола»). // Государство и право. 1998. — № 4. — С.42 — 65.
- Прохоров A.M. Советский энциклопедический словарь // 4-ое издание, М., 1990.
- Разгельдеев Н.Т. Основы юридической ответственности работников АПК. Саратов, 1990.
- Разгельдеев Н.Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
- Рыжиков А. Необходим работоспособный земельный кадастр. // Российская юстиция. 1994. — № 12.
- Сагайдак А.Э. Земельная собственность и рента. М.: Агропромиздат, 1991. — 80 с. — (Рыночная экономика для всех).
- Столяров И.А. Антология экономической классики I и II том, М.: «Эконов"-"Ключ», 1993.-488 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993. — 864 с.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Том 1, М., 1972.
- Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. М: ИНФРА-М, 1997. — 288 с.