Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФ и Норвегии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время правовое регулирование охраны окружающей среды в сфере транспортирования нефти носит фрагментарный и бессистемный характер, правовые нормы разбросаны по многочисленным законам и подзаконным актам, пробелы весьма существенны. В сфере трубопроводного транспорта наиболее пробельными являются сферы государственной стандартизации, сертификации. Представляется необходимым восстановить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эколого-правовые проблемы добычи и транспортирования нефти
    • 1. Состояние экологических проблем в сфере добычи и транспортирования нефти
    • 2. Международно-правовое регулирование предотвращения нефтяного загрязнения морской среды и возмещения причиненного им вреда
  • Глава 2. Состояние правового регулирования добычи и транспортирования нефти
    • 1. Правовые требования в области охраны окружающей среды при ведении работ по добычи нефти и нефтяного попутного газа в РФ
    • 2. Правовые требования в области охраны окружающей среды при транспортировании нефти в РФ
    • 3. Особенности правового регулирования охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в законодательстве Норвегии
    • 4. Перспективы совершенствования эколого-правового регулирования добычи и транспортирования нефти в
  • Глава 3. Состояние и перспективы совершенствования государственного управления охраной окружающей среды в сфере добычи и транспортирования нефти

Правовые проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФ и Норвегии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Высокие темпы мирового экономического развития приводят к увеличению объемов потребления минерально-сырьевых ресурсов. «За последние 35 лет использовано 80−85% нефти и газа от общего их объема, добытого за весь исторический период"1.

Нефтяная промышленность составляет основу современной экономики, в тоже время она является главным загрязнителем и разрушителем окружающей среды. Добыча и транспортирование нефти в нынешних масштабах неизбежно приводят к значительным последствиям негативного воздействия на окружающую среду.

Установлено, что «по степени отрицательного влияния на экосистемы, нефть, нефтепродукты и нефтесодержащие промышленные отходы занимают второе место после радиоактивного загрязнения"2.

Негативному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды: атмосферный воздух, воды, почвы, растительность, геологическая среда, животный мир, водные биологические ресурсы. Деятельность по добыче, переработке, транспортированию нефти и газа наносит вред здоровью человека, имеет также неблагоприятные социально-экономические последствия для населения страны, особенно ее прибрежных районов и коренных малочисленных народов.

Растет загрязнение нефтяными продуктами и морской среды. Нефть и нефтепродукты относятся к числу наиболее вредных химических загрязнений. Процесс транспортирования нефти напрямую связан с обеспечением экологической безопасности, поскольку проблема нефтяного загрязнения морей, представляет собой угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских экосистем. Мировое сообщество озабочено.

1 См.: Козловский Е. А. Минерально-сырьевая безопасность страны // Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. № 3−4. 2008.

2 Зеленый мир. 2007 № 1−2. С. 6. состоянием морской среды-и угрозой ее деградации вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Международная" Морская Организация и Европейский Союз играют активную роль в совершенствовании международных нормативных актов, учитывая, опыт происходящих аварийных ситуаций с разливами нефти.

В последнее время в мире все острее встает проблемаскорого истощения запасов углеводородов. Мировые тенденции таковы, что нефтеи газодобыча с континента все больше перемещается на шельфа.

Обострился интерес мирового энергетического, экологического и делового сообщества к проблеме утилизации нефтяного попутного газа, как из-за экологических, так и финансовых соображений. На долю России приходится от четверти до трети мирового объема сжигания попутного газа. Загрязнение при этом окружающей среды и причинение вреда. здоровью людей — лишь одна сторона проблемы. С другой стороны, нефтяной попутный газ — важнейшее сырье для газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Газ бесцельно сжигается, в то время как мощности нефтехимической промышленности в среднем загружены лишь на 40%4. *.

В связи с этим возникает необходимость всестороннего анализа правовых норм, направленных на рациональное использование недр, предупреждение и возмещение ущерба окружающей среде в сфере добычи и транспортирования нефти.

В «российском законодательстве в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в нефтегазовом секторе экономики. Одна из самых важных отраслей российской' экономики.

3 Саплинова М. Готова ли Россия к добыче нефти на шельфе? [Электронный ресурс]. URL: http://vvww.bellona.ru/russianimportarea/energy/renevable/39 202 (последнее обращение 03.11.2010).

4 См.: Книжников А. Ю., Пусенкова H.H. Проблемы и перспективы использования попутного нефтяного газа в России / Вып. 1 (рабочие материалы) ежегодного обзора проблемы в рамках проекта ИМЭМО РАН и WWF России «Экология и Энергетика. Международный контекст». М.: WWF России, ИМЭМО РАН, 2009. С. 4. регулируется преимущественно подзаконными нормативными правовыми актами. Насчитывается более сотниподзаконных нормативных актов федерального уровня, регулирующих отношения в нефтегазовом секторе экономики5.

Такое положение дел оказывает негативное влияние не только на возможность осуществления охраны окружающей среды, но и «не позволяет в полной мере раскрыть огромный потенциал этого важнейшего для России сектора экономики"6. 1.

Действующий Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 «О недрах» регламентирует общие положения о недропользовании, в том числе о праве собственности на недра и ресурсы недр, лицензировании, рациональном использовании и охране недр, государственном регулировании отношений недропользования, системе платежей при пользовании недрами, об ответственности за нарушения. Специальных норм, регламентирующих хозяйственную деятельность в сфере поиска, разведки, добычи нефти и газа, в этом Законе нет. В связи с этим необходимость совершенствования Закона РФ «О недрах» путем внесения в него изменений и дополнений признается как законодательными и исполнительными органами власти, так и учеными.

Первоочередной задачей законодателя должно стать реформирование законодательства в области регулировании отношений по добыче нефти и газа.

Опыт такой «нефтегазовой» страны как Норвегия, обладающей сформировавшимся законодательством в данной сфере и большим потенциалом с точки зрения охраны окружающей среды, государственного контроля, может быть полезным для российских законодателей и практики.

5 См.: Салиева Р. Н. Правовое развитие обеспечения предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: дис.. д-ра. юрид. наук, Тюмень, 2003. С. 104.

6 Клеандров М. И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 3.

7СЗ РФ. 1995. № Ю. Ст. 823.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в связи с функционированием нефтяной промышленности России и охраной окружающей среды и здоровья людей от возможного негативного воздействия в этой сфере.

Предмет диссертационного исследования составляют законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы правового регулирования, систему, структуру, функции и компетенцию государственных органов управления в сфере добычи и транспортирования нефти в России, международные правовые договоры и конвенции в области предотвращения загрязнения окружающей среды нефтью и возмещения причиненного ущерба при транспортировании нефти судами, а также законодательная база Норвегии.

Цели и задачи исследования.

Основной целью настоящей работы является анализ эколого-правовых проблем, связанных с деятельностью по добыче и транспортированию нефти в Российской Федерации и Норвегии, выявление особенностей и недостатков реализации соответствующих норм, а также формулирование предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать экологическую ситуацию, сложившуюся в РФ в результате негативного воздействия отрасли на окружающую средупровести анализ международных правовых актов в области предотвращения загрязнения окружающей среды нефтьюпровести анализ состояния правового регулирования в области охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФоценить механизм правового регулирования в части, касающейся охраны окружающей среды в РФвыявить недостатки действующей системы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФ;

— проанализировать действующий, механизм охраны окружающей среды при осуществлении нефтяной деятельности в Норвегииразработать предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы познания. В их числе: логический, метод анализа и синтеза, системно-структурный, комплексный, исторический, функциональный, сравнительный, формально-юридический, статистический, классификация, типология и другие методы.

Применение сочетания различных методов позволило решить поставленные задачи и достичь обозначенной цели.

Теоретическую основу диссертации составляют результаты научных исследований отечественных ученых в области экологического права, охраны окружающей среды: М. М. Бринчука, Н. Д. Вершило, O.JI. Дубовик, И. О. Красновой, Г. А. Мисник, В. В. Никишина, В. В. Петровагорного права, недропользования: Д. В. Василевской, М. И. Клеандрова, Б. Д. Клюкина, М. Е. Певзнера, А. И. Перчика, Р. Н. Салиевой, JI.B. Столяровой, О. М. Теплова, Н. И. Толстыхнорвежских специалистов в области энергетического права: Ф. Арнесена, К. Каасена, J1. Скайнера, Н. Стайнара, У. Хаммера и других ученых, работы которых указаны в списке использованной литературы.

При подготовке настоящего исследования были проанализированы авторефераты и материалы отдельных диссертационных работ, в том числе: B.C. Комиссаренко «Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа"(2004 г.), И. И. Павлова «Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации» (2008 г.).

Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, законодательство РФ о недропользовании, об охране окружающей среды, международные правовые акты, в том числе документы Международной морской организации и других международных организаций.

Эмпирическая база исследования включает статистические и аналитические данные о состоянии и охране окружающей среды в сфере добычи и транспортирования нефти в России, опубликованные в официальных отчетах, государственных докладах, научной и периодической печати.

Степень научной разработанности темы характеризуется тем, что отдельные стороны правового регулирования в области охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти уже исследовались.

Правовое регулирование отношений недропользования в РФ становились предметом исследований Д. В. Василевской, Б. Д. Клюкина, О. М. Теплова, Н. И. Толстых и др. Проблемы развития горного права и правовые аспекты регулирования отношений в сфере трубопроводного транспорта рассматривались А. И. Перчиком. Вопросы о месте нефтегазового законодательства и проблемах его развития были исследованы М. И. Клеандровым. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в РФ, а также правовое развитие обеспечения предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики освящены в трудах Р. Н. Салиевой. Проблемы взаимодействия государства и нефтегазового комплекса Норвегии были рассмотрены C.B. Рогинским.

В то же время специального комплексного исследования правовой охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в России и Норвегии не проводилось.

Научная новизна исследования.

Научная новизна работы непосредственно вытекает из поставленных задач и определяется значимостью проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти.

Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым комплексным исследованием правовых проблем охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в Российской Федерации и Норвегии. В работе проанализированы правовые механизмы охраны окружающей среды при осуществлении нефтяной деятельности в Норвегии, которые могли бы быть использованы в российском законодательстве.

В работе также систематизирован и проанализирован новейший научный, нормативный и статистический материал по исследуемой теме, на основании которого в целях повышения эффективности охраны окружающей среды автором были выработаны предложения по совершенствованию законодательства.

В диссертации сформулирован ряд теоретических выводов, обладающих научной новизной.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ экологической ситуации в РФ показал, что увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду при интенсивной разработке углеводородного сырья, а также его транспортировании, приводит не только к загрязнению окружающей среды, истощению минерально-сырьевой базы, но и влечет необратимые изменения экосистем, структурного изменения и движения земной коры и другим опасным плохо прогнозируемым изменениям, а также приводит к нарушению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что должно учитываться при разработке, исполнении и совершенствовании законодательства в рассматриваемой области, а также при осуществлении контроля за его исполнением.

2. На международном уровне предпринимаются меры, направленные на предупреждение вредных воздействий при морской перевозке нефти и нефтепродуктов, а также на обеспечение компенсации причиненного вреда. При этом, как свидетельствует практика, происходящие на море чрезвычайные ситуации становятся фактором совершенствования ранее принятых международно-правовых мер, их постоянной доработки и обновления. Анализ основных международных правовых актов в области предотвращения загрязнения окружающей среды нефтью и возмещения причиненного ущерба при транспортировании нефти судами показал, что они устанавливают достаточно эффективные требования и меры по предотвращению загрязнения окружающей среды: строгая ответственность судовладельца за ущерб, причиненный морской среде в результате загрязнения нефтью (пределы ответственности судовладельцев относительны вместимости судна) — обязанность судовладельцев страховать ответственностьвыделение особых морских районов и особо уязвимых районов моря, которым требуется более высокий уровень защиты морской средытрехуровневая система возмещения ущерба, причиненного морской среде: компенсация судовладельца (страховщика), средства Международного фонда компенсаций по разливам нефти и Дополнительного фонда и др. Однако существует потенциал для их совершенствования в отношении охраны окружающей среды, а именно запрета выбросов парниковых газов с судов, усилении государственного портового контроля. Фактором, негативно влияющим на эффективное исполнение положений международных конвенций, является несвоевременное одобрение государствами международных конвенций и имплиментирование их положений в национальное законодательство, что влечет принятие односторонних или региональных мер отдельными странами или группами стран, а также не единообразное исполнение требований конвенций разными странами.

3. Правовой механизм в части, имеющей отношение к охране окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в Российской Федерации крайне неэффективен. Потенциал, заложенный в таком важном его элементе, как экологическая экспертиза, фактически не используется.

Среди государственных органов исполнительной власти нет единой согласованной позиции по поводу необходимости принятия специального закона по добыче углеводородов. Федеральное законодательство в данной сфере полностью не сформировано, преобладает подзаконное, ведомственное регулирование отношений, складывающихся по поводу добычи и транспортирования нефти и газа, отсутствует политическая воля для поднятия такого регулирования на уровень закона.

4. На промежуточном этапе кодификации законодательства о недрах необходимо принятие самостоятельного закона, регулирующего отношения, складывающиеся в области добычи нефти, в котором должен быть определен круг вопросов, важных для экологического права: вопрос с терминологией (должны быть даны все ключевые понятия для данной отрасли, исключающие возможность произвольного их толкования) — четкое разграничение стадий геологического изучения, разведки и добычи нефти и газачеткое закрепление и разграничение полномочий государственных органов исполнительной власти по контролю и надзору в данной сференормы, стимулирующие утилизацию попутного нефтяного газаположения, регулирующие разработку единого месторождения углеводородного сырья несколькими пользователя недртребования к обустройству месторождений углеводородного сырья, требований к замерам добываемых углеводородовнормы, регулирующие завершение деятельности на месторождении (ликвидация и консервация горных промыслов) — формирование действующего механизма отзыва лицензий у недропользователей, нарушающих условия лицензиизакрепление обязанности по установлению нормативов предельно допустимого изъятия углеводородов и нормирование потерь при их извлечениисоздание нефтяного резерва и фонда резервных месторождений для обеспечения нынешнего и будущих поколений нефтью и ДР.

5. В Норвегии сформирована законодательная база по регулированию деятельности при добыче и транспортировании нефти. Анализ положений.

Закона о нефтяной деятельности Норвегии показал, что он содержит эффективно действующий механизм охраны окружающей среды при осуществлении нефтяной деятельности. К существенным элементам правового механизма в части, имеющей отношение к охране окружающей среды, относится оценка воздействия на окружающую среду, лицензирование, государственный контроль, ответственность за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды, а также прямые требования по рациональному использованию углеводородов. Это стало возможным, в частности, благодаря четкому и подробному регулированию применения таких механизмов в изданном в соответствии с Законом постановлением, касающимся нефтяной деятельности, а также имплементации в национальное законодательство положений некоторых Директив ЕС. Правительство Норвегии посредством системы лицензирования и государственного участия осуществляет эффективный контроль в нефтегазовом секторе экономики. Лицензионная система способствует гибкому управлению деятельностью по добыче нефти, формирует основу для диалога между государством и обладателями лицензий, который, в свою очередь, позволяет учитывать как коммерческие, так и социально-экономические, в том числе экологические, интересы. Опыт Норвегии может оказаться полезным для развития шельфового законодательства России, применительно к Баренцеву морю и Каспию.

6. В настоящее время правовое регулирование охраны окружающей среды в сфере транспортирования нефти носит фрагментарный и бессистемный характер, правовые нормы разбросаны по многочисленным законам и подзаконным актам, пробелы весьма существенны. В сфере трубопроводного транспорта наиболее пробельными являются сферы государственной стандартизации, сертификации. Представляется необходимым восстановить проектные материалы по магистральным трубопроводам в перечне объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе. Правовое регулирование в области предотвращения загрязнения морскойсреды нефтью носит преимущественно подзаконный характер. Для более эффективного законодательного урегулирования: целесообразнопринять закон «О защите морей от загрязнения»: Необходимо принятие ряда. Федеральных законов^ таких как Федеральный закон «О магистральном трубопроводном транспорте», «Технический регламёнт «О безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов», а также соответствующих подзаконных актов во исполнение этих законов.

Теоретическая значимость исследования заключается в предложении автором ряда теоретических положений в области правового регулирования охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти, выработанных на основе глубокого изучения и систематизации научно-практического и нормативно-правового материала.

Сформулированные теоретические положения в единстве их рассмотрения и анализа могут быть положены в основу дальнейшего научного исследования в данной сфере.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения могут быть использованы: а) для развития теории экологического и горного праваб) для совершенствования экологического законодательства и законодательства о недрахв) в процессе дальнейшего совершенствования государственной экологической политикиг) в учебном процессе при преподавании курса «Экологическое право», а также спецкурсов в контексте природоресурсного права. ¦.¦-.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены: и получили. положительную оценку на заседаниях Сектора эколого-правовь1Х исследований Института государства и права Российской академии наук. Выводы и предложенияпо теме диссертации отражены в научных публикациях. Ряд вопросов был затронут в ходе участия в научно-практических конференциях, круглых столах: Круглом столе «Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля», Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (г. Москва, 9 апреля 2008 г.), XIV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 19−20 мая 2008 г.), XII Всероссийской школе молодых ученых-юристов (г. Рузаевка, 22−24 сентября 2008 г.), XV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 18−19 мая 2009 г.), XIV Всероссийской школе молодых ученых-юристов (г. Светлогорск, 7−9 сентября 2009 г.), XIII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (г. Апатиты, 14−16 апреля 2010 г.), XVI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 17−18 мая 2010 г.), XV Всероссийской школе молодых ученых-юристов (г. Выборг, 6−8 сентября 2010 г.).

Структура работы.

Структура и объем работы обусловлены предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, списка использованных источников.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 1993, 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 01.07.2010)// СЗ РФ. 1999 г. № 18. Ст. 2207.

4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

5. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

6. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 (ред. от 27.12.2009) «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

7. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

8. Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

9. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. № Г47-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

10. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

11. Федеральный Закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

12. Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (ред. от3012.2008) «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

13. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (ред. от2712.2009) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

14. Федеральный закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ (ред. От 24.07.2007) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.

15. Федеральный Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

16. Федеральный Закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

17. Федеральный Закон РФ от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

18. Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

19. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

20. Федеральный Закон РФ от 27 сентября 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

21. Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» № 232-ФЭ // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.

22. Федеральный Закон РФ от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1941.

23. Федеральный Закон РФ от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О континентальном шельфе Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3420.

24. Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 17.

25. Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6440.

26. Указ Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4886.

27. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

28. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. (ред. от 05.10.2009) № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

29. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 756.

30. Постановление Правительства РФ от 26 января 2000 г. № 68 (ред. от 21.11.2007) «Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 5. Ст. 534.

31. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 (ред. от 15.04.2002) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3582.

32. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 (ред. от 22.04.2010) «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 2015 годы)» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4895.

33. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1569.

34. Постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 382 (ред. от 14.07.2006) «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2182.

35. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293 (ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о федеральном агентстве по недропользованию» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2669.

36. Постановление Правительства РФ от 30'июля 2004 г. № 400 (ред. от0808.2009) «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.

37. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.

38. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 (ред. от0202.2010) «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885.

39. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 (ред. от 07.11.2008) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // СЗ РФ. 2007. № 11. Ст. 1336.

40. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 «О министерстве энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2577.

41. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 (ред. от 28.07.2010) «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.

42. Постановление Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» // СЗ РФ. 2009. № 3. Ст. 407.

43. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 № 1234-р (ред. от 15.06.2009) «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года» // СПС «Консультант плюс».

44. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

45. Приказ МПР РФ от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» // Российская газета. № 93. 2003, 17 мая.

46. Приказ МПР РФ от 21 марта 2007 № 61 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» // Документ опубликован не был.

47. СНиП 11−02−96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 29.10.1996 № 18−77)/М.: Минстрой России. ПНИИС. 1997.

48. СП 11−102−97. Инженерно-экологические изыскания для строительства =' (одобрены Письмом Госстроя РФ от 1:0−0.7.1997 № 9−1-1/69) / М.: ПНИИИС Госстроя России. 1997.

49. СП 11−114−2004. Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений (одобрены Письмом Госстроя РФ от 11.05.2004 № ЛБ-21) / М.: ОАО «Лукойл». 2004.

50. Правила разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утв. Коллегией Миннефтепрома СССР, протокол от 15.10.1984 № 44 п. IV)'// Документ опубликован не был.

51. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД-153−39.4−056−00 / ИПТЭР № 2000.

52. Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов. РД 152−011−00 // СПС «Консультант Плюс».

53. Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. РД 153−39−007−9 (утв. Минтопэнерго РФ 23.09.1996) // Документ опубликован не был.

54. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2010 г. по делу № А67−446/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

55. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 07 сентября 2010 года по делу № А5 645 633/2010. «—. «.

56. Lov от vitenskapelig utforskning og undersmkelse etter og utnyttelse av andre, undersjniiske naturforekomster enn petroleumsforekomster. Lov от undersjiniske riaturforekomster. LOV-1963;06−21−12.

57. Loy от petroleumsvirksomhet. Petroleumsloven pelrl. LOV-1985;03- 22−11. '¦' ." •'•¦. '.

58. Lov от sjofarten sjoloven. LOV-1994;06−24−39.

59. Lov om petroleumsvirksomhet Petroleumsloven. LOV-1996;11−29−72. Avd I 1996 Nr. 22.

60. Forskrift til lov от petroleumsvirksomhet FOR-1997;06−27−653. Avd 1 1997 Nr. 1553 (Merknader).Международные договоры и иные источники международного права.

61. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г.) // СПС «Консультант Плюс».

62. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва Вашингтон — Лондон — Мехико, 29 декабря 1972 г.) // СПС «Консультант Плюс».

63. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (Лондон, 2 ноября 1973 г.) // СПС «Гарант».

64. Протокол 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (Лондон, 17 февраля 1978 г.) // СПС «Гарант».

65. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // СПС «Консультант Плюс».

66. Международная конвенция по обеспечению готовностина случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (Лондон, 30 ноября 1990 г.) // СПС «Консультант Плюс».

67. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, 25 февраля 1991 г.) // СПСКонсультант плюс". Список использованной литературы.

68. Аскейм JI.O., Кокин В. Н., Стубберуд Й. А. Опыт Норвегии в правовом регулировании нефтегазовой деятельности // Нефть, газ и право. 2005. № 1.С. 42−48.

69. Аскейм Л. О., Кокин В. Н., Стубберуд Й. А. ТЭК Норвегии: состояние и правовое регулирование // Энергетическое право. 2005. № 1. 20−30.

70. Бажайкин А. Л. Сущность экологического страхования и его нормативная база / Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций, 1995 1998 гг. М.: Зерцало, 1999. С. 306−308.

71. Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория и практика // Законодательство. 2000. № 8. С. 23−31.

72. Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория, практика правового регулирования: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 165 с.

73. Бажайкин А. Л. Обязательное экологическое страхование в сфере недропользования // Экологическое право. 2003. № 5. С. 30−32.

74. Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. 670 с.

75. Бринчук М. М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. № 5. С. 2−11.

76. Василевская Д. В., Винидиктов А. Н., Никандрова Е. Г. Резерв особого назначения. К вопросу о создании государственного фонда резервныхместорождений углеводородного сырья в России // Нефть и Капитал.. 2002. № 10. С. 28−31.

77. Василевская Д. В. О развитии российского законодательства о недрах // Московский журнал международного права. 2005. Спецвыпуск. С. 157 164.

78. Василевская Д. В. Кодификация законодательства о недрах: проблемы и перспективы // Закон. 2007. № 8. С. 139−144.

79. Василевская Д. В., Лаевская Н. В. Основные направления совершенствования российского законодательства о недрах // Нефть, газ и право. 2007. № 1. С. 18−20.

80. Василевская Д. В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах. М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2007. 352 с.

81. Василевская Д. В. Национальная минерально-сырьевая безопасность: проблемы законодательного обеспечения // Право и государство: теория и практика. 2008. № 5(41). С. 94−100.

82. Василевская Д. В., Литуновская Д. А. Новое в законодательстве, устанавливающем особенности пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации // Нефть, газ и право. 2010. № 2. С. 15−18.

83. Виноградова О. Делать ли из России Норвегию? // Нефтегазовая вертикаль. 2002. № 14. С. 11−16.

84. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2007 году» // СПС «Консультант плюс».

85. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2008 году». М.: ООО «P111JLP РусКонсалтингГрупп», 2009. 488 с.

86. Гурвич. J1. Ежегодно в мировой океан втекает до 9 млн. тонн нефти // Зеленый мир. 2008. № 9−10. С. 8.

87. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М.: Совет Федерации, 2007.

88. Дубовик O.JI., Кремер Л., Люббе-Вольф Г. Экологическое право. М.: Эксмо, 2008. 768 с.

89. Законодательное обеспечение переработки нефтяного (попутного газа) Изд. Совета Федерации. 2009. 28 с.

90. Законодательство Норвегии по нефти и газу (неофициальный перевод). М., Эпицентр. 1999. 378 с.

91. Иванова А. Л. Возмещение экологического вреда (сравнительно-правовой анализ европейского, немецкого и российского права), дис.. канд. юрид. наук. М., 2006. 209 с.

92. Игнатьева И. А. Экологическое страхование: содержание и возможности правового регулирования // Государство и право. 2005. № 11. С. 52−61.

93. Ильинский A.A., Котельников С. А., Сапожникова Н. И. Экономические и правовые проблемы формирования кадастра стратегического резерва углеводородного сырья России // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. № 3. С. 27.

94. Клеандров М. И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1999. 144 с.

95. Клюкин Б. Д., Теплов О. М. Концепция развития горного законодательства // Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995. С. 199−209.

96. Клюкин Б. Д. Формирование российского законодательства о недрах // Законодательство и экономика. 1995. № 17/18. С. 3−8.

97. Клюкин Б. Д. Законодательство' о регулировании недропользования стран Западной Европы и США // Законодательство и экономика. 1995. № 17−18. С. 80−87.

98. Клюкин Б. Д. Законодательная база горного права РФ и пути ее совершенствования // Энергетическое право. 2005. № 1. С. 4−10.

99. Клюкин Б. Д. Законодательная база горного права РФ: современные проблемы и пути совершенствования // Аграрное и земельное право. 2006. № 8. С. 62−72.

100. Клюкин Б. Д. Проблемы и пути совершенствования законодательной базы горного права Российской Федерации // Экологическое право. 2010. № 3. С. 9−17.

101. Князев М. А. Российское государство как субъект возмещения экологического и экогенного вреда. М.: ИПЦ Маска, 2010. 181 с.

102. Козловский Е. А. Минерально-сырьевая безопасность страны // Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. № 3−4. 2008.

103. Кокин В. Н' Правовые основы нефтяной деятельности в Норвегии // Нефть, газ и право. 2003. № 5. С. 51−54.

104. Компенсация за разливы нефти. Руководство, по международным конвенциям об ответственности икомпенсации за ущерб от загрязнения нефтью. 2004; 24 с.

105. Концепция проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании» // СПС «КонсультантПлюс».

106. Концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 2005. С. 7.

107. Концепция Федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения» / М.: WWF России, 2009. 17 с.

108. Краснова И. О. Возмещение экологического вреда // Российская юстиция. 2005. № 1−2. С. 51−54.

109. Краснова И. О. Правовое регулирование возмещения экологического вреда // Экологическое право. 2005. № 4. С. 26−33.

110. Куделькин Н. С. Юридическая ответственность за загрязнение морской среды: дис. канд. юрид. наук. М, 2009. 270 с.

111. Куприянов И. В., Потравный И. М. Профилактика и возмещение вреда, причиненного водохозяйственными правонарушениями: современное состояние и перспективы развития // Экологическое право. 2008. № 5. с.29−34. ¦ ' .•" «.'*» •• ./ '" • «¦

112. Курский A.H., Подмаско В. Б: Есть чему поучиться (Сравнительный анализ норвежского и российского законодательств в областинефтедобычи)//Нефть России. 2000. № 10. С. .44−47.

113. Лоторев А. Н. О развитии нормативно-правового обеспечения экологического страхованияв Российской Федерации // Аналитический' вестник СФ ФС РФ. 2009: № 7. С. 29−35.

114. Ляйф Хиндеракер, Стайнар Ньё. Использование попутного газа — опытНорвегии // Газовый бизнес. 2009. № 28−29. С. 79−83.

115. Минаев Е. В., Ткачук В. В., Тор Солберг. О создании российско-норвежского руководства по природоохранным мероприятиям при разведке и добыче нефти и газа на шельфе арктических морей России // Экологическая экспертиза и ОВОС. 1998. № 5. С. 50−53.

116. Миргазизова Р. Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации (на примере нефти и газа). Новосибирск: Наука, 2000. 176 с.

117. Мисник Г. А. Правовые формы возмещения экологического вреда // Государство и право. 2006. № 7. С. 48−58.

118. Мисник Г. А. Возмещение экологического вреда в российском праве: дис. д-ра юрид. наук. М., 2008. 430 с.

119. Мухитдинов Н. Б. Горные правоотношения в СССР: автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Алма-Ата, 1973. 30 с.

120. Мухитдинов Н. Б. Теоретические проблемы советского горного права: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1980. 36 с.

121. Навроцкая Л. Г. Теоретические вопросы правового регулирования горных отношений в СССР: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1976. 20 с.

122. Нарышкина C.B. Возмещение экологического вреда // Гражданин и право. 2007. № 1. С. 60−67.

123. Новикова Е. В. О проблемах реформирования законодательства о недрах // Нефть, газ и право. 2005. № 4. С. 11−17.

124. Новикова Е. В. О проблемах реформирования законодательства о недрах // Государство и право. 2007. № 4. С. 18−24.

125. Носов, Б. А. Проблемы, транспортировки нефтии нефтепродуктов? // Бюллетень транспортной-информации:.1997. № 6. С. 26−291 '.

126. Павлов И. И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: автореф. дис-. канд. юрид. наук. М, 2008; 28 с.

127. Павлов И И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2008. 205 с.

128. Панфилов Е. И. Возродим Горный кодекс России // НедропользованиеXXI век. 2009. № 4. С. 14−18.

129. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. М.: Крымский мост-9Д, Форум, 2001. 416 с.

130. Певзнер М. Е. О горном праве // Государство и право. 1996. № 8. С. 5257.

131. Певзнер М. Е. Основные направления совершенствования законодательства о недрах//Государство и право. 1997. № 5. G. 70−73.

132. Перчик А. И. Основы горного права. М.: Недра 1996. 298 с.

133. Перчик А. И. Есть только миг между нефтью и будущим // Нефть России. 2001. № 2. С. 5−10.

134. Перчик А. И. Горное право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Филология три, 2002. 528 с.

135. Перчик А. И. Трубопроводное право. М.: Нефть и газ, 2002. 366 с.75: Перчик А. И. Правовые, проблемы развития трубопроводного транспорта// Нефть, газ и право. 2005: № 5. G. 9−16.

136. Перчик А. И1, Юншен В., Правовое регулирование добычи и использование нефтяного попутного газа // Нефть, газ и право. 2006. № 1. С. 21.

137. Перчик А. И. Горное право. М, 2008. 392 с.

138. Перчик А. И. Горное право:-Учебное пособие. 3-е изд., перераб. .и доп. М.: МАКС Пресс, 2008. 392 с.

139. Петов H.A. Разливанное море разливов // Нефть России. 2009. № 5. С. 77−78.

140. Петров В. В. Окружающая среда и здоровье человека (три формы возмещения вреда здоровью) // Экологическое право. 2002. № 1. С. 1117.

141. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О регулировании использования нефтяного (попутного) газа» // СПС «КонсультантПлюс».

142. Проект Федерального закона РФ № 13 498−3 «О регулировании использования нефтяного (попутного) газа» (снят с рассмотрения) // СПС «КонсультантПлюс».

143. Рогинский C.B. Государственная собственность в нефтегазовом комплексе Норвегии // Экономический журнал. 2001. № 3. С. 90−114.

144. Рогинский C.B. Приватизация Statoil // Нефтегазовая вертикаль. 2002. № 6. С. 58−64.

145. Рогинский C.B. Государство и нефтегазовый комплекс: опыт Норвегии и Россия. М.: Сирин МТ-пресс, 2002. 246 с.

146. Российский статистический ежегодник 2009. Статистический сборник. М.: Росстат, 2009. 795 с.

147. Рябов A.B. Модернизации в России и глобальные изменения // Стратегия России. 2009. № 10. С. 73−88.

148. Салиева Р. Н. Организационно-правовые вопросы развития нефтяной отрасли России // Правовые вопросы энергетики. 2004. № 1. С. 21−27.

149. Салиева Р. Н. Правовое развитие обеспечения предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: дис.. д-ра юрид. наук, Тюмень, 2003.380 с.

150. Скайнер JI. Экологическое регулирование добычи и транспортировки в нефтегазовой сфере: сравнительный анализ российского и норвежского подходов // Нефть, газ и право. 2007. № 6. С. 43−50.

151. Скайнер Л-, Экологическое регулирование добычи и транспортировки в нефтегазовой сфере: сравнительный анализ, российского инорвежского подходов // Нефть, газ и право. 2008; № 1. С. 47−55. (окончание). '.

152. Словарь ¿-иностранныхслов. 4-е изд., испр. М: Русский-язык, 1987. 608-с.

153. Стайнар Ньё. Управление нефтегазовыми ресурсами Норвегии // Недропользование XXI век. 2006. № 1. С. 78−84.

154. Столярова JI.B., Воронцова Н. В., Воронцова A.B. Правовое регулирование предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти // Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом комплексе. Вып. 2. М.: Нефть и газ, 2002. С. 99−112.

155. Теплов О. М. Лицензирование пользования недрами // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. Вып. 59. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения. 1995. С. 103−122.

156. Теплов О. М. Развитие федерального законодательства о недрах на современном этапе административной реформы // Горное законодательство. Сб. статей. М.: Композитор, 2005. С. 8−33.

157. Толстых Н. И. О необходимости кодификации законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения при пользовании недрами // Недропользование XXI век. 2009. № 4. С. 19−24.

158. Толстых Н. И. Правовое регулирование использования- «попутного нефтяного, газа: зарубежный опыт и: совершенствование российского законодательства // Нефтегаз, энергетика и законодательство. 2007. № 6. С. 190−200.

159. Фролова Н. В. Государственная стратегия как средство правового регулирования? отношений, возникающих при.: добыченефтяных ресурсов//Нефть, газ и право: 2009. № 4. G. 13−17.

160. Хван Т. А. Промышленная экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 320 с.

161. Шарафутдинов О. Б. Законодательное разрешение экологических проблем в нефтяном комплексе. М.: Гелиос АРВ, 2002. 223 с.

162. Яблоков А. В. Россия: здоровье природы и людей. М.: Яблоко, 2007. 224 с.

163. Gold Е. Liability and Compensation for Ship-Source Marine Pollution: The International System // Yearbook of International Cooperation on Environment and Development. London, 1999;2000. P: 31−37.

164. Denisova-E. The Role of Environmental Civil Liability in Regulation of Marine Oil Pollution in Norway. Oslo, 2009: 84 p.

165. Energy Law in Europe: National, EU and International Regulation / Ed. by Martha M. Roggenkamp.: Oxford University Press, 2007. 1616 p.

166. Petroleum Law Compendium Book 1 / Ed. by U. Hammer. Oslo,. 2008.184 р.

167. Petroleum Law Compendium Book 2 / Ed. by U. Hammer. Oslo, 2008. 107 p.. ." .110- Facts 2006 The Norwegian Petroleum Sector. Oslo, 2006: 208 p.

168. Facts 2009 The Norwegian Petroleum Sector. Oslo, 2009. 230 p.

169. Facts 201.0 The Norwegian Petroleum Sector. Oslo, 2010. 226 p.

170. Mads KrohnKnut Kaasen. et al:. Norwegian Petroleum Law. Oslo, 1978.594 р.

171. Marpol Annex 1. Regulation for prevention of pollution by oil. A selection of articles previously published by Gard AS. Gard AS, 2010., 44 p.

172. Thorsen M., Amesen F. Offshore Licensing in Norway: A Privilege for Norwegian Companies // J. Energy & Nat. Resources L. 1995. № 13. P. 258−266:Электронные ресурсы.

173. Саплннова M. Готова ли Россия к добыче нефти на шельфе? Электронный ресурс. URL: http://www.bellona.ru/russianimportarea/ energy/renewable/39 202 (последнее обращение 03.11.2010).

174. Князев М. А., Лукьянов В. Г. Попутный нефтяной газ: проблемы и их решение Электронный ресурс. URL: http://www.energoacademy.ru /ru/index.php?PAGECODE=MAGAZINE&-PAGEТ YPE=M&articleid= 171 (последнее обращение 12.11.2008).

175. European Commission. Электронный ресурс. URL: http://europa.eii.int/comm/environment/civil/marin/reportspublications/jrc illicitstudy. pdf (последнее обращение 03.01.2008).

176. Эксперт: ЧП в Керченском проливе близко к катастрофе в Чернобыле. Электронный ресурс. URL: http://www.rambler.ru/news/events/ incidents/11 696 129.html (последнее обращение 03.01.2008).

177. Нефтяное пятно в Мексиканском заливе может вызвать экологическое бедствие. Электронный ресурс. URL: http://ecoportal.ru/news.php?id= 45 174 (последнее обращение 15.06.2010).

178. Как оценить ущерб от разлива нефти в Мексиканском заливе? Электронный ресурс. URL: http://www.svobodariews.ru/content/ transcript/2 036 132.html (последнее обращение 15.06.2010).

179. Pollution From Marine Vessels Linked То Heart And Lung Disease. Электронный ресурс. URL: http://www.sciencedaily.com/releases /2007/11/71 107 100 921.htm (последнее обращение 23.04.2008).

180. Erika France, 12 December 1999. Электронный ресурс. URL: http://www.iopcflmd.org/erika.htm (последнее обращение 11.04.2010).

181. Сычева Н. «Двойное дно» нефтяного стандарта. Электронный ресурс. URL: http://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=10 868& year =2008& today =16&month=05&PHPSESSID= (последнее обращение 13.09.2010).

182. Заседание Высшего Экологического Совета 7 июня 2010 г. Электронный ресурс. URL: http://www.nudurbegov.ru/?pageID==587 (последнее обращение 14.09.2010).

183. URL: http://www.norvegia.ru/AboutNorway/foreign-policy/—/cooperation / (последнее обращение 17.10.2010).

184. Закон Норвегии о нефтяной деятельности 1996 № 72. Электронный ресурс. URL: http://www.ptil.no/getfile.php/Regelverket/ Petroleumsloven e.pdf. (последнее обращение 21.11.2009).

185. URL: http://www.imo.org/home.asp (последнее обращение 01.07.2010).

186. URL: http://www.ptil.no/getfile.php/Regelverket/Petroleumslovene.pdf (последнее обращение 01.07.2010).

187. Минэнерго готовит закон о нефти. Электронный ресурс. URL: http://ibk.ru/50 903.html (последнее обращение 20.08.2010).

188. Минприроды выступает против принятия законов о' нефти и геологоразведке. Электронный ресурс. URL: http://eco.rian.ru/business/ 20 090 520/171665837.html (последнее обращение 20.08.2010).

189. URL: http://www.regjeringen.no/en/dep/oed/The-Ministey/organisation/ Departments/Oil-and-gas-department-OG.html?id==l 563 (последнее обращение 12.11.2009).

190. URL: http://www.npd.no (последнее обращение 12.12.2009).

191. URL: http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENTID=2829последнее обращение 20.10.2010).

192. Проект федерального закона «О недрах». Электронный ресурс. URL: http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=295&pid=45 (последнее обращение 15.09.2010).

193. России нужен экологический закон. Электронный ресурс. URL: http://www.insur-info.ru/press/35 003/ (последнее обращение 20.10.2010).

194. URL: http://www.aekos.ru/activity/normative/conference/23.05.06/article3 (последнее обращение 06.11.2010 г.).

195. URL: http://www.council.gov.ru/files/parliamentattend/l00.doc (последнее обращение 06.11.2010 г.).

196. URL: http://www.council.gov.ru/komhome/komnau/action/round/item22. html (последнее обращение 06.11.2010 г.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой