Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Природоресурсное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Сравнительно-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее десятилетие с принятием большого количества законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов было сформировано специфическое природоресурсное направление в развитии российского законодательства. Федеральный уровень законодательных актов в рамках этого направления характеризуется большим разнообразием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие федерального и регионального природоресурсного законодательства
    • 1. Разработка понятий «природоресурсное» и «экологическое» законодательство и право в отечественной науке
    • 2. Общая характеристика основных федеральных природоресурсных нормативных правовых актов
    • 3. Общие и некоторые особенные черты природоресурсного законодательства в субъектах Российской Федерации
    • 4. Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере законодательного регулирования использования и охраны природных ресурсов
  • Глава 2. Природоресурсное законодательство Саратовской области как субъекта Российской Федерации
    • 1. Эколого-правовые основы формирования природоресурсного законодательства Саратовской области
    • 2. Основные направления развития природоресурсного законодательства Саратовской области
    • 3. Перспективы дальнейшего совершенствования природоресурсного законодательства Саратовской области

Природоресурсное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Сравнительно-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодняшние проблемы в сфере использования и охраны природных ресурсов практически полностью явились следствием преобладания экстенсивной экономики, которая развивалась без учета экологических факторов. Не улучшается ситуация и сегодня. По-прежнему наблюдается приоритет преимущественно экономических, а не экологических интересов, как это закреплено в ст. 3 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». Даже в какой-то мере в условиях нерегулируемого перехода к рыночной экономике это процесс стал еще более негативным.

В настоящее время принципиальная задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых экономика будет вынуждена развиваться по принципу «научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества» с приоритетом охраны жизни и здоровья человека, рационального использования природных ресурсов, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Думается, что в обеспечении этих процессов немаловажную роль должны сыграть и такие категории, как «охрана окружающей природной среды», «рациональное использование природных ресурсов», «природоохранное законодательство», «природоресурсное законодательство» и, наконец, «экологическое законодательство».

Радикальная перестройка экономической и политической системы Российской Федерации приводит к качественным изменениям в федеративных отношениях. Эти изменения касаются и сферы законодательства. Впервые в истории Российской Федерации ее субъекты получили конституционное право на собственное правовое регулирование. Для нас это совершенно новое качественное состояние, и поэтому принцип эволюционного характера развития права на региональном уровне неприменим. Нет основы, которую можно было бы непрерывно, постепенно количественно и качественно изменять и развивать. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вынуждены идти иным путем — путем становления регионального законодательства.

Вместе с тем, в условиях федерализма новая политическая и экономическая система может успешно развиваться только при активном участии, как самой Российской Федерации, так и ее субъектов. Важно подчеркнуть, что стороны этого процесса являются двумя частями единого целого — Российского государства. Вот почему региональное законодательство должно рассматриваться как важнейший элемент правового пространства Российской Федерации.

Сегодня двухуровневое законодательство в Российской Федерации (федеральное и региональное законодательство) — это объективная реальность. Именно такая схема закреплена в ст.ст. 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации 1993 г. В этих условиях возникает объективная потребность в научном исследовании параметров не только федерального природоресурсного законодательства, но и природоресурсного законодательства субъектов Российской Федерации.

Необходимо исследовать проблемы соотношения федерального природоресурсного законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в условиях отнесения Конституцией Российской Федерации земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Возникает потребность научно-правового исследования проблем формирования природоресурсного законодательства субъектов Федерации в целях регулирования использования и охраны природных ресурсов Российской Федерации в целом.

Во времена централизованной административно-командной системы управления регионам не хватало самостоятельности, в том числе и в организации использования и охраны природных ресурсов в пределах их территорий. Сегодня регионы (субъекты Российской Федерации) получили возможность участия в правовом регулировании использования и охраны природных ресурсов и эта возможность должна быть реализована на основе рекомендации всесторонних научных исследований. Поэтому в современных условиях проблема оптимизации параметров собственного правового регулирования природоресурсных отношений законодательством субъектов Российской Федерации получает самостоятельное научно-правовое значение.

В целом, актуальность проблемы правового регулирования использования и охраны природных ресурсов регионов обоснована несколькими основными причинами.

Во-первых, тем, что и в настоящее время российская экономика продолжает развиваться по пути крайне нерационального использования природных ресурсов и гигантской расточительности экономики. Для России и ее регионов традиционная ориентация на экономические показатели роста без учета экологических факторов в ближайшей перспективе может иметь катастрофические последствия. В экономике же необходима ориентация на конечные результаты, включая состояние и уровень освоения природных ресурсов, а не промежуточные валовые показатели. Задачей прородоресурсного законодательства и является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Во-вторых, обострилась сама проблема наиболее полного и детального правового регулирования отношений природопользования в Российской Федерации. Так, уже несколько лет в стране остро стоит вопрос о принятии.

Земельного кодекса Российской Федерации, однако процедура его принятия неоправданно затянуласьпринятый Государственной Думой в 1999 г. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» не решает одну из основных задачулучшение качества атмосферного воздуха (в США аналогичный закон носит наименование «О чистом воздухе») — и др.

В-третьих, все более ответственным становится научный анализ существующего федерального и регионального законодательства на предмет их соответствия друг другу, а также их суммы — современным интересам и задачам российского общества. Важным в данном случае представляются и такие аспекты, как связь российского законодательства с международным или законодательством стран с большими правовыми традициями в природоресурсной сфере, как уровень самостоятельности природоресурсного законодательства субъектов Российской Федерации, степень правовой обеспеченности хозяйственной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, в стране и в отдельных регионах России.

Наконец, актуальность научного исследования проблем правового регулирования использования и охраны природных ресурсов законодательством субъектов Российской Федерации в целом и конкретно законодательством Саратовской области объясняется необходимостью его совершенствования применительно к существенно изменяющимся экономическим, социальным и политическим условиям, складывающимся в настоящее время в Российской Федерации.

Состояние научной разработанности темы. Анализ различных аспектов экологической проблемы на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в науке и практике, что также является одним из факторов подтверждающих актуальность данной темы. Ежегодно в мире выходит около 15 тыс. работ, так или иначе посвященных охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.

Определенную трудность вызывает отсутствие единого понятийного аппарата, так как в литературе до сих пор используются различные понятия: охрана природы, охрана окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов и т. д.

Данные проблемы стали объектом пристального внимания ученых с начала 70-гг. Исследования философов в этом направлении можно охарактеризовать как движение от общенаучной постановки проблемы к более детальному анализу всего комплекса отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В то же время для данного направления характерным стало одно противоречие. С одной стороны, пристальное внимание обращалось на социально-классовые факторы экологической политики, но с другой, лишь в незначительной мере рассматривалось ее социально-политическое содержание. Анализ подменялся тезисом об отсутствии социально-классовых предпосылок экологического кризиса в СССР, о преимуществах социалистического природопользования перед капиталистическим1. Внутренние социально-политические предпосылки обострения экологической ситуации почти полностью исключались из поля зрения исследователей, как и все недостатки существующей системы природопользования.

С середины 80-х гг. начинается новый этап научного осмысления проблемы. Он характеризуется широким диапазоном взглядов и плюрализмом мнений. Особенно это отличает исследования конца 80-х — начала 90-х гг. В них уже не с классовых, а с общечеловеческих позиций трактуются социально-политические аспекты взаимодействия общества и природы2.

1 См. об этом: Анучин В. А. Основы природопользования: теоретический аспект. М., 1978; Лаптев И. Д. Экологические проблемысоциально-политический и идеологический аспекты. М., 1982; Соломина С. Н. Социализм и природа. М., 1978; Социализм и природа: научные основы социалистического природопользования. М., 1982; Экологические проблемы в современной идеологической борьбе. Киев, 1984 и др.

См. об этом: Лемешев М. Я. Пока не поздно. Размышления экономиста-эколога. М., 1991; Моисеев Н. Н. Можно ли сегодня говорить о контурах будущего // Полис. 1991. № 3- Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. № 5- Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М&bdquo- 1989; Яковец Ю. В. У истоков новой цивилизации. M., 1993; др.

Исторические аспекты проблемы были изучены значительно меньше. Появившиеся в 70−80-е гг. работы по данному кругу вопросов были весьма немногочисленны, преимущественно представлены статьями1. В хронологическом плане их авторы следовали традиционному направлениюлибо в рамка послеоктябрьского, либо современного этапа природоохранной (экологической) политики. Отсутствовал главный элемент научного исследования — анализ всех составляющих проблемы.

Правовые аспекты охраны окружающей природной среды и природопользования были представлены в работах Н. Д. Казанцева, О. С. Колбасова, В. В. Петрова, Ю. И. Тютекина, Ю.С. Шемшученко2 и др. Авторы рассматривали проблемы правового регулирования отношений по охране окружающей природной среды, систему государственных органов и их функции в данной сфере, структуру и эффективность правового механизма охраны природы, вопросы эколого-правовой ответственности предприятий и граждан. Иными словами, акцент делался на проблемы правовой охраны окружающей природной среды, а не на правовое регулирование природопользования.

После принятия в 1991 г. закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (с 1960 по 1991 гг. головным актом в этой сфере был Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР») это направление в развитии экологического права и законодательства лишь укрепилось. В 1991 г. был принят и Земельный кодекс РСФСР.

В 1995 г. был принят Водный кодекс РФ, Закон РФ «О животном мире», дана новая редакция Закона РФ «О недрах», и с этого момента внимание.

1 См. об этом: Висящев В. А., Казакова М. С. Деятельность КПСС по организации охраны природных ресурсов // Вопросы истории КПСС. 1972. № 10- Мчедлов М. П. Экологические проблемы в теории и политике КПСС // Вопросы истории КПСС. 1982. № 5 и др.

2 См.: Казанцев Н. Д. О некоторых вопросах кодификации природоохранительного законодательства // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1971. № 6- Колбасов О. С. Экология: политика — право. М., 1976; Правовая охрана природы в СССР / Под ред. В. В. Петрова. М., 1976; Тютекин Ю. И. Природа. Общество. Закон. М., 1976; Шемшученко Ю. С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев, 1976. ученых к вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов распределяется уже более равномерно.

Однако проблема формирования природоресурсного законодательства Российской Федерации и ее субъектов на сегодняшний день остается малоисследованной. Дело в том, что до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации субъекты Федерации не обладали правом принятия законов и иных нормативных правовых актов. Поэтому и региональное природоресурсное законодательство, как таковое, только складывается. Кроме того, в последние годы при исследовании проблем формирования экологического законодательства акцент прежде всего делался на природоохранное законодательство или на законодательство об отдельных природных ресурсах1.

Целью данного диссертационного исследования является анализ характера и уровня правовой разработанности природоресурсного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как единой системы. Достижение поставленной цели обеспечивается реализацией следующих научных задач:

— оценить федеральные природоресурсные нормативные правовые акты как систему государственного природоресурсного законодательства;

— определить роль и место регионального природоресурсного законодательства в системе законодательства Российской Федерации;

— осуществить сравнительный анализ степени соотношения федерального и регионального уровней природоресурсного законодательства, наметить направления их более согласованного развития;

1 См. об этом: Маликова Э. М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан. Дис.. канд. юр. наук. Уфа, 1995; Шаретдинов Э. Ф. Концепция развития природоохранного законодательства Республики Башкортостан. Дис.. канд. юр. наук. Уфа, 1995; Бородавкина Н. М. Правовое регулирование экологических отношений в субъектах Российской Федерации. Дис.. канд. юр. наук. Оренбург, 1999; Гиззатуллин Р. Х. Правовая охрана животного мира законодательством Республики Башкортостан. Дис.. .канд. юр. наук. Уфа, 1998; Латыпов Ф. Т. Правовая охрана лесов законодательством Республики Башкортостан. Дис.. канд. юр. наук. Уфа, 1998; др.

— 10- исследовать процесс формирования и содержательную основу природоресурсного законодательства Саратовской области как одного из крупных субъектов Российской Федерации;

— выявить предпосылки и показать пути дальнейшего совершенствования природоресурсного законодательства Саратовской области.

Методологическую основу диссертации составляют научные принципы и методы исследования, основанные на требованиях объективного и всестороннего анализа современных представлений о состоянии окружающей природной среды в конце XX века, о характере использования природных ресурсов, об экологическом праве и законодательстве, о путях формирования системы законодательства в федеративном государстве, а также основные положения Концепции устойчивого развития. Согласно Концепции представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Одним из важнейших условий устойчивого развития является создание отлаженной системы «центр — регионы», закрепленной законодательно.

Особенно важное значение в методологическом отношении представляют труды ряда ученых: С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, А. К. Голиченкова, JI.A. Заславской, Н. Д. Казанцева, О. С. Колбасова, О. И. Крассова, И. Ф. Панкратова, В. В. Петрова, Ф. М. Раянова, Ю. С. Шемшученко и др.

В диссертации использованы такие методы исследования, как сравнительно-правовой анализ, системный подход, логический (метод дедукции) и некоторые другие методы.

Нормативно — информационную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные указы и распоряжения Президента РФ, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам использования и охраны природных ресурсовнакопленные знания о природных объектах, выступающих и в качестве природных ресурсово современном соотношении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектамиоб общих чертах и особенностях правового регулирования использования и охраны природных ресурсов в субъектах Российской Федерации. Особенно широко использованы законодательные акты Саратовской области, принятые в период с 1994 г. по 2000 г., а также Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1997;1998 гг.

Научная новизна диссертационного исследования обеспечивается сравнительным подходом к рассмотрению федерального и регионального природоресурсного законодательства как единой правовой системы и конкретно заключается в следующем:

— дана современная трактовка понятий «экологическое право», «природ оресурсное законодательство», «природоохранное законодательство» и установлено их взаимное соотношение;

— проведено рассмотрение природоресурсного законодательства на федеральном и региональном уровнях как единой правовой системы Российской Федерации;

— определены правовые основы формирования регионального природоресурсного законодательства, его общие и особенные характеристики в отдельных субъектах Российской Федерации;

— выявлены эколого-экономические условия и важнейшие направления развития природоресурсного законодательства в Саратовской области;

— 12- намечены наиболее перспективные аспекты совершенствования законодательства в природоресурсной сфере для Саратовской области как одного из крупных регионов Российской Федерации.

В работе автором обоснованы следующие положения:

— сформировавшаяся к настоящему времени комплексная отрасль экологического права включает в себя все природоресурсное и природоохранное право, а также экологизированные нормы других отраслей права;

— природоресурсное законодательство, являясь структурной частью экологического права, является особой законодательной системой;

— законодательство субъектов Российской Федерации, в том числе природоресурсное законодательство, представляет собой объективную реальность, с которой нельзя не считаться при формировании федерального законодательства;

— природоресурсное законодательство Саратовской области является составной частью природоресурсного законодательства Российской Федерации и призвано регулировать отношения по использованию и охране природных ресурсов с учетом региональных особенностей;

— дальнейшее развитие и совершенствование природоресурсного законодательства Саратовской области в целом и по отдельным его направлениям состоит в постепенном и целесообразном переходе от разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов к подготовке и принятию региональных законов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены на международной научной конференции «Современное Поволжье. Региональное развитие в ситуации социокультурного пограничья» (Саратов, сентябрь 1998 г.), региональной научной конференции в Саратовском институте Московского государственного университета коммерции «Коммерческая деятельность и образование: опыт и проблемы».

Саратов, апрель 1999 г.), а также на ежегодных научных конференциях аспирантов и сотрудников Саратовской государственной академии права.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов в последующей научной разработке проблем использования и охраны природных ресурсов, как на уровне Саратовской области, так и на уровне Российской Федерации в целом.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы органами законодательной власти в процессе дальнейшего совершенствования природоресурсного законодательства Саратовской области.

Диссертационные данные могут быть использованы в учебном процессе вузов и колледжей при преподавании учебных курсов «Экологическое право Российской Федерации», «Регионалистика», «Российское право» и др.

— 150-Заключение.

Природоресурсное законодательство как самостоятельная отрасль права в нашей стране оформилось недавно. На рубеже 50−60-х годов по сути дела в законах Союза ССР нашел отражение только сам факт наличия в обществе проблем экологического и природоресурсного характера. И хотя данное направление законодательства в 60−70-е годы еще не получило должного развития, оно зародилось, стимулируя юридическую науку и оказывая все нарастающее воздействие на политику государства.

Значительное место в научном осмыслении новой для общества проблемы первоначально занимали вопросы отработки понятийного аппарата. От формулирования того или иного определения, от различной трактовки отдельных понятий зависел масштаб правового пространства, создаваемого природоресурсными и природоохранными нормативными правовыми актами, их содержание и механизм реализации. Совершенно естественной оказалась научная полемика 70-х, а затем 90-х годов о правовом и социальном содержании целого ряда понятий в данной сфере. В результате достаточно отработано понятие «природоресурсное законодательство», определено место данной отрасли в системе законодательства Российской Федерации.

В последнее десятилетие с принятием большого количества законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов было сформировано специфическое природоресурсное направление в развитии российского законодательства. Федеральный уровень законодательных актов в рамках этого направления характеризуется большим разнообразием и охватывает весь перечень природных ресурсов, а именно: землю, недра, вода, лес, животный мир и атмосферный воздух. Даже достаточно общий анализ всех нормативных правовых актов в этой сфере позволяет оценивать их как систему природоресурсного законодательства. Для такой оценки, по нашему мнению, имеются следующие основания. Во-первых, природоресурсное законодательство охватывает огромный массив природных ресурсов (объектов) — широчайшую и жизненно важную для общества сферу правового регулирования. Во-вторых, основные принципы и правовые установки природоресурсного законодательства ориентированы на Основной Закон страны, базируются непосредственно на положениях Конституции Российской Федерации. В-третьих, данное законодательство составляют нормативные правовые акты, принимаемые всеми субъектами права федерального уровня, но представляющие собой единый пакет законодательных актов. В-четвертых, природоресурсное законодательство имеет системную конструкцию и по вертикали, включающую нормативные правовые акты федерального (государственного), регионального (субъектного) и местного (муниципального) масштаба. Причем активно развиваются все названные уровни.

Все более существенное место в системе природоресурсного законодательства на протяжении последних лет занимает региональное законодательство. Большинство субъектов Российской Федерации активно пользуется своим правом законотворчества, в том числе в сфере регулирования природопользования. В настоящее время в регионах России принимается огромное количество законодательных актов в масштабе своей территории. Особенно много их принято по вопросам землепользования и недропользования.

Оценивая положительно законодательный процесс в субъектах Российской Федерации по вопросам использования и охраны природных ресурсов в целом, отметим его определенную противоречивость. С одной стороны, региональное законодательство позволяет лучше отразить особенности и интересы того или иного региона, делает более целесообразным и эффективным применение соответствующих правовых норм, укрепляет политический авторитет, повышает статус субъектов РФ. Но с другой стороны, природоресурсное законодательство многих республик, краев, областей, округов содержит большое количество отступлений от федерального законодательства, несоответствий и даже противоречий с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Такое положение разрывает единое правовое пространство страны, затрудняет законодательный процесс и осложняет внутреннюю политику в Российском государстве.

Снятию или значительному устранению противоречивого характера регионального природоресурсного законодательства, по нашему мнению, должны способствовать активные действия органов государственной власти Российской Федерации в следующих направлениях. Во-первых, усиление контроля над региональным законодательным процессом, приведение в соответствие с федеральным законодательством всех региональных нормативных правовых актов. Во-вторых, постепенный отказ от договорных отношений с субъектами Федерации и перевод всех отношений на единую законодательную основу. В-третьих, более четкое законодательное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере использования и охраны природных ресурсов. Сегодняшний уровень такого разграничения не всегда поддается единообразному толкованию, создавая определенные юридические коллизии.

Необходимость реализации данных направлений хорошо просматривается на примере Саратовской области. Являясь одним из крупных субъектов Российской Федерации, располагая значительными запасами природных ресурсов, область всегда нуждалась в собственном природоресурсном законодательстве. Политически активные властные структуры в последние годы стимулировали законодательный процесс. И теперь в области налицо активно формирующееся природоресурсное законодательство. Этот массив уже характеризуется определенными чертами, присущими системе, хотя окончательно система природоресурсного законодательства Саратовской области еще не сложилось. Ее подробный анализ убеждает в необходимости дальнейшего совершенствования как федерального, так и областного природоресурсного законодательства, усиления согласованности между этими двумя уровнями, устранения отмеченных противоречий и поднятия регионального законодательства на качественно новый уровень принятия законов, а не подзаконных нормативных правовых актов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. (с изм. и доп.) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768- САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (в ред. Федеральных законов от 20 февраля 1996 г. и от 26 августа 1996 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 773- СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4026.
  4. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
  5. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.6. б. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
  6. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.
  7. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457- 1993. № 29.
  8. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834- № 29. Ст. 1690- 1993. № 2. Ст. 74- СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823- 1999. № 7. Ст. 879- 2000. № 2. Ст. 141.
  9. Закон РФ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
  10. Закон РФ от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
  11. Закон РФ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. № 3. Ст. 141.
  12. Закон РФ от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия» //СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105.
  13. Закон РФ от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067.
  14. Закон РФ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
  15. Закон РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  16. Закон РФ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» // СЗРФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  17. Закон РФ от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
  18. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.
  19. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4932.
  20. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.
  21. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
  22. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» // СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 740.
  23. Указ Президента РФ от 28 февраля 1996 г. «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» // СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 880.
  24. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026.
  25. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. № 15. Ст. 1572.
  26. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. № 7.
  27. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» // САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 78.
  28. Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» // САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779.
  29. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. «О порядке централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3135.
  30. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю» // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3623.
  31. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. «Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства» // СЗ РФ. 1995. № 40. Ст. 3820.
  32. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений» // СЗ РФ. 1995. № 40. Ст. 3821.
  33. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 592.
  34. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» //СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 807.
  35. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 808.
  36. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3750.
  37. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. «О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов» // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4564.
  38. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.
  39. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. «О внесении изменений в Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель» // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 245.
  40. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 243.
  41. Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 385
  42. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443.
  43. Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. «О порядке определения нормативной цены земли» // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1539.
  44. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. «О Концепции федеральной целевой программы „Обеспечение населения России питьевой водой“ и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения» // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1294.
  45. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1998 г. «Об утверждении Плана законодательных работ Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 19.
  46. Постановление Правительства РФ от 22 июля 1998 г. утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3784.
  47. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания» // СЗ РФ. № 7. Ст. 917.
  48. Типовые правила охоты в РСФСР от 1 марта 1974 г. // Отд. изд. М., 1974.
  49. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области» от 4 июля 1997 г. // Отд. изд. Саратов, Правительство Саратовской области, 1997.
  50. Соглашение «О разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей природной среды между Правительством РФ и Правительством Республики Северная Осетия» от 23 марта 1995 г. // Северная Осетия. 1995. 29 марта.
  51. Закон Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1992 г. «О недрах» // Якутские ведомости. 1993. 29 января.
  52. Закон Республики Татарстан от 25 декабря 1992 г. «О недрах» // Ведомости Верховного Совета Республики Татарстан. 1992. № 5.
  53. Закон Краснодарского края от 2 декабря 1996 г. «Об охране земель сельскохозяйственного назначения» // Кубанские новости. 1996. 17 декабря.
  54. Закон Саратовской области от 27 февраля 1997 г. (в ред. от10 августа 1999 г.) «О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 8. Ст. 674.
  55. Закон Саратовской области от 2 июня 1997 г. (в ред. от 30 января1998 г.) «О пчеловодстве и охране пчел» // Отд. издание. Саратов, 1998.
  56. Закон Саратовской области от 5 июня 1997 г. «О прекращении прав на землю на территории Саратовской области» // Саратовские вести. 1997.11 июня.
  57. Закон Саратовской области от 24 июля 1997 г. (в ред. от 10 августа1999 г.) «О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 8. Ст. 673.
  58. Закон Саратовской области от 17 ноября 1997 г. «О земле» // Саратовские вести. 1997. 19 ноября.
  59. Закон Саратовской области от 29 декабря 1998 г. «О ставках платы за пользование водными объектами на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 6. Ст. 557.
  60. Закон Саратовской области от 6 мая 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 5. Ст. 362.
  61. Закон Саратовской области от 28 июля 2000 г. «О водопользовании в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 2000. № 7. Ст. 485.
  62. Постановление Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 1993 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым» // Якутские ведомости. 1994. 23 февраля.
  63. Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 25 июля 1996 г. «Об утверждении Временного Положения о регулировании земельных отношений в Тверской области» // Тверские ведомости. 1996. 1622 августа.
  64. Постановление Саратовской областной Думы от 15 декабря 1996 г. «О категории и картограмме особо ценных продуктивных земель Саратовской области» // Саратовские вести. 1997. 13 января.
  65. Постановление Губернатора Саратовской области от 12 сентября1997 г. (с изм. от 5 июля 1999 г.) «О лицензировании водопользования на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 7. Ст. 570.
  66. Постановление Губернатора Саратовской области от 1 июля 1998 г. «Об утверждении шкалы базовых размеров цены земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 1. Ст. 64.
  67. Постановление Губернатора Саратовской области от 14 июля1998 г. «Об официальном периодическом издании «Собрание законодательства Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 1. Ст. 80.
  68. Постановление Губернатора Саратовской области от 24 августа 1999 г. «Об утверждении Правил охоты на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 8. Ст. 707.
  69. Распоряжение Губернатора Саратовской области от 19 декабря 1998 г. «О борьбе с браконьерством на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 6. Ст. 602.
  70. Распоряжение Губернатора Саратовской области от 29 декабря 1998 г. «О мерах по разработке комплексной программы «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 6. Ст. 625.
  71. Постановление Администрации Саратовской области от 26 января 1994 г. «Об утверждении Положений по лицензированию недропользования» // Отд. издание. Саратов, 1994.
  72. Постановление Правительства Саратовской области от 6 октября 1998 г. «О ведении лесного хозяйства на территории лесопаркового хозяйства «Кумысная поляна» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 4. Ст. 436.
  73. Постановление Правительства Саратовской области от 26 октября 1998 г. «Об областной программе на 1998−2010 годы «Минеральные воды
  74. Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 4. Ст. 444.
  75. Постановление Правительства Саратовской области от 21 декабря1998 г. «О Программе развития рыбной отрасли Саратовской области на 19 992 005 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. № 6. Ст. 656.
  76. Постановление Правительства Саратовской области от 29 июля1999 г. «Об областной комплексной программе «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой в 1999—2010 гг.» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 7. Ст. 642.
  77. Постановление Правительства Саратовской области от 30 августа 1999 г. «О рациональном использовании запасов речного рака в рыбохозяйственных водоемах Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 8. Ст. 745.
  78. Распоряжение Правительства Саратовской области от 5 мая 1999 г. «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и земли промышленности и транспорта» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. № 5. Ст. 434.
  79. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ. М., 1999.
  80. В.А. Основы природопользования: теоретический аспект. М., 1978.
  81. А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.
  82. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  83. В.П. К вопросу о природоресурсовом праве // Вестник Моск. ун-та. Сер. И. Право. 1977. № 1.
  84. С., Новиков А., Чернышев А. Особенности развития политико-экономических процессов в российской провинции. Саратов-Москва, 1997.
  85. С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М., 1983.
  86. С.А. Природа: что мы можем. М., 1987.
  87. А. П. Центр и регионы сегодня: взаимодействие с позиций администрации Президента Российской Федерации // Материалы научной сессии Академии социальных наук РФ 5 декабря 1996 г. М., 1997.
  88. Н.М. Правовое регулирование экологических отношений в субъектах Российской Федерации. Дис.. канд. юр. наук. Оренбург, 1999.
  89. М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1998.
  90. М.М. Эколого-правовые основы устойчивого развития. Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. проф. Э. Н. Жевлакова. М., 1998.
  91. М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985.
  92. В.А., Казакова М. С. Деятельность КПСС по организации охраны природных ресурсов // Вопросы истории КПСС. 1972. № 10.
  93. География Саратовской области / Под ред. Н. В. Тельтевской. Саратов, 1993.
  94. Р.Х. Правовая охрана животного мира законодательством Республики Башкортостан. Дис.. канд. юр. наук. Уфа, 1998.
  95. А. П. О тенденциях законодательных процессов в субъектах Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конференции / Под ред. проф. В. И. Новоселова. Саратов, 1998.
  96. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.
  97. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1997 году. Саратов, 1998.
  98. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1998 году. Саратов, 1999.
  99. .П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем? // Государство и право. 1999. № 4.
  100. Закон о земле на весах Фемиды // Саратовские вести. 1998. 13, 14 августа.
  101. Л.А. Вопросы кодификации законодательства о природных ресурсах // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995−1998 гг. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  102. Зеленый мир. 1996. № 13, 27.
  103. А.А. Вопросы эффективности регионального законодательства // Становление государственности и местного самоуправления в регионах России (на примере Саратовской области). Саратов, 1997.
  104. Земля знает себе цену // Саратовские вести. 1998. 15 октября.
  105. А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира. Ереван, 1997.
  106. Н.Д. О преподавании в высших юридических учебных заведениях курса «Правовая охрана природы» // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1961. № 1.
  107. Н.Д. Природноресурсовое право и его пределы как интегрированной отрасли права // Вестник Моск. ун-та. Сер. Право. 1967. № 6.
  108. Н.Д. О некоторых вопросах кодификации природоохранительного законодательства // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1971. № 6.
  109. Т.Г. Правовое регулирование охраны окружающей среды регионов // Государство и право. 1994. № 2.
  110. О.С. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Итоги науки и техники. М., 1978.
  111. О.С. Экология: политика право. М., 1976.
  112. К.Е. Договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей // Журнал российского права. 1998. № 8.
  113. Комментарий к Закону Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае». Краснодар, 2000.
  114. Концепция «Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы» //Федерализм. 1997. № 1(5).
  115. О. Всегда ли собственник хозяин? // Саратовские вести. 1998. 28 августа.
  116. И. Законодательство республик в составе России. // Закон. 1993. № 10.
  117. О.И. Право лесопользования в СССР. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1991.
  118. .С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду // Федерализм. 1997. № 5.
  119. .С. Проблема разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов // Федеративное устройство: реализация Конституции РФ. М., 1995.
  120. И.Д. Экологические проблемы: социально-политический и идеологический аспекты. М., 1982.
  121. МЛ. Пока не поздно. Размышления экономиста — эколога. М., 1991.
  122. В.Н. Развитие Федерации и Конституция России // Государство и право. 1997. № 8.
  123. Т.Н. Проблемы законодательства о животном мире // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995−1998 гг. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  124. Э.М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан. Дис.. канд. юр. наук. Уфа, 1995.
  125. Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.
  126. Материалы межреспубликанской научной конференции «Проблемы совершенствования экологического законодательства и эффективности его применения». Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ. М., 1993.
  127. Н.Н. Можно ли сегодня говорить о контурах будущего // Полис. 1991. № 3.
  128. Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. № 5.
  129. МуксиновИ.Ш. Основы самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан // Конституционное право Республики Башкортостан: возникновение, становление и перспективы развития. Уфа, 1997.
  130. Ф.Р. Законодательство субъекта реальность, требующая осмысления // Журнал российского права. 1999. № 9.
  131. A.M. Материалы научной конференции «Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики» // Государство и право. 1993. № 11.
  132. М.П. Экологические проблемы в теории и политики КПСС. // Вопросы истории КПСС. 1982. № 5.
  133. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989.
  134. А. Земля есть, а будет ли хозяин? // Саратовские вести. 1998. 21 июля.
  135. Областной закон о земле реализуется // Саратовские вести. 1998. 24 июля.
  136. С.А., Шугуров В. В. О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (конституционно-правовые проблемы): Сб. статей. М., 1997.
  137. И.Ф. ГК РФ и земельное законодательство // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 1995.
  138. И.Ф., Сыродоев Н. А. Законодательство об охране и использовании животного мира. М., 1983.
  139. В.В. Экологическое право России. М., 1996.
  140. В.В. Экология и право. М., 1981.
  141. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989.
  142. Поволжский регион: состояние и перспективы. Саратов, 1992.
  143. Правовая охрана природы в СССР / Под ред. В. В. Петрова. М., 1976.
  144. Правовая охрана природы в СССР / Под ред. проф. В. В. Петрова. М., 1980.
  145. Правовые вопросы охраны природы в РСФСР / Под ред. проф. Г. Н. Полянской. М., 1963.
  146. В. Закон «О земле» год спустя // Саратовские вести. 1998. 24 декабря.
  147. Ф.М. Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. Уфа, 1996.
  148. Ф.М. Правовая охрана природы, а не экологическое право // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995−1998 гг. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  149. Ф.М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан: проблемы становления и совершенствования // Российский юридический журнал. 1994. № 2.
  150. В.И. О Лесном кодексе Российской Федерации // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995−1998 гг. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  151. Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
  152. С.Н. Социализм и природа. М., 1978.
  153. Социализм и природа: научные основы социалистического природопользования. М., 1982.
  154. Социалистическое государство. Сущность, функции и формы / Под ред. И. П. Ильинского, Д. А. Керимова, Н. В. Черноголовкина. М., 1976.
  155. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России: Сборник статей. Саратов, 1997.
  156. Становление договорных отношений Республики Башкортостан Российской Федерации (1990−1996 гг.): Сборник документов. Уфа, 1997.
  157. Е. Рушим мифы, но теряем клиентов // Саратовские вести. 1998. 5 августа.
  158. Е.С. На пути согласия в законотворчестве // Журнал российского права. 1997. № 12.
  159. М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 1.
  160. Судебная коллегия Верховного суда о законе «О земле» // Саратовские вести. 1998. 30 октября.
  161. Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблемы асимметричных федераций // Государство и право. 1997. № 8.
  162. JI.A. Водное право: современность и перспективы // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995−1998 гг. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  163. А.С. О понятии и содержании права окружающей среды // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1987. № 5.
  164. Точку поставит Верховный суд // Саратов. 1998. 24 июля.
  165. Ю.И. Природа. Общество. Закон. М., 1976.
  166. Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт: Сборник научных трудов. Выпуск 2−3. Новосибирск, 1997.
  167. Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995.
  168. Г. В. Об уточнении содержания учебных курсов земельного, экологического и аграрного права // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995−1998 гг. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  169. Э.Ф. Концепция развития природоохранного законодательства Республики Башкортостан. Дис.. канд. юр. наук. Уфа, 1995.
  170. Х.И., Тютекин Ю. И. Правовая охрана природы Молдавии. Кишинев, 1964.
  171. Ю.С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев, 1976.
  172. Ю.С. Правовая охрана окружающей среды в городах. Киев, 1988.
  173. Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989.- 174 214. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. проф. С. А. Боголюбова. М., 2000.
  174. Экологические проблемы в современной идеологической борьбе. Киев, 1984.
  175. Экология и право: Сборник статей / Под ред. проф. В. В. Петрова. М., 1986.
  176. Ю.В. У истоков новой цивилизации. М., 1993.
Заполнить форму текущей работой