Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
Сегодня можно констатировать, что в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах сформировалась собственная система органов государственной власти. Органы государственной власти учреждены конституциями и уставами субъектов Российской Федерации и их статус получил развитие в конкретных законах. Таким образом на уровне субъектов Федерации… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая
- Единство и многообразие в устройстве системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 1. Соотношение единства и многообразия как сущность нового российского федерализма
- 2. Разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по устройству системы органов государственной власти субъектов Федерации
- Глава вторая.
- Единообразие и специфика в построении системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
- 1. Формы организации государственной власти в субъектах РФ и их законодательное закрепление
- 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
- 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ
- 4. Судебная власть в субъектах РФ
Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Вопросы федеративного устройства российского государства, всегда являвшиеся предметом внимания науки конституционного права, в последнее время приобрели особую значимость. В аспекте темы данного исследования под федерализмом понимается совокупность идей о федеративной форме государственного устройства, конституционное закрепление и практика федеративных отношений1. Федерация же мыслится как форма государственного устройства с присущими ей особыми признаками2. Таким образом, федерация и федерализм соотносятся как форма и содержание. А, как известно, в рамках одной формы в определенных пределах допустимо изменение содержания явления.
Происшедшие в 80 — 90-е годы существенные изменения общественного и государственного строя в Союзе ССР, а затем в Российской Федерации предопределили преобразование федерализма в России и привели к установлению федеративных отношений, именуемых в литературе «новым российским федерализмом» 3. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, подтвердившей принцип федерализма, но серьезно изменившей структуру федерации и некоторые принципиальные начала, на которых она была основана, позволяет говорить и о новом содержании института государственного устройства в современной России. Его исследование выдвигается как одно из актуальных направлений в конституционно-правовой науке.
Действующая Конституция Российской Федерации предоставила республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной.
1 См.: Конституционное право. Общая часть: Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд. 4.1. М., 1996.С. 47.
2 О видовых сущностных признаках федерации см.: Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. 1997. № 8. С. 63.
См.: Михалева H.A. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. 1994. № 6. С. 5−16- Пастухов В. Новый федерализм для России: инстигуционализация свободы // Полис. 1994. № З.С. 95−102. области, автономным округам право самостоятельно устанавливать систему их органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77). При этом учитываются политические, экономические, национальные, географические и другие региональные особенности, свойственные отдельным субъектам Российской Федерации.
Прежде всего система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими в их конституциях и уставах. Это высшая ступень правового регулирования на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Рассмотрение соответствующих конституционных и уставных норм позволило описать устройство органов государственной власти значительного числа субъектов Российской Федерации, в том числе изобразив его схематично, проанализировать и сравнить структуру и связи различных систем, выявив их общие черты и особенности.
Кроме того, анализу подверглись многие законы субъектов Российской Федерации. Как известно, право законодательствовать, которое теперь имеют все субъекты Российской Федерации, реализуется ими путем принятия многочисленных законов, в частности, касающихся формирования и деятельности их органов государственной власти. В связи с этим для теории и практики является актуальным изучение в сравнительном аспекте законодательства субъектов Российской Федерации и его оценка с точки зрения полноты и качества регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, а также его соответствия федеральному законодательству.
В ходе реализации субъектами Российской Федерации права устанавливать систему их органов государственной власти возникают правовые, фактические, а также теоретические проблемы, анализ и разрешение которых представляет значительный интерес как для науки конституционного права, так и для практики государственного строительства. Одна из таких проблем связана с предусмотренной Конституцией необходимостью разработки и принятия федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, который призван сориентировать субъекты Федерации в устройстве системы их органов. Однако тот факт, что до сих пор такой закон не принят, делает актуальной задачу подготовить теоретическую базу для закрытия образовавшейся в результате этого правовой ниши. Для этого важно выяснить проблему соотношения полномочий Федерации и полномочий ее субъектов в такой сфере совместного ведения, как установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Федерации (п." н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Сложности в исследовании данного вопроса связаны с неопределенностью содержания некоторых конституционных норм, что привело к необходимости обращения к решениям Конституционного Суда Российской Федерации по их официальному толкованию, а также изучению доктринального толкования соответствующих положений Конституции Российской Федерации в теоретических источниках науки конституционного права.
В процессе реализации норм конституционного законодательства Федерации и ее субъектов, посвященных порядку формирования системы и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, складывается практика, требующая изучения и обобщения. Определенные попытки в данном направлении предприняты в настоящей диссертационной работе.
Актуальным представляется также сравнительное исследование различных форм организации государственной власти в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, систематизация встречающихся вариантов. Такой подход позволил выявить общее и особенное в устройстве органов государственной власти различных субъектов Российской Федерации и доказать, что имеющееся многообразие, безусловно, обогащает российский федерализм. Вместе с тем есть пределы, выход за которые чреват нарушением единства и целостности Российской Федерации, а значит подрывом ее государственной безопасности. Определение таких пределов, уяснение их сути имеют важное значение для поддержания устойчивости федерализма в России. Широкие же возможности в устройстве системы органов государственной власти, предоставленные и реализуемые субъектами Федерации, являются подтверждением демократизма российского федерализма.
Выделенные проблемы, ряд других вопросов, выбор подходов к их раскрытию и ожидаемые теоретические и практические результаты исследования делают актуальной разработку темы настоящей диссертации.
Предмет, цель и задачи исследования.
Предметом диссертационного исследования является конституционно-правовое обоснование и закрепление системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. В этой связи в работе рассматриваются теоретические и нормативные начала, на которых строится законодательная, исполнительная и судебная власть в субъектах Федерации, выявляется общее и особенное в организации системы органов государственной власти в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, решений.
Конституционного Суда РФ, конституций и уставов, соответствующих законов субъектов Федерации, а также теоретических положений науки конституционного права дать целостное представление о системе органов государственной власти различных видов субъектов Российской Федерации, показав, как в российском федерализме проявляется общее и особенное в организации и функционировании государственной власти на двух ее уровнях. Целью работы является также обоснование некоторых теоретических выводов и практических предложений, которые могут быть использованы для дальнейших научных разработок в законотворческой практике.
Сформулированные цели исследования предопределили решение следующих задач: во-первых, раскрытие таких черт нового российского федерализма как единство и многообразие применительно к построению системы органов государственной власти субъектов Федерацииво-вторых, исследование разграничения полномочий Федерации и ее субъектов в такой сфере их совместного предмета ведения, какой является устройство системы органов государственной власти субъектовв-третьих, на основе изучения проектов федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти внесение предложений по его содержаниюв-четвертых, исследование различных моделей организации государственной власти в субъектах РФ, их оценка на соответствие конституционному принципу разделения властейв-пятых, обобщение и конструирование различных форм системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отражающих общие принципы и разнообразие конкретных форм и связейв-шестых, изучение конституционно-правового статуса законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов Российской Федерации и рассмотрение специфики организации и деятельности каждого из трех видов названных органов, нашедшей отражение в законодательстве последних;
Многочисленное количество субъектов, входящих в Российскую Федерацию, не позволило рассмотреть системы органов государственной власти всех без исключения республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Однако, многие их них стали предметом внимания автора. Наиболее специфичные формы рассмотрены отдельно. Другие изучены, а материал о них использован как иллюстрации для обобщений и выводов.
Степень изученности проблемы и круг источников.
Специальных работ, в которых исследовалась бы в целом существующая сегодня система органов государственной власти субъектов Российской Федерации всех видов, пока нет. Отсутствие предусмотренного Конституцией РФ федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти свидетельствует о серьезном пробеле в правовом обеспечении темы и не способствует ее активному изучению. Кроме того, огромное в сравнении с другими федерациями мира число субъектов в Российской Федерации создает значительные трудности в собирании, изучении и обобщении нормативного и практического материала, что также является препятствием к ее комплексной разработке.
В общих работах, посвященных различным проблемам федерализма, затрагивались лишь, некоторые аспекты, касающиеся организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации4. Отдельным сторонам деятельности органов государственной власти субъектов РФ посвящено несколько журнальных статей5. Кроме того имеются несколько.
4 Например: Государственное право Российской Федерации. Учебник. Под. ред. Кугафина O.E. М.
1996. С. 471−510- Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России. М.
1997. С. 168−192, 211−241.
5 Например: Студеникина М. С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права 1997. № 1. С. 59−68- Боброва H.A. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации// Государство и право. 1995. № 11. диссертационных исследований, посвященных системе органов государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации6.
Источники, с которыми работал автор, включают теоретические работы и нормативные акты. В первую группу входят теоретические работы, посвященные проблемам федерализма, принципам и устройству органов государственной власти. Изучение таких работ и составило теоретическую базу исследования. К ним, в частности, относятся труды Р. Г. Абдулатипова, С. А. Авакьяна, H.A. Богдановой, Л. Ф. Болтенковой, Д. Л. Златопольского, И. П. Ильинского, JI.M. Карапетяна, Е. И. Козловой, Б. С. Крылова, К. Д. Коркмасовой, С. С Кравчука, O.E. Кутафина, И. Д. Левина, А. И. Лепешкина, В. Н. Лысенко, H.A. Михалевой, В. А. Ржевского, С. Л. Ронжна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Б. С. Эбзеева, И. А. Умновой, О. И. Чистякова,.
B.Е. Чиркина, Б. В. Щетинина и других авторов.
Число работ, в той или иной мере, касающихся непосредственно предмета исследования, незначительно. Это сделало необходимым изучение и анализ федерального законодательства и большого массива законодательных актов субъектов Федерации, составивших вторую группу изученных источников. В нее входят Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные конституционные законы, ряд федеральных законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Законодательство субъектов Российской Федерации, исследованное в диссертации, представлено конституциями и уставами, и радом законов отдельных субъектов об их органах государственной.
C. 41−48- Мипоков М. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (сравнительный анализ) // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. № 3−4. С. 57−65.
6 Например: Степанова A.A. Система высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Автореферат канд. дис. Якутск. 1995; Пашков Е. П. Государственно-правовой статус республики Карелия. Автореферат канд. дис. М. 1993. власти. Некоторые материалы о практической деятельности по организации системы органов государственной власти отдельных субъектов почерпнуты из публикаций, в частности, в журнале «Российская Федерация» .
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы: системно-структурный, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания, обращенные к правовой проблематике. Диалектика соотношения общего, особенного и отдельного используется как основной методологический подход к раскрытию темы. Кроме того метод моделирования применяется как прием исследования, позволяющий на основе анализа давать обобщенные характеристики изучаемых институтов.
Новизна диссертационного исследования. Политические и правовые процессы последнего десятилетия повлияли на становление и устройство системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и закрепляющее ее законодательство. Обращение к этим проблемам предопределило новизну темы и актуальность ее разработки. Впервые сделана попытка комплексно исследовать систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом предметом изучения стала организация государственной власти в субъектах Российской Федерации всех видов: республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. В результате анализа и обобщения выделены схожие структурные и содержательные черты и признаки, а также специфические особенности в устройстве системы органов государственной власти различных видов и отдельных субъектов Российской Федерации.
Новизна работы проявляется также в подходах к раскрытию темы. Последовательность расположения структурных частей работы предопределяется стремлением логически связать вопросы теории федерализма и его нормативную основу, воплощенную в действующей системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом общим соединяющим фактором стало соотношение единства и многообразия в нормативном закреплении и практике устройства всей системы органов субъектов Федерации и отдельных видов таких органов. В результате анализа нормативных актов сформулированы следующие положения, выносимые диссертантом на защиту.
1. Новое содержание федеративных отношений не изменило сути Федерации в России, и прежде всего, не поколебало таких принципиальных ее характеристик как единство и целостность. Одним из проявлений названных качеств является то, что органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов организуются и действуют как самостоятельные уровни целостной системы, основанной на общих принципах функционирования и обеспеченной совокупностью организационно-правовых гарантий.
2. В диссертации обосновывается разделение полномочий Федерации и ее субъектов по предмету совместного ведения — установлению общих принципов организации системы органов государственной власти (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). При этом к компетенции Российской Федерации относится закрепление основных начал организации органов государственной власти на всех ее уровнях, что формализуется в ряде конституционных норм-принципов об основах конституционного строя в Российской Федерации. Кроме того, в федеральный закон, принятие которого вытекает из ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, должны быть включены принципиальные положения, определяющие общую модель организации государственной власти в субъектах Федерации. В рамках такой модели допустимы различные варианты с учетом особенностей, свойственных конкретным субъектам. Принципиальный выбор варианта устройства системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации и в связи с этим конкретизация принципов, установленных Федерацией, а также образование названных органов относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации.
3. Установление системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации как полномочие таких субъектов включает, кроме определения принципиальных начал, целый ряд организационно-правовых мероприятий: во-первых, разработку и принятие соответствующих актов, составляющих правовую основу этой системыво-вторых, проведение мероприятий по образованию органов государственной власти, входящих в эту системув-третьих, политико-правовое, организационное и материальное обеспечение деятельности рассматриваемой системы.
4. Выступая важным правовым ориентиром, принцип разделения властей, провозглашенный в Конституции Российской Федерации как основа конституционного строя Российской Федерации, не должен быть препятствием для многообразия форм организации государственной власти в субъектах Российской Федерации и вариантов устройства системы органов на данном уровне. Широта и подвижность этого принципа при сохранении его сущности позволяют субъектам Федерации проявить самостоятельность в данной сфере государственного строительства и ее конституционно-правовом регулировании.
5. Отсутствие федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти не лишает субъекты Российской Федерации права устанавливать систему органов государственной власти на своем уровне и законодательно ее закреплять. Такое опережающее законодательство субъектов не противоречит принципам взаимоотношений Федерации и ее субъектов и распределению компетенции в Российской Федерации. Однако после принятия названного федерального закона законодательство субъектов должно быть приведено в соответствие с ним.
6. Особое место, значимость и самостоятельность законодательных органов в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается их представительной природой, выделением для них собственной и исключительной компетенции, складывающейся в сфере законотворчества, а также принципом верховенства закона. Связанность всех законодательных органов в Российской Федерации гарантируется принципом верховенства Конституции РФ и федерального закона.
7. Специфика органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключается в том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов они входят в единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Это способствует сохранению целостности федеративного государства. Вместе с тем именно в устройстве названного вида органов государственной власти субъектов Федерации в наибольшей степени проявляется многообразие форм и вариантов связей.
8. Закрепление конституционным законодательством единой федеральной судебной системы не позволяет характеризовать судебные органы субъектов Федерации как самостоятельную законченную систему, что укрепляет федеральную государственность. «Усеченносгь» судебной ветви власти в субъектах Российской Федерации проявляется в том, что она представлена только органами конституционного контроля (надзора) (там, где они предусмотрены законодательством и созданы), а также институтом мировых судей.
Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается во внесении определенного вклада в разработку одной из важных и еще малоизученных тем науки конституционного права. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы будут способствовать дальнейшему накоплению теоретического знания о федеративных отношениях, устройстве и взаимоотношениях органов государственной власти в Российской Федерации, совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки.
Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в обобщении законодательной практики, обосновании рекомендаций, выдвинутых по проблемам, связанным со становлением и дальнейшим развитием системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и во внесении предложений по внедрению в практику таких рекомендаций. Проведенный в диссертации анализ конституционно-правовых норм, регулирующих отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, делает возможным использовать соответствующие положения диссертации в законотворчестве как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе в юридических вузах. В частности, предложенные автором схемы представляют своего рода учебное пособие по курсу конституционного права и соответствующим специальным курсам.
Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре конституционного права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Автором диссертации опубликованы две статьи.
Задачи и методика исследования предопределили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Приложением к работе являются 23 схемы, иллюстрирующие формы организации государственной власти в конкретных субъектах Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах складываются йз норм законодательства двух уровней. На федеральном уровне для всех субъектов Российской Федерации вырабатывается общая модель организации государственной власти. В законодательстве самих субъектов Российской Федерации проявляется разнообразие форм такой организации. Все это существенно сказывается на содержании федеративных отношений современной России, отражаясь на их правовом закреплении и практике осуществления правовых предписаний.
Изучение теории вопроса и значительного массива законодательных актов позволило выявить некоторые проблемы, которые в настоящее время имеют место в сфере установления системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Сегодня можно констатировать, что в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах сформировалась собственная система органов государственной власти. Органы государственной власти учреждены конституциями и уставами субъектов Российской Федерации и их статус получил развитие в конкретных законах. Таким образом на уровне субъектов Федерации создана нормативная основа для формирования и функционирования таких систем. Более того, практика показывает, что с возможная корректировка тех или иных элементов статуса отдельных органов, включенных в такие системы. Это может быть связано с рядом факторов: во-первых, с принятием новых федеральных законов и, прежде всего, федерального закона об общйх принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацииво-вторых, апробированием на практике созданных государственных структур и сложившихся институтов и потребностью их совершенствованияв-третьих, возможным признанием Конституционным Судом Российской Федерации тех или иных норм законодательства субъектов Федерации об устройстве их органов государственной власти неконституционными.
Таким образом, создание и деятельность полноценных систем органов государственной власти субъектов Российской Федерации является одним из свидетельств завершения становления федеративной государственности в России.
Список литературы
- Нормативные акты.
- Конституция Российской Федерации 1993 г. М. 1993.
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
- Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» в редакции от 18 января 1995 г. // Ведомости 1992. №
- Ст. 243- Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 7. Ст. 496.
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 1991 г. «О назначении Тяжлова А. С. главой администрации Московской области» // Ведомости. 1991. № 43. Ст. 1394.
- Указ Президента Российской Федерации № 1969 от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 24. Ст. 2598.
- Указ Президента Российской Федерации № 1226 от 22 августа 1996 г. «О выборах глав исполнительной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 36. Ст. 4194.
- Указ Президента Российской Федерации № 1227 от 22 августа 1996 г. «О выборах глав исполнительной власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 36. Ст. 4195.
- Указ Президента Российской Федерации № 1253 от 26 августа 1996 г. «О выборах главы исполнительной власти Калужской области"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 36. Ст. 1263.
- Указ Президента Российской Федерации № 1425 от 8 октября 1996 г. «О выборах главы исполнительной власти Ставропольского края"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 42. Ст. 4791.
- Указ Президента Российской Федерации № 1426 от 8 октября 1996 г. «О выборах главы администрации Воронежской области"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 42. Ст. 4792.
- Указ Президента Российской Федерации № 1431 от 13 октября 1996 г. «О выборах главы администрации Рязанской области"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 43. Ст. 4876.
- Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 № 172 «О выборах Президента Республики Татарстан"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 675.
- Постановление Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации № 116/858-П от 23 октября 1996 г. // Российская Газета. 29 октября 1996 г.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года «По делу о проверке конституционности ряда положений
- Устава (Основного Закона) Алтайского края"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.
- Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. — Вып. 2. М., 1996.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995- Вып. 2. М., 1996.
- Устав (Основной закон) Алтайского края // Алтайская правда. 1995. 14 июня.
- Устав (Основной закон) Воронежской области // Коммуна. 1995. 25 июля.
- Устав Красноярского края // Красноярский рабочий. 1996. 29 марта.
- Устав Московской области // Подмосковные известия. 1995. 31 августа.
- Устав Новгородской области // Новгородские ведомости. 1994. 16 сентября.
- Устав Пермской области // Пермские новости. 1994. 14 октября.
- Устав Свердловской области // Ведомости Свердловской областной Думы. 1995. № 5.
- Устав (Основной Закон) Ставропольского края // Ставропольская правда. 1994. 14 октября.
- Устав Тамбовской области // Тамбовская жизнь. 1994. 25 августа. Устав (Основной закон) Томской области. Томск. 1995.
- Закон Республики Калмыкия от 22 сентября 1994 года «О Народном Хурале (парламенте) Республики Калмыкия"// Изв. Калмыкии. 1994. 29 сентября.
- Закон Республики Тыва от 22 октября 1993 года «О статусе депутата Верховного Хурала Республики Тыва"// Тувинская правда. 1993. 16 ноября.
- Закон Чувашской Республики от 26 августа 1994 года «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики"// Сов. Чувашия. 1994. 24 сентября.
- Закон Республики Калмыкия от 6 июля 1995 года"0 Правительстве Республики Калмыкия"// Изв. Калмыкии. 1995. 18 июля.
- Закон Республики Тыва от 1 марта 1995 года «О Правительстве Республики Тыва"// Протокол заседаний 3-й сессии Верховного Хурала Республики Тыва: Заседание 9, 10 1995 г. апрель-май. С. 38−46.
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 29 мая 1996 года «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа"// Сб. законов и других нормат. актов, принятых Думой авт. окр. 1996. 23 мая. С. 53−71.
- Закон Республики Карелия № ХП-23−614 от 18 января 1994 г. «О выборах Председателя Правительства Республики Карелия // Карелия. 1994. 26 января -1 февраля.
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа № 6-оз от 20 июля 1995 г. «О выборах губернатора Ханты-Мансийского автономного округа» // Сб. законов и нормат. актов, принятых Думой Ханты-Мансийского авт. окр. 1995. 20 июня. С. 45−75.
- Закон Московской области от 15 апреля 1996 года «О главе администрации Московской области"// Весг. Мое. обл. думы. 1996. № 6. С. 20−23.
- Закон Республики Дагестан от 10 июня 1994 г. «О Конституционном Собрании Республики Дагестан» // Дагестанская правда. 1994. 16 июня.
- Конституционный закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 года «О Конституционной палате Республики Адыгея» // Сов. Адыгея. 1996. 4 июля.
- Закон Республики Бурятия от 25 октября 1994 года «О Конституционном Суде Республики Бурятия» // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1995. № 2 (13).
- Закон Республики Дагестан от 25 апреля 1996 года «О Конституционном Суде Республики Дагестан"// Собрание законодательства Республики Дагестан. 1996. № 5. Ст. 219.
- Закон Иркутской области от 15 марта 1996 года «Об Уставной палате» // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. Вып. 18. Иркутск. 1996. С. 12−39.
- Закон Республики Карелия от 17 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Карелия» // Карелия. 1994. 27 апреля 3 мая.
- Закон Республики Коми от 31 октября 1994 года «О Конституционном Суде Республики Коми» // Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994. № И.
- Закон Республики Коми от 22 декабря 1994 года «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Республики Коми"// Красное знамя. 1995. 5 января.
- Закон Республики Марий Эл от 27 февраля 1997 года «О Конституционном Суде Республики Марий Эл"// Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. № 4. Ст. 149.
- Закон Республики Мордовия от 6 февраля 1994 года «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Республики Мордовия // Сов. Мордовия. 1994. 18 февраля.
- Закон Республики Татарстан от 24 декабря 1992 года «О Конституционном Суде Республики Татарстан» // Изв. Татарстана. 1993. 28 января.
- Закон Республики Тыва от 24 декабря 1992 года «О Конституционном Суде Республики Тыва» (в редакции Закона от 15 февраля 1994 года) // Тувинская правда. 1994. 17 мая.
- Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 26 сентября 1995 года «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Республики Тыва» // Тувинская правда. 1995. 7 октября.
- Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России//Журнал российского права. М., 1997. № 8. С. 51−69.
- Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации // М., Российская Федерация. 1994. № 21. С. 18−27.
- Асимметричность федерации. М., 1997.
- Бачило ИЛ Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. М., 1993. № 7.С. 21−30.
- Безуглов A.A. Советский депутат: государственно-правовой статус. М., 1971.
- Боботов C.B. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика // Советское государство и право. М., 1989. № 3. С. 115−120.
- Боброва H.A. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. М., 1995. № 11. С. 43−48.
- Бондарь Н. Ростовская область: конституционная модель организации и политическая практика развития // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. М., 1997. № 2 (19). С. 86−100.
- Воеводин JI.Д., Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных социалистических стран. Учебник. М., 1985.
- Волгин И.П. Развитие общественной мысли во Франции. М., 1958.
- Гессен И.В. Судебная реформа. Спб., 1905.
- Государственное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. O.E. Кутафина. М., 1996.
- Горфинкель И. Свердловская область: становление политической системы и правовых институтов // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. М., 1997. № 1 (18). С. 62−72.
- Горфинкель И. Свердловская область // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. М., 1997. № 2 (19). С. 63−68.
- Демократические основы советского социалистического правосудия // Под ред. М. С. Строговича М., 1965.
- Десницкий И.В. Представление об учредительной, судебной власти в Российской империи. Спб., 1905.
- Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы. М., 1891.
- Доржиев Э.П. Федерализм в России: теоретико-правовй аспект. Автореферат канд. дис. М., 1997.
- Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997.
- Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве. Спб., 1903.
- Зазнаев О. Республика Татарстан // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. М., 1997. № 2. С. 69−78.
- Законы области как субъекта Российской Федерации. Воронеж., 1996.
- Златопольский Д.Л. СССР федеративное государство. М., 1967.
- Златопольский Д.Л. Национальная государственность союзных республик: некоторые актуальные вопросы // Советское государство и право. М., 1989. № 4. С. 12−19.
- Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые проблемы. Вест. Моск. Ун-та. Cep.ll. ПРАВО. 1991. № 5. С. 3−13.
- Ивановский В.В. Учебник государственного права. Казань., 1913.
- История политических и правовых учений. Учебник. М., 1989.
- История буржуазного конституционализма XYII-XYIII вв во Франции. М., 1983.
- Исполнительная власть в Российкой Федерации. М., 1996.
- Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. Сборник статей и обзоров. М., ИНИОН. 1995.
- Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус. М., 1996.
- Карапетян Л.М. К вопросу о моделях федерализма (критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право. М., 1996. № 12. С. 53−65.
- Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992.
- Киселева A.B. Принцип федерализма в российской Федерации. Автореферат канд. дис. Саратов., 1996.
- Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. Учебник. М., 1996.
- Кокошкин Ф.Ф. Автономия и федерация. Пг., 1917.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л. А. М., 1994.
- Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». М., 1996.
- Конституционный строй России. Выпуск II. М., 1995.
- Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие. М., 1994. Ч. 1.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Под ред. Б. А. Страшуна, М., 1993. Т. 1.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Под ред. Б. А. Страшуна. М. 1995., Т. 2.
- Коркмасова К.Д. Национальная государственность в СССР. Ростов на Дону., 1970.
- Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. М., 1997. № 3. С. 5−13.
- Кузнецов И.Н. Законодательная и исполнительная деятельность высших органов власти. М., 1965.
- Курс советского государственного права. Под ред. Б. В. Щетинина, А. Н. Горшенина. М., 1971.
- Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли России. М., 1980.
- Лазарев Б.М. Комитет конституционного надзора СССР. М., 1989.
- Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Пг., Т. 1.
- Левакин А.В. Эволюция государственно-правовых институтов Мордовии // Государство и право. 1994. № 7.
- Левин И.Д. Советская федерация государственно-правовая форма разрешения национального вопроса в СССР. Вопросы советского государства и права 1917−1957. М., 1957.
- Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1977.
- Локк Д. Сочинения в 3-х томах. М., 1955. Т. 3.
- Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1995.
- Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Пг., 1922.
- Митюков М. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (сравнительный анализ) //
- Конституционное право: восточно-европейское обозрение. М., 1996. № 3−4. С. 57−65.
- Михалева H.A. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. М., 1994. № 6. С. 5−16.
- Михалева H.A., Рахлевский В. А. Государственное устройство России // Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под ред. O.E. Кутафина. М., 1994. Т.2.
- Мишин A.A. Центральные органы власти буржуазных государств. М., 1972.
- Мишин A.A. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.
- Моммен А. Федерализм и национальное государство // Полис. М., 1992. № 4. С. 168−176.
- Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955
- Морозова JI.A. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. М., 1995. № 12. С. 11−18.
- Национальная государственность союзных республик. М., 1969.
- Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. М., 1989. №.3. С. 11−18.
- Общая теория государства и права. Учебник. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994.
- Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Дисс. докг. юрид. наук. Росгов-на-Дону., 1994.
- Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: концепции, конституционно-правовьш основы, практика // Материалы научно-практической конференции 29 марта 1995 г. М., 1996.
- Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности (научно-практический семинар) // Государство и право. М., 1995. № 9. С. 125−133.
- Органы советскою общенародного государства. М., 1979.
- Пастухов В. Новый федерализм для России: институонализация свободы // Полис. М., 1994. № 3. С. 95−102.
- Пашков Е.П. Государственно-правовой статус Республики Карелия. Автореферат канд. дис. М., 1993.
- Плетнев Б.Д. Государственная структура РСФСР // Право и жизнь. М., 1922. № 1.
- Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
- Раджабов С.А. Ленин и национальная государственность. Душанбе., 1970.
- Разделение властей: история и современность. Спецкурс. М., 1996.
- Рейснер М.А. Революция и федерация. Пг., 1917.
- Ржевский В.А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. М., 1994. № 10.С. 38−46.
- Ричард П. Натан., Эрик. П. Хоффман. Тенденции современного федерализма // Международная жизнь. М., 1991. № 4. С. 38−46.
- Ронин С.Л. К истории Конституции СССР 1924 года. Издание Академии наук СССР. М.-Л., 1949.
- Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995.
- Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
- Сафаргалиев Д., Фуфаев С. Лики башкирской государственности // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. М., 1997. № 2 (19). С. 79−85.
- Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. М., 1993. № 5. С. 28−35.
- Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. М., 1997.
- Советская национальная государственность. М., 1972.
- Советское государственное право. Отв. ред. Е. И. Козлова. М., 1983.
- Современный федерализм: сравнительный анализ. М., ИНИОН. 1995.
- Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). М., ИНИОН. 1996.
- Сравнительное конституционное право. М., 1996.
- Степанова A.A. Система высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Автореферат канд. дис. Якутск., 1995.
- Студеникина М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал Российского права. М., 1997. № 1. 59−68.
- Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный государственно-правовой нигилизм // Государство и право. М., 1996. № 10. С. 3−14.
- Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. М., 1997. № 8. С. 58−68.
- Топорнин Б.Н. Конституционный контроль: идеи и проблемы реализации // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. С. 29−62.
- Уваров A.A. Новое устройство Российской Федерации (анализ проекта Конституции) // Государство и право. М., 1992. № 8. С. 18−19.
- Умнова И.А. Устав области (края): первый опыт. М., 1995.
- Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер. с англ. М., 1993.
- Федеральное конституционное право. Основные источники. Составитель и автор вступ. статьи Страшун Б. А. М., 1996.
- Федеративные начала организации государственной власти в России. М. ИНИОН.1996.
- Эбзеев Б. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1996.
- Эбзеев Б.С., Карапетян JI.M. Российский федерализм: равноправие и асимметрия статуса субъектов // Государство и право. М., 1995. N2 6.С. 3−12.
- Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. М., 1995. N2 5. С. 106−115.
- Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996.
- Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. М., 1997. № 5. С. 14−21.
- Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. М., 1994. N2 8 -9. С. 150−159.
- Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917−1922). М., 1966.
- Федеративное устройство России: история и современность, М., 1995.
- Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
- Филиппов Н.К. Правовой статус республик-субъектов Российской Федерации. Автореферат канд. дис. М., 1992.
- Шабо Ж. JI. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. М., 1993. N2 3. С. 158 165.
- Шершеневич Г. Ф. Общее учение о государстве. М., 1911.
- Шишкин С.И. Государственно-правовые проблемы регионализации в Российской Федерации. Автореферат докт. дис. Иркутск., 1996.
- Шульженко И.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.