Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование маркетинговых средств при определении региональной стратегии экономического развития: на примере Волгоградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведена сегментация бизнес-сообщества в целях реализации концепции регионального маркетинга посредством выделения групп экономических субъектов по уровню чувствительности их по отношению к проводимой региональными властями маркетинговой политике: 1) лица, сверхчувствительные к маркетинговой поддержке со стороны руководства региона (профессиональный бизнес, имеющий взаимосвязи с другими… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теория и методология определения региональной стратегии экономического развития (РСЭР) средствами маркетинга
    • 1. 1. Сущность, содержание, структура РСЭР
    • 1. 2. Временные параметры РСЭР
    • 1. 3. Взаимосвязь и сращивание стратегического менеджмента со стратегическим маркетингом
    • 1. 4. Направления исследований в региональном маркетинге
  • 2. Разработка комплекса регионального маркетинга
    • 2. 1. Маркетинговое исследование региона
    • 2. 2. Сегментация регионального рынка: производительные и потребительские возможности
    • 2. 3. Выбор инструментов регионального маркетинга для обеспечения внутренней и внешней конкурентоспособности регионального экономического развития
  • 3. Использование средств маркетинга при разработке РСЭР Волгоградской области
    • 3. 1. Интернет как средство поддержки реализации маркетинговой политики
    • 3. 2. Использование бенчмаркинга
    • 3. 3. Использование коммуникативных средств маркетинга
    • 3. 4. Создание региональной службы маркетинга

Использование маркетинговых средств при определении региональной стратегии экономического развития: на примере Волгоградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях все более изменчивой внешней среды роль маркетинга в стратегическом планировании резко возросла, а, следовательно, разработка любой стратегии поведения в экономической среде должна учитывать данный факт. К сожалению, исходя из анализа основных проблем, возникающих при разработке стратегий экономического развития отдельных регионов России, можно сделать вывод, что значимая роль маркетинга не вполне осознается. Традиционный же подход к стратегическому планированию не позволяет реализовать в полной мере цели, заложенные в основе той или иной стратегии регионального развития.

Маркетинговые стратегии должны являться связующим звеном между целями, стоящими перед регионом, и существующими на определенный момент времени проблемами. Маркетинговое планирование, формализуемое в маркетинговых стратегиях, призвано формализовать процедуру достижения целей, привлечь все необходимые ресурсы с учетом требований внешней среды.

Маркетинговая стратегия позволяет сформировать уникальные свойства региона, приобретающие стоимость и полезность, и обеспечить социально-экономическое развитие региона в соответствии с приоритетами его развития. Кроме того, она дает возможность максимально эффективно включить население в развитие производства, управления. Отсутствие же в настоящее время маркетингового обоснования разрабатываемых в регионах России стратегий экономического развития ведет к неполному учету интересов, как населения региона, так и страны в целом. В таких условиях необходимым становится изменение подхода к процессу разработки стратегий экономического развития и проведение более глубоких, комплексных исследований региональных рынков, что позволит более успешно привлекать в регион инвестиционные ресурсы и при этом активно способствовать повышению благосостояния жителей региона. Наличие данных проблем прослеживается и в Волгоградской области, в связи с чем представляет значительный практический интерес разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой системы поддержки процесса разработки региональных стратегии экономического развития.

Степень разработанности проблемы.

Различным аспектам регионального экономического развития и инструментам его обеспечения посвящено значительное количество работ таких авторов, как B.C. Бильчак, В. Ф. Захаров, В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова, А. И. Гаврилов, О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш, М. М. Гузев,.

B.Н. Василенко, А. В. Плякин, Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин, A.M. Лавров, B.C. Сурнин, А. С. Маршалова, А. С. Новоселов, Н. Н. Некрасов, Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк.

Изучению процесса создания и реализации стратегий развития на различных уровнях экономической системы посвящены труды A. J1. Гапоненко,.

C.В. Комарова, М. И. Круглова, В. May, М. Николаевой, М. Махотаевой, A.M. Шелеховой, Д. С. Львова, Г. М. Самостроенко, А. А, Гранберга, В.И. Дани^о-ва-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхаева, А. Д. Урсул, В. А. Лось, Г. Г. Шалмина, В. В. Тарасевич, В. В. Загарина.

Непосредственно исследованию возможностей применения маркетинга на региональном уровне уделено внимание в работах С. Н. Андреева, Т. Г. Бутовой, Е. И. Грачевой, Т. А. Калюжновой, Г. В. Карачавцева, Р. Н. Елькина, Т. Ю. Карповой, А. А. Корчагина, Г. А. Морозовой, А. П. Панкрухина, А. С. Сенина, М. Э. Сейфуллаевой, И. П. Черной.

Но, несмотря на большое число исследований по проблеме маркетинговой поддержки регионального экономического развития, не достаточно полно изучены вопросы непосредственного внедрения и приведения и исполнение мероприятий регионального маркетинга. В связи с чем появляется целесообразность исследовать вопросы регионального маркетинга, применительно к разрабатываемым каждым российским регионом стратегиям регионального экономического развития.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в исследовании возможностей и направлений использования маркетинговых средств в процессе разработки региональных стратегий экономического развития.

Исходя из цели исследования, возникает необходимость решения следующих задач:

— выявить сущность понятия «региональная стратегия экономического развития» (РСЭР);

— обосновать необходимость использования маркетинговых инструментов и средств при создании стратегий экономического развития отдельных регионов страны;

— определить этапы процесса разработки РСЭР;

— выявить конкретный набор маркетинговых средств, методов и инструментов, которые возможно использовать в процессе разработки стратегий экономического развития регионов;

— предложить маркетинговой подход к сегментации субъектов экономической деятельности региона;

— проанализировать возможности использования комплекса маркетинга в регионах с целью повышения внутренней и внешней конкурентоспособности региона, реализация которой закладывается при разработке стратегии экономического развития региона;

— выявить основные направления и формы использования маркетинга при разработке РСЭР Волгоградской области.

Объект исследования — разрабатываемые регионами России стратегии регионального экономического развития.

Предмет исследования — процесс разработки стратегий регионального развития, рассматриваемый с точки зрения учета интересов различных субъектов социально-экономической деятельности региона, в том числе бизнес — сообщества, различных категорий населения, органов региональной власти.

Работа выполнена в рамках паспорта научных специальностей ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: области исследований: 3. Маркетинг (п. 3.1 — Теоретические и методологические основы реструктуризации бизнеса на основе концепции маркетинга и п. 3.11 — Управление процессом принятия решения о покупке средствами маркетинга) и 5. Региональная экономика (п. 5.1 — Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений).

Теоретико-методологической основой диссертации послужили концептуальные положения фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых по различным аспектам территориального маркетинга, региональной экономики, стратегического планирования, а также нормативно-правовые документы различных уровней власти Российской Федерации, научно-практические разработки Российской ассоциации маркетинга.

Информационно — эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, научно-практические разработки и результаты маркетинговых исследований различных экономистов-исследователей, а также данные, полученные лично автором в ходе авторских исследований.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В работе использован современный маркетинговый инструментарий, базирующийся на использовании экономико-статистических методов, методов экспертной оценки, интервьюирования, сравнительных характеристик, моделирования, аналогий, структурно-логического метода, метода анализа иерархий, анализа, синтеза и других общенаучных и специальных методов исследований.

Рабочая гипотеза исследования базируется на предположении о том, что разработка региональных стратегий экономического развития нуждается в активной маркетинговой поддержке на различных этапах их планирования и реализации, поскольку это позволяет наиболее полно учитывать социальноэкономические интересы как региона, в котором реализуется РСЭР, так и государства в целом, ставящего своей задачей гармоничное развитие всех территорий страны и стабильное повышение качества жизни населения в национальных масштабах.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту область исследования 3. Маркетинг:

1. Необходимость маркетинговой поддержки принятия управленческих решений при разработке региональных стратегий экономического развития обусловлена следующими обстоятельствами: имеющимися на настоящий момент времени трудностями в определении качества регионального управленияотсутствием механизмов согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерациинесогласованностью принимаемых проектов реформ различных отраслей экономики в регионахнеполным учетом интересов различных субъектов экономической деятельности регионов.

2. В процессе разработки стратегии экономического развития региона маркетинг находит свое применение в следующих случаях. С одной стороны, маркетинговое исследование выступает как отдельный этап разработки стратегии, в процессе которого определяется уровень развития, на котором регион находится в настоящий момент времени, его сильные и слабые стороны, выявляются стратегические цели развития региона. С другой стороны, маркетинг применяется как инструмент поддержки принятия управленческих решений. Данные, полученные в ходе проводимого маркетингового исследования, необходимы для выбора наиболее оптимальной стратегии развития из имеющихся вариантов. Именно на основании них, а также в процессе дополнительных маркетинговых процедур, происходит как выработка первоначальной стратегии развития региона, так и последующий ее мониторинг и корректировка в условиях изменяющейся внешней среды, в которой вынужден развиваться регион. Кроме того, маркетинг может стать и результирующим этапом стратегии социально-экономического развития региона в виде разрабатываемой маркетинговой политики продвижения региона и повышения его инвестиционной привлекательности.

3. В процессе маркетингового обеспечения разработки и исполнения региональных стратегий экономического развития необходимо использовать следующие маркетинговые инструменты: 1) на стадии первоначального маркетингового исследования: бенчмаркинг, целью которого является поиск путей наиболее эффективной мобилизации имеющихся в распоряжении региона для достижения положительных результатов в экономическом развитииSWOT-анализ как экспертиза внутренних сил и слабостей региона, возможностей и угроз внешней и внутренней среды- 2) на стадии выполнения стратегии развития: формат выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе виртуальные выставки, коммуникации между администрацией, бизнесом и гражданами, проведение фестивалей для привлечения туристов, почтовая рассылка по городам станы и другим регионам мира, реклама региона в целом на телевидении, в прессе, в Интернете, региональный брендинг (для обеспечения конкурентоспособности региона на внешнем рынке) — благотворительность, спонсорство, долгосрочные социальные программы (в процессе маркетинга внутри региона). область исследования 5. Региональная экономика: 1. Применительно к региональному экономическому развитию стратегия включает стратегическую часть, характеризующую цели и задачи, стоящие перед регионом, а также принципы решения данных задач и достижения поставленных целейтактическую часть, предлагающую набор конкретных приемов, с помощью которых руководство региона принимает решение о дальнейших направлениях развития регионапрограмму развития регионасформулированный с учетом принятой стратегии и тактики перечень конкретных действий, согласно которому будет распределяться бюджет региона. Для оптимально разработанных стратегий характерна цикличность их функционирования, поскольку в постоянно изменяющихся условиях внешней среды необходима корректировка целей, заложенных в основе стратегии.

2. Анализ сильных и слабых сторон региона, угроз и возможностей, а также изучение опыта успешно развивающихся регионов позволяет сформулировать концепцию регионального брендинга. Системное управление региональным брендом с использованием различных маркетинговых средств позволит снизить количество слабостей и трансформировать многие из них в возможности, а затем в сильные стороны региона. Одним из наиболее перспективных направлений развития регионального бренда является Интернет-маркетинг. Анализ официального Интернет-сайта Волгоградской области показывает, что по качественным характеристикам и показателям количества маркетингово — коммуникативных элементов он уступает ряду соседних регионов, что отрицательно сказывается на привлекательности региона и снижает потенциал его развития. В связи с этим возникает необходимость переработки существующего сайта Волгоградской области, и усиления его маркетинговой составляющей.

Научная новизна работы: область исследования 3. Маркетинг.

1. Обоснована необходимость использования маркетинговых средств в процессе разработки региональных стратегий экономического развития, обусловленная необходимостью более полного учета интересов государственного стратегического развития, а также населения региона и бизнес-сообщества, что приводит к необходимости пересмотра процесса разработки данных стратегий, а также расширения средств и инструментария, используемого в его ходе.

2. Определены коммуникативные маркетинговые средства, позволяющие наиболее эффективно осуществить процесс разработки и реализации региональных стратегий экономического развития, такие как среда Интернет, телевидение, почтовые рассылки, формат выставочно-ярмарочной деятельности, массовые мероприятия, а также проведена оценка эффективности использования ряда из них в Волгоградской области как регионе, обладающем высоким потенциалом развития, но не реализующим его полностью, в том числе из-за неэффективной маркетинговой поддержки реализуемой стратегии социально-экономического развития региона.

3. Проведена сегментация бизнес-сообщества в целях реализации концепции регионального маркетинга посредством выделения групп экономических субъектов по уровню чувствительности их по отношению к проводимой региональными властями маркетинговой политике: 1) лица, сверхчувствительные к маркетинговой поддержке со стороны руководства региона (профессиональный бизнес, имеющий взаимосвязи с другими регионами страны либо поддерживающий международные связи) — 2) лица, обращающиеся к маркетинговой поддержке региона в зависимости от ситуации, характера своих потребностей и потребительских ожиданий (осуществляют разовые внешнеэкономические и межрегиональные сделки) — 3) лица, предпочитающие самообслуживание (наиболее крупные в национальных масштабах организации, не нуждающиеся в маркетинговой поддержке в силу специфики собственной проводимой маркетинговой политики). область исследования 5. Региональная экономика.

1. Уточнено содержание терминов стратегия, тактика, план применительно к региональному экономическому развитию путем выделения в итоговом документе, результирующем направления развития региона, трех частей, отражающих стратегический, тактический и оперативный уровни реализации стратегии, а также уточнена трактовка понятия «оптимальная стратегия развития региона», определяемая как лучшая из рациональных стратегий управления, тот из сценариев развития региона, для которого предусматривается значительное улучшение качества жизни населения региона, а также улучшение условий деятельности бизнес — сообщества.

2. Выявлено, что маркетинговую поддержку процесса разработки региональных стратегий экономического развития целесообразно осуществлять на этапе подготовки материалов для разработки стратегии экономического развития, в процессе прогнозирования показателей экономического развития региона при существующих условиях развития, а также, а также при выработке стратегических решений и непосредственно в процессе осуществления управленческих воздействий, как самостоятельный блок процесса реализации региональной стратегии экономического развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении теоретических основ разработки стратегий экономического развития регионов с использованием современных маркетинговых средств, что позволяет оптимизировать процесс стратегического планирования и заложить основы для разработки универсальных схем и планов стратегического развития регионов. Обобщение опыта использования маркетинга в процессе разработок стратегий экономического развития регионов РФ позволяет выявить типичные методические и методологические ошибки, допускаемые органами власти различных уровней и в дальнейшем найти теоретически обоснованные пути решения выявленных проблем.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности использования их в процессе разработки стратегий экономического развития регионов, а также иных территориальных образований.

Также материалы исследования могут быть использованы при подготовке единого стандарта по разработке стратегий экономического развития региона, создаваемого с целью синхронизации целей развития отдельных регионов в рамках национальной стратегии развития России.

Апробация основных результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были доложены и вошли в сборники научных трудов региональных и межвузовских научно-практических конференций городов Волгоград, Ростов. Выводы и результаты диссертационной работы обсуждены на заседаниях межкафедрального научного семинара факультета «Экономика и управление» Волгоградского государственного технического университета в 2006 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Разработка стратегии — одна из важнейших составляющих процесса стратегического управления, являющегося неотъемлемой частью управления различными экономическими объектами, в том числе регионом. В менеджменте преимущества системы стратегического управления, определившие ее широкое распространение, заключаются в том, что она позволяет сформулировать глобальные цели развития отдельных фирм либо более крупных объектов, таких как регионы, сформировать позицию менеджеров высшего и среднего звена, оперативно адаптироваться к изменениям рыночной среды и тем самым повысить конкурентоспособность управляемого объекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Калуга, 2000. С. 41.
  2. Э.Б. Социально-экономическая география / Э. Б. Алаев. М.: Мысль, 2003.
  3. Т.Н. Мониторинг как способ обеспечение экономической безопасности / Т. Н. Алешина // Волгоград. -2001 с.259−261.
  4. Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. М.: Гардарики, 2001.
  5. Н.В. Равновесные состояния в управлении экономической системой / Н. В. Амбросов. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. — 110 с.
  6. С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект / Андреев С. Н. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4.
  7. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / Андреев С. Н. М.: Изд-во «Финпресс», 2002. С. 100.
  8. С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов / Андреев С. Н. // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. N 2
  9. В. Экономический потенциал России / В. Андрианов // Вопросы экономики. 1996. — № 3. — С. 133.ю. Анн, X. Маркетинг / X. Анн, Г. JI. Багиев, В. М. Тарасевич. СПб.: Питер, 2005. — 736 с.
  10. П.Бильчак B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Под ред. Бильчака B.C. — Калининград: Янтар.сказ., 1998. — 316 с.
  11. Брэндинг для региона. Региональный брэндинг. Электронный ресурс. -[2006]. — Режим доступа: http://www.mmarketing.ru/articles/info/article5.html
  12. Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. //Вопросы экономики. 1994. — N 12. — С. 25−35
  13. Волгоградская область в цифрах. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2000.
  14. Волгоградская область в цифрах. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2003.
  15. Волгоградская область. Демографический ежегодник. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 1999.
  16. А.И. Региональная экономика и управление / Гаврилов А. И.. -Москва, 2002.
  17. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие / Гапоненко А. Л. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 184.
  18. С. В. Повышение привлекательности регионов на основе использования регионального маркетинга / С. В. Генералова // Известия Волгоградского государственного технического университета. Вып. 4. -№ 7(22). — Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2006.
  19. С. В. Региональный Интернет-сайт как инструмент маркетинговых коммуникаций и повышения конкурентоспособности региона / С. В.
  20. Генералова // Современная теория развития: межвуз. сб. тр. молод, ученых / ВолгГТУ- Редколл.: О. В. Иншаков и др. Волгоград, 2006. -Вып. 2.
  21. С. В. Товар в концепции маркетинга «4Р» на региональном уровне / С. В. Генералова // Современная теория развития: межвуз. сб. тр. молод, ученых / ВолгГТУ- Редколл.: О. В. Иншаков и др. Волгоград, 2006. -Вып. 2.
  22. С. Перспективы экономического роста / Глазьев С. // Вопросы экономики. 1996. — № 5.
  23. А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и задач АПК / Гличев А. В. // Стандарты и качество. 1996. —№ 12.
  24. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник / Голубков Е. П. М.: Дело, 2001.2-е изд. С. 93.
  25. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003
  26. , Е.И. Региональный маркетинг / Е. И. Грачева. Киров, 1993.
  27. О. В. Центр и периферия в региональном развитии / Грицай О. В., Иоффе Г. В, Трейвиш А. И. -М., 1991. С. 27.
  28. Г. В. Управление региональной экономикой / Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. -М.: Финансы и статистика, 2002. С. 108.
  29. Г. В. Управление региональной экономикой / Гутман Г. В. М.: Финансы и статистика, 2001.
  30. М.П. Методологические основы исследования уровня жизни в регионе / Демина М. П. //Вестник ИГЭА. 1996. — № 10. С. 143.
  31. , П. Рынок: как выйти в лидеры / П. Дракер. М.: Прогресс, 1992.
  32. Ю.С. Региональная политика и управление / Дулыциков Ю. С. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 257 с.
  33. А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму / Дьяченко А. В. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 368 с.
  34. В.А. Региональный аспект экономической безопасности / Ефи-менко В.А. // Волгоград.2002 с. 273−275.
  35. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития / Жданов В. П. — Калининград: БИЭФ, 2001. — 355 с.
  36. Женщины и мужчины Волгоградской области. Демографический ежегодник Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2002.
  37. П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие / Завьялов П. С. М.: Инфра-М, 2006. — 496 с.
  38. В.Б. Муниципальное управление: Учебник для вузов / Зотов В. Б., Макашева З. М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 234.
  39. Индикаторы, характеризующие экономические и социальные процессы в Волгоградской области за 1 квартал 2003 г. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2003.
  40. Институт региональной политики. Электронный ресурс. — [2006]. — Режим доступа: http://regionalistica.ru/library/documents/minregion/
  41. Т. А. Региональный Интернет-маркетинг как инструмент управления социально-экономическим развитием субъектов РФ / Калюжнова Т. А. Москва, 2002.
  42. , Т. Ю. Основные принципы маркетингового подхода в муниципальном управлении / Карпова Т. Ю. // Вестник Челябинского университета. Серия 7. Государственное и муниципальное управление, 2004 г. N 1(1) С. 36−50
  43. Н.П. Основы региональной экономика / Кетова Н. П. М.: Ростов-нД, 2001.
  44. В.В. Региональная экономика России / Кистанов В. В., Копылов Н. В. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  45. С.В. Эволюция стратегического и тактического маркетинга / С. В. Комаров. Электронный ресурс. — [2006]. — Режим доступа: http ://marketing.perm.ru/articles/?id=413 6
  46. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации Электронный ресурс. [2006]. — Режим доступа: http://regionalistica.ru/library/documents/minregion/
  47. В.А. География промышленности России и стран СНГ: учеб. пособие / В. А. Копылов- Моск. пед. ун-т. М.: Маркетинг, 1999.
  48. А.А. Становление регионального маркетинга в российских условиях: диссертация на соискание ученой степени к. э. н. / Корчагин А. А. -М., 1998
  49. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. М.- СПб., Киев- Издательский дом 2Вильямс", 2002. — 944 с
  50. O.JI. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук / Кузнецов O. JL, Кузнецов П. К., Большаков Б. Е. Дубна, 2001.
  51. , A.M. Реформирование экономики: региональные аспекты / А. М. Лавров, В. С. Сурнин. Кемерово, 1994.
  52. Лебедева Н. И. Тенденции и этапы формирования межрегионального институционного механизма устойчивого развития / Лебедева Н. И. // Волгоград, 2001 с.224−227.
  53. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития / Локосов В. В. //Методика и техника социологических исследований. 1998. — № 4.
  54. Р.Г. Современный механизм муниципального управления / Ман-напов Р.Г., Рябов В. М. Самара, 1998
  55. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/Под ред. Н. Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. —255с
  56. , Г. Результаты рейтинга / Г. Марченко, О. Мачульская // Эксперт. -2005.-№ 44.-С. 116−125.
  57. А.С. Основы теории регионального воспроизводства / Марша-лова А.С., Новоселов А. С. М.: Экономика, 1998.
  58. May В. России еще только предстоит разработать стратегию постиндустриального прорыва / В. May. Электронный ресурс. — [2006]. — Режим доступа: http://www.iet.ru/publication.php
  59. Междисциплинарный и системный характер проблемы устойчивого развития Электронный ресурс. [2005]. — Режим доступа: http://www.md.-mos.ru/dbpug/2.htm
  60. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта /Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. М- СПб., 1996. С. 120.
  61. , А. Социальные технологии в PR-кампании / А. Минаков Электронный ресурс. [2006]. — Режим доступа: /www.i2r.ru/static/
  62. , X. Военные стратегии в бизнесе: группа «Центр-Регион» / X. Митюнин Электронный ресурс. [2005]. — Режим доступа: http://www.crg.ru /smi00102ec.html
  63. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Министерство труда и социального развития РФ. — ВЦУЖ, 2002.
  64. Г. А. Практический маркетинг в регионе / Г. А. Морозова. Издательство «Волго-Вятская академия государственной службы», 2000. — 14 с.
  65. . В. Интегрированные маркетинговые коммуникации / Мусатов Б. В.-М" 2000.
  66. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы / Некрасов Н. Н. Изд. 2-е. — М.:Экономика, 1978.
  67. , А. Ю. Рыночные инструменты и методы управления товарной политикой промышленных предприятий / А. Ю. Нелепов. Дисс. на со-иск.кандидата наук. — Волгоград, 2004.
  68. П.М. Менеджмент региональной системы: учебник для вузов / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  69. , М. Выбор стратегии экономического развития региона / М. Николаева, М. Махотаева // Экономист. 2000. — № 3.
  70. , Н. Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис / Н. Е. Николайчук. СПб.: Питер, 2005. 608 с.
  71. Новая парадигма развития России. Комплексные исследования проблем устойчивого развития / Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. -М.: Изд-во «Academia», 1999
  72. О.С. Мониторинг устойчивого развития / Олейник О. С., Олейник А. Б. // Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона. -Волгоград, 2001. -280 с.
  73. Т.М. Управление развитием города: Методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов / Орлова Т. М. М.: Холдинговая компания ТИКОМ, 2001. С. 7.
  74. Основные положения Стратегии устойчивого развития России / Под ред. A.M. Шелехова. М.
  75. Отчет Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Волгоградской области за 2002
  76. А. П. Маркетинг территорий/ А. П. Панкрухин. СПб.: Питер, 2006. -416 с.
  77. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии. Становление в России. Особенности в различных сферах деятельности /А. П. Панкрухин. -М.: РАГС, 1997.
  78. , А.П. Маркетинг территорий: мировая практика и российские перспективы. Россия на рубеже тысячелетий / А. П. Панкрухин. М.: ИМПЭ, 2000. — С. 279−320.
  79. Пара слов о тактике, стратегии и играх тактико-стратегического жанра Электронный v ресурс. [2005]. — Режим доступа: http://os-f 1.narod.ru/1/101 .htm
  80. М.Б. О постановке проблемы нормативно-методического обеспечения качества жизни людей в ноосфере / Плущевский М. Б., Солнцева Л. И., Лунегов А. Н. // Стандарты и качество. — 1995. — № 4.
  81. , Е. В. Сегментация рынка / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. 1999.-№ 2.-С. 18−22.
  82. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Под ред. Д. С. Львова. М., 1999. — С. 222.
  83. . А. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: Инфра-М, 1997. — 496 с.
  84. Региональная экономика / Юсупов К. Н., Таймасов А. Р., Янгиров А. В., Ахунов Р. Р. М.: Изд-во КноРус. — 2003.
  85. Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. Степанова М. В. М.: ИНФРА-М, 2001
  86. Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- под ред. Морозовой Т. Г. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, 1998- ЮНИТИ.
  87. Региональная экономика: учебное пособие М.: Инфра-М- Изд-во РЭА, 2000.
  88. И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студ. вузов / И. А. Родионова. М.: Московский Лицей, 2000.
  89. О. Основные тенденции социально-экономического развития / Рыбак О. // Экономист. 1997. — № 8. — С. 14−22.
  90. ЮО.Самогородская М. И. Управление инвестициями / Самогородская М. И. / Под ред. Преображенского Б. Г. — Воронеж: ВГТУ, 2002. 164 с.
  91. Ю1.Самостроенко Г. М. Маркетинг стратегии развития / Г. М. Самостроенко // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 1.
  92. Ю2.Сейфуллаева М. Э. Маркетинговая составляющая регионального развития / М. Э. Сейфуллаева // Маркетинг в России и за рубежом 2002. № 5.
  93. ЮЗ.Сенин А. С. Маркетинг в регионе: некоторые проблемы организации / А. С. Сенин // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4.
  94. Ю4.Смирнова, Е. В. Концепция социального маркетинга / Е. В. Смирнова Электронный ресурс. [2006]. — Режим доступа: http://econom.nsu.ru
  95. Ю5.Состав и естественное движение населения Волгоградской области в 2002 г. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2003.
  96. Юб.Социальная статистика: Учебник. М.: Финансы и сиатистика, 1997.
  97. Ю7.Социально-экономические показатели регионов, входящих в ассоциацию «Большая Волга» за 2002 г. Волгоград, 2003.
  98. Ю8.Информационный бюллетень. Прогноз и планы на 2003 год. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2003.
  99. Ю9.Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе 2001 г. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2001.
  100. ПО.Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе 2003 г. Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2003.
  101. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке/ Под ред. А. А. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е.С. Шопхае-ва. М., 2002
  102. Ш. Стратегия устойчивого развития России. Основные положения//Эйкос. -2002. № 2
  103. Е. О новых ориентирах экономической политики / Строев Е. // Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С. 4.
  104. П4.Субетто А. И. Управление качеством жизни и выживаемость человека / Субетто А. И. // Стандарты и качество. — 1994. — № 1.
  105. А. Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы / Урсул А. Д., Лось В. А. М., 1994.ш.Федько, В. П. Маркетинг / В. П. Федько. Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-415 с.
  106. Г. Трактовки модели экономического развития и ее элементов /
  107. Г. // РЭЖ. 1995. — № 9. 123. Шалмина Г. Г. Основы стратегии развития регионов России / Шалмина
  108. Г. Г., Тарасевич В. В., Загарин А. В. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 420 с. 124. Эколого-экономическая стратегия развития региона. — Новосибирск, 1990 125.Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Вып.1−2. -Волгоград, 2002
Заполнить форму текущей работой