Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение конкурентоспособности предприятия на основе повышения качества рабочей силы: по материалам предприятий легкой промышленности Ульяновской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Становление новой модели социально-экономического развития страны и интенсивность глобальных процессов обусловили необходимость изменений в теоретических и научно-практических взглядах на обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Возникли предпосылки для выявления факторов, определяющих конкурентоспособность товаропроизводителей, функционирующих в отечественной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия
    • 1. 1. Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях
    • 1. 3. Качество рабочей силы как фактор роста конкурентоспособности предприятия
  • 2. Оценка конкурентоспособности и качества рабочей силы промышленного предприятия
    • 2. 1. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
    • 2. 2. Оценка качества рабочей силы промышленного предприятия
    • 2. 3. Анализ зависимости конкурентоспособности предприятия от качества рабочей силы
  • 3. Методические рекомендации по обеспечению конкурентоспособности предприятия на основе повышения качества рабочей силы
    • 3. 1. Разработка модели управления повышением качества рабочей силы и оценка ее влияния на конкурентоспособность предприятия
    • 3. 2. Направления и перспективы развития качества рабочей силы

Обеспечение конкурентоспособности предприятия на основе повышения качества рабочей силы: по материалам предприятий легкой промышленности Ульяновской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление новой модели социально-экономического развития страны и интенсивность глобальных процессов обусловили необходимость изменений в теоретических и научно-практических взглядах на обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Возникли предпосылки для выявления факторов, определяющих конкурентоспособность товаропроизводителей, функционирующих в отечественной хозяйственной системе. Конкурентные преимущества получают те предприятия, которые обеспечивают более высокую производительность труда, лучшее качество продукта, эффективное управление. Среди рассматриваемых факторов особое место занимает качество рабочей силы, характеризующееся уровнем профессионального развития работников и составляющее конкурентное преимущество предприятия. Какими бы новыми ни были технология и техника и благоприятными внешние условия, без работников, готовых и способных включать свою энергию, квалификацию в выполнение определенных функций, предприятие не сможет обеспечить свою конкурентоспособность. Человек является главной движущей силой в достижении целей, поставленных собственником и менеджером. Хорошо подготовленный работник с высоким уровнем мотивации на качественную и успешную работу представляет не меньшее богатство, чем новейшее оборудование и передовая технология.

Актуальность темы

исследования усиливается тем обстоятельством, что научно-технические достижения, создание глобальных рынков новых продуктов и технологий, реализация новейших изобретений, явились предпосылкой формирования на промышленных предприятиях целостной системы действий по повышению качества рабочей силы и своевременному приобретению знаний, которые становятся одним из основных условий развития материального и нематериального производства, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятия. Спорные вопросы в понимании дефиниции конкурентоспособности предприятия, множественность и разноплановость существующих подходов к ее оценке повышают значимость данного исследования.

Анализ конкурентоспособности предприятия чаще всего носит фрагментарный, описательный характер без должного внимания к обоснованию выбора показателей, характеризующих содержание и динамику его конкурентных преимуществ. Это в полной мере относится к большинству предприятий легкой I промышленности, на которых отсутствуют целенаправленные и комплексные подходы к решению данной проблемы.

Вышеперечисленное требует комплексного организационно-экономического анализа рассматриваемой проблемы, выявления каузальных связей обеспечения конкурентоспособности предприятия и повышения качества рабочей силы, построения моделей управления повышением качества рабочей силы.

Степень разработанности проблемы. Исследованию сущности конкуренции и конкурентоспособности посвящены работы ученых-экономистов различных школ и направлений экономической мысли: С. Брю, Э. Долана, Дж. Кейнса, А. Курно, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Милля, Ф. Найта, М. Портера, Д: Риккардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера и др.

Особый вклад в разработку проблем управления, оценки, создания эффективного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий внесли такие отечественные и зарубежные авторы, как Г. Л. Азоев, И. Ансофф, Ю. Т. Бубнов, В. А. Быков, Е. Визер, Е. В. Волкодавова, В. А. Винокуров, М. И. Гельвановский, М. Г. Долинская, JI.B. Донцова, И. Л. Дулисова, А.П. Душ-ко, М. О. Ермолов, П. С. Завьялов, П. У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова, Т. Коно, Ж.-Ж. Ламбер, О. Г. Макаренко, М. Г. Миронов, В. М. Мишин, В. А. Осипов, Ю. Б. Рубин, А. З. Селезнев, И. В. Сергеев, С. Г. Светуньков, И. А. Соловьев, А. Стрикленд, Б. Я. Татарских, А. Томпсон, С. А. Уваров, P.A. Фатхутдинов, Э. Б. Фигурнов, Т. Г. Философова, Г. И. Яковлев, Н. С. Яшин и др.

Научные аспекты управления и повышения качества рабочей силы формировались на основе комплексного изучения, анализа и синтеза теоретических и методологических разработок таких российских и зарубежных ученых, как Е. Г. Антосенков, JI.C. Бабынин, Г. Беккер, H.A. Волгин, Г. П. Гагаринская, И. Н. Герчикова, А. З. Дадашев, В. П. Дрямов, А. Г. Здравомыслова, В. А. Зеленков, А. Я. Кибанов, С. С. Кирсанова, Н. Д. Колесова, А. Э. Котляр, В. К. Ломакин, К. Маркс, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов, У. Петти, A.A. Разумов, Г. Г. Руденко, А. Смит, М. Я. Сонин, О. В. Стаканов, С. Г. Струмилин, Т. Шульц, Н. С. Яковчук и др.

Однако следует отметить, что среди многочисленных работ, где основательно изучены обозначенные проблемы, недостаточно представлены исследования, в которых раскрывались бы теоретические и методические аспекты конкурентоспособности предприятия в контексте ее взаимосвязи с качеством рабочей силы. Сохраняются методические трудности оценки конкурентоспособности предприятия и установления количественных связей с качеством рабочей силы. Фрагментарно представлены исследования, связанные с обоснованием моделей повышения качества рабочей силы и на этой основе усиления конкурентных позиций предприятия на рынке. Актуальность указанных проблем, их недостаточная разработанность и большая практическая значимость послужили основой выбора темы, определили цели и задачи диссертационного исследования, его логику и структуру.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических положений и методических подходов, а также разработка практических рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности предприятия на основе повышения качества рабочей силы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:

— уточнить содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;

— выявить и конкретизировать направления повышения конкурентоспособности предприятия по основным бизнес-процессам и обосновать приоритетность повышения качества рабочей силы в обеспечении конкурентоспособности предприятия;

— провести анализ существующих методов и предложить авторский подход к оценке конкурентоспособности предприятия;

— на примере предприятий легкой промышленности провести оценку их конкурентоспособности;

— установить количественные взаимосвязи конкурентоспособности предприятия и качества рабочей силы, дать их количественную оценку;

— разработать модель управления повышением качества рабочей силы.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 15.13.

Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов", п.п. 8.8 «Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капиталформирование конкурентоспособности работниковпрофессиональная ориентация населениямобильность кадров» специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленностиэкономика труда» паспортов специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие на промышленных предприятиях в процессе обеспечения их конкурентоспособности на основе повышения качества рабочей силы.

Объектом исследования являются предприятия легкой промышленности Российской Федерации.

Теоретической и методологической базами исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, которые исследовали проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий и факторы, влияющие на нее в условиях глобализирующейся экономики, и занимались изучением вопросов повышения качества рабочей силы. В ходе диссертационного исследования были использованы следующие общенаучные методы: абстрактно-логический при формулировании цели и определении задач исследования) — единства исторического и логического (при изучении эволюции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятий) — диалектический (при рассмотрении факторов, влияющих, на повышение конкурентоспособности предприятия) — системный и комплексный анализ (при определении интегрального показателя: конкурентоспособности предприятия, построении модели управления повышением качества рабочей силы) — сравнительный (при сравнении показателей конкурентоспособности предприятий) — анкетирования: (при оценке качества рабочей силы) — метод экспертных оценок. Помимо этого, в работе были использованы, экономико-статистические и графические методы (с использованием программStatistica, Microsoft Excel) для определения зависимости конкурентоспособности* предприятияот качества? рабочей силына при-, мере предприятий легкой промышленности Ульяновской области.

Информационной, базой. исследования являются-законодательные и нормативные: акты, связанныес тематикой работы, обзорно-аналитические: статьи, опубликованные в периодических, изданиях, материалы научных и практическихфорумовконференций и семинаров по исследуемой^ проблеместатиста- ' ческая информацияинформацияиз: глобальнойсети Интернет, материалы предприятий: легкошпромышленности Ульяновской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и научно-методических рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности предприятия на основе повышения качества рабочей силы. К числу наиболее* значимых результатовсоставляющих научный вклад диссертационного исследования, относятся следующие;

— уточнено понятиежонкурентоспособности предприятия на. основе ресурсного5 подходах как способностиведенияэффективной: хозяйственной' деятельности в условиях изменяющейся внешней среды путем рационального использования имеющихся ресурсов, среди которых приоритетным выступает рабочая сила;

— обоснованашриоритетность повышения качества рабочей силы в обеспечении конкурентоспособности предприятия, что обусловлено научнотехническим-прогрессом, необходимостью постоянных инноваций, изменениями в содержании основных конкурентных преимуществ предприятий, связанных с обновлением и получением новых знаний;

— предложен авторский подход к определению интегрального показателя конкурентоспособности предприятия, расчет которого основан на объединении количественных значений ее единичных показателей по четырем группам бизнес-процессов (производственно-технологические, финансово-экономические, организационные, маркетинговые) с учетом параметра их весомости;

— на основе корреляционно-регрессионной модели установлены количественные взаимосвязи конкурентоспособности предприятия и качества рабочей силы;

— разработана модель управления повышением качества рабочей силы, учитывающая элементы системного, процессного, ситуационного подходов менеджмента и способствующая росту конкурентоспособности предприятия.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость результатов! исследования состоит в дальнейшем развитии инструментов обеспечения конкурентоспособности, предприятия на основе повышения качества рабочей силы.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что ' основные положения диссертационного исследования могут быть использованы промышленными предприятиями при решении вопросов обеспечения конкурентоспособности и ее оценки, при анализе зависимости конкурентоспособности предприятия от качества рабочей силы, проблем управления повышением качества рабочей силы. Исполнительным органам власти и местного самоуправления материалы исследования могут быть полезными при разработке нормативных актов в целях развития и повышения эффективности функционирования промышленных предприятий, при оказании финансовой поддержки предприятиям, обеспечивающим наиболее высокий интегральный показатель конкурентоспособности среди аналогичных товаропроизводителей.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования были доложены на международных (г. Ульяновск, г. Челябинск) и всероссийских научно-практических конференциях (г. Москва, г. Ульяновск, г. Пенза, г. Саратов, г. Самара), на Всероссийском симпозиуме (г. Москва).

Результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности предприятий легкой промышленности г. Ульяновска (ЗАО «Фирма «Русь», ОАО «Элегант»).

Отдельные положения диссертационной работы могут использоваться в процессе преподавания для подготовки студентов высших учебных заведений экономического профиля.

Публикации. По теме диссертации опубликована 21 работа общим объемом 6,44 печ. л., из них авторских 5,89 печ. л., в том числе 2 статьи в журналах, определенных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

Проблема обеспечения — конкурентоспособности отечественных предприятий становится! все более актуальной-, Вхождение страны в мировую экономику усиливает зависимость российских предприятий от происходящих в ней изменений, что находит подтверждение в условиях финансовойшестабильности. Возникает проблемаоценки иповышениям конкурентоспособности промышленных предприятий. Крайне важным становитсяпоиск новыхинструментов" управления предприятиями: и способов повышения его конкурентоспособности.;

Повышение* конкурентоспособностипредприятия должно бытьориентировано1″ не: на^ текущее достижение роста, связанного' с количественными ресурсными факторами, а на долгосрочное качественное развитие. Достичь этого возможно, при повышении? качества— рабочейсилы, которое — в, настоящее время! выступает одним из основных инструментов обеспечения конкурентоспособности предприятия? в условиях научно-технического" прогресса, необходимости постоянных инновацийТребования: к квалификации работников определяются" внешней средой, в первую очередь, конкурентами и потребителями, и стратегическими задачами предприятия.

В*результате проведенного: исследования получены: следующие научные: результаты, направленные на? обеспечение конкурентоспособности: предприятий на-основе повышения качества рабочей силы:

1. Выделены тенденции фазвитиятеоретических подходов к определению сущности и факторов формирования конкурентоспособности предприятия^ что позволяет прослеживать, изменения-общей-идеологии управления, понять последовательность смены концепций^ формирования-, конкурентоспособности предприятия в рамках. исторического развития* производства и современные направленияисследований-.

2. Уточнено содержание понятия? «конкурентоспособность предприятия» на основе ресурсного подхода, представляющая собой способность ведения эффективной хозяйственной деятельности в условиях изменяющейся внешней среды путем рационального использования имеющихся ресурсов, среди которых приоритетным является рабочая сила.

Основной тезис ресурсного подхода состоит в том, что все предприятия различны и эта неоднородность может быть стабильной в случае, если предприятие обладает такими ресурсами и инструментами их управления, которые обеспечивают конкурентные преимущества. Ключевым ресурсом предприятия, по мнению автора, является рабочая сила.

3. Автором при исследовании конкурентоспособности выделено 11 основных факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия: макро и микросредаопределение стратегических приоритетов, целей, миссиикомпетентность высшего руководства в эффективности принимаемых решенийвыбор и реализация стратегии предприятияфинансово-экономическое положение, наличие производственных и сбытовых мощностей, качество рабочей-силы, инновационная активностьместо предприятия на рынке: Данные факторы, представлены в виде иерархической-структуры, состоящей из четырех уровней.

41 Выявлены и конкретизированы направления повышения конкурентоспособности предприятий' поосновным^ бизнес-процессам (производственно-технологическим, финансово-экономическим, организационным, маркетинговым): создание позитивного имиджа предприятия при помощи использования разнообразных способов его^ обеспечения включая создание и активное продвижение брендов данного предприятия, проведение совместных конференций с потребителями, улучшение связей с общественностью и др.- постоянная ориентация на превентивные нововведения, в первую очередь высокотехнологичныеснижение числа дефектов изготавливаемой продукции или их полное исключениеповышение уровня технологической дисциплины в производстве и управлениисвоевременное и долговременное опережение конкурентов в разработке и постановке на производство новой-продукции, создании прогрессивных технологий и коммерциализации инноваций на рынках, где есть спрос на такие виды товаровиспользование прогрессивного опыта по' обеспечению конкурентоспособности на зарубежных и отечественных предприятияхоптимизация управленческих решенийсоблюдение правил и норм, соответствующих современным и перспективным требованиям международных стандартовсистематическое непрерывное управление качеством рабочей силы и др.

5. Обоснована приоритетность повышения качества рабочей силы в обеспечении конкурентоспособности предприятия, что обусловлено научно? техническим прогрессом, факторами глобализации рынка и продуктовых инноваций.

6. Рабочая сила в диссертационной работе представляется в рамках ресурсного подхода как один из ключевых ресурсов предприятия и важное конкурентное преимущество. От людей, от их профессионально-квалификационного уровня и мотивации к труду зависят эффективность использования всех видов ресурсов предприятия.

7. Автором определены основные взаимосвязи между понятиями «рабочая сила», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы».

8. Автором сформулировано определение качества рабочей силы как совокупности свойств человека, проявляющихся в процессе труда, характеризующих его уровень профессионального развития и способствующих росту конкурентоспособности предприятия. Качество рабочей силы является одним из параметров конкурентоспособности предприятия и одновременно инструментом прочих его конкурентных преимуществ. К показателям качества рабочей силы относятся следующие: наличие базового профессионального образованияуровень знаний и навыков в определенной сфере деятельностистаж работы в области функциональной специализации организацииуровень квалификациинаправленность и уровень способностей, превышающих рамки профессийвосприимчивость к нововведениямспособность к постоянному обучению.

9. Автором предлагается алгоритм’реализации метода оценки интегрального показателя конкурентоспособности, включающий в себя следующие этапы: I.

— выбор нескольких предприятий аналогов (базы для сравнений). В качестве базы для сравнения могут выступать как среднеотраслевые показатели, так и показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера рынка, а также ретроспективные показатели оцениваемого предприятия;

— выделение единичных показателей конкурентоспособности предприятия, в основу которых были положены показатели, описывающие результаты деятельности предприятия по четырем группам бизнес-процессов: производственно-технологических, финансово-экономических, организационных и маркетинговых;

— расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия в рамках выделенных групп;

— оценка конкурентоспособности предприятия по каждой группе показателей;

— определение и расчет интегральноготпоказателя' конкурентоспособности предприятия:

10. Предложен авторский подход к определению интегрального показателя конкурентоспособности предприятия, расчет которого основан на объединении, количественных значений ее,' единичных показателей по четыремгруппам бизнес-процессов (производственно-технологические, финансово-экономические, организационные, маркетинговые) с учетом параметра их весомости: Достоинства авторского подхода связаны с его универсальностью, возможностью как учета масштаба^ отдельного предприятия, (количество показателей в разные периоды времени будет постоянным), так и сравнения предприятий различных масштабов, за счет усреднения показателей в. рамках выделенных групп бизнес-процессов. Поэтому предложенный интегральный показатель конкурентоспособности предприятия является безразмерным и дает возможность сравнения однородных предприятий с различным количеством единичных показателей в каждой-группе показателей бизнес-процессов.

11. Исследовано состояние развития отрасли легкой промышленности и деятельности ОАО «Элегант», ЗАО «Фирма «Русь», ЗАО «Румянцево. В качестве базы для сравнения в диссертационной работе выступают ретроспективные показатели каждого из исследуемых предприятий. Проведенный анализ по, • •/. 145 зволил увидеть повышение конкурентоспособности ОАО «Элегант» на 32% в 2006 г. и на 7% в 2007 г., ЗАО «Фирма «Русь» на 22% в 2006 г. и на 4% в 2007 г., ЗАО «Румянцево» на 28% в 2006 г. и на 0,2% в 2007 г., что связано с ростом производства в обрабатывающей промышленности, особенно в 2006 г.

12. Определен показатель качества рабочей силы для ОАО «Элегант», ЗАО «Фирма «Русь», ЗАО «Румянцево по среднестатистическому рабочему предприятия на основе данных отдела кадров. Показатель качества рабочей силы на протяжении 2003;2007 гг. на исследуемых предприятиях имел положительную динамику. Наибольший прирост показателя за указанный период наблюдается в ЗАО «Фирма «Русь» (на 23,89%), которое в последние годы активно занимается вопросами обучения персонала. В ОАО «Элегант» прирост составил 9,96%, в ЗАО «Румянцево» — 17,59%.

13. На основе корреляционно-регрессионной модели установлены количественные взаимосвязи интегрального показателя конкурентоспособности предприятия и показателя качества рабочей силы. Проведенный анализ показал доминирующий характер этого признака, высокую степень зависимости конкурентоспособности предприятия от качества рабочей силы со средним значением коэффициента корреляции по анализируемым предприятиям, равным г = 0,923.

14. Разработана модель управления повышением качества рабочей силы, учитывающая элементы системного, процессного, ситуационного подходов менеджмента и способствующая обеспечению конкурентоспособности предприятия.

15. Разработанная модель управления повышением качества рабочей силы была предложена ЗАО «Фирма «Русь» и ОАО «Элегант», внедрение которой позволило снизить уровень брака в массе готовой продукцииувеличить количество рационализаторских предложенийсократить потери рабочего времени новых работников на адаптациюулучшить социально-психологический климат в коллективеуменьшить показатель текучести кадровувеличить интерес работников к политике предприятия, повышению квалификации и карьерному росту и др. Это обеспечило повышение показателя качества рабочей силы за 2008 г. в ОАО «Элегант» на 0,241, в ЗАО'"Фирма «Русь» — на 0,359. При этом интегральный показатель конкурентоспособности предприятий повысился (исходя из корреляционно-регрессионной модели) в среднем, соответственно, на 1,17% и 0,59%. Определена эффективность произведенных затрат на внедрение модели управления повышением качества рабочей силы.

16. Представлен* процесс формирования обучающейся организации, основу которой составляет систематизированное, последовательное развитие персонала при условии, формирования системы управления знаниями на предприятии и применения компетентного подхода к развитию. В обучающейся организации высшей ценностью становятся-работники, их творческое развитие и материальное благополучие. Кадровая. политика в таких организациях сфокусирована* на-развитии системы постоянного повышения квалификации работников. Для формирования г обучающейся организации необходимы, заинтересованность руководителей-в'постоянном совершенствовании знаний работниковиспользование современных методов развития, изучение и применение опыта других предприятий, привлечение профессионалов со стороны.

17. Автором представлены рекомендации, направленные на. сохранение и обеспечение конкурентоспособности предприятий в период экономического кризиса, а также при выходе из него. Предприятиям легкой промышленности в сложившихся условиях важно разработать и осуществить программу повышения качества" рабочей силы, производительности труда, мотивации персонала, закреплении работников на предприятии, в дальнейшем — программу постоянного привлечения персонала разных возрастов. Товаропроизводителям нужно больше внимания уделить повышению качества рабочей силы для того, чтобы подготовиться к новому этапу, когда экономика вновь будет на подъеме и появиться больше новых перспектив и возможностей. Инвестиции в обучение, как и в-маркетинг, не должны* сокращаться во время спада, т.к. они в дальнейшем обеспечат предприятиям конкурентные преимущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы / Г. Л. Азоев, А.П. Челен-ков. М.: ОАО «Типография „Новости“, 2000. — 256 с.
  2. , Е.Ю. Повышение конкурентоспособности пивоваренных предприятий : автореф. дис.. канд. экон. наук / Е. Ю. Алексейчева. М.: б. и., 2000.
  3. , В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы /В.В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. -2005.-№ 1.-С. 106−112.
  4. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий / под ред. проф. В. Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2008. — 617 с.
  5. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: Изд-во Питер, 1999.-416 с.
  6. , Е. Мониторинг социально-трудовой сферы / Е. Антосенков, О. Петров // Экономист. 1998. — № 4. — С. 34−45.
  7. , C.B. Качество ротации состава менеджеров как фактор конкурентоспособности организации / C.B. Баранчеев // Менеджмент сегодня. -2006,-№ 5.-С. 295−305.
  8. , В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В. А. Баринов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 6. — С. 3−13.
  9. , Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 4. — С. 72−85.
  10. , А.П. Реструктуризация и реформирование производства / А. П. Бачурин // Экономист. 1999. — № 9. — С. 23−28.
  11. , Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция / Н. В. Бекетов // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 6. — С. 83−86.
  12. , В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С.63−71.
  13. , Р. Бизнес повышенного риска / Р. Бикмухаметов // Экономика ижизнь. — 2008. — № 47. — С. 20:
  14. , Г. Чтобы усилить заинтересованность в результатах работы / F. Бирюков // Человек и труд. 1996. — № 8. — С. 61−65. .
  15. Боброва^ 11. Повышение конкурентоспособности-компании через развитие персонала / Н. Боброва //. Справочник по управлению персоналом. — 2001. -№ 10:-С, 74−84 '
  16. , А.Н. Программа повышения способности конкурировать / А. Ы. Брикса // ЭКО. Экономика и организация- промышленного производства. — 2000--№ 1.-С. 141−143.
  17. , Ю.Т. Экономико-математические методы и модели анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта : учеб. пособие / Ю. Т. Бубнов. -Самара: Изд-во Самар:, гос. экон: акад., 200 lv— 180 с. .
  18. , Е. Алгоритмы построения системы обучения и развития / Е. Бутурлина, Т. Нестеренок // Справочник по управлению персоналом. 2007. -№ 3.-С. 42−47.
  19. Бушмарин, И-В. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил / И. В. Бушмарин // Мировая экономика и междунар. отношения. 1999: — № 10. — С. 66−73.
  20. ,. Е. Пути повышения: конкурентоспособности, предприятий /i
  21. Е. Вигдорчик и др. // Экономист. 1998. — № 11. — С. 69−71.
  22. , В.А. Организация.стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  23. , X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной-компании): пер- с англ. / X. Виссема. — М.: ИНФРА М., 1996. — 288 с.
  24. , О.С. Менеджмент : учебник — 3-е изд. / О. С. Виханский,
  25. A.И. Наумов. М.: Гардарики, 2002. — 528 с.
  26. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath&Partners: пер. с нем. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 478 с.
  27. , Е.В. Международная кооперация промышленных предприятий / Е. В. Волкодавова, Г. И. Яковлев. Самара: СГЭУ, 2007. — 116 с.
  28. , Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов Statistica и Excel: учеб. пособие / Э. А. Вуколов. М.: ФОРУМ, 2008. — 464 с.
  29. , А. Первый рабочий день, или Все только начинается / А. Гаври-лов // Секреты управления персоналом. 2006. — № 2. — С. 116−117.'
  30. , Г. П. Организационно-экономический механизм трудовой мотивации на предприятиях различных форм собственности: методология и современная» практика: автореф. дис. д-ра экон. наук / Г. П. Гагаринская. — М.: б. и., 2000.
  31. , А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е / А. К. Гастев. — М.: Экономика, 1972. — 478 с.
  32. , Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. / Д. М. Гвишиани. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332 с.
  33. , Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-480 с.
  34. , М. Конкурентоспособностью микро-, мезо- и макроуровне-вом измерениях / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 67−77.
  35. , Б.Н. Менеджмент персонала: учеб. пособие / Б. Н. Герасимов,
  36. B.Г. Чумак, Н. Г. Яковлева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 с.
  37. , Ф.О. Конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999—2000 гг.. / Ф. О. Глисин // Экономист. 2001. — № 4. — С. 39−44.
  38. , Е.П. Основы маркетинга : учебник / Е. П. Голубков. — М.: Финпресс, 1999. 656 с.
  39. , В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В. В. Гончаров. М.: МННИПУ, 1998.
  40. , Т. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т. Горысова // Экономист. 1999. — № 6. — С. 66−78.
  41. , Е.Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е. Т. Гребнев, Д. Т. Новиков, А. Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 3. -С. 136−141.
  42. , В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум. — 3-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. М.: Финансы и статистика, 2004. — 336 с.
  43. , Ф. Экономические теории и цели общества : пер. с англ. / Ф. Гэл-брейт. М.: Прогресс, 1979. — 406 с.
  44. , К. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями: пер. с англ. Е.М. Песте-ревой / К. Джанетто, Э. Уиллер. М.: Добрая книга, 2005. — 192 с.
  45. Джой-Меттьюз, Д. Развитие человеческих ресурсов: пер. с англ. / Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте. -М.: Эксмо, 2006. 432 с.
  46. , И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети / И. Ш. Дзахмишева // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 93−107.
  47. Долан, Э.Дж. Economics: англо-русский словарь-справочник / До-лан Э.Дж., Домненко Б. И. М.: Лазурь, 1994. — 544 с.
  48. , И.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / И. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Изд-во Стандартов, 2001. — 262 с.
  49. Доля россиян старше 65 лет к 2025 г достигнет 18 проц., а численность работоспособного населения сократится на 3 проц. — Всемирный банк Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.prime-tass.ru/news/
  50. , В.П. Роль образования и профессиональной подготовки в повышении качества рабочей силы / В. П. Дрямов // Уровень жизни населения регионов России. 2006. — № 9. — С. 50−55.
  51. , О.И. Качество рабочей силы в условиях обновления производства : автореф. дис.. канд. экон. наук / О. И. Дудина. -М.: б. и., 2005.
  52. , О.И. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий / О. И. Дудина, В. А. Зеленков // Кадры предприятия. 2007. — № 4. — С. 87−96.
  53. О.И. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий / О. И. Дудина, В. А. Зеленков // Кадры предприятия. 2007. — № 5. — С. 99−107.
  54. , А.П. Обеспечение конкурентоспособности ремонтно-строительных предприятий в условиях жилищно-коммунальной реформы: дис.. канд. экон. гнаук / А. П. Душко. СПб.: б. и., 1998. — 221 с.
  55. , Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях реализации стоимостного подхода к управлению / Ю. Я. Еленева // Маши- тгностроитель. 2002. — № 3. — С. 2−9.
  56. , Ю.Я. Концепция обеспечения конкурентоспособности предприятия / Ю. Я. Еленева, A.M. Кротков // Управление изменением. — 2002. № 3. — С. 47−69.
  57. , A.A. Некоторые аспекты формирования мотивации профессиональной карьеры / A.A. Емекеев // Интеграция образования. 2004. — № 4. — С. 143.
  58. , Ю. Качество персонала успех российских реформ / Ю. Забродин // Служба кадров. — 2000. — № 9. — С. 8−12.
  59. , П.С. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка / П. С. Завьялов // Маркетинг. — 1997. — № 5. — С. 3−14.
  60. , Е.И. Повышение конкурентоспособности макаронных предприятий : автореф. дис.. канд. экон. наук. / Е. И. Зайцева. -М.: б. и., 2006.
  61. , И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. № 4. — С. 17−27.
  62. , Т. Ближе к телу. Минпромторг уточнил стратегию реализации легкой промышленности / Т. Зыкова // Российская газета. — 2009. — № 97 (4921). С. 5.
  63. , Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия : Препринт науч. докл. / Ю. Б. Иванов. Уфа: УНЦ РАН, 1995. — 32 с.
  64. , О. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. Каплина, Д. Зайченко // Маркетинг. — 2005. № 4. — С. 24:38.
  65. Катански, 41 Формы непрерывного профессионального повышения квалификации / Ч. Катански // Проблемы труда. 1999. — № 2*. — С. 3−14.I
  66. , B.C. Ресурсная концепция основных идей и понятий / B.C. Катькало // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8 — 2002. Вып. 4. — С. 20−42.
  67. , JI.H. Конкурентоспособный менеджмент / JI.H. Качалина. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 464 с.
  68. , С.С. Современные подходы к классификации рабочей силы / С. С. Кирсанова //Российскишэкономический журнал. 1995. — № 11. — С. 76−77.
  69. Кирцнер-И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. / И. Кирцнер — под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с. i ч
  70. Ковалев- В'.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник /
  71. В.В. Ковалев, О. Н. Волков.'- М.: Проспект, 2004. 424 с.
  72. , В.К. Логистика фирмы / В. К. Козлов, С. А. Уваров. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-264 с.
  73. , Э.Б. Научный менеджмент: российская, история: учеб. пособие для экон. спец. вузов / Э. Б. Корицкий, Г. В. Нинциева, В. Х. Шетов — под общ. ред. Э. Б. Корицкого. СПб.: Питер, 1999. — 384 с.
  74. , А. Формирование и использование трудового потенциала / А. Кот-ляр // Вопросы экономики. 1987. — № 9. — С. 23−33.
  75. , И.В. Совершенствование методов оценки качества рабочей силы промышленных предприятий как инструмента управления производительностью труда : автореф. дисканд. экон. наук/И.В. Краснопевцева. Тольятти: б. и., 2007.
  76. , Д.В. Стратегический маркетинг : пер. с англ. / Д. В. Кревенс — 6-е изд. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003. — 752 с.
  77. , A.M. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / A.M. Кротков, Ю. Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. № 6. — С. 59−68.
  78. , К.Г. Качество рабочей силы России / К. Г. Кязимов // Уровень жизни-населения регионов России. 2008. — № 2. — С. 35−43.
  79. Ламбер, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с фр. / Ж.-Ж. Ламбер. СПб.: Наука, 1996.
  80. , В.Я. Качество труда и его оплата / В. Я. Лион // Экономические науки. 1982. — № 5. — С. 56.
  81. , А.С. Оценка и развитие управленческого персонала / А.С. Лиф-шиц. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1999.
  82. , В.К. Мировая экономика : учебник для вузов / В. К. Ломакин. -М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998. 727 с.
  83. Лукомский, Л. И: Теория корреляции и ее применение к анализу производства / Л. И. Лукомский. М.: Госстатиздат, 1958. — 388 с.
  84. Львов, Д: С. Экономическая наука современной России / Д. С. Львов // Экономическая наука современной России: экспресс-выпуск. — 2002. № I.1- С. 5−27.
  85. , М. Как повысить отдачу от обучения персонала / М. Магура // Управление персоналом. 2000. — № 4. — С. 76−79.
  86. , Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. -М.: Омега-Л, 2007. 325 с.
  87. , А.Л. Экономика труда : учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. / А. Л. Мазин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 575 с.
  88. , О.Г. Стратегический менеджмент: организация стратегического управления: учеб. пособие / О. Г. Макаренко. Самара: СГЭУ, 2008. — 324 с.
  89. , К. Экономика : пер. с англ. / К. Макконелл, С. Брю. -2-е изд. -М.: Республика, 1992. Т. 1−2.
  90. , И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33−39.
  91. , В. Самообучающаяся организация: опыт создания на российских предприятиях / В. Малиновский // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 6. — СЛОМ02.
  92. , P.E. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / P.E. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. № 2. — С. 91−94.
  93. , М.К. Управление знаниями на-100%: Путеводитель для практиков / М. К. Мариничева. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 320 с.
  94. , К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М., 1977. — Т. 19. -714 с.- Т. 23. — 907 с. — Т. 26. Ч.< 3. — 703 с.- Т. 42. — 535 с.- Т. 46. Ч. 2. — 618 с.
  95. , А. Принципы политической экономики / А. Маршалл. М.: Прогресс, 1983.
  96. , М. Что легкая принесет. Минпромторг разработал новую стратегию развития легпрома / М. Махлин // Российская газета. 2009. — № 18 (702). — С. 8.
  97. Е.Ю. Требования* работодателей к квалификации кадров / Е. Ю. Мельникова // Профессиональное образование. 2005. — № 10. — С. 34−35.
  98. Методика оценки уровня качества продукции с помощью комплексных показателей качества. — М.: ВНИИС, 1974.
  99. , Дж.С. Основы политической экономии : в 3-х т. / Дж.С. Милль. -М.: Прогресс, 1980. Т. 1 — 495 с.
  100. Миляева, JL К вопросу о комплексной оценке уровня конкурентоспособности работников промышленного предприятия / JI. Миляева, Г. Койнаш // Человек и труд. 2000. — № 4. — С. 80−84.
  101. , М.Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. — М.: Альфа-Пресс, 2004. 160 с.
  102. , Ю. Слагаемые конкурентоспособности / Ю. Мишин // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 1998. -№ 5. — С. 82−87.
  103. , В.В. Легкая промышленность Алтайского края: состояние и перспективы / В. В. Мищенко, И. К. Мищенко // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2008. — № 12. — С. 69−80.
  104. Моисеева, КХ Основные положения1 оценки и пути обеспечения конкурентоспособности предприятий / Ю- Моисеева // Менеджмент сегодня- 2005. -№ 6.-0. 15−20.
  105. , A.B. Менеджмент: стратегиям структура- персонал: учеб. пособие / A.B. Молодчик.-М.: Изд-во Высш. шк. экономики, 1997. 207 с. t
  106. , Г. Ф. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий в современных условиях : дис.. канд. экон. наук / Г. Ф. Муртазина. Казань: б. и., 2004.
  107. , P.P. Самообучающаяся организация в экономике и образовании / Р. Р. Нейман // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2003. -№ 2. — С. 63−67. '
  108. , B.C. Проблемы управления трудовыми ресурсами в развитом социалистическом обществе / B.C. Немченко // Трудовые ресурсы, научные, основы управления трудовыми ресурсами. М., 1978. — Вып. 4. — 152 с.
  109. , О.Н. Качество рабочей силы: оценка, динамика, резервы- повышения: дис-—канд. экон. наук / 0: Н. Неунылова., — Самара: б. и., 2002.
  110. , Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах : учебник / Ю. Г. Одегов. М.: Академический Проект, 2005: — с. 1088.
  111. , Ю.Г. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования / Ю. Г. Одегов, В.Б. Бычин- K. JL Андреев. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1991. — 172 с.
  112. , Ю.Г. Экономика труда : учебник. В 2 т. Т. 1. / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко- JI-C. Бабынина. -М.: Альфа-Пресс, 2007. 760 с.
  113. Ожегов,' G.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И- Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  114. , А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора / А. Орлов // Экономист. 2002. — № 12. — С. 51−56.
  115. , В.А. Эффективность производства / В-А. Осипов. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. -172 с.
  116. Основы научных исследований / под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. — М.: Высш. шк., 1989.-400 с.
  117. , У. Экономические и статистические работы / У. Петти. М.: Соц-экгиз, 1940. — 324 с.
  118. , К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций / К. В. Пивоваров. — 2-е изд. — М.: Дашков и К0, 2005.-120 с.
  119. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
  120. , Б. Проблемы воспроизводства в современных условиях / Б. Плышевский // Экономист. 1997. — № 1. — С. 25−37.
  121. , С. Кластеры легкой промышленности в России: стратегия и потенциал Электронный ресурс. Режим доступа: www.rustm.net
  122. , Р. Рабочая сила в XXI веке / Р. Полынский // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. — № 9. — С. 73−79.
  123. , М.Э. Конкуренция / М. Э. Портер. М.: Вильяме, 2002. — 496 с.
  124. , A.A. Качество рабочей силы: от теории к практике / А. А. Разумов,
  125. B.П. Дрямов // Уровень жизни населения регионов России. 2007. — № 8/9.1. C. 87−92.
  126. , В. Рабочая сила как товар / В. Ракоти // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 1999. — № 2−3. — С. 84−92.
  127. , C.B. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия / C.B. Рачек. Екатеринбург: УрГУПС, 2001. — 302 с.
  128. , Д. Сочинения. В 5 т. Т. 1 / Д. Риккардо. М.: Госполитиздат, 1985.-360 с.
  129. , В. Влияние психологических факторов на эффективность и конкурентоспособность современных организаций / В. Розанова // Консультант директора. -2004. -№ 23. С. 10−18.
  130. , Г. Испытательный срок и адаптация / Г. Романовская // Отдел кадров. 2006. — № 2. — С. 125−128.
  131. , С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда :-учеб. пособие-/ С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова. М. :'ИНФРА-М, 2001. — 400 с.
  132. , Е.И. Экономические формы рабочей силы при социализме / Е. И. Рузавина. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. — 142 с.
  133. Рынок труда: учебник / под общ. ред. B.C. Буланова и H.A. Волгина. — М.: Экзамен, 2003.-320 с.
  134. , Г. Б. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г. Б. Савицкая. Минск: ООО «Новое знание», 2002. — 703 с.
  135. , Д.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия, на'основе комплексной оценки его потенциала : автореф. дис.. канд. экон. наук / Д. А. Самодуров. СПб.: СПбГИЭА, 2000.
  136. , Н.Е. Оценка конкурентоспособности масложировых продуктов / Н. Е. Свирейко // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 88−92.
  137. , С. Концепция научающейся организации: теоретические основы и пути развития / С. Семушкина // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 6. — С. 89−93,
  138. , П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся ор-(ганизации / П. Сенге. — М.: ЗАО «„Олимп-Бизнес“, 2003. 408 с.
  139. , И.Ф. Некоторые аспекты формирования системы управления развитием персонала организации / И. Ф. Симонова, JT.M. Дудаева // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. — № 1. — С. 16−17.
  140. , В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // Стандарты и качество. 2000. — № 4. — С. 54−59.
  141. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. сIангл. / А. Смит. -М.: Соцэкгиз, 1962. 654 с.
  142. Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1981. 1600 с.
  143. , В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегии в области качества / В. А. Таран // Машиностроитель. —1998,-№ 2.-С. 6−11. „
  144. Томпсон-мл., Артур А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. / Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. — 12-е изд. М.: Вильяме, 2003. — 928 с.
  145. , В .В. Менеджмент персонала предприятия / ВВ. Травин, В .А. Дятлов, М-: Дело — 2000. — 272 с.
  146. , Н.М. Современные методы оценки стратегического развития предприятий легкой промышленности : монография / Н. М. Тюкавкин. Самара: ООО „Офорт“, 2008. — 168 с.
  147. , А. Навыки обучения людей как одна из ключевых компетенций современного менеджера Электронный ресурс. — Режим доступа: www.ulesoff.ru
  148. Управление персоналом': учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 560 с.
  149. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под. науч. ред. Р. Марра, Т. Шмидта М.: Изд-во МГУ, 1997 — 480 с.
  150. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с.
  151. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. — СПб.: Питер, 2002. 1200 с.
  152. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 352 с.
  153. , Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. -С. 53−69.
  154. , P.A. Менеджмент конкурентоспособности товара / P.A. Фат-хутдинов. -М.: ЗАО „Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1995. 55 с.
  155. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  156. , P.A. Стратегический менеджмент / P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО „Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1999.
  157. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации /, P.A. Фатхутдинов. М.: Эксмо, 2005. — 542 с.
  158. Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность / Т. Г. Философова, В .А. Быков — под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 с.
  159. , Ф. Конкуренция как процедура открытия / Ф. Хайек. // Мировая, экономика и междунар. отношения. 1989. — № 12. — С. 6−14.
  160. , Ф. Пагубная самонадеянность : пер. с англ. / Ф: Хайек. М.: Новости, 1992. — 304 с.
  161. Хентце, И: Теория- управления кадрами- в рыночной экономике / Й. Хентце, И: Метцнер — пер. с нем. F. A- Рахманина- ,-М-: Мёждунар- отношения: -1997. 664 с.
  162. ,. А. Конкурентоспособность как интегральный- показатель- эффективности — предприятия / А. Чаплина, И. Войцеховская ' // Проблемы теории и • практики управления- 2006- - № 31 — С. 108−113 —
  163. , Е.В. Качество рабочей силы: сущностный аспект / Е. В. Шамаль // Известия Академии труда и занятости. 2003: — №¾. — С. 106−112.
  164. , C.B. Управление персоналом современной- организации : учебно-практ. пособие / C.B. Шекшня. М.: ЗАО „Бизнес-школа Интел-Синтез“, 2000.-368 с.
  165. Шеховцева^ Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / Л.С. Шеховцева// Маркетинге Россини за рубежом. 2001. — № 4.-С. 11−16.
  166. Экономика труда и социально-трудовые отношения./ под ред. Г. Г. Меликьяна, Р.П.' Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 623 с. i
  167. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М*.: Экзамен, 2004. — 736 с.
  168. Экономика предприятия: учебник / под. ред. проф. Н. А. Сафронова. М.: Юристь, 2003. — 608 с.
  169. Эффективность обучения персонала: прогноз и* реальность // Справочник кадровика- 2008. — № 2. — С. 127−134.
  170. , Г. И. Экономика предприятий: промышленная политика: учеб. пособие / Г. И. Яковлев. Самара: СГЭУ, 2003. — 92 с.
  171. , Н.С. Воспроизводство, рабочей силы и его особенности в условиях развитого социализма / Н. С. Яковчук // Воспроизводство трудовых ресурсов' и их использование / под общ. ред. И. И. Кузьмина, В. В. Цакунова, Н.С. Шеки-ра.-М, 1987.
  172. Garavan, Т., Strategic human resource development, JOEIT 15, 1991.
  173. Harrison, R. Employee Development, 2nd edn, Institute of Personnel and Development, London, 1997.
  174. Kaplan, R.S., Norton, D.P. Using the BSC as Strategic Management System, in: Harvard Business Review, Vol. 74, Jan/Feb, Nr. 1, 1996.
  175. MeLagan, P., Models of HRP practice, ASTD Press, 1989. • 192. Nadler, L., Developing human resources, Gulf, 1970.
  176. Pearce, J.A., Robinson, R.B. Strategic Management. Homewood: D. Irwin, 1995. i
  177. Pedler, M., Burgoyne, J., Boydell- T. The Learning Company. Maiden-head:1. McGraw-Hill, 1991.
  178. Whyte, W.F. Money and Motivation. N.Y., 1955.
  179. Тенденции развития концепций формирования конкурентоспособности предприятия
  180. Обзор определений „конкурентоспособность предприятия"1. Определение Автор
  181. Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности Донцова Л.В.
  182. Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами Млоток Е.
  183. Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала) Джакот Д.Х.
  184. Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки Багиев Г. Л.
  185. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал Сергеев И.В.
  186. Конкурентоспособность это способность страны или фирмы продавать свои товары Рове М.
  187. Конкурентоспособность предприятия — это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента Миронов М.Г.
  188. Конкурентоспособность предприятия это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка- способность предприятия к производству, сбыту и развитию- способность высшего звена руководства к реализации, поставленной цели Коно Т.
  189. Конкурентоспособность предприятия это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции Яшин Н.С.
  190. Конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений М. Портер
  191. В самом общем смысле — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования М. Гельванов-ский
  192. Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке Е. Дж. Визер
  193. Интегральная конкурентоспособность предприятия это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю П.У. Зулькар-наев, Л.Р. Ильясова
  194. Конкурентоспособность предприятия можно определить как возможность его эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка П.С. Завьялов
  195. Конкурентоспособность предприятия это его относительное преимущество по сравнению с другими предприятиями В.А. Осипов
  196. Под конкурентоспособностью следует понимать эффективность функционирования и динамику приспособления предприятия к изменяющимся условиям внешней среды Ю.Б. Иванов
  197. Конкурентоспособной организацию делают, во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать В.А. Винокуров
  198. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  199. Общее количество готовой продукции о“. о“ о“. о“ о о» о" о". о" ¦ о" о" о" сГ- о" сГ
  200. УРОВЕНЬ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВАГ *~ ¦
  201. Общая численность основных и вспомогательных рабочих. .. .• о О о о ' о о" о" «о». сГ о". о о о о о
  202. УРОВЕНЬ ПРОГРЕССИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ^ ^ СО со оо 0 сч со ¦ч- 1Л сч 1П
  203. Число прогрессивных процессов сч со 00 0 сч о ю со г- ЧО 00 0 ЧО 0 V© сч о со 1Л сч <м чо со сч 1Л со о о 00 г" со г" 1Л
  204. Общее число процессов в соответствии с официальньцщметрдикалш сГ. о" о" о" о" о" о" о" о" о" о о" о" о" о"
  205. СРЕДНИИВОЗРАСТ ТЁХНОЛОГИЧЕСКИХПРОЦЕССдВ- .7"Т
  206. Сумма возрастов технологических процессов со гч сч 00 о <м ю 00 чэ. ЧО СО
  207. Сумма технологических процессов
  208. СРЕДНИЙ цдЗРА^оЖдРУДбВАНЙЯ = ' ' ¦: •
  209. Сумма возрастов всего оборудования 00 чо ЧО ю сч со го со со. со о со 00 <м сч со сч со сч сч сч
  210. Общее количество оборудования
  211. НАПРЯЖЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛОЩАДЕЙ = Стоимость чистой продукции Общая (или производственная) площадь 841,37 1150,97 1328,28 1888,82 2250,34 849,43 886,14 931,11 1353,0 1422,54 846,0 1018,56 1130,12 1620,92 1836,44
  212. КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ = Количество действующего оборудования Количество установленного оборудования
  213. НОРМА ОТХОДОВ = Объем произведенной продукции 0,356 0,347 г-го о -о (3 о" 0,318 0,311 0,152 0,174 0,191 0,184 0,204 0,321 0,271 0,268 0,251 0,253
  214. УРОВЕНЬ ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ = Фа™"™с™й СР&trade- оборудовать Нормативный срок службы оборудована 00 ЧО ЧО «п <4 ГО го» ГОп го" го сэ го" 00, сч сч го сч го сч сч сч"
  215. УРОВЕНЬ КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА = Годовой объем комплектующих изделий Общий объем продукции за тот эюе период 0,199 995 0,199 997 0,200 003 0,199 998 0,200 001 0,67 252 0,54 721 0,48 752 0,42 158 0,42 076 0,166 723 0,277 358 0,174 377 0,171 076 0,171 038
  216. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЕПО КАЗАТЕЛ И
  217. КОЭФФИЦИЕНТ БЫСТРОЙ ликвидности = ««?
  218. Краткосрочная дебиторская задолженность + + Краткосрочные финансовые вложения + + Денеж11ые средства
  219. Кредиторская задоженность + Краткосрочные заемные средствач- о со см. со ч- ш ш
  220. V© о ю СО г- ю чэ ю 00 00 со о со -чч. ш ¦ч- см г- о см 00 чэ ю г- юо о см см чо о ' 00 о ¦ч со 00 ч- о0 ю о со ю ю о 00 г- о гсо ю о СТ ю ' «см. см см ю ОЧ 00о о о о о. о о о о о о о
  221. СГ о ю- ¦ч- со ч- ч- оо, о ю со см ю г
  222. ОЧ «о г- со со «о о ОЧ г- о со о то 00 см ¦ч- ¦о чо оо со о со ¦ ¦ г- -ю 00о со ю г- со со ч- ш ю 1 со 00 1 ¦00 (—1 со. оч о со ч- 00 см «-м — г- о юсо г- о со см о о ч- ч- со ч- ю гсм см см
  223. КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИ =
  224. Краткосрочная дебиторская задолженность +¦ + Краткосрочные финансовые вложения + + Денежные средства + Материальные запасы
  225. Кредиторская задоженность + Краткосрочные заемные средства15
  226. КОЭФФИЦИЕНТ ОБЩЕЙ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ =1. Активы1. Обязательства16
  227. КОЭФФИЦИЕНТ МАНЕВРЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО
  228. Медленно реализуемые активы1. КАПИТАЛА =
  229. Оборотные активы Текущие обязательства17
  230. ДОЛЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В АКТИВАХ =
  231. Оборотные активы Валюта баланса
  232. КОЭФФИЦИЕНТ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОБСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ¦¦ Собственный капитал Внеоборотные активы Оборотные активы9~
  233. КОЭФФИЦИЕНТ ОБЩЕЙ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ КАПИТАЛА = Выручка от продаэюи
  234. Среднегодовая стоимость активовоборотов)
  235. КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТ = Выручка от продажи
  236. Среднегодовая стоимость оборотных активовоборотов)00 со со CN ri- 00 in CN CN ГО ri1Л 1Л vo 1Л 1Л со Os сл 0 ri- ri- CN ri- rivo vo 1Л со оо CN 1Л OS со о Os CN 00 Osсо m 1Л CS о о 00 о г- in r- CN Os00 vo 1Л Os со СТ 00 oo ri- г- OS
  237. CN ri- m vo 00 rf vo 00 о 1 VI rfо о 1—н 1—н ^ CN CN — 1—H 1—H 1—н 1—Hm Os 1Л 00 00 ri- оо vo Os ro00 со Т—t г—1 о vo TI г- CN CN OS Os vo
  238. СО m vo VI с^ со о 1П ri- vo 1Л о VI
  239. V) t> г- о С CN vo 00 о OS VI CN ГО о
  240. Os vo Os г- ri- VI оо CN С t-H со сооо m VO о es г- CS VI CN vo m r- со ГО
  241. VI о со 00 vo со <У 00 rf vo CN 00 vo со
  242. N 00 CN 00 ri- Os vo VI со оо 00 со со г-
  243. Os о О CN VI r- г- f—< CN 0 rf 00 CN VIvo О VO CN rf ri- vo г- о со m со ч—lо о •—1 о о о о о о о 1—н
  244. О о о О о о о о о о о о о о о
  245. О о о о о о о о о о о о о о о
  246. Г- Os m г- 00 ri- VI со оо ri- CN 0 Os vo VIо CN os rf m со CN о CN 00 Os 1Л о о00 0 о 00 о г- 0 m 0 о t- о1 m т о CN г- m r- Г—1 гг- 00 Os m 00 00 r- VI CN VI 0
  247. Os 00 vo оо Os о m CN со vo оrf со CN о С — CN 1 00 00 ri- r^ CN m со со 00 г- со CN Os 00 CNсо CN 00 vo со CN о r- со со оо 00vo VI Os m VI со г- r- CN oo vo о mr- Os со о CN Os CN r^ 00 Os VI соо 1Л ri- о Os со 00 vo vo Os 00
  248. CN CN m ' 00 1—н о о о о о о о
  249. О О о о о о о о о о о о о о
  250. CN Os m г- г- со г- со о CN CN CN Os CN
  251. CN CN CN CN vo VI со со CN CN CN CN CN
  252. О о О о о о о о о о о о о о о21
  253. КОЭФФИЦИЕНТ ОТДА ЧИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА = Выручка от npodaoicu
  254. Средняя стоимость собственного капиталаоборотов)22
  255. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ (ЗАПАСОВ) = Средняяя стоимость запасов1. Выручка от продажив днях)
  256. ОБОРА ЧИВАЕМОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ = Средняя стоимость денежных средств Выручка от продажив днях)24
  257. КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ СРЕДСТВ В РАСЧЕТАХ = Выручка от npodaoicu
  258. Средняя стоимость дебиторской задолженностиоборотов)25
  259. СРОК ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ = Средняя стоимость дебиторской задолженности1. Выручка от продажей•(в днях)26
  260. КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Выручка от npodaoicu
  261. Средняя стоимость кредиторской задолженностиоборотов)27
  262. СРОК ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Средняя стоимость кредиторской задолженности1. Выручка от npodaoï-cuв днях)
  263. КОЭФФИЦИЕНТ ЛЕВИРИДЖА ' «» .
  264. КОЭФФИЦИЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ =
  265. Собственный капитал' Заемный капиталсчч-оо Оч Оо1Г) 00 00 1Г) л ¦ч-¦чго
Заполнить форму текущей работой