Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование опыта регионального маркетинга в Европейском Союзе для устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Евросоюза в области регионального маркетинга может стать эффективным подходом для преодоления системного кризиса сельских территорий посредством более рационального использования их внутренних ресурсов и потенциалов, а также за счет создания благоприятного инвестиционного климата. Переход к рыночным условиям хозяйствования определил необходимость использования регионального маркетинга как важного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты использования регионального маркетинга для устойчивого развития сельских территорий
    • 1. 1. Концептуальные основы устойчивого социо-эколого-экономического развития сельской местности
    • 1. 2. Актуальные научные подходы к реформированию сельских регионов Европы
    • 1. 3. Теоретические основы регионального маркетинга
  • Глава II. Региональный маркетинг — важное направление развития интеграционных процессов в аграрном секторе стран Европейского Союза
    • 2. 1. Организационно-правовая основа регионального маркетинга в ЕС
    • 2. 2. Значение регионального маркетинга для развития агробизнеса в ЕС
    • 2. 3. Современные тенденции региональной интеграции в аграрной сфере на примере успешных инициатив в области регионального маркетинга)
  • Глава III. Перспективные направления использования опыта регионального маркетинга в Европейском Союзе для устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
    • 3. 1. Характеристика модельной территории по адаптации зарубежного опыта
    • 3. 2. Механизмы реализации политики регионального маркетинга на уровне сельского муниципального округа
    • 3. 3. Актуальные научно-методические подходы к организации процесса регионального маркетинга на муниципальном и областном уровнях

Использование опыта регионального маркетинга в Европейском Союзе для устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Несмотря на продолжающуюся глобализацию мирового хозяйства, продолжение высоких темпов его экономического роста, переплетение торговых взаимосвязей, сближение национальных экономических систем и т. д., неравенство между отдельными странами, регионами и отраслями экономики становится все более ощутимым.

В сельской местности данная дифференциация проявляется еще более остро и характеризуется целым рядом неблагоприятных факторов, таких как структурная слабость экономики, безработица и низкий уровень доходов на селе, миграция молодежи и трудоспособного населения в города, нерациональное природопользование, высокие издержки аграрного производства и т. д.

В странах Европейского Союза (ЕС) в последние тридцать лет особое внимание уделяется поиску и реализации эффективных подходов к устойчивому развитию сельских территорий. При этом выявлена значимая роль регионального маркетинга, который позволяет существенно повысить инвестиционную привлекательность и финансовую независимость сельских административно-территориальных образований.

В сельской местности Российской Федерации (РФ), в которой проживает треть населения, и которая занимает три четверти площади страны, идут процессы сокращения численности поселений и деградации ценных земельных угодий. Ежегодно исчезает до 3 тысяч сел и деревень и 700 тыс. человек мигрируют из села, выбывает из оборота более 3 млн. га сельскохозяйственных земель. Разрушается уклад жизни сельского населения, его история, культура и нравственность. Все это имеет серьезные негативные последствия для страны в целом, поэтому проблема возрождения и устойчивого развития села приобретает сегодня приоритетное значение и общенациональный масштаб.

В России, в современных условиях недостаточной государственной поддержки села и передачи значительной части полномочий на места, опыт.

Евросоюза в области регионального маркетинга может стать эффективным подходом для преодоления системного кризиса сельских территорий посредством более рационального использования их внутренних ресурсов и потенциалов, а также за счет создания благоприятного инвестиционного климата. Переход к рыночным условиям хозяйствования определил необходимость использования регионального маркетинга как важного элемента рыночных отношений и способствовал возрастанию заинтересованности в применении данного подхода на сельских территориях, имеющих богатые сельскохозяйственные и ремесленные традиции, значительный культурный и природный потенциал.

Помимо этого, в сельской местности, региональный маркетинг способствует развитию аграрного сектора с помощью образования региональных экономических круговоротов — интегрированных хозяйственных структур, состоящих из местных предприятий, созданных по принципу «производствопереработка — сбыт». Особенно актуальной представляется подобная региональная экономическая интеграция в аграрном секторе для малых и средних предприятий АПК.

Состояние изученности проблемы. Проблема использования регионального маркетинга в развитии сельских территорий является новым научным направлением в России. В связи с переходом к рыночной экономике ее изучением начали заниматься с середины 90-х годов ХХ-го столетия.

Основоположниками регионального маркетинга в РФ можно считать Лаврова A.M. и Сурнина B.C. Изучению вопросов развития сельских регионов большое внимание уделяется в трудах Лексина В. Н., Лемешева М. Я., Заславской Т. И., Кетовой Н. П., Харченко А. В., Кудрявцева Ю. Н., Панкрухина А. П., Тамбиева А. Х. и других авторов.

В Европейском Союзе устойчивому развитию сельской местности, нацеленному на комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем посвящены труды многих ученых. С позиций данного диссертационного исследования особый интерес представляют работы ученых экономистов-аграрников: Бекера Т., Беша М., Баллинга Р., Шадэ Г., Лидке Д. и др. В этих трудах отражены результаты научно-практических исследований по применению механизмов регионального маркетинга для развития сельских регионов и, в особенности, аграрного сектора в странах-членах БС.

Актуальность темы

и недостаток исследований в данной области определили необходимость углубления теоретико-методологической базы регионального маркетинга, изучения организационно-правовых условий его функционирования, особенностей применения для развития агробизнеса в сельской местности, обоснования эффективности региональной экономической интеграции в аграрной сфере.

Цель и задачи исследования

Целью работы является изучение теоретических основ и практического опыта регионального маркетинга в странах Европейского Союза для их адаптации и использования в российских сельских регионах.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

— анализ современной экономической, социальной и экологической ситуации в сельской местности и новых научных подходов к развитию сельских территорий в ЕС и РФ;

— изучение теоретико-методологических основ регионального маркетинга;

— исследование экономических, производственных, организационно-правовых и иных взаимосвязей различных отраслей и элементов сельской экономической системы в процессе регионального маркетинга на локальном, региональном и национальном уровнях;

— рассмотрение особенностей применения регионального маркетинга в аграрном секторе стран ЕС: организационно-правовой основы, ценовой политики, стандартов качества, каналов сбыта и потребительских предпочтений по отношению к продуктам питания с наименованием места происхождения;

— изучение практических примеров применения регионального маркетинга и функционирования региональных зонтичных брэндов в АПК стран ЕС;

— адаптация передового международного опыта к российским условиям с целью разработки новых подходов и механизмов содействия сбалансированному развитию экономики в сельских регионах, а также научно-методических рекомендаций по региональному маркетингу.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются сельские территориальные социо-эколого-экономические системы стран-членов Европейского Союза и России. Предмет исследования — политика развития сельской местности, а также экономические, институциональные, финансово-кредитные и иные преобразования в процессе реформирования сельской экономики в ЕС и РФ.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам устойчивого развития сельской местности, регионального маркетинга и агромаркетинга, мировой и региональной экономики. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты ЕС и РФ, статистические данные отдельных европейских стран и Госкомстата РФ, интернет, а также материалы отечественных и зарубежных исследователей, научных учреждений и хозяйственных организаций.

В процессе работы были использованы следующие методы исследований: монографический, экономико-математический, социологический, рас-четно-конструктивный, сравнительного и ситуационного анализа и другие.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыты сущность и современные особенности устойчивого развития сельской местности в Европейском Союзе с целью применения в РФ;

— расширена теоретико-методологическая база регионального маркетинга, применительно к развитию сельских территорий: предложена новая редакция терминов, уточнены его цели, задачи и методы;

— предложены перспективные механизмы содействия устойчивому социо-эколого-экономическому развитию сельских территорий на основе изучения зарубежного опыта;

— на основе адаптации опыта стран-членов ЕС разработаны научно-методические подходы по применению инструментов регионального маркетинга на локальном и региональном уровнях в РФ;

— на основании разработанной методики выполнен экономико-математический расчет производственного, социального, историко-культурного и природно-ресурсного потенциалов, и на их базе сделана оценка комплексного потенциала развития в разрезе сельских администраций муниципального округа субъекта РФ;

— на основе методики ООН разработана система экономических, социальных, экологических и институциональных показателей устойчивого развития для сельского муниципального образования РФ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что применение в практике устойчивого развития сельской местности разработанных и обоснованных предложений в области регионального маркетинга способствует улучшению инвестиционной привлекательности сельских территорий и увеличению конкурентоспособности местных предприятий АПК.

Теоретические положения диссертации и результаты работы используются преподавателями МСХА и МГУ при разработке новой дисциплины «Комплексное развитие сельских территорий», а также могут применяться в учебном процессе при преподавании курсов «Мировая аграрная экономика», «Аграрный маркетинг», «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались на научных и научно-практических конференциях. Научные выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работе, адаптированы к условиям российских сельских регионов и апробированы в ходе российско-германского проекта программы правительства Германии Transform «Содействие региональной экономике в Ярославской области» в 2000;2003 гг. в Переславском, Угличском и Ростовском муниципальных округах (МО).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ объемом 1,4 п.л.

Внедрение результатов исследования. Автор принимал активное участие в разработке практического пособия «Рекомендации по организации процесса регионального маркетинга», которое широко используется сотрудниками областной и муниципальных администраций, а также предпринимателями и их объединениями в Ярославской области.

Основные положения работы использовались при разработке стратегических планов развития Переславского и Ростовского МО, а также при создании и внедрении региональной марки «Сердце русской провинции».

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, списка сокращений и используемых терминов. Она изложена на 195 страницах и включает 33 таблицы, 25 схем, 9 диаграмм, 7 рисунков, 2 карты и 15 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Отсталость сельских регионов и проблемы в аграрном секторе давно стали глобальным явлением. В сельской местности складывается сложная ситуация в силу структурной слабости, высоких издержек аграрного производства, информационной изолированности села и ряда прочих факторов. Неэффективность научных методов и аграрных доктрин, основанных на узкоотраслевом подходе, при решении существующих проблем и возникновение новых ориентиров развития сельских территорий привели к появлению концепции устойчивого развития сельской местности, которая ориентирована на достижение долговременного, экономически эффективного развития сельских сообществ при сохранении природных основ их жизнедеятельности, культурно-исторической самобытности и обеспечении социальной защищенности всех слоев населения.

2. Вопросы устойчивого социо-эколого-экономического развития и интеграции сельских территорий актуальны как для развитых, так и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой и отличаются лишь своей спецификой и уровнем финансирования. В странах Европейского Союза власти всех уровней предпринимают множество мер для решения комплекса проблем в сельских регионах с целью их эффективного функционирования в рамках процесса европейской интеграции и глобализации мировой экономики. В ходе различных проектов и программ в сельской местности разработаны и апробированы новые актуальные научные подходы и направления политики для достижения устойчивого социо-эколого-экономического развития, где одним из новых перспективным подходов к территориальному развитию в Европе является региональный маркетинг.

3. Региональный маркетинг представляет собой рыночно ориентированную концепцию управления, направленную на устойчивое развитие региона. В странах ЕС данный подход в сочетании с развитым местным самоуправлением позволил значительно повысить инвестиционную привлекательность и финансовую независимость сельских административно-территориальных образований.

4. Начальным шагом для успешного регионального маркетинга является определение границ региона, для чего используются природно-географические, социально-культурные и экономические критерии, которые в свою очередь подразделяются на ряд показателей низшего порядка.

Не все регионы имеют равные шансы и возможности для реализации процесса регионального маркетинга и, особенно, маркетинга региональных продуктов питания. Регион должен обладать производственными мощностями и ресурсами для удовлетворения потребностей потребителей в достаточном объеме, быть экологически чистым, привлекательным для туристов, иметь самобытную историю и культуру, а также традиционные для данной местности продукты питания.

Следует рассмотреть возможность организации модельных территорий в РФ, подходящих для апробации зарубежного опыта в области регионального маркетинга и устойчивого регионального развития.

5. Наиболее перспективным в сельской местности представляется использование регионального маркетинга в аграрном секторе. Знание места происхождение продуктов питания становится для потребителей в Европе одним из важнейших критериев при совершении покупки. Это обусловлено наличием в отдельных сельских регионах исторически-сложившихся технологий производства и переработки продукции сельского хозяйства и уникальных природно-климатических условий, которые определяют ее исключительное качество и направленный потребительский спрос.

6. Применение регионального маркетинга в аграрном секторе стран ЕС имеет характерные особенности при проведении товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики, где наиболее важным инструментом взаимодействия с потребителями является региональная марка — аналог коллективной зонтичной торговой марки в классическом маркетинге.

Региональная марка предназначена для поддержания благоприятного имиджа региона, создания региональных экономических круговоротов и добавленной стоимости для местных товаров и услуг, повышения степени их узнаваемости, гарантии качества и происхождения, то есть прозрачности для потребителей. Разработка и внедрение региональной марки в сельской местности оказывает комплексное социо-эколого-экономическое воздействие на развитие сельской экономики и способствует поддержке местных предприятий, сохранению рабочих мест, росту хозяйственного оборота и большей степени переработки местного сырья, лучшему сбыту региональной продукции, экологичному хозяйствованию и региональной самоидентификации. 7. Для защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности, поддержки местных малых и средних сельскохозяйственных предприятий, а также в целях содействия развитию аграрных регионов в Европейском Союзе действует нормативно-правовая база, предназначенная для защиты географических характеристик продуктов питания и сельскохозяйственного сырья и места их происхождения / производства (постановление № 2081/92).

Регистрация наименований мест происхождения продукции согласно принятым требованиям становится важным юридическим и маркетинговым инструментом в борьбе с конкурентными предприятиями и регионами и обеспечивает правовую защиту и лучшие рыночные возможности для местных предприятий АПК, производящих и перерабатывающих региональную сельскохозяйственную продукцию.

Необходимо использовать данный законодательный опыт ЕС для разработки соответствующей нормативно-правовой базы в России и ее гармонизации с международными и европейскими стандартами с целью защиты аутентичности традиционных региональных продуктов питания, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировых продовольственных рынках, импорто-замещения и, следовательно, поддержки отечественных предприятий АПК.

8. Адаптация и использование передового европейского опыта регионального маркетинга как основного элемента рыночной экономики может стать эффективным инструментом саморазвития российских сельских регионов в условиях недостаточной государственной поддержки.

Данный опыт был частично апробирован в ходе российско-германского проекта программы правительства Германии Transform «Содействие региональной экономике в Ярославской области» и в настоящее время используется в Переславском, Ростовском и Угличском сельских муниципальных округах, которые и явились модельным регионом для диссертационной работы.

В рамках проекта созданы новые институциональные структуры и использованы актуальные подходы для содействия сбалансированному реформированию сельской экономики на муниципальном и областном уровне. В результате, в Ярославской области сложилась вертикаль, состоящая из структур, ответственных за устойчивое территориальное развитие (Центры развития в муниципальных округах, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, АНО «Агентство развития муниципальных образований»), что создает благоприятные предпосылки реализации процесса регионального маркетинга.

Требуется дальнейшая работа по распространению накопленного инновационного опыта проекта и его адаптации в других сельских регионах РФ для чего результаты проекта презентуются на различных конференциях, семинарах и прочих мероприятиях с участием представителей Минсельхоза и Ми-нэконразвития РФ, сотрудников местных и областных администраций, международных представителей и прочих заинтересованных лиц.

9. Важную роль в процессе регионального маркетинга играет рекламная деятельность. В ходе проекта «Содействие региональной экономике в Ярославской области», как и в рамках программ по региональному маркетингу в странах ЕС, был сделан акцент на выпуск рекламно-информационных материалов.

Данная деятельность позволила презентовать регион как экономически динамично развивающийся, обладающий уникальным природно-рекреационным потенциалом, привлекательный для туристов и инвесторов и завязать новые контакты, как с российскими, так и с зарубежными партнерами.

10 Важным инновационным мероприятием по адаптации зарубежного опыта стала разработка единой для трех проектных округов региональной марки — «Сердце русской провинции». В настоящее время она используется для выпуска маркетинговых материалов и проведения совместных мероприятий. Однако необходимы дальнейшие шаги по ее развитию и использованию местными предприятиями в регионе.

Здесь может быть полезен опыт стран ЕС в области разработки и функционирования региональных марок (нормативно-правовые документы, стандарты качества, критерии выдачи марки, структура управления и т. д.) для создания новых агропромышленных интегрированных структур в сельской местности. Региональный маркетинг способен помочь местным сельскохозяйственным, перерабатывающим и торговым предприятиям найти свою рыночную нишу, соединив их в систему региональной марки.

11. Экономическая интеграция в аграрной сфере является приоритетным направлением регионального маркетинга в сельской местности. Создание, НО «Благотворительный фонд «Крестьянская слобода» в модельном регионе представляется перспективной организационно-правовой формой новых интернированных экономических структур в сельской местности для содействия многофункциональному развитию сельской экономики, так как региональная агропромышленная интеграция оказывает комплексный положительный эффект на развитие сельских регионов.

12. Адаптация передового опыта Европейского Союза к условиям российских сельских регионов является важным фактором создания их положительного инвестиционного имиджа, повышения конкурентоспособности, максимально эффективного использования внутренних потенциалов и ограниченных ресурсов, а также интеграции в мировую экономическую систему при сохранении природного многообразия и культурно-исторической самобытности.

В условиях недостаточной государственной поддержки развития села, делегирования значительной части полномочий в регионы и осуществления преобразований в сельской местности РФ, региональный маркетинг, как важный элемент рыночных отношений, становится эффективным подходом, направленным на устойчивое экономическое, социальное и экологическое развитие сельских территорий. Для более эффективного применения данного подхода необходимо обеспечить нормативно-правовую поддержку регионального маркетинга на общегосударственном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агропромышленные формирования холдингового типа. М.: Изд-во МСХА, 2002.-216 с.
  2. Э.Н. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? М., 2002.- 189 с.
  3. И.В. Маркетинг регионов. Международный институт экономики, права и менеджмента Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета // http:/www.marketing.spb.ru./
  4. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография / под. ред. В. С, Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998 — 316 с.
  5. А. Региональный маркетинг как основа эффективного развития региона. МГУ // http:/www.soskin.info/
  6. X. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. — 123 с.
  7. И. М. Концептуальные основы европейского регионализма. Западная Европа. / Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002. — 400 с.
  8. В.И., Игнаторв В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д, 2000. — 448 с.
  9. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  10. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов под ред. проф. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. -455 с.
  11. А. Что страна будет есть // Аргументы и факты. 2003. — № 29- с. 3
  12. Т., Привалов А., Фадеев В. Территория обитания // Эксперт.2003.-№ 21.-с. 50−55.
  13. Г. В. и др. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 с.
  14. В.Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2002 — 352 с.
  15. С.М. Управление активами торговой марки. СПб.: Питер, 2001.- 272 с.
  16. В.А., Спасов В. П., Сдасюк Г. В. Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий: локальный уровень. Материалы для чтения. Великолукская государственная сельскохозяйственная академия. ИГ РАН, 2001. — 122 с.
  17. Завьялов П. С, Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 496 с.
  18. А.С. Европейский Союз: На что расходуются деньги европейского налогоплательщика, http://www.lawfirm.ru/article/
  19. Земледелатель, выпуск 3. Тула: «Филин», 1995 — 3 84 с.
  20. Земледелатель, выпуск 4. М.: Изд-во ИПО «Профиздат», 1997. — 334 с.
  21. Земля Ростовская. Информационно-статистический сборник. Ярославский областной комитет государственной статистики РФ. — Ярославль, 2001.- 102 с.
  22. Д.Н. Экологические аспекты устойчивого развития сельской местности. Дипломная работа. МСХА, 1999. — 123 с.
  23. Д.Н. Эколого-экономические аспекты продвижения сельскохозяйственной продукции на региональном уровне (на примере Переславского муниципального округа Ярославской области). М., 2002. — Деп. в ВНИИ-ТЭИагропром РАСХН 18.11.02. № 18 886.
  24. М.А. Мировые интеграционные процессы в сфере производства и сбыта виноградных вин. Автореферат дис.. канд. экон. наук: 08.00.14. -М., 2002.-28 с.
  25. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ: Изд-во ЭКМОС, 1999.-448 с.
  26. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/под ред. Ю. М. Тихомирова. М.: ИНФРА М — Норма, 1997. — 460 с.
  27. Г. Н. Региональная экономическая политика: стратегия развития в переходный период. Институт программных систем. Пере-славль-Залесский, 1998. — 17 с.
  28. Ф. На пороге 21 столетия//Маркетолог. 1999. — № 1 — с. 5−7.
  29. Ф. Основы маркетинга. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.-702 с.
  30. А.А. Становление регионального маркетинга в российских условиях. Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2000. 148 с.
  31. A.M. Региональный маркетинг: вопрос теории, методологии и практики. Дис.. д-ра экон. наук. Кемерово, 1994. — 247 с.
  32. A.M., Сурин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. Часть 2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Куз-басвузиздат: Кемерово, 1994.
  33. В.И., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдитори-ал УРСС, 2003 — 368 с.
  34. Мартин Г.-П., Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М., 2001. — 289 с.
  35. Материалы «круглого стола» по проблеме устойчивого развития сельской местности. Министерство сельского хозяйства РФ. Проект Tacis ФД РУС 9802, 2000.-81 с.
  36. Д. Х. Медоуз Д.Л. За пределами роста. Учебное пособие. М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1994. — 304 с.
  37. А.В. Экономические аспекты взаимосвязи сельского хозяйства и окружающей среды в странах Европы. Дис. .канд. экон. наук. 08.00.14. / МСХА-М., 1995.-196 с.
  38. А.Т. Развитие экономической интеграции в АПК (на материале России и других стран СНГ). Автореферат дис. .канд. экон. наук. 08.00.14.-М., 2001.-28 с.
  39. Е.В. Европа регионов: сущность феномена. http://elis.pstu.ac.ru/mokhova.
  40. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В. В., Короб-кова А.Н. М.: ИНФРА — М, 2002. — 718 с.
  41. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. Закон Российской Федерации № 131-Ф3. М.: Собрание законодательства Российской Федерации № 40, 2003. — 65 с.
  42. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка концепции устойчивого развития сельской местности». М.: ВИАПИ, 2001. — 115 с.
  43. А.П. Территориальный маркетинг//Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5−6.
  44. Ю.В., Мерзлов А. В., Ивашов Д. Н. Место туризма в развитии села // Проблемы социально-экономического развития сельских территорий. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза, 2003.-с. 101−104.
  45. Показатели устойчивого развития: структура и методология ООН. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. — 359 с.
  46. Н.А. Экономика сельского хозяйства. С основами сельского предпринимательства. Учебник. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  47. X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Перевод с англ. под ред. И. В. Крылова. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  48. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы / под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-296 с.
  49. Регионоведение: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. Т. Г. Морозовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 424 с.
  50. Регионы в Европейском Сообществе с точки зрения субсидиарности. Европейский парламент. Генеральный директорат научных исследований и разработок. Рабочие документы. http://www.leontief.ru/rnsc/rus/Hnks.htm.
  51. Социально-экономическое положение г. Переславль-Залесского и Пере-славского муниципального округа. Информационно-статистический сборник. Переславский отдел сбора и обработки статинформации. — Ярославль, 2002. -75 с.
  52. А.Х. Региональный маркетинг как инструмент обоснования и реализации рыночной стратегии республики. Дис.. канд. экон. наук: 08.04.04. Ростов н/Д., 1997. — 231 с.
  53. Тамбиев А. Х, Кетова Н. П. Региональный маркетинг: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 2000. — 320 с.
  54. Территориальный маркетинг в системе местного самоуправления муниципальных образований: Сборник статей и докладов / Администрация г. Ржева- под ред. Ю. Н. Кудрявцева. Ржев: ГУРПП, 2002. — 192 с.
  55. И.А. Формирование регионального маркетинга (на примере Орловской области). Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 1998. 152 с.
  56. Указ Президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». М., 1996.
  57. В.П., Альбеков А. У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.
  58. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учеб. М.: Дело, 2000. — 264 с.
  59. Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. СПб, 2000. — 224 с.
  60. Н.В. Рекомендации по планированию устойчивого развития сельской местности. Проект. М.: ЦУРСМ, 1999. — 43 с.
  61. Н.В., Мерзлов А. В., Антипов А. Н. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000.-82 с.
  62. Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. -М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002. 416 с.
  63. В.В., Ахметов Р. Г. Развитие сельской местности. Теория и практика. Учебное пособие. М.: Изд-во МСХА, 2001. 56 с.
  64. С. Смена курса. М.: Геликон, 1994 — 384 с.
  65. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник/пер. С. А. Тюпаева. -М.: Международные отношения, 1997. 456 с.
  66. Agrarbericht der Bundesregierung. Bundesministerium fur Ernahrung, Landwirtschaft und Forsten. Bonn, 1997. — 238 S.
  67. Agrarwirtschaft in der Informationsgesellschaft // Schriften der Gesellschaft fur Wirtschafts- und Sozialwissenschaften des Landbaues e.V. 1999. — Band 35.
  68. Andrew M. Isserman. Lost un Space& On the History, Ststus, and the Future of Regional Science / The Rewiew of Regional Studies. Vol.23. Summer 1993. -pp.5−6.
  69. Barjolle D., Sylvander B. Protected Designation of Origin and Protected Geographical Indicators in Europe: Regulation or Policy? European Commission, 2000. — 53 p.
  70. Becker T. Herkunft, Qualitat und Marketing // Agrarwirtschaft. 2000. — 49. -Heft 12.-S. 397−399.
  71. Becker Т. Rechtlicher Schutz und staatliche Absatzforderung fur Agrarprodukte und Lebensmittel auf dem Priifstand // Agrarwirtschaft. 2000. -49.-Heft 12.-S. 418−427.
  72. Bernerd Lassat. OLP sector in France. Development of Origin Labeled Products: Humanity, Innovation and Sustainability (DOLPHINS). November 2001. — 14 p.
  73. Besch M. Regionalisierung versus Globalisierung // Agrarwirtschaft. — 1999. -48.- Heft 11. -S. 393−394.
  74. BioPres. Fachmagazin furNaturprodukte. -2002. № 33. — S. 10−21.
  75. Brandt H. Ansatzpunkte armutsorientierter Agrarentwicklungspolitik. Deutsche Institut fur Entwicklungspolitik. Bonn, Oktober 2002. — 87 S.
  76. Brown. L, Flavin C., Postel S. Zur Rettung des Planeten Erde. Publikation des Worldwatch Institute. 1992. -225 S.
  77. Deutsche Verband fur Landschaftspflege e.V. Regionale Produktvermarktung fur Naturschutz und Landschaftspflege wie geht das konkret?. — Bonn, 1998. — 68 S.
  78. Deutsche Verband fur Landschaftspflege e.V.- Verzeichnis der Regionalinitiativen. Dezember 2000. — 273 S.
  79. Drescher K. Preisbildung und Konzentration im deutschen Lebensmittelhandel // Agrarwirtschaft. 1999. — 48. — Heft 6. — S. 270 — 273.
  80. Drittmarken auf Dresdner Stollen // Lebensmittelzeitung. 2003. — № 2. — 10 Januar. — S. 30.
  81. Ferienzeitung Spreewald. 2002. — № 3. — s. 3−7.
  82. Geber A., Werner K. Nachhaltige Regionalentwicklung durch Kooperation-Wissenschaft und Praxis im Dialog. Freiburg i.Br.: Institut fur Landpflege, 2002. -278 S.
  83. Gemeinsam zum Wohle aller fur ein schones Leben. Landliche Regionalentwicklng Auerbergland. Auerberg e.V. Munchen, 1999. — 15 S.
  84. Grundlagen der Regiomalvermarktung // DVL-Schriftreihe «Landschaft als Lebensraum». 2000. — Heft 5. — S. 5 — 7.
  85. Hahn H. Regionalplannung in der landlichen Entwicklung. Giessen, 1994. -121 S.
  86. Hans-Joachim A. Preuss. Landliche Entwicklung und regionales Ressourcemanagement. Giessen, 1994. — 184 S.
  87. Hausladen H. Konturen lokaler Wettbewerbsvorteile im Lebensmittilmarketing. // Agrarwirtschaft. 2000. — 49. — Heft 12. — S. 444 — 452.
  88. Herkunftsschutz wird verbessert // Lebensmittelzeitung. 2002. — № 50. — 13 December. — S. 30.
  89. Hey. K. Nachhaltigkeit trotzt Globalisierung. Springer, 1998. — 186 S.
  90. Jaspe U. Schievelbein C. Leitfaden zur Regionalentwiclclung. Arbeitsgemeinschaft bauerliche Landwirtschaft (Hrsg.). Rheda-Wiedenbruck, November 1997.-448 S.
  91. Kastenholz H.: Nachhaltige Entwicklung. Springer, 1996. — 153 S.
  92. Keine Mullermilch aus RuBland // Lebensmittelzeitung. 2002. — № 46. — 15 November. — S. 20.
  93. Kolloge S.: Agenda 21 und nachhaltige Landwirtschaft. Humboldt-Universitat zu Berlin, 1996. — 220 S.
  94. Komminale Selbstverwaltung. Handbuch der Internationalen Rechts und Verwaltungssprache. Bayerische Verwaltungsschule Korperschaft des offentlichen Rechts. Munchen, 1995. — S. 209.
  95. Kontingente fur Fleisch // Lebensmittelzeitung. -2003. № 2. — 10 Januar. — S. 22.
  96. Kotler, P, Haider, D., Rein, I. Marketing Places: Attracting Investment, Industry and Tourism to Cities, States and Nations. New York, 1993. — 185 S.
  97. Landliche Regionalentwicklung: LRE aktuell / Deutsche Gesellschaft fur die Technische Zusammenarbeit (GTZ) GmbH. Rossdorf: TZ-Verl.-Ges., 1993. — 177 S.
  98. Landliche Regionalentwicklung& e. Orientierungsrahmen // Schriftreihe der GTZ. Rossdorf: TZ-Verl.-Ges., 1988. — № 210. — 345 S.
  99. Landwirtschaft in Ostdeutschland stabile Strukturen oder mitten im Umbruch // Schriftenreihe fur landliche Sozialfragen. — Gottingen, 2001. — S. 24−31.
  100. Linckh G. Nachhaltige Land- und Fortwirtsachaft. Springer, 1997. — 224 S.
  101. Luxemburger Richter kippen CMA-Gutezeichen // Lebensmittelzeitung. 2002. № 45. 08 December. — S. 38.
  102. Maler K. Economic Theory and Environmental Degradation: a Survey of Some Problems. Revista de Analisis Economico, 1990. — Vol. 5. — pp. 7−17.
  103. Market and Price Reports «Eastern Europe». Zentrale Markt- und Preisberichtstelle (GmbH). Bonn, 2002. — 25 S.
  104. Maschwetus U. Regionalmarketing: Moglichkeiten und Grenzen des Marketing-Managmentsansatzes als Instrument der Regionalentwicklung. -Wiesbaden, 1995.-298 S.
  105. Meyer, Jorn-Alex. Regionalmarketing: Grundlagen. Konzepte. Anwendung. -Munchen: Vahlen, 1999. 239 S.
  106. Miguel. L. Agro-food Business Strategies for Origin Labeled Products // Agrarwirtschaft. 2001. 50. — Heft 6. — S. 362 — 367.
  107. Mit Bio-Sigel zufrieden // Lebensmittelzeitung. 2002. № 46. — 15 Januar. — s. 22.
  108. Munasinghe M. Environmental Economics and Sustainable Development / World Bank. Washington, 1993. — 313 p.
  109. Nachhaltige Regionalentwicklung ein neues Leitbild fur eine veranderte Wirtschafts- und Strukturpolitik. Forschungsbericht des Projekts «Nachhaltige Regionalentwicklung Trier». — Universitat Trier, Januar 1996. — 275 S.
  110. Natur und Lebensraum Rhon e.V.: Weniger Verkehr durch regionale Produkte. In: Okologie und Landbau. 1996. — S. 26−27.
  111. Offensive fur QS-Fleisch // Lebensmittelzeitung. 2002. — № 47. — 22 November. — S. 56.
  112. Osteuropa. Agrarmarkte aktuell. Zentrale Markt- und Preisberichtstelle (GmbH). — Bonn, 2003. — 31 S.
  113. Our Common Future. World Commission Environment and Development. -Oxford University Press, 1987. p. 383.
  114. QS steht fur mehr Transparenz und Prozesssicherheit // Lebensmittelzeitung. 2002. № 47. — 22 November. — S. 56.
  115. Regionale Vermarktungssysteme in der Land-, Ernahrungs- und Forstwirtschaft Chancen, Probleme und Bewertung // Schriftenreihe Agrarspectrum. — 2000. — Band 30. — 208 S.
  116. Regional rural development: RRD update // Schriftreihe der GTZ. Rossdorf: TZ-Verl.-Ges., 1988.-№ 239. — 178 p.
  117. Regional-Vermarktung. Wunsch und Wirklichlceit // DLG Mitteilungen. -1999.-№ 1.
  118. Regionen Aktiv. Land gestaltet Zukunft. Bundesministerium fur Verbraucherschutz, Ernahrung und Landwirtschaft. 2002. — S. 14 — 26.
  119. Regionen im Aufbruck // DVL-Schriftreihe «Landschaft als Lebensraum». -Heft 2. 2001.-S. 7−17.
  120. Report of the United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, 3−14 June 1992. Resolution Adopted by the Conference. United Nations. New York, 1993. — 486 p.
  121. Reuter K. Chancen- und Risikenanalyse fur einen okologischen Wachstumsmarkt. Doktorandenseminar. Berlin, 2003. — 32 S.
  122. Schade G. Liedtke D. Probleme der Regionalvermarktung im Berliner Umland. // Schriftreihe Agrarspectrum.- Frankfurt, 2001 Bd. 30. — S. 94−104.
  123. Schade G., Leitow D. Regionalmarketingstrategien in Ostdeutschland // Ausbildung und Beratung im Agrarbereich. 2001. — S. 292−297.
  124. Sirieix L., Schaer B. Okologisch erzeugte und regionale Lebensmittel in Frankreich und Deutschland // Agrarwirtschaft 2000. — 49. — Heft 12. — S. 225 — 227.
  125. Spiess S. Marketing fur Regionen. Wiesbaden, 1998. — 235 S.
  126. Strengere MaBstabe an der Ursprung // Lebensmittelzeitung. 2002. — № 50. 13 December. -S. 32.
  127. The European Convention, adopted in the plenary meeting of the «Institutional Affairs». Committee of the Assembly of European Regions. Madrid, 2002.
  128. Uberwachung registriert weniger neue BSE-Falle in Deutschland // Lebensmittelzeitung. 2003. — № 2. — 10. Januar. — S. 20,
  129. United Nations Environment Programme (UNEP), International Union for the Conversation of Nature, and the World Wildlife Fund. Caring for the Earth. 1991.
  130. Verbeserte Lebensmittel-Kennzeichung gefordert // Lebensmittelzeitung-2002. № 46. — 15 November. — S. 32.
  131. Wettbewerbsfahigkeit und Unternehmertum in der Land- und Ernahrungswirtschaft // Schriften der Gesellschaft fur Wirtschafts- und Sozialwissenschaften des Landbaues e.V. 2000. — Band 36. — 217 S.
Заполнить форму текущей работой