Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У молодых людей, оказывающихся после поступления в вуз в новой социальной среде, особенно актуализирована проблема адаптации. Процесс подготовки студентов к активной профессиональной деятельности включает в себя не только приобретение определенной совокупности знаний, умений и навыков, но и усвоение системы ценностей и установок поведения, регламентирующих жизнь общества. Скорость и степень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
    • 1. 1. Генезис проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностная характеристика процесса адаптации студентов в вузе
    • 1. 3. Теоретическая модель, организация и методы исследования
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Организация процесса пснхолого-педагогнческон поддержки студентов вуза на этапе адаптации
    • 2. 1. Изучение процесса психолого-педагогнческой поддержки в ходе адаптации студентов
    • 2. 2. Обоснование модели психолого-педагогической поддержки студентов вуза на этапе адаптации
    • 2. 3. Основные направления организации психолого-педагогической поддержки студентов вуза в процессе адаптации
  • Выводы по 2 главе

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современное общество в условиях непрерывного развития всех его сфер (политической, социальной, экономической) предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием для всех областей социальной практики.

Сегодня основной целью высшего образования является не только качественная подготовка людей к профессиональной деятельности, но и к жизни, а также создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого.

У молодых людей, оказывающихся после поступления в вуз в новой социальной среде, особенно актуализирована проблема адаптации. Процесс подготовки студентов к активной профессиональной деятельности включает в себя не только приобретение определенной совокупности знаний, умений и навыков, но и усвоение системы ценностей и установок поведения, регламентирующих жизнь общества. Скорость и степень адаптации в новой для них ситуации во многом влияют на успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность личности профессиональным выбором, и, в конечном счете, на эффективность функционирования системы высшего образования. Сведений, касающихся методически разработанного содержания процесса, облегчающего и поддерживающего эффективную адаптацию первокурсников к условиям вуза, недостаточно, несмотря на то, что многие исследователи отмечают значительные трудности адаптационного процесса студентов (Л.Д. Демина, В. В. Лагерев, М.С. Яницкий). В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы психолого-педагогической поддержки адаптации студентов в условиях вуза.

Объект исследования — процесс адаптации студента к условиям вуза.

Предмет исследования — психолого-педагогическая поддержка процесса адаптации.

Целью нашего исследования является создание системы психолого-педагогической поддержки и разработка программы ее реализации в современном вузе.

Гипотеза исследования: адаптация студентов в вузе — это непрерывный процесс, а также результат интенсивного и активного приспособления к условиям окружающей среды, социальным изменениям, приобщение к конкретной деятельности. Характер адаптации студентов в вузе связан с организацией учебно-воспитательного процесса. Создание благоприятных условий для формирования успешно адаптирующихся, активных, саморазвивающихся студентов сделает систему профессиональной подготовки студентов в вузе более эффективной. Одним из факторов, определяющих успешность процесса адаптации студентов в вузе, является оказываемая психолого-педагогическая поддержка.

Исследование проблемы психолого-педагогической поддержки адаптации студентов к новым условиям обучения в вузе требует решения ряда задач, в том числе:

1. Провести теоретический анализ проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе;

2. Определить содержание, сущность и механизмы психолого-педагогической поддержки первокурсников в период адаптации в вузе;

3. Разработать программу психолого-педагогической поддержки студентов в процессе адаптации к условиям вуза;

4. Экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической поддержки студентов — первокурсников как фактора развития их адаптивных возможностей;

5. Разработать рекомендации по внедрению в вузах предлагаемой программы службы психолого-педагогической поддержки адаптации студентов первого курса с целью оптимизации адаптационного процесса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды в области личностно-ориентированного подхода (В.В. Рубцов, Н. Ю. Синягина, И. С. Якиманская и др.), концептуальные подходы общей теории адаптации, раскрывающие диалектику адаптационных процессов и отраженные в трудах В. П. Казначеева, Г. И. Царегородцева, Г. Се-лье и др., и идеи психолого-педагогической поддержки личности, развиваемые А. Г. Асмоловым, О. С. Газманом, И. В. Дубровиной.

При исследовании проблемы использовались следующие методы: теоретический — анализ философской, педагогической, психологической, методической, социологической и медицинской литературыобобщение зарубежного и отечественного опыта оптимизации процесса адаптации студентовэмпирические — наблюдение (прямое и косвенное), диагностические (анкетирование, тестирование), прогностические (метод экспертных оценок), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация). Для математической обработки результатов использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «EXCEL» и «SPSS 12.0». Для анализа данных, полученных методом анкетирования, использовалась программа «ДА-система».

1 Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, системностью изучения предмета, полнотой использованных источников, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, математическими методами обработки и анализа данных, а также сочетанием теоретического анализа с экспериментально-прикладным, которые в ходе исследования сме-,•> няли, дополняли и соотносились друг с другом.

Экспериментальной базой исследования были избраны факультеты Калининградского государственного университета (переименован в Российский государственный университет им. И. Канта) и Калининградского Государственного Технического Университета. Исследованием (с 2000 по 2005 годы) было охвачено 403 студента и 25 преподавателей.

Научная новизна работы заключается в том, что изучено понятие «психолого-педагогическая поддержка» применительно к оптимизации и совершенствованию процесса адаптации студентов вуза.

Установлены условия адаптации первокурсников в высшем учебном заведении: успех адаптации зависит от организации и методов управления педагогическим процессомадаптационные процессы будут протекать более плавно и успешно в рамках сотрудничества педагогов и психологов, обеспечивающих активное взаимодействие студентов с вузовской средой, v* Конкретизировано понятие успешности адаптации студентов к вузу, которое характеризуют следующие параметры: высокая устойчивая успеваемость, отсутствие низкого социометрического статуса, высокий уровень социально-рефлексивного развития, хорошее самочувствие, отсутствие психической напряженности.

Определены критерии адаптированности студента к жизнедеятельности вуза, в качестве которых выступают: успешность учебно-познавательной деятельности, бесконфликтность и удовлетворенность сложившейся системы взаимоотношений с окружающими, степень сохранности физического здоровья и уровень эмоционального благополучия.

Теоретическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в понимание социальной ситуации развития студентов. Работа расширяет представления о природе и факторах процесса адаптации в вузе и критериях его успешности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной адаптационной программы, в результате которой формируется адаптивная и саморазвивающаяся личность студента, способная в дальнейшем активно входить во все новые сферы жизнедеятельности.

В результате проведенной работы была апробирована и внедрена батарея методик изучения адаптации студенческой молодежи в вузе, позволяющая судить об успешности оказываемой им психолого-педагогической поддержки.

Материалы проведенного исследования составили основу разработки программ учебного курса «Общий психологический практикум» (88 часов), спецкурса «Методика организации психологической службы» (24 часа), выездного семинара-тренинга «Формирование адаптивности» (16 часов). Вышеперечисленные программы были апробированы на факультете педагогики и психологии Калининградского государственного университета (ныне РГУ им. И. Канта) и могут быть использованы в учебном процессе образовательных учреждений различного типа.

Эмпирические результаты и выводы диссертации могут также использоваться в педагогической и психологической практике как методический материал для оптимизации процесса адаптации студентов к условиям вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Направления исследования и отдельные его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, кафедры общей психологии Калининградского государственного университета (РГУ им. И. Канта). Основные положения диссертационного исследования отражены в семи публикациях автора, докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях «Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества» и «Семья XXI века» (Калининград, 2003 — 2004), на междисциплинарных научно-практических конференциях соискателей и аспирантов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва, 2004 — 2005), на межрегиональных научно-практических конференциях (Калининград, 2004; Дмитров, 2005).

Материалы проведенного исследования легли в основу работы Психолого-педагогического центра Калининградского государственного технического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Адаптация первокурсников к условиям вуза является важным этапом их личностного и профессионального развития и отличается рядом особенностей, обусловленных новой социальной образовательной средой, в которой обучаются студенты. Психолого-педагогическая поддержка является одним из факторов, определяющих успешность процесса адаптации студентов в вузе.

2. Критериями конструктивной адаптации являются успешность учебно-познавательной деятельности, бесконфликтность и удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в коллективе, степень сохранности физического здоровья и уровень эмоционального благополучия. Критерии выступают в качестве индикаторов уровней адаптации: высокого, среднего, низкого и недостаточного.

3. Успешная адаптация студентов к вузу характеризуется высокой устойчивой успеваемостью, более высоким социометрическим статусом, высоким уровнем социально-рефлексивного развития, хорошим самочувствием, отсутствием психической напряженности, ощущением субъективного благополучия.

4. Комплексная адаптационная программа представляет собой особым образом организованное управление адаптацией студентов и является одним из факторов, определяющих успешность адаптации студентов к вузу. Повышение адаптированности студентов способствует развитию профессионализма, познавательной самостоятельности, самореализации в жизнедеятельности и становлению полноценного взаимодействия в коллективе, что достигается активным внедрением программы.

Структура п объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и 12 приложений.

Основные выводы и заключение.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы дал нам возможность рассмотреть проблему адаптации студентов к вузу как актуальную, поскольку положительный опыт, приобретаемый человеком на данном этапе, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

Рассмотрение различных точек зрения показало неоднозначность имеющихся в науке трактовок адаптации, что дало нам основание сформулировать ее определение как активное освоение новой среды студентом, в результате которого формируется адаптивное поведение. По нашему мнению, выработанная в вузе индивидуальная адаптационная стратегия предопределяет дальнейшую успешную самореализацию индивида.

Обзор исследований отечественных и зарубежных авторов позволил заключить, что студенты в процессе адаптации испытывают затруднения в нескольких аспектах: дидактическом (адаптация к формам и методам преподавания различных дисциплин, к системе вузовского контроля и вузовской самоподготовки), психофизиологическом (приспособление организма к изменению условий жизнедеятельности) и социально-психологическом (адаптация студента к социальным проблемным ситуациям, к новому коллективу). Конструктивность процесса адаптации в этих аспектах оценивалась нами по следующим критериям: успешность учебно-познавательной деятельности, бесконфликтность и удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в коллективе, степень сохранности физического здоровья и уровень эмоционального благополучия.

Адаптация студента к учебной деятельности в вузовских условиях происходит небезболезненно. Наибольшая трудность состоит в смене социальной позиции человека, способов учебной деятельности, в изменении привычных для школьника связей, отношений и стереотипов поведения. Включаясь в учебную жизнь вуза, студент сталкивается со сложившейся, но пока еще незнакомой ему системой социальных функций, норм и способов действия в данном учебном заведении. Для того, чтобы стать типичным представителем, он должен овладеть социально необходимыми функциями, ролями и ценностями, освоить систему общественных отношений и на этой основе выработать в себе такие качества и способы поведения, которые обеспечили бы ему успешную адаптацию к условиям вуза.

Обозначенные трудности стали основой для осмысления проблемы психолого-педагогической поддержки первокурсников как процесса, направленного на оптимизацию адаптации. В свою очередь, это позволило определить психолого-педагогическую поддержку как интегрированную деятельность субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленную на повышение адаптационного потенциала студентов, оказывающую содействие оптимизации процесса адаптации студентов первого курса к.вузу. В данном исследовании был проведен анализ возможностей применения личностно-ориентированного подхода при организации системы вышеупомянутой поддержки, являющейся главной стратегией, по нашему мнению, современной психологической службы вуза.

На основе теоретического анализа мы разработали программу психолого-педагогической поддержки, позволяющую обеспечить в учебном процессе дальнейшее расширение и углубление профессионального интереса, способствовать личностному и профессиональному становлению и развитию студентов вуза.

Разработанная нами программа психолого-педагогической поддержки включает в себя определенные принципы организации деятельностиусловия деятельности, обеспечивающие ее эффективность, компоненты деятельности (цели, задачи, функции, формы, методы, критерии, направления, отделы) и их содержательное наполнение. В диссертации выделено своеобразие содержания работы службы поддержки и сотрудничества психолога с другими участниками учебно-воспитательного процесса (преподавателями, родителями, кураторами, администрацией, студентами).

При разработке концепции и ее реализации мы сконцентрировали внимание именно на тех аспектах деятельности службы (психологическое просвещение и профилактика, психологическая коррекция), которые способствуют повышению эффективности адаптации студентов, считая их наиболее актуальными и перспективными на сегодняшний день.

Данные проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о том, что внедряемая нами программа психолого-педагогической поддержки является эффективной в плане развития адаптивных возможностей студентов. В результате экспериментального исследования было выявлено, что успешная адаптация студентов к вузу характеризуется высокой устойчивой успеваемостью, положительным социометрическим статусом, высоким уровнем социально-рефлексивного развития, хорошим самочувствием, отсутствием психической напряженности, ощущением субъективного благополучия.

Совершенствование службы психолого-пёдагогической поддержки показало улучшение результатов стимулирующего воздействия на студентов и возрастающую динамику позитивного влияния поддержки на их развитие. Вместе с тем, совершенствование психолого-педагогической поддержки поставило перед специалистами новую задачу: стимулировать развитие первокурсников не только в комфортных условиях повседневной помощи со стороны специалистов, но и усиливать их самостоятельность, инициативность, субъектность, их роль в постановке и реализации собственных целей, что позволяет говорить об активно адаптирующейся личности первокурсников.

Разработанная и апробированная программа психолого-педагогической поддержки способствует индивидуализации процесса вхождения студентов первого курса в вузовское пространство, существенно повышает эффективность и результативность адаптации и ее развитие в ситуации оказания поддержки, что обеспечивает включение каждого младшекурсника в процесс овладения новым пространством.

Предложенная нами концепция не претендует на полноту, поскольку в реальной педагогической практике специалистам приходится сталкиваться с гораздо большим спектром студенческих проблем. Тем не менее, полученные результаты дают возможность использовать их в других учебных заведениях, осуществляющих работу по психолого-педагогической поддержке студентов на этапе адаптации к вузу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. — 166 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. научн.тр. / Отв. ред. Б. Б. Косов. М.: НИИВО, 1993. — С.33−43.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 148 с.
  4. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред.А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995. -296 с.
  6. А.Г. Психологическая служба как база управления учебно-воспитательным процессом в вузе // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза (тезисы конференции). — Новосибирск, 1983.-С.5−6.
  7. Э.М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. — 208 с. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-М., 1993.- 173 с.
  8. В.М. Создание психологической службы в вузе — практическая психологическая проблема // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза (тезисы конференции). Новосибирск, 1983.-С.8−9.
  9. Г. А., Кудашов А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов // Вопросы психологии. -1990. —N 6. -С.140−145.
  10. .Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — JL: Наука, 1974. — С.35−43.
  11. А. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников: научно-методический журнал. 2000. — № 3. — С.20 — 22.
  12. Г. М., Гозман Л. Я., Дергачева Л. А. Актуальные проблемы деятельности психологической службы промышленного предприятия // Вестник Моск. ун-та.— Сер. 14, Психология. 1987. 1.-С.З- 12.
  13. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II. — М., 1973.-С. 25−27.
  14. Д.А. Процесс адаптации — составная часть образа жизни студента // Образ жизни современного студента. Социологическое исследование.-Л.: ЛГУ, 1981.-С.59−67.
  15. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем М., 1975.-448 с.
  16. В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // http://vvww.cie.ru/vestnik/archiva/l-l-3-r.htrnl
  17. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск: ИГПИ, 1986.- С.3−17.
  18. А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Забота — поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н. Б. Крыловой / Выпуск № 6. — М.: Инноватор, 1996. -С.39−44.
  19. О.А. Проблема психологической помощи в процессе профессионального становления И Личность: культура и образование: Материал 46-й научно-методической конференции «XXI век век образования». — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 200 с.
  20. Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Ереван: АГПИ, 1973. — С.21−25.
  21. А.Б., Байн О. Б. Адаптация студентов к вузовскому процессу обучения как психолого-педагогическая проблема // Проблемы многоуровневой подготовки в вузе: Межвуз. сборник научн. трудов. — Кемерово: КемГУ, 1994. С. 44 — 46.
  22. Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе (в контексте личностно-ориентированного подхода). — Сургут: РИО СурГПИ, 2003. 105 с.
  23. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 1989.-№ 1.-С.71−77.
  24. В. Психологическая служба в советской школе 20−30-х гг. // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 100−112.
  25. .А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С.39−46.
  26. Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев. — СПб., 1993. — 123 с.
  27. К.Е. Проблема психологической адаптации студентов. -Алма-Ата, 1983. -24-с.
  28. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л., 1988.-270 с.
  29. Н.А. Пути адаптации первокурсников к студенческому коллективу. Минск: Изд-во БГУ, 1977. — 90 с.
  30. Н.А., Васильев Г. Психолого-педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. — 1980. -№ 1 (29).-С.67−73.
  31. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: ШТИИНЦА, 1990. — С. 17−29.
  32. М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. 298 с.
  33. А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание «круглого стола» журнала) // Психологический журнал. 1984. — № б. — С.27−38.
  34. А.А., Забродин Ю. М., Захарова А. В. Становление психологической службы и проблемы высшей школы // Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. —Новосибирск: Изд-во НГУ, 1979.-C.3−13.
  35. А.А., Ковалев Г. А. За системную организацию школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 8490.
  36. Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса//Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 10−13.
  37. Большой психологический словарь / Составители и общ. ред. Мещеряков Б. Г. и Зинченко В. П. — СПб.: Еврознак, 2003. 672 с.
  38. Н.Я. Исследование психологического облика студентов как основа для планирования психологической службы // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза (тезисы конференции). Новосибирск, 1983. — С. 10−12.
  39. М.А. Психологическая служба Адыгейского училища // Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы. Краснодар: ИППК КубГУ, 1993. -С.8−9.
  40. Н.И., Коряк Н. М., Ребейко И. М. Принципы организации психологической службы в вузе // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза (тезисы конференции). Новосибирск, 1983.-С. 12−13.
  41. В.И., Каганов А. Б. Адаптация студентов младших курсов вуза. Москва: Отдел научной информации НИИВШ, 1975. — 36 с.
  42. А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. — 268
  43. С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал. 1989. — № 1. — С.67−72.
  44. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  45. Д.В. Психологическая поддержка развития личности студентов-мигрантов. Дисс. канд. психол. наук. 19.00.07 Ставрополь, 2001.- 181 с.
  46. С.А., Глазова В. А. Психодиагностика и психокоррекция в вузе // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе / Отв. ред. Н. Н. Обозов, Н. С. Копеина. — Ленинград: ЛГУ, 1985. -С.163−174.
  47. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988. — 164 с.
  48. Н.М. Изучение индивидуальности в системе психологической службы вуза // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвузовский сборник. — Ленинград, 1985.-С.12−20.
  49. Н.И., Мещерякова Э. И. Психологическая служба вуза как фактор гуманизации и индивидуализации обучения // Психолого-педагогическая служба в вузе. Пермь: ПГПИ, 1986. — С.27
  50. Е.С. Общение как фактор адаптации личности студента к профессии учителя // Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. Сб. научных трудов.-М.: МГПИ, 1981.-С.85−91.
  51. А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия. Дисс. канд. психол. наук. — 19.00.07. — Ростов-н/Д, 1998. — 178 с.
  52. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления.-М., 1987.— 176 с.
  53. Вопросы практической диагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова. М., 1984. — 152 с.
  54. JI.C. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо, 2003.-1134 с.
  55. Р.В. Психологическая служба в структуре психологического сопровождения в техническом вузе // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе: Сб. научн. трудов. ч.1. Курган: КГУ, 2002.-С.17−25.
  56. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота — поддержка консультирование / Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н. Б. Крыловой / Выпуск № 6. -М.: ИННОВАТОР, 1996.-С.11−38.
  57. A.JI. О работе медицинского психолога в вузе // Психогигиена и психопрофилактика. JI., 1983. — С.46−48.
  58. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения//Психологический журнал.— Том 15. —№ 3.- 1994.-С.131−135.
  59. А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе / Под общ. ред. А. Д. Глоточкина. Тверь: ТГУ, 1994.-С.102−105.
  60. Н.С. Психологическое сопровождение как условие модернизации современного российского образования // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе: Сб. научн. трудов. ч. 1 — Курган: КГУ, 2002. — С.7−8.
  61. JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев: Штиинца, 1990.-С.З-17.
  62. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1997.-С. 113−118.
  63. Л. Г. Психологические аспекты в организации экспертного оценивания. М.: Вычисл. центр РАН (ВЦ РАН), 1999. — 40 с.
  64. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — т. З М.: Рус.яз., 2000. — 688 с.
  65. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов// Психологический журнал. 1989. -№ 1. — С.99−105.
  66. М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990. — С.29−41.
  67. JI.Д. Некоторые аспекты психолого-педагогической адаптации студентов к вузовскому обучению // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз. темат. сборник Барнаул: изд. Алт. ун-та, 1988. — С.5−9.
  68. Л.А., Микадзе Ю. В. Психологическая служба промышленного предприятия: структура и содержание работы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1987. -№ 2. — С. З -11.
  69. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.- 183 с.
  70. И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1988. -№ 5. — С.47−54.
  71. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.-232 с.
  72. И.В., Прихожан A.M. Положение о школьной психологической службе // Психологический журнал. 1985. — № 2. — С. 77−83.
  73. П.Н., Лабунская В. А., Терехин В. А. Комплексный подход к организации психологической службы в вузе // Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987. — 257 с.
  74. И. П. Пейсахов Н.М. «Психологическая служба» в университете // Вестник высшей школы. № 10. — октябрь. — 1979. — С.49−51.
  75. Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // http://Hb.sportedu.ni/press/TPFK/2000n5/p14−17.htm
  76. А.Ю., Дудкина Е. И. Педагогическая поддержка нравственных ориентации и личностных профессионально значимых качеств курсантов и слушателей вузов МВД России. Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2002. — 132 с.
  77. А.Н. Системное понимание процесса адаптации в исследовании его психологической службой вуза // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза (тезисы конференции). Новосибирск, 1983. — С.24−25.
  78. Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. — 1984. — № 6. — С.3−20.
  79. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — С.77−83.
  80. Е.А., Зарецкий В. К., Ненашева JI.A., Холмогорова А. Б. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения. М., 1995. — 48 с. (Психологическая служба в вузе. Обзор.информ./ НИИВО- Вып.1)
  81. М.В. Совершенствование умений и навыков учебной работы — важнейшее условие адаптации первокурсников к вузовскому обучению // Проблемы адаптации студентов. Вильнюс: Мин-во высш. и средн. спец. образ. Лит. ССР, 1978. -С.11−14.
  82. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения М., 1979. — С. 220.
  83. С.П. Педагогическое руководство профессиональной консультацией в вузе // Профессиональная ориентация в высшей школе. — Кемерово, 1990. — С.120−128.
  84. М.А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. СПб.: Нестор, 2000. — 149 с.
  85. Изучение способности учащихся к адаптации в учебной деятельности // Развитие и диагностика способностей / Отв.ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — С. 162−169.
  86. Б. Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных — Кемерово, 1978. С. 3−7.
  87. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.-192 с.
  88. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. — Новосибирск: Наука, 1986.- 123 с.
  89. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. — Том 16. — № 1.— 1995.-С.115−121.
  90. С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.50−56.
  91. Ю.Н., Сенько Т. В. Психологическая служба в системе образования. Минск: Карандашев, 1998. — 204 с.
  92. Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива: Метод, рекомендации. Екатеринбург, 1997. — 29 с.
  93. Н.Д., Кушнарев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Под рук. А. Г. Амбрумовой. — М., 1988. 21 с.
  94. Е.А. Личность, профессия и научно-практическая консультация // Молодежь и труд / Под ред. Ядова В. А. Москва: Молодая гвардия. — 1970. — 158 с.
  95. Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.). М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.-49 с.
  96. И.В. Особенности профессиональной адаптации молодых специалистов в учреждениях образования // Психолог в школе. — № 12. — 2000.-С.172— 177.
  97. .Б., Кагерманьян B.C. и др. Психологическая поддержка и организация психологической службы вуза / Под научн. ред. А. П. Чернышева. М., 1994. — 44 с. (Психологическая служба в вузе: Обзор.информ. /НИИВО- Вып. 1)
  98. В.А. Адаптация организма студентов 1 курса к условиям вузовского обучения студентов // Адаптация учащихся IX-X классов и студентов к учебной и физической нагрузкам. — М.: Изд-во МОПИ, 1987. — С.85−99. ?
  99. В.И., Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и здоровье студента // Вестник высшей школы. 1982. — № 5. — С.39−41.
  100. Ш. Крылова Н. Б. Теория и практика педагогической поддержки и заботы // Новые ценности образования. Вып.б. М.: Инноватор, 1996. — С.12.
  101. П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 260 с.
  102. М.Кутеева В. П. Формирование познавательной активности будущих специалистов// Психологические проблемы формирования специалиста в вузе. Саранск- МГУ, 1989. — С. 105−109.
  103. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1991, — 48 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ. / НИИВО- Вып. З).
  104. Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-96 с.
  105. А.Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.-416 с.
  106. И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза. Дисс. канд. психол. наук. — 19.00.07- 178 с.
  107. Т.Ю., Жуков А. В., Фирсов Г. А. Психологическая служба в среднем профессиональном образовательном учреждении (Методические рекомендации). Москва: Ин-т развития профобразования, 1996. -47 с.
  108. .Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В.А. Поно-маренко. — М.: Изд-во Московского психологического института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 424 с.
  109. П.В., Шуранова И. Ю. Психологическая служба педагогического института // Вопросы психологии. 1993. —№ 3. —С.122−125.
  110. Н.В., Вороновская В. И., Панченко В. М. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе // Психологический журнал. Том 12. — № 6. — 1991. — С.98−104.
  111. А.Г., Чермянин С. В. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов. СПб.: ВМедА, 1997. — 254 с.
  112. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб: Евразия, 1997.-256 с.
  113. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация — важная проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. — 1969. — № 3.-март.-С.64−71.
  114. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981. — 278 с.
  115. JI.B. Роль развития психологической службы в вузе // Комплексный подход к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе. — Новосибирск, 1985. — С. 110−113.
  116. JI.B., Скок Г. Б. Психологическая служба в вузе. — Москва, 1990.-22 с.
  117. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопросы психологии, 1987. — № 5. — С. 129−138.
  118. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. —М.: МИРОС, 2001.-208 с.
  119. .К. Цели и задачи психолого-педагогической службы в подготовке современного учителя // Психолого-педагогическая служба в вузе: Межвузовский сборник научных трудов. — Пермь: ПГПИ, 1986. — С.3−10.
  120. Л.Ю. Адаптация студентов к процессу в высшей школе / Современные адаптивные системы образования взрослых. Сборник трудов / Под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — С.126−130.
  121. Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академ. Проект, 2004. 315 с.
  122. А.Г. Организация работы со слушателями факультета повышения квалификации руководителей школ / А. Г. Мороз, Н. М. Островер-хова, В. А. Трикоз. Киев: КГПИ, 1990 — 112 с.
  123. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  124. А.А. Социально-психическая адаптация личности. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 238 с.
  125. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия / Под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого- Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.
  126. .П., Щербакова Н. А. Профессиональная адаптация студентов средних учебных заведений. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -172 с.
  127. Опросник приспособленности. Руководство / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова (авторы адаптации). 4-е издание. М.: «Когито-Центр», 2001.- 19 с.
  128. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: МГУ, 1982. 168 с.
  129. В.А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.
  130. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-н/Д., 1998. 88 с.
  131. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 256 с.
  132. Ю.Б., Латинская М. В. Практический опыт создания и функционирования психологической службы вуза // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. научн.тр. // Отв. ред. Б. Б. Косов.-М.: НИИВО, 1993.-С. 150−161.
  133. Повышение эффективности обучения иностранных студентов на основе активизации учебно-адаптационного процесса: Межвузовский сборник научно методических трудов. — Тверь, 1994. — 67 с.
  134. А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1990.-N5.-С. 176−177.
  135. Л.В. Опыт работы психологической консультации в вузе // Психолого-педагогическая служба в вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГПИ, 1986. — С.22−28.
  136. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  137. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 2000.-351 с.
  138. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: МГУ, 1980. — 143 с.
  139. Психологическая служба вуза: Бюллетень внутривузовских научно-практических исследований психологической службы КемГУ / Отв. редактор Т. Н. Мартынова. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2002.-64 с.
  140. Психологическая служба образования Кемеровской области: Пакет документов. Кемерово: Изд-во Кем. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1996.-31 с.
  141. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.-251 с.
  142. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др. // Под ред. Никифорова Г. С. СПб., 1991. 152 с.
  143. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т, Флинта, 2003. 179 с.
  144. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска». Тверь, 1998. — 162 с.
  145. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. С. 112−115.
  146. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. — СПб.:ЛГОУ, 1996.- 110 с.
  147. А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  148. К. Клиентцентрированная терапия. М., 1997. — 320 с.
  149. Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-400 с.
  150. М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
  151. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. — Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1968. 73 с.
  152. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -713 с.
  153. В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. — 1996.-№ 2. —С. 9−19.
  154. В.В., Селявина JI.E., Малых С. К. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. — 1999.— № 2.-С.5 —32.
  155. Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. — Новосибирск: издание Института психологии личности, 1997. 224 с.
  156. П.Е. Из жизни первокурсника // Самоорганизация студентов первого курса: Учеб.пособие. Новосибирск, 1990. С. 5−19.
  157. П.Е. Социально-психологический тренинг составная часть психологической службы вуза // Психологическая служба в высшей школе: Сб. научных трудов / Отв. редактор Фофанов В. П. — Новосибирск: НГУ, 1981.-С. 50−56.
  158. Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Дис. к-та пед. наук: 13.00.06. Москва, 1997. — 196 с.
  159. Самосохранение в личностно-профессиональном развитии. Метод, пособие / Под общ. ред. JI.H. Бережновой. СПб.: Астерион, 2003. — С. 83−85.
  160. Э.Э., Миннибаев Т. Ш. Педагогический процесс и адаптация студентов к обучению в вузе // Проблемы адаптации студентов.
  161. Вильнюс: Министерство высшего и среднего специального образования Литовской ССР, 1978. С.3−4.
  162. З.К. Организация социально-педагогической деятельности в среднем профессиональном учебном заведении. — Казань: ИССО РАО, 1996.-96 с.
  163. Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. — М., 1960. -254 с.
  164. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  165. Н.Ю. Группы особого психологического внимания: своевременная диагностика и коррекция // Директор школы. — 2001. —№ 9. — С.49−56.
  166. Н.Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М.: «Вузовская книга», 2001.-131 с.
  167. Ю.А. Психологическая диагностика и выбор типа психотерапевтической поддержки подросткам и юношам // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995.-№ 3.— С.13−20.
  168. А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения.-Л., 1976.-212 с.
  169. Л.Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб.: Изд-во «Речь», 2001. 112 с.
  170. Т. Ю. Психологическая служба в системе образования. — М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова: Изд-во Тровант, 2005 163 с.
  171. Н.Н. Философия социально-педагогической поддержки // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. — СПб. — Тюмень: ТОГИРРО, 2002. С.8−16.
  172. А.Г. Изменении особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности Иркутск: ИГПИ, 1986.-С.89−103.
  173. Ю.В. Психологическая служба в зарубежных вузах // Психологическая служба в вузе / Под ред. Пейсахова Н. М. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1981.-С.201−211.
  174. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  175. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегород-цева.- М., 1975.-277 с.
  176. .Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов. М.: МПГУ, 2002. — 265 с.
  177. JI.M. Школьная психологическая служба. М.: АПКиПРО, 2003.- 182 с.
  178. О.П., Юркова М. Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В. Г. Асеева. — Иркутск, 1994. С. 55−64.
  179. Э. Искусство любви. Минск: Посмфакт, 1990. — 80 с.
  180. B.JI. О задачах создания Московского центра социально-психологической поддержки детей и подростков // Вопросы психологии. 1 990. — № 3. — С.85−94.
  181. В.Б. Практикум по общей психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  182. Л.Г. Технология психологического сопровождения студентов // Специалист. 2003. — № 2. — С.23−25.
  183. И.Н. Социально-педагогическая поддержка детства. — Омск: ОмГПУ, 2003. 56 с.
  184. Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 1999. — 44 с.
  185. Л.Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе (методическое пособие). — 4.1. Абакан: АГПИ. — 1992. -57 с.
  186. Ю.В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов // Вестник университета РАО. 1997. — № 2. -С.83−91.
  187. Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Фило-софско-социологические проблемы. Красноярск, 1991.-232 с.
  188. Е.В. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе здравоохранения // Вопросы психологии. 1991.2. С.177−179.
  189. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С.49−55.
  190. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000 — 111 с.
  191. И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всерос. конференции / Под ред. О. С. Газмана. — М.: УВЦ «Инноватор», 1996. — С. 37 — 40.
  192. М.С. Основные направления диагностика и профилактики психической дезадаптации студентов в условиях перехода на новую модель обучения // Проблемы многоуровневой подготовки в вузе. — Кемерово: Изд-во КемГУ, 1994. С.28−32.
  193. Т.С. О необходимости применения в педагогическом вузе методов активного, социально-психологического обучения // Психологическая служба в высшей школе: Сб. научных трудов / Отв. редактор Фофанов В. П. Новосибирск: НГУ, 1981. — С.96−107.
  194. AubertH. Psysiologie der Netzhaut. Breslau, 1865.
  195. Brown S.D., Alpert D., Lent R.W. Perceived Social Support among College Students: Factor Structure of the Social Support Inventory // Journal of Counseling Psychology, 35 (1988), № 10 P.472−478
  196. Castro V.S. Psychological Adaptation. London: Greenwood Press, 2003. -215 p.
  197. Cobb S. Social support as a moderation of life stress/Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
  198. Cutrona C.E., Suhr J. A. Controllability of Stressful Events and Satisfaction with Spouse Support Behaviors I I Communication Res. V.12 — № 2. — P. 154−174.
  199. Fiedmann M. L., Andrews M. Family Support and Child Adjustment Single- Parent Families / J. Issues in Comprehensive Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4.- P. 289−304.
  200. Holmes Т.Н., Rahe R.H. The Social Readjustment Rating Scale I I Journal of Psychosomatic Research. 1967.№ 11.-P. 213−218.
  201. Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of Material Social Support on Attachment: Experimental Evidence // Child Development. 1991. V. 62. N 3. — P. 572−582.
  202. Munir Sh.S., Jackson D.W. Social support, need for support, and anxiety among women graduate students // Psychological Reports, 80 (1997), № 07- P.383−386
  203. Ortega D.M. How Much Support is Too Much? Parenting Efficacy and Social Support // Children and Youth Services Review, 24 (2002), № 11 P. 853−876
  204. Reeve J., Bolt E., Cai Y. Autonomy Supportive Teachers: How They Teach and Motivate Students // Journal of Educational Psychology. -Washington, DC: АРА, 1999. — v.91. — № 3. — P.537 — 548.
  205. H., Bauman U. (Eds.) The Meaning and Measurement of Social Support: The Series in Clinical and Community Psychology. N.Y.: Hemisphere Publishing Corp., 1992. — 53 p.
Заполнить форму текущей работой