Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на Всероссийских научно-практических конференциях (Воронеж, 2007;2008, Армавир, 2008) — на научных конференциях аспирантов и преподавателей Российского государственного социального университета (Воронеж, 2003 — 2008), Тамбовского государственного университета имени Г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы адаптации ребенка в приемной семье
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению семейной адаптации в психологической науке
    • 1. 2. Социально-психологические особенности адаптации детей в приемной семье
    • 1. 3. Социально-психологические условия и факторы успешной адаптации приемного ребенка в семье
  • Глава 2. Психологическое моделирование процесса адаптации ребенка в приемной семье
    • 2. 1. Ролевая идентичность как условие формирования ролевой адаптации приемных детей
    • 2. 2. Модель социально-психологического сопровождения адаптации детей к условиям приемной семьи
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования социально-психологических условий адаптации детей в приемных семьях

Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демографическая политика в России направлена на создание наиболее благоприятных условий для роста населения, воспитания детей в семье, предупреждения негативных тенденций формирования личности ребенка (Т.В. Андреева, В. Б. Голофаст, С. В. Дармодехин, Н. А. Коваль, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, В. М. Целуйко и др.).

Решение задач воспитания подрастающего поколения в российском обществе осложняется тем, что пока еще нередкими остаются случаи лишения родителей их прав на воспитание ребенка, отказ от детей и недобросовестное отношение родителей к своим обязанностям по обучению и воспитанию детей.

К традиционным видам устройства детей-сирот до 1996 года относились опека и усыновление. В связи с обострением проблемы социального сиротства, увеличением количества детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, и снижением числа усыновлений — с другой, встал вопрос о необходимости создания новых форм семейного устройства детей-сирот. Такими формами стали сначала семейные дома, а затем приемные семьи.

Увеличение количества приемных семей является одной из современных тенденций решения проблемы воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В таких семьях дети обретают свой «второй дом», получают возможность развиваться в нормальной семейной среде и чувствовать себя полноправными участниками детско-родительских отношений (В.А. Маглыш, Н. М. Тычило, Е. В. Ушакова, И. А. Фурманов, Э. Г. Эйдемиллер и др.).

В России практика функционирования замещающих семей пока еще не нашла своего повсеместного внедрения. Существующие в разных регионах страны единичные опыты только начинают получать методическое обоснование и экспериментальную апробацию. Формирование детскородительских отношений в таких семьях имеет свою специфику. Родители не всегда могут справиться с возникающими трудностями из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний.

В связи со сложившейся ситуацией большое значение приобретают исследования социально-психологических аспектов адаптации детей в приемных семьях, поскольку именно адаптация является самым ответственным и важным этапом вхождения ребенка в новую семью.

Исходя из актуальности проблемы жизнеустройства детей-сирот вообще, заслуживает особого внимания проблема исследования социально-психологических условий адаптации детей в приемных семьях.

Состояние и степень разработанности проблемы. В психологических исследованиях большое внимание уделяется проблеме детско-родительских отношений (Ю.Е. Алешина, В. В. Елизаров, В. А Сысенко и др.), а также кризисам отношений детей и родителей на разных этапах развития семьи (Т.М. Мишина, Т. В. Навайтис, С. В. Стегачева др.).

Большую значимость для теории и практики приобретают научные работы в области внутрисемейных конфликтов, включая конфликты как между детьми и родителями (В.Сатир, В. Н. Соколова, М. О. Юзефович и др.), так и между поколениями (Е.В. Киселева, В. М. Розин, Д. И. Фельдштейн и др.), а также между детьми в одной семье (С.А. Беличева, Н. В. Самоукина, А. З. Шапиро и др.).

Особое значение для данного исследования имеют работы, посвященные проблемам нарушений внутрисемейной адаптации детей и супругов, включая семьи после развода родителей (О.В. Некрасова, К. В. Ягнюк, Ю. А. Якубов и др.), неполные (М.М. Лебедева, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнейдер и др.), приемные (А.И. Довгалевская, Е. И. Морозова, П. Котли и др.) и др.

В последние годы появилось немало исследований по проблеме взаимодействия, адаптации детей в принимающей семье (Ф.Б. Березин, Л. Н. Большакова, В. И. Кондрашин, A.M. Нечаева и др.), где раскрываются вопросы семейного воспитания в приемной семье, особенности 4 складывающихся межличностных отношений, а также специфика адаптации детей и родителей к новым ролям (В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, А. Б. Холмогорова и др.).

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных внутрисемейным отношениям, а также адаптации детей и родителей в приемных семьях, пока еще не полностью решенными остаются следующие противоречия:

•между исследованиями в области внутрисемейных отношений и изучением проблемы адаптации детей в приемных семьях;

•между научными трудами, посвященными адаптации детей в приемных семьях, с одной стороны, и внедрением результатов этих исследований в деятельность семейных психологов — с другой;

•между опытом работы семейных психологов и экспериментальной проверкой социально-психологических условий адаптации детей в приемных семьях.

Выявленные противоречия обостряют проблему адаптации детей в приемных семьях, которая заключается в том, что пока еще отмечается значительное количество случаев нарушения адаптации детей в приемной семье, нередкими остаются конфликтные ситуации между детьми и их приемными родителями, в ряде случаев наблюдаются примеры прекращения пребывания ребенка в приемной семье, что оказывает острое травмирующее влияние на детскую психику. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Объект исследования — адаптация детей в приемной семье.

Предмет исследования — социально-психологические условия адаптации детей в приемной семье.

Цель — выявить социально-психологические условия адаптации детей в приемной семье и апробировать их в совместном тренинге для членов семьи.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

• исследовать адаптацию ребенка в приемной семье как научную проблему в социальной психологии;

• определить социально-психологические стратегии адаптации детей в приемных семьях;

• раскрыть социально-психологические условия и факторы адаптации детей в приемных семьях;

• выявить типы ролевой идентичности членов приемной семьи;

• проверить особенности адаптации детей в приемных семьях в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптация детей в приемных семьях будет более успешной, если формировать экстранаправленную, интранаправленную, медиаторную и гуманизирующую ролевую идентичность у членов семьи с учетом влияния таких социально-психологических факторов, как эмоционально-личностный, психологической совместимости родителей и ребенка, трансформации отношений между родителями и ребенком, смены ролей в приемной семье, психологической готовности родителей к приему ребенка, а также фактор проблемных зон ребенка в период адаптации.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи теории отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Е. В. Шорохова и др.), психологического детерминизма (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов и др.), системности психических явлений (В.А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.), психологии отношений (В.Н. Мясищев,.

A.А. Бодалев, В. А. Лабунская и др.), адаптации личности (Г.А. Балл,.

B.А. Петровский, С. Т. Посохова и др.).

Теоретическую основу исследования составили идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс, В. И. Слободчиков и др.), рефлексивнодеятельностного подхода к воспитанию и обучению (Г.И. Давыдова, А.В.

Карпов, И. Н. Семенов, и др.), когнитивно-поведенческого подхода (А.Бек, А. 6.

Бандура, А. Г. Спиркин и др.), а также основные разработки по детско-родительским отношениям (Р.В. Овчарова, JI.A. Орлова, Ю. Г. Эйдемиллер и др.), семейным конфликтам (Я.Я. Соотак, П. А. Сорокин, В. А. Сысенко и др.), адаптации личности в условиях приемной семьи (Н.М. Аксарина, Л. Г. Голубева, B.C. Мухина и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опрос, интервьюметодики: «Цветовой тест отношений» (A.M. Эткинд), опросник «Взаимодействие «взрослый-ребенок» (И.М. Марковская), анкета «Семейные роли» (А.В. Черников), методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, «Опросник для выявления психологических факторов адаптации ребенка в приемной семье» (O.K. Миневич), опросник «Семейные роли в приемной семье» (Н.А. Коваль, O.K. Миневич), проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика Р. Жиля. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 14.0 для Windows. При этом применялись следующие статистические методы: факторный анализ, критерий Манна-Уитни, критерий Фишера.

Научная новизна исследования. Определены два компонента адаптации ребенка в условиях приемной семьи, а именно: социальный и личностный.

Выявлены следующие социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: социальный опыт приемного ребенка, его психофизиологические характеристики, личностные особенности приемного ребенка и приемных родителей, а также супружеские отношения в приемной семье.

Раскрыты типы ролевой идентичности: экстранаправленный (принятие форм ролевого поведения с преобладающим влиянием на других), ннтранаправленный (зависимое от окружающих ролевое поведение), медиаторный (ролевое поведение посредника между членами семьи) и 7 гуманизирующий (ролевое поведение создания заботы и внимания в семейных отношениях).

Обнаружены социально-психологические факторы, влияющие на развитие адаптивности приемных детей и родителей, а именно: эмоционально-личностный, психологической совместимости родителей и ребенка, трансформации отношений между родителями и ребенком, смены ролей в приемной семье, психологической готовности родителей к приему ребенка, а также проблемных зон ребенка в период адаптации.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что на успешность адаптации детей в приемных семьях оказывают влияние такие типы ролевой идентичности в семье, как экстранаправленный, интранаправленный, медиаторный и гуманизирующий.

Конкретизированы понятия «ролевая идентичность», «адаптация приемного ребенка» применительно к предмету исследования.

Систематизированы стратегии адаптации членов семьи с приемными детьми, включающие межличностную идентификацию, уподобление, взаимодействие, компенсацию и сближение, что обеспечивает единство, взаимопонимание и взаимоподдержку в системе семейных отношений.

Практическая значимость исследования. Предложена методика психологического тренинга по формированию адаптации приемного ребенка к условиям приемной семьи.

Разработаны рекомендации по развитию ролевой идентичности в семьях с приемными детьми для педагогических работников, психологов, социальных работников.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Социальная психология детства», «Психология семьи и семейных отношений», в работе психологов и социальных педагогов с приемными семьями, в курсе повышения квалификации психологов, работников социальных служб и органов опеки и попечительства.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологииприменением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация ребенка в приемной семье есть взаимонаправленный процесс межличностной идентификации, уподобления, взаимодействия, компенсации и сближения, что обеспечивает единство, взаимопонимание и взимоподдержку в приемной семье.

2. Основными стратегиями адаптации детей в приемных семьях являются межличностная идентификация, уподобление, взаимодействие, компенсация и сближение приемных детей и родителей.

3. К основным социально-психологическим условиям успешной адаптации детей в приемных семьях относятся: социальный опыт приемного ребенка, его психофизиологические характеристики, личностные особенности приемного ребенка и приемных родителей, а также супружеские отношения в приемной семье.

4. К социально-психологическим факторам, влияющим на успешную адаптацию ребенка в приемной семье, относятся: эмоционально-личностныйпсихологической совместимости родителей и ребенкатрансформации отношений между родителями и ребенкомсмены ролей в приемной семьепсихологической готовности родителей к приему ребенкафактор проблемных зон ребенка в период адаптации.

5. Типами ролевой идентичности, обеспечивающими успешную адаптацию детей в приемной семье, выступают экстранаправленный, интранаправленный, медиаторный и гуманизирующий.

6. Предложенный тренинг, включающий три этапа (диагностический, коррекционный и аналитический), способствует успешной адаптации ребенка в приемной семье.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на Всероссийских научно-практических конференциях (Воронеж, 2007;2008, Армавир, 2008) — на научных конференциях аспирантов и преподавателей Российского государственного социального университета (Воронеж, 2003 — 2008), Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина (2007; 2009) — материалы использовались при разработке Программ психологического сопровождения приемных семей в Российском государственном социальном университете совместно с Управлением опеки и попечительства администрации г. Воронежа (2008) — на семинарах для приемных родителей, при поддержке Детского фонда г. Воронеже (20 072 008) — а также городских семинарах для социальных педагогов и психологов (Воронеж, 2008;2009).

Организация исследования. В исследовании на различных этапах приняли участие 35 приемных семей (64 родителя в возрасте 35−50 лет, 36 приемных детей в возрасте 4−11 лет).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.

Результаты исследования убедительно продемонстрировали позитивные изменения, произошедшие в приемных семьях после участия в тренинге.

Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы. Особый интерес представляет исследование влияние отца и кровных детей на процесс адаптации ребенка в приемной семье, влияние биологических родственников на процесс формирования ролевой идентичности ребенка.

Основные публикации по теме диссертации Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных исследований, проведенных при подготовке кандидатской диссертации:

1. Миневич O.K. Психологические особенности развития отношений в приемной семье [Текст] / O.K.Миневич //Вестник Тамбовского университета, 2008. Выпуск 8. — с. 126−128.

Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах:

2. Миневич O.K. Методы психологического консультирования приемной семьи [Текст] /O.K. Миневич // Социальное образование: Материалы итоговой научной конференции профессорско-преподавательского состава филиала Московского государственного социального университета в г. Воронеже: апрель 2003. — Воронеж, 2003. — С. 54−60.

3. Миневич O.K. Специфика психологической помощи приемной семье [Текст] / O.K. Миневич // Социально-психологические проблемы современной семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Армавир, 2007. -С.56−59.

4. Миневич O.K. Патологизирующие роли в семьях с приемными детьми как риск психологического насилия [Текст] / O.K. Миневич //Насилие в семье и пути его преодоления: Сборник материалов научно-практической конференции. — Воронеж, 2007. — С. 110−113.

5. Миневич O.K. Мотивация замещающих родителей и опекунов, препятствующая успешной адаптации приемного ребенка в семье [Текст] / O.K. Миневич //Сборник методических материалов в помощь социальному педагогу. — Воронеж, 2008. — С.39−41.

6. Миневич O.K. Типологический подход в проблеме изучения приемной семьи [Текст] / O.K. Миневич //Семья на современном этапе развития российского общества: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж, 2008. С.202−205.

7. Миневич O.K. Теории развития о влиянии нарушений детско-родительских отношений в кровной семье на психическое развитие ребенка, воспитывающегося в приемной семье [Текст] / O.K.Миневич // социально управление и социальное образование: сборник материалов научно-практической конференции. Выпуск 3. — Воронеж, 2008. — С. 131−137.

Заключение

.

К настоящему времени в психологической науке накоплено достаточно много данных, свидетельствующих о доминирующем значении семьи в развитии личности ребенка. Статистика свидетельствует о том, что последние изменения в российской экономике весьма болезненно отразились на положении семьи. С одной стороны, наблюдался демографический спад, борьбу с которым государство решило вести с помощью различных национальных проектов. С другой стороны, отсутствие контроля за рождаемостью в семьях группы риска привело к тому, что выросло число детей, чьи родители лишены родительских прав. Сегодня в детских домах и интернатах находится около 170 тысяч детей, а число детей, нуждающихся в социальной помощи и защите, достигло 600 тысяч. В то же время зарубежный и отечественный опыт показывает, что содержание детей в воспитательных учреждениях практически не формирует у них адаптивные способности.

Приемная семья — достаточно новая для России форма семейного воспитания, узаконенная в 1996 году, общепризнанно считается наиболее эффективной формой устройства детей, лишенных родительского попечительства. Формирование детско-родительских отношений в таких семьях имеет свою специфику. Если учитывать факт, что в нашей стране к воспитанию детей в рамках приемной семьи привлекаются люди, не имеющие специального образования, несмотря на то, что у большинства приемных детей проблемы в развитии, психосоматические заболевания и травматический опыт, актуальность исследования социально-психологических аспектов адаптации детей в приемных семьях очевидна.

В данном исследовании изучена степень разработанности проблемы адаптации ребенка в приемной семье отечественными и зарубежными авторами.

Анализ публикаций по данной проблеме дал возможность определить основные направления нашего исследования, разработать критерии и показатели адаптации, а также предложить модель социально-психологического сопровождения адаптации детей и родителей к условиям приемной семьи.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы и подтверждают решение поставленных задач.

Основными результатами являются:

1. Исследование адаптации как научной проблемы в социальной психологии.

2. Определение психологических стратегий адаптации детей к условиям приемной семьи.

3. Выявление особенностей адаптации ребенка к приемной семье в зависимости от социально-психологических условий и факторов.

4. Выявление особенностей формирования ролевой идентичности у приемных детей и родителей.

5. Проверка эффективности модели адаптации детей в приемной семье в ходе опытно-экспериментального исследования.

На основании результатов, подученных в процессе исследования, сформулированы теоретические выводы:

1. Актуальность исследования проблемы адаптации обусловлена недостатком теоретических работ по проблеме, в то время как растет практическая значимость в силу активной политики государства по приоритетному размещению детей-сирот в приемных семьях.

2. Адаптация ребенка в условиях приемной семьи с точки зрения социальной составляющей есть усвоение норм, правил и овладение соответствующими формами и средствами деятельности в семье. Личностная составляющая адаптации предполагает приспособление ребенка в приемной семье в соответствии с требованиями данной семьи и собственными.

145 потребностями, мотивами, интересами. Адаптация ребенка к семье связана с его самооценкой, которая не дана членам семьи изначально. Самооценка как отношение к себе — итоговое образование в адаптивпом процессе. Адаптация в приемной семье представляет собой взаимонаправленный процесс межличностной идентификации, уподобления, взаимодействия, компенсации и сближения, в результате которого достигается единство, взаимопонимание и взаимоподдержка членов семьи.

3. Успешную адаптацию в условиях приемной семьи обеспечивают стратегии: межличностной идентификации, уподобления, сближения, компенсации и взаимодействия, которые в процессе общения должны использовать все члены приемной семьи, включая ребенка.

4. Выделенные социально-психологические условия и факторы позволили определить уровень успешной адаптации ребенка в приемной семье, особенности ролевого поведения членов семьи, возникающие трудности в выстраивании отношений между ребенком и приемными родителями, а также с другими членами семьи и обнаружить проблемные зоны. Изучение социально-психологических условий ролевой адаптации приемных детей актуально как с теоретической, так и с организационно-практической точки зрения, поскольку позволяет понять особенности формирования и функционирования системы «ребенок — близкий взрослый» в условиях отсутствия кровной связи и, зачастую, опыта родительства, нового ролевого репертуара и формирования новой идентичности у членов семьи. В ходе исследования выявлены оптимальные социально-психологические условия успешной адаптации приемного ребенка: социальный опыт ребенка, его психофизиологические характеристики, личностные особенности приемного ребенка и приемных родителей, а также супружеские отношения в приемной семье.

5. Среди социально-психологических факторов, влияющих на процесс адаптации приемного ребенка, наиболее значимы эмоционально-личностный, психологической совместимости родителей и ребенка,.

146 трансформации отношений между родителями и ребенком, смены ролей родителей в приемной семье, психологической готовности родителей к приему ребенка, проблемных зон ребенка в период адаптации.

6. Главной трудностью для детей, попавших в приемную семью, является освоение новой ролевой позиции члена семьи. Успешную адаптацию в семьях с приемными детьми обеспечивают экстранаправленный, интранаправленный, медиаторный и гуманизирующий типы ролевой идентичности.

Проведенные исследования позволили определить основные проблемы адаптации детей в приемных семьях:

1. Личностные особенности ребенка (отставание в развитии, закрытость, отгороженность, агрессивность и т. д.), наличие в его жизни психотравмирующего опыта, педагогическая запущенность в значительной степени сказываются на процессе адаптации.

2. Наличие опыта родительства у приемных родителей сказывается на эффективности адаптации: родители, не имеющие собственных детей, более тревожны, неуверенны в своих действиях, стремятся к контролю, поощряют зависимость ребенка от себя.

3. Профессиональная неподготовленность, отсутствие педагогического опыта, знаний об особенностях развития детей-сирот у родителей затрудняют процесс адаптации приемного ребенка.

4. Проблемы идентификации с. приемным ребенком у родителей, особенно у отцов, сказываются на положении ребенка в семье. Преобладает воспитательная функция в общении.

5. Эффективной адаптации приемного ребенка к условиям новой семьи мешают высокий контроль, требовательность, эмоциональная дистанцированность и высокий уровень тревоги у приемных родителей, которые объясняются чувством ответственности, который испытывают приемные родители прежде всего перед органами опеки и попечительства.

6. Доминирующая позиция матери, сосредоточие в ее ролевом репертуаре большого количества ролей-обязанностей приводят к отстраненности ребенка от семейных взаимодействий. Матери в большей степени оберегают приемных детей от выполнения различных поручений и обязанностей, касающихся жизни семьи, чем родных детей.

7. Приемные родители не признают «плохие» роли в репертуаре приемных детей, что приводит к искажению реальности семьи и места приемного ребенка в этой семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.М. Социально-экономическая адаптация населения к переменам в российском обществе 90х годов Текст. / Е. М. Авраамова: дисс. д-ра экон. наук. — М., 1998. — 347 с.
  2. , Е.М., Логинов, Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности Текст. / Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов // Общественные науки и современность. 2002. — № 5. — С. 24−34.
  3. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст./ B.C. Агеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -240 с.
  4. , B.C. Психология межгрупповых отношений Текст./ B.C. Агеев. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 144 с.
  5. Практика и теория индивидуальной психологии Текст./ А. В. Адлер.-СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  6. , А.Н. Семейный подход к супружеским расстройствам Текст. / А. Н. Аккерман // Журнал практической психологии и психоанализа. -2004. -№ 1
  7. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование Текст. / Ю. Е. Алешина. М., 1994. — 208 с.
  8. , А.Г., Тихоненко, В.А., Бергельсон, Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида Текст. / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон // Вопросы психологии. -1981,-№ 4. -С. 91−102.
  9. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст. В 2-х т. Т.1 ./ Б.Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. — 232 с.
  10. Ю.Андреева Т. В. Семейная психология Текст.: учебное пособие / Т. В. Андреева. СПб., 2004.
  11. П.Андреева, Ю. Хотите усыновить ребенка? Текст. / Ю. Андреева. -СПб.: Питер, 2004.-224 с.
  12. , Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. Текст. / Д. А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки XIII. JI.: ЛГУ, 1973. — С. 62−69.
  13. , А.И. Социология семьи Текст./ А. И. Антонов, В. М. Медков. М., 1996.
  14. Т.А. Формирование полоролевых и семейных установок у воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, младшего школьного возраста Текст. / Т. А. Араканцева // Социальные технологии, исследования. 2006., № 5., с.68−76
  15. , Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений Текст.: учебно-методическое пособие / Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006
  16. , В.Г. Проблема мотивации и личность Текст. // Теоретические проблемы психологии личности / Под. Ред. Е. В. Шороховой. М: Наука, 1974. — с. 122.
  17. , А.Г. Психология индивидуальности Текст. / А. Г. Асмолов. -М., 1986.-96 с.
  18. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студентов вузов по спец. «Психология». М.: РИД «Академия», 2002. 414 с.
  19. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности Текст. / Г. А.Балл// Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 92.
  20. , А., Уолтере, Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст. / А. Бандура, Р.Уолтере. М., 1999.
  21. , В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать Текст. / В. В. Барабанова // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М.: Дом, 1995. — С.25−26
  22. , М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей Текст. / М. К. Бардышевская // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М., 1995.
  23. , П.Г., Емельянов, Е.Н., Иванов, М. А. Социальная психология научного коллектива Текст. / П. Г. Белкин, Е. Н. Емельянов, М. А. Иванов. М.: Наука, 1987. -214 с.
  24. , Л.И. Психологические особенности социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления Текст. / Л. И. Белова: автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. — 22 с.
  25. , Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания Текст. / Л.А.Беляева//Социологические исследования. 2001. — № 6. — С. 44−53.
  26. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988.-270с.
  27. Бессчетпова, Оксана Владимировна Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О. В. Бессчетнова, Т. А. Юмашева. Саратов: Наука, 2007
  28. , А.Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов в родители Текст. / А. Е. Бобкин // Семья в России.- 1998., № 3−4, С.97−111.
  29. , А.А., Обозов, Н. П. Столин, В. В. О службе семьи Текст. /
  30. A.А.Бодалев, Н. П. Обозов, В. В. Столин // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 88−99.
  31. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. /Л.И. Божович. М.-Воронеж, 1995
  32. , Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье Текст. / Л. Н. Большакова: автореф. дис.. канд. психол. паук Ярославль, 2004
  33. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова,
  34. B.П.Зинченко. СПб. — М., 2003.
  35. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
  36. , А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс Текст. / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. 1984. — № 5. -С. 17−29.
  37. , А.Я. Незаметное наследство. (О роли семьи в формировании личности ребенка) Текст. / А. Я. Варга // Магистр. -1991. № 8. — С. 29 — 37.
  38. , А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс Текст. /А.Я.Варга. СПб.: Речь, 2001.-144 с.
  39. , А.Я. Детерминация родительских установок и стилей воспитания Текст. / А. Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица.- М.: Педагогика, 1989.- С.29−33.
  40. , А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей / Варга А. Я., Смехов В. В. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1986. — № 4. — С.22−32.
  41. , А.Я. Структура и типы родительского отношения Текст. / А. Я. Варга: дис. канд. психол. наук. -М., 1986.
  42. Д.Д. Разговор с родителями.-М.: НФ «Класс», 1995.
  43. , Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям Текст. / Е. В. Витенберг: дисс. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 190 с.
  44. , A.M. Психология становления и развития приемной семьи Текст. / Вознюк А. М. Мельчеико Н. И., Савицкая Е. М. Самара: Изд-во СГПУ, 2005.
  45. , А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости Текст. / А. Н. Волкова // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 1979.-С. 62−68.
  46. , М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды Текст. / М. Г. Волкова: дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. — 155 с.
  47. , А.И., Субботин, Ю.К. Адаптация и компенсация -универсальные биологические механизмы приспособления Текст. / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин. М.: Медицина, 1987. — 176 с.
  48. Вы решили усыновить ребенка Текст. / Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
  49. , JI.C. Собрание сочинений Текст. В 6 т. /JI.C. Выготский. -М., 1983−1984.
  50. , О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема Текст. /., О. С. Газман // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. 1995. — № 3.
  51. Галигузова, J1.H. Проблема социальной изоляции детей Текст. / Л.Н.Галигузова//Вопросы психологии. 1996. — № 3.
  52. , Т.В., Ольшанский, Д.В. «Адаптационная модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы Текст. / Т. В. Галкина, Д. В. Ольшанский // Личность в системе общественных отношений. 4.4. -М., 1983.
  53. , В.И. Воспитание ребенка Текст. / В. И. Гарбузов. СПб., 1997.
  54. , И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе Текст. / И. А. Георгиева: автореф. дисс. канд. психол. наук. -Л., 1986. -23с.
  55. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопр.психологии. 1994. — № 3
  56. , Л.Я., Шлягина, Е.И. Психологические проблемы семьи Текст. / Л. Я. Гозман, Е. И. Шлягина // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
  57. , С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ Текст. / С. И. Голод. СПб., 1998.
  58. , Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома Текст. / Г. В. Грибанова //Дефектология. -1993. № 6. — С.13−18.
  59. , Н.Г. Самоактуализация в процессе социальной адаптации личности студентов Текст. / Н. Г. Григорьева // Сред. проф. образование. -1996. № 4. -С. 20−21.
  60. , Т.И. Семейная воспитательная группа как этап создания приемной семьи Текст. / Т. И. Губская // Работник социальной службы. -2007.-№ 1.-С.35−50.
  61. , И.Ф. Приемная семья институт защиты Текст. / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. — М.: РГБ, 2007.
  62. , О.М. Родители приемных детей: отбор или подготовка? Текст. / О. М. Дерябина // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. — М., 1994.
  63. , А.А., Старовойтенко, Е.Б., Кривокулинский, А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект) Текст. / А. А. Деркач, Е. Б. Старовойтенко, А. Ю. Кривокулинский. М.: РАУ, 1993. — 156 с.
  64. , Т. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека Текст. / Т.Дичев. -М.: Витязь, 1994. 325 с.
  65. А. И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в СССР Текст.: Автореф. канд. дис. М., 1957.
  66. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б.И. додонов. М., 1996.
  67. , О. Любить друг друга значит смотреть в одну сторону Текст. / О. Дробот//Семья и школа. — 1999. — № 10.-С. 10−13.
  68. , В.Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. -Екатеринбург, 2000.
  69. , Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте Текст. / Д. Н. Дубровин // Мир психологии. 2007 — № 4. — С. 64−75
  70. , Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения Текст. /Д.Н. Дубровин: Автореф.дис.. канд. психол .наук. М., 2005
  71. , И.В. Современные аспекты адаптации Текст. / И. В. Дубровина. Новосибирск: Наука, 1980. — 127 с.
  72. , И.Д. Самореализация подростка: Квазифеномен развития или норма возраста Текст. / И. Д. Егорычева // Мир психологии 2007 — № 4 -С. 37−49
  73. , Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка Текст. / Ю. С. Ершова: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2007
  74. , А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в конфликтной семье Текст. / А. И. Захаров // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 58−68.
  75. , Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи Текст. / Ж. А. Захарова // Отечественный журнал социальной работы. 2007. — № 1. — С.44−48.
  76. , С.И. Одинокие дети Текст. / С. И. Иванов М., 1991.
  77. , Н.П., Бобылева, И.А., Заводилкина, О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье Текст. / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. М., 2002.
  78. , Н.П., Заводилкина, О.В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям Текст. / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. М., 1993.
  79. , М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи Текст. / М. В. Иванова: дис.. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 2007
  80. Идентичность: Хрестоматия Текст. / Сост. Л. Б. Шнейдер. М., 2008.
  81. , Э.В. Что же такое личность? Текст. / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность. М., 1979
  82. , Н.М., Морозова, Е.И., Щербакова, A.M. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях Текст. / Н. М. Иовчук, Е. И. Морозова, А. М. Щербакова // Народное образование. 2001. — № 7.
  83. , С.Н. Социальное сиротство детей и подростков в современной России: причины, состояние, тенденции: Социологический анализ Текст. / С. Н. Кабанов: автореф. дис.. канд. социол. наук. Москва, 2002.
  84. , И.М. Конфликт: за и против Текст. / И. М. Кичанова. М., 1978.
  85. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. /Е.А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1993
  86. , Н.А., Калинина, Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности Текст.: учебное пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351
  87. , Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения Текст. /Н.Г.Колызаева: автореф. дис.. канд. псих. наук. JT., 1989. — 15 с.
  88. Кон, И. С. Этнография родительства Текст. / И. С. Кон. М., 2000
  89. , Ф. Сущность эмоционального переживания Текст. / Ф. Крюгер // Психология эмоций: Тексты. М., 1984
  90. , И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности Текст. / ИК. Кряжева: автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1980. -24 с.
  91. JTe Тхи Минь Лоан. Факторы социально-психологической адаптации вьетнамских предпринимателей в России Текст. / Ле Тхи Минь Лоан: Дисс. канд. псих. наук. М., 2001. — 160 с.
  92. Л.Д., Никонорова Ю.В-, Тараканова И. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.Текст. / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, IT.A. Тараканова- СПб., 2006
  93. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М, 1975.-302 с.
  94. , А.Н. Проблема деятельности в психологии Текст. / А. НЛеонтьев//Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 104.
  95. , Д.А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл Текст. / Д. А. Леонтьев // «Франкл В. Человек в поисках смысла». М.: Изд-во МГУ, 1990. -с. 302−324.
  96. Лишенные родительского попечительства Текст.: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991
  97. Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс. СПб., 2002.
  98. , Н. В. Особенности социологического анализа семейных конфликтов Текст. /Н. В. Малярова //Социол. исслед. 1984. — № 1. — С. 1827.
  99. , И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми Текст. /И.М.Марковская. СПб., Речь, 2000.
  100. , А. Мотивация и личность Текст. / А.Маслоу. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  101. , И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье Текст. / И. В. Матвиенко: автор, дис.. канд. пед. наук. Москва, 2006
  102. , Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам Текст. / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1988. — 137 с.
  103. , Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика Текст. / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  104. , Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально психологической адаптации Текст. / Н. Н. Мельникова: дисс. канд. психол. наук. -СПб., 1999.- 194 с.
  105. , В.П. Помощь молодой семье Текст. / В. П. Меньшутин. М.: Мысль, 1987.- 203 с.
  106. , И.А. Понятие и структура социальной адаптации Текст. / И. А. Милославова: автореф. дисс. канд. фил. наук. JL, 1974. — 26 с.
  107. , Т.М. Психология и психотерапия супружеских пар Текст. / И. А. Милославова // Семейная психотерапия при нервных психических заболеваниях. J1., 1978.-С. 13−20.
  108. , Т.М. Семейная психотерапия и динамика образа жизни: Психогигиена и психопрофилактика Текст. / Т. М. Мишина.- JL, 1983. — С. 2126.
  109. , B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа Текст.: Хрестоматия/ B.C. Мухина.// Лишенные родительского попечительства.- М.: Просвещение, 1991. С. 113 123.
  110. , Г. Семья в психологической консультации Текст. / Г. Навайтис. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 224 с.
  111. , А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия) Текст. / А. А. Налчаджян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.-272 с.
  112. , Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта Текст. / Н. В. Недожогина: дис.. канд. психол. наук. Ижевск, 2006
  113. , О.В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода Текст. / О. В. Некрасова: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2006.
  114. , Р.В. Родительство как психологический феномен Текст. / Р. В. Овчарова. М., 2006.
  115. Овчарова,' Р. В. Психологическое сопровождение родительства Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319с.
  116. , B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности Текст. / В. С. Олейников: дисс.канд. фил. наук. М., 1982. — 202 с.
  117. , Э.А. Об исследовании семейных конфликтов Текст. / Э.А.Орлова//Проблемы социал. изучения семьи.-М., 1976.-С. 125−138.
  118. , В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишенные родительского попечения Текст. / В. Н. Ослон // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами / Под ред. А. К. Колесникова. -Пермь, 1999. С. 33−37.
  119. , В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья Текст. / В. Н. Ослон. М., 2006.
  120. , В.Н. Приемная семья — кризисы первого года Текст. / В. Н. Ослон // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В. Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000. — С. 245−246.
  121. , В.Н. Социально-психологические проблемы становления института приемной семьи Текст. / В. Н. Ослон // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований / Под ред. М. А. Слюсарянского. Пермь, 1998. — С. 240−241.
  122. . В.Н., Холмогорова, А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России Текст. / В. Н. Ослон, А.Б.Холмогорова//Вопросы психологии. 2001. — № 3.- С.57−70.
  123. , В.Н., Холмогорова, А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи Текст. / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 4.- С.39−53.
  124. , Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи крыночной экономике Текст. / Н. С. Офицеркина: дисс.канд. псих. наук. М., 1997.- 137 с.
  125. , А.Е. Факторы устойчивости брака и семейные конфликты Текст. / А. Е. Павлюков // Семья и формирование личности / Под ред. Бодалева А. А. М., 1980. — С. 76−94.
  126. Ю.П. Социальная психология поведения Текст. / Ю. П. Платонов. СПб., 2006.
  127. , С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход Текст. / С. Т. Посохова: автореф. дис.. д-ра психол. наук.- СПб., 2001
  128. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги Текст. / С. Н. Гринберг Санкт-Петербург: Речь, 2007
  129. , A.M., Толстых, Н.Н. Психология сиротства Текст. / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. СПб., 2005.
  130. , А.Н., Толстых, Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях Текст.: хрестоматия. // Лишенные родительского попечительства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Просвещение, 1991. — С. 77−81.
  131. Психология личности: новые исследования Текст. / Под ред. Абульхановой К. А. и др. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 346 с.
  132. , С. Супружеская жизнь: путь к гармонии Текст. / С.Пэйдж. -М., 1995.
  133. Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников.Текст. / Т. И. Пухова. -Москва-Обнинск, 2000.
  134. , А.А. К проблеме социальной адаптации личности Текст. / А.А.Реан//Вестник СПбГУ. Сер 6. — 1995. — Вып. 3. — № 20. — С. 74−79.
  135. Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности Текст. / Л. А. Регуш. СПб., 2001
  136. , К. Клиентоцентрированная терапия Текст. / К.Роджерс. -М., 1997.-320 с.
  137. Родители и дети: Психология взаимоотношений Текст. / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: Когито-Центр, 2003
  138. , И.А. Социально-педагогические условия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений Текст.: учеб. пособие для студентов ин-та социал. работы / И. А. Романова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003
  139. , C.JI. Человек и мир Текст./С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. -М., 1976
  140. , К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384с.
  141. Э.В. Субъект. Созидатель и носигель социального Текст. / ЭЛЗ.Сайко. М. 2006.
  142. , Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) Текст. / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 90−95.
  143. , Н.А. Социальная адаптация в коллективе Текст. / Н.А.Свиридов// Социологические исследования. 1980. — № 3. — С.45−59.
  144. , Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. М.: Прогресс, 1984. 124 с.
  145. , В.Е., Короткина, Т.М. Представления супругов друг о друге в зависимости от продолжительности брака Текст. / В. Е. Семенов, Т. М. Короткина. -М., 1981.-С. 189−199.
  146. , И.Н. Рефлексивно-психологическая концепция и инновационно-комплексные программы по игрорефлексике профессионального образования, социальной защиты и адаптации Текст. / И. Н. Семеиов. М.: ИРПТиГО, 1996.- 118 с.
  147. , А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения Текст. / А. В. Сиомичев: дисс.канд. псих. наук. Л., 1985.-261 с.
  148. , Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специализированном детском доме Текст. / Н. Д. Соколова // Дефектология. 1991. — № 4. — С. 58−64.
  149. , Е.Т. Родительские установки и стили воспитания Текст. / Е. Т. Соколова, В. В. Столин // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. М.: Педагогика.-1989.-С.19−29.
  150. , А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений: хрестоматия Текст. // Лишенные родительского попечительства / А. С. Спиваковская. М., 1991. — с. 127−132.
  151. , С.В. Типы дезадаптивного поведения супружеских пар и их психологическая коррекция Текст. / С. В. Стегачева: дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2004
  152. , В.В. Психологические основы семейной психотерапии Текст./В.В.Столин//Вопросы психологии. 1982. -№ 4. -С. 104−116.
  153. , М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст. / М. В. Стрельцова: дис. канд. пед. наук. Москва, 2005
  154. , А. Супружеские отношения и влияющие на них факторы Текст. / А. Тавит // Вопросы личности супругов и качества семьи: Проблемы семьи-Тарту, 1984.
  155. , Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодых рабочих Текст. / Е. В. Таранов: .автореф. дисс.канд. псих. наук. М., 1976.
  156. , М.Ф. Педагогические основы адаптации детей-социальных сирот в системе патронатного воспитания Текст. / М. Ф. Терновская: автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 2004
  157. В.Я. Семья и формирование личности Текст. /В.Я. Титаренко. -М.: Мысль, 1 987 165.° Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей Текст. / Е. Г. Трошихина. СПб., 2001.
  158. , Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии Текст. / Н. В. Тулина. -М., 1994. ,
  159. , Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот Текст. / Е. В. Ушакова: дис.. канд. психол. наук. Москва, 2003
  160. , К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1 Текст. /К.Д. Ушинский. М., 1953.
  161. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст. /Д.И.Фельдштейн//Избр. труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999
  162. , О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации Текст. / О. В. Фетисова: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2005
  163. , М.И. Приемная семья как форма опеки и попечительства Текст.: Учеб. пособие / М. И. Фетюхин, С. Ю. Кочетков, Ю, М, Фетюхин. Волгогр. гос. ун-т Волгоград: Перемена, 2000
  164. , А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. Текст. / А. В. Филиппов. -М.: Экономика, 2000. 231 с.
  165. , Л.Н. Социальное сиротство в современном российском обществе: Социально-философский анализ Текст. / Л. Н. Филиппова: автореф. дис.. канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2004
  166. Философские проблемы теории адаптации Текст./ Под ред. Г. И. Царегородцева. М.: «Мысль», 1975. — 277 с.
  167. , Э. Человек для себя Текст. / Э.Фромм. Минск: Харвест, 1992.-325 с.
  168. , И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства Текст. / И. А. Фурманов. Минск, 1999. — С. 48— 49.
  169. , В.А. Способы разрешения психологического конфликта в экстремальных условиях жизнедеятельности Текст. / В. А. Хащенко // Психологический журнал. 1993. — № 3. — С.38
  170. , Г. Т. Семья глазами ребенка Текст. / Г. Т. Хоментаускас. -М., 2006.
  171. , В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации Текст. /В.А.Цветков: дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2005
  172. , В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей Текст. / В. М. Целуйко. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 288с.
  173. А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики Текст. / А.В. черников. М., 1997.
  174. , Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям Текст. / Л. А. Чернышева: автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 2004
  175. , М.А. Социальная адаптация в контексте свободы Текст. / М. А. Шабанова //Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 81−88.
  176. Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия Текст. / Ч. Шеффер, Л.Кэрри. СПб., 2001.
  177. , Т. Социальная психология Текст. / Т.Шибутани. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. — 544 с.
  178. , М.Р. Социальная адаптация американской модели ведения бизнеса к российским условиям Текст. / М. Р. Шиверских: дисс.канд. соц. наук. -М., 1998. 195 с.
  179. , Л.М. Психология детей-сирот Текст.: учебное пособие / Л. М. Шипицына. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005
  180. , Л.М., Казакова, Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы Текст. / Л. М. Шипщина, Е. И. Казакова. СПб., 2000. — С. 13−18.
  181. Л.М. Психология детей-сирот Текст./ Л. М. Шипицына. СПб, 2005 (Тип. Изд-ва СПбГУ)
  182. , А.Г. Острые углы семейного круга Текст. / А. Г. Шмелев. -М.: Знание, 1986.-96 с.
  183. , JT.Б. Основы семейной психологии Текст.: учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. — 928 с.
  184. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг Тренинг. / Л. Б. Шнейдер. Москва — Воронеж, 2004.
  185. Л.Б. Семейная психология Текст. / Л. Б. Шнейдер. М., 2006.
  186. , Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы Текст. / Л. Л. Шпак. Красноярск, 1991. -232 с.
  187. Р. Психоанализ раннего детского возраста Текст. / Р. Шпиц. М. 2001.
  188. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи Текст[ / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб., 1999.
  189. Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб., 1996.
  190. Э. Теория личности Текст. / Э. Эриксон // Психологиясличности. Т. 1. Самара, 1996.
  191. Юнг, К. Аналитическая психология Текст. / К.Юнг. М., 1995. — 316 с.
  192. , Е.В. Особенности адаптации российских бизнесменов к социальным изменениям Текст. / Е. В. Юнина: дисс.канд. психол. наук. М., 2003.-261 с.
  193. , К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода Текст. / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа 2003. — № 3.
  194. Э. Теория личности // Психология личности. Т. 1. -Самара, 1996.
  195. , В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен Текст. / В. А. Ядов // Социальная идентификацияличности: В 2 кн./Рос. АН, Ин-т социол. Отв. Ред. В. А. Ядов. М., 1994. кн.2. С. 160−298
  196. , П.М. Психология чувств Текст./П.М. Якобсон. М., 1996
  197. , О.А., Добрович, А.Б. Милые бранятся Текст./ О. А. Ясицкая, А. Б. Добрович.- М.: Моск. рабочий, 1988.- 172 с.
  198. Bandura, A. Social Learning Theory Text./ A.Bandura. N.Y.: Englewood cilfts, 1977. — 247 p.
  199. Bowlby, J. Maternal care and mental health Text./ J.Bowlby. Geneva: World Health Organization, 1951.
  200. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation Text. /Hartmann, N-Y., 1958
  201. Kadushin, A. Children in foster families and institutions Text./ A. Kadushin // Maas H. (ed.). Social service research: Review of studies. Washington, DC: National Ass. of Soc. Workers, 1978.
  202. Saffer, L.F., Shoben, T.J. The Psycology of Adjustment. Text./ L.F.Saffer, T.J.Shoben Boston, Houghton Mifflin, 1956. — P.21.
  203. Tobis, D. Moving from residential institutions to community — based services in Eastern Europe and the former Soviet Union Text./ / Tobis D. // Paper prepared for the International Bank for Reconstruction and Development, 1999.
Заполнить форму текущей работой