Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы: на примере произведений Вен.
Ерофеева и В. Пелевина
![Диссертация: Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы: на примере произведений Вен. Ерофеева и В. Пелевина](https://niscu.ru/work/3139137/cover.png)
Вопрос о школьном изучении новейшей литературы поднимался на всех этапах развития методической науки. В результате многолетней работы ученых конца XIX — начала XX в. Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, А.Д. Гала-хова, В .Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, А. Н. Пыпина, М. А. Рыбниковойсовременных методистов В. В. Агеносова, Л. С. Айзермана, К. Н. Анкудинова, ¦ — Г. И. Беленького, Т. Е. Беньковской… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Современная
- литература в общеобразовательных учебных заведениях
- 1. История обращения отечественной методики к проблеме школьного изучения современных художественных текстов
- 2. Программно-методическое обеспечение курса новейшей литературы в общеобразовательных учебных заведениях
- II. Постмодернизм как художественный метод современного искусства
- 1. Постмодернизм в системе современного литературного процесса
- 2. Творчество Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина в контексте русского литературного постмодернизма.1А
- Ш. Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы
- 1. Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы по результатам констатирующего эксперимента)
- 2. Методическая модель школьного изучения понятия «литературный постмодернизм»
- 3. Система уроков и внеклассных занятий по изучению особенностей русской постмодернистской литературы в 11 классе (обучающий эксперимент)
- 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы: на примере произведений Вен. Ерофеева и В. Пелевина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Главной задачей изучения литературы в школе, как отмечено в «Обязательном стандарте основного общего образования», является воспитание читателя, способного ориентироваться в многообразии литературы различных культурно-исторических эпох и оценивать тексты художественного словесного творчества с идейно-эстетических позиций.
Однако нужно признать, что современная практика школьного литературного образования, ориентированная главным образом на изучение русской классической литературы и оставляющая практически без внимания современный этап в развитии отечественной словесности, не способна в полном объеме реализовать эту важнейшую образовательную задачу. Поэтому можно говорить о значительном расхождении содержания школьной практики преподавания современной литературы с реальной литературной ситуацией последних лет. Наличие различных причин, как объективных (недостаточность методических материалов), так и субъективных (настороженное отношение учителей к новейшим художественным текстам), приводит к тому, что собственно современные художественные тексты на уроках литературы, как правило, не изучаются. Это, в свою очередь, создает самое серьезное противоречие, существующее в настоящее время в школьной практике преподавания дисциплины и заключающееся в том, что современные уроки литературы не всегда способны удовлетворить художественные запросы молодежи. Учащиеся старших классов в большинстве своем интересуются современной литературой, но не имеют возможности обсуждать интересующие их тексты на уроках.
Поиск путей сближения официальной образовательной практики и многообразного литературного материала, находящегося вследствие своей новизны за рамками официальных учебников и программ по литературе, является одним из важнейших направлений в развитии современной отечественной методической науки. Организация в общеобразовательных учреждениях изучения художественных текстов признанных современных писателей позволит, с одной стороны, сформировать у школьников представление о непрерывности и поступательном развитии отечественного литературного процесса, а с другой, откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени, отличающейся значительным количеством низкокачественных литературных текстов. И поскольку одной из наиболее востребованных художественных систем в современном искусстве является постмодернизм, и именно с этим культурным явлением теоретики литературы М. Берг, И. Ильин, М. Липовецкий, Г. Нефагина, В. Халипов, М. Эпштейн связывают перспективы дальнейшего развития отечественного литературного процесса, то школьное освоение данного культурологического феномена в курсе современной литературы представляется важным и вполне оправданным.
Организация учебной работы с теоретико-литературным термином «постмодернизм» позволит выработать у выпускников представление о направлении эволюционного движения отечественной литературы, о взаимосвязи и взаимовлиянии мировой культуры и отечественной литературы.
Создание методической системы, способной решить наиболее сложные для сегодняшнего состояния методики образовательные задачи (сформировать у школьников представление о новейшем этапе литературного процесса и познакомить их с важным искусствоведческим понятием нашего времени), представляется исключительно значимым и актуальным.
Методология исследования.
Теоретико-литературоведческой базой исследования послужили работы таких исследователей, как Л. Фидлер, А. Мердок, Ч. Дженкс, Р. Барт, Ж.-Ф.Лиотар, М. ФукоП. Басинский, О. Б. Вайнштейн, А. Генис, Б. Гройс, дернистский текст" как эстетического феномена в науке до конца не исследован. ^ Цель исследования — разработка и научное обоснование методики изучения постмодернизма как художественного метода современной литературы на уроках и во внеурочной работе в 11-ом классе средней школы.
Объект исследования — процесс изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования — методические принципы организации изучения текстов постмодернистской литературы в выпускном классе.
Гипотеза исследования. Изучение русской постмодернистской литературы обогатит представление учащихся о современном этапе историко-литературного процесса при соблюдении следующих условий: о если при отборе авторов и произведений будут учитываться психологические и интеллектуальные возможности восприятия учащимися постмодернистских произведений, а также их читательские интересыо если в ходе изучения терминологической базы постмодернизма будет использована методика постепенного формирования разных аспектов теоретико-литературного понятияо если изучение литературы в аспекте художественного метода «постмодернизм» будет способствовать обнаружению интеграционных, преемственных связей между русской классической и современной литературойг о если работа на уроках и внеклассных занятиях включается в единый процесс обучения на всех этапах изучения постмодернистской литературыо если методика работы, предлагаемая учащимся, а также формы занятий могут стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность старшеклассников, вызывать к ней интерес.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие исследовательские задачи;
1. Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.
2. Разработать методическую модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11-ом классе.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной образователь-¦ ной модели школьного освоения текстов постмодернистской литературы.
В диссертации использовались следующие методы исследования: метод теоретического изучения (анализ научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов) — методы эмпирического исследования (наблюдение за учебным процессом, беседы с преподавателями, школьниками, студентамипроведение констатирующего и преобразующего экспериментов) — метод статистического анализа (качественно-количественный анализ проведенных контрольных срезов).
Диссертационное исследование включало опытно-экспериментальную работу, которая проводилась в три этапа в течение 4-х лет:
2002;2003 гг. 1 (ориентировочно-поисковый) этап.
Цель этапа — определение актуальности, практической значимости проблемы, формирование гипотезы исследования, выделение этапов реализации разведывательного эксперимента в муниципальных образовательных учреждениях гимназии № 2, НОУ «Эврика» г. Самары, гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86 г. Ульяновска, в учреждении профессионального образования СГПУ.
2003;2005 гг. 2 (теоретико-поисковый) этап.
Цель этапа — разработка понятийного аппаратапроведение констатирующего и преобразующего экспериментов в гуманитарных и общеобразова тельных классах МОУ гимназии № 2, НОУ «Эврика» г. Самары, гимназии ' № 3, № 79, школы № 63, № 86 г. Ульяновскаапробация учебно-методической моделиформулирование итогов промежуточных этапов эксперимента.
2005;2006 гг. 3 (экспериментально-обобщающий) этап. Цель этапаанализ полученных результатов исследования, проверка выдвинутой гипотезы, внедрение результатов исследования в педагогическую деятельность. Новизна исследования.
Вопрос о школьном изучении новейшей литературы поднимался на всех этапах развития методической науки. В результате многолетней работы ученых конца XIX — начала XX в. Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, А.Д. Гала-хова, В .Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, А. Н. Пыпина, М. А. Рыбниковойсовременных методистов В. В. Агеносова, Л. С. Айзермана, К. Н. Анкудинова, ¦ - Г. И. Беленького, Т. Е. Беньковской, Т. Г. Браже, С. П. Гриневой, И.С. Збарско-го, Г. Н. Ионина, Н. И. Кудряшова, М. Г. Качурина, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, Е. П. Мущенко, В. П. Полухиной, З. Я. Рез, Н. М. Свириной, Л. В. Тодорова, В. Ф. Чертова в отечественной методике был решен вопрос о соотношении в школьном курсе литературного образования классических и современных произведений, обоснованы общие принципы и этапы изучения современной литературы, открыты новые имена и произведения, гармонично вписывающиеся в общешкольный процесс литературного образования.
Однако на данный момент основная проблема преподавания новейшей литературы связана с тем, что словесник ощущает недостаток конкретных педагогических рекомендаций по организации деятельности учащихся в этом направлении. В связи с этим в диссертации.
• теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения литературы постмодернизма с учетом читательских интересов старшеклассников, а также их возрастных и интеллектуальных возможностей;
• определены возможности осуществления внутрипредметных связей при изучении особенностей постмодернистских текстов в 11-ом классе, что позволяет, с одной стороны, сформировать у учащихся представление о новом культурном явлении, а с другой, — способствует решению важнейшей образовательной задачи, стоящей перед любой научной дисциплиной, преподаваемой в выпускном классе, — помогает осуществить обобщение литературоведческого материала, усвоенного школьниками на предыдущих этапах обучения;
• доказана целесообразность тесной взаимосвязи классных и внеурочных занятий на всех этапах изучения особенностей постмодернизма как художественного метода, что позволяет комплексно решать важнейшие задачи литературного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению текстов постмодернистской литературы в выпускном классе, разработаны соответствующие уроки и внеклассные занятия. Теоретические и практические результаты исследования могут быть внедрены в практику школьного преподавания словесности, могут быть использованы в качестве основы для создания школьного элективного курса по изучению современного литературного процесса, а также спецкурса по методике преподавания литературы в педагогических вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических положений, опорой на философские основания, психолого-педагогические подходы, а также использованием многоаспектной методики исследования.
Апробация материалов исследования проходила в общеобразовательных учебных заведениях г. Самары (гимназия № 2, НОУ «Эврика»), г. Ульяновска (гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86).
На защиту выносятся следующее положения:
4 Изучение художественных текстов русского постмодернизма в системе школьного курса современной литературы как способ приобщения старшеклассников к современной литературной ситуации. Произведения Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина — перспективный материал для иллюстрирования особенностей постмодернизма как художественного метода и установления интертекстуальных связей между русской классической литературой и новейшими текстами через анализ общих для них тем, образов и мотивов.
4 Методическая модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11 классе, реализация в предложенной системе уроков значимых для старшей школы образовательных принципов.
4 Единый процесс взаимосвязи классной и внеурочной работы при изучении понятия «постмодернизм» как оптимальный способ организации процесса обучения в 11-ом классе в условиях современного литературного образования.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 245 наименований.
Выводы по II главе.
1. Содержание научных работ, посвященных новейшей литературе, свидетельствует о всевозрастающей роли постмодернизма в контексте общероссийского литературного процесса. М. Берг, В. Курицын, И. Скоропанова, В. Руднев и другие исследователи связывают перспективы дальнейшего развития мирового литературного процесса именно с творческим методом постмодернизма, так как данное культурное явление, с одной стороны, наиболее оперативно реагирует на культурные запросы нового постиндустриального общества, а с другой стороны, в силу некоторых особенностей своей эстетической программы, сохраняет тесную связь с художественной традицией предшествующих эпох.
2. Особое место в отечественной постмодернистской литературе занимают поэма Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» и повесть Виктора Пелевина «Желтая стрела». Изучение в школе художественных особенностей данных произведений позволит решить следующие задачи:
• познакомить учащихся с наиболее значимыми, признанными и авторитетными произведениями русского постмодернизма разных лет;
• продемонстрировать возможности постмодернизма как творческого метода в разных жанровых формах;
• выявить черты сходства в идейной стороне произведений, а также черты различия в авторских подходах к интерпретации общей для данных художественных текстов смысловой метафоре. Сделать вывод об эволюции общественного мировосприятия людей 90-х годов по сравнению с поколением 70-х;
• обнаружить тематическую связь произведений с традициями русской классической литературы.
III. Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы.
1. Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы (порезультатам констатирующего эксперимента).
Стратегический план исследования, составляющий основу констатирующего эксперимента, состоял из трех этапов:
1. Сбор данных о существующей образовательной практике изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.
2. Исследование читательских интересов старшеклассников путем мониторинга с целью определения уровня их представления о современном состоянии отечественной литературы, выявления степени и качества эмоционального, эстетического и литературоведческого отклика школьников на произведения постмодернистской литературы.
3. Организация индивидуальной исследовательской работы учащихся с постмодернистским текстом для выявления возможностей школьников в самостоятельной интерпретации соответствующей литературы, позволяющих судить о психологической и научной подготовленности старшеклассников к восприятию нового литературоведческого материала.
На первом этапе исследовательской работы было проведено анкетирование среди учителей-словесников г. Ульяновска (опрошено 50 человек), проанализированы записи в журналах и документы о прохождении программы за десять лет с 1996 по 2006 годы. В ходе опроса педагогам предлагались вопросы, касающиеся того, каких современных авторов и какие произведения необходимо изучать в школе, какие виды анализа новейших текстов должны доминировать в образовательной деятельности.
В результате анализа полученных данных диссертантом было выделено три подхода к изучению новейшей литературы в выпускном классе, сложившиеся в современной практике школьного преподавания:
• произведения современной литературы изучаются систематически на уроках внеклассного чтения и на факультативных занятиях (10% опрошенных учителей);
• современная литература изучается только в конце 11-го класса по особому тематическому признаку — «Литература конца XX — начала XXI века» (40%);
• произведения новейшей литературы изучаются от случая к случаю (вне системы), если остается свободное урочное время (50%).
Анализ собранных материалов свидетельствует о том, что на протяжении указанного хронологического отрезка в ряде школ Ульяновска и Самары содержание курса современной литературы представляло собой набор одних и тех же авторов и произведений. Доминируют в рамках школьного курса имена тех писателей, чье творчество можно рассматривать при изучении литературного процесса 70−80-х годов (таблица 1).
Список литературы
- Вен. Ерофеев «Москва — Петушки» (гл. «Есино Фрязево») —
- Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура (Новый мир, 1992, № 2) —
- Сообщение ученика по статье В. Курицына, анализ живописных полотен, решение познавательных задач, исполнительское чтение, интерпретацион ный анализ текстового фрагмента, конспектирова ние лекции
- Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998.
- Ильин И. П. Словарь терминов. -М., 2001.
- Курицын В. Книга о постмодерниз ме. Екатеринбург, 1992.
- Л. Петрушевская в храм", сообщение по теме: М., 2000.
- Мужская зона" — концептуа «Изменение общест-
- Курицын В. Недер- лизм, „Русь“, венно-культурной Эпштейнжание имиджа жизни в России в пе- М. Постмо
- Вестник нов. ли- нарративный песня риод оттепели», дернизм втературы, 1994, постмодер Б. Гребенщи- идейно-тематический России: ли7.- низм, кова «Поезд в анализ фрагментов ху- тература и
- Вен. Ерофеева „Моск- Н. Гоголь „Шинель“, ные графические ное чтение, Знамя, 1992, ва Петушки“) А. Пушкин „Станци- авторская маска, пародия, образы“ анализ эпизода, сопоставитель № 8.онный смотритель», Обложки двух ный анализ лите- Курицын В.
- Евгений Онегин", авторская ирония альбомов: пластинка группы ратурных произведений. Мы поедем с тобой на «А»
- Н. Некрасов «Кому Beatles „Sgt. и на „Ю"на Руси жить хоро- Pepper’s Lonely („Москва шо“. Hearts Club Band и пародийный альбом американского музыканта Фрэнка Заппы. Петушки“ Вен. Ерофеева) // Нов. лит. обозрение, 1992, № 1.
- Постмодернистская Вик. Пелевин постмодернистская живописные по- интерпретацион Некрасов Е. Рекартина мира в по- „Желтая стрела“, картина мира лотна А. Федо- ный анализ худо- цензия на сборвести „Затворник и сеева жественного тек- ник В. Пелевина
- Вик. Пелевина Шестипалый“, „Наш мир“, ста, „Синий фонарь“
- Желтая стрела“ Н. Гумилев „Заблудившийся трамвай“, „Одиночество“ Обложка книги решение познавательных задач, со-поставитель // Октябрь. -1993.-№ 5.
- В. Шефнер В. Пелевина ный анализ лите- Ермолин Е.
- Как в поезде, „Generation „П“ ратурных текстов. Варварская лиживешь ты в до- (логотипы Coca- ра. Виктор Пеме“, Cola и Pepsi: два левин как знак и
- Н. Рубцов „По- конкурента сли- знамение. //езд“, ваются в знаке Континент.
- Ю. Кузнецов „От- гармонии, 1999. цепленный в середине порт- № 101.вагон“. рет Че Гевары в берете с логотипом фирмы Nike)
- Совместное вхождение в тему, обсуждение раздела, долгосрочных заданий, видов работы, форм контроля и обобщения
- Постмодернизм как способ творческого поведения в современном культурном пространстве (лекция с элементами беседы).
- Постмодернистская картина мира в повести Вик. Пелевина „Желтая стрела"урок исследование) творческая группаэкспертная группа1. Читательская конференцияаналитическая группа
- Постмодернизм культурное состояние цивилизации нового тысячелетия (урок — конференция)
- Сочетание классной внеурочной работы предполагает их тесную взаимосвязь, взаимопроникновение, разнообразие форм работы, пронизанных едиными принципами.
- Разработанное нами единство классной и внеурочной работы определят следующие пути такой связи:
- Противоположная связь: внеурочная работа берет свое начало на уроке и представляет логическое ее продолжение. Урок определяет содержание и выбор форм внеклассной работы.
- Общее представление о признаках этого явления-3. Определение понятия-
- Закрепление существенных признаков понятия или его определения-
- Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
- После проведения такой внеклассной работы дальнейшая деятельность школьников отличалась повышенным вниманием, заинтересованностью, желанием включиться в деятельность класса, группы, команды на первых же шагах изучения темы.
- Далее этап подготовки учащихся к восприятию нового материала продолжается непосредственно на первом (вводном) уроке, тема которого „Постмодернизм как способ творческого поведения в современном культурном пространстве“.
- Предмет Что этот предмет символизирует Характеристика современной постмодернистской культуры
- Сотовый телефон информация текст
- Интернет новая реальность постмодернистское текстовое многомирие
- Реклама удобная жизнь: решение бытовых проблем культура для потребителя
- Современная пресса и т. д. • фрагментальность и неопределенность: отрывки песен, фраз, короткие заголовки статей, реклама „мир коллажа „
- Кроме того, такая организация работы по вхождению в новую тему способствует обнаружению связей между внеурочными и классными занятиями, являющихся принципиальными для разработанной нами методической системы.
- Можете ли вы сформулировать тему (о чем текст) и идею (что автор хотел сказать) данного фрагмента?
- Сравните содержание данной главы с содержанием классического произведения. Что общего можете выделить?
- С какой целью автор обращается в тексте к образам известных людей?
- Он пытается по-новому интерпретировать определенные моменты их творчества и биографии).
- Обратите внимание на характер цитирования, в чем его особенность?
- Ерофеев часто сознательно изменяет цитаты).
- Какого эффекта добивается автор, изменяя цитируемый текст?
- Как прием иронии проявляется в главе на уровне содержания?
- Приведите пример такого сращения „высокого“ и „низкого“ на уровне лексического состава предложения.
- Что можно сказать о языке постмодернистского текста, опираясь на текст данной главы?
- На этапе обобщения полученного материала учащиеся вспоминают основные опознавательные знаки постмодернистского текста и оформляют соответствующие записи в тетрадях.
- Культура модернизма Культура постмодернизма
- Возникла под влиянием идеалистических направлений в философии Возникла как реакция на модернизм
- Культура для избранных Культура для потребителя
- В основе высоконравственные идеалы В основе нет глобальных идей и тем
- Степень открытости: „кто достоин -тот постигнет“ Степень открытости: подстраивается под интересы каждого индивида
- Специфика подхода к освещению обзорных тем.
- Структура семинарского занятия, включающая в себя различные виды обзоров, отражена в схеме 2.
- В ходе организованной нами интерактивной экскурсии учащимися были посещены сайты творчества таких писателей, как Вик. Пелевин, Вик. Ерофеев, Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Сорокин.
- Приемы монографического изучения текстов русского постмодернизма.
- Помимо выделения общих черт между Акакием Акакиевичем и Венеч-кой, свидетельствующих о принадлежности героя ерофеевской поэмы к категории „маленьких людей“, учитель предложил школьникам найти и различия между героями:
- Как воспринимает каждый из героев свое существование в качестве „маленького человека“?
- Положение Башмачникова в окружающем его мире трагично. Положение же Венечки в мире, напротив, лишено трагичности: свое собственное существование в качестве „маленького человека“ он подвергает осмеянию).
- Над какими аспектами своей жизни герой иронизирует? (Над собственной личностью:
- Он (младенец) знает букву „ю“ и за это ждет от меня орехов. Кому из вас в три года была знакома буква „ю“? Никому- вы и теперь-то ее толком не знаете. А вот он -знает, и никакой за это награды не ждет, кроме стакана орехов“ (гл. „Реутово Никольское“).
- Каковы отношения Башмачникова и Венечки с окружающим миром и какова их реакция на этот мир?
- Над какими сторонами общественной жизни Венечка иронизирует? Почему?
- На следующем этапе урока сопоставительному анализу подвергаются образ Венечки и образы правдоискателей из поэмы Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“:
- Что общего у этих образов и в чем их отличие друг от друга?
- С какой целью автор помещает в текст Венечкины размышления о „низких предметах“ человеческого существования?
- Автор тем самым хочет увести читателя от „глобальных вопросов современности“, повернуть его к простому человеку с его маленькой, но тоже значимой жизнью: „А сколько неизвестности таят в себе сферы человеческой жизни!“ гл. „Купавна 33 километр“).
- Выводы: Таким образом, Венечка может бьггь отнесен нами к категории героев-правдоискателей с той лишь оговоркой, что „правду ищет“ он в сфере жизни и интересов того самого конкретного „маленького“ человека.
- Сопоставьте ситуацию, в которой оказался Венечка с положением Евгения Онегина в деревне. Что общего можно выделить?
- Что происходит с Венечкой к концу анализируемого нами фрагмента, изменяется ли как-то его состояние?
- Анализ текста повести „Желтая стрела“ строился с опорой на ключевые эпизоды произведения, алгоритм работы с которыми представлен на схеме 2.
- Схема 2. Структура работы с текстом повести В. Пелевина
- Желтая стрела“ Беседа по содержанию текста1. Анализ фрагментов текста
- Описание одного утра из жизни Андрея“ „Диалог Андрея с проводником в ресторане“
- Размышление Андрея о солнечных лучах» «Диалог Андрея с Ханом"1. Обобщения по анкету
- Особенности „железнодорожной“ философии
- Мировоззренческая позиция героев
- Выводы по философскому содержанию повести
- Существующая картина мира (по Пелевину)
- Новая картина мира, предложенная постмодернизмомколлек „про1.тивное странство1 сознание С / всеобщейжизни исмерти"ное соз8 нание
- На первом этапе работы над новым материалом была проведена беседа по содержанию повести Виктора Пелевина „Желтая стрела“.
- Что такое „Желтая стрела“?
- Желтая стрела“ поезд, в котором разворачиваются события повести).
- Чем этот поезд необычен, что отличает его от обычного железнодорожного средства передвижения?
- Желтая стрела» это не просто поезд, это уменьшенная картина мира, объединяющая в себе множество государств и народов. События же повести разворачиваются в российском блоке поезда).
- Учитель просит учащихся доказать, что повествование в произведении касается конкретных реалий российской жизни и что время событийное может быть здесь соотнесено со временем историческим.
- Выводы: Таким образом, автор текста сознательно проводит параллель между реальной российской действительностью и пространством «Желтой стрелы».
- Каково самоощущение человека в жизни, построенной по законам «железнодорожной морали»?
- Железнодорожные" законы бытия вторгаются в судьбу всякого человека, находящегося в пространстве поезда, и заставляют его подчиниться себе, принять эти законы как единственно возможный вариант бытия вообще).
- Докажите, что «железнодорожная жизнь» довлеет над человеком, навязывает ему правильные мысли, подчиняет себе.
- В качестве примера можно проанализировать описание очередного утра из жизни Андрея:
- Учитель предлагает проанализировать описание буклета, который был подарен проводником Андрею, и определить, существует ли связь между картинкой, украшающей буклет, и самой железнодорожной философией.
- Особое значение в контексте повести играет желтый цвет. Учитель просит учащихся определить роль данного цвета в утверждении философии жизни «Желтой стрелы».
- После знакомства с Ханом у Андрея появляется цель в жизни: «Я хочу сойти с этого поезда живым». Что означает эта фраза?
- Андрей начинает поиск такого способа существования, который бы помог ему избежать «разрушенного моста»).
- Почему в конце повести Андрею все же удается покинуть поезд?
- Андрей отказывается от той картины мира, которая была навязана ему и создает свой собственный мир).
- Как Андрей приходит к собственной системе мироздания?
- Какие идеи из посланий заимствуются Андреем и становятся основой его собственной картины мира?
- Есть только сознание. Нет никакой Индии, никакого поезда, никакого окна. Есть только сознание, а все остальное, в том числе и мы сами, существует только постольку, поскольку попадает в его сферу").
- На завершающем этапе урока учитель просит школьников самостоятельно интерпретировать фрагмент текста, использованный в качестве эпиграфа к уроку:
- А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно не важно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти".
- Монографическое изучение художественных текстов постмодернизма было продолжено на внеклассном мероприятии читательской конференции, проведению которой сопутствовала предварительная подготовка, включившая в себя следующие этапы:
- Подбор художественного текста, выносимого на обсуждение.
- Распределение функций между участниками мероприятия.
- Принцип органического сочетания классной и внеклассной работы прослеживается на всех ступенях образовательного процесса и реализуется во время изучения вводной, обзорной и монографической тем.
- Принцип развития самостоятельности учащихся за счет активного их участия в творческо-поисковой деятельности определил формы разработанных нами уроков и особенности подходов к подаче нового материала.
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- В ходе эксперимента результативность образовательного процесса оценивалась на основе данных, полученных в процессе:
- Проведения анкетирования учащихся с целью выявления уровня эмоционального восприятия предложенного им образовательного материала, а также самих уроков и внеклассных занятий.
- Основные формы промежуточного и итогового контроля, использованные нами в ходе проведения эксперимента, отражены в схеме 3.
- Осуществленный сбор информации помог объективно оценить результативность преподавания и на основании имеющихся данных позволил вовремя скорректировать сам образовательный процесс.
- Данные факты убеждают в том, что на втором этапе обучения учащимися был освоен следующий уровень в овладении знаниями, предполагающий продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности.
- Показалось ли Вам культурное явление постмодернизм интересным. Ответ поясните.
- Какое произведение русского постмодернизма Вам особенно запомнилось, почему?
- Какой из посещенных уроков или внеклассных занятий Вам запомнился (понравился). Ответ поясните.
- Какие у Вас были сложности при подготовке к занятиям, с какими проблемами образовательного и эмоционального характера Вы столкнулись на самих уроках?
- Анализируя ответы старшеклассников на первый вопрос анкеты, диссертант отметил парадоксальную ситуацию: очень часто то, что привлекло в постмодернизме одних учащихся, отталкивало от данного явления других.
- Результаты ответов учащихся на данный вопрос свидетельствуют об их интересе к нестандартным формам урока, которые, как известно, не очень часто используются учителями в выпускном классе.
- Способствовать формированию у учащихся интереса к современной российской прозе.