Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы: на примере произведений Вен. 
Ерофеева и В. Пелевина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о школьном изучении новейшей литературы поднимался на всех этапах развития методической науки. В результате многолетней работы ученых конца XIX — начала XX в. Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, А.Д. Гала-хова, В .Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, А. Н. Пыпина, М. А. Рыбниковойсовременных методистов В. В. Агеносова, Л. С. Айзермана, К. Н. Анкудинова, ¦ — Г. И. Беленького, Т. Е. Беньковской… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Современная
  • литература в общеобразовательных учебных заведениях
  • 1. История обращения отечественной методики к проблеме школьного изучения современных художественных текстов
  • 2. Программно-методическое обеспечение курса новейшей литературы в общеобразовательных учебных заведениях
  • II. Постмодернизм как художественный метод современного искусства
  • 1. Постмодернизм в системе современного литературного процесса
  • 2. Творчество Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина в контексте русского литературного постмодернизма.1А
  • Ш. Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы
  • 1. Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы по результатам констатирующего эксперимента)
  • 2. Методическая модель школьного изучения понятия «литературный постмодернизм»
  • 3. Система уроков и внеклассных занятий по изучению особенностей русской постмодернистской литературы в 11 классе (обучающий эксперимент)
  • 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы: на примере произведений Вен. Ерофеева и В. Пелевина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Главной задачей изучения литературы в школе, как отмечено в «Обязательном стандарте основного общего образования», является воспитание читателя, способного ориентироваться в многообразии литературы различных культурно-исторических эпох и оценивать тексты художественного словесного творчества с идейно-эстетических позиций.

Однако нужно признать, что современная практика школьного литературного образования, ориентированная главным образом на изучение русской классической литературы и оставляющая практически без внимания современный этап в развитии отечественной словесности, не способна в полном объеме реализовать эту важнейшую образовательную задачу. Поэтому можно говорить о значительном расхождении содержания школьной практики преподавания современной литературы с реальной литературной ситуацией последних лет. Наличие различных причин, как объективных (недостаточность методических материалов), так и субъективных (настороженное отношение учителей к новейшим художественным текстам), приводит к тому, что собственно современные художественные тексты на уроках литературы, как правило, не изучаются. Это, в свою очередь, создает самое серьезное противоречие, существующее в настоящее время в школьной практике преподавания дисциплины и заключающееся в том, что современные уроки литературы не всегда способны удовлетворить художественные запросы молодежи. Учащиеся старших классов в большинстве своем интересуются современной литературой, но не имеют возможности обсуждать интересующие их тексты на уроках.

Поиск путей сближения официальной образовательной практики и многообразного литературного материала, находящегося вследствие своей новизны за рамками официальных учебников и программ по литературе, является одним из важнейших направлений в развитии современной отечественной методической науки. Организация в общеобразовательных учреждениях изучения художественных текстов признанных современных писателей позволит, с одной стороны, сформировать у школьников представление о непрерывности и поступательном развитии отечественного литературного процесса, а с другой, откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени, отличающейся значительным количеством низкокачественных литературных текстов. И поскольку одной из наиболее востребованных художественных систем в современном искусстве является постмодернизм, и именно с этим культурным явлением теоретики литературы М. Берг, И. Ильин, М. Липовецкий, Г. Нефагина, В. Халипов, М. Эпштейн связывают перспективы дальнейшего развития отечественного литературного процесса, то школьное освоение данного культурологического феномена в курсе современной литературы представляется важным и вполне оправданным.

Организация учебной работы с теоретико-литературным термином «постмодернизм» позволит выработать у выпускников представление о направлении эволюционного движения отечественной литературы, о взаимосвязи и взаимовлиянии мировой культуры и отечественной литературы.

Создание методической системы, способной решить наиболее сложные для сегодняшнего состояния методики образовательные задачи (сформировать у школьников представление о новейшем этапе литературного процесса и познакомить их с важным искусствоведческим понятием нашего времени), представляется исключительно значимым и актуальным.

Методология исследования.

Теоретико-литературоведческой базой исследования послужили работы таких исследователей, как Л. Фидлер, А. Мердок, Ч. Дженкс, Р. Барт, Ж.-Ф.Лиотар, М. ФукоП. Басинский, О. Б. Вайнштейн, А. Генис, Б. Гройс, дернистский текст" как эстетического феномена в науке до конца не исследован. ^ Цель исследования — разработка и научное обоснование методики изучения постмодернизма как художественного метода современной литературы на уроках и во внеурочной работе в 11-ом классе средней школы.

Объект исследования — процесс изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования — методические принципы организации изучения текстов постмодернистской литературы в выпускном классе.

Гипотеза исследования. Изучение русской постмодернистской литературы обогатит представление учащихся о современном этапе историко-литературного процесса при соблюдении следующих условий: о если при отборе авторов и произведений будут учитываться психологические и интеллектуальные возможности восприятия учащимися постмодернистских произведений, а также их читательские интересыо если в ходе изучения терминологической базы постмодернизма будет использована методика постепенного формирования разных аспектов теоретико-литературного понятияо если изучение литературы в аспекте художественного метода «постмодернизм» будет способствовать обнаружению интеграционных, преемственных связей между русской классической и современной литературойг о если работа на уроках и внеклассных занятиях включается в единый процесс обучения на всех этапах изучения постмодернистской литературыо если методика работы, предлагаемая учащимся, а также формы занятий могут стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность старшеклассников, вызывать к ней интерес.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие исследовательские задачи;

1. Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.

2. Разработать методическую модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11-ом классе.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенной образователь-¦ ной модели школьного освоения текстов постмодернистской литературы.

В диссертации использовались следующие методы исследования: метод теоретического изучения (анализ научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов) — методы эмпирического исследования (наблюдение за учебным процессом, беседы с преподавателями, школьниками, студентамипроведение констатирующего и преобразующего экспериментов) — метод статистического анализа (качественно-количественный анализ проведенных контрольных срезов).

Диссертационное исследование включало опытно-экспериментальную работу, которая проводилась в три этапа в течение 4-х лет:

2002;2003 гг. 1 (ориентировочно-поисковый) этап.

Цель этапа — определение актуальности, практической значимости проблемы, формирование гипотезы исследования, выделение этапов реализации разведывательного эксперимента в муниципальных образовательных учреждениях гимназии № 2, НОУ «Эврика» г. Самары, гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86 г. Ульяновска, в учреждении профессионального образования СГПУ.

2003;2005 гг. 2 (теоретико-поисковый) этап.

Цель этапа — разработка понятийного аппаратапроведение констатирующего и преобразующего экспериментов в гуманитарных и общеобразова тельных классах МОУ гимназии № 2, НОУ «Эврика» г. Самары, гимназии ' № 3, № 79, школы № 63, № 86 г. Ульяновскаапробация учебно-методической моделиформулирование итогов промежуточных этапов эксперимента.

2005;2006 гг. 3 (экспериментально-обобщающий) этап. Цель этапаанализ полученных результатов исследования, проверка выдвинутой гипотезы, внедрение результатов исследования в педагогическую деятельность. Новизна исследования.

Вопрос о школьном изучении новейшей литературы поднимался на всех этапах развития методической науки. В результате многолетней работы ученых конца XIX — начала XX в. Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, А.Д. Гала-хова, В .Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, А. Н. Пыпина, М. А. Рыбниковойсовременных методистов В. В. Агеносова, Л. С. Айзермана, К. Н. Анкудинова, ¦ - Г. И. Беленького, Т. Е. Беньковской, Т. Г. Браже, С. П. Гриневой, И.С. Збарско-го, Г. Н. Ионина, Н. И. Кудряшова, М. Г. Качурина, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, Е. П. Мущенко, В. П. Полухиной, З. Я. Рез, Н. М. Свириной, Л. В. Тодорова, В. Ф. Чертова в отечественной методике был решен вопрос о соотношении в школьном курсе литературного образования классических и современных произведений, обоснованы общие принципы и этапы изучения современной литературы, открыты новые имена и произведения, гармонично вписывающиеся в общешкольный процесс литературного образования.

Однако на данный момент основная проблема преподавания новейшей литературы связана с тем, что словесник ощущает недостаток конкретных педагогических рекомендаций по организации деятельности учащихся в этом направлении. В связи с этим в диссертации.

• теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения литературы постмодернизма с учетом читательских интересов старшеклассников, а также их возрастных и интеллектуальных возможностей;

• определены возможности осуществления внутрипредметных связей при изучении особенностей постмодернистских текстов в 11-ом классе, что позволяет, с одной стороны, сформировать у учащихся представление о новом культурном явлении, а с другой, — способствует решению важнейшей образовательной задачи, стоящей перед любой научной дисциплиной, преподаваемой в выпускном классе, — помогает осуществить обобщение литературоведческого материала, усвоенного школьниками на предыдущих этапах обучения;

• доказана целесообразность тесной взаимосвязи классных и внеурочных занятий на всех этапах изучения особенностей постмодернизма как художественного метода, что позволяет комплексно решать важнейшие задачи литературного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению текстов постмодернистской литературы в выпускном классе, разработаны соответствующие уроки и внеклассные занятия. Теоретические и практические результаты исследования могут быть внедрены в практику школьного преподавания словесности, могут быть использованы в качестве основы для создания школьного элективного курса по изучению современного литературного процесса, а также спецкурса по методике преподавания литературы в педагогических вузах.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических положений, опорой на философские основания, психолого-педагогические подходы, а также использованием многоаспектной методики исследования.

Апробация материалов исследования проходила в общеобразовательных учебных заведениях г. Самары (гимназия № 2, НОУ «Эврика»), г. Ульяновска (гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86).

На защиту выносятся следующее положения:

4 Изучение художественных текстов русского постмодернизма в системе школьного курса современной литературы как способ приобщения старшеклассников к современной литературной ситуации. Произведения Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина — перспективный материал для иллюстрирования особенностей постмодернизма как художественного метода и установления интертекстуальных связей между русской классической литературой и новейшими текстами через анализ общих для них тем, образов и мотивов.

4 Методическая модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11 классе, реализация в предложенной системе уроков значимых для старшей школы образовательных принципов.

4 Единый процесс взаимосвязи классной и внеурочной работы при изучении понятия «постмодернизм» как оптимальный способ организации процесса обучения в 11-ом классе в условиях современного литературного образования.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 245 наименований.

Выводы по II главе.

1. Содержание научных работ, посвященных новейшей литературе, свидетельствует о всевозрастающей роли постмодернизма в контексте общероссийского литературного процесса. М. Берг, В. Курицын, И. Скоропанова, В. Руднев и другие исследователи связывают перспективы дальнейшего развития мирового литературного процесса именно с творческим методом постмодернизма, так как данное культурное явление, с одной стороны, наиболее оперативно реагирует на культурные запросы нового постиндустриального общества, а с другой стороны, в силу некоторых особенностей своей эстетической программы, сохраняет тесную связь с художественной традицией предшествующих эпох.

2. Особое место в отечественной постмодернистской литературе занимают поэма Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» и повесть Виктора Пелевина «Желтая стрела». Изучение в школе художественных особенностей данных произведений позволит решить следующие задачи:

• познакомить учащихся с наиболее значимыми, признанными и авторитетными произведениями русского постмодернизма разных лет;

• продемонстрировать возможности постмодернизма как творческого метода в разных жанровых формах;

• выявить черты сходства в идейной стороне произведений, а также черты различия в авторских подходах к интерпретации общей для данных художественных текстов смысловой метафоре. Сделать вывод об эволюции общественного мировосприятия людей 90-х годов по сравнению с поколением 70-х;

• обнаружить тематическую связь произведений с традициями русской классической литературы.

III. Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы.

1. Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы (порезультатам констатирующего эксперимента).

Стратегический план исследования, составляющий основу констатирующего эксперимента, состоял из трех этапов:

1. Сбор данных о существующей образовательной практике изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.

2. Исследование читательских интересов старшеклассников путем мониторинга с целью определения уровня их представления о современном состоянии отечественной литературы, выявления степени и качества эмоционального, эстетического и литературоведческого отклика школьников на произведения постмодернистской литературы.

3. Организация индивидуальной исследовательской работы учащихся с постмодернистским текстом для выявления возможностей школьников в самостоятельной интерпретации соответствующей литературы, позволяющих судить о психологической и научной подготовленности старшеклассников к восприятию нового литературоведческого материала.

На первом этапе исследовательской работы было проведено анкетирование среди учителей-словесников г. Ульяновска (опрошено 50 человек), проанализированы записи в журналах и документы о прохождении программы за десять лет с 1996 по 2006 годы. В ходе опроса педагогам предлагались вопросы, касающиеся того, каких современных авторов и какие произведения необходимо изучать в школе, какие виды анализа новейших текстов должны доминировать в образовательной деятельности.

В результате анализа полученных данных диссертантом было выделено три подхода к изучению новейшей литературы в выпускном классе, сложившиеся в современной практике школьного преподавания:

• произведения современной литературы изучаются систематически на уроках внеклассного чтения и на факультативных занятиях (10% опрошенных учителей);

• современная литература изучается только в конце 11-го класса по особому тематическому признаку — «Литература конца XX — начала XXI века» (40%);

• произведения новейшей литературы изучаются от случая к случаю (вне системы), если остается свободное урочное время (50%).

Анализ собранных материалов свидетельствует о том, что на протяжении указанного хронологического отрезка в ряде школ Ульяновска и Самары содержание курса современной литературы представляло собой набор одних и тех же авторов и произведений. Доминируют в рамках школьного курса имена тех писателей, чье творчество можно рассматривать при изучении литературного процесса 70−80-х годов (таблица 1).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вен. Ерофеев «Москва — Петушки» (гл. «Есино Фрязево») —
  2. В. Постмодернизм: новая первобытная культура (Новый мир, 1992, № 2) —
  3. Сообщение ученика по статье В. Курицына, анализ живописных полотен, решение познавательных задач, исполнительское чтение, интерпретацион ный анализ текстового фрагмента, конспектирова ние лекции
  4. И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998.
  5. И. П. Словарь терминов. -М., 2001.
  6. В. Книга о постмодерниз ме. Екатеринбург, 1992.
  7. Л. Петрушевская в храм", сообщение по теме: М., 2000.
  8. Мужская зона" — концептуа «Изменение общест-
  9. В. Недер- лизм, „Русь“, венно-культурной Эпштейнжание имиджа жизни в России в пе- М. Постмо
  10. Вестник нов. ли- нарративный песня риод оттепели», дернизм втературы, 1994, постмодер Б. Гребенщи- идейно-тематический России: ли7.- низм, кова «Поезд в анализ фрагментов ху- тература и
  11. Вен. Ерофеева „Моск- Н. Гоголь „Шинель“, ные графические ное чтение, Знамя, 1992, ва Петушки“) А. Пушкин „Станци- авторская маска, пародия, образы“ анализ эпизода, сопоставитель № 8.онный смотритель», Обложки двух ный анализ лите- Курицын В.
  12. Евгений Онегин", авторская ирония альбомов: пластинка группы ратурных произведений. Мы поедем с тобой на «А»
  13. Н. Некрасов «Кому Beatles „Sgt. и на „Ю"на Руси жить хоро- Pepper’s Lonely („Москва шо“. Hearts Club Band и пародийный альбом американского музыканта Фрэнка Заппы. Петушки“ Вен. Ерофеева) // Нов. лит. обозрение, 1992, № 1.
  14. Постмодернистская Вик. Пелевин постмодернистская живописные по- интерпретацион Некрасов Е. Рекартина мира в по- „Желтая стрела“, картина мира лотна А. Федо- ный анализ худо- цензия на сборвести „Затворник и сеева жественного тек- ник В. Пелевина
  15. Вик. Пелевина Шестипалый“, „Наш мир“, ста, „Синий фонарь“
  16. Желтая стрела“ Н. Гумилев „Заблудившийся трамвай“, „Одиночество“ Обложка книги решение познавательных задач, со-поставитель // Октябрь. -1993.-№ 5.
  17. В. Шефнер В. Пелевина ный анализ лите- Ермолин Е.
  18. Как в поезде, „Generation „П“ ратурных текстов. Варварская лиживешь ты в до- (логотипы Coca- ра. Виктор Пеме“, Cola и Pepsi: два левин как знак и
  19. Н. Рубцов „По- конкурента сли- знамение. //езд“, ваются в знаке Континент.
  20. Ю. Кузнецов „От- гармонии, 1999. цепленный в середине порт- № 101.вагон“. рет Че Гевары в берете с логотипом фирмы Nike)
  21. Совместное вхождение в тему, обсуждение раздела, долгосрочных заданий, видов работы, форм контроля и обобщения
  22. Постмодернизм как способ творческого поведения в современном культурном пространстве (лекция с элементами беседы).
  23. Постмодернистская картина мира в повести Вик. Пелевина „Желтая стрела"урок исследование) творческая группаэкспертная группа1. Читательская конференцияаналитическая группа
  24. Постмодернизм культурное состояние цивилизации нового тысячелетия (урок — конференция)
  25. Сочетание классной внеурочной работы предполагает их тесную взаимосвязь, взаимопроникновение, разнообразие форм работы, пронизанных едиными принципами.
  26. Разработанное нами единство классной и внеурочной работы определят следующие пути такой связи:
  27. Противоположная связь: внеурочная работа берет свое начало на уроке и представляет логическое ее продолжение. Урок определяет содержание и выбор форм внеклассной работы.
  28. Общее представление о признаках этого явления-3. Определение понятия-
  29. Закрепление существенных признаков понятия или его определения-
  30. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
  31. После проведения такой внеклассной работы дальнейшая деятельность школьников отличалась повышенным вниманием, заинтересованностью, желанием включиться в деятельность класса, группы, команды на первых же шагах изучения темы.
  32. Далее этап подготовки учащихся к восприятию нового материала продолжается непосредственно на первом (вводном) уроке, тема которого „Постмодернизм как способ творческого поведения в современном культурном пространстве“.
  33. Предмет Что этот предмет символизирует Характеристика современной постмодернистской культуры
  34. Сотовый телефон информация текст
  35. Интернет новая реальность постмодернистское текстовое многомирие
  36. Реклама удобная жизнь: решение бытовых проблем культура для потребителя
  37. Современная пресса и т. д. • фрагментальность и неопределенность: отрывки песен, фраз, короткие заголовки статей, реклама „мир коллажа „
  38. Кроме того, такая организация работы по вхождению в новую тему способствует обнаружению связей между внеурочными и классными занятиями, являющихся принципиальными для разработанной нами методической системы.
  39. Можете ли вы сформулировать тему (о чем текст) и идею (что автор хотел сказать) данного фрагмента?
  40. Сравните содержание данной главы с содержанием классического произведения. Что общего можете выделить?
  41. С какой целью автор обращается в тексте к образам известных людей?
  42. Он пытается по-новому интерпретировать определенные моменты их творчества и биографии).
  43. Обратите внимание на характер цитирования, в чем его особенность?
  44. Ерофеев часто сознательно изменяет цитаты).
  45. Какого эффекта добивается автор, изменяя цитируемый текст?
  46. Как прием иронии проявляется в главе на уровне содержания?
  47. Приведите пример такого сращения „высокого“ и „низкого“ на уровне лексического состава предложения.
  48. Что можно сказать о языке постмодернистского текста, опираясь на текст данной главы?
  49. На этапе обобщения полученного материала учащиеся вспоминают основные опознавательные знаки постмодернистского текста и оформляют соответствующие записи в тетрадях.
  50. Культура модернизма Культура постмодернизма
  51. Возникла под влиянием идеалистических направлений в философии Возникла как реакция на модернизм
  52. Культура для избранных Культура для потребителя
  53. В основе высоконравственные идеалы В основе нет глобальных идей и тем
  54. Степень открытости: „кто достоин -тот постигнет“ Степень открытости: подстраивается под интересы каждого индивида
  55. Специфика подхода к освещению обзорных тем.
  56. Структура семинарского занятия, включающая в себя различные виды обзоров, отражена в схеме 2.
  57. В ходе организованной нами интерактивной экскурсии учащимися были посещены сайты творчества таких писателей, как Вик. Пелевин, Вик. Ерофеев, Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Сорокин.
  58. Приемы монографического изучения текстов русского постмодернизма.
  59. Помимо выделения общих черт между Акакием Акакиевичем и Венеч-кой, свидетельствующих о принадлежности героя ерофеевской поэмы к категории „маленьких людей“, учитель предложил школьникам найти и различия между героями:
  60. Как воспринимает каждый из героев свое существование в качестве „маленького человека“?
  61. Положение Башмачникова в окружающем его мире трагично. Положение же Венечки в мире, напротив, лишено трагичности: свое собственное существование в качестве „маленького человека“ он подвергает осмеянию).
  62. Над какими аспектами своей жизни герой иронизирует? (Над собственной личностью:
  63. Он (младенец) знает букву „ю“ и за это ждет от меня орехов. Кому из вас в три года была знакома буква „ю“? Никому- вы и теперь-то ее толком не знаете. А вот он -знает, и никакой за это награды не ждет, кроме стакана орехов“ (гл. „Реутово Никольское“).
  64. Каковы отношения Башмачникова и Венечки с окружающим миром и какова их реакция на этот мир?
  65. Над какими сторонами общественной жизни Венечка иронизирует? Почему?
  66. На следующем этапе урока сопоставительному анализу подвергаются образ Венечки и образы правдоискателей из поэмы Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“:
  67. Что общего у этих образов и в чем их отличие друг от друга?
  68. С какой целью автор помещает в текст Венечкины размышления о „низких предметах“ человеческого существования?
  69. Автор тем самым хочет увести читателя от „глобальных вопросов современности“, повернуть его к простому человеку с его маленькой, но тоже значимой жизнью: „А сколько неизвестности таят в себе сферы человеческой жизни!“ гл. „Купавна 33 километр“).
  70. Выводы: Таким образом, Венечка может бьггь отнесен нами к категории героев-правдоискателей с той лишь оговоркой, что „правду ищет“ он в сфере жизни и интересов того самого конкретного „маленького“ человека.
  71. Сопоставьте ситуацию, в которой оказался Венечка с положением Евгения Онегина в деревне. Что общего можно выделить?
  72. Что происходит с Венечкой к концу анализируемого нами фрагмента, изменяется ли как-то его состояние?
  73. Анализ текста повести „Желтая стрела“ строился с опорой на ключевые эпизоды произведения, алгоритм работы с которыми представлен на схеме 2.
  74. Схема 2. Структура работы с текстом повести В. Пелевина
  75. Желтая стрела“ Беседа по содержанию текста1. Анализ фрагментов текста
  76. Описание одного утра из жизни Андрея“ „Диалог Андрея с проводником в ресторане“
  77. Размышление Андрея о солнечных лучах» «Диалог Андрея с Ханом"1. Обобщения по анкету
  78. Особенности „железнодорожной“ философии
  79. Мировоззренческая позиция героев
  80. Выводы по философскому содержанию повести
  81. Существующая картина мира (по Пелевину)
  82. Новая картина мира, предложенная постмодернизмомколлек „про1.тивное странство1 сознание С / всеобщейжизни исмерти"ное соз8 нание
  83. На первом этапе работы над новым материалом была проведена беседа по содержанию повести Виктора Пелевина „Желтая стрела“.
  84. Что такое „Желтая стрела“?
  85. Желтая стрела“ поезд, в котором разворачиваются события повести).
  86. Чем этот поезд необычен, что отличает его от обычного железнодорожного средства передвижения?
  87. Желтая стрела» это не просто поезд, это уменьшенная картина мира, объединяющая в себе множество государств и народов. События же повести разворачиваются в российском блоке поезда).
  88. Учитель просит учащихся доказать, что повествование в произведении касается конкретных реалий российской жизни и что время событийное может быть здесь соотнесено со временем историческим.
  89. Выводы: Таким образом, автор текста сознательно проводит параллель между реальной российской действительностью и пространством «Желтой стрелы».
  90. Каково самоощущение человека в жизни, построенной по законам «железнодорожной морали»?
  91. Железнодорожные" законы бытия вторгаются в судьбу всякого человека, находящегося в пространстве поезда, и заставляют его подчиниться себе, принять эти законы как единственно возможный вариант бытия вообще).
  92. Докажите, что «железнодорожная жизнь» довлеет над человеком, навязывает ему правильные мысли, подчиняет себе.
  93. В качестве примера можно проанализировать описание очередного утра из жизни Андрея:
  94. Учитель предлагает проанализировать описание буклета, который был подарен проводником Андрею, и определить, существует ли связь между картинкой, украшающей буклет, и самой железнодорожной философией.
  95. Особое значение в контексте повести играет желтый цвет. Учитель просит учащихся определить роль данного цвета в утверждении философии жизни «Желтой стрелы».
  96. После знакомства с Ханом у Андрея появляется цель в жизни: «Я хочу сойти с этого поезда живым». Что означает эта фраза?
  97. Андрей начинает поиск такого способа существования, который бы помог ему избежать «разрушенного моста»).
  98. Почему в конце повести Андрею все же удается покинуть поезд?
  99. Андрей отказывается от той картины мира, которая была навязана ему и создает свой собственный мир).
  100. Как Андрей приходит к собственной системе мироздания?
  101. Какие идеи из посланий заимствуются Андреем и становятся основой его собственной картины мира?
  102. Есть только сознание. Нет никакой Индии, никакого поезда, никакого окна. Есть только сознание, а все остальное, в том числе и мы сами, существует только постольку, поскольку попадает в его сферу").
  103. На завершающем этапе урока учитель просит школьников самостоятельно интерпретировать фрагмент текста, использованный в качестве эпиграфа к уроку:
  104. А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно не важно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти".
  105. Монографическое изучение художественных текстов постмодернизма было продолжено на внеклассном мероприятии читательской конференции, проведению которой сопутствовала предварительная подготовка, включившая в себя следующие этапы:
  106. Подбор художественного текста, выносимого на обсуждение.
  107. Распределение функций между участниками мероприятия.
  108. Принцип органического сочетания классной и внеклассной работы прослеживается на всех ступенях образовательного процесса и реализуется во время изучения вводной, обзорной и монографической тем.
  109. Принцип развития самостоятельности учащихся за счет активного их участия в творческо-поисковой деятельности определил формы разработанных нами уроков и особенности подходов к подаче нового материала.
  110. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  111. В ходе эксперимента результативность образовательного процесса оценивалась на основе данных, полученных в процессе:
  112. Проведения анкетирования учащихся с целью выявления уровня эмоционального восприятия предложенного им образовательного материала, а также самих уроков и внеклассных занятий.
  113. Основные формы промежуточного и итогового контроля, использованные нами в ходе проведения эксперимента, отражены в схеме 3.
  114. Осуществленный сбор информации помог объективно оценить результативность преподавания и на основании имеющихся данных позволил вовремя скорректировать сам образовательный процесс.
  115. Данные факты убеждают в том, что на втором этапе обучения учащимися был освоен следующий уровень в овладении знаниями, предполагающий продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности.
  116. Показалось ли Вам культурное явление постмодернизм интересным. Ответ поясните.
  117. Какое произведение русского постмодернизма Вам особенно запомнилось, почему?
  118. Какой из посещенных уроков или внеклассных занятий Вам запомнился (понравился). Ответ поясните.
  119. Какие у Вас были сложности при подготовке к занятиям, с какими проблемами образовательного и эмоционального характера Вы столкнулись на самих уроках?
  120. Анализируя ответы старшеклассников на первый вопрос анкеты, диссертант отметил парадоксальную ситуацию: очень часто то, что привлекло в постмодернизме одних учащихся, отталкивало от данного явления других.
  121. Результаты ответов учащихся на данный вопрос свидетельствуют об их интересе к нестандартным формам урока, которые, как известно, не очень часто используются учителями в выпускном классе.
  122. Способствовать формированию у учащихся интереса к современной российской прозе.
Заполнить форму текущей работой