Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансово-экономические пропорции развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирующим каналом формирования текущего финансового капитала предприятий становятся операции с имуществом (включая конвертацию экспортной выручки), доходы от внереализационных операций (включающие доходы от учредительской деятельности, ставшей распространенной формой диверсификации расчетных счетов).Соотнося выявленные структурные сдвиги с теоретико-логическими представлениями о характере… Читать ещё >

Содержание

  • р) Введение
  • Глава 1. Тенденции социально-экономического развития
  • России и Приморского края в 90-е годы
    • 1. 1. Последствия радикальных трансформаций
    • 1. 2. Специфика низкоинфляционного развития
  • Глава 2. Сводный баланс финансовых ресурсов региона
    • 2. 1. Эволюция функций, структуры и содержания
    • 2. 2. Модифицированный формат финансового баланса.. 77 ф
    • 2. 3. Регулируемость финансово-экономических пропорций развития региональных систем
    • 2. 4. Финансовые ресурсы региона как макроэкономический параметр
  • Глава 3. Финансово-экономические пропорции развития Приморского края
    • 3. 1. Динамика и структура макроэкономических параметров 127 I 3.2. Бюджетно-финансовые пропорции в экономике фу Приморского края
    • 3. 3. Задачи совершенствования межуровневых бюджетнофинансовых отношений
  • Глава 4. Специфика движения денежных средств в секторе домашних хозяйств
    • 4. 1. Отражение денежных средств населения в макропараметрических схемах
    • 4. 2. Текущий спрос на деньги и сберегательная склонность населения
    • 4. 3. Нормы сбережения и инвестиционный потенциал домашних хозяйств
  • Глава 5. Финансово-экономические пропорции развития производственного сектора
    • 5. 1. Структурно-инвестиционные диспропорции
    • 5. 2. Финансовые ресурсы предприятий
    • 5. 3. Особенности реструктуризации финансовых потоков в производственном секторе Приморского края
  • Глава 6. Методы оценки финансово-экономического состояния отраслей (предприятий)
    • 6. 1. Общие положения оценки финансово-экономического состояния отраслей (предприятий)
    • 6. 2. Спектр-балльный метод ф
    • 6. 3. Рейтинговый метод

Финансово-экономические пропорции развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Период становления российской государственности совпал по срокам с преобразованиями всего уклада общества, его политического, социального и экономического устройства. В реестре проблем и противоречий, порожденных трансформацией общественных отношений, пожалуй, самыми острыми стали политико-национальные разногласия между рядом субъектов федерации и центром и бюджетно-финансовые отношения регионов с государством.

К сожалению, многолетний опыт межнациональных и межрегиональных отношений в СССР может быть использован лишь для расстановки «флажков», за которые нельзя переступать. В конструктивно-созидательном плане он мало пригоден для развития российского федерализма. Возврат к земской концепции обустройства государства также невозможен в современных условиях обостренного осознания национальных интересов населяющих Россию народов.

Богатый опыт существования неунитарных зарубежных государств представляет огромный интерес для заимствования целого ряда конструктивных решений по вопросам взаимодействия центра и регионов. Однако он настолько многогранен и представлен столь широким диапазоном организационных и экономических инструментов региональной политики, что выбирая «лучшие» из них, есть опасность создать «неусваиваемый продукт». А общепризнанной и универсальной модели построения федерального государства не существует. России предстоит, как это ни звучит саркастически, выстраивать свой путь практического осуществления политических и экономических принципов федерализма.

Сформулированные 30 лет назад У. Райкером [3541 фундаментальные признаки конституционного федерализма в нашей стране формально присутствуют. Федеральный и субрегиональный уровни власти, осуществляя свои полномочия на одной и той же территории, имеют хотя бы одну полностью автономную область действий, и это законодательно гарантировано Конституцией. Получение субъектами Федерации распределенных сфер и функций самостоятельного ведения некоторых государственных задач управления обеспечивает «номинальную» стадию федерализма. Переход к реальному «развитому» федерализму предполагает наполнение его инструментарием реализации региональных интересов, не диктуемых государственными установками, а согласованных с ними.

Региональная политика эффективна, если она является продуктом и, одновременно, продуцентом компромисса между целями и интересами государства (федерального центра) и территорий (субъектов федерации). Объединительной идеей выработки сбалансированной региональной политики должна быть устойчивость и стабильность межрегиональных и внутрирегиональных отношений.

Устойчивое развитие страны в целом возможно «только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации.. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей .» [8].

Игнорирование или недоучет регионального аспекта анализа и регулирования производственно-экономических и бюджетно-финансовых отношений удаляют государственную политику от соблюдения баланса федеральных и территориальных интересов и постоянно генерируют подозрения в монополизме центра.

К середине 90-х годов в России лишь только начинают складываться контуры региональной политики. Важным шагом в этом процессе явился Указ Президента «Об основных положениях региональной политики в РФ» (от 03.06.1996 г. № 803). Конкретный же инструментарий реализации этой политики с подключением территорий вырабатывается болезненным путем проб и ошибок.

Регионы в большей степени пассивно следуют за складывающейся конъюнктурой, в их арсенале явно не достает инструментов нормативного воздействия на оптимизацию финансово-экономических пропорций развития регионального хозяйственного комплекса, а анализ таких пропорций, как правило, ограничивается бюджетным срезом.

Вместе с тем, на территориальные органы власти во все большей степени стала возлагаться ответственность за состояние развития экономики и социальной сферы. На местах возникла острая необходимость «инвентаризации» имеющегося производственного и финансового потенциалов, изучения возможностей регулирования регионального воспроизводственного процесса, поиска паритетных форм межрегионального взаимодействия.

В развитии всех секторов экономики на первый план выдвигаются новые аспекты анализа, обусловленные происходящими трансформациями содержания экономических отношений. И это требует адекватных инструментов экономического анализа, выбора и отслеживания наиболее принципиальных параметров и пропорций развития регионального хозяйства. Зачастую органы управления на местах «утопают» в информации, но не в состоянии ее структурировать и качественно анализировать.

Переходный период развития российской экономики сопровождается таким же переходным периодом становления государственной статистики, бухгалтерской и финансовой отчетности нового содержания.

Значительно модернизируется региональная статистика. В ней уже много места отводится отслеживанию макроэкономических тенденций, фрагментами используются адаптированные к рекомендациям ООН расчетные схемы и показатели. Финансово-экономические характеристики регионального воспроизводственного процесса становятся важнейшими в анализе и регулировании регионального развития.

Этим исследовательским и практическим работам присуща, однако, недостаточная методологическая обоснованность и методическая разработанность задачи выбора и упорядочения системы взаимодополняемых макропараметров, расчетных схем и пропорций общерегионального, межи внутриотраслевого уровня. Это сказывается на качестве регионального анализа, прогнозирования и регулирования параметров экономического развития.

Актуальность и нерешенность этих проблем и обусловили выбор темы диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы состоит в методологическом обосновании и разработке методического обеспечения подходов к анализу и регулированию ключевых финансово-экономических пропорций развития регионального хозяйства и его секторов.

Выполнение цели обеспечивалось решением следующих задач:

• анализ основных тенденций и диспропорций развития экономики России и Приморского края по итогам пятилетнего периода кардинальных реформ;

• анализ текущих проблем в межуровневых бюджетно-финансовых отношениях в Российской Федерации;

• уточнение функций, содержания и формата сводного баланса финансовых ресурсов территории в соответствии с современной трактовкой процесса создания и распределения стоимости регионального продукта;

• обоснование целесообразности введения и использования в региональном анализе нового макроэкономического параметра «располагаемые финансовые ресурсы регионаупорядочение классификации регионов по признакам дотационности в отношениях с федеральным центром на основе формальных критериев;

• выявление специфики отражения денежных средств населения в макропараметрических схемах;

• разработка подхода к более точному учету и измерению сберегательного ресурса населения;

• анализ источников, направлений использования и основных пропорций движения денежно-финансовых ресурсов в производственном сектореразработка обобщающих методов оценки финансово-экономического состояния предприятий (отраслей) с учетом региональной специфики;

• апробирование и интерпретация методологии и методических подходов на анализе финансово-экономических пропорций воспроизводственного процесса в Приморском крае.

Объект исследования. В качестве объекта исследования при теоретических обобщениях рассматривалась экономика региона как субъекта Федерации, в параметрическом анализе воспроизводственного процесса — экономика Приморского края и отраслей.

Предмет исследования — методы, схемы и параметры анализа финансово-экономических пропорций развития регионального хозяйства и его секторов.

Методология и методика исследований. Методологической основой работы послужил системный подход, примененный к анализу процесса создания, распределения и конечного использования валового внутреннего продукта региона, исчисляемого по методологии системы национальных счетов.

Использован разработанный в зарубежных странах методологический подход к анализу финансово-экономического состояния предприятий на основе расчета финансовых коэффициентов.

Применялись балансовые и статистические инструменты анализа, методы экспертных оценок и экспресс-диагностики, сравнений и сопоставлений.

Большое влияние на теоретические обобщения автора оказали фундаментальные труды М. Блауга, У. Изарда, Дж. Кейнса, К. Маркса,.

A.Маршалла, Я. Корнай, В. Леонтьева, Х. Ричардсона, П. Самуэльсона, Дж.Р.Хикса, Дж. Ван Хорна, Н. Д. Кондратьева, А. Е. Пробста, Н. Н. Некрасова и других.

Автор в своей работе опирался на труды отечественных экономистов, исследовавших общесистемные аспекты регионального развития: П. Я. Бакланова, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, Б. З. Мильнера, П. А. Минакира, Р. И. Шнипера, Б. М. Штульберга, Ю. В. Яременко, авторского коллектива под руководством В. Лексина, коллективные исследовательские работы Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Института экономических исследований ДВО РАН.

В исследовании финансово-экономических аспектов воспроизводственного процесса использовались публикации Э. Ю. Горбунова, С. К. Губанова, М. Делягина, В. В. Ковалева, Т. Б. Крыловой, Г. Б. Поляка, В. Г. Панскова, О. М. Рыбаковой, Б. М. Сабанти, Е. С. Стояновой,.

B.И.Суслова, А. Д. Шеремета, Г. Я. Шаховой и других.

В работе использован большой массив информации о состоянии развития экономики Приморского края и России в 90-е годы, полученный автором в органах государственной статистики, администрации края, из литературных источников.

Основной результат. Дано методологическое обоснование и разработан методический инструментарий применения в региональном и отраслевом анализе балансовых схем и параметров, характеризующих финансово-экономические пропорции регионального воспроизводственного процесса, межуровневых бюджетно-финансовых потоков, финансовую устойчивость развития производственных субъектов.

Научная новизна работы.

1. На основе использования современных представлений о содержании процесса создания, распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта разработан модифицированный формат доходной части сводного баланса финансовых ресурсов региона.

2. Используя выведенное уравнение финансового обмена, предложены измерители степени регулируемости бюджетно-финансовых отношений регионов и центра.

3. Разработан формализованный подход к классификации регионов по признаку дотационности в отношениях с федеральным центром.

4. Дано методологическое обоснование для включения в систему макроэкономических характеристик нового параметра «располагаемые финансовые ресурсы региона» — предложена технология его расчета.

5. Упорядочена классификация основных пропорций движения денежных средств в домашнем секторе экономики, введен ряд нормативов оценки потребительских и сберегательных склонностей населения, дан сравнительный анализ динамики этих показателей по России и Приморскому краю.

6. Введено категорийное понятие «неявные (скрытые) сбережения населения» — предложена процедура расчета соответствующей нормы сбережения, что позволяет более полно учитывать инвестиционный потенциал населения и всего регионального комплекса.

7. Выявлены и параметризованы основные тенденции происходящих структурных сдвигов на различных стадиях воспроизводства экономики Приморского краядан сравнительный анализ с аналогичными процессами в России.

8. В результате анализа пропорций движения денежно-финансовых ресурсов выявлены особенности реструктуризации финансовых потоков в производственном секторе региональной экономики, характерные для 90-х годов.

9. Используя инструмент финансовых коэффициентов, разработан и статистистически обоснован метод обобщающих оценок финансово-экономического состояния предприятий (отраслей), адаптированный к отечественной системе отчетности и позволяющий учитывать региональную и отраслевую специфику условий их функционированияв таком же направлении модифицирован рейтинговый метод оценки финансово-экономического состояния предприятий.

Практическое значение.

1. Предложенные автором методы, схемы и параметры анализа и регулирования финансово-экономических пропорций регионального развития позволяют:

1.1. Расширить сферу применения сводного финансового баланса территорий по двум направлениям: а) в целях аргументированного регулирования межуровневых денежно-ресурсных потоков в системе бюджетно-финансовых отношений регионов и федерального центраб) во внутрирегиональном анализе для выявления диспропорций и резервов в источниках мобилизации ресурсов в финансовую систему региона.

1.2. Исследовать региональную специфику формирования важнейших макроэкономических агрегатов (валового внутреннего продукта, доходов финансового баланса, располагаемых финансовых ресурсов) и отслеживать изменения в характере регионального воспроизводственного процесса.

2. Проведенные конкретные расчеты по Приморскому краю дают аргументированный материал для внесения корректив в механизм финансово-экономических отношений с федеральным центром.

3. Практическое использование разработанных в диссертации методических подходов к оценке финансово-экономического состояния предприятий (отраслей) охватывает несколько направлений:

3.1. Обобщенные оценки финансово-экономического состояния предприятий (отраслей) важны для следующих субъектов финансового рынка: а) для банков с целью взвешенного принятия решения о выдаче кредита и правильной оценке степени рискаб) для банков и территориальных учреждений ЦБ РФ при согласовании и осуществлении контроля за распределением долей (акций) между участниками кредитных организацийв) для банков, инвестиционных, андеррайтинговых и других финансовых компаний с целью оценки выгодности и риска вложения своих средств в ценные бумаги предприятий-эмитентовг) для банков, трастовых и лизинговых компаний, с целью принятия решения по доверительному управлению имущественными комплексами (всем предприятием, их группой, или отдельными производственными подразделениями) и совершению лизинговых сделок.

3.2. Группировка предприятий и отраслей по зонам риска создает специфический срез характеристики регионального хозяйственного комплекса, выявляющий как стагнирующие звенья, так и секторы роста. Такая характеристика важна для местных органов власти и управления.

3.3. Интегральные показатели финансово-экономического положения предприятий и отраслей, выстроенные в динамике, позволяют выделять временные периоды колебания экономической конъюнктуры в регионе и углубленно анализировать факторы их вызывающие.

3.4. Разработанные методы дополняют набор инструментов фирменного финансового менеджмента и могут использоваться в соответствующих обучающих программах при подготовке дипломированных специалистов.

Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались автором на нескольких международных конференциях:

1) трех конференциях по проблемам экономического развития Дальнего Востока России (г.Хабаровск, 1994, 1995, 1996 гг.);

2) первом Международном банковском конгрессе стран АТР (г. Владивосток, 1994);

3) ежегодных российско-японских симпозиумах ученых района Кансай и Дальнего Востока, проходивших в течение 1984;96 гг. в городах Осака, Саппоро, Владивосток, Хабаровск;

4) конференции по проблемам экономического сотрудничества в северо-восточной Азии (г.Харбин, КНР, 1994 г.);

5) конференции по проблемам интеграции Дальнего Востока России в АТР (г.Владивосток, 1996).

Разработанные автором подходы к анализу воспроизводственного потенциала территории были использованы:

1) при разработке концепции развития южной зоны Приморского фая (заказ Владивостокского городского Совета, 1992 г.);

2) при подготовке научно-исследовательского проекта «Программа мобилизации финансовых ресурсов для развития Владивостока» по заказу владивостокских органов местного самоуправления (1993 г.);

3) при подготовке материалов для доклада Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Стратегия экономического и геополитического прорыва России на Дальнем Востоке (концепция долгосрочного развития Приморского края)» (1994 г.);

4) при написании учебного пособия по курсу «Региональная экономика», одобренному редакционно-издательским Советом Дальневосточного технологического института.

Изложенные в диссертации методы оценки финансово-экономического состояния предприятий (отраслей) изданы в виде методических рекомендаций, одобренных редакционно-издательским Советом Дальневосточной государственной Академии экономики и управления, и используются в курсе лекций по финансовому менеджменту. Вместе с программным продуктом они распространены в качестве официальных материалов среди участников третьего Международного банковского конгресса стран АТР (Владивосток, 1996).

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, семи приложений. Основной текст изложен на 304 страницах, включает 42 таблицы и 20 рисунков.

Список литературы

содержит 356 наименований.

Исторически коротки пятилетний период формирования в России принципиально новой системы производственных и социальных отношений, свойственных рыночной экономике, вобрал в себя набор сло>"шейших проблем, противоречий и диспропорций на всех уровнях иерархии экономической системы страны. Финансово-экономическая ситуация предреформенного периода 1990;91 гг. характеризовалась тремя важными особенностями: • сильным давлением избыточной массы денежных средств, хранившихся на счетах предприятий и у населения- • устранением рубля из сферы торгово-экономических отношений- • появлением реальных признаков начавшейся стагфляции экономики. Всеобщий товарный дефицит 1990;91 гг. был главенствующей диспропорцией экономики страны. Доминантными характеристиками первых лет реформы (1992;93 гг.) стали: • фупномасштабный производственный спад, охвативший все отрасли и регионы- • высокие темпы инфляции, обусловленные производственным монополизмом, ошибками в денежно-кредитной политике, неподготовленным уходом государства из сферы ценового регулирования. Экономика товарного дефицита и сфытой вялотекущей инфляции ушла в прошлое, уступив место экономике разрушающегося производства при неуправляемом росте цен. Реальная уфоза гиперинфляции сопровождала российский рынок в течение всех первых лет реформы. Главными направлениями макроэкономической политики реформ в период 1994;95 гг. стали меры по борьбе с инфляцией и укреплению курса национальной валюты. Усиление акцента макроэкономического регулирования на сбалансирование денежных и ценовых пропорций не могло не отразиться на ослаблении межрегиональной дифференциации параметров денежного и финансового рынков. Тенденции изменения цен и некоторых денежных характеристик по регионам и стране в целом заметно сблизились. Производственная же динамика складывалась под влиянием местных конъюнктурных и структурно-отраслевых особенностей. Основной спектр общеэкономических тенденций развития Приморского фая формировался под влиянием таких специфических факторов как периферийное положение края по отношению к промышленно развитым районам Россиинизкая кон10^рентоспособность по основной номенклатуре местной продукцииналичие объективных пределов переспециализации и перепрофилирования оборонных мощностей машиностроительного комплекса и ряда других. К 1996 году в промышленном комплексе Приморского края произошло расслоение на три группы отраслей:

1) с умеренным спадом производства;

2) со среднеотраслевым уровнем спада;

3) с крупномасштабным свертыванием производства (более чем в 2 раза за 5 лет).Разноскоростная динамика отраслевого развития обусловила негативную тенденцию «утяжеления» структуры хозяйственного комплекса, в которой доля перерабатывающего сектора софащалась, сырьевого — росла. Структурный кризис в Приморье принял нежелательное направление, поскольку затронул, в первую очередь, потенциально эффективные (наукоемкие и высокотехнологичные) отрасли. К числу других сформировавшихся в эти годы тенденций развития хозяйственного комплекса края относятся: усиление экспортной ориентации производителей и их зависимости от внешней конъюнктуры и от внутренней таможенной и ценовой политики- • сужение географии внутреннего спроса на продукцию предприятий края при сокращении товарообменных и производственно кооперированных связей с другими регионами страны. Доминирующей диспропорцией 1996 года стало стремительное разрастание плате>"^о-финансового и бюджетно-налогового кризисов. Период «созидательного разрушения» системы производственно экономических отношений в России опасно затянулся. Экономика страны сначала перешла в режим функционирования по схеме простого воспроизводства, а в нынешний период ей уже свойственны все черты сужающегося типа воспроизводства. В условиях все усиливающейся локализации товарных региональных рынков (особенно это относится к восточным районам), а также, исходя из закрепленного Конституцией принципа федерализма, российсше регионы как субъекты федерации приобретают некоторые черты малых национальных экономик. Актуальными задачами региональных институтов власти уже сегодня является разработка развернутого баланса всех финансовых ресурсов, обращающихся в регионеотслеживание и регулирование ключевых финансово экономических пропорций регионального развития. Ва>1шейшим инструментом регионального анализа становится сводный баланс финансовых ресурсов территории. Проведенный в работе анализ функций, структурного содержания и инструментальной применимости финансового баланса среди других макро параметрических схем позволил методологически обосновать необходи мость и возможность модификации действующего формата финан сового баланса территории с последующим использованием его для:

а) построения уравнения финансового обмена региона и федерального центра;

б) введения измерителей регулируемости региональной бюджетно финансовой системы по доходам и расходам со стороны центральных институтов;

в) идентификации видов дотационности регионов в системе финансовых отношений с центром. Осуществляемая в настоящее время в России реконструкция системы народнохозяйственного учета и статистики по методологии национального счетоводства позволяет расширить и модернизировать аппарат анализа экономических процессов в стране и регионах. И важной задачей становится создание модифицированной системы показателей для анализа и оценки региональных воспроизводственных процессов, которые могут рассматриваться на макроуровне как в качестве индикаторов обнаружения диспропорций, так и в качестве исходной базы для разработки прогнозов развития регионального хозяйства. Наряду с общепринятым агрегированным измерителем экономического развития, каким является валовой внутренний продукт региона (ВВП), автором показаны целесообразность и техническая возможность расчета и использования дополнительных параметров: валового регионального продукта (ВРП), доходов финансового баланса и располагаемых финансовых ресурсов. Каждый из них занимает собственную «нишу» в аналитическом инстументарии, поскольку характеризует свою специфическую сторону регионального воспроизводственного процесса, а схемы их расчета позволяют анализировать ряд важнейших внутренних пропорций движения финансовых ресурсов. Применение расширенной системы макроэкономической диагностики для оценки пропорций и тенденций протекания воспроизводственного процесса в экономике Приморского края позволило убедиться в «технологичности» и «работопригодности» введенных параметров. Воспроизводственный процесс в экономике края в течение первой половины 90-х годов характеризовался следующими особенностями:

1) обнаружена разноскоростная динамика роста доходов финансового баланса, объемов ВРП и располагаемых финансовых ресурсов. В результате располагаемые финансовые ресурсы Приморья в 1995 году составляли лишь 39% от ВРП, в то время как тремя годами ранее их величина достигала 66% от ВРП. Это свидетельствует об усилении потребительских приоритетов экономических субъектов и снижении компенсирующей поддержки федеральных финансовых трансфертов;

2) заметно трансформировалось межсекторное распределение создаваемого в крае ВРП: резко падает доля производственного сектора, незначительно повышается удельный вес домашнего хозяйства и более быстро растет доля перераспределения ВРП через бюджет и целевые государственные фонды. «Пересыхание» финансовых потоков реального сектора экономики фая вызывает сужение воспроизводственной базы региональной экономической системы, поскольку сберегательная и накопительная склонности бюджета и населения существенно ниже, чем у хозяйствующих субъектов;

3) вследствие резко упавшей рентабельности производственного капитала роль прибыли как структурного фактора создания ВРП уменьшилась до критически низкого уровня. Главенствующим фактором образования добавочной стоимости в экономике Приморья становится труд. В российской экономике подобной трансформации не наблюдается. Выявленные перекосы в соотношении ключевых факторов производства добавленной стоимости на региональном уровне формируют вывод о более глубоком кризисе процесса воспроизводства экономики Приморья по сравнении со среднероссийскими параметрами. Анализируя финансовые балансы Приморского края за последние годы с использованием разработанного в диссертации инструментария, были выявлены следующие изменения, происшедшие в содержании бюджетно-финан (Х)вых отношений края и центра:

1) отчетливо наблюдается тенденция снижения размеров привлекаемых в край финансовых ресурсов. Ослабление финансовой помощи центра при сохранении нормативов отчислений налогов в федеральный бюджет фактически означает усиление фискальной функции налоговой системы по отношению к региону;

2) с падением объемов финансовой поддер>ю<�и федерального центра контролируемость доходных источников баланса Приморского края, однако, не только не ослабла, но даже усилилась. Значение коэффициента регулируемости доходов за 1993;95 гг. выросло с 0,2 до.

3) усиление регулируемости доходов не сопровождается адекватным усилением преференциальной опеки центра за расходной частью баланса. Значение соответствующего индикатора снизилось за этот же период с 0,16 до 0,12.Вследствие существенного изменения пропорций в двустороннем движении финансовых ресурсов по вертикали «Москва — Приморский край» трансформировался и характер дотационности местной экономики и бюджета:

1) индикатор условно-нормативной дотационности бюджета пони зился с 1,0 до 0,67 в 1995 году Это означало, что после расчета по нор мативам с федеральным бюджетом собранные налоговые доходы обеспечивали 67% расходов консолидированного бюджета;

2) в то же время совокупного контингента собираемых налогов, сборов и платежей достаточно для балансирования требуемых затрат по бюджетным статьям. Коэффициент, характеризующий безусловную дотационность регионального бюджета, хотя и снизился за последние годы до 1,24, свидетельствовал, что до перечисления федеральных налогов и платежей все бюджетные ресурсы на 24% перекрывали расходы. Край, следовательно, сохраняет резервы самодостаточного финансирования своих текущих бюджетных расходов и некоторых воспроизводственных задач при условии смягчения обязательств перед федеральным бюджетом;

3) из динамики индикатора бюджетно-отраслевой дотационности следует, что финансовая поддержка производственного сектора края со стороны централизованных отраслевых фондов снизилась по отношению к обязательствам края перед федеральным бюджетом в 2 раза. Если в 1993 году на единицу направляемых в центр налоговых объемов следовало возвращение 0,86 единиц бюджетных и отраслевых субсидий и дотаций, то в 1995 году возвращению подлежало лишь 0,44 единицы. Как следствие, финансовая обеспеченность производственного и бюджетного секторов экономики Приморского края непрерывно падает. В домашнем секторе экономики в последнее десятилетие происходили следующие трансформации в структуре распределения денежных средств населения:

1) для второй половины 80-х годов были характерны: • очень высокая норма потребительских расходов, достигавшая 80 и более процентов от получаемых денежных доходов- •высокий уровень налоговых и страховых изъятий (12−13%) — • низкие значения нормы аккумулирования (5−5,5%);

2) в 1991;92 гг., вследствие стремительного наплыва денег в экономику и быстрого раскручивания инфляции норма потребления резко упала (до 60−63%), относительно снизился налоговый пресс (8 -10%) и в несколько раз возрос аккумуляционный потенциал населения, норма которого достигала 30%;

3) последующие годы (1993;96гг.) характеризовались сглаживанием амплитуд в колебаниях всех трех индикаторов. Под влиянием процесса уравновешивания спроса и предложения на потребительском рынке несколько подросла доля потребительских расходов населения (достигшая в 1995 году 70%). Сохранилась тенденция снижения доли налоговых и страховых выплат, объясняемая изменением структуры источников получаемых доходов и неотработанностью механизма налогообложения предпринимательского дохода. Начала снижаться и норма аккумулирования (диапазон значений ее составил 23 -26%).Проведенные в диссертации расчеты показали, что, несмотря на жесткую рестрикцию денежных доходов и накоплений граждан, сберегательный ресурс населения не исчерпан. Для оценки реального сберегательного потенциала населения автором предложено несколько измерителей: общая норма сбережений, явная норма сбережений, неявная (скрытая) норма сбережений. Последняя используется для расчета и включения в финансовый баланс территории специальной статьи «скрытые сбережения населения» .Величина общей нормы сбережений и ее внутренняя структура стабилизировались к середине 90-х годов в следующем диапазоне параметров: • по России: 11−13% для общей нормы сбережений, в том числе около 6% - для явных сбережений- • по Приморскому краю границы обоих диапазонов чуть ниже, соответственно 10−11% и около 5%.Стабилизация нормы и структуры сбережений населения позволяет оценивать и прогнозировать возмомшости привлечения в экономику инвестиционных ресурсов домашнего сектора, что дало бы заметную прибавку фонду накопления. Но для этого необходимо создание условий по превращению «вынужденных» сбережений в «сознательные», отвлекаемые на срок хотя бы до одного года, либо вкладываемые в обращаемые на рынке фондовые ценности. Исследуя трансформацию структуры формирования денежно финансовых средств в производственном комплексе Приморского края в первой половине 90-х годов выявлены следующие характерные тенденции:

1) резко снизилась роль выручки от реализации продукции и услуг и ее составляющей — прибыли — в мобилизации денежно-финансовых ресурсов в целом по экономике региона и по ведущим отраслям;

2) происходит девальвация доверия к кредитно-заемному источнику привлекаемых производственным сектором средств;

3) доминирующим каналом формирования текущего финансового капитала предприятий становятся операции с имуществом (включая конвертацию экспортной выручки), доходы от внереализационных операций (включающие доходы от учредительской деятельности, ставшей распространенной формой диверсификации расчетных счетов).Соотнося выявленные структурные сдвиги с теоретико-логическими представлениями о характере реструктуризации источников финансирования в экономиках переходного типа, обнаруживается, что структура источников мобилизации финансовых средств в производственном секторе Приморского края не приближается, а удаляется от общепризнанных рыночных пропорций, что характерно видимо и для всей российской экономики. Разработанные в диссертации подходы к внешней оценке финансово-экономического состояния предприятий позволяют:

1) оперировать агрегатными характеристиками ключевых сторон их деятельности, базируясь на наиболее распространенных финансовых коэффициентах;

2) учитывать отраслевую и региональную специфику хозяйствующих субъектов. Важным результатом исследования стало установление диапазонов значений применяемых финансовых коэффициентов, исходя не только из рекомендуемых зарубежной и отечественной теорией, но и с учетом складывающейся реальной российской практики. Особенность первого из предложенного методов (спектр-балльного) состоит в том, что каждая сторона деятельности предприятия квалифицируется некоторой обобщенной оценкой. Само количественное значение результирующих параметров не несет содержательной нагрузки, а служит для качественного вывода: • о степени финансовой автономности предприятия- • о состоянии платежеспособности (ликвидности) предприятия- • об эффективности оборачиваемости средств- • о рациональности и надежности структуры баланса- • об уровне рентабельности хозяйственной деятельности. Рейтинговый метод оценки, описанный в работе, представляет собой модификацию процедуры применения аппарата среднеквадратичного отклонения, заключаюш, уюся в учете: а) общерегиональной специфики при выведении рейтинга предприятийб) отраслевой специфики предприятийв) фактора времени. Апробация обоих методов проведена по балансам восьми предприятий разных отраслей промышленности Приморского края за 1994;96 гг. Пример интерпретации результатов расчетов по спектр балльного методу показан на реальных данных одного из машиностроительных предприятий Приморского края. Интерпретация отраслевого анализа выполнена на примере 6 ведущих народнохозяйственных отраслей края. Полученные в диссертации научные результаты создают методологическую основу и методический аппарат анализа и регулирования важнейших пропорций регионального воспроизводственного процесса, межуровневых бюджетно-финансовых отношений, финансово-экономического состояния производственных субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 ' декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1995.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть П. М.: Китап Пресс, 1996.
  4. Закон Российской Федерации № 228-ФЗ от 31 декабря 1995 г. «О федеральном бюджете на 1996 год"// Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1. 193−226.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской ^ Федерации в 1994 г.» // Российская газета. 1994. 6 января.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г., № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» • // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. 3694−3701.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г., № 803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23.0.5713−5725.
  8. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. М.: Республика, 1992.
  9. Е. Бюджет и экономическая самостоятельность регионов // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 5. 115−128.
  10. Д.А. Финансовое планирование в СССР. М.: Финансы, 1966.
  11. В. Финансовая система России: региональные аспекты // Экономика и жизнь. 1995. № 39.
  12. В. Финансовый рынок по-российски: перелив капитала по решениям правительства // Экономика и жизнь. 1994. № 35.
  13. Л.Н. Бюджет области в новых условиях // Финансы. 1994. № 6. 16−17.
  14. М. Региональные особенности развития рыночных отношений//АПК: экономика, управление. 1995. № 9. 48−51.
  15. М. Финансирование дефицита государственного бюджета в свете стабилизации дене>№<�ого обраш^ения // Экономист. 1992. № 5. 93−99.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994.
  17. П.Я. Пространственные системы производства (микроструктурный уровень анализа и управления). М.:Наука, 1986.
  18. И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1994.
  19. М.К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири // Регион: экономика и социология. 1996. № 2. 34−58.
  20. Банковское дело. Справочное пособие / Под ред. Ю. А. Бабичевой. М.:Экономика, 1993.
  21. А.И. С учетом мирового опыта (о системе налогообложения в зарубежных странах) // Финансы. 1991. № 10. 59 -64.
  22. Т.Д., Курош Н. А. Проблемы управления инвестиционным процессом // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1990. № 1. 58−66.
  23. В., Пинегина Л. Эффективны ли бюджетные рычаги?// Экономика и жизнь. 1996. № 49.
  24. И.Л. Правовая оа40ва решения региональной проблемы (опыт освоения долины Теннеа1).//Изв.С0 АН ССР, сер. экономии и прикладной социологии. 1990.Вып. 1. 54−64.
  25. Ю.А. Бюджетный федерализм: зарубежный опыт // Финансы. 1994. № 10. 50−52.
  26. И.К. От статистики распределения к статистике рынка // Вестник научно-методического Совета Госкомстата Российской Федерации. 1993. Вып.II. 28−35.
  27. Н.Н. О бюджетных взаимоотношениях в регионе // Финансы. 1994. № 8. 23−25.
  28. Е.А. Понятие и структурные элементы регионального экономического расчета // Управление экономическими системами в условиях формирования рыночных отношений: вопросы теории и практики. Иваново, 1992. 87−91.
  29. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.
  30. О. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 1995. № 8. 30−40.
  31. М.И. Государственное стимулирование инвестиций частных корпораций в индустриальных странах // Финансы СССР. 1990. № 12. 71−74.
  32. СВ. О теоретических основах финансовой политики переходного периода // Финансы. 1994. № 3. 61−63.
  33. СВ. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 1994. № 11. 55−57.
  34. В. Регионы в водовороте рыночных отношений // Российски экономический журнал. 1993. № 6. С 54 -59.
  35. Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика: контуры формирования и реализации // Экономист. 1992. № 2. С53−61.
  36. В.Н., Савалей В. В. Приморский фай // Экономика Дальнего Востока: переходный период. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1995. 193−196.
  37. В.Н., Савалей В. В., Турецкий B.C. Моделирование иерархических систем на региональном уровне // Проблемы оптимального регионального планирования. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1981. Препр.
  38. В.Н., Савалей В. В., Турецкий B.C. Основные положения концепции развития морехозяиственного комплекса Дальнего Востока // Развитие морехозяиственного комплекса Дальнего Востока. Методический аспект. Владивосток: ДВО РАН, 1988. 72−82.
  39. СВ. Социальные последствия экономической реформы на дальнем Востоке России // Вестник ДВО РАН. 1995. № 4. С104−114.
  40. Н. Будущее Сибири: только в рамках мировой экономики // ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва. 1993. № 3. 80−86.
  41. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ./ Под ред. Соколова Я. В. М.: Финансы и статистика, 1996. i
  42. СТ. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М.: Экономика, 1990.
  43. А. Изменения в экономике России в первый год рыночных реформ // Вопросы экономики. 1993. № 6. 19−30.
  44. А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций // Вопросы экономики. 1994. № 7. 13−21.
  45. A.M. Перспективное планирование Финансовых ресурсов. М.: Финансы, 1976.
  46. В.П. Подоходный налог с физичесю^х лиц: логика и алогичность //Финансы. 1994. № 11. 8−9.
  47. Временные методические рекомендации по разработке схем развития и размещения производительных сил республик в составе России, автономных образований, краев и областей в условиях перехода на рыночную экономику. М.: ЦЭНИИ, 1992.
  48. Г. Об использовании эконометрических методов в переходный период // Российский экономический журнал. 1993. № 2. 75−79.
  49. Х.Н., Климова Н. И. Проблемы выбора оптимальной структурной политики региона // Общество и экономика. 1994. № 7/8. 86−87.
  50. Н.Ф. Глобальные закономерности распределения ресурсоемкости экономики // Известия АН СССР. Сер. географ. 1991. № 3. 12−22.
  51. Глазьев Потребности реального сектора выпали из поля зрения// Экономика и жизнь. 1996. № 48.
  52. Н. Эконометрический анализ региональных систем. М.: Професс, 1980.
  53. Э. Структурная политика в условиях эволюционного перехода крынку // Экономист. 1992. № 9. 61−68.
  54. Э. Структурные изменения и народнохозяйственное управление ресурсами // Экономист. 1992. № 6. 3−9.
  55. Э.Ю. Налоговая политика как средство регулирования пропорций воспроизводства // Изв. АН СССР. Серия экон. 1991. № 1. 5−12.
  56. И.В. Фискальная политика регионов // Финансы. 1995. № 10. 8−10.
  57. О.А. Проблемы социально-экономического развития региона в условиях становления рынка // Проблемы управления районной экономикой в условиях становления рынка. М., 1993. 7−22.
  58. А.Г., Суспицын А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. М.: Наука, 1988.
  59. А.Г., Суслов.В.И., Суспицын А. Подходы к анализу финансового положения регионов и их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион: экономика и сюциология. 1996.№ 4.С.73−106.
  60. Губанов К тенденции расширения воспроизводства и умножения общественного богатства (опыт теоретического анализа) // Экономист. 1992. № 1. 117−127.
  61. Губанов Макроэкономическое регулирование: за какой моделью будущее? // Экономист. 1992. № 6. 56−70.
  62. Губанов Состояние воспроизводства и назревшие коррективы //Экономист. 1994. № 5. 50−59.
  63. В.В. Госналогслужба России: итоги, проблемы, перспектива // Финансы. 1994. № 2. З.
  64. М.С. Новые принципы финансовой подщержки регионов // Известия. 1996. 10 июля.
  65. Дальний Восток России Экономический ежегодник. 4.1. Хабаровск: РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед- Фонд Мира Сасакава, 1991. 323 с.
  66. Дальний Восток России: Экономический ежегодник. 4.2. Хабаровск: РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед.- Фонд Мира Сасакава, 1992. 522 с.
  67. Дальний Восток России: Экономическое обозрение. В 2-х ч./ Отв. ред. П. А. Минакир. РАН. Дальневост. отд-ние. Ин-т экон. исслед.- Фонд Мира Сасакава. М.: Професс-Комплекс ЭКОПРОС, 1993. 4 .1. 156 с — ч.2. 124 с.
  68. Дальний Восток: Экономическое обозрение / Под ред. П.А. Минакира- РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед. Хабаровск: РИОТИП, 1995. 477 с.
  69. М. Региональные банковские системы: сопоставление инвестиционной привлекательности // Рынок ценных бумаг. 1996. № 11. 27−30.
  70. М. Финансовые потоки тяготеют к столице // Коммерсант-Дейли. 1995. 25 марта.
  71. М. Российские реформы и политика государственных доходов // Вопросы экономики. 1995. № 8. 4−13.
  72. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Изд73. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992.
  73. К. Финансовая политика и совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. 1994. № 3. 3−8.
  74. СВ. Новые модели инвестиционных и технологических циклов в экономике // Сб. трудов ВНИИ сист. иссл. 1991. Вып. 12. 4−13.
  75. Л. А. Бюджетную систему необходимо совершенствовать //Финансы. 1994. № 5. 36−37.
  76. Е.Г., Лищенок Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука, 1987.
  77. А.С. Эконометрия и прогнозирование. М.: Экономика. 1985.
  78. В. Экономическая реформа в регионе // Вопросы экономики. 1993. № 6. 121−123.
  79. А. О переходе мафоэкономической статистики России на принятую в ме>ццународной практике систему показателей // Вестник научно-методологического Совета Госкомстата Российской Федерации. 1993. Вып. 1. 10−13.
  80. Жукова С, Гамукин В. В. Финансовый баланс территории // Экономические проблемы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Тюмень, 1990. 86−89.
  81. Г., Логосов Н. Взаимосвязь показателей БНХ, СНС и ПМС ООН // Вестник статистики. 1991. № 5. 20−26.
  82. В.К. Сырьевая специализация как естественная база регионального развития // Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: новые явления, проблемы, пути перестройки. Хабаровск, 1991. 21−29.
  83. Заявление об экономической политике Правительства и Центрального Банка России // Вопросы экономики. 1993. № 6. 4−6.
  84. И., Пономаренко А. Валовый внутренний продукт: определение, оценки, прогноз // Экономист. 1994. № 3. 11−20.
  85. Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН // Вопросы экономики. 1994. № 5. 141−152.
  86. Ю., Рябушкин Б. Система национальных счетов — мифы и реальность // Вестник статистики. 1991. № 1. 16−21.
  87. Ю. Статистика доходов в новой СНС ООН и ее применение в странах СНГ // Вопросы экономики. 1995. № 9. 71−79.
  88. А.Г. Интеграция Дальнего Востока России со странами АТР // Проблемы Дальнего Востока 1993. № 3. 3−17.
  89. А.Г. Нормативно-долевой метод международных отношений: первые итоги и перспективы //Финансы. 1996. № 8. 9−14.
  90. А.Г. Совершенствование мем^юджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1994. № 2. 18−19.
  91. У. Методы регионального анализа. М.:Прогресс, 1966.
  92. А.Н. Природа российской инфляции // ЭКО. 1995. № 10. 2−27.
  93. М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности // Экономист. 1992. № 5. 36−43.
  94. .С. Основные показатели финансовой оценки инвестиций в рыночной экономике // Финансы. 1994. № 11. 22−24.
  95. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920−90 гг. М.: Закон и право, 1995.
  96. П. Теория индексов и практика экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1990.
  97. Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
  98. В. Детонаторы кризиса производства // Экономист. 1992. № 2. 3−13.
  99. Л. О новых подходах в территориальном планировании // Экономист. 1992. № 7. 66−72.
  100. А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах// Финансы. 1994. № 5. 24−26.
  101. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1995.
  102. Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М.: Наука, 1991.
  103. Я. Трансформационный спад // Вопросы экономики. 1993. № 3.0.4−16.
  104. Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика. 1990.
  105. А.Ю. Инфляционные процессы и макроэкономические показатели //Финансы. 1994. № 11. 0.51−54.
  106. А.Ю. О перспективных направлениях макроэкономического прогнозирования//Финансы. 1994. № 1. 0.58−59.
  107. В., Левитская Е. Методы регулирования территориального развития // Экономист. 1992. № 1. 0.109−114.
  108. В.А., Артеменко В. Б. Разработка инструментария прогнозирования и мониторинга экономической конъюнктуры региональных рынков // Модели внутрифирменного управления в условиях смешанной экономики. М., 1993. О. 143−157.
  109. Г. З. Внесение и взимание налогов в Японии // Финансы. 1994. № 8. 0.38−39.
  110. Т.Б. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия.М.: Финансы и статистика, 1991.
  111. Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки // Вопросы экономики. 1993. № 9. 0.133−144,
  112. О.В., Лавров A.M. Территориальное перераспределение бюжетных ресурсов: сравнительный анализ моделей бюджетного федерализма // Регион: экономика и социология. 1996.№ 3.0.21−39.
  113. Кунас 3. Ореднесрочное финансовое планирование в Германии // Финансы. 1994. № 10. 0.47−49. t j 315 118. Лавров A. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация * // Вопросы экономики. 1995. № 8. 21−29.
  114. ., Рыбакова Т. О пределах спада в российской «экономике // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  115. В., Швецов А. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития // Российский экономичесю^й журнал. 1994. № 8. 37−48.
  116. В.Н., Швецов А. Н. Региональная политика России: * концепции, проблемы, решения // Российски экономичесю^й журнал. 1995. № 5/6. 44−55.
  117. Н., Савалей В. В. Финансовые условия регионального р развития // Экономика Дальнего Востока: реформа и физис. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1994, 134−141.
  118. Н. Финансово-экономические аспекты кризиса неплатежей // Вестник ДВО РАН. 1995.№ 5−6. 86−92.
  119. М.И. Применение матричных балансов для оценки финансового состояния предприятия // Финансы. 1995. N3. 14−17.
  120. Л.И. Региональная инвестиционная политика // ЭКО. 1994. № 6. 72−81. ш 129. Малахов Финансовое состояние и поведение российских предприятий // Экономист. № 10. 51−58.
  121. A. Инвестиционное обеспечение воспроизводства основных фондов // Экономист. 1993. № 10. 11−19.
  122. М.Ш. Особенности инфляционных процессов в 1997 году. // Банковское дело. 1997, январь. 2 -7.
  123. Материалы координационного совещания в Центральном Банке России «Мониторинг финансового состояния предприятий» // Мониторинг банковской политики. 1996. Вып.2. 35−64.
  124. В. Разработка МОБ в системе показателей С НС // Щ Вестник статистики. 1992. № 6−7. 25−32.
  125. Ме>кцународная конференция — презентация экономического обозрения «Дальний Восток России» (4−8 окт., 1993- Хабаровск) / РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед.- Фонд Мира Сасакава- Под ред. Н. Н. Михеевои. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 1994.
  126. Я.С. и др. Рейтинговый экспресс-анализ финансового положения предприятия. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
  127. И.П. Стабилизация экономики — основа стабилизации ^ финансов // Финансы. 1994. № 6. 10−13.
  128. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры * баланса // Экономика и жизнь. 1994 г. № 44.
  129. Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса региона. М.: НИФИ Министерства финансов, 1979.
  130. Методические рекомендации по составлению сводных балансов ш финансювых ресурсов территорий на 1995 год. Инструктивное письмо Министерства экономики. Москва: 1994.
  131. Методологические и методические положения разработки структурной политики на Севере в переходный период // Ч.1−2. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1992.
  132. Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО АН СССР, 1989.
  133. Методологические положения разработки крупных территориальных программ. Новосибирск: Наука, 1986.
  134. Методология составления национальных счетов СССР (сводные счета) // Вестник статистики. 1991. №№ 6,7,8,9,10.
  135. О. Налоговые системы развитых стран мира. М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
  136. .З. Организация профаммно-целевого управления. М.:Наука, 1980.
  137. П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.:Наука, 1983.
  138. П.А. Синтез отраслевых и территориальных плановых решений. М.: Наука, 1988.
  139. П.А. Состояние и тенденции развития экономики Дальнего востока в 1992 г. // Вестник ДВО РАН. 1992. № 5−6. 23−26.
  140. П.А. Профамма «Дальний Восток». Концепция регионального развития // Вестник ДВО РАН. 1993. № 3. 3−17.
  141. П.А. Экономическая реформа на Дальнем Востоке: Результаты, проблемы, концепция развития: Тез. докл. / РАН. Дальневост. отд-ние. Ин-т экон. исслед. Хабаровск, 1993. 25 с.
  142. П.А. Переходная экономика в переходный период // Вестник ДВО РАН. 1995. № 6. 19−33.
  143. Н.Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М.: Наука, 1987.
  144. Н.Н. Оценка условий стабилизации хозяйства Дальнего Востока // Вестник ДВО РАН. 1992. № 5−6. 27−32.
  145. Н.Н. Структурные изменения и проблемы интеграции Дальнего Востока России в экономику Тихоокеанского региона / РАН. Дальневост. отд-ние. Ин-тэкон. исслед. Хабаровск, 1992. Препр.
  146. Н.Н. Макроструктурные изменения в экономике региона // Вестник ДВО РАН. 1995. № 6. 34−43.
  147. Е.Л. Демофафическое развитие. Динамика и размещение населения // Вестник ДВО РАН. 1995. № 6. 51−66.
  148. Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
  149. Ю., Симановский Приоритеты структурных преобразований // Российский экономический журнал. 1994. № 4. 3−12.
  150. Народное хозяйство Приморского края в 1992 году (статистический сборник). Владивосток: Приморское краевое управление статистики, 1993.
  151. А. и др. Банковская система и денежно-кредитная политика в условиях российской реформы // Российский экономический журнал. 1994. № 4. 18−35.
  152. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.
  153. ., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. /Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1993.
  154. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука, 1972.
  155. Н. Денежные агрегаты: опыт переходного периода в России // Вопросы экономики. 1993. № 11. 96 -103.
  156. Л. Структурные преобразования и инвестиционная политика в странах с рыночной экономикой // Вопросы экономики. 1991. № 8. 28−38.
  157. Обзор систем налогообложения в СССР и в ведущих капиталистических странах. М.: НИИПиН Госплана СССР, 1990.
  158. Обзор современной банковской системы России// Банковское дело. 1997, январь. 8−11.
  159. О концепции региональной политики России // Экономист. 1995. № 4. 19−22.
  160. Организационно-хозяйственный аспект становящейся промышленной политики России // Российский экономический журнал. 1994. № 4. 3−12.
  161. В.И., Савалей В. В., Турецкий B.C. и др. Экономические проблемы освоения океана: теория и практика. М.: Наука, 1991.
  162. Основы банковского менеджмента.М.:Инфра-М, 1995.
  163. О среднесрочной стратегии и экономической политике на 1996 год. Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации // Российская газета. 1996. 23 марта.
  164. В.А. Природные богатства Приморского края как естественная основа развития его производительных сил //Методический бюллетень. Владивосток: Красное знамя. 1988
  165. Оценка финансово-экономического состояния предприятий (методические рекомендации). Владивосток: ДВГАЭУ, 1996.
  166. B.C. Финансовые планы и балансы в системе экономического планирования. М.: Финансы, 1978.
  167. Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования //Финансы. 1996. № 4. 45−48.
  168. ., Литвинов В. Система национальных счетов как модель экономического оборота // Экономика Украины. 1993. № 1. 0.18−36.
  169. В.Г. Сводный финансовый баланс государства. М."Финансы и статистика, 1987.
  170. В.Г. Главное — финансовая стабилизация // Финансы. 1994. № 12. 3−6.
  171. В.Г. Еще раз о назревших изменениях в российской налоговой политике // Экономист. 1994. № 7. 17−22.
  172. В.Г. Налоговые проблемы местных финансов // Финансы. 1994. № 9. 15−17.
  173. В.Г. Формирование федерального бюджета и межбюджетные отношения // Финансы. 1994. № 6. З.
  174. Перспективы Приморского края в условиях перехода к рынку и в свете геостратегических и экономических интересов России // Вестник ДВО РАН. 1994. №№ 5−6. 42−50.
  175. В.А. Совершенствование механизма межбюджетных отношений//Финансы. 1995. № 9. 3−6.
  176. Е. Условия стабилизации денежного обращения и оздоровления финансов // Экономист.1992.№ 4.С.30−37.
  177. А. Региональная политика: проблемы становления и методы реализации // Сегодня. 1995. 8 июля.
  178. Г. Б. Финансы местных Советов. М.: Финансы и статистика, 1991.
  179. . Проблемы реформирования экономики регионов России // Независимая газета. 1995. 26 декабря.
  180. Приморский край в 1994 г. Владивосток: Примкрайкомстат, 1995.
  181. Приморский край в 1995 г. Владивосток: Примкрайкомстат, 1996.
  182. Приморье в цифрах в 1991 году (краткий статистический сборник). Владивосток: Приморское краевое управление статистики, 1992.
  183. Проблемы и методы обоснования территориальных планов. М.: Наука, 1988.
  184. А.Е. Эффективность территориальной организации производства (методолотческие очерки). М.:Мысль, 1965.
  185. О.С. Урбанизация и региональное развитие // Методология аютемного анализа регионального планирования и управления. Сб. трудов ВНИИСИ. М.:1980.
  186. О.С. Регионы России: динамика кризиса // Россия: экономика и политика. 1995. № 1. 83−90.
  187. И.Х. Нелегальная экономическая деятельность // Постижение: Социология, социальная политика, экономическая реформа. М.: Прогресс, 1989. 203−213.
  188. . Распределение дохода и налогообложение предприятий //Деловая жизнь. 1992. № 9/10. 38−50.
  189. П.И. Методические основы анализа межрегионального обмена в условиях рынка (на примере Красноярского 1фая) / РАЕН. Ин-т экономики и орг. предпринимательства. М., 1993.
  190. А., Быстрицкий С, Телушкина Е. Мониторинг — инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. 1994. № 2. 55−63.
  191. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Цикл статей авторского коллектива под руководством Лексина В. // Российский экономический журнал. 1993. №№ 9,12. 1994. №№ 2,3,5,6,10,11.
  192. Региональная экономика: Новые подходы // Козлов Л. А., Ильин И. А., Штульберг Б. и др. / Отв. ред. Козлов Л. А. и др.- РАН. Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству. М.: Наука, 1993.
  193. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. Киев: Наукова думка, 1989.
  194. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры. М.: Наука, 1987
  195. Регионы России в переходный период: Доклад Эксперт, ин-та Рос. союза промышленников и предпринимателей // Общество и экономика. 1994. № 1. 88−101.
  196. Рекомендации по исчислению валового внутреннего продукта по направлениям конечного использования // Вестник статистики. 1992. № 8. 3−18.
  197. О.М. Формирование инфраструктуры рынка на Дальнем Востоке // Вестник д в е РАН. 1992. № 5−6. 37−45.
  198. О., Мастепанова Д. Денежное обращение: ориентиры и итоги // Экономист. 1996.№ 8. 77−87.
  199. В.М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы //Финансы. 1994. № 8. 3−8.
  200. М.В., Карасик М. А. Финансы предприятий и объединений. Л.: Лениздат, 1974.
  201. Э. От «Заповедника оборонки» к экономической самостоятельности //Деловые люди. 1993. № 5. 61.
  202. Российская Федерация в 1992 году. Статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1993.
  203. Российская Федерация в цифрах в 1993 году. М.: Госкомстат, 1994.
  204. Российский бюджетный федерализм: опыт и перспективы // Экономика и жизнь. 1996. № 38.
  205. Российский статистический ежегодник. 1995. М.: Госкомстат, 1995.
  206. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат, 1996.
  207. А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983.
  208. Рудько-Силиванов В. В. Банковский сектор экономики: регулирование и ликвидность. Владивосток: Дальнаука, 1996.
  209. Рудько-Силиванов В.В., Савалей В. В. Экономика и финансы Приморья: некоторые итоги года //Деньги и кредит.1996. № 3. 46−49.
  210. Рудько-Силиванов В.В., Савалей В. В. Финансовые ресурсы региона. Владивосток: Дальнаука, 1997.
  211. В.М. Региональные особенности общественного воспроизводства. М.: Мысль, 1972.
  212. О.М. Интеграция финансовых показателей в балансовый счет СНС // Финансы. 1996. № 8. 51−53.
  213. О.М., Ковалев Л. А. Переход Российской Федерации на международную систему национальных счетов // Финансы. 1995. № 10. 48−54.
  214. К., Хьюс Управление финансовыми рисками: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1996.
  215. .Т., Хоменко Т. А. Система национальных счетов. М.:Финансы и статистика, 1993.
  216. .Т. Эволюция отечественной мафоэкономической статистики // Вестник научно-методологического Совета Госкомстата Российской Федерации. 1993. Вып.И. 21−27.
  217. В., Чистик О. Механизм управления экономикой // Экономист. 1992. № 9. 48−54.
  218. .М. Модель финансов социалистического государства. Нальчик: Эльбрус, 1989.
  219. .М. Финансы современной России. Учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбУЭФ, 1993.
  220. В.В. Моделирование системного эффекта в задачах оптимального территориального планирования // Системный подход в исследовании экономики освоения океана. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. 64−80.
  221. В.В. Экономико-экологическая сбалансированность отраслевых и территориальных плановых решений // Теория и практика перспективного регионального планирования. Владивосток: ДВНЦ АН СССР. 1987. 157−167.
  222. В.В. Основные принципы и проблемы формирования акватерриториальных производственных комплексов // Плановое формирование территориально-производственных комплексов. Сыктывкар, 1988. 31−42.
  223. В.В. Финансовое обеспечение и стимулы долговременной профаммы // Вестник ДВО РАН. 1990. № 3. 36−40.
  224. В.В. Приморье: поиск экономической ниши // Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 5. 71−77.
  225. В.В. Территориальная политика на Дальнем Востоке в условиях рыночных отношений // Вестник ДВО РАН. 1991. № 1. 15−19.
  226. В.В. Экономическое развитие Приморского края // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. Владивосток, 1992. 150−157.
  227. В.В. Кризис на территориях. Приморский край // Экономика Дальнего Востока: переходный период. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1994. 193−196.
  228. В.В. Финансовые ресурсы Приморского края // Вестник ДВО РАН. 1994. № 5−6. 72−82.
  229. В.В. Региональная экономика. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВ университета, 1994.
  230. В.В. Реформа на территориях: Приморский край // Экономика Дальнего Востока: реформа и кризис. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1994. 147−155. То же с. 231−243. (на кит. яз.).
  231. В.В. Характеристика экономической ситуации в регионе /Первый Международный банковский конгресс стран АТР // Деньги и кредит. 1994. № 11−12. 23−24.
  232. В.В. Кризис бюджетной и кредитно-финансовой системы // Социально-экономическое развитие Приморского края. Итоги и перспективы. Владивосток: МИКП, 1995. 14−19.
  233. В.В. Кругооборот финансовых ресурсов территории: воспроизводственный аспект // Экономика Дальнего Востока в условиях реформы. Хабаровск-Владивосток, 1995. 100−106.
  234. В.В. Финансовые условия экономического развития Дальнего Востока России // Материалы I Международного банковского конгресса стран АТР. Владивосток: Дальнаука, 1995. 24−27.
  235. В.В. Кредитно-денежная обеспеченность экономики региона // Экономическое развитие и международное сотрудничество на Дальнем Востоке России. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 1996. 79−82.
  236. В.В., Турецкий B.C., Федосеев В. А. Особенности комплексообразования в условиях хозяйственного освоения океана // Приморские регионы: географические и социальные проблемы развития. Владивосток: ДВО АН СССР, 1987. 49−60.
  237. Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1994.
  238. П. Экономика. М.:НПО «Алгон» ВНИИСИ. В 2-х т. 1992.
  239. К.В. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы // Финансы. 1996. № 2. 28−31.
  240. В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3. 21−38.
  241. П., Штульберг Б. Новая региональная стратегия // Экономист. 1994. № 6. 72−76.
  242. А.Н. Норма накопления и инвестиционный процесс в Уральском регионе // Повышение эффективности инвестиционного процесса на Урале. Свердловск, 1990. 20−23.
  243. Синельников-Мурылев Государственные финансы в 1995 г. и проект бюджета на 1996 г. // Вопросы экономики. 1995. № 9. 132−152.
  244. Современные проблемы и противоречия региональной политики развитых капиталистических стран. М.: ИНИОН АН СССР, 1986.
  245. В.И. Сбережения населения: небывалый прилив вкладов // Экономика и жизнь. 1991. № 33.
  246. Социально-экономичесжие индикаторы развития (аналитичесжий обзор зарубежных исследований). М.: ВНИИСИ, 1980.
  247. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: новые явления, проблемы, пути перестройки. Мат-лы науч. докл. / АН СССР. Дальневост. отд-ние. Ин-т экон. исслед.- Науч. ред. П. Я. Бакланова. Хабаровск: ДВО АН СССР, 1991.
  248. Справочник финансиста государственного предприятия (объединения) / Под ред. М. В. Романовского, И. Н. Лазарева, В. В. Бочарова. М.: Финансы и статистика, 1990.
  249. Справочник финансиста предприятия. М.:Инфра-М, 1996.
  250. Статистический словарь. М.: Финансы и статистика, 1989.
  251. Статистическое моделирование и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 1990.
  252. Ю. ВНП и макроэкономический анализ // Экономист. 1992. № 7. 37−44.
  253. Ю.В. и др. Анализ и прогнозирование региональных экономических процессов //Деньги и кредит. 1996.№ 12. 27−34.
  254. Ю. Экономика России в 1992 г. (предварительные итоги) // Экономист. 1992. № 12. 3−11.
  255. Е. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 1994.
  256. В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий. Новосибирск: Наука, 1991.
  257. В.И. Анализ материально-финансовой сбалансированности экономики Р0СХД1И. //Регион: экономика и социология, 1995, № 2, 25−54.
  258. B.C. Анализ и прогнозирование народнохозяйственной динамики. М.: Наука, 1992.
  259. В.И. Опыт программного развития ДВЭР // Вестник ДВО АН СССР. 1991. № 3. 32−35.
  260. В. И. Территориальные аспекты экономической реформы на Дальнем Востоке // Экономика Дальнего Востока в условиях реформы. Хабаровск-Владивосток, 1995. 114−119.
  261. В.И. Экономическое развитие Дальнего Востока в переходный период: Автореф. дис. …докт. экон. наук. Хабаровск, 1995.
  262. В. Есть ли будущее у муниципальных займов?// Экономика и жизнь. 1996. № 37.
  263. А. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений региона // Вопросы экономики. 1993. № 6. 107−113.
  264. Территориальное планирование и управление: пути совершенствования. М.: Наука, 1989.
  265. Территориально-производственные комплексы: совершенствование процесса формирования. Новосибирск: Наука.Сиб. отд-ние.1986.
  266. Территориально-хозяйственные структуры Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1982.
  267. Я., Бос X. Математические модели экономического роста. М.: Прогресс, 1967.
  268. М. Структурные характеристики экономики и возможности реформирования // Экономика и жизнь. 1992. № 35.
  269. В. Новая концепция структурно-инвестиционной политики // Плановое хозяйство. 1990. № 3. 28−36.
  270. Финансовая статистика // Финансы. 1994. № 9. 58−63.
  271. Финансово-бюджетная политика в 1995 г. // Финансы. 1994. № 12. 7−8.
  272. Финансовое право. Учебник. 1/!.:Изд-во БЕК, 1995.
  273. Финансовые аспекты рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1994.
  274. Финансовый анализ деятельности фирмы. М.: Крокус Интернэшнл, 1992.
  275. Финансовый менеджмент. Учебно-практическое руководство. М.: Перспектива, 1993.
  276. Финансы и кредит. Учебник / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994.
  277. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1993. i !
  278. Дж. Статистические методы для изучения таблиц, долей и пропорций. М.: Финансы и статистика, 1989.
  279. А.А. Экономика России в 1992−95 гг.тенденции, ^ анализ и прогноз. М.: Финстатинформ, 1995.
  280. А. Рубль и экономика // Экономист. 1992. № 11. 20- 27.
  281. Хикс Дж.Р.Стоимость и капитал. М.:Прогресс, 1993.
  282. М.И. Проблемы межбюджетных отношений в • Российской Федерации // Финансы. 1995. № 10. 15−20.
  283. .С. Региональная политика в СССР. М.: Мысль, 1989.
  284. Дж. М. Международные финансы: Пер. с англ. М.: ^ Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
  285. Г. А., Остроухов В. М. Финансирование и 1федитование совместных предприятий // Финансы. 1994. № 7. 15.
  286. Д.Г. Местные налоги // Финансы. 1994. № 7. 33−34. • 301. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике // Финансы. 1992. № 3. 19−25.
  287. В.П. Дальний Восток: стратегия экономического развития. М.: Экономика, 1988.
  288. В.П., Минакир П. А. Анализ и прогнозирование экономики региона. М.: Наука, 1984.
  289. А.О. Проблемы совершенствования управления инвестициями // Изв. АН СССР. Серия экон. 1991. № 1. 24−34.
  290. Г. Я. Сводный финансовый баланс и система национальных счетов // Финансы. 1994. № 4. 3−8.
  291. А.С. Природные ресурсы Дальнего Востока как условие его развития // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. Владивосток, 1992. 100−106.
  292. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.:Инфра-М, 1995.
  293. А.Д., Сайфулин Р.С, Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия. М.: ЮН ИГЛ ОБ совместно с И ПО «МП», 1992.
  294. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993.
  295. Р.И. Региональные проблемы рынкообразования // Регион: Экономика и социология. Изв. СО РАН. 1993. Вып. 1. З -18.
  296. М.В. Опыт совершенствования косвенных налогов // Финансы в СССР. 1991. № 1. 68−75.
  297. .М. и др. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.
  298. В.Н. Платежный мониторинг и банковский бизнес // Финансы. 1994. № 9. 9−11.
  299. В.Ф. Российские реформы и федерализм (социально- экономические очерки). М.: Славянский диалог, 1995. 318- Щербаков В. Региональные аспекты управления (предпосылки и практика местного самоуправления) // Вопросы экономики. 1993. № 6. 62−68.
  300. Щербакова Л, Региональная политика: поиски своего пути (по материалам научно-практической конференции «Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения») — Новосибирск, 1995, апрель // ЭКО. 1995. № 7. 12−33.
  301. Экономика Дальнего Востока в условиях реформы: Мат-лы междунар. конф. (22−24 ноября, 1994- Хабаровск) / РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1995.
  302. Экономика Дальнего Востока в условиях реформы: Мат-лы междунар. конф. (!1- 28−29 ноября, 1995- Хабаровск) / РАН, Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1996.
  303. Экономика Дальнего Востока: переходный период / РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед.- Под ред. П. А. Минакира, Н. Н. Михеевой. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1995.
  304. Экономика Дальнего Востока: реформа и кризис / Отв. ред. П.А. Минакир- РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1994.
  305. Экономика России в 1995 году. Основные макроэкономические тенденции. М.: Центральный банк РФ, 1996.
  306. Экономическая реформа на Дальнем Востоке: результаты, проблемы, концепция развития / Отв. ред. П.А. Минакир- РАН. Дальневосточ. отд-ние. Ин-т экон. исслед. Хабаровск, 1993.
  307. Энциклопедия рынка. Словарь-справочник. М.: РОСБИ, 1995. Т.2.
  308. Эффективность территориально-производственных комплексов. Методология и методика формирования. М.: Наука, 1984.
  309. Ю.Н. Методология анализа платежеспособности предприятий // НИИ ЦБ РФ. 1996. Вып. 6.
  310. Ю. О статистическом учете в условиях рыночной экономики // Вопросы статистики. 1994. № 1. 3−7.
  311. В.М. Проблемы восстановления основных производственных средств //Финансы. 1994. № 12. 17−21.
  312. Т.Ф. Бюджетный механизм регулирования социально- экономического развития региона: учеб. пособие по спецкурсу. Сыктывкар: Гос. ун-т, 1991.
  313. Р. К вопросу о состоянии платежей в хозяйстве // Экономист. 1992. № 6. 35−42.
  314. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989.
  315. Япония о себе и мире. М.: Япония сегодня. 1994. № 1.
  316. Япония: региональная структура экономики. М.: Наука, 1987.
  317. Alonso W. New National Concernc and Regional Policy. In: New Directions In Federal Economic Development Programs. N.Y., 1977.
  318. Annual report. The MIchlnoku bank, Ltd, 1995.
  319. Balanced National Growth and Economic Development. Final Report. Washington, 1978.
  320. Bergman E.M., Feser E. The economic development logic of strategic cluster targeting. ACSP/ AESOP Conference. July 25−28. 1996.
  321. Bernstein L.A. Financial Statement Analysis: Theory, Application, and Interpretation, 4 -th ed. — Richard D. Irvin, Inc., 1988.
  322. Cassel D. The Growing Shadow economy: Implications for Stabilization Policy. Intereconomics. 1984. № 5.
  323. Dynamics of Urban Development. Aldershot, 1981.
  324. Emerson M.J., Lamphear F. Urban and Regional Economics. Boston, 1975.
  325. Finance and Development. 1993. № 2. P.6−9.
  326. Government Finance Statistics Yearbook. International Monetary Fund. 1993.
  327. Gutmann P.M. The Subterranean economy. — Financial Analysis Journal. 1977. Nov./Dec. P.64−69.
  328. Hall P. Urban and Regional Planning. London — New-York, 1992.
  329. Hoover E.M. An Introduction to Regional Economics. New York, 1971.
  330. Industrial Location and Regional Systems. N.Y., 1981.
  331. King B.B. What is a SAM? In: Pyatt and Pound J.I. Round/ Social Accounting Matrices. World Bank. Wahs. 1985.
  332. Quade E.S. Analysis for Public Decisions. New-York — Amsterdam — 1. ondon, 1989.
  333. Richardson H.W. Elements of Regional Economics. Baltimore. 1969.
  334. RikerW.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston: Little Brown, 1964.
  335. Segbers K. Post-Soviet Puzzles. Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union. Nomos Verlagsgesellschaft. Baden-Baden. 1995.
  336. Temple M. Reginal Economics. New-York.:Martin's Press, 1994.
Заполнить форму текущей работой