Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое обеспечение развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Проблема когнитивного (познавательного) развития детей, развития их познавательной активности как состояния готовности к осуществлению познавательной деятельности является чрезвычайно важной для современной образовательной системы. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, в которое человечество вступило десять лет назад, будет ознаменовано информационной революцией, когда… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Содержание понятия «познавательная активность», ее структура и динамика в современных научных исследованиях
    • 1. 2. Педагогические, психологические и психофизиологические особенности развития познавательной активности учащихся начальных классов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Основное и дополнительное образование школьников и специфика его организации в условиях сельской местности
    • 2. 2. Педагогические возможности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в сельском учреждении дополнительного образования
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 7−9 ЛЕТ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
  • УЧЕТОМ ах
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и ОСОБЕННОСТЕЙ (опытноэкспериментальная часть исследования)
    • 3. 1. Выявление индивидуальных особенностей интеллектуально-познавательного развития детей 7 лет (констатирующий этап эксперимента)

    3.2. Программа педагогического обеспечения развития познавательной активности детей 7−9 лет с учетом их индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей (формирующий этап эксперимента)

    3.3. Выявление эффективности программы психолого-педагогического обеспечения развития познавательной активности детей 7−9 лет (контрольный этап эксперимента)

    Выводы по третьей главе

Педагогическое обеспечение развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема когнитивного (познавательного) развития детей, развития их познавательной активности как состояния готовности к осуществлению познавательной деятельности является чрезвычайно важной для современной образовательной системы. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, в которое человечество вступило десять лет назад, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30−40 лет назад, требования к когнитивному развитию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности, развития познавательной активности, поэтому современным детям необходимо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков).

Между тем, как замечают педагоги, психологи, социальные педагоги, во многих странах мира в настоящее время во всех звеньях системы образования — от дошкольных учреждений до университетов — отмечается, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны — снижение в целом качества знаний, уровня когнитивного развития обучающихся.

Младший школьный возраст — период, оптимальный для когнитивного развития, развития познавательных психических процессов, познавательных интересов, познавательной активности. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок, обучающийся в начальных классах, может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Однако в настоящее время уже в начальных классах нередко встречаются дети с отсутствием достаточной познавательной активности. Это интеллектуально-пассивные дети, которые обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, проявляющееся в играх, в практической деятельности. Но они еще не привыкли и не умеют думать, для них характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности (JI.C. Славина).

Особенно остро эта проблема стоит в условиях сельской местности. В настоящее время со всей очевидностью отмечается факт недостаточной конкурентоспособности выпускников сельских школнаблюдается устойчивая тенденция к превращению сельских школ в малочисленныесельские школьники зачастую не знают, как организовать свой досуг, чем занять себя вне уроковкадровый состав сельских школ характеризуется непостоянством и многопрофильностью своей профессиональной деятельностиматериально-техническое обеспечение педагогического процесса в сельской местности обычно проигрывает городу. Это лишь основные из многочисленных насущных проблем образования на селе.

При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что образовательная инфраструктура подавляющего большинства территорий Российской Федерации характеризуется преобладанием учреждений, расположенных в сельской местности. В данных условиях большим образовательно-развивающим потенциалом обладают учреждения дополнительного образования — ведь именно дополнительные образовательные программы актуализируют ресурс индивидуального развития каждого ребенка.

Воспитателей, учителей, психологов, логопедов, родителей не может не тревожить тот факт, что в нашей стране за последние годы сложилась устойчивая тенденция к ухудшению физического и психического здоровья детей и подростков. По данным научных исследований, осуществлявшихся по инициативе Российской академии образования, уровня школьной зрелости в шестилетнем возрасте достигают лишь 40% детейу остальных наблюдается психофизиологическая (функциональная) незрелость, которая проявляется, в том числе, и в недостаточном уровне развития интеллектуально-познавательной сферы.

Все сказанное выше убедительно свидетельствует о том, что современная система образования испытывает настоятельную потребность в теоретической разработке и практическом внедрении психолого-педагогического обеспечения базовых характеристик когнитивного развития ребенка младшего школьного возраста, к числу которых относится познавательная активность, в образовательных учреждениях разного типа и вида, в разных социально-экономических и национально-культурных условиях.

Между тем в современной психолого-педагогической литературе освещаются разные вопросы развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Однако они носят, как правило, узко методический характер и учитывают лишь наиболее общие психологические особенности возрастного развития интеллектуально-познавательной сферы ребенка и общепризнанные закономерности организации дидактического процесса, оставляя без должного внимания изучение психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей каждого школьника.

Актуальность исследования определяется противоречием между глубоким теоретическим и историческим осмыслением феномена развития познавательной активности детей в истории, философии, психологии, истории образования и педагогической мысли, а также в современной психолого-педагогической литературе и недостаточной разработанностью прикладных ее аспектов (в частности, учета индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей когнитивного развития детей младшего школьного возраста при организации целостного педагогического процесса в образовательном учреждении).

Таковы обстоятельства, обусловившие выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы разработки и практические пути реализации системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения?

Цель исследования — разработать систему педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Объект исследования — процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — педагогическое обеспечение развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования — основана на предположении о том, что развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста будет эффективно при обеспечении в сельском дополнительном образовательном учреждении следующих условий:

1. Своевременное осуществление психологической и психофизиологической диагностики развития интеллектуально-познавательной сферы детей.

2. Разработка системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей, которая: а) должна предусматривать вовлечение всех субъектов целостного образовательно-воспитательного процесса — детей, педагогов, родителейб) должна строиться с учетом возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей детейв) была бы способна обеспечить индивидуализацию процесса развития познавательной активности в соответствии с имеющимися у детей особенностями, полученными на основе диагностических данных.

3. Обеспечение организационно-педагогических условий для реализа.

1 i * ции разработанной системы в учреждении дополнительного образования, находящегося в сельской местности (программно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам когнитивного развития детей, повышение профессиональной компетентности педагогов, материально-техническая база и т. д.).

В соответствие с целью, определением объекта, предмета и исследовательской гипотезы в работе поставлены и реализуются следующие задачи:

1. Выявить теоретико-методологические предпосылки разработки системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

2. Научно обосновать возможность эффективности процесса развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

3. Разработать научно-практический инструментарий изучения и оценки эффективности системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

4. Экспериментально определить психолого-педагогические условия эффективности процесса развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

5. Разработать конкретные методические рекомендации и практические материалы по различным аспектам проектирования системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Методологической основой исследования являются положения: системный подход (А.Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, JI. Бер-таланфи, И. В. Блауберг, В. А. Караковский, B.C. Лазарев, Л. И. Новикова, В. Н. Садовский, Н! Л. Селиванова, В. В. Сериков В.А. Сластенин, Э. Г. Юдин и другие базовые положения) — педагогическая антропология (Б.М. Бим-Бад, А. К. Москатова, В. Г. Пряников, В. А. Сластенин, Т. А. Стефановская и др.) — теория активности человека (идеалистический подход — А. Ф. Лазурский, Л.М.

Лопатин, Ч. Спирмен, 3. Фрейд и др.- материалистический подход — В. М. Бехтерев, К. Н. Корнилов, И. М. Павлов и др.- генетический подход — Н. С. Лейтесдеятельностный подход — А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин и др.) — теория соотношения активности и деятельности (М.С. Коган) — концепция интегральной сущности человека (В.В. Орлов, Л.В. Филиппова) — концепция взаимодействия основного и дополнительного образования (А.К. Бруднов, Е. Б. Евладова. Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова и др.) — историческое наследие педагогов прошлого (В.И. Водовозов, Н. А. Корф, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. И. Медынский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. И. Чернолуский, С. Т. Шацкий и др.).

Теоретическую основу исследования составляют психолого-педагогические теории и концепции: научные исследования по различным аспектам проблемы познавательной активности в процессе общения и интеллектуально-познавательной деятельности (Б.Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Л. И Божович, A.M. Матюшкин, A.M. Прихожан Т. И. Шамова и др.) — лично-стно ориентированное образование (Н.А. Алексеева, Т. Анохина, В. Бедерха-нова, Д. А. Белухин, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Ю. В. Замятина, А. А. Кирсанова, Н. Б. Крылова, Е. В. Леонова, В. А. Петровский, Н. В. Родичева, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) — теория педагогических систем (В.А. Караковский, B.C. Лазарев, В. В. Сериков, A.M. Сидоркин и др.) — теория учебной деятельности и педагогического общения (А.А. Бода-лев, В.А. Кан-Калик) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) — педагогика поддержки (Л.Н. Антонова, О. С. Газман, С. М. Юсфин и др.) — педагогическое моделирование и теория управления образовательными системами (В.Г. Афанасьев, А. Н. Дахин, Е. Н. Дмитриева, Э. С. Казакова, Т. П. Колодяжная, Л. В. Поздняк, Т. И. Шамова и др.) — положения возрастной педагогики и психологии о сензитивных периодах развития и новообразованиях личности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Ермолаева, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B.C. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Е. Е. Сапогова, Д. Б. Эльконин и др.) — теория всестороннего развития личностиличностный и деятельностный подходы как методологические принципы педагогических исследованийтеория формирования и развития личности в деятельности и общениипринцип единства образования, воспитания и развития личности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературыметоды эмпирического исследования (наблюдения за детьми) — социологические методики (опрос, анкетирование, использование стандартизированной анкеты) — экспериментальные методикипедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), сравнительный анализ его результатов (количественный, качественный, кластерный), методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» села Сосновское Нижегородской области.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обобщены теоретические положения, лежащие в основе разработки (проектирования) системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

2. Разработана система педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

3. Раскрыта специфика организации деятельности учреждений дополнительного образования в условиях сельской местности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Выявлены и классифицированы теоретико-методологические основания разработки системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения. | v' и.

2. Обоснована адекватность дополнительного образования условиям сельской местности, обозначены основные задачи функционирования учреждений дополнительного образования на селе, определены преимущества организации деятельности сельских учреждений дополнительного образования.

3. Описана специфика развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

4. Развиты положения индивидуального подхода в педагогике посредством системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в сельском дополнительном образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Экспериментально апробирована и внедрена в практику система педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

2. Разработан научно-практический инструментарий изучения и оценки эффективности процесса развития познавательной активности детей, младшего школьного возраста.

3. Экспериментально определены психолого-педагогические условия и факторы эффективности проектирования системы педагогического развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

4. Разработаны конкретные методические рекомендации и практические материалы по различным аспектам проектирования системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 г. по 2009 г.

На первом этапе (январь-май 2007 г.) осуществлялся анализ научно-педагогической, философской, психологической, социологической и методической литературыопределялись основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения. На данном этапе была разработана и апробирована в практике экспериментального учреждения дополнительного образования (Детско-юношеский центр) методика констатирующего этапа экспериментаразработана программа опытно-экспериментальной работы по проектированию системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учрежденияобоснована актуальность проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (август 2007;2009 гг.) с целью проверки гипотезы были определены педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективности процесса развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учрежденияразработана программа педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения. В течение 20 072 009 уч. гг. проведена опытно-экспериментальная часть исследования.

На третьем этапе (сентябрь-декабрь 2009 г.) была завершена статистическая обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работыуточнялись теоретические выводыоформлялись материалы практического исследования и осуществлялось литературное оформление всего исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигались логикой построения исследовательского процесса, что предусматривало: разработку категориального аппарата проблемыкомплексное научнотеоретическое обеспечение на всех уровнях — общенаучном, методическом, технологическомопору на фундаментальные психолого-педагогические концепции и теориииспользование валидизированных психодиагностических методик и методик статистической обработки экспериментальных данных, методов математической статистикирепрезентативность базы исследования. Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, являются воспроизводимымиони подвергались тщательному количественному и качественному анализу (факторному, корреляционному, кластерному). Разнообразные методы, комплексного использовавшиеся в ходе исследования, были адекватны его цели, задачам и предмету.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и проверялись на конференциях («Социально-психологические проблемы современной молодежи» — Международная научно-практическая конференция, 27−28 мая 2009 г., Арзамас- «Развитие человеческого потенциала как фактор модернизации экономики и социальных отношений» — Всероссийская научно-практическая конференция 26 мая 2009, г. Нижний Новгород- «Ананьевские чтения — 2008». «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: Междисциплинарный подход» — научно-практическая конференция, 2008 г., г. С-Петербург- «Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве» -IV Международная научно-практическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, 2010 г. Н. Новгород- «Учет региональных особенностей в процессе развития познавательной активности детей» — I Международная конференция по культурологи. 2010 г., г. Н.Новгород) — заседаниях кафедры педагогики и психологии ННГАСУнаучно-методических семинарах работников системы образования г. Н. Новгорода и Нижегородской области и на курсах профессиональной переподготовки педагогических кадров при Центре здоровьесберегающих педагогических технологий (г. Н. Новгород). Основные положения диссертации нашли отражение в 11 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проектирование системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в сельском дополнительном образовательном учреждении должно осуществляться с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей развития интеллектуально-познавательной сферы школьников и организационно-педагогических условий функционирования учреждения дополнительного образования в условиях сельской местности.

2. Интегрирующая роль в процессе проектирования системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста отводится принципам активности и индивидуализации.

3. Система педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста должна отвечать следующим требованиям: а) предусматривать вовлечение всех субъектов целостного образовательно-воспитательного процесса — детей, педагогов, родителейб) строиться с учетом возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей детейв) обеспечивать индивидуализацию процесса развития познавательной активности в соответствии с имеющимися у детей особенностями, полученными на основе диагностических данных.

4. Должно быть обеспечено своевременное осуществление психологической и психофизиологической диагностики развития интеллектуально-познавательной сферы детей.

5. В учреждении дополнительного образования, находящегося в сельской местности, должны быть обеспечены организационно-педагогические условия для реализации разработанной системы (программно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам когнитивного развития детей, повышение профессиональной компетентности педагогов, материально-техническая база и т. д.).

Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь разделов, заключения, библиографического списка (в том числе, литературные источники на иностранном языке) и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. В экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, наблюдается положительная динамика показателей: а) интеллектуального развития (визуальное линейное мышление и визуальное структурное мышление) — б) психофизиологического развития (скорость переработки информации, точность переработки информации, зрительномоторная координация) — в) личностного развития, непосредственно влияющих на успешность осуществления детьми интеллектуально-познавательной деятельности (ощущение собственной значимости, вера в свои силы, самооценка, эмоциональное отношение к оценке учителя, вероятность открытого агрессивного поведения).

2. В экспериментальной группе за два учебных года произошли позитивные изменения в развитии мотивационно-потребностной сферы личности детей младшего школьного возраста: познавательная самостоятельность, познавательная мотивация деятельности, активность познавательно-вопросительных проявлений, интенсивность познавательной потребности.

3. По всем исследуемым диагностическим показателям дети экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента находятся на более высоком уровне развития, чем их сверстники из контрольных групп.

4. Повысился уровень психолого-педагогической просвещенности и информационной грамотности родителей по различным аспектам проблемы интеллектуально-познавательного развития детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщены теоретические положения, лежащие в основе разработки (проектирования) системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Раскрыта специфика организации деятельности учреждений дополнительного образования в условиях сельской местности.

Выявлены и классифицированы теоретико-методологические основания разработки системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Обоснована адекватность дополнительного образования условиям сельской местности, обозначены основные задачи функционирования учреждений дополнительного образования на селе, определены преимущества организации деятельности сельских учреждений дополнительного образования.

Описана специфика развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Развиты положения индивидуального подхода в педагогике посредством системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в сельском дополнительном образовательном учреждении.

Экспериментально апробирована и внедрена в практику система педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Разработан научно-практический инструментарий изучения и оценки эффективности процесса развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Экспериментально определены психолого-педагогические условия и факторы эффективности проектирования системы педагогического развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Разработаны конкретные методические рекомендации и практические материалы по различным аспектам проектирования системы педагогического обеспечения развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в условиях сельского дополнительного образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  2. , К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К. А. Абульханова — гл. ред. Д. И. Фельдштейн. М. — Воронеж: МОДЭК, 1999.-224 с.
  3. , Р. А. Малокомплектная школа: проблемы, поиски, решения: пособие для учителей и рук. шк. / Р. А. Акбашев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. — 166 с.
  4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: межвуз. сб. науч. тр. / Г. И. Щукина, А. С. Роботова, Е. С. Заик-Бек. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 172 с.
  5. , А. Д. Формирование познавательной активности школьников / А. Д. Алферов, Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин. Ростов н/Д.: Ростов, гос. пед. ин-т, 1971. — 191 с.
  6. , Ю. С. Местные органы управления образованием за рубежом : проблемы модернизации и реформирования / Ю. С. Алферов // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 92−93.
  7. , Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. 1984. — № 5.-С. 36−41.
  8. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 1. М., 1989.
  9. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 477 с.
  10. , Г. М. Личностно адаптированная система обучения / Г. М. Анохина // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 66−70.
  11. , О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. 1995. — № 4.- С. 37.
  12. , И. А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский // Возрастная физиология. JL, 1975. — С. 60.
  13. , А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности (От диагностики отбора к диагностике развития) / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. — С. 6−13.
  14. , Г. К. Формирование познавательных интересов / Г. К. Байдельдинова. Екатеринбург: Новая заря, 1976. — 135 с.
  15. , Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. СПб.: Речь, 2005. — 128 с. -(Серия «Практикум по психодиагностике»).
  16. , Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса / Э. А. Баранова. М.: Просвещение, 2006. — 158 с.
  17. , В. И. Сельская малокомплектная школа инновационный ресурс образования / В. И. Безруков // Инновация в обучении и воспитании учащихся сельских малочисленных и национальных школ / под ред. В. И. Безрукова. М., 2002. — С. 3−9.
  18. , Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
  19. , М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−12 — 1996. — № 4.- С. 23−27.
  20. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  21. , В. М. Проблемы развития и воспитания человека / В. М. Бехтерев — под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т практ. Психологии — Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с. — (Серия «Несерийное издание»).
  22. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения / Б. М. Бим-Бад — Рос. открытый ун-т. М.: Открытый ун-т, 1994. — 37 с.
  23. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  24. , П. П. Возрастная педология / П. П. Блонский. M.-J1.: Работник просвещения, 1930. — 212 с.
  25. , Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности : дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Д. Б. Богоявленская. М., 1988. — 395 с.
  26. , М. В. Генезис Гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63−70.
  27. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  28. , Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. -М., 1955. Вып. 73. — С. 3−14.
  29. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 352 с.
  30. , Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52−64.
  31. , Г. П. Комплексный подход в дополнительном образовании детей / Г. П. Буданова // Дополнительное образование детей: проблемы комплексного подхода: сборник. М., 1999. — С. 4−28.
  32. , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  33. , Ш. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни / Ш. Бюлер — под ред. Л. С. Выготского, А. Р. Лурия. М. — Л.: Медгиз, 1931.-234 с.
  34. , Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 43.
  35. , Н. Н. Формирование познавательного интереса школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования : метод, пособие для общеобразоват. шк. / Н. Н. Вербовая. М.: Педагогика, 1974. — 98 с.
  36. , А. Б. Экономика образования : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1 / А. Б. Вифлеемский. М.: Народное образование, 2003. — 368 с.
  37. , Б. С. Психология младшего школьника : учеб. пособие / Б. С. Волков. М.: Просвещение, 2005. — 203 с.
  38. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Наука, 1996. 230 с.
  39. , Л. С. Психология развития как феномен культуры : избр. психол. тр. / Л. С. Выготский — под ред. М. Г. Ярошевского. М. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
  40. , О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. 1995. — № 2. — С. 16−45.
  41. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 233−277.
  42. , Н. В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе / Н. В. Гаськова, Е. А. Гечике, Е. О. Иванова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. — 69 с.
  43. , А. И. Психология познавательной активности учащихся / А. И. Гебос. Воронеж: Астрель, 1975. — 205 с.
  44. , С. В. Познавательная активность и понимание / С. В. Герасимов // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 35−42.
  45. , Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Б. С. Гершунский — Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. -М.: ИТПИМИО, 1993.- 160 с.
  46. , Д. Статистические методы в педагогике и психологии : пер. с англ. / Д. Глас, Д. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  47. , Д. Б. Как измерить «детскую любознательность» / Д. Б. Годовикова // Семья и школа. 1985. — № 10. — С. 34−36.
  48. , П. В. Развивающая педагогика В. П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения / П. В. Горностаев // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 75−81.
  49. , В. А. Система дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 1999. — № 3−4. — С. 6−14.
  50. , А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности : дис.. канд. пед. наук / А. А. Горчинская. Челябинск, 1999. — 187 с.
  51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / ред.-сост. Е. И. Соколова — под общ. ред. Н. JI. Селивановой. М.: Пед. о-во России, 1998. — 245 с.
  52. , М. П. Модернизация методики обучения в сельской малокомплектной школе / М. П. Гурьянова // Дидакт. 2002. — № 6. — С. 34−38.
  53. , М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села : метод, рек. / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2002. — 191 с.
  54. , Л. Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 135 с.
  55. , Н. А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Гусева. Брянск, 1994. — 19 с.
  56. , Т. А. Стилевые аспекты любознательности : монография / Т. А. Гусева. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 170 с.
  57. , Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. 3-е изд-е, перераб. и доп. — М.: Академ. Проект, 2000. — 184 с. -(Серия «Руководство практического психолога»).
  58. , В. В. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  59. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов — Рос. акад. образования, Психол. ин-т — Между нар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  60. , А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции / А. Я. Данилюк // Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2000. — 440 с.
  61. , И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. М.: Новый учебник, 2003. — 256 с. — (Библиотека Федеральной программы развития образования).
  62. , Т. Е. Пути и средства воздействия на познавательные интересы младших школьников / Т. Е. Демидова // Психолого-педагогическая помощь подросткам. 1994. — № 7. — С. 87−95.
  63. , И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И. А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. — С. 56−87.
  64. , А. Н. Зарубежная школа : история и современность / А. Н. Джуринский. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. — 177 с.
  65. , Ф. В. А. Избранные педагогические сочинения / Ф. В. А. Дистервег — вступ. ст. В. А. Ротенберга. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  66. , А. Е. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников / А. Е. Дмитриев. СПб.: Педагогика-тайм, 1978. -135 с.
  67. , И. М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению : дис.. канд. пед. наук / И. М. Дмитриева — Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород: НГПУ, 2003. — 176 с.
  68. , И. В. Способности и характер. Темперамент: учеб. пособие / И. В. Дубровина. М.: б. и., 2001.
  69. , Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 144 с.: ил.
  70. , А. К. Исследование развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте в различных условиях обучения /
  71. A. К. Дусавицкий, В. В. Репкин // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 92 102.
  72. , Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. Б. Евладова, JL Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. — 352 с.
  73. , В. Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман — СПб.: Тускарора, 2000. — 184 с.
  74. , М. В. Психология развития : учеб.-метод, пособие / М.
  75. B. Ермолаева. М.: МОДЭК, 2006. — 376 с.
  76. , М. Сельская малочисленная школа уровень базовый и повышенный / М. Зайкин, С. Алексеева // Народное образование. — 1999. — № 7−8.-С. 216−219.
  77. О социальном развитии села: закон РСФСР от 21.12.90 № 438−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — № 30. — Ст. 441.
  78. Об образовании: закон Рос. Федерации от 10.07.92 № 3266−1 в ред. ФЗ от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97№ 144-ФЗ. // Российская газета. -1996.-№ 213.-23 янв.
  79. , А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986.
  80. , И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 2002. — 324 с.
  81. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  82. , Е. Ю. Школа как социокультурный центр: создание, управление / Е. Ю. Илалтдинова, Г. Н. Козлова, С. В. Наумов // Инновационный опыт Нижегородской области / Нижегор. гуманитар, центр. -Н. Новгород, 2005.
  83. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Просвещение, 1984. — 150 с.
  84. , Е. Г. Развитие антрополого-педагогических идей в России (вторая половина XIX первая треть XX в.) / Е. Г. Ильяшенко // Вестник Университета Российской академии образования. — 2003. — № 3. — С. 104−149.
  85. История психологии в лицах: персоналии Электронный ресурс.. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlexl.
  86. , М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  87. Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма / 3. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990. — 79 с.
  88. , А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1982. — 224 с.
  89. , М. В. Личностная ориентация.в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14.
  90. , С. Л. Особенности познавательной активности у дошкольников / С. Л. Князева // Новые исследования в психологии. 1986. -№ 1(34). — С. 23−26.
  91. , Л. Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Кожевникова. Н. Новгород, 1997. — 22 с.
  92. , С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия. 2000. — 416 с.
  93. , А. Н. Изучение познавательных процессов у школьников первого класса / А. Н. Конев. СПб.: Акцидент, 1980. — 187 с.
  94. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -№ 237. — 25 дек.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: прил. к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. -М., 2002.
  96. , Г. Б. Гуманистическое образование традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов. М.: ИТП и МИО Рао, 1993. — 135 с.
  97. Котлярова, JI.. Изучение познавательных запросов учащихся / JI. И. Котлярова // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 43−50.
  98. , А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. — № 3. -С. 25−33.
  99. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников : Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  100. , Н. Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 45−52.
  101. , Н. Б. Очерки понимающей педагогики : кн. для молодого педагога, ищущего альтернатив, пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Нар. образование, 2003. — 441 с.
  102. , С. И. К проблеме системного изучения познавательной активности личности / С. И. Кудинов, Т. А. Гусева // Мир человека: науч.-информ. изд. Красноярск, 1999. — Вып 6. — С. 18−25.
  103. , Т. И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Кульпина- Ростов, пед. ун-т. Ростов н/Д., 1997. — 174 с.
  104. , Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−43.
  105. , Г. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова. М.: Академия, 2003. — 320 с.
  106. , В. С. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. М.: Пед. о-во России, 2002. — 301 с.: ил.
  107. , А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 135 с.
  108. , М. И. Развитие познавательной активности у детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−36.
  109. , Н. С. Развитие познавательной активности учащихся в условиях проблемно-поисковой деятельности / Н. С. Литвиенко. Киев.: Новая волна, 1995. — 125 с.
  110. , Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. М.: ВЛАДОС, 1999. -238. — (Серия «Воспитание и дополнительное образование детей»).
  111. , Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Лузина — Псков, гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. СПб., 1998. — 86 с.
  112. , А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 1522.
  113. , Л. П. О национальной доктрине образования в РФ / Л. П. Любимов // Управление школой. 2000. — № 14. — С. 14.
  114. , А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. М.: Политиздат, 1971. — 130 с.
  115. , Л. К. Развитие познавательных возможностей школьника в условиях учебной деятельности / Л. К. Максимов. М.: Просвещение, 1987. — 189 с.
  116. , А. К. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  117. , Б. П. Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б. П. Мартиросян — Моск. гос. пед. ин-т. -М.: МГПУ, 2000. 19 с.
  118. , М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина. СПб.: Просвещение, 1976. — 196 с.
  119. , А. М. Познавательная активность, структура и динамика / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 18−25.
  120. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин — предисл. Е. А. Климова. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  121. Методические рекомендации для педагогических коллективов по проблеме «Развитие познавательных интересов в коллективе учащихся» / В. Д. Семенов, В. В. Успенский, Р. Д. Мадер. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1973.- 145 с.
  122. , А. А. На пути к системной психологии развития / А. А. Митькин // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 3. — С. 3−12.
  123. , В. Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты / В. Ф. Моргун // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 3−9.
  124. , Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  125. , А. В. Воспитание как социальный институт / А. В. Мудрик // Известия Российской Академии Образования: сб. ст. М., 1999. -С. 52−57.
  126. , В. С. Возрастная психология : учеб. для студентов вузов /
  127. B. С. Мухина. М.: Просвещение, 2003. — 198 с.
  128. , В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В. Д. Небылицын // Вопросы психологии. 1971. — № 6.1. C. 32−35.
  129. , Н. И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2006. — № 1. — С. 133−141.
  130. , В. Я. Социология образования. Курс лекций. Ч. 1 / В. Я. Нечаев. М.: ЦСО РАО, 1998. — 191 с.
  131. , А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития: публицист, монография / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  132. , Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12 / Т. Г. Новикова. М.: ЦРСДОД, 2001. — 64 с. — (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  133. , В. В. Социальная психология : феномен и наука: учеб. пособие / В. В. Новиков — Междунар. акад. психол. наук, Яросл. гос. ун-т. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 341 с.
  134. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности: XTV-XVII вв. / сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 400 с. — (Серия «Библиотека антропологии»).
  135. , Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998. — 352 с.: ил.
  136. , И. Т. Развитие познавательной активности учащихся в обучении / И. Т. Огородников. Минск: Асар, 1974. — 170 с.
  137. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Рос. акад. Наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд. — М.: А ТЕМП, 2007. — 944 с.
  138. , В. В. Материя, развитие, человек / В. В. Орлов.- Пермь: Изд-во ПТУ, 1974. 397 с.
  139. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 397 с.
  140. , А. А. Индивидуальность как философско-педагогический принцип / А. А. Остапенко // Педагогические технологии. -2003.-№ 3.-С. 87−94.
  141. От внешней работы к дополнительному образованию детей: сб. нормативных и метод, материалов для дополнит, образования / под. ред. А. К. Бруднова. М.: Владос, 2000. — 544 с.
  142. , Н. Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / Н. Н. Палагина. СПб.: Педагогика-тайм, 2005. — 170 с.
  143. , А. В. Личностно-развивающее взаимодействие / А. В. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д: РГПУ, 1993. — 88 с.
  144. , В. А. Феномен субъективности в психологии личности : автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / В. А. Петровский — Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образования. М., 1993. — 38 с.
  145. , Г. В. Сельская школа: труд и личность: кн. для учителя / Г. В. Пичугина — Рос. акад. образования, Ин-т соц.- пед. проблем сел. шк. — Комплекс, программа РАО. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. — 236 с.: табл.
  146. , А. А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Плигин. М., 1997. — 161 с.
  147. , А. А. Развитие познавательных стратегий школьников : сборник / А. А. Плигин — под ред. Н. Г. Минько. М.: б. и., 2005. — 181 с.
  148. , Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977. — 276 с.
  149. , Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  150. , В. JI. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности : дис. канд. пед. наук / В. JI. Поплужный. Киев, 1969. — 242 с.
  151. , М. Результаты образования в ожиданиях социальных заказчиков / М. Поташник, А. Моисеев // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 139−140.
  152. , А. М. Психология сиротства : учеб. пособие для вузов / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с. -(Детскому психологу).
  153. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации: стат. информ.-аналит. сб. М., 2002.
  154. О дополнительном образовании: проект закона Рос. Федерации. -М.: б. и., 1992.
  155. , В. Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике / В. Г. Пряникова // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 92−97.
  156. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.: ил.
  157. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков — ред. П. И. Пидкасистый. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 310 с.
  158. , Т. И. Результаты мониторинга конкурса образовательных учреждений / Т. И. Пуденко // Национальный проект «Образование»: информ.-метод. журн. 2007. — № 4. — С. 10−18.
  159. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / J1. К. Гребенкина, Н. А. Деева. Рязань: Рязан. пед. ин-т. им С. А. Есенина, 1986.- 134 с.
  160. , Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 213 с.
  161. , В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие / В. Е. Радионов. СПб.: ГТУ, 1996. — 144 с.
  162. , Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т. А. Ратанова. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 128 с. — (Серия «Библиотека психолога»),
  163. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: науч.-метод. рек. / под. ред. Г. Н. Серикова — сост. С.. Репин, В. В. Давиденко, В. Д. Гунченко. Челябинск: ГлавУО, ЧИПКРО, 1996. — 188 с.
  164. , Т. А. Педагогическая поддержка развития психофизиологического потенциала детей 5−7 лет : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Ревягина. Н. Новгород, 2004. — 302 с.
  165. , С. JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1999. — 305 с.
  166. , Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет : дис.. канд. психол. наук / Е. Е. Сапогова. -М., 1986.-217 с.
  167. , Г. К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 1998. — 288 с.
  168. , Д. Очерки по психологии детства : пер. с англ. / Д. Селли. -М.: Когито-Центр, 2002. 456 с.
  169. , Н. JI. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
  170. Сельская школа как социокультурный центр села / Нижегор. опыт реструктуризации сел. шк. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 2004. -137 с.
  171. , И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности : учеб. пособие / И. Н. Семенов. М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 64 с.
  172. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков М.: Логос. 1999. -272 с.
  173. , А. М. Процесс развития воспитательной системы / А. М. Сидоркин // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 65−69.
  174. , П. В. Мотивированный мозг : монография / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987. — 273 с.
  175. , А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения : монография / А. Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2003. -288 с.
  176. , Я. Методология и методы педагогического исследования : пер. с чешек. / Я. Скалкова и др. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  177. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований : (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин.
  178. М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  179. , А. Ю. Международный опыт реструктуризации сети сельских школ / А. Ю. Скопин. М.: АПКиПРО, 2002. — 46 с.
  180. , Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  181. , В. А. Антропологический принцип педагогического образования / В. А. Сластенин. Смоленск: б. и., 1995.
  182. , Е. Н. Восприятие и условный рефлекс : новый взгляд / Е. Н. Соколов — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Психология, 2003. — 287 с.
  183. , Е. А. Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Сорокоумова / Нижегор. гос. пед. ин-т. Н. Новгород, 1995. — 150 с.
  184. Справочник по психологии детского и подросткового возраста / под общ. ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  185. , О. А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования / О. А. Степанова // Управление дошкольным образованием. 2005. — № 7. — С. 8−15.
  186. , Т. А. Педагогика как искусство : курс лекций / Т. А. Стефановская. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  187. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / под ред. Д. А. Фарбер. Л.: Наука, 1990. — 198 с.
  188. , Э. И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Сундукова. Оренбург, 1997. — 18 с.
  189. , Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  190. А. Н. Управление современным образованием : социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов и др. — под ред. А. Н. Тихонова. М.: ВитаПресс, 1998. — 142 с.
  191. , Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе СПб.: Питер, 2001. -416 с.
  192. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  193. , К. Д. Человек как предмет воспитания : Опыт педагогической антропологии Т. 1 / К. Д. Ушинский. СПб.: б. и., 1895. -499 с.
  194. , Д. А. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности / Д. А. Фарбер и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., 2000.-С. 60−81.
  195. , Д. И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1999. — 672 с.
  196. Физиология развития ребенка / под ред. Р. И. Козлова, Д. А. Фарбер — Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков, Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
  197. , JI. В. Педагогика здоровья : из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий / JI. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев // Мир образования образование в мире: науч.-метод. журн.2001.-№ 1.-С. 173−184.
  198. , Л. В. Философские и педагогические проблемы валеологии / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Копейкина — Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000. — 219 с.
  199. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
  200. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с. г
  201. , А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель: учеб.-метод. пособие / А. Б. Фомина. М.: Ассоц. соц. педагогов и соц. работников РФ, 1996. — 82 с.
  202. , Ф. А. Лекции по истории отечественной педагогики : учеб. пособие для студентов высш. и средних учеб. заведений / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Оссовский. М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.
  203. , Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 2004. — 199 с.
  204. , В. А. Вариативное образование на селе: состояние и перспективы / В. А. Фролов // Наука и школа. 1999. — № 5. — С. 25−29.
  205. , И. Д. Образовательное пространство как пространство развития / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1.-С. 42−50.
  206. , Е. А. Технология становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде / Е. А. Ходырева // Известия Российской академии образования. 2006. — № 1. — С. 84−89.
  207. , М. А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения / М. А. Холодная // Новые ценности образования. М., 2004. — Вып. 2 (17).
  208. , А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  209. , А. В: Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе / А. В. Хуторской // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 29−37.
  210. , Е. С. Проектная деятельность на экскурсиях / Е. С. Цикало // Биология в школе. 2007. — № 8. — С. 57−61.
  211. , Т. В. На путях к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. М.: Сентябрь, 1997, — 112 с.
  212. , А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную деятельность / А. Я. Чебытин // Психологический журнал. 1989. — № 4. — С. 135−141.
  213. , В. В. Антрополого-методологические основы педагогики / В. В. Чистяков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. — 265 с.
  214. , Р. М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р. М. Чумичева, Л. Л. Редько // Ребенок в мире культуры / под ред. Р. М. Чумичевой. Ставрополь, 1998. — С. 57−70.
  215. , Н. И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 109−125.
  216. , В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1990. — 329 с.
  217. , Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр, 2001. — 384 с.
  218. , Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности / Л. Широкова // Дошкольное воспитание. 1976. — № 12 — 1977. — № 1.
  219. , Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. СПб.: Глобус, 1990. — 168 с.
  220. , Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей / Н. Б. Шумакова // Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. — С. 10−35.
  221. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
  222. , Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. Работы советских психологов. -М., 1981.-С. 300−304.
  223. Энциклопедия социологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology.
  224. , В. С. Развитие начального уровня познавательной активности / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 83−92.
  225. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
  226. , Е. Л. Познавательная активность в системе процессов памяти / Е. Л. Яковлева — под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  227. , М. Г. История психологии от античности до середины XX в.: учеб. пособие / М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 1996. -416 с.
  228. , А. Через самостоятельность и самоконтроль: опыт внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения / А. Ярулов // Директор школы. 1997. — № 1. — С. 61.
  229. , В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. 2000. -№ 2.-С. 31−34.
  230. Birzea, С. Education for democratic citizenship: a lifelong learning perspective. Council of Europe. DGEV/EDU/C1T (2000) 21 / C. Birzea. -Strasbourg Cedcx: CoE, 2000. 88 p.
  231. Bransford, J. D. A sketch of a cognitive approuch to comprehension: some thoughts about understanding what it means to comprehend / J. D. Bransford,
  232. N. S. McCarrell. Hillsdale — New Jersj: Lawrence Erlbaum Associates, 1974. — P. 189−229.
  233. Clark, H. H. Bridging Thinking readings in cognitive science / H. H. Clark // Ed. by P.N. Johnson- Laird and P.C. Wason. Cambridge university press. -1974.-P. 411−420.
  234. Gray, K. Workforce education: The basics / K. Gray, E. Herr. -Needham Heights: M. A. Allyn and Bacon, 1998. 326 p.
  235. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe / Walo Hutmacher / Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  236. Isaeva, Т. E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence Based approach to its Structure / Т. E. Isaeva // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Междунар. науч.-практ. интерконф. — Ростов н/Д., 2003.
  237. Marzano, R. J. Implementing standards-based education / R. J. Marzano, J. S. Kendall // National Education Association of the US. -1998. 90 p.
  238. Tuning Educational Structures in Europe // EC. Educational and Culture. Socrates-Tempus. 2006.
  239. What Teachers Should Know and Be Able to Do: The Five Core Propositions of the National Board // National Board offers National Board Certification. http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
  240. While, R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R. W. While // Psychological review. 1959. — № 66.
  241. Winch, C. Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education / C. Winch. London: New York, 2000. — 2201. P
Заполнить форму текущей работой