Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональная политика занятости в условиях реформирования экономики: На примере Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из-за недостатка финансовых средств не все мероприятия Программы содействия занятости населения Калининградской области за 2000 год были выполнены. Так как, основным, и по сути единственным реальным источником финансирования программы занятости, был региональный фонд занятости, что связано прежде всего с общей экономической ситуацией и дефицитом средств в областном и местном бюджетах. В этой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Занятость как социально-экономическая категория
    • 1. 1. Занятость и безработица
    • 1. 2. Рынок труда и его роль как регулятора занятости и безработицы
    • 1. 3. Государственная и региональная политика. занятости
  • Глава 2. Региональная политика занятости в
  • Калининградской области
    • 2. 1. Анализ функционирования рынка труда в регионе: занятость и безработица
    • 2. 2. Управление занятостью населения в регионе
      • 2. 2. 1. Организационные и технологические методы управления занятостью населения области
      • 2. 2. 2. Информационное обеспечение управления занятостью
      • 2. 2. 3. Проблемы финансирования программ занятости населения области
  • Глава 3. Создание социально-трудовой системы обеспечения занятости населения
  • Калининградской области
    • 3. 1. Основные направления региональной политики занятости
    • 3. 2. Организационное и технологическое обеспечение системы
    • 3. 3. Информационное обеспечение управления системой
    • 3. 4. Финансовое обеспечение

Региональная политика занятости в условиях реформирования экономики: На примере Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется становлением рыночной экономики. Привлекательность выбранного пути развития экономики состоит в том, что, как показывает мировой опыт, механизм рынка разворачивает экономику лицом к человеку. И сегодня одной из основных целей политики государства является достижение высокого уровня занятости.

Планом действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 — 2001 годы в числе предусмотренных стратегических целей социальной политики государства является создание эффективного, цивилизованного рынка труда.

Достижение указанной цели возможно только в результате модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост и создать базу для повышения уровня жизни населения.

Особую актуальность проблема формирования политики занятости приобретает на региональном уровне. Именно в регионах, где в условиях децентрализации управления страной формируется на новых принципах рынок труда, претерпевают серьезные изменения структура экономики и система занятости, а безработица все больше выступает в качестве фактора социального риска, именно в регионах особенно велика потребность в разработке и реализации данной политики, как практического инструмента регулирования сферы трудовых отношений.

На фоне ярко проявляющейся территориальной дифференциации российской безработицы, актуальна постановка данной задачи применительно к Калининградской области — региону Российской Федерации, имеющему свою специфику.

Проблема регулирования ситуации с занятостью в регионе приобретает значительную остроту и требует проведения глубоких научных исследований. Эти исследования могли бы значительно помочь как в выработке общей стратегии регионального регулирования занятости, так и в определении ситуации в конкретных условиях.

Практическое значение и высокая актуальность вопроса определили выбор темы настоящей диссертационной работы.

В процессе исследования выявлены экономические и социальные проблемы и перспективы политики занятости в регионе, а также обусловлена необходимость создания социально-трудовой системы обеспечения занятости населения Калининградской области.

Это тем более актуально, если учесть, что, несмотря на многолетнюю работу по исследованию проблем занятости, проводившуюся целым рядом отечественных ученых (Л.Н. Абалкиным, H.A. Волгиным, А. З. Дадашевым, Г. М. Зущиной, J1.A. Костиным, Р. Г. Колосовой, И. С. Масловой, Ф. Г. Прокоповым, Г. Э. Слезингером и др.) региональные аспекты управления трудовыми ресурсами раскрыты недостаточно, а публикации по управлению социально-трудовыми процессами, в частности по социально-трудовой системе обеспечения занятости, появились относительно недавно.

Актуальность и многогранность стоящих перед регионами проблем по разработке и осуществлению политики занятости и недостаточная их разработанность в нашей литературе, по сути, и предопределили выбор темы научного исследования, его цель и задачи.

Цель диссертационной работы: исследовать современное состояние рынка труда Калининградской области и на основе этого выработать комплекс практических мер по организационному, технологическому, информационному и финансовому обеспечению политики занятости населения в регионе в условиях реформирования экономики.

Для этого в процессе работы над диссертацией ставились и решались следующие задачи:

1. Анализ теоретических и практических аспектов социально-экономической политики на рынке труда по обеспечению занятости населения и снижению безработицы;

2. Раскрытие сущности социально-трудовой системы обеспечения занятости, ее структуры и принципов организации;

3. Анализ современного состояния рынка труда Калининградской области, особенностей его функционирования и тенденций развития;

4. Определение приоритетов и основных направлений политики занятости в Калининградской области на 2001;2003 гг.;

5. Разработка рекомендаций по организационному, технологическому и информационному обеспечению системы занятости населения области;

6. Определение новых подходов в распределении финансовых средств на проведение активной региональной политики занятости.

Объект исследования: состояние и перспективы региональной политики занятости населения.

Предмет исследования: рынок труда Калининградской области.

Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, содержащие фундаментальные положения по рынку труда и занятости, законы Российской Федерации, нормативные документы, статистические материалы, отчеты о деятельности Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и другие материалы по проблематике рынка труда.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературыизучение и обобщение передового опыта в сфере регулирования занятостисоциологическое исследованиеанкетированиеопроснаблюдениеинтервью со специалистами Департамента федеральной государственной службы занятости, городских и районных центров занятости.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

— выявлена взаимосвязь развития экономики региона с состоянием занятости населения, которая определяется как внутри региональными, так и внешними факторами;

— сформулированы основные направления региональной политики занятости и особенности функционирования рынка труда Калининградской области в условиях реформирования экономики;

— предложена социально-трудовая система обеспечения занятости как инструмент эффективного управления занятостью населения на региональном уровне;

— разработаны рекомендации по организационному, технологическому, информационному обеспечению деятельности государственной службы занятости населения на региональном уровне;

— определен механизм распределения финансовых средств на проведение активной политики занятости населения с учетом комплексной оценки на рынке труда региона.

Практическая значимость исследования: Предложения и выводы, сформулированные в диссертации в виде методических подходов по созданию социально-трудовой системы обеспечения занятости населения Калининградской области могут быть использованы практическими работниками не только Департамента службы занятости населения данной области, но и работниками других региональных служб занятости.

Разработанный автором механизм технологического обеспечения системы занятости может быть также применен и в первичном звене государственной службы занятости.

Апробация результатов исследования: Положения и выводы, изложенные в диссертационной работе нашли отражение в ряде публикаций автора, докладывались на совещаниях в администрации города Калининграда, областной администрации и Департаменте федеральной государственной службы занятости населения Калининградской области .

Большая часть предложений и вьюодов, сформулированных в диссертации в виде методических подходов по созданию социально-трудовой системы обеспечения занятости населения области уже внедрена в практику деятельности Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области. С их использованием составляется и корректируется программа содействия занятости населению региона. Указанные разработки используются также администрацией города Калининграда и области при формировании экономической политики в регионе.

Публикации: По теме диссертации опубликованы две статьи общим объемом 1,8 п.л.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы из 131 наименования и 24 приложений. Текст диссертации изложен на 185 машинописных страницах и включает 6 рисунков, 9 таблиц.

Наши выводы совпали и с ответом на шестой вопрос интервью с начальником отдела информационных систем Департамента. По вопросу «какая на его взгляд АИС наиболее предпочтительна и может быть принята с соответствующими доработками, как возможная единая информационная система службы занятости России».

2.2.3. Проблемы финансирования программ занятости населения области.

Программы содействия занятости населения Калининградской области, разрабатываемые специалистами службы занятости, являются основным документом, определяющим направления и формы воздействия на рынок труда региона, а также необходимые финансовые затраты. В их основу положен, как правило, анализ и прогноз занятости местного населения, и используются методические рекомендации Федеральной службы занятости РФ.

Финансовое обеспечение программы занятости на 2000 год и расчет средств, необходимых для реализации включенных в нее мероприятий были основаны на прогнозе рынка труда региона и исходили из нормативных актов, которые определяют порядок и условия страховых платежей в фонд занятости населения.

В 2000 г. получено доходов по бюджету фонда занятости 107,3 млн. рублей (в 1999 г. — 67,25 млн. рублей). В том числе — 2,6 млн. рублей (в 1999 г. -0,45 млн руб.) — переходящий остаток с 1999 г., 96,6 млн. рублей (1999 г. — 52,05 млн руб.) страховые взносы плательщиков, 0,9 млн. рублей (1999 г. — 6,1 млн руб.) — иные поступления (штрафы, пени), 9,8 млн. рублей — средства государственного фонда занятости, зачет обязательных отчислений в федеральную часть фонда занятости.

В связи с тем, что финансовые средства консолидировались в целом по региону, Департамент занятости населения по Калининградской области мог оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынках труда городов и районов региона. Это было обусловлено и задолженностью перед безработными (по пособиям — с марта 1996 г.), совокупный объем которых на начало 2000 г. составлял 22,5 млн. рублей (на начало 1999 г. — 47,5 млн. рублей.).

Обеспечение мероприятий Программы занятости населения Калининградской области в 2000 г. (в соответствии с контрольными цифрами Министерства труда и занятости) потребовали затрат в сумме 102,0 млн. рублей (1999 г.- 63,9 млн .руб.). Для погашения задолженности по пособиям в январе 2000 года Минтруд РФ оказал поддержку в виде целевой дотации из централизованной части фонда занятости в размере 6,0 млн. рублей, а также было заключено соглашение об отсрочке обязательных 20% отчислений в федеральную часть государственного фонда занятости.

При возникновении экстремальных условий на рынке труда региона, указанные средства должны были минимизировать негативные их последствия на сферу занятости.

В создавшихся условиях осуществление планируемых мероприятий Программы занятости производилось по мере пополнения доходной части фонда занятости.

Основной контроль за финансированием Программы занятости осуществлял Департамент федеральной государственной службы занятости по Калининградской области, курирующий деятельность городских и районных структур службы. Проводилась работа по выявлению случаев незаконного получения пособий со стороны безработных (Приложение 13).

Из-за недостатка финансовых средств не все мероприятия Программы содействия занятости населения Калининградской области за 2000 год были выполнены. Так как, основным, и по сути единственным реальным источником финансирования программы занятости, был региональный фонд занятости, что связано прежде всего с общей экономической ситуацией и дефицитом средств в областном и местном бюджетах. В этой связи вопросы занятости конкретных социальных, профессиональных групп и территорий с повышенным уровнем безработицы находили реальное решение только в рамках программы занятости населения Калининградской области на 2000 год или тех ее мероприятий, которые отдельными блоками вошли в другие областные социальные программы. Так, программа создания и сохранения рабочих мест из-за отсутствия источников финансирования ограничилась в 2000 году общими организационными мероприятиями (прогнозы, экспертные оценки). На практике места создавались только с появлением инвестора, который сам финансировал собственный экономический проект. В значительной мере общее улучшение экономической ситуации нивелировало существующие изъяны экономической и социальной политики на уровне региона.

Как показал анализ аналогичное положение было и в 1998 и в 1999 гг. Так, в 1998 г. не были выполнены 8 направлений программ, в 1999 г. — 6 и в.

2000 г. — 5. Причем, как правило, в числе невыполненных программ: оказание материальной помощи безработнымоплата материальной помощи безработнымоплата временной нетрудоспособностидосрочные пенсиипрограммы информационного обеспечения и до середины 2000 года — выплата пособий по безработице, организация общественных работ, программы профобучения и профориентации и поддержки развития предпринимательства.

Некоторое улучшение в реализации Программ занятости объясняется прежде всего увеличением фактических затрат государственного фонда занятости по сравнению с затратами, предусмотренными программами, о чем свидетельствуют данные таблицы 7.

Заключение

.

Трансформация экономической системы, развитие рынка труда коренным образом изменяют экономические, политические и социально-трудовые отношения, трудовую мобильность населения, его социальные нормы и ценности. Все это предъявляет высокие требования к сфере государственного регулирования социально-трудовых отношений, ситуации на рынке труда, социальной защиты населения.

Отсутствие четкой стратегии перехода к рынку, слабость социальной политики федерального центра, экономический кризис привели к резкому ухудшению жизненного уровня большинства населения.

Вот почему сегодня главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Материал исследования достаточно убедительно подтверждает отмеченную в введении актуальность поставленной проблемы. Та политика занятости, которая в течении более полувека проводится в развитых рыночных странах, которая служит там своеобразным рычагом регулирования развития экономики и позволяет в целом эффективно использовать материальные и трудовые ресурсы, такая политика должна сформироваться и в России. Процесс ее функционального и структурного становления, отработка разнообразных методов осуществления по срокам логично совпадает с сегодняшним этапом развития российской экономики.

Нам сегодня нужна продуманная в стратегическом и тактическом плане, проводимая на всех уровнях, активная эффективная политика занятости.

Чтобы политика занятости могла играть в регионах, где решается судьба реформ и, собственно складывается рыночное хозяйство, свою охранительно-конструктивную роль, она должна:

— быть приоритетным направлением социально-экономической политики в целом, проходить красной строкой через все этапы экономических реформ;

— оптимально сочетать в себе меры и пассивного и активного характера, содержать механизм увязки многих компонентов правового, экономического, демографического и организационного характера, быть инструментом согласования действий на рынке труда всех его субъектов, а также текущих и долгосрочных целейосуществляться комплексно и не только службой занятостью с ее ограниченными на сегодня возможностями, а всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь органами государственной власти и управлениябыть обеспеченной необходимыми материальными, финансовыми, информационными ресурсами, а также квалифицированными кадрами.

Любое отклонение от перечисленных условий будет означать снижение результативности региональной политики занятости, а значит материальные и трудовые потери, любое же приближение к этому своеобразному нормативу приведет к формированию полноценной, истинно рыночной, эффективной политики занятости.

На протяжении всего периода реформ государство практически не ставило своей задачей выработать целостную концепцию регулирования занятости и рынка труда, сосредоточив внимание лишь на одном объекте этого регулирования — организованном рынке труда. В результате сложилась ситуация, когда за пределами регулирующего воздействия государства оказалась преобладающая часть рынка труда (соотношение общей и регистрируемой безработицы) и значительный сегмент сферы занятости населения (неполная и теневая занятость).

Кроме того, государство не использовало такой важный рычаг, как стимулирование таких процессов в сфере занятости и на рынке труда, как расширение спроса на рабочую силу, прогрессивные сдвиги в отраслевом и профессионально-квалификационном распределении занятых, выравнивание социально-экономических условий занятости по регионам, полагая, что рыночные механизмы успешно справятся с этими функциями. В результате снижения спроса на труд и медленного качественного преобразования системы рабочих мест сузились возможности государственной службы занятости по проведению мероприятий активной политики на рынке труда.

Отсутствие целостной концепции государственной политики занятости отчасти было компенсировано регулярной разработкой федеральных целевых программ содействия занятости населения, а также разработкой Генеральной схемы и программы создания и сохранения рабочих мест. Однако, сегодня нам нужны стратегические целевые установки государства, механизм реализации которых будет сориентирован на целенаправленное использование инструментов инвестиционной, налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики при решении проблемы расширения спроса на рабочую силу и совершенствование отраслевой структуры занятых как в масштабах страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Основная цель политики занятости на современном этапе становления и развития рыночных отношений в России, по мнению автора, заключается в том, чтобы в максимальной степени содействовать реализации права граждан на труд при переходе к эффективной занятости, как неотъемлемой черты рыночной экономики. При этом не исключается ответственность государства за расширение возможностей трудоустройства экономически активных граждан.

Для обеспечения цели политики занятости на региональном уровне, где практически и решается ее судьба, должна быть существенно усилена и законодательно обеспечена координирующая роль региональных органов управления при непрерывном социально-экономическом реформировании региональных рынков труда. Именно за этими государственными органами должна быть четко закреплена интегральная стратегическая функция проведения единой государственной политики на рынке труда, координация и регулирование деятельности государственных и негосударственных учреждений на региональных рынках рабочей силы. За региональными финансовыми органами целесообразно при этом закрепить разработку налогово-фискальных механизмов, стимулирующих сохранение старых и формирование новых рабочих мест с минимально возможным при существующих условиях участием государства. Структурные подразделения экономики и промышленности в регионах должны в полной мере отвечать за реализацию структурных приоритетов занятости в региональных программах социально-экономического развития. Государственные статистические органы, в свою очередь, призваны с учетом происходящих изменений проводить полноценный аудит статистики трудовых ресурсов, а также системный мониторинг функционирующего рынка рабочей силы, эффективности принимаемых программ содействия занятости населения.

Применительно к Калининградской области с ее уровнем безработицы несколько превышающим средний российский (по данным на 01.01.2000 г. уровень безработицы по области 14,9%, по России — 10,2%), и в силу демографических причин, имеющихся в структуре занятости диспропорций, ухудшением качественных параметров трудовых ресурсов, данный подход приобретает исключительно злободневное значение.

К ключевым проблемам развития сферы занятости в области, решение которых должно составлять содержание и направленность полигики занятости, на наш взгляд, следует отнести:

— Дифференциацию сельских и городских рынков труда по уровню занятости, размерам вынужденной неполной занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;

— Ухудшение качественных характеристик структуры рабочих мест. В течении последних десяти лет рабочие места практически не обновлялись, что, с одной стороны, ограничивало возможность роста эффективности труда, а с другой, — возможностей трудоустройства населения;

— Недостаточная адаптированность системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе. По экспертным оценкам до 40% выпускников профессиональных учебных заведений (специалистов) не сможет трудоустроится в период 2001;2003 гг.;

— Усугубление ситуации с организацией трудоустройства молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освободившихся из мест заключения, даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется взвешенный подход при приеме на работу лиц в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда;

— Отсутствие всестороннего учета ситуации на рынке труда при разработке региональных, инвестиционных и отраслевых программ.

Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2001 год ситуация на рынке труда области, связанная с дифференциацией занятости в отдельных городах и районах, свидетельствует о необходимости усиления влияния интегрированных действий органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций.

В работе автором определены интегрированные направления деятельности администрации Калининградской области и областной службы занятости по решению обеспечения эффективной занятости населения (с. 100−101).

Кроме того, в целях повышения эффективности работы областной службы занятости, мы предлагаем создание социально-трудовой системы обеспечения занятости населения, которая рассматривается нами, как система рациональной организации труда в ДФГСЗН, в городских и районных центрах занятости населения области. Цель системы — содействие эффективной занятости населения и защита от безработицы. Основные направления системы: экономическое (выбор стратегии оптимального вложения средств на обеспечение занятости и защите от безработицы) — организационное (построение рациональной структуры управления занятостью в регионе, разработка комплексной оценки ситуации на рынке трудатехнологическое (технологизация трудовых процессов по обслуживанию клиентов) — социально-психологическое (создание морально-психологического климата в коллективе службы занятости, снятие стрессовых ситуаций при работе с клиентами).

Средствами эффективного функционирования социально-трудовой системы является ее организационное, технологическое, информационное и финансовое обеспечение.

В качестве одного из составляющих элементов организационного и технологического обеспечения системы в диссертации предлагается комплексная оценка ситуации на региональном рынке труда путем определения интегрального показателя, обобщающего в себе показатели, характеризующие состояние безработицы отдельной территории региона. Методика расчета интегрального показателя безработицы приведена на с. 105−109. С помощью интегрального показателя безработицы можно распределить территории (города, районы) области по ситуации на рынке труда. Сгруппировать их в однородные группы, дифференцировать территории области по степени кризисности ситуации на рынке труда. Имея динамику ситуации на территориальных рынках труда области за несколько лет, можно делать прогноз развития ситуации на рынке труда региона на длительную перспективу и разрабатывать мероприятия по предупреждению возникновения кризисных явлений или сглаживанию их последствий.

Учитывая, что социально-трудовая система нуждается в придании ей организационной формы, в рамках которой обеспечивается ее функционирование, а также в связи с изменением структуры органов ФГСЗН на территории субъектов Российской Федерации и источников финансирования их деятельности, нами, на основе отечественного и зарубежного опыта, предлагается модель организационной структуры управления занятостью в регионе (с. 112).

Предлагаемая структура учитывает специфику Калининградской области, обеспечивает полноту охвата всех функций, закрепленных в новом положении о ДФГСЗН по субъекту РФ, оперативность в решении стоящих задач и качество управления звеньями.

Положительные моменты организационного построения состоят в объединении близких функций в одном звене, что позволило бы повысить скоординированность действий и управляемость направлениями, устранить дублирование и параллелизм в работе с городскими и районными службами занятости. В целом данная структура предполагает выполнение поставленных задач усилиями ограниченного контингента работников службы занятости.

Так, если по действующей с 26 марта 2001 года структуре управления ДФГСЗН Калининградской области числится 11 подразделений с общей численностью 65 человек, то в предлагаемой нами организационной структуре -9 подразделений с общей численностью 47 человек.

Несколько упорядочивается численность центров занятости, по предлагаемой структуре целесообразно ограничить численность городских центров занятости 5−9 работниками и районных центров занятости 3−5 работниками в зависимости от численности экономически активного населения данной местности.

Изменение организационной структуры управления службой занятости влечет за собой и изменение некоторых функций, а отсюда необходимость внесения изменений в должностные инструкции сотрудников службы занятости. В перспективе мы предлагаем продолжить реорганизацию структур управления региональными службами занятости в направлении ликвидации Департаментов федеральной государственной службы занятости населения и укрупнения городских и районных центров занятости путем деления региона на отдельные территории и создание территориальных центров занятости населения.

В, частности, Калининградская область может бьггъ разделена на четыре территории:

— приграничные (Багратионовск, Правдинск, Нестеров, г. Советск);

— территории, прилегающие к г. Калининграду (Калининград, Гурьевск, Светлый, Балтийск, Зеленоградск, Светлогорск);

— сельскохозяйственные районы (Гвардейск, Полесск, г. Черняховск, Гусевский р-он, Краснознаменск, Славск, Неманский р-он);

— города с моноэкономической структурой (г.Неман, г. Гусев).

Кроме того, в связи с изменением отдельных видов работ, выполняемых сотрудниками служб занятости, необходимо внести соответствующие коррективы в ныне действующие нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров занятости, утвержденные постановлением Минтруда РФ № 57 от 9 октября 1999 г., которые позволят определять нормативную (штатную) численность работников в центрах федеральной государственной службы занятости населения.

Информационное обеспечение социально-трудовой системы нам видится, прежде всего, в широком применении компьютеризации деятельности персонала службы занятости. Предлагая создание в службе занятости унифицированной автоматизированной информационной системы с единой технологией, нормативной и лингвистической базой, например, по типу создания АИС пенсионного фонда. Но признавая невозможность решения этой задачи сегодня из-за отсутствия финансовых возможностей мы постарались дать некоторые рекомендации по улучшению информационного обеспечения (с. 125 127). Прежде всего нами предлагается схема организации работы информационно-профориентационного центра Департамента (Приложение 21) и схема организации работы информационного зала в городских и районных центрах занятости (Приложение 22).

Работа информационно-профориентационного центра Департамента и информационных залов городских и районных центров занятости населения позволит обеспечить более тесное сотрудничество с работодателями, а без этого сегодня нельзя обеспечить восстановление занятости безработных в любой форме: от трудоустройства до профобучения, от организации общественных работ и «молодежной практики» до самозанятости, получить необходимую информацию о рынке труда, сформировать на общественных началах фонд содействия занятости и решить проблему самофинансирования — оказание платных услуг работодателям.

Имея в виду, что эффективное функционирование социально-трудовой системы во многом зависит от ее финансового обеспечения, автор высказывает определенную тревогу по поводу введения с 1 января 2001 года новой модели финансирования политики занятости и считает необходимым введение строжайшей экономии финансовых ресурсов службы занятости. Прежде всего это касается средств на содержание службы занятости (сокращение фонда заработной платы сотрудников в связи с изменениями организационной структуры управления службой занятости), а также сокращением расходов на выплату пособий по безработице в связи с предстоящим изменением устаревших статей закона о занятости.

Предполагается что граждане, уволенные по собственному желанию, вместо среднего уровня зарплаты по региону будут получать пособие по безработице эквивалентно федеральному минимальному размеру оплаты труда. Это заставит людей держаться за работу, повышать свою квалификацию и обходить службу занятости стороной. Уменьшит число желающих посидеть на пособии (что сократит расходы на их выплату) и так называемый профильный отбор безработных. Сегодня ведь пособие выдается независимо от общесемейного достатка. Поэтому нередки ситуации, когда, скажем, уволившаяся с работы жена банковского работника, имеющего высокий месячный заработок получает еще и помощь от государства. С другой стороны, имеется немало семей, где, несмотря на то, что взрослые трудятся, доход на человека меньше прожиточного минимума. С нашей точки зрения, отменив эту статью закона (на которой умело паразитируют тысячи людей), мы сможем часть сэкономленных средств перераспределять в пользу остронуждающихся и слабозащшценных.

Кроме того автор предлагает разрабатывать нетрадиционные подходы, обеспечивающие выполнение намеченных программой занятости мероприятий. В частности, при организации проведения общественных работ использовать порядок, который практиковался в области по взаимозачетам получения страховых взносов в фонд занятости в виде товарно-материальных ценностей.

На реализацию основных задач и направлений деятельности центров занятости автор предлагает новый порядок распределения финансовых средств, который предусматривает определение средств.

— на выплату пособий по безработице путем умножения единой ставки пособия (если единая ставка пособия бедет определена Законом о занятости) на число официально зарегистрированных в центре занятости безработных;

— на содержание центра занятости по смете расходов в соответствии со штатным расписанием центра занятости, утвержденным Департаментом;

— на проведение активной политики путем умножения норматива, выделяемых Департаментом центру занятости средств на 1 экономически активного гражданина, на численность экономически активного населения города (района) и на коэффициент суммарной оценки ситуации на рынке труда данной местности (подробно новый механизм распределения средств раскрыт на с. 132−134). Распределяя средства в зависимости от численности экономически активного населения данного региона с учетом комплексной оценки ситуации на рынке труда, центры занятости с одной стороны будут поставлены в равные условия, а с другой — получат самостоятельность в направлении средств на более значимые мероприятия активной политики занятости для данной местности.

В условиях становления государственной и региональной политики занятости возрастает необходимость комплексного системного подхода на уровне региона к решению проблемы занятости.

Необходимость создания социально-трудовой системы обеспечения занятости населения в том или ином регионе с ее важнейшими составляющими элементами организационного, технологического, информационного и финансового обеспечения веление времени.

Только в случае эффективного функционирования социально-трудовой системы обеспечения занятости можно будет предотвратить нежелательное развитие событий в регионах, согласовать проходящие в рамках экономической реформы процессы с их социальными последствиями, и тем самым сделать шаг к созданию социально ориентированной экономики и системы эффективной занятости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Консппуция Российской Федерации М, 1995.
  2. Маркс КЖапитал.Т. 1. Сочинения, т23.
  3. Указ Президента РФ «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 г. // Российская газета, 05 июня 1996 г.
  4. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов. //Ваше право, № 12,1992.
  5. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными. // Бюллетень Минтруда, Ж№ 11,12,1992.
  6. Указ Президента РФ «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятий, учреждений, фганизаций». // Бюллетень Минтруда, №*№ 7,8,1992.
  7. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». //Российская газета 16июня 1994 г.
  8. Указ Президента РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». // Российская газета, 28 января 1997 г.
  9. Гражданский кодекс РФ. М., 1995.
  10. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
  11. Постановление правительства о системе профессиональной подготовки. Нормативные и методические материалы по занятости населения. М, ФНПР, 1992.
  12. Постановление правительства об организации общественных работ. Нормативные и методические материалы по занятости населения. М^ ФНПР, 1992.
  13. Демографический ежегодник. Госкомстат РФ, 2000 г.
  14. Сборник законодательных и нормативных актов по вопросам занятости населения. МАтиСО, 1994 г.
  15. Статистический ежегодникГоскомсгаг РФ, 2000 г.
  16. А. Н., Харламов А. С. Занятость населения и безработица в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М., АНХ, 1992.
  17. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теорииМ, 1993
  18. Активная политика на рынке труда. Позиция МОТ. // Человек и труд, № 9,1993.
  19. В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике. СПб., СПбГУ, 1993.
  20. Американская экономика: человек, технический прогресс и пред принимательство. Ore. ред. В. Б. Супян. М, 1993.
  21. А.М., Жильцов Е .^Егоров Е. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., РАУ, 1993.
  22. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М., ИФРА-М, 1995.
  23. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. // THESIS, 1993, вып. 1.
  24. Ю. П., Добрынина Л В. Региональный аспект профессиональной занятости населения. Известия АН СССР, серия «Экономика», № 4,1991.
  25. Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров.// Экономист, № 5,1992
  26. СБ., Певзнер АЛ Политическая экономия: дискуссионные проблемы и пути обновления. М, 1991.
  27. В. С. Современные проблемы занятости и безработицы. М., РАНС, 1996.
  28. Ю.Е., Мошняга В.П Занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт. М., 1993.
  29. И. В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика, № 1,1994.
  30. Ведяпин В Л, Общая экономическая теория, Москва, 1995.
  31. Э. Прогресс труда на современном этапе НТР // Мировая экономика и международные отношения. №№ 8−10,1992.
  32. Волгин НА, Дудников С. В. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия М, 1998.
  33. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. М, Институт труда, 19%.
  34. Гальперин В, Гребенщиков П. и др. Макроэкономика Спб., Экономическая школа, 1994.
  35. Н., Иванов Н. Инновационная экономика и человеческие ресурсы // Мировая экономика и международ ные отношения. № 3,1994.
  36. Н., Иванов Н, Михина М. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях, перехода к рынку // Мировая экономика и международные отношения № 9,1992.
  37. М.Г. // Труд за рубежом. НИИ труда. № 1,1996.
  38. В. Полишка российского менеджмента в сфере занятости. // Мировая экономика и международные отношения. № 7,1994.
  39. Горелов АА Социальная экология. Институт философии труда, РАН, 1998.
  40. А. 3. Проблема занятости и регулирования рынка труда Российской Федерации (региональный опыт) Д1. Д4Э РАНД993.
  41. АЗ. Региональный рынок труда в России : формирование и эффективность управления. Вопросы экономики, № 5,1995.
  42. Р. Кадровый потенциал предприятия // М, Наука, 1996.
  43. Э. Дж., Линсей Д Макроэкономика. Спб., АОЗТ «Литер плюс», 1994.
  44. Друкер П Ф. Рынок: как войта в «лидеры (инновации и предпринимательство). М., 1992.
  45. . А Рынок труда и занятость в современной России .Критический анализ. -Спб.: 1993.
  46. И., Федоров В. Рынок лодготовки кадров: поиск и проблемы // Человек и труд, № 4,1993-.
  47. Занятость, рынок труда и безработица (материалы круглого стола) М, НИИ труда, 1995 г.
  48. И. Е. Труд, занятость, безработица. М, Департамент труда и занятости правительства Москвы, 1992.
  49. В. В. Некоторые психологические аспекты профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. М., 1995.
  50. И. К и др. Российский рынок труда: становление и развитие. М., Центр учебных и информационных технологам, 1995.
  51. Г. М. Если тебе грозит безработица. Пособие для работающих и безработных. М., Профщдат, 1993.
  52. Г. М. Закономерности и тенденции развитая образования. Вопросы теории и практики. М., АТиСО, 1994.
  53. Г. М., Костин Л, А Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества М, 1996.
  54. Г. М., Султанова Р. И. Занятость и безработица на рынке труда России. М., АТиСО, 1996.
  55. Как провести социологическое исследование. Под редМКГоршкова и др. 2 издМЛолигшздат, 1990.
  56. РЛ. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. ИМЭМО М., 1999.
  57. Кейнс ДжМ. Общая теория занятости, процента и денег Антология экономической классики в 2-х томах М, Эконов, 1992.
  58. С. Г., Тучков, А И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. Учебное пособие. Спб., СП6УЭФ, 1992.
  59. Р. П, Моисеенко В. М. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений // Весш Московского университета, серия 6, Экономика, № 5,1992.
  60. Конвенции и рекомендации по вопросам регулирования отношений на рынке труда Вопросы экономики, 9,1991.
  61. Конвенция о защ ите занятости и защите от безработицы //Человек и труд, № 2,1992.
  62. Концепция профобразования. ВТК Институт экономики РАН. М., 1994.
  63. В. Г. Прогноз занятости. М., Наука. 1995.
  64. КостинЛА, Зущина ГМ, Султанова РМРынок труда и теории занятости М.1997.
  65. Л. А. Международная организация труда (МОТ) мировой центр социально-трудового законод ательства и трипартизма М, АТиСО, 1994.
  66. Л. А. Российский рынок труда Вопросы теории, истории, практики. М1998,
  67. А. Э. Безработица- российский вариантУ/Деловой мир, № 41,1993.
  68. А. Э. Современные проблемы занягосш. // Вопросы экономищ№ 11,1991
  69. А.С. Рыночная экономика и труд. М., 1993.
  70. В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования. // Экономист, № 6,1992.
  71. Кязимов К Г. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. М, 1995.
  72. А. Я. Проблемы занятости. // Лидер, № 8,1991.
  73. Марцинкевич В Л, Соболев ИВ. Экономика человека Аспект Пресс, 1995.
  74. Маршалл, А Принципы политической экономии. Пер. с англ. М, Прогресс, 1984.
  75. И. С. Методология изучения и реалии российского рынка труда // Вестник стншстики,№ 2,1992.
  76. И.С. Российский рынок труда на современном эпгапеМ., 1992.
  77. Материалы Департамента федеральной государственной службы занятости по Калининградской обласга за 1992−2000 гт.
  78. Материалы Министерства труда и социального развитая РФ. Управление рынка труда. >1.1999.
  79. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации 1957−1990. Международное бюро труда Женева
  80. Мурадян К Г. Рынок труда и занятость. Социально-экономический анализ и прогаоз.М., 1991.
  81. А. Рынок труда: занятость и безработица. М., Международные отношения, 1991.
  82. А. А Рынок труда : занятость и безработица М, Международные отношения, 1991,
  83. Обеспечение социальной защиты населения. Сборник научных трудов. М., НИИ труда, 1992.
  84. Организация, содержание и методика профориенгационной работы в службе занятости М, ФСЗ России, 1994.
  85. Основные показатели деятельности органов Минтруда Росши по вопросам занятости населения в январе-декабре 2000 года: статистический бюллетень № 12 МДЮОг.
  86. ПавленковВА. Рынок труда М., 1992.
  87. Пигу, А Экономическая теория благосостояния. Т. 2. М Прогресс, 1985.
  88. Р., Рубинфельд Д Микроэкономика М., 1992.
  89. В.И. Рынок труда и безработица: вопросы теории, методологии, государственного регулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.1966.
  90. ВМ. Безработица в рыночной экономикеМ.РАГС.1996.
  91. Положение о Федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации. М., ФСЗ, 1993.
  92. Порядок работы с незанятыми гражданами. М, ФСЗ, 1992.
  93. Программа занятости населения Калининградской области на 1999 годКалининград.1998.
  94. Программа занятости населения Калининградской области на 2000 год.Калининград.1999 г.
  95. Программа занятости населения Калининградской области на 2001 годКалининград2000г.
  96. Ф. Г. Полшика занятости. Необходимость системного видения. // Человек и труд № 8,1993.
  97. Ф. Г. Рынок труда и профессиональное обучение в период экономической трансформации. // Человек и труд, № 2,1994.
  98. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда. // Российский экономический журнал, №-№ 3,4,1995.
  99. Д. Начала политической экономики и налогового обложения. Антология экономической классики в 2-х томах. М., Эконов, 1991.
  100. С. Служба занятости. Природа, назначение, функционирование. М., ФСЗЦЕЗАН, 1993.
  101. Л. Предмет экономической науки //ШЕ5К.1993, вып.1.
  102. Российский рынок труда. М., ГО РАН, 1993.
  103. СЮ. Теория рынка трудаМ., ТЕИС, 1998.
  104. Рынок труда в системе общественных отношений. Огв.ред. И. С Маслова, А Г Косаев. М., АН СССР, Институт экономики, 1991.
  105. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. Под редМикульского К.И., М. Наука 1995.
  106. Э. Р. Управление занятостью населения. Учебное пособие. СПб., 1993.
  107. Сборник нормативных и учебно-методических документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. М., ФСЗ России, 1995.
  108. А. Гибкая занятость как историческая тенденция.// Мировая экономика и международные отношения, №№ 8,9,1994.
  109. О. Возрастающая роль профессиональной подготовки.// Человек и труд, № 2,1993.
  110. Слезингер ГЭ. Управление социально-трудовыми системами М., 1999.
  111. СЛ. и др. Практическое пособие по составлению региональных программ занятости на примере кошфешого района. М. ДЕЗ АН, 1993.
  112. Смит, А Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики в 2-х томах. Том 1. М., ЭконовД991.
  113. Соболева ЯСкрьпые формы безработицы в России.// Инсппуг экономики РАММ.-М.1998 г.
  114. JI. Н. Основы теории рынка труда Спб., 1992.
  115. Социальная полигика в период осуществления экономических реформ. М., АТиСО, 1994.
  116. Страхование от безработицы: цели, структура и результаты применения в условиях переход, а к рыноной экономике. М., Скифы, 1992.
  117. Г., Четвернина Т. Я. Загадки российской безработицы // Вопросы экономики, № 12,1993.
  118. В. Б. Наемный труд в США на новом этапе НТР:качественная эволюция и проблемы использования. М., 1990.
  119. Трудоустройство за рубежом. Выпуск 1. Минтруд РФ, фирма «ОСГ, М., 1993.
  120. О. Е. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа// THESIS, 19 933ып.3.
  121. Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М, 1988.
  122. Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации на 1996−2000 гг. М., 1996.
  123. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. МДело, 1993.
  124. М. Методология позшивной экономической науки // THESIS, 1994, вып.4.
  125. Т. положение безработных и государственная полигака на рынке труда. // Вопросы экономики, № 2,1997.
  126. С. К Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М, Профщдат, 1995.
  127. Экономика переходного периода. Под ред. ВВРадаева, АББузгапина. М. МГУД995.
  128. ЭренбергРД, 1Смит P.C. Современная экономика труда. М., МГУ, 1996.
  129. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Меликьяна ГГ. и
  130. Р.П. М. Изд. МГУ 1996.
  131. Социально-экономическое положение Калининградской областив 1996—2000 гг.2000 год 2000 в % к 1999 1999 в % к 1998 1998 в % к 1997 1997 в % к 1996
  132. Выпуск товаров и услуг промышленности млн. руб. 14 840,9 132,4 105 90,5 98,3
  133. Инвестиции в основной капитал млн. руб. 3449,9 127,8 81 85 94,3
  134. Объем подрядных работ, выполненных собственными силами млн. руб. 1496,6 125,2 104 85,2 67,7
  135. Продукция сельского хозяйства млн. руб. 3841,2 103,5 94 97,9 102,2
  136. Грузооборот предприятий транспорта млн. т/км 2532,9 96,3 101 86,6 107,0
  137. Объем услуг связи млн. руб. 160,0 103,2 155
  138. Оборот розничной торговли млн. руб. 13 970,0 101,9 95 97,4 110,9
  139. Оборот общественного питания млн. руб. 503,8 92,2 74 98,0 92,0
  140. Объем платных услуг населению млн. руб. 2995,6 95,3 106 94,7 94,6
  141. Внешнеторговый оборот в том числе: экспорт товаров и услуг импорт товаров и услуг млн. дол. 1250,0 478,0 772,0 103,0 108,7 100,5 75 81,4 59,2 92,8 93,8 92,4 115,4 95,2 124,8
  142. Номинально начисленная заработная плата одного работника руб. 1926,8 157,5 154 116,8 116,8
  143. Общая числ-ть безработных (на конец отчетного периода), в том числе офиц. зарегистрированы безработ- ными. Тыс. чел. 75,0 6,6 119,0 93,0 79 53 148,6 95,2 88,1 63,3
  144. Динамика производства по отраслям промышленности Калининградской области, (в процентах к предыдущему году)2000 г. в 1999 г. в 1998 г. вк %к %к1999 г. 1998 г. 1997 г.
  145. Промышленность, 132,4 104,8 90,5всего 1. В том числе: 1. Топливная 105,6 94,1 96,1промышленность
  146. Машиностроение и 166,5 113,3 82,9металлообработка 1. Лесная, деревообрабатывающая 174,7 98,5 93,0и целлюлозно- бумажная промышленность 1. Из нее:
  147. Целлюлозно-бумажная 184,5 96,4 107,81. Пищевая 126,7 100,5 96,0промышленность 1. Из нее: 1. Мясная 112,0 104,4 64,41. Рыбная 116,6 86,8 83,3
  148. Полиграфическая 113,5 101,4 118,3промышленность
  149. Другие промышленные 102,1 77,9 123,2производства
  150. Численность занятого населения по отраслям экономики Калининградской области.тыс.чел.)1985 г. 1990 г. 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. 1999 г. 2000 г.
  151. Всего занято в экономике области в т. ч. 431,3 100 435,3 100 391,9 100 397,2 100 410,7 100 399,6 100 401,1 100 401,1 100
  152. В материальном производстве, в том числе: 314,8 73% 304,7 71% 250,5 64% 250,4 63% 263,6 64% 258.8 65% 257,6 64% 257,6 64,0
  153. Промышленность 134,6 31 131,9 30 90,7 32,2 85,0 33,9 81,6 31 73,8 28,5 70,8 27,5 70,8 27,5
  154. Сельское хозяйство 56,9 13 51,3 12 43,5 17,4 42,4 16,9 41,0 15,6 40,4 15,6 38,8 15,1 38,8 15,1
  155. Лесное хозяйство 1,3 0,3 1,1 0,5 1,8 0,7 1,9 0,8 2,0 0,8 2,0 0,8 2,0 0,8 2,0 0,8
  156. Транспорт и связь 49,0 11 38,3 9 33,0 13,2 32,7 13,1 32,4 12,3 30,9 4,9 31,4 12,2 31,4 12,2
  157. Строительство 31,2 7 41,8 10 33,0 13,2 32,6 13,0 27,9 10,6 27,3 10,5 26,7 10,4 26,7 10,4
  158. Оптовая и розничная торговля, общественное питание 40,9 9 39,2 9 47,8 19,1 54,1 21,6 76,8 29,1 82,0 31,7 84,2 32,7 84,2 32,7
  159. Прочие отрасли 0,9 0,2 1,1 0,5 0,7 0,2 1,7 0,7 1,9 0,6 2,4 1,0 3,7 1,3 3,7 1,3
  160. В непроизводственной сфере, в том числе 116,5 27% 130,6 29,0 141,4 36,0 146,8 37,0 147,1 36,0 140,8 35,0 143,6 36,0 143,6 36,0
  161. Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 19,9 5 19,2 15,0 20,8 15,0 20,5 14,0 29,2 20,0 25,8 18,0 23,9 17,0 23,9 17,0
  162. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 25,4 6 28,6 22,0 30,5 22,0 30,0 20,0 30,1 20,0 29,4 21,0 29,5 21,0 29,5 21
  163. Образование, культура и искусство 54,0 12 46,7 35,0 47,6 34,0 48,7 34,0 43,6 30,0 42,1 30,0 43,4 30,0 47,5 32,0
  164. Другие отрасли 17,2 4 36,1 28,0 42,5 29,0 47,6 32,0 44,2 30,0 43,5 31,0 46,7 32,0 42,7 30,0
  165. Численность занятого населения по отраслям экономики Калининградской области.тыс.чел.)1985 г. 1990 г. 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. 1999 г. 2000 г.
  166. Всего занято в экономике области в т. ч. 431,3 100 435,3 100 391,9 100 397,2 100 410,7 100 399,6 100 401,1 100 401,1 100
  167. В материальном производстве, в том числе: 314,8 73% 304,7 71% 250,5 64% 250,4 63% 263,6 64% 258.8 65% 257,6 64% 257,6 64,0
  168. Промышленность 134,6 31 131,9 30 90,7 32,2 85,0 33,9 81,6 31 73,8 28,5 70,8 27,5 70,8 27,5
  169. Сельское хозяйство 56,9 13 51,3 12 43,5 17,4 42,4 16,9 41,0 15,6 40,4 15,6 38,8 15,1 38,8 15,1
  170. Лесное хозяйство 1,3 0,3 1,1 0,5 1,8 0,7 1,9 0,8 2,0 0,8 2,0 0,8 2,0 0,8 2,0 0,8
  171. Транспорт и связь 49,0 11 38,3 9 33,0 13,2 32,7 13,1 32,4 12,3 30,9 4,9 31,4 12,2 31,4 12,2
  172. Строительство 31,2 7 41,8 10 33,0 13,2 32,6 13,0 27,9 10,6 27,3 10,5 26,7 10,4 26,7 10,4
  173. Оптовая и розничная торговля, общественное питание 40,9 9 39,2 9 47,8 19,1 54,1 21,6 76,8 29,1 82,0 31,7 84,2 32,7 84,2 32,7
  174. Прочие отрасли 0,9 0,2 1,1 0,5 0,7 0,2 1,7 0,7 1,9 0,6 2,4 1,0 3,7 1,3 3,7 1,3
  175. В непроизводственной сфере, в том числе 116,5 27% 130,6 29,0 141,4 36,0 146,8 37,0 147,1 36,0 140,8 35,0 143,6 36,0 143,6 36,0
  176. Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 19,9 5 19,2 15,0 20,8 15,0 20,5 14,0 29,2 20,0 25,8 18,0 23,9 17,0 23,9 17,0
  177. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 25,4 6 28,6 22,0 30,5 22,0 30,0 20,0 30,1 20,0 29,4 21,0 29,5 21,0 29,5 21
  178. Образование, культура и искусство 54,0 12 46,7 35,0 47,6 34,0 48,7 34,0 43,6 30,0 42,1 30,0 43,4 30,0 47,5 32,0
  179. Другие отрасли 17,2 4 36,1 28,0 42,5 29,0 47,6 32,0 44,2 30,0 43,5 31,0 46,7 32,0 42,7 30,0
  180. Уровень зарегистрированной безработицы в Калининградской области и других регионах Российской
  181. Федерации, (в % от экономически активного населения)1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
  182. Калининградская область 1,3 1,8 4,4 5,8 4,8 3,0 2,8 1,5 1,3
  183. Российская Федерация 0,8 1Д 2,2 3,2 3,4 2,7 2,7 1,7 1,41. Северный район
  184. Республика Карелия 0,9 1,8 3,5 5,2 6,3 6,5 6,2 3,7 2,5
  185. Республика Коми 1,2 1,7 4,6 5,8 5,2 6,3 6,1 4,3 2,6
  186. Архангельская область 1,4 3,0 5,2 8,2 7,8 8,5 6,8 3,5 2,3
  187. Вологодская область 0,7 1,0 2,3 2,9 4,2 4,3 3,3 2,3 1,7
  188. Мурманская область 2,0 2,2 4,3 6,0 5,7 5,4 6,3 4,3 3,7
  189. Северо-Западный район 1,5 1,6 2,8 3,5 3,4 2,5 2,6 1,4 1,6
  190. Г.Санкт-Петербург 1,6 1,2 1,7 2,1 1,8 1,2 1,6 0,9 0,7
  191. Ленинградская область 1,2 2,1 4,4 5,4 6,4 4,6 4,5 2,2 1,3
  192. Новгородская область 1,0 0,9 2,5 3,9 3,9 3,6 3,4 1,7 1,0
  193. Псковская область 2,5 3,6 7,3 9,1 7,5 5,9 4,8 зд 2,2
  194. Кировская область 1,5 2,9 6,3 7,4 7,4 6,4 5,3 3,6 3,1
  195. По данным Госкомстата Российской Федерации. Калининградский областной комитет статистики
Заполнить форму текущей работой