Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономические основы социалистической модернизации в КНР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Бородач В. Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец XX в. — начало XXI в.). — М.: ИДВ РАН, 2008; Бурое ВТ. Смена модели социально-экономического развития. (К итогам XVI съезда). — M., 2003; Виноградов А. В. Китайская модель модернизации: поиски новой идентичности. — М., 2008; Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. — M.: Аспект… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В КНР
    • 1. 1. Социалистическая модернизация в Китае: история вопроса
    • 1. 2. Теоретические основы проведения политики социалистической модернизации в КНР
  • ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗОН РАЗВИТИЯ НОВЫХ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЗРНВТ) — ОСНОВА ИННОВАИЦОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В
    • 2. 1. Трактовка понятия «зоны развития новых и высоких технологий»
    • 2. 2. Основные направления инновационной модернизации при освоении передовых технологий в КНР
      • 2. 2. 1. Развитие зон освоения передовых технологий в Китае
      • 2. 2. 2. Проблемы развития зон освоения передовых технологий в КНР
  • ГЛАВА 3. РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ РАЙОНАМИ В КИТАЕ
    • 3. 1. Система управления высокотехнологичными районами в Китае
    • 3. 2. Стратегия развития зон освоения высокотехнологичного производства
    • 3. 3. Модели совершенствования технологий в ЗРНВТ Китая
    • 3. 4. Меры по стимулированию освоения высокотехнологичного производства в Китае
      • 3. 4. 1. Финансовая и налоговая политика
      • 3. 4. 2. Координация государственных и местных научно-технических планов

Социально-экономические основы социалистической модернизации в КНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Официальной идеологией в КНР во время проведения модернизации государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой. Политика реформ получила наименование, закрепленное в Конституции КНР — «социалистическая модернизация"1.

Значительные успехи, достигнутые за последние 30 лет в результате модернизации, во всех сферах жизни общества, позволили Китаю добиться статуса одного из важнейших полюсов системы международных отношений. Достигнув уровня среднеразвитых государств, руководство Китая практически выполнило задачу построения общества «малого благоденствия» («сяо кан»), существенно повысив уровень благосостояния своих граждан.

Вместе с тем, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа теоретической базы, а также сущности, целей, методов и техник реализации политики социалистической модернизации, благодаря которой Китаю удалось в течение нескольких десятков лет добиться таких феноменальных результатов.

Государственной основой политики модернизации в КНР является построение социализма, что делает китайскую модель преобразований по-своему уникальной. Помимо этого, исторически сложившиеся условия политической и социально-экономической отсталости на начальном этапе преобразований, демографический фактор (наличие полутора миллиардного населения), дефицит ресурсов создавали дополнительные сложности для эффективного проведения политики модернизации в КНР, что привело к поиску собственной модели развития, которая, тем не менее, сделала возможным обеспечение достойного жизненного уровня и всестороннего развития Китая. «Наша страна находится на начальном этапе социализма. Основной задачей, стоящей перед нацией является концентрация усилий, направленных на социалистическую модернизацию в соответствии с теорией социализма с китайской спецификой». Конституция КНР, Преамбула. — Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1982.

Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в России, странах постсоветского пространства и других государствах.

Степень научной разработанности проблемы. Проблему эффективного проведения политики социалистической модернизации в Китае нельзя считать предметом какой-либо одной дисциплины. Ее можно рассматривать, в контексте социологии, экономической теориисоциальной философии и т. п.

Исследование и научная разработка программы проведения социалистической модернизации в Китае являются, одним из важных направлений теории политического процесса, теории системного процесса, а также теории модернизации.

Несмотря на то, что социалистическая модернизация в Китае проводится с 1978 года, теоретическая, база и инструментарий, необходимый для ее изучения, опирается на научные разработки и исследования ученых и мыслителей разных исторических этапов.

Фундаментальное значение имеют научные разработки Дэн Сяопина2. Китайские исследователи в теории Дэн Сяопина выделяют учение о развитии, политическую идеологию, экономическую философию и другие аспекты. Основой учения о развитии является вывод о социалистическом характере модернизации КНР, единстве политики и экономики, гарантирующем социалистический путь развития Китая.

Основа экономической философии Дэн Сяопина — сбалансированность экономических и внеэкономических противоречий: во взаимоотношениях между экономикой и политикой, экономикой и обществом, экономикой и культурой и т. п. Именно в. совмещении экономического либерализма с сильной политической волей и способностью руководства КНР отвечать на вызо.

2 См.: Дон Сяопин Строительство социализма с китайской спецификой Статьи и выступления. — М.,.

2002. вы времени, обеспечивая эффективное управление страной, выражается одна из специфических черт проводимой в КНР политики социалистической модернизации.

Основой политической идеологии Дэн Сяопина являетсяполитическая стабильность как. гарантия успеха модернизации. Политическая же стабильность базируется на «четырех неизменностях»: неизменности курса, на модернизацию, проведение политики открытости, реформирования экономической и политической систем, объединения КНР по формуле «одно государство — два, строя». Этот политический курс рассчитан на весь период модернизации.

Обращаясь к работам современных китайских исследователей можно особо выделить труды У Цзяньхуа, Тан Му, Кэн Пу, Вэй Циньюань, Маомао, Ху Цзюлю, Лу Чжуньюаня Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Цзинь Яоцзи и др., что позволяет дополнить исследование оценкой, процессов «изнутри».

В середине XX века в условиях распада европейских колониальных империй была сформулирована модернизационная парадигма. Проблемы развития регионов Азии, Африки, Латинской Америки, исследовались учеными в качестве альтернативы советского пути развития: Наибольшую ценность, на наш взгляд, представляют труды Хантингтона С., Иарсонса Т., Ростоу У., Леви М., Эйзенштадта Ш, Блэка С., Валлерстайна И., Пиираайне-на Т., Терборна Г. 4 и др., предложивших ряд альтернативных подходов к исследованию данной проблематики в целом.

3 См.: У Цзяньхуа. Дунья сяйданхуа юй чжунго. (Модернизация Восточной Азии и Китай). — Пекин: Чжунъян бяньи чубаньшэ, 2004; Таи My, Кэн Пу. Современные модели модернизации — Советский Союз, Япония и развивающиеся страны. — Пекин, 2003; Вэй Цинъюань Чжунго гуаньчжи ши (История системы управления в Китае). — Шанхай: Дунфан чубань чжусинь, 2006; Ху Хэли. Три политики честного и бескорыстного государства, — Пекин, 1999, Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. — М., 2003; Ху Цзючю На пути к богатству и мощи — какова международная оценка места Китая в мире. — Пекин, 2003; Jly Чжуньюань. Реформа государственных предприятий. — Пекин, 2002; Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. — М., 2001; Цзинь Яоци. Культурное толкование экономического развития в Восточной Азии. — Пекин, 1999.

4 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 1990; Huntington S. The Change to Change: Modernization, Development, and Politics // Comparative Modernization* A Reader. Ed. by Black С — N. Y, London, 1976; Parsons T. The System of Modern Societies Englewood Cliffs (N.J.) — 1971; Rostow IV. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. — Cambridge, I960- Levy M. Modernization and the Structure of Societies. — Princeton, 1966; Eisenstadt S Modernization: Protest and Change. — Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1966; Black C. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History — N.Y.: Harper Colophon Books, 1975; BaiLiecmafiH II Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — СПб.: Университетская.

В последующие годы появилось немало работ, развивающих заданное направление. Из них наиболее значимыми можно назвать труды Харрольда* П., Нолана П., Мэддисона А., Перкинса Д., Хаггарда С., Оверхольта У.5 и др., представивших самостоятельное видение данной проблематики, что позволило, дополнить и расширить, круг вопросоврассмотренных в настоящем исследовании.

Важным источником научногоматериала в России послужили работы коллективов ученых Института Дальнего-Востока РАН (ИДВ РАН), Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, Института Востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), Московского государственного института международных отношений (Университета) при МИД России, а также Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России (ИАМП) и др.

В процессе работы над диссертацией значительное внимание было уделено анализу научных разработок таких авторов, как Бородин В. Ф., Буров В. Г., Виноградов A.B., Воскресенский А. Д., Галенович Ю. М., Ганшин В. Г., Гудошников JI.M., Делюсин Л. П., Егоров К. А., Каменнов П. Б., Ли В. Ф., Мамаева Н. Л., Переломов Л. С., Портяков В. Я., Смирнов Д. А., Степанова Г. А., Титаренко М. Л. и др.6, предложивших действенный инструментарий для анализа данной проблематики. книга, 2001; Piirainen Т. Towards a New Social Order in Russia: Transforming Structures in Everyday Life. — University of Helsinki, 1997; Терборч Г. Европейская современность и за ее пределами: пути развития европейских обществ, 1945;2000 гг.-Лондон, 1995.

5 См.: Harrold P. China’s Reform Experience to Date. — Washington, D.C.: World Bank Discussion Paper, 2002; Nolan P. China’s Rise, Russia’s Fall: Politics, Economics and Planning in the Transition from Stalinism. -New York: St. Martin’s Press, 2003; Maddison A. Monitoring the World Economy, Chinese Economy: Performance in the Long Run. — Paris, 2002; Perkins D. China’s Gradual Approach to Market Reform, Paper presented at the Conference in Comparative Experiences of Economics Reform and Post-Socialist Transformation. — Spain, 1992; Haggard S. Achieving Industrialization in Asia. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988; Overhol W. The Rise of China: How Economic Reform is Creating a New Superpower. — New York, 2001.

6 См.: Бородач В. Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец XX в. — начало XXI в.). — М.: ИДВ РАН, 2008; Бурое ВТ. Смена модели социально-экономического развития. (К итогам XVI съезда). — M., 2003; Виноградов А. В. Китайская модель модернизации: поиски новой идентичности. — М., 2008; Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. — M.: Аспект Пресс, 2007; Галенович Ю. М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. — M., 2006; Ганшин В. Г. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. M.: Восточная литература РАН, 1997; Ганшин В. Г. Формирование гражданского общества в России и Китае. — М.: ИДВ РАН, 2007; Гудошников JI.AI. Правовые аспекты модернизации в КНР. — М., 2003; Делюсин Л. Л. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. — М., 2003; Егоров К. А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика. — М.: Наука, 1993; Каменев П. Б. КНР: военная политика на рубеже веков. — М.: ИДВ РАН, 2008;

Среди наиболее значимых работ российских китайцев следует отметить работу Гельбраса В.Г.7, рассматривающего проблему проведения политики реформ с точки зрения ее научного обеспечения. Другой исследователь Бергер Я.М.8 сконцентрировал внимание на исследовании проблемы трансформации общественного сознания населения КНР от традиции к современности. В исследованиях Титаренко М.Л.9 можно найти анализ причин успеха китайских реформ, среди которых он выделяет понятную всем слоям населения цель реформ, фактически ставшую мобилизующей национальной идеей, последовательность и осмотрительность реформ (взвешенное соотношение между ценой реформ и выгодой населения), политическую стабильность, укрепление национальной самоидентичности и др.

Особое внимание привлекает также последняя работа Виноградо-ваА.В., в которой дан анализ и оценка китаискои модели модернизации. При этом исследователем охвачен исторический период с конца XIX века по настоящее время. Однако и в этой комплексной работе период модернизации с 1978 года по настоящее время раскрывается с точки зрения научно-теоретических аспектов модернизации, причем меньшее внимание уделяется этому процессу с точки зрения практической составляющей, методов его реализации и трансформации институтов политической системы в КНР.

Таким образом, несмотря на целый ряд работ, посвященных модернизации в КНР, следует признать некоторый дефицит исследований, содержащих комплексное исследование теоретико-прикладных аспектов этого процесса, а также процессов трансформации политических институтов КНР, практических методов и техник реализации стратегии модернизации, изуче.

Ли В Ф. Тернистый путь к реальной демократии и либеральной экономике — М., 2003; Образ Китая в современной России. Некоторые проблемы китайской истории и современной политики КНР в исследованиях российских и зарубежных ученых. / Под ред Мамаевой Н Л — М: Русская панорама, 2007, Переюмов Л С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. — М • Издательство ЛКИ, 2007, Портяков В Я. От Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао: КНР в начале XXI века. — М.- ИДВ РАН, 2006; Смирное ДА. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину. — М.: ИДВ РАН, 2005; Степанова Г. А Система многопартийного сотрудничества в КНР — М, 2001. Титаренко МЛ. Китайская цивилизация и реформы. — М., 1999.

См: Гельбрас В. Г Китай после Дэн Сяопина: проблемы устойчивого развития // Полис, № 1, 1995.

8 См • Бергер Я. М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис, № 5−6, 1995.

9 См.: Титаренко М. Л Китайцивилизация и реформы. — М.: Республика, 1999.

10 Виноградов, А В. Китайская модель модернизации: поиски новой идентичности — М., 2008. ние динамики и перспектив дальнейшего развития теоретических и практических составляющих модернизации в Китае, что заметно актуализирует проблему научных изысканий в данном направлении.

Цель диссертационного исследования заключается в исследовании социально-экономической основы социалистической модернизации в КНР как комплексного понятия, включающего в себя теоретико-прикладные аспекты инновационной политики модернизации в Китае.

Необходимость достижения цели исследования определила постановку следующих задач: исследование направлений развития теоретических и традиционных концепций и учений, оказывающих непосредственное влияние на реализацию политики модернизации в КНРисследование основных сущностных характеристик, закономерностей и особенностей реализации инновационной стратегии проведения модернизации в КНРопределение стратегии развития зон освоения высокотехнологичного производства в КНРисследование направления и основных этапов трансформации базовых социально-экономических институтов в процессе инновационной модернизацииоценка возможностей и перспектив процесса модернизации КНР в соответствии с выбранной социалистической моделью развития.

Объектом диссертационного исследования является политика социалистической модернизации в Китае в период с 1978 года по настоящее время.

Предмет диссертационного исследования составляет процесс и механизм реализации инновационной социалистической модернизации в КНР: развитие новых и высоких технологий в Китае.

Гипотеза исследования: В КНР с 1949 года реализуется модернизация социалистического типа, трансформировавшаяся, начиная с 1978 года, в модернизацию нового типа, основанную на традиционных для Китая ценностях, сочетающую социалистические и капиталистические методы. При этом «социалистическая модернизация» представляет собой многоуровневое понятие, благодаря чему можно рассматривать модернизацию на теоретико-прикладном уровне: как теоретический, политико-программный и практически реализованный концепт формирующейся модели социалистической модернизации.

В диссертации были использованы такие общенаучные методы познания социально-политических явлений и процессов, как анализ, сравнение, синтез, индуктивный и дедуктивный методы, а также специальные методы исследования: нормативно-правовой, социологический, метод анализа политической действительности и другие.

Источниками для исследования послужили:

1) Конституция и законодательство КНР, Устав КПК, регулирующие деятельность Коммунистической партии Китая и других политических институтов власти КНР, а также изменения, которые вносились в эти основополагающие документы в период модернизации и реформ;

2) документы высших органов власти, программы и концепции развития, стенограммы выступлений руководителей высших органов государственной власти;

3) работы российских и зарубежных авторов по проблематике теории инновационной модернизации, материалы коллоквиумов и научных конференций;

4) статистические материалы, исследования российских, западных и китайских социологических центров, а также расчеты и прогнозы различных международных организаций таких, как Всемирный банк и др.;

5) периодические издания, публикации китайской прессы, посвященные социально-экономическим изменениям, анализ которых в том числе представлен в таблицах и графиках данной работы;

6) материалы и данные российских и зарубежных интернет-сайтов, экспертные ресурсы, опубликованные аналитические материалы научных центров.

В целом данные источники дают богатый фактический материал и позволяют проследить основные этапы, выделить ведущие тенденции и дать обзор текущего момента реализации политики социалистической модернизации в КНР.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Доказано, что социалистическая модернизация в КНР представляет собой китайскую модель модернизации, базирующуюся на теории строительства социализма с «китайской спецификой», которая является результатом осуществленного правящей политической элитой Китая синтеза марксистских представлений о развитии общества, конфуцианских социально-политических представлений о гармоничном общественном развитии (в частности о построении общества «малого благоденствия» — «сяо кан»), а также капиталистических техник и методов в области экономического реформирования.

2. Обосновано, что важнейшей тенденцией социалистической модернизации в Китае является акцент на инновационном преобразовании экономической сферы общества, с параллельно происходящей трансформацией базовых социальных институтов.

3. На основе анализа основных государственных программ развития науки и техники, выявлены тенденции развития отраслей наукоемких производств, а также показан процесс увеличения доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме производства КНР.

4. Определены особенности проведения социалистической модернизация в КНР. В частности, гарантией эффективности политики социалистической модернизации является выбор и последовательная реализация модели инновационного развития с проведением предварительных экспериментов на местах, рассчитанной на десятилетия вперед и применимой ко всем сферам реформирования в КНР.

5. Обосновано, что в результате реализации политики социалистической модернизации, Китай приобрел статус одной из ведущих мировых держав и это может оказать значительное влияние на характер модернизации других развивающихся государств мира, влияя на международный политический процесс в целом.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть положены в основу теоретических разработок по проблемам модернизации КНР и других развивающихся стран мира.

Полученные в ходе исследования результаты актуальны для описания и изучения процессов инновационного реформирования, его концепций и механизмов.

Практическая значимость исследования. Выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти при корректировке механизма принятия управленческих решений по вопросам модернизации, а также ориентируют на эффективное достижение целей, отвечающих интересам развивающихся государств.

Аналитические разработки и теоретические выводы данной работы могут быть также использованы в дальнейших исследованиях и в качестве материала для курсов по соответствующей тематике, при написании учебных пособий, в процессе преподавания социологических и экономических дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тенденции глобализации мирового развития и стремление Китая не упустить шанс при углублении экономической глобализации направляют использование научно-технических достижений в области новой и высокой техники и технологии для существенного подъема тех промышленных отраслей, которые имеют непосредственное отношение к укреплению экономической мощи страны и ее безопасности. Кроме того, инновации внедряются в отрасли традиционного производства, для совершенствования технического процесса при изготовлении оборудования и внедрении новых технологий для переработки сельскохозяйственной продукции, экономии водных и энергетических ресурсов, отделки хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых изделий и т. д.

В Китае понимают, что процессы глобализации не означают равенства и взаимной выгоды. Тем более они не являются гарантией для экономического роста развивающихся стран. Поэтому расширение условий для роста продукции новых и высоких технологий рассматриваются как кардинальный вопрос инновационной политики социалистической модернизации в КНР.

К настоящему времени высокотехнологичные отрасли китайской экономики перешли от начальной стадии к стадии стабильного развития. Центр тяжести в развитии промышленности высоких технологий сосредоточен ныне в таких областях, как электроника и информатика, новые материалы, биотехнология, электромашиностроение, энергосберегающие технологии, медицина и фармацевтика. В 2005 г. продукция высокотехнологичных отраслей КНР достигла 3,437 трлн. ю., при росте на 23,8% по сравнению с 2004 г. Доля этих отраслей в валовой промышленной продукции страны увеличилась с 10,65% в 1996 г. до 27.9% в 2005 г. В 2005 г. на высокотехнологичную отрасль Китая приходилось 19.8% прироста валовой продукции промышленных предприятий" .

С 1980;х годов в ряде крупных и средних городов, обладающих условиями для развития внешних связей, необходимыми ресурсами, интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, на государственном уровне были созданы 54 зоны освоения новых и высоких технологий, которые стали основой развития промышленности высоких технологий КНР.

Зоны новых и высоких технологий — это одна из форм эффективного соединения экономики и научно-технического прогресса в новых экономических условиях. Зоны высоких технологий, как правило, создаются на территориях с высокой концентрацией высших учебных заведений и университетов. Научные и практические работники зон находятся в авангарде научно-технического прогресса, хорошо знают внешний рынок, знакомы с современной системой управления.

Сегодня на долю зон освоения новых и высоких технологий государственного уровня приходится более 50% общей стоимости продукции отраслей новых и высоких технологий. В дельтах рек Чжуцзян и Янцзы, а также в районе Бохайского залива сконцентрирована большая часть высокотехнологичных предприятий, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке.

99 ЬИр://с1ш1ааЬс 51юуусЫгщо^/2§ и/5у1т/200 701/1:Ю4936.11йп.

Для этих зон выработана соответствующая льготная политика, улучшены условия инвестиций, организована система социального обеспечения. Здесь активно создаются китайские акционерные, совместные, основанные полностью на иностранном капитале предприятия высоких технологий. Все предприятия предварительно проходят экспертизу, они должны иметь условия для быстрого начала выпуска продукции, обладать высоким техническим уровнем, показателем высокой добавленной стоимости, сильной рыночной конкурентоспособностью, быть ориентированными на производство экспортной продукции или замену импортной продукции.

Наблюдается значительная динамика в экономическом развитии зон освоения новых и высоких технологий. Валовая промышленная продукция,.

100 реализованная 53 зонами освоения новых и высоких технологии, увеличилась с 7,12 млрд. ю. в 1991 г. до 2,896 трлн. ю. в 2005 г. Число высокотехнологичных предприятий, увеличилось с 7 в 1991 г. до 41 990 в 2005 г. В 2005 г. общий объем доходов от сбыта продукции всех предприятий, действующих в 53 зонах по освоению новых и высоких технологий, достиг уже 3,442 трлн. ю. — на 25,3% больше по сравнению с показателем 2004 г. На долю этих зон приходится 5,3% общего объема ВВП Китая101.

В зонах развития новых и высоких технологий, в частности, в Пекине и Шанхае, быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные отрасли, такие, как микроэлектроника, связь, выпуск компьютерной продукции и программного обеспечения, биофармацевтика, производство новых материалов и т. д.

В 1998 г. Китай начал осуществлять стратегию развития внешней торговли на основе достижений науки и техники, что содействовало бурному увеличению экспорта высокотехнологичной продукции и повышению конкурентоспособности товаров китайского производства на международном рынке. Благодаря крупномасштабному импорту высоких технологий и осуществ.

100 Научно-технический парк «Нинбо» стал зоной развития новых и высоких технологии государственного уровня в 2007 году.

101 ИПр//пуу эгй org. cntjbggjscydocuments2007070125. httn лению самостоятельных разработок в этой области, Китаю в сравнительно короткие сроки удалось добиться устойчивого расширения объема торговли продукцией высоких технологий. В настоящее время на долю продукции электроники и программного обеспечения приходится 95% общего объема экспорта высокотехнологичной продукции КНР. По экспорту мониторов, мобильных телефонов, цветных телевизоров Китай занимает 1-е место в мире. В соответствии с развитием высокотехнологичных отраслей и изменением спроса на международном рынке Китай намерен своевременно пересматривать перечень экспортной высокотехнологичной продукции, разрабатывать положения, регулирующие экспорт продукции программного обеспечения, стимулировать международное сотрудничество в области традиционной китайской медицины и фармацевтики, оказывать помощь разработке и освоению новых и высоких технологий в сельском хозяйстве, биоинженерии, медицине, в производстве новых материалов и новых энергоносителей и охране окружающей среды.

За последние годы в КНР получены следующие результаты в создании и развитии зон высоких технологий:

1) Созданы благоприятные условия для внедрения в производство достижений науки и техники, создан «инкубационный механизм» для предприятий.

2) Создан механизм внедрения в производство достижений науки и техники, субъектом которого является предприятие. «Зоны новых и высоких технологий» способствуют вхождению предприятий в рынок, разрабатывают перспективные товары, способствуют соединению высоких технологий с рыночной системой.

3) Из специалистов, прошедших обучение за рубежом, подготовлены высококвалифицированные предприниматели, для работы и управления привлечены люди с новым мышлением.

4) Вложены необходимые капиталы для развития предприятий. Специалисты, прошедшие обучение за рубежом, инвестируют не только свои знания, но и капиталы.

В развитии зон не удалось избежать проблем, некоторые из которыхможно решить на уровне самих зон, для других потребуется участие соответствующихорганизаций.

1) Проблема стартового капитала. В настоящее время источником стартового капитала зон являются правительства различных уровней, предприятия, иногда личные капиталы участников, однако они весьма ограничены.

2) В процессе развития производства, особенно при наращивании масштабов обостряются проблемы финансирования, вследствие чего руководством КНР должны быть разработаны механизмы для более эффективного оказания правительственной помощи.

3) Сейчас одной из главных функций зон является «инкубация» высокотехнологичных компаний, при этом работа по последующей поддержке инновационной деятельности проводится довольно слабо. Задачи зон не только в привлечении специалистов и доведении созданных ими предприятий до определенного уровня, но и в их дальнейшем развитии, поиске деловых партнеров, активизации деятельности.

4) Цикл регистрации и утверждения предприятий, привлекающих специалистов, получивших образование за рубежом, довольно долгий — 3−4 месяца. Процедура оформления предприятия с уставным капиталом 60 тыс. долларов почти такая же, как и для предприятий со смешанным капиталом в десятки миллионов долларов.

5) Информационная система является одной из важных артерий современной промышленной системы, особенно для предприятий высоких технологий. Необходимо создать общегосударственную информационную сеть с учетом специфики специалистов, прошедших обучение за рубежом, создать, единый рынок труда, объединяющий специалистов, разбросанных по всей стране.

В целом, несмотря на очевидные успехи в создании «зон новых и высоких технологий», следует отметить, что сфера новых и высоких технологий находится в Китае на одной из начальных стадий развития: Практика последних лет подтвердила эффективность «зон освоения новых и высоких технологий» как формы соединения экономики и научно-технического прогресса для использования возможностей особенно китайских специалистов, обучавшихся за рубежом, создания благоприятных условий для привлечения иностранных капиталовложений, обеспечение постепенной интеграции с мировой экономикой, для повышения международной конкурентоспособности китайских товаров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Чжунго тунцзи няньцзянь — 1986 (Статистический ежегодник Китая- 1986). Пекин, 1986.
  2. Чжунго тунцзи няньцзянь — 1989 (Статистический ежегодник Китая- 1989). Пекин, 1989.
  3. Чжунго тунцзи няньцзянь 1991 (Статистический ежегодник Китая- 1991) — Пекин, 1991.
  4. Чжунго тунцзи няньцзянь — 2002 (Статистический ежегодник Китая- 2002). Пекин, 2002.
  5. Чжунго тунцзи няньцзянь 2003 (Статистический ежегодник Китая -2003). Пекин, 2003.
  6. Чжунго тунцзи няньцзянь 2004 (Статистический ежегодник Китая- 2004). Пекин, 2004.
  7. Чжунго тунцзи чжайяо 2005 (Краткая статистика Китая — 2005). Пекин, 2005.
  8. Чжунго тунцзи няньцзянь 2006 (Статистический ежегодник Китая — 2006). Пекин, 2006.
  9. Чжунго хоцзюй цзихуа тунцзи цзыляо 1999 (Статистические материалы по китайской программе «Факел» 1999 год). Пекин, 2000.
  10. Чжунго хоцзюй цзихуа тунцзи цзыляо — 2003 (Статистические материалы по китайской программе «Факел» 2003 год). Пекин, 2004
  11. Чжунго цзинцзи няньцзянь — 1995 (Экономический ежегодник-Китая 1995). Пекин, 1996.
  12. Чжунго цзинцзи няньцзянь 1996 (Экономический ежегодник Китая- 1996). Пекин, 1997.
  13. Чжунго цзинцзи няньцзянь — 2002 (Экономический ежегодник Китая 2002). Пекин. 2003.
  14. Россия и страны мира. 2004. М., 2004.
  15. Монографии, брошюры, статьи (на русском языке)
  16. Р.М. О становлении рыночного социализма в КНР // Китай: политика реформ и проблемы стабильности: Материалы конф. Центра ист. и полит, исслед. Ин-т Дал. Востока РАН. М., 2001. С. 19−30.
  17. М.А., Фролов И. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 2.
  18. О.Н. Развитие экономической мысли // Китай на пути модернизации и реформ. 1949−1999. М, 1999.
  19. О.Н. «Экономика знаний»: дискуссии в КНР // ПДВ. 2000.
  20. Ван Лолинь, Пэй Чжанхун, Лу Шэнлян. Иностранные инвестиции в Китае: структура, динамика и тенденции развития // Проблемы Дал. Востока. 2001. № 1.с. 85−99.
  21. Ван Цунъминъ, Фу Кэтзя. Свободные экономические зоны КНР и привлечение иностранных инвестиций // Изв. С. Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. № 3. С. 154−166.
  22. В.Г. Куда идет Китай? // МЭиМО, 1998. № 4
  23. СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  24. Глобализация экономики Китая. Под ред. В. В. Михеева. М., 2003.
  25. Десять актуальных проблем экономических реформ Китая, которые необходимо решать в начале XXI века // Прогнозирование развития КНР: экономика, информатика, внешняя политика и безопасность / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 2000. Вып. 9. С. 29−45.
  26. СВ. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М., Междунар. отношения 2001.
  27. ., Чжан Ш. Привлечение прямых иностранных инвестиций: опыт Китая // Правила игры: Экономика, политика, общество. 2000. № 4. С. 55−64.
  28. Значение научно-технического прогресса в экономике КНР в нача-леХХ1 века: Сб.ст. / Сост. И. А. Петухов. М., 2001.
  29. К.Н. Иностранные инвестиции в экономике Китая // Экон. и социал. проблемы России. 2001.№ 3. С 138−151.
  30. А.Г. Теоретические и практические аспекты привлечения иностранных технологий в КНР. М., «Наука», 1991.
  31. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд- Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.?Наука, 2005.
  32. ., Курбатов Д. Об опыте экономических реформ в Китае // Экон. обозрение. Ташкент, 2002, № 4−5. С. 20−23.
  33. П.Б. Проблемы обороны // Китай на пути модернизации и, реформ, 1949−1999. М., 1999. С. 309−318.
  34. П.Б. КНР: Военно-технические аспекты модернизации обороны. М., 2001.
  35. П.Б. Космическая программа Китая // ПДВ. 2001. № 6. С. 71−77.
  36. П.Б. Конверсия военно-промышленного комплекса в свете глобализации китайской экономики // Глобализация экономики Китая. М., 2003. Гл. 12. С. 263−294.
  37. П.Б. КНР: исследование комплексной государственной мощи // Усиление Китая: внутренние и международные аспекты: Тез. докл. ХУМНКККЦиМ. М, 2005. 4.1. С. 17−21.
  38. В.В. Частное предпринимательство в Китае (конец 70-х— начало 90-х годов XX в.). М., 1995.
  39. Китай: Шансы и вызовы глобализации Тезисы докладов XIV Международной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. Части 1,2. М.: ИДВ РАН, 2003.
  40. Китай в мировой и региональной политике (история и современность). Ред.-сост. Е. И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2005.
  41. Китайская Народная Республика в 2004—2005 гг. Политика, экономика, культура / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2005.
  42. Китайско-советские отношения в 50-е годы: проблема советских специалистов //Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.
  43. H.H. Экономические отношения КНР и США. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
  44. К.А. На китайском направлении: Из воспоминаний дипломата. М.: РАН. Ин-т Дал. Вост., 2003.
  45. КНР 55 лет: Политика, экономика, культура. М., 2004.
  46. Китайская Народная Республика в 2000 г. Политика, экономика, культура. М., 2001.
  47. Китайская Народная Республика, в 2001 г. Политика, экономика, культура, М., 2002.
  48. Китайская Народная Республика в 2002 г. Политика, экономика, культура. М., 2003.
  49. Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР / Отв. редактор член-корр. РАН М. Л. Титаренко. М.: РАН. Ин-т Дальн. Востока, 2002.
  50. Ли Цзишэн, Казаринова О. В. Экономические реформы в Китае. М.: Издательство «Дело», 2002.
  51. Ли Цзянъмин. Пути преобразования госпредприятий в КНР: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук: 08.00.14. М.: Рос. АН, Ин-т междунар.экон.и полит. исследований, 1995.
  52. Линь Ифу, Цай Фон, Аи Чжоу. Китайское чудо: Стратегия развития и экон. реформа: Пер. с кит. / Ин-т Дал. Востока РАН, Кит. центр экон. ис-след. при Пекин, ун-те, Гонконг, центр экон. исслед. М.: Ин-т. Дал. Востока, 2001.
  53. А.И. Деятельность специальных экономических зон в условиях реформ: современный китайский опыт / Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Ин-т стратег, исслед. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.
  54. Н.Л. Иностранные инвестиции в Китае как фактор экономического роста: Автореферат диссертации на соискание ученой, степени канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2002.
  55. З.А. Инвестиционная политика Китая — борьба за национальное развитие // Обозреватель-ОЬБегуег, № 10, С. 141
  56. З.А. Китай: стратегические задачи промышленного развития // Обозреватель-Observer, № 7−8, С. 138−139.
  57. З.А., Развитие новых и высоких технологий в КНР в условиях глобализации // Проблемы Дал. Востока.2001, № 6. С. 78−81.
  58. З.А., Основные тенденции развития новых и высоких технологий в экономике КНР // ИМ. Сер. В. 2005. Вып. 19, ч. 2. С. 63−71.
  59. З.А., Инновационные процессы в стратегии индустриального развития Китая // ПТиПУ. 2006, № 3. С. 54−61.
  60. И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996— 2020 гг. и проблемы ее реализации. М., 2002.
  61. JI.B. Перспективы развития инвестиционной сферы КНР // Экономика КНР на пути в XXI век. М., 1999. С. 49−71. (Информ. бюл. / Ин-т Дал. Востока РАН- № 10).
  62. JI.B. Рынок капитала в Китае. Проблемы Дальнего Востока. Москва. 2004. № 5.
  63. A.B. Формирование рынка рабочей силы в КНР. М.: ИДВ РАН, 2003.
  64. A.B. Догнать и перегнать Америку — Новые горизонты китайской экономики в XXI веке. // Политический журнал, 2004. № 37
  65. A.B. Китай: особые экономические зоны удачный социально-экономический проект // ЧТ.2004. № 6. С. 22−23.
  66. A.B. Особенности экономического взаимодействия России и Китая // Россия и Китай: сотрудничество в условиях глобализации. М., 2005. С. 268−304.
  67. A.B. Торгово-Экономическое сотрудничество России и Китая в рамках интеграционных процессов в АТР // Российско-китайские отношения: состояние, перспективы. М., 2005. С. 294−312.
  68. A.B. Экономическая ситуация в КНР: итоги 2005 года и планы на 2006 год // ВДВ. 2006. № 3. С. 330.
  69. И.А. Тенденции развития отрасли электроники и информатики на Тайване // Проблемы модернизации Тайваня: Материалы науч.конф. М., 2001. С. 80−88.
  70. И.А. Тенденции и перспективы развития промышленности «новых и высоких технологий» в КНР // Стратегия превращения Китая в супериндустриальное государство (1996−2050). М., 2002. С. 153−184.
  71. И.А. Тенденции и перспективы развития промышленности новых и высоких технологий // Экономика Китая вступает в XXI век. М., 2004. С. 247−283.
  72. И.А. Подготовка научно-технических кадров, в КНР // Усиление Китая: внутренне и международные аспекты: Тез. докл. XV МНКККЦиМ. М., 2005. Ч. 1. С. 42−46.
  73. М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М., 2004.
  74. В .Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития (конец 70-х — первая половина 90-х годов XX в)/ Информ. бюлл. № 10, 11, 12. М.: ИДВ РАН, 1995.
  75. В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М., 1998.
  76. В.Я. Экономическая реформа в Китае (1979−1999). М., ИДВ РАН, 2002.
  77. Развитие современных информационных технологий в КНР / РАН. Институт Дальнего Востока, Центр научной информации и документации. Экспресс-информация № 7. М., 2002.
  78. Стратегия превращения Китая в супериндустриальное государство (1998−2050): Сб.ст. / Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока- Отв. ред. М.Л. Ти-таренко]. М.: Памятники ист. мысли, 2002.
  79. М.Л. Китай: цивилизация и реформы. М.: ИДВ РАН, 1999.
  80. Титаренко' МЛ. (отв. ред.). Экономика Китая вступает в 21 век. М.: ИДВ РАН, 2004.
  81. М.Л. (отв. ред.). Китай на пути модернизации1 и реформ: 1949−1999. М., 1999.
  82. М. Модернизация Китая: Вызовы времени. Азия и Африка сегодня. М., 2001. № 11. С. 2−6.
  83. Хуан Дингуй. Опыт формирования и функционирования специальных экономических зон в КНР: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук:08.00.14. М.: Ин-т Дал. Востока РАН, 1994.
  84. Цена научно-технического прогресса // НГ-Наука. 1999. № 3.
  85. Чэн Ишэн. Научные парки в Китае. Пробл. Дал. Востока. 1993, № 6, С. 66−70
  86. Экономика Китая вступает в XXI в. / Отв. ред. и предисловие М. Л. Титаренко. М.: РАН. Ин-т Дальн. Вост., 2004.
  87. А.Г. Россия, Китай и мир // Ред.-составитель д.и.н. Б .Т. Кулик. М.: ВДВ РАН, 2002.
  88. Монографии, брошюры, статьи (на китайском языке)
  89. Ван Минбо: Шиси гаосинь цзишу кайфацюй гуннэн (Анализ функции ЗРНВТ)// Ляонин цзяоюй синчжэн сюе юаньсюе бао, 2004, № 11.
  90. Ван Чжиминь. «Цзоучуцюй» чжаньлюе юй чжиду чуаньсинь (Стратегия «выхода за границу» и институциональное обновление). Пекин.2003.
  91. Ван Цзяньань. Лунь гаоцзишу чаньецюй вэй моши (Модели парка высокотехнологичных отраслей), Кэянь гуаньли, 1997, № 4.
  92. Ван Фэнцю. Лунь вого гаосинь цзишу чанье фачжань фэнсянь тоуцзыды бияосин хэ чжэнцэ (О необходимости и стратегии венчурных инвестиций в развитие отраслей новых и высоких технологий нашей страны) // Шанъе яньцзю, 2006, № 19.
  93. Ван Шэнь, Цзэн Ин. Чжунгуаньцунь: Фачу синьжэньвэньды цзуй цянъинь (Чжунгуаньцунь: самый мощный аккорд в появлении новой культуры) // Чжунгуаньцунь, 2004, № 1.
  94. Ван Юйшэн. Чжунго гаоцзишу чаньехуа дэ чулу (Пути китайской высокотехнологичной индустриализации). Пекин. Чжунго юйхан чубаныпэ. 2003.
  95. Вэй Личунь. Цун Синьцу кэсюе гуннъе юань кань Тайвань гаокэ цзичанье фачжань цзинянь.(Глядя на опыт развития высокотехнологичного производства из научно-промышленного парка «СиньЧжу» // Цанцзян лунь-тань, 2002, № 2.
  96. Гу Хайлян, Фан Сяоли. Дэн Сяопин цзяоюй лилунь дэ чжути хэ кэсюэ тиси (Размышления Дэн Сяопина об основных положениях и научной системе образования). Зта.сот.сп. 29 июля 2004 г.
  97. Гу Цаолинь. Чжунго гаоцзишу чанье хэ юаньцюй (Парки и высокотехнологичные отрасли в Китае), Чжунсинь чубаныпэ, 1998, С. 77—82.
  98. Гу Юанъян. Да туйдуань 21 шицзи шицзе цзинцзи фачжань цюйши (Большие выводы — тенденции развития мировой экономики в 21 веке). Нанкин. Цзянсу жэньминь чубаныпэ.2004.
  99. Гуй Тао- Дасюй кэцзиюань ши гаосинь цзишу кайфа цюй чисюй фачжань дэ цзэнчжан цзи (Научные парки это полюс прироста непрерывного развития зон новых и высоких технологий), Уси цингун дасюебао, 2001, № 12
  100. Дун Чжэн. Чжунго Шэньчжэнь, фачжань баогао (Отчет о развитии г. Шэньчжэнь). Пекин. Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаныпэ. 2003.
  101. Кун Сяньфа. Цун цюаньцю кань лянань кэсюе юаньцюй фачжань (Глобальный взгляд на развитие научных парков по обоим берегам Тайваньского залива), Тайвань, 1996.
  102. Ли Чао. Хуавэй гоцзихуа дяоча баогао (Обследовательский доклад об интернационализации компании «Хуавэй») IT шидай чжоукань (Еженедельник «Эпоха информационных технологий»), Пекин, 2004.
  103. Ли Чжицзюнъ. Цзишу цзинцзи юй чжэнцэ таньсо (Экономика технологий и исследование политики). Пекин. Чжунго цайчжэн цзинцзи чубаныпэ. 2005.
  104. Ли Чжэн, Чжан Юн. Синь Чжунгуаньцуньды чуаньцзао чжишу (Созидательные показатели нового Чжунгуаньцуня) // Чжунгуаньцунь, 2005, № 3.
  105. Ли Шучэн. Чжунго миньин rao кэцзи цие фачжань яньцзю баогао (Отчет об исследовании развития высокотехнологичных отраслей промышленности в Китае). Пекин. Цзинцзи кэсюэ чубаныпэ. 2002.
  106. Лю Вэньган. Цзинцзи цюаньцюхуа юй Чжунго цие «цзоучуцюй» чжаньлюе яньцзю (Экономическая глобализация и исследование стратегии выхода китайских предприятий за границу). Пекин 2003.
  107. ПЗ.Лю Гогуан, Ван Лолинь, Ли Цзитэнъ. 2003 нянь: Чжунго цзинцзи синши фэньси юй юйцэ (2003 год: прогноз и исследование экономической4 ситуации в Китае). Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубанышэ. 2003.
  108. Лю Гогуан, Ван Лолинь, Ли Цзитэнь. 2005 нянь: Чжунго цзинцзи синши фэньси юй юйцэ (2005 год: прогноз и исследование экономической ситуации в Китае). Пекин. Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубанышэ, 2005.
  109. Лю Шицзинь, Ян Цзяньлун. 2005 Чжунго чанье фачжань баогао (Отчет о развитии*китайской промышленности — 2005 г.). Пекин. Хуася чубанышэ. 2005.
  110. Лэй Дэсэнь, Хуан Цзинцянь. Гаоцзишу чаньехуа даолу таньсо*(Исследование пути на основе высоких технологий на производство), Жэньминь чубаныиэ, 1995.
  111. Лю Бинь. Лунь чжэнфу дуй гаосинь цзишу кайфацюй дэ гуаньли чжи нэн (О функциях правительством в управлении ЗРНВТ) // Кэцзи цзиньбу юй дуйцэ, 1997, № 2.
  112. Баочжу. Чжунго гаосинь цзишу чанье кайфацюй лилунь юй шиц-зянь, (Теория и практика зон развития новых и высоких технологий в Китае), Чжунго уцзя чубанынэ, 1999, С .42−44
  113. Нин Юеминь. Шицзе чжумин rao кэцзи юаньцюй дэ юни ин хэ фачжань (Управление и развитие известных мировых зон высоких технологий с мировой известностью в мире) Шицзе ди ли яньцзю, 2002, № 1.
  114. Пу Гэньсян, Цзин Хайлун, Сюй Сихуа. Юй хэши сян гаосинь цзишу кайфацюй дэ инъю гуннэн. (Как реализовать необходимую функцию ЗРНВТ) // Кэцзи даобао, 1998, № 6.
  115. Се Гочжун, Ян Сунхуа. Гаокэцзи юаньцюй фачжань лилунь тань-тао (Дискуссия по вопросам теории развития высокотехнологичных парков), Чжунвай цие вэньхуа, 2000, № 16.
  116. Сюй Гуньхуа, Чуанцзао лянхао чжэнцэ хуанцзин, фачжань гаосинь цзишу чанье (Создать хорошую политическую среду, развить новые и высокотехнологичные отрасли) Цюань цюкэ цзи цзинцзи лован, 1998, № 9.
  117. Сюе Вэйсянь. Говай гаоцзишу цие чэнчан моши цзици дуй вогоды циши (Модель развития зарубежных предприятий новых и высоких технологий и уроки для Китая) // Вэйлай юй фа чжань, 2006, № 1.
  118. Ся Хайцзинь. Чжунго гаосинь цюй фачжань чжи Лу (Путь развития ЗРНВТ в Китае) // Чжунсинь Чубаныпэ, 2001, С. 12−15.
  119. Тан Ляньцзи, Цзэн Вэйюн, Чжэн Шуаньи. Лунь Чжунго гаосинь цзишу кайфацюй цзиньжун тиси дэ гоу цзянь (Создание финансовой системы ЗРНВТ в Китае)// Кэцзи цзиньбу юй дуйцэ, 1997, № 5.
  120. Хао Сяотун, Чэнь Цивэй. Фэнсянь тоуцзы Чжунго гаосинь цзишу чанье дуйвай жунцзы дэ цюйдао (Венчурные инвестиции — внешний канал соединения иностранного капитала с высокотехнологичными отраслями КНР), Цзинцзи юй гуаньли яньцзю, 2000, № 3.
  121. Ху Сихуа, Мин Цзе. Чжунго гаосинь цзицу кайфацюй сетяо фачжань дэ сы да вэньти цзи дуйцэ таньтао (Четыре вопроса развития координации и исследование политики в отношении ЗРНВТ Китая) // Кэцзи цзиньбу юй дуйцэ, 2002, № 1.
  122. Хэ Сянхао. Дии дунли: дандай чжунго дэ кэцзи чжаньлюэ вэньти. (Главная движущая сила: вопросы стратегии развития науки и техники в современном китае) Цзиньжи чжунго чубанынэ (чжунго вэньти баогао). 1998.
  123. Цай Ли. Гаоцзишу цзинцзи лунь (Экономическая теория высоких технологий), Цзилинь кэсюе цзишу чубаныпэ, 1995, С. 261−289.
  124. Ци Цзин. 1 Т цие фачжань чжаньлюе (Стратегия развития 1 Т индустрии). Цзинцзи гуаньли чубаныни. 2002. № 1.
  125. Цуй Гуаньцзе. Мэйго гаоцзишу чанье юаньцюй чэнгун дэ цзинянь (Американский опыт научных парков высокотехнологичных отраслей), Чжунго жуань кэсюе, 1993, № 3.
  126. Чжао Хайцзюнъ. Цзинцзи чжунго (Экономика и Китай). Пекин. Чаохуа чубанынэ. 2004.
  127. Чжан Чжунпин, Сун Хуаминь. Гаосинь цзишу чанье гуанлисюе (управление производства на основе новых и высоких технологий), Чжунго шихуа чубаныпэ, 1998.
  128. Чжан Кэцзюнь. Boro гаосинь. кэцзи юаньцюй цзяныдэды бицзяо яньцзю (Сравнительный анализ создания зон новых и высоких технологий в нашей стране), Синань цайцзин дасюе чубаныцэ, 2005.
  129. Чжан Ювэнь. Цянго цзинцзи Чжунго хэпин цзюеци дэ чжаньлюе юй даолу (Экономика сильного государства — Стратегия и путь мирного возвышения Китая). Пекин. 2004.
  130. Чжоу Жэньюань. Шанхай гаосинь цзишу чанье фачжань сянькуан цзици цзинцзи сяоин яньцзю (Исследование нынешней ситуации развития шанхайских отраслей новых и высоких технологий и их экономического влияния) // Кэцзи чуанье юэкань, 2006, № 11.
  131. Чжоу Мин. Гаосинь цзишу чанье тоуцзы хуаньцзин пинцзя тиси яньцзю. (Исследование системы оценки инвестиционного климата в отраслях новых и высоких технологий) // Сиань дяньцзы кэцзи дасюэ сюэбао, 2006, № 5.
  132. Чжу И. Тайвань дицюй гаокэцзи чанье фачжань цзици циши (Развитие и ознакомление с высокотехнологичным производством в районе Тайване), Уханыпи цзинцзи гуаньли ганьбу сюеюань сюебао, 2001, № 9
  133. Чжунго гаосяо кэцзи юй чаньехуа (Изучение науки, техники и индустрии в китайских высших учебных заведениях). Чжунго гаосяо кэцзи юй чаньехуа цзачжишэ. 2003. № 12.
  134. Чжунго гоцзи шума худун юйлэ чаньпинь цзи цзишу инюн чжаньланьхуэй 2004 хуэйкань (Материалы китайской международной выставки цифровых развлекательных продуктов и технологий, 2004 г.). Пекин. 2004.
  135. Чжунго гоцзи шума худун юйлэ чаньпинь цзи цзишу инюн чжаньланьхуэй 2005 хуэйкань (Материалы китайской международной выставки цифровых развлекательных продуктов и технологий, 2005 г.). Шанхай. 2005.
  136. Чжэн Бицзянь, Ян Чуньгуй. Чжунго мяньсян 21 шицзи дэ жогань чжаньлюе вэньти (Некоторые стратегические проблемы, стоящие перед Китаем в 21 веке). Пекин. 2000.
  137. Чэнь Ишэн. Шицзе гаоцзишу юаньцюйдэ лиши фачжань туцзин (Исторические пути развития мировых* парков высоких технологий), Кэсюе гуаньлияньцзю, 1996, № 2.
  138. Чэнь Юнчжун. Чжунго цзяньли. гфо синь цзишу чанье кайфацюй цэидэ цзинянв хэ вэньти (Опыт и вопросы о выработке политики в отношении ЗРНВТ в Китае)// Чжунго гунъе цзинцзи, 1996, № 12.
  139. Чэнь Ли (гл. ред.). Чжунго гоцзя чжаньлюе вэньти баогао (Доклад о проблемах государственной стратегии Китая). Пекин. 2001.
  140. Ши Цзяньсюнь. Чжаньлюе гуйхуа (Планирование стратегии). Пекин. 2004.
  141. Ян Дэлинъ. Чжунго кэцзи синчуан ецзя синвэй юй чэнчжан (Становление китайских лидеров наукоемких и технологичных отраслей: работа и рост). Пекин. Цинхуа дасюэ чубаныыэ. 2005.
  142. Янь Хуэй. Цзай Чжунго жухэ май цие жуаньцзянь. (Как продаются в Китае корпоративные программные продукты) // Чэнсюйюань. 2004. № 10. С. 26−30.
  143. Яо Кай. Лунь гаоцзишу чаньедэ цюй иньсу (Факторы размещении высокотехнологичных отраслей), Вайго цзинцзи юй гуаньли, 1996, № 1.
  144. Ян Чуньни. Говай гаокэцзи юаньцюй ды чэнгун цзинянь хэ циши (Успешный опыт и знакомство с парками за рубежом) // Юньнань цаймао сюеюань сюебао, 2001, № 6.
  145. Янь Вэныпэн: Гаосинь цзишу чанье кайфацюйдэ гуаньли тичжи дэ гайгэ юй чуансинь (Реформы и новации управляющей системы ЗРНВТ) // Чжунго цзинцзи баокань, 2004, № 2.
  146. Монографии, брошюры, статьи (на английском языке)
  147. Aydalot P. and Keeble D. High Technology industiy and innovative environments: the European experience М. London: Routledge, 1988.
  148. Becattini G. Modelli Locali di Sviluppo, Imulino, Bologna, 1989.
  149. Castells M, Hall P. Technopoles of the World: The Making of 21st-century Industrial Complexes //LondomRoutledge. 1994.
  150. Castells, M. The Informational City: Informational Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional ProcessM. Oxford:Blackwell. 1989.
  151. China 2020: Development Challenges in the New Century. WORLD BANK, September 1997, p. 176
  152. D. Felsenstein. The University in the Metropolitan Area: Impacts and Public Policy Implications // Urban Studies, 1996, № 33, pp. 1568−1570, 15 701 580.
  153. Feng Jing. 863 program spurs science and technology. Beijing, 2001. № 13, P. 13−17
  154. M.P.Feldman, R.Florida. The Geographic Sources of Innovation: Technological Infrastructure and Product Innovation in the United States. Annals of the Association of American Geographers, 1994, № 84, pp. 210−229.
  155. Peter Gwynne. Directing Technology in Asia’s Dragon // Research Technology Management, 1993, № 3, pp. 12−15.
  156. PRC State Council. Decision on Accelerating S&T Development. // U.S. Embassy Report. Beijing. November 1996.
  157. Pu Hualin, Que Ying. Why Have Some Transnational Corporations Failed in China? // China & World Economy. Institute of World Economics and
  158. Saxenian, A. Regional. Advantage,-. London: Harvard- University Press. 1994--' ' ' • ' ' ' .
  159. Scott A.J., Storper M. Industrialization and regional development. // London: Routledgc. 1992.
  160. Steven J. Bass. Japanese Research Parks: National Policy and Local Development // Regional Studies, 1998, № 32 (5), pp. 15−17.
  161. U.S. Commercial Technology Transfers, to the People’s Republic of China, (Washington, DC: US Government Printing Office, 1999.)
  162. US Government: Accounting Office, Export Controls: Rapid Advances in China’s Semiconductor Industry Underscore Need for Fundamental U.S. Policy Review, (Washington, DC: GAO, 2002) p. 16.
  163. Varge. A. University Research and Regional Innovation: a Spatial Econometric Analysis of Academic Technology Transfers: Boston, MA: Kluwer Academic Publishers, 1998, pp. 22−25
  164. Wang Fengyu, Cody S. Ding. The Impact of Economic Development on Higher Education in China // China & World Economy. Institute of World Economics and Politics- Chinese Academy of Social Sciences, Volume 12, Number 6, Nov.-Dec. 2004.
  165. W. Francis. National-policy for developing High Technology Industries. Harvard Business Press, 1995, № 33, pp. 1091−1098.
  166. R. Harris. The Impact of the University of Portsmouth on the Economy// Urban Studies, 1997, № 34, pp.605−626.
  167. R.Folrax and H.Folmer. Knowledge Impacts of Universities On Industry: an Aggregate Simultaneous Investment Model. Journal Of Regional Science. 1992, № 32, pp. 437−466.1. Газеты (на русском языке)179.Известия. 2002−2007.180.Коммерсант. 2002−2007.
  168. Российская газета. 2003−2007. (на китайском языке) 182. Жэньминьжибао. 1986−2007.
Заполнить форму текущей работой