Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью на основе ЭЭГ-акустической внешней обратной связи
Апробация работы. Основные результаты, изложенные в диссертации были представлены на XVII съезде Всероссийского физиологического общества имени И. П. Павлова, Ростов-на-Дону, 1998; Всероссийской научной международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения акад. И. П. Павлова, С-Пб., 15−17 сентября, 1999; XXX Всероссийском совещании по проблемам ВНД, посвященном 150 -летию со дня… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Обзор литературы
- 1. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью в детском возрасте
- 1. 1. История изучения и современные представления о СНВГ
- 1. 1. 1. Факторы риска развития СНВГ у детей
- 1. 1. 2. Теории патогенеза СНВГ
- 1. 1. 2. 1. Онтогенетические особенности ЭЭГ у детей
- 1. 1. 2. 2. Нейрофизиологические паттерны СНВГ у детей
- 1. 1. 3. Клиническая картина СНВГ: признаки, критерии синдрома, классификация
- 1. 1. 4. Диагностика СНВГ и дифференциальная диагностика
- 1. 1. 4. 1. Функция внимания: основные этапы и нейрофизиологические механизмы формирования внимания в 33 онтогенезе
- 1. 1. 5. Способы коррекции работы мозга при СНВГ
- 1. 1. История изучения и современные представления о СНВГ
- 1. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью в детском возрасте
- 2. Адаптивная саморегуляция (АС) функционального состояния пациентов на основе внешней обратной связи по параметрам 38 биоэлектрической активности головного мозга
- 3. Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с СНВГ в условиях ЭЭГ-акустической внешней обратной ^ связи (биоакустическая коррекция — БАК)
- 2. 1. Клиническое обследование
- 2. 1. 1. Сбор анамнестических данных
- 2. 1. 2. Определение клинических признаков синдрома
- 2. 1. 3. Оценка степени выраженности симптомов заболевания
- 2. 2. Психофизиологическое обследование: тест количественной 54 оценки нарушений функции внимания
- 2. 3. Нейрофизиологическое исследование
- 2. 3. 1. Процедуры биоакустической коррекции у детей с СНВГ
- 2. 3. 2. Регистрация и преобразование биоэлектрической активности 56 головного мозга в звуковой образ
- 2. 3. 3. Анализ ритмической структуры биоэлектрической 58 активности головного мозга в ходе проведения курса БАК
- 2. 4. Тест «Субъективная Оценка Звука»
- 3. 1. Первичное диагностическое обследование
- 3. 1. 1. Анализ анамнестических данных обследованных детей
- 3. 1. 2. Анализ клинических признаков синдрома по 65 структурированному диагностическому опроснику Уэндера (1998)
- 3. 1. 3. Оценка выраженности симптомов СНВГ по шкале SNAP — IV
- 3. 1. 4. Исследование показателей функции внимания по результатам выполнения теста количественной оценки нарушений функции 68 внимания
- 3. 2. Нейрофизиологическое обследование
- 3. 2. 1. Исследование параметров БЭА мозга у практически 69 здоровых детей (группа контроля)
- 3. 2. 2. Исследование параметров БЭА мозга у детей с СНВГ
- 3. 2. 3. Анализ реорганизации структуры БЭА мозга у детей с СНВГ 77 в ходе проведения сеансов БАК
- 3. 3. Заключительное диагностическое обследование
- 3. 3. 1. Анализ динамики количества клинических признаков 83 синдрома после проведения процедур БАК
- 3. 3. 2. Оценка выраженности симптомов заболевания по шкале 84 SNAP-IV
- 3. 3. 3. Динамика показателей функции внимания по результатам 85 теста количественной оценки нарушений функции внимания
- 3. 3. 4. Данные катамнестического обследования
- 3. 3. 5. Пример клинического наблюдения пациента
- 3. 4. Анализ данных теста «субъективная оценка звука» в ходе сеансов БАК
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью на основе ЭЭГ-акустической внешней обратной связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) у детей в настоящее время представляет актуальную медико-социальную проблему. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей данное заболевание встречается у 5−20% детской популяции (Goldman, Genel, 1998; Брязгунов, Касатикова, 2002; Чутко и соавт., 2009). Относительная распространенность синдрома среди мальчиков выше, чем у девочек и колеблется 5:1 (Корнев, 1995; August et al., 1998; Заваденко и соавт., 1999). СНВГ диагностируется, как правило, в детском возрасте, а с началом обучения в школе нарастает лавинообразно (Ясюкова, 2000). Синдром играет значительную роль в возникновении школьной и социальной дезадаптации (Вострокнутов, 1995; Заваденко и соавт., 1999; Платонова, 2006; Stawicki et al., 2006).
Исследователи и врачи отмечают длительность течения синдрома: более чем у половины детей, страдавших данным заболеванием в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте, а у 30−70% не исчезает и во взрослом (Кучма, Платонова, 1997; Уэндер, Шейдер, 1998; Zuddas et al., 2000; Clarke et al., 2001). Данный контингент детей составляет группу риска по развитию аддиктивных расстройств и девиантного поведения, может стать предвестником целого ряда личностных расстройств, способствует развитию алкоголизма, наркомании, игромании, антисоциального поведения (склонность к совершению преступлений) (Satterfield, Schell, 1997; Яковлев и соавт., 2005; Яковлев и соавт., 2007; Stawicki et al., 2006).
Клинические проявления заболевания определяются 3 симптомокомплексами: 1) нарушения внимания (невнимательность и патологическая отвлекаемость), 2) импульсивность, проявляющаяся неспособностью подавить и/или затормозить ответную реакцию, 3) гиперактивность (общая двигательная и речевая активность чрезмерная для данного возраста и интеллекта ребенка) (DSM-IV, 1994; Уэндер, 1998; Goldman et al., 1998).
Этиология и патогенез СНВГ до настоящего времени недостаточно изучены, поэтому чаще обсуждают факторы риска возникновения синдрома (Лазебник и соавт., 2002): наследственная предрасположенность (Biederman, Faraone, 1990; Gillis et al., 1992; Кучма, Брязгунов, 1994; Gill et al., 1997; Levy, 1998) — неблагоприятное течение перинатального периода (Kainer et al., 1997; Пальчик, 2002; Pineda et al., 2003) — психосоциальные факторы и экологические факторы (Chandola et al, 1992; Заваденко, 2001; Суслова, 2001). Установлено, что в основе патогенеза СНВГ лежат нарушения морфогенеза и функциогенеза: дисфункции нейротрансмиттерных систем мозга (Satterfield, 1984; Zametkin, Rapoport, 1987) — задержка нейроразвития (диффузная церебральная дизрегуляция) (Lubar, 1992; Castellanos et. al., 1996; Filipek et al., 1997; Ноговицин, 1999).
Большое количество этиопатогенетических факторов развития СНВГ обуславливает необходимость комплексного подхода в диагностике и лечении детей с данным расстройством. В настоящее время лечение представляет собой совокупность медикаментозной терапии, психотерапии и нефармакологических методов коррекции поведения (Barkley, 1995; Lubar, 1991; Заваденко, Успенская, Суворинова, 1997; Лазебник и соавт., 2002; Чутко и соавт., 2004; Fox, 2005; Александров, 2006). Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии (позитивные результаты наблюдаются в 60−70%, при комбинированном применении медикаментов — в 75%) (Заваденко и соаиг., 1999). Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата.
Недостатком психологической коррекции является отсутствие 7 объективных критериев оценки состояния детей (Лютова, Монина, 2000).
В этой связи возрастает необходимость поиска методов, адресованных к нейрофизиологическим механизмам адаптивной перестройки интегративных систем мозга, способствующих восстановлению нарушенных физиологических функций.
На сегодняшний день в мировой научно-исследовательской и лечебно-профилактической практике показана перспективность и эффективность применения методов адаптивной саморегуляции (АС) с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга для диагностики и коррекции нарушений у детей с СНВГ (Tansey, 1993; Штарк, Скок, 1998; Любар, 1998; Monastra et al., 2002; Кропотов, 2005; Fox et al., 2005; Holtmann et al., 2006). Предпосылки к созданию методик саморегуляции ритмической активности мозга исходят из исследований, показавших, что ЦНС может регулировать не только физиологические функции организма, но и непосредственно свою активность.
В основе современного метода биологической обратной связи (БОС, в английском варианте — biofeedback) лежит следующий ряд научных открытий: а) работы N. Miller (1966) по выработке у животных висцеральных условных рефлексов (УР) оперантного типаб) данные М.В. Sterman et al. (1974) о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторного усиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человекав) открытие J. Kamiya (1969) способности испытуемых произвольно изменять параметры своей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи об их текущих значениях. В настоящее время методы адаптивной саморегуляции с внешней обратной связью по параметрам ЭЭГ — это аппаратно — компьютерные комплексы предназначенные для регистрации показателей биоэлектрической активности головного мозга, записи и обработке 8 компьютерными программами и предъявлении текущей информации о функциональном состоянии мозга пациенту. Если снабдить сознание информацией о функциональных изменениях мозга, то мозг, обладая большой пластичностью, получает возможность сознательной регуляции. На основе механизмов саморегуляции вырабатываются новые функциональные состояния нервной системы и мозг может нормализовать свою работу (Черниговская и соавт., 1982).
Лечебные сеансы адаптивной саморегуляции при синдроме нарушения внимания обычно направлены на увеличение быстрой активности ЭЭГ в бета диапазоне при одновременном подавлении тета активности и электромиографической (ЭМГ) активности (Tansey, 1993; Штарк, Скок, 1998; Любар, 1998; Monastra et al., 2002; Яковенко и соавт., 2003; Никешина и соавт., 2004; Чутко, Пальчик, Кропотов, 2004; Кропотов, 2005; Fox et al., 2005; Holtmann, Stadler С. et al., 2006). Данные литературы свидетельствуют, что для коррекции нарушений у детей с СНВГ, в большинстве методов адаптивной саморегуляции применяются стратегии биоуправления, которые ограничиваются заданием на подавление или увеличение интенсивности того или иного ритма ЭЭГ. Сигнал обратной связи представлен в виде музыки или синтезированного звука, модулированного параметрами ЭЭГ пациента.
Очевидно, что применение произвольной регуляции параметров биоэлектрической активности будет вызывать определенные трудности в тех случаях, когда следствием болезни является страдание волевой сферы личности. Кроме того, концепция произвольной регуляции функций требует указания тех желательных параметров, к которым необходимо привести физиологический процесс. Но, во-первых, параметры ЭЭГ в значительной мере индивидуальны (Русинов, 1987; Жирмунская, Лосев, 1997) и, во-вторых, учитывая целостность пространственно-временной структуры биоэлектрической активности мозга человека (Ливанов, 1988), таких 9 желательных параметров может быть множество. Эти моменты значительно осложняют организацию эффективной процедуры ЭЭГ-БОС. Однако анализ литературы по нейробиоуправлению указывает на то, что увеличение эффективности метода возможно за счет введения индивидуальных стратегий регулирования ЭЭГ, в которых бы учитывалась неповторимость биоэлектрической активности каждого индивида (Черниговская, 1976, Черниговская и соавт., 1982; Sterman- 2000; Штарк, 1998; Святогор, 2000; Святогор и соавт., 2000).
Перспективным направлением исследований является применение метода адаптивной саморегуляции БЭА головного мозга на основе ЭЭГ-акустической внешней обратной связи — биоакустическая коррекция (БАК) (Константинов К.В., 2002; Константинов, Мирошников, Трушина, 2007). Коррекция функционального состояния достигается процедурами прослушивания звукового образа БЭА головного мозга. Звуковой образ создается на основе текущего компьютерного преобразования ЭЭГ путем транспонирования диапазона колебаний в область слышимых частот. При данном методе преобразования ЭЭГ, в звуковом образе сохраняется исходная информация о функциональном состоянии головного мозга (отражены основные физиологически значимые параметры ЭЭГ: амплитуда, частота, фазы колебаний, а также целостность ее пространственно-временной структуры). Данное преобразование дает возможность пациентам в реальном времени услышать биоэлектрическую активность собственного головного мозга и связать изменения звукового образа с изменениями своего функционального состояния. Особенностью наблюдаемых эффектов биоакустической коррекции является непроизвольность саморегуляции функционального состояния человека. В методе БАК испытуемому не ставится задача что-либо менять в собственной ЭЭГ используя волевые усилия, но дается единственное задание: «Слушать работу собственного мозга». Такой способ организации
10 адаптивной саморегуляции позволяет предположить, что применение БАК может быть эффективным у пациентов с проблемами в волевой сфере, с нарушенными способностями к концентрации внимания, астенизированных и способствует организации адекватной саморегуляции психофизиологического состояния (Константинов, Сизов, Мирошников, Клименко, 2000, 2001; Константинов, 2002).
Цель работы. Анализ эффективности курса адаптивной саморегуляции в условиях ЭЭГ — акустической внешней обратной связи основанный на исследовании динамики психофизиологических и нейрофизиологических показателей у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью в ходе проведения лечебных сеансов.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи.
1. Анализ динамики клинических признаков синдрома в соответствии с критериями DSM-4 и МКБ-10 и оценка выраженности симптомов по шкале SNAP — IV в процессе проведения лечебных сеансов адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ — акустической внешней обратной связи.
2. Оценка изменения параметров функции внимания в ходе курса адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ — акустической внешней обратной связи, по результатам выполнения психофизиологического теста количественной оценки нарушений функции внимания.
3. Исследование параметров БЭА мозга у детей с СНВГ и анализ реорганизации структуры ЭЭГ в ходе биоакустической коррекции.
Основные положения выносимые на защиту.
1. Метод адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ — акустической внешней обратной связи приводит к устойчивому, долговременному улучшению психофизиологического состояния у детей с СНВГ и может эффективно применяться для их лечения.
2. Нормализация психофизиологического состояния детей с СНВГ при проведении сеансов биоакустической коррекции выражается достоверным уменьшением клинических признаков синдрома, снижением степени выраженности симптомов, улучшением показателей функции внимания.
3. В ходе процедур биоакустической коррекции происходит реорганизация структуры ЭЭГ, которая приводит к нормализации биоэлектрической активности головного мозга (увеличению индекса альфа ритма и его структурированностидостоверному снижению уровня межполушарной асимметрии, уменьшению соотношения мощности тета и бета ритмов в лобных отведениях (индекс невнимательности). Научная новизна работы.
Впервые в клинической практике для лечения детей с СНВГ применен метод адаптивной саморегуляции психофизиологического состояния пациентов в условиях ЭЭГ-акустической внешней обратной связи (биоакустическая коррекция — БАК).
С помощью системы объективных критериев, включающей ряд клинических, психофизиологических и нейрофизиологических показателей, обосновано клиническое применение данного метода при лечении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В работе впервые представлен анализ реорганизации БЭА головного мозга непосредственно во время проведения лечебного сеанса и в ходе курса БАК. Анализ реорганизации ЭЭГ выявил долгосрочные и устойчивые изменения параметров ЭЭГ у пациентов, успешно завершивших курс БАК.
Полученные нами результаты вносят существенный вклад в понимание нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе нарушения внимания и поведения у детей с СНВГ и их коррекции.
Полученные данные вносят вклад в понимание нейрофизиологических механизмов лежащих в основе принципов биоакустической коррекции.
Научно-практическое значение результатов работы
Результаты настоящей диссертационной работы используются в научно — исследовательской деятельности Физиологического отдела им. И. П. Павлова НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН.
Процедуры адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ — акустической внешней обратной связи эффективно применяются в практической работе 3 Городской психиатрической больницы им. И.И. Скворцова-Степанова в комплексном лечении детей и подростков с девиантным поведением.
Исследования показали, что метод биоакустической коррекции может быть использован для подбора наиболее эффективных стратегий адаптивной саморегуляции в коррекции нарушений наблюдаемых у детей с СНВГ.
Высокая эффективность применения БАК у пациентов с проблемами в волевой сфере, с нарушенными способностями к концентрации внимания, астенизированных позволяет рекомендовать курс лечебных сеансов БАК для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Результаты исследования используются в курсе лекций для родителей, учителей, врачей практиковв процессе обучения студентов.
Личный вклад соискателя. Все исследования проведены автором самостоятельно: сбор анамнестических данных, проведение диагностического обследования (клинического, психофизиологического), проведение лечебно-диагностических сеансов БАК, динамическое наблюдение больных, обработка результатов и анализ данных полученных при психофизиологическом и нейрофизиологическом обследованиях.
Апробация работы. Основные результаты, изложенные в диссертации были представлены на XVII съезде Всероссийского физиологического общества имени И. П. Павлова, Ростов-на-Дону, 1998; Всероссийской научной международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения акад. И. П. Павлова, С-Пб., 15−17 сентября, 1999; XXX Всероссийском совещании по проблемам ВНД, посвященном 150 -летию со дня рождения И. П. Павлова, С-Пб., 15−18 мая 2000 г.- VII конференции Всероссийской школы молодых ученых «Актуальные проблемы нейробиологии», Казань, 27−29 сентября, 2000; Юбилейной Международной конференции по нейрокибернетике, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А. Б. Когана, Ростов на Дону, 2002; XVI общероссийском форуме «Здоровье России и биологическая обратная связь», СПб., 16−23 марта, 2003; XVI общероссийском форуме «Здоровье России и биологическая обратная связь», СПб., 16−23 марта, 2003; 10-th Jubilee Multidisciplinary International Conference of Biological Psychiatry «Stress and Behavior» SPb., 16−20 may, 2007; 2 международном конгрессе «Психосоматическая медицина — 2007», СПб., 31 мая -1 июня, 2007; I Всероссийской научно-практической конференции «Количественная ЭЭГ и нейротерапия», СПб., 15−16 октября 2007; 4 Международном Междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым, Украина, 10−20 июня, 2008; 2 Съезде Российского общества Медицинской элементологии «Адаптационная физиология и качество жизни» Москва, 14−16 мая, 2008; II Всероссийской научно-практической конференции «Количественная ЭЭГ и нейротерапия», СПб., 27 — 29 апреля 2009; 5 Международном Междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым, Украина, 6−13 июня, 2009. Диссертационная работа была апробирована на научном заседании Физиологического отдела им.
И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН 3 июня 2009 г. Публикации.
По теме диссертации опубликовано 19 работ, из них 2 статьи в журналах рекомендуемых ВАК.
Объем и структура диссертации.
выводы
1. Применение адаптивной саморегуляции в условиях ЭЭГ-акустической внешней обратной связи у детей с СНВГ, уменьшает количество клинических признаков и снижает степень выраженности симптомов заболевания.
2. По данным психофизиологического теста на внимание использование адаптивной саморегуляции в условиях ЭЭГ-акустической обратной связи оптимизирует функцию внимания, что проявляется улучшением специфических показателей внимания — уменьшением количества ошибок пропуска значимых стимулов, контролем импульсивности.
3. В ходе процедур БАК происходит нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга: увеличивается индекс альфа ритма, он приобретает структурированностьдостоверно уменьшается соотношение мощности тета ритма к бета ритму в лобных отделах мозгаснижается уровень межполушарной асимметрии.
4. Положительная динамика психофизиологического состояния и нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга пациентов с СНВГ сопровождается повышением субъективной оценки восприятия акустического образа собственной ЭЭГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании методов адаптивной саморегуляции с внешней обратной связью по ЭЭГ для лечения детей с СНВГ возможны разные стратегии адаптивной саморегуляции (Яковлев и соавт., 2007). В ряде случаев оправдано использование концепции направленной, локальной коррекции параметров ЭЭГ у детей с СНВГ, в частности, подавление тета активности и увеличение бета активности в лобных отведениях, увеличение мощности альфа ритма. Однако анализ литературы по нейробиоуправлению указывает на то, что увеличение эффективности методов нейротерапии возможно за счет введения стратегий регулирования ЭЭГ, в которых бы учитывалась неповторимость биоэлектрической активности мозга каждого пациента.
В настоящем исследовании проведен анализ эффективности применения курса адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГакустической внешней обратной связи (биоакустической коррекции).
Принципиальными отличиями метода биоакустической коррекции от известных способов биоуправления является: 1) создание такого сигнала обратной связи, который является образом реального физиологического процесса отражающего функциональное состояние пациента. Это подразумевает полное и точное отображение параметров ЭЭГ в звуковом образе (частотно-временных, амплитудных, пространственных) — 2) отсутствие конкретного задания пациенту на какие-либо переделки собственной ЭЭГ. Исходно простая инструкция — сидеть и слушать акустический образ собственной ЭЭГ — облегчает проведение лечебных сеансов и дает возможность использования метода при дефиците когнитивной и эмоционально-волевой сферы психической деятельности. Процедура нейробиоуправления в этих условиях оказывается достаточно проста и доступна даже для тех пациентов, у которых волевые усилия вызывают определенные трудности, а слишком высокий уровень
107 импульсивности и невнимательности не позволяет ребенку направленно регулировать собственную БЭА.
В работе показано, что лечебные сеансы БАК привели к реорганизации БЭА у детей с СНВГ, которая проявилась в нормализации показателей ЭЭГ головного мозга. Реорганизация БЭА сопровождалась достоверным снижением количества клинических признаков синдрома и снижением среднего балла выраженности симптомов, улучшением специфических критериев функции внимания. Улучшение психофизиологического состояния и нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга пациентов с СНВГ сопровождалось увеличением субъективной оценки восприятия акустического образа собственной ЭЭГ после курса БАК.
Важным является тот факт, что в ходе сеансов БАК в группе практически здоровых детей не было достоверных изменений структуры ЭЭГ. Следовательно, сеансы биоакустической коррекции не могут нанести вред мозгу находящемуся в состоянии нейрофизиологической нормы. Напротив, сеансы БАК корректируют только патологические сдвиги в мозговой деятельности. Так же у практически здоровых детей не было отмечено повышения оценки теста СОЗ.
Проведенные катамнестические исследования показали, что параметры БЭА сохранялись устойчиво в течение длительного времени после успешного проведения курса БАК. Повторные обращения были вызваны перенесенными травмами, стрессовыми ситуациями. Необходимо отметить, при повторном обращении достаточно провести 3−5 сеансов и жалобы ослабевали или полностью прекращались.
Анализ полученных результатов позволяет сделать заключение о целесообразности использования метода биоакустической коррекции для диагностики и лечения детей с СНВГ.
Список литературы
- Александров С.И. Комплексная реабилитация детей с нарушением внимания и гиперактивностью. // Актуальные вопросы реабилитации. Материалы городской научно-практической конференции. 15.11.2006. СПб.-С. 72−74.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000. — 400 с.
- Алферова В.В., Фарбер ДА. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. — С. 45−65.
- Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Руководство по физиологии. Возрастная физиология. М.- Наука, 1975. -С. 5−67.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1996. -№ 2.-С. 51−60.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. М., 1984. — 575 с.
- Бадалян Л.О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей: (Обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 74−90.
- Баранов-Крылов И.Н., Шуваев В. Т. Нейрофизиологические индикаторы произвольного и непроизвольного зрительного внимания у человека // Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 6. — С. 31−41.
- Безруких М.М., Мачинская Р. И., Крупская Е. В., Семенова О. А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ / Новые исследования (альманах). 2006. — Т. 10, № 2. — С. 9−36.
- Безруких М.М., Крупская Е. В., Мачинская Р. И., Семенова О. А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ. Экспертный доклад /CAF. Россия. — 2007.
- Бекшаев С.С., Левина М. Ю., Яковлев Н. М., Ващилло Е. Г. Динамика структуры электроэнцефалограммы у больных неврозом в процессе лечения методом электроэнцефалографической биологическойобратной связи // Биоуправление-3. Новосибирск, 1998. — С. 203−211.110
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. JL: Медицина, 1971. — 119 с.
- Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. JL: Наука, 1980.-208 с.
- Благосклонова Н.К., Новикова JI.A. Детская клиническая электроэнцефалография. -М. Медицина, 1994. 205 с.
- Болдырева Г. Н., Шарова Е. В., Добронравова И. С. Роль регуляторных структур мозга в формировании ЭЭГ человека // Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 5. — С. 19−34.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Ин-та психотерапии. — 2001. — 96 с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
- Богданов О.В., Пинчук Д. Ю., Михайленко E.JI. Эффективность различных форм сигналов обратной связи в ходе лечебных сеансов функционального биоуправления // Физиология человека. 1990. — Т.5. № 1.С. 13−17.
- Василевский Н.Н. Адаптивная саморегуляция функций (некоторые вопросы теории и экспериментального анализа). Материалы симпозиума «Саморегуляция нейрофизиологических механизмов интегративной и адаптивной деятельности мозга». — JL, 1972. — С. 12−15.
- Вассерман E.JI. Методические аспекты цифровой электроэнцефалографии: Пособие для врачей. СПб.: Изд-во «ФАРМ индекс», 2002. — 128 с.
- Верещагина А.А., Кайданова Е. А. Значение обратной связи при адаптивном регулировании патологической биоэлектрической активности мозга // Физиология человека. 1981. — Т. 7, № 4. — С. 579.
- Вернар Ч., Керинг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК- М.: OJIMA-ПРЕСС., 2004.-381 с.
- Владимирова Г. А. Электроэнцефалография. Функциональная диагностика в детском возрасте. София, 1979. — С. 55−91.
- Волынкина Г. Ю., Суворов Н. Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. JL: Наука, 1981. — С. 68−74.
- Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.-С. 8−11.
- Выготский JI.C. Собр. соч. Т.4. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. — С. 244−258.
- Выготский JI.C. Собр. соч. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. — С. 376−385.
- Горбачевская H. JL, Заваденко Н. Н., Якупова JI. JL, Сорокин А. Б., Суворинова Н. Ю., Григорьева Н. В., Соколова Т. В. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности // Физиология человека. 1996. — Т 22, № 5. — С. 49−55.
- Горев А.С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния центральной нервной системы // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука, 1990. -С. 121−134.
- Гринь-Яценко В.А. и соавт. Эффективность использования электроэнцефалографической биологической обратной связи в коррекции нарушений внимания у детей // Биологическая обратная связь. 2000. -№ 3. — С. 20−28.
- Гринь-Яценко В. А Нейрофизиологические корреляты селекции действий при ЭЭГ-биоуправлении у детей с нарушениями внимания: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 2001. — 25 с.
- Гузева В.И., Шарф М. Я. Минимальная мозговая дисфункция: Рук-во по дет. неврологии / Под ред. В. И. Гузевой. СПб.: ЛБГПМА, 1998. — С. 226−232.
- Гусельников В.И. Электрофизиология головного мозга. М., 1976.-423 с.
- Демина Л.Д., Хомская Е. Д. О межполушарной асимметрии зрительных вызванных потенциалов в условиях непроизвольного и произвольного внимания. В кн.: Нейрофизиологические механизмы внимания. — М., 1979. — С. 148.
- Джафарова О.А., Донская О. Г., Зубков А. А., Лазарева О. Ю., Мазурок Б. С., Тарасов Е. А., Штарк М. Б., Шульман Е. И. Технология игрового биоуправления // Биологическая обратная связь. 1999. — № 3. — С. 14−17.
- Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. — 352 с.
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985. — 144 с.
- Дубровинская Н.В., Мачинская Р. И., Кулаковский Ю. В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональнойорганизации мозга при внимании // Журнал ВНД 1997. — Т. 47, № 2. — С. 196−201.
- Жирмунская Е.А., Лосев B.C. Электроэнцефалография в клинической практике. М., 1997. — 118с.
- Заваденко Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Автореф. дис. д-ра мед. наук., 1998.
- Заваденко Н.Н., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журнал неврология и психиатрии. 1997. — № 1. — С. 57−61.
- Заваденко Н.Н., Петрухин А. С., Семенов П. А., Суворинова Н. Ю. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии // Инстенон: опыт клинического применения. СПб., 1999. — С. 91−97.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа пресс, 2001. — 128 с.
- Захарова Н.Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения ЦНС при воспроизведении музыки (к проблеме исследования положительных эмоций) // Журнал ВНД. 1982. — Т. 32, № 5. — С. 915−924.
- Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография. Таганрог, 1996.- 358 с.
- Зимкина AM., Меницкий ДН, Анюмонов ЮГ., Зингерман AM., Лоскутова Т. Д, Шишкин БМ. Механизмы саморегуляции функций и функциональных состояний. В кн.: Адаптивная саморегуляция функций. -М., 1977.-С. 149.
- Ивановский Ю.В., Сметанкин А. А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Биологическая обратная связь. 2000. — № 3. — С. 2−9.
- Илюхина В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. Л., 1986. — 171 с.
- Ильюченок И.Р. Различия частотных характеристик ЭЭГ при восприятии положительно эмоциональных, отрицательноэмоциональных и нейтральных слов // Журнал высшей нервной деятельности. 1996. — Т. 46, № 3. — С. 457−468.
- Климова-Черкасова В. И. Функциональные состояния и адаптивные возможности мозга // Высшие функции мозга в норме и патологии. Память и эмоции. Л., 1979. — 28 с.
- Князева Т.С., Пашина А. Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 1. — С. 123−127.
- Константинов К.В., Сизов В. В., Мирошников Д. Б. Патент на изобретение № 2 192 777 «Способ биоакустической коррекции психофизиологического состояния организма» приоритет от 7.04.2000. Зарегистрирован 20.11.2002.
- Константинов К.В., Сизов В. В., Мирошников Д. Б., Клименко В. М. О возможных механизмах саморегуляции ЭЭГ и психофизиологического состояния человека в условиях акустической обратной связи // Биологическая обратная связь. 2001. — № 4. — С. 19−23.
- Константинов К.В. Саморегуляция психофизиологического состояния человека в условиях ЭЭГ-акустической обратной связи / Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. СПб., 2002.
- Константинов К.В., Мирошников Д. Б., Трушина В. Н. Непроизвольная саморегуляция функционального состояния ЦНС в методе ЭЭГ-акустической коррекции // Матер. Всеросс. науч.-пракг. конф.
- Количественная ЭЭГ и нейротерапии", СПб., 15−16 октября 2007 г. С. 47.
- Корнев А.Н. О влиянии фактора половой принадлежности на распространенность и клинические симптомы резидуально-органических поражений мозга у детей // Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии / Под ред. Д. Н. Исаева. 1986. — С. 69−73.
- Корнев А.Н. Дизлексия и дизграфия у детей. СПб., 1995. — 220 с.
- Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2005. — 148 с.
- Крупская Е.В., Мачинская Р. И. Особенности организации внимания у детей с синдромом дефицита внимния и гиперактивности (аналитический обзор) // Журнал ВНД 2006. Т. 56, № 6. — С. 731−741.
- Крупская Е.В. Функциональная зрелость глубинных регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с СДВГ / Кандидатская диссертация на соискание степени кандидата биологических наук по специальности психофизиология. М., 2006.
- Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: Учебно-методическое пособие / Автор: А. Н. Кутейников. Рецензент: А. Д. Наследов. СПб.: СПбАА, 2005. — 75 с.
- Кучма В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М.: Олег и Павел, 1994.. 44 с.
- Кузьмина Т.В., Владимиров А. Д. Оценка функционального состояния структур мозга методом измерения времени реакции // В сб. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985. — С. 190.
- Кучма В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. М., 1997. — 196 с.
- Лазебник Т.А., Чутко Л. С., Кропотов Ю. Д., Иов А.С. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперакгавносгью у детей / Методическое пособие / Под ред. Т. А Лазебник СПб., 2002. — 48с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003. — 141с.
- Левин Я.Н. «Музыка мозга» в лечении больных инсомнией // Журн. неврол. и психиатр. 1997. — Т. 97, № 4. — С. 39−43.
- Лесны И. (Lesny I.) Клинические методы исследования в детской неврологии. М.: Медицина, 1987. — 175 с.
- Ливанов М.Н. Ритмы электроэнцефалограммы и их функциональное значение // Журнал ВНД. 1984. — Т. 12, № 3. — С. 3−21.
- Ливанов М.Н., Русинов B.C., Симонов В. П. Диагностика и прогнозирование функционального состояния головного мозга человека. -М., 1988.-205 с.
- Лицев А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе ММД у детей раннего возраста. Афтореф дисс. канд. мед. наук. — М., 1995. — 21с.
- Лохов М.И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок. ООО «ЭЛБИ-СПБ», СПб., 2003. 320 с.
- Лохов М.И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок. 3 издание. — СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПБ», 2008. — 320 с.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. -Т. 20, № 5. — С. 34−46.
- Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 45 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд. МГУ, 1973.192 с.
- Любар Д.Ф. Биоуправление. Дефицит внимания и гиперактивность (диагностика, клиника и эффективность лечения). -Биоуправление-3: теория и практика. Новосибирск, 1998. — С. 142−162.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 190 с.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. СПб.: Сова, М: ЭКСМО-Пресс, 2002. 192 с.
- Маркман В.Г., Боргест А. Н. Адаптивное управление как метод регуляции функционального состояния человека. Биоуправление-2. -Новосибирск, 1988. — С. 43−51.
- Мачинский Н.О., Мачинская Р. И., Труш В. Д. Альфа-диапазон ЭЭГ при направленном внимании / Журн. высш. нервн. деят. 1987. -Вып. 37, № 4. — С. 674−680.
- Мачинская Р. И., Крупская Е. В. Влияние функциональной незрелости регуляторных структур мозга на организацию зрительного внимания у гипреактивных детей 7−8 лет // Вестник Поморского университета. 2005. — № 2. — С. 30 — 42.
- Мачинская Р.И., Крупская Е. В. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста // Вестник Поморского Университета. 2007. — № 4. -С. 8−15.
- Мачинская Р.И., Крупская Е. В. ЭЭГ-анализ функционального состояния глубинных регуляторных структур мозга у гиперактивных детей 7−8 лет / Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 3. — С. 122.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1994. — 300 с.
- Монина Г., Лютова Е. Работа с «особым» ребенком // Первое сентября. 2000. — № 10. — С. 7−8.
- Мухина B.C. Детская психология. 2-ое издание. — М., 2000.287 с.
- Наатанен Р. Избирательное внимание и вызванные потенциалы // Нейрофизиологические механизмы внимания. М.: Изд. МГУ, 1979. — С. 100−118.
- Наатанен Р. Внимание и функции мозга / Пер. с анг. под ред. Е. Н. Соколова. М.: Изд. МГУ, 1998. — 559 с.
- Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологич. журн. 1984. — Т. 5, № 6. -С. 79−85.
- Ноговицин В. Особенности структуры мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Новости неврологии в Интернете. 1999. — Сайт: http: neurohelp. Psi. Med.ru.
- Ноговицина О.Р., Левитина Е. В. Неврологический аспект клиники, патофизиологии и коррекции нарушений при синдроме дефицита внимания // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2008. — Т. 108, № 3. — С. 49−52.
- Ноздрачев А.Д., Баженов Ю. И., Баранникова И. А., Батуев А. С. Начала физиологии: учебник для вузов. Под ред. акад. А. Д. Ноздрачева. -СПб.: Лань, 2001.- 1088 с.
- Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996. — 288 с.
- Пальчик А.Б., Чугреев И. В. Клиническая и электроэнцефалографическая характеристика синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости у новорожденных // Педиатрия. -1997.-№ 3,-С. 11−15.
- Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. СПб.: Питер, 2002.384 с.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. — Т. 19, № 4. — С.-5−9.
- Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
- Поворинский А.Г., Заболотных В. А. Пособие по клинической электроэнцефалографии. Л: Наука, 1987.
- Полонская Н.Н., Яблокова JI.B. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников / I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. М.: Изд. «Российское психологическое общество», 1998. — С. 231−240.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. -СПб.: Речь, 2000.-402 с.
- Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 140 с.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. К. Психогенетика. М., 1999. — 447 с.
- Развитие мозга ребенка / Под ред. С. А Саркисова. Л.: Медицина, 1965. — 394 с.
- Русинов B.C., Гриндель О. М., Болдырева Г. Н. Биопотенциалы мозга человека. М.: Медицина, 1987. — 256 с.
- Святогор И.А. Метод биоуправления потенциалами головного мозга и его клиническое применение // Биологическая обратная связь. — 2000.-№ 1.-С. 5−7.
- Святогор И.А., Моховникова И. А., Бекшаев С. С., Фролова Т. А. Оценка эффективности и успешности использования метода биологической обратной связи в управлении потенциалами мозга // Биологическая обратная связь. 2000. — № 1. — С. 8−11.
- Святогор И.А. Классификация ЭЭГ-паттернов и их нейрофизиологическая интерпретация при дезадаптационнных расстройствах // Биологическая обратная связь. 2000. — № 3. — С. 10−19.
- Семенова Л.К., Васильева В. В., Цехмитренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. — С. 8−45.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
- Симерницкая Э.Г., Скворцов И. А., Московичюте Л. И. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методиче- ские рекомендации. М., 1988.-22с.
- Сиротюк A.JI. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.: Сфера, 2002. — 128 с.
- Скок А.Б., Шубина О. С., Джафарова О. А., Верёвкин Е. Г. Электроэнцефалографический метод альфа-тета тренинга при лечении аддикгивных расстройств//Биоуправление-3: Теория и практика. Новосибирск, 1998. — С. 180−187.
- Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи: методологические основы // Биологическая обратная связь. 1999. — № 1. -С. 36.
- Сороко С.И., Суворов Н. Б., Кутуев В. Б., Бекшаев С. С. Индивидуальные особенности произвольной регуляции биоэлектрической активности мозга // Физиология человека. 1975. — Т. 1, № 5. — С. 746.
- Сороко С.И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. JL, 1990. — 205 с.
- Сороко С.И., Мусуралиев Т. Ж. Возможности направленных перестроек параметров ЭЭГ у человека с помощью метода адаптивного биоуправления. Ж. Физиология человека. 1995 г. Т. 21, № 5. С. 5 17.
- Степанова В.А. Выражение чувств и эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста в рисунке человека и в рисунке семьи // Журнал психологической диагностики. 2003. — № 4−5. — С. 80−88.
- Строганова Т.А., Посикера И. Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев (электроэнцефалографическое исследование) // Мозг и поведение младенца / Под ред. О. С. Адрианова. М., 1993. — С. 78−101.
- Строганова Т.А., Орехова Е. В., Посикера И. Н. Тета-ритм ЭЭГ младенцев и развитие механизмов произвольного контроля внимания на втором полугодии первого года жизни // Журн. высш. нервн. деят. 1998. -Т. 48, № 6. — С. 945−952.
- Суворов Н.В., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы направленного внимания. JL: Наука, 1985. — 287 с.
- Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики (психологическое тестирование детей и подростков). — СПБ.: Издательство «Аспект Пресс», 2008. 319 с.
- Суслова Г. А. Научное обоснование организации медицинской помощи детям с нарушениями психосоциального развития (на примере ММД). Диссертация д-ра мед. наук. — 2001.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. -М.: Медицина, 1986. 194 с.
- Трошин В.М., Халецкая О. В., Радаев A.M., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. — № 2. — С. 72−75.
- Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под редакц. Р. Шейдера. М., 1998. — С. 222−236.
- Фарбер Д.А., и соавт. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука, 1990. 198 с.
- Фарбер Д.А., Кирпичев В. И. Электроэнцефалографические корреляты индивидуальных особенностей умственной одаренности // Журнал ВНД. 1995. — Т. 35, № 4. — С. 649.
- Фарбер Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М: Изд. «Просвещение», 1972. — 215 с.
- Фарбер ДА, Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика альфа-ритма электроэнцефалограммы // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 5. — С. 5 -12.
- Физиология развития ребенка / Под ред. Д. А. Фарбер и М. М. Безруких. М.: Образование от, А до Я, 2000. — 312 с.
- Фарбер ДА, Вильдавский121ВЮ. Гетерогенность и возрастнаядинамика альфа-ритма ЭЭГ// Физиология человека. -1996. Т. 22, № 5. — С. 5−12.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга // Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 5. — С. 17.
- Федотчев А.И., Бондарь А. Т., Акоев И. Г. Ритмическая структура ЭЭГ человека: современное состояние и тенденции исследований //Ж. Успехи физиологических наук.-2000.-Т.31,№ 3.-С.39−53.
- Федотчев А.И., Бондарь А. Т., Ким Е.В. Адаптивное биоуправление с обратной связью и контроль функционального состояния человека// Ж. Успехи физиологических наук. 2002. — Т. 33, № 3. С. 79−96.
- Федотчев А.И., Бондарь А. Т. Метод двойной обратной связи от ЭЭГ ритмов пациента для коррекции функциональных расстройств, вызванных стрессом. Жур. ВИД, 2008 г. Т. 58,№ 3. С. 376−381.
- Халецкая О.В., Трошин В. М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995. — 36 с.
- Халецкая О.В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Ж. неврологии и психиатрии им. Корсакова. 1998. -Т. 98, № 9. — С. 4−9.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 380 с.
- Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Я: Наука, 1978.
- Цикунов С.Г. Эмоциогенный принцип подкрепления в формировании поведения // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2000. — № 1. — С. 26−29.
- Черниговская Н.В. Адаптивное биоуправление в неврологии. -Л.: Наука, 1978.- 134 с.
- Черниговская Н.В. Проблема адаптивного биорегулирования физиологических функций человека и ее клиническое значение // Физиология человека. 1976. — Т. 2, № 3. — С. 4−9.
- Черниговская Н.В., Мовсисянц С. А., Тимофеева А.Н.
- Клиническое значение адаптивного биоуправления. Л.: Медицина, 1982. — 128 с.
- Черниговская Н.В., Цукерман А. С., Кайданова Е. А. Особенности изменений структуры ЭЭГ в условиях направленной регуляции альфа-ритма // Физиология человека. 1976. — Т. 2, № 2. — С. 193.
- Черниговский В.Н., Маркман В. Г., Авсаркисян А. Н. Произвольная регуляция альфа- и тета-ритмов ЭЭГ человека // Физиология человека. 1982. — Т. 8, № 5. — С. 8−17.
- Чутко JI. C, Кропотов Ю. Д., Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Анисимова Т. И., Никишена И. С. Клиническая систематизация и дифференцированная терапия синдрома нарушения внимания с гиперактивностью // Нейроиммунология. 2004. — Т. II, № 2. — С. 114−115.
- Чутко JI.C., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издат. дом СПбМАПО, 2004. — 112 с.
- Шеповальников А.Н., Цицерошин М. Н. Формирование биопотенциального поля мозга человека. JL, 1979. — 163 с.
- Штарк М.Б. и соавт. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (add/hd синдром предвестник аддиктивных расстройств) // Ж. Наркология. — М., 2004. — № 2. — С. 56−64.
- Эпстайн Дэвид. Соотношения темпов в музыке / В кн.: Красота и мозг. М., 1995. — С. 97−124.
- Яковенко Е.А., Кропотов Ю. Д., Чутко JI.C., Пономарев ВА., Евдокимов СА Элекгрофизиологические корреляты нарушений внимания у подростков 12−13 лет // Физиология человека. 2003. — Т. 29, № 6. — С. 1−6.
- Яковлев Н.М., Свиридова И. А. Особенности произвольного управления с ЭЭГ-БОС в лечении подростков с наркоманией в остром периоде // Биологическая обратная связь. СПб, 2001. — № 4. — С. 2−9.
- Яковлев Н.М., Константинов К. В., Косицкая З. В., Клименко В. М. Стратегия коррекции девиантного поведения подростков на основе метода адаптивной саморегуляции // Ж. Физиология человека. 2007. — Т. 33, № 2. — С. 42−47.
- Яременко Б.Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит. Медкнига, 2002. — 123 с.
- Ясюкова JI.A. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Оптимизация обучения и развития детей с минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП Иматон, 2000. — 100 с.
- Abarbanal A. Gates, states, rhythms and resonanses: the scientific basis of neurofeedback training // J. Neurother. 1995. — V. 1. — P. 15−38.
- Amen D.G., Carmichael B.D., Thisted R.A. High- resolution SPECT imaging in ADHD//Ann.Clin. Psychiatry, 1997.
- August G.J., Braswell L., Thuras P. Diagnostic stability of ADHD in a community sample of school-aged children screened for disruptive behavior / J. Abnorm. Child Psychol. 1998, 26 (5). P. 345−356.
- Aylward E.H., Reiss AL., Reader M.J. et al. Basal ganglia volumes in children with attention deficit hyperactivity disorder // J. Child. Neurol.-1996.-№ 11.-P. 112−115.
- Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatment. The Guilford press, N.Y., 1990. 688 p.
- Barkley R.A. Behavioral inhibition, sustain attention and executive functions: constructing a unifying theory of attention deficit hyperactivity disorder //Psychopharm. Bull.-1997. № 121. P. 65−94.
- Barkley R.A. Taking charge of ADHD. The Guilford press, N.Y. 1995.- 480 p.
- Bazanova O.M., Aftanas L.I. The use of individual EEG peculiarities for increase of neurofeedback efficiency. Z Nevrol. Psikhiatr Im S.S. Korsakova. 2006- 106 (2): 31−36.
- Benony H, Van Der Elst D, Chahraoui К, Benony C, Marnier JP. Link between depression and academic self-esteem in gifted children Encephale. 2007 Jan-Feb- 33^(1): 11−20.
- Biederman J., Faraone S.Y. Family genetic and psychosocial risk factors in DSM-1II attention deficit disorder // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry.- 1990.- Vol. 29.- P. 526−533.
- Biederman J., Newcorn J., Sprich S. Comorbidity of attention deficit hyperactivity disorder with conduct, depressive, anxiety, and other disorders // Am. J. Psychiatry.- 1991.- Vol. 148, № 5.- P. 564−577.
- Blanchard E.B. Biofeedback treatmens of essential hypertension. // Beeofadback snd Selfregulation, V. 15, №. 3, 1990. P. 209−228.
- Blum K., Cull J.G., Braverman E.R., Comings D.E. Reward-Deficiency Syndrome // Am. Scientist. 1996. — V. 85. — P. 132−145.
- Butnik SM. Neurofeedback in adolescents and adults with attention deficit hyperactivity disorder. J Clin Psychol. 2005 May- 61(5): 621−625.
- Chabot R.J., Serfontein G. Quantitative electroencephalographic profilesof children with attention deficit hyperactivity disorder // Biol. Psychiatry.-1996. Vol. 15, № 40 (10). -P. 951−963.
- Chandola c.A., Robling M.R., Peters T.J., Melville-Thomas G., McGuffin P. Pre and perinatal factors and risk of subsequent referral for hyperactivity // J. Child. PsychOl. Psychiatr.-1992- Vol. 33, № 6.-P. 10 771 090.
- Cho BH, Kim S, Shin DI, Lee JH, Lee SM, Kim IY, Kim SI. Neurofeedback training with virtual reality for inattention and impulsiveness. Cyberpsychol Behav. 2004 Oct- 7 (5): 519−26.
- Clarke A.R., Barry R.J., McCarthy R., Selikowitz M. Age and sex effects in the EEG: differences in two subtypes of attention deficit hyperactivity disorder// Clin. Neurophysiol.-2001.-Vol. 112, № 5.- P. 815−826.
- Clarke A.R., Barry R.J., McCarthy R., Selikowitz M. EEG-defined subtypes of children with attention deficit hyperactivity disorder. Clin. Neurophysiol.-2001.-Vol. 112, № 11.- P.2098−2105.
- Clements S.D. Syndrome of minimal brain dysfiinction in children //Marylend. Med. J.- 1966.-Vol. 15.-P. 139−140.
- Connors C.K. Rating scales in attention deficit hyperactivity disorder: use in assessment and treatment monitoring. // J. Clin. Psychiatry.-1998.- Vol. 59, Suppl. 7.- P. 24−30.
- Chess Stella. Hyperactive child sindrome. 1960.
- Daviss W.B. A review of^sco-morbid depression in pediatric
- ADHD: etiology, phenomenology, and treatment. J. Child Adolesc Psychopharmacol. 2008 Dec- 18 (6): 65−71.
- Decker S.L., Mcintosh D.E., Kelly A.M., Nicholls S.K., Dean R.S. Comorbidity among individuals classified with attention disorders // Int. J. Neurosci.- 2001.- Vol. 110, № 12.- P. 43−54.
- DeLong M.R. Primate models of movement disorders of basal ganglia origin//TINS. 1990. — V. 13. — P. 281−285.
- Dencla M.B. Revised neurological examination for subtle signs // Psychopharm. Bull.- 1985.- Vol. 21.- P. 772−789.
- Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV)/ American Psychiatric Association 4th ed. — Washington, 1994. — 886 p.
- Durukan I, T Urkbay TU, Congologlu A. The effects of methylphenidate on various components of visual attention in children with attention-deficit hyperactivity disorder. Turk Psikiyatri Derg. 2008 Winter- 19 (4): 58−64. Turkish.
- Eisenberg J, Ben-Daniel N, Mei-Tal G, Wertman E. An autonomic nervous system biofeedback modality for the treatment of attention deficit hyperactivity disorder--an open pilot study. J Psychiatry Relat Sci. 2004- 41 (1): 45−53.
- Filipek P.A., Semrud-Clikeman M. Steingard Volumetric MRI analisis comparing subjects having attention deficit hyperactivity disorder with normal controls //Neurology. 1997. — V. 48. — P. 589−601.
- Fisher B. C, Beckley R. Attention Deficit Disorder (Practical Coping Method).- Boca Raton: CRC Press, 1999.
- Fowler T, Langley K, Rice F, Whittinger N, Ross K, van Goozen S, Owen MJ, O’Donovan MC, van den Bree MB, Thapar A. Psychopathy traits in adolescents with childhood attention-deficit hyperactivity disorder. Br J Psychiatry. 2009 Jan- 194 (1): 62−67
- Fox, Tharp D.X., Fox L.C. Neurofeedback: an alternative and efficacious treatment for Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Appl. Psychophysiology Biofeedback. 2005 Dec- 30 (4). P. 365−373.
- Foy JM, Earls MF. A process for developing community consensus regarding the diagnosis and management of attention-deficit/hyperactivity disorder. Pediatrics. 2005 Jan- 115 (1): 97−104.
- Frankel F, Myatt R, Cantwell DP, Feinberg DT. Parent-assisted transfer of children’s social skills training: effects on children with and without attention-deficit hyperactivity disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1997 Aug- 36 (8): 56−64.
- Frankel F., Feinberg D. Social problems associated with ADHD vs. ODD in children referred for friendship problems / Child. Psychiatry Hum. Dev. 2002. — Vol. 33, № 2. — P. — 125−146.
- Fuchs T, Birbaumer N, Lutzenberger W, Gruzelier JH, Kaiser. Neurofeedback treatment for attention-deficit/hyperactivity disorder in children: a comparison with methylphenidate. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2003 Mar- 28(1): 1−12.
- Gadow K.D., Roohi J, Devincent С J, Hatchwell E. Association of ADHD, tics, and anxiety with dopamine transporter (DAT1) genotype in autism spectrum disorder. J Child Psychol. Psychiatry. 2008 Dec- 49 (12): 13−31.
- Gillberg C. et al., Long term stimulant treatment of children with attention-deficit hyperactivity disorder symptoms. A randomized, double-blind, placebo-controlled trial)| Arch. Gen. Psychiatry/ 1997. Vol. 54, № 9.- P. 857 — 864.
- Gillis J.J., Gilger J.M. Attention deficit disorder in reading-disabled twins: evidenct for a genetic etiology// J. Abnorm. Child. Psychol.1992. Vol. 20, № 3.-P. 303 -315.
- Gill M., Daly G. Confirmation of association between attention deficit hyperactivity disorder and a dopamin transporter polymorphism // Mol. Psychiatry.- 1997.- Vol. 2, № 4.- P. 464−468.
- Goldman L.C., Genel M. Diagnosis and treatment of attention d, eficit hyperactivity disorder in children and adolescents// JAMA.- 1998.-Vol. 279.№ 14.-P.1100−1117.
- Greenberg L.M., Waldman I.D. Developmental normative data on the Test of Variables of Attention (T.O.V.A.) //J. Child Psychol. Psychiatry.1993.-V. 34.-P. 1019−1030.
- Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunction.- N. Y., 1974. 206 p.
- Grunewald-Zuberbier E. et all. Hyperactive behavior and EEG aurosal reactions in children//Electroencephaligr. Clin. Neurophysiol. 1975. V. 38. № 2. P. 149- 159.
- Heilman K.M., Voeller K.K.S., Nadeau S. A possible pathophysiological substrate of Attention-Deficit Hyperactivity127
- Disorder //J. Child Neurol. 1991. — V.6 (Suppl). — P.76−81.
- Heinrich H, Gevensleben H, Strehl U. Annotation: neurofeedback -train your brain to train behaviour. J Child Psychol Psychiatry. 2007 Jan- 48 (1): 3−16.
- Holtmann M, Stadler C, Leins U, Strehl U, Birbaumer N, Poustka F. Neurofeedback for the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in childhood and adolescence Z Kinder Jugend psychiatr Psychother. 2004 Jul- 32 (3): 187−200.
- Holtmann M, Stadler C. Electroencephalographic biofeedback for the treatment of attention-deficit hyperactivity disorder in childhood and adolescence. Expert Rev Neurother. 2006 Apr- 6 (4): P.33−40.
- Hynd G.W., Hern K.L., Novey E.S. Attention- Deficit Hyperactivity Disorder and asymmetry of the caudate nucleus // J. Child Neurol. — 1993. — V. 8. — P. 339−347.
- Janzen T, Graap K. Differences in baseline EEG measures for ADD and normally achieving preadolescent males // Biofeedback Self-Regulation.- 1995, — Vol. 20, № 1.- P. 65.
- Jaspers K. Gesammelte Schrifien fur Psychopathologie. Berlin, 1963.
- Jawaid A, Zafar AM, Naveed A, Sheikh S, Waheed S, Zafar MA, Syed EU, Fatmi Z.
- Knowledge of primary paediatric care providers regarding attention deficit hyperactivity disorder and learning disorder: a study from Pakistan. Singapore Med J. 2008 Dec- 49 (12): 985−93.
- Kainer F., Prechtl H.F.R., Engele H. Prenatal and postnatal assessment of general movements in infants of women with type — I diabetes mellitus // Earli Human Develobment. 1997. Vol. 50. — P. 13 — 25.
- Kaiser D., Othmer S. Efficacy of SMR-beta neurofeedback on attentional processes // http: www.eegspectrum.com.tova97/530tova.htm (электронная публикация). 1997.
- Kamiya J. Operant control off EEG alpha rhythm and some of its reported effects on consciousness /New York: Wiley, 1969. P. 519−529.
- Klockars M. et all. The many faces of attention deficit hyperactivity disorder. Helsinki: Acta Gyllenbergiana II. 2001. — P. V — VI/
- Kropotov J.D., Grin-Yatsenko V.A., Ponomarev V.A., Chutko L.S., Yakovenko E.A. RPS correlates of EEG relative beta training in ADHD children. Int J Psychophysiol. 2005 Jan- 55(1). P. 23−34.
- LaHoste G.L., Swanson J.M.Wigal S. W Dophamine D4 receptor gene polymorphism is associated with attention deficit hyperactivity disorder // Mol. Psychiatry. 1996.- V. 1. — P. 121−124.
- Lambert N. M. Adolescent outcomes for hyperactive children: perspectives on general and specific patterns of childhood risk for adolescent educational, social and mental health problems // Amer. J. Psycology. 1988.
- Landgren M., Kjellman В., Gillberg С Attention deficit disorder with developmental coordination disorders // Arch. Dis. Child.- 1998.Vol. 79, № 3.-P. 207−212.
- I -auth GW, Naumann K, Roggenkamper A, Heine A.
- Behavior medicine indications and evaluation of cognitive-behavioral therapy with attention-deficit/hyperkinetic children. Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. 1996 Sep- 24 (3):164−75. German.
- Leins U, Goth G, Hinterberger T, Klinger C, Rumpf N, StrehlU. Neurofeedback for children with ADHD: a comparison of SCP and Theta/Beta protocols. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2007 Jun- 32 (2): 73−88. Epub 2007, Mar/
- Leins U, Hinterberger T, Kaller S, Schober F, Weber C, Strehl U. Neurofeedback for children with ADHD: a comparison of SCP- and theta/beta-protocols. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2006- 55 (5): 384 407.
- Leslie LK, Weckerly J, Plemmons D, Landsverk J, Eastman S. Implementing the American Academy of Pediatrics attention-deficit/hyperactivity disorder diagnostic guidelines in primary care settings. Pediatrics. 2004 Jul- 114 (1): 129−40.
- Levy F. Attention deficit hyperactivity disorder: focus on genetics // Med. J. Aust.- 1998.- Vol. 169, № 5, — P. 237−238.
- Linden M., Habib Th., Radojevic V. A controlled study of the effects of EEG biofeedback on cognition and behaviour of children with attention deficit disorders and learning disabilities // Biof. Self-Reg. 1996. — V. 21. -P. 35.
- Loo S.K., Barkley R.A. Clinical utility of EEG in attention deficit hyperactivitydisorder. Appl Neuropsychol. 2005−12(2):64−76. Review.
- Lou H.C., Henriksen L, Bruchn P., Borner H., Nielsen J.B. Striatal disfunction in in attention deficit andhyperkinetic disorder // Arch. Neurol. -1989.-V.46.-P. 48−52.
- Lou H.C., Henriksen L, Bruhn P. Focal cerebralhypoprofiision in children with dysplasia and/or attention deficit disorder// Arch. Neurol. 1984.-V.41.-P. 825−829.
- Lou H.C., Henriksen L., Bruhn P. Focal cerebraldysfiinction in developmental learning disabilities //Lancet. 1990. — V. 335. — P. 8−11.
- Lou H.C. Etiology and pathogenesis of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): significance of prematurity and perinatal hypoxic-haemodynamic encephalopathy // Acta Paediatr.- 1996.Vol. 85, № 11.-P.1266−1271.
- Lubar J.F. Point/Counterpoint: Is EEGNeurofeedback an effective treatment for ADHD? //Presentation at the 4'h Annual Meeting of Ch.A.D.D.Conference, Chicago, Illinois, 1992.
- Lubar J.O., Lubar J.F. Electroencephalographicbiofeedbackof SMR and beta for treatment of attentiondeficit disorders in a clinical settings //Biof. Self-Reg. -1984. V. 9. — P. 1- 23.
- Lubar J.F. Discourse on the development of EEG diagnostics and biofeedback treatment for attention deficit hyperactivity disorder.// Biofeedback Self-Regulation. -1991. Vol. 16, № 2. P. 201 — 203.
- Mann C.A., Lubar J.F., Zimmerman A.W., Miller CA., Muenchen R.A. Quantitative analysis of EEG in boys with attention-1 deficit-hyperactivity disorder: Controlled study with clinical implications Pediatric, neurology.-1992.- Vol. 8.- P.30−36.
- McClelan J.M. Attention deficit disorder in children and risk of the anxiety and depression // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1990.- Vol. 29, № 4, — P.534−539/
- Maher B.S., Marazita M.L., Moss H.B. et al. Segregation analysis of attention deficit hyperactivity disorder. Am J Med Genet 1999- 88: 1: 71−78
- Malone M.A., Kerchner J., Swanson J.M.Hemispheric processing and methylphenidate effects inRJ., Renshaw P.F., Kennedy D.N., Biederman J. attention-deficit hyperactivity disorder//.!. Child Neurol.- 1994. V. 9. — P. 181−189.
- Master D., Lie R.T., Markestad T. Joint association of Apgar Score and early neonatal symptoms wirh minor diasabilities at school age// Arch. Dis Child Fetal Neonatal.- 2002. Vol. 86. — P. 16−21.
- Michel J.A. Matter C. A Attention rehabilitation following stroke fnd traumatic brain injury. Eura Medicophys. 2006 Mar.Vol. 42. № 1. P.59−67.
- Monastra V.J., Lynn S., Linden M., Lubar J.F. Electroencephalographic biofeedback in the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder. Appl. Psychophysiol Biofeedback. 2005 Jun- 30(2): 95−114.
- Monastra Y.J., Lubar J.F., Linden M. The development of a quantitative electroencephalographic scanning process for attention deficit-hyperactivity disorder: reliability and validity studies // neuropsychology. -2001.- Vol. 15, № 1.-P.136−144.
- Muller U.C., Sonuga-Barke E.J., Brandeis D., Steinhausen HC Online measurement of motivational processes: introducing the Continuous Delay Aversion Test (ConDAT). JNeurosci Methods. 2006 Feb 15- 151(1): 45−51.
- Murray DW, Bussing R, Fernandez M, Hou W, Garvan CW,
- Swanson JM, Eyberg SM. Psychometric Properties of Teacher SKAMP Ratings From a Community Sample. Assessment. 2008 Dec 30.131
- Nigg J.T., Blaskey L.G., Huang-Pollock C.L., Rappley M.D. Neuropsychological executive functions and DSM-IY ADHD subtypes // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry.- 2002.- Vol. 41, № 1.- P. 59−66.
- Norris S.L. Currieri M. Performanse enhancement training through neurofeedback. // In: Introduction to guantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A.: Academic Press, 1999. P. 223−240.
- Othmer S.F., Othmer S. Evaluation andremediation of attentional deficits // http: www.eegspectrum.com/tova92/tova92.htm (электронная публикация) 1992.
- Peters К., Jackson D. Mothers' experiences of parenting a child with attention deficit hyperactivity disorder. J Adv Nurs. 2009 Jan- 65 (1): 62−71.
- Pineda A. C., Puerta I.C., Merchan У., Arango C.P. et al. Perinatal factors associated with attention deficit/hyperactivity diagnosis in Colombian Paisa children // Rev. Neurol.- 2003.- Vol. 36, № 7.- P. 609−613.
- Pennington B.F., Ozonoff S. Executive functions and developmental psychopathology // J. Child. Psichol. Psychiatry. 1996.- V. 37. № 1. Р.51−87/
- Pintov S, Hochman M, Livne A, Heyman E, Lahat E. Bach flower remedies used for attention deficit hyperactivity disorder in children—a prospective double blind controlled study. Eur J Paediatr Neurol. 2005- 9 (6): 39−58.
- Pliszka S. R Maas J.W. Urinary catecholamines in attention deficit hyperactivity disorder with and without comorbid anxiety. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. -1994.-Vol. 33.
- Pliszka S.R. Comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder with psychiatric disorder: an overview // J. Clin. Psychiatry. 1998.- Vol. 59, Suppl. 7.- P. 50−58.
- Pop-Jordanova N, Markovska-Simoska S, Zorcec T. Neurofeedback treatment of children with attention deficit hyperactivity disorder. Prilozi. 2005- 26(1): 71−80.
- Pouretemad HR, Khooshabi K, Roshanbin M, Jadidi M. The effectiveness of group positive parenting program on parental stress of mothers of children with attention-deficit/hyperactivity disorder. Arch Iran Med. 2009 Jan- 12 (l):60−68.
- Prechtl H.F.R. The optimality concept //Early Human Develobment. 1980. — Vol. 43. — P. 201 — 205.
- Riccio C.A., French C.L. The status of empirical support for treatments of attention deficits. ClinNeuropsychol. 2004 Dec- 18 (4): 528−58.
- Richmond S., Paine MD. Syndromes of «Minimal cerebral damage» //
- PediatClin.Worth Amer. 1968. — Vol. 15, № 3.-P. 779−800.132
- Roebers CM, Kauer M. Motor and cognitive control in a normative sample of 7-year-olds.Dev Sci. 2009 Jan- 12 (1):75−81.
- Rojas N.L., Chan E. Old and new controversies in the alternative treatment of attention-deficit hyperactivity disorder. Ment Retard Dev Disabil Res Rev. 2005- 11 (2): 116−130.
- Rossiter T. The effectiveness of neurofeedback and stimulant drugs in treating ADHD: part II. Replication. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2004 Dec- 29 (4): 33−43.
- Rossiter T.R., LaVaque T.J. A comparison of EEGbiofeedback and psychostimulants in treating attentiondeficit hyperactivity disorders // J. Neurother. -1995. -Summer. 1995. — P. 48−59.
- Sandberg S. Hypercinetic or attention deficit disorder // Br. J. Psychiatry.- 1996.- Vol. 169, № 1.- P. 10−17.
- Satterfield J. H. et al. A prospective study of delinquency in 110 adolescents boys with attention deficit disorder and 80 normal // Am. J. Of Psychiatry. 1982. № 139. P.795−798.
- Satterfield J., Schell A. A. Prospective study of hyperactive boys with conduct problems and normal boys: adolescent and adult criminality // J. at. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1997.- Vol. 36, № 12.P. 1726−1735.
- Satterfield K.H., Schell A.M., Backs R.W., Hidaka K.S. A cross-sectional and longitudinal study of ageeffects of electrophysiological measures in hyperactiveand normal children. // Biol. Psychiatiy.-1984.-V. 19.-P.973−990.
- Shochat Т., Tzischinsky O., Engel-Yeger B. Sensory hypersensitivity as a contributing factor in the relation between sleep and- behavioral disorders in normal schoolchildren. Behav. Sleep Med. 2009- 7(1): 53−62.
- Shwartz M. Biofeedback. A Practitioners Guide. New York. London: The Guilford Press, 1995. 908 p.
- Sieg K.S., Gaffney G.R., Preston D.F., HellingsJ.A. SPECT brain imaging abnormalities in attentiondeficit hyperactivity disorder // Clin. Nukl. Med. 1995.-P. 55−60.
- Simeon J.G., Wiggins D.M. Pharmacotherapy of attention deficit hyperactivity disorder // Canadian J. Psychiatry.- 1993.- Vol. 38, № 6.- P.443−448.
- Singh M.K., Delbello MP, Strakowski SM. Temperament inchild offspring of parents with bipolar disorder. J Child Adolesc133
- Psychopharmacol. 2008 Dec- 18 (6):89−93.
- Stawicki J. A. et all. Family psychiatric history evidence on the nosological relations DSM IV ADHD combined and inattive subtypes: new data and meta-analisis. // J. Child Psychol. Psychiatry. — 2006. — V. 47 (9). — P. 935 -945.
- Stein RE, Horwitz SM, Storfer-Isser A, Heneghan AM, Hoagwood KE, Kelleher KJ, O’Connor KG, Olson L. Attention-deficit/hyperactivity disorder: how much responsibility are pediatricians taking? Pediatrics. 2009 Jan- 123(1): 48−55.
- Sterman M.B. Basic concepts and clinical findings in the treatment of seizure disorders with EEG operant conditioning. Review // Clin. Electroencephalogr. -2000. V. 31. — P. 45−55.
- Sterman M.B. Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: implications for self- regulation // Biofeedback Self-Regulation.- 1996.- Vol. 21.- P. 3−33.
- Sterman M.B., Macdonald L.R., Stone R.K. Biofeedback training of the sensorimotor EEG rhythm in man: Effects on epilepsy // Epilepsia. 1974. -V.15.-P. 395−416.
- Sterman M.B. EEG biofeedback in the treatmentof epilepsy: an overview circa 1980 // Clinical Biofeedback: Efficacy and Mechanisms / L. White andB.Tursky (Eds.) New York: The Guilford Press. 1982.
- Stevens M.C., Pearlson G.D., Kiehl KA. An FMRI auditory oddball study of combined-subtype attention deficit hyperactivity disorder. Am J Psychiatry. 2007Nov- 164(11): 1737−1749.
- Stevenson J., Pennington B.P., Gilger J.W. Hyperactivity and spelling disability: Testing for shared genetic aetiology // J. Child. Psychol. Psychiatry.- 1993.- Vol. 34, № 8.- P. l 137−1152.
- Still G.F. Some abnormal psychical conditions in children: the Goulstonian lectures. Lancet, 1902, v. 1. P. 1008 -1012/
- Strehl U, Leins U, Goth G, Klinger C, I linterberger T, Birbaumer N. Self-regulation of slow cortical potentials: a new treatment for children with attention-deficit/hyperactivity disorder. Pediatrics. 2006Nov.- 118(5): 1530−1540.
- Swanson J.M. School -based assessments and interventions for ADHD students. Irvine: K.C. Publishing, 1992.-184 p.
- Swanson J.M., Flodman P., Kennedy M. et al. Dopamine genes and ADHD. Neurosci. Biobehav. Rev. 2000, V. 24, № 1. P. 21 -25.
- Tansey M.A. Ten year stability of EEG biofeedback results for a 10 year old hyperactive boy who failed fourth grade in a class for the perceptually impaired // Biof. Self- Reg. 1993. — V. 18. — P. 33−44.
- Thompson J.B., Thompson M. Neurofeedback combined with training in metacognitive strategies: effectiveness in students with ADD. Appl Psychophysiol Biofeedback. 1998, Dec- 23 (4): 243−263.
- Thomson J.B., Varley C.K. Prediction of stimulant response in children with attention-deficit/hyperactivity disorder // J. Child. Adolesc. Psychopharmacol.- 1998.- Vol. 8, № 2.- P. 125−132.
- Toft P.B. Prenatal and perinatal striatal injury: a hypothetical / cause of attention-deficit-hyperactivity disorder? // Pediatr. neurol.1999.- Vol. 21, № 3.- P. 602−610.
- Trommer B.L., Hoeppner J.A., Zecker S.G. The go-nogo test in attention deficit disorder in sensitive to methylphenidate // J. Child Neurol. -1991.-V. 6.-P. 128−131.
- Tucker D.M., Williamson P.A. Asymmetric neural control systems in human self-regulation // Psychol. Review. 1984. — V. 91. — P. 185−215.
- Voeller K.K. What can neurological model of attention, intention, and arousal tell us about Attention Deficit Hyperactivity Disorder? // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. 1991. — V. 3. — P. 209−216.
- Voeller K.K. The neurological basis of attention deficit hyperactivity disorder // Int. Pediatrics.- 1990.- № 5.- P. 171−176.
- Wender P. Minimal brain dysfunction in children.-N. Y., 1971−242p.
- Wu K.K., Anderson У., Castiello U. Neuropsychological evaluation of deficits in executive functioning for ADHD children with or without learning disabilities // Dev. neuropsychol.- 2002.- Vol. 22, № 2.- P.501−531.
- Xiong Z, Shi S, Xu H. A Controlled study of the effectiveness of EEG biofeedback training on-children with attention deficit hyperactivity disorder. J Huazhong Univ Sci Technolog Med Sci. 2005- 25 (3): 368−370.
- Zametkin A.J., Liebenhauer L.L., Fitzgerald O.A. Brain metabolism in teenagers with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder // Arch. Gen. Psychiatry.- 1993, — Vol. 50.- P. 333- 340.
- Zametkin A.J., Rapoport J.L. Noradrenergic hypothesis ofattention deficit disorder with hyperactivity: A critical review // Psychopharmacology: The third generation of progress. N. Y.: Raven, 1987. -P. 837 846.
- Zametkin A.J., Nordahl Т.Е., Gross M., King A., Semple W., RumseyJ., Hamburger S., Cohen R. Cerebral glucose metabolism in adults with huperactivity of childhood onset // New Engl. J. Med. 1990. — V. 323. P. 13 611 366.
- Zuddas A. et all. Attention deficit hyperactivity disorder: a neuropsychiatric disorder with childhood onset // Europ. J. Paediatr. Neurol.-2000.- Vol.4, № 2.-P.53- 62.