Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, применение дифференцировки и индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня физической подготовленности и функционального состояния организма позволят повысить эффективность нагрузок на занятиях физической культурой. Для оптимизации содержания двигательной нагрузки необходимо использовать знания об особенностях индивидуального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности психофизиологической адаптации студентов младших курсов
    • 1. 2. Роль физиологических резервов в формировании функционального состояния организма при занятиях физической культурой
    • 1. 3. Вариабельность ритма сердца как показатель функционального состояния организма
    • 1. 4. Организация мониторинга на современном этапе
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Психофизиологическое тестирование
      • 2. 2. 2. Оценка уровня физического развития
      • 2. 2. 3. Оценка уровня общей и специальной физической подготовленности
      • 2. 2. 4. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
      • 2. 2. 5. Оценка академической успеваемости
    • 2. 3. Методы статистической обработки данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Характеристика функционального состояния организма, физической и спортивно-технической подготовленности студентовпервокурсников
      • 3. 1. 1. Психофизиологический статус студентов-первокурсников
      • 3. 1. 2. Уровень физического развития студентов-первокурсников
      • 3. 1. 3. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов-первокурсников
    • 3. 2. Динамика физической подготовленности и функционального статуса студентов в процессе физического воспитания
      • 3. 2. 1. Динамика физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания
      • 3. 2. 2. Мониторинг функционального состояния организма студентов в процессе физического воспитания
    • 3. 3. Взаимосвязь уровня физической подготовленности и функционального статуса студентов
    • 3. 4. Модель прогнозирования функционального состояния и эффективности развития общей физической подготовленности студентов-первокурсников
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для вузов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов-первокурсников [24]. Наряду с высоким адаптационным потенциалом к комплексу факторов социального и природного окружения существует высокий риск нарушения здоровья [2, 7]. Как заинтересованная сторона, вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов — общепризнанный и неоспоримый способ укрепленияздоровья [30,71,72,73]. Построение учебно-образовательного процесса с использованием личностно-ориентированного выбора спортивной деятельности способствует реализации основных задач физического воспитания в вузе [71]. Вместе с тем проблема’индивидуально-дифференцированного-похода в физкультурно-образовательном процессе до сих пор остается актуальной. Оптимизация состояния здоровья тесно связана с процессом адаптации, который определяется функциональными резервами организма конкретного индивида [37, 50]. В качестве лимитирующей характеристики функционального состояния может выступать «цена» приспособительных реакций организма к физическим нагрузкам, которая в значительной мере будет зависеть от специфики направленности учебно-тренировочного процесса [24]. В этой связи все большую актуальность приобретают вопросы прогнозирования функциональных возможностей организма, позволяющие решать задачи отбора, допуска к оздоровительным занятиям, планирования объема двигательной нагрузки, самоконтроля в физическом совершенствовании.

Таким образом, применение дифференцировки и индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня физической подготовленности и функционального состояния организма позволят повысить эффективность нагрузок на занятиях физической культурой. Для оптимизации содержания двигательной нагрузки необходимо использовать знания об особенностях индивидуального морфофункциональ-ного и психологического статуса обучающегося. Такой индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания будет способствовать эффективному развитию физических качеств и позволит достичь высокой всесторонней работоспособности.

Цель исследования: изучить характер индивидуальной адаптации студентов классического университета к учебной и физкультурной деятельности для прогнозирования эффективности процесса физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий.

Задачи исследования:

1. Исследовать функциональный статус и напряженность адаптационных механизмов у студентов классического университета.

2. Исследовать академическую успеваемость и особенности уровня физиг ческой подготовленности, студентов с. различным характером индивидуальной адаптации.

3. Выявить характер зависимости функционального статуса и уровня общей и специальной физической подготовленности у студентов в процессе физического воспитания.

4. Определить значимые физиологические характеристики для построения прогностической модели процесса физического воспитания студентов.

Научная новизна исследования. Доказано существование взаимосвязи параметров функционального статуса и формирования уровня общей и специальной физической подготовленности у студентов в процессе физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий.

Впервые показано, что у студентов с «адаптивным» типом компенсаторно-приспособительных реакций организация учебно-тренировочного процесса с использованием спортивно-видовых технологий позволяет обеспечить значительный прирост быстроты, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств.

Выбраны информативные признаки и разработана прогностическая модель эффективности процесса физического воспитания студентов-первокурсников основной медицинской группы с учетом функционального состояния организма и физической подготовленности.

Практическая значимость. Разработана и верифицирована модель прогноза эффективности процесса физического воспитания студентов-первокурсников основной медицинской группы на основе оценки характера физиологической адаптации и уровня функционального напряжения. Использование данной модели позволяет реализовать индивидуально-типологический подход в процессе физического воспитания. Организация учебно-тренировочного процесса с использованием результатов прогноза может применяться врачами и специалистами физического воспитания для оптимизации режима двигательной нагрузки студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и прохождении курсов повышения квалификации спортивных врачей, а так же педагогических и тренерских кадров.

Результаты диссертации внедрены на кафедре физического воспитания Томского государственного университета и на факультете физической культуры Томского политехнического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. По результатам физиологического контроля адаптации выделены две подгруппы студентов, характеризующиеся различным типом компенсаторно-приспособительных реакций («адаптивное состояние» либо «состояние функционального напряжения»), при этом характер адаптации определяет успешность формирования физических качеств и академическую успеваемость.

2. Разработанная модель прогноза эффективности процесса физического воспитания студентов-первокурсников на основе физиологического контроля процесса адаптации позволяет обеспечить индивидуально-типологический подход к организации учебно-тренировочного процесса.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования нашли практическое отражение в 21 публикации, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры, методических семинарах и на международных научно-практических конференциях («Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», г. Москва (2006) — «Проблемы современной морфологии человека», г. Москва (2008)), на всероссийских научно-практических конференциях («Актуальные вопросы физической культуры и спорта», г. Томск (2006) — «Физическая культура, здравоохранение и образование», г. Томск (2007, 2008)), на межрегиональных научно-практических конференциях («Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения», г Томск (2007, 2008)), на всероссийском гуманитарном форуме с международным участием («Сибирские Афины», г. Томск (2006, 2007)), на международных конгрессах («Науки о человеке», г. Томск (2006) — «Человек, спорт, здоровье», г. Санкт-Петербург (2007)), на съезде физиологического общества (г. Москва, 2007).

Структура и объем диссертации

Работа изложена на 146 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, выводов, приложения, библиографического указателя, содержащего 143 источника, в том числе 60 зарубежных авторов. Работа включает 48 таблиц и 45 рисунков.

ВЫВОДЫ:

1. В процессе физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий функциональный статус организма студентов-первокурсников основной медицинской группы представлен двумя разновидностями: «адаптивным состоянием» (73%) и «состоянием функционального напряжения» (27%). «Адаптивное состояние» характеризуется сбалансированной активностью симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижением централизации механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма. «Состояние функционального напряжения» характеризуется выраженным усилением симпатических влияний и централизацией механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма.

2. У студентов с адаптивным типом компенсаторно-приспособительных реакций наблюдается положительная динамика результатов тестирования таких физических качеств, как быстрота, гибкость, сила и скоростно-силовых качеств, уровень общей физической подготовленности средний и выше среднего. На втором году обучения отмечается статистически значимое повышение академической успеваемости.

3. В подгруппе студентов с состоянием функционального напряжения отмечается отрицательная динамика результатов тестирования таких физических качеств, как быстрота и выносливость. При этом уровень общей физической подготовленности в конце первого года обучения преимущественно средний и нижу среднего.

4. Показатели функционального статуса, характеризующие тип компенсаторно-приспособительных реакций, связаны с эффективностью формирования физических качеств у студентов, обучающихся на кафедре физического воспитания и спорта с использованием спортивно-видовых технологий: сбалансированность регуляторных влияний симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижение централизации механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма сопровождаются приростом уровня общей и специальной физической подготовленности.

5. Для прогноза эффективности процесса физического воспитания студентов основной медицинской группы значимыми параметрами являются: результаты тестирования общей физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, сила, быстрота, гибкость), данные кардио-интервалографии (исходный вегетативный тонус, степень централизации ритма сердца на 11-й минуте ортостаза, активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, индекс вагосимпатического взаимодействия, вегетативная реактивность).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. М. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, A. JI. Максимов. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  2. Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. — № 3. -С. 108−126.
  3. Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P. М>. Баевский, О. И. Кириллов, С. 3. Клецкин. М.: Наука, 1984.-220 с.
  4. Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-236 с.
  5. Р. М. Оценка и квалификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / Р. М. Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. -С. 73−78.
  6. Р. М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине / Р. М. Баевский // Успехи физиологических наук. 2006. — Т. 37. — № 3. — С. 42−57.
  7. Р. М. Прогнозирование состояний на гране нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  8. JI. А. Системная медицина (путь от проблем к решению) / JI. А. Бибикова, С. В. Ярилов. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2000. — 154 с.
  9. И. Н. Комплексная диагностика функциональных состояний по данным психологических и физиологических экспериментов / И. Н. Бурилич, Н. А. Кореневский, Т. М. Штотланд // Вестник новых медицинских технологий. 2003. — Т. 10. — № 3. — С. 44−45.
  10. Е. В. Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания студентов / Е. В. Витун, В. Г. Витун // Вестник ОГУ. Приложение «Здоровьесберегающие технологии в образовании». 2005. — № 11. — С. 111 114.
  11. В. Б. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека / В. Б. Войнов, Н. В. Воронова, В. В. Золотухин. Ростов-на-Дону, 2001. — 101 с.
  12. К. В. Технология автоматизированной оценки динамики физического и функционального состояния организма человека / К. В. Гавриков, В. Б. Мандриков, A. JI. Шкляр // Вестник новых медицинских технологий. 2006. — Т. 13. — № 3. — С. 143−144.
  13. А. Р. Модель распознавания функционального состояния организма у детей 6−17 лет / А. Р. Галеев, JI. Н. Игишева // Вестник новых медицинских технологий. 2005. — Т. 12. — № 1. — С. 30−33.
  14. Э. А. Приспособительные реакции физиологических систем в оценке функциональных резервов организма / Э. А. Городниченко // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 9. — С. 8−9.
  15. Н. А. Морфофункциональные и нейродинамические основы биологической индивидуальности : Автореф. дис.. док. биол. наук / Н. А. Горст. Астрахань, 2006. — 41 с.
  16. Н. В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов / Н. В. Дмитриева // Физиология человека. 2004. — Т. 30.-№ 3.-С. 35−44.
  17. А. В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А. В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 40−42.
  18. Значение хронотипических особенностей здоровых людей для вариативности сердечного ритма / Э. Б. Арушанян, О. А. Байда, С. С. Мастягин, А. В. Попов // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 2. — С. 80−83.
  19. В. И. Физическая культура студентов и жизнь / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. — 366 с.
  20. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения пси-хофизичсекого здоровья учащихся в динамике обучения / Г. А. Кураева, М. И. Леднова, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Валеология. 2002. — № 3. — С. 60−65.
  21. Э. М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э. М. Казин, Л. А. Варич // Физиология человека. 2005. — Т. 31. — № 1. — С. 77−81.
  22. Э. М. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) / Э. М. Казин, А. И. Федоров, С. И. Петухов // Валеология. 2002. — № 2. — С. 10−15.
  23. В. И. Работа сердца / В. И. Капелько // Соросовский образовательный журнал. 1999. — № 4. — С. 28−34.
  24. JI. В. Методы функционально-диагностических исследований / Л. В. Капилевич. Томск, 2005. — Гл. 1, § 1.3: Кардиоинтервалография. -С. 36−45.
  25. В. Ю. Влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их адаптацию к обучению в вузе / В. Ю. Карпов // Физическая культура. -2005. -№ 1.-С. 43−46.
  26. Т. Г. Биоинформационные оздоровительные технологии в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем / Т. Г. Коваленко. — Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999.- 120 с.
  27. Т. Г. Медико-биологические основы физической культуры: учебно-методическое пособие / Т. Г. Коваленко, О. А. Моисеева, Е. И. Кузнецова. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. — 84 с.
  28. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галлеев и др. // Физиология человека. -2001.-Т. 27. № 2. — С. 112−121.
  29. Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств: методические рекомендации для студентов гуманитарных вузов / И. В. Лосева, Г. Ю. Голубев, И. А. Герасимова, А. В. Пудов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.-28 с.
  30. А. Э. Механизмы синергизма отделов вегетативной нервной системы / А. Э. Лычкова // Успехи физиологических наук. 2006. — Т. 37. -№ 1. — С. 50−67.
  31. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. -М.: Изд-во ACT, 1998. 272 с.
  32. В. И. Спектральный анализ и интерпретация спектральных составляющих колебаний ритма сердца / В. И. Мамий // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 2. — С. 52−60.
  33. Л. П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) / JI. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1.-С. 2−11.
  34. Математические методы анализа сердечного ритма / ред. В. В. Парин, ред. Р. М. Баевский. М: Наука, 1968. — 152 с.
  35. В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье/ В. А. Медик, А. М. Осипов. М.: Логос, 2003. — 200 с.
  36. Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: МГУ, 1988. — 128 с.
  37. В. С. Физическая культура: учебное пособие / В. С. Мельников. Оренбург: ОГУ, 2002. — 114 с.
  38. В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново, 2000. — 200 с.
  39. Морфотипическая характеристика физического развития студентов 1-го курса / Л. И. Дробот, М. В. Галчина, П. С. Галчин и др. // Вестник ОГУ. -2001.-№ 2.-С. 87−88.
  40. О. Н. Интегральная оценка и коррекция донозологиче-ского адаптивного состояния индивида с помощью компьютерных технологий / О. Н. Московченко // Теория и практика физической культуры. 2004. -№ 11.-С. 53−56.
  41. Н. И. Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтерва-лометрии / Н. И. Музалевская, В. Г. Каменская // Физиология человека. -2007. Т. 33. — № 2. — С. 60−68.
  42. И. Г. Возможности пульсограммы в оценке волновой структуры ритма сердца / И. Г. Нидиккер, О. О. Куприянова // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 4. — С. 29−41.
  43. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса // А. И. Федоров, Н. Г. Блинова, JI. Н. Игишева, Е. В. Белоногова // Валеология. 2004. — № 4. — С. 20−23.
  44. Один из взглядов на управление сердечным ритмом: интракардиальная регуляция / А. Д. Ноздрачев, С. А. Котельников, Ю. П. Мажара, К. М. Наумов // Физиология человека. 2005. — Т. 31. — № 2. — С. 116−129.
  45. В. А. Технология измерения и оценки физического здоровья / В.
  46. A. Орлов // Вестник новых медицинских технологий. 2005. — Т. 12. — № 3−4. -С. 10−12.
  47. Е. А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валео-логические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп / Е. А Осадчая // Валеология. 2003. — № 4. — С. 16−20.
  48. Особенности адаптации системы внешнего дыхания, кровообращения, морфофункциональных показателей и уровня здоровья студентов / С. А. Кабанов, Т. В. Потапова, А. П. Исаев и др. // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 8. — С. 45−48.
  49. Особенности мониторинга физического состояния населения / Д. Н. Гаврилов, А. В. Комков, А. В. Малинин и др. // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 3. — С. 60−62.
  50. Особенности психовегетативного обеспечения учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова и др. // Валеология. 2002. — № 2. -С. 35−40.
  51. Оценка вегетативного управления сердцем на основе спектрального-анализа вариабельности сердечного ритма / А. Р. Киселев, В. Ф. Киричук,
  52. B. И. Гриднев, О. М. Колижирина // Физиология человека. 2005. — Т. 31. -№ 6.-С. 37−43.
  53. С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С. Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1. — С. 12−17.
  54. С. Е. Системные механизмы адаптации организма к двигательной деятельности / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. М., 2000. — С. 113−114.
  55. А. Н. Анализ регулярности сердечного ритма / А. Н. Рагозин // Материалы второй Международной научно-практической конференции «Современная техника и технологии в медицине и биологии». Новочеркасск, 2001.-С. 112.
  56. А. Н. Классификация переходных процессов ритма сердца с использованием спектрального анализа на плоскости комплексных частот /
  57. A. Н. Рагозин // Уральский кардиологический журнал. Электрон, ресурс. -Электрон, журн. 2001 — Вып. 2. — Режим доступа к журн.: http ://•www.cardioburg.ru/magazin/
  58. Системный анализ параметров вектора состояний организма человека с различным уровнем физической активности / Т. В. Косолапова, С. И. Логинов, М. Н. Мальков, К. А. Шаманский // Вестник новых медицинских технологий. 2007. — Т. 14. — № 1. — С. 16−18.
  59. В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений / В. М. Смирнов,
  60. B. И. Дубровский. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
  61. И. В. Роль пейсмекерной активности в механизме формирования электрокардиограммы с позиции теории активной диастолы / И. В. Соколова // Физиология человека. — 2006. Т. 32. — № 5. — С. 65−73.
  62. О. Г. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья / О. Г. Солдатова, Ю. И. Савченков, С. Н. Шилов // Физиология человека. 2007. — Т. 33. — № 2. — С. 76−80.
  63. А. С. Адаптивные изменения функций организма при мышечной деятельности / А. С. Солодков // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. -М., 2000. С. 135−136.
  64. А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учебных заведений физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.
  65. И. Н. Физиология футбола: учеб. метод, пособие / И. Н. Солопов, А. П. Герасименко. Волгоград, 1998. — 95 с.
  66. Д. С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного ВУЗа : Автореф. дис.. докт. пед. наук / Д. С. Сомов. Ставрополь, 2007. — 42 с.
  67. В. К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья / В. К. Спирин // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 9. — С. 35−37.
  68. И. В. Воздействие внешней среды на адаптационные сдвиги в организме студента среднего специального учебного заведения / И. В. Степанян // Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. М., 2005. — С. 282−285.
  69. О. JI. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции : Автореф. дис.. канд. биол. наук / О. JI. Тарасова. Томск, 1998. — 22 с.
  70. В. А. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности / В. А. Трефилов, А. В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. — 2002. № 7. — С. 49−50.
  71. В. Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева. Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. — 92 с.
  72. Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях / Д. А. Андреев, А. И. Несте-ренко, В. Н. Васильев и др. // Физиология человека. 2007. — Т. 33. — № 4. — С. 128−131.
  73. А. Н. Новый способ подбора препаратов для лечения артериальной гипертонии на основе спектрального анализа вариабельности ритма сердца / А. Н. Флейшман, С. Н. Филимонов, Н. В. Климина // Терапевтический архив. 2001. -Т. 73.-№ 12.-С. 33−39.
  74. А. Р. Особенности адаптационных реакций на учебные нагрузки у студентов- спортсменов 18−20 лет : Автореф. дис.. канд. биол. наук / А. Р. Хайруллина. Челябинск, 2006. — 22 с.
  75. В. М. Спектральный анализ колебаний частоты сердцебиений: физиологические основы и осложняющие его явления / В. М. Хаютин, Е. В. Лукошкова // Российский физиологический, журнал им. И. Н. Сеченова. — 1999. Т. 85, № 7. — С. 46−48.
  76. А. И. Функциональная подготовка футболистов /
  77. A. И. Шамардин. — Волгоград, 2000. 151 с.
  78. В. А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов/
  79. B. А. Щеголев. Великие Луки, 1999. — 52 с.
  80. А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А. Г, Щедрина. Новосибирск, 2003. — 164 с.
  81. Н. И. Вариабельность сердечного ритма в современной клинике / Н. И. Яблучанский, Б. Я. Кантор, А. В. Мартыненко. Донецк: Бу-день, 1997.- 108 с.
  82. Armour J. A. Cardiac neuronal hierarchy in health and disease / J. A. Armour // AJP Regulatory, Integrative and Comparative Physiology. -2004. № 287. — P. 262−271.
  83. Berntson G. G. Heart rate variability: origins, methods and interpretative caveats / G. G. Berntson, D. L. Eckberg // Psychophysiology. 1997. — № 34. -P."623−648.
  84. Cardiac autonomic control and hostility in healthy subjects / R. P. Sloan, P. A. Shapiro, T. J. Bigger et al. // American Journal of Cardiology. 1994. — № 4. -P. 298−300.
  85. Cardiovascular variability signals: from signal processing to modeling complex physiological interactions / S. Cerutti, G. Baselli, A. V. Bianchi et al. // Automedica. 1994. — № 16. — P. 45−69.
  86. Cavalcanti S. Arterial baroreflex influence on heart rate variability: a mathematical model-based analysis / S. Cavalcanti // Medical and biological engineering and computing. 2000. — № 38. — P. 189−197.
  87. Early and late effects of exercise and athletic training on neural mechanisms controlling heart rate / Furlan R., Piazza S., Delli Orto S et al. // Cardiovascular research. 1993. — Vol. 27. — № 3. — P. 482−488.
  88. Early muscular and metabolic adaptations to prolonged exercise training in humans / H. J. Green, M. E. Ball-Burnett, D. Smith et al. // Journal of applied physiology. 1991. -№ 70. — P. 2032−2038.
  89. Eckberg D. L. Sympathovagal balance. A critical appraisal / D. L. Eckberg // Circulation. 1997. — № 96. — P. 3324−3332.
  90. Eichler S. The relationship between cardiovascular reactivity and heartbeat detection / S. Eichler, E. S. Katkin // Psychophysiology. 1994. — Vol. 31. — № 3. — P. 229−234.
  91. Five minute recordings of heart rate variability for population studies: repeatability and age-sex characteristics / R. Sinnreich, J. D. Kark, Y. Friedlander et al //Heart. 1998. — № 80. — P. 156−162.
  92. Habler H.-J- Respiratory modulation in the activity of sympathetic neurons / H.-J. Habler, W. Janig, M. Michaelis // Progress in neurobiology. 1994. — № 43. -P. 567−606.
  93. Hainsworth R. Reflexes from the heart / R. Hainsworth // Physiological Reviews. 1991. -№ 71. -P. 617−658.
  94. Hawley J. A. Specificity of training adaptation: time for a rethink / J. A. Hawley // The Journal of Physiology. 2008. — Vol. 586. — № 1. — P. 1−2.
  95. Heart period variability of trained and untrained men at rest and during mental challenge / S. H. Boutcher, F. W. Nugent, P. F. McLaren, A. L. Weltman // Psychophysiology. 1998. — № 35. — P. 16−22.
  96. Heart rate and muscle sympathetic nerve variability during reflex changes of autonomic activity / J. P. Saul, R. F. Rea, D. L. Eckberg et al. // American Journal of Physiology. 1991.-№ 7.-P. 1231−1245.
  97. Heart rate performance curve during incremental cycle ergometer exercise in healthy young male subjects / P. Hofmann, R. Pokan, S. P. von Duvillard et al. // Medicine & Science in Sports & Exercise. 1997. — № 29. — P. 762−768.
  98. Heart rate variability (review) / С. M. van Ravenswaaij-Arts, A. A. Kollee, C. W. Hopman et al. // Annals of Internal Medicine. 1993. -№ 8.-P. 436−447.
  99. Heart Rate Variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Components of heart rate variability. Basic studies — P. 147−163.
  100. Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Models for analysis of cardiovascular variability signals — P. 9−19.
  101. Heart Rate Variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Heart rate and heart rate variability — P. 207−221.
  102. Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -The control and physiological importance of heart rate — P. 21−30.
  103. Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Reproducibility of heart rate variability measurement — P. 165−171.
  104. Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Association of heart rate variability components with physiological regulatory mechanisms — P. 173−188.
  105. Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Effect of physical and mental exercise on heart rate variability — P. 245−266.
  106. Heart Rate Variability / J. C. W. Hopman, L. A. A. Kollee, G. B. A. Stoelinga et al. // Annals of Internal Medicine. 1993. -№ 8.-P. 436−445.
  107. Heart rate variability / Ori Z., Monir G., Weiss J. et al. // Cardiology clinics. 1992.-№ 3. — P. 532−537.
  108. Heart rate variability and electrical stability / T. Fetsch, L. Reinhart, T. Wichter et al. // Basic research in cardiology. 1998. — № 3. — P. 117−124.
  109. Herbert J. D. The search for the Holy Grail: heart rate variability and thought field therapy / J. D. Herbert, B. A. Gaudiano // Journal of Clinical Psychology. -2001№ 10.-P. 1207−1214.
  110. Huikuri H. V. Measurement of heart rate variability: a clinical tool or a research toy? / H. V. Huikuri, К. E. Airaksinenj, R. J. Myerburg // Journal of the American College of Cardiology. 1999. -№ 7. -P.l 878−1883.
  111. Irisawa H. Cardiac pacemaking in the sinoatrial node / H. Irasawa, H. F. Brown, W. R. Giles // Physiological Reviews. 1993. — № 73. — P. 197−227.
  112. Kaplan D. T. The analysis of variability / D. T. Kaplan // Electrophysiol-ogy. — 1994. -№ 5. — P. 16−19.
  113. Karemaker J. M. Heart rate variability: a telltale of health or disease / J. M. Karemaker, К. I. Lie // European Heart Journal. 2000. — Vol. 21. — № 6. -P. 435−437.
  114. Kluess H. A. Vagal modulation of the heart and central hemodynamics during handgrip exercise / H. A. Kluess, R. H. Wood, M. A. Welsch // American Journal of Physiology: Heart and Circulatory Physiology. 2000. — № 5. -P. 1648−1652.
  115. Kristal-Boneh E. Heart rate variability in health and disease / E. Kristal-Boneh, M. Raifel, P. Froom, J. Ribak // Journal Work Environ Health. 1995. -№ 21.-P. 85−95.
  116. Kuo C.-D. Heart rate variability standards response / C.-D. Kuo, G .Y. Chen, M. Malik// Circulation. 1998. — Vol. 98. -№ 15. — P. 1587−1590.
  117. Malik M. Components of heart rate variability. What they really mean and what we really measure / M. Malik, A. J. Camm // American Journal of Cardiology. 1993. — № 72. — P. 821−822.
  118. Malik M. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use / M. Malik // Circulation. 1996. — № 93. -P. 1043−1065.
  119. Malliani A. Sympathovagal balance: a reappraisal / A. Malliani, M. Pagani, N. Montano / Circulation. 1998. — № 98. — P. 2640−2643.
  120. S. С. Neural influences on cardiovascular variability: possibilities and pitfalls / S. C. Malpas I I American Journal of Physiology: Heart and Circulatory Physiology. 2002. — Vol. 282. — № 1. — P. 6−20.
  121. Mathematical model of cardiovascular autonomic control / B. Kantor, M. Yabluchansky, I. Drunov, A. Martynenko // School Fundamental Medicine Journal 1997. — Vol. 3. — № 1. — P. 5−9.
  122. Morgan W. P. Physical Activity and Mental Health / W. P. Morgan // In the Academy Papers. 1994. — P. 132−145.
  123. Noble D. From the Hodgkin-Huxley axon to the virtual heart / D. Noble // The Journal of Physiology. 2007. — Vol. 580. — № 1. — P. 15−22.
  124. O’Conor J. S. Physiology of physical training / J. S. O’Conor, W. Park // US Army Physical Fitness school Fort Benjamin. 1994. — № 3. — p. Ю.
  125. Occupational determinants of heart rate variability / L. G. van Amelsvoort, E. G. Schouten, A. C. Maan et al. // International Archives of Occupational and Environmental Health: 2000: — № 73. — P- 255−262.
  126. Pagani M. Heart rate variability: disagreemention the markers of sym-phatetic and parasympathetic activities / M. Pagani, F. Lombardi, A. Malliani // Journal of the American College of Cardiology 1993. — Vol. 22. -№ 3. — P. 951 953.
  127. Persson P. B. Modulation of cardiovascular control mechanisms and their interaction / P. B. Persson // Physiological Reviews. 1996. — № 76. — P. 193−244.
  128. Physical fitness and cardiovascular regulation: mechanisms of orthostatic intolerance / B. D. Levine, J. C. Buckey, J. M. Fritch et al. // Journal of applied physiology.-1991.-№ l.-P. 112−122.
  129. Pokrovskii V. M. Alternative view on the mechanism of cardiac rhyth-mogenesis / V. M. Pokrovskii // Heart, Lung and Circulation. 2003. — Vol. 12. -№ l.-P. 18−24.
  130. Pokrovskii V. M. Integration of the heart rhythmogenesis levels: heart rhythm generator in the brain / V. M. Pokrovskii // Journal of Integrative Neurosci-ence. 2005. — Vol. 4. — № 2. — P. 161−168.
  131. Porges S. W. Vagal tone: a physiologic marker of stress vulnerability / S. W. Porges // Pediatrics. 1992. — № 3. — P. 498−504.
  132. Ringwood J. V. Slow oscillations in blood pressure vie a nonlinear feedback model / J. V. Ringwood, S. C. Malpas // American Journal of Physiology: Regulatory Integrative and Comparative Physiology. 2001. — V. 280. — № 4. — P. 1105.
  133. Sleight P. Sympathovagal balance / P. Sleight, Z. Bernardi // Circulation. 1998. — № 7. — P. 2640−2644.
  134. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjects / R. E. Kleiger, J. T. Bigger, M. S. Bosner et al. // American Journal of Cardiology. 1991. — Vol. 68. -№ 6. -P. 626−630.
  135. Stauss H. M. Heart rate variability / H. M. Stauss // American Journal of Physiology: Regulatory, Integrative and Comparative Physiology. 2003. -№ 5. -P.927−931.
  136. Taylor J. A. Fundamental relations between short-term RR interval and arterial pressure oscillations in humans / J. A. Taylor, D. L. Eckberg // Circulation. 1996. -№ 93. — P. 1527−1532.
  137. Vrijkotte T. G. Effects of work stress on ambulatory blood pressure, heart rate, and heart rate variability / T. G. Vrijkotte, L. P. J. van Dornen, E. J. C. de Geus // Hypertension. 2000. — № 5. — P. 880−886.
  138. Место проживания (нужное подчеркнуть):общежитие снимаю квартиру живу с родителями
  139. Занимались ранее спортом (каким- как долго):
  140. Имеете спортивный разряд (какой):
  141. Оцените по пятибалльной шкале свое самочувствие после занятий физической культурой: a) настроениеb) усталостьc) работоспособность
  142. Физическая нагрузка помогает Вам справиться со стрессом (нужное подчеркнуть):да нет1. Опросник Смирнова
  143. Вы любите часто бывать в компании?
  144. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
  145. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
  146. Во время беседы вы очень быстро говорите?
  147. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
  148. Бывает ли, что вы передаете слухи?
  149. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
  150. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
  151. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?10.Вы пишете очень быстро?
  152. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
  153. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
  154. У вас очень много хороших друзей?
  155. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
  156. Часто ли вас терзает чувство вины?16.0бычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
  157. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
  158. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
  159. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
  160. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.
  161. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
  162. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?23 .Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
  163. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
  164. Вы любите подшучивать над другими?
  165. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
  166. Часто ли вам снятся кошмары?28.0бычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
  167. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
  168. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
  169. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
  170. Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
  171. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
  172. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
  173. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
  174. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения по отношению к вашим родителям?
  175. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?38.0бычно вам трудно взяться за новое дело?
  176. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?40.0бычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
  177. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
  178. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
  179. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
  180. Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна ипроверена?
  181. Вас можно быстро рассердить?
  182. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
  183. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
  184. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  185. Свойство темпера- Ответ «ДА» Балл Ответ Баллп.п. мента «НЕТ»
  186. Экстраверсия 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37 3 2 14, 43 2
  187. Ригидность 8, 26, 32 3 37 22, 14, 20,38, 44 2 19, 46 1
  188. Эмоциональная возбу- 15,21,33,39, 45 3димость 3,9 2 27 1 4 Темп реакций 4, 16, 28 3 10, 22, 34, 40, 46 2 17, 29,37 1
  189. Активность 5, 11, 17, 23, 29,35, 41,47 3 38 110 1
  190. Искренность 30, 36, 42, 48 3 23 16, 12 2 18, 24, 25 1
  191. Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента,
  192. Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакций Активность22.26 16−20 18−20 * 20−22 24−26
  193. Очень высо- Очень высо- Очень высокая Очень бы- Очень выкая кая стрый сокая17.21 12−15 14−17 14−19 21−23
  194. Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая12.16 7−11 8−13 9−13 14−20
  195. Средняя Средняя Средняя Средний Средняя7.11 3−6 4−7 5−8 9−13
  196. Высокая ин- Высокая Высокая эмоцио- Медленный Низкаятроверсия пластичность нальная уравновешенность 0.6 0−2 0−3. 0−4 0−8
  197. Очень высо- Очень высо- Очень высокая Очень мед- Очень низкая интровер- кая пластич- эмоциональная ленный каясия ность уравновешенность 1. Анкета Остберга
  198. Трудно ли Вам вставать рано утром: а) да, почти всегда б) иногда в) редко г) крайне редко
  199. Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером? а) после часа ночи б) с 23 до 1 ч в) с 22 до 23 ч г) до 22 ч
  200. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения? а) плотный б) менее плотный в) можно ограничиться вареным яйцом г) достаточно чашки чая или кофе
  201. Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят? а) в первой половине дня б) во второй половине дня
  202. От чего Вам легче отказаться: а) от утреннего чая или кофе б) от вечернего чая
  203. Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту? а) меньше минуты б) больше минуты
  204. Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок? а) очень легко б) легко в) трудно г) не меняете
  205. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать? а) более чем на 2 часа б) на час-два в) меньше чем на час г) как обычновопроса Вариант ответа Балл1,2,8 А 31. Б 2
Заполнить форму текущей работой