Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности
Таким образом, применение дифференцировки и индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня физической подготовленности и функционального состояния организма позволят повысить эффективность нагрузок на занятиях физической культурой. Для оптимизации содержания двигательной нагрузки необходимо использовать знания об особенностях индивидуального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Особенности психофизиологической адаптации студентов младших курсов
- 1. 2. Роль физиологических резервов в формировании функционального состояния организма при занятиях физической культурой
- 1. 3. Вариабельность ритма сердца как показатель функционального состояния организма
- 1. 4. Организация мониторинга на современном этапе
- ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Психофизиологическое тестирование
- 2. 2. 2. Оценка уровня физического развития
- 2. 2. 3. Оценка уровня общей и специальной физической подготовленности
- 2. 2. 4. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
- 2. 2. 5. Оценка академической успеваемости
- 2. 3. Методы статистической обработки данных
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Характеристика функционального состояния организма, физической и спортивно-технической подготовленности студентовпервокурсников
- 3. 1. 1. Психофизиологический статус студентов-первокурсников
- 3. 1. 2. Уровень физического развития студентов-первокурсников
- 3. 1. 3. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов-первокурсников
- 3. 2. Динамика физической подготовленности и функционального статуса студентов в процессе физического воспитания
- 3. 2. 1. Динамика физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания
- 3. 2. 2. Мониторинг функционального состояния организма студентов в процессе физического воспитания
- 3. 3. Взаимосвязь уровня физической подготовленности и функционального статуса студентов
- 3. 4. Модель прогнозирования функционального состояния и эффективности развития общей физической подготовленности студентов-первокурсников
- 3. 1. Характеристика функционального состояния организма, физической и спортивно-технической подготовленности студентовпервокурсников
- ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
- ВЫВОДЫ
Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для вузов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов-первокурсников [24]. Наряду с высоким адаптационным потенциалом к комплексу факторов социального и природного окружения существует высокий риск нарушения здоровья [2, 7]. Как заинтересованная сторона, вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов — общепризнанный и неоспоримый способ укрепленияздоровья [30,71,72,73]. Построение учебно-образовательного процесса с использованием личностно-ориентированного выбора спортивной деятельности способствует реализации основных задач физического воспитания в вузе [71]. Вместе с тем проблема’индивидуально-дифференцированного-похода в физкультурно-образовательном процессе до сих пор остается актуальной. Оптимизация состояния здоровья тесно связана с процессом адаптации, который определяется функциональными резервами организма конкретного индивида [37, 50]. В качестве лимитирующей характеристики функционального состояния может выступать «цена» приспособительных реакций организма к физическим нагрузкам, которая в значительной мере будет зависеть от специфики направленности учебно-тренировочного процесса [24]. В этой связи все большую актуальность приобретают вопросы прогнозирования функциональных возможностей организма, позволяющие решать задачи отбора, допуска к оздоровительным занятиям, планирования объема двигательной нагрузки, самоконтроля в физическом совершенствовании.
Таким образом, применение дифференцировки и индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня физической подготовленности и функционального состояния организма позволят повысить эффективность нагрузок на занятиях физической культурой. Для оптимизации содержания двигательной нагрузки необходимо использовать знания об особенностях индивидуального морфофункциональ-ного и психологического статуса обучающегося. Такой индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания будет способствовать эффективному развитию физических качеств и позволит достичь высокой всесторонней работоспособности.
Цель исследования: изучить характер индивидуальной адаптации студентов классического университета к учебной и физкультурной деятельности для прогнозирования эффективности процесса физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий.
Задачи исследования:
1. Исследовать функциональный статус и напряженность адаптационных механизмов у студентов классического университета.
2. Исследовать академическую успеваемость и особенности уровня физиг ческой подготовленности, студентов с. различным характером индивидуальной адаптации.
3. Выявить характер зависимости функционального статуса и уровня общей и специальной физической подготовленности у студентов в процессе физического воспитания.
4. Определить значимые физиологические характеристики для построения прогностической модели процесса физического воспитания студентов.
Научная новизна исследования. Доказано существование взаимосвязи параметров функционального статуса и формирования уровня общей и специальной физической подготовленности у студентов в процессе физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий.
Впервые показано, что у студентов с «адаптивным» типом компенсаторно-приспособительных реакций организация учебно-тренировочного процесса с использованием спортивно-видовых технологий позволяет обеспечить значительный прирост быстроты, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств.
Выбраны информативные признаки и разработана прогностическая модель эффективности процесса физического воспитания студентов-первокурсников основной медицинской группы с учетом функционального состояния организма и физической подготовленности.
Практическая значимость. Разработана и верифицирована модель прогноза эффективности процесса физического воспитания студентов-первокурсников основной медицинской группы на основе оценки характера физиологической адаптации и уровня функционального напряжения. Использование данной модели позволяет реализовать индивидуально-типологический подход в процессе физического воспитания. Организация учебно-тренировочного процесса с использованием результатов прогноза может применяться врачами и специалистами физического воспитания для оптимизации режима двигательной нагрузки студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и прохождении курсов повышения квалификации спортивных врачей, а так же педагогических и тренерских кадров.
Результаты диссертации внедрены на кафедре физического воспитания Томского государственного университета и на факультете физической культуры Томского политехнического университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. По результатам физиологического контроля адаптации выделены две подгруппы студентов, характеризующиеся различным типом компенсаторно-приспособительных реакций («адаптивное состояние» либо «состояние функционального напряжения»), при этом характер адаптации определяет успешность формирования физических качеств и академическую успеваемость.
2. Разработанная модель прогноза эффективности процесса физического воспитания студентов-первокурсников на основе физиологического контроля процесса адаптации позволяет обеспечить индивидуально-типологический подход к организации учебно-тренировочного процесса.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования нашли практическое отражение в 21 публикации, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры, методических семинарах и на международных научно-практических конференциях («Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», г. Москва (2006) — «Проблемы современной морфологии человека», г. Москва (2008)), на всероссийских научно-практических конференциях («Актуальные вопросы физической культуры и спорта», г. Томск (2006) — «Физическая культура, здравоохранение и образование», г. Томск (2007, 2008)), на межрегиональных научно-практических конференциях («Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения», г Томск (2007, 2008)), на всероссийском гуманитарном форуме с международным участием («Сибирские Афины», г. Томск (2006, 2007)), на международных конгрессах («Науки о человеке», г. Томск (2006) — «Человек, спорт, здоровье», г. Санкт-Петербург (2007)), на съезде физиологического общества (г. Москва, 2007).
Структура и объем диссертации
Работа изложена на 146 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, выводов, приложения, библиографического указателя, содержащего 143 источника, в том числе 60 зарубежных авторов. Работа включает 48 таблиц и 45 рисунков.
ВЫВОДЫ:
1. В процессе физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий функциональный статус организма студентов-первокурсников основной медицинской группы представлен двумя разновидностями: «адаптивным состоянием» (73%) и «состоянием функционального напряжения» (27%). «Адаптивное состояние» характеризуется сбалансированной активностью симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижением централизации механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма. «Состояние функционального напряжения» характеризуется выраженным усилением симпатических влияний и централизацией механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма.
2. У студентов с адаптивным типом компенсаторно-приспособительных реакций наблюдается положительная динамика результатов тестирования таких физических качеств, как быстрота, гибкость, сила и скоростно-силовых качеств, уровень общей физической подготовленности средний и выше среднего. На втором году обучения отмечается статистически значимое повышение академической успеваемости.
3. В подгруппе студентов с состоянием функционального напряжения отмечается отрицательная динамика результатов тестирования таких физических качеств, как быстрота и выносливость. При этом уровень общей физической подготовленности в конце первого года обучения преимущественно средний и нижу среднего.
4. Показатели функционального статуса, характеризующие тип компенсаторно-приспособительных реакций, связаны с эффективностью формирования физических качеств у студентов, обучающихся на кафедре физического воспитания и спорта с использованием спортивно-видовых технологий: сбалансированность регуляторных влияний симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижение централизации механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма сопровождаются приростом уровня общей и специальной физической подготовленности.
5. Для прогноза эффективности процесса физического воспитания студентов основной медицинской группы значимыми параметрами являются: результаты тестирования общей физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, сила, быстрота, гибкость), данные кардио-интервалографии (исходный вегетативный тонус, степень централизации ритма сердца на 11-й минуте ортостаза, активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, индекс вагосимпатического взаимодействия, вегетативная реактивность).
Список литературы
- Баевский Р. М. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, A. JI. Максимов. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
- Баевский Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. — № 3. -С. 108−126.
- Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P. М>. Баевский, О. И. Кириллов, С. 3. Клецкин. М.: Наука, 1984.-220 с.
- Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-236 с.
- Баевский Р. М. Оценка и квалификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / Р. М. Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. -С. 73−78.
- Баевский Р. М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине / Р. М. Баевский // Успехи физиологических наук. 2006. — Т. 37. — № 3. — С. 42−57.
- Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на гране нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
- Бибикова JI. А. Системная медицина (путь от проблем к решению) / JI. А. Бибикова, С. В. Ярилов. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2000. — 154 с.
- Бурилич И. Н. Комплексная диагностика функциональных состояний по данным психологических и физиологических экспериментов / И. Н. Бурилич, Н. А. Кореневский, Т. М. Штотланд // Вестник новых медицинских технологий. 2003. — Т. 10. — № 3. — С. 44−45.
- Витун Е. В. Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания студентов / Е. В. Витун, В. Г. Витун // Вестник ОГУ. Приложение «Здоровьесберегающие технологии в образовании». 2005. — № 11. — С. 111 114.
- Войнов В. Б. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека / В. Б. Войнов, Н. В. Воронова, В. В. Золотухин. Ростов-на-Дону, 2001. — 101 с.
- Гавриков К. В. Технология автоматизированной оценки динамики физического и функционального состояния организма человека / К. В. Гавриков, В. Б. Мандриков, A. JI. Шкляр // Вестник новых медицинских технологий. 2006. — Т. 13. — № 3. — С. 143−144.
- Галеев А. Р. Модель распознавания функционального состояния организма у детей 6−17 лет / А. Р. Галеев, JI. Н. Игишева // Вестник новых медицинских технологий. 2005. — Т. 12. — № 1. — С. 30−33.
- Городниченко Э. А. Приспособительные реакции физиологических систем в оценке функциональных резервов организма / Э. А. Городниченко // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 9. — С. 8−9.
- Горст Н. А. Морфофункциональные и нейродинамические основы биологической индивидуальности : Автореф. дис.. док. биол. наук / Н. А. Горст. Астрахань, 2006. — 41 с.
- Дмитриева Н. В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов / Н. В. Дмитриева // Физиология человека. 2004. — Т. 30.-№ 3.-С. 35−44.
- Дубровский А. В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А. В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 40−42.
- Значение хронотипических особенностей здоровых людей для вариативности сердечного ритма / Э. Б. Арушанян, О. А. Байда, С. С. Мастягин, А. В. Попов // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 2. — С. 80−83.
- Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. — 366 с.
- Исследование механизмов формирования, развития и сохранения пси-хофизичсекого здоровья учащихся в динамике обучения / Г. А. Кураева, М. И. Леднова, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Валеология. 2002. — № 3. — С. 60−65.
- Казин Э. М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э. М. Казин, Л. А. Варич // Физиология человека. 2005. — Т. 31. — № 1. — С. 77−81.
- Казин Э. М. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) / Э. М. Казин, А. И. Федоров, С. И. Петухов // Валеология. 2002. — № 2. — С. 10−15.
- Капелько В. И. Работа сердца / В. И. Капелько // Соросовский образовательный журнал. 1999. — № 4. — С. 28−34.
- Капилевич JI. В. Методы функционально-диагностических исследований / Л. В. Капилевич. Томск, 2005. — Гл. 1, § 1.3: Кардиоинтервалография. -С. 36−45.
- Карпов В. Ю. Влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их адаптацию к обучению в вузе / В. Ю. Карпов // Физическая культура. -2005. -№ 1.-С. 43−46.
- Коваленко Т. Г. Биоинформационные оздоровительные технологии в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем / Т. Г. Коваленко. — Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999.- 120 с.
- Коваленко Т. Г. Медико-биологические основы физической культуры: учебно-методическое пособие / Т. Г. Коваленко, О. А. Моисеева, Е. И. Кузнецова. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. — 84 с.
- Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галлеев и др. // Физиология человека. -2001.-Т. 27. № 2. — С. 112−121.
- Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств: методические рекомендации для студентов гуманитарных вузов / И. В. Лосева, Г. Ю. Голубев, И. А. Герасимова, А. В. Пудов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.-28 с.
- Лычкова А. Э. Механизмы синергизма отделов вегетативной нервной системы / А. Э. Лычкова // Успехи физиологических наук. 2006. — Т. 37. -№ 1. — С. 50−67.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. -М.: Изд-во ACT, 1998. 272 с.
- Мамий В. И. Спектральный анализ и интерпретация спектральных составляющих колебаний ритма сердца / В. И. Мамий // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 2. — С. 52−60.
- Матвеев Л. П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) / JI. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1.-С. 2−11.
- Математические методы анализа сердечного ритма / ред. В. В. Парин, ред. Р. М. Баевский. М: Наука, 1968. — 152 с.
- Медик В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье/ В. А. Медик, А. М. Осипов. М.: Логос, 2003. — 200 с.
- Меерсон Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: МГУ, 1988. — 128 с.
- Мельников В. С. Физическая культура: учебное пособие / В. С. Мельников. Оренбург: ОГУ, 2002. — 114 с.
- Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново, 2000. — 200 с.
- Морфотипическая характеристика физического развития студентов 1-го курса / Л. И. Дробот, М. В. Галчина, П. С. Галчин и др. // Вестник ОГУ. -2001.-№ 2.-С. 87−88.
- Московченко О. Н. Интегральная оценка и коррекция донозологиче-ского адаптивного состояния индивида с помощью компьютерных технологий / О. Н. Московченко // Теория и практика физической культуры. 2004. -№ 11.-С. 53−56.
- Музалевская Н. И. Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтерва-лометрии / Н. И. Музалевская, В. Г. Каменская // Физиология человека. -2007. Т. 33. — № 2. — С. 60−68.
- Нидеккер И. Г. Возможности пульсограммы в оценке волновой структуры ритма сердца / И. Г. Нидиккер, О. О. Куприянова // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 4. — С. 29−41.
- Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса // А. И. Федоров, Н. Г. Блинова, JI. Н. Игишева, Е. В. Белоногова // Валеология. 2004. — № 4. — С. 20−23.
- Один из взглядов на управление сердечным ритмом: интракардиальная регуляция / А. Д. Ноздрачев, С. А. Котельников, Ю. П. Мажара, К. М. Наумов // Физиология человека. 2005. — Т. 31. — № 2. — С. 116−129.
- Орлов В. А. Технология измерения и оценки физического здоровья / В.
- A. Орлов // Вестник новых медицинских технологий. 2005. — Т. 12. — № 3−4. -С. 10−12.
- Осадчая Е. А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валео-логические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп / Е. А Осадчая // Валеология. 2003. — № 4. — С. 16−20.
- Особенности адаптации системы внешнего дыхания, кровообращения, морфофункциональных показателей и уровня здоровья студентов / С. А. Кабанов, Т. В. Потапова, А. П. Исаев и др. // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 8. — С. 45−48.
- Особенности мониторинга физического состояния населения / Д. Н. Гаврилов, А. В. Комков, А. В. Малинин и др. // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 3. — С. 60−62.
- Особенности психовегетативного обеспечения учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова и др. // Валеология. 2002. — № 2. -С. 35−40.
- Оценка вегетативного управления сердцем на основе спектрального-анализа вариабельности сердечного ритма / А. Р. Киселев, В. Ф. Киричук,
- B. И. Гриднев, О. М. Колижирина // Физиология человека. 2005. — Т. 31. -№ 6.-С. 37−43.
- Павлов С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С. Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1. — С. 12−17.
- Павлов С. Е. Системные механизмы адаптации организма к двигательной деятельности / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. М., 2000. — С. 113−114.
- Рагозин А. Н. Анализ регулярности сердечного ритма / А. Н. Рагозин // Материалы второй Международной научно-практической конференции «Современная техника и технологии в медицине и биологии». Новочеркасск, 2001.-С. 112.
- Рагозин А. Н. Классификация переходных процессов ритма сердца с использованием спектрального анализа на плоскости комплексных частот /
- A. Н. Рагозин // Уральский кардиологический журнал. Электрон, ресурс. -Электрон, журн. 2001 — Вып. 2. — Режим доступа к журн.: http ://•www.cardioburg.ru/magazin/
- Системный анализ параметров вектора состояний организма человека с различным уровнем физической активности / Т. В. Косолапова, С. И. Логинов, М. Н. Мальков, К. А. Шаманский // Вестник новых медицинских технологий. 2007. — Т. 14. — № 1. — С. 16−18.
- Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений / В. М. Смирнов,
- B. И. Дубровский. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
- Соколова И. В. Роль пейсмекерной активности в механизме формирования электрокардиограммы с позиции теории активной диастолы / И. В. Соколова // Физиология человека. — 2006. Т. 32. — № 5. — С. 65−73.
- Солдатова О. Г. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья / О. Г. Солдатова, Ю. И. Савченков, С. Н. Шилов // Физиология человека. 2007. — Т. 33. — № 2. — С. 76−80.
- Солодков А. С. Адаптивные изменения функций организма при мышечной деятельности / А. С. Солодков // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. -М., 2000. С. 135−136.
- Солодков А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учебных заведений физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.
- Солопов И. Н. Физиология футбола: учеб. метод, пособие / И. Н. Солопов, А. П. Герасименко. Волгоград, 1998. — 95 с.
- Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного ВУЗа : Автореф. дис.. докт. пед. наук / Д. С. Сомов. Ставрополь, 2007. — 42 с.
- Спирин В. К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья / В. К. Спирин // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 9. — С. 35−37.
- Степанян И. В. Воздействие внешней среды на адаптационные сдвиги в организме студента среднего специального учебного заведения / И. В. Степанян // Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. М., 2005. — С. 282−285.
- Тарасова О. JI. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции : Автореф. дис.. канд. биол. наук / О. JI. Тарасова. Томск, 1998. — 22 с.
- Трефилов В. А. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности / В. А. Трефилов, А. В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. — 2002. № 7. — С. 49−50.
- Тристан В. Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева. Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. — 92 с.
- Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях / Д. А. Андреев, А. И. Несте-ренко, В. Н. Васильев и др. // Физиология человека. 2007. — Т. 33. — № 4. — С. 128−131.
- Флейшман А. Н. Новый способ подбора препаратов для лечения артериальной гипертонии на основе спектрального анализа вариабельности ритма сердца / А. Н. Флейшман, С. Н. Филимонов, Н. В. Климина // Терапевтический архив. 2001. -Т. 73.-№ 12.-С. 33−39.
- Хайруллина А. Р. Особенности адаптационных реакций на учебные нагрузки у студентов- спортсменов 18−20 лет : Автореф. дис.. канд. биол. наук / А. Р. Хайруллина. Челябинск, 2006. — 22 с.
- Хаютин В. М. Спектральный анализ колебаний частоты сердцебиений: физиологические основы и осложняющие его явления / В. М. Хаютин, Е. В. Лукошкова // Российский физиологический, журнал им. И. Н. Сеченова. — 1999. Т. 85, № 7. — С. 46−48.
- Шамардин А. И. Функциональная подготовка футболистов /
- A. И. Шамардин. — Волгоград, 2000. 151 с.
- Щеголев В. А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов/
- B. А. Щеголев. Великие Луки, 1999. — 52 с.
- Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А. Г, Щедрина. Новосибирск, 2003. — 164 с.
- Яблучанский Н. И. Вариабельность сердечного ритма в современной клинике / Н. И. Яблучанский, Б. Я. Кантор, А. В. Мартыненко. Донецк: Бу-день, 1997.- 108 с.
- Armour J. A. Cardiac neuronal hierarchy in health and disease / J. A. Armour // AJP Regulatory, Integrative and Comparative Physiology. -2004. № 287. — P. 262−271.
- Berntson G. G. Heart rate variability: origins, methods and interpretative caveats / G. G. Berntson, D. L. Eckberg // Psychophysiology. 1997. — № 34. -P."623−648.
- Cardiac autonomic control and hostility in healthy subjects / R. P. Sloan, P. A. Shapiro, T. J. Bigger et al. // American Journal of Cardiology. 1994. — № 4. -P. 298−300.
- Cardiovascular variability signals: from signal processing to modeling complex physiological interactions / S. Cerutti, G. Baselli, A. V. Bianchi et al. // Automedica. 1994. — № 16. — P. 45−69.
- Cavalcanti S. Arterial baroreflex influence on heart rate variability: a mathematical model-based analysis / S. Cavalcanti // Medical and biological engineering and computing. 2000. — № 38. — P. 189−197.
- Early and late effects of exercise and athletic training on neural mechanisms controlling heart rate / Furlan R., Piazza S., Delli Orto S et al. // Cardiovascular research. 1993. — Vol. 27. — № 3. — P. 482−488.
- Early muscular and metabolic adaptations to prolonged exercise training in humans / H. J. Green, M. E. Ball-Burnett, D. Smith et al. // Journal of applied physiology. 1991. -№ 70. — P. 2032−2038.
- Eckberg D. L. Sympathovagal balance. A critical appraisal / D. L. Eckberg // Circulation. 1997. — № 96. — P. 3324−3332.
- Eichler S. The relationship between cardiovascular reactivity and heartbeat detection / S. Eichler, E. S. Katkin // Psychophysiology. 1994. — Vol. 31. — № 3. — P. 229−234.
- Five minute recordings of heart rate variability for population studies: repeatability and age-sex characteristics / R. Sinnreich, J. D. Kark, Y. Friedlander et al //Heart. 1998. — № 80. — P. 156−162.
- Habler H.-J- Respiratory modulation in the activity of sympathetic neurons / H.-J. Habler, W. Janig, M. Michaelis // Progress in neurobiology. 1994. — № 43. -P. 567−606.
- Hainsworth R. Reflexes from the heart / R. Hainsworth // Physiological Reviews. 1991. -№ 71. -P. 617−658.
- Hawley J. A. Specificity of training adaptation: time for a rethink / J. A. Hawley // The Journal of Physiology. 2008. — Vol. 586. — № 1. — P. 1−2.
- Heart period variability of trained and untrained men at rest and during mental challenge / S. H. Boutcher, F. W. Nugent, P. F. McLaren, A. L. Weltman // Psychophysiology. 1998. — № 35. — P. 16−22.
- Heart rate and muscle sympathetic nerve variability during reflex changes of autonomic activity / J. P. Saul, R. F. Rea, D. L. Eckberg et al. // American Journal of Physiology. 1991.-№ 7.-P. 1231−1245.
- Heart rate performance curve during incremental cycle ergometer exercise in healthy young male subjects / P. Hofmann, R. Pokan, S. P. von Duvillard et al. // Medicine & Science in Sports & Exercise. 1997. — № 29. — P. 762−768.
- Heart rate variability (review) / С. M. van Ravenswaaij-Arts, A. A. Kollee, C. W. Hopman et al. // Annals of Internal Medicine. 1993. -№ 8.-P. 436−447.
- Heart Rate Variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Components of heart rate variability. Basic studies — P. 147−163.
- Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Models for analysis of cardiovascular variability signals — P. 9−19.
- Heart Rate Variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Heart rate and heart rate variability — P. 207−221.
- Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -The control and physiological importance of heart rate — P. 21−30.
- Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Reproducibility of heart rate variability measurement — P. 165−171.
- Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Association of heart rate variability components with physiological regulatory mechanisms — P. 173−188.
- Heart rate variability / Ed. by M. Malik, A. J. Camm. N.-Y., 1995. -Effect of physical and mental exercise on heart rate variability — P. 245−266.
- Heart Rate Variability / J. C. W. Hopman, L. A. A. Kollee, G. B. A. Stoelinga et al. // Annals of Internal Medicine. 1993. -№ 8.-P. 436−445.
- Heart rate variability / Ori Z., Monir G., Weiss J. et al. // Cardiology clinics. 1992.-№ 3. — P. 532−537.
- Heart rate variability and electrical stability / T. Fetsch, L. Reinhart, T. Wichter et al. // Basic research in cardiology. 1998. — № 3. — P. 117−124.
- Herbert J. D. The search for the Holy Grail: heart rate variability and thought field therapy / J. D. Herbert, B. A. Gaudiano // Journal of Clinical Psychology. -2001№ 10.-P. 1207−1214.
- Huikuri H. V. Measurement of heart rate variability: a clinical tool or a research toy? / H. V. Huikuri, К. E. Airaksinenj, R. J. Myerburg // Journal of the American College of Cardiology. 1999. -№ 7. -P.l 878−1883.
- Irisawa H. Cardiac pacemaking in the sinoatrial node / H. Irasawa, H. F. Brown, W. R. Giles // Physiological Reviews. 1993. — № 73. — P. 197−227.
- Kaplan D. T. The analysis of variability / D. T. Kaplan // Electrophysiol-ogy. — 1994. -№ 5. — P. 16−19.
- Karemaker J. M. Heart rate variability: a telltale of health or disease / J. M. Karemaker, К. I. Lie // European Heart Journal. 2000. — Vol. 21. — № 6. -P. 435−437.
- Kluess H. A. Vagal modulation of the heart and central hemodynamics during handgrip exercise / H. A. Kluess, R. H. Wood, M. A. Welsch // American Journal of Physiology: Heart and Circulatory Physiology. 2000. — № 5. -P. 1648−1652.
- Kristal-Boneh E. Heart rate variability in health and disease / E. Kristal-Boneh, M. Raifel, P. Froom, J. Ribak // Journal Work Environ Health. 1995. -№ 21.-P. 85−95.
- Kuo C.-D. Heart rate variability standards response / C.-D. Kuo, G .Y. Chen, M. Malik// Circulation. 1998. — Vol. 98. -№ 15. — P. 1587−1590.
- Malik M. Components of heart rate variability. What they really mean and what we really measure / M. Malik, A. J. Camm // American Journal of Cardiology. 1993. — № 72. — P. 821−822.
- Malik M. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use / M. Malik // Circulation. 1996. — № 93. -P. 1043−1065.
- Malliani A. Sympathovagal balance: a reappraisal / A. Malliani, M. Pagani, N. Montano / Circulation. 1998. — № 98. — P. 2640−2643.
- Malpas S. С. Neural influences on cardiovascular variability: possibilities and pitfalls / S. C. Malpas I I American Journal of Physiology: Heart and Circulatory Physiology. 2002. — Vol. 282. — № 1. — P. 6−20.
- Mathematical model of cardiovascular autonomic control / B. Kantor, M. Yabluchansky, I. Drunov, A. Martynenko // School Fundamental Medicine Journal 1997. — Vol. 3. — № 1. — P. 5−9.
- Morgan W. P. Physical Activity and Mental Health / W. P. Morgan // In the Academy Papers. 1994. — P. 132−145.
- Noble D. From the Hodgkin-Huxley axon to the virtual heart / D. Noble // The Journal of Physiology. 2007. — Vol. 580. — № 1. — P. 15−22.
- O’Conor J. S. Physiology of physical training / J. S. O’Conor, W. Park // US Army Physical Fitness school Fort Benjamin. 1994. — № 3. — p. Ю.
- Occupational determinants of heart rate variability / L. G. van Amelsvoort, E. G. Schouten, A. C. Maan et al. // International Archives of Occupational and Environmental Health: 2000: — № 73. — P- 255−262.
- Pagani M. Heart rate variability: disagreemention the markers of sym-phatetic and parasympathetic activities / M. Pagani, F. Lombardi, A. Malliani // Journal of the American College of Cardiology 1993. — Vol. 22. -№ 3. — P. 951 953.
- Persson P. B. Modulation of cardiovascular control mechanisms and their interaction / P. B. Persson // Physiological Reviews. 1996. — № 76. — P. 193−244.
- Physical fitness and cardiovascular regulation: mechanisms of orthostatic intolerance / B. D. Levine, J. C. Buckey, J. M. Fritch et al. // Journal of applied physiology.-1991.-№ l.-P. 112−122.
- Pokrovskii V. M. Alternative view on the mechanism of cardiac rhyth-mogenesis / V. M. Pokrovskii // Heart, Lung and Circulation. 2003. — Vol. 12. -№ l.-P. 18−24.
- Pokrovskii V. M. Integration of the heart rhythmogenesis levels: heart rhythm generator in the brain / V. M. Pokrovskii // Journal of Integrative Neurosci-ence. 2005. — Vol. 4. — № 2. — P. 161−168.
- Porges S. W. Vagal tone: a physiologic marker of stress vulnerability / S. W. Porges // Pediatrics. 1992. — № 3. — P. 498−504.
- Ringwood J. V. Slow oscillations in blood pressure vie a nonlinear feedback model / J. V. Ringwood, S. C. Malpas // American Journal of Physiology: Regulatory Integrative and Comparative Physiology. 2001. — V. 280. — № 4. — P. 1105.
- Sleight P. Sympathovagal balance / P. Sleight, Z. Bernardi // Circulation. 1998. — № 7. — P. 2640−2644.
- Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjects / R. E. Kleiger, J. T. Bigger, M. S. Bosner et al. // American Journal of Cardiology. 1991. — Vol. 68. -№ 6. -P. 626−630.
- Stauss H. M. Heart rate variability / H. M. Stauss // American Journal of Physiology: Regulatory, Integrative and Comparative Physiology. 2003. -№ 5. -P.927−931.
- Taylor J. A. Fundamental relations between short-term RR interval and arterial pressure oscillations in humans / J. A. Taylor, D. L. Eckberg // Circulation. 1996. -№ 93. — P. 1527−1532.
- Vrijkotte T. G. Effects of work stress on ambulatory blood pressure, heart rate, and heart rate variability / T. G. Vrijkotte, L. P. J. van Dornen, E. J. C. de Geus // Hypertension. 2000. — № 5. — P. 880−886.
- Место проживания (нужное подчеркнуть):общежитие снимаю квартиру живу с родителями
- Занимались ранее спортом (каким- как долго):
- Имеете спортивный разряд (какой):
- Оцените по пятибалльной шкале свое самочувствие после занятий физической культурой: a) настроениеb) усталостьc) работоспособность
- Физическая нагрузка помогает Вам справиться со стрессом (нужное подчеркнуть):да нет1. Опросник Смирнова
- Вы любите часто бывать в компании?
- Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
- Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
- Во время беседы вы очень быстро говорите?
- Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
- Бывает ли, что вы передаете слухи?
- Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
- Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
- Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?10.Вы пишете очень быстро?
- Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
- Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
- У вас очень много хороших друзей?
- Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
- Часто ли вас терзает чувство вины?16.0бычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
- В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
- Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
- Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
- Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.
- Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
- Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?23 .Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
- Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
- Вы любите подшучивать над другими?
- Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
- Часто ли вам снятся кошмары?28.0бычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
- Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
- Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
- Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
- Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
- Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
- Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
- Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
- Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения по отношению к вашим родителям?
- Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?38.0бычно вам трудно взяться за новое дело?
- Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?40.0бычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
- В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
- У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
- Вас принимают иногда за человека беззаботного?
- Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна ипроверена?
- Вас можно быстро рассердить?
- Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
- Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
- Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
- Свойство темпера- Ответ «ДА» Балл Ответ Баллп.п. мента «НЕТ»
- Экстраверсия 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37 3 2 14, 43 2
- Ригидность 8, 26, 32 3 37 22, 14, 20,38, 44 2 19, 46 1
- Эмоциональная возбу- 15,21,33,39, 45 3димость 3,9 2 27 1 4 Темп реакций 4, 16, 28 3 10, 22, 34, 40, 46 2 17, 29,37 1
- Активность 5, 11, 17, 23, 29,35, 41,47 3 38 110 1
- Искренность 30, 36, 42, 48 3 23 16, 12 2 18, 24, 25 1
- Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента,
- Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакций Активность22.26 16−20 18−20 * 20−22 24−26
- Очень высо- Очень высо- Очень высокая Очень бы- Очень выкая кая стрый сокая17.21 12−15 14−17 14−19 21−23
- Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая12.16 7−11 8−13 9−13 14−20
- Средняя Средняя Средняя Средний Средняя7.11 3−6 4−7 5−8 9−13
- Высокая ин- Высокая Высокая эмоцио- Медленный Низкаятроверсия пластичность нальная уравновешенность 0.6 0−2 0−3. 0−4 0−8
- Очень высо- Очень высо- Очень высокая Очень мед- Очень низкая интровер- кая пластич- эмоциональная ленный каясия ность уравновешенность 1. Анкета Остберга
- Трудно ли Вам вставать рано утром: а) да, почти всегда б) иногда в) редко г) крайне редко
- Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером? а) после часа ночи б) с 23 до 1 ч в) с 22 до 23 ч г) до 22 ч
- Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения? а) плотный б) менее плотный в) можно ограничиться вареным яйцом г) достаточно чашки чая или кофе
- Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят? а) в первой половине дня б) во второй половине дня
- От чего Вам легче отказаться: а) от утреннего чая или кофе б) от вечернего чая
- Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту? а) меньше минуты б) больше минуты
- Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок? а) очень легко б) легко в) трудно г) не меняете
- Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать? а) более чем на 2 часа б) на час-два в) меньше чем на час г) как обычновопроса Вариант ответа Балл1,2,8 А 31. Б 2