Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Православная Церковь в общественной жизни России, конец 1850-х — конец 1870-х гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воздействие религиозного миропонимания на государственную идеологию и всю жизнь дореволюционного общества было неоспоримо высоким. Особую значимость приобретают сегодня события XIX века — века обострения противоречий нового и старого времени, беспрестанного чередования и взаимосвязи реформ и контрреформ, что рассматривается ныне как историческая особенность России послепетровского времени (2… Читать ещё >

Содержание

  • Введение (3)
  • Глава 1. Церковная история эпохи Великих реформ: историография и источники (16)
    • 1. Отечественная и зарубежная историография (16)
    • 2. Источники (59)
  • Глава 2. Духовный кризис общества и контуры перемен в Церкви (к.50-х-н.60-х гг.) (89)
    • 1. Вероисповедная политика и эволюция синодальной системы в XVIII—XIX вв.
    • 2. Философия церковного пробуждения и общественное мнение (97)
    • 3. Духовное ведомство: признаки оживления? (110)
    • 4. Цензура и журналистика: борьба за церковное обновление (119)
    • 5. Самосознание ученого монашества: смятение и беспокойство (136)
    • 6. «Крамола» И. С. Беллюстина и отодвинутая духовно-учебная реформа (147)
  • Глава 3. Государство и Православная Церковь: поиски нового единства (первая половина 60-х гг.) (172)
    • 1. Религиозность и космополитизм Петра Валуева (172)
    • 2. Церковь и государственные преобразования (191)
    • 3. Судьба Православия глазами публицистов и общественных деятелей (211)
    • 4. Начальная школа и университетский вопрос (221)
    • 5. Пастыри и паства в общественном сознании и практической деятельности (244)
  • Глава 4. Церковные реформы: облик «раскрепощенного» духовенства и общественное сознание (к. 60-х-70-е гг.) (273)
    • 1. Дмитрий Толстой: очертания портрета на фоне церковного переустройства
    • 2. Пресса, проповедничество, литература: новые ориентиры и возможности
    • 3. Общество и Церковь в преддверии контрреформ (313)
  • Заключение (361)

Православная Церковь в общественной жизни России, конец 1850-х — конец 1870-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оставаясь в течение многих веков влиятельной нравственной силой, русское Православие стало ведущим компонентом духовной жизни народа. Церковь как религиозная организация общества, оказала значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры Отечества. «Церковь и школа, — писал П. Н. Милюков, -таковы два главных фактора русской, как и всякой другой, духовной культуры» (1). Развивая мысль историка, следует добавить, что эти два фактора развивались не обособленно, а в теснейшем соприкосновении, и это взаимовлияние предопределило своеобразие русской культуры, особенности развития общественной жизни.

Однако в церковной истории России еще остаются недостаточно проясненные периоды, недописанные страницы, окутанные тайной сюжеты. Подобные информационные лакуны в первую очередь относятся к Синодальному периоду (нач. XVIII — н. XX вв.), который в наибольшей степени отличался противоречивостью и вобрал в себя множество острых моментов в церковно-государственных отношениях.

Воздействие религиозного миропонимания на государственную идеологию и всю жизнь дореволюционного общества было неоспоримо высоким. Особую значимость приобретают сегодня события XIX века — века обострения противоречий нового и старого времени, беспрестанного чередования и взаимосвязи реформ и контрреформ, что рассматривается ныне как историческая особенность России послепетровского времени (2). Историографическая значимость научных исследований нового времени в России не раз подтверждались на научных конференциях: «Долгие годы история ХХ века не рассматривалась как явление, имеющее самостоятельную ценность. Все ограничивалось по преимуществу задачами поиска и обоснования внутри века XIX тех предпосылок, которые вели к революционным катаклизмам века ХХ» (3). Подтверждая подобные высказывания, добавим, что в послевоенное время все же оставались добросовестные исследователи, даже в условиях идеологического диктата направлявших свои усилия на изучение политической истории России XIX столетия, и в целом основные направления внутренней политики самодержавия эпохи Великих реформ уже нашли разрешение в отечественной историографии. Однако внутренняя история Церкви, роль духовенства, как сословия, в жизни России, равно как и вероисповедная политика государства, неизменно игнорировались, оставаясь «за кадром», и использовались, как правило, атеистической пропагандой. Общественная жизнь по существу сводилась к революционерам, «революционным ситуациям» и народным волнениям, периодика в основном изучалась революционно-демократическая, а Церковь клеймилась как однозначно контрреволюционная сила. Налицо было привнесение категорий мышления советской эпохи в систему координат прошлого века.

Эпоха Великих реформ стала для России прорывом в новую историческую реальность, периодом постепенных изменений общественного строя Империи. Динамика модернизационных процессов непосредственно отразилась на смене системы ценностей и норм поведения, не обошла она стороной и Православие как особый тип культуры. Пользуясь терминологией Ю. М. Лотмана, отметим, что подобные эпохи относятся к «взрывным», характеризующимся причудливым сочетанием предсказуемых и непредсказуемых моментов (4). Трансформация социального пространства в стране привела к значительному оживлению церковно-общественной жизни, переживавшей в дореформенной России явный упадок. Заметное возрастание роли Церкви в русском обществе по сравнению с предшествующим временем, переориентация духовенства на социальную активность оказались непредсказуемыми и в некотором роде неуправляемыми моментами истории. Именно середина XIX в. оказалась переломным этапом для жизни Церкви, связанным с общим изменением интеллектуальной атмосферы в стране. Помимо недостаточной разработки церковной истории в целом и обозначенного периода в частности, актуальность проблематики диктуется и внутренними законами развития науки. События внутренней и внешней политики, история государственных структур постепенно отодвигаются на второй план, затмеваясь возросшим интересом к социальной истории, к антропологической реконструкции менталитета различных общественных групп прошлого. Метод «объективного» изучения социальных и экономических структур «извне» должен быть дополнен методом их осмысления «изнутри», с позиций самих участников исторического процесса, людей изучаемого общества, на что прежде в отечественной историографии обращалось слабое внимание (5). С другой стороны, время требует интеграции различных отраслей гуманитарной мысли при изменении подходов ретроспективных исследований. Религиозная история могла бы стать яркой основой для подобного взаимодействия на примере российской действительности (6).

В связи с современным реформированием всех сторон жизни государства и общества в к. 80-х — н. 90-х гг. возрос интерес к историческому опыту реформаторства, к особенностям борьбы группировок в «верхах», к портретным характеристикам политических и общественных деятелей (7). Однако место Церкви в процессе подготовки и проведения реформ, равно как и отношение общества к Церкви на фоне государственных преобразований отразились в исторической и политологической литературе недостаточно. Сегодня динамика развития науки уже подвела нас к тому, чтобы глубже раскрыть взаимосвязь церковной жизни с изменениями в общественно-политическом строе страны, интегрировать Церковь, ранее рассматривавшуюся изолированно, в общественную мысль и общественное движение России.

Современная общественная ситуация характеризуется интенсивным поиском Церковью своего места в обновляемой России, что проявляется не только в повсеместном воссоздании храмов, но и в частных беседах и проповедях на религиозные темы в средствах массовой информации, в интересе к религиозной литературе и истории. Православие возрождается в условиях, когда марксистская доктрина уже утратила свою значимость, а новые нравственные принципы еще не вполне устоялись в общественном сознании.

Провозглашаемая деидеологизация общества порождает духовный вакуум среди сограждан, порой заполняемый информационным потоком низкого качества. Поэтому для современного Православия актуальной остается задача более четкого оформления собственной социальной доктрины, не претендующей на монопольность, но стимулирующей общественную активность мирян во всех сферах жизни общества.

В коммунистическую эпоху Церковь оказались униженной и порабощенной губительными запретами и ограничениями, но сохранила свои внутренние силы и живительные соки. Сегодня Церковь перестает быть простым инструментом государственной политики, избегает политических оценок, но не может быть равнодушной к социальным процессам, к нравственному здоровью общества. Однако вероисповедные проблемы в современной России сохраняются, и специалисты признают, что «у нас нет четкой концепции отношений государства и церкви. Действуем по принципу от противного: все, что было в прошлом — плохо, подлежит отрицанию и надо делать наоборот» (8). Для обоснованной выработки приемлемых форм взаимоотношений государства и религиозных организаций необходимо учитывать исторический опыт Православия на разных этапах развития страны, и в особенности в переломные времена.

Исследование охватывает период, начиная с событий конца 50-х гг., где церковные события реконструируются на общей форме либерализации страны, а кризисные явления в Церкви достигли наибольшей остроты. Исследование доведено вплоть до конца 70-х годов, когда начинается постепенный отход от реформирования Церкви усилиями государства, завершившийся в апреле 1880 г. отставкой обер-прокурора Д. А. Толстого и резкой сменой церковных ориентиров самодержавия. Избранные нами хронологические границы, несмотря на длительность периода и насыщенность его событиями, отраженными в многочисленных свидетельствах, позволяют нам предпринять рассмотрение практически всего периода царствования Александра II, разбив его на определенные этапы в зависимости от процессов в церковной жизни, но в тесной связи с внутренней политикой и государственными преобразованиями.

Обозначенный нами период позволяет проследить основные формы церковно-общественного подъема эпохи Великих реформ в строгом соответствии с проблематикой исследования.

Исследуемый период отмечен заметным оживлением церковно-общественной деятельности в противовес религиозной монолитности Николая I. Возросла роль общества в церковной жизни, активизировалась духовная печать, возрождалось проповедничество, создавались приходские попечительства и братства. Когда в 1880—1890-х гг. К. П. Победоносцев принялся энергично возвышать религиозность русского общества, он опирался на достижения предшествующего времени.

Сама формулировка проблемы имеет две взаимосвязанные стороны, отражающие противоречивое положение Православной Церкви в целом и духовенства в частности — они как бы находились в пространстве между властью и обществом, в поисках своего места. С одной стороны, нам следует проследить как сама Церковь, находясь под сильным государственным влиянием, пыталась найти свое место в общественной жизни, а с другой стороны — попытаться рассмотреть, как общество воспринимало Церковь и способности духовенства к освоению нового социального пространства. Исходя из заявленной цели, учитывая громадную научную и общественную значимость темы, степень ее изученности и многоплановый характер, мы определяем следующие задачи: 1) детально изучить состояние отечественной и зарубежной историографии по церковной истории эпохи Великих реформ, оценить состояние источниковой базы и обозначить наиболее перспективные направления дальнейших исследований- 2) дать взвешенную оценку состоянию духовного ведомства в системе государственного управления в рассматриваемый период, исследовав его взаимоотношения с высшим духовенством и характер связей с православной общественностью- 3) воссоздать целостную картину формирования основных направлений церковной политики самодержавия, попытки реформировать Церковь силой государства и общественный резонанс предпринятых в «верхах» изменений- 4) отразить отношение «черного» и «белого» духовенства к происходившим в обществе процессам, их конкретные поиски своего места в происходящих событиях и формы церковной деятельности.

В методологических основах исследования мы учитываем опыт и современные тенденции мировой исторической мысли ХХ века, в которой проблемы взаимоотношений общества и государства является одной из приоритетных. Трудности в становлении методологии трудов по русской церковной истории заключаются в том, что еще не выработан категорийный и понятийный аппарат историков, отражающий оригинальность этих сюжетов прошлого. Слабость коммуникативного начала, несовершенство стиля изложения, многолетнее отсутствие культуры диалога в историческом творчестве, влияние прежних идеологических штампов — подобные явления непосредственно отразились на характере проблематики исторических трудов. Марксистская методология рассматривала прошлое как арену жесткого противостояния социальных сил. Православная Церковь получила весьма одномерный образ препятствия на пути к прогрессу, вся деятельность которой в дореволюционный период сводилась к проповеди покорности и мракобесия. Однако духовный мир общества, равно как и специфика российской религиозности, не вписывались в жесткие идеологические каноны. Сегодня предпринимаются попытки обновить инструментарий историка, вернуть социально-психологический фон, человеческое содержание в исторический процесс. Отметим также неоправданное влияние позитивизма в предшествующих работах, размытость концептуальных основ, невнимание к полифонизму (многоголосию) исторического процесса. Считая неправомерным сведение исследований к однозначному фактографизму и описательству, мы подчеркиваем значимость проблемного подхода, предполагающего четкую и обоснованную формулировку проблемы, в соответствии с которой историк видит исторический памятник как живой источник интересующих его сведений. Наше исследование — не простая хроника событий, а самостоятельная концепция, попытка творческого свободомыслия историка, показатель его собственного научного опыта и потенциала.

Работа основана на общенаучном принципе, историзма, основанном на временной последовательности, взаимосвязи и преемственности явлений прошлого. Каждый частный факт церковной и общественной жизни мы рассматриваем в процессе его возникновения, развития, и органической взаимосвязи с развитием государственности. Мы считаем необходимым отказаться от вульгарной актуализации прошлого (отвергая принципы партийности и классовости), находящейся в зависимости от веяний политической конъюнктуры. Историческая мысль призвана стоять на страже научной объективности, рассматривая прошлое в его всесторонности, целостности и многогранности, без каких бы то ни было изъятий. Подобный подход позволяет нам глубже и рельефнее представить каждое из явлений церковно-общественной жизни.

Принципиально важным является системно-аналитический подход, предполагающий, что историческая реальность предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Мы рассматриваем Церковь и общество как единую взаимозависимую систему — на широком социальном фоне и на примере конкретного исторического периода. В исследовании применен и сравнительно-исторический метод, использование которого дает возможность сопоставить особенности развития церковно-общественной Среды на различных этапах целостного периода, проследить эволюцию роли и места Православия в общественной жизни России. Кроме того, этот метод применяется нами при анализе разных групп источников, а также нескольких источников, внутри одной группы. Хронологический метод позволяет детально проследить событийный ход и динамику того или иного явления на основе частных исторических фактов (например, процесс формирования программы церковных преобразований в «верхах» и воздействие этой программы на реальную политику). Этот метод предполагает последовательное и максимально точное раскрытие изменений действительности в процессе ее исторического движения, но порождает вместе с тем и однолинейную описательность в научном изложении.

Детальная работа с источниками исследования невозможна без применения методов источниковедческого анализа, совокупность которых позволяет установить степень информационной насыщенности источников, а также выявить степень объективности авторов того или иного документа и высказать рекомендации о возможностях их дальнейшего использования. Проверка и сопоставление выявленных фактов служат основой для реконструкции подлинной картины прошлого. Портретно-индивидуальный метод оказался особенно полезным при воссоздании биографической канвы и мировоззренческих установок тех или иных фигур, представляющихся нам наиболее значительными для данного повествования. Активное использование этого метода привело нас к убеждению о целесообразности определенного акцента на конкретных деятелях, чьи убеждения и практическая деятельность оказали заметное влияние на ход событий. В работе представлены характеристики обер-прокуроров Синода А. П. Толстого, А. П. Ахматова, Д. А. Толстого, министра внутренних дел П. А. Валуева, некоторых представителей ученого монашества, наиболее известных петербургских священников и пр. Метод самоидентификации предопределяет историко-антропологическое воссоздание форм самосознания различных социальных групп. Эпоха Великих реформ обозначила попытки наиболее мыслящих представителей как духовенства, так и светского общества, переосмыслить свою роль в прошлом, настоящем и будущем России. Поиск своего места в социальном переустройстве выявил противоречивые духовные искания в церковной среде, о которых пойдет речь ниже.

Понятие «общественная жизнь» является определяющим в проблематике исследования. Общество рассматривается нами как целостная система, объединяющая в себе конкретные социальные институты, группы и слои населения с их умонастроениями, мыслями и потребностями. Одним из влиятельных направлений русской общественной мысли являлась «юридическая школа», заложившая в XIXн. ХХ вв. основы теоретического осмысления взаимоотношений общества и государства в историческом развитии. Видный теоретик государства и права Н. М. Коркунов расценивал «общество» как объективный человеческий порядок, психическое единение людей. По его мнению, содержание общественной жизни есть совокупность интересов отдельных личностей, составляющих общество. Интересы эти (в т.ч. непосредственно в религиозной области) представляются крайне изменчивыми, и под влиянием различных факторов то одни, то другие интересы стремятся получить преобладание в общественном развитии. Право выступает здесь разграничителем интересов инструментом сохранения порядка (9). В современной историософии социально-психологические мотивы в поведении людей, включающие в себя и религиозные установки, расцениваются в качестве движущей силы истории. Последние годы ознаменования увеличением интереса к ментальности русского социума, к реконструкции особенностей мировосприятия и самосознания русского общества, что является свидетельством обновления методологических ориентиров науки. Между тем религиозные установки оказывают значительное влияние на поведение человека в обществе и нуждаются в дальнейшем осмыслении.

С правовой точки зрения Церковь рассматривалась в дореволюционном праве двояким образом: во-первых, как носительница норм своей внутренней жизни и во-вторых как общественный союз, действующие наряду с другими человеческими союзами и вступающий с ними во взаимоотношения (10). Эти взаимоотношения являются важнейшей составной частью общественной жизни. Общество как организованная совокупность людей, объединенных сходными интересами нами условно разделяется, применительно к настоящему исследованию, на две части — светское (большая часть) и духовное (меньшая часть), а первая часть единого русского общества состоит из образованного меньшинства и крестьянского мира (или «простого народа»).

Объектом исследования является Русская Православная Церковь как социальный институт, играющий заметную роль в жизни русского общества XIX столетия. Предмет исследования — русская церковная история периода Александра II, события которой рассматриваются в тесной связи с политической историей страны, на фоне развития общественной мысли и общественного движения, в контексте церковно-государственных отношений и вероисповедной политики самодержавия в Синодальный период. В исследовании сделан акцент на выяснение социальных функций Православия, их эволюции и интерпретации различными общественными силами.

Научная новизна исследования представляется нам следующим образом. Данная работа является первой попыткой комплексного исследования истории церковной жизни России в переломную эпоху в тесной связи с историей общественной мысли и общественным подъемом 50−70-х гг. XIX века. Церковная история здесь неразрывно связана с историей гражданской, прежде всего, политической, что в предшествующее время (как до, так и после 1917 г.) недостаточно учитывалось исследователями (10). Кроме того, Православие эпохи Александра II впервые в отечественной науке рассматривается нами не как внутренне монолитная, единая форма общественного сознания того времени, а как многообразное явление, испытывавшее внутренние противоречия и находившееся как бы в эпицентре общественной борьбы за идеологические установки новой России. Кроме того, мы стремимся отойти от изучения Церкви как преимущественно государственного института, сводимого порой лишь к «простому орудию» (по К. Марксу) или к «служанке» государства (по Р. Пайпсу) (12). Нами впервые предпринята реконструкция основных направлений борьбы в правящих кругах по церковным вопросам, выявлены особенности этой борьбы в рамках изучаемого периода. Далее, впервые мы стремились дополнить картину, представляемую «сверху», восприятием Церкви в общественном сознании. Кроме того, мы не пытались сводить Церковь лишь к духовному ведомству или сословию, как это делалось ранее, а рассматривали церковный организм, прежде всего, как «православное общество», тесный союз клира и простых мирян, подобно установкам дореволюционного церковного права (13). В данной работе впервые специально и на обширном фактическом материале рассматривается история церковно-общественной жизни в России в конкретный период. В работе впервые широко использованы материалы духовной и светской периодической печати различных направлений, публиковавшей статьи по современным церковным вопросам. Нами привлечены архивные материалы, ранее слабо вовлеченные в научный оборот, либо совсем неизвестные. Документы официального делопроизводства дополняются многочисленными источниками личного происхождения (как неопубликованными, так и опубликованными), что позволяет по-иному взглянуть на многие аспекты церковной истории России.

Использование художественной литературы в качестве самостоятельной группы источников является нетрадиционным для исторического исследования, но оправдано следующими обстоятельствами. Во-первых, привлечение литературных произведений носит выборочных характер. В основном анализу подверглись лишь те произведения, в которых представителям духовенства отведено центральное, а не вспомогательное место (именно таковы сочинения Н. С. Лескова, Ф. В. Ливанова, В.П.Мещерского). Во-вторых, избранные нами произведения ярко отражают перипетии борьбы старого и нового, характерные для переломной эпохи, в которой новые типы духовенства являются выразителями церковного возрождения. В-третьих, интересующими нас авторами весьма удачно схвачены, хотя и не без идеализации, тенденции развития церковно-общественной жизни в тот период. В-четвертых, в ряде произведений непосредственно отражена жизнь в приходах и взаимоотношения с мирянами.

В настоящее время профессиональных историков внутри РПЦ не так уж и много, а на страницах православной периодики и «Богословских трудов» рассматриваются главным образом вопросы теоретического богословия. Наибольшее число историко-церковных произведений посвящено судьбе русского Православия после Октября 1917 года. Трагедию.

Церкви в «советский» период невозможно понять вне противоречий, накопившихся в дореволюционное время, когда Церковь постепенно утрачивала прочное влияние в обществе, что впоследствии сыграло роковую роль.

Автор счел своим долгом выразить глубокую благодарность канд. ист. наук С. Г. Нелиповичу за большую помощь в переводе немецкоязычных текстов.

Все даты в тексте приводятся по старому юлианскому календарю.

Введение

/Примечания /.

1. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. Ч.1. М., 1994. С. 15.

2. См.: Медушевский А. Н. Реформы и контрреформы в истории России//Вестник высшей школы. 1990. № 4. С. 67.

3. Логунов А. П. Современная историографическая ситуация и изучение проблем отечественной истории XIX века// Россия в новое время: выбор пути исторического развития. Материалы межвузовской научной конференции 22−23 апреля 1994 г. М., 1994. С. 9.

4. См.: Лотман Ю. М. В точке поворота // Литературная газета. 1991. № 23. 12.06. С.11- Он же. Культура и взрыв. М., 1992.

5. О новых методологических ориентирах см.: Гуревич А. Я. Социальная история и методологическая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 31.

6. О необходимости переориентации изучения истории России на использование иных концептуальных подходов см.: Зубкова Е. Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода// Вопросы истории. 1995. № 7. С.153−160.

7. См. Великие реформы в России. 1856−1874. М., 1992. С. 8−23 и др.

8. Свобода совести, религия, право (Материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1994. № 12. С. 11.

9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. 9-е изд. Спб., 1914. С. 232.

10. Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев посад, 1902. С. 5.

11. Об этом еще в 1989 писал видный религиовед А. И. Клибанов. См.: Русское православие: Вехи истории. М., 1989. С. 4.

12. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.10. С.130−131- Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

13. См. Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Т.2. Казань, 1913. С. 4. В исследовании нами также используется термин «православная общественность», обозначающий наиболее активную часть мирян в вопросах церковной жизни.

Заключение

.

Предпринятое нами исследование затрагивает историю Русской Православной Церкви в противоречивый период Великих реформ 1850-х-1870-х годов, когда духовенство испытывало прямое воздействие социальных перемен и постепенно вовлекалось в общественную жизнь.

К середине XIX в. кризис крепостнической России достиг роковой отметки, требовавшей его неотложного и решительного преодоления. Кризисные явления в русском Православии становились характерным показателем критического состояния государственности, порождая глубокие раздумья православной общественности о судьбе Церкви. Отсутствие подлинной церковной самостоятельности усугубляло конфликт между властью и обществом — их взаимное недоверие расценивалось тогда как знак надвигающейся катастрофы. Выбор путей общественного развития, неустойчивость модернизационных процессов породили острую идейную борьбу, которая не могла не затронуть и Церковь.

Русское духовенство предлагало собственное понимание перспектив духовного развития на основе строгих христианских принципов обновления. Если в дореформенной России Церковь старалась изолироваться от светской культуры, и духовное сословие теряло нравственную базу среди мирян, то отныне оно пыталось ориентироваться на поиск диалога с обществом не только в стенах храма, но и за его пределами. В богословии, равно как и в практике духовенства, осваивались новые формы влияния на паству. Христианство стало восприниматься не только как личное соблюдение каждым верующим общеобязательных обрядов и таинств, но и как преображение внутреннего духовного потенциала мирян, как средство сохранения общественной целостности, всеобщего примирения на религиозных началах. Происходило реальное соединение общественной жизни с Церковью, хотя этот процесс шел чрезвычайно медленно и порой поверхностно. Церковная жизнь фактически становилась церковно-общественной там, где значительную роль стала играть православная общественность — в особенности на уровне прихода. По мере того, как все общество претерпевало дифференциацию, Церковь также становилась все более неоднородной.

Первые попытки нетрадиционного обсуждения церковных проблем состоялись в период общественного подъема конца 1850-х-начала 1860-х гг. Сложившаяся система церковно-государственных отношений и нравственное состояние русского духовенства становились предметом рассмотрения в рукописных записках, зарубежных изданиях, новых духовных журналах. Пробуждение общественного мнения приводило к формированию общих контуров возможных преобразований в Церкви. В преддверии Крестьянской реформы и других перемен очевидным стало серьезное противостояние между традиционализмом и обновленчеством в Церкви. Если представители первого стремились сохранить монолитную, неподвижную Церковь, однозначно противостоящую греховному «миру» (В.И.Аскоченский и др., круги «черного» духовенства), то богословы-обновленцы и новые проповедники (Феодор (Бухарев) и др.) тяготели к прочным контактам с общественной средой, пытались нацелить Церковь на диалог с современностью. Но духовное ведомство не спешило с переменами и болезненно реагировало на церковную активность общественности, сохраняя бюрократические традиции.

Выработка конкретных планов реформ в «верхах» относилась к первой половине 1860-х гг., и находилась в контексте все системы государственных изменений. Инициатива исходила не из духовного ведомства, а от министра внутренних дел П. А. Валуева. Нацеленный на либерализацию вероисповедной политики, он четко поставил перед императором вопрос о государственной целесообразности полноценной «церковной реформы». Видя недостаточность государственной поддержки, он был вынужден призвать на помощь общественность, поощряя инициативу мирян не только для материального обеспечения духовенства, но и для его сближения с паствой в рамках приходской жизни. Само духовенство втягивается в реформы, пытаясь использовать их ход для укрепления своего влияния в общественной жизни, которой они ставили в строгую зависимость от разрешения собственных материальных проблем и обеспечения гражданских прав. Сфера просвещения (особенно начальная школа) стала для духовенства конкретным ареалом для приложения своих сил, ареной борьбы за молодое поколение.

Пресса заинтересованно включалась в обсуждение проблем быта и пастырской деятельности духовенства. Перспективы социальной миссии и нравственные аспекты духовного служения, а также недостатки духовно-учебных заведений сводятся к противоречиям в церковно-государственных отношениях (в особенности, в религиозной мысли славянофилов). В переломный момент духовенство стало восприниматься как общенациональный духовный лидер, призванный возглавить движение общества вперед на основе Евангелия.

Однако церковные преобразования затягивались, а недовольство в среде «белого» духовенства усиливалось. Индивидуальные приемы намеченного в предшествующее время попытался применить в собственной церковной политике «государственник» Д. А. Толстой. Вынужденный пойти на частные уступки епископату, он не питал надежд на возрождение соборного управления в Церкви. Неожиданно проявив себя либералом, он пошел навстречу «белому» духовенству и предпринял комплекс мер по ликвидации его наследственного состояния. Однако практика преобразований только расколола духовенство, в котором четко выделились свои либералы и свои консерваторы. В приходской деятельности появились новые типы священников, сориентированные на близкое повседневное общение с паствой в неформальной атмосфере.

Действия Толстого, рассматривавшего Церковь как инструмент манипуляций государства — инструмент вынужденно обновляемый — вызывали противоречивые оценки, а консерваторы 70-х годов сплачивались тем временем на церковно-охранительной платформе. Но без глубокого внутреннего обновления Церковь вряд ли могла успешно бороться с революционной пропагандой и тем более гармонично войти во внутренний мир светских сословий. Тем не менее государство требовало от Церкви исполнения функций в тисках ветшавшей идеологии «официальной народности». В Церкви обострялась борьба между теми, кто в теории и практической деятельности ориентировался на государство и теми, кто стоял ближе к обществу. На рубеже 1870-х-1880-х гг. на фоне очередного витка борьбы в «верхах» обозначились лихорадочные попытки возродить прежнее влияние Церкви на народное образование, а М. Т. Лорис-Меликов недвусмысленно заявил о «систематическом устранении» духовенства из жизни общества.

Завершая изложение итогов исследования, мы видим, что центральная проблема в Православии Великих реформ — это проблема диалога духовенства и православного общества, на что ранее в отечественной историографии внимания не обращалось. Нами показано, что под влиянием общественного подъема и наиболее мыслящих сил в духовенстве Церковь выходила из состояния неподвижности, духовной отстраненности от мирских забот. Но перспективы обновления государства пугали традиционалистов опасностью нравственного распада. Впрочем, и государство не стремилось рассматривать Церковь в качестве самостоятельной силы. Очерчивая религиозные ориентиры общественного движения, Церковь сама себя удаляла от общества, поскольку в ее внутренней организации и социальной доктрине выявилось несоответствие потребностям общественной жизни.

Социальная активность оставалась уделом немногих священников, а пореформенная духовная жизнь отразила явный отход светского общества от религиозных интересов. Сильный контроль государства и отсутствие самостоятельности общества — характерные признаки России как страны «догоняющего развития» — заняли центральное место в конфронтации общественных сил, что в итоге привело к грозовым потрясениям начала ХХ века. Но протекавший тогда же религиозный Ренессанс, восходивший своими корнями к эпохе Великих реформ. Эта эпоха представляется нам как своего рода пред-Возрождение, вобравшее в себя первые попытки церковного пробуждения общества.

Новшества данного исследования заключаются не только в использовании новых методологических подходов, но и в заполнении конкретных историко-информационных лакун, связанных с общей слабой разработанностью истории русского Православия XIX века на современном научном уровне. Проблема приобретает значительную остроту в связи с необходимостью разработки в отечественной историографии проблем социальной истории (в зарубежной историографии здесь уже накоплен значительный исследовательский опыт). Степень влияния религиозного мировосприятия в общественном сознании является составной частью социально-политической атмосферы, оказывающей воздействие на принятие решений государственной важности.

Настоящее исследование послужит отправной точкой для взаимосвязанного спектра работ по истории духовной жизни русского общества на основе междисциплинарных принципов. Анализ конкретных форм общественной деятельности духовенства подлежит дальнейшему развитию в исследованиях более узкой направленности, локальной ограниченности, большей фактографической глубины. Перспективными представляются разработки, в которых Православие рассматривается не как государственная религия, а как особый тип политической и нравственной культуры общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники неопубликованные (по номерам архивных фондов). Российский Государственный Исторический архив (РГИА) 383 Министерство государственных имуществ. Первый департамент. Оп.22. Д.32 123.
  2. Главное управление уделов. Оп.8. Д.32 123. 675 Макарий (Булгаков). Оп.1.Д.25, 27.
  3. Департамент народного просвещения. Оп.88.Д.312.
  4. Главное управление цензуры. Оп.1.Д.306, 4753, 5894.
  5. Главное управление по делам печати. Оп.3. Д. 801 б.
  6. Петроградский комитет по делам печати. Оп.2.Д.13.796 Канцелярия Синода.
  7. Канцелярия обер-прокурора Синода.
  8. Присутствие по делам православного духовенства.
  9. Оп.1. Разр. 1. Д. 12, 11, 18, 21А, 104, 152, 175 А- Разр.3. Д.470−473.
  10. Петроградский комитет духовной цензуры.
  11. Оп.2. Д.2017- Оп.3. Д. 133.1284 То же. Департамент общих дел.1. Оп.241. Д. 30.1291 То же. Земский отдел. Оп.36. Д. 100, 187. Ч.1−2. 1574 К. П. Победоносцев. Оп.2. Д. 24. 1604 И. Д. Делянов. Оп.1. Д.561−564. 1661 К. С. Сербинович. Оп.1. Д. 480, 936, 1574.
  12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
  13. Следственная Комиссия 1862 года по делам о распространении революционных воззваний и пропаганде. Оп.1. Д. 1.109 Третье Отделение.
  14. Александр III. Оп.1. Д. 671 А, 894, 895.
  15. Оп.1. Д. 85, 669, 676, 686, 699, 704, 747, 762, 779, 1381, 1969.
  16. Аксаковы. Оп.1. Д.182- Оп.5. Д. 11. 46 П. И. Бартенев. Оп.1. Д. 565. Ч.2. 87 Барсуковы. оп.1. Д. 363.194 Н. В. Елагин.
  17. Оп.1. Д. 29, 37, 38, 40, 41.195 «Остафьевский архив».
  18. Оп.1. Д. 1228, 1417, 1741, 2734, 4462.236 Киреевские.1. Оп.1. Д.142- Оп.3. Д. 21.275 Н. С. Лесков.
  19. Оп.1. Д. 41, 193, 186- Оп.4. Д. 12.290 К. Н. Леонтьев.1. Оп.2. Д. 86.
  20. В.С.Печерин. Оп.1. Д. 10, 12, 26.
  21. М.П.Погодин. Оп.1. Д. 206, 351. 427 Рачинские. Оп.1. Д. 737.
  22. А.С.Суворин. Оп.1. Д. 307. 472 Свербеевы. Оп.1. Д. 620, 748. 505 Ф. И. Тютчев. Оп.1. Д. 185. 1049 И. С. Гагарин. Оп.1. Д. 7.1348 Собрание писем писателей, ученых и государственных деятелей. Оп.2. Д. 5.
  23. Российский Государственный архив Древних Актов (РГАДА)1274 Панины-Блудовы.
  24. Оп.1. Д. 737, 956 г., 1844 б.1277 Самарины.1. Оп.2. Д. 53, 54, 57.1378 Мещерские.1. Оп.2. Д. 1.
  25. Российский Государственный Военно-Исторический архив (РГВИА) 292 Н. С. Голицын.
  26. Оп.1. Д.68−70, 76, 78, 83, 87, 120, 153, 157.401 Главный штаб.
  27. Оп.2/926. Д.16- Оп.3/927. Д. 42.
  28. Государственный архив Владимирской области (ГАВО) 556 Владимирская Духовная консистория. Оп.1. Д. 2795, 3107, 3129.
  29. Государственный исторический архив Москвы (ГИАМ)
  30. Московский цензурный комитет. Оп.3. Д. 4, 32- Оп.5. Д. 479. 203 Московская Духовная консистория. Оп.746. Д. 1001.
  31. Московская Духовная Академия. Оп.2. Д. 1096.
  32. Канцелярия попечителя Московского Учебного Округа. Оп.2. Д. 2114, 2527, 2779, 3825.
  33. Государственный архив Рязанской области (ГАРО) 627 Рязанская Духовная консистория. Оп.126. Д. 34.
  34. Государственный архив С.-Петербурга
  35. Петербургская Духовная консистория. Оп.53. Д. 40.
  36. Государственный архив Тверской области (ГАТвО) 103 Тверская ученая архивная комиссия. Оп.1. Д. 1207, 1212, 1224, 1287−1335. 160 Тверская Духовная консистория. Оп.8. Д. 215.
  37. Государственный архив Тульской области (ГАТО)
  38. Тульская Духовная консистория. Оп.28. Д. 324, 425, 525, 564, 650, 897, 947.
  39. Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ)4 Алексий (Лавров)
  40. Карт.3.Д.4, 13, 20, 27- Карт. 15. Д.8−12. 11 Апраксины-Голицыны (ф .11/I). Карт. 73. Д. 1.
  41. Г. С.Батеньков. Карт. 5. Д. 19.
  42. Белокуровы. Карт.2. Д. 9, 21. 78 А. В. Горский.
  43. Карт. 12. Д.25- Карт. 19. Д.8- Карт. 21. Д.10- Карт.22. Д.40- Карт.24. Д. 9, 56- Карт.27, Д. 5, 15- Карт.32. Д.20- Карт.33. Д. 5, 13. 120 М. Н. Катков. Карт.11. Д.17- Карт.21. 126 Киреевы-Новиковы (ф. 126/I). Карт.3. Д. 8.
  44. Леонид (Кавелин). Карт.6. Д.84- Карт.10. Д. 30.
  45. Леонид (Краснопевков). Карт.2. Д. 4, 6, 8- Карт.14. Д. 47. 169 Милютины.
  46. Карт.14. Д.2- Карт.52. Д. 39.
  47. Московская Духовная Академия.
  48. Карт.183. Д.11- Карт. 247. Д.- Карт. 248. Д.6- Карт.282. Д.1- Карт.305. Д. 10. 188 А. Н. Муравьев.
  49. Карт.4. Д. 3, 4, 19. 201 А. С. Норов. Карт.57, Д. 34.
  50. Общество любителей духовного просвещения. Карт.14. Д.19−21.230 К. П. Победоносцев.
  51. Карт.4408. Д. 2, 3, 6, 12- Карт. 4417. Д.2- Карт. М.10 802. Д. 5, 17.231 М. П. Погодин.231/II. Карт. 3. Д.49/6, 50/2, 51/1- 231/III. Карт. 1. Д. 66. 250 Н. П. Розанов. Карт.2.Д.1.
  52. Савва (Тихомиров). Карт.55. Д.26- Карт.56. Д. 16. 265 Самарины. Карт.39. Д. 1. 302 Толстые.
  53. Карт.2.д.4, 12, 21- Карт.4. Д. 17. 304 Троице-Сергиева Лавра (304/II). Д. 259.316 Филарет (Дроздов).
  54. Карт.1. Д.24- Карт.66. Д.25- Карт.70. Д. 14, 18.327 Черкасские (327/II).1. Карт.7. Д. 48.524 П. С. Казанский.1. Карт.3. Д. 4.
  55. Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки (ОР РНБ)16 П. П. Альбединский1. Д. 18.37 А. И. Артемьев. Д. 703.
  56. Батюшковы. Оп.1. Д. 7, 12, 17, 31. 208 А. В. Головнин. Д. 101, 203.314 Иннокентий (Вениаминов).1. Д12.
  57. И.П.Корнилов. Д. 1190, 1430. 379 Ф. П. Корнилов. Д. 529, 548, 748. 391 А. А. Краевский. Д. 188, 289, 557, 674, 870. 498 А. Н. Муравьев. Д. 8.
  58. Н.И.Новиков. Д. 42, 154. 531 А. С. Норов. Д. 73, 245, 327, 608.
  59. С.-Петербургская Духовная Академия. Д. 1062.601 Половцевы. Д. 1413.780 Д. А. Толстой. Д. 2.
  60. В.А.Цеэ. Д. 144, 170, 357, 385. 847 Н. В Шаховской.
  61. Оп.1. Д. 349, 404, 417, 496, 532, 578, 600, 602. 874 С. Н. Шубинский. Оп.2. Д. 201.
  62. Отдел письменных Источников Государственного Исторического Музея (ОПИ ГИМ)56 П. А. Бессонов.оп.1. Д. 384, 531.69 В. К. Вульферт.1. Оп.1. Д. 14.
  63. Материалы по истории культуры в России.1. Д. 181.178 А. С. Хомяков. Оп.1. Д. 27.194 Леонид (Краснопевков).1. Оп.1. Д. 1, 4, 5.262 Н. И. Григорович.1. Оп.1 Д. 2, 3.334 Дашковы.1. Оп.1. Д. 227.
  64. Оп.2. Д.48- Оп.4. Д. 35, 526.34 С. О. Бурачек.1. Оп.1. Д. 10, 21. 62.93 А. К. Корсак.1. Оп.3. Д. 72.220 Н. С. Лесков.1. Д. 67.265 «Русская старина». Оп.2. Д. 2401, 2402, 2237. 274 М. И. Стасюлевич. Оп.1. Д. 74. 319 П. С. Усов. Д. 6.616 А. Д. Желтухин. Оп.1. Д. 6.
  65. Архив Филиала Института Российской Истории РАН в С.-Петербурге (АФИРИ) 52 Павел (Доброхотов). Карт.6. Д. 3.
  66. Санкт-Петербургские ведомости
  67. Северная Пчела Современные известия Современный листок Сын Отечества
  68. Прибавления к Творениям Святых Отцов
  69. Руководство для сельских пастырей1. Русская Беседа1. Русский вестник1. Странник
Заполнить форму текущей работой