Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе: на примере Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы рассмотрели применение предвыборных PR-технологийкак управление информацией, где под управлением понимается процесс создания, информационных: поводов, их распространение при помощи. СМИцеленаправленноеформирование желаемогообщественного? мнения. Для1 победы, на выборах кроме честностипорядочностипринципиальности, желания изменить жизнь, избирателей: клучшему, очень, важно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе
    • 1. 1. Исследование применения PR-технологий в зарубежной и отечественной науке
    • 1. 2. Социально-психологические особенности Бурятии как многонационального региона и объекта применения предвыборных PR-технологий
    • 1. 3. Содержание предвыборных PR-технологий, используемых в многонациональном регионе
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Применение предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе (на примере Республики Бурятия)
    • 2. 1. Восприятие предвыборных PR-технологий жителями многонационального региона
    • 2. 2. Влияние предвыборных PR-технологий на электоральное поведение жителей Бурятии
    • 2. 3. Направления совершенствования выборных процессов в Республике Бурятия
  • Выводы по 2 главе

Социально-психологические особенности предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе: на примере Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Характерной особенностью современной России является изменение социально-психологического состояния различных социальных и этнических групп, проявляющемся в бурном росте этнического самосознания, в возрождении титульных наций, развитии отношений в различных этнических группах, иногда сопровождающемся столкновением экономических, религиозных, культурных интересов. Эти особенностипроявляются в электоральном процессе, в поиске новых возможностей применения предвыборных PR-технологий,.

Сегодня очевидно, что применение предвыборных PR-технологий в их «западном» варианте для огромной, многонациональной России не эффективно. Современные политтехнологи трансформируют PR-технологии со спецификой экономических, исторических, социальных, территориальных, национальных реформ. В то же время очевидно, что наряду с использованием так называемых «чистых» PR-технологий политтехнологи «узурпируют» национальный фактор, нанося тем самым ущерб оптимальному формированию политической элиты региона, избранию во властные структуры компетентных, высокопрофессиональных кадров.

В связи с этим совершенствование выборного процесса связано с соблюдением баланса национального фактора с профессиональными и личностными качествами кандидатов на выборные должности. Некорректное использование национального фактора способно разжечь национальную вражду даже в тех регионах, где этнополитическая ситуация дружелюбна и спокойна.

Существующее противоречие между потребностями субъекта, осуществляющего предвыборные PR-технологии в достижении позитивного результата в выборном процессе, и отсутствием оптимального подхода к их применению свидетельствует о недостаточной теоретической разработке и практической значимости выбранной темы. В настоящее время при всем многообразии исследований по применению PR-технологий в выборных кампаниях практически не исследованной остается проблема совершенствования выборного процесса за счет экологичного применения предвыборных PR-технологий, недостаточно исследовано применение предвыборных PR-технологий в условиях многонационального региона. Состояние разработанности проблемы исследования Научные исследования, позволяющие решить проблему данной диссертационной работы, можно дифференцировать по нескольким направлениям:

— работы, раскрывающие особенности массового сознания в период выборных кампаний (М.К.Горшков, Г. Г. Дилигенский, Д. В. Ольшанский, А. К. Уледов, Е. Б. Шестопал, В.А.Ядов), причинно-следственные связи процессов принятия и реализации политического выбора (Е.В.Аверина, А. Л. Андреев, М. Г. Анохин, Г. Э. Белицкая, А. И. Ковлер, В. С. Комаровский, О. П. Кудинов, В. Н. Амелин, Н. Л. Смирнова, С. В. Устименко и др.);

— работы по исследованию социально-психологических особенностей влияния общественного мнения на мотивы поведения (П.Бурдье, Т. Джеферсон, У. Липпман, Дж. Локк, Н. Луман, Н. Маккиавелли, Ю. Хабермас и в работах российских ученных С. А. Анисимов, А. В. Герасимов, М. К. Горшков, Д. П. Житенев, Н. С. Мансуров, А. А. Тарасенко и др.);

— исследования, направленные на изучение политического имиджа и индивидуального бренда политических лидеров^ (Е.В'.Аверина, И. Э. Белоусова, С. Н. Гульбинский, П. С. Гуревич, И. Г. Дубов, В. Г. Зазыкин, А. Ю. Панасюк, В. Г. Почепцов, Е. С. Сорокина, Р. Ф. Фуре, О. А. Феофанов и др.);

— разработки по совершенствованию выборных процессов, в частности: теории массовых информационных процессов (Ю.П.Буданцев, Н. Н. Богомолова, Л. В. Матвеева, Б. Ф. Поршнев, Ю. А. Шерковин и др.), теории, рассматривающие проблемы участия различных социальных групп в выборах (Р.Арон, Г. Альмонд, П. Бурдье, П. Лазерсфельд, Р. Милс, Дж. Сартори, а также Г. М. Андреева, О. В. Богомолов, В. М. Герасимов, Г. Г. Дилигенский, В. Г. Зазыкин, М. Е. Кошелюк, В. Ф. Петренко, А. П. Федоркина, Е. Б. Шестопал и др.), механизмы формирования политических установок (В.Э.Бойкова), электоральной культуры россиян (И.Н.Гомеров, Т. И:Захарова), протестные формы политической активности (И.А.Климов, М.М.Назаров);

— зарубежные и отечественные исследования, описывающие сравнительно новое для России явление — связи с общественностью в период выборов (И.В.Алешина, В. Н. Амелин, Сэм Блэк, С. А. Варакута, В. Д. Виноградов, Ю. Н. Егоров, Д. Доти, А. Б. Зверинцев, С. М. Каталип, Дин Крукебер, Ю. Д. Красовский, С. Ф. Лисовский, Даг Ньюсом, О. С. Онуфриева, Фрейзер Сайтэл, И. М. Синаева, А. П. Ситников, Джуди Ван Слайк Тёрк, Томас Хопкинс, И. П. Яковлев и др.);

— исследования этнических и этнопсихологических особенностей бурятской этнической группы (В.Г. Бальжиев, К. Д. Басаева, Н. Б. Дондобон, А. Д. Карнышев, Д. Д. Нимаев, С. С. Танхасаева, С. Ц. Чимитова и др.).

Вместе с тем, обширный теоретический материал по проблеме изучения социально-психологических особенностей применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе в социальной психологии недостаточно разработан, нет точного определения роли национального фактора в политической борьбе, степени его актуализации в момент голосования избирателя, его этнодифференцирующих и этноинтегрирующих возможностей. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы, позволили сформулировать цель, объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезы и. задачи.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе.

Объект исследования: PR-технологии выборных кампаний.

Предмет исследования: социально-психологические особенности применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе.

Гипотеза исследования.

Социально-психологические особенности применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе основываются на использовании национальных особенностей избирателей, а именно: менталитета, этностереотипов, установок, традиций, обычаев, нравов и т. д. В условиях многонационального региона это обусловливает своеобразие в восприятии и отношении к предвыборным PR-технологиям и влияет на политические процессы и их результат. В ряде случаев неадекватное применение предвыборных PR-технологий может привести к проявлениям межнациональной вражды. Оценка и интерпретация социально-психологических особенностей применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе позволит разработать направления совершенствования выборного процесса.

Исходя из цели, учета особенностей объекта и предмета, в рамках выдвигаемых гипотез определены следующие задачи исследования:

1. Обобщить состояние научной разработанности проблемы применения PR-технологий в контексте социально-психологических знаний.

2. Выявить социально-психологические особенности Бурятии как многонационального региона и объекта применения предвыборных PR-технологий.

3. Раскрыть социально-психологическое содержание особенностей предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе.

4. Разработать типологию предвыборных PR-технологий и научно-практические рекомендации по совершенствованию выборных процессов в многонациональном регионе.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Основой теоретического изучения социально-психологических особенностей применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе являются: исследования межэтнических отношений в русле психологии групповых отношений и кросс-культурной психологии (В.С.Агеев, Н. М. Лебедева, Л. И. Науменко, Т. Г. Стефаненко, Г. У.Солдатова-Кцоева, П. Н. Шихирев и др.) — исследования национально-v психологических характеристик народов (А.А.Кокоев, И. Д. Куликов,.

С.И.Королев, Н. И. Луганский, А. Б. Мендяева, В. В. Смирнова, Н. Ф. Феденко, И. В. Фетисов и др.) — теории социально-психологического воздействия 1 (Ю.Н.Емельянов, Н. В. Клюева, Г. А. Ковалев, С. А. Макшанов, Л. А. Петровская и др.) — теории массового политического сознания (М.К.Горшков, Д. В. Ольшанский, Е. Б. Шестопал и др.) — теории массового поведения (Г.Лебон, С. Московичи) — исследования мотивов поведения избирателей (М.Н.Афанасьева) и их причинно-следственных связей принятия и реализации политического выбора (Е.В.Аверина, А. Л. Андреев, М. Г. Анохин, Г. Э. Белицкая, А. И. Ковлер, В. С. Комаровский, О. П. Кудинов, В. Н. Амелин, Н. Л. Смирнова, С. В. Устименко и др.) — исследования, рассматривающие механизмы формирования политических установок (В.Э.Бойков) — работы, касающиеся электоральной культуры россиян (И.Н.Гомерова, Т.И.Захаровой) и протестных форм политической активности (И.А.Климова, М.М.Назарова) — работы, рассматривающие эффективность PR-технологий с их оценкой общественным мнением (С.А.Анисимов, В. М. Герасимова, В. Э. Гончаров, f В. Б. Житенева и др.) f i Г.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение (логико-исторический анализ, сравнительно-сопоставительный метод) научных работ, аналитических документов, публикаций СМИ, агитационно-пропагандистских материалов кандидатов, материалов конференций, семинаров и «круглых столов» по проблеме исследования, материалов государственной статистики, контент-анализ СМИэмпирические методы, (включенное наблюдение, экспертные оценки, выборочный анкетный опрос, метод «фокус-групп»). В исследовании использовались методики разработки' и организации пилотажных исследований, методы математической и статической обработки. Математическая обработка полученных данных осуществлялась в статистической программе Statistica.

Эмпирическая база исследования. Основу эмпирической базы исследования составляют результаты социально-психологического исследования, осуществленного при непосредственном участии автора в 7 районах Республики Бурятия (Баунтовский, Бичурский, Заиграевский, Кабанский, Кяхтинский, Тункинский, Хоринский) и Советском районе г. Улан-Удэ. Всего было опрошено 790 чел., численность экспертной группы составила 12 чел., фокус группы — 12 чел. Участники исследования выбраны с учетом тендерных и национальных признаков.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций автора, проверкой гипотез исследования посредством соотнесения их с полученными результатами, применением апробированного методического и математического инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием, исследовательских процедур и приемов, статистической значимостью полученных данных, их взаимной дополняемостью, проверкой.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Выявлено в результате теоретико-методологического анализа, что проблема применения PR-технологий в выборных кампаниях изучена достаточно глубоко и многосторонне. Однако недостаточно разработанной остается проблематика их применения в многонациональном регионе в новых условиях, характеризующихся ростом национального самосознания, изменением роли титульной нации, повышением электоральной активности отдельных социальных групп, которые влияют на результаты выборов. Определено, что роль национального фактора в политической борьбе, степень его актуализации в выборных процессах (в предвыборный период и в момент голосования избирателя) зависят от социально-психологического состояния этнических сообществ, этнической толерантности, степени конфронтации между этносами.

Раскрыты социально-психологические особенности Бурятии как объекта применения PR-технологий. Они выражены в этнических, религиозных, глубинно-психологических характеристиках. К ним относятся: рост самосознания титульной нации (бурят), повышение социальной и политической активности отдельных социальных групп, в частности, молодежи, высокий порог этнической толерантности, на уровне обыденного сознания — религиозный эклектизм (шаманизм, христианство, буддизм). В настоящее время более выраженными стали социально-психологические особенности этнических групп внутри бурятского этноса, их деление на «восточных» и «западных» бурят.

Раскрыто социально-психологическое содержание предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе. Оно выражено в использовании этнических факторов, дифференцирующих применение этих технологий (ориентация на этнические стереотипы, этническую сегрегацию, применение технологий, провоцирующих межэтнические конфликты, ксенофобию по отношению к представителям отдельных этнических групп) — применение наряду с классическими PR-технологиями так называемых «грязных» технологий, ориентированных на фактор принадлежности к той или иной национальности (в основном в системе координат «бурят — русский»), при котором главным критерием в выборе кандидата является его национальная принадлежность, а не профессионализм и личные качества.

Предложена типология предвыборных PR-технологий: «теоретическая» (идеальная), «практическая» (реальная) и «сбалансированная» (оптимальная) модели. Теоретическая модель основывается на применении классических приемов и методов организации PR-процесса и строится с учетом социально-психологического состояния различных социальных и этнических групп, а именно глубинно-психологических, архетипических характеристик, отражающих их ментальные черты (традиции, нравы, обычаи), а также современное социально-психологическое состояние (мнение, настроение, социальное самочувствие). В основе реальной модели лежат прагматизм субъектов электорального процесса (политтехнологов, кандидатов на выборные должности, лоббирующих групп и т. д.). Несоответствие между идеальной и реальной моделями преодолевается, за счет формирования оптимальной, сбалансированной модели, где реальная модель совершенствуется' и приближается к идеальной. В основе оптимальной модели лежит снижение манипуляций национальным фактором, она ориентирована на^ профессионализм кандидата, его личные качества (нравственность, толерантность, воля, патриотизм, честность, открытость, психологическая устойчивость и т. п.). Выделены направления совершенствования выборного процесса с учетом социально-психологических особенностей многонационального региона. К главным из них относятся: ориентация PR-технологий на выбор кандидатов, соответствующих критериям профессионализма деятельности и* профессионализма личности политикаучет ментальных характеристик электоратаизменений, связанных с объективными процессами повышения электоральной активности некоторых социальных групп (молодежи), повышение уровня этнического самосознаниятитульной нациипреодоление существующих противоречий в применение предвыборных PR-технологий «местными» и «приезжими» политтехнологами в нахождении способов их взаимодополнения.

Практическая значимость результатов исследования заключается* в том, что разработаны практические рекомендации с учетом социально-психологических особенностей предвыборных PR-технологий, на основе которых возможна разработка комплексной программы, совершенствования механизмов выборных кампаний в Бурятии. Разработанные в ходе исследования. практические рекомендации, кроме их прямого предназначения, могут найти применение в разнообразной деятельности пресс-служб министерств, ведомств, предприятий и организаций. Материалы исследования могут быть использованы при чтении теоретических курсов по социальной, этнической, политической и управленческой психологии, в работе избирательных комиссий, PR-служб и избирательных штабов кандидатов, а также при подготовке и повышении квалификации политтехнологов всех уровней.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждалась на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Теоретические положения, выводы и материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и нашли отражение в авторских публикациях. Основные материалы настоящего исследования были использованы автором в процессе консультирования кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия при выработке стратегии’поведения и формирования отношений с избирателями, при организации* работы их штабов (избирательные округа № 23) в период подготовки и проведения избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия (октябрь-декабрь 2007 г.).

Положения, выносимые на защиту.

Предвыборные PR-технологии как программно-целевое психологическое воздействие на электорат используются1 политическими организациями и кандидатами на выборные должности в соответствии с экономическими, политическими и другими целями субъектов выборного процесса: В* связи с. этим, использование предвыборных PR-технологий не всегдасоответствует программам развития региона и может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Бурятия как многонациональный регион и объект выборного процесса в настоящее время характеризуется следующими особенностями: этнической спецификой, выраженной в изменениях ценностных ориентаций, связанных с ростом самосознания и этнокультурного возрождения титульной нации (бурят) — гражданским самочувствием населения, влияющим на электоральное поведениесоциальной и политической активностью молодежиусловным делением титульного населения, между собой на «восточных» и «западных» бурят. Эти особенности определяют специфику применяемых PR-технологий, инициируют акцент политконсультантов на принадлежность к той или иной национальности (как главный критерий при выборе кандидата), сочетание традиционных и нетрадиционных технологий (опора на религиозные догматы, лозунги религиозных и национальных деятелей).

Социально-психологическое содержание предвыборных, PR-технологий в многонациональном регионе отражает: учет в первую очередь-этнического колорита региона, места и роли титульной нации, ориентацию i на рост самосознания титульного населения и повышение электоральной активности отдельных социальных групп, в частности молодежи, акцентирование внимания на национальном факторе, приводящее к негативным последствиям — разжиганию национальной вражды между этническими группами, лоббированию интересов элиты одной из этнических групп.

Оптимизировать выборные процессы в многонациональном регионе возможно за счет разработки предвыборных PR-технологий, ориентированных на учет специфики этнического развития региона, сегментирование электората (не только по социально-психологическим, но и по этническим признакам), кросс-культурное взаимодействие этнических групп, перспективы решения экономических, социальных, духовных проблем с ориентацией на лидеров высокого профессионализма, независимо от их национальной принадлежности, обладающих качествами этнической толерантности, патриотизма, высокой нравственности.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Выводы по 2 главе.

Разработаны научно-практические рекомендации" по совершенствованию выборных процессов^ в многонациональном регионе с учетом выявленных социально-психологических особенностей применения предвыборных PR-технологий: — использовать национально-психологические особенности электората (менталитет, стереотипы, установки, традиции, обычаи, нравы и т. д.), которые влияют на политический выбор избирателей и электоральное поведениеучитывать социально-психологические состояния отдельных социальных групп, в частности, молодежи, с повышающейся электоральной активностью, связанной с ростом национального сознания и самосознания молодежи в полиэтническом социуме, развитием гражданских чувств молодежи в процессе становления ее мировоззрения, желанием изменить свое настоящее и будущее- — устранить существующие противоречиям в применении* предвыборных PR-технологий между: «местными» политтехнологами и политтехнологами «со стороны», выраженные в том, что «местные».

62 Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 30 мая 2003 г. N 348-III «О Положении о Молодежной палате при Народном Хурале Республики Бурятия». политтехнологи в большей степени опираются и используют глубинно-ментальный потенциал электората (нравы, традиции, культуру и т. д.), а политтехнологи «со стороны» в PR-технологиях используют современный информационный материал (слухи, компромат и т. д.). «Местные политтехнологи» не используют свой потенциал, опасаясь последствий, применения «карательных мер», используют административный, ресурс в случае неудачи, а политтехнологи «со стороны» используют в значительной мере манипулятивные технологии «белых» и «черных» методов и не несут моральной ответственности за последствия выборов.

В качестве рекомендаций кандидатам, баллотирующимся на руководящие должности в многонациональном регионе, представлена практико-ориентированная модель, включающая следующие блоки:

• сегментирование электората (на основе традиционных деятельностей, социально-экономической градации, психологических типов, национальных признаков для построения взаимоотношений и разнесения по времени агитации);

• поддержка (как титульных, так и малочисленных этносов, сохранение языка, традиций, а также нетрадиционных религий);

• создание вертикали власти (в области осуществления национальной политики регионального и федерального значения);

• проектирование национального развития (учет притока новой рабочей силы, маргинализации местного населения вследствие разрушения природной среды обитания, взаимодействие с лидерами религиозных движений);

• этническое самосознание (кросс-культурные взаимодействия);

• ' образ, идеального политическогоустройства' имировоззрения национальностей (проекция представлений об-устройстве мира, мир — совокупность всего сущего).

• благоприятный социально-психологический климат (в избирательных штабах, во взаимодействии с прессой и общественностью).

• опора на позитивные черты лидера (опыт или молодость, новаторство или приверженность традиционным устоям).

• четкая программа действий (различных уровней выборов)'.

Важными в процессе выборов являются представления’избирателей об идеальном политическом устройстве и их мировоззрение. Для бурят системообразующими в социальном смысле являются тесно связанные между собой категории уважения и упорядоченности (социально-психологические корни этого явления заложены^ в? уважении традиций, почитании старших, восточной культуре). Для бурят мир — это и есть Бог как совокупность всего сущего. В мире существует достаточно жесткий порядок. Есть в мире фигуры, ответственные за соблюдение порядка (нормативность поведения, справедливость распределения ресурсов и т. п.). Такими фигурами могут быть как духи («хозяева» земли, гор, рек), так и люди. В этом случае любой политик претендует, фактически, на «богоизбранность». Мир — это система, в которой все находится «на своих местах», равновесие системы не может нарушаться. Если ты часть системы, значит, ты нужен сейчас миру именно на этом месте. Действующая власть воспринимается большинством бурят как часть мирового порядка, оппозиция — как деструктивная, антисистемная сила. Исходя их этого, любая эффективно действующая властьv воспринимается как гарант поддержания стабильности, порядка. Голосование за такую власть у бурят, является проявлением уважения к ней, человек, признающий существующий в системе порядок, демонстрирует это через уважение к занимающим ключевое положение в системе людям. Главное качество «административного ресурса» в Бурятии — это возможность использовать описанные выше представления для удержания власти. Среди русских в Бурятии, наиболее активно голосует протестный электорат, т. е. те, кто системой недоволен, хочет ее изменить. При этом голосование в Бурятии являетсяне идеологическим, а личностно ориентированным, влиятельность личностей определяется, помимо известных избирателям личностных качеств, суждений, действий, влиятельностью сплоченного вокруг личности клана. Явка на избирательные участки и базовые представления о взаимоотношениях «власти» и «народа» таюке различны у представителей этих доминирующих национальностей' в республике, так явка бурятского населения-существенно выше, чем русского. Явка на участок выступает для бурят, в качестве приобщения к социальной системе, подтверждения-своей к ней лояльности, так и возможность продвижения своего «национального» кандидата, ощущение личного вклада в жизнь республики. Явка русского же население обуславливается желанием внести коррективы в национально-клановую обстановку, сложившуюся в регионе в последнее время, «разбавлением» ее «своими» кандидатами. Этнические различия? в явке активно используются политтехнологами для манипуляции результатами избирательного процесса (итоги выборов отражают не реальный расклад политических симпатий в регионе, а предпочтения пришедших на выборы избирателей, «ненужных» избирателей можно убедить в выборах не участвовать).

Наиболее распространенные мотивы предпочтений того или иного кандидата избирателями являются: национальность кандидатасвязи и поддержка Москвыопыт работы и профессионализм.

По результатам исследования в целом для сельского населения Бурятии характерно более негативное отношение к институту выборов, среди таких избирателей широко распространены представления о. том, что «выборы лучше отменить и всех назначать». Для горожан^ на фоне их меньшей электоральной активности, больше характерно представление о необходимости демократических институтов. В полиэтнических регионах демократия выступает залогом, гарантирующим представительство в органах власти всех этнических, религиозных групп избирателей. Такой перевод «демократии» в этно-конфессиональную плоскость характерен для Бурятии в последнее время. Объяснятся такая ситуация значительными изменениями, произошедшими в структуре идентификационных предпочтений населения после развала СССР. Идентичность как результат осознания, т. е. рефлексии над прежде неосознаваемым, представлением о себе. В условиях, когда обще гражданский уровень идентичности, десятилетиями культивировавшийся властью на основании идеологии интернационализма, утратил легитимность, произошла актуализация этнического уровня идентичности, который прежде играл второстепенную роль. Эти процессы нашли свое отражение в коллективной идентичности на основании этнического родства.

Столкновение политических интересов региона и центра в значительной степени способствовало актуализации этнического как главного обоснования приоритетного права титульного этноса на территории республики.' На этом фоне произошло возрождение идеи всебурятской общности как единственно возможного пути сохранения бурятского народа, которому в противном случае грозит ассимиляция. Фактически произошло символическое деление на «свое» и «чужое», когда в качестве «своего» понимается, прежде всего, этническое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В' современной России, как и в большинстве* других стран мира, огромную роль в выборном процессе играют предвыборные PR-технологии. Под предвыборными* PR-технологиями понимается ряд действий, направленных на формирование у населения определенных представлений, мотивации' голосования за* ту или иную партию, кандидата. Действия эти не осознаются избирателями, поэтому в данном, случае «электорат» выступает скорее не субъектом, а объектом политического процесса. Большая часть предвыборных PR-технологий была заимствована «с Запада», однако затем они были адаптированы к российским условиям в соответствии с поведенческими* и когнитивными стереотипами россиян, их системой ценностей. Очень важным, в современных условиях является социально-психологический расчет предвыборной кампании. Для этого предлагаются проводить исследования^ не только" социальных, но ипсихологических особенностей электората и их учет на различных стадиях избирательной кампании, расчет и создание политической идеи для кандидата, факторы успеха в предвыборной борьбе.

Без четкого осознания психологического контекста, в котором электорат принимает два своих главных решения (участвовать в голосовании и кого из кандидатов поддержать), кандидат не в состоянии более даже за счет своет харизмы, добиться поддержки от избирателей в конкурентной борьбе. Усложнение процесса принятия электоральногофешения объясняетсяг несколькими' факторами. Во-первых, постоянно повышается электоральная культура населения, а во-вторых, общее экономическое ухудшение заставляют кандидата искать более точные нюансы своего мессэджа и четко-локализовать потребности населения, которые он бы смог удовлетворить. При этом все эти факторы имеют национальный оттенок. То есть очень важно суметь смотивировать электорат, с учетом его многонациональности.

Речи кандидата5 должны строиться в строгом соответствии с нормативной лексикойокругаи не содержать социально-табуированных политическихслов и дефиниций.

Наиболее важно для кандидата, претендующего на тот или иной пост, слияние со своимэлекторатом. Избиратели должны, ощущать на сознательном-, и, на: подсознательном" уровнечто кандидат выражает их интересы. Только тогда его реакции на все случившеесяего поведение будет адекватно ожиданиям: егоэлекторатаТолько, глубокоеизучение избирателя, понимание егомотивацийожиданий* и предпочтенийдаст возможность «почувствовать» электорат, солидаризироваться с ним.

В" данном j исследованиимы рассматриваем социально-психологические особенности^ применения предвыборных PR-технологий в многонациональном регионе, основанные4 на глубинно-психологических, культурных, .этнических, религиозных особенностях полиэтническогоэлектората. Везде, где присутствуют элементы этнической? сегрегации, чрезвычайно важной для кандидата является его этническаяшринадлежность. При прочих равных избиратели голосуют за: кандидата одной с ниминациональности. Это явление характерно? даже для «бесконфликтных» регионов.

Мы рассмотрели применение предвыборных PR-технологийкак управление информацией, где под управлением понимается процесс создания, информационных: поводов, их распространение при помощи. СМИцеленаправленноеформирование желаемогообщественного? мнения. Для1 победы, на выборах кроме честностипорядочностипринципиальности, желания изменить жизнь, избирателей: клучшему, очень, важно, владеть-PR-технологиями. предвыборной" борьбыдляумения слышать, чувствовать, понимать: предугадывать, своего избирателя. Имидж кандидата, его речь, должны соответствовать социально-психологическим особенностями ожиданиям многонационального электората. В настоящее время существуют психологические технологии, которые способствуют более точному пониманию для какой части электората (социальной или этнической группы) какой* имидж является более подходящим. Без такого понимания, предвыборные усилия оказываются тщетными, успехи, кратковременны. Поэтому политический лидер, выдвигаясь в многонациональном регионе, от этнической или социальнойгруппы, должен помнить о том, что его поведение и поступки на' все происходящее в период предвыборной борьбы должны быть адекватно встречены избирателями, которые в виду своей полиэтничности, имеют разное, воспитание, ценности, традиции, стереотипы и т. п.

Нельзя не отметить тот факт, что стремительное развитие СМК, прежде всего Интернета, оказывает большое влияние на предвыборные PR-технологии. Наполняя их все новыми возможностями, качественно изменяя их и поднимая на новый технологический уровень.

Сегодня не одни выборы не обходятся без «грязных» предвыборных PR-технологий, так называемого «административного ресурса», ощущается отсутствие настоящейконкуренции между кандидатами, которая подменяется конкуренцией между кланами, бизнес группами. Применение предвыборных PR-технологий, максимально приближенных к «чистым», — это путь ограничения' манипулятивных технологий в избирательных кампаниях и реализация прав граждан на достоверную, правдивую информацию.

Успех избирательной кампаниив. первую очередь обусловлен грамотно сформированными предвыборными PR-технологиями, основанными на строго научномs базисе результатов социологических и психологических исследований. Приэтом важно понимать, что предвыборные PR-технологиидолжны соответствоватьценностям и ожиданиям избирателей, а не ломать их внутренние представления и нравственные установки в ажиотаже избирательной гонки. Применение грязных" предвыборных PR-технологий хотя и может оказаться эффективным, в конечном счете, приведет к резкому ухудшению репутации кандидата, подставит под сомнения не только его личную легитимность, но и легитимность того органа власти, в который юн вошел.

Социально-психологические особенности* применения предвыборных PR-технологий заключаются в создание благоприятной^ для кандидата и его команды внешней и" внутренней среды, которая охватывала бы одновременно несколько уровней — стратегический, экономический, политический, социальный, психологический.

Итак, подводя итоги можно дать научно-практические рекомендации:

1. Построение эффективных моделей политической борьбы, приносящих победу кандидату на выборах в многонациональных регионах Российской Федерации должно осуществляться с учетом социально-психологических особенностей применения предвыборных PR-технологий.

2. Социально-психологические исследования в многонациональных регионах, направленные на выявление базисных ценностей электората, необходимо, дополнять этнопсихологическими. Это позволит определить этнопсихологические инварианты имиджа политика и другие характеристики, повышающие эффективность предвыборной кампании.

3. Предвыборные PR-технологии в многонациональных регионах представлены как программноцелевой порядок действий, информационно-психологического воздействия на полиэтнический электорат, имеющий демократическую основу ш гуманитарную направленность. Социально-психологическая сущность предвыборных PR-технологий в многонациональных регионах основывается на механизмах социально-психологического воздействия, с помощью методов подсознательного стимулирования, когда отношение избирателей к тем или иным явлениям политической среды формируется с помощью стандартизованных упрощённых представлений (стереотипов, установок, имиджей, мифов, слухов основанных на традициях и культуре народов), которые внедряются в поток «организованной» информации, автоматически вызывая* в массовом сознании отрицательную, либо положительную реакцию на. конкретное событие. По этому, существенным моментом, определяющим эффективность предвыборных PR-технологий в многонациональных регионах должно стать изучение влияния взаимодействия культур народов, проживающих на данной территории.

4. Электорат, реагирует на образ, а не на человека. Впечатление избирателей от образа кандидата зависит намного больше от умело примененных PR-технологий, чем от самого кандидата. Поэтому необходимо использовать в современных предвыборных PR-технологиях имидж политика, отражающий или представляющий личностные и профессиональные характеристики кандидата, которые одинаково ценятся представителями разных национальностей, проживающих на территории многонационального региона.

5. Этнические различия русских и бурят отражают специфику национальной психологии двух народов и тем самым обуславливают своеобразие в восприятии и отношении к предвыборным PR-технологиям, кандидатам и предлагаемым ими программам.

6. В деятельности предвыборных PR-технологий на территории многонационального региона, сохраняютсявсе основныеметоды психологического воздействия на массовое сознание избирателей, изменяя под влиянием национальных реалий лишь формы и> акцентируя иные сторонах общественной жизни, а также применяются новые методы, учитывающие изменения этнопсихологического сознания электората, вызванные прогрессирующими социальными процессами и явлениями в современной России.

Практики в сфере предвыборных PR-технологий имеют обширный, уникальный материал, а в академическом сообществе существует наработанная теоретическая база для анализа данной теме. Взаимные контакты двух сообществ могли бы способствовать развитию выборных кампаний, а при содействии государственной власти — более полному пониманию избирателями происходящих в политической сфере процессов и направлению этих процессов на благо нашей России.

В данной работе был дан обзор перспективных, по мнению автора, сфер приложения научных интересов для этнографов, психологов, социологов. Электоральное поведение россиян остается практически неизученным академическим сообществом, особенно это касается многонациональных регионов. Исследования в этой сфере могли бы уточнить механизмы реализации политических ценностей и ориентиров, а также использованы для понимания происходящих в многонациональной России политических процессов.

Очень бы хотелось, чтобы эта работа помогала тем социально активным людям, которые искренне хотят улучшения жизни своих сограждан и обладают для этого соответствующими качествами. Когда говорят, что политика — это грязное дело, тем самым пытаются оправдать себя. В действительности, политика должна быть самым чистым делом. К этому надо стремиться.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Л., Крянев Б. П. Социально-политологический анализ выборов в Республике Бурятия (сентябрь 1994) // Развивающийся электорат России: этнополитический ракурс. — Т2.: Выборы-93 / Рук. авт. кол. и отв. ред. Губогло М.Н.-М., 1995. 278−291с.
  2. Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков. — М., 1993.
  3. Е.Б. Психологические механизмы восприятия политического лидера: Автореф. дис. канд. полит, наук / РАН. Ин-т США и Канады. М., 1993.-33с.
  4. Е.В., Белицкая Г. Э., Смирнова Н. Л. Российский менталитет. М.: ИПРАН, 1996.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие: «.социально-психологические проблемы. М., 1990. — 239с.
  6. Н.А. Роль традиционных верований в жизни коренных народов Сибири // По материалам Международного научного симпозиума «Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты». Улан-Удэ, 20−26 июня 1996. — 139 — 140с.
  7. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и мркетеров. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательств «Гном-ПРЕСС». 1997.-7с.
  8. А.А., Владимиров Н. Г. Буддизм в России: М.: Институт Наследия, 1996. — 34 — 46с.
  9. В. Н. Социология политики. М., 1992.
  10. Ю.Амелин В. Н., Устименко С. В. Технология избирательной кампании. -М.: Союз, 1993.
  11. И.И., Афанасьева О. В., Дебольский М. Г. и др. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543с.
  12. З.Ф. Выборы президента республики //Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М.: РАН, № 12, 1997.13.Андреев.A.JI. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. — 240с.
  13. Г. М. Актуальные проблемы' социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 111с.
  14. Г. А., Донцов А. И. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 335с.
  15. Е.В. Социальная психология. Учебное пособие / под ред. В: А. Сластенина. -М.: Академия, 2000. 264, с.
  16. С.А., Зазыкин В. Г. Особенности анализа социологической, информации при освещении избирательных кампаний. Телевидение в избирательных кампаниях.-М.: ВИКОЩ 1996.
  17. М., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М.: Изд-во РАГС, — 1998.19:Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 384с.
  18. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 560с.
  19. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1998.- 115с.
  20. A.F., Шлягина Е. И., Национальный характер и индивидуальность. // Психологические проблемы индивидуальности. М., — 1984.
  21. Афанасьев М-Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России//ПОЛИС. 1995. — № 3. — 105−116с.
  22. В.В. Бурнацком Бурнардума: Автореф. дис. канд. ист. наук -Иркутск, 1995.-24с.
  23. .В. Президентская власть. Этнокультурные факторы геополитической стратегии Российской Федерации в Центральной Азии (на примере Республики Бурятия). — Улан-Удэ: Издательство ВСГАКИ, 2000. -61 -69с.
  24. K.JI. О социо-интегративном значении личности шамана // По материалам Международного научного симпозиума «Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты». — Улан-Удэ, 20−26 июня 1996. 13б-137с.
  25. А. Повесть о «грязных» выборах. СПб.: Балт. педагогич. академия, 2000. — 181с.28:Бебик В. М. Как стать популярным, победить на выборах и удержаться на политическом Олимпе. Киев, 1993.
  26. Н.П. Основы лидерства. Минск: Новое знание, 2002.
  27. О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.- 324с.
  28. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., -1908.
  29. . Политическое лидерство. М., 1992.
  30. Блэк С. PR: международная практика. М.: Издат. дом «Довгань», 1997.- 180с.
  31. С. Паблик рилейшнз: Что это такое? — М.: Модино Пресс, 1999. 239с.
  32. Е.Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». — Калуга: КГПУ, 2001.
  33. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: Изд-во МГУ, 1991.
  34. Н.Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. — М., 1997.
  35. В.В., Маркин Х. В. Устная пропаганда: критерии, показатели, условия эффективности. — Л., 1983.
  36. Л.И. Кто как весну встречает. // Бурятия. 2006. № 69, 16 апреля.
  37. .Л. Реклама и Паблик Рилейшиз: Алхимия власти. — М.: РИП-Холдинг, 1998. 138 с.
  38. А.О. Основы этнической психологии. Спб, 1991. — 60с.
  39. Е.М., Коротков Э. М., Никитаева А. Ю. Управление связями с общественностью: Учебное пособие. -М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. 128 с.
  40. Е. Фальшивомонетчики приехали в Бурятию на гастроли // Информполис. 2007. № 4, 24 января.
  41. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 142с.
  42. Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001. — 178с.
  43. М. Имидж по-русски: приемы манипуляции. (Реклама, паблисити и паблик рилейшнз на выборах). СПб.: АТА «БОЛГАР», 1998. -48с.
  44. Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб.: Питер, 2003. — 272с.
  45. С.А., Егоров Ю. Н. Связи с общественностью. Изд-во: Инфра-М, 2001.-248с.
  46. В. Язык мой, бурятский. // Родная Бурятия. — 2006. № 16, 14 апреля.
  47. Л.С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ, 1999. 22с.
  48. Вестник центральной избирательной комиссии Российской Федерации. № 4 (195) — 2006.
  49. Власть и общественность: Социальные аспекты взаимодействия / сост. и науч. ред. Савинова О.Н. Н. Новгород: Нижполиграф, 1997. — 148с.
  50. Т., Баторова Д. Есть ли национальность у красоты // Информполис. 2007, 24 октября.
  51. В. Проблемы психологии народов. — М.: Космос, 1912.
  52. Выборы, которые мы проиграли /сост.: Е. Н. Шаталин, Л. Иудин. Н. Новгород: СММ, 1994.- 62с.
  53. В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? — М.: МНЭПУ, 1998. 176с.
  54. В.М. Исследование общественного мнения с позиций акмеологии и политической психологии. М.: Универсум, 1994.
  55. Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // ПОЛИС. 1997. — № 4. -44−56с.
  56. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов н/Дону: Феникс, 1996. — 448с.
  57. В.Э. Связи с общественностью в политике. СПб., 2000.
  58. О.И. Политический имидж в избирательной- кампании // технология и организация избирательной- кампании. Зарубежный отечественный опыт. — М., 1993. — 158с.
  59. Горохов В. М, Комаровский B.C. Паблик рилейшнз: сущность, функции, тенденции современного развития. -М.: РАГС, 1996.
  60. Государственный доклад «Молодежь Республики’Бурятия. 2004−2005 годы» Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография». — 96с.
  61. Г. Политическая реклама: портрет лидера. 1995.
  62. С.Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях: Дисс.канд.психол.наук.-С-П., 1997.
  63. Э.Д. Пресса и национально-политический процесс региона: (Опыт полит, и социол. анализа). — Улан-Удэ, 1995. — 24с.
  64. ., Парнхэм Э. Ораторское искусство — путь к успеху. — СПб., 1997.
  65. А.А., Крысько В. Г. Этнопсихология. Теория и методология. 4.1.-М., 1992.-142с.
  66. А.А., Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Этнопсихология. Принципы и методы построения этнопсихологического исследования. Часть2. — М., 1992.-200с.
  67. Г. Г. Социально-политическая психология. Учебник для вузов. — М.: Новая школа, 1996. 351с.
  68. И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. -М.: ВИКОН, 1996.
  69. А.В. и др. Неформальная политическая коммуникация. — М., 1996.-206с.
  70. Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филинъ, 1996. — 288с.
  71. E.JI. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. — 304с.
  72. Е.Я. Социальные ресурсы местного самоуправления — Улан-Удэ, 2001.
  73. Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии//Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. — 23−32с.
  74. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.
  75. Егорова-Гантман Е. М. Политическое консультирование. М.: Никколо М, 1999. — 471с.
  76. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. — М.: Никколо-М, 2002. 240с.
  77. Н.П. Очерки истории Дальневосточной республики Бурятия до присоединеия к России. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990. 176с.
  78. А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение, М. 2000. — 220с.
  79. Ю.А., Житинев В. Б. Эффективные избирательные технологии. — Екатеринбург, 1997. — Вып.7.
  80. Ю.М. Политическое шоу. Томск, 2000.
  81. И. ФСБ «пошутила», а кавказцы пообещали // Московский комсомолец в Бурятии. — 2006, 11 апреля.
  82. А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффектив. проведения избират. кампании: Науч.-практ. пособие. Обнинск: Титул, 1995.- 128с.
  83. А.Н., Шляхтин Г. С. Психологические проблемы политического лидерства: Учеб. пособие / Мин-во науки, высш. шк. и техн. полит. РСФСР, Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. 89с.
  84. А.Б. Коммуникационный менеджмент: 2-е изд. Испр. — СПб.: СОЮЗ, 1997. -288с.
  85. З.М. Методы работы с избирателями / Региональные выборы в России: Сб.ст./ Под общ.ред. З. М. Зотовой, А.И. Ковлера- Рос. Центр обучения избирательным технологиям. М.1996 — 23 — 35с.
  86. В.М., Матвиенко В. Я., Патрушев В. И. Технологии политической власти. Киев: Вища шк., 1994.
  87. Г. В. Реальность паблик рилейшнз. М.: Смысл, 1999. -153с.
  88. Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 229с.
  89. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психол. аспекты / И. М. Слепенков, Ю. П. Аверин, В. Ф. Усманов, Э.М. Розенталь- Рос, центр избирательных технологий. М., 1995.- 68с.
  90. Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука. побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. — 200с.
  91. Имеев Алексей. На Гусиноозерск обрушился «черный» пиар // Информ-Полис. — 2005, 21 сентября.
  92. Как делать имидж политика: Психология политического консультирования / под ред. Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. М., 1995.
  93. Как победить на выборах: Метод, пособие по орг. избират. кампании / Центр приклад, полит, исслед. ИНДСМ и Нац. демокр. ин-та междунар. отношений<(США). -М., 1991 1992. -Кн.1 — 5с.
  94. Как проводить социологическое исследование / Под ред. Горшкова М. К., Шереги Ф. Э. М.: Политиздат, 1985. — 25с.
  95. Е. Президент отвечает на вопросы читателей «ИП» // Инофрмполис. 2005, 23 марта.
  96. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — Изд-во «Алгоритм», 2004. 527с.
  97. Каррас 4.JI. Искусство ведения переговоров. М., 1997.
  98. С.М., Сентер А. Х., Брум Г.М1 Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учеб. пособие: Пер. с англ. — 8-е изд. М.: Издат. дом «Вильяме», 2001. — 624 с.
  99. Г. А. Воздействие как психологическая категория // Психология воздействия. М.: изд.: АПН СССР, 1989. — 152с.
  100. А.И. Избирательная кампания: организация и методы работы с избирателями. М., 1995. — 47 с.
  101. B.C. Электоральное поведение // Социология власти. № 4−5, М.: РАГС, 1998.
  102. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) //Новый мир, 1966. № 9.- 188−205с.
  103. Н.А. Пресса как социально-психологический фактор — влияния на политические установки избирателей. Автореферат кандидатской диссертации, М.: РАГС, 1998. 26с.
  104. М.Е. Выборы: Магия игры. Технология победы. М.: Макцентр, 2000. — 192с.
  105. В.Г. Социальная психология. Курс лекций. М.: Омега-Л, 2003.-365с.
  106. .П. Бурятия политическая: политические партии, общественно-политические движения, блоки и организации (1990−1999гг.). -Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999. 223с.
  107. .П. Народный Хурал Республики Бурятия. Политический портрет. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1997. — 144с.
  108. Г. В. Легенды и рассказы у бурят, якутов и тунгусов. М., 1930.-126с.
  109. О.Н., Ефимов А.И: На пути к победе или как стать народным избранником СПб: Изд-во Сев-Зап. акад. гос. службы, 1998. -92с.
  110. О.П., Колосова С. В., Точицкая Н. Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в -Российском регионе. -М.: Изд. Дом «Банк, дело», 1997.
  111. О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России: Теория методы технология, практика. -Калининград: Янтар. сказ, 2000. 469с.
  112. А., Каган М. Охота на дракона: Размышления о выборах и политическом консультировании. М.: ГУ ВШЭ. 2002. — 313с.
  113. И.А. Совершенствование кадровой политики органов местного самоуправления Республики Бурятия, Улан-Удэ — 2000.
  114. А.С. Искусство информации: Выборы: работа с общественностью. Минск: Белорус, о-во «Книга», 1995. — 119с.
  115. Г. Психология народов и масс — СПб.: Маркет, 1995. — 316с.
  116. С.Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика: Учеб. пособие для кандидатов и избирателей. — М.: РАУ «Университет», 2000. 319с.
  117. С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ* «Маркетинг», 2000.-255с.
  118. А.В., Пониделко А. В. Черный PR как способ овладения властью, или Бомба для имиджмейкера. М.: Бизнес-пресса, 2002. — 176с.
  119. Ю.Я. Правила охоты на протестный электорат. Эссе в стиле PR. М., 2001.
  120. Д. Социальная психология. Учебное пособие / пер. с англ. СПб: Питер, 1996. — 682с.- 2003. — 752с.- 2004. — 800с.
  121. А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). Мордоделы & Imagemakers. — М., 1999.
  122. Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. 2-е изд. — М.: SPSL — Русская панорама, 2000. — 384с.
  123. И.О. Власть в зеркале мнений электората //Социологические исследования. 1998.
  124. Г. С. Мельник Mass-media: психологические процессы, эффекты. СПб., 1996.
  125. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  126. О.А. Подставные кандидаты и кандидаты-союзники // «Политический маркетинг», 2003, № 3. — 32−40с.
  127. Методология и методы социальной психологии /отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.
  128. Т.М. Шаманизм, социум и культура тюрко-монгольских народов//По материалам Международного научного симпозиума «Центрально- азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты». —Улан-Удэ, 20−26 июня 1996. — 167−169с.
  129. Е.Б. Психология влияния. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160с.
  130. В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Второе издание. М.: Омега-Л, 2001. — 376с.
  131. Р.И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. Учебное пособие. М.: Имфра-М, 2002. — 408с.
  132. А.В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. — 512с.
  133. В.JI. Теория и практика современной рекламы. Часть II. Политическая реклама. Политический маркетинг. Управление рекламной кампанией.-М., 1998.
  134. А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа- Слухи- Сублиминальное воздействие- Что такое «черный Пи Ар" — Политические кампании- Коллективная паника- Массовая агрессия: Лекции. -М.: ПЕР СЭ, 2001.-112с.
  135. А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. — СПб.: Питер, 2003.
  136. Дж. 100 советов по организации избирательной кампании /пер. с англ. М., 1993.
  137. Дж. Электоральная игра М.:ЦПК Николло-М, 2002 — 400с.
  138. В.Н. Теория принятия решений: Учебное пособие. -Петродворец, 1998.
  139. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996.
  140. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. — 464с.
  141. Г. 25 законов управления людьми. — М.: Рипол Классик Издательский дом, 2002. 448с.
  142. Д., Терк Д., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. 7-е изд.: пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001.-628с.
  143. Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
  144. Основы социально-психологической теории / под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. -М., 1995.
  145. С. А Национально-культурное возрождение и территориальная целостность России// Вестник Евразии, 1996. № 2.
  146. Дж. Люди делают то, что нужно нам. 2-е изд. М.: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1996. — 154с.
  147. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592с.
  148. .Д. Социальная психология. Учебное пособие. СПб.: ГУПБ, 2003.-620с.
  149. Политическая психология / под ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. — Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 2001. 858с.
  150. В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. — 2002.
  151. Т.М. Менталитет полиэтнического общества. М., 1998.
  152. Л.Р. Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: Анализ концепций и технологий: Автореф. дис. канд. полит, наук / Рос.акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1994. — это 21с.
  153. Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 30 мая 2003 г. N 348-III «О Положении о Молодежной палате при Народном Хурале Республики Бурятия».
  154. Г. Р. Паблик Рилейшнз. М.: Центр, 1998. — 200с.
  155. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2 изд./ Е. Богданов, В.Зазыкин. Опб.: Питер, 2203.
  156. Психология толпы. Социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М.: Эксмо, 2003. — 800с.
  157. Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использ. Internet и др. информ. ресурсов-М.: Нац. ин-т прессы: Вагриус, 1999 415с.
  158. Н. Наркоторговцы получили срок за отмывание грязных денег // Информполис. — 2007. № 34, 29 августа.
  159. Сайтэл Фрэйзер П. Современные паблик рилейшнз: Пер. с англ. — 8-е изд. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА-М- 2002. — XII, 592с. — (Серия «Современные консалтинговые технологии»).
  160. Н.В. Средства массовой информации как фактор воздействия на политический процесс: Автореф. дис. канд. полит, наук / Рос. акад, упр. М., 1993. — 22с.
  161. Самый короткий путь к власти: Сб. технологий проведения полит, выбор, кампаний /сост.: Н. Н. Петропавловский, А. П. Ситников, М. А. Артемьев, В.И. Гафт- Под общ. ред. Н. Н. Петропавловского. Таганрог: Сфинкс, 1995.
  162. Сах Сварнкар М. Архетипы власти в западно-европейской и восточной философских традициях. -М., 1995.
  163. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Изд-во: РАГС, 2001. — 520с.
  164. Связи с общественностью в России: Сборник. М., 2000.
  165. . Национальные особенности охоты за голосами. — М.: Вагриус, 1999.
  166. И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. ГА. Васильева. М.: ЮНИТИ, 1998. — Зс.
  167. СМИ и политика в России: Социол. анализ роли СМИ в избират. кампаниях. -М.: Socio-Logos, 2000. 148с.
  168. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. — М., 1996.
  169. И.В. Технология популярности, или Паблик рилейшнз. — Минск, 1999.
  170. Социальная психология. Учебное пособие для вузов/под ред. А. Н. Сухова, Деркача А. А. М.: Академия, 2002. — 600с.
  171. Справочник по политическому консультированию. /Под ред. проф. Перлматтера Дэвида Д.: Пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА-М, 2002. XXII, 330с. — (Серия «Современные консалтинговые технологии»).
  172. Телевидение, власть и оппозиция-в народном восприятии /С.И: Васильцов и др.- Центр исслед. полит, культуры России. — М., 1999. — 39с.
  173. Технология власти:(Филос.-полит. анализ)/РАН. ин-т философии- отв. ред. Р.И. Соколова- ред. В. И. Спиридонова. — М., 1995. 163с.
  174. Технологии в политике и политическом управлении /под ред. М. Г. Анохина, B.C. Комаровского, Ю. И. Матвеенко. -М., 2000.
  175. Технология и организация выборных кампаний: Зарубеж. и отеч. опыт: (Сборник) / Рос. акад. управления, Политол. центр. М., 1993. — 182с.
  176. Технология избирательных кампаний в США. — М.: Изд. Фонда Горбачева, 1991.-263с.
  177. С.В. Избирательные технологии и избирательное искусство. Изд-во: РОССПЭН, 2001.
  178. С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. СПб.: Стольный град, 1998.
  179. А.П. Глубинная психология народа в системе взаимодействия госслужбы и гражданского общества // Психология • госслужбы.(Очерки по, социальной психологии). — М., 1997. — 101—131с.
  180. А.П., Ромашкина Р. Ф. Проблема имиджа в контексте социального-психо-анализа/ Имидж госслужбы. М.: PAFC, 1997.
  181. Э.Д., Очиров А.Д.Проявления культурных архетипов в современной картине мира бурят. // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Н. Ц. Мункуева 8−9 июля 2004., г. Улан-Удэ.
  182. Д.А. Информация, противоречие и смена социальных установок / АН ГрузССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1980. — 93с.
  183. А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». М., 1998.
  184. А.Н. Связи с общественностью. — М.: Дело, 2001. -268с.
  185. К.Н., Скворцова Н. Г. Испытание национального самосознания. С-Пб: Петрополис, 1993.
  186. П.Т. Социальная роль шаманизма //Октябрьская социологическая революция и гражданская война в Бурятии. Улан-Удэ, 1964.
  187. Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России // ПОЛИС. 1998. — № 1. — 130−136с.
  188. Г. Введение в этническую психологию. М.: Гос. академия худ. наук. Вып.1, 1927.
  189. Т.М. Присущ ли Бурятии национализм / Дипл. работа. БГУ, Кафедра социальной работы. — Улан-Удэ, 2005. — 96с.
  190. Н.Д. Становление советской национальной государственности в Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1972. — 492с.
  191. Н.С. Буряты. // Улан-Удэ, 1979. 431 с.
  192. П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2000. — 270с.
  193. Этнические аспекты власти. Сборник статей /отв. ред. Бочаров В.В.-СП6., 1995.-241с.
  194. Этническая психология и общество. М, 1997. — 466с.
  195. Юнг К. Архетипы и символы. М. Ренессанс, 1991. — 290с.
  196. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. -256с.
  197. А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
  198. Bliskal, Jeff, and Maiy Blyskal. PR: How the Public Relations Industry Writs the News. New York: William Morrow, 1999.
  199. Gerald, J. Edvard The Social Responsibility of the Press. Minnesota Press, 2006.
  200. Gustav Myers, The history of Tammany Hall (New-York: Gustav Myers, 1901), p.p. 373−374.
  201. De Fluer, Melvin L., and Sandra Ball-Rokeach. Theories of Mass Communication. 5lh ed. White Plains, NY: Longman, 2004.
  202. Dennis Everette E. Media and People. Newbury Park, CA: Sage, 1998.
  203. Denny Griswold, Public Relations News, 127 East 80 lh Street, New-York, NY 10 021.
  204. Edward L. Bernays, Public Relations (Norman: University of Oklahoma Press, 1952), p. 84.
  205. Irwin Ross, The Image Merchants (Garden'City, N.Y.: Doubleday, 1959), p. 51.
  206. Haiman, Frankltn S. Speech and Law in a Free Society. Chicago: University of Chicago Press, 2000.
  207. Longman Publishers USA. This Translation of Media Debates: Issuse in Mass Communication: Second Edition in published by arrangement with Addison Wesley Longmen Inc., New York, 2001.
  208. Lovell, Ronald P. Inside Public Relations. Boston: Allyn & Bacon, 1992.
  209. MacNeil, Robert. «The Mass Media and The Public Trust». New York: Gannett Center for Media Studies. Occasional Paper No. 1, 2002.224. «Media and Elective Campaign», Media Studies Journal, Summer 1995. Freedom Forum Media Studies Center, New Yourk.
  210. J. A. R. Pimlott, Public Relations and American Democracy (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1951), p.p. 235−241.
  211. Pope Daniel. The Making of Modern Advertising. New York: Basic Books, 1998.227. «Public Relations: The manufacture of Opinion», Gannett Centre Journal, 2002.
  212. Philip Lesly, «Report Recommendations: Task Force on Stature and Role Public Relations», Public Relations Journalv (Match 1981), p. 32.
  213. Alan R. Raucher, «Public Relations in Business: A Business of Public Relations», Public Relations Review, 16 (3) (Fall 1990), p. 19.
  214. Reilly, Robert T. Public Relations in Action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 2004.
  215. Reston, James. The Artillery of the Press. New York: Colophon Books, 2006.
  216. Roberts, D. F., and Christine M. Bachen. «Mass Communication Effects». Annual Review of Psychology 32 (February 1998), p.p. 307−356.
  217. Rex F. Harlow, «Building of Public Relations Definition», Public Relations Review 2, no. 4 (Winter 1976), p. 36.
  218. Sigal, Leon V. Officials and Resporters: The Organization and Politics ofNewsmaking. Lexinghton, MA: D.C. Heath, 1993.
  219. Sherman Morse, «An Awakening an Wall Street» American Magazine, 62 (September 1906), p. 460.
  220. Stanley L. Jones, The Presidential Election of 1896 (Madison: University of Wisconsin Press, 1964), p.p. 276−279.
  221. Theodore Lustig, «Great Ceasar’s Chost», Public Relations Jornal (Match 1986), pp. 17−20.
  222. Theodore P. White, Ceasar at the Rubicon (New York: Atheneum, 1969) p. 9.239. http://hrcenter.e-baikal.ru/tol/doc2005 Кислов Евгений. Доклад о проявлениях ксенофобии, расовой дискриминации и антисемитизма в Республике Бурятия.
Заполнить форму текущей работой