Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммерческая тайна как объект гражданских прав

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая" значимость исследования состоит в возможности использования. его основных положений в процессе преподавания и изучения курсов «Гражданское право России» и «Гражданское право зарубежных государств», а также при проведении различных спецкурсов и спецсеминаров по юридическим специальностям высших образовательных учреждений. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ В РОССИИ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
  • ГЛАВА 2. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
    • 1. Понятие коммерческой тайны в РФ38−76<
    • 2. Соотношение коммерческой тайны с иными’исключительными* правами
    • 3. Субъекты права на коммерческую тайну
  • ГЛАВА 3. ОХРАНА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
    • 1. Режимжоммерческой тайны?
    • 2. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны140−185'

Коммерческая тайна как объект гражданских прав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Появившись в конце XIX в., наибольшее развитие институт коммерческой тайны получил во второй половине XX в., что обусловлено увеличением роли и ценности информации в современном мире. EL настоящее время информация^, представляет собой самостоятельный товар на рынке. Большей коммерческой ценностью обладает информация, составляющая коммерческую тайну, и в силу своего характера представляющая ее обладателю при существующих или иных обстоятельствах возможность у вел ичиты доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерче-скую-выгоду, которая к тому же неизвестна широкому кругу лиц.

О значимости информации, составляющей коммерческую тайну, свидетельствует то, что одним из условий вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) является необходимость приведения внутреннего законодательства в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS)1. Это соглашение, в частности, предусматривает необходимость создания государствами-участниками ВТО — действенных механизмов защиты прав обладателей секретной коммерчески значимой информации.

В TRIPS вопросам охраны прав на конфиденциальную коммерческую информацию посвящена всего одна статья, которая «закрепляет лишь принципи.

Сы. Корчагин А. Д, Богданов Н В, Орлова В В Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и законодательство Российской Федерации — М, 2002. — С. 187−227 альную основу для такой охраны"", а также ее основные признаки: секретность (т. е. информация в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не должна являться общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией) — коммерческая ценностьпринятие лицом, правомерно контролирующим эту информацию, мер по сохранению ее секретности.

Появление коммерческой тайны в гражданском законодательстве Российской Федерации связано с принятием Закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445−1 о.

О предприятиях и предпринимательской деятельности". В ст. 28 этого закона было закреплено право1 предприятия не предоставлять информацию, в отношении которой руководитель предприятия принял решение об отнесении ее к коммерческой тайне.

Введение

в ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) понятия «коммерческая тайна» позволило, как отмечает С. И. Суслова, утверждать лишь одно: государство допускает формирование закрытого блока конфиденциальной информации в сфере предпринимательской деятельности4. Отсутствие законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения законодательства РФ и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, вело к оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда. Принятие Федерального Закона «О коммерческой тайне"5 (далее — Закон) способствовало.

2 Мелехов Е. Понятие ноу-хау в контексте российского гражданского права // ИС Промышленная собственность. -2003. -№ 5 -С 14.

3 Закон РСФСР от25.12 1990 г № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // СПС Кон-сультантПлюс.

1 См.: Суслова С. И Тайна в праве России Цивилистический аспект: Дис. канд. юрид. наук. — Иркутск, 2003. -С. 3−4.

5 Федеральный закон от 29 07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. -2004, — № 32. — Ст 3283. окончательному формированию института коммерческой тайны, а также приведению действующего законодательства в соответствие с положениями ТЫРБ. В то же время абсолютная новизна регулируемых отношений порождает огромное количество теоретических проблем, неоднозначность решения которых вызывает значительные затруднения при их практическом применении. Все это, а также фактически полное отсутствие судебной практики по защите информации, составляющей коммерческую тайну, никак не способствует распространению в Российской Федерации института коммерческой тайны, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на инвестиционную привлекательность страны в глазах зарубежных партнеров.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости и важности совершенствования правовых регуляторов, стимулирующих развитие указанных отношений. При этом следует учитывать, что речь идет об углублении, дополнении и уточнении норм действующего законодательства, изучению и анализу которых и посвящена настоящая работа.

Степень разработанности темы. Институт коммерческой тайны относится в числу малоисследованных. Несмотря на проявляемый интерес, выражающийся в значительном количестве статей в периодической литературе, посвященных данной проблематике, основная часть из них носит сугубо прикладной характер, в связи с чем многие вопросы остаются малоизученными или неизученными вообще. Более того, имеющие место выводы по тем или иным проблемам правового регулирования информации, составляющей коммерческую тайну, в условиях динамично развивающейся правовой действительности требуют своего постоянного обобщения и переосмысления.

До последнего времени практически отсутствовали теоретические работы, глубоко исследующие проблемы института коммерческой тайны в Российской Федерации, за исключением работ A.B. Коломийца и Э. Соловьева. На протяжении последних трех лет данные проблемы в своих работах затрагивали З. Ф. Гайнуллина, Н. С. Гуляева, И. И. Салихов, С. И. Суслова, Е. В. Янина и др. После принятия Закона среди исследований, посвященных проблемам института коммерческой тайны, можно отметить работы Б. Д. Завидова, A.A. Клишиной, В. В. Погуляева и Е. В. Шишмаревой.

Поскольку институт коммерческой тайны является молодым и динамично развивающимся, работы, исследующие данную проблематику, написанные более года назад, по ряду вопросов утратили свою актуальность.

Нельзя не отметить и тот факт, что нормы, содержащиеся в Законе, еще не получили комплексного теоретического анализа в науке гражданского права. Как справедливо отмечает по данному поводу Е. В. Шишмарева, принятие Закона не снимает «необходимости дальнейшей разработки проблем коммерческой тайны в целях совершенствования гражданского и иного отраслевого законодательства для обеспечения баланса частного и общественного интересов"6. Кроме того, отсутствие должного уровня научной разработанности проблем института коммерческой тайны вызывает многочисленные проблемы при применении норм данного Закона и препятствует его широкому внедрению в практику.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере гражданско-правового регулирования информации, со.

6 Шишмарева Е В Коммерческая тайна в российском гражданском правеДис.. канд юрид. наук — М, 2004 ставляющей коммерческую тайну.

Предмет исследования составляют основные положения современной доктрины, законодательства и судебной практики, посвященные правовому регулированию коммерческой тайны как объекта гражданских прав. Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ правового регулирования информации, составляющей коммерческую тайну, в современном гражданском праве, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования информации, составляющей коммерческую тайну.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

— выявить юридическую природу коммерческой тайны и ее понятие;

— раскрыть свойства информации, составляющей коммерческую тайну;

— уточнить место информации, составляющей коммерческую тайну, среди объектов гражданских прав в целом;

— очертить круг субъектов права на коммерческую тайну;

— раскрыть содержание режима коммерческой тайны;

— исследовать правовое регулирование защиты прав обладателя коммерческой тайны;

— обосновать выводы и предложения нормотворческого и организационного характера по совершенствованию гражданско-правового регулирования в сфере информационных отношений.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы (формально-логический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический и др.) и общелогические методы (анализ, синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и др.), так и специально-юридические приемы и методы (сравнительное правоведение, техникоюридический анализ, конкретизация, толкование, правовое моделирование и др.). Методологический подход к рассмотрению того или иного вопроса диссертации основан как на применении отдельных из перечисленных методов, так и их комбинации.

Общетеоретическуюиспециальную базу исследования составили труды русских и отечественных ученых-правоведов, таких, как: Э. П. Гаврилов, A.A. Драга, В. А. Дозорцев, Р. Б. Иванченко, О. В. Ионова, А. И. Каминка, A.B. Коло-миец, A.A. Пиленко, В. В. Розенберг, А. П. Сергеев, Э. Соловьев, Е. А. Суханов, A.A. Фатьянов, П.ГТ. Цитович, Г. Ф. Шершеневич, Г. Штумпф и других.

Достижению целей исследования и формулированию итоговых выводов способствовали также труды И. В. Бондаря, З. Ф. Гайнулинной, Н. С. Гуляевой, Б. Д. Завидова, Е. В. Ильиных, A.A. Клишиной, А. Н. Козырева, В. А. Копылова, А. Э. Кузьмина, A.A. Левина, О. В. Новосельцева, В. В. Погуляева, С. И. Сусловой, Д. Б. Халяпина, Е. В. Шишмаревой, М. Я. Эпштейна, В. И. Ярочкина и других.

Диссертация выполнена на основе обобщения значительного количества специальной литературы по гражданскому праву, теории права, теории информации и другой литературы.

Эмпирическая основа исследования состоит из актов дореволюционного российского законодательства, законодательства периода перестройки, современного российского и зарубежного гражданского законодательства, судебных актов, относящихся к рассмотрению и разрешению конкретных споров, предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет собой одно из первых комплексных монографических исследований правовых проблем, возникающих при охране конфиденциальности коммерчески ценной информации после принятия ФЗ «О коммерческой тайне».

Как предпосылка большинства дальнейших умозаключений, в диссертации делается общий вывод о том, что информация, составляющая коммерческую тайну, — явление нового порядка, законодательное закрепление которого диктовалось самой жизнью. В силу этого нормы данного института как особого правового образования требуют адекватной правовой квалификации и соответствующего регулирования различных его аспектов надлежащими правовыми средствами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными этапами эволюции института коммерческой тайны в российском праве выступает дореволюционный, характеризующийся тем, что коммерчески ценная информация защищалась уголовно-правовыми средствами, и российский, ознаменовавший формирование института коммерческой тайны в рамках гражданского права, в связи с чем на первый план выходят гражданско-правовые средства защиты коммерчески ценной информации.

2. Коммерческая тайна представляет собой самостоятельный правовой институт и является одним из видов такого объекта гражданских прав, как информация.

3. Коммерческая тайна характеризуется тремя важнейшими признаками:

— отсутствие законодательно закрепленной обязанности предоставления информации по запросам лиц, не обязанных соблюдать ее конфиденциальность;

— коммерческая ценность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

— принятие мер по охране конфиденциальности указанной информации.

4. Внести изменения в ст. 10 Закона, исключив часть 5, поскольку содержащиеся в ней положения не обеспечивают адекватность мер по охране конфиденциальности информации ее ценности. Ч. 1 изложить в следующей редакции: «Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны соответствовать ценности охраняемой информации, свидетельствовать о желании сохранить эту информацию в тайне и включать в себя: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайнуограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядкаучет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или переданарегулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоровнанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа „Коммерческая тайна“ с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства)».

5. Субъектами права на коммерческую тайну могут выступать физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, независимо от гражданства, а также регистрации иностранных юридических лиц в качестве юридического лица на территории РФ.

6. Внести изменения в Закон, изложив ч. 2 ст. 14 в следующей редакции: «2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации несет полную материальную ответственность, а также при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

7. Ноу-хау — это коммерчески ценная в силу своей неизвестности третьим лицам информация о результатах интеллектуальной деятельности, в том числе на стадии разработки, в отношении которой обладатель принял решение об охране в режиме коммерческой тайны.

8. Исключить из Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик ст. 151, содержащую законодательное определение ноу-хау (секретов производства), как противоречащую ГК РФ.

9. Исключить из ст. 139 ГК РФ понятие служебной тайны.

10. Внести изменения в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», изложив абз. 9 ст. 2 и п. 2 ст. 10 в следующей редакции: абз. 9 ст. 2 «конфиденциальная информация (тайна) — информация, зафиксированная на материальном носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации" — п. 2 ст. 10 «конфиденциальная информация в зависимости от вида информации и установленных в законодательном порядке условий ограничения доступа к ней подразделяется на различные виды тайн».

Теоретическая" значимость исследования состоит в возможности использования. его основных положений в процессе преподавания и изучения курсов «Гражданское право России» и «Гражданское право зарубежных государств», а также при проведении различных спецкурсов и спецсеминаров по юридическим специальностям высших образовательных учреждений. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших научных разработок по данной проблематике и учтены в процессе разработки проектов нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем теоретическом исследовании института «коммерческой тайны».

Практическое значение исследования заключается в том, что ряд положений может быть включен в обоснование предложений по совершенствованию российского гражданского и трудового законодательства о коммерческой тайне, а также по повышению эффективности его реализации. Положения диссертации могут использоваться для создания обладателями коммерческой тайны эффективной системы защиты составляющей ее информации, а также практикующими юристами в процессе подготовки к судебным разбирательствам.

Апробация результатов исследования.

1. Результаты исследования апробированы при обсуждении диссертации на совместном заседании кафедр гражданско-правовых дисциплин Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина и Академии права и управления Минюста России.

2. Основные положения, выводы и-результаты исследования" нашли свое отражение в опубликованных автором работах, явились предметом выступления диссертанта на конференциях.

3: Материалы диссертационного исследования использовались в процессе чтения лекций и проведения практических занятий по гражданскому праву.

Объем и-структура работы определены целями и задачами исследования, логикой изложения его результатов. Диссертация состоит из введения, трех глав (вторая глава включает три параграфа, третья — два), заключения и списка использованной литературы. Выводы и предложения сформулированы по ходу изложения материалов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Защита коммерчески ценной информации на основании законодательства о коммерческой тайне сопряжена для ее обладателя с решением большого числа практических и теоретических проблем. В силу того, что институт коммерческой тайны окончательно был сформирован только после принятия Закона, рассмотрение вопросов о правовой природе особенностей коммерческой тайны является более чем актуальным. По итогам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Институт коммерческой тайны в своем развитии прошел два периода, а именно: дореволюционный, для которого было характерно то, что коммерчески ценная— информация защищалась уголовно-правовыми средствами, и российский — это начало и завершение формирования института коммерческой тайны в рамках гражданского законодательства. Он характеризуется тем, что на первый план выходят гражданско-правовые средства защиты коммерчески ценной информации, а уголовно-правовые играют вспомогательную роль.

2. Конфиденциальная информация является родовым понятием в отношении всех других видов тайн, существующих в российском законодательстве, в связи с чем предлагается изложить абз. 9 ст. 2 и п. 2 ст. 10 ФЗ от 20.02.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» в следующей редакции: абз. 9 ст. 2 «конфиденциальная информация (тайна) — информация, зафиксированная на материальном носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации" — п. 2 ст. 10 «конфиденциальная информация в зависимости от вида информации и установленных в законодательном порядке условий ограничения доступа к ней подразделяется на различные виды тайн».

3. Были выявлены признаки, которым должна отвечать информация, составляющая коммерческую тайну:

• отсутствие законодательно закрепленной обязанности предоставления информации по запросам лиц, не обязанных соблюдать ее конфиденциальность;

•г коммерческая ценность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

• принятие мер по охране конфиденциальности указанной информации.

На основе анализа указанных признаков сделан вывод, что определения коммерческой тайны, содержащиеся в ст. 139 ГК РФ и ст. 3 Закона нуждаются в существенных уточнениях. Считаем, что коммерческой тайной является информация, в отношении которой законодательством не предусмотрена обязанность предоставления по запросам лиц, не обязанных соблюдать ее конфиденциальность, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, и в отношении которой приняты меры по охране конфиденциальности. Информация может быть признана коммерческой тайной, если она или идентифицирующие ее признаки зафиксированы на материальном носителе, доступном для восприятия.

4. Делается вывод о некорректности распространения признаков коммерческой тайны, содержащихся в ст. 139 ГК РФ, на информацию, составляющую служебную тайну. Более того, информация, составляющая служебную тайну, по своей сути не может являться объектом гражданских прав. Вносится предложение о выведении понятия служебной тайны из ст. 139 ГК РФ.

5. Коммерческая тайна является слишком «нетрадиционным объектом» для отнесения ее к интеллектуальной собственности и иным исключительным. правам, тем более что в настоящее время существует самостоятельный объект гражданских прав, полностью отражающий все особенности такого института, как коммерческая тайна, — информация.

6. Автор приходит к выводу, что ноу-хау представляет собой коммерчески ценную в силу своей неизвестности третьим лицам информацию о результатах интеллектуальной деятельности, в том числе на. стадии разработки, в^ отношении которой обладатель принял решение об охране в режиме коммерческой тайны. Так как определение ноу-хау, содержащееся в ст. 151 Основ не содержит признаков ноу-хау, позволяющих отграничить его от информации, составляющей ноу-хау, тем самым вступает в противоречие с ГК РФ, предлагается указанную статью исключить.

7. В качестве субъектов права на коммерческую тайну могут выступать физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Лица, получившие такие сведения в силу закона, договора или трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, обязаны соблюдать конфиденциальность полученных сведений, и могут использовать их в пределах, установленных обладателем коммерческой тайны.

8. Из прав и обязанностей обладателя коммерческой тайны, указанных в Законе, необходимо исключить указание в качестве самостоятельного правомочия порядка и условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну (п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона). Указанные действия в соответствии со ст. 10 Закона относятся к мерам по охране конфиденциальности информации, которые ее обладатель должен принять при распространении на информацию режима коммерческой тайны, и являются составной частью* права на установление, изменение и отмену режима коммерческой тайны.

9. Предлагается исключить из Закона требование об установлении, изменении или отмене режима коммерческой тайны в письменной форме (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона) как не соответствующие сущности ее режима.

10. Делается вывод о некорректной формулировке в Законе «разумной достаточности» мер по охране конфиденциальности информации и предлагается абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона изложить в следующей редакции: «Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны соответствовать ценности охраняемой информации, свидетельствовать о желании сохранить эту информацию в тайне и включать в себя.», а ч. 5 Закона исключить.

Рассматривая проблемы привлечения к ответственности за нарушение законодательства о коммерческой тайне, в рамках настоящей работы сделан акцент на особенностях наступления гражданско-правовой ответственности.

11. При возмещении убытков, причиненных обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, основную проблему составляет доказывание их размера. Обладателям коммерческой тайны предлагается при определении перечня составляющей ее информации указывать ценность сведений, отнесенных к коммерческой тайне, в денежном эквиваленте, а также заключать гражданскоправовые договоры о неразглашении полученной информации, в которых предусматривать ответственность за невыполнение данного обязательства в виде штрафной неустойки в фиксированной сумме.

12. Делается вывод, что в случае разглашения работником информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладатель согласно действующему законодательству не имеет возможности потребовать от работника возмещения причиненного ему ущерба в полном объеме, поскольку основную сумму ущерба, причиняемого разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, составляет упущенная выгода, а трудовое законодательство предусматривает возмещение работником только прямого действительного ущерба. Отмечается, что при разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, прямой действительный ущерб, причиненный ее обладателю, не превышает стоимости утраченного последним материального носителя указанной информации. Для того чтобы нормы об ответственности работника за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, стали действующими, предлагается внести изменения в Закон и ТК РФ. Во-первых, изложить ч. 2 ст. 14 Закона в следующей редакции: «2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации несет полную материальную ответственность, а также при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации», во-вторых, изложить ч. 1 ст. 238 ТК РФ в следующей редакции: «Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом" — во-вторых, дополнить ст. 243 ТК РФ ч. 3 следующего содержания: «Размер подлежащего возмещению ущерба, причиненного работником в результате разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, включает в себя как прямой действительный ущерб, так и. неполученные доходы (упущенную выгоду)».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004 г.). М.: ИНФРА-М, 2005.-48 с.
  2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принята ВС РСФСР 12.04.1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. — N 15. — Ст. 407.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Омега-JÏ-, 2005. — 408 с.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. M.: ТК Велби, 2005.-208 с.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005. — 188 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004 г., с изм. от 01.07.2005 г.) // СИС КонсультантПлюс.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ>(ред. 22.07.2005 г.) // СПС КонсультантПлюс.
  8. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3283.
  9. Федеральный закон от 20.02.1995 г. N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 8. — Ст. 609- Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 2. -Ст. 167.
  10. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 50. — Ст. 4851.
  11. Закон РФ от 09.07.1993 г. N 5351−1 (ред. от 20.07.2004 г.) «Об авторском праве и смежных правах» // СПС КонсультантПлюс.
  12. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1- ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства РФ.' 2002. — N 2. — Ст. 127.
  13. Федеральный закон от 26.12.1995 г. (ред. от 29.12.2004 г.) № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СПС КонсультантПлюс.
  14. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.) «О техническом регулировании» // СПС КонсультантПлюс.
  15. Федеральный закон от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г. с изм. от 21.07.2005 г.) «О рекламе» // СПС КонсультантПлюс.
  16. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948−1 (ред. от 07.03.2005 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  17. Федеральный закон от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.) «О бухгалтерском учете» // СПС КонсультантПлюс.
  18. Федеральный закон РФ от 07.07.2003 г. (ред. от 09.05.2005 г.) № 126-ФЗ «О связи» // Справочно-правовая систем КонсультантПлюс.
  19. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003 г.) «О некоммерческих организациях» // Справочно-правовая систем КонсультантПлюс.
  20. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485−1 (ред. от 22.08.2004) «О государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.
  21. Федеральный закон от 30.11.194 г. № 52-ФЗ (с изм. от 26.11.2001 г.) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
  22. Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ (с изм. от 26.11.2001 г.) «Овведении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  23. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС КонсультантПлюс26: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395−1 (ред. от 21.07.2005 г.) «О банках и банковской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  24. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128- ФЗ (ред. от 02.07.2005 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  25. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. -N31.-Ст. 3215.
  26. Закон РСФСР от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. — 27 декабря. — N 30. — Ст. 416.
  27. Декрет Всероссийского ЦИК Совета Рабочих и Солдатских Депутатов от 14.11.1917 «Положение о рабочем контроле» // СУ РСФСР. 1917. — № 3. — Ст.
  28. Письмо Президента РФ от 23 февраля 1999 г. N Пр-244 «Об отклонении проекта федерального закона «О коммерческой тайне» // СПС Гарант (текст письма официально опубликован не был).
  29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17.03.1998 г. // СПС Гарант.
  30. Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. (ред. от 03.10.2002 г.) № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"1. СПС КонсультантПлюс.
  31. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (вместе с Кодексом корпоративного поведения» от 05.04.2002 г.) // СПС КонсультантПлюс.
  32. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 1995 г. №С1−7/оз-316 «О Федеральном/законе «Об'информации, информатизации и защите информации» // СПС КонсультантПлюс.
  33. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. N 3225/96 //Вестник ВАС РФ. 1997. — № 5. — С. 33−35.
  34. Закон Республики Молдова от 06.06.1994 г. «О коммерческой тайне» // http://www.ase/md.
  35. Закон Кыргызской Республики от 30.03.1998 г. (в ред. от 26.06.1998 г.) «О коммерческой тайне» // http://www.adviser.kg.
  36. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1999 г. № 3545-П ГД «О Федеральном законе «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 5. — Ст. 635.
  37. Проект ФЗ № 310 378−3 «О коммерческой тайне» // СПС Гарант.
  38. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26.11.2003 г. № 331-СФ «О Федеральном законе «О коммерческой тайне» // СПС Гарант.
  39. Проект Федерального закона № 310 378−3 «О коммерческой тайне"1911.2003 г. был принят Государственной Думой РФ (Постановление № 4542-III ГД) и 26.11.2003 г. отклонен Советом Федерации РФ (Постановление № 331-СФ) // СПС Гарант.
  40. Федеральный закон «О коммерческой тайне», принятый Государственной
  41. Думой РФ 22.01.1999 г. // СПС Гарант.
  42. Постановление ФАС Центрального округа от 12.03.2001 г. по делу № А48−2808/00−8/к //СПС КонсультанПлюс.
  43. Л.И. и др. Банковская система России. Настольная книга банкира. Безопасность банка. М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1995.-100 с. 53.Акционерные общества, коммерческая тайна. М., 1995. — 124 с.
  44. А.Ш., Омельченко A.C. Правовые основы защиты информации: Учебное пособие. Краснодар: Юж. Ин-т менеджмента, 2002. — 94 с.
  45. АнисимоваИ.Н., Стельмашонок Е. В1 Защита информации: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 106 с.
  46. A.A. Информационные ресурсы как объект имущественных прав // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1997. -№ 1,-С. 21−25.
  47. A.A. Правовое регулирование информационных объектов // Проблемы информатизации. 1999. — Вып. 3. — С. 51−56.
  48. О. К вопросу о коммерческой тайне // http://communist.ru.
  49. В. Ноу-хау и права ученых // Интеллектуальная собственность. -2000.-№ 4.-С. 12−14.
  50. Д. Каким быть новому законодательству РФ о ноу-хау? // ИС. Промышленная собственность. 2003. — № 2. — С. 2−11.
  51. Е.К. Эффективное кодирование и защита информации. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2002. — 88 с.
  52. И.Л. Информация как объект правоотношений // НТИ. Сер. 1.1997.-С. 17−26.
  53. В .И., Горбунов А. П. Безопасность предпринимательства: служебная и коммерческая тайна: Учебное пособие. Сыктывкар: СГУ, 1998. — 68 с.
  54. Е. Ноу-хау и его защита // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003. — № 43. — С. 3.
  55. А.П. О концепции законопроекта «О коммерческой тайне» (часть 1) // Представительская власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2003. — № 6 (54). — С. 29 — 33.
  56. А.П. О концепции законопроекта «О коммерческой тайне» (часть 2) // Представительская власть- XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. — № 1. — С. 22−26.
  57. Г. М., Семеусов В. А. Коммерческая тайна и реклама. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2000. — 106 с.бБ.Бондаренко А. Коммерческая тайна в России. Как ее беречь? // Закон. -2000. -№ 7. -С. 81−82.
  58. И.В. Тайна по российскому законодательству: Проблемы теории и практики: Дис. .канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004.-203 с.
  59. Г. В., Розов Б. С. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы. М.: ИНИЦ Роспатента, 1998.-207 с.
  60. В России узаконили коммерческую тайну // http://www.sec4all.net/comtaina-rus.html.
  61. Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. Части Общая и Особенная. Тула, 2000. — 462 с.
  62. О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайныи другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. 1998. — № 8. -С. 111−116.
  63. Все о защите коммерческой информации / Под ред. A.B. Жукова. М., 1992. -56 с.
  64. Э.П. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты //Хозяйство и право. 2003. — № 5. — С. 2834.
  65. Э.П. Коммерческая тайна и результаты интеллектуальной деятельности // Патенты и лицензии. 2002. — № 4. — С. 19−23'
  66. Э.П. Ответственность работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну // Рос. юстиция. 2000. — № 3. — С. 15.
  67. З.Ф. Понятие необщедоступной информации (коммерческой тайны и ноу-хау) как объекта правового регулирования. М., 1998. — 165 с.
  68. В.А., Ткачук И. Б. Безопасность коммерческого банка: Учебно-практическое пособие. М., 2000. — 251 с.
  69. Н.С. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности: сравнительно-правовое исследование законодательства РФ, зарубежных государств и международно-правового регулирования: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2002.- 188 с.
  70. A.B. Методы и средства защиты информации: Учебное пособие. -Рыбинск: РГАТА, 2002. 69 с.
  71. В.А. Комментарий к схеме «Система исключительных прав» // Дело и право. 1996. — № 4. — С. 39−44.
  72. В.А. Комментарий к схеме «Система исключительных прав» // Дело и право. 1996. — № 5. — С. 23−29.
  73. В.А. Понятие секрета промысла (ноу-хау) // Вестник ВАС РФ. -2001.-№ 7.-С.99−113.
  74. A.A. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: Практическое пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1998. — 302 с.
  75. В.Н. Особенности правового регулирования ноу-хау // Патенты-и лицензии. 1999. — № 7. — С. 7−9.
  76. В. Коммерческая тайна это серьезно // Новая бухгалтерия. — 2004. -№ 10.-С. 113−120.
  77. .Н. Заключение на проект Федерального закона о «Коммерческой тайне» // Российская газета. 1997. — 18 июня. — С. 6.
  78. А.Ф. Коммерческая и банковская тайна в российском уголовном законодательстве: Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. -257 с.
  79. Е.А. Информация как объект неимущественных отношений // Право и экономика. 2003. — № 9. — С. 28−33.94.3енин И., Моргунова Е., Погуляев В. Что такое информация и как ее защищать? // Закон. 2002. — № 12. — С. 15−19.
  80. Р.Б. Уголовно-правовая защита коммерческой, налоговой и банковской тайн: Дне. канд. юрид. наук. -М., 2003. 254 с.
  81. Р.Б. Уголовно-правовые меры защиты коммерческой, налоговойи банковской тайн: история и зарубежный опыт: Учебное пособие /Р.Б. Иванченко. Воронеж: ин-т МВД России, 2002. — 52 с.
  82. Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве // Законодательство и экономика. 2002. — № 11. — С. 60−63.
  83. О.В. и др. Правовая охрана деловых секретов за рубежом: Обзорная информация. М.: НПО «Поиск», 1993. — 31 с.
  84. А.Ф. Уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности // Журнал российского права. 2002. — N 8. — С. 86−92.
  85. Н.М., Кудрявцев A.B., Савинская H.A. Банковская коммерческая безопасность. СПб., 1996. — 99 с.
  86. А.И. Очерки торгового права. М.: АО «ЦентрЮрИнФорм», 2002.-547 с.
  87. A.A. Охрана коммерческой тайны в международном частноправовом обороте. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. — 182 с.
  88. А. Дефекты статьи 139 ГК РФ и предложения по их устранению // Интеллектуальна собственность. Промышленная собственность. 2001. — № 6. -С. 15−18.
  89. А.Н. Закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» // Юридический консультант. 1997. — № 4. — С. 12−18.
  90. А. Условие о неразглашении коммерческой тайны в трудовомдоговоре (контракте) // Хозяйство и право. 1998. — № 5. — С. 32−38.
  91. A.B. Институт тайны в гражданских законодательствах Германии и России. Некоторые проблемы правового регулирования охраны конфиденциальной информации в законодательстве России // Хозяйство и право. -2002.-№ 8.- С. 93−100.
  92. A.B. Коммерческая тайна в гражданском, праве Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 94 с.
  93. Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2001. -251 с.
  94. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. В. В. Глазырина. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. 800 с.
  95. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2005. — 800 с.
  96. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, М. И. Кучма. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 672 с.
  97. Коммерческая тайна. Красноярск: МП «Папирус», 1994. — 125 с.
  98. В.А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения Гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. -1998.-№ 5.-С. 20−25.
  99. В.А. К вопросу об информационной собственности // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1998. — № 3. — С. 3−6.
  100. О. Вопросы коммерческой тайны // http://www.russaudit.ru.
  101. В.И., Корогодина B.J1. Информация как основа жизни. Дубна:1. Феникс, 2000. 205 с.
  102. А.Д., Богданов Н. В., Орлова В. В. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и законодательство Российской Федрации. М.: ИНИЦ Роспатента, 2002. — 445 с.
  103. JI.A. Некоторые вопросы защиты коммерческой тайны гражданско-правовыми способами^/ Юрист. 2004'. — № 5. — С. 7−10.
  104. Э. Проблемы доступа к коммерческой тайне // Правоведение. -1993.- № 4. -С. 27−28.
  105. А.Э. Правовая защита коммерческой тайны // Правоведение.1992. № 5. — С. 45−53.
  106. А.Э. Проблемы доступа к коммерческой тайне // Правоведение.1993.-№ 4.-С. 20−28.
  107. В.А. Что такое объекты гражданских прав или «феномен кубка Кремля» // Законодательство. 2002. — № 5. — С. 17−29.
  108. A.A. Секрет фирмы. М.: Машиностроение, 1992. — 105 с.
  109. В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны // Государство и право. 2000. — № 6. — С. 85−91.
  110. И.В. Конфиденциальная информация: защита хранение, использование // Управление собственностью. 2000. — № 2. — С. 68−79.
  111. A.B. Уголовная ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну: Дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. — 172 с.
  112. М. Как защитить коммерческую тайну // АКДИ «Экономика и жизнь». 2000. — № 11. — С. 54−60.
  113. Е. Понятие и признаки ноу-хау в контексте российского гражданского права // ИС. Промышленная собственность. 2003. — № 5. — С. 13−21.
  114. Е. Понятие и признаки ноу-хау в контексте российского гражданского права // ИС. Промышленная собственность. 2003. — № 6. — С. 13−23.
  115. Е. Понятие и признаки ноу-хау в контексте российского гражданского права // ИС. Промышленная! собственность. 2003. — № 7. — С. 26−34.
  116. Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 186 с.
  117. Е., Погуляев В., Рузакова О. Свобода информации и «неестественные» монополии // Хозяйство и право. 2002. — №^8. — С. 85−92.
  118. E.H. Информация как объект гражданского права: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 185 с.
  119. Независимая газета. 1998. — С. 1.
  120. О.В. Коммерческая тайна (ноу-хау): правое регулирование и документальное оформление в имуществе предприятия. М.: ИНИЦ Роспатента, 2004. — 52 с.
  121. Г. Коммерческая тайна // Закон. 1998. — № 2. — С. 55−59.
  122. Т. Коммерческая тайна и ИС // Интеллектуальная собственность. -2000. № 8. — С. 62−66.
  123. Т.В. Особенности оценки ноу-хау // Патенты и лицензии. 2004. -№ 3.-С. 53−56.
  124. A.A. Право изобретателя. М., 2001. — 687 с.
  125. В.А., Макогон Ю. В. Коммерческая тайна: правовые проблемы // Государство и право. 1992. — № 8. — С. 73−80.
  126. В. Еще раз о ноу-хау // ИС. Промышленная собственность. -2004.-№ 5.-С. 15−21.
  127. В.В. Бракованная тайна. О недостатках закона «О коммерческойтайне» // Ваш партнер-консультант. 2004. — N 34. — С. 4−8.
  128. В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М.: Юстицинформ, 2005. — 95 с.
  129. А.Н., Минин К. В. Коммерческая тайна фирмы и ее защита. Челябинск: УралГАФК, 2003. — 30 с.
  130. Н.В. Эффективная криптологическая защита информации от несанкционированного доступа: Дис.. канд. юрид. наук в форме науч. докл. -М., 2000.-23 с.
  131. Постановление ФАС Центрального округа от 15.08.2002 г. по делу № А09−5710/01−74 // Справочно-правовая система КонсультанПлюс.
  132. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 310 378−3 «О коммерческой тайне» // Справочно-правовая система Гарант.
  133. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник нормативных актов / Исслед. центр част, права- Сост. и авт. вступ. ст. В. А. Дозорцев. -М., 1994. -619 с.
  134. Правоведение: Учебник. / Под ред. O.E. Кутафина. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристь, 2003. — 408 с.
  135. Практика защиты коммерческой тайны в США: Руководство по защите Вашей деловой информации / СП «Crocus International». М., 1992. — 247 с.
  136. С.А. Информационная безопасность фирмы. Липецк: Изд-во1. ЛЭГИ, 1999.- 181 с.
  137. В.В. Промысловая тайна. СПб., 1910. — 347 с.
  138. И. Оборотистая информация // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003.- № 43. — С. 2.
  139. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 томах. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. Т. 6. — М., 1989. — 431 с.
  140. В.А., Андреев С. С. Коммерческая тайна и ее защита. М.: Внеш-торгиздат, 1992.-31 с.
  141. Э. Кому он нужен, этот патент? // ИС. Промышленная собственность. 2001. — № 10. — С. 54−56.
  142. Свод законов Российской империи в одной книге (неофициальное издание). / Под ред. А. Ф. Волкова, Ю. Д. Филипова. СПб., 1898. — 1451 с.
  143. Свод законов Российской империи в пяти книгах. / Под ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского. Кн. 1. — Т. 1-Ш. — СПб., 1910.-1671 с.
  144. Свод законов Российской империи в пяти книгах. / Под ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского. Кн. 2. — Т. IV-VIII. — СПб., 1912. — 1742 с.
  145. В.А. Правовое регулирование коммерчески ценной информации // Справочно-правовая система Гарант
  146. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.-М., 2004.-751 с.
  147. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Ожегов С.И.- Под общ ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: Издательство «ОНИКС 21 век»: Издательство «Мир и образование», 2004. — 1200 с.
  148. В. Ноу-хау в российском законодательстве // Интеллектуальная собственность. 2000. — № 1. — С. 34−37.
  149. В. Ноу-хау в российском законодательстве // Интеллектуальная собственность. 2000. — № 1. — С. 34−37.
  150. В. Тайна за замком закона // Практическая бухгалтерия. 2003. -№ 9. — С. 3.
  151. Э. Коммерческая тайна и ее защита. М.: Главбух, 1995. — 48 с.
  152. Е.А., Корнеев И. К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 301 с.
  153. Н.В. Понятие, сущность, цели и значение защиты информации // http://security.to.kg/lib/zi.htm.
  154. С. Ноу-хау и коммерческая тайна // Правосудие в Восточной Сибири. 2003. — № 2−3 (10−11). — С. 36−38.
  155. С.И. Тайна в праве России. Цивилистический аспект: Дис.. канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. — 204 с.
  156. А.Н. Феноменология информационной безопасности организации. М.: Изд-ва Моск. гуманитар, ун-та, 2003. — 161 с.
  157. Ткачу к И. Б. Коммерческая тайна: организация защиты, расследование посягательств. М.: Щит-М, 1999. — 166 с.
  158. Толковый словарь русского языка / И. А. Васюкова. -М.: ООО Издательство «Астрель»: ООО Издательство «АСТ», 2002. 768 с.
  159. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. -М.: ООО Издательство «Астрель»: ООО Издательство «АСТ», 2001. 983 с.
  160. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков- под ред. д-ра филол. наук. Татьянченко Н. Ф. М.: Альта Пресс, 2005. — 1216 с.
  161. JI.A. Защита коммерческой тайны // Журнал российского права.- 1997. -№ 7. С. 85−89.
  162. Уголовное уложение 1903 г. / Изд. Н. С. Таганцевым. СПб., 1904. — 947 с.
  163. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. / Изд. Н. С. Таганцевым. СПб., 1898. — 918 с.
  164. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. 18-е изд. / Изд. Н. С. Таганцевым. Пг., 1915.-1111 с.
  165. A.A. Тайна и право. М., 1999. — 284 с.
  166. Фишман JL Об адвокатской этике // Рабочий суд. 1924. — № 8−9. — С. 67.
  167. Д.Б., Ярочкин В:И. Основы защиты информации: Учебное пособие. М.: ИПКИР, 1994. — 122 с.
  168. А.Ф. Анализ обеспечения безопасности бизнес-информации предпринимательских структур. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та экономики и финансов, 1995. — 26 с.
  169. П.П. Очерк основных понятий торгового права. М.: АО «Цен-трЮрИнФор», 2001 — 448 с.
  170. И.Г. Тайна предприятия: что и как защищать. СПб.: Изд-во ДНК, 2001.- 159 с.
  171. Е.А., Кокурина М. А. Все о тайне становится явным // Главная книга. -2004. № 18. — С. 19−30.
  172. Е. Коммерческая тайна // Бизнес-адвокат. 1996. — № 12. -С. 23.
  173. Г. Ф. Курс торгового права. СПб., 1906. — 116 с.
  174. Г. Ф. Курс торгового права: в 4 т. Т. 1. — СПб., 1908. — 259 с.
  175. Е.В. Коммерческая тайна в российском гражданском праве:
  176. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. — 240 с.
  177. Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну // Журнал российского права. 2004. — № 9. — С. 73−80.
  178. В.Н. Недобросовестная конкуренция (памяти Габриэля Феликсовича Шершеневича) // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. -М, 1995.-620 с.
  179. . Г. Договор о передаче ноу-хау. М., 1976. — 376 с.
  180. Экономическая разведка и контрразведка: Практ. пособие. Новосибирск: МП «Диамант», 1994. — 413 с.
  181. М.Я. Охрана коммерческой тайны // Интеллектуальная собственность. 2000. — № 8. — С. 25−31.
  182. И.В. Защита коммерческой тайны как экономическая потребность в информационном обществе: Дис. .канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2000. — 162 с.
  183. Е.В. Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -М., 2004. 23 с.
  184. В.И. Несанкционированный доступ к источникам конфиденциальной информации. М.: Ось-89, 1994. — 60 с.
  185. В.И. Служба безопасности коммерческого предприятия. Орг. вопр. -М.: Ось-89,1995.-143 с.
  186. В.И. Предприниматель и безопасность. Часть II. М.: «Эспертное бюро», 1994.- 112 с.
  187. В.И., Халяпин Д. Б. Основы защиты информации. Служба безопасности предприятия: Учебное пособие. М.: ИПКИР, 1993. — 39 с.
Заполнить форму текущей работой