Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Количественные и качественные критерии. Количественные показатели позволяют оценить систему ценностей сотрудника правоохранительных органов через призму проделанной им работы. Для руководителя подразделения это будет одним из показателей правильной оценки сотрудником своего профессионального долга, умения и способности пользоваться представленными ему полномочиями в рамках закона и в интересах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    • 1. Понятие правовых ценностей и методология их изучения
    • 2. Классификация правовых ценностей
  • ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Правовые ценности и юридическая практика
    • 2. Аксиологическое измерение правоохранительной деятельности
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. Повышение уровня правовой культуры сотрудников милиции
    • 2. Правовое воспитание в системе юридического образования МВД России .Л

Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Реформы правоохранительной системы, продолжающиеся уже около десяти лет, как и реформы правовой и политической системы, предполагают определенную иерархию ценностей, на которые должны ориентироваться все институты и нормы, регламентирующие правоприменительный процесс и деятельность сотрудников правоохранительных органов. Такая система ценностей существует, ее основы определены Конституцией РФ, признающей в качестве главной ценности человеческую личность, ее жизнь и свободу, а также иными нормативными актами, конкретизирующими Основной Закон. Однако не всегда эта конкретизация осуществляется без коллизий с главной ценностью, а также не всегда права человека должны быть рассмотрены в качестве безусловных. Существуют еще и такие ценности, как справедливость, национальные интересы, национальная безопасность, правосудие и многие другие, что также получает нормативное закрепление в правовых нормах и становится ориентиром в деятельности правоохранительных органов, зачастую вступая в противоречие с иными правовыми ценностями. Коллизии правовых ценностей, влекущие за собой юридические конфликты, а также иерархия, виды, сущность и функции правовых ценностей в деятельности сотрудников органов внутренних дел предполагают, таким образом, необходимость тщательного исследования и концептуальной систематизации, без которой завершение реформы правоохранительной системы невозможно.

Органы внутренних дел являются не только частью или сферой государственного аппарата, но и сегментом общества, а сотрудники этих органов — члены современного российского общества. Нравственная и культурная деградацияпоследнего в результате непродуманных модернизационных сдвигов в сторону «свободного рынка» с его этикой потребления и прагматизма, эгоцентризма и наживы, капитализация и либерализация образования, культуры, политики, здравоохранения и других сфер общественной жизни не могли' не отразиться на моральном облике сотрудника милиции. Потребовалось даже издавать специальный Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, чтобы сотрудники милиции не забывали об общепринятых нормах нравственности и морали, о добре и зле, общечеловеческих представлениях о правах и обязанностях гражданина. Поэтому крайне важная и актуальная проблема правового нигилизма, деформации профессионального правосознания сотрудников милиции не может быть решена без теоретико-методологического анализа системы и соотношения правовых и нравственных ценностей в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Правовая аксиология как теоретическое направление и метод анализа права возникла достаточно давно. Общее понятие «ценность» было дано в античной философии, но до сих пор сохранили свою важностьи актуальность положения* античных исследователей права относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра (Платон, Аристотель). Эпоха средневековья воспринимала ценности права как результат божественной воли, а цель его — обеспечение справедливости, мира и согласия в обществе (Аврелий Августин). Начиная-с эпохи Возрождения и Нового времени, ценность права рассматривается не с точки зрения предмета в его собственных бытийных качествах, а как значимость для субъекта, общества и государства (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо), т. е. формируется субъективно-релятивистский способ трактовки аксиологии права. В это время происходит скачок в развитии правовых ценностей. Важный вклад в изучение основ, социальной значимости права внесли также основатели классическойнемецкой философии Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, ученые нового времени — М. Вебер, К. Маркс, Т. Парсонс, Г. Риккерт, Ю. Хабермас. Изучением основ правовой аксиологии занимались такие выдающиеся мыслители, как В. Виндельбанд, Р. Иеринг, Г. Кельзен, Р. Паунд, К. Савиньи и др.

Помимо зарубежных представителей философии и теории права для анализа правовых ценностей, определяющих правоприменительный процесс, крайне важен вклад в развитие аксиологии права отечественных теоретиков права и философов: И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, Вл. Соловьева, Б. Н. Чичерина и др. В советское время в юриспруденции специально о правовых ценностях не говорилось, так как существовал набор-хрестоматийных ценностей социалистического общества. В это время можно выделить работы С. С. Алексеева, В. Н. Кудрявцева, В. Н. Фаткуллина и др. Дальнейшая разработка теории правовых ценностей проводилась.

A.Н. Бабенко, Н. В. Витруком, В. Г. Графским, В. Д. Зорькиным, Е. А. Лукашовой, Г. В. Мальцевым, JI.C. Мамутом, П. В1 Матвеевым, И: Д. Мишиной, Н. Неновски, B.C. Нерсесянцем, В. П. Пономаревой и др.

Анализ ценностных оснований профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры осуществлен сравнительно в небольшом количестве работ, среди которых следует выделить статьи и монографические исследования В. М: Баранова, П. П: Баранова, Н. Н. Вопленко,.

B.В. Гриб, В. Н. Карташова, Т. В. Кашаниной, В. Н. Кудрявцева, Г. В. Мальцева, О. В. Мартышина, А. И. Овчинникова, А. Ю. Саломатина, В. П. Сальникова, Н. Я. Соколова, В. Е. Чиркина, Д. Ю. Шапсугова, В. Ф. Яковлева и др.

Несмотряна то, что разработка проблем аксиологического измерения правоприменительной деятельности правоохранительных органов уже давно успешно ведется, теоретико-правовой анализ правовых ценностей сотрудников органов внутренних дел требует дальнейшего развития.

Объектом диссертационного исследования* является профессиональное правосознание и правовая" культура сотрудников-органов внутренних дел в единстве с нормативно-правовыми основаниями их деятельности, а предметом выступают правовые ценности, влияющие на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел.

Цель и задачи исследования

: проанализировать ценностно-мировоззренческие аспекты профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в контексте ее правового регулирования.

Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

— обозначить основные теоретико-методологические подходы к исследованию правовых ценностей, изучить роль и значение правовых ценностей в организации отечественного социума;

— проанализировать проблему ценностей в праве как следствие социальной ценности самого права, а также классифицировать правовые ценности-в зависимости от различных критериеврассмотреть проблемы реализации правовых ценностей в юридической практике;

— дать характеристику аксиологии правоохранительной деятельности;

— определить понятие правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, реконструировать факторы повышения ее уровня;

— критически проанализировать противоречия в современной’Правовой' стратегии воспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел.

Научная новизна диссертационного исследования, главным образом, заключается в том, что впервые в рамках единого обобщающего труда предпринята попытка исследовать комплекс вопросов, касающихся системы правовых ценностей сотрудников органов внутренних дел, в частности: обозначены основные характеристики правовых ценностей, определяющих типы правопонимания в условиях различных правовых культур;

— выделены и проанализированы критерии классификации правовых ценностей;

— дана характеристика основополагающим правовым ценностям, лежащим в основе правоохранительной деятельности;

— выявлена система квалификационных требований, предъявляемых к уровню правовой культуры сотрудника органов внутренних делсформулировано определение аксиологического измерения правоохранительной деятельности, а также выделены критерии такого измеренияпроанализирована специфика системы правовых ценностей сотрудников органов внутренних дел;

— систематизированы основные аспекты формирования правовых ценностей сотрудника органов, внутренних дел в правовоспитательном процессе.

Теоретико-методологическая основа исследования. Автор использует концептуальные положения аксиологического подхода к праву, психологической теории права, юридической антропологии и философии права. Методологическую основу диссертации составили исследования отечественных и зарубежных правоведов, раскрывающие специфику правовых ценностей, а также профессиональной правовой культуры, эволюцию профессионального правового сознания и деятельности сотрудников органов внутренних дел в условиях российской модернизации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правовые ценности представляют собой важнейшие субъективные смыслы определенных в праве объектов и явлений, определяющие стратегии юридически значимой деятельности, а также поступки и решения человека, имеющие внеисторический и надличностный характер, порождаемые правовой культурой и правовыми традициями общества. Под аксиологическим измерением правоохранительной деятельности следует понимать познание и систему знаний о ценностях и ценностных ориентациях сотрудников правоохранительных органов как смыслообразующих оснований их профессиональной’деятельности, задающих направленность и мотивированность их конкретным деяниям и поступкам.

2. Под аксиологическими критериями правоохранительной деятельности следует понимать нормы, правила поведения, стандарты, на основании которых производится оценивание юридической деятельности с точки зрения ее соответствия не только правовым ценностям, но и с позиции добра и зла, совести и чести. Аксиологические критерии оценки деятельности правоохранительных органов можно разбить на следующие группы: общеорганизационные и специализированные критерии, количественные и качественные, объективные и субъективные критерии. Единство правовых и нравственных ценностей в деятельности сотрудников органов внутренних дел проявляется в том, что конечной целью любой деятельности правоохранительных органов является сохранениеи утверждение добра в форме справедливости, любви, гуманности, долга и противостояние злу в форме антиобщественного противоправного поведения.

3. Ценностные основания деятельности органов внутренних дел связаны с правовым определением общеэтических представлений о< добре и необходимости служения ему, о ценности прав человека, гуманизме, справедливости, равенстве, свободе, законности, чести и достоинстве, совести, патриотизме, товариществе и взаимопомощи, мужестве и бескорыстии, благородстве и самопожертвовании, верности долгу, мастерстве и профессионализме, ориентирующие сотрудников органов! внутренних дел на профессиональную деятельность по защите жизни и здоровьяправ и свобод человека и, гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, проявляющуюся в единстве правосознания и обусловленного им правомерного поведения.

4. Правовая, культура сотрудников органов внутренних дел — это органическое единство правосознания, морального сознания, интеллектуального развития и правового воспитания, воплощающее меру и способ освоения’ими знаний, оценок, убеждений, ценностей, относящихся к сфере действия права, отражение этих элементов в поведении, определяемом правовым статусом сотрудника, а также возможность на высоком уровне выполнять в публичных интересах конституционно значимые функции по защите прав и свобод человека и гражданина. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел включает в себя следующие аспекты: информационный или познавательный, оценочный, диалектико-логический, профессионально-этический (когнитивный и регулятивный), поведенческий.

5. Профессиональные ценности сотрудников органов внутренних дел должны базироваться на фундаменте общенациональных российских ценностей, таких как: духовность, верховенство нравственных интересов над материальными, вера и потребность в добре и справедливости при осуществлении профессиональной деятельностисоборность, воплощающая идею единения людей ради процветания своего рода и Отечествадержавность и государственность как основа социальной справедливости и нравственного авторитета властитолерантность к другим обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиямпатриотизм — жертвенность в служении Родине и своему народу.

6. Правовое воспитание сотрудников, органов внутренних дел — это1 целенаправленная деятельность всего государства, общественных организаций, отдельных граждан по усвоению профессиональных правовых ценностей и передаче юридического опыта, организованная* в виде систематического воздействия на сознание и поведение сотрудника органов внутренних дел в целях формирования определенных позитивных ценностных установок, обеспечивающих применение права на благо общества.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертационной работы раскрывают перспективы научного исследования, проблемы правовых ценностей и. профессионального правового сознания в контексте реформирования российской государственности и представляют интерес для законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, различных правоохранительных органов, муниципальных структур, а также представителей негосударственных политических организаций, правозащитных движений и др.

Содержание диссертационного исследования найдет применение и при чтении учебных курсов для студентов и аспирантов по общей теории государства и права, юридической антропологии, сравнительному правоведению и др.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права ФГОУ ВПО РЮИ МВД России. Отдельные положения и выводы исследования отражены в восьми публикациях и выступлениях автора на международных и всероссийских научных конференциях и семинарах в 2007;2009 гг.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования мьь пришли к следующим выводам.

Изучение проблемы ценностей в научном познании имеет давние традиции в философии, однако необходимо признать, что до сих пор не существует строгого определения ценности. Это неизбежно приводит к тому, что в научной литературе мы сталкиваемся с чрезмерно расширительным истолкованием ценности, вплоть до отождествления результата любого акта суждениях ценностным суждением.

Определение ценности является столь же древнимкак и определение-истины. И категория «ценность», и категория «истина"' были сформулированы еще в космоцентричной философии. Античностиоднако в то время истина и ценность воспринимались практическикак синонимы, т. е. ценность воспринималась как разновидность истины или же отождествлялась ей. Эпоха средневековья^ воспринимала право как результат божественной воли, а цель его — обеспечение справедливости, мира-и согласия, в обществе (Аврелий Августин). Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени, право» рассматривается не с точки зрения предмета в его собственных бытийных качествах, а как значимость для субъекта, общества. и государства (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо), т. е. формируется субъективно-релятивистский способ трактовки аксиологии права. Использование понятия «ценность» в специальном смысле нравственно должного восходит к И. Канту. Ценности в его трактовке — это то, что имеет значение, значимость в нравственном мире долженствования и свободы. ПоследователиИ. Канта (Р.Г. Лотце, В: Виндельбанд и др.) развивали кантовские представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей? и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Сторонники объективно-идеалистической философии (Г.В. Ф. Гегель и его последователи) полагают, что бытие являет собой ценность. Несмотря на то, что понятие ценности часто применялось в обыденном и в научном языках с древности, а использование категории «ценность» в метафизике и гуманитарном познании восходит к Г. Лейбницу, в качестве параллели сущему она была введена в 60-е гг. XIX века Г. Лотце и Г. Когеном. В конце XIX века обозначилось новое направление неокантианства — «философия ценностей». В" современной зарубежной и отечественной философской литературе понятие ценности является дискуссионным и зачастую трактуется с диаметрально противоположных позиций.

В* идеальном понимании ценности можно1 трактовать как глубокие личностные принципы, определяющие смысл человеческого бытия. В философии чаще всего ценность означает положительную' значимость, однако диссертант полагает, что и отрицательную значимость какого-либо объекта возможно трактовать в качестве «ценной», не только потому что это может быть полезным дляотдельных лиц. Более того, понятие «ценность» должно включать и нулевую ценность, под которой, следует понимать исключение значимости предмета познания субъектом из сферы своих интересов. Для того чтобы ценности человека не противоречили его личностному восприятию и социальному прогрессу, необходимо, чтобы они обладали хоть одним из критериев максимумы всеобщей значимости. При этом следует отличать ценности как реально действующие имманентные регуляторы деятельности человека независимо^ от его осознания их в качестве ценностей и рационально признанные убеждения индивида о собственной ценностной иерархии. Ценность сама по себе или признается общезначимой, или же ее значимость постулируется, по крайней мере, хотя бы одним из индивидов. Если эта значимость может быть оспорена, то человек вынужден столкнуться с необходимостью обосновать свою ценностную иерархиючерез призму всеобщих ценностей. Тогда ценность имеет возможность быть возведенной во всеобщность, т. е. возможность обладать признаком фундаментальности. Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны. В таком случае можно говорить о признаке аксиоматичности ценностей, т. е. положений, не требующих доказательства и не подвергающихся опровержению. Однако вопрос о том, почему главные ценности могут доминировать в сознании личности и мотивировать ее поведение, а могут и не доминировать, остается недостаточно изученным.

Анализируя понятие правовых ценностей, следует отметить, что в юридической литературе намечается пагубная тенденция оценивать универсальные ценности, в том числе и нравственные, как правовые. В результате возникает установка, в соответствии с которой право — единственная ценность, а все неправовые ориентиры общественной жизни вытекают только из сущности права, в том числе и нормы нравственности, справедливости, представления о добре и зле. Такая точка зрения приводит к разрушению иерархии ценностей, гипертрофированности ценности права, что недопустимо, потому как право, в первую очередь, есть средство достижения справедливости, мера должного и сущего.

Долгое время правовая аксиология, равно как и категория/ «правовые ценности», оставалась за гранью предмета российской юридической науки, что было обусловлено, во-первых, отношением к теории ценностей как к лженауке — продукту идеалистических спекуляций, а, во-вторых, спецификой советской идеологии, в соответствии с которой все ценности, в том числе и правовые, установлены официальным мировоззрением. Возможно рассмотреть понятие правовых ценностей в рамках легистской аксиологии, естественно-правового подхода к праву, либертарной концепции правопонимания, социально-юридической парадигмы восприятия правовых ценностей, антропоцентристской или индивидуалистической правовой аксиологии, антропологической и конструктивной аксиологии. В настоящее время Россия' вступила на новый путь развития, так называемый постмодернистский, сутью которого является органическое соединение правовых и культурных ценностей, авторитарности и демократии, идеологизации и деидеологизации.

Правовые ценности формируются путем1 выработки ценностных критериев, которые в процессе: развития государства иправа обладают способностью трансформироваться в соответствии с: существующими: реалиями общественной жизни, правосознанием, правовой культуроймировоззрением-: и духовными ценностями*- Фиксируемое многими теоретиками отсутствие единой идеологии в современной России есть, свидетельством того, что, вог-первых, ни одна: из, указанных идеологий неявляется— сегодня доминирующей (старые: идеологические: ценностине, вытесненышовыми, но не способны обеспечить движениякурса реформ) — во-. вторых, между этими идеологиями, отсутствует согласование, а значит, и общее для них основание.

Среди видов правовых ценностей: можноотметить эйдетические правовые ценности исоциокультурные правовые-, ценности— общечеловеческие, групповые и индивидуальные ценностиправовые ценности конституционного: права, частного и публичного права, а также социального, правалибёральные: и виталистские и другие правовые, ценностиабсолютные (вечные) и относительные (преходящие) — подлинные и мнимые правовые ценностислужебнз^ю (инструментальную) и-собственную^, а также социальную и личностную ценность права: В качестве критерия классификации правовых ценностей может выступать и правовая традиция;

Право представляет собой одну из фундаментальных ценностей мировой «культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Право является достаточно гибкой системойпостоянно претерпевающей изменения в процессе эволюции, но при этом не утрачивающей своей общечеловеческой ценности. На основании этогополагаем: возможным: классифицировать правовые ценности на:

1) ценности, имеющие целью закрепление и юридическое обеспечение прави свобод личности (право, на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т. д.);

2) ценности, вытекающие из гуманистическойсущности права (гуманизм, свобода, равенство)—'.

3) ценности, вытекающие из нормативно-регулятивной сущности права (законность и т. д.);

4) ценности, вытекающие из-сущности права как мерьгчеловеческой свободы (в процессе: жизнедеятельности общество вырабатывает систему правил общественно необходимого, возможного: или желаемого: социального-поведения, а тем самым и критерии правомерного, неправомерногоили несправедливого поведения)—.

5) ценностивытекающие из> сущности права как нормативно-ценностногоимператива (с точки зрения закрепления нравственных категорий (добра, долгадобродетелейи т.д.) — в качестве общеобязательного? конкретногошоведения) —. .

6). ценности, направленные на формирование у. граждан положительного отношенияк праву как к общечеловеческому благу (выраженные :в правовой идеологии, правовых идеях, принципах права);

Кроме — того, правовые: ценности можно/ представить как: ценности-принципы, ценности-правила, ценности-процедуры. В зависимости от нормативного закрепления правовые: ценности можно классифицировать как: правовые ценности, закрепленные в международных, документахи правовые ценностизакрепленные в национальномзаконодательстве Российской ФедерацииКрометого, правовые ценности' можно классифицировать в, зависимости! от их принадлежности к юридической и правовой культуре.

Правовые ценности также можноразбить, на тригруппы, в зависимости от сферы действия:

1)' правовые ценности как специфическое выражение ценностей общего характера (например, свобода, справедливость, законопослушание);

2) правовые ценности, определяющие сущность и содержание законов, регулирующих разные сферы жизнедеятельности общества (законность, легитимность и т. д.);

3) институциализированные правовые ценности, т. е. существующие в виде различных социальных институтов (адвокатура, суд, правоохранительные органы и т. д.).

Любая классификация правовых ценностей, попытки разграничить группы ценностей весьма и весьма условны, потому как правовые ценности существуют в синтезе, нераздельном виде. Общая особенность правовых ценностей состоит в том, что они конституируются в, обществе на основе диалога, компромисса, согласия' и (в идеале) кодифицируются решениями свободно избранных законодательных институтов.

Профессиональная юридическая деятельность (отправление правосудия, раскрытие и расследование преступлений, административная юрисдикция и т. п.) носит публичный, общественный характер, поэтому содержание аксиологии правоохранительной деятельности определяют господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти, от сотрудников правоохранительных органов требуются как повышенный объем правовых знаний, так и соответствующие образцы поведения в определенных правоприменительных ситуациях. Для этого профессиональную юридическую деятельность необходимо организовать таким образом, чтобы для тех, кто ею занимается, жизненной необходимостью стало непрерывное восприятие новых правовых ценностей, гуманных образцов правового поведения.

Признание тех или иных правовых ценностей в качестве ориентиров профессиональной деятельности в юридической практике обусловливается рядом необходимых качеств, отражающих содержание социального сознания сотрудника ОВД, таких как: справедливость, честь, совесть, чувство долга, порядочность, профессионализм, объективность, достоинство, здравый смысл, толерантность, патриотизм и др. По нашему мнению, 6 500 научную и практическую ценность представляет решение вопросов соотношения морального и правомерного поведения в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Исследуя реализацию правовых ценностей сотрудников ОВД в юридической практике, напрашивается вывод, что низкий уровень правовой культуры сотрудников во многом обусловлен поспешностью и неразборчивостью в выборе кадров для правоохранительных органов. В результате налицо несоответствие квалификационного уровня сотрудников правоохранительных органов требованиям, необходимым для реализации целей и задач, стоящих перед стражами правопорядка, отсутствие соответствующих знаний, умений, навыков. Это приводит и к ухудшению общего уровня правовой культуры других сотрудников, т.к. уменьшаются стимулы для повышения своей квалификации, с целью достижения, уровня «лучшего сотрудника». Для решения сложившейся ситуации предлагаем разработать систему квалификационных требований, предъявляемых к сотруднику ОВД, т. е. так называемый профессиональный стандарт — систему квалификационных требований, необходимых для определения должностных обязанностей работников, а также знаний, умений и личностных качеств, способствующих выполнению этих профессиональных обязанностей. В модели профессионального стандарта сотрудника ОВД нашли бы свое отражение следующие квалификационные требования: общие требования (возраст, образование, состояние здоровья и т. д.) — личностные качества (уровень, общей культуры, эмоциональная устойчивость, целеустремленность и др.) — мировоззренческие установки (гуманистические ценности, принципы, приоритеты, в основе которых лежит уважение прав и свобод человека, признание его в качестве основной ценности) — профессиональные качества (профессиональные знания, умения и навыки, возможность их применения на практике, соответствие профессиональных навыков сотрудника желаемой должности) — информационная компетентность (желание самообразования, знание профессиональных аспектов деятельности) — организационно-управленческие качества (навыки и умения организации людей, особенно в экстремальных обстоятельствах и ситуациях) — педагогические качества (умение воздействовать на людей аргументированно, через убеждение и собственный пример) — творческие способности и т. д. При этом необходимо вводить и шкалу оценочных параметров для каждого раздела квалификационных требований. Отдельное внимание должно быть уделено нравственно-правовым критериям оценки личности сотрудника органов внутренних дел.

Проанализироваваксиологические принципы правоохранительной деятельности, можносделать, вывод, что* в основеаксиологического измерения деятельности сотрудников> ОВД лежит изначальное понимание диалектики добра и зла. Целью любой деятельности правоохранительных органов является сохранение и утверждение добра в. форме справедливости, любви, гуманности, долга и противостояние злу в, форме антиобщественного противоправного поведения:

В-диссертации предлагается разбить аксиологические критерии оценки деятельности правоохранительных органов на следующие группы:" .

1. Общеорганизационные и специализированные критерии. Общеорганизационные критерии подразумевают под собой оценку соответствия ценностной иерархии сотрудника правоохранительных органов общечеловеческим* ценностям: строгое соблюдение законов, нравственная чистота и безукоризненность, уважительное отношение к человеку и его правам и т. д. Специализированные критерии отражают специфику работы сотрудников. правоохранительных органов, а именно: защита прав и свобод личности, обеспечениезаконности и правопорядка, осознание своего-профессионального долга и др. Специализированные критерии оценки закрепляется в отдельных документах, таких как Кодекс чести судьи, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и др.

2. Количественные и качественные критерии. Количественные показатели позволяют оценить систему ценностей сотрудника правоохранительных органов через призму проделанной им работы. Для руководителя подразделения это будет одним из показателей правильной оценки сотрудником своего профессионального долга, умения и способности пользоваться представленными ему полномочиями в рамках закона и в интересах общества и государства. Качественные критерии, конечно же, при аксиологической оценке деятельности будут важнее, нежели просто «производительность труда». К качественным критериям относятся ценностные ориентации каждого отдельного сотрудника, которые возможно оценить с помощью различных оценочных шкал, вопросников или тестов. При оценке системы ценностей сотрудника правоохранительных органов на первый план выходят те ценности, которые имеют наибольшее значение для достижения высоких результатов: справедливость, равенство, совесть, честь и достоинство, уважение к праву и неукоснительное соблюдение норм закона, непримиримое отношение к его нарушению^ и др. Оценка* рабочего поведения, как правило, призвана определить, в какой степени сотруднику правоохранительных органов свойственен служебный этикет, поведение в трудных ситуациях, особенности рабочего поведения при взаимодействии с руководителем и коллегами по работе.

3. Объективные и субъективные критерии. К объективным критериям оценки следует отнести аксиологические стандарты правоохранительной деятельности, содержащиеся в деонтологических кодексах. Однако аксиологическое содержание правоохранительной деятельности может оцениваться и по субъективным критериям. К субъективным критериям относятся такие показатели, характеристики, которые формируются гражданами. Объективность здесь всегда будет относительной, потому что оценка системы ценностей сотрудника правоохранительных органов рассматривается через призму собственной ценностной иерархии.

Система правовых ценностей офицерского состава имеет ряд особенностей, которые сформировались под влиянием условий служебно-профессиональной деятельности и личностно-ценностных установок и ориентиров каждого сотрудника ОВД. Во-первых, формирование ценностной иерархии сотрудников ОВД во многом предопределяется осознанием социальной значимости своего профессионального долга и ответственности за выполнение возложенных на них конституционных обязанностей по защите прав и свобод каждого гражданина РФ. Во-вторых, важнейшей составляющей, формирующей иерархию, правовых ценностей сотрудника ОВД, является1 уровеньf его правовой культуры и правового мышления. Не стоит забывать, что на правовое мышление сотрудника ОВД имеет прямое воздействие базовый принцип: «запрещено1 все, что прямо не разрешено законом», в отличие от принципа «разрешено все, что не запрещено законом», действующего в отношении граждан. В-третьих, система-правовых ценностей сотрудников ОВД должна отличаться гуманностью, восприятием человека как высшей ценности. Ведь сущность юридической деятельности составляют права, свободы и интересы каждого гражданина. В-четвертых, эта система должна быть максимально доступной для усвоения, обладать возможностью массового распространения, утверждения в общественном сознании военнослужащих, быть понятной и близкой по духу любому представителю^ различных социальных слоев общества. Последнее требование касается1 не столько содержания, сколько формы выражения основных ценностей и идеалов. В-пятых, система правовых ценностей сотрудника ОВД имеет надклассовый, общенациональный характер, при этом она строится из совокупности общечеловеческих правовых ценностей, конституционно-правовых ценностей нашего государства, а также специфических правовых ценностей, присущих профессиональной деятельности. В-шестых, иерархия правовых ценностей сотрудника ОВД является отражением национально-исторических ценностей ' различных этапов развития нашего государства. Система правовых ценностей сотрудников органов внутренних дел должна характеризоваться высокой степенью преемственности, уделяя особое внимание правовым обычаям и правовым традициям русского народа. Только тогда в сознании и поведении людей будут воспроизводиться ценностно-значимые для социума образы. Этот признак в большей степени отражает чувство патриотизма.

Среди всего массива определений правовой культуры особый интерес представляет аксиологический подход к понятию правовой культуры, что-позволяет правовую культуру современной России оценить как уникальное и особенное явление, ядром, которогоявляются1 правовые ценности и их реализация в деятельности" членов•> общества. Под правовой, культурой сотрудников ОВД в диссертации предлагаетсяпонимать органическое единство правосознания, этики, интеллектуального развития и правового воспитаниявоплощающее меру и способ освоения' имизнаний, оценок, убеждений, ценностей, относящихся к. сфере действия права, отражение этих элементов в< поведении, определяемом^ правовымстатусом' сотрудника, а также возможность на высоком уровне выполнятьв публичных интересах конституционно значимыефункции позащите прав и свобод человека и гражданина. Правовая культура сотрудников ОВД включает в себя следующие аспекты:

1) информационный, или познавательный, т. е. широкий круг знаний в области права;

2) оценочный, т. е. отношение к праву и его элементам как. ценности;

3) диалектико-логический, т. е. процесс отраженияи познанияправа, и правовых отношений;

4) профессионально-этический:

— когнитивный, т. е. осознание необходимости своего * правомерного поведения;

— регулятивный, т. е. установка на правомерное поведение;

5) поведенческий — реализация знаний, оценок, убеждений в процессе профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в оценочный аспект правовой культуры сотрудников ОВД входят три вида оценочных категорий: оценочное отношение к праву в целомоценочное отношение к правовому или противоправному поведению окружающихоценочное отношение к правоохранительной деятельности в целом и самооценка. Правовая культура сотрудника ОВД представляет собой некий симбиоз правовой культуры человеческой цивилизации в мировом масштабе, правовой культуры общества в целом, правовой субкультуры и правовой культуры отдельной личности. Кроме того, в таком многонациональном государстве, как Россия, правовая культура сотрудника ОВД дополняется еще и особенностями национальных правовых культур. Например, правовая культура сотрудников ОВД русской национальности связана с православным мировоззрением, а правовая культура большинства сотрудников ОВД Северного Кавказа — с исламом (шариатом). В тоже время, общность исторических судеб сформировала единую, евразийскую правовую культуру российского многонационального народа. Таким образом, правовая культура сотрудника ОВД во многом зависит от господствующей юридической парадигмы, от этнической культуры, национального менталитета, общественно-политической ситуации.

В числе таких мер по повышению уровня правовой культуры сотрудников ОВД необходимо отметить, в первую очередь, мероприятия, направленные на укрепление правопорядка и правовой культуры общества в целом, просветительскую, образовательную работу и международное гуманитарное сотрудничество. Однако поднять правокультурный уровень сотрудников ОВД с помощью только просвещения и воспитания без институциональных решений правовых вопросов, таких как совершенствование реформы судебной системы, стимулирование повышения профессиональной квалификации материальным вознаграждением, невозможно.

В основе грубых нарушений принципов законности сотрудниками органов внутренних дел и дефектов правового воспитания лежит одна фундаментальная причина, которая заключается в недостаточном уровне юридического образования. Для ее преодоления предлагается глубокое — изучение положений Конституции РФ, других нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод гражданвведение в образовательный процесс в качестве обязательной учебной дисциплины основ служебной, судебной, прокурорской, следовательской профессиональной этикиориентация будущих стражей порядка на постоянное самовоспитание и самообразование, на самостоятельный анализ политико-правовой теории и практики на протяжении всей своей профессиональной деятельностиуничтожение узкопрофильности юридического образованиянеобходимость преподавания в вузах новых учебных дисциплин, возникновение которых обусловлено изменением реалий современного российского социума, формирования* интегральной (синтезированной) юриспруденции, в основе которой будут лежать принципы законности, добра, справедливости и высоких моральных качеств и др. Полагаем необходимым введение в образовательный процесс в качестве1 учебного курса «Основ православия» и «Правовой этнологии».

Автор приходит к выводу, что профессиональная деятельность сотрудника ОВД, кроме профессиональных знаний и навыков, должна включать навыки делового общения в соответствии с этикой профессиональной деятельности, умение разрешать психологические конфликты в коллективе, умение рационально организовывать рабочее время и др. Поэтому нельзя перекладывать всю ответственность за правовое воспитание сотрудников ОВД на недостаточный уровень полученного ими юридического образования, правовое воспитание — это целенаправленная деятельность всего государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта, организованная в виде систематического воздействия на сознание и поведение индивида в целях формирования определенных позитивных установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., вступила в силу 25 декабря 1993 г.). М., 1996.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года // URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Организация и деятельностьорганов внутренних дел Российской Федерации: Сборник нормативных актов. М., 1994.
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята в Риме 4 ноября 1950 г. // Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. М., 1998.
  5. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Утвержден Приказом МВД РФ от 24.12.2008 № 11 385 // URL: http://www.consultant.m/online/base/?req=doc-base=LAW-n^85 884
  6. Приказ МВД РФ от 2 августа 1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России» (в ред. приказов МВД РФ от 19.04.1999 № 298, от 29.01.2003 № 69).
  7. Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202−1.
  8. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202−1 //URL: http://www.consultant.ru/popular/prosec/49ll.html
  9. Монографии, диссертационные исследования, статьи, тезисы идоклады на конференциях
  10. А.У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления. М., 1999.
  11. А.А. Формирование правосознания работников органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  12. Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). СПб., 1998.
  13. Н.Н. Основы философии права*. СПб., 1999.
  14. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. М., 1991.
  15. С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  16. С.С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. № 4.
  17. И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979.
  18. И.А., Гоголевская Е. Б. и др. Квалификационные требования к сотрудникам подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел (кадровых и воспитательных аппаратов). СПб., 1996.
  19. С.Ф. Мораль и поведение. М., 1989.
  20. И.А. Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей. СПб., 2003.
  21. И.П. Права и свободы личности — высшая ценность немецкого общества // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.
  22. Р.Г. Постижение добра. М., 1986.
  23. А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2002.
  24. А.Н., Лелюх В. Ф. Проблема правовой культуры граждан и сотрудников ОВД РФ (сравнительный анализ). Иркутск, 1998.
  25. Е.В. Истоки признания права на достойную жизнь в контексте разных правовых культур // История государства и права. 2006. № 12.
  26. П., Витрук Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь. 1992. № 1.
  27. П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов н/Д, 2005. Ч. II.
  28. П.П., Верещагин В. Ю., Курбатов В. И., Овчинников А. И. Философия права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2004.
  29. П.П., Овчинниковi А.И. Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006.
  30. П.П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2003.
  31. М. Римское право (понятие, термины, определения). М., 1989.
  32. Р.Т. Социолингвистика. М., 1980.
  33. И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.
  34. З.А. Совесть как этическая категория. М., 1986.
  35. З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.
  36. А. Два источника морали и религии. М., 1994.
  37. Н.А. Судьба России. Опыты по психологии* войны и национальности. М., 1990.
  38. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1995.
  39. B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990.
  40. В.А. Этика и жизнь. М., 1987.
  41. Н.С. Требования равенства и справедливости в измерении Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционные основы судебной власти // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003.
  42. В.В. Моральная прогностика: методология, способы, проблемы. М., 1986.
  43. С. Основные ценности ислама объекты охраны шариата // Государство и право. 2003. № 2.
  44. С.И. Долг, достоинство, честь солдат правопорядка. Киев, 1985.
  45. В. Марксистская теория оценки. М., 1982.
  46. Букреев В1И., Римская И. Н. Этика права. От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 1998.
  47. В.И. Нормативная система: (духовный мир человека). Екатеринбург, 1999.
  48. Г. З., Кемеров В. Е. Духовная рациональность. М., 1986.
  49. А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. № 8.
  50. A.M. О правовых идеях-принципах // Советское государство и право. 1975. № 3.
  51. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  52. Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения: Автрореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
  53. Вестник полиции. 1908. № 22.
  54. П.Г. Очерки по теории права. М., 1915.
  55. JI.E. Суд присяжных. Харьков, 1873.
  56. Д.А. Воинская этика. М., 1976.
  57. А.И. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере охраны прав личности с учетом норм международного права // Проблемы развития правоохранительных органов: Труды Академии МВД России. М., 1994.
  58. Л.Б. Культура, поведение, этика, мораль. М., 1982.
  59. В.П. Симфония разума. М., 1977.
  60. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
  61. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. № 1.
  62. Ю.С. Право в его основных моментах // Правоведение. 1995.
  63. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  64. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем. М., 1990.
  65. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1929. Т.1.
  66. В.М. Полиция ФРГ (организация и деятельность). М., 1973.
  67. В.М. Федеральное бюро расследований США. М., 1981.
  68. Г. Я. Ценности и культура. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего Российского философского конгресса (16−20 сентября 2002 г.). Ростов н/Д, 2002. Т. 2.
  69. В.М., Бенедик И. В. Юридическая деонтология. Киев, 1989.
  70. А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1997.
  71. Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб., 2004.
  72. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М., 1998.
  73. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1995.
  74. В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципiдеятельности. М., 1989.
  75. Деонтология в медицине: В 2 т. / Под ред. Б. В. Петровского. М., 1988.
  76. З.С. Трансформация правовых ценностей в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2006.
  77. A.JI. Рецензия на сочинения И.Г. Фихте // Вопросы философии. 1997. № 3.
  78. О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.
  79. О.Г. Проблемы нравственности. М<, 1977.
  80. Дроздов' В. А. Некоторые вопросы воспитания сотрудников органов, внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: Материалы Межведомственной научно-практической'конференции. М., 2004:
  81. Г. В. Этика сотрудников правоохранительных органов. М., 2002.
  82. JI.A. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1991.
  83. Защита прав человека: Сборник документов. 1998−2000. М., 2001.
  84. В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. М., 1980.
  85. В.И., Иванов О. Е., Кузнецов Э. В., Назаренко А. Ф., Сальников В. П. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел. JL, 1981.
  86. А.А. Современная философия науки. М., 2005.
  87. А.И. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1998. Т. 7.
  88. И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  89. И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3.
  90. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие. М., 2000.
  91. И.А. Политико-правовая утопия в России. М., 1991.
  92. М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6.
  93. Н. Из жизни школы стражников Казанской губернии // Вестник полиции. 1916. № 14.
  94. И. Из>«Лекций>по этике» (1780−1782 гг.) // Этическая.мысль. М., 1988:
  95. И. Критика практического разума // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1966. Т. 6.
  96. Кант И: Метафизика нравов // Критика практического разума. СПб., 1995.
  97. Н.Г. Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел, в условиях реорганизации МВД России: Автореф: дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  98. П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1915.
  99. А.Ф., Кильмашкина Т. Н. Введение в педагогику органов внутренних дел: Учебное пособие. Омск, 2002.
  100. И.И. Уголовное право и этика. М., 1985.
  101. В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: Монография. Ярославль, 2008.
  102. . Эффект софистики. М.-СПб., 2000.
  103. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа-1998 г. № 37, с изм. от 21 января, 4 августа 2000″ г., 20 апреля 2001 г.
  104. И.В. В ответ А.С. Хомякову // Избранные статьи. М., 1984.
  105. А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 1999.
  106. Кодексы поведения должностных" лиц правоохранительных органов зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1997.
  107. О.Я. Руководитель — воспитатель. М., 1986.
  108. JI.M. Свод норм этики правоохранительной деятельности// Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: Сборник научных трудов. М., 2008.
  109. И.М. Гуманизм, социальная справедливость и законность как принципы профессиональной морали сотрудников ОВД. Киев, 1990.
  110. А.Ф. Избранные произведения. М., 1959. Т. 1.
  111. К0НИ1А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собрание сочинений: В.8 т. М., 1967. Т. 4.
  112. А.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1967. Т. 4.
  113. Е.Б. Правовая культура сотрудников пенитенциарной системы в современном российском обществе (общеправовой анализ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2005.
  114. Е.А. Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Иркутск, 2000.
  115. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
  116. A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982.1
  117. С.Н. Правовая социализация личности сотрудника органов внутренних дел в<�современной России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук, СПб., 2003.
  118. В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.
  119. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000.
  120. Э.В., Сальников В. П., Сапун В. А., Федоров В. П., Янгол Н. Г. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986.
  121. В. В, обществе Дмитрия Медведева. Второй Гражданский форум: диалог власти и граждан // Российская газета. 2008. 23 января.
  122. В. Закон без лозунгов // Российская газета. 2008. ЗО января.
  123. В.М. Полицейская деонтология. М., 1994.
  124. В.М. Социологические проблемы полицейской деонтологии: Автореф. дис.. д-ра социол. наук. М., 1994.
  125. В.М. Твоя профессиональная’этика. М., 1994.
  126. Курганов С. И: Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса РФ // Уголовно-исполнительная.система: право, экономика, управление. 2006. № 3.
  127. И.В. Правовой статус должностного лица в системе органов внутренних дел (административно-правовой аспект): Автореф. дис:. канд. юрид. наук. СПб., 1998.
  128. М.А. Нравственная норма — гуманизм. М., 1989.
  129. В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2000.
  130. В.В. Различные типы правопонимания: анализ научного потенциала// Законодательство и экономика. 2006. № 4.
  131. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 5.
  132. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ. М., 1996. Вып. VI.
  133. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды // Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
  134. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.142.: Лойт Х. Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации: история, современные проблемы и пути развития: Монография: СПб., 1998.
  135. И.И. О некоторых современных аспектах модернизации высшего образования в обучении студентов: юридической специальности.// Юридическое образование и наука. 2007. № 1.
  136. С. Этические основы следственной тактики: М., 1980г
  137. А.О. Методологические- проблемы: историко-правовой науки // Юридическое образование и наука. 2003. № 3.
  138. М.И., Курбатов МШ. Оценка работы персонала: Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. М., 2001.
  139. Г. В. Понимание права! Подходы, определения: М., 1999.
  140. Манастырный А. В: Правовая политика в национально-культурном пространстве России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д- 2007.
  141. А.И. Правовая культура сотрудников- кадровых- аппаратов:органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис: канд.юрид. наук. СПб., 2000.
  142. И. Социальные репрезентации- демократии- в обыденном, и рефлексивном мышлении//Психологический-журнал: 1996. № 5. Т. 17.
  143. О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. № 7.
  144. О.В. Основные проблемы теории государства и права и истории политических учений // Труды Московской государственной юридической академии. М., 2001.
  145. О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10.
  146. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997.
  147. Г. И. Полиция Франции (организация, кадры, уголовно-процессуальная деятельность). М., 1972.
  148. К.В. Правосознание и< нравственность в психологической теории Л.И- Петражицкого // URL: http://libnn.ru/component/option, commarc /task, view/id, 140 592/Itemid, 55/
  149. B.C. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 3.
  150. Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций' в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. М., 1989. Вып. 1.
  151. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm
  152. Т.Г., Щеглов А. В. Профессиональная этика сотрудников органов, внутренних дел: Курс лекций. М., 1998. Ч. 1.
  153. Г. Б., Кейзеров Н. М. Правовая культура адвоката. М., 1995.
  154. И.Д. Нравственные ценности в праве: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
  155. Мораль: сознание и поведение. М., 1986.
  156. A.M. Социальная справедливость: нравственный аспект (методологические проблемы). М., 1987.
  157. Н. Право и ценности. М., 1987.
  158. B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. М., 1973.
  159. B.C. Философия права. М., 1998.
  160. B.C. Философия права: Краткий учебный курс. М., 2000.
  161. B.C. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина // Рулан Н. Юридическая антропология / Пер. с франц. М., 1999.
  162. A.M. Социальная справедливость: нравственный аспект. М., 1987.
  163. Нравственная культура личности. М., 1986.
  164. Нравственные и эстетические основы совершенствования профессиональной культуры руководителей ОВД. М., 1990.
  165. Ю.Н. Традиции и новации в правовом развитии: Монография. Одесса, 2001.
  166. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996.
  167. А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д- 2002.
  168. А.П. Введение в юридическую-деонтологию. Ростов н/Д, 1997.
  169. Е.И. Социалистическая справедливость советского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Харьков, 1971.
  170. Организация и эффективность правового сознания. М., 1983.
  171. Д. Человек и его право. «Большой контур» Дмитрия Медведева как предвыборная программа и электоральная стратегия // Российская газета. 2008. 7 февраля.
  172. Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США// Теория и практика: Труды Акад. МВД СССР: М, 1990.
  173. Основные принципы этики полицейской службы. Утверждены 9 мая 1979 г. резолюцией № 960 Парламентской Ассамблеи Совета Европы // Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. М., 1998.
  174. О.Ф. Профессиональная правовая культура в сфере правоохранительной службы (на примере сотрудников милиции): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.
  175. E.JI. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.
  176. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Т. 1.
  177. Н.И., Шевченко Е. Н. Интеграция российской^ школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2005. № 1.
  178. А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001.
  179. В.П. Правовые ценности как феномен юридической антропологии // Право: история, теория, практика: Сборник статей и материалов. Брянск, 2006. № 10.
  180. Проблемы судебной этики. Минск, 1974.
  181. Профессиональная этика работников правоохранительных органов: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалева. М., 1998.
  182. Психология и педагогика управления в органах внутренних дел: Учебно-методические материалы. Ml, 1989.
  183. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / Под ред. Ю. В. Наумкина. М., 1999.
  184. Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров полиции дореволюционной России и зарубежных стран // Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД: В 5 ч. М., 1992. Ч. 5.
  185. В.Е., Самыгин П. С. Правосознание и правовые ценности молодежи в контексте российских реформ. Ростов н/Д, 2007.
  186. Работа с персоналом в правоохранительных органах Соединенных Штатов Америки. М'.-Екатеринбург, 1996.
  187. Н.Ю., Гомонов Н. Д. Ценность права- в контексте системы ценностей современного российского общества // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. № 1.
  188. Решения, коллегий МВД России (февраль 2006, г., февраль 2007 г.),
  189. Розин BiM. Генезис права: методологический и культурологический анализ. М., 2003.203! РозовН.С. Ценности в проблемном мире: Философские основания-и социальное приложение конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998t
  190. Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  191. Российская газета. 2008. 5 августа.
  192. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М., 1973.
  193. Н. Юридическая антропология / Пер. с франц. М., 1999.
  194. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.
  195. Г. Сколько лиц у милиции // Юность. 1988. № 3.
  196. В.П. Правовая культура сотрудников милиции. Л., 1983. 2Г1-. Сальников В. П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел-. Л., 1987.
  197. Н.В. Дуализм современного российского правопонимания // История государства и права. 2006. № 3.
  198. В.К. Закат права или переоценка ценностей // Право и политика. 2005. № 12.
  199. А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2004.
  200. В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.
  201. Н. Социология. М., 1994.
  202. М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность URL: http://www.Iawmix.ru/comm.php?id=2192
  203. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. М., 1989.
  204. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
  205. Е.Н. Морально-психологическая подготовленность следователей и ее формирование у курсантов и слушателей специализированных образовательных учреждений МВД России: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999.
  206. И.JI. Народная монархия. М., 1991.
  207. .П. Правовая культура руководителя пенитенциарного учреждения: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  208. Справочник руководителя кадровой службы: Пособие / Под ред. проф. В. М. Шамарова. М., 2002.
  209. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  210. A.M. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2006.
  211. М.С. Избранные труды: В 3 т. Гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. М., 1992. Т. 2.
  212. Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996:
  213. А.И. Структура нравственного сознания. М., 1974.
  214. П.А. Формирование системы МВД в условиях реформирования российского общества (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  215. Л.Н. Жизненные задачи русского офицера (1907) // Русский мир. 2008. № з.
  216. Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.
  217. Г. JI. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.
  218. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М., 1968.
  219. А.Т. Духовное обновление общества. М., 1990.
  220. Устав Международной организации уголовной полиции — Интерпол // Правовые основы деятельности системы МВД России. М., 1996. Т. 2.
  221. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека // Государство и право. 2000. № 3.
  222. Правила «международного этикета. Порядок общения работников ОВД с иностранными гражданами. М., 1988.
  223. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 1997.
  224. Философия (полный'курс) / Под ред. А. Н. Ерыгина. М., 2004.
  225. Философия науки. Ростов н/Д, 2006.
  226. Философский словарь. М., 2004.
  227. Философия уголовного права. СПб., 2004.
  228. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  229. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  230. С.С. Социология. М., 1994.
  231. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.
  232. JT., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.
  233. О.И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 2004.
  234. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. Ml, 1989. •
  235. Что является приоритетным в работе милиции: Сборник материалов расширенного заседания-коллегии-МВД России. М., 2006.
  236. Л.А. Причины и условия .ошибочной- юридической деятельности (проблемы методологии): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.
  237. А. Благоговение перед жизнью. М, 1992.
  238. Швейцер А- Культура и этика: М., 1991.258: Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Избранные произведения. М., 1994.
  239. Д.С. Моральное сознание. М., 1989.
  240. А.Н. Моральные основания права. М., 1996.
  241. Этические требования к государственным служащим США (моральные и профессиональные стандарты). М., 1991.
  242. А.В. Понимание права: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
Заполнить форму текущей работой