Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление, особенности и совершенствование финансовой инфраструктуры в экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность государственной подсистемы финансовой инфраструктуры в настоящее время состоит в использовании двух алгоритмов взаимодействия составляющих её институтов: обслуживающих бюджетный процесс и регулирующих финансовые институты негосударственной подсистемы. Институты, обслуживающие бюджетный процесс, на национальном и региональном уровнях развиваются обособлено. Регуляторы негосударственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты функционирования и развития финансовой инфраструктуры
    • 1. 1. Категориальная определенность финансовой инфраструктуры
    • 1. 2. Принципы формирования финансовой инфраструктуры и особенности их проявления в современных условиях
    • 1. 3. Формирование и уровни функционирования финансовой инфраструктуры
    • 1. 4. Механизм развития финансовой инфраструктуры
  • Глава 2. Особенности развития негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры в экономике России
    • 2. 1. Анализ негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры на национальном уровне
    • 2. 2. Взаимодействие институтов негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры
    • 2. 3. Состояние негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры на уровне региона
    • 2. 4. Реализация принципов формирования негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры
  • Глава 3. Особенности развития государственной подсистемы финансовой инфраструктуры в экономике России
    • 3. 1. Характеристика секторов государственной подсистемы финансо- «вой инфраструктуры. г
    • 3. 2. Специфика функционирования государственной подсистемы фиг нансовой инфраструктуры
    • 3. 3. Воздействие государственной подсистемы финансовой инфраструктуры на развитие её негосударственной подсистемы
  • Глава 4. Совершенствование финансовой инфраструктуры в экономике России
    • 4. 1. Воздействие финансовой инфраструктуры на рост ВВП.'
    • 4. 2. Состояние финансовой инфраструктуры в странах с развитой рыночной экономикой и направления её реформирования в России
    • 4. 3. Развитие методов и инструментов государственного регулирования финансовой инфраструктуры

Становление, особенности и совершенствование финансовой инфраструктуры в экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью достижения устойчивого развития экономики России, мобилизации потенциальных возможностей для активизации экономического роста, снижения социального неравенства и повышения уровня жизни населения. Осуществление этих задач во многом предопределяется наличием развитой финансовой инфраструктуры, которая позволяет более эффективно удовлетворять финансовые потребности хозяйствующих субъектов.

В условиях централизованной экономики финансовая инфраструктура была представлена в основном банками, страховыми компаниями, которые обслуживали финансовые потоки организованных сбережений в виде банковских вкладов и государственных ценных бумаг (выигрышных займов). Становление современного российского рынка привело к её значительным изменениям, которые сопровождались появлением профессиональных участников рынка ценных бумаг, институциональных инвесторов, повышением разнообразия формируемых финансовых потоков.

Вместе с тем, неразвитость рыночной экономики, низкий уровень благосостояния населения и недостаточность развития самой финансовой инфраструктуры обусловили существование таких проблем как: низкая степень аккумуляции сбереженийвывоз капиталакризисы финансовых институтов, неэффективность страховой медицины, системы пенсионного обеспечения, ипотекирегиональные диспропорции в уровне удовлетворения финансовых потребностей. .

Финансовая инфраструктура России количественно и качественно отличается от стран с развитой рыночной экономикой. Так, на один миллион жителей в России приходится 75,2 отделений банков, США — 272,9, Германии — 640,5, Японии — 304,3. Доля коммерческих банков в рыночной капитализации России составляет 2,95%, США — 8%, Англии — 16%. Удельный вес населения, которое участвует в проведении операций на рынке ценных бумаг, в России менее 0,1%, в США — 48,2%, Японии — 26,6%. Чистые активы инвестиционных фондов на душу населения достигли (в евро): во Франции более 14 тыс., США более 28 тыс., России 5 евро. Для того, чтобы ускорить рыночные преобразования в российской экономике, необходимо наращивать масштабы и качественно совершенствовать российскую финансовую инфраструктуру.

Возрастание взаимодействия и усложнение связей между финансовыми потоками и финансовыми институтами предопределяют необходимость системного подхода к исследованию финансовой инфраструктуры, позволяющего осуществить анализ деятельности финансовых институтов как единого целого. В силу того, что становление финансовой инфраструктуры в российской экономике находится на начальном этапе, целесообразно проанализировать связанные с этим особенности, диагностировать возникающие проблемы, выявить пути их решения.

Таким образом, совершенствование финансовой инфраструктуры с целью повышения её воздействия на общественное воспроизводство требует решения как методологических вопросов, связанных с разработкой концепции её функционирования и развития, так и практического анализа состояния входящих в неё финансовых институтов.

Состояние научной разработанности проблемы. Существующие отечественные и зарубежные литературные источники подробно исследуют отдельные элементы финансовой инфраструктуры. Изучаются особенности деятельности различных финансовых институтов и рынков финансовых услуг, которым посвящены работы Куликова А. Г., Лаврушина О. И., Матюхина t.

Г. Г., Мехрякова В. Д., Фетисова Г. Т., Евсеева С. Ю., Килячкова А. А., Мирки-на Я.М., Чалдаевой JI.A.

Закономерности образования и распределения финансовых потоков разрабатываются: Пеньковым Б. Е., Поляком Г. Б., Любимцевым Ю. И. Роль, место и значение казначейских и бюджетных органов получили свое отражение в трудах Агапцова С. А., Бурцева В. В., Голиковой Т. А., Горегляда В. П.,.

Данилевского Ю.А., Панскова В. Г., Родионовой В. М., Подвинской Ю. С., Подпориной И. В., Яндиева М.И.

Последние годы появились работы нового направления, которые рассматривают взаимодействие между различными финансовыми институтами: Авдашевой С. Б., Аникиной В. П., Желтоносова В. М., Манаковой Т. А., Мар-тыненко П.Г., Суржко А.В.

Среди зарубежных авторов, которые исследовали отдельные стороны финансовой инфраструктуры, особенно выделяются труды: А. Пезенти, Р. Лукаса, Дж. Ходжсона, И. Фишера, М. Фридмена, Д. Бланда, Д. Фарни, Ф. Фабоцци, У. Шарпа, Х. Халлера, Г. Дьюфи.

Вместе с тем, существующая теоретическая и практическая база не является достаточной для анализа становления и развития финансовой инфраструктуры как системы, а её исследование в качестве интегрирующего условия общественного воспроизводства относится к новым направлениям. Дискуссионной остается понятийная характеристика, поэлементное структурирование, концептуальная организация и механизм развития финансовой инфраструктуры. Недостаточно полно, фрагментарно исследованы региональк ные аспекты финансовой инфраструктуры, практические основы её государственного регулирования и совершенствования в новых условиях хозяйствования.

Таким образом, концепция становления и функционирования финансовой инфраструктуры в полном объеме ещё не сформирована. Этим и определяется выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в методологической и практической разработке концептуальных аспектов функционирования финансовой инфраструктуры как системы для повышения степени удовлетворения финансовых потребностей всех хозяйствующих субъектов и обеспечения устойчивого воспроизводства в экономической и социальной сферах национального хозяйства.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: конкретизировать категорию «финансовая инфраструктура», для чего исследовать совокупность характеризующих её элементов и категориальных связей, обосновать объективную необходимость её существованиясистематизировать специфические особенности финансовой инфраструктуры и на этой основе разработать её функциональную модель, позволяющую проанализировать состояние и направления дальнейшего совершенствованияобосновать основополагающие принципы формирования финансовой инфраструктуры как системы для выявления наиболее эффективных направлений её государственного регулированияраскрыть специфику становления, функциональные особенности и механизм развития финансовой инфраструктуры на национальном и региональном уровнях для активизации финансовой деятельности, направленной на интенсификацию инвестиционных и инновационных процессовобобщить и систематизировать существующие диспропорции и противоречия, позитивные и негативные тенденции развития современной финансовой инфраструктуры для диагностики современных проблем и определения перспектив развития в нестабильных российских условиях- ' рассмотреть современное состояние и перспективные направления усиления воздействия финансовой инфраструктуры на устойчивый рост.

ВВП- ——•— -. разработать инструментарий преодоления негативных тенденций развития финансовой инфраструктуры через определение системы государственных мер, направленных на её совершенствование и предотвращение появлений возможных отрицательных экстерналий.

Объект диссертационного исследования — финансовая инфраструктура, функционирующая в современных условиях российской экономики.

Предметом научного исследования является совокупность отношений, возникающих в процессе становления и развития финансовой инфраструктуры как системы, влияющей на эффективность социально-экономического развития страны.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили диалектический подход, системный и функционально — структурный методы исследования, сравнительный анализ, таблйчные и графические приемы, статистические методики анализа данных, элементы программирования. В процессе исследования были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам функционирования финансовой системы, её отдельных звеньев и уровней. Рассмотрены нормативные и правовое акты Российской Федерации, органов региональной власти, регламентирующие деятельность финансовой сферы, а также программы развития финансового сектора экономики и аналитические записки.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы Федеральной службы государственной статистики, данные, характеризующие социально-экономическое состояние финансовой сферы различных регионов России, оперативная и годовая отчетность финансовых организаций, компьютерная и электронная информация, сведения официальных сайтов органов государственного управления (Министерства финансов РФ, Счетной палаты, Центрального банка России).

В работе использованы экономико — математические, статистические, графические и абстрактно — логические методы обработки информации!- «Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и I их научная новизна. Диссертация представляет собой комплексное исследование становления и развития финансовой инфраструктуры как системы, которая определяет решение теоретических и практических проблем, имеющих важное экономическое и социальное значение в реформировании современной российской экономики. «.

Наиболее значимые научные результаты заключаются в следующем.

1. Обоснована необходимость формирования самостоятельной сферы экономию! — финансовой инфраструктуры, функциональное назначение которой обусловлено общественным разделением труда и состоит в обеспечении движения финансовых потоков. Установлено, что категория «финансовая инфраструктура» представляет собой теоретическое отражение совокупности процессов, обслуживающих воспроизводство социальной и экономической сфер национального хозяйства посредством создания общих условий движения фонда финансовых ресурсов, образующегося в виде финансовых потоков в результате экономической деятельности государства, фирм, домохозяйств.

2. Разработана иерархическая секторная модель финансовой инфраструктуры на основе разделения финансовых потоков по следующим критериям: степени самостоятельности хозяйствующих субъектов в формировании финансового потока и характеру финансовых потребностей. Модель позволяет систематизировать процессы, обеспечивающие движение финансовых потоков, выявитьвзаимодействие последних, разработать направления реформирования финансовой инфраструктуры применительно к современным условиям роста российской экономики.

3. Определена совокупностьпринципов формирования финансовой инфраструктуры, которые разделены на две группы: общие и особенные. Выделение общих принципов базируется на функциональных особенностях финансовой инфраструктуры, состоящих в создании ею условий движения.

-.—•¦фонда финансовых-ресурсов в соответствии с интересами Ъсё^'хозяйст-' вующих субъектов независимо от характера финансовых потоков. Особенные принципы формирования финансовой инфраструктуры определяются спецификой конкретных финансовых потоков, а именно их направленностью, многообразием видов, степенью устойчивости, возможностью трансформации. Определено, что формирование финансовой инфраструктуры на основе общих и особенных принципов обеспечивает её внутреннюю целостность и эффективность.

4. Выявлены условия становления финансовой инфраструктуры, исследованы национальный и региональный уровни. Проанализировано их качественное различие, состоящее в том, что региональная финансовая инфраструктура должна включать в себя секторы, удовлетворяющие платежные, инвестиционные и страховые потребности. В количественном отношении финансовая инфраструктура региона характеризуется частью добавленной стоимости, аккумулированной финансовыми институтами на национальном уровне, которая распределяется по территориям пропорционально ВРП и фактическому конечному потреблению домашних хозяйств (ФКПДХ). Определены мезои микроэкономические факторы дифференциации региональной финансовой инфраструктуры и меры, смягчающие её негативные проявления.

5. Раскрыт механизм развития финансовой инфраструктуры, представляющий процесс взаимодействия и реализации финансовых потребностей государства, фирм и домохозяйств, опосредствованный функционированием финансовых институтов и их регулированием со стороны государства. Показана противоречивость действия данного механизма, основанного на конкурентных отношениях хозяйствующих субъектов. В силу этого за счет государственного воздействия на финансовые институты целесообразно создавать условия, обеспечивающие удовлетворение финансовых потребностей всех хозяйствующих субъектов независимо от величины их платежных возможностей.

6. -Определены особенности финансовой инфраструктуры российской *эко-" номики, состоящие в, том, что:

— её формирование происходит на основе финансовых потоков, создаваемых крупными предприятиями и государством;

— существует диспропорциональность развития: по секторам, по ресурсам, по регионам, по законодательному обеспечению, по подсистемам;

— для регулирования финансовой инфраструктуры используются преимущественно прямые методы государственного воздействия.

Для количественной оценки региональной финансовой инфраструктуры разработана методика, суть которой состоит в распределении добавленной стоимости национальной финансовой инфраструктуры пропорционально объемам ВРП и ФКПДХ конкретной территории. Проведены расчеты, позволяющие оценить её динамику.

7. Раскрыта роль финансовой инфраструктуры как фактора экономического роста. На основе корреляционно — регрессионного метода исследования определено воздействие финансовой инфраструктуры на рост производства и потребления. С помощью факторного анализа выявлено влияние финансовых институтов на динамику роста ВВП. Доказано, что состояние финансовой инфраструктуры России не соответствует мировому уровню развития, имеют место её возрастающие региональные диспропорции, уменьшающие воздействие финансовых институтов на экономический рост, снижающие эффективность государственного регулирования экономики.

8. Выделены направления совершенствования государственного регулирования финансовой инфраструктуры, обеспечивающие развитие конкуренции между финансовыми институтами, многообразие и равномерность распределения предоставляемых финансовых услуг, активизацию информационного пространства. На их основе предложен комплекс мер государственного регулирования отечественной финансовой инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающий её позитивное.

— воздействие на рост производства и благосостояния населения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: — в области методологии:, доказательство необходимости совершенствования финансовой инфраструктуры в связи с её возрастающей экономической и социальной ролью, усилением влияния на национальную экономику, обусловленных укреплением рыночных отношений и повышением эффективности деятельности финансовых институтовмодель финансовой инфраструктуры, поэлементная характеристика которой представляет собой институты, обеспечивающие с помощью разнообразных финансовых инструментов, методов и форм движение финансовых потоков, создаваемых государством, фирмами и домохо-зяйствами;

— в области методики: методика анализа финансовой инфраструктуры на основе группировок финансовых институтов по различным критериям (подсистемам, секторам, выполняемым функциям) с расчетом показателей дифференциации их состояния (коэффициент диспропорции, представляющий собой отношение максимальных и минимальных значений, доля региональных финансовых услуг в национальном объеме) — методика распределения добавленной стоимости национальной финансовой инфраструктуры по регионам пропорционально ВРП и ФКПДХ конкретной территории. Сделанные по ней расчеты позволяют оценивать динамику и направления развития региональной финансовой инфраструктурыt.

— в области практики: особенности современного состояния российской финансовой инфраструктуры, препятствующие стабильному экономическому развитию, которые состоят в её региональных, секторных диспропорциях, определяются действующим механизмом её функционирования, основанном на финансовых потоках крупного бизнеса и государства-" «' «• рекомендации по совершенствованию финансовой инфраструктуры, расширяющие использование косвенных инструментов государственного регулирования и направленных на активизацию конкуренции, обеспечение условий удовлетворения финансовых потребностей, повышение роли и качества информационного пространства деятельности финансовых институтов.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертационной работы доведены до методических и практических рекомендаций, которые используются в деятельности государственных, субфедеральных и местных органов управления при разработке и совершенствовании стратегии социально — экономического развития территорий, а также финансовыми институтами для принятия решений, способствующих повышению эффективности их функционирования.

Разработанная научно — методическая база дает возможность субъектам хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики создавать эффективные методики по организации и управлению финансовой инфраструктурой. В частности, полученные в ходе исследования выводы и рекомендации, а также ряд авторских положений, могут быть использованы для:

— уточнения представлений о содержании, принципах формирования и механизме совершенствования финансовой инфраструктуры в условиях транс" формации отечественной экономики, а также для проведения её мониторинга и выработки направлений дальнейшего развития;

— разработки финансовыми институтами направлений диверсификации своей деятельности и расширения клиентской сети для усиления конкурентных преимуществ институциональной среды и, как следствие, повышение рентабельности финансово — хозяйственной деятельности;

— совершенствования подходов к разработке законодательной базы финансовой инфраструктуры на федеральном, субфедеральном и местном уровнях,.

— обеспечивающих устранение-несогласованности в принимаемых законода-' тельных актах;

— формирования и обновления программ при переподготовке и повышении квалификации государственных служащих, специалистов, работающих в области управления финансами, расширяющих возможности их влияния на комплексное социально — экономическое развитие территорий за счет освоения методики анализа-функционирования финансовой инфраструктуры как единого целого.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования и разработки автора докладывались на научно-практических, региональных, межрегиональных, всесоюзных, международных конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции «Конституция РФ и социально-правовые условия становления местного самоуправления» (Волгоград, 1997) — Международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития региона» (Ростов-н/Д, 2001) — Международной научной конференции «Информация и коммуникация в экономике, менеджменте и маркетинге» (Санкт-Петербург, 2003) — Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы банковской системы и перспективы развития экономических отношений» (Уфа, 2003) — Научно — практической конференции «Качество экономического роста: научные разработки и российская практика» (Москва, 2004) и других (всего более 10 конференций), а также проблемных семинарах и круглых столах, проводимых Администрацией г. Волгограда и Волгоградской области в 1995;2003г.г., международном периодически действующем научно-практическом семинаре, проводимом Волгоградской академией государственной службы совместно с муниципальной службой Эльзаса (Франция) в рамках НИР по теме «Регион как объект комплексных научных исследований».

Теоретические выводы, методические и практические рекомендации I нашли применение в аналитической и экспертной работе, а также использовались в учебно — педагогической деятельности при освещении социально —экономических проблем-назанятияхсо слушателями^ Волгоградской академии государственной службы, студентами Волгоградских филиалов Международного славянского института, Московского университета потребительской кооперации.

Практические рекомендации даны в рамках семинаров по повышению квалификации государственных служащих, в том числе при реализации гранта фонда Евразия (за счет средств, предоставленных Агентством по МеждуI народному Развитию (AID)). Предложения автора по совершенствованию финансовой инфраструктуры региона использованы в практической деятельности Администрации Волгоградской области, Администрации г. Волгограда, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.

Публикация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в 60 опубликованных работах, в том числе трех авторских и четырех коллективных монографиях, статьях, учебно-методических пособиях и т. д., общим объемом более 73 п.л.

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией исследования, целью, поставленными задачами, логикой исследования и раскрываются во введении, четырех главах, содержащих четырнадцать параграфов, заключении, списке использованных источников и литературы, приложении. Наглядность изложения материалов диссертационного исследования обеспечивается таблицами, диаграммами и графиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования были получены следующие результаты, позволившие разработать концептуальные аспекты функционирования финансовой инфраструктуры как системы и определить направления её развития в современной России для повышения позитивного воздействия на экономику страны:

1. финансовая инфраструктура является экономической категорией и представляет собой теоретическое отражение совокупности процессов, обслуживающих воспроизводство социальной и экономической сфер национального хозяйства посредством создания общих условий движения фонда финансовых ресурсов, образующегося в виде финансовых потоков в результате экономической деятельности государства, фирм, домохозяйств. Как часть рыночной инфраструктуры она создает общие условия воспроизводства фонда финансовых ресурсов и выполняет инфраструктурные функции, как часть финансово — кредитной системы — обеспечивает движение финансовых потоков, реализуя. функции последней;

2. финансовая инфраструктура сама является системой, имеющей внутреннюю структуру, определяемую многоуровневыми взаимосвязями. Её внутренняя организация может быть представлена секторной моделью, в основе которой лежат степень самостоятельности хозяйствующих субъектов в формировании финансового потока и характер их финансовых потребностей. На основе этих критериев выделяются негосударственная и государственная подсистемы, включающие в себя такие сектора как платежный, инвестиционный, страховой, учетный, организационный, регулирующий, налогово — казначейский, информационный, контролирующий. В настоящее время системность организационного оформления финансовой инфраструктуры во многих странах мира начала повышаться за счет создания мегарегуляторов коммерческих финансовых институтов;

3. целостность и эффективность внутренней организации формирования и функционирования финансовой инфраструктуры определяется рыночными принципами общественного воспроизводства и системными, свойственными финансовой инфраструктуре как обособленной части экономики. В свою очередь, системные принципы подразделяются на общие, относящиеся ко всем её секторам и подсистемам, и особенные, связанные с некоторыми из них. К общим относятся принципы объективности формируемой информации, всеобщности и равнодоступности. Особенные принципы формирования финансовой инфраструктуры определяются спецификой финансовых потоков. Для секторов негосударственной подсистемы ими являются:

— для платежного сектора — принципы подвижности и финансовой устойчивости;

— для инвестиционного сектора — принципы доходности, надежности и ликвидности используемых финансовых инструментов;

— для страхового, организационного, учетного и, помимо указанных выше принципов, для инвестиционного, — принципы финансовой устойчивости и многообразия.

Работа государственной подсистемы финансовой инфраструктуры строится на таких особенных принципах, как:

— принципы налогообложения;

— принципы функционирования бюджетной системы;

— принцип целесообразности, то есть соответствия государственного регулирования экономики цели построения социально ориентированного рыночного хозяйства;

4. становление финансовой инфраструктуры осуществляется при наличии следующих условий: наличия потенциальных финансовых потребностейпревращения потенциальных финансовых потребностей в фактическиесуществования возможностей удовлетворения фактических финансовых потребностей за счет создания эффекта от масштаба финансовой деятельности (платежеспособного спроса на финансовые услуги) — получения эффекта от реализации долгосрочной стратегии развития каждой конкретной организации финансовой инфраструктуры.

Наличие указанных условий формирует финансовую инфраструктуру страны в целом, то есть национальную финансовую инфраструктуру, представляющую собой теоретическое отражение совокупности процессов, обслуживающих воспроизводство социальной и экономической сфер посредством создания общих условий движения фонда финансовых ресурсов, образующегося в виде финансовых потоков как результат экономической деятельности государства, фирм, домохозяйств, в стране в целом и на отдельных территориях;

5. национальная финансовая инфраструктура состоит из законодательн установленных и промежуточных форм функционирования. Под последними нами понимаются те институты, которые обеспечивают рост объемов финансовых потоков частного сектора и домохозяйств. Они возникают в результате ослабления регулирующей роли государства и законодательно не определе ны. Существующая методика СНС не позволяет получить точную количественную оценку финансовой инфраструктуры на национальном уровне. С некоторой погрешностью, определение которой выходит за рамки настоящего исследования, в зависимости от используемой классификации хозяйствующих субъектов, объем добавленной стоимости, созданный финансовой инфраструктурой, равен сумме продукта:

— финансовых корпораций и той части государственных учреждений, которые связаны с финансовыми аспектами государственных функций;

— КИУФП, отраслей «Финансы, кредит, страхование», рыночные и нерыночные услуги «Управления», в части, связанной с деятельностью институтов негосударственной подсистемы и движением бюджетных средств;

6. в связи с тем, что движение финансовых потоков начинается передачей средств от фирм, домохозяйств или государства институтам финансовой инфраструктуры, а окончание — с передачей средств от институтов финансовой инфраструктуры к-фирмам, домохозяйствам или государству, на региональном уровне обосабливается региональная финансовая инфраструктура.

Под ней понимается совокупность финансовых институтов, представляющих часть национальной финансовой инфраструктуры и обслуживающих начало или окончание финансового потока фирм, домохозяйств, государства, которые расположены в рамках конкретного региона независимо от места нахождения полученного в результате этого чистого финансового потока. Дифференциация региональной финансовой инфраструктуры обусловлена мезои микроэкономическими факторами, обусловливающими особенности^ проявления условий формирования национальной финансовой инфраструктуры. К мезоэкономическим факторам относят различия в финансово-хозяйственной деятельности находящихся на данной территории фирм и домохозяйств, которые в целом обусловливают разные структуру и объем общественного производства. К микроэкономическим — различия оценок эффекта от масштаба финансовой деятельности для реализации долгосрочной стратегии развития институтов финансовой инфраструктуры;

7. для удовлетворения финансовых потребностей региональная негосударственная подсистема финансовой инфраструктуры должна состоять, как минимум, из трех секторов: платежного, информационного и инвестиционного, а последний — включать в себя коммерческий банк, предоставляющий инвестиционные услуги, страховую организацию, негосударственный пенсионный фонд. Для создания единых каналов государственного регулирования экономики региональная государственная подсистема финансовой инфраструктуры должна воспроизводить все сектора, существующие на федеральном уровне — регулирующий, налогово — казначейский, контрольный. Количественно региональная финансовая инфраструктура определяется как часть национальной, распределенная пропорционально территориальным объемам производства и потребления;

8. механизм развития финансовой инфраструктуры представляет собой процесс взаимодействия и реализации финансовых потребностей государства, фирм и домохозяйств, опосредствованный функционированием финансоь вых институтов^ и их регулированием со стороны государства. Он объектавен, так как в основе этого взаимодействия лежат объективные законы развития общества. Так как формы их реализации трансформируются государственным регулированием финансовой инфраструктуры, то одновременно он представляет собой целенаправленную организацию движения финансовых потоков фирм, домохозяйств, государственных органов управления путем определения правил этого движения. В основе действия механизма развития финансовой инфраструктуры лежат экономические интересы, на базе которых складываются экономические отношения — конкурентные, консенсусные и неконкурентные (союзнические), с преобладанием первых из них. Они обусловливают противоречия развития финансовой инфраструктуры. Основное для негосударственной подсистемы заключается в том, что её институты для выполнения своей функциональной роли должны одновременно быть финансово устойчивыми и равномерно многообразными. Для государственV ной подсистемы финансовой инфраструктуры основное противоречие заключается в обеспечении движения бюджетных финансовых потоков с минимальными финансовыми затратами как для государства, так и для частных фирм и домохозяйств;

9. для того, чтобы обеспечить реализацию функциональной роли. финансовой инфраструктуры, целенаправленное воздействие на неё государства как инструмент и объект регулирования должно строиться на основе внутригосударственной эффективности с учетом указанных выше противоречий. В качестве инструмента государственного регулирования экономики в настояV щее время используется только часть финансовой инфраструктуры — банкову ский сектор и государственные финансы. Остальные финансовые институты негосударственной подсистемы (страховые, биржевые, фондовые) рассматриваются как объекты государственного воздействия, наряду с другими отраслями. Это снижает эффективность проведения финансовой политики, так как за счет особенностей движения финансовых потоков финансовые институты могут этому как способствовать, так и противоречить;

10. на национальном уровне особенностью российской негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры является преобладающая роль во всех её секторах коммерческих банков. Это обусловливает существование секторных и ресурсных диспропорций развития российской финансовой инфраструктуры как системы. Взаимодействие институтов негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры основано на крупных финансовых потоках, создаваемых предприятиями реального сектора экономики и государством.

Региональную специфику секторов негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры составляют диспропорциональность её развития и отсутствие на значительной части территорий минимально необходимого для удовлетворения финансовых потребностей набора финансовых институтов. Межрегиональная деформация финансовой инфраструктуры дополняется внутрирегиональной, выражающейся в том, что финансовые институты сконцентрированы преимущественно в областных центрах.

Особенности негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры на национальном и региональном уровнях не обеспечивают реализацию принципов её формирования, что не позволяет в полной мере удовлетворять финансовые потребности частных фирм и домохозяйств;

11. особенность государственной подсистемы финансовой инфраструктуры в настоящее время состоит в использовании двух алгоритмов взаимодействия составляющих её институтов: обслуживающих бюджетный процесс и регулирующих финансовые институты негосударственной подсистемы. Институты, обслуживающие бюджетный процесс, на национальном и региональном уровнях развиваются обособлено. Регуляторы негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры в качестве самостоятельных институтов существуют только на национальном уровне. В рамках обслуживания идентичных финансовых потоков более тесные взаимосвязи устанавливаются между финансовыми институтами на одном уровне государственного управления по сравнению с находящимися на разных. Общим моментом развития финансовой инфраструктуры является усиление взаимодействия между институтами государственной и негосударственной подсистем через образование саморегулируемых организаций.

Как и для негосударственной подсистемы финансовой инфраструктуры, принципы формирования государственной реализуются не в полной мере, а на её развитие особое влияние оказывает крупный бизнес. Особенностями воздействие государственной подсистемы финансовой инфраструктуры на негосударственную являются отсутствие условий внутригосударственной эффективности, предпочтение финансовой устойчивости развитию конкуренции, стимулирование банковской сферы и олигополии;

12. воздействие финансовой инфраструктуры на ускорение ВВП осуществляется на основе:

— синергетического эффекта, получаемого от обеспечения нормальных условий общественного воспроизводства экономических и социальных сфер за счет движения фонда финансовых ресурсов, создаваемого государством, фирмами и домохозяйствами. Один процент прироста добавленной стоимости, созданного финансовыми институтами в 2002 году позволил получить более 3 216 263,2 млн руб. ВВП страны;

— общехозяйственного воздействия ВВП, обеспечиваемого при ведении любых видов хозяйственной деятельности: создание новых рабочих мест, выплата заработной платы, уплата налогов, хотя у финансовых институтов эти показатели больше, чем в других отраслях;

— специфического воздействия, связанного с особой функциональной ролью секторов финансовой инфраструктуры: скоростью прохождения платежей, аккумуляцией сбережений, инвестированием (кредитованием, финансовыми вложениями), возмещением (снижением) убытков, обеспечением прав собственности, организацией процедуры заключения сделок, финансовым обеспечением функционирования экономики, созданием информационного пространства движения финансовых потоков. Исследование этих специфических факторов воздействия финансовой инфраструктуры на ускорение ВВП показало, что в настоящее время они не обеспечивают социально — экономическое развитие страны;

13. по сравнению со странами развитой рыночной экономики в России меньше доля активов финансовых институтов в ВВП, численность занятых, обеспеченность населения финансовыми институтами, удельный вес охваченных финансовыми услугами домохозяйств, объем и виды предоставляемых услуг. В тоже время анализ принятых Правительством РФ мер совершенствования финансовой инфраструктуры показал, что их реализация не обеспечит необходимых преобразований. Для того, чтобы развитие финансовой инфраструктуры соответствовало рыночной экономике, необходимо её реформирование по следующим направлениям:

— формирование конкурентной среды функционирования финансовых институтов для обеспечения наиболее благоприятных условий удовлетворения финансовых потребностей и тем самым стимулирования использования факторов воздействия финансовой инфраструктуры на рост производства и потребления;

— повышение многообразия и равномерности предоставляемых финансовых услуг для формирования условий удовлетворения финансовых потребностей частных фирм и домохозяйств как экономических агентов-. к.

— обеспечение инвесторов информацией для принятия решений и актиу визации на этой основе инвестиционного процесса.

Эти направления целесообразно развивать косвенными методами государственного регулирования, так как это обеспечит сокращение бюджетных расходов за счет снижения затрат по контролю за внедрением законодательных норм.

Для совершенствования финансовой инфраструктуры были предложены методы и инструменты государственного регулирования, внедрение которых позволит реализовать указанные выше направления её развития, повысит системность функционирования и благотворно скажется на ускорении социально — экономического развития России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Принят Государственной думой 15 января 2001 года. М.: НОРМА — ИНФРА * М, 2001.-160 с.
  2. Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам. Постановление Правительства РФ от 9.04.2004 г. № 206 // Правовая система ГАРАНТ Электронный ресурс.
  3. Вопросы федеральной службы страхового надзора. Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 // Правовая система ГАРАНТ Электронный ресурс.
  4. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 3.02.1996 г. № 17 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492, 1998. № 31. Ст. 3829, 1999. № 28. Ст. 3459, 1999. № 28. Ст. 3469, 1999. № 28. Ст. 3470,2001. № 26. Ст. 2586.
  5. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Федеральный закон № 117-ФЗ от 23.06.99 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11. Ст. 2834.
  6. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг Федеральный закон от 5.03.1999 г. № 46-ФЗ // Финансовая газета. 1999. № 12. С. 1,4−5.
  7. О кредитных потребительских кооперативах граждан. Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 117 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33.4.1. Ст. 3420.
  8. О негосударственных пенсионных фондах. Федеральный закон от 7.05.1998 г. № 75-ФЗ //'Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 19. Ст. 2071, 2003. № 2.'Ст.166.
  9. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918, 1998. № 48. Ст. 5857, 1999. № 28. Ст. 3472.
  10. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1, 1996. № 25. Ст. 2956, 1999. № 22. Ст. 2672.
  11. Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением. Постановление Правительства РФ от 23.12.1999 г. № 1432 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 52, Ст. 6418.
  12. Правила размещения страховщиками страховых резервов. Утверждены приказом Министерства финайсов Российской Федерации от 22.02.1999 г. № 16н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 16. С. 3 8. у
  13. Программа социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 годы) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 34. Ст. 8329 — 8387.
  14. Сокращение различий в социально-экономическом развитии Российской
  15. Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года). Федеральная целевая программа //у
  16. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 36. Ст. 4234.1. Монографии
  17. С.Б., Руденский П. О. Российский рынок страхования: конкуренция и эффективность. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. — 48 с.
  18. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1992.-494 с.
  19. В.П., Рыкова И. П. Влияние банковской системы на институциональные преобразования фондового рынка. Ставрополь: Изд. Ставроп. Гос. Ун-та, 2003.- 163 с.
  20. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: ДЕЛО Лтд, 1994. -720 с.
  21. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2004. — 1376с.
  22. Дж., Таллок Г. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы: Пер. с англ. М.: Таурус Альфа, 1997. — 556 с.
  23. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 540с.
  24. Бюджетная система Российской Федерации: Уч. для вузов / А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина. М.: Дашков и Ко, 2003. — 750с.
  25. Т. Теория праздного класса: пер. с англ. / Общ. ред. В. В. Мотылева. М.: Изд — во Прогресс, 1984. — 368с.
  26. А.А. Валовой внутренний продукт в системе национальных счетов. М.: РАГС, 1995. — 240с.
  27. В.Ф. Формирование перспективной организационной структуры банковской системы России. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 43с.
  28. Всемирная история экономической мысли. Т.5. М.: Мысль, 1994. — 558с.
  29. Всемирная история: Учебник / Под ред. Поляк Г. Б., Маркова А. Н. М.: ЮНИТИ, 2003.-496с.
  30. М.В., Санин И. И. Социально-экономическое положение регионов России: (Оценка соврем. состояния, проблемы, перспективы). М.: Сатурн-С, 2001.- 151 с.
  31. А.А., Кротов В. Ю., Мартыщенко Л. А. Финансовая устойчивость социально экономической системы. — СПб.: Изд-во МФИН, 2000. — 107 с.
  32. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Изд-е 2е, перераб. и доп. Общ. ред. В. И. Кушлина. М.: Изд — во РАГС, 2002. — 832 с.
  33. Государственые и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. И. Д. Мацкуляка. М.: Изд — во РАГС, 2003. — 680 с.
  34. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Ин-т мир. эк-ки и междунар. отн., 2000. — 224 с.
  35. М.Я. Федеральные округа российской федерации: анализ и перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2002. — 357 с.
  36. В.К. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен, 2002. — 383 с.
  37. В.К. Сбережения населения инвестиционный ресурс России. -М.: Изд-во РАГС, 2000. — 171с.
  38. Дёриг Х.-У. Универсальный банк банк будущего: Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. — М.: Международные отношения, 1999. — 383с.
  39. В.Н. Финансовая система России: эффективность и устойчивость коммерческих банков. М.: Экономика, 1999. — 263 с.
  40. В.Н. Финансовые потоки в российской экономике. М.: Экономика, 2000.- 179с.
  41. А., Казакова Е., Усачева М. Организация рынка жилья. -М.: Ассоциация «Гуманитаных знаний», 1993. -119с.
  42. А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  43. С.Е. Стратегическое взаимодействие участников финансово -промышленных групп. М.: ИНИОН РАН, 2003. — 188 с.
  44. О.В. Виртуальная саморазвивающаяся региональная информационно познавательная среда. — Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун — та, 2001.-24 с.
  45. Д. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост.: А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — 543 с.
  46. В.А. Сельская кредитная кооперация: теория, опыт, проблемы. -Оренбург: ООО МП Электа, 2003. 111 с.
  47. Классика экономической мысли: Сочинения Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 896 с. (Серия «Антология мысли»).
  48. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.1. К теории экономической динамики / Р. Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Ч. I II / Э. Хансен.
  49. Предисл., сост.: А. Г. Худокормов. М.: ОАО «Изд — во Экономика», 1997. — 416 с. (Экон. наследие).
  50. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 237с.
  51. М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. СПб.: Михайлов, 2000. — 346с.
  52. Конкуренция на рынках небанковских финансовых услуг /Авдашева С.Б., Данилов Ю. А. и др. М.: ТЕИС, 2002. — 351 с.
  53. А.Г., Павлов И. П., Павлов Ю. И., Паскачев А. Б. Денежно -кредитные и налоговые факторы устойчивого развития росийской экономики / Монография. Чебоксары, 2003. — 364 с.
  54. A.M. Проблемы социально экономического развития территориальных систем. — М.: Каталог, 2001. — 222 с.
  55. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.:Республика, 1992. — 400с.
  56. Т.А. Финансовый рынок России и его инфраструктура АКемер. гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 159 с.
  57. А. Принципы экономической науки. Т. 1. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 416 с. («Экономическая мысль Запада». Для научных библиотек).
  58. И.Д. Экономика: научные очерки. М.: Изд — во РАГС&bdquo-2003. -407 с.
  59. В.Д. Развитие кредитных учреждений в России. М.: ДеКА, 1996.-254с.
  60. Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз, политика развития. М.%- Альпина Паблишер, 2002. 622 с."
  61. Д.М. Мировой финансовый рынок: Тенденции развития и инструменты / Финансовая академия при правительстве РФ. М.: Экзамен, 2000. — 767с.
  62. Н. Макроэкономический анализ на базе региональных счетов. — Владивосток: Дальнаука, 1998. 201с.
  63. Н.В. Рыночные аспекты современной инфраструктуры: (теория, методология, опыт). Н. Новгород: Гладкова, 2002. — 394 с.
  64. Особенности формирования рынка ценных бумаг в России / Под ред. Коршунова Н. М. М: Экономика, 2002. — 266с.
  65. A.M. Инвестиционные ресурсы фондового рынка. М.: акционер, 2001. — 223 с.
  66. В.М. Кредитная кооперация: теория и практика: Научное издание. М.: ФГНУ Росинформагротех, 2002.- 252 с.
  67. А. Очерки политической экономии капитализма. В 2-х томах. Т.2.- М.: Изд. Прогресс, 1976. 884 с.
  68. Н.Е. Реформирование финансовой системы в рыночных условиях. /Науч. ред. И. Д. Мацкуляк. М.: ИнДел, 1998. — 125с.
  69. А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственное регулирование. М.: Едиториал УРСС, 2003.-207 с.
  70. Г. Б. Териториальные финансы. М.: Б.и., 2003. — 478с.
  71. Е.В. Финансы общественого сектора России. М.: ЗАО Изд-во Эконрмика, 2001. — 191 с.
  72. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. М.: Изд-во ЗАО «ММВБ», 1999.-172с... — .
  73. Расчеты и долги предприятий. — М.: Концерн «Банковский деловой центр», 1997. 157с.
  74. Российская национальная модель кредитной кооперации. Концепция / Под общ.ред.Г. М. Седовой. СПб.: Изд-во Буковского, 2002. — 77с.
  75. Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора в России / Всемир. Банк. — М.: Весь мир, 2002. 243 с.
  76. Н.Б., Семенкова Е. В. Рынок копоратнвного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. М.: Финансы и статтистика, 2000. — 455 с.
  77. М.Н. Социальные противоречия современного российского общества М.: Ин-т социал.-полит.исслед.РАН, 2001. — 53 с.
  78. Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения / Рост.гос.экон.акад. Финансовый институт. Ростов Н/Д, 1999. — 301с.
  79. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. ГЛ.Килермана. М/. Республика, 1993. — 524 с.
  80. А.Ф., Смирнова Е. Е. Институты рынка. М.: БЕК, 1998. — 287с.
  81. С.П. Казначейское исполнение региональных и местных бюджетов (проблемы и решения). Волгоград: Изд-во Волгоград. Гос. Ун — та, 2002. -310 с.
  82. Система национальных счетов инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.: Госкомстат России, 1996. — 320с. >
  83. Система национальных счетов, 1993 / Комиссия Европейских сообществ -Евростат и др. Брюссель и др.- Всемир. Банк, 1998. — 724 с.
  84. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэгиз, 1962. — 684 с.
  85. Теория фирмы. // Сост. и общ. ред. В. М. Гальперин. СПб-: Экон.шк., 1995. — 534 с. (Вехи экон. мысли- Вып. 2).
  86. Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.-932 с.
  87. Г. Т. Устойчивость банковской системы и методология её оценки. М.: Экономика, 2003. — 394 с.
  88. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ.ред.А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002 — 1168 с.
  89. Финансы в системе факторов экономического роста. -М.: Изд-во РАГС, 1998.- 170с.
  90. Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов A.M., Мацкуляк И. Д., Пеньков Б. Е. М.: Изд — во РАГС, 2002. — 546 с.
  91. И. Покупательная сила денег. М., Фин. изд — во НКФ СССР 1925.-400 с.
  92. Юб.Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест соврем.институцион.экон.теории / пер. с англ. Каждана М. Я. М.: Дело, 2003. — 464 с. (Современная институционально-экономическая теория).
  93. Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости): Пер. с англ. / Под ред.Ю. Я. Ольсевича. М.: Экономика, 1996.-351 с.
  94. М.А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. Ростов н/Д: Изд — во Рост, ун — та, 1995. — 143 с.
  95. В.М. Формирование российского сегмента глобальных финансов / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. -366с.
  96. Ю.Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. — М.: ИН-ФРА-М, 1997.- 1024 с.
  97. А.Е. Состояние и перспективы развтия российского фондового рынка. М.: РАГС, 1999. — 65с.
  98. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Общ.ред.: Кушлин В. И., д.э.н., проф., член.-кор. РАН Чичканов В. П. М.: Изд-во РАГС, 2004. -744 с.
  99. М.И. Финансы регионов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 239с.
  100. Справочные и статистические материалы
  101. Банк МЕНАТЕП СПб. Годовой отчет 2002. СПб: Б.и. — 92с.
  102. Банковский сектор. Объединения и слияния в банковской сфере с посткризисный период. Отчет отделения макроэкономики и моделирования региональных систем ЦЭМИ РАН. М.: Б.и., 2002. — 35с.
  103. Всероссийский союз страховщиков сделал свой выбор // Финансы. 2004. № 1.С. 58−59.
  104. А. Рынок доверительного управления вырос в 2,5 раза // Известия. 2003. 9 декабря.
  105. Е. Неизвестная компания познакомится с вашим пенсионными деньгами // Известия. 23 003. 25 декабря.
  106. Информационный бюллетень. (Волгоград: ГУ Банка России по Волгоградской области). 2003. № 1 (4). 60 с.
  107. Как зарабатывать на инвестициях в России? // Интер. 2003. № 40.
  108. А. Тем, кто не может, придется уйти // Известия. 2004. 14 января.
  109. Д.В. Лизинг в инвестиционном процессе развития регионов Северо Запада России // Лизинг — курьер. 2001. № 13. С. 18−20.
  110. Л.Н. Рейтинг управляющих компаний России // Аудитор. 2004. № 2. С. 10−18.
  111. Л.Н. Российский аудит 2003 // Аудитор. 2004. № 5. С. 13 -23.
  112. Кредит доверия. Общества взаимоного кредитования вместо банковских пирамид//Малое предприятие. 1999. № 7. С. 14.
  113. Е., Сидюк Л., Барбина О., Колесникова Н. Лизинг в регионах // Лизинг-курьер. 2001. № 6. С. 23 30.
  114. Методологические положения по статистике: Вып. 1 / Госкомстат России. М., 1996. — 250с.
  115. Методологические рекомендации по расчету валового регионального продукта в текущих и сопоставимых ценах. Российское статистическое агентство, электронная почта. 06.12.1999 г. АС-1−23/4673. k
  116. Национальные счета России в 1995—2002 годах. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2003. — 157с.
  117. О направлениях развития российского финансового рынка // Мироваяtэкономика и международные отношения. 2004. № 3. С. 3 10.
  118. Основные финансовые показатели деятельности российских банков на 1 сентября 2003 года//Известия. 2003. 28 октября. У
  119. Победа больших // Эксперт Урал. 2003. № 47. С. 1 — 5.
  120. Поглощения и слияния // Известия. 2003. 15 октября.
  121. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2003. — 863с.
  122. Рейтинг надежности инвестиционных компаний России (по итогам II квартала 2002 года) // Известия. 2002. 4 декабря.
  123. Рейтинг сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов // Сельский кредит. 2003. № 7. С. 11−13.
  124. Рейтинг управляющих компаний по итогам 2003 года // Известия. 2004. 22 апреля.
  125. Российская эконойика в 2002 году. Тенденции и перспективы (выпуск24. Институт экономики переходного периода. — М.: февраль 2003 г. — 648 с.
  126. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2003. — 690с.
  127. Россия в цифрах. 2003. Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.-398с.
  128. Составлен первый рейтинг компаний, управляющих пенсионными деньгами // Известия. 2003. 27 ноября.
  129. Труд и занятость в России. 2003. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.-638с.
  130. Финансовая хроника // Финансы. 2004. № 3. С. 79.
  131. Научные статьи в сборниках и материалы научных дискуссий
  132. Агапцов С. А. Эффективность государственного финансового контроля: проблемы и задачи // Концепция ГФК в РФ: материалы научно практической конференции «Единая концепция ГФК в РФ». — М.: Финансовый контроль, 2002. — С.23 — 29.
  133. Актуальные проблемы банковской системы и перспективы развития экономических отношений: Труды Международной научно практичесой конференции (9 — 10 декабря 2003 года). — Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 532 с.
  134. Банки и их роль в развитии регионов. Выступления В. П. Горегляда, А. В. Мурычева, О. В. Вьюгина и др. // Банковское дело. 2003. № 3. С. 2 14.
  135. С. Россия на пути антиустойчивого развития // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 43 54.
  136. С. О политике государства в развитии банковской системы России // Банковское дело. 2003. № 4. С. 38 42.
  137. Ю., Шовиков С., Хаиров Р. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ-// Банковское дело. 2004. № 5. С.
  138. Р. О «либеральной модернизации» и перспективах росийской экономики // Российский экономический журнал. 2004. № 3. С. 3 11. t
  139. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи // Вопросы экономики. 2003. № 12. С. 4 22.
  140. С.Ю. Формирование региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры. // Государство и инвестиции: актуальные проблемы макроэкономической политики. М.: Ин-т экономики РАН, 1998. — С.49 — 60.
  141. Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист. 2004. № 1. С. 61 67.
  142. С. Условие перехода к быстрому и устойчивому росту — демонтаж системы олигархического капитализма // Российский экономический журнал. 2004. № 1. С. 3 8.
  143. В.Д. О некоторых аспектах регулирования конкурентных отношений на рынке банковских услуг // Банковское дело. 2003. № 10.'С. 25 -28.
  144. Д.А. Ещё раз к вопросу о конкуренции на рынке банковских услуг // Банковское дело. 2003. № 6. С. 12−14.
  145. А. О праве собственности на внешние эффекты // Вопросы экономики. 2004. № 1.С. 141 -146. • • ----- • ¦
  146. Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации: (Материалы к дискуссии). М.: ФКЦБ России, 2000. — 80с.
  147. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного Совета РФ подруководством В. И. Ишаева. // Российский экономичский журнал. 2001. № 1. С.3−37.
  148. А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 140 148.
  149. Научные статьи в периодической печати
  150. XV съезд Ассоциации российских банков // Банковское дело. 2004. № 5. С. 34−37.
  151. С., Руденский П. Страхование жизни как псевдострахование и его роль в развитии российского страхового рынка // Вопросы экономики. 2002. № 10. С.82−96.. ' '
  152. С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 18−32.
  153. С., Яковлев А. Влияние асиметрии информации на структуру российского рынка сбережений домохозяйств // Вопросы экономики. 1998. № 12. С.32−45.
  154. С.Б., Руденский П. О. Эффект масштаба в деятельности страховых компаний // Финансы. 2002. № 3. С.49−51.
  155. Н. Склонность населения России к сбережению: тенденции1990-х годов // Вопросы экономики. 2001. № 5. С.80−96.
  156. Андреева JL, Архипов А. Интеграция российского страхового рынка в мировую экономику: проблемы и перспективы // Экономист. 2002. № 6. С.47−54.
  157. Л.Ю. Конкурентосопособность участников страховых рынков юга России // Финансы. 2003. № 10. С. 52 54.
  158. К.Л. Реформирование пенсионной системы РФ// Финансы икредит. 2002. № 24. С.47−52.
  159. О.Н. Проблемы банковского кредитования реального сектора экономики // Банковское дело. 2004. № 4. С. 34 37.
  160. С.В., Ковалева Т. Н. Сущность финансов: новые реалии // Финансы и кредит. 2004. № 5. С. 2 8.
  161. Без квалифицированного финансового контроля не может быть эффективной государственной власти (интервью с руководителем депортамента государственного финансового контроля Минфина РФ А.А.Ахполовым) // Финансы. 2003. № 9. С. 3 7.
  162. М.А., Кучинский К. А., Пастухов Е. С. Типология регионов России по уровню развития банковской деятельности // Банковское дело. 2003. № И. С. 33−42- № 12. С. 17−21.
  163. П., Лансков П. Специализированные депозитарии накануне рывка // Рынок ценных бумаг. 2003. № 10. С.30−32.
  164. М.П. О необходимости дальнейшего реформирования расчетов в России // Финансы. 2003. № 7. С. 13−16.
  165. О. «Олигархизм» специфический феномен постсоветской трансформации российской экономики // Российский экономический журнал. 2004. № 2. С. 3−9.
  166. Ю., Шовиков С., Хаиров Р. Конкуренция на рынке банковских услуг // Банковское дело. 2004. № 1. С. 9 14.
  167. Д.В. Объединения страховщиков и их финансы // Финансы и кредит. 2003. № 5. С.42−45. '
  168. В.В. Государственные финансовые потоки в условиях рыночой экономики // Финансы и кредит. 2004. № 6. С. 5 11.
  169. Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С.104−113.
  170. Ш. М., Кириченко Е. Г. Региональные аспекты развития банковской системы и реального сектора экономики // Финансы и креди?. 2003. № 24. С. 2−8.У
  171. В. Финансовые консультанты: кто они? // Рынок ценных бумаг. 2003. № 12. С.46−48.
  172. В.В. Общемировые тенденции концентрации банковского капитала и их проявления в банковской системе России // Финансы и кредит.2003. № 21. С. 26−33.
  173. Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствование бюджетного процесса // Финансы. 2004. № 2. С. 3 -6.
  174. Ю.С., Хохленкова М. А. Независимость Банка России как7 Vгаранития стабильности финансово кредитной системы // Банковское дело.2004. № 4. С. 12−15.
  175. А.А. О необходимости поддержки кредитной кооперации в сельском хозяйстве// Финансы. 2002. № 1. С.16−18.
  176. В.А. Облигационные заимствования территорий: нужны ли оник// Финансы и кредит. 2003. № 6. С. 25 31.
  177. А., Морукова А. Формирование единой системы государственного финансового контроля // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 92−95.
  178. И.Ф. О конкуренции на российском рынке инвестиций //
  179. Финансы и кредит. 2003. № 4. С. 49 54
  180. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциаций экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. № 9. С. 4 -15.
  181. А.Г., Зайцева Ю. С. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления // Российский экономический журнал. 2002. № 10. С. 42−65- 2002. № 11−12. С.48−70- 2003. № 1. С.39−54-
  182. Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы Российской Федерации // Финансы. 2003. № 5. С. 3 11.
  183. Ю.А., Овсянников J1.H. Система государственного и финансового контроля и аудита в России // Бухгалтерский учет. 1999. № 3. С. 40 -50.
  184. Данилова Т. Н. Стратегия инвестирования институциональный подход
  185. Финансы и кредит. 2004. № 9. С. 2 8.
  186. С.В. Долгосрочное страхование жизни или негосударственноепенсионное обеспечение? // Финансы. 2004. № 3. С. 48 51.
  187. М. Эволюция пенсионной системы России в условиях экономического кризиса// Вопросы экономики. 1999. № 10. С.20−37.
  188. А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российскойэкономике // Вопросы экономики. 2002. № 4. С.78−96.*
  189. Е.Ф. Банкротство страховщиков: необходима детализация процедуры // Финансы. 2003. № 11. С. 49 53.
  190. В.М., Мартыненко П. Г. Инфраструктурные изменения рынка страховых услуг // Финансы и кредит. 2003. № 21. С. 54 58.
  191. В.М., Мартыненко П. Г. Степень интегрированное&trade- страхования и банков в России // Финансы и кредит. 2004. № 9. С. 47 53.
  192. Желтоносов В.М.^ Филатова В. В. Рынок сбережений: гарантирование вкладов граждан // Финансы и кредит. 2003. № 22. С. 7 11.
  193. В. О комплексном регулировании финансовых потоков. // Экономист. 2002. № 12. С.46−50.
  194. А.С. Инвестиционная активность в России в 2002 году'// ЭКО. 2003. № 8. С. 48−70.
  195. .И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления // Финансы. 2003. № 12. С. 3 10.
  196. Ю. Десятилетие системы национальных счетов в странах СНГ (итоги и проблемы) // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 128 139. «
  197. Ю. Применение международных стандартов в российской статистике // Вопросы экономики. 2001. № 3. С.69−81.21.Иванов Ю., Масакова И. Система национальных ссчетов в российской статистике // Вопросы экономики. 2000. № 2. С.121−134.
  198. О.Б. Механизмы реализации оценки качества управления территориальными финансами // Финансы и кредит. 2004.' № 3. С. 2 6.
  199. В.В. Назревающие конфликты благополучного общества // ЭКО. 2004. № 5. С. 2−14.
  200. П. Экономические интересы и их противоречия. // Экономист. 2002. № 3. С.28−39.
  201. Интернет-трейдинг: перспективы умеренно оптимистичные// Банковское дело. 2002. № 4. С. 3 8.
  202. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Анализ и перспективы развития // Рынок ценных бумаг. 2002. №. 11.С.60−62.
  203. С.В. Программа социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 годы) // ЭКО. 2003. № 12. С. 39−47.
  204. Ю. О мониторинге сберегательного процесса // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 100 110.
  205. Г., Петросян Д., Беченов А. Ещё раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 25 -42.
  206. В., Лузанов А. Особенности регионального развития банковской системы // Экономист. 2002. № 3. С.74−79.
  207. М.В. Четыре этапа развития банковской системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2004. № 7. С. 32 39. '
  208. З.Н., Коробейников Д. А. Проблемы и перспективы развития сельской кредитной кооперации // Сельский кредит. 2002. № 9. С. 17−21.
  209. Н.Б. Банки и инвестиционные компании на российском фондовом рынке // ЭКО. 2003. № 1. С. 80 95.
  210. А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы. 2002. № 10. С.8−14.
  211. А.Н. Особенности торговли российскими ценными бумагами через Интернет // Финансы. 2004. № 3. С. 27 30.
  212. В.А., Ц^мутали О.А. Рейтинг страхового потенциала регионов России: постановка проблемы. // Финансы. 2002. № 5. С.35−39."23Л^.Кудяков О. О развитии инфраструктуры. рынка, ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2004. № 4. С. 70 г 72.
  213. О., Шестакова М., Шеховцов А. Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996—1999 годы // Вопросы экономики-2000. № 10. С.49−73. ' «
  214. О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике // Банковское дело. 2003. № 7. С. 2 7.
  215. Н.К. К проблеме обязательного страхования в России: будет ли государство гарантом для страхователей? // Финансы и кредит. 2004. № 8.1. С. 57−71.
  216. Г. Г. Ещё раз о стратегии банковской реформы в России // Банковское дело. 2003. № 10. С, 22 24.
  217. В.Д. Стратегия развития банковского сектора: есть ли место средним и малым банкам? // Банковское дело. 2004. № 4. С. 8 11.
  218. Я. Институциональное и региональное измерения рынка // Рынок ценных бумаг. 2001. № 10. С. ЗЗ 38.
  219. М.В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы. 2003. № 6. С.27−32.
  220. С., Михайленко К. Terra Incognita: глобализация финансовых рынков // Вопросы экономики. 1999. № 6. С. 123−135.
  221. Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист. 2002. № 9. С.24−28.
  222. Г. Освежим наши познания макроэкономики // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 8. С.34−38.
  223. В. Влияние российского антимонопольного законодательствауна экономическое развитие // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 33 48.
  224. А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. 2003. № 11. С. 88 98.
  225. М.Г. Процесс глобализации и основные тенденции развитияфинансового рынка. // Финансы. 2002. № 2. С. 14−17.
  226. В. Близка ли к «завершению налоговая реформа? // Российский экономический журнал. 2004. № 3. С. 12−18.
  227. В. К оценке проектируемых поправок в налоговое и бюджетное законодательства: аспект правообеспечения межбюджетных отношёний // Российский экономический журнал. 2004. № 2. С. 10−14.
  228. В.М. Состояние и перспективы развития сельской кредитнойкооперации в России // Сельский кредит. 2002. № 7 8. С. 3 — 5.
  229. Ю. Финансовые потоки между основными секторами российской экономики в 1997 2002 годах // Вопросы экономики. 2003. *№ 6. С. 88−99.
  230. Е.С., Стахович JI.B. Условия эмиссии и организации рынка пенсионных/страховых ценных бумаг с учетом начала пенсионной реформы в России // Финансы и кредит. 2003. № 9. С.41−48.
  231. Е.С., Столярова А. А., Намсараева Е. М. Совершенствование налогового законодательства в целях развития негосударственного пенсионного обеспечения // Финансы и кредит. 2003. № 10. С. 55 58.
  232. И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. 1999. № 10. С. 17 20.
  233. А. О тенденциях интеграции учетной инфраструктуры рынка ценных бумаг стран ЕС // Рынок ценных бумаг. 2003. № 8. С.23−24.
  234. В.М. О системном подходе к организации финансового контроля в России // Финансы и кредит. 2003. № 3. С. 2 9.
  235. В.М. Современный этап бюджетной реформы: его особености и пути осуществления // Финансы и кредит. 2003. № 15. С. 2 г- 8.
  236. Р.Ю. Методы оценки бюджетной асимметрии и усиление государственного воздействия на её сокращение // Финансы. 2003. № 9. С. 16 -19.
  237. С.Н. Первые уроки аудита эффективности // ЭКО. 2004. № 4. С. 27−38.
  238. В. Ещё раз рб «удушении» регистраторов // Рынок ценных бумаг. 2002. № 8. С.78−79.260.~,.Сабитова Н. М. О. понятии финансового -потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. 2003. № 2. С.63−65.
  239. А.В. Анализ тенденций развития страхования жизни в России // Финансы и кредит. 2003. № 5. С. 45 51.
  240. Т.В. Программа оценки работы финансового сектора -инструмент оптимизации рисков // Банковское дело. 2003. № 4. С. 2 8.
  241. Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 26 43.
  242. Дж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики. 2000. № 12. С.56−85.
  243. А.И. Российский финансовый рынок: современное состояние и перспективы развития // Финансы. 2004. № 2. С. 11−14.
  244. Д. Трансформация сберегательных стратегий населения России // Вопросы экономики. 2001. № 5. С.97−111.
  245. Стрижкова JL, Златоверховникова Т. Качество жизни в российских регионах//Экономист. 2002. № 10. С. 67−76.
  246. И.В. Негосударственные пенсионные фонды образца 2004 года // ЭКО. 2003. № 12. С. 48 58.
  247. С. Межрегиональные различия: сравнительный анализ федеральных округов и «субокругов» // Российский экономический журнал. 2001. № 1. С.53−66.
  248. С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики // Российский экономический журнал. 2002. № 11−12. С.71−77.
  249. С. Какой Центральный депозитарий нужен России // Рынок ценных бумаг. 2002. № 20. С.55−56.
  250. Федеральный бюджет должен стать инструментом модернизации экономики (материалы расширенного заседания совместной коллегии Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ 19 марта 2004 года) // Финансы. 2004. № 4. С. 3 12.
  251. Г. Монетарная политика 2004: кредитование национальной экономики или наращивание валютных резервов? // Российский экономический журнал. 2003. № 9 -10. С. 3 — 9.
  252. О. Институциональные инвесторы на фондовом рынке // Вопросы экономики. 2003. № 8. С. 95 101.
  253. А.А., Лайков А. Ю. Проблемы развития страхового рынка // Финансы. 2003. № 7. С. 49 51.
  254. Л.А., Килячков А. А. Роль фондовой биржи в условиях глобализации мировой экономики // Финансы и кредит. 2003. № 22. С. 40 44.
  255. В.В. Инструменты коллективных инвестиций в России: перспективы развития // ЭКО. 2003. № 5. С. 97 107.
  256. Т.В. Сравнительный анализ главных компонент региональноймежрегиональной дифференциации денежных доходов населения // Финансы и кредит. 2003. № 1. С.50−54.
  257. А., Вартапетов К. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ // Вопросы экономики. 2003. № 10. С. 94 — 107.
  258. Н. Единый европейский фондовый рынок: вопросы регулирования // Рынок ценных бумаг. 2003. № 2. С.51−56- № 3. С.70−75.*
  259. А.И. Использование средств государственной накопительной пенсионной системы финансовыми институтами // Финансы. 2002. № 1. С.68−70.
  260. Экономическая стратификация. Беседа с директором Института социально экономических проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевской // Банковское дело. 2004. № 4. С. 2 — 7.
  261. Л.А. Страховой рынок России: некоторые тенденции и перспективы // Финансы. 2002. № 6. С.51−52.
  262. Barro R. Money: Expectations and the Business Cycle. N.Y., 1981.
  263. Canto V., Joines D., Laffer A. Foundations of Supply-Side Economics. N.Y., 1983.
  264. Gruber W. Sozial Wohnungsbau in der Bundesrepublic. Der Wohnungssektor zwischen Sozialpolitik und Kapitalinteresse. Koln. 1981.
  265. Lucas R., Prescott E.C. Investment under Uncertainty // Econometrica. 1981. Sept.
  266. Mueller D. Public Choice Theory // Greenaway D., Bleaney M.' and Stewart I.M.T. (eds.). Companion to Contemporary Economic Thought. L.: Routhledge, 1991.
  267. Niskanen W.A. Bureaucracy and Representative Government. Chicago: Al-dine-Atherton, 1971.
  268. Nordhaus W. The Political Business Cycle // Review of Economic Studies. 1975. N 42. P.169 190.
  269. Peter Fortune. Stock Market Efficiency: An Autopsy / New England Economic Review. 1991. March April. P. 17 — 40.
Заполнить форму текущей работой