Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен выставочной культуры XIX века в мировой традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выставка как явление культуры, в силу своей полифункциональности, выполняет аксиологическую функцию, что способствует становлению этнического самосознания, которое позволяет в общем виде выделить две группы факторов его становления: а) реальный этнический социум со всеми его элементами (в том числе, искусство, язык, выставочная культура как элемент праздничной культуры и т. п.) как специфическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Выставка как феномен культуры
    • 1. 1. Выставка как форма исторической трансформации праздничной культуры
    • 1. 2. Полифункционалыюсть выставки как элемента праздничной культуры
    • 1. 3. Выставочная культура в контексте формирования этнического самосознания
  • Глава 2. Мировая выставочная культура в системе общества
    • 2. 1. Зарубежная выставочная культура XIX века
    • 2. 2. Российские выставки XIX века как новация в отечественной культуре
    • 2. 3. Аксиологическое значение межкультурной коммуникации
  • России и Запада по итогам выставок XIX века
  • Глава 3. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года как кульминационный этап развития отечественной выставочной культуры XIX века
    • 3. 1. Временные новообразования в городской инфраструктуре
    • 3. 2. Инфраструктурные преобразования Нижнего Новгорода к Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года
    • 3. 3. Социокультурное значение Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года

Феномен выставочной культуры XIX века в мировой традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время мы переживаем новый этап обращения к историко-культурному и экономическому наследию России, связанный со стремлением освоить как огромный духовный потенциал прошлого, так и накопленный практический опыт. Многие утраченные традиции вновь возвращаются в реальную жизнь. Их воплощение в жизнь с учётом современных требований — одна из предпосылок развития сегодняшней культуры и экономики.

Являясь достаточно малоизученным фактом культурно-исторического процесса, традиции выставочной культуры играли в жизни государства большую роль. На данном этапе социокультурного развития общества при организации массовых праздников широкое распространение получило использование выставки как формы праздничной культуры карнавального типа. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог. Праздник всегда имел оптимистический, жизнеутверждающий характерего содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

Пристальное внимание к выставке обусловлено тем, что она является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особешю актуально на сегодняшний день.

В последние годы внимание к традиции неуклонно возрастает, что обусловлено повышенным интересом к проблемам «коллективной памяти», межкультурной коммуникации и преемственности в современном обществе.

Привычно связанная с достаточно ограниченной сферой культуры и быта, с историей, традиция претендует на обретение статуса всеобщности и по частоте употребления начинает конкурировать с понятием прогресса. Кроме того, в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование культурной традиции — в данном случае — традиции выставочной культуры, в условиях обращения к ней представителей самых разных гуманитарных дисциплин.

Особое внимание к выставкам как праздникам карнавального типа обусловлено также и тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития креатосферы современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников.

Причины того, что в настоящее время у представителей социума практически полностью отсутствует совместный креативный опыт, что особенно характерно для российской действительности, кроются в узком диапазоне предлагаемых форм коллективного творчества, а также поверхностном характере некоторых из этих форм, незаинтересованное отношение к которым обусловлено отсутствием достаточной аксиологической базы. Поэтому приоритетным направлением становится поиск оптимальных форм реализации творческого потенциала представителей социума, основанных на предшествующем опыте и переосмысленных с учетом требований современного общества.

Таким образом, очевидно, что в современном обществе традиция проведения выставок получила широкое распространение. К настоящему моменту накоплен обширный эмпирический материал по проблемам организации выставок как праздников карнавального типа с учетом особенностей разных регионов и стран.

В связи с этим целостное исследование выставки с точки зрения философско-культурологического знания представляется весьма актуальным. Оно позволяет не только обобщить многовековой опыт проведения выставок в разных культурах и осознать глубокую мировоззренческую сущность этого праздника, но и осмыслить его роль в социокультурном пространстве современного общества, что тоже актуализирует выбранную проблему исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ литературы и источников показал, что различные аспекты существования выставки как формы праздничной культуры затрагивались в работах по философии, культурологии, истории, этнографии, искусствоведению, организации досуговой деятельности.

Между тем в изучении проблемы имеет место некоторая раздробленность и фрагментарность. Так, в частности, нет работ, посвященных комплексному исследованию выставки как формы праздничной культуры. Важную роль в целостном осмыслении выбранной проблемы и разработке теории выставки как элемента карнавальной культуры в контексте праздничной культуры сыграли результаты исследований М. Бахтина, А. Гуревича, К. Жигульского, Н. Хренова. [8,97, 111,345,346].

При изучении генезиса карнавала как формы праздничной культуры и обоснования закономерностей в его развитии мы опирались на работы Л. Абрамяна, В. Даркевича, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Строса, А. Пиотровского, С. Токарева, В. Топорова, А. Флиера, Дж. Фрезера, К. Юнга и других. [1, 100, 171, 173, 320,337,338,341,375,376].

Философско-культурологическому осмыслению мировоззренческой сущности карнавала способствовали исследования Л. Баткина, А. Бергсона, Ю. Борева, Г. Н. Волкова, В. Проппа, Ю. Степанова, Я. Чеснова, В. Шкловского, О. Шпенглера, Й. Хейзинги и других. [7, 14,42,284,313,366,369,372,343].

При определении критериев классификации праздников и определении подходов, которые можно применять в их типологизации, важным источниковым материалом стали работы Н. Данилевского, Э. Маркаряна, П. Сорокина, С. Хантингтона и других. [99,178,271,311,342].

Применяя в исследовании этапы культургерменевтического подхода, мы основывались на работах Г.-Г. Гадамера, А. Лосева, 10. Лотмана, В. Масловой, X. Ортеги-и-Гассета, Б. Успенского, В. Штегмайера, У. Эко и других. [63, 176, 176, 182,260,374].

Осуществляя философско-культурологический анализ выставки как формы карнавала в роли механизма коммуникации субъектов культуры, были проанализированы работы И. Докучаева, Б. Ерасова, М. Кагана, Б. Парыгина, А. Соколова, А. Флиера, Е. Шапинской и других. В них обоснована общая значимость процессов коммуникации как необходимого условия существования самой культуры, исследованы различные виды и уровни коммуникации. [105, 108, 141, 142,143,144,269,310,337].

При изучении генезиса выставки как формы праздничной культуры мы основывались на работах, затрагивающих проблему происхождения праздника как особой области культурной активности (Л.А. Абрамяна, К. Жигульского, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Стросса, С. А. Токарева, Дж.Дж. Фрезера и др.), а также исходили из общих принципов формогенеза, понимаемого как «процесс постоянного возникновения, рождения новых форм культуры или воспроизводство интерпретирующих эти формы культурных фактов» и выступающего одной из составляющих целостного процесса культурогенеза. [1, 100, 171, 173,320,337,338,341,375,376].

При решении общетеоретических задач, связанных с вопросами национального менталитета, аспектами формирования этнического самосознания, существования этносов в условиях глобализации законов эстетической деятельности мы обращались к работам известных ученых — Э.Г.

Александренкова, Ю. В. Бореева, Б. Х. Бражникова, Дж.Б. Бязровой, Л. А. Зеленова, В. П. Кожевникова, Ю. В. Филиппова, А. Я. Флиера. [3, 20, 21, 23, 26, 131, 132, 133, 134, 135,148,149,150,151,332,333,334,335,336,337,338].

При изучении феномена мировой выставочной культуры, нами было исследованы работы Г. Белкина, Е. В. Богдановича, А. И. Кошелева, Н. Кудрина, Н. П. Мельникова, Н. А. Мезенина, А. П. Ненашева, П. Райского, Э. Г. Ракова, А. Н. Шварца, занимавшихся проблематикой всемирных выставок, а также труды В. Н. Шпакова, М. А. Орлова, И. П. Овчинниковой и О. В. Орельской, посвященные всероссийской выставочной культуре. [9, 18, 165, 166, 190, 191, 187, 188,205,254,255,259,258,289,290,368,371].

На последующей стадии исследовательской работы, посвященной анализу XVI-ой Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде, автором были изучены труды известных краеведов и публицистов-современников той эпохи. Среди них работы А. С. Гациского, А. П. Мельникова, Д. Н. Смирнова, Н. И. Храмцовского, Н.И. Соболыцикова-Самарина. Однако в процессе изучения вышеперечисленных работ автором был сделан вывод, что в своих трудах они уделили весьма скромное место изучению и описанию как самой XVI-ой Всероссийской выставки, так и подготовке Нижнего Новгорода к ней. [64, 189,307,308,344].

Гораздо более подробно изложенный материал, касающийся данного вопроса, можно обнаружить в работах наших современников. Здесь следует отметить труды Н. Ф. Филатова, Ю. Н. Бубнова, посвященные изучению как архитектуры Нижнего Новгорода, так и проведению Всероссийской выставкиЮ.М. Коссого, Б. Н. Белякова, Н. А. Богородицкой, JI.M. Фарбера. Многие из работ были изданы специально к юбилейному 1996 году. [10, 19, 24, 25, 164, 325,326−331].

Однако многие из трудов вышеперечисленных исследователей, послужили лишь отправной точкой для данной диссертационной работы, основу которой составляет авторский анализ документов XIX века, как неопубликованных, хранящихся в центральном архиве Нижегородской области (ГУ ЦАНО), а также в центральном государственном историческом архиве Украины во Львове (ЦГИАЛ), так и немногих опубликованных, которыми располагает Российская государственная библиотека (РГБ) и Нижегородская областная научная библиотека имени В. И. Ленина.

Для тщательного изучения и сопоставления фактографического материала по данной стороне проблемы, автором также были изучены такие периодические издания XIX-го столетия как «Волгарь», «Нижегородские губернские ведомости», «Нижегородский листок», «Вестник Европы», «Почтово-телеграфный журнал», «Деловой мир», «Инженерный журнал», «Журнал мануфактур и торговли», «Коммерческая газета», «Московские губернские ведомости», «Московский телеграф», «Почтово-телеграфный журнал», «Русские Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Северная пчела», «Русское богатство» и другие.

Цель исследования — целью настоящего исследования является анализ феномена выставочной культуры XIX века в контексте мировой традиции.

Объект исследования — выставка как форма карнавальной праздничной культуры, обладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в социокультурном пространстве того общества, в котором функционирует.

Предмет исследования — выставочная культура Западной Европы, США и России второй половины XIX-го века.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— проследить генезис формирования, обосновать закономерности в развитии и раскрыть мировоззренческую сущность выставки как формы праздничной культуры;

— выявить особенности преломления в выставочной культуре системы социальных функций праздничной культуры и обозначить комплекс основных функций, выполняемых выставкой по отношению к обществу;

— изучить феномен выставки как механизма коммуникации субъектов культуры, проанализировав характер актуализирующихся в нем социокультурных процессовобосновать концепцию выставки как феномена культуры, раскрывающую сущностные особенности, объективные закономерности развития и функционирования в обществе этой формы праздничной культуры;

— определить специфику организации выставки как явления культуры и раскрыть сущность проявляющегося в ней кросскультурного диалога на основе анализа выставочной культуры Западной Европы, США и России второй половины XIX-го века.

Теоретико — методологические основы. Теоретическую и методологическую базу исследования составили основные принципы познания общественных явлений: объективность, системность, комплексность, целостность, противоречивость развития, социальная детерминированность. Исследование осуществлялось на основе философско-культурологического структурно-функционального, культургерменевтического подходов.

Анализ феномена выставки как элемента праздничной культуры на современном этапе изучения предпринимался с учетом общих принципов теории и истории культуры. Методика исследования состоит из совокупности культурно-исторического, системного, сравнительно-аналитического и генетического методов, в нее также входят методы классификации и кросскультурного анализа диалога культур.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяется совокупностью полученных выводов:

— определен генезис формирования выставочной культуры, проанализированы механизмы преемственности и обоснованы закономерности в её развитии;

— раскрыты особенности преломления в выставке системы социальных функций праздничной культуры, выявлены основные функции, отражающие способ и меру воздействия на общество этой формы праздника, и осуществлен их анализ;

— сформулирована и структурно выстроена совокупность различных видов социокультурных процессов, актуализирующихся в выставке;

— предложена теория выставочной культуры, базирующаяся на изучении её генезиса, мировоззренческой сущности, социальных функций, классификации, исследовании коммуникативной и художественной природы с позиций современного философско-культурологического знания;

— исследована специфика особенностей восприятия и понимания феномена выставки, а также раскрыта сущность проявляющегося в ней диалога культур на основе исследования выставочной культуры Западной Европы, США и России XIX-го века.

Практическая значимость исследования определяется его актуальностью в современном социокультурном пространстве, комплексным исследованием выставки как формы праздничной культуры, раскрытием её сущностных характеристик с позиций современного философско-культурологического знания, обоснованием той роли, которую она играет в развитии отдельной личности и общества в целом. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научной и учебной работе, а также в практической деятельности по организации выставок, в частности, при выстраивании целостной концепции определенного праздника. Положения, выносимые на защиту:

1. Выставка — социально-зрелищная форма праздничной культуры, обладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в обществе. Генезис её формирования, связанный с определенными праздниками, которые возникли в период архаичной культуры и характеризуются нами как праздники карнавального типа, а также дальнейшее развитие обусловлены основными этапами формогенеза и основаны на механизмах преемственности.

2. Выставка как элемент в системе праздничной культуры характеризуется полифункциональностыо, при этом комплекс основных выполняемых им функций составляют: мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, трансляционная, художественно-эстетическая, креативная, компенсаторно-релаксационная, иерархическое распределение которых может выстраиваться по-разному, в зависимости от характера самого праздника, общего социокультурного контекста и структуры праздничной культуры, в которую она включена.

3. Анализ выставки с позиций современного философско-культурологического знания предполагает обращение к разнообразным подходам в её характеристике. В связи с этим наиболее эффективной, с нашей точки зрения, является стратегия исследования, основанная на комплексном использовании философско-культурологического и культургерменевтического подходов. Применение таких подходов, выстроенных в систему, способствует раскрытию сущностных характеристик выставочной культуры и обозначению её места и роли в обществе.

4. Специфика характерного для выставки диалога культур, способствующего генерированию новых смыслов, возникает в результате его взаимодействия с другими факторами. Восприятие и понимание выставки отличаются неоднозначностью и вариативностью, поскольку находятся в прямой зависимости от общекультурных, кросскультурных, исторических, и экономических факторов.

5. Особенности проявления этнического самосознания как одного из факторов ее формирования, в выставочной культуре напрямую зависят от сложившейся социокультурной ситуации.

6. Выставка как механизм коммуникации субъектов культуры характеризуется универсальностью, поскольку в нем актуализируются множество различных социокультурных процессов, совокупность которых можно представить в виде структуры, включающей три уровня: автокоммуникация и межличностное общениегрупповая и массовая коммуникациямежкультурная коммуникация, связанная с синхронным взаимодействием существующих в одно время культур и трансляцией социокультурного опыта.

7. Стратегия исследования, заключающаяся в изучении генезиса, мировоззренческой сущности, социальных функций, проводившихся во второй половине XIX-го века в Западной Европе, США, России (а более детально — в Нижнем Новгороде), выявлении актуализирующихся в них культурных процессов, анализе их организации с позиций философско-культурологического знания, позволила сформулировать теорию выставочной культуры, которая, с нашей точки зрения, наиболее полно отображает сущностные характеристики её как составляющей праздничной культуры, объективные закономерности развития и особенности функционирования в социокультурном пространстве.

Апробация работы осуществлялась диссертантом на межвузовских, региональных, всероссийских и международных научных, научно-практических и научно-методических конференциях, а также на занятиях со студентами специальности «Культурология» по учебным дисциплинам «Отечественная история» и «Культура повседневности».

Публикации. Основные положения и результаты исследования отражены в 11 публикациях, общим объёмом 3 п.л., в том числе одна публикация в изданиях, включённых ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора наук (2001 — 2006 гг.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих по три параграфа каждая, заключения, списка литературы. Общий объём работы — 182 страницы.

Список литературы

составляет 380 наименований. Структура диссертации отражает последовательность решения поставленных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении нашего диссертационного исследования, посвященного анализу феномена мировой выставочной культуры XIX века можно сделать следующие обобщающие выводы о сущности, значении и социокультурной функции выставочной культуры как элемента праздничной культуры.

Генезису выставки как форме праздничной культуры, обладающей специфическими особенностями, предшествовало возникновение определенных праздников, которые можно обозначить как праздники карнавального типа.

Главной тенденцией в развитии городской праздничной культуры было огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество, демонстрирующее величие власти и прославляющее существующий социальный порядок. Одним из элементов праздника, возможного именно в городе, являлась ярмарка. Постепенно трансформируясь в промышленную выставку, она становилась значимым явлением не только экономической, но и культурной жизни. Особенностью городской культуры рубежа XIX—XX вв. становится попытка соединить утилитарное и художественное.

Выставка как элемент в системе праздничной культуры характеризуется полифункциональностью, при этом комплекс основных выполняемых ею функций составляют следующие функции, иерархическое распределение которых может выстраиваться по-разному, в зависимости от характера самой выставки, общего социокультурного контекста и структуры праздничной культуры, в которую она включена: мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, трансляционная, художественно-эстетическая, креативная и компенсаторно-релаксационная.

Выставка как явление культуры, в силу своей полифункциональности, выполняет аксиологическую функцию, что способствует становлению этнического самосознания, которое позволяет в общем виде выделить две группы факторов его становления: а) реальный этнический социум со всеми его элементами (в том числе, искусство, язык, выставочная культура как элемент праздничной культуры и т. п.) как специфическая среда обитания этноса и его представителейб) этническое сознание как духовный эквивалент этнического социума. Таким образом, индивид может испытывать воздействие самой этнической среды или сложившегося этнического сознания как системы этнических автостереотипов, формированию которых также способствует исследуемая традиция выставочной культуры.

В конечном счете, этническое самосознание, как для индивида, так и для общества предстает в его объективированных формах, образующих пространство этнического социума — от хозяйственно-экономических до нравственно-духовных форм его жизнедеятельности, кумулированным отражением которых и является выставка как феномен культуры.

Большую историко-культурную роль выставки играли как в деле пропаганды науки, промышленности, искусства, так и в стимулировании развития торговли. Феномен выставочной культуры XIX-го века может служить иллюстрацией продуманной политики стимулирования национального производства, сознательно проводимой государством.

На основе проделанного сравнительным анализом точек зрения представителей мыслящей интеллигенции, видных ученых и деятелей науки и искусства Западной Европы и России, связанных с оценкой достижений мировой выставочной культуры, представляется возможным структурно выстроить такие составляющие аксиологического значения мировой выставочной культуры XIX века, как:

• создание позитивного образа государства, на основе демонстрации достижений науки, техники, искусства;

• укрепление национальной идеи, формирование чувства патриотизма;

• оценочного отношения к недостаткам и достоинствам как своей, так и чужой выставочной культуры;

• объективного отношения к выставке как элементу праздничной культуры, включающей в себя демонстрационно-преувеличенные объекты и процессы;

• осознание значимости индивидуального художественного творчества по сравнению с массовым серийным машинным производством;

• распространение в едином цивилизационном пространстве стандартизированных представлений о научно-техническом прогрессе, в особенности связанных с предложением единой системы мер и весов;

• осмысление предпосылок развития реальной угрозы уничтожения человечества, связанной с созданием оружия массового уничтожения;

• начало глобализационных процессов в мировой культуре, связанных с претензией на мировое господство Соединенных Штатов Америки.

Анализ выставки с позиций современного философско-культурологического знания предполагает обращение к разнообразным подходам в её характеристике. В связи с этим наиболее эффективной, с нашей точки зрения, является стратегия исследования, основанная на комплексном использовании философско-культурологического и культургерменевтического подходов. Применение таких подходов, выстроенных в систему, способствует раскрытию сущностных характеристик выставочной культуры и обозначению её места и роли в обществе:

• Специфика характерного для выставки диалога культур, способствующего генерированию новых смыслов, возникает в результате его взаимодействия с другими факторами — информационной направленностью выставки по всем четырем направлениям: новационному, ориентационному, стимуляционному и корреляционному;

• Восприятие и понимание выставки отличаются неоднозначностью и вариативностью, поскольку находятся в прямой зависимости от общекультурных, кросскультурных, исторических, и экономических факторов;

• Выставка как механизм коммуникации субъектов культуры характеризуется универсальностью, поскольку в ней актуализируются множество различных социокультурных процессов, совокупность которых можно представить в виде структуры, включающей три уровня:

— автокоммуникация и межличностное общение;

— групповая и массовая коммуникация.

И как итог коммуникационных процессов — межкультурная коммуникация, связанная с синхронным взаимодействием существующих в одно время культур и трансляцией социокультурного опыта.

Рассматриваемую нами XVI-ю Всероссийскую промышленно-художественную выставку в Нижнем Новгороде 1896 года как выдающееся событие, можно назвать кульминацией развития отечественной выставочной культуры XIX века.

Подводя итоги исследованию, мы утверждаем, что особенно важным представляется превращение выставок в информационно-аналитические центры по исследованию культуры и экономики в целом, а также создание концепции выставочной культуры, как культурного феномена, предлагаемой в данном диссертационном исследовании.

— раскрывающей сущностные особенности, объективные закономерности развития и функционирования в обществе этой формы праздничной культуры,.

— включающей такие необходимые составляющие, как то:

• Генезис формирования и обоснование закономерностей в развитии, и раскрытие мировоззренческую сущность выставки как формы праздничной культуры;

• Выявление особенностей преломления в выставочной культуре системы социальных функций праздничной культуры и обозначение комплекса основных функций, выполняемых выставкой по отношению к обществу;

• Изучение феномена выставки как механизма коммуникации субъектов культуры;

• Определение специфики организации выставки как явления культуры и раскрытие сущности проявляющегося в ней кросскультурного диалога на основе анализа выставочной культуры Западной Европы, США и России второй половины XIX-го века, включающих в свою очередь, изучение:

• Влияния проведения выставок различного статуса на возникновение временных субструктурных новообразований, их роль и функции в системе социума;

• Возникновения капитальных инфраструктурных преобразований в городской среде, в производственной, коммуникационной, социальной и культурной сферах;

• Анализ совокупности различных видов социокультурных процессов, актуализирующихся в выставке;

• Определение социокультурного значения XVI-ой Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, как последнего в XIX веке, кульминационного этапа успешного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Г. Культурология и проблемы выживания Текст. / Э. Г. Абрамян // Философские науки.-2000.- № 4.-С. 53−57.
  2. , Э.Г. Этническое самосознание или «этническая идентичность» Текст. /Э.Г. Александренков // Этнографическое обозрение. -1996. -№ 3.- С. 84−87.
  3. , Ю.В. Культура как интегратор социума Текст. / Ю. В. Ананьев. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. — 174 с.
  4. Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие: Фотоальбом Текст. / Сост. А. А. Семенов, М. М. Хорев. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.-288 с.
  5. , Л.И. Повесть о великом инженере Текст. / Л. И. Арнаутов, Я. К Карпов.- М.: Наука, 1981.-312 с.
  6. , Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди Текст. / Л. М. Баткин. М.: РГГУ, 1995. — 448с.
  7. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и история культуры средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1990. -368с.
  8. Г. Международная выставка в Париже Текст. // Новый мир, 1937. -№ 8. С.65−88.
  9. , Б.Н. Летопись Нижегородского-Горьковского театра (1798−1960) Текст. / Б. Н. Беляков. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1967. -348с.
  10. , Б.Н. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде городе Горьком (1798 — 1980) Текст. / Б. Н. Беляков. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1980. — 335 с.
  11. , А. Письма со всемирной выставки Текст. // Мир искусства. -1900.-№ 17−18. -С.105−110.
  12. , А. Письма со всемирной выставки Текст. // Мир искусства. 1900.-№ 19−20.-С.156−161.
  13. , А. Творческая эволюция Текст. / А. Бергсон. М.: Канон-Пресс- Кучково Поле, 1998.- 194с.
  14. , Н.А. Человек и машина Текст. / Н. А. Бердяев // Путь. -1933. № 5 — С.54−76.
  15. , Б.М. Традиция и социокультурные структуры Текст. / Б.М. Бернштейн//Советская этнография.- 1981.-№ 2.-С.87−123.
  16. , Н.П. На городских маршрутах: 75 лет горьковскому трамваю Текст. / Н. П. Боброва, Ю. М. Коссой. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1971.- 103 с.
  17. , Е.В. Русские на Венской выставке Текст. / Е. В. Богданович. М.: Наука, 1873. — 205 с.
  18. , Н.А. Нижегородская ярмарка в воспоминаниях современников Текст. / Н. А. Богородицкая. Н. Новгород: ННГУ, 2000. — 388 с.
  19. , Ю.В. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса Текст. / Ю. В. Бореев. М.: Наука, 1988. — 388с.
  20. , Ю.В. Культура и массовая коммуникация Текст. / Ю. В. Бореев. М.: Наука, 1986. — 415с.
  21. , В.И. Нижний Новгород. Предания. История. Новые времена Текст. / В. И. Бородин, И. В. Сидорова. Н. Новгород: «Нижний Новгород», 1994. — 176 с.
  22. , Б.Х. Коммуникативное поведение и культура Текст. / Б. Х. Бражников // Советская этнография- 1978.- № 5.- С.43−56.
  23. , Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX -начала XX века Текст. / Ю. Н. Бубнов. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.-176с.
  24. , Ю.Н. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: К 100-летию со дня открытия Текст. /Ю.Н. Бубнов. -Н. Новгород: Деком, 1996. 132 с.
  25. , Дж. Б. Глобализация и проблема национальных ценностей Текст. / Дж. Б. Бязрова // Философия и общество. 2004. — № 4. — С. 62 — 69.
  26. В лесах России: Распределение лесов, их эксплуатация, внутренняя и внешняя лесная торговля Текст. // Всемир. Париж, выставка 1900 г.- М-во землед. и гос. имуществ. Лесной деп. СПб.: Экон. типо-лит., 1900. — 218 с.
  27. В Париж на выставку! Практический иллюстрированный путеводитель по Парижу и Всемирной выставке 1900 г. Текст. / Сост.: Г. К. -Варшава: Тип. Ляскауера и Бабицкого, 1900. 107 с.
  28. Вестник Европы Текст. 1900. — N 4 (апр.). — С.781−791.
  29. Вестник Европы Текст. 1900. — N 5 (май). — С.311−325.
  30. Вестник Европы Текст. 1900. — N 7 (июль). — С.309−340.
  31. Вестник промышленности Текст.- 1859.- Т. 1.- С. 2.
  32. Вестник промышленности Текст.-1861. Т. XI-C.67.
  33. Взгляд через столетие. К 100-летию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года Текст. Н. Новгород: науч. — исслед. предпр. «Этнос», ГИПП «Нижполиграф», 1996. — 240 с.
  34. , Т. П. .плюс выставка Текст. / Т. П. Виноградова // Ярмарочная газета: (Курьер (Спец. выпуск)).- 1990.-май-июль С. 3.
  35. , Т.П. Конструкции инженера В.Г. Шухова на XVI Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Текст. / Т. П. Виноградова //
  36. Мат. Всероссийск. научн.-практич. конф.- Н. Новгород: «КиТиздат», 1997.-405 с.
  37. , Т.П. Судьба императорского павильона Текст. / Т. П. Виноградова // Гудок.-1997.-7 июля. С. 3.
  38. , Т.П. Товар лицом Текст. / Т. П Виноградова // Наш край, — Н. Новгород, 1997. С. 21.
  39. Воздухоплавание на Всемирной выставке в Париже Текст. // Метеорологический Вестник. -1901. N 2 (февр.). — С.9.
  40. Волгарь Текст. 1894. — 5 июня. — С. 7.
  41. Волгарь Текст. 1896. — 16 мая. — С. 2.
  42. , Г. Н. Три лика культуры: историко-философский очерк Текст. / Г. Н. Волков. М.:Политиздат, 1974. -198с.
  43. , Е.В. Международные выставки как фактор формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий Текст. // Е. В. Волкодавова. Самара: Самар. гос. экон. акад., 2004.- 159с.
  44. Всемирная выставка Текст. // Сын отечества. 1900. — N 114. — С. 1.
  45. Всемирная выставка в Париже 1900-го года Текст. // Вестник Европы. 1900. — N 4 (апр.). — С.781−791 (Письмо первое). — (Разд. «Хроника»).
  46. Всемирная выставка в Париже 1900-го года Текст. // Вестник Европы. 1900. — N 5 (май). — С.311−325 (Письмо 2-е). — (Разд. «Хроника»).
  47. Всемирная выставка в Париже 1900-го года Текст. // Вестник Европы. 1900. — N 7 (июль). — С.309−340 (Письмо 3-е). — (Разд. «Хроника»).
  48. Всемирная Колумбова выставка 1893 г. в Чикаго. Положение о русском отделе Текст. СПб.: типография В. Киршбаума, 1892. — 33 с.
  49. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. Успехи русской промышленности по обзорам экспертных комиссий Текст. СПб.: Типография В. Демакова, 1897. — 245 с.
  50. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде Текст. СПб.: Типография Министерства Финансов (В. Киршбаума), 1896. — 12 с.
  51. Всероссийская промышленно художественная выставка в Нижнем Новгороде Текст. — М.: Шерер, «Набгольц и К», 1896. — 195 с.
  52. , С.А. Выставочная культура в мировой традиции XVII-начала XX Текст. / С. А. Гаврилова //Сборник трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006 — 128с. — С.103−107.
  53. , С.А. Выставочная культура в мировой традиции 18-начала 20 в. Текст. / С. А. Гаврилова // Труды молодых ученых и аспирантов / Научн. ред. Б. П. Шулындин, А. Н. Мальцев. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. -Вып.6, — С. 176−178.
  54. , С.А. Кризис извозного промысла на рубеже 19−20 веков Текст. / С. А. Гаврилова. // Законы экономической сферы общества: матер. 9-ой Междунар. ярмарки идей, 34 академ. симпозиума. Н. Новгород: изд. Гладкова 0.в., 2006. -414 с. -С.213−217.
  55. , С.А. Нижегородский фуникулёр. Возродить и сохранить Текст. / С. А. Гаврилова. // Генеральные доклады, тезисы докладов Международного конгресса «Великие реки». 18−21 мая 2004 год. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2004.- 688с. — С. 368−369.
  56. , С.А. Особенности этнической культуры японцев / С. А. Гаврилова Текст. // Седьмая межвузовская конференция по культурологии «Этническая культура: образ жизни и образ мысли»: материалы докладов. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2001. 145с. -С.62 -63.
  57. , С.А. Этническое самосознание студентов гуманитарного вуза / С. А. Гаврилова // Мир психологии. № 1 (45).- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -302 с. — С.36−48.
  58. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики Текст. / Х.-Г.Гадамер.- М.: Прогресс, 1988. 125 с.
  59. , А.С. Нижегородский летописец Текст. / А. С. Гациский. -Н. Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 2001. 716 с.
  60. Ге, П. Всемирная выставка 1900 года. Художественный отдел Текст. //Жизнь. СПб., 1900. — Т.10 (октябрь). — С.181−200.
  61. , И.Г. Идеи к философии и истории человечества Текст. / И. Г. Гердер. М.: Политиздат, 1977. — С.78.
  62. Город славы и верности России Текст. // Мат. истор.-краевед. конф., посвящ. 775-летию Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Упр. к-ры Адм-и города, 1996. — 206 с.
  63. ГУ ЦАНО. Доклад в Нижегородскую Думу о положении дела по ликвидации имущества покойного Д. А. Обрядчикова. 1896.- 7 с.
  64. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1894 г.
  65. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1895 г.
  66. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1896 г.
  67. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1897 г.
  68. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1898 г.
  69. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1899 г.
  70. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1900 г.
  71. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1901 г.
  72. ГУ ЦАНО. Протоколы Нижегородской Городской Думы за 1902 г.
  73. ГУ ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. № 1917.
  74. ГУ ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. № 1922.
  75. ГУ ЦАНО. Ф. 2. Оп.6. Д. № 2029.
  76. ГУ ЦАНО. Ф. 2509. Оп. 1990. Д. № 1.
  77. ГУ ЦАНО. Ф. 2509. Оп. 1990. Д. № 1а.
  78. ГУ ЦАНО. Ф. 2509. Оп. 1990. Д. № 2.
  79. ГУ ЦАНО. Ф. 2509. Оп. 1990. Д. № 5.
  80. ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. № 4427.
  81. ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. № 4789.
  82. ГУ ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. № 4793.
  83. ГУ ЦАНО. Ф. ЗО.Оп. 35. Д. № 3177.
  84. ГУ ЦАНО. Ф. ЗО.Оп. 35. Д. № 4386.
  85. ГУ ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49. Д. № 11 285.
  86. ГУ ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49.Д. № 11 633.
  87. ГУ ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49.Д. № 12 866.
  88. ГУ ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д.№ 14 874.
  89. ГУ ЦАНО. Ф.35. Оп. 35. Д. № 4990.
  90. ГУ ЦАНО. Ф.35. Оп. 35. Д. № 5389.
  91. , Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации Текст. / Д. Б. Гудков. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 288 с.
  92. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Правда, 1990. — 496.
  93. , Н.М. Культурная политика и экономические проблемы культуры зарубежных стран Текст. / Н. М. Гусейнова // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Научн.-информ. сб. / РГБ. М., 1999. — Вып. 3.-С. 29−60.
  94. , Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н. Я. Данилевский. -М.: Наука, 1991.-396 с. С. 91,96,101−113.
  95. , В.П. Народная культура средневековья Текст. / В. П. Даркевич.-М.: Наука, 1988.-415с.
  96. , А.В. Феноменология универсальности в культуре: Монография Текст. /А.В. Дахин. Н. Новгород, 1995.
  97. Дворец Электричества на Парижской всемирной выставке 1900 года: Из L’electricien, 1900, N486 [Текст. / Пер. Б.М. Кострица] // Почтово-телеграфный журнал. 1900. — N 7 (июль). — Отд. неофиц., С.870−873.
  98. Деловой мир. 1991. — 20 апр. — С. 14. — (Штрихи к портр. прошлого- Вып. 14).
  99. , А.И. Полвека русской жизни Текст. / А. И. Дельвиг // Воспоминания (1820−1870). Т. 1.-М,-Л., 1930.-С.426.
  100. , С. Выставки // Мир искусства. 1900. — N 5−6. — С. 103−105.
  101. , П. Воздухоплавание на выставке 1900 года в Париже Текст. // Инженерный журнал. 1901. — N5−6 (май-июнь). — Отд. неофиц., С.715−728
  102. , Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1990. — 488с.
  103. , Д. Некоторые впечатления с Нижегородской выставки Текст. / Д. Жбанков. СПб.: Типография Я. Трей, 1896. — 10 с.
  104. Железные дороги в пределах предстоящей Парижской Всемирной Выставки Текст. //Журнал МПС. 1899. — N 2. — С. 149. — (Хроника).
  105. , К. Праздник и культура. Размышление социолога Текст. / К. Жигульский. М.: Наука, 1988. — 415с.
  106. Журнал мануфактур и торговли. 1828. — № 10. — С. 30.
  107. Журнал мануфактур и торговли. 1829. — № 4. — С.4.
  108. Журнал мануфактур и торговли. 1829. — № 5. — С. 104.
  109. Журнал мануфактур и торговли. 1829. — № 5. — С. 126.
  110. Журнал мануфактур и торговли. 1829. — № 5. — С. 28.
  111. Журнал мануфактур и торговли. 829. -№ 5. — С. 36−37.
  112. Журнал мануфактур и торговли. 829. — № 5. — -С. 41.
  113. Журнал мануфактур и торговли. 829. — № 5. — С. 47.
  114. Журнал мануфактур и торговли. 829. -№ 5. — С.49.
  115. Журнал мануфактур и торговли. 829. — № 6. — С.77.
  116. Журнал мануфактур и торговли. 829. — № 6. — С. 130.
  117. Журнал мануфактур и торговли. 829. — № 6. — -С.79.
  118. Журнал мануфактур и торговли. 835. — № 6. — С.79.
  119. Журнал мануфактур и торговли. 835. — № 8. — С. 132.
  120. Журнал мануфактур и торговли. 836. -№ 1−2 — С. 49.
  121. Журнал мануфактур и торговли. 837. -№ 12. — С.125.
  122. Журнал мануфактур и торговли. 851. — № 3. — С.8.
  123. , Г. Экспонаты Всемирной Парижской выставки 1900 года в фондах ЦМЖТ МПС / Текст. // Железнодорожное дело. 1998. — N 6. -С.13−15.
  124. , А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ Текст. / А. В. Захаров // Вопросы философии, — 2003.- № 9.- С. 3−16.
  125. , JI.A. Законы истории и курс российского правительства Текст. / J1.A. Зеленов // Традиции и обновление. Диалог мировоззрений. Материалы международного симпозиума. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1995. -Часть 1.-С. 197−200.
  126. Зеленов, J1.A. Система эстетики Текст. / J1.A. Зеленов. Нижний Новгород — Москва: Издательство ГХИ ННГАСУ, Российская академия образования, 2004. — 418 с.
  127. , JI.A. Система этнической культуры Текст. / JI.A. Зеленов // Этнические культуры в условиях глобализации. Проблемы культурологии:
  128. Сборник статей и докладов X межвузовской конференции по культурологии. -Н.Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2004. С. 3 — 4.
  129. Зеленов, J1.A. Русский менталитет. Культура и мир: Восток Запад Текст. / Л. А. Зеленов //Тез. докл. межд. науч. конф. — Н. Новгород, 1995. — С. 165 167.
  130. , В.Г. Межкультурная коммуникация. Системный подход Текст. / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе.- Н. Новгород: изд-во НГЛУ им. Н. Добролюбова, 2003.-245 с.
  131. , Н.С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. М.: Наука, 1980, — 169 с.
  132. Зрелищно-игровые формы народной культуры: сб. статей Текст. -Л.: Наука, 1990.-С. 103−114.
  133. , И.Л. Сущность и своеобразие русской культуры Текст. / И. Л. Ильин // Москва.- 1996.-№ 1 С. 180.
  134. К Парижской выставке Текст. // Мир искусства. 1900. — N 1−2. -С.34−38.
  135. , М.С. Искусство как феномен культуры Текст. / М. С. Каган // Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. — С. 164 — 177.
  136. , М.С. Культура как объект философского исследования Текст. / М. С. Каган // Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи [Текст] / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. — С. 137 — 140.
  137. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  138. , М.С. Художественная деятельность как информационная система Текст. / М. С. Каган // Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи [Текст] / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. — С. 208 — 239.
  139. Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г Текст. СПб.: Исидора Гольдберга (Екатерин, кан., 94). — 1900. — 489 с.
  140. , Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности (20−50 годы XIX в.) Текст. / Н. С. Киняпина. М.: Политиздат. — 1968.-254 с.
  141. , Д.З. Константин Коровин Текст. / Д. З. Коган. М.: Искусство, 1964. — 343 с.
  142. , В.П. Методологичекие основы культурологии Текст. / В. П. Кожевников.- М.: Гуманитарный институт, 1999. 228 с.
  143. , В.П. Очерки по истории и теории русской культуры Текст. /В.П. Кожевников. Н. Новгород:Волго-вят.кн.изд, 1996, — 379 с.
  144. , В.А. 187 дней из жизни Шаляпина Текст. / В. А. Коллар. -Горький: Волго Вятское кн. изд-во, 1967. — 246 с.
  145. , В.А. Ф.И. Шаляпин на Волге Текст. / В. А. Коллар. -Горький: Волго Вятское кн. изд-во, 1982. — 189 с.
  146. Колонизация Сибири в связи с общим переселенческим вопросом Текст. / Всемирн. выставка 1900 г. в Париже. Комитет Сибирской железной дороги. Изд. Канц. Комитета министров. СПб.: Гос. тип., 1900. — 381 с.
  147. Коммерческая газета. 1832. — № 28.
  148. Коммерческая газета. 1833. — № 46.
  149. Коммерческая газета. 1833. — № 57.
  150. Коммерческая газета. 1833. — № 66.
  151. Коммерческая газета. 1833. — № 76−77.
  152. Коммерческая газета. 1833. — № 48.
  153. Коммерческая газета. 1835. -№ 103.
  154. Коммерческая газета. 1835. — № 105.
  155. Коммерческая газета. 1883. — № 42−46.
  156. , Ю.М. Ваш друг трамвай Текст. / Ю.М. Косой- Н. Новгород: Изд-ва «Елень», «Яблоко», 1996. 160 с.
  157. , А.И. Поездка русского земледельца в Англию на Всемирную выставку Текст. / А. И. Кошелев. М. 1852.
  158. , Н. Париж капризничает и веселится: (Письмо из Франции) Текст. // Рус. богатство. 1900. — N 6 (июнь). — Отд. Н, С.74−105.
  159. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему Текст. // Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Либерия, 1998.-296 с.
  160. , Б.С. Очерки сооружения моста Императора Александра III в Париже Текст. // Журнал МПС. 1899. — N 3. — С.58−92- N 4. -С.121−130.
  161. Куприянова, Н. И Нижегородское городское самоуправление и Всероссийская промышленная и художественная выставка Текст. / Н. И. Куприянова // Мат. Всероссийск. научн-практич. конф.- Н. Новгород: «КиТиздат», 1997. 405 с.
  162. , М. Россия на всемирных выставках Текст. // Деловой мир. 1991. — 20 апр. — 55 с. — (Штрихи к портр. прошлого- Вып. 14).
  163. Леви-Брюль, К. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. /К. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994 -.473 с. — С.20.
  164. , С.Ю. Записки оперного певца Текст. / С. Ю. Левик. 2-е изд., с доп. -М.: Искусство, 1962. 711 с.
  165. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс. -М.:Прогресс, 1983.-304 с.
  166. , В.В. Практика современной экспозиции Текст. / В. В. Литвинов. -М.: Высш. шк., 1988. -430с.
  167. Д.С. Смеховой мир Древней Руси Текст. / Д. С. Лихачев. -Л.: Наука, 1976.-433с.
  168. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1993. — 368с.
  169. , Ю.М. Культура и взрыв Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Наука, 1992.-309 с.
  170. , Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации Текст. /Э.С. Маркарян. Пущино: НЦБИАН СССР, 1982. — 68 с.
  171. , Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции Текст. / Э. С. Маркарян // Советская этнография. -1981. № 2.- С. 12−23.
  172. , К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -Т.1. М.: Политиздат, 1976. — С.428.
  173. , Г. Одномерный человек. Американская социологическая мысль Текст. / Г. Маркузе. — М.: Аспект-пресс, 1996. — С. 119−144.
  174. , Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в Текст. / Г. С. Маслова. -М.:Прогресс, 1984. — 372-с.
  175. , А.А. Деятельность губернатора Н.М. Баранова по подготовке 16 Всероссийской выставки Текст. / А. А Медведева// Мат. Всероссийск. научн-практич. конф.- Н. Новгород: «КиТиздат», 1997. -405 с.
  176. Международные метеорологические конгрессы и комиссии в Париже в 1900 г. Текст. // Метеорол. Вестник. 1901. — N 3 (март).
  177. Международный геологический конгресс в Париже в 1900 г. Текст. // Горн, журнал. 1900. — Т.1, N3 (март). — Ч. неофиц., С.500−504. — (Разд. «Смесь»).
  178. Международный метеорологический конгресс в Париже в сентябре 1900 г.: (Статья первая) Текст. // Метеорол. Вестник. 1900. — N 10 (окт.).
  179. , Н.А. Парад всемирных выставок Текст. / Н. А. Мезенин. -М.: Знание, 1990.- 159 с.
  180. , Н.А. Урал на всемирных выставках Текст. / Н. А. Мезенин. Свердловск: средне-Уральское кн. изд-во, 1981. — 94 с.
  181. , А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817 1917) Текст. / А. П. Мельников. — Н. Новгород: Изд-во АО «НКЦП», 1993.-300 с.
  182. , Н.П. Обзор Парижской Всемирной выставки Текст. / Н. П. Мельников. СПб., 1867−1869. — 155 с.
  183. , Н.П. Чудеса выставки в Чикаго Текст. / Н. П. Мельников. Одесса, 1893. — 204 с.
  184. Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв.) Материалы международной конференции Текст. / Отв. ред. В. П. Данилов, JI.B. Милов. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. — 440 с.
  185. Мир искусства. 1900. — N 1−2. — С.34−38.
  186. Мир искусства, 1900.-N 17−18.-С. 105−110.
  187. Мир искусства. 1900. — N 21−22. — С.98−109.
  188. Мир искусства, 1900.-N5−6.-С. 103−105.
  189. Мир искусства. 1900. -N19−20. -С.156−161.
  190. Московские ведомости. 1831. — № 49.
  191. Московские губернские ведомости. 1872, прибавление. -С. 76.
  192. Московский телеграф. 1830. — № 9. — С.38.
  193. Московский телеграф. 1831. — № 6. — С.268.
  194. Московский телеграф. 1831. — № 7. — С.418.
  195. , А.В. Документы Российского государственного исторического архива по истории 16-ой всероссийской выставки Текст. / А. В. Муктан // Мат. Всероссийск. научн-практич. конф.- Н Новгород: «КиТиздат», 1997.-405 с.
  196. На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М. П. Дмитриева: Фотоальбом Текст. / Сост. В. В. Колябин, А. И. Оношко, Н. Ф. Филатов. 2-е изд., с изм. и доп. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.-255 с.
  197. , А. Дивись заграница Текст. / Нечаев А. // Нижегородский рабочий, — 2001.- 5 июля. С. 9.
  198. Нижегородские губернские ведомости. -1893. № 20. — С. 7.
  199. Нижегородские губернские ведомости. 1894. — № 17. — С. 2.
  200. Нижегородские губернские ведомости. -1896. № 7. — С.4.
  201. Нижегородские губернские ведомости. -1896 № 14. — С. 2−5.
  202. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 15.-С. 7.
  203. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 19.-С. 11.
  204. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 20.-С. 7.
  205. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 21.-С. 8.
  206. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 22.-С. 1,3.
  207. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 23.-С.З.
  208. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 26.-С.З.
  209. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 28.-С. 4.
  210. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 1. — С. 2,3.
  211. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 10.-С. 5.
  212. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 2. — С. 5.
  213. Нижегородские губернские ведомости. 896. — № 3. — С. 7.
  214. Нижегородские губернские ведомости. 896. — № 4. — С. 4,5.
  215. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 5. — С. 8.
  216. Нижегородские губернские ведомости. 896. — № 6. — С. 3.
  217. Нижегородские губернские ведомости. 896. — № 8. — С. 4.
  218. Нижегородские губернские ведомости. 896. — № 9. — С. 6.
  219. Нижегородские губернские ведомости. 896. -№ 11.-С. 9.
  220. Нижегородский Городской Художественный и Исторический музейи Выставка картин общества художников Исторической живописи. Исторические справки Текст.- М.: типография «О. И. Лашкевич и К0», 1896.-27с.
  221. Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей. Каталог и исторический очерк Текст. Н. Новгород: типография Губернского Правления музея, 1896.-45 с.
  222. Нижегородский Иллюстрированный Календарь В. И. Виноградова Текст. -2-е приложение Н. Новгород: Типолитография С. Н. Казачкова, 1897.—14с.
  223. Нижегородский Иллюстрированный Календарь В. И. Виноградова-3-е приложение Н. Новгород: Типолитография С. Н. Казачкова, 1897. — 7с.
  224. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. -М.: ТПП «ГИУС», 1992. 270 с.
  225. Нижегородский край. История в документах с древнейших времён до 1917 года Текст. / Сост. Н. Ф. Филатов. Арзамас: АГПИ, 2001. — 224 с.
  226. Нижегородский край: факты, события, люди. 2-е изд., с доп. Текст. — Н. Новгород: НГЦ, 1997. — 375 с.
  227. Нижегородский листок. 896. — 13 мая. — С. 1.
  228. Нижегородский листок. 896. — 16 июня. — С. 3.
  229. Нижегородский листок. 896. — 16 мая. — С. 2.
  230. Нижегородский листок. 896. — 18 июня. — С. 3.
  231. Нижегородский листок. 896. -2 сентября.-С.2.
  232. Нижегородский листок. 896. — 22 июля. — С. 7.
  233. Нижегородский листок. 896. -22 июня. — С. 2.
  234. Нижегородский листок. 896. -26 июня. — С. 2.
  235. Нижегородский листок. 896. -26 мая.-С. 2,4.
  236. Нижегородский листок. 896. — 27 июня. — С. 2.
  237. Нижегородский листок. 896. — 28 июня. — С. 2.
  238. Нижегородский листок. 896. -28 мая. — С. 3.
  239. Нижегородский листок. 896. — 3 августа. — С. 4.
  240. Нижегородский листок. 896. — 30 июня. — С. 2.
  241. Нижегородский листок. 896. — 5 мая. — С. 2.
  242. Нижегородский листок. 896. — 7 мая. — С. 2.
  243. Нижний Новгород, 1896: Город, ярмарка, выставка. СПб. типография А. С. Суворина, 1896. 236 с.
  244. , И.П. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже Текст. / И. П. Овчинникова // Жилищное строительство. 1990. — N 7 (июль). — С.27−29.
  245. , И.П. Архитектура всемирных выставок Текст. / И. П. Овчинникова. Л.: Наука, 1972.-367 с.
  246. Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Петербурге в 1829 г. Текст. СПб., 1829.
  247. , О.В. Архитектура Всероссийской выставки 1896 года Текст. / О. В. Орельская // Мат. Всероссийск. научн-практич. конф.- Н. Новгород: «КиТиздат», 1997. 405 с.
  248. Ортега-и-Гасет, X. Размышление о технике Текст. / X. Ортега-и-Гасет // Вопросы философии. 1993. — № 10. — С. 32−68.
  249. , П. Международный конгресс по электричеству в Париже (с 18 по 25 августа н.с. 1900 г.) Текст. //Почтово-телеграфный журнал. 1900. -N 10. — Отд. неофиц., С.1106−1111.
  250. Открытие всемирной выставки в Париже Текст. // Почтово-телеграфный журнал. 1900. — N 4 (апр.). — Отд. неофиц., С.526−529.
  251. Отчет по постройке Городского театра с приложением общего свода расходов Текст. Н. Новгород: типография Ройского и Душина, 1897. — 212с.
  252. Отчеты о поездке на Парижскую Всемирную выставку 1900 года Текст. Тифлис, 1900. — 69 с. — (Прил. к Циркуляру по Упр. Кавказ, учеб. окр. за 1900 r., N 13).
  253. Памятники науки и техники в контексте культуры Текст. М.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1989. — 20с.
  254. Парижский выставочный поезд Текст. // Журнал МПС. 1899. — N 8.-С. 176.
  255. Паровоз большой скорости, об одной ведущей оси, Общества Midland Railway в Англии, бывший на всемирной Выставке 1900 года в Париже Текст. / Перевел А. Ч. //Железнодорожное дело. -1901. N 27−28. — С.286−288.
  256. , Б.Д. Научно-техническая революция и личность Текст. / БД Парыгин. М.: Политиздат, 1978.- 298 с.
  257. , А.А., Яковенко, И.Г. Культура как система Текст. / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1998. — 376 с.
  258. , А. Трагедии. Орестея. Прикованный Прометей Текст. / Пиотровский А. Калининград: Янтарный сказ, 2004. — 350с.
  259. Подробный указатель XVIII-ro художественного отдела Текст. / Сост. Н. П. Собко. СПб.: Типография Э. Гоппе, 1896. — 32 с.
  260. Положение о съездах (конгрессах) на всемирной выставке 1900 года в Париже: (Министерское постановление от 11 июня 1898 г.) Текст. // Почтово-телеграфный журнал. 1900. — N 5 (май). — Отд. неофиц., С.618−621.
  261. Правила для экспонентов Русского отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже, утвержденные Г. Министром финансов 23 декабря 1897 г. Текст. / Всемир. выст. Париж. 1900 г. Рус. отдел. [СПб.]: Тип. Е. Евдокимова, [1898]. -20 с.
  262. Правила о перевозке экспонатов в Париж и обратно: Утв. Г. М-ром Фин. 7 мая 1899 г. Текст. / Печ. по распоряж. Ген. Комис. Рус. Отд. Всемир. Париж, выст. 1900 года. СПб.: Скоропечатня В. В. Крапивина, 1899. — 8 с.
  263. , Г. А. Традиция как диалог культур Текст. /Г.А. Праздников // Советская этнография,-1981.- № 2.- С.87−90.
  264. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности Текст.-М.:НИИК, 1989.-221с.
  265. Проблемы музееведения и народная культура Текст. -Новосибирск: Наука: Сиб. предприятие РАН, 1999. 283с.
  266. Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. М.: ИНИОН, 1989. -208 с.
  267. Программа вопросов, подлежащих обсуждению на VI сессии Международного железнодорожного конгресса в Париже Текст. // Железнодорожное дело. 1899. — N 25−26,29−30.
  268. Производство электрической энергии на Парижской всемирной выставке Текст. // Почтово-телеграфный журнал. 1900. — N 5 (май). — Отд. неофиц., С.617−618.
  269. , В.Я. Проблемы комизма и смеха: собр. трудов Текст. // В. Я. Пропп. М.: Наука, 1999. -246 с.
  270. Путеводитель по Парижу: Описание Всемирной выставки 1900 г. Текст. СПб.: «Народная польза», 1900. — 288 с.
  271. Путеводитель, с приложением планов Парижа и выставки 1900 г. Текст. / Сост. под ред. С. Д. Изд. неофиц. СПб.: Евстифеев, 1900. — 159 с.
  272. , В.Н. Отдел попечительств о народной трезвости на Всемирной парижской выставке 1900 года Текст. / Гражд. инж-ра В. Н. Пясецкого. СПб.: Типо-лит. Э. Арнгольда, 1901. — 13 е.: ил. — (Отд. отт. из «Изв. гражд. инж-ров» за 1900 г.).
  273. Размеры Парижской всемирной выставки нынешнего года в сравнении с предшествующими Текст. // Журнал МПС. 1900. — N 2. — С. 170. -(Разд. «Мелкие новости и сообщения»).
  274. , П. Парижская выставка 1889 Текст. / П. Райский. СПб. 1889.- 115 с.
  275. , Э.Г. Менделеев на всемирной выставке 1900 г. Текст. / Э. Г. Раков // Химия: [Еженед. прилож. к газ. «Первое сентября"]. 2000. — N 15.
  276. , А. Путеводитель на выставку в Париж через Берлин и Кельн: Спутник и собеседник русского туриста Текст. / Сост. А. Редкин. -СПб.: Тип. «Т-ва худож. печати» (Англ. просп., 28), [1900]. 379 с.
  277. , А.В. Участие Комитета Сибирской железной дороги во Всемирной выставке 1900 г. в Париже Текст. / Хозяйственное освоение Сибири: История, историография, источники. Томск, 1991. — Вып.1. — С. 167 176.
  278. , М.К. К вопросу о значении ярмарок во внутренней торговле дореформенной России (пер. пол. XIX в.) Текст. // Историческиезаписки. Т. 54.-М., I955.-C. 309.
  279. Росписи вещам, представленным на мануфактурную выставку 1829 г., отд.1 СПб., 1829.-84 с.
  280. Россия в конце XIX века Текст. / Под общ. ред. В.И. Ковалевского-
  281. М-во финансов и др. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1900. — 657с.
  282. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г Текст. СПб.:1. А. С. Шустов, 1900.-248с.
  283. Русские Ведомости. 1900. — № 295. — С. 18.
  284. Русские Ведомости. 1900. — № 300. — С. 7.
  285. Русский павильон на Парижской выставке Текст. // Мир искусства.- 1900.-N 21−22.-С.98−109.
  286. Русское богатство. 1900. — № 6 (июнь). — Отд. Н, С.74−105.
  287. Санкт-Петербургские ведомости. 1829. — № 372. — С.5.
  288. Санкт-Петербургские ведомости. 1873 г. — № 4. — С.5.
  289. , А.Н. Константин Алексеевич Коровин Текст. // Н. И. Комаровская О Константине Коровине. Л.: Наука, 1961. — С. 114−115.
  290. , Ю. На месте бывшей ярмарки Текст. / Ю. Саясов // Горьковский рабочий.- 1962.- 27 октября. С. 2.
  291. Сборник журналов заседаний Высочайше учреждённой комиссии по заведыванию устройством Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде Текст. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1894. — 186 с.
  292. Северная пчела. 1835. — № 117. — С.9.
  293. , Д.Н. Нижегородская старина Текст. / Д. Н. Смирнов.- Н. Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1995.- 604 с
  294. Соболыциков-Самарин, Н. И. Записки Текст. / Н. И Собольщиков-Самарин. 2-е изд., с доп. Горький: Горьковское обл. кн. изд-во, 1960. — 385 с.
  295. Совещания об устройстве Всероссийской выставки 1896 года. Н. Новгород: Нижегородская Губернская Архивная комиссия, 1896. — 156с.
  296. , Б.Г. Культура и традиция Текст. / Б. Г. Соколов // Метафизические исследования.- Выпуск 4.- Культура. СПб.: Алетейя, 1997.192 с. -С.26−38.
  297. , П. Человек, цивилизация, общество Текст. / П. Сорокин.-М.: Прогресс, 1992−256с.
  298. , Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. Текст. / Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект, 2001. — 990 с.
  299. , B.C. Традиция в потоке времени Текст. / B.C. Степин. -М.:Высшая школа, 1976.-271с.
  300. Сто видов Парижской выставки 1900 года Текст. СПб., 1900.24л.
  301. , И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений Текст. / И. В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. — 188 с.
  302. , Н. Шестая сессия Международного железнодорожного конгресса в Париже в 1900 г. Текст. // Железнодорожное дело. 1900. — N 2728. — С.297−299.
  303. Телеграф, — 1900 г.-№ 6,-С.9.
  304. , С.А. Ранние формы религии Текст. / С. А. Токарев.- М.: Политиздат, 1990, — 622 с.
  305. , В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в обл. мифопоэтического: избранное. М.: изд. группа «Прогресс-культура», 1995. -624с.
  306. , В.В. Спутник русского туриста по Всемирной выставке 1900 года и Парижу Текст. СПб.: Т-во Худож. печати, 1900. — 320с.
  307. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на первой Московской выставке 1831 г. Текст. М., 1831. — 68 с.
  308. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на выставке 1835 г. в Москве Текст. М., 1835. — 72 с.
  309. Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 г.: Отчет Генерального комиссара Русского отдела Текст. / М-во финансов. СПб.: Тип. И. Гольдберга, 1901. -117 с.
  310. Фарбер, Jl.M. A.M. Горький в Нижнем Новгороде: Очерк жизни и творчества, 1889 1904 Текст. / J1.M. Фарбер. 3-е изд. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. — 271 с.
  311. , Н.Ф. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Н. Новгороде и ее строители Текст. / Н. Ф. Филатов // Мат. Всероссийск. научн-практич. конф, — Н. Новгород: «КиТиздат», 1997. -405 с.
  312. , Н.Ф. Нижегородская ярмарка и ее строители / Н. Ф. Филатов // Филатов, Н. Ф. Одиссей: Сборник Текст. / Н. Ф. Филатов.- Н. Новгород. 1992.-С. 318−328.
  313. , Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII -начала XX века Текст. / Н. Ф. Филатов. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1980. — 222 с.
  314. , Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV начала XX века Текст. / Н. Ф. Филатов. — Н. Новгород: Изд-во «Нижегородские новости», 1994.-246с.
  315. , Н.Ф. Преобразования Нижнего Новгорода в пору подготовки Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года Текст. / Н. Ф. Филатов // Мат. Всероссийск. научн-практич. конф.- Н. Новгород: «КиТиздат», 1997.-405 с.
  316. , Н.Ф. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки Текст. / Н. Ф. Филатов. Н. Новгород: изд-во «Книги», 2003. — 512 с.
  317. , Ю.В. Нижегородская ярмарка как культурный феномен Текст. / Ю. В. Филиппов // Законы развития человеческого общества: Материалы V Международной ярмарки идей, 30 академический симпозиум. -Н. Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2002. С. 194 — 195.
  318. , Ю.В. Ритмы этнической социализации Текст. / Ю. В. Филиппов // Мир психологии.- 2002 № 3. -С. 145−156.
  319. , Ю.В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности формирования русского этнонационального сознания Текст. / Ю. В. Филиппов. // Мир психологии.-2003. № 1 (33).- С. 160−173.
  320. , Ю.В. Этнопедагогические проблемы этнической социализации Текст.: Дисс. .док.пед.наук: 13.00.01 / Ю.В. Филиппов- Чуваш.гос.пед.ун-т. Чебоксары, 2006. -396 с.
  321. , А.Я. Культура как фактор национальной безопасности Текст. / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 3. -С.181 — 187.
  322. , А.Я. Культорологическое образование Текст. /А.Я. Флиер// Культурология XX век. СПб: Алетейя, 1997.-588 с.
  323. , В.А. Человек в мире культуры Текст. / В. А. Фортунатова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998.
  324. Французские железные дороги и всемирная выставка Текст. // Железнодорожное дело. 1900. — N 35−36. — С.392.
  325. , Дж. Золотая ветвь Текст. / Дж. Фрезер. М.: Политиздат, 1986.-С. 121−134.
  326. , С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон. М.: ООО изд. Акт, 2003. — 603с.
  327. Хейзинга, И. Homo Ludens. В тени Завтрашнего дня Текст. / И. Хейзинга. М.: 1992.-С. 179−198.
  328. , Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода Текст. / Н. И. Храмцовский. Н. Новгород: Изд-во. «Нижегородская ярмарка», 1998. — 608 с.
  329. , Н.А. Культура в эпоху социального хаоса Текст. / Н. А. Хренов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  330. ЦГИАЛ. Ф. 1152. Оп. т. III. Д. № 190. -Лл. 10 (об.)-11
  331. ЦГИАЛ. Ф. 1152. Оп. т. III. Д. № 190. -Лл. 12−13.
  332. ЦГИАЛ. Ф. 1152. Оп. т. III. Д. № 190, — Л. 2.
  333. ЦГИАЛ. Ф. 1152. Оп. т. III. Д. № 637. -Л. 11 (об.).
  334. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 635. Лл. 2−3.
  335. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 636. Лл. 2−3.
  336. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 636. Лл. 7−9.
  337. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 637. Л. 104.
  338. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 637. Л. 105.
  339. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 637. Л. 147.
  340. ЦГИАЛ. Ф. 18. Оп. 2. Д. № 637.-Л. 1.
  341. ЦГИАЛ.Ф. 18. On. 2. Д. № 637. Лл. 15−16.
  342. ЦГИАЛ. Ф. 560. Оп. 38. Д. № 394. Л. 1.
  343. ЦГИАЛ. Ф. 560. Оп. 38. Д. № 297. Л. 26.
  344. ЦГИАЛ. Ф. 560. Оп. 38. Д. № 327. Л. 25.
  345. ЦГИАЛ. Ф. 560. Оп. 38. Д. № 327. Л. 26.
  346. ЦГИАЛ. Ф. 560. Оп. 38. Д. № 349.- Л. 7.
  347. ЦГИАЛ. Ф. 580. Оп. 38. Д. № 560. Л. 23.
  348. ЦГИАЛ. Ф. 1152. Оп. т. V. Д. № 82, ч. II. Л. 309.
  349. , Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры. Проблемы типологии в этнографии Текст. / Я. В. Чеснов. М.: Наука, 1979.-176 с.
  350. , Ф.И. Страницы из моей жизни Текст. / Ф. И. Шаляпин. -Пермь: Пермское кн. изд-во, 1961. 239 с.
  351. , А.Н. Отчет о командировке на Всемирную выставку в мае и июне 1900 года Текст. // Журнал М-ва нар. просвещения. 1900. — 4.332 (ноябрь). — Неофиц. часть, Отд. (паг.) IV, С. 1−36.
  352. , И.С. Разум. Жизнь. Вселенная // Сб. под ред. Т. К. Бреус. М.: Янус К, РФФИ, 1996. — 432с.
  353. , Л.М. Основы музейного дела: теория и практик Текст. / Л. М. Шляхтина. М.: Высш. шк., 2005. — 183с.
  354. , В.Н. Россия на Всемирных выставках 1851−2000 Текст. / В. Н. Шпаков. -М.: Росинтэкс, 2001. 516 с.
  355. , О. Закат Европы Текст. // Самосознание европейской культуры XX века/ О.Шпенглер. М.: Наука, 1991.- 348 с.
  356. , С.М. Нижегородская ярмарка Текст. / С. М. Шумилкин.-Н. Новгород: Изд-во. «Понедельник», Волго-Вятское кн. изд-во, 1996.-224с.
  357. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов Текст. / К. Г. Юнг.- М. -Киев: ЗАО «Совершенство», 1997. 384 с.
  358. Юнг, К. Человек и его символы Текст. / К. Юнг. СПб.: Петрополис, 1996. -978 е.- С. 866.
  359. , Н. Что такое была Нижегородская выставка 1896 года? Текст. / Н. Якобсон. СПб.: типография С. В. Волпянского, 1897. — 51с.
  360. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. Очерки истории Текст. / Сост. Н. А. Богородицкая, Н. Ф. Филатов. Н. Новгород: Типография ННГУ, 1996. — 151 с.
Заполнить форму текущей работой